Меню Рубрики

Психокоррекция детей с бронхиальной астмой

Бронхиальная астма — типичное для детского и подросткового возраста психосоматическое заболевание с явной тенденцией к хроническому течению. В целом, понятия «психосоматические», или «психофизиологические», заболевания включают расстройства с соматической симптоматикой и отчетливой органической патологией, при которых, однако, причиной или поддерживающими болезнь факторами могут быть психические влияния.

Для последних десятилетий характерно все более настороженное отношение к постулату о причинной связи между психическими влияниями (например, травмирующими переживаниями, продолжительными конфликтами) и соматическими проявлениями болезни (повреждениями тканей различных органов).

Под бронхиальной астмой мы понимаем приступы удушья с удлиненным и затрудненным выдохом, связанные со спазмами гладкой мускулатуры малых бронхов и бронхиол. Учащение таких приступов может угрожать жизни. В промежутках между приступами часто не бывает никаких жалоб.

Бронхиальная астма — наиболее частое хроническое заболевание в детском и подростковом возрасте. В больших детских популяциях им страдают около 2—4% детей. В ФРГ сообщается о частоте 1—2%. 30—40% случаев манифестируют в пубертатном возрасте. Ведущим в клинической картине является астматический приступ, обусловленный спазмами гладкой мускулатуры бронхов с гиперсекрецией слизи, а иногда и отеком.

Современные схемы классификации отражают упомянутую выше необходимость осторожного отношения к тезису об очевидной связи между психическими воздействиями и соматическими изменениями при так называемых «классических» психосоматических заболеваниях, к которым относится бронхиальная астма. Это не означает, что при бронхиальной астме психические влияния не играют никакой роли.

В МКБ-10 различные формы астмы включены в рубрику «психологические и поведенческие факторы, связанные с заболеваниями, классифицированными в других разделах» (F 54). Поясняется: «Эта категория должна использоваться для регистрации наличия психологических или поведенческих факторов, играющих существенную роль в этиологии соматических заболеваний, классифицируемых в других главах МКБ-10». Органические компоненты регистрируются дополнительно под рубрикой J 40—J 47, включающей «хронические заболевания нижних дыхательных путей».

Относительно этиологии и патогенеза сегодня считают, что бронхиальная астма должна рассматриваться главным образом в рамках мульти-факторной теории, пытающейся интегрировать различные моменты, способствующие развитию заболевания или провоцирующие приступы.

Предполагают наличие генетической предрасположенности, приводящей к манифестации болезни при воздействии различных провоцирующих факторов (инфекции, иммунологической реакции, эмоциональной нагрузки). Важную роль при этом играют психологические и семейные отягощающие ситуации. Они не являются единственными или ведущими причинами, но имеют значение для возникновения и поддержания болезни в целом или астматического приступа.

Эта осторожная и умеренная гипотеза об этиологии и патогенезе бронхиальной астмы учитывает тот факт, что многие ранее сформулированные психогенетические теории (например, теории специфической личностной структуры, специфических семейных конфликтов или специфических отношений между матерью и ребенком) были опровергнуты эмпирическими исследованиями. Взаимосвязи между различными обсуждаемыми факторами представлены на рисунке.

В соответствии с многочисленностью факторов, имеющих отношение к возникновению и сохранению симптомов бронхиальной астмы, варьируют методы психологической поддержки: используются индивидуальные, групповые и семейно-терапевтические подходы. Их можно систематизировать следующим образом:

1. Применение психотерапии в дополнение к медикаментозному лечению и общему образу жизни пациента. Этот принцип эффективен при всех психосоматических (психофизиологических) заболеваниях. Подробно разъясняя пациенту и его семье природу заболевания, необходимо в первую очередь содействовать тому, чтобы принимались и проводились необходимые мероприятия соматической терапии.

2. В сфере психотерапии хорошо зарекомендовали себя следующие мероприятия:
• попытка устранить астматические приступы с помощью методов поведенческой терапии (например, путем систематической десенсибилизации или методики оперантного обусловливания);
• методики релаксации (такие, как аутогенный тренинг) для устранения страха — по показаниям;
• индивидуальная разговорная терапия (глубинно-психологическая или конфликт-центрированная), если предварительное исследование выявило серьезные личностные конфликты. Она ориентирована, как правило, на ближайшее окружение пациента (школа, семья, профессиональная ситуация);
• проблемо-центрированная семейная терапия, если в семье имеются неразрешимые конфликты, выражено стремление избегать их или сформировались альянсы, постоянно наносящие вред пациенту;
• хорошо зарекомендовали себя и методы групповой терапии, применяемые для устранения социальной изоляции детей или подростков и помогающие им почувствовать, что они не одиноки со своими проблемами. Групповая терапия дает также возможность обсуждать стратегии преодоления трудностей и сравнивать их у детей и подростков.

Наряду с этими общими принципами существуют и стандартизированные психотерапевтические программы, чаще всего на базе поведенческой терапии. Они исходят, как правило, из функционального анализа астматического процесса, причем объективно фиксируются наиболее частые (поведенческие эксцессы) и редкие (поведенческие дефициты) варианты поведения во взаимосвязи с астматическими приступами.

Для самих мероприятий поведенческой терапии важно выбрать соответствующую мишень. Эта терапевтическая мишень может существовать на разных уровнях:
• на уровне физиологических измерений (объем выдоха, частота дыхания и т. п.);
• на уровне симптоматики, сообщаемой самим пациентом (например, страх, раздражительность, утомляемость, чувство обделенности вниманием);
• на уровне объективных данных о поведении (таких, как число приступов астмы в неделю, число посещений врача).

После тщательного функционального анализа, учитывающего все три названных уровня, следует вмешательство, направленное на соответствующие симптомы. При этом могут применяться различные методы поведенческой терапии (методики релаксации, биологическая обратная связь, систематическая десенсибилизация, когнитивные стратегии контроля и т. д.).

Использование различных мероприятий зависит от результатов анализа поведения. Методы релаксации и тренинг с использованием биологической обратной связи применяются тогда, когда имеется выраженное состояние страха и напряжения. Когнитивные стратегии контроля используются втех случаях, когда пациент либо недооценивает свои симптомы, либо придает им чрезмерное значение. Он должен научиться оценивать свою симптоматику.
Так как способы лечения различны в зависимости от исходного состояния, трудно рекомендовать общую программу. Она может строиться из разных элементов с учетом особенностей данного случая.

Несмотря на интенсивные психотерапевтические меры и комбинированную психологическую и медикаментозную терапию, примерно у 25% больных детей и подростков болезнь переходит в хроническую форму (меньше чем у половины из них — в тяжелую).

Согласно Штейнхаусену, бронхиальная астма, начинающаяся в детстве, характеризуется у 30% больных наступлением длительной стабильной ремиссии, у 20% — ремиссией в периоды отсутствия аллергенов, и еще у 20% — развитием других аллергических симптомов или заболеваний. Летальность составляет 1%. Если клиническая симптоматика возникает лишь во время инфекций, прогноз особенно благоприятен. Неблагоприятные прогностические факторы — высокая частота приступов и сочетание астмы с экземой.

В остальном следует согласиться, что психологические факторы сильно влияют на течение бронхиальной астмы и это позитивно отражается на целенаправленном применении психотерапии.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология»

источник

Основываясь на рассмотренной выше модели психотерапии, для семей подростков, страдающих бронхиальной астмой, Н.О. Мельниковой (2007) была разработана психокоррекционная программа, цель которой —обучить подростков и членов семьи адекватному эмоциональному и поведенческому реагированию в период обострения заболевания, а также обеспечить оптимальное внутрисемейное функционирование в период ремиссии.

Техники, интегрированные в программу:

· элементы рациональной психотерапии;

· групповая дискуссия (Rogers C.R., Ryback D., 1984; Scheidlinger, S., 1984);

· техника проективного рисунка;

· техники семейного консультирования.

Модель рассчитана на 21 час (14 занятий по 1,5 часа) и состоит из трех блоков:

1. Семейное консультирование, в ходе которого происходит присоединение к семье, проводится «семейный диагноз» (Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М., 2003), обсуждение выявленных неадекватных паттернов эмоционально-поведенческого реагирования и мотивация на дальнейшую работу.

2. Групповая психокоррекция. Проводится с подростками, страдающими бронхиальной астмой. Состав группы — 8 человек. На данном этапе происходит преодоление алекситимических блоков, отреагирование агрессии, улучшение фона настроения. Подростки с бронхиальной астмой осознают взаимосвязь негативных эмоций с обострением заболевания.

3. Семейная психокоррекция. Работа происходит с семьей, как с системой в целом. В ходе работы происходит преодоление алекситимических блоков в семье, выявление семейных ресурсов и реконструкция адаптивных форм семейного копинга, а также даются рекомендации по коррекции стиля семейного воспитания.

4. Заключительный. Происходит отсоединение психолога от семьи, обсуждаются перспективы дальнейшего развития, даются рекомендации.

Рассмотрим подробно цели и задачи каждого блока и проводимых сессий.

Блок 1. Семейное консультирование

Составляет 4 встречи (по 1,5 часа), из которых 2 приходятся на подростка с бронхиальной астмой и 2 — работа с обоими родителями (или матерью).

Цель:вовлечение семьи в работу и психологическая диагностика.

2. Диагностика семейных взаимоотношений.

3. Создание мотивации у членов семьи на участие в психокоррекционной работе.

Методы:семейная системная психотерапия.

Цель:введение семьи в программу психокоррекции.

· знакомство и присоединение к семье;

· ознакомление семьи с программой психокоррекции;

· диагностика родителей (родители заполняют опросник «Анализ семейных взаимоотношений», рисуют семейную социограмму. Далее идет диагностика семейного совладающего поведения с помощью опросника «Конструктивная-деструктивная семья» и шкалы семейной адаптации и сплоченности (FACES-3)).

· диагностика подростка (проводитится с помощью опросника социализации для школьников «Моя семья», семейная социограмма и рисуночная методика «Моя семья»).

Комментарии:необходимо учитывать, что родителям очень тяжело признать факт дисгармонических взаимоотношений в семье, особенно если это связано с их особенностями взаимодействия с подростком.

Цель:заключение психотерапевтического контракта на дальнейшую работу.

· анализ и обсуждение полученных результатов;

· мотивация родителей и подростков на дальнейшую работу.

Цель:осознание членами семьи внутрисемейного конфликта.

· выявление патологизирующего стиля семейного воспитания;

· осознание внутрисемейной напряженности;

· осознание алекситимических барьеров;

· закрепление мотивации на дальнейшую психотерапевтическую работу.

Блок 2. Групповая психокоррекция

Проводится с группой подростков с бронхиальной астмой (8 человек) и рассчитан на 8 занятий по 1,5 часа.

Цель: коррекция эмоционального состояния и стратегий межличностного взаимодействия подростка с бронхиальной астмой.

1. Осознавание своих эмоциональных реакций, реакций других людей, а также отреагирование этих эмоций подростком.

2. Отреагирование агрессии.

3. Улучшение фона настроения (снижение уровня тревожности и страха).

4. Проведение мини-лекций, раскрывающих взаимосвязь эмоций и бронхиальной астмы, показывающих необходимость преодоления алекситимических блоков.

5. Овладение техниками расслабления.

Методы:арт-терапия, элементы психодраматизации, ролевые игры.

Цель:активное вовлечение подростков в работу, формирование мотивации.

· знакомство, присоединение к группе;

· знакомство подростков внутри группы;

· цели и ожидания членов группы от работы, вопросы (проблемы), которые хотелось бы проработать;

Содержание занятия

1. При знакомстве проводятся игры, позволяющие запомнить тренеру имена всех участников, познакомиться участникам группы, а также раскрепостить и оживить подростков.

Подростки садятся в круг, психолог также находится в кругу. На всех последующих сессиях и упражнениях подростки будут сидеть именно так, за исключением отдельных упражнений, в которых местоположение будет оговариваться.

Упражнение: каждый член группы, начиная с психолога (для примера) называет свое имя и на первую букву своего имени придумывает название животного, которое, по его мнению, на него похоже. Следующий член группы повторяет имя и животное соседа и называет свое и т. д. Упражнение длится до завершения круга и пока последний участник правильно не повторит имена и животных предыдущих участников. Если имена недостаточно запомнили можно провести еще одно упражнение.

«Салки именем». Участники одновременно, синхронно хлопают чередуя ладоши и руками по коленям. Водящий (тот, кто начинает) называет свое имя и имя другого человека из группы. Человек, чье имя назвали, становится водящим и перекидывает роль другому человеку (называет свое имя и имя другого человека из группы). Важно, что имена называются только на хлопок руками и нельзя пропускать ни одного такта на раздумье.

2. Принятие правил работы в группе.

Каждому члену группы выдается чистый лист бумаги и ручка и один большой ватман вешается на удобное для группы место, где всем его хорошо видно. Далее каждому предлагается закончить фразы «Мне будет легче, если члены группы будут…» и «Мне будет легче, если члены группы не будут…». На каждую фразу требуется написать не менее трех ответов. На упражнение дается 10 минут. Далее каждый зачитывает правила, происходит обсуждение и выбираются окончательные, общие для всех, которые записываются на ватмане и будут действовать все время работы группы. Каждое правило принимается только в том случае, если с ним согласны все. По ходу обсуждения психолог может предлагать свои правила, которые также обсуждаются группой. Необходимо сказать, что по ходу работы можно добавлять новые правила и изменять старые, если все члены группы будут не против.

3. Диагностика («Диффиренциальная шкала эмоций» , опросник Басса-Дарки).

4. Подвижные разминочные игры, позволяющие поднять настроение и объединить участников группы («Путаница», «Коленочки» и т. д.);

«Путаница» (необходимо убрать стулья, чтобы участники могли свободно ходить) заключается в том, что члены группы начало хаотично ходят по пространству, затем по команде останавливаются и берут за руки двух других участников, которые находятся ближе всего. Необходимо, не разжимая рук, распутаться так чтобы получилось, что участники стоят по кругу и держатся за руки. Психолог может участвовать, чтобы своей активностью подавать пример решений и действий другим членам группы.

Читайте также:  Кагоцел при бронхиальной астме

«Коленочки». Каждый участник кладет левую руку на свое левое колено, а правую, на левое колено своего соседа справа. По команде группа начинает поочереди хлопать по коленям так, чтобы получилось последовательное хлопанье рук, не пропуская ни одной (Леванова Е.А., 2006).

5. Обсуждение, что каждый из членов группы ждет от занятий, проблемы, которые хочет обсудить;

6. Прощание. Заключается в том, что каждый проговаривает какое настроение (состояние) у него на данный момент, что понравилось, а что нет. Психолог также проговаривает свои ощущения. Группа договаривается о следующей встрече.

Комментарии:необходимо сразу распознать малоадаптированных подростков с трудностями в коммуникации и максимально вовлечь их в обсуждения и игры, давая понять, что группа их принимает, обеспечить чувство безопасности.

Цель: ознакомить подростков с их заболеванием.

· рассказать о бронхиальной астме как о психосоматическом заболевании;

· рассказать о влиянии эмоций на возникновение приступа;

· обсудить роль эмоций в жизни человека и в общении между людьми.

Содержание занятия

1. Обсуждение настроения и эмоционального состояния на данный момент, проговаривание того, что осталось со вчерашнего дня (по кругу, включая психолога).

2. Психолог рассказывает о бронхиальной астме как о психосоматическом заболевании о психологическом компоненте заболевания. Психолог расспрашивает о том, что знают члены группы о бронхиальной астме,как о психосоматическом заболевании.

3. Рассказ о влиянии эмоций на возникновение приступа и течение заболевание. Необходимо расспросить, припоминает ли кто-нибудь случай возникновения приступа астмы из-за сильных переживаний, то попросить рассказать об этом.

4. Подвижная разминочная игра.

Повторяются имя и животное каждого члена группы, чтобы вспомнить (упражнение на знакомство из 1 сессии). Из круга убирается один стул и один из членов групп выбирается «водой» (человек без стула). Кто-то один начинает — громко называется имя животного, на место которого он хочет сесть, и они меняются. Задача «Бездомного» за время перемещений занять чье-нибудь место. Задача всех остальных, чтобы не дать «Бездомному» занять стул.

5. Обсуждение на тему нужны ли нам эмоции роль эмоций в общении и взаимодействии друг с другом. Попросить припомнить случай, когда очень хотелось о чем-то сказать, но не получалось, было нельзя. Попросить желающих обсудить с группой несколько случаев. Если никто из членов группы рассказывать не хочет, психолог может сам привести заранее продуманный, «яркий» случай и попытаться вовлечь подростков в обсуждение.

6. Прощание. Заключается в том, что каждый проговаривает какое настроение (состояние) у него на данный момент, что понравилось, а что нет. Психолог также проговаривает свои ощущения. Группа договаривается о следующей встрече.

Цель:обучить подростков техникам релаксации.

· рассказать о необходимости техник расслабления;

· рассказать об активной технике расслабления и провести ее на группе;

· рассказать о пассивных техниках расслабления с использованием дыхания и провести их на группе.

Содержание занятия

1. Обсуждение настроения и эмоционального состояния на данный момент, проговаривание того, что осталось со вчерашнего дня (по кругу, включая психолога).

2. Разговор о необходимости техник расслабления;

3. Рассказ о технике активного расслабления, путем напряжения отдельных групп мышц и проведение на группе.

— обсуждение проделанного упражнения;

4. Проведение подвижной игры («Свободный стул»). Стулья ставятся в середину круга спинками вовнутрь. Убирается один стул, чтобы количество человек превышало количество стульев на одного. Все быстро ходят вокруг стульев, на два хлопка все начинают ходить в противоположную сторону, на один – рассаживаются на стулья. Кому не досталось стула – выбывает из игры и убирается еще один стул соответственно и т. д. (Е. А. Леванова., 2006).

5. Рассказ о техниках пассивного расслабления через дыхание;

6. Попарное проведение техник с последующим обсуждением. Подростки делятся на произвольные пары, рассаживаются так, чтобы пары друг другу не мешали и проводят технику расслабления. Необходимо, чтобы каждый член группы принял участие в проведении техники.

8. Прощание. Заключается в том, что каждый проговаривает какое настроение (состояние) у него на данный момент, что понравилось, а что нет. Психолог также проговаривает свои ощущения. Группа договаривается о следующей встрече.

Цель: отслеживание своих эмоциональных реакций, реакций других людей, а также отреагирование этих эмоций подростком;

· обсуждение важности эмоций в общении;

· показать трудность проявления и восприятия эмоций;

· потренироваться в считывании эмоций других людей;

· потренироваться в выражении эмоций на вербальном и невербальных уровнях.

Содержание занятия

1. Обсуждение настроения и эмоционального состояния на данный момент, проговаривание того, что осталось со вчерашнего дня (по кругу, включая психолога).

2. Упражнения на невербальное выражение эмоций, на вербальное выражение эмоций (изобразить эмоцию, написанную на карточке (передача эмоции по кругу), прочитать фразу на карточке с заданным эмоциональным состоянием).

Необходимо заранее подготовить карточки, на которых написаны чувства, эмоции и состояния. Подростки вытягивают карточки. Читают что написано, никому не показывая. Необходимо без слов изобразить то, что написано на карточке. Каждый из группы по кругу изображает, а остальные должны угадать. (15-20 мин.).

Упражнение выполняется в полной тишине, не говоря ни слова. На карточке психолог пишет эмоцию, чувство или состояние. Группа закрывает глаза, кроме одного из членов группы справа или слева от психолога. Карточка показывается участнику с открытыми глазами. Его задача «разбудить» соседа и без слов объяснить, что написано на карточке. Когда участник, которому объясняли, решит, что он уже понял, он одобрительно кивает и «будит» следующего участника и т. д. Задача донести до последнего то, что написано на карточке. (15-20 мин.).

3. Обсуждение проделанных упражнений.

4. Обсуждение, что такое комплимент, шачем и как его давать.

5. Упражнение «Комплимент», с последующим обсуждением (Ромек В., Ромек Е., 2003).

По кругу каждый из участников делает комплимент соседу справа. Затем происходит обсуждение, правильно ли был сделан комплимент, что каждый из участников чувствовал. Что было легче принимать или давать комплимент и почему.

6. Прощание. Заключается в том, что каждый проговаривает какое настроение (состояние) у него на данный момент, что понравилось, а что нет. Психолог также проговаривает свои ощущения. Группа договаривается о следующей встрече.

Комментарии:необходимо учитывать, что при сложности выражения эмоций, характерных для подростков с бронхиальной астмой, упражнения могут вызвать защитную реакцию в виде агрессии или отказ от выполнения упражнения.

Цель:отреагирование агрессии

· закрепление снятого барьера на выражение чувств;

· помочь подростку на бессознательном уровне отреагировать свою агрессию в социально приемлемых способах;

· проработать необходимость проявления «негативных» чувств другим людям;

Содержание занятия

1. Обсуждение настроения и эмоционального состояния на данный момент, проговаривание того, что осталось со вчерашнего дня (по кругу, включая психолога).

2. Разминочное упражнение на закрепление предыдущего занятия («Крокодил»).

Заранее на карточках пишется словосочетания одно из слов которого является эмоцией, чувством или состоянием. Вызывается доброволец, ему отдается карточка. Задача подростка без слов объяснить, что написано на карточке. Тот, кто окончательно догадается, тот объясняет следующую карточку.

3. Упражнение на отреагирование агрессии («Служебные собаки»).

Выбираются три добровольца. Они выходят в центр круга, становятся в ряд и им дается инструкция, которую они должны беспрекословно выполнять (молча).

Закройте глаза. Представьте солнечный, теплый летний день. Вы гуляете по полю, дышите свежим воздухом. Это волшебное поле и на нем растут леденцы. Вам хочется сорвать эти конфеты, и вы присаживаетесь на левое колено, опираетесь на левую руку, чтобы не упасть. Протяните правую руку и сорвите леденец. Понюхайте его, он очень вкусно пахнет. Понюхайте еще раз. Теперь высуньте язык, чтобы попробовать леденец на вкус.

Затем говорится фраза «Отряд служебных собак для выполнения задания прибыл»(10 мин.).

Обязательно необходимо обсуждение данного упражнения. Желательно, чтобы данное упражнение выполняли подростки, которые наиболее комфортно чувствуют себя в группе.

4. Упражнение на проявление как позитивных, так и «негативных» чувств (проговаривание, что мне нравится, а что не нравится в другом человеке по кругу).

Упражнение делается по кругу, чтобы каждый смог сказать. Начинать необходимо со слов: «Мне в тебе нравится…», «У тебя лучше, чем у меня, получается…», «Я тебе благодарен за то, что ты…», «Мне в тебе не нравится…», «У тебя хуже, чем у меня, получается…».

5. Обсуждение проведенного упражнения.

6. Домашнее задание («плохой герой — хороший герой»: в парах придумать мини-сценарий столкновение положительного и отрицательного героя);

7. Прощание. Заключается в том, что каждый проговаривает какое настроение (состояние) у него на данный момент, что понравилось, а что нет. Психолог также проговаривает свои ощущения. Группа договаривается о следующей встрече.

Цель:научится говорить «нет» другим людям.

· закрепление предыдущего занятия;

· понять легко ли говорить «нет»

Содержание занятия

1. Обсуждение настроения и эмоционального состояния на данный момент, проговаривание того, что осталось со вчерашнего дня (по кругу, включая психолога).

2.Проигрывание сценариев, придуманных в качестве домашнего задания, проигрывание каждой парой со сменой ролей. Сценка должна быть эмоциональной, содержать много утверждений, говорящих об отношении, выражении чувств и эмоций.

4. Упражнение на способность говорить «нет» («Гостиница»).

Группа делится на пары. Один из участников пары администратор гостиницы, а другой – экскурсовод, которому нужно срочно поселить группу из шести человек до завтрашнего утра, а в гостинице практически нет мест. У администратора есть шанс сказать «нет» и остаться без проблем или «да», но ,возможно, его накажут, и это повлечет проблемы.

6. Прощание. Заключается в том, что каждый проговаривает какое настроение (состояние) у него на данный момент, что понравилось, а что нет. Психолог также проговаривает свои ощущения. Группа договаривается о следующей встрече.

Цель:коррекция копинг-поведения подростка.

· понять, как подросток справляется с трудной ситуацией в контексте семьи;

· попытаться выработать новые пути совладания.

Содержание занятия

1. Обсуждение настроения и эмоционального состояния на данный момент, проговаривание того, что осталось со вчерашнего дня (по кругу, включая психолога).

На заранее подготовленных карточках написано три группы животных. Карточки перемешиваются и раздаются подросткам. Каждый из них читает карточку и не показывает ее другому. Освобождается пространство от стульев, завязываются глаза, и подростки должны, издавая звуки, характерные для своего животного, найти сородичей и объединиться в стайки.

3. Обсуждение упражнения. Очень важно оценить, кто как себя повел. Кто-то активно вслушивался и искал сородичей, кто-то просто издавал звук и ждал пока его найдут. Необходимо проговорить, что чувствовали, когда находили сородича или когда долго не могли найти.

4. Упражнение («Нарисуй дорогу»).

Рисуется дорога жизни. На ней подросток рисует сам себя, затем членов семьи. Психолог просит нарисовать проблему на дороге и способы решения. Для нахождения новых решений предлагается написать каждому способы решения на отдельных бумажках, свернуть их и положить на дорогу. Далее листочек передается соседу. Он разворачивает одну бумажку, читает и вместо нее пишет два новых решения нарисованной проблемы, и т. д. Врезультате, дорога к адресату возвращается с набором новых решений ситуации.

6. Прощание. Заключается в том, что каждый проговаривает какое настроение (состояние) у него на данный момент, что понравилось, а что нет. Психолог также проговаривает свои ощущения. Группа договаривается о следующей встрече.

Цель:отсоединение от группы, подведение итогов.

Содержание занятия

1. Обсуждение настроения и эмоционального состояния на данный момент, проговаривание того, что осталось со вчерашнего дня (по кругу, включая психолога).

2.Разминочное упражнение («Карниз»).

Участники встают в одну линию. Им сообщается о том, что они – карниз. Дается задание изобразить лепные фигуры на карнизе. После изображения фигур необходимо сказать, чтобы они оставались в этом положении.

В квартиру залез вор, но неожиданно пришли хозяева. Чтобы его не поймали ему нужно вылезти через окно и пройти по карнизу до пожарной лестницы.

Участник, который стоит первый, выступает в роли вора. Он должен цепляясь за карниз, проползти до конца, не упав. Добравшись, он становится одной из фигур карниза. Вором становится следующий за ним участник.

3. Повторная диагностика (ДШЭ, Басса-Дарки);

4. Обсуждение, что каждый вынес из занятий, что было полезно, подведение итогов работы.

Подростки могут поделиться планами на будущее, возможно, поделиться эмоциями и чувствами, которые они не высказали ранее. Важно чтобы психолог высказался вместе со всеми.

Читайте также:  Образовательные программы астма школ

Блок 3. Семейная психокоррекция

Цель:коррекция внутрисемейных взаимоотношений.

· преодоление алекситимических блоков в семье;

· коррекция стиля семейного воспитания;

· закрепление успешного эмоционального взаимодействия в семье.

Цель:перестройка родительской позиции в семье.

· объяснение родителям связи между патологизирующим стилем семейного воспитания и обострением бронхиальной астмы;

· проработка с матерью проблемы в выражении эмоций и обучение некоторым навыкам общения с подростком (выражать свои чувства, а не оценивать, не сравнивать с другими).

Цель:коррекция взаимодействия матери и ребенка.

· упражнение на выражение эмоций (проговаривание друг другу, что каждый из них чувствовал, когда ребенок лежал в больнице, …..)

· закрепление успешного эмоционального взаимодействия матери и подростка на примере вымышленных ситуаций одну из которых, придумывает подростока, другую – родитель.

Блок 4. Заключительный этап

Цель:отсоединение психолога от семьи.

· подведение итогов проводимой психокоррекционной работы;

· обсуждение планов на будущее, рекомендации;

Оценка эффективности определялась использованием методик «Диффиренциальной шкалы эмоций» и опросника Басса-Дарки, которые проводились до и после психокоррекции.

Результаты исследования степени выраженности и направленности агрессии у подростков с бронхиальной астмой, не проходящих программу психокоррекции, в сравнении со здоровыми подростками с помощью методики Басса-Дарки показали, что общий уровень агрессивности у детей с бронхиальной астмой несколько завышен. Особенно это заметно по результатам шкал раздражительность (р

источник

Статья опубликована в рамках:

Выходные данные сборника:

ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ДЕТЕЙ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

Билецкая Марина Петровна

доцент, канд. мед. наук, врач-психотерапевт, доцент кафедры психосоматики и психотерапии СПбГПМУ, государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Шендрик Маргарита Игоревна

медицинский психолог детского реабилитационно-восстановительного центра для детей-инвалидов при СПб НЦЭПР им. Альбрехта, федеральное государственное бюджетное учреждение «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов имени Г.А. Альбрехта» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

FUNDAMENTALS OF FAMILY THERAPY IN CHILDREN WITH ASTHMA

Biletsky Marina Petrovna

associate Professor, candidate of medical science, a psychotherapist, assistant professor of psychosomatic medicine and psychotherapy SPbGPMU, State Educational Institution of Higher Professional Education «Saint-Petersburg State Pediatric Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Russia, Saint-Petersburg

Shendrik Margarita Igorevna

clinical psychologist of the child rehabilitation center for disabled children in St. Petersburg NTSEPR named Albrecht, Federal State Institution «St. Petersburg Scientific and Practical Center of Medical and Social Expertise, Prosthetics and Rehabilitation named GA Albrecht» Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, Russia, Saint-Petersburg

Авторами проведено исследование с целью изучения психологических особенностей семей детей с бронхиальной астмой для разработки программ семейной психотерапии. В работе «Основы семейной психотерапии детей с бронхиальной астмой» выделены мишени психотерапии, в результате разработаны модель семейной психотерапии и программа семейной психокоррекции. Данные модели способствуют увеличению периодов ремиссии заболевания, снижению семейной тревоги и оптимизации внутрисемейных отношений.

A study by authors have been conducted to examine the psychological characteristics of families of children with asthma for development of family therapy programs . In the work » Fundamentals of family therapy in children with asthma » there have been allocated targets of psychotherapy , as a result there was developed a model of family therapy and family psycho-correction program. These models help to increase the periods of remission of the disease, family anxiety reduction and optimization of family relations.

Ключевые слова: дети с бронхиальной астмой; дисфункциональная семья; семейная психотерапия и психокоррекция.

Keywords: children with asthma; dysfunctional family; family therapy and psycho-correction.

Введение. В настоящее время не вызывает сомнения значение психотерапии в лечении пациентов с бронхиальной астмой (БА). Проведение психотерапии в системе лечебно-восстановительных мероприятий при БА способствует выполнению семьей саногенетических функций, улучшению состояния больных и профилактике рецидивов заболевания. Необходимость включения семейной психотерапии в комплексное лечение детей с БА обусловлено тем, что дисфункциональные семьи в ряде случаев могут способствовать возникновению психосоматических расстройств [2, с. 21].

Нами было проведено исследование с целью изучения психологических особенностей семей детей с бронхиальной астмой и разработки программы семейной психотерапии и психокоррекции. Исследовано 300 человек. Основная группа: 50 семей (150 человек) — 50 детей 9—11 лет с атопической формой БА среднетяжелой степени тяжести и 100 их родителей; контрольная группа — 50 семей условно здоровых детей. На основе анализа полученных результатов нами были выделены следующие мишени психотерапии: отрицательные психоэмоциональные состояния детей с бронхиальной астмой, малоадаптивные копинг-стратегии детей с БА, нарушения процесса воспитания в семьях детей с БА, малоадаптивный семейный копинг, структура компонентного состава родительской любви: баланс между всеми компонентами (психофизиологическим, эмоционально-чувственным, когнитивным и поведенческим) [2, с. 21].

На основании анализа психологических особенностей семей детей с бронхиальной астмой М.П. Билецкой была разработана модель краткосрочной «ромбовидной» векторной семейной психотерапии. Данная модель предусматривает следующее: работа с семьей пациента с целью снижения семейной тревоги и нормализации детско-родительских взаимоотношений; объяснение «психосоматическим» семьям, что проблемы имеются не только у больного ребенка, но и у семьи, как системы в целом; необходимость эмоционального отреагирования своего отношения к болезни, тревоги и страхов больного ребенка как члена семьи, так и индивидуально, как личности.

Целью модели является обеспечение адаптивного функционирования семейной системы в момент обострения психосоматического расстройства, выявление и использование саногенного эффекта семьи для выздоровления или длительной ремиссии заболевания ребенка.

Задачи: принятие ответственности за существующие проблемы каждым членом семейной системы; повышение ответственности за свое поведение и здоровье у каждого члена семьи; повышение родительской компетентности; поиск семейных ресурсов, развитие на их основе адаптивных стратегий совладания; ориентация не на причины заболевания, а на его лечение [1, c. 22].

Принципы и техники психотерапии, интегрированные в данную модель: семейная системная психотерапия, семейная арт-терапия, ролевые игры, свободный проективный рассказ, семейная дискуссия, психогимнастика.

Модель рассчитана на 46 часов, состоит из четырех этапов. Данная модель семейной психотерапии предусматривает проведение лечения по направлениям, условно обозначающим ромб: На I этапе проводится работа с семьей, как с системой: активное вовлечение семьи в работу, заключение психотерапевтического контракта, осознание членами семьи внутрисемейной напряженности и закрепление мотивации на дальнейшую психотерапевтическую работу. На II этапе с целью снижения напряженности связей во внутрисемейной структуре и реконструкции границ каждой подсистемы принято решение о проведении ряда психотерапевтических сессий по векторам детской и родительской подсистем. На III и IV этапах психотерапия проводится с семьей, как системой в целом. Содержанием III этапа является реконструкция семейных отношений и выработка адекватного совладающего поведения в период обострения заболевания. Этап IV — поддерживающий, итоговый. В ходе него также происходит отсоединение психотерапевта от семьи [1, с. 23].

Модель «ромбовидной» векторной семейной психотерапии прошла апробацию, в которой приняли участие 90 семей детей с БА. Оценка эффективности проводилась с помощью опросника «Анализ семейной тревоги». Полученные данные сравнивались с исходными. Выявлены значимые различия по всем шкалам (р

источник

УДК001Маркова Евгения Валерьевна,доктор медицинских наук, доцент, заведующая лабораторией нейроиммунологии ФГБНУ «Научноисследовательский институт фундаментальной и клинической иммунологии», профессор ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирскevgeniya_markova@mail.ru

Смык Анна Владимировна, младший научный сотрудник лаборатории нейроиммунологии ФГБНУ «Научноисследовательский институт фундаментальной и клинической иммунологии», г.Новосибирскannavsmyk@mail.ru

Вотчин Илья Степанович,кандидат психологических наук, профессор кафедры общей психологии и истории психологии ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск

Психокоррекционное воздействие при психосоматической патологии

Аннотация.Психосоматические расстройства чрезвычайно распространены в современном мире. Известно, что бронхиальная астма представляет собой классический пример психосоматического заболевания, в основе которого лежат как физиологические, так и психологические причины, и в частностиалекситимия. Неспособность алекситимических индивидов регулировать причиняющие им страдания эмоции на неокортикальном уровне способствует усилению физиологических реакций на стрессовые ситуации, создавая тем самым условия, ведущие к развитию и прогрессированию заболевания. Нами показано, что психокоррекционная работа с пациентами играет существенную роль в восстановительном лечении бронхиальной астмы, повышает эффективность стандартных методов терапии, способствует более адекватному поведению больных вне стационара и улучшает качество их жизни. Ключевые слова:психосоматические расстройства, бронхиальная астма, алекситимия, телесноориентированная психокоррекция.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

По данным Всемирной организации здравоохранения, около 40%пациентов, посещающих врачей общей практики, относятся к группе психосоматических больных [1]. Согласно современным представлениям, к психосоматическим заболеваниям относятся расстройства, в основе которых первичная телесная реакция на конфликтное переживание в последующем ассоциируется с морфологически устанавливаемымиизменениями и патологическими нарушениями в органах [2;3]. Патогенез психосоматических расстройств чрезвычайно сложен и определяется взаимодействием целого ряда факторов: неспецифической наследственной и врожденной отягощённостью соматическими нарушениями; наследственной предрасположенностью к психосоматическим расстройствам; личностными особенностями; психическим и физическим состоянием во время действия психотравмирующих событий; фоном неблагоприятных семейных и других социальных факторов; особенностямипсихотравмирующих событий. Перечисленные факторы не только участвуют в форУДК001мировании психосоматических расстройств, но и снижают стрессоустойчивость человека, затрудняют психологическую и биологическую защиту, облегчают возникновение и утяжеляют течение соматических нарушений. Негативная эмоциональная реакция, выражающаяся в нейровегетативноиммунноэндокринных изменениях, является связующим звеном между психологической и соматической сферами. Эмоциональное переживание, которое не блокируется психологическойзащитой, соматизируется и поражает соответствующую ему функциональную систему. Функциональный этап поражения перерастает в деструктивноморфологические изменения, происходит генерализация психосоматического заболевания. Таким образом, психический фактор выступает как повреждающий. Существует целый ряд заболеваний, которые принято называть истинными психосоматическими болезнями, соматогениями,или психосоматозами [4]. Первоначально были выделены такие психосоматозы, как бронхиальная астма, язвенный колит, эссенциальная гипертония, нейродермит, ревматоидный артрит, язва двенадцатиперстной кишки, гипертиреоз [5]. В последующем кэтойже группеотнесли онкологические и инфекционные заболевания [6]. Таким образом, к психосоматическим в узком смысле относятся соматические заболевания, в этиологии и патогенезе которых существенную роль играют психологические факторы (индивидуальнопсихологические особенности человека и связанные со стереотипами его поведения, реакциями на стресс и способами переработки внутриличностного конфликта). Бронхиальная астма (БА) представляет собой классический пример психосоматического заболевания, в основе которого лежат как физиологические, так и психологические причины. БАприводит к снижению возможностей человека изза ограничения всех составляющих (физических, психических, социальных) нормальной жизни, что делает это заболевание не только медицинской, но и социальноэкономической проблемой [7]. В Глобальной стратегии лечения и профилактики бронхиальной астмы (GINA) подчёркивается, что для успешного лечения БА необходимо стремиться к достижению и поддержанию контроля над симптомами болезни, предотвращению обострений и связанной с БА смертности, поддержанию близкой к нормальной функции лёгких и нормального уровня активности, предотвращению развития необратимой бронхиальной обструкции и нежелательных эффектов терапии [8]. Оценка успешности терапии должна рассматриваться во времени, что включает в себя такое понятие, как уровень контроля БА. В новой редакции GINA (2007 г.) понятие контроля над проявлениями БА стало основополагающим для оценки течения заболевания, введены понятия полностью контролируемой, частично контролируемой и неконтролируемой БА [9]. Главной целью лечения служит достижение полного контроля БА и высокого качества жизниу всех пациентов вне зависимости от степени тяжести заболевания, однако пока не определены прогностические факторы, влияющие на уровень контроля БА. В настоящее время, в контексте понимания роли психологических механизмов в патогенезе психосоматических заболеваний, долговременного прогноза и организации профилактических мероприятий, внимание исследователей [10‬12] привлечено к так называемому алекситимическому радикалу в структуре преморбидной личностикак одному из возможных психологических факторов риска психосоматических расстройств. Алекситимия ‬это психологическая характеристика личности, предполагающая сниженную способность в определении и вербализации собственных чувств [13; 14]. Концепция алекситимии была сформулирована П. Сифнеосом в 1973г. [15]и породила интерес к изучению соотношения между уровнями идентификации и описания собственУДК001ных эмоций и подверженностью психосоматическим расстройствам. Было высказано предположение, что неспособность алекситимических индивидов регулировать причиняющие им страдания эмоции на неокортикальном уровне может вылиться в усиление физиологических реакций на стрессовые ситуации, создавая тем самым условия, ведущие к развитию и прогрессированию психосоматических заболеваний [16]. Современные медикопсихологические исследования алекситимии выявляют всё большую роль, которую она играет в развитии многих психосоматических заболеваний, в том числе и бронхиальной астмы [17‬20]. Алекситимия существенно затрудняет процесс вербальной психотерапии или психокоррекции. Определённый терапевтический эффект с данной категорией пациентов может быть достигнут лишь с привлечением широкого круга невербальных, телесноориентированных методов психологического воздействия. Применение телесно ориентированных методов, открывая телесный и эмоциональный опыт и усиливая способность пациента к вербализации чувств и телесных ощущений, как бы прокладывает путь к собственно вербальным методам психотерапии.

У нас есть собственный позитивный опыт применения телесно ориентированного психокоррекционного воздействия в комплексной терапии бронхиальной астмы [21; 22; 23]. Нами была разработана и апробирована оригинальная программа телесно ориентированной психокоррекции больных бронхиальной астмой, направленная на снижение степени выраженности алекситимии [24]. Программа включала десять последовательных индивидуальных психокоррекционных занятий (продолжительностью 45‬50 минут каждое),задачами которых являлись: снижение степени выраженности алекситимии, нормализация межполушарного взаимодействия, адаптация к физической нагрузке за счёт увеличения функциональных возможностей кардиореспираторной системы, нормализация нервнопсихического статуса, повышение неспецифической резистентности организма; улучшение регуляции вегетативной нервной системы, обучение навыкам поведениякак в фазе обострения заболевания, так и в фазе ремиссии, обучение приёмам расслабления, аутогенной тренировки, формирование мотивации к самостоятельным занятиям. При проведении занятий использовались лечебная гимнастика [25]; двигательные техники, направленные на развитие межполушарного взаимодействия; техники обучения мышечной релаксации [26]. В процессе обучения навыкам мышечной релаксации пациенты обучались осознавать и дифференцировать собственные чувства и телесные ощущения. Учитывая тот факт, что алекситимия рассматривается в том числеи как следствие недостаточной связи левого (сознательного, речевого, рационального) и правого (подсознательного, невербального, эмоционального) полушарий, приводящей к ухудшению межполушарного переноса эмоциональной информации[27], приёмы разработанной нами программы имели также цельювоздействие на функциональную активность центральной нервной системы и межполушарное взаимодействие. Нами был обследован 141 пациент ‬62 мужчины и 79 женщин, сопоставимых по возрасту, вариантам БА и степени тяжести заболевания, проходивших курс стационарного лечения в Клинике иммунопатологии ФГБНУ «НИИ фундаментальной и клинической иммунологии» г. Новосибирска. При поступлении в клинику пациенты проходили психологическое обследование, включавшее оценку степени выраженности алекситимии (согласноТоронтской Алекситимической Шкале (TAS) [28]) и определениефункциональной асимметрии полушарий головного мозга по четыремпарным функциям стандартным методом [29] с выделением трехгрупп: правши ‬с доминированием левого полушария по четыремфункциям; амбидекстры 1 ‬с доминированием правого полушария по одному признаку; амбидекстры 2 ‬с доминированием правого полушария по двум и более признакам. УДК001Все обследованные пациенты были разделены на две группы. Спациентами первой группы(группа 1) проводилась телесно ориентированная психокоррекция (ТОП) по разработанной нами схеме. Пациентам второй (контрольной) группы (группа 2) было назначенообследование и медикаментозное лечение по аналогичной схеме, за исключением курса ТОП. Оценка эффективности лечения проводилась в конце стационарного курса (на 18‬20есутки). Клиническая оценка лечения осуществлялась врачомаллергологом. Оценка контроля над астмой больных БА проводилась через три месяца после выписки из стационара cпомощью опросника “Asthmacontroltest”(ACT)[30]. Показано снижение уровня алекситимии до нормативных показателей у пациентов, которыммедикаментозная терапия была дополнена психокоррекционным воздействием, по сравнению с контрольной группой пациентов, где проводилась только медикаментозная терапия (табл.1). Таблица 1Уровень алекситимии упациентов, страдающих бронхиальной астмой,до и после лечения (M±m)

Читайте также:  Питание при бронх астме

Группы пациентовМужчиныЖенщиныДо леченияПосле леченияДо леченияПосле леченияГруппа 1 (с дополнением медикаментозной терапии курсом ТОП)70,88±7,366,03±4,2*69,84±7,265,05±5,4*Группа 2 (только медикаментозная терапия)71,90±7,372,07±5,969,07±7,669,3±8,2Примечание:уровень алекситимии представлен в баллахпо шкалеTAS; *‬p≤ 0,0001 ‬между группами пациентов до и после лечения.

При анализе полученных результатов нами было установлено, что достоверное снижение уровня алекситимии после дополнения базовой медикаментозной терапии БА курсом ТОП было достигнуто за счёт изменения указанного показателя преимущественно у пациентов с доминирующей активностью левого полушария головного мозга, оцененной по четырем парным функциям, причём у мужчин более выраженное, чем у женщин.Проведённые нами наблюдения за состоянием пациентов в течение трёх месяцев после выписки из стационара показали, что у пациентов, которым в процессе стационарного лечения был проведен курс телесно ориентированной психокоррекции и тем самым снижен уровень алекситимии, реже наблюдались ночные приступы астмы, они реже пользовались ингалятором с быстродействующим лекарством, по сравнению с больными, которым указанное психокоррекционное воздействие не было проведено. При этом наиболее выраженный эффект телесно ориентированной психокоррекции на указанные показатели зарегистрирован у пациентов мужского полас доминантным левым полушарием головного мозга; у них же в последующие три месяца, согласно русскоязычной валидизированной версии теста “Asthmacontroltest”, был достигнут полный контроль над астмой (табл.2, 3).Следовательно,психологическая работа с пациентами играет большую роль в восстановительном лечении БА, повышает эффективность стандартных методов терапии, способствует более адекватному поведению больных вне стационара и улучшает качество их жизни. Приэтом, как следует из приведённых выше данных, наиболее выраженный эффект, заключающийся в достижении полного контроля над астмой, был зарегистрирован у мужчин с доминирующим левым полушарием головного мозга, что ставит перед необходимостью объяснения подобных особенностей реагирования на психологическое воздействие указанных пациентов. УДК001Таблица 2Результаты теста контроля над астмой (АСТ) у мужчин, страдающих БА(M±m)

Номер вопроса в соответствиис тестомОбщая группа«Правши»«Амбидекстры 1»«Амбидекстры 2»Группа 1 (ТОП)Группа 2Группа 1 (ТОП)Группа 2Группа 1 (ТОП)Группа 2Группа 1 (ТОП)Группа 215,0±0,04,6±0,1*5,0±04,6±0,25,0±0,04,8±0,25,0±04,4±0,2*24,6±0,14,0±0,2*5,0±04,0±0,4*4,6±0,24,2±0,44,2±0,23,8±0,435,0±0,04,4±0,1*5,0±04,6±0,25,0±0,04,4±0,2*5,0±04,2±0,2*44,6±0,13,9±0,3*5,0±03,4±0,7*4,6±0,24,2±0,44,2±0,24,0±0,354,6±0,14,0±0,2*5,0±03,8±0,6*4,6±0,24,2±0,44,2±0,24,0±0,3Суммарная оценка

Примечание: *‬p≤ 0,05‬между соответствующимигруппамипациентов.

Таблица 3Результаты теста контроля над астмой (АСТ) у женщин, страдающих БА(M±m)

Номер вопроса в соответствиис тестомОбщая группа«Правши»«Амбидекстры 1»«Амбидекстры 2»Группа 1 (ТОП)Группа 2Группа 1 (ТОП)Группа 2Группа 1 (ТОП)Группа 2Группа 1 (ТОП)Группа 215,0±0,04,7±0,1*5,0±0,05,0±0,04,8±0,24,8±0,25,0±0,04,4±0,2*24,5±0,14,4±0,24,6±0,24,6±0,24,8±0,24,8±0,24,4±0,23,8±0,434,8±0,14,7±0,15,0±0,04,8±0,24,8±0,24,8±0,24,6±0,24,6±0,244,5±0,14,3±0,24,6±0,24,6±0,24,8±0,24,8±0,24,4±0,23,8±0,454,6±0,14,4±0,24,8±0,24,6±0,24,8±0,24,8±0,24,4±0,23,8±0,4Суммарная оценка23,8±0,122,5±0,224,0±024,6±0,224,0±0,224,0±0,222,8±0,220,4±0,3

Примечание: *‬p≤ 0,05‬между соответствующими группамипациентов.

В связи с этим могут быть выдвинуты следующие предположения. Как было сказано выше, алекситимия может рассматриваться как следствие недостаточной связи левого и правого полушарий и приводить к ухудшению межполушарного переноса эмоциональной информации[31]. Нарушение передачи эмоциональной информации из правого полушария в левое может быть обусловлено отсутствием необходимой стимуляции мозолистого тела в критический период формирования этой структуры. Подобная стимуляция закрепляет лёгкость или, напротив, трудность прохождения информации из одного полушария в другое. Можно предположить, что обучение в детстве связывать определённые эмоциональные состояния со словами (то есть необходимая стимуляция мозолистого тела) в более старшем возрасте будет препятствовать нарушению межполушарной передачи информации в стрессовых ситуациях.

УДК001Нами выявлена наибольшая эффективность психокоррекции алекситимии у мужчин, имеющих правый профиль функциональной сенсомоторной асимметрии (правши). По данным некоторых авторов [32], именно мужчины с доминирующим левым полушарием головного мозга характеризуются максимальной специализацией полушарий. Повидимому, специфика раннего обучения людей, имеющих выраженную специализацию полушарий, может приводить к тому, что в более позднем возрасте попадание в стрессовую ситуацию будет в большей или меньшей степени нарушать перенос информации из правого полушария в левое, поскольку доказано, что при стрессе нарастает активация правого полушария, ведущая креципрокному торможению левогои, как следствие, к ухудшению передачи в него информации справа. При отсутствии алекситимии в состоянии стресса левое полушарие сможет оформить в слова и описать происходящее для того, чтобы изменить поведение и выйти из стресса. При наличии алекситимии в сочетании с ухудшением передачи информации между полушариями это сильно затруднено или невозможно. Тем не менеепри нормализации межполушарного взаимодействия, как в моторной, так и в эмоциональной сферах,именно «правши» обладают большим потенциалом для коррекции алекситимии, что и было подтверждено в наших исследованиях. Представленные результаты, в совокупности с полученными нами ранее данными об определённых соотношениях между функциональной асимметрией полушарий головного мозга, психофизиологическими и иммунологическими показателями у больных БА [33; 34], свидетельствуют о целесообразности дифференцированного подхода к терапии пациентов, страдающих БА, с учётом индивидуальных особенностей функционирования их нервной системы. Изучение факторов, влияющих на контроль БА, в том числе особенностей личности пациента, может способствовать оптимизации подходов к терапии данной категории психосоматических больныхи улучшению прогноза.

Ссылки на источники1.Афтанас Л.И. Актуальные проблемы психосоматической медицины // Экономика и медицина сегодня. ‬URL: http://www.mee.ru/opinions/o815.html(дата обращения: 7.11.2014).2.Клиническая психология/ под ред. Б.Д. Карвасарского. ‬СПб.: Питер, 2011. ‬864 с.3.МалкинаПых И.Г. Психосоматика. ‬М.: Эксмо, 2009. ‬1024 с.4.Там же.5.Александер Ф. Психосоматическая медицина. ‬М.: Институт общегуманитарных исследований, 2009.‬320 с.6.МалкинаПых И. Г. Указ. соч.7.Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы / под ред. А.Г. Чучалина. ‬М.: Изд.дом «Атмосфера», 2007. ‬104 с.8.Там же.9.Там же.10.МалкинаПых И. Г. Указ. соч.11.Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: практ.руководство. ‬М.: Независимая фирма «Класс», 2007. ‬592 с.12.MoesWуjtowicz A., Wуjtowicz P., Postek M., DomagalaKulawik J. Asthma as a psychosomatic disorder: the causes, scale of the problem, and the association with alexithymia and disease control // Pneumonol. Alergol. Pol., 2012. ‬V. 80 (1). ‬P. 13‬19.13.Клиническая психология / под ред. Б. Д. Карвасарского.14.МалкинаПых И. Г. Указ. соч.15.Sifneos P.E. The prevalence of alexithimic characterictics in psychosomatic patients//Psychother. Psychosom.‬1973. ‬V. 22. ‬P. 255‬262.16.Клиническая психология / под ред. Б. Д. Карвасарского.17.Там же.18.МалкинаПых И. Г. Указ. соч.УДК00119.Сандомирский М. Е. Указ. соч.20.MoesWуjtowicz A., Wуjtowicz P., Postek M., DomagalaKulawik J.Op. cit.21.СмыкА.В.,МарковаЕ. В., Вотчин И. С. Психофизиологические аспекты бронхиальной астмы: подходы к психокоррекции: монография / Минво образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. унт, НИИ клинической иммунологии СО РАМН. ‬Новосибирск: Издво НГПУ, 2013. ‬86 с. 22.Смык А.В., Маркова Е.В. Оригинальный метод коррекции алекситимии при психосоматической патологии на основе телесноориентированного воздействия// Современные исследования социальных проблем. ‬2013. ‬№1(13). ‬С. 169‬173.23.Смык А.В., Маркова Е.В.Психокоррекционное воздействие в комплексной терапии бронхиальной астмы // В мире научных открытий. ‬2013. ‬№7.1(43). ‬С. 184‬202. ‬(Проблемы науки и образования)24.Смык А. В., Маркова Е. В. Оригинальный метод коррекции алекситимии …25.Логачева Г.С., Щедрина А.Г. Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания. ‬Новосибирск: Сибмедиздат, 2004. ‬68 с.26.Сандомирский М. Е. Указ. соч.27.Там же.28.МалкинаПых И. Г. Указ. соч.29.Леутин В.П., Николаева Е.И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. ‬СПб.: Речь, 2005. ‬368 с.30.Juniper E.F., O’Byrne P.M., Guyatt G.H., Ferrie P.J., King D.R. Development and validation of a questionnaire to measure asthma control// Eur. Respir. J. ‬1999. ‬V. 14. ‬P. 902‬907.31.Сандомирский М. Е. Указ. соч.32.Леутин В. П., Николаева Е. И.Указ. соч.33.Смык А. В.,МарковаЕ. В., Вотчин И. С. Указ. соч.34.Смык А. В., Маркова Е. В. Психокоррекционное воздействие в комплексной терапии …

Doctor of Medical Sciences, Associate Professor, head of Neuroimmunology laboratory, Scientific institution of fundamental and clinical immunology, professor, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirskevgeniya_markova@mail.ruAnna Smyk, Juniorresearcher,Neuroimmunology laboratory, Research Institute of Fundamental and Clinical Immunology, Novosibirskannavsmyk@mail.ruIlya Votchin,

Candidate of Psychological Sciences, Professor, Novosibirsk State Pedagogical University, NovosibirskPsychocorrective influence in psychosomaticpathologyAbstract.Psychosomatic disorders are prevalent in modern society. Asthma is known to be the classic example of psychosomatic disease, which is based on both physiological and psychological causes, in particular, alexithymia.The inability of individuals with high levels of alexithymia to regulate their emotions at the neocortical level contributes to the physiological responses to stressful situations, thereby creating conditions conducive to the development, as well as to the progression of the disease. The authors show that bodyoriented psychocorrection plays an essential role in the reductive treatment of bronchial asthma, increases the efficiency of standard therapies, enhances adequate patient‱s behavior outside the hospital and improvestheir quality of their life.Keywords:psychosomatic disorders, asthma, alexithymia, bodyoriented psychocorrection.References1.Aftanas,L. I. “Aktual’nye problemy psihosomaticheskoj mediciny”,Jekonomika i medicina segodnja,Available at: http://www.mee.ru/opinions/o815.html (data obrashhenija: 7.11.2014)(in Russian).2.Karvasarskiy, B. D. (ed.) (2011) Klinicheskaja psihologija, Piter, St. Petersburg,864 p.(in Russian).3.MalkinaPyh,I. G. (2009) Psihosomatika,Jeksmo, Moscow,1024 p.(in Russian).4.Ibid.5.Aleksander,F. (2009) Psihosomaticheskaja medicina,Institut obshhegumanitarnyh issledovanij, Moscow,320 p.(in Russian).6.MalkinaPyh,I. G. (2009) Op. cit.7.Chuchalin, A. G. (ed.) (2007) Global’naja strategija lechenija i profilaktiki bronhial’noj astmy,Izd. dom “Atmosfera”, Moscow,104 p.(in Russian).УДК0018.Ibid.9.Ibid.10.MalkinaPyh,I. G. (2009)Op. cit.11.Sandomirskij,M. E. (2007) Psihosomatika i telesnaja psihoterapija: prakt. rukovodstvo,Nezavisimaja firma “Klass”, Moscow,592 p.(in Russian).12.MoesWujtowicz,A., Wujtowicz,P., Postek,M.&DomagalaKulawik,J. (2012) “Asthma as a psychosomatic disorder: the causes, scale of the problem, and the association with alexithymia and disease control”,Pneumonol. Alergol. Pol., vol. 80 (1),pp. 13‬19(in Russian).13.Klinicheskaja psihologija / pod red. B. D. Karvasarskogo.14.MalkinaPyh,I. G. (2009)Op. cit.15.Sifneos,P. E. (1973) “The prevalence of alexithimic characterictics in psychosomatic patients”,Psychother. Psychosom,vol. 22,pp. 255‬262(in Russian).16.Karvasarskiy, B. D. (ed.) (2011) Op. cit.17.Ibid.18.MalkinaPyh,I. G. (2009)Op. cit.19.Sandomirskij,M. E. (2007) Op. cit.20.MoesWujtowicz,A., Wujtowicz,P., Postek,M.&DomagalaKulawik,J. (2012) Op. cit.21.Smyk,A. V.,Markova E. V.&Votchin I. S. (2013) Psihofiziologicheskie aspekty bronhial’noj astmy: podhody k psihokorrekcii: monografija/ Minvo obrazovanija i nauki RF, Novosib. gos. ped. unt, NII klinicheskoj immunologii SO RAMN,Izdvo NGPU, Novosibirsk,86 p.(in Russian).22.Smyk,A. V.&Markova,E. V. (2013) “Original’nyj metod korrekcii aleksitimii pri psihosomaticheskoj patologii na osnove telesnoorientirovannogo vozdejstvija”,Sovremennye issledovanija social’nyh problem,№ 1(13),pp. 169‬173(in Russian).23.Smyk,A. V.&Markova,E. V.(2013)“Psihokorrekcionnoe vozdejstvie v kompleksnoj terapii bronhial’noj astmy”,V mire nauchnyh otkrytij,№ 7.1(43),pp. 184‬202 (Problemy nauki i obrazovanija)(in Russian).24.Smyk,A. V.&Markova,E. V. (2013) Original’nyj metod korrekcii aleksitimii …25.Logacheva,G. S.&Shhedrina,A. G. (2004) Lechebnaja fizkul’tura pri zabolevanijah organov dyhanija,Sibmedizdat, Novosibirsk,68 p.(in Russian).26.Sandomirskij,M. E. (2007) Op. cit.27.Ibid.28.MalkinaPyh,I. G.(2009)Op. cit.29.Leutin,V. P.&Nikolaeva,E. I. (2005) Funkcional’naja asimmetrija mozga: mify i dejstvitel’nost’,Rech’, St. Petersburg,368 p.(in Russian).30.Juniper,E. F., O’Byrne,P. M., Guyatt,G. H., Ferrie,P. J.&King,D. R. (1999) “Development and validation of a questionnaire to measure asthma control”,Eur. Respir. J.,vol. 14,pp. 902‬907(in Russian).31.Sandomirskij,M. E. (2007) Op. cit.32.Leutin,V. P.&Nikolaeva,E. I. (2005) Op. cit.33.Smyk,A. V.,Markova E. V.&Votchin I. S. (2013) Op. cit.34.Smyk,A. V.&Markova,E. V.(2013) Psihokorrekcionnoe vozdejstvie v kompleksnoj terapii …

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., докторомпедагогических наук, членомредакционной коллегиижурнала «Концепт»

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *