Меню Рубрики

Проведения занятий в школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой

На приеме у врачей в поликлинических отделениях либо в больницах, где проводится стационарное лечение пациентов с бронхиальной астмой, бывает трудно получить все необходимые сведения о болезни. Именно поэтому все большее признание и даже популярность завоевывают школы здоровья для больных с бронхиальной астмой.

Подобные школы помогают разобраться, как полноценно жить и работать с диагностированным заболеванием, как строить распорядок дня и режим питания астматиков, кроме того, предоставляют общую и детальную информацию о сути патологии, ее потенциальных осложнениях и возможных последствиях. В абсолютном большинстве случаев пациенты получают ответы на все интересующие их вопросы, а завершив обучение, начинают смотреть на свое заболевание совершенно другими глазами.

Краткое содержание статьи

Бронхиальная астма является очень распространенной и достаточно серьезной патологией. Болезнь может поразить человека в любом возрасте. Большая часть пациентов имеет генетическую предрасположенность к болезни. Трудность течения заболевания, повторяемость симптоматики, которая часто угрожает здоровью и жизни больных, нередко создают предпосылки не только для физических, но и для психологических и эмоциональных проблем, отнимающих силы как самих пациентов, так и их родственников.

Как известно, эффективность терапии болезни напрямую связана с неукоснительным выполнением всех назначений и рекомендаций врача. Плохая информированность об основах оказания помощи и самопомощи, незнание правил специального режима жизни астматиков часто приводят к непредсказуемым ситуациям. Поэтому учеба в подобных центрах является необходимой составляющей общей программы лечения больных.

Бронхиальная астма — это болезнь, которая длится не один год. На протяжении всей жизни астматики чаще или реже, но регулярно сталкиваются с периодами ремиссий и обострений. Общая задача школы здоровья — обучить группу больных контролировать свое самочувствие и научить их не допускать частых рецидивов.

Одной из самых прогрессивных форм учебы являются групповые занятия. Все уроки в школах проводят семейные доктора, терапевты, пульмонологи, аллергологи, психологи, а также квалифицированные и опытные медсестры. Центры бронхиального здоровья удобны тем, что они организовываются на базе поликлинических отделений для амбулаторных пациентов, а также в больницах, если пациенты находятся на стационарном лечении. Врачи выбирают группу больных, которые по их мнению наиболее нуждаются в прохождении обучающего курса. Также в списки врачи включают всех желающих пройти обучение и даже членов их семей.

ВАЖНО! Посещение занятий в школе здоровья для пациентов должно носить только добровольный характер.

Обычно группы подбираются так, что в них проходят учебу больные разного пола и возраста, а также с различным стажем болезни. Такой вариант подбора считается наиболее эффективным.

Отдельными группами набираются родители маленьких пациентов. На занятия взрослые приходят вместе с детьми. Детские школы организовываются на базе детских поликлиник. На занятиях врачи обучают детей и их родителей навыкам пользования специальными приборами, например, ингаляторами, небулайзерами и прочими. Уроки для детей проходят в форме игры, которая понятна и доступна для маленьких пациентов.

Важная и главная цель обучения — чтобы группа пациентов с астмой узнали о болезни как можно больше, научились с ней полноценно жить и справляться с приступами без помощи медиков.

Самые важнейшие задачи школ здоровья:

  • профилактика и предупреждение прогрессирования бронхиальной астмы и приступов болезни;
  • умение больных определять степень тяжести заболевания;
  • получение информации о первых симптомах астматического удушья;
  • научить пациентов всем доступным способам быстрого купирования приступа;
  • информирование пациентов о новых методах лечения бронхиальных проблем и новых эффективных медикаментах. Обсуждение с пациентами эффективной медикаментозной и немедикаментозной терапии и возможных побочных эффектах лечения;
  • информирование о факторах риска осложнений, прежде всего отказа от пагубных привычек, таких как курение и злоупотребление алкоголем.

Кроме того, одна из важнейших задач занятий в подобных центрах — это формирование стойких доверительных и ответственных отношений между пациентом и лечащим врачом. Следует понимать, что они оба несут одинаковую ответственность за решение проблем, возникающих во время бронхиальной астмы. Ведь часто ситуация складывается таким образом, что астматик и его близкие люди в минуты обострения болезни сами должны действовать своевременно и грамотно, прежде чем им сможет помочь медицинский работник.

ВАЖНО! Определенную положительную роль в школах здоровья играет организация ролевых игр — они помогают отработать стратегию поведения во время неожиданного приступа.

Любой процесс образования требует правильной организации. Для этого важно выбрать теплое помещение с хорошим освещением. В обучающей комнате требуется разместить удобные столы и стулья, а также предусмотреть возможность подключения некоторого офисного оборудования — компьютера, принтера, ксерокса для размножения учебного материала на бумаге.

Обычно группа состоит из 8-10 человек. Большее количество больных считается неэффективным и может негативно отразиться на качестве образования — специалист может не успеть охватить вниманием каждого пациента, а также не услышать все вопросы и ответить на них. Кроме того, следует предусмотреть дополнительные места для группы родных людей больного. Они тоже должны быть знакомы со всеми характеристиками болезни и умели помочь поддерживать соответствующий образ жизни своих больных родственников.

Как показывает практика занятий в бронхиальной школе здоровья, курс обучения должен быть от 7 до 10 занятий. Оптимальное время каждого занятия — не более чем 1,5 часа с 2 перерывами. Данного времени хватает, чтобы пояснить весь материал и дать необходимый объем полезных сведений для больных.

Школы здоровья, которые стабильно работают уже несколько лет, строят свою работу так, чтобы за год успеть организовать около 10 циклов обучения. Уроки здоровья строятся в виде бесед, а также должны состоять из лекционного и практического времени. План каждого урока оглашается заранее, но при желании обучающихся пациентов может немного корректироваться.

Название занятия Темы для изучения
Знакомство с Бронхиальной астмой Что такое БА.
Причины появления болезни.
Факторы риска возникновения БА.
Удушье. Что нужно знать об этом Причины развития приступа.
Алгоритм действий во время удушья.
Как предупредить приступ?
Ингаляционное лечение Как пользоваться ингалятором, небулайзером, спейсером?
Лекарства для ингаляций.
Немедикаментозная терапия БА Спелеотерапия и галотерапия.
Дыхательная гимнастика.
Виды и техники массажа.
Лечебная физкультура.
Закаливание.
Пикфлоуметрия Пикфлоуметрия — как метод самоконтроля течения болезни.
Как пользоваться пикфлоуметром?
Ведение графика пикфлоуметрии.
Оценка результатов.

ВАЖНО! Ведущим занятия врачам и другим специалистам желательно не оперировать специфическими медицинскими терминами, которые могут быть недоступны пониманию всех пациентов.

Врачи и другой медицинский персонал, имеющие не только необходимый уровень знаний, но и педагогические навыки, составляют план занятий на весь курс обучения. В некоторых центрах программные курсы немного разнятся, но в целом, учебные планы практически одинаковы. Ниже приведен примерный план учебы в школе бронхиальной астмы.

Один или несколько уроков должны быть посвящены таким важным психологическим темам, как:

  • как уменьшить тревогу и негативные эмоции на фоне заболевания;
  • эмоциональная и другая поддержка пациентов и членов их семей;
  • принятие того факта, что бронхиальная астма — это такая болезнь, которая навсегда останется с человеком, поэтому следует как можно быстрее научиться с ней существовать;
  • роль личной ответственности за проявление приступов и осложнений.

Полученный ранее опыт работы школ здоровья показывают, что взрослым пациентам лучше повторно проходить курс учебы через каждые 2-2,5 года, а дети и школьники должны обучаться через 8-12 месяцев.

Школы здоровья для больных бронхиальной астмой помимо полезных знаний и обучения навыкам борьбы с приступами дают надежду, что заболевший человек никогда не останется один на один со своими проблемами. Рядом с ним всегда будут находиться такие же «друзья по несчастью», им желают помочь медики и фармацевты, которые объединили свои силы с одной целью — избавить больных от тяжелой симптоматики болезни и улучшить качество их жизни.

источник

Название Учебно-методическое пособие организация работы школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой
страница 1/6
Тип Учебно-методическое пособие

rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебно-методическое пособие

Министерство здравоохранения Мурманской области
Государственное областное образовательное автономное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Мурманский областной центр повышения

квалификации специалистов здравоохранения»
Учебно-методическое пособие

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

Учебно-методическое пособие предназначено для специалистов, осуществляющих обучение в Школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой.

В учебно-методическом пособии представлены цели и задачи Школы, учебно-тематический план, содержание занятий, даются рекомендации пациентам, предлагаются задания для контроля знаний слушателей школы.
СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение.
  2. Основная часть:

2.1. Цели и задачи Школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой.

2.2. Учебно-тематический план.

2.3. Содержание учебного материала.

  1. Список литературы.
  2. Приложения:

4.1. Строение дыхательной системы.

4.2. Изменения бронхов при бронхиальной астме.

4.4. Дыхательные упражнения по Стрельниковой.

4.5. Виды упражнений дыхательной гимнастики по Бутейко.

4.6. Памятка для пациента, страдающего бронхиальной астмой.

Основной целью здравоохранения на современном этапе является повышение доступности и качества медицинской помощи. Современная концепция здоровья считает необходимым привлечение пациента к решению его собственных проблем.

Бронхиальная астма – это серьезная проблема современной медицины. Люди всех возрастов во всем мире подвержены этому хроническому заболеванию дыхательных путей, которое может быть тяжелым и подчас даже смертельным.

Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Целью Школ является повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами рекомендаций, формирование партнерских отношений с медицинскими работниками в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении Школ здоровья у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению.

Медицинским сестрам отводится большая роль в обучении пациентов в вопросах самоконтроля своего состояния, профилактики данного заболевания и в организации правильного ухода за пациентами.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

Основной целью Школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой является повышение эффективности терапии бронхиальной астмы у пациентов и контроль над течением болезни у них посредством образования самого пациента. В ходе этих занятий обучаемые получают необходимую информацию о причинах и механизмах развития бронхиальной астмы, основных способах лечения и методах самоконтроля.

Слушатели Школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой становятся активными участниками обучающего процесса. Каждый участник делится с другими своим опытом, сам получает полезную информацию и учится решать проблемы при возникновении различных ситуаций.
Для чего нужна школа

  • Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения бронхиальной астмы сегодня.
  • Дать возможность пациенту оценить тяжесть своего состояния и адекватность противоастматического лечения.
  • Научить пациента самостоятельно распознавать приближающееся ухудшение в течение астмы и предотвращать его.
  • Научить пациента приемам самопомощи при развившемся приступе астмы.
  • Объяснить назначение ингаляторов и правила их использования.
  • Помочь пациенту точно выполнять рекомендации врача, так как именно от этого зависит успех противоастматического лечения.

Что должен знать пациент школы:

  • бронхиальная астма, причины развития, клинические проявления;
  • методы исследования;
  • факторы риска и методы профилактики;
  • методы самоконтроля;
  • принципы лечения.

Что должен уметь слушатель школы:

  • проводить ингаляционное введение лекарственных средств с помощью индивидуального баллончика-ингалятора, небулайзера;
  • оказывать первую помощь при ухудшении состояния;
  • проводить пикфлоуметрию;
  • оценивать состояние по системе «цветных зон».

Посещение занятий добровольное, группы смешанные, разные по возрасту и длительности заболевания. Для успешных занятий количество слушателей в группе не должно превышать 8-10 человек. Контроль над посещаемостью занятий осуществляется преподавателем.
Организация учебных занятий.

Программа обучения состоит из 5 обязательных занятий. Занятия проводятся – 2-3 раза в неделю в будние дни, в вечернее время. Продолжительность занятия 90 минут. Учебные занятия проводятся в виде лекционных и практических занятий. Лекция является одним из важнейших видов занятий и составляет основу теоретической подготовки слушателей. Практические занятия проводится после теоретических, главным содержанием которых является практическая работа каждого слушателя (решение проблемных ситуаций, отработка практических навыков).
Контроль.

Методы контроля — это способы деятельности преподавателя и слушателей, в ходе которых выявляются усвоение материала и овладение требуемыми знаниями, умениями и навыками.

Устный опрос — наиболее распространенный метод контроля знаний слушателей. При устном контроле устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и слушателем, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения материала. Он позволяет получить достаточно точную и объективную картину состояния обученности слушателей.
Условия обучения.

Занятия должны проходить в учебном кабинете с использованием учебно-методической документации, комплектом изделий медицинского назначения и муляжей; наглядных пособий; мультимедийного проектора; компьютера и т.д.

Читайте также:  Аллергическая бронхиальная астма спирография

УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Цикл «Организация работы школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой»
Категория слушателей: Пациенты с бронхиальной астмой, добровольные слушатели.
Объем часов: 10 часов

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

п/п Наименование тем Всего часов Количество часов
Теория Практика
1. Знакомство с недугом. 1 1
2. Состояние под контролем. 3 1 2
3. Методы и способы диагностики. 1 1
4. Поговорим о лечении. 3 1 2
5. Улучшение качества жизни пациента. 2 2
Наименование тем Содержание
Занятие 1.

Знакомство с недугом.

Теория. Как устроена дыхательная система? Что такое бронхиальная астма? Причины развития заболевания. Триггеры.
Занятие 2.

Состояние под контролем.

Теория. Основные признаки удушья при бронхиальной астме. Контроль над заболеванием. Оказание помощи при приступе бронхиальной астмы.
Практика: Методика самоконтроля заболевания с помощью пикфлоуметра. Обучение ведению дневника самоконтроля. Схема разграничения зон контроля. Обучение правилам поведения при возникшем приступе удушья (ухудшении состояния) при бронхиальной астме.
Занятие 3.

Методы и способы диагностики.

Теория: Методы исследования:

— исследование функции внешнего дыхания,

— прочие методы исследования.

Занятие 4.

Теория: Основные принципы лечения бронхиальной астмы. Группы препаратов, используемые для лечения заболевания. Виды и правила пользования ингалятором.
Практика: Знакомство пациентов с различными видами лекарственной доставки. Правила использования дозированного ингалятора, спейсера, небулайзера.
Занятие 5.

Улучшение качества жизни пациента.

Теория: Современные подходы к различным видам немедикаментозной терапии и меры профилактики заболевания:

— что такое дыхательная гимнастика, галотерапия, климатотерапия, гипоаллергенная диета;

— нужна ли профилактика вирусной инфекции;

— боремся с вредными привычками.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
ЗАНЯТИЕ 1 (теория).

Тема: Знакомство с недугом.
Цель занятия: сформировать представление о заболевании, причинах развития бронхиальной астмы.

1. Как устроена дыхательная система?

2. Что такое бронхиальная астма?

3. Причины развития заболевания.

1. Как устроена дыхательная система? (Приложение №1)

Воздух, который мы вдыхаем, сначала проходит в легкие через трахею – широкую трубку, которая начинается сразу за голосовыми связками. От трахеи отходят два главных бронха – в левое и правое легкое. Главные бронхи затем разветвляются, как ветви на дереве, а диаметр их просвета становится все меньше по мере ветвления. Бронхи с наименьшим диаметром просвета оканчиваются гроздями мешочков – альвеолами, густо оплетенными сетью кровеносных сосудов. При вдохе в альвеолы поступает атмосферный воздух, а при выдохе из альвеол удаляется воздух, насыщенный углекислым газом.

Частота дыхания — количество дыхательных циклов в минуту. Один цикл состоит из вдоха, выдоха и дыхательной паузы. Средняя частота дыхания в покое от 15 до 18 циклов в минуту. При определенных условиях частота дыхания может изменяться.

Во время вдоха происходит расширение грудной клетки, и воздух устремляется по бронхиальному дереву в легкие. Во время выдоха грудная клетка сжимается, воздух выходит наружу. Сжатие и расширение грудной клетки происходит в результате работы дыхательной мускулатуры.

По способу расширения грудной клетки различают два типа дыхания:

— грудной тип дыхания (расширение грудной клетки производится путём поднятия рёбер), чаще наблюдается у женщин;

— брюшной тип дыхания (расширение грудной клетки производится путём уплощения диафрагмы), чаще наблюдается у мужчин.

Различают верхние и нижние дыхательные пути. Система верхних дыхательных путей состоит из полости носа, носоглотки и ротоглотки, а также частично ротовой полости, так как она тоже может быть использована для дыхания. Система нижних дыхательных путей состоит из гортани, иногда её относят к верхним дыхательным путям, трахеи, бронхов лёгких.

Размеры бронхов отличаются между собой. Так, правый короче и шире левого, его длина – от 2 до 3 см, длина левого бронха – 4-6 см. Также размеры бронхов различаются по половому признаку: у женщин они короче, чем у мужчин. Строение бронхов отличается в зависимости от их порядка. По мере уменьшения диаметра бронха их оболочка становится более мягкой, теряя хрящеватость. Однако есть и общие черты. Выделяют три оболочки, образующие бронхиальные стенки:

— Слизистая — покрыта реснитчатым эпителием, расположенного в несколько рядов. Кроме того, в ее составе обнаружены несколько разновидностей клеток, каждая из которых выполняет свои функции. Бокаловидные образуют слизистый секрет, нейроэндокринные секретируют серотонин, промежуточные и базальные принимают участие в восстановлении слизистой оболочки;

— Фиброзно-мышечная хрящевая. В основе ее строения – незамкнутые гиалиновые хрящевые кольца, скрепленные между собой слоем фиброзной ткани;

— Адвентициальная, оболочка, образованная соединительной тканью, имеющей рыхлое и неоформленное строение.

Основная функция бронхов заключается в транспорте кислорода от трахеи до альвеол легких. Другая функция бронхов, за счет наличия у них ресничек и способности образовывать слизь, является защитной. Кроме того, они ответственны за формирование кашлевого рефлекса, который помогает устранить частицы пыли и иные инородные тела.
2. Что такое бронхиальная астма?

Бронхиальная астма (БА) — это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, проявляющееся приступами одышки , которые зачастую сопровождаются кашлем и могут перерастать в приступы удушья .

При этом развивается: (Приложение №2)

— спазм гладкой мускулатуры бронхов;

— отек слизистого слоя бронхов;

— выработка повышенного количества густой, вязкой слизи.

Все эти изменения приводят к тому, что просвет бронхов сужается, и воздух не достигает альвеол. Поэтому больной чувствует затрудненное дыхание или удушье (если просвет сужен значительно). Обычно мы не замечаем, как дышим. При приступе астмы создается препятствие прохождению воздушного потока. Это результат сужения просвета бронхов, который сопровождается свистами, хрипами, писком в груди. Из-за того, что мокрота становится вязкой и трудноотделимой, а также из-за возникшего спазма и отека бронхов, мокрота плохо откашливается. Это состояние называется приступом бронхиальной астмы.

В отличие от других хронических заболеваний дыхательных путей, изменения бронхов при астме носят обратимый характер. В период между приступами человек в большинстве случаев чувствует себя абсолютно здоровым, никаких симптомов заболевания может и не быть. Однако слизистая оболочка бронхов у таких людей имеет гиперчувствительность к ряду провоцирующих факторов, у каждого они свои.
3. Причины развития заболевания можно разделить на те, которые обуславливают развитие заболевания (внутренние факторы), и те, которые провоцируют появление симптомов (преимущественно внешние). Некоторые факторы относятся к обеим группам.

К внутренним факторам относят генетические (гены, предрасполагающие к развитию атопии и бронхиальной гиперреактивности), ожирение.

К внешним факторам, в первую очередь, относят неинфекционные аллергены: ингаляционные (бытовые, эпидермальные, пыльцевые, грибковые, продукты химического производства, частицы тел насекомых); пероральные (пищевые продукты, пищевые добавки); парентеральные (лекарственные средства, сыворотки, вакцины, яд перепончатокрылых насекомых). К провоцирующим факторам также относят респираторные инфекции (особенно вирусные), активное и пассивное курение, загрязнение воздуха поллютантами, паразитарные инфекции, физическое усилие, особенности питания. Механизмы влияния внешних и внутренних факторов на развитие и проявления БА являются сложными и взаимозависимыми. Кроме того, появляются данные о том, что особенности развития в первые годы жизни ребенка – также являются важными факторами, влияющими на риск развития БА у генетически предрасположенных лиц.

Триггеры – это пусковые факторы, которые вызывают обострение БА, провоцируют возникновение обструкции дыхательных путей.

К специфическим триггерам относится аллергическая реакция.

К неспецифическим относятся: физическая нагрузка, атмосферное загрязнение, респираторные вирусные инфекции, резкие запахи, метеорологические факторы, сигаретный дым, эмоциональное напряжение, сильный ветер и т.д.

1. Составьте список возможных источников аллергенов в вашей квартире, возможных неспецифических раздражителей.
ЗАНЯТИЕ 2 (теория).

источник

Обучение пациентов с бронхиальной астмой (БА) в Школе здоровья является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» — 91500.09.0002-2001, приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации») и классифицируется 04.037.03:

04 – медицинские услуги по профилактике;

03 – Школа для больных бронхиальной астмой.

Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля бронхиальной астмы.

Занятие 1. Что такое бронхиальная астма?

Занятие 2. Причины развития бронхиальной астмы. Пикфлоуметрия.

Занятие 3. Лечение бронхиальной астмы.

Занятие 4. Обострение бронхиальной астмы. Как контролировать болезнь?

Занятие 5. Контроль полученных знаний, навыков и умений.

Что такое бронхиальная астма?

Оснащение: мультимедийная презентация или слайды к оверхед-проектору по теме занятия – по возможности; вопросники по оценке знаний пациентов; дневники самоконтроля для пациентов бронхиальной астмой (могут представлять собой обычную тетрадь); информационные материалы для пациентов по теме занятия (плакаты «Анатомия дыхательных путей», «Вид бронхов вне приступа и во время приступа БА», «Упрощенная схема аллергической реакции»).

Структура и содержание занятия

1.1. Знакомство, представление участников.

1.2. Описание целей обучения.

2. Информационная часть

2.1. Определение бронхиальной астмы?

2.2. Как устроены дыхательные пути человека?

2.3. Что происходит с бронхами во время приступа БА?

Обсуждение факторов, провоцирующих приступ астмы.

4. Информационная часть

Понятие и механизм развития аллергии.

5. Активная часть (вопросы-ответы)

6. Информационная часть

7. Заключительная часть

Причины развития бронхиальной астмы. Пикфлоуметрия

Оснащение:мультимедийная презентация или слайды к оверхед-проектору по теме занятия – по возможности; пикфлоуметры (не менее 5), одноразовые картонные мундштуки; дневники пикфлоуметрии и самоконтроля, варианты кривых пикфлоуметрии; информационные материалы для пациентов (памятки «Наиболее аллергенные продукты», «Перекрестная аллергия»).

Структура и содержание занятия

2. Информационная часть

Почему возникает бронхиальная астма?

Обсуждение аллергенов и факторов риска развития БА.

4. Информационная часть

4.1. Что такое пикфлоуметрия и зачем она нужна?

4.3. Принципы ведения дневника пикфлоуметрии.

6. Заключительная часть

Лечение бронхиальной астмы

Оснащение: мультимедийная презентация или слайды к оверхед-проектору по теме занятия – по возможности; технические средства элиминации – противоклещевые чехлы, акарициды, воздухоочиститель; различные формы доставки лекарственных препаратов – дозированные аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, спейсер, небулайзер; информационные материалы для пациентов (памятки «Как избавиться от клеща домашней пыли?», «Как правильно пользоваться дозированным аэрозольным ингалятором», «Физические упражнения для пациентов с бронхиальной астмой»).

Структура и содержание занятия

2. Информационная часть

Проверка усвоения материала.

4. Информационная часть

Формы доставки лекарственных препаратов.

Демонстрация техники использования ингалятора.

6. Информационная часть

Обзор антиастматических препаратов.

7. Активная часть (вопросы-ответы)

8. Информационная часть

Физические упражнения для пациентов с бронхиальной астмой.

10. Заключительная часть

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

источник

Методика проведения занятий в Школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой По материалам интернет-сайтов Методика проведения занятий в Школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой

Методика проведения занятий в Школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой

По материалам интернет-сайтов

Методика проведения занятий в Школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой

Обучение пациентов с бронхиальной астмой (БА) в Школе здоровья является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» — 91500.09.0002-2001, приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации») и классифицируется 04.037.03:

04 – медицинские услуги по профилактике;

03 – Школа для больных бронхиальной астмой.

Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля бронхиальной астмы.

Занятие 1. Что такое бронхиальная астма?

Занятие 2. Причины развития бронхиальной астмы. Пикфлоуметрия.

Занятие 3. Лечение бронхиальной астмы.

Занятие 4. Обострение бронхиальной астмы. Как контролировать болезнь?

Занятие 5. Контроль полученных знаний, навыков и умений.

«Что такое бронхиальная астма?»
1. Вводная часть
1.1. Знакомство, представление участников.

Представиться слушателям и дать возможность каждому слушателю назвать свое имя и отчество. Раздать каждому слушателю заранее сложенные втрое листы бумаги и фломастеры, предложить написать свое имя и отчество на средней трети листа крупно и четко и сложить листы по сгибу в треугольную пирамиду, которую можно разместить на столе перед каждым слушателем. Предложить пациентам заполнить анкеты для получения информации согласно графам 2-4 таблицы 1 журнала регистрации пациентов, обучающихся в Школе здоровья (приложение №2 приказа МЗ СО «Об организации Школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях Свердловской области»).

1.2. Описание целей обучения.

Представить краткий обзор тематики Школы (перечень занятий), график ее работы, продолжительность курса. Раздать слушателям дневники самоконтроля, объяснить их назначение – регистрация пиковой скорости выдоха (ПСВ) и другой необходимой информации в процессе обучения. Предложить занести в дневник график работы Школы.

Раздать слушателям вопросники по оценке знаний и предложить заполнить их (приложение №8 приказа МЗ СО «Об организации Школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях Свердловской области»). Сохранить заполненные вопросники для последующего анализа эффективности обучения в Школе.

2. Информационная часть
2.1. Определение бронхиальной астмы?

Для слушателей важно подчеркнуть, что БА является хроническим воспалительным заболеванием бронхов, которое может успешно контролироваться только при условии длительной (чаще – постоянной) терапии.

2.2. Как устроены дыхательные пути человека?

Преподаватель рассказывает и показывает на плакате строение дыхательной системы. Упоминается, что дыхательная трубка начинается от носа и заканчивается мельчайшими бронхами. Описывается движение воздуха по дыхательной трубке – носовым ходам, трахее, крупным и мелким бронхам. Обсуждается строение ткани легких – альвеол – сосудов, в которые попадает кислород и откуда выводится углекислый газ. Кратко характеризуется строение бронхиального дерева – реснитчатый эпителий и его функция, мышечный слой. Подчеркивается, что особенности анатомии респираторной системы способствуют защите дыхательных путей от вредоносного воздействия окружающей среды. Подчеркиваются важность носового дыхания и изменения, которые могут возникать при его нарушении.

2.3. Что происходит с бронхами во время приступа бронхиальной астмы?

Преподаватель рассказывает об изменениях, которые происходят при бронхиальной астме – спазме мышц бронхов, отеке слизистой оболочки, выделении слизи. Подчеркивается, что это приводит к нарушению в движении воздуха. При этом появляются характерные симптомы – одышка, кашель, хрипы в груди, чувство тяжести. Если сужение бронхов очень сильное, то возникает приступ удушья.

Необходимо отметить, что в основу заболевания составляет воспаление стенки бронха. В случае бронхиальной астмы – это немикробное воспаление, и астму лечат не антибиотиками, а специальными противоастматическими препаратами, подавляющими воспалительный процесс в бронхах. Воспаление и спазм усиливают друг друга: воспаление делает бронх более чувствительным, а сужение бронха усиливает воспаление. Просвет уменьшается, воздух проходит в бронхах с затруднением, особенно во время выдоха. Поэтому больных беспокоит затруднение выдоха, ощущение свистящего дыхания. Воспаление делает слизистую бронха сверхчувствительной. Факторы, которые здоровому человеку не наносят заметного вреда (холодный воздух, пахучие вещества, пыльца деревьев, резкая смена температуры воздуха и т.д.), вызывают воспаление и спазм бронхов у больного астмой. Гиперреактивность (сверхчувствительность) бронхов – характерная черта болезни.

Преподаватель должен подчеркнуть, что воспаление в бронхах при бронхиальной астме является хроническим, поэтому лекарственные препараты, которые назначает врач, пациент должен принимать постоянно (более подробно на механизме действия противовоспалительных препаратов необходимо остановиться на занятии № 3).

3. Активная часть
Предложить слушателям высказаться о том, какие раздражители у них вызывают приступ астмы, и что они предпринимают для того чтобы избежать или уменьшить влияние факторов, провоцирующих симптомы астмы.
Перерыв
4. Информационная часть
Понятие и механизм развития аллергии.

ВНИМАНИЕ! Данный раздел является наиболее сложным для понимания слушателей, поэтому преподаватель должен в максимально доступной форме коротко осветить данную проблему!

Аллергия – это необычная чувствительность к различным веществам (аллергенам), которые у большинства людей не вызывают болезненные реакции.

Привести примеры аллергенов (клещи домашней пыли, шерсть и перхоть домашних животных, некоторые продукты питания, пыльца растений и др.).

На примере воздействия какого-либо аллергена рассказать, используя демонстрационный плакат или флипчарт, как развивается аллергическая реакция.

5. Активная часть
Ответы на вопросы.
6. Информационная часть
Как проявляется аллергия?

Преподаватель должен отметить, что одной из причин развития бронхиальной астмы является аллергия. Разъяснить, что аллергия может поражать не только бронхи (при атопической БА), но и другие органы человека. Коротко рассказать о клинических проявлениях других аллергических заболеваний.

  • Аллергический ринит – это заболевание, которое развивается в результате попадания аллергенов на слизистую оболочку носа и проявляющееся четырьмя основными симптомами – выделения из носа, затруднения носового дыхания, чиханием и зудом в полости носа;
  • Аллергический конъюнктивит – аллергическое воспаление слизистой оболочки (конъюнктивы) глаза, которое проявляется покраснением, отечностью век, зудом слезотечением, светобоязнь. Данное заболевание часто сочетается с аллергическим ринитом, бронхиальной астмой;
  • Крапивница – это заболевание, поражающее поверхностные слои кожи, характеризующееся кожным зудом и появлением высыпаний, которые напоминают след от крапивы;
  • Отек Квинке – характеризуется отеком кожи и подкожной клетчатки, а также слизистых оболочек различных органов. Отеки плотные, безболезненные, локализуются в местах, где хорошо развит подкожно-жировой слой (лицо, конечности, язык, мягкое небо, гортань). Чаще всего отек Квинке сочетается с крапивницей;
  • Анафилактический шок – это самая серьезная и часто – жизнеугрожающая аллергическая реакция, при которой поражаются многие органы и системы. Сопровождается появлением холодного пота, бледностью кожных покровов резким падением артериального давления, одышкой, потерей сознания. Наиболее часто анафилактический шок вызывают лекарства (антибиотики группы пенициллинов, рентгенконтрастные вещества), ужаления перепончатокрылых насекомых (осы, пчелы, оводы и др.).

7. Заключительная часть
Предложить слушателям задать вопросы. Сделать резюме о пройденном материале, акцентируя внимание на самых важных моментах. Рекомендовать слушателям обратить внимание на наличие у них внереспираторных симптомов аллергии. Кратко дать информацию о теме следующего занятия, подчеркнув необходимость посетить все занятия курса. Уточнить время и дату следующей встречи.

«Причины развития бронхиальной астмы. Пикфлоуметрия»
1. Вводная часть
Перечислить вопросы, которые будут обсуждаться во время занятия. Раздать слушателям информационные материалы по теме занятия.
2. Информационная часть
Почему возникает бронхиальная астма?

В начале занятия преподаватель еще раз подчеркивает, что бронхиальная астма – воспалительное заболевание, и основным методом лечения является борьба с этим воспалением. Однако воспаление не может развиться само по себе, без причин, вызывающих его.

Подробно рассмотреть все факторы риска БА (внутренние и внешние) в соответствии с «Глобальной стратегией лечения и профилактики бронхиальной астмы» (GINА, пересмотр 2007 г.). Необходимо подчеркнуть, что механизм воздействия факторов, ведущих к формированию БА, является комплексным и взаимозависимым.

Преподаватель излагает основные положения, связанные с причинами возникновения бронхиальной астмы, обращая особое внимание на генетическую предрасположенность (приводятся примеры семейного наследования аллергии и бронхиальной астмы). Среди слушателей наверняка найдутся люди, в семье которых прослеживается наследственная связь. С их помощью можно более ярко проиллюстрировать эту особенность.

Ожирение также является фактором риска бронхиальной астмы. В некоторых исследованиях было показано, что биологически активные вещества (например, лептин), избыток которых наблюдается у лиц, с повышенной массой тела, могут влиять на функцию дыхательных путей и увеличивать вероятность развития бронхиальной астмы.

Пол. Мужской пол является фактором риска бронхиальной астмы. По мере взросления половые различия сглаживаются, и у взрослых распространенность бронхиальной астмы у женщин превосходит распространенность у мужчин.

Аллергены. Преподаватель рассказывает о пыльцевых, бытовых, эпидермальных, грибковых аллергенах, о пищевой аллергии. Излагаются особенности «виновных» аллергенов.

  1. Для бытовой аллергии – акцент делается на домашних клещах как основных аллергических компонентах домашней пыли, рассказывается о местах их обитания, сезонных колебаниях размножения и т.д. Говорится об аллергии к перу подушки, библиотечной пыли.
  2. Для грибковых аллергенов – виды грибков, обстоятельства, при которых контаминация грибком, способным вызвать бронхиальную астму, увеличивается (сырые, плохо проветриваемые помещения, плесень в ванных комнатах, почва домашних цветов, вентиляционные системы и т.д.).
  3. Для пищевых аллергенов указывается, что предпосылкой развития пищевой аллергии является патология со стороны желудочно-кишечного тракта, подчеркивается необходимость обследования для нормализации его работы, а также на недопустимость «пробного» приема продуктов, вызывающих аллергические реакции. Перечисляются наиболее аллергичные продукты питания
  4. Некоторые лекарственные препараты (антибиотики, нестероидые противовоспалительные средства, витамины, гипотензивные препараты — β-блокаторы и др.) могут вызывать бронхоспазм, а также развитие кожных аллергических реакций. преподаватель рассказывает о непереносимости аспирина и некоторых продуктах питания, содержащих аспириноподобные вещества (малина, смородина, помидоры, консервы)
  5. Для пыльцевой аллергии – перечисляются основные растения, к пыльце которых у человека развивается аллергия. По возможности демонстрируются изображения растений. Приводится график пыления в той климатической зоне, в которой живут пациенты. Рассказывается о влиянии различных погодных условий на интенсивность выделения пыльцы. Вводится понятие «перекрестная аллергия»

Профессиональные вредности. Преподаватель сообщает, что работа на некоторых производствах может быть связана с повышенным риском развития бронхиальной астмы. Например, работники мукомольных заводов, кондитерских цехов, обувных фабрик, а также столяры, каменщики, швеи, скорняки страдают бронхиальной астмой чаще, чем лица, не имеющие контакта с профессиональными аллергенами.

Инфекции. В настоящее время вопрос о положительном или отрицательном влиянии различных инфекций на формирование бронхиальной астмы является спорным. В ряде исследований было показано, что частый контакт с инфекцией в раннем детстве препятствует развитию бронхиальной астмы. Другие исследования продемонстрировали, что частый контакт с некоторыми респираторными вирусами, например респираторно-синцитиальным вирусом, в раннем возрасте, способствует повышению риска развития бронхиальной астмы в дальнейшем. Бесспорно одно – любая инфекция значительно увеличивает риск развития обострений бронхиальной астмы (более подробную информацию по данному разделу необходимо представить на занятии № 4).

Курение. У больных бронхиальной астмой курение табака сопровождается ускоренным ухудшением функции легких, увеличением тяжести заболевания. Это может привести к снижению эффективности противовоспалительных препаратов и требует увеличения дозы ингаляционных глюкокортикостероидов в 2 раза! Курение матери во время беременности приводит к нарушению развития легких у плода.

Пассивное курение (вдыхание табачного дыма, когда курит кто-то из домашних). Табак распространяется в радиусе 5 метров, поэтому курение в туалете, на кухне опасно для всех, кто в доме.

Питание. По некоторым данным повышенное потребление продуктов высокой степени обработки и сниженное – антиоксидантов (источник – овощи и фрукты) и полиненасыщенных жирных кислот (источник – жирные сорта рыбы) играет определенную роль в формировании бронхиальной астмы.

Можно ли полностью вылечиться от болезни? К сожалению, как уже говорилось, астма имеет генетическую основу, способов влияния на которую пока не найдено. Поэтому предрасположенность сохранится у человека на всю жизнь, однако современное лечение способно заставить отступить проявления астмы. Страдающие астмой люди могут вести нормальный активный образ жизни, если они научились держать свою болезнь под контролем.

3. Активная часть
Провести опрос аудитории и выяснить, какие аллергены присутствуют дома и на работе у конкретных слушателей. Попросить перечислить индивидуальные факторы риска, которые могли вызвать, по мнению слушателя, развитие у него БА.
Перерыв
4. Информационная часть
4.1. Что такое пикфлоуметрия и зачем она нужна?

Объяснить слушателям, что пикфлоуметрический мониторинг является неотъемлемой составляющей контроля над БА.

Пикфлоуметр – это прибор, который определяет скорость прохождения воздуха по бронхам. Чем меньше просвет бронхов, тем меньше и скорость прохождения по ним воздуха.

Пикфлоуметрия помогает выявить фактор, влияющий на астму. Например, если пиковая скорость выдоха снижается дома и увеличивается на работе, то, скорее всего, причиннозначимый аллерген находится в квартире, и наоборот.

Кроме того, ежедневное измерение пиковой скорости выдоха поможет распознать начинающееся обострение бронхиальной астмы и оценить эффективность базисной терапии. И самое главное – пикфлоуметр способен объективно оценивать состояние болезни, а значит – надежно контролировать астму!
4.2. Техника пикфлоуметрии.

Преподаватель разъясняет и демонстрирует технику пикфлоуметрии.

Пикфлоуметрия проводится в положении стоя после нескольких минут спокойного дыхания. Делается глубокий вдох, затем губами плотно обхватывается мундштук пикфлоуметра и делается резкий быстрый выдох до конца. Стрелка прибора при этом указывает на значение скорости выдоха. Больной делает три измерения и заносит лучший показатель в специальный дневник (график).
4.3. Принципы ведения дневника пикфлоуметрии.

Больных нужно обучить технике самоконтроля астмы с помощью пикфлоуметра. Для этого их нужно научить ведению суточного и недельного дневника пикфлоуметрии. Пикфлоуметрию проводят утором и вечером, следя, таким образом, за состоянием своих бронхов. Утром пикфлоуметрия проводится сразу после пробуждения, еще до приема лекарств, вечером – перед отходом ко сну, когда все необходимое лечение уже проведено. Если показатели низкие и колебания утреннего и вечернего значения более 20%, значит, контроль над болезнью не достигнут.

Преподавателю необходимо отметить, что должный показатель пиковой скорости выдоха является индивидуальным и зависит от пола, возраста и роста человека. Однако чаще ориентируются не на должные, а на лучшие значения, которые определяются в процессе лечения.

Если больной научится грамотно использовать пикфлоуметр, он сможет самостоятельно контролировать свою болезнь и более сознательно общаться с врачом. Для этого врач должен быть подготовлен к анализу графиков суточной и недельной пикфлоуметрии!

Продемонстрировать несколько вариантов кривых пикфлоуметрии при различном течении БА и прокомментировать их.
5. Активная часть
Раздать пикфлоуметры с одноразовыми мундштуками и предложить пациентам провести пикфлоуметрию, проконтролировать правильность проведения процедуры.
6. Заключительная часть
Предложить слушателям задать вопросы. Сделать краткое резюме о пройденном материале. Напомнить о необходимости регулярного измерения пиковой скорости выдоха и ведения дневника. Кратко дать информацию о теме следующего занятия. Уточнить время и дату следующей встречи. Попросить принести собственные ингаляторы на следующее занятие.

Материалы для пациентов к занятию 2

«Причины развития бронхиальной астмы. Пикфлоуметрия»
Памятка для пациента

«Наиболее аллергенные продукты»

ЗАПОМНИТЕ НАИБОЛЕЕ АЛЛЕРГЕННЫЕ ПРОДУКТЫ!
Консервированные продукты более аллергенны, чем свежие,
а жаренные – более, чем вареные.

Алкоголь не только может вызывать аллергию,
но и усиливает аллергенные свойства других продуктов.

  • Фрукты и ягоды:

— цитрусовые (апельсины, мандарины, грейпфруты и пр.)

— ананас, дыня, клубника, земляника, малина и пр.

  • Рыба и морепродукты:

— рыба в любом виде, креветки, кальмары, мидии, устрицы, икра и пр.

  • Острые приправы, соусы и специи:

— уксус, горчица, майонез, соевый соус и пр.

ПОМНИТЕ О «ПЕРЕКРЕСТНОЙ АЛЛЕРГИИ»!

«Лечение бронхиальной астмы»
1. Вводная часть
Перечислить вопросы, которые будут обсуждаться во время занятия. Раздать слушателям информационные материалы по теме занятия.
2. Информационная часть
Элиминационная терапия.

Объяснить сущность элиминационных мероприятий. Представить конкретные методы элиминации бытовых (клещи домашней пыли), эпидермальных (животные), пыльцевых, пищевых аллергенов. Продемонстрировать технические средства элиминации.

Слово «элиминация» в переводе с английского означает уничтожение. В данном случае – это мероприятия, направленные на уничтожение или уменьшение контакта с аллергенами. Необходимо понимать, что полностью избавиться от окружающих аллергенов невозможно, но значительно уменьшить их концентрацию в квартире или на рабочем месте может каждый пациент.

Клещи домашней пыли. Меры борьбы с клещами домашней пыли и с их ближайшими родственниками – клещами книжной пыли – просты. Для этого необходимо проветривать спальную комнату ежедневно, по возможности и ночью; днем раздвигать шторы – клещи не любят света.

Освободить спальную комнату от накопителей пыли (ковры, паласы, обои, двойные занавески, открытые книжные шкафы).

Отдавать предпочтение синтетическим матрацам, подушкам, моющейся облицовке.

Как можно чаще просушивать матрац.

Делать генеральную уборку 1 раз в неделю, влажную уборку – ежедневно (обычный пылесос не удаляет, а распыляет клещей по комнате, поэтому больному бронхиальной астмой лучше самому не проводить уборку пылесосом и не находиться там, где работал пылесос, в течение часа).

Животные, покрытые шерстью. Следует поощрять удаление домашних животных. Если в семье больного астмой по какой-то причине в доме оставляют животное, нужно запретить ему доступ в комнату, где спит больной, эту комнату проветривать.

Тараканы. Элиминационные мероприятия включают уничтожение условий для жизнедеятельности тараканов (заделывание щелей и трещин в штукатурке и напольных покрытиях, уменьшение доступа к пище) или их миграции (шпаклевка «входных ворот» – дыр в обоях и вокруг дверей), химическую дезинсекцию и установку ловушек.

источник

Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.

Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.

Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.

Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.

На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.

Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.

Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.

Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.

Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.

Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:

  • избежать прогрессирования заболевания;
  • получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
  • научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
  • ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
  • изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
  • изучить способы профилактики обострений;
  • получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
  • ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
  • научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
  • получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
  • выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.

Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:

  • обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
  • понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
  • научить практическим приемам;
  • убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.

Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.

Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.

В программе лекций рассказывают о следующем:

  1. Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
  2. Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
  3. Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
  4. Лечение заболевания немедикаментозными способами.

Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.

План личных занятий при астме будет следующим:

  1. Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
  2. Обучение корректному применению ингаляторов.
  3. Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
  4. Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.

Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.

Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.

Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.

Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.

Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.

Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.

Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.

Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.

В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.

Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.

Для качественного обучения необходимо создать такие условия:

  1. Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
  2. В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
  3. Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
  4. Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
  5. За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.

Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.

В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.

Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.

источник

Пыльца Возможные перекрестные аллергические реакции
Пыльца, листья и стебли растений Растительные пищевые продукты Лекарственные растения (фитопрепараты)
Береза Лещина, ольха, яблоня Яблоки, черешня, персики, сливы, орехи (фундук), морковь, сельдерей, картофель, помидоры, огурцы, лук, киви Березовый лист (почки), шишки ольхи
Злаки Пищевые злаки (овес, пшеница, ячмень и др.) щавель
Полынь Георгин, ромашка, одуванчик, подсолнечник Цитрусовые, подсолнечное семя (масло, халва), цикорий, мед Полынь, ромашка, календула, мать-и-мачеха, девясил, череда
Амброзия Подсолнечник, одуванчик Дыня, бананы, подсолнечное семя

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *