Меню Рубрики

Психосоматические особенности бронхиальной астмы

Психосоматические заболевания — группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. Представляют собой психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом уровне, физиологические расстройства, проявляющиеся на психическом уровне, или физиологические патологии, развивающиеся под влиянием психогенных факторов.

Психосоматика — это направление в медицине (психосоматическая медицина) и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.

Психосоматика помогает разобраться в психологических факторах, послуживших толчком к развитию той или иной болезни. Многие недуги, в том числе и бронхиальная астма, тесно взаимосвязаны с эмоциональной сферой человека. Психосоматика астмы обусловлена страхом быть отверженным самыми близкими людьми. Чтобы облегчить течение болезни, а возможно, и избавиться от нее, прежде всего, следует внимательно изучить все причины астмы.

Бронхиальная астма является наиболее ярким примером психосоматических заболеваний. На развитие болезни влияют несколько факторов.

Астма развивается под влиянием:

  • аллергии;
  • воспалительных процессов;
  • негативных психологических и эмоциональных состояний.

Эмоциональные переживания, стрессы являются благоприятной почвой для обострения заболевания. Несмотря на то, что бронхиальная астма в большинстве случаев переходит по наследству, развивается она не сразу же после рождения. Болезнь может дать о себе знать в любом возрасте, а толчком к ее прогрессированию обычно становится неблагоприятный эмоциональный фон.

Эмоциональные переживания способствуют развитию недуга более, чем физиологические факторы. Психологические перегрузки формируют астматическое состояние.

Бронхиальная астма — это болезнь, которая затрагивает органы дыхания. Именно с этими органами и связана психосоматика бронхиальной астмы — дыхание, первый вздох только родившегося ребенка, крик малыша, который зовет мать. Психотерапевт и психолог Линде Николай Владимирович причину астмы связывает с зависимостью ребенка от матери. Согласно его наблюдениям, астма вызывается эмоциональными причинами, которые касаются неправильных отношений, возникающих между матерью и ребенком.

С помощью крика и плача малыш пытается привлечь к себе внимание, так он ищет защиту и безопасность. Если между матерью и ребенком не возникло психологического контакта, ребенок испытывает тревогу и беспокойство, которая остается с ним на протяжении всей его последующей жизни. По мере взросления, человека потребность в защите выражается астматическими приступами. Таким образом, можно сделать вывод, что люди страдающие астмой испытывают недостаток любви и взаимопонимания от своих близких.

Неумение дать выход своим отрицательным эмоциям, является еще одной психосоматической причиной болезни. Астматики не выплескивают агрессию наружу, поэтому они подвержены депрессиям, им приходится подавлять внутренний негатив, который проявляется бронхоспазмами и вызывает удушье.

По наблюдению психологов, люди, страдающие бронхиальной астмой, могут иметь схожие психологические характеристики. Большинство из них предпочитают уединение и одиночество. И чем тяжелее протекает заболевание, тем больше человек замыкается в себе. Астматикам не хватает решительности, им сложно сделать выбор.

Кроме того характеристику пациента можно дополнить следующими качествами:

  • обидчивость;
  • нервозность;
  • быстрая речь, имеющая некоторый негативный оттенок;
  • подверженность стрессам и депрессиям.

Больные бронхиальной астмой очень чувствительны и эмоциональны, они инфантильны и зависят от мнения окружающих.

Не каждая стрессовая ситуация приводит к развитию бронхиальной астмы. Это заболевание может появиться на почве сильных переживаний, связанных с проблемами и конфликтными ситуациями в семье. Частые ссоры, враждебная атмосфера в семье, отсутствие взаимопонимания приводит к тому, что у человека начинают все чаще появляться приступы одышки.

Астма на нервной почве возникает по следующим причинам:

  • у детей астматическое состояние может развиться при появлении в семье второго малыша, внимание матери в большей мере направлено в таком случае на новорожденного, первый ребенок страдает от его нехватки в свой адрес;
  • в подростковом возрасте к психологическим причинам бронхиальной астмы относят попытки подавить злобу и агрессию, тревожность, всплеск эмоций.
  • у взрослых спровоцировать болезнь может развод или разрыв отношений, сексуальное искушение, межличностные конфликты;
  • молодая девушка переживает по поводу взросления и отрыва от матери, на нервной почве у нее развивается бронхиальная астма;
  • у юноши болезнь может развиться перед предстоящим браком, когда отношения с матерью меняются на отношение к невесте.

Для того чтобы нервный фактор не оказывал влияние на обострение заболевания, человеку следует работать над собой, учиться преодолевать стрессы, конструктивно решать конфликты. Следует избавиться от привычки обвинять себя и других людей, научиться прощать. Нужно прислушиваться к себе и не поступать против своей воли в угоду окружающим. Не следует все проблем носить в себе, их нужно обсуждать с близкими людьми. При наличии проблем психологического характера не стоит стеснять обращаться за помощью к психологу.

Психосоматические причины бронхиальной астмы у детей заслуживают особого внимания. Источник проблемы может зарождаться еще в утробе матери, в случаях, когда женщина вынашивает нежеланного ребенка. Если молодая мама и после рождения малыша не уделяет ему достаточного внимания, это может отразиться на состоянии детского здоровья и спровоцировать бронхиальную астму.

Бывает так, что проблема возникает позже, в возрасте от трех до пяти лет. В этом случае причину следует искать во взаимоотношениях. Возможно, взрослые предъявляют ребенку чересчур завышенные требования, с которыми ребенку трудно справиться.

Чрезмерная опека также является неблагоприятным фактором, который может привести к бронхиальной астме. При такой форме воспитания, ребенок вынужден постоянно находиться под влиянием родителей, он не проявляет собственной инициативы. Это приводит к подавлению чувств, эмоций намерений, которые, в свою очередь со временем обернутся в приступы удушья.

Воспитываясь в неблагоприятных условиях, неполной или неблагополучной семья, малыш будет страдать от недостатка внимание со стороны матери, ребенок любым способом будет стараться обратить на себя внимание. Все это является благоприятной почвой для развития заболеваний, связанных с дыхательной системой.

Психосоматический фактор в развитии болезни у ребенка имеет подчас определяющее значение.

Устранение психосоматических причин

Чтобы избавиться от заболевания или облегчить его течение, нужно будет устранить психосоматические причины, послужившие развитию астмы.

В этом направлении хорошо помогают:

  • психотерапевтические процедуры;
  • иглотерапия;
  • климатотерапия.

Чтобы повысить стрессоустойчивость, можно принимать природные седативные препараты, такие, как пустырник, валериана.

Психотерапевтические процедуры при лечении бронхиальной астмы должны быть направлены на повышение жизненных сил и возможностей, коррекция эмоциональных расстройств, формирование правильного поведения и реакции на стрессообразующие факторы.

Пациенты с бронхиальной астмой часто замкнуты, они испытывают тревожность и недоверчивость, отрицательные эмоции преобладают над положительными. Для астматиков характерны защитные механизмы:

Хорошее терапевтическое воздействие оказывают групповые занятия с психологом.

  • занятия дыхательной гимнастикой;
  • аутогенную тренировку;
  • занятия по функциональному расслаблению.

Особое значение, как уже было сказано выше, имеет психологическая атмосфера в семье. Поэтому, прежде всего, следует обратить внимание именно на этот фактор. Очень важно пересмотреть психологический климат, сформировавшийся между взрослыми и детьми, а также между супругами. Накаленная атмосфера, конфликты и разлады должны уйти из семейных отношений. Здоровая семья – залог не только психического, но и физиологического здоровья.

Бронхиальная астма в большинстве случаев диагностируется у детей. Чаще всего она начинает свою активность в возрасте от пяти лет. Психологи отмечают, что мальчики страдают этим недугом чаще, чем девочки, поскольку, их воспитывают в более строгих условиях и требования предъявляют более высокие. Многим удается избавиться от астмы в период полового созревания.

Если болезнь поражает взрослого человека, чаще всего, это случается в период от 22 до 35 лет. В этом случае уже женщины находятся в группе риска.

При астме психосоматика играет не последнюю роль. Астма и психосоматика тесно взамосвязаны. Чтобы избавиться от недуга, важно учитывать этот фактор. Следует научиться адекватно оценивать обстановку, отпускать прошлое, забывать неприятные ситуации. Жизненные силы нужно направить на самосовершенствование, процветание, быть более доброжелательным и открытым людям.

источник

Психосоматика бронхиальной астмы играет важную роль в лечении заболевания. Вне зависимости от типа, симптомы болезни проявляются в большинстве случаев именно в стрессовых ситуациях, когда эмоции зашкаливают. Причины появления недуга хорошо поясняет американская писательница и психолог Луиза Хей. Рассмотрим, в чём же заключается психосоматика бронхиальной астмы у детей и взрослых.

Бронхиальная астма способна развиться у физически здорового человека, если создать для этого благоприятные условия. Что говорит по этому поводу статистика, рассмотрено ниже.

Какие люди склонны к развитию дыхательной патологии:

  • Мальчики возрастом до 5 лет – чрезмерная строгость родителей в воспитании
  • Взрослые возрастом от 20 до 35 лет – наиболее высокий уровень стресса
  • Женщины старше 35 лет – повышенная чувствительность и сдерживание переживаний

Возникновение заболевания может быть спровоцировано любым нервным потрясением. Специалисты сформировали портрет личности, наиболее уязвимой для астматических нападок.

Характерные признаки человека, склонного к дыхательной патологии:

  • Одиночка, занимающийся карьерным ростом и самореализацией
  • Педант, желающий, чтобы всё вокруг происходило согласно его желаниям
  • Брюзга, вступающий в споры с окружающими даже без веской на то причины

Сюда также относится нерешительность. Совершая какой-либо шаг, человек руководствуется взвешенными и обдуманными причинами. Проявлению решительности сопутствует уравновешенность и эмоциональная твёрдость. Для этого необходимо умение владеть ситуацией, чего не скажешь об астматиках. Впадая в нервное перенапряжение, такие люди полностью отдаются панической атаке. Это и вызывает быстрое сокращение мышечной ткани бронхов, что приводит к удушью. В силу психологических особенностей, астматики неспособны взять ситуацию под собственный контроль.

Одновременно с удушьем появляется кашель, нездоровые хрипы. Аналогично обычному стрессовому состоянию организма, тело покрывается красными пятнами, потеют ладони, возникает тремор. Симптомы также характерны для заболеваний сердечнососудистой системы, поэтому не спешите делать выводы. Правильный диагноз поставит специалист.

Психология астмы у взрослых обусловлена эмоциональной нестабильностью и нервными расстройствами. Симптоматика практически одинакова, но причины могут отличаться. Указанные ниже варианты относятся к общепринятым. В медицине возможны случаи развития бронхиальной патологии по индивидуальным психологическим причинам.

Психологические причины дыхательного заболевания:

  • Желание брать и неумение отдавать что-либо – затруднительный выдох
  • Хроническое ощущение тревоги – провоцирование коротких частых вдохов
  • Подавление переживаний и чувств – накопление отрицательных эмоций
  • Непринятие чего-либо – формирование аллергии с проявлением удушья

Сам факт развития патологии необязателен. Согласно указанной выше статистике, астматическим нападкам подвержены личности, принимающие все события близко к сердцу и неспособные к самоконтролю. Чтобы избежать подобной участи, важно научиться правильному высвобождению от негативных эмоций. А для этого в большинстве случаев требуется помощь психолога.

Ещё одна причина развития астмы – наследственность. В формировании не играет роли эмоциональное состояние личности. Однако с помощью психологических приёмов врождённое заболевание можно облегчить. Если у взрослого всё же развилась астма на нервной почве, специалисты ищут причины в детстве. Поговорим о психосоматике дыхательной патологии у детей.

Главная психосоматическая причина формирования патологии у ребенка – это нездоровая семейная атмосфера. И речь здесь идёт не только о реальном факте общения детей и родителей. Проблема кроется гораздо глубже, ещё с момента пребывания в утробе матери. В этом плане патологическим заболеванием дыхательных путей чаще всего страдают нежеланные дети.

Ощущая свою ненужность, малыш чувствует себя одиноким и беззащитным, что провоцирует формирование астмы. А уже сила проявления недуга зависит от особенностей личности и темперамента, а также от физиологических факторов. Формирование астмы вызывает стрессовое состояние матери в период беременности.

Специалисты полагают, что психосоматика детской астмы кроется в недостатке внимания со стороны родителей. Речь идёт о плаче в младенческом возрасте. Малыш издаёт крик, чтобы мама проявила своё тепло и ласку. Если же этого не происходит, то плач превращается в истерику, а истерика сопровождается захлёбываниями и приступами удушья, что в конечном итоге приводит к бронхиальной астме.

Однако также отмечены случаи развития патологии от чрезмерной родительской опеки. В любом случае, здесь играет роль психологическая нестабильность, как и у взрослых.

Сразу откажитесь от самолечения, т.к. при проявлении бронхиальной астмы важно узнать мнение специалиста. Многие люди путают недуг с более серьёзными болезнями, ведь симптомы удушья характерны и для проблем с сердечнососудистой системой. Также перебои в дыхании возможны при обычном дыхательном нервозе – это когда в любой стрессовой ситуации человек начинает задыхаться из-за переполнения лёгких воздухом. Поэтому перед лечением важно установить правильный диагноз.

В большинстве случаев полностью излечиться от астмы невозможно.

Это заболевание протекает хронически. Однако если точно следовать указаниям доктора, можно максимально снизить частоту появления приступов. Пройдите полное обследование в больнице, сделайте анализ крови, ЭКГ, рентген и пр. Это нужно для разъяснения причины формирования недуга. Зная причину, врач сможет назначить курс лечения. Общее условие для всех типов астмы – это помещение пациента в благоприятную эмоциональную атмосферу. В психологическом плане, частота и сила проявлений приступов удушья зависит от типа личности человека, поэтому методология лечения для всех индивидуальна.

Общепринятые методы лечения психосоматической астмы:

  • Выявление раздражающих факторов и полная ликвидация
  • Воспитание стрессоустойчивости и самоконтроля с помощью психолога
  • Применение ингаляторов при проявлении приступов удушья

При дыхательных сбоях также помогают упражнения А. Стрельниковой. Доктор представляет комплексы гимнастики для детей и взрослых, применимых в жизненных ситуациях. Методика заключается в правильном насыщении головного мозга кислородом. Однако перед использованием дыхательных упражнений посоветуйтесь с лечащим врачом.

Приступы удушья чаще всего связаны с эмоциональной нестабильностью, вот почему важно обратиться за помощью к квалифицированному психотерапевту. Врач определит психосоматику астмы и назначит наиболее подходящий курс лечения и профилактики.

Психологические методы лечения психосоматической астмы заключаются в прохождении следующих этапов:

  • Создание здоровой эмоциональной атмосферы и контролируемое выражение чувств;
  • Проведение границы «взять – отдать» и полное принятие данного факта;
  • Выявление причины ощущения беззащитности и борьба со страхами.

Самоконтроль – вот главная составляющая для астматика. Однако это не значит, что пациент обязан сдерживать проявление эмоций. Здесь психологи рекомендуют наоборот, раскрываться перед близкими людьми, делиться переживаниями, но при этом не впадать в истерику. Подобное здоровое выражение чувств полезно каждому человеку, иначе накопленные эмоции приведут к взрыву.

Важно понять принцип «взять – отдать», ведь эти понятия существуют только парно и во взаимодействии. Астматики характеризуются заниженной самооценкой, что приводит к депрессии, выйти из которой возможно с помощью препаратов. А в совокупности с удушьем общая картина ещё более ухудшается. За чувством беззащитности, ненужности и неполноценности кроется определённый страх. Найдите в себе силы выявить его и побороть, чтобы предупредить дальнейшие проявления сбоев дыхания. Главный критерий – здоровая атмосфера.

Читайте также:  Какой вдох при астме

Для астматиков важно, чтобы в окружающей социальной среде царили взаимопонимание и согласие. В таком окружении человек сможет спокойно выразить свои переживания, не уходя в себя и не впадая в истерику.

Большинство специалистов рассматривают астму как психосоматическое заболевание, ведь по статистике психологические причины обуславливают формирование болезни. Профилактика возникновения и развития патологии – это самоконтроль. Научиться обуздать свои эмоции возможно даже людям с расстроенной нервной системой, главное захотеть. В этом вопросе важна помощь психолога.

источник

Бронхиальная астма – это мультифакторная патология, чаще всего обусловленная взаимодействием нескольких компонентов (аллергии, инфекционных агентов и психологических факторов). Психосоматикой называют направление на стыке классической медицины и психологии, занимающееся исследованием возникновения и развития соматических заболеваний по психологическим причинам. Множество заболеваний, и астма среди них, связано с психоэмоциональным состоянием человека. Психосоматика астмы обусловлена действием эмоциональных факторов: страхов, тревожных состояний, стрессов.

Бронхиальная астма может быть следствием аллергических реакций, вдыхания чрезмерно холодного или запыленного воздуха, табачного дыма, наличия хронических инфекционных очагов в дыхательных путях. Иногда приступы развиваются как реакция на стресс, но не всякая стрессовая ситуация приводит к приступу. Астма начинает развиваться, если человек переживает сильные негативные эмоции, находится в нестабильной атмосфере на протяжении длительного времени.

Бронхиальная астма может развиваться на нервной почве в таких случаях:

Стресс в детском возрасте

  • в раннем детском возрасте причиной развития заболевания может стать появление другого ребенка, особенно если он старший, и все внимание ранее уделялось ему;
  • в пубертатном периоде многие подростки не сразу могут освоиться с изменениями, происходящими с их телом, игра гормонов вызывает различные отклонения в эмоциональном фоне, высокая тревожность, беспокойство, связанные с половым созреванием, неумение справляться с негативом или неспособность поделиться проблемами, могут стать причиной появления приступов удушья;
  • в детском и подростковом возрасте спровоцировать астматические приступы могут развод родителей или их постоянные споры, ссоры, холодная или чрезмерно напряженная обстановка в семье;
  • молодые люди нередко переживают по поводу будущего брака, отрыва от родителей или, наоборот, от личной неустроенности, и иногда чрезмерно сильные переживания провоцируют развитие этого тяжелого заболевания;
  • у взрослого человека бронхиальная астма также может начаться на фоне развода, конфликтов в семье, тяжелой ситуации с финансами, нереализованностью в профессиональном или социальном плане.

Приступ астмы характеризуется затруднением дыхания. Он развивается как реакция на вдыхание какого-либо вещества или на негативное эмоциональное состояние. Организм пытается указать человеку на какие-либо психологические проблемы, используя для этого довольно жесткий способ. Затрудненный выдох может свидетельствовать о том, что человек умеет только брать (вдыхать) и не желает отдавать, делиться (выдыхать). Также приступ астмы может быть спровоцирован тем, что человек испытывает тревогу, боится жить и дышать полной грудью.

Причиной астмы может стать неумение человека избавляться от груза негативных эмоций. Этим объясняется и тот факт, давно подмеченный психологами, что астма развивается по психологическим причинам у людей определенного склада. Как правило, бронхиальной астмой страдают люди чрезмерно эмоциональные, глубоко переживающие события своей жизни, подверженные стрессовым состояниям. Если человек при этом не умеет «сбрасывать» негатив, например, посредством слез или другими способами, у него может начаться тяжелая хроническая патология дыхательных путей, проявляющаяся приступами удушья.

Если же заболевание имеет преимущественно аллергическое происхождение, то и это может указывать на некие эмоциональные проблемы. Есть теория, что аллергия развивается как реакция человека на какие-либо события жизни. Эта болезнь свидетельствует о том, что человек чего-то не выносит, не может принять. Свой протест человек не в состоянии выразить в силу особенностей характера, воспитания, потому, что находится в плену стереотипов или находится с чрезмерной зависимости от мнения других людей. Игнорирование, заталкивание внутрь переживаний приводит к развитию воспалительного процесса в дыхательных путях.

Психосоматика бронхиальной астмы у детей может быть обусловлена воздействием неблагоприятной эмоциональной обстановки в семье или сложностями в отношениях с родственниками, прежде всего с матерью. В некоторых случаях малыш испытывает негативное воздействие ещё во внутриутробном периоде, например, если ребенок нежеланный, или мать пребывает в состоянии перманентного стресса во время беременности.

Первое, что делает ребенок, появившись на свет – учится дышать. Первый крик младенца – это призыв к матери, просьба о защите и помощи. Согласно одной из теорий, бронхиальная астма развивается как реакция на неправильные отношения ребенка с матерью, недостаток заботы и тепла. В младенческом возрасте человек криком и плачем дает понять матери, что нуждается в её внимании, что ему необходима помощь. Если он не получает того, о чем просит, беспокойство и тревога остаются с ним на всю жизнь. В дальнейшем приступы детского плача сменяются астматическими приступами. Таким образом, психосоматика заболевания обусловлена тем, что в детстве у человека не возникло корректных отношений с матерью, он всю взрослую жизнь испытывает пережитый недостаток любви, отсутствие взаимопонимания.

Возможна и прямо противоположная ситуация: астма нередко развивается у детей, которых чрезмерно опекают, давят заботой. Эмоциональное состояние такого ребенка, как правило, тоже не отличается стабильностью.

Астма – классическое психосоматическое заболевание, и для его лечения применяется психотерапия. Курсы у психотерапевта помогают пациенту более успешно справляться с воздействием внешних факторов, провоцирующих стрессовые состояния, учиться правильно высвобождать эмоции. С помощью психотерапии можно скорректировать различные расстройства эмоционального фона.

Пациентам с астмой психосоматического происхождения рекомендуются как индивидуальные, так и групповые сеансы психотерапии. Такое лечение помогает им побороть замкнутость, снизить уровень тревожности, подавить страхи. Специалист учит пациента правильно реагировать на различные тяжелые в эмоциональном отношении ситуации. На групповых занятиях применяются различные методики: астматиков лечат аутотренингом, дыхательными упражнениями, тренировками по функциональному расслаблению.

Очень важно для таких больных наладить отношения в семье: родителями, супругами, детьми. Если негативная эмоциональная обстановка дома сохраняется, пациенту сложнее будет преодолеть болезнь, снизить количество и интенсивность приступов. Поэтому проводить сеансы с психологом или психотерапевтом рекомендуется и остальным членам семьи астматика. Только так можно изжить конфликты и восстановить стабильную положительную атмосферу в доме.

Также астматикам рекомендуется несколько раз в год проходить лечение на курортах с горным и морским воздухом. Это не только благотворно отражается на состоянии дыхательной системы, но и помогает стабилизировать эмоциональный фон.

источник

Бронхиальная астма – болезнь, которая возникает у людей, «неспособных дышать полной грудью», выживать в этом непростом мире.

Чаще всего психосоматическая причина, приводящая к бронхиальной астме, возникает у младенца сразу после рождения, когда ребенок, появляясь на свет, встречает отсутствие достаточного количества любви со стороны родителей. Когда родительского внимания и заботы не хватает, то существует большая вероятность того, что дыхательная система ребенка собьется с правильного ритма.

Другая крайность – переизбыток родительской заботы. В этом случае ребенок «не может сделать самостоятельно ни один вдох», его все время «делают» за него родители.

И недостаток заботы, и ее избыток являются ситуациями, в которых ребенок бессознательно ищет выход из ситуации, и болезнь появляется для того, чтобы поменять «метод спасения».

Во взрослом возрасте детская история забывается, но бронхиальная астма остается. Ее обострения чаще всего происходят тогда, когда человек переживает одиночество, печаль, или ему нужно проявить ответственность, смелость и независимость.

Еще одной психосоматической причиной астмы является склонность человека подавлять депрессию и агрессию. Астматики испытывают агрессию в очень сильной форме, но обычно они не выражают, а подавляют ее, не позволяя себе «выпустить гнев на воздух».

Подавление агрессии происходит потому, что родители в детстве запрещали выражать свои чувства («перестань кричать», «не плачь»), а также потому, что ребенок боялся еще сильнее «оттолкнуть от себя» родителей, выражая гнев – ведь ему и так их не хватало.

Часто под агрессией больных бронхиальной астмой прячется скрытое желание нежности и близости. Поэтому астма часто сопровождается расстройством половой сферы.

Материнское отвержение в психосоматике бронхиальной астмы считается самой частой причиной заболевания. Как физическому телу для нормального развития необходимо достаточное количество кислорода, так душе человека необходимо достаточное количество родительской (особенно материнской) любви.

Материнское отвержение может проявляться не только после рождения ребенка, но и до него (нежелательная беременность).

Часто последствием материнского отвержения является склонность ребенка, а потом уже и взрослого, привлекать внимание окружения к себе нездоровыми способами (истерикой, манипулированием), в том числе и приступами бронхиальной астмы.

Привет, друзья! Сегодня поговорим о психологических особенностях и причинах астмы. Это довольно тонкая тема. То, что я здесь напишу, ко мне тоже относится, как к человеку у которого была астма. Интересно послушать, совпадают ли наши психологически особенности, отписывайтесь в комментариях.

Бронхиальная астма считается классическим заболеванием, которое имеет психосоматическую природу. И заболевание характеризуется тем, что человек испытывает кратковременные приступы удушья. По сути вдох проходит легко, а выдох затруднен.

Что значит привлекать внимание? Это означает, что человеку нужно постоянно что-то от других и он это хочет получить.

Ключевой особенностью людей является нездоровое отношение к собственным агрессивным импульсам т.е. неумение проявлять агрессию, раздражение и гнев. Агрессия подавляется и не вытесняется.

Эти люди сильно переживают и болезненно воспринимают агрессию от других людей.
Если что-то не понравилось будут сильно переживать внутри, но никак не проявлять это или ограниченно. Характерна высокая тревожность.

Также некоторые исследователи отмечают, что астматики имеют сверхчувствительность к запахам, которые необусловленны физиологически, причем именно к тем, которые имеют отношение к чистоплотности и порядку.

Пример: излишне женщина надушилась духами и астматики на это среагируют
2 ключевая особенность) Нарушение баланса брать-давать.

Вдох человек делает легко, а выдох затруднительно. Это означает, что я беру, но отдавать не способен, либо не хочу.
Мы живем в таком мире, где все построено на обмене. Мы обмениваемся какими-либо ресурсами, деньгами, эмоциями, временем. Когда есть баланс.

Также проблема — это перфекционизм, нездоровый поиск одобрения от окружающих т.е. не только понравится людям, но и получить от них то, что они дать не могут.
Как вы теперь понимаете приступы — это привлечение внимание для того, чтобы получать.

Поэтому ключевой темой для проработки с точки зрения психологии:
1) Агрессивность. Научиться проявлять собственный гнев.

Потому что астматику сложно выдохнуть, по сути ему сложно выдохнуть гнев, если дословно переводить. Научиться проявлять агрессию.
2) Привести в баланс брать — отдать.

Посмотреть, где вы излишне берете и проанализировать, может вам отдавать надо.

Также, читайте — лечение бронхиальной астмы в домашних условиях.

Друзья, надеюсь вам понравилась статья! Оставляйте комментарии!

Бронхиальная астма входит в число психосоматических заболеваний из «чигагской» семерки. То, что это именно психосоматическое заболевание доказывает тот факт, что фотография кошки или пускающий клубы дыма автомобиль может вызвать у астматика приступ!

Если вспомнить, что площадь легких у человека составляет 70 кв.метров, то очевидно, что этот орган имеет самую большую поверхность, которая контактирует с внешним миром. Для сравнения – площадь кожи составляет до 2-х квадратных метров.

Легкие… с первым нашим вздохом мы приходим в этот мир, громким криком оповещая всех о себе, с последним – оставляем его. Кто нас учит дышать? Оказывается никто, этот навык врожден, подарен природой, т.к. воздух нам жизненно необходим.

Да бывают разные ситуации, когда человеку «не хватает воздуха» или он «не может свободно дышать», или у него «перехватывает дыхание от…».

Эти и другие подобные выражения наталкивают нас на мысль о том, что дыхание тесно связано с темой свободы, личного пространства, ответственности и самостоятельности.

Проблемы, связанные с процессом дыхания на символическом уровне выражают:

  • отсутствие гармонии в смене напряжения и релаксации
  • нарушение равновесия в способности брать и способности отдавать
  • отношение таких понятий, как свобода, защита, контакт.

При заболеваниях органов дыхания нужно честно ответить себе на следующие вопросы:

1. Что, кого я не хочу пускать в свою жизнь, что или кого не хочу воспринимать?

2. Что я не хочу или боюсь отдать?

3. С кем я не хочу общаться, с чем я не хочу или боюсь вступать в контакт?

4. Чем опасна или неприятна для меня свобода?

А теперь перейдем непосредственно к самому заболеванию – бронхиальная астма.

Оно проявляется в виде приступов удушья, которые возникают из-за ряда взаимосвязанных причин:

  • спазма гладкой мускулатуры нижних отделов легких – малых бронхов и бронхиол
  • воспаления дыхательных путей
  • аллергического отека слизистой оболочки
  • выделения в просвет малых бронхов слизистого секрета.

Интересно отметить следующий факт, что при бронхиальной астме труднее дается не вдох, а выдох. Если внимательно отнестись к этому моменту, то он приведет нас к теме – способности отдавать и способности брать.

При астме налицо нарушение равновесия между этими равнозначными и равно важными процессами вдохом и выходом. Астматик пытается взять слишком много воздуха и делает слишком большой вдох.

Возникает реакция сверх раздражения рецепторов гладкой мускулатуры бронхов, и при переполненных воздухом легких наступает судорога во время выдоха, именно в тот момент, когда приходит пора отдавать уже переработанный из кислорода, свой, почти родной углекислый газ.

Просто ситуация из детективного фильма, когда во время засады отдается приказ – всех впускать и никого не выпускать!

Наступает парадокс – когда для того, чтобы взять новое, нужно освободиться от всего старого, а астматик хочет сохранить и то и другое. Таким образом, он берет, берет, берет, ничего при этом, не желая отдать, и задыхается от воздуха.

В жизни наши желание иметь различные вещи, деньги, знания, славу….- совершенно нормальные человеческие желания, необходимо лишь соблюдать равновесие между — взятым от жизни, от людей и отданным им, чтобы не задохнуться, не погибнуть от того, что взято слишком много!

Еще одна интересная грань этой темы в том, что человек при дыхании использует кислород, а выдыхает углекислый газ – продукт, прошедший через все клетки, ткани и органы человека, сделанный человеком.

Астматик опасается и жалеет именно этот продукт своего творчества, как то, что принадлежит уже ему, что-то говорящее другим про него.

Здесь может таиться большое количество различных чувств от страха до стыда:

  1. Смогу ли я еще раз сделать что-то подобное, получится ли у меня, хватит ли времени, сил?
  2. Что скажут другие, мир обо мне, когда я выпущу, выдохну это наружу? Что они обо мне подумают, примут ли меня с этим?
Читайте также:  Заговор от приступа астмы

Поэтому любой астматик закрывает доступ к себе и вдохом, и выходом.

Он одновременно может защищаться от того, с чем обращается к нему внешний мир, жизнь, как нечто неприятное или невозможное для себя – прерывая вдох.

И может быть, одновременно боится, стыдится того, что у него есть, в его внутреннем мире, что в нем накопилось в ответ на запросы жизни – перекрывает свой выдох.

Желание закрыться со временем развивается и усиливается, не случайно астма с греческого языка переводится, как узкая грудь, сужение.

У астматика также присутствует желание властвовать и доминировать. Каждый астматик очень ценит серьезность своего заболевания и может обидеться на вас, если вы вдруг поставите под сомнение всю опасность для жизни этой болезни.

Просто это желание, как и многое в жизни этого человека неосознанно, и поэтому возникает симптом, когда конфликт, нерешенный на уровне сознания, вынужден опустится и проявиться на телесном уровне, и тогда всем видна «надутость».

Порой приступы бронхиальной астмы возникают, как шантаж, в ответ на те жизненные ситуации, когда кто-то или что-то противоречит, препятствует этому человеку, поднимая волну негативных чувств, а астматик не может сам своими силами – физическими, психическими, духовными справиться с возникшей проблемой!

Астматический приступ – это правдивый крик человеческого тела о нем самом, о его потребностях. И вместе с тем, астматик редко когда может адекватными способами выразить свою агрессию.

Астматикам полезно подумать о следующем в своей жизни:

  1. Какие области, сферы в своей жизни я не могу принять? Чего я всегда стараюсь избегать?
  2. В чем, где мне хочется брать, не отдавая?
  3. Насколько я использую свое заболевание для манипуляции окружающими людьми?
  4. Какие ситуации, кто вызывает во мне агрессивность? Какие возможности ее проявления я нахожу?
  5. В наличии какого конфликта я боюсь себе признаться? Как я отношусь к противостоянию «желание власти и собственного бессилия»?

*********************************************************************************Я завершила полное обучение у Жильбера Рено около трех лет назад и являюсь клиническим психологом со специализацией Recall Healing ( Исцеление воспоминанием) , окончила полный курс Биологики у Роберто Барнаи и дополнила свое образование обучением в Школе Психосоматики PSY2.0, Все эти школы имеют одним из своих источников ГНМ(Германскую Новую Медицину-GNM)Если Вы обращаетесь ко мне с проблемами здоровья, психосоматическими проблемами или повторяющимися ситуациями в своей жизни , то практически всегда я прошу Вас заранее заполнить и отправить мне клиентскую анкету, С ней вы можете ознакомиться здесь: моя анкета . Само по себе заполнение анкеты бывает весьма терапевтично и полезно

Психосоматические расстройства при заболеваниях дыхательной системы.

Дыхание является одной из важных, если не важнейшей, функцией организма. Многие физиологические функции связаны с дыханием.

Среди них выведение жидкости, выделение углекислого газа, доставка кислорода и регуляция температуры тела человека.

Дыхание поддерживает жизненные процессы и функции организма, без него человек не просуществует и несколько минут. Вот почему роль дыхания не просто понятна, но даже очевидна.

Но не всегда человек использует свое дыхание так, как ему предначертано его физиологией. В зависимости от разных жизненных ситуаций дыхание человека различно. Дыхание не просто является важной жизненной функцией – через него человек выражает свое внутреннее состояние.

Главную функцию в процессе поддержания кислотно-щелочного баланса и насыщения крови кислородом играют легкие. Аффективные и ситуационные условия социальной жизни человека оказывают влияние выполнение легкими их функций. Так, чувство гнева либо страза приводит к нарушению работы легких и учащенному дыханию.

Когда человек пребывает в прекрасном настроении и уравновешенном состоянии, его дыхание ровное и спокойное, вдох и выдох гармонично сменяют друг друга. Как правило, такое дыхание достижимо в процессе сна. Но стоит человеку долгое время пребывать в возбужденном состоянии, это выльется в соответствующий тип дыхания и приведет к гипервентиляции.

Более того, состояние ужаса способно привести к временной остановке дыхания.

Процесс вдоха способен задерживаться и растягиваться до того момента, пока не случиться вздох. Выдох также не всегда равномерный. Он способен укорачиваться либо затягиваться, пока не наступит чувство облегчения в момент вздоха. Автор многих трудов E.

Straus в одной своей работе отметил, что вздох нередко появляется не сам собой, а в момент нарушения взаимосвязи между человеком и окружающим его миром. В простом, на первый взгляд, процессе вздоха проявляется наличие у человека душевной тяжести, которую он никак не в состоянии сбросить и перебороть.

Через вдох и выдох человек не только поддерживает работу всех жизненно важных органов, но и общается с самим собой и с окружающим его миром.

Одной из основных проблем, волнующих человека и мешающих нормально жить, является одышка. При невротическом дыхательном синдроме основной жалобой пациента является необходимость дышать глубоко, ощущение частой нехватки воздуха и ощущение стесненности в зоне грудной клетки.

Помимо этого, распространенными жалобами являются зуд в конечностях и пустота в голове. Ощущение удушья при очень активном глубоком дыхании, чувство страха, неприятнее ощущения в области лица и конечностей – все это является субъективными ощущениями при гипервентиляционном приступе.

У пациента нередко случаются спазмы верхней губы и цепенеют руки.

Как правило, данному заболеванию подвержены женщины, а также люди среднего и молодого возраста.

Главными симптомами одышки являются одностороннее изменение типа дыхания (грудное дыхание не задействуется, а преобладает диафрагмальное, либо наоборот) и нефизиологическое увеличение объема дыхания.

Минутный объем дыхания примерно равен 95% от требуемого количества, учащение дыхания приводит к повышению вентиляции.

Нормальное естественное дыхание начинает чередоваться с периодическими вздохами, либо изменяться от нормального уровня до гипервентиляции.

Полипноэ с беспокойной гипервентиляцией является итогом психосоматического расстройства и одним из видов проявления страха.

Когда на эмоциональное состояние человека давит конфликт либо неразрешенная вовремя ситуация, полипноэ со вздохом выражает данную ситуацию. При этом, сила напряжения и усилий человека регулярно нарастают.

Данное дыхание является явным признаком разочарования и расслабленности, так как человек осознает – сколько бы усилий еще не было им приложено, конечная цель никогда не будет достигнута.

Гипервентиляция, которая связанна с тревожным расстройством, также нередко является причиной одышки. Одышка бывает разная. Она может имитировать икоту, приступы бронхиальной астмы, сопровождаться неприятными клокочущими, свистящими и шипящими звуками и даже носить характер «дыхания гончей собаки».

Поддаются ли лечению хронические гипервентиляционные состояния? Безусловно. Более того, методы лечения заболевания давно известны и секрета из себя не представляют. Самыми эффективными методами лечения заболевания являются аутогенная тренировка по методике И.

Шульца и дыхательная терапия. Методика Шульца заключается в переводе дискомфортного и неестественного дыхания в более легкое диафрагмально-брюшное.

Хотя аутогенная тренировка и состоит из нескольких ступеней, в большинстве случаев для избавления от заболевания достаточно достигнуть ступени номер один – выполнения упражнений на концентрацию внимания пациента на переживании тяжести и покоя.

При правильной технике аутогенной тренировки изначально происходит снятия напряжения в мышцах рук, после чего производится расслабление всей мускулатуры в целом.

Бронхиальная астма является еще одной проблемой, нарушающей естественные функции дыхательной системы. Чаще всего хронический бронхит сопровождается депрессией и тревогой, а также страхом.

При данном виде заболевания дыхательных путей наблюдается повышенная готовность трахеобронхиальной системы реагировать на огромный перечень стимулов. В этом случае идет речь о существенном сужении дыхательных путей, которое вполне может быть устранено спонтанно, либо в результате лечения.

Клиническая картина при бронхиальной астме: нарушением секреции, бронхоспазм и сильный отек слизистых оболочек.

Бронхиальная астма способна возникать под воздействием многих факторов, большую часть из которых вполне возможно объяснить с психосоматической точки зрения.

В момент обострения заболевания пациент ощущает ужасную нехватку кислорода, продлевается и затрудняется выдох, который становится очень громким. Пациент полностью сосредотачивает свое внимание на дыхательных процессах.

В момент приступа пациент абсолютно неконтактен, старается держаться от всех людей как можно дальше. Эта особенность отличает пациентов с бронхиальной астмой от пациентов с одышкой.

Чем сильнее приступы астмы, тем активнее пациент будет стараться изолироваться от общества.

Кто же подвержен бронхиальной астме в большей степени? Заболевание способно появиться у человека в любом возрасте, однако наиболее вероятно его появление в первые лет 10-12 жизни. Мальчики страдают от бронхиальной астмы в 3 раза чаще, чем девочки, однако в более старших группах пациентов среди больных астмой все чаще встречаются женщины.

Удивительно то, что обострения бронхиальной астмы чаще всего вызываются самим пациентом.

В их основе находятся заученные ошибочные условные рефлексы, а сами принципы непроизвольно или же произвольно провоцируются под влиянием эмоционального состояния и настроения больного, вызываемое самим больным. Воспроизведение приступов связано с бронхиальной гиперактивностью и неверной дыхательной моторикой.

Какова роль эмоций в заболевании? По мнению H. Weiner, одни лишь эмоциональные факторы не в состоянии создать все требуемые для развития заболевания условия, но если человек биологически предрасположен к бронхиальной астме, у него может запуститься в действие астматический процесс.

Развитию астмы способствуют ситуации, имеющие характер требования в сторону преданного и нежного выражения чувств, либо враждебно-агрессивного их выражения. Тем не менее, существует от данных ситуаций и защита, проявляющаяся в виде хронической невротической реакции либо в форме актуальных ситуационных мотиваций.

Частые сильные переживания презрения и нежности способны вытеснить способствующие развитию астмы ситуации и защитить человека.

Большинство психологов сходятся во мнении, что бронхиальная астма возникает в виде условно-рефлекторного ответа на определенные соматические и психические раздражители. К ним относятся: переживание разлуки, ярость и гнев, страхи, стресс, запахи, расстройства настроения, переохлаждение либо определенный вид аллергена.

Какие можно выделить особенности личности астматиков? Единой структуры личности пациентов не существует, но для большинства из них характерна ипохондрия, истерия, депрессия, низкий уровень социальных контактов, очень низкая самооценка, недостаток уверенности в собственных силах и постоянный недостаток жизненных сил, который ощущается пациентами очень остро. У больных нередко проявляется скрытое желание поддержки, нежности, любви и близости. Только вот проявляются эти желания не как у нормальных людей, а посредством агрессивного поведения.

Субъективные симптомы данного заболевания: частая утомляемость, чрезмерная раздражительность, паника-страх, бронхиальная обструкция, гипервентиляция-гиперкапния.

Психические расстройства при бронхиальной астме.

Данные расстройства проявляются в виде реактивных личностных образований, которые тесно связаны с неврозоподобными расстройствами и переживанием пациентом болезни.

Эти психические расстройства проявляются как своеобразные реакции пациента на приступ или в особенностях субъективного переживания пациентом болезни.

По сущности своей растройства похожи на адекватные и ситуационные реакции личности на возникшее заболевание.

Психические расстройства вызывают у пациента негативистические установки по отношению к лечению, чувства болезненной тревоги, переживания и ипохондричности. Все это в итоге выливается в недоверие к врачу, что резко снижает шансы пациента на выздоровление.

Астенодепрессивные расстройства.

Чаще всего эти расстройства случаются на начальной стадии развития астмы. Пациентов начинают посещать ужасные мысли о безысходности и бесполезности лечения, настроение снижается практически до «нуля». Пациенты начинают часто причитать и жаловаться на жизнь, рассказывая всем о безрадостном будущем.

Некоторые пациенты, напротив, могут быть постоянно задумчивы и молчаливы. Все свои повседневные обязанности пациенты выполняют без свойственной им ранее активности. Многие пациенты жалуются на раздутость легких и то, что легкие не дышат, выдают астму за рак легких.

Тревога, страх и беспокойство — постоянные спутники таких пациентов.

Лечение бронхиальной астмы.

На ранних этапах заболевания у многих пациентов преобладают психогенные реакции, которые нередко самостоятельно проходят и бывают кратковременными. В данных случаях пациентам рекомендуется проведение психотерапии.

Психотерапевт должен сконцентрировать внимание пациента на уверенности в обратимости приступа и особой важности сохранения эмоционального равновесия.

Для достижения этой цели применяются методы семейной психотерапии, групповой психотерапии, гипноз, бихевиоральные подходы (функциональная разрядка, релаксация, десенсибилизация и биообратная связь), а также индивидуальная психотерапия.

Тем не менее следует помнить, что методы психотерапии эффективны только до начала необратимых патофизиологических изменений, а потому, чем раньше будет начато лечение, тем лучше для пациента.

Медикаментозная терапия.

Иногда психотерапевтических методов недостаточно для излечения от заболевания, потому применяется медикаментозная терапия. Отличные результаты показывает прописание пациентам настойки валерианы и новопассита по 1—2 ч. л. после приступа, после чего — в рамках курса, рассчитанного на 2—3 недели (по 1 ч.

л. 3 раза в день перед едой). фризиум (по 5—10 мг в сутки) и фенибут (по 0,25 г 3 раза в день) показаны при ярко выраженных фобических расстройствах. На более поздних и запущенных стадиях заболевания прописывают коаксил (15—30 мг в сутки в первой половине дня) и леривон (по 25 мг 2—3 раза в день).

Для уменьшения сложности протекания приступов удушья и снижения их частоты рекомендуется прием эглонила (сульпирида) в суточной дозе до 200—300 мг. Препарат поможет снизить выраженность депрессивных реакций и сопровождающих их приступы.

В последние десятилетия стало известно, что большинство заболеваний могут быть вызваны не только физическими причинами, вроде неблагоприятных внешних условий или особенностей организма. Нередко болезни провоцируют психологические причины, связанные с эмоциональным состоянием человека.

В самом простом смысле это действует следующим образом. Находясь в постоянных стрессовых ситуациях, человек испытывает волнение, тревогу, обиду, недовольство и прочие неприятные эмоции. При длительном их наличии меняется эмоциональный фон – индивид становится депрессивно настроенным, у него преобладают негативные переживания и мысли.

Это ослабляет организм (причем воздействуют не только эмоции, но и бессонница, отсутствие аппетита), делая его более чувствительным к неблагоприятным внешним воздействиям. В этом случае не обязательно наличие серьезных нагрузок – болезни могут развиваться под влиянием незначительных факторов. Бронхиальная астма тоже способна развиваться по таким причинам.

Однако, помимо такого влияния эмоций на физическое состояние, психологическую составляющую любой болезни можно обозначить иначе. Эмоциональные переживания, которые доставляют человеку душевную боль, начинают вредить ему и физически, из-за чего и формируются разнообразные недуги.

Читайте также:  У девушки бронхиальная астма

При этом разные виды эмоций провоцируют разные заболевания. Называется данное явление психосоматикой.

По мнению врачей, психосоматика бронхиальной астмы – реальное и нередкое явление. Непроявленные эмоции и невысказанные мысли давят изнутри, создавая ощущение комка в горле. Именно по этой причине могут развиваться разнообразные болезни органов дыхания, в том числе и бронхиальная астма.

Важно знать! Врачи ошарашены! Одной из главных и основых причин АСТМЫ являются ПАРАЗИТЫ. Новый способ очистки организма от паразитов от Е.Малышевой! Нужно 2 раза в день …

Астма как психосоматическое заболевание развивается довольно часто, однако, это не означает, что любой человек, испытывающий эмоциональные трудности, столкнется с данной проблемой.

Большинство людей испытывают сложности такого рода, некоторым они присущи на протяжении всей жизни, тем не менее, у них бронхиальная астма не развивается.

Это означает, что для подобного явления необходимы дополнительные условия.

К таким относятся особенности организма человека, связанные с его

  • Иммунитетом-
  • Наследственностью-
  • Склонностью к аллергическим реакциям и пр.

Данные характеристики повышают риск развития болезни по психосоматическим причинам.

Кроме этого, пациент должен обладать особой нервной системой. Это значит, что эмоционально стабильные люди реже бывают подвержены сильным переживаниям, которые могут повлиять на физическое состояние их организма. И, напротив, при слабой и неустойчивой нервной системе и наличии нервно-психических заболеваний эмоции способны очень сильно повлиять на здоровье пациента.

Иначе говоря, астма у взрослых и детей не возникает исключительно по психологическим причинам. Для этого необходимо, чтобы у человека имелась предрасположенность к данному недугу, обусловленная его физическими особенностями.

Психосоматика является лишь одним из многих травмирующих факторов, и зачастую она воздействует на пациента совместно с другими факторами. Но упускать эту особенность в процессе лечения нельзя. Если астма представляет собой заболевание психосоматического типа, зачастую требуется качественная психотерапия.

Существует конкретная теория, в которой подробно рассматривается астма и психосоматика ее возникновения. Согласно ей, приступы этого заболевания приравнивают к крику, с помощью которых младенцы сообщают взрослым о своих нуждах.

Астматические приступы в этом случае возникают для привлечения внимания значимого взрослого к проблемам ребенка. При этом данное явление может возникать как у тех, кто испытывает дефицит внимания, так и у тех, кому достались очень заботливые родители. Для первых это возможность убедиться в собственной значимости и нужности, для вторых – сигнал протеста против душащей родительской заботы.

Для лечения АЛЛЕРГИИ и профилактики приступов БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ читатели успешно используют рекомендации от главного аллерголога-иммунолога России — Владимира Амбросимова. Внимательно изучив его методы, мы решили предложить их и вашему вниманию.

Другая психосоматическая причина, из-за которой может развиваться бронхиальная астма, – это неумение выражать эмоции, особенно негативные. Свойственно оно для замкнутых, но чувствительных людей, которые остро реагируют на происходящее вокруг.

Однако их сильные эмоции никогда не становятся достоянием окружающих, даже самых близких. Из определенных соображений или особенностей характера человек скрывает свои переживания от всех, но удержать в себе не может. В результате они высвобождаются в форме астматических приступов.

Поскольку очень важно учитывать психосоматический компонент заболевания в ходе медицинского воздействия, нужно его обнаружить. Это можно сделать, лишь проанализировав особенности поведения пациента, склад его характера. Надо сказать, что не всегда такой анализ нужен.

Если с заболеванием удается справиться с помощью лекарственных препаратов и профилактических мер, высока вероятность того, что психосоматический компонент в этом случае отсутствует.

Однако если результаты лечения и профилактики оказались неэффективными, а частота приступов не уменьшается, можно предполагать, что какой-то негативный фактор не был устранен. Нередко этим фактором является психосоматика.

Тогда следует понаблюдать за поведением больного.

Частые приступы АСТМЫ могут быть признаком, что ваш организм «кишит» паразитами. Чтобы быстро избавиться от них добавляйте в воду пару капель…

При наличии психосоматического компонента у него наблюдаются следующие особенности:

  • частые перепады настроения от апатии до сильного возбуждения;
  • склонность к бессоннице, тревожный сон;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • агрессивность.

Более детально изучить состояние пациента может психолог, который и сделает выводы о том, является ли астма психосоматической.

Очень часто сами пациенты не считают нужным решать такую проблему, как психосоматика астмы. А между тем, эта проблема тоже является травмирующим фактором, без устранения которого болезнь будет лишь усугубляться. Поэтому необходимо учитывать данный аспект недуга, чтобы добиться результатов в процессе лечения.

Насколько сильным может оказаться воздействие данных причин, зависит от индивидуальных особенностей больного. При наличии серьезных психологических проблем данный фактор может оказаться одним из самых главных, с влиянием которого не смогут справиться назначенные препараты.

В этом случае потребуется психотерапия бронхиальной астмы, в рамках которой пациента нужно научить проявлению эмоций. Если серьезные проблемы психологического характера отсутствуют, а организм достаточно силен, то значительных трудностей не возникает.

Поделись в социальных сетях:

Медицина не исключает возможности появления болезни на нервной почве. С какой бы проблемой ни пришел пациент, врач всегда рекомендует покой и исключение стрессовых ситуаций. Преодоление психосоматических причин дополняет медикаментозное лечение и помогает справляться с заболеванием на психологическом уровне.

Фрейд утверждал: «если выставлять проблему за дверь, то она заберется в окно в виде симптома». Он первым описал психосоматику бронхиальной астмы, то есть психологические причины ее появления. И связывал это заболевание с проблемными отношениями больного с близкими ему людьми и их взаимным отвержением.

Следовательно, сначала у человека появляется проблема, которую он не может или не хочет решать, затем он ее пытается вытеснить из своего сознания и тогда начинают появляться симптомы астмы.

Психосоматика бронхиальной астмы проявляется следующим образом:

  • страх быть покинутым;
  • подавляемая агрессия, не имеющая никакого внешнего проявления;
  • боязнь высказать свое мнение;
  • умение привлекать внимание только с помощью приступа астмы;
  • использование заболевания как способа защиты от агрессивного окружающего мира;
  • злопамятность, неумение прощать;
  • накопление обид;
  • зависимость от мнения окружающих;
  • плохие взаимоотношения с родителями.

Без разрешения проблем психосоматики медикаментозное лечение может помочь только на время, затем астма будет возвращаться снова и снова. Начать следует с формирования позитивного восприятия мира, в этом помогут такие аффирмации, как «Во мне есть гармония», «Я достоин любви», «Я могу создать вокруг себя мир и гармонию», «Я достоин внимания со стороны окружающих».

Методики лечения астмы на психологическом уровне предлагают следующие упражнения:

  1. Составить список всего, что приходиться терпеть, а затем того, что терпеть не желаете.
  2. Описать преимущества, которые дает наличие бронхиальной астмы. Именно с них придется начать внутреннюю работу, искать другие пути достижения своих целей.
  3. Постоянно следить за своими телесными ощущениями, делать так, как они вам подсказывают, формировать уважение к своему телу.

Предпосылки для появления астмы у детей могут появиться при внутриутробном развитии, когда мать не хочет рождения ребенка. После появления на свет малышу необходимо ощущать защиту, материнскую любовь и заботу. Если ребенок встречается с отторжением, нежеланием матери кормить грудью или раздражением во время его плача, то такое отношение может спровоцировать астму.

Если заболевание проявляется у детей 3-5 лет, то причины, возможно, связаны с семейными отношениями. Например, родители предъявляют повышенные требования к ребенку, который еще не готов к ним. Или его настолько опекают, что без мамы он не может сделать ничего. В этом случае, приступы удушья – это защитная реакция организма на психологические проблемы.

Если ребенок растет в неблагополучной или неполной семье, то приступы астмы проявляются как способ обратить на себя внимания. Еще одной психосоматической причиной может быть запрет на выражение чувств (плакать, кричать, открыто высказывать мысли). Он начинает «задыхаться» от своих невыраженных эмоций, из-за чего неизбежно появляется бронхиальная астма.

Кашель можно охарактеризовать как выражение детской агрессии, злости и напряженной атмосферы в семье, где присутствуют споры и крики, большое количество запретов и ограничений.

Лечение психосоматики у детей заключается как в постоянном проявлении любви, заботы со стороны родителей, интереса к детским проблемам, играм и развивающим занятиям. Ребенок беззащитен, близость с мамой и папой для него очень важна. Малыш сразу чувствует отчуждение с их стороны, а его организм отвечает болезнью.

Согласно положениям психосоматики не каждая стрессовая ситуация может повлечь за собой заболевание. К нему приводят сдерживания определенных эмоций и вытеснение тревожащих проблем и мыслей.

Так астму на нервной почве могут вызвать переживания, связанные с конфликтами в семье, отсутствие спокойной атмосферы, постоянные крики и споры. Организм запоминает это нервное состояние, при котором возникает приступ астмы.

И затем, как только человек испытывает стресс, симптомы астмы к нему возвращаются.

Чтобы преодолеть астму на нервной почве необходимо начать с решения первичных проблем, повлекших данное заболевание. Нужно простить себя и своих близких, стараться не обижаться и не винить себя или других в возникающих конфликтах.

Надо научиться принимать себя и любить таким, какой есть на самом деле, отпустить прошлое и направить свои силы не на злость и старые обиды, а на создание своей благополучной семьи, выбрать занятие по душе, прислушиваться к себе.

Многие взрослые и дети жалуются на то, что у них развилась астма, психосоматика которой занимает существенное место при дальнейшем выяснении причин возникновения заболевания.

Основным признаком бронхиальной астмы являются частые приступы удушья, бронхи сужаются, в них не поступает необходимое количество воздуха.

Психосоматическое расстройство — наиболее распространенная причина развития бронхиальной астмы.

Чаще всего бронхиальная астма развивается в детстве, многие дети склонны к капризам, истерике, частым плачам, плохому поведению.

Причину всего этого следует видеть не в характере ребенка, а в его окружении.

Внешние раздражители оказывают влияние на психику малыша: не имея возможности избавиться от стресса, он начинает накапливать его внутри, что впоследствии приводит к развитию заболевания в бронхах.

Диагностируется в случаях, когда психическое состояние больного оказывает непосредственное влияние на физические возможности организма.

Сильный стресс, беспокойство, печаль, депрессия — все это может стать причиной возникновения астмы как у взрослых, так и у детей.

Естественно, что не все больные астмой столь чувствительны к стрессам либо постоянно их испытывают, но те из них, у кого имеется генетическая предрасположенность к данному заболеванию, находятся в группе риска.

В группе риска находятся следующие категории детей:

  1. Психологически зависимые от матери, которая старается задавить ребенка своим авторитетом и влиянием, не давая и шагу ступить без своего контроля. В этом случае бронхиальная астма является проявлением внутреннего психологического противодействия решениям и поступкам матери, а приступы удушья, сопровождающие астму, — проявлением внутренней нехватки свободы.
  2. Лишенные должного родительского внимания и любви. Дети, страдающие нехваткой внимания, стараются привлечь его любым путем. Бронхиальная астма у таких детей развивается чаще всего именно как способ привлечения такого внимания. Болезнь, сопровождающаяся удушьем, видится единственным способом провести время с родителями.
  3. Имеющие младших братьев и сестер. Мало кто из взрослых способен понять, какой стресс испытывает ребенок, в семье которого появился младший братик или сестричка. Иногда стресс от потери внимания к себе как к «центру мироздания» столь силен, что приводит к развитию бронхиальной астмы.
  4. Нездоровая привязанность сына к матери, в том числе и во взрослом возрасте. Иногда матери-одиночки столь сильно привязаны к своим сыновьям, что начинают испытывать влечение к красоте взрослеющего ребенка, они не хотят отпускать его во взрослую жизнь, испытывают ревность к его невесте и любой девушке, появляющейся в его жизни. Такое поведение матери наносит психологическую травму, на фоне чего вполне способна развиться астма.
  5. Половая зрелость. Вступление девочки в половозрелый возраст делает ее соперницей матери. Не все женщины готовы принять подобное, некоторые вступают с дочерьми в психологический конфликт, из-за чего у девочки могут начаться приступы астмы как ответ на то, что мать не может принять ее такой, какая она есть.

Астма у взрослых может быть следствием затаенной обиды, внутреннего конфликта, начинающегося в ситуациях, когда кто-то или что-то не оправдывает ожидания.

Психологические причины занимают ведущее место в развитии недуга. Психосоматический портрет больных бронхиальной астмой:

  1. Люди, склонные к чрезмерной самокритике, постоянно испытывающие сомнение в правильности совершаемых ими поступков, не способные забыть о событиях, некогда происходивших в их жизни и оставивших неизгладимый психологический след.
  2. Нервозные и капризные люди, не умеющие давать своему телу и душе отдых, загоняющие все стрессы вглубь себя, не желающие делиться переживаниями и выплескивать их наружу.
  3. Люди замкнутые, лишенные коммуникабельных качеств, не умеющие выходить из конфликтных ситуаций, склонные соглашаться с чужим мнением только для того, чтобы не казаться глупыми в глазах других людей, но на самом деле думающие совершенно по-другому.
  4. Люди, не умеющие высказываться, таящие все обиды глубоко в себе, живущие ими и, как следствие, постоянно конфликтующие сами с собой.
  5. Ранимые, не склонные к великодушию и прощению люди. Чаще всего они и хотят простить человека, но не могут сделать это из-за гордости либо иных факторов.
  6. Люди, склонные к самовозвеличиванию, даже в том случае, когда в это никто, кроме них самих, не верит. Такие люди полагают, что их мнение является единственно правильным и оспариванию не подлежит.
  7. Люди-симулянты, при помощи приступа пытающиеся добиться принятия нужного им решения либо действия. Такие личности все свои ошибки и проступки оправдывают наличием у них астмы.

Имеющиеся психологические конфликты, отсутствие эмоциональной стабильности становятся спусковым крючком в развитии астмы, не зря у большинства астматиков очередной приступ начинается исключительно после какого-либо сильного психологического воздействия: ссоры с любимым человеком, скандала, увольнения с работы, физической травмы, развития более опасного заболевания.

Психология и психосоматика бронхиальной астмы находятся на первом месте, поэтому, прежде чем начать лечение, астматиков должны отправлять к психотерапевту для выяснения того, имеет ли приступ астмы физическую подоплеку или же у него имеются психологические причины. В последнем случае с больным проводится сложная работа по устранению провоцирующих приступ ситуаций.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *