Меню Рубрики

Психологические особенности пациентов с бронхиальной астмой

Как считают клинические психологи, среди личностных особенностей детей с бронхиальной астмой доминируют неустойчивость, эмоциональная лабильность, истероидность, эгоцентризм, снижение способности к ролевому взаимодействию. Страх удушья формирует тревожность, чувство отверженности, подкрепляемые переживаниями своего отличия от сверстников [3].

Mayer и Weitermeyer подчеркивают, что у детей-астматиков с самого начала болезни отмечаются определенные черты, которые не усиливаются, а, наоборот, могут нивелироваться на протяжении болезни: недостаточные способности, агрессивность, направленная на окружающих, самообвинения в этой агрессивности. Для личности ребенка с бронхиальной астмой характерна боязливость с истерическими или ипохондрическими чертами [5].

Для детей, страдающих бронхиальной астмой, характерным является более высокий уровень негативных эмоций, более бедное воображение, неспособность отличить эмоциональные проблемы от переживаемых физических нарушений [3].

В.И. Горемыкин и А.А. Протопопов [2] доказывают, что у детей с бронхиальной астмой имеет место сниженная самооценка, повышенная тревожность и психастеничность, более выражены истероидно-демонстративные черты, всегда есть нарушения внутрисемейных отношений [1].

По мнению К. Леонгарда, акцентуация характера детей зависит от степени тяжести болезни: у детей с легким течением астмы преобладают гипертимные черты (стремление к социализации) в 87% и перепады настроения — в 60% случаев; у детей со среднетяжелым течением чаще выявляется экзальтированность (в 61% случаев) и демонстративность (в 68% случаев); а при тяжелой бронхиальной астме диагностируется замкнутость у 65% пациентов и возбудимость — у 58% [4].

Психопатологические изменения чаще наблюдаются у детей с тяжелой астмой, существенно ограничивающей жизнедеятельность ребенка, его социальное развитие. Отягощают течение заболевания неспособность ребенка самостоятельно справляться с кризисными ситуациями, обслуживать себя, длительные депрессии как следствие семейных конфликтов, отсутствие эмоциональной близости с родителями.

Наше исследование было направлено на изучение характерологических особенностей детей, больных бронхиальной астмой, и их сравнение с характерологическими особенностями практически здоровых детей.

Характерологические особенности личности — это свойства характера, которые формируются прижизненно. Особенности и свойства характера складываются из взаимодействия темперамента и психосоциотипа ребенка. В некоторых случаях свойства характера могут приобретать крайнюю форму и перерастать в акцентуации. Психосоциотип личности является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой в зависимости от уровня развития таких психических функций, как эмоции, ощущения, интуиция и мышление, и специфики предпочтений: экстраверсии или интроверсии. В основе выделения психосоциотипов лежит типология личности, разработанная К. Юнгом. Наряду с врожденными особенностями темперамента и психосоциотипа ребенка большую роль играют его устойчивые приобретенные качества характера, которые постоянно влияют на поведение, реакции, учебную и трудовую деятельность, общение.

В нашем исследовании принимали участие 24 ребенка 10-11 лет. 12 человек — дети, страдающие бронхиальной астмой, 12 человек — практически здоровые дети. Исследование включало применение личностного опросника Г. Айзенка. Цель тест-опросника — выявить особенности темперамента ребенка от 8 до 12 лет.

По методике Г. Айзенка у детей, страдающих бронхиальной астмой, были получены следующие результаты.

1. Саша А. — меланхолик со значительной степенью интроверсии и средним показателем эмоциональной устойчивости. Ему присущи такие черты, как угрюмость, тревожность, ригидность, трезвость, пессимистичность, замкнутость, необщительность, тихий нрав. При этом Саша обладает склонностью к демонстративному поведению. Т.е. он склонен занижать свою самооценку, не уверен в себе, что может привести к уходу от об­щения, замкнутости, закомплексованности. Такие дети, как Саша, боятся ошибиться, вызвать гнев или неудовольствие взрослых. Поэтому они могут не ответить на вопрос даже тогда, когда знают правильный ответ, что связано со стремлением понравиться взрослому. Однако и у него может проявиться агрессивное поведение, которое является защитой от его тревожности и неуверенности в себе. В неблагоприятных обстоятельст­вах у ребенка могут развиться депрессии и фобии, т.е. немотивированные страхи (темноты, высоты, закрытых помещений и т.д.).

2. Наташа Б. — меланхолик с умеренной интроверсией и повышенной эмоциональной неустойчивостью. Ей присущи угрюмость, тревожность, ригидность, пессимистичность, замкнутость, необщительность, тихий нрав. При этом пациентка склонна к демонстративному поведению.

3. Таня Е. — флегматик с высокой степенью интроверсии и средней эмоциональной устойчивостью. У Тани высокий показатель по шкале лживости, что говорит о ее склонности к демонстративному поведению. Для нее характерны такие черты, как пассивность, осторожность, рассудительность, сдержанность, надежность, постоянство, спокойствие.

4. Дима Ж. — меланхолик с умеренной степенью интроверсии и очень высокой эмоциональной неустойчивостью. Но при этом Дима обладает искренностью и адекватной самооценкой. Это может помочь ему справляться угрюмостью, пессимизмом и замкнутостью, которые свойственны для его типа темперамента.

5. Лена К. — меланхолик с умеренной степенью интроверсии и средней эмоциональной устойчивостью. Показатель по шкале лжи у Лены не превышает верхнюю границу. То есть у Лены, скорее всего, не проявятся такие отрицательные черты темперамента меланхолика, как тревожность, угрюмость, пессимизм. При ее тихом нраве и необщительности она знает себе цену, адекватно оценивает свои возможности.

6. Андрей К. — холерик с ярко выраженной экстраверсией и средней степенью эмоциональной неустойчивости, которая граничит с высокой. Ему свойственны обидчивость, неспокойный характер, агрессивность, повышенная возбудимость, переменчивость настроения, импульсивность, оптимистичность, активность. Эти черты Андрея сочетаются со склонностью к демонстрационному поведению. Поэтому у него есть предпосылки для формирования неадекватно завышенной самооценки. Андрея отличает стремление к доминированию в группе сверстников, что часто не подкрепляется его реальны­ми знаниями и умениями. Однако это не снижает самооценку Андрея, а только усиливает его демонстративность, переводя ее в негативизм, упрямство, аг­рессивное поведение. В неблагоприятных условиях (холодность взрослых, нежелание признать его достоинства, жесткий, авторитарный стиль обще­ния) у Андрея может развиться истерия.

7. Алеша М. — холерик с умеренной экстраверсией и высокой эмоциональной неустойчивостью. Алеша также склонен привлекать внимание к себе демонстративным поведением. Его обидчивость, импульсивность, агрессивность могут служить защитным приемом в стрессовых ситуациях.

8. Маша Н. — флегматик со значительной степенью интроверсии и средней эмоциональной устойчивостью. Показатель по шкале лжи у Маши превышает крайнюю границу, что говорит о склонности Маши к демонстративному поведению, завышению самооценки. Это может спровоцировать усиление таких черт Маши, как пассивность, сдержанность, препятствовать установлению контактов.

9. Оксана С. — меланхолик со значительной интроверсией и высокой эмоциональной неустойчивостью. При этом Маша склонна к занижению самооценки, проявлению агрессии с целью скрыть свою неуверенность. Угрюмость, тревожность, ригидность — эти черты Маши при неблагоприятных обстоятельствах могут спровоцировать развитие депрессии.

10. Люба С. — меланхолик, ярко выраженный интроверт со средней степенью эмоциональной устойчивости и склонностью занижать самооценку, недооценивать свои способности.

11. Степан Ф. — меланхолик, умеренный интроверт с высокой степенью нейротизма. Но при этом у Степана отсутствует склонность показаться лучше, чем он есть на самом деле, ему присуще свойство адекватно оценивать свои поступки и способности. Но он глубоко переживает неудачи и личные неурядицы, о чем свидетельствует его повышенная эмоциональная неустойчивость.

12. Семен Я. — холерик, ярко выраженный экстраверт с высокой степенью эмоциональной устойчивости. Однако склонен к демонстрационному поведению и завышению самооценки.

Таким образом, у детей, больных бронхиальной астмой, наблюдается сочетание крайних проявлений интроверсии или экстраверсии с высокой степенью эмоциональной нестабильности (нейротизма). Также у детей этой группы отмечены высокие показатели по шкале лжи, что говорит о тенденции к неадекватной самооценке (завышенной или заниженной), что одинаково плохо сказывается на процессе социализации и преодолении жизненных трудностей.

Характеристика практически здоровых детей.

1. Вадим В. — меланхолик с умеренной степенью интроверсии и высокой эмоциональной устойчивостью. Показатель по шкале лжи ниже критического, что свидетельствует об искренности Вадима и адекватности его самооценки. Такие черты меланхолика, как замкнутость, необщительность, тихий, спокойный нрав, компенсируются у Вадима его уверенностью в себе и своих возможностях. Он не сразу раскрывается незнакомым людям, осторожно заводит новые знакомства, но его круг общения стабилен, и в отношениях с друзьями он всегда стремится показать себя с лучшей стороны.

2. Люба Е. — сангвиник с умеренной степенью экстраверсии и высокой степенью эмоциональной устойчивости. Адекватно оценивает свои возможности и способности. Общительна, открыта, разговорчива, общительна, беззаботна. Своей открытостью Люба быстро завоевывает всеобщую любовь, у нее много друзей и знакомых. Оправданно занимает положение лидера в классе.

3. Кирилл К. — флегматик, умеренный интроверт с высокой эмоциональной устойчивостью. По шкале лживости не превысил крайний показатель. Кирилл обладает рассудительностью, сдержанностью, спокойствием. Ему удается нейтрализовать такую черту флегматика, как пассивность, за счет сильной внутренней мотивации в учебе.

4. Люда К. — меланхолик, умеренный интроверт со средней эмоциональной устойчивостью и адекватной самооценкой.

5. Наташа К. — холерик с умеренной экстраверсией и средней эмоциональной устойчивостью. Склонность к демонстративному поведению отсутствует. Наташа импульсивна и оптимистична, обладает способностью быстро переключаться с одного дела на другое. При этом ее быстрая возбудимость, неспокойность не переходит в агрессию. В стрессовых ситуациях она быстро ориентируется.

6. Алеша К. — холерик, умеренный экстраверт с высокой эмоциональной устойчивостью. У Леши есть склонность к демонстративному поведению и завышению самооценки. В общении со сверстниками Леша часто занимает лидерское положение, его демонстративность сложилась в ярко выраженные артистические способности. Оптимистичен, активен. В силу высокой степени эмоциональной устойчивости редко помнит обиды.

7. Егор М. — меланхолик, умеренный интроверт с высокой эмоциональной устойчивостью. Егору также свойственно желание показаться лучше, чем он есть, высокий уровень притязаний. Для него решающим является то, как на него посмотрят и оценят окружающие, поэтому он стремится к хорошим результатам в любом деле. Принимает и глубоко переживает только справедливую критику.

8. Нина Н. — меланхолик, умеренный интроверт с высокой эмоциональной устойчивостью. Самооценка адекватная. Тихий нрав, необщительность и замкнутость среди круга хорошо знакомых людей у Нины проходят. Так как Нине свойственно адекватно оценивать окружающую обстановку и она обладает высокой эмоциональной устойчивостью, ей удается избежать излишней тревожности и пессимистичности.

9. Саша П. — сангвиник, ярко выраженный экстраверт с высокой степенью эмоциональной устойчивости. Общительный, открытый, разговорчивый, живой и беззаботный. Отсутствует склонность к демонстративной модели поведения. В отношениях со сверстниками справедливо занимает положение лидера, оценивает адекватно свои способности и окружающую обстановку. В стрессовой ситуации быстро ориентируется, легко преодолевает препятствия.

10. Коля С. — меланхолик, ярко выраженный интроверт со средней степенью эмоциональной устойчивости. У Коли высока степень искренности, адекватная самооценка. Однако сочетание крайней выраженности интроверсии и недостаточной эмоциональной устойчивости делает Колю очень ранимым. Он тяжело переживает неудачи, ему с трудом удается заводить новых друзей.

11. Алеша Щ. — сангвиник, умеренный экстраверт с высокой степенью эмоциональной устойчивости. Склонность к демонстрационному поведению отсутствует.

12. Никита К. — сангвиник, умеренный экстраверт с высокой степенью эмоциональной устойчивости. При этом Никита склонен привлекать внимание демонстративным поведением. Но так как у него высокая степень эмоциональной устойчивости, демонстративность Никиты проявляется в стремлении быть задействованным в различных творческих кружках.

Таким образом, в результате проведенного исследования по опроснику Г. Айзенка было выявлено, что у практически здоровых детей гораздо реже, чем у их сверстников, больных бронхиальной астмой, проявляются крайние варианты темперамента. Практически здоровые дети обладают высокой степенью эмоциональной устойчивости, как правило, по шкале лжи их показатели не превышают пределы нормы.

Исследование показало, что дети, страдающие бронхиальной астмой, имеют особые, ярко выраженные черты характера, которые принято называть акцентуациями. Респонденты проявляют черты интроверсии, замкнутости, ригидности, угрюмости. У этих детей ярко выражен дистимичный тип акцентуации (у 9 из 12 детей). 3 из 12 детей характеризуются повышенной возбудимостью, гиперактивностью, склонностью к демонстративному поведению с целью привлечь внимание, т.е. относятся к гипертимным акцентуантам.

Практически здоровые дети по опроснику Г. Айзенка показали высокие и средние результаты эмоциональной устойчивости (ни у одного из 12 опрошенных не было отмечено высокого уровня нейротизма). Кроме этого, респонденты из данной экспериментальной группы характеризуются средним уровнем проявления интроверсии/экстраверсии. Выявлено только 2 случая ярко выраженного проявления этих черт — 1 случай высокой степени интроверсии, 1 случай ярко выраженной экстраверсии. Но в обоих случаях дети эмоционально устойчивы, не склонны к завышению или занижению самооценки.

Подчеркнем, что для успешного лечения больного с астмой необходима оценка не только его характерологических особенностей, но и эмоциональной сферы, изучение поведения ребенка с родителями дома, в школе, среди друзей, оценка реакций ребенка на непосредственное окружение, стресс.

Изменения поведения, особенно у детей, требующих стационарного лечения, являются важными характеристиками, которые должны учитываться в реабилитационных программах, в том числе и в программах общеобразовательной школы. Эффективное лечение в ранней стадии может предотвратить последующие эмоциональные отклонения. Обычно психические изменения вследствие бронхиальной астмы не требуют психотерапии и достижение стойкой ремиссии ведет к нормализации психики ребенка.

Читайте также:  Реакция манту при бронхиальной астме

Работа выполнена при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (№ 14.B37.21.0207).

Потатуркина-Нестерова Наталия Иосифовна, доктор медицинских наук, профессор кафедры общей фармакологии с курсом микробиологии Ульяновского государственного университета, г. Ульяновск.

Нестеров Алексей Сергеевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры инфекционных, кожных и венерических болезней Ульяновского государственного университета, г. Ульяновск.

источник

Бронхиальная астма – многофакторно обусловленная болезнь, при которой взаимодействуют психосоматические, инфекционные и аллергические компоненты. Эмоциональные факторы сами по себе вряд ли могут создать достаточные условия для развития болезни, но у биологически предрасположенного к ней человека они могут привести в действие астматический процесс.

Психологическая метафора бронхиальной астмы – затруднение выживания, неспособность «дышать полной грудью». Самостоятельное дыхание – единственная функция организма, которая формируется только после рождения. Все остальные признаки жизнеспособности формируются еще в утробе матери. Момент рождения – это тяжелый труд и страх: «Что за мир снаружи?». Этот страх исчезает при создании комфортных и безопасных условий родителями ребенка. Поэтому, если внимания и заботы родителей не хватает, то первая система, которая подвержена риску сбиться и потерять правильный ритм, – это дыхание. Другая причина нарушения работы дыхательной системы – это чрезмерная забота родителей, когда ни один вдох нельзя сделать самостоятельно. Недостаток заботы и ее избыток в равной степени лишают способности быть нестесненным, «дышать свободно».

По мнению Ф. Александер и Г. Миллер, причина развития бронхоспазма в особенностях отношений матери и ребенка. Их можно назвать «люблю и ненавижу». Материнское отвержение имеет центральное место в возникновении нервно-психического механизма патогенеза бронхиальной астмы. Установлено, что в ряде случаев материнское отвержение предшествовало не только заболеванию ребенка, но и его рождению. Причины отвержения проистекают из собственной эмоциональной незрелости матери. При сближении отношений мать чувствует раздражение и чувство вины за него, а ребенок – материнское негодование и отчуждение. Это порождает у него тревогу и страх, а открытое выражение чувств запрещается матерью («не плачь, перестань кричать») и связано с опасением оттолкнуть ее.

Блокировка вербальных каналов коммуникации компенсаторно вызывает развитие телесных коммуникабельных связей, к которым относиться стремление получить одобрение и теплое отношение матери посредством астматических симптомов. Это проявляется в конфликте между «желанием нежности», с одной стороны, и «страхом перед нежностью», — с другой. За псевдоиндеффирентным или даже агрессивным поведением может скрываться сильная потребность в любви и поддержке. Физиологический конфликт при бронхиальной астме имеет свое продол­жение в психологическом конфликте, в эмоциональной жиз­ни многих астматиков.

Взрослые пациенты с бронхиальной астмой, как правило, забывают свою детскую историю, но обострение их заболевания происходит тогда, когда надо проявить смелость, ответственность, независимость или суметь пережить печать, одиночество, проявить враждебно-агрессивные или нежные, преданные чувства.

Рассматривается особый нервно-психический вариант раз­вития бронхиальной астмы у взрослых, когда проявления заболевания выступа­ют в роли защитного механизма, сформировавшегося из-за различных внутри- и межличностных конфликтов детского возраста. Были выделены четыре варианта нервно-психического механизма патогенеза бронхиальной астмы: неврастеноподобный, истероподобный, психастеноподобный и смешанный, или «шунтовый». Для каждого ва­рианта свойственны свои внутри- и межличностные невроти­ческие конфликты. Внешние проявления зависят от личност­ных особенностей пациентов, варианта поведения, которое санкционируется в данной микросоциальной среде и служит целям адаптации пациентов.

В случае обострения неврастенического типа конфликта (с одной стороны, постоянное недовольство собой реальным, неприятие себя; с другой стороны, вечное стремление к вооб­ражаемому блистательному, недостижимому идеалу расщеп­ленной личности) болезнь позволяет пациентам уйти от необ­ходимости следовать созданному идеалу собственного Я. Другими словами, это боль­ные со сниженной самооценкой, непосильными, завышен­ными требованиями к себе и тягостным сознанием своей не­состоятельности, защитой от которой становится приступ бронхиальной астмы. Основным в клиническом проявлении бронхиальной астмы является появле­ние астматических симптомов в характерных для данного па­циента условиях. Причины появления такого приступа могут быть обусловлены декомпенсацией психологической защиты от эмоционального напряжения вследствие «просачивания» в сознание травмирующей информации, указывающей на не­адекватное восприятие образа «Я» больного (преобладание внутриличностного конфликта) в случае неадекватного тре­бования к себе пациентов с неврастеноподобным механизмом.

При истероподобном механизме больных отличает повы­шенный уровень притязаний к значимым лицам микросоци­ального окружения (семья, производственный коллектив, мед­персонал) и искажение образа «Мы» в семьях в случаях привыч­ного манипулирования лицами значимого окружения, когда желаемого результата больной достигает с помощью присту­па. Рисунок поведения этих больных отличается тенденцией перекладывать ответственность за себя и за то, что с ними про­исходит в жизни, на окружающих, повышенными требова­ниями к окружающим и сниженными к себе, защитным ма­нипулированием лицами значимого окружения.

Пациенты с психастеноподобным вариантом бронхиальной астмы отлича­ются повышенной тревожностью, блокированием эмоции, несформированностью собственной ценностной системы, за­висимостью от лиц значимого окружения и низкой способно­стью к самостоятельным решениям. Приступ бронхиальной астмы может поя­виться при необходимости принять ответственное решение из-за нарастания тревоги. «Условная приятность» приступа заключается в том, что он избавляет пациентов от этой необ­ходимости.

В случае «шунтового» механизма приступ появляется у робкого, тревожного больного при вовлечении его в качестве арбитра («стрелочника») в конфликт родствен­ников. В этом случае приступ необходим для разрядки непро­дуктивной невротической конфронтации членов семьи и для получения внимания и заботы во время приступа инфантиль­ным и зависимым астматиком. Таким образом, он заключает в себе черты и истероподобного механизма (манипулирование окружением и перекладывание ответственности на значимых других), и психастеноподобного (тревожность, зависимость, сложность словесного выражения своего эмоционального со­стояния и резкое увеличение уровня тревоги при необходимо­сти принятия решений).

По данным ряда исследователей личность больных бронхиальной астмой характеризуется рядом особенностей. К ним относятся склонность подавлять депрессию и агрессию, сдерживать реакцию на фрустрирующее воздействие, повышенная нервность, чрезмерная возбудимость либо вялость и повышенная истощаемость, высокая тревожность. В поведении и чертах личности больных часто обнаруживаются реакции с защитой эмоциональных, прежде всего агрессивных побуждений. Агрессия у астматиков не вытесняется. Она переживается как опасная, больной не может ее выразить, не может «выпустить свой гнев на воздух», что проявляется в приступах удушья. Астматики сильно переживают агрессивность, но не проявляют ее вовне.

Дата добавления: 2017-02-25 ; просмотров: 405 | Нарушение авторских прав

источник

Начало школьной жизни расширяет восприятие ок­ружающего мира, увеличивает опыт, приобретенный ре­бенком вне дома, расширяет и интенсифицирует сферу его общения. Все это сказывается на эмоциональном разви­тии младшего школьника (Матюхина М.В., 1976; Левитов Н.Д., 1969; Аверин В.А., 1998; Крайг Г., 2000). В этом возрасте ребенок начинает больше дифференцировать свои эмоции, при этом он экспериментирует, пооче­редно испытывая чувства злости, вины, обиды, испуга или радости. На что-то он не обращает внимания, что-то с не­годованием отвергает, но что-то из этого набора работает и дает свои результаты. Необходимо отметить, что результа­ты эмоционального выбора, сделанного ребенком, в не­малой степени будут зависеть от деятельности значимых взрослых — родителей, учителей (Кулагина И.Ю., 1996; Аверин В.А., 1998, Райс Ф., 2000).

Наиболее значимыми для этого воз­раста являются эмоции страха, интереса и радости. Рассмотрим подробнее каждую из них.

Ослабление эгоцентризма, характерное для этого воз­раста, рост самосознания и чувства ответственности ве­дет к уменьшению числа страхов, особенно это тенденция выражена у мальчиков. Однако страхи не исчезают, они трансформируются.

1. Ведущий страх этого возраста — страх «быть не тем», страх несоответствия общепринятым нормам по­ведения, требованиям ближайшего окружения: семьи, школы, сверстников. Конкретными формами это­го страха являются страхи сделать что-нибудь не то, неправильно, не так, как следует. Страх несоответствия берет начало из сформированного у ребенка умения оценивать свои по­ступки с точки зрения нравственных предписаний, кото­рое лежит в основе формирующегося чувства ответствен­ности. Необходимо учитывать, что гипертрофиро­ванное чувство ответственности с преобладанием правил, запретов, угроз и условностей лишает ребенка самостоятельности, инициативности и решительности. Анало­гичные формы поведения характерны и для детей, у кото­рых чувство ответственности сформировано недостаточ­но, а тем более, если оно отсутствует совсем (Дубровина И.В., 1997; Матвеев Б. Р., 2006).

Наиболее частым видом страха несоответствия в этом возрасте является страх опоздать в школу. Он силь­нее выражен у девочек, поскольку у них раньше возникает и сильнее проявляется, чем у мальчиков, чувство вины. Страх опоздания в школу — это один из симптомов синд­рома «школьной фобии». Нередко, как отмечает А.И. Захаров (2007), это не столько страх самой школы, сколько страх расставания с родите­лями, к которым привязан тревожный, к тому же часто болеющий и потому гиперопекаемый ребенок (Оудсхорн Д.Н., 1993; Куфтяк Е.В., 2003) .

Другой причиной «школьных страхов» ребенка мо­гут быть его конфликтные отношения с учителями, равно как и со сверстниками, боязнь их агрессивного поведения. Нередко сами родители провоцируют возникновение это­го страха, когда в своем стремлении иметь ребенка-отлич­ника, постоянно ориентируют его только на наивысшие достижения, давая ему установку «быть лучшим».

Результаты «школофобии» весьма многообразны: от психосоматических симптомов в виде головных болей, колик в желудке, головокружения и рвоты до негативных психологических, таких как: появление чувства неуверенности в сво­их силах, сомнение в своих знаниях и привычка опираться на постороннюю помощь при малейших трудностях.

Наряду со «школьными страхами» для этого возраста типичен страх стихии: бури, наводнения, урагана, землетрясения. Все эти страхи, по мнению А.И. Захарова (2007), продукты так называемого «магического мышления» школьника, его склонности верить в разного рода предсказания, суеверия, «роковое» стечение обстоятельств.

Интерес рассматривается К. Изардом как фундамен­тальная, врожденная эмоция и считается доминирующей среди всех других. Именно интерес побуждает ребенка к исследованию окружающего его мира.

Интерес тесным образом связан с эмоцией радости. Их взаимодействие — это своеобразная эмоцио­нальная основа творческой деятельности ребенка, поэтому положительный эмоциональный фон так важен в ходе познавательной деятельности. В этой связи необходимо отметить, что интерес — это наиболее распространенная форма положи­тельных эмоций. Там, где есть положительная эмоция, там, как правило, любые действия сопровождаются интересом. С эмоцией интереса тесно связана эмоция радости.

Дети, переживающие радость, имеют больше воз­можностей узнать и оценить окружающий мир. Такому ребенку легче увидеть красоту и добро в природе и чело­веческой жизни. Радость позволяет ребенку чувствовать более тесную и многообразную связь с миром. Данная эмоция — нечто большее, нежели положительная установка на себя и на мир. Радость всегда сопровождается чувством энер­гетического подъема. Радостный ребенок имеет больше оснований чувствовать себя свободным, чем тревожный и угрюмый.

Радость оказывает позитивное влияние на восприя­тие и познавательную деятельность школьника. Однако в некоторых ситуациях взаимодействие радости с познава­тельной деятельностью может давать парадоксальные эф­фекты. Например, если задача слишком трудна для ребен­ка и требует большой и настойчивой работы, то школь­ник, преисполненный радостным настроением, может просто отбросить саму задачу как помеху на пути пережи­ваемой им эмоции.

Переживанию радости препятствуют нарушенные детско-родительские взаимоотношения: гипернормативность, жесткий контроль или безразличное отношение к ребенку. Догматизм в воспитании, мешающий ребен­ку познать и понять самого себя, также ведет к угнете­нию этой эмоции (Аверин В.А., 1998; Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М., 2003; Билецкая М.П., 2007).

Эмоции интереса и радости тесным образом связа­ны с познавательной деятельностью ребенка. Интеллек­туальный успех невозможен, если ребенок активно не пе­реживает эти эмоции.

Наличие у ребенка психосоматического заболевания (в частности, бронхиальной астмы) накладывает на него целый ряд жизненных ограничений, которые связаны не только с условиями проживания, но и оказывают влияние практически на все аспекты жизни ребенка (Билецкая М.П., Мельникова Н.О., 2007).

В качестве иллюстрации можно привести воспоминания П.Д. Хенневея, болезнь которого подтолкнула на то, чтобы самому заняться изучением проблемы бронхиальной астмы:

«Я никогда не забуду свой первый приступ бронхиальной астмы. Я проснулся с жутким ощущением удушья. Моим легким не хватало воздуха, и каждая попытка вздохнуть вызывала хриплые визгливые звуки. Грудная клетка быстро поднималась и опускалась. Разумеется, я был очень напуган. Родители, встревоженные не менее меня, поставили на плиту чайник и заставили меня вдыхать горячий пар. Вскоре прибыл наш семейный врач. Он немедленно сделал мне инъекцию лекарства, которую он назвал адреналином. К моему изумлению, через несколько минут после укола дыхание у меня нормализовалось. Я чувствовал себя так, будто меня спасли от верного удушения. Врач сказал моим родителям, что пережил первый, но, видимо, не последний приступ астмы. Тогда я не знал, что этой болезни суждено сыграть в моей жизни огромную роль.

В детстве астма создавала для меня множество проблем. Мой рост вскоре начал задерживаться, и я получил кличку «сиплый». Мне приходилось часто пропускать занятия. Участие в играх и занятиях спортом были ограничены, поскольку любое значительное физическое напряжение «запускало» приступ астмы. Я прошел тесты на аллергию, которые показали, что у меня аллергия практически ко всему окружающему. Были убраны любимые мягкие игрушки, а нашей собаке запретили входить в дом. Моя и без того не слишком многообещающая футбольная карьера в школе прервалась в результате сильного приступа астмы, который закончился для меня кратковременным пребыванием в больнице. В те времена не было эффективных медикаментов, предотвращающих астму, вызванную физическими нагрузками, поэтому я переключился на гольф, более безопасный вид спорта.

Читайте также:  Имбирь с лимоном и медом рецепт при астме

К счастью в юношеские годы астма постепенно начала отступать, и теперь хрипы у меня появляются только при физических нагрузках и в холодную погоду или при сильной простуде. Во время учебы в медицинском колледже, в интернатуре и на стажировке я научился диагностировать и лечить множество болезней, включая астму. Меня обучили, как помочь пациенту, страдающему от хронической астмы и каким образом контролировать такую астму в долгосрочном плане» (Хенневей П.Дж., 1998).

Известно, что длительно текущее заболевание обусловливает задержку эмоционального развития, эмоциональную незрелость. Хроническая физическая и психическая астения тормозит развитие активных форм деятельности, способствует формированию таких черт личности, как робость, боязливость, неуверенность в себе. Эти же свойства обусловливают и создание для больного ребенка режима ограничений и запретов, поэтому в исследованиях, посвященных этиопатогенезу бронхиальной астмы, большое внимание уделяется роли семьи. Особенно важно изучить взаимоотношения ребенка и матери, определяющие психологическое формирование личности. Условия гиперопеки формируют искусственную инфантилизацию. У большинства больных с астмой отмечается стремление к здоровью, появляются интересы и рассуждения, свойственные взрослым (Соловьева С.Л., 1991).

Д.Н. Исаев (2005) отмечает, что особенности личности больных, страдающих бронхиальной астмой, оценивают различно. Во многих случаях не представляется возможным получить представление о предболезненном состоянии психики, так как дети очень рано заболевают бронхиальной астмой. Все же в настоящее время удалось установить, что среди личностных черт, наблюдавшихся до начала болезни, наиболее часто отмечались:

Среди личностных особенностей детей с бронхиальной астмой доминируют неустойчивость, эмоциональная лабильность, истероидность, эгоцентризм, снижение способности к ролевому взаимодействию. Страх удушья формирует тревожность, чувство отверженности, подкрепляемые переживаниями своего отличия от сверстников. Для детей с астмой характерным является более высокий уровень негативных эмоций, обедненное воображение, неспособность отличить эмоциональные проблемы от переживаемых физических нарушений. Специфические личностные нарушения у них не выявляются; больные с астмой не отличаются от других детей в приобретении навыков, в учебе.
Около 25-30% обострений заболевания связаны с периодами эмоционального напряжения. Эмоциональный стресс сам по себе может быть пусковым фактором обострения астмы. Смех, плач, страх, психоэмоциональное напряжение в семье могут привести к гипервентиляции и реакции бронхоспазма. К такому же эффекту приводят приступы паники у детей с астмой.

К наиболее типичным реакциям личности на заболевание относят:

· астенодепрессивный (в форме эмоциональной слабости и снижения настроения);

У детей представление о болезни более отвлеченно, чем у больных с другими заболеваниями. Большинству детей, преимущественно девочкам, свойственно вытеснение болезни из сознания. В отличие от больных мальчиков, они не пытались понять и назвать причину своего заболевания. Только 1/3 детей смогла указать признаки бронхиальной астмы («задыхаюсь», «трудно дышать»). Подавляющее большинство детей о своей болезни говорили неопределенно. Слово «болезнь» в их сознании нередко ассоциировалась не с астмой, а с другими более «обычными» заболеваниями. (Исаев Д.Н., 2005).

Эмоционально-личностные особенности младших школьников с бронхиальной астмой были исследованы Е.А. Горской (2005). Анализ результатов проективной методики «Где живут чувства?» показал, что больные дети реже выбирают отрицательные эмоции и чувства, а чаще — положительные, что может свидетельствовать о том, что дети с бронхиальной астмой отрицают проявление негативных эмоций и более склонны к выражению социально приемлемых позитивных эмоций. Результаты анализа отношения к болезни и здоровью по данным «Цветового теста отношений» (ЦТО) показали, что для большего числа здоровых детей понятие «здоровье» связано с положительными эмоциями и добрым отношением к ним со стороны окружающих, с лечением, при проявлении различных недомоганий. Из результатов тестирования следует, что, хотя болезнь детей с бронхиальной астмой не связана с получением особых благ и положительных эмоций, она имеет большое эмоциогенное значение для ребенка.

Выявлены взаимосвязи между уровнем тревожности у младших школьников, больных бронхиальной астмой и параметром «недовольство собой» по данным проективной методики «Дом — Дерево – Человек» (ДДЧ); у их здоровых сверстников уровень тревожности связан с параметром «агрессивность».

Совладающее поведение больных детей характеризуется использованием экстрапунитивных реакций с фиксацией на самозащите (реакция по внешнеобвиняющему типу).

Таким образом, Е.А. Горская считает, что если у здоровых детей переживание тревоги связано с агрессивным поведением (активно-компенсаторное поведение), то у больных бронхиальной астмой тревога большей частью не осознаётся и проявляется в самообвинительных тенденциях (пассивно-компенсаторное поведение).

Для детей младшего школьного возраста с бронхиальной астмой характерен повышенный уровень эмоций: страха, стыда, вины и удивления. Страхи больных детей сходны по своей структуре с возрастными, но отличаются большей напряженностью, полиморфизмом, фиксацией на обьекте. У детей с бронхиальной астмой из неполных семей отмечается усиление вины при меньшей актуальности эмоций страха, стыда и удивления.

Для детей младшего школьного возраста с бронхиальной астмой характерены тревожность и повышенный уровень физической агрессии, подозрительности. У больных детей из неполных семей отмечается резкое увеличение степени выраженности негативизма, подозрительности и чувства вины, и, наоборот, снижение физической агрессии (Мельникова Н.О.).

источник

Современная психосоматика основывается на экспериментально доказанном и подтвержденном факте, согласно которому эмоции могут решающим образом влиять на функции органов. Психосоматические заболевания — это физические заболевания или нарушения, причиной возникновения которых является аффективное напряжение (конфликты, возможно, внутренние, недовольство, душевные страдания и др.). Представления, воображение также могут оказывать влияние на соматическое течение болезни.

В современной медицине в раздел психосоматики входят: клинические, психологические, эпидемиологические и лабораторные исследования.

В психоаналитической концепции существует несколько моделей возникновения психосоматического симптома, среди них конверсионная модель (З. Фрейд, П. Федерн, Г. Гродек, Ф. Дейч), модель вегетативного невроза (Ф. Александер), концепция десоматизации (М. Шур, А. Митчерлих).

Суть перечисленных выше концепций сводится к тому, что бессознательный конфликт, не имея выхода в соответствующем внешнем проявлении, приводит к эмоциональному напряжению, а затем к прорыву предэдипальных или эдипальных инстинктивных желаний и сопровождается устойчивыми изменениями в вегетативной нервной системе.

В концепции Г. Амона, психосоматический симптом выступает как саморазрушительная попытка восполнить и компенсировать структурный нарциссический дефицит, возникший в результате нарушения на ранних стадиях симбиотического взаимодействия. Представители теории объектных отношений связывают психосоматическое расстройство со слабым Эго (обусловленным в основном недостаточно хорошим материнством), которое имеет непрочное обиталище, созданное в ходе развития.

Дыхательная система — сложный физиологический «аппарат», который включается в работу только при рождении ребенка с его первым самостоятельным вдохом.

Можно сказать, что это первый травматический опыт сепарации (разделения) с матерью. Поэтому некоторые ученые отмечают важность проживания периода родов ребенком и матерью.

От греческого астма (удушье) — аллергическое заболевание, характеризующееся повторяющимися приступами удушья, в следствии спазмов бронхов и отеков их слизистой оболочки. С точки зрения психоаналитика Ватцзекера: приступ астмы часто предстает в эквивалент подавляемого плача, то есть протест ребенка лишенного защищенности. В основе астмы лежит конфликт «желания и нежности» с одной стороны, и «страха перед нежностью», с другой стороны.

Этот конфликт отражает нарушение ранних отношений с матерью.

БА- заболевание дыхательных путей, которое характеризуется повышенной готовностью реагирования трахеобронхиальной системы на целый ряд стимулов.

Патофизиологически речь идет о значительном сужении дыхательных путей, которое устраняется спонтанно или под влиянием лечения. Клиническая картина определяется отеком слизистых оболочек, бронхоспазмом и нарушением секреции.

Во время приступа больной испытывает острую тяжелую нехватку воздуха. При этом в первую очередь затрудняется и пролонгируется выдох, который становится громким, отчетливо слышимым. Переживания больных во время приступа и при подострых состояниях легкой нехватки воздуха ограничиваются исключительно актом дыхания. Больной поглощен состоянием своего дыхания. В его поведении примечательно то, что во время приступа он недоступен, держится отчужденно, с ним трудно установить контакт. Это отличает астматиков от других больных с легочными заболеваниями, сопровождающимися одышкой.

При хронической астме бросается в глаза все более нарастающая тенденция больных к самоизоляции.

В этиологии БА имеет значение склонность организма к аллергическим реакциям, которые в значительной степени обусловлены наследственной конституцией больного.

Детская астма наиболее часто начинается в первые три года жизни (до 75%) Вообще БА может возникать в любом возрасте, чаще всего развивается в первые 10 лет жизни. Преобладают мальчики, которые заболевают в 2-3 раза чаще, чем девочки. В половине случаев астма излечивается в пубертатном периоде.

Обычно в раннем возрасте у детей, страдающих БА, отмечаются признаки аллергии — в виде кожных высыпаний или других аллергических проявлений (встречается у 40-70% больных с БА). Спровоцировать приступ астмы могут не только попавшие аллергены (обычно с вдыхаемым воздухом), но и физическая нагрузка, перегревание или переохлаждение, резкие изменения погоды или психические нагрузки.

Типичный приступ астмы может возникнуть впервые после острой респираторной инфекции, профилактических прививок, психических или физических травм.

В качестве «пусковых механизмов» бронхолегочной патологии часто рассматриваются сильные эмоции: гнев, волнение, страх, печаль и тревога.

У некоторых детей триггерами могут быть ситуации, связанные с эмоциональными проявлениями — смехом, криком или плачем.

Есть данные, что панические реакции ребенка или его родителей во время сильного кашля могут вызвать бронхоспазм, который, впоследствии может перейти в астматический приступ.

У детей с бронхиальной астмой установлены нарушения высшей нервной деятельности в виде снижения замыкательных функций, наличия фазовых состояний. У них отмечается слабость процессов активного торможения, выражающиеся в явлениях дистонии и преобладании тонуса парасимпатического отдела нервной системы, парадоксальной реактивности симпатического отдела.

У большой части детей выявлены: повышенная тревожность, астенизация, минимальная мозговая дисфункция, невропатии, неврозы и аффективные расстройства с преобладанием тревоги во время приступа и депрессии в межприступный период.

На основе анализа различных исследований детей с БА выделяют четыре фактора возникновения БА как психосоматического заболевания:

— степень генетической уязвимости организма детей, которая оценивается количеством аллергических и астматических заболеваний;

— степень и природа подверженности различным вредоносным факторам в перинатальном периоде и в раннем перинатальном периоде;

— вирусные инфекции, которые появляются на протяжении сенситивного периода развития в первые годы жизни;

— увеличение вторичной уязвимости дестабилизацией гомеостаза ребенка из-за эмоциональных стрессов.

Для лучшего понимания природы астматического симптома, необходимо изучение обоих, психологических и физиологических факторов риска.

Это поможет создать эмпирическую классификацию стрессоров у детей с заболеванием и увидеть различные формы адаптации в семье с больным ребенком.

Д.Н. Исаев (1985), предлагая свой механизм возникновения психосоматических заболеваний, считает, что эмоциональный фактор через вегетативные и эндокринные элементы воздействуют на сому, вначале выступая в форме вегетативной дисфункции, которая потом может перейти в психосоматическое заболевание. Это представление нашло свое подтверждение в исследовании Жбанковой Н.Ю. (1989), показавшей, что у части детей с бронхиальной астмой наблюдаются психогенные гипервентиляционные нарушения в рамках синдрома вегетативной дистонии.

Важность эмоционального стресса при БА варьируется от возникновения преходящих легких состояний закупорки легких, до решающих инициаторов приступов и продолжительного психологического

Матус показал, что существует три возможных пути влияния психологических факторов:

— ускорение астмы, психологические факторы выступают «пусковым механизмом» (триггером) для возникновения астмы;

— обострение или увеличение количества приступов, утяжеление симптомов;

— препятствие излечению, помощи.

Психологические факторы, влияющие на возникновение заболевания.

Влияние эмоций на дыхательную функцию хорошо знакомо каждому. О внезапной остановке дыхания в момент тревоги говорят, что «захватило дух» или «перехватило дыхание». Вздох является распространенным выражением чувства отчаяния.

В психоаналитической литературе рассматривались следующие модели возникновения астмы как взаимодействия двух факторов — психологических особенностей и биологической предрасположенности:

1. Реципрокная модель. Астма может возникать двумя взаимоисключающими способами: либо посредством сильной биологической предрасположенности, либо будучи детерминированной сильными психологическими факторами.

2. Модель позитивного взаимодействия. Заболевание может возникнуть только при одновременном наличии сильных психологических и биологических факторов, (если же их нет или есть только один, заболевание не развивается.)

3. Суммарная модель. И психологические, и биологические факторы совместно определяют тяжесть заболевания.

К психологическим фактором относят воспитание, которое приводит к сильной зависимости ребенка от доминантной матери.

Психоанализ прегенитальных нарушений созревания понимает возникновение БА как несостоятельность, вытекающую из раннего детского развития- периода перехода от диады мать- дитя к отношениям в триаде: мать- дитя –отец.

Двусторонний уровень контактов является важной ступенью к последующему обучению многосторонним межличностным контактам. Сложный процесс постепенного переключения от внешней зависимости к внутреннему уровню поддержки самостоятельности и самоуважения в высокой степени подкрепляются стабильными отношениями с родителями. В биографии психосоматических больных родители очень часто препятствовали развитию их самостоятельности.

Читайте также:  Чем спастись при приступе астмы

Подавление собственных эмоций также рассматривается в качестве механизма, приводящего к бронхоспазму.

Некоторые авторы в симптоме бронхоспазма усматривают символическое выражение личностного конфликта между потребностью пациента в нежности и страхом перед ней, а также противоречивость в решении проблемы «брать и давать».

Чикагская психоаналитическая школа центральный конфликт в развитии БА находит во внутренних побуждениях ребенка, которые ставят под угрозу его привязанность к матери. Действия матери на плач воспринимаются ребенком как отвержение, поэтому плач становится «запрещенным» из-за страха лишиться материнского внимания. Страх материнского отвержения усиливает аномальные дыхательные ответы со стороны ребенка, таким образом развивается бронхоспазм.

Парсел и соавторы считают, что родительский конфликт может стать стрессором для ребенка и привести к симптому бронхоспазма. Нарушенные взаимодействия и взаимоотношения между родителями могут выступать тем стрессовым фактором, который приводит к бронхоспазму.

Корни развития защитно-приспособительного значения симптома бронхоспазма — в особенностях ранних отношений матери и больного ребенка. Это: «люблю и ненавижу», когда при сближении отношений мать чувствует раздражение и чувство вины за него, а ребенок — материнское негодование и отчуждение, что порождает у него тревогу и страх, а открытое выражение чувств запрещается матерью («не плачь, перестань кричать») и связано у ребенка с опасением оттолкнуть ее.

Особенности личности больного, страдающего БА.

Изучение личностных особенностей больных БА привели к гипотезе о существовании специфического патогномоничного для заболевания «профиля личности», предрасполагающего к его манифестации.

Основные характеристики такого «профиля личности» у больных БА определяются как склонность «подавлять депрессию и агрессию», «сдерживать реакции на фрустрирующее воздействие», «повышенная нервность, чрезмерная возбудимость либо вялость, повышенная истощаемость», «высокая тревожность».

Больные БА часто диагносцируются как алекситимики с механистичным характером мышления, проявляющимся в неспособности фантазировать, стремлении оперировать конкретными понятиями. В поведении и чертах личности больных часто обнаруживаются реакции с защитой эмоциональных, прежде всего агрессивных, побуждений, а также скрытое желание нежности и близости. За псевдо индифферентным или даже агрессивным поведением может скрываться сильная потребность в любви и поддержке.

Агрессия у астматиков не вытесняется. Так как она переживается как опасная, больной не может ее выразить, он не может «выпустить свой гнев на воздух». Это проявляется в приступах удушья. Астматики очень сильно переживают агрессивность, но не проявляют ее; они недоверчивы и подозрительны, и поэтому не склонны к самопожертвованию. У астматиков часто обнаруживаются реактивные образования, которые замещают агрессивные тенденции, и желание близости, часто проявляются расстройства в сексуальной сфере.

У астматиков часто обнаруживается физиологически не обусловленная сверхчувствительность к запахам. При этом бросается в глаза, что эта сверхчувствительность относится прежде всего к тем запахам, которые как-то связаны с нечистотами и неаккуратностью, а также с неряшливым и нечистоплотным поведением. Астматики с повышенной восприимчивостью запахов также крайне зависимы от суждений и мнения окружающих их людей.

Между нарушением функции дыхания у астматиков видят связь с нарушенной способностью больных брать и отдавать, выраженной тенденцией к невозвращению, удержанию, сохранению

У тяжелых аллергиков описан конфликт по типу «владеть-отдать» и тенденция идентифицировать себя в общении с другими лицами, «быть сплавленным» с ними.

Ранние нарушения отношений с матерью проявляются у больного как конфронтация «желания нежности», с одной стороны, и «страха перед нежностью» — с другой.

Для астматиков характерна боязливость с истерическими и/или ипохондрическими чертами. От самих больных их страх остается скрытым.

Влияние болезни на личность больного.

Блокирование вербального канала коммуникации компенсаторно вызывает развитие телесных коммуникабельных связей, к которым относится и стремление получить одобрение и теплое отношение матери посредством астматических симптомов.

В дальнейшем эти симптомы становятся для астматика способом манипулирования лицами значимого окружения, а для семей с «тлеющим» невротическим конфликтом, от решения которого они «уходят» в силу своих невротических черт, способом сохранения семейного «гомеостаза»

Особенности психологии и поведения в болезни.

При БА выделяются реакция на приступ и реакция на болезнь. В случае внезапного острого возникновения приступа, больного прежде всего сопровождает страх смерти от удушья или остановки сердца, страх не купируемости приступа. Чем реже приступы астмы, тем более выражен страх, который возникает не только во время приступа, но и в ожидании его. В начальном периоде реакция на болезнь характеризуется адекватным психологическим сдвигом с некоторой депривацией. В процессе дальнейшего течения болезни выступает на первый план склонность к фиксации внимания на своих ощущениях и переживаниях с пессимистической оценкой выздоровления. У части больных отмечается выраженный страх за свою судьбу, с отчетливой фиксированностью на дыхательной функцией, назойливыми жалобами, постоянным самоанализом болезненных ощущений.

Виды психотерапии при данном заболевании.

Психотерапевтическое лечение БА направлено на повышение жизненных возможностей, способности брать на себя ответственность за свою жизнь. Это постоянная подпитка, обеспечивающая глубокое, свободное дыхание. Психотерапия БА не бывает кратковременной, здесь время постепенно «отматывается назад». Если по этой дороге идут в ногу пациент, его психотерапевт и врач-пульмонолог, идти становится легче.

Целью психотерапии больных БА является также коррекция эмоциональных расстройств и неадекватных форм поведения. Достигают этого путем перестройки значимых отношений больного. Психотерапия особенно показана:

• больным, у которых этот механизм патогенеза является одним из ведущих;

• больным с сопутствующими нервно-психическими расстройствами и неадекватными реакциями личности (в том числе на болезнь), затрудняющими их полную реабилитацию;

• больным БА без выраженного нервно-психического компонента, находящимся в состоянии психологического кризиса, когда вероятность формирования этого механизма патогенеза возрастает (личностные и микросоциальные факторы риска, неразумные стили воспитания и реакции на заболевание членов семьи, наличие у родственников психосоматических моделей адаптации к стрессам).

При консультировании больного психотерапевтом, психологом или психиатром собирается тщательный психологический анамнез, который должен содержать данные о нервно-психических заболеваниях родителей больного (фактор наследственности и одновременно экология микросоциальной группы), о психосоматических заболеваниях членов семьи, данные о периоде беременности и взаимоотношениях в семье в этот период, а также о родах и взаимоотношениях в это время.

Анамнестические и тестовые данные об особенностях семейной системы показывают, как эти особенности больных формируются и как функционируют в рамках семейной системы, создавая «семейные мифы» (групповая форма защиты), и для чего служат правила и ценностные ориентации в таких семьях. Понимание этих важных моментов объясняет индивидуально-личностный смысл конфликтогенного симптома бронхоспазма у больного и дает ключ к построению терапевтического вмешательства

Часто психосоматический пациент не желает признавать проблемы в психической сфере и испытывает страх перед психотерапевтом. Преодоление сопротивления выявлению психотравмирующих событий включает несколько этапов:

  1. установление раппорта с пациентом;
  2. определение его основных трудностей;
  3. их преодоление с целью ослабления накопившихся отрицательных эмоций и восстановления позитивной перспективы.

Два вида терапии: на симптом и модификацию поведения (когнитивно- поведенческий подход: изменение негативных представлений пациента) и глубинно- психологические методы (раскрытие психологического конфликта).

Гештальт-терапию проводят в несколько этапов. В задачи первого этапа входит установление доверительного, партнерского, эмпатического контакта с больными, что позволяет обучить их основным процедурам гештальт-терапии и начать индивидуальную терапию.

Основное стремление гештальт-терапии — восстановление самосознания с тем, чтобы оно приносило пациенту развитие и выбор цели. Акцент делают на понимании важности сиюминутной жизни и контактов с настоящим в континууме «здесь и сейчас». При обсуждении значимых для пациентов событий (с помощью техники фокусирования) мы сталкиваемся с моментом, в котором возникает дискомфорт, тревога или страх, которые побудили пациента уклониться от этого момента, вытеснить его из сознания. Сознание может расшириться в подсознание (работа на субличностных уровнях) так, что пациент в страхе объясняет то, что ранее не было понятно, предлагает интересные мысли и наблюдения. Упражнения на пребывание в состоянии осознавания окружающего направляют пациента к тупику, где силы сопротивления равны тому, что им противостоит. Пациенты с помощью терапевта учатся поведению в ситуациях фрустрации, эмоционального тупика. Когда они не в состоянии обеспечить себя сами, а поддержки из среды не поступает, надо самостоятельно найти выход и таким образом увеличить степень самодостаточности. Так восстанавливается сознание необходимости активного поведения, действий, которые до этого были в очевидном параличе.

Для многих пациентов актуальны групповые формы психологической защиты, т. е. использование астматических симптомов для поддержания психологического гомеостаза семьи. Это обстоятельство предполагает наличие второго шага терапии — перенесение терапии в группу.

Групповые формы работы позволяют решить проблемы группового и индивидуального самосознания, с помощью различных технических приемов отработать проблемы коммуникации больных, в которых особое место занимают телесные коммуникации (психосоматическое реагирование). Группа позволяет выявлять и исследовать попытки пациента манипулировать ее членами, в результате вырабатываются навыки более продуктивного взаимодействия, а манипулирование разрушается.

Переходом к третьей ступени работы может быть смягчение фобических реакций при соприкосновении с ранее отвергаемыми актуальными переживаниями. Шаг за шагом исследуют и прорабатывают возможные источники травматичного опыта от менее интенсивных к более сильным.

Гештальт-терапия позволяет реализовать основное содержание психотерапевтического воздействия на личностном и микросоциальном уровнях, учитывает много-аспектность функционального диагноза, воздействуя на глубокие эмоциональные связи и этим улучшая непосредственный и отдаленный результат лечения больных.

Хорошие непосредственные и отдаленные результаты дает применение в лечении БА семейной психотерапии. Процесс терапии направлен на разрушение личностных конфликтов индивидуумов, служивших основой формирования БА, нервно-психических расстройств и личностных реакций, тормозивших их полноценную реабилитацию. Воздействие на личность больного осуществляется путем изменения его взаимоотношений с членами семьи с учетом выявленных семейных характеристик, типологии, свойственных семьям больных БА проблем и конфликтов. Понимание роли больного члена семьи в стабилизации структурных и функциональных особенностей семейной системы позволяет достигнуть хорошего терапевтического результата при направленном воздействии на эти семейные характеристики. Успех терапевтических мероприятий часто оказывается параллельным изменениям, происходящим в семейной системе.

Важной задачей семейной психотерапии является повышение автономии семьи.
В психотерапии психосоматики важное значение приобретает работа с алекситимией пациента, которая, как правило, есть у таких больных. Лечение алекситимии очень длительно, требует хорошей мотивации пациента и может затянуться на годы. На первом этапе пациент обучается осознавать свои чувства, а затем – обучается рефлексии.

Специальный метод: 4- х ступенчатая психодинамически ориентированная психотерапия.

1) эмоциональная поддержка пациента по преодолению соматического страдания

2) развитие возможности к восприятию собственных чувств.

3) осознание конфликта и его связи с симптомом (стационарно-глубинная групповая терапия (8 нед).

4) полная переработка конфликта в длительной амбулаторной практике.

Задачи психотерапии при истероподобном варианте БА: перенесение с окружающих на больного ответственности за разрешение его эмоциональных проблем и сознательное принятие ее астматиком; формирование адекватного уровня требований к больному в зависимости от его актуального психологического и соматического состояния; создание условий для разумной, принимающей без гиперпротекции, реакции микросоциальной среды на астматические симптомы; санкционирование зрелых способов поведения и адаптации.

Основной акцент в психотерапии пациентов с неврасте-ноподобным вариантом БА делается на формировании приемлемой, доброжелательной микросоциальной ситуации, которая предоставляет возможность для углубленного самопознания и стабилизации самооценки. Это создает условия для отказа больных от завышенных, непосильных требований и жизненных целей, способствует устранению тягостного сознания несостоятельности в осуществлении тех желаний, от которых прежде защищали астматические симптомы.

У больных с психастеноподобным вариантом БА основное внимание уделяют формированию собственной ценностной системы больного, его зрелости и способности к независимому поведению, умению принимать самостоятельные решения в отношении своих личных проблем.

Психотерапевтическая тактика у больных с шунтовым вариантом БА состоит в провокации на первых этапах кризиса, когда взаимодействие членов семьи организуется таким образом, что они вынуждены иметь дело с всплывающими конфликтами, конфронтация с которыми раньше избегалась. При этом мы устраняем из конфликтной ситуации астматика. Необходимо отчетливо отразить содержание кризиса, способствуя развитию такой ситуации, в которой возникает возможность и необходимость развития членами семьи новых отношений и коммуникативных стереотипов. Скрываемые проблемы всплывают и становятся доступными воздействию на них.

Для психотерапевтической коррекции на личностном и микросоциальном уровнях необходимо выяснить субъективное значение факторов, подкрепляющих патологическую адаптацию пациентов к конфликтным ситуациям, и восприятие астматических симптомов как самим больным, так и значимыми лицами его окружения. Можно добиться полной и стабильной редукции дыхательных нарушений, провоцируемых по нервно-психическому механизму, путем направленных сдвигов в системе отношений личности, в структуре и функцио^ нировании микросоциальной системы, а также преодоления элементов условной необходимости астматических симптомов для самого больного и значимых лиц окружения. Сдвиги на социальном уровне тесно взаимосвязаны с позитивной динамикой на личностном уровне. Последняя проявляется гармонизацией личности больных, выработкой у них зрелых способов поведения в стрессовых ситуациях.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *