Меню Рубрики

Психосоматика астма у взрослых лечение

Доказано, что причинами физических недугов необязательно могут стать внешние факторы или воздействие патогенных микроорганизмов.

Часто люди, обладающие отменным здоровьем, начинают болеть нехарактерными для них недугами «на ровном месте».

В таких случаях рассматриваются психосоматические причины – эмоциональные и психологические факторы, подрывающие физическое состояние (в основном – в плане работы иммунитета).

Сначала они приводят к психологическим отклонениям, а затем и к болезням тела.

По статистике около трети любых серьезных болезней носят именно психосоматический характер.

Такие пациенты испытывают внутренний дискомфорт и в первую очередь не могут обрести душевное равновесие.

Такие нарушения могут возникать по двум причинам.

Первая – когда человек со здоровой психикой получает травмы. Это может случиться во время военных действий, вследствие драки или при катастрофах и авариях.

Вторая – обусловленные различными факторами внутренние проблемы.

Среди них трудности с самореализацией, плохие социальные условия, в которых человек живет, конфликты переходного возраста, постоянные негативные эмоции под действием внешних условий.

В случае с бронхиальной астмой провоцирующими ее развитие являются:

  • внутренняя агрессия и гнев, которые человек стремится постоянно подавить;
  • неконтролируемые стрессы в хронической фазе;
  • алекситимия (трудности в описании собственных или чужих эмоций);
  • затяжные депрессии;
  • постоянное и необъяснимое чувство тревоги.

Астма может возникать и у тех, чья агрессия и злость направлены на них самих, при этом с другими людьми человек может иметь очень хорошие отношения (аутоагрессия).

  • внезапные и непрогнозируемые потрясения (смерть близких, аварии);
  • повышенная нервозность;
  • депрессия;
  • постоянные подавленность и грусть при проживании в неблагополучной семье;
  • пребывание в напряжении по причине бурного ритма жизни или при тяжелой работе.

У детей одной из основных эмоций, приводящих к бронхиальной астме, является страх в совокупности с ненавистью.

Это случается, если ребенок живет в неблагополучной (бедной или пьющей) семье, в которой постоянно происходят конфликты, а взрослые преимущественно общаются на повышенных тонах, лишая ребенка спокойной обстановки.

У личностей с бронхиальной астмой есть отличительные психологические особенности.

Астматики часто действуют по жизни механически, без творческого подхода вне зависимости от ситуации.

Такие больные не стремятся проявлять интерес к жизни и взаимодействовать с окружающим миром.

У них создается ложное впечатление, что собственные моральные проблемы проще и надежнее скрывать или решать самостоятельно.

Одновременно с этим возникает периодическая тоска из-за отсутствия любви.

Начинают противоборствовать сразу две личности – озлобленная на весь мир и накопившая слишком много нерастраченной нежности, которую необходимо реализовать.

Особым образом переживается скрытая агрессия.

Пациент считает ее потенциально опасной для себя и для других эмоцией.

Поэтому стремится спрятать ее, а не решать проблему путем посещения психолога или другими методами лечения.

Учитывая, что организм астматиков реагирует на различные раздражения, пациенты начинают подсознательно проявлять излишнюю аккуратность и чистоплотность, стараясь избегать новых вкусов и запахов.

Астматик может проявлять крайнее равнодушие к проблемам окружающих людей.

Тем не менее, сам он может охотно принимать помощь, но при этом «платить по счетам» для него неприемлемо.

Из-за постоянного стремления скрыть свое состояние, астматик редко и неохотно идет на контакт, в том числе – с лицами противоположного пола.

Отсюда – проблемы в коммуникабельности и половой жизни.

При этом частые приступы приводят к тому, что этот страх менее выражен – человек привыкает к нему.

Но если приступы случаются редко – они воспринимаются как нечто ненормальное.

В таких случаях дело может доходить до панических атак, особенно если астматик во время приступа находится один.

Даже если этот страх удается подавить – у больного развивается реактивная депрессия. Он начинает думать, что выздоровление невозможно и неохотно лечится.

Сама по себе астма – не неврологическое и не психическое расстройство.

Но астма возникает при ослаблении иммунитета, и подкрепляемое страхом перед патологией, это нарушение становится более выраженным.

Кроме того – если человек серьезно относится к своей болезни и настроен пессимистично – это будет дополнительно провоцировать выброс гистамина на почве стресса.

А такое поведение организма делает его более чувствительным к раздражителям и аллергенам, поэтому в стрессовом состоянии человек более подвержен болезни.

Дополнительное последствие стресса – перебои в работе сердечно-сосудистой системы, а это уже приводит к застоям крови.

На этом фоне начинают чаще развиваться приступы удушья, кашля и появляется одышка, так как сердце уже не может полноценно обеспечивать кровью дыхательные органы.

Их психика еще не достаточно окрепшая, поэтому даже на простые, но негативные ситуации, ребенок будет реагировать более эмоционально и воспринимать их ближе к сердцу, чем сформировавшийся взрослый.

В то же время психосоматические предпосылки к заболеванию астмой закладываются еще в утробе матери, если ребенок для нее – нежеланный.

Ситуацию усугубит и ситуация, когда после рождения ребенка мать не будет его достаточно сильно любить или вовсе будет относиться негативно.

Отсюда и статистика, по которой астма наиболее часто развивается у человека в возрасте до пяти лет.

При этом это необязательно может быть семья с членами-алкоголиками. Иногда в богатых приличных семьях ребенок тоже недополучает внимания.

Обратная ситуация – гиперопека и чрезмерная любовь к ребенку вплоть до того, что родители начинают контролировать даже те процессы, которые этого не требуют.

Это тоже становится поводом для стресса: человек не может самореализоваться и постоянно находится под контролем.

В худшем случае даже после совершеннолетия он может оставаться зависимым от родителей, в том числе – в плане выбора работы или супруги. Отсюда и подавленная агрессия.

Любая форма астмы в первую очередь требует медикаментозной терапии.

  • комбинированные средства (беродуал, симбикорт);
  • бета-адреномиметики длительного действия (сервент, оксис);
  • препараты группы кромонов;
  • глюкокортикостероиды (пульмикорт);
  • бета-адреномиметики короткого действия (вентолин, беротек).

Но эти средства используются только для купирования приступов удушья и кашля.

Основным лечением при такой форме является психотерапия.

Она может быть длительной и проходить с затруднениями, но в конечном счете такая терапия будет эффективнее лекарств.

Пациенту необходимо помочь скорректировать свое психо-эмоциональное состояние и раскрыться перед теми, кто может оказать помощь.

Для этого применяют такие способы лечения:

  • занятия с психотерапевтами и психологами (индивидуальные или групповые);
  • дыхательная гимнастика;
  • аутотренинги;
  • семейная психотерапия;
  • гипноз.

Это работает даже для взрослых, состоявшихся и независимых людей.

С больным нужно чаще контактировать, отношение к нему должно быть максимально доброжелательным.

Если больной проживает с семьей – нельзя допускать в доме скандалов и конфликтных ситуациях.

Нелишним будет провести семейные беседы, чтобы пересмотреть отношения между членами семейства.

Возможно, один просто не замечает, что негативно воздействует на другого, воспринимая свой действия как безобидные.

Дополнительным методом лечения может стать физиотерапия, направленная на оказание успокаивающего и стабилизирующего психику эффекта.

Из данного видео вы узнаете о психосоматических причинах возникновения астмы:

При успешно подобранных методах лечения астма на психосоматическом фоне лечится быстро.

Но пациент не должен рассчитывать только на помощь извне.

Важно постараться самому проанализировать свое состояние и привести в порядок свои мысли, чувства и восстановить душевное равновесие.

источник

Психосоматические заболевания — группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. Представляют собой психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом уровне, физиологические расстройства, проявляющиеся на психическом уровне, или физиологические патологии, развивающиеся под влиянием психогенных факторов.

Психосоматика — это направление в медицине (психосоматическая медицина) и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.

Психосоматика помогает разобраться в психологических факторах, послуживших толчком к развитию той или иной болезни. Многие недуги, в том числе и бронхиальная астма, тесно взаимосвязаны с эмоциональной сферой человека. Психосоматика астмы обусловлена страхом быть отверженным самыми близкими людьми. Чтобы облегчить течение болезни, а возможно, и избавиться от нее, прежде всего, следует внимательно изучить все причины астмы.

Бронхиальная астма является наиболее ярким примером психосоматических заболеваний. На развитие болезни влияют несколько факторов.

Астма развивается под влиянием:

  • аллергии;
  • воспалительных процессов;
  • негативных психологических и эмоциональных состояний.

Эмоциональные переживания, стрессы являются благоприятной почвой для обострения заболевания. Несмотря на то, что бронхиальная астма в большинстве случаев переходит по наследству, развивается она не сразу же после рождения. Болезнь может дать о себе знать в любом возрасте, а толчком к ее прогрессированию обычно становится неблагоприятный эмоциональный фон.

Эмоциональные переживания способствуют развитию недуга более, чем физиологические факторы. Психологические перегрузки формируют астматическое состояние.

Бронхиальная астма — это болезнь, которая затрагивает органы дыхания. Именно с этими органами и связана психосоматика бронхиальной астмы — дыхание, первый вздох только родившегося ребенка, крик малыша, который зовет мать. Психотерапевт и психолог Линде Николай Владимирович причину астмы связывает с зависимостью ребенка от матери. Согласно его наблюдениям, астма вызывается эмоциональными причинами, которые касаются неправильных отношений, возникающих между матерью и ребенком.

С помощью крика и плача малыш пытается привлечь к себе внимание, так он ищет защиту и безопасность. Если между матерью и ребенком не возникло психологического контакта, ребенок испытывает тревогу и беспокойство, которая остается с ним на протяжении всей его последующей жизни. По мере взросления, человека потребность в защите выражается астматическими приступами. Таким образом, можно сделать вывод, что люди страдающие астмой испытывают недостаток любви и взаимопонимания от своих близких.

Неумение дать выход своим отрицательным эмоциям, является еще одной психосоматической причиной болезни. Астматики не выплескивают агрессию наружу, поэтому они подвержены депрессиям, им приходится подавлять внутренний негатив, который проявляется бронхоспазмами и вызывает удушье.

По наблюдению психологов, люди, страдающие бронхиальной астмой, могут иметь схожие психологические характеристики. Большинство из них предпочитают уединение и одиночество. И чем тяжелее протекает заболевание, тем больше человек замыкается в себе. Астматикам не хватает решительности, им сложно сделать выбор.

Кроме того характеристику пациента можно дополнить следующими качествами:

  • обидчивость;
  • нервозность;
  • быстрая речь, имеющая некоторый негативный оттенок;
  • подверженность стрессам и депрессиям.

Больные бронхиальной астмой очень чувствительны и эмоциональны, они инфантильны и зависят от мнения окружающих.

Не каждая стрессовая ситуация приводит к развитию бронхиальной астмы. Это заболевание может появиться на почве сильных переживаний, связанных с проблемами и конфликтными ситуациями в семье. Частые ссоры, враждебная атмосфера в семье, отсутствие взаимопонимания приводит к тому, что у человека начинают все чаще появляться приступы одышки.

Астма на нервной почве возникает по следующим причинам:

  • у детей астматическое состояние может развиться при появлении в семье второго малыша, внимание матери в большей мере направлено в таком случае на новорожденного, первый ребенок страдает от его нехватки в свой адрес;
  • в подростковом возрасте к психологическим причинам бронхиальной астмы относят попытки подавить злобу и агрессию, тревожность, всплеск эмоций.
  • у взрослых спровоцировать болезнь может развод или разрыв отношений, сексуальное искушение, межличностные конфликты;
  • молодая девушка переживает по поводу взросления и отрыва от матери, на нервной почве у нее развивается бронхиальная астма;
  • у юноши болезнь может развиться перед предстоящим браком, когда отношения с матерью меняются на отношение к невесте.

Для того чтобы нервный фактор не оказывал влияние на обострение заболевания, человеку следует работать над собой, учиться преодолевать стрессы, конструктивно решать конфликты. Следует избавиться от привычки обвинять себя и других людей, научиться прощать. Нужно прислушиваться к себе и не поступать против своей воли в угоду окружающим. Не следует все проблем носить в себе, их нужно обсуждать с близкими людьми. При наличии проблем психологического характера не стоит стеснять обращаться за помощью к психологу.

Психосоматические причины бронхиальной астмы у детей заслуживают особого внимания. Источник проблемы может зарождаться еще в утробе матери, в случаях, когда женщина вынашивает нежеланного ребенка. Если молодая мама и после рождения малыша не уделяет ему достаточного внимания, это может отразиться на состоянии детского здоровья и спровоцировать бронхиальную астму.

Бывает так, что проблема возникает позже, в возрасте от трех до пяти лет. В этом случае причину следует искать во взаимоотношениях. Возможно, взрослые предъявляют ребенку чересчур завышенные требования, с которыми ребенку трудно справиться.

Читайте также:  Бронхиальная астма актуальность выбранной темы

Чрезмерная опека также является неблагоприятным фактором, который может привести к бронхиальной астме. При такой форме воспитания, ребенок вынужден постоянно находиться под влиянием родителей, он не проявляет собственной инициативы. Это приводит к подавлению чувств, эмоций намерений, которые, в свою очередь со временем обернутся в приступы удушья.

Воспитываясь в неблагоприятных условиях, неполной или неблагополучной семья, малыш будет страдать от недостатка внимание со стороны матери, ребенок любым способом будет стараться обратить на себя внимание. Все это является благоприятной почвой для развития заболеваний, связанных с дыхательной системой.

Психосоматический фактор в развитии болезни у ребенка имеет подчас определяющее значение.

Устранение психосоматических причин

Чтобы избавиться от заболевания или облегчить его течение, нужно будет устранить психосоматические причины, послужившие развитию астмы.

В этом направлении хорошо помогают:

  • психотерапевтические процедуры;
  • иглотерапия;
  • климатотерапия.

Чтобы повысить стрессоустойчивость, можно принимать природные седативные препараты, такие, как пустырник, валериана.

Психотерапевтические процедуры при лечении бронхиальной астмы должны быть направлены на повышение жизненных сил и возможностей, коррекция эмоциональных расстройств, формирование правильного поведения и реакции на стрессообразующие факторы.

Пациенты с бронхиальной астмой часто замкнуты, они испытывают тревожность и недоверчивость, отрицательные эмоции преобладают над положительными. Для астматиков характерны защитные механизмы:

Хорошее терапевтическое воздействие оказывают групповые занятия с психологом.

  • занятия дыхательной гимнастикой;
  • аутогенную тренировку;
  • занятия по функциональному расслаблению.

Особое значение, как уже было сказано выше, имеет психологическая атмосфера в семье. Поэтому, прежде всего, следует обратить внимание именно на этот фактор. Очень важно пересмотреть психологический климат, сформировавшийся между взрослыми и детьми, а также между супругами. Накаленная атмосфера, конфликты и разлады должны уйти из семейных отношений. Здоровая семья – залог не только психического, но и физиологического здоровья.

Бронхиальная астма в большинстве случаев диагностируется у детей. Чаще всего она начинает свою активность в возрасте от пяти лет. Психологи отмечают, что мальчики страдают этим недугом чаще, чем девочки, поскольку, их воспитывают в более строгих условиях и требования предъявляют более высокие. Многим удается избавиться от астмы в период полового созревания.

Если болезнь поражает взрослого человека, чаще всего, это случается в период от 22 до 35 лет. В этом случае уже женщины находятся в группе риска.

При астме психосоматика играет не последнюю роль. Астма и психосоматика тесно взамосвязаны. Чтобы избавиться от недуга, важно учитывать этот фактор. Следует научиться адекватно оценивать обстановку, отпускать прошлое, забывать неприятные ситуации. Жизненные силы нужно направить на самосовершенствование, процветание, быть более доброжелательным и открытым людям.

источник

Психосоматика бронхиальной астмы играет важную роль в лечении заболевания. Вне зависимости от типа, симптомы болезни проявляются в большинстве случаев именно в стрессовых ситуациях, когда эмоции зашкаливают. Причины появления недуга хорошо поясняет американская писательница и психолог Луиза Хей. Рассмотрим, в чём же заключается психосоматика бронхиальной астмы у детей и взрослых.

Бронхиальная астма способна развиться у физически здорового человека, если создать для этого благоприятные условия. Что говорит по этому поводу статистика, рассмотрено ниже.

Какие люди склонны к развитию дыхательной патологии:

  • Мальчики возрастом до 5 лет – чрезмерная строгость родителей в воспитании
  • Взрослые возрастом от 20 до 35 лет – наиболее высокий уровень стресса
  • Женщины старше 35 лет – повышенная чувствительность и сдерживание переживаний

Возникновение заболевания может быть спровоцировано любым нервным потрясением. Специалисты сформировали портрет личности, наиболее уязвимой для астматических нападок.

Характерные признаки человека, склонного к дыхательной патологии:

  • Одиночка, занимающийся карьерным ростом и самореализацией
  • Педант, желающий, чтобы всё вокруг происходило согласно его желаниям
  • Брюзга, вступающий в споры с окружающими даже без веской на то причины

Сюда также относится нерешительность. Совершая какой-либо шаг, человек руководствуется взвешенными и обдуманными причинами. Проявлению решительности сопутствует уравновешенность и эмоциональная твёрдость. Для этого необходимо умение владеть ситуацией, чего не скажешь об астматиках. Впадая в нервное перенапряжение, такие люди полностью отдаются панической атаке. Это и вызывает быстрое сокращение мышечной ткани бронхов, что приводит к удушью. В силу психологических особенностей, астматики неспособны взять ситуацию под собственный контроль.

Одновременно с удушьем появляется кашель, нездоровые хрипы. Аналогично обычному стрессовому состоянию организма, тело покрывается красными пятнами, потеют ладони, возникает тремор. Симптомы также характерны для заболеваний сердечнососудистой системы, поэтому не спешите делать выводы. Правильный диагноз поставит специалист.

Психология астмы у взрослых обусловлена эмоциональной нестабильностью и нервными расстройствами. Симптоматика практически одинакова, но причины могут отличаться. Указанные ниже варианты относятся к общепринятым. В медицине возможны случаи развития бронхиальной патологии по индивидуальным психологическим причинам.

Психологические причины дыхательного заболевания:

  • Желание брать и неумение отдавать что-либо – затруднительный выдох
  • Хроническое ощущение тревоги – провоцирование коротких частых вдохов
  • Подавление переживаний и чувств – накопление отрицательных эмоций
  • Непринятие чего-либо – формирование аллергии с проявлением удушья

Сам факт развития патологии необязателен. Согласно указанной выше статистике, астматическим нападкам подвержены личности, принимающие все события близко к сердцу и неспособные к самоконтролю. Чтобы избежать подобной участи, важно научиться правильному высвобождению от негативных эмоций. А для этого в большинстве случаев требуется помощь психолога.

Ещё одна причина развития астмы – наследственность. В формировании не играет роли эмоциональное состояние личности. Однако с помощью психологических приёмов врождённое заболевание можно облегчить. Если у взрослого всё же развилась астма на нервной почве, специалисты ищут причины в детстве. Поговорим о психосоматике дыхательной патологии у детей.

Главная психосоматическая причина формирования патологии у ребенка – это нездоровая семейная атмосфера. И речь здесь идёт не только о реальном факте общения детей и родителей. Проблема кроется гораздо глубже, ещё с момента пребывания в утробе матери. В этом плане патологическим заболеванием дыхательных путей чаще всего страдают нежеланные дети.

Ощущая свою ненужность, малыш чувствует себя одиноким и беззащитным, что провоцирует формирование астмы. А уже сила проявления недуга зависит от особенностей личности и темперамента, а также от физиологических факторов. Формирование астмы вызывает стрессовое состояние матери в период беременности.

Специалисты полагают, что психосоматика детской астмы кроется в недостатке внимания со стороны родителей. Речь идёт о плаче в младенческом возрасте. Малыш издаёт крик, чтобы мама проявила своё тепло и ласку. Если же этого не происходит, то плач превращается в истерику, а истерика сопровождается захлёбываниями и приступами удушья, что в конечном итоге приводит к бронхиальной астме.

Однако также отмечены случаи развития патологии от чрезмерной родительской опеки. В любом случае, здесь играет роль психологическая нестабильность, как и у взрослых.

Сразу откажитесь от самолечения, т.к. при проявлении бронхиальной астмы важно узнать мнение специалиста. Многие люди путают недуг с более серьёзными болезнями, ведь симптомы удушья характерны и для проблем с сердечнососудистой системой. Также перебои в дыхании возможны при обычном дыхательном нервозе – это когда в любой стрессовой ситуации человек начинает задыхаться из-за переполнения лёгких воздухом. Поэтому перед лечением важно установить правильный диагноз.

В большинстве случаев полностью излечиться от астмы невозможно.

Это заболевание протекает хронически. Однако если точно следовать указаниям доктора, можно максимально снизить частоту появления приступов. Пройдите полное обследование в больнице, сделайте анализ крови, ЭКГ, рентген и пр. Это нужно для разъяснения причины формирования недуга. Зная причину, врач сможет назначить курс лечения. Общее условие для всех типов астмы – это помещение пациента в благоприятную эмоциональную атмосферу. В психологическом плане, частота и сила проявлений приступов удушья зависит от типа личности человека, поэтому методология лечения для всех индивидуальна.

Общепринятые методы лечения психосоматической астмы:

  • Выявление раздражающих факторов и полная ликвидация
  • Воспитание стрессоустойчивости и самоконтроля с помощью психолога
  • Применение ингаляторов при проявлении приступов удушья

При дыхательных сбоях также помогают упражнения А. Стрельниковой. Доктор представляет комплексы гимнастики для детей и взрослых, применимых в жизненных ситуациях. Методика заключается в правильном насыщении головного мозга кислородом. Однако перед использованием дыхательных упражнений посоветуйтесь с лечащим врачом.

Приступы удушья чаще всего связаны с эмоциональной нестабильностью, вот почему важно обратиться за помощью к квалифицированному психотерапевту. Врач определит психосоматику астмы и назначит наиболее подходящий курс лечения и профилактики.

Психологические методы лечения психосоматической астмы заключаются в прохождении следующих этапов:

  • Создание здоровой эмоциональной атмосферы и контролируемое выражение чувств;
  • Проведение границы «взять – отдать» и полное принятие данного факта;
  • Выявление причины ощущения беззащитности и борьба со страхами.

Самоконтроль – вот главная составляющая для астматика. Однако это не значит, что пациент обязан сдерживать проявление эмоций. Здесь психологи рекомендуют наоборот, раскрываться перед близкими людьми, делиться переживаниями, но при этом не впадать в истерику. Подобное здоровое выражение чувств полезно каждому человеку, иначе накопленные эмоции приведут к взрыву.

Важно понять принцип «взять – отдать», ведь эти понятия существуют только парно и во взаимодействии. Астматики характеризуются заниженной самооценкой, что приводит к депрессии, выйти из которой возможно с помощью препаратов. А в совокупности с удушьем общая картина ещё более ухудшается. За чувством беззащитности, ненужности и неполноценности кроется определённый страх. Найдите в себе силы выявить его и побороть, чтобы предупредить дальнейшие проявления сбоев дыхания. Главный критерий – здоровая атмосфера.

Для астматиков важно, чтобы в окружающей социальной среде царили взаимопонимание и согласие. В таком окружении человек сможет спокойно выразить свои переживания, не уходя в себя и не впадая в истерику.

Большинство специалистов рассматривают астму как психосоматическое заболевание, ведь по статистике психологические причины обуславливают формирование болезни. Профилактика возникновения и развития патологии – это самоконтроль. Научиться обуздать свои эмоции возможно даже людям с расстроенной нервной системой, главное захотеть. В этом вопросе важна помощь психолога.

источник

Современная психосоматика основывается на экспериментально доказанном и подтвержденном факте, согласно которому эмоции могут решающим образом влиять на функции органов. Психосоматические заболевания — это физические заболевания или нарушения, причиной возникновения которых является аффективное напряжение (конфликты, возможно, внутренние, недовольство, душевные страдания и др.). Представления, воображение также могут оказывать влияние на соматическое течение болезни.

В современной медицине в раздел психосоматики входят: клинические, психологические, эпидемиологические и лабораторные исследования.

В психоаналитической концепции существует несколько моделей возникновения психосоматического симптома, среди них конверсионная модель (З. Фрейд, П. Федерн, Г. Гродек, Ф. Дейч), модель вегетативного невроза (Ф. Александер), концепция десоматизации (М. Шур, А. Митчерлих).

Суть перечисленных выше концепций сводится к тому, что бессознательный конфликт, не имея выхода в соответствующем внешнем проявлении, приводит к эмоциональному напряжению, а затем к прорыву предэдипальных или эдипальных инстинктивных желаний и сопровождается устойчивыми изменениями в вегетативной нервной системе.

В концепции Г. Амона, психосоматический симптом выступает как саморазрушительная попытка восполнить и компенсировать структурный нарциссический дефицит, возникший в результате нарушения на ранних стадиях симбиотического взаимодействия. Представители теории объектных отношений связывают психосоматическое расстройство со слабым Эго (обусловленным в основном недостаточно хорошим материнством), которое имеет непрочное обиталище, созданное в ходе развития.

Дыхательная система — сложный физиологический «аппарат», который включается в работу только при рождении ребенка с его первым самостоятельным вдохом.

Можно сказать, что это первый травматический опыт сепарации (разделения) с матерью. Поэтому некоторые ученые отмечают важность проживания периода родов ребенком и матерью.

От греческого астма (удушье) — аллергическое заболевание, характеризующееся повторяющимися приступами удушья, в следствии спазмов бронхов и отеков их слизистой оболочки. С точки зрения психоаналитика Ватцзекера: приступ астмы часто предстает в эквивалент подавляемого плача, то есть протест ребенка лишенного защищенности. В основе астмы лежит конфликт «желания и нежности» с одной стороны, и «страха перед нежностью», с другой стороны.

Этот конфликт отражает нарушение ранних отношений с матерью.

Читайте также:  Чем полезна соль при бронхиальной астме

БА- заболевание дыхательных путей, которое характеризуется повышенной готовностью реагирования трахеобронхиальной системы на целый ряд стимулов.

Патофизиологически речь идет о значительном сужении дыхательных путей, которое устраняется спонтанно или под влиянием лечения. Клиническая картина определяется отеком слизистых оболочек, бронхоспазмом и нарушением секреции.

Во время приступа больной испытывает острую тяжелую нехватку воздуха. При этом в первую очередь затрудняется и пролонгируется выдох, который становится громким, отчетливо слышимым. Переживания больных во время приступа и при подострых состояниях легкой нехватки воздуха ограничиваются исключительно актом дыхания. Больной поглощен состоянием своего дыхания. В его поведении примечательно то, что во время приступа он недоступен, держится отчужденно, с ним трудно установить контакт. Это отличает астматиков от других больных с легочными заболеваниями, сопровождающимися одышкой.

При хронической астме бросается в глаза все более нарастающая тенденция больных к самоизоляции.

В этиологии БА имеет значение склонность организма к аллергическим реакциям, которые в значительной степени обусловлены наследственной конституцией больного.

Детская астма наиболее часто начинается в первые три года жизни (до 75%) Вообще БА может возникать в любом возрасте, чаще всего развивается в первые 10 лет жизни. Преобладают мальчики, которые заболевают в 2-3 раза чаще, чем девочки. В половине случаев астма излечивается в пубертатном периоде.

Обычно в раннем возрасте у детей, страдающих БА, отмечаются признаки аллергии — в виде кожных высыпаний или других аллергических проявлений (встречается у 40-70% больных с БА). Спровоцировать приступ астмы могут не только попавшие аллергены (обычно с вдыхаемым воздухом), но и физическая нагрузка, перегревание или переохлаждение, резкие изменения погоды или психические нагрузки.

Типичный приступ астмы может возникнуть впервые после острой респираторной инфекции, профилактических прививок, психических или физических травм.

В качестве «пусковых механизмов» бронхолегочной патологии часто рассматриваются сильные эмоции: гнев, волнение, страх, печаль и тревога.

У некоторых детей триггерами могут быть ситуации, связанные с эмоциональными проявлениями — смехом, криком или плачем.

Есть данные, что панические реакции ребенка или его родителей во время сильного кашля могут вызвать бронхоспазм, который, впоследствии может перейти в астматический приступ.

У детей с бронхиальной астмой установлены нарушения высшей нервной деятельности в виде снижения замыкательных функций, наличия фазовых состояний. У них отмечается слабость процессов активного торможения, выражающиеся в явлениях дистонии и преобладании тонуса парасимпатического отдела нервной системы, парадоксальной реактивности симпатического отдела.

У большой части детей выявлены: повышенная тревожность, астенизация, минимальная мозговая дисфункция, невропатии, неврозы и аффективные расстройства с преобладанием тревоги во время приступа и депрессии в межприступный период.

На основе анализа различных исследований детей с БА выделяют четыре фактора возникновения БА как психосоматического заболевания:

— степень генетической уязвимости организма детей, которая оценивается количеством аллергических и астматических заболеваний;

— степень и природа подверженности различным вредоносным факторам в перинатальном периоде и в раннем перинатальном периоде;

— вирусные инфекции, которые появляются на протяжении сенситивного периода развития в первые годы жизни;

— увеличение вторичной уязвимости дестабилизацией гомеостаза ребенка из-за эмоциональных стрессов.

Для лучшего понимания природы астматического симптома, необходимо изучение обоих, психологических и физиологических факторов риска.

Это поможет создать эмпирическую классификацию стрессоров у детей с заболеванием и увидеть различные формы адаптации в семье с больным ребенком.

Д.Н. Исаев (1985), предлагая свой механизм возникновения психосоматических заболеваний, считает, что эмоциональный фактор через вегетативные и эндокринные элементы воздействуют на сому, вначале выступая в форме вегетативной дисфункции, которая потом может перейти в психосоматическое заболевание. Это представление нашло свое подтверждение в исследовании Жбанковой Н.Ю. (1989), показавшей, что у части детей с бронхиальной астмой наблюдаются психогенные гипервентиляционные нарушения в рамках синдрома вегетативной дистонии.

Важность эмоционального стресса при БА варьируется от возникновения преходящих легких состояний закупорки легких, до решающих инициаторов приступов и продолжительного психологического

Матус показал, что существует три возможных пути влияния психологических факторов:

— ускорение астмы, психологические факторы выступают «пусковым механизмом» (триггером) для возникновения астмы;

— обострение или увеличение количества приступов, утяжеление симптомов;

— препятствие излечению, помощи.

Психологические факторы, влияющие на возникновение заболевания.

Влияние эмоций на дыхательную функцию хорошо знакомо каждому. О внезапной остановке дыхания в момент тревоги говорят, что «захватило дух» или «перехватило дыхание». Вздох является распространенным выражением чувства отчаяния.

В психоаналитической литературе рассматривались следующие модели возникновения астмы как взаимодействия двух факторов — психологических особенностей и биологической предрасположенности:

1. Реципрокная модель. Астма может возникать двумя взаимоисключающими способами: либо посредством сильной биологической предрасположенности, либо будучи детерминированной сильными психологическими факторами.

2. Модель позитивного взаимодействия. Заболевание может возникнуть только при одновременном наличии сильных психологических и биологических факторов, (если же их нет или есть только один, заболевание не развивается.)

3. Суммарная модель. И психологические, и биологические факторы совместно определяют тяжесть заболевания.

К психологическим фактором относят воспитание, которое приводит к сильной зависимости ребенка от доминантной матери.

Психоанализ прегенитальных нарушений созревания понимает возникновение БА как несостоятельность, вытекающую из раннего детского развития- периода перехода от диады мать- дитя к отношениям в триаде: мать- дитя –отец.

Двусторонний уровень контактов является важной ступенью к последующему обучению многосторонним межличностным контактам. Сложный процесс постепенного переключения от внешней зависимости к внутреннему уровню поддержки самостоятельности и самоуважения в высокой степени подкрепляются стабильными отношениями с родителями. В биографии психосоматических больных родители очень часто препятствовали развитию их самостоятельности.

Подавление собственных эмоций также рассматривается в качестве механизма, приводящего к бронхоспазму.

Некоторые авторы в симптоме бронхоспазма усматривают символическое выражение личностного конфликта между потребностью пациента в нежности и страхом перед ней, а также противоречивость в решении проблемы «брать и давать».

Чикагская психоаналитическая школа центральный конфликт в развитии БА находит во внутренних побуждениях ребенка, которые ставят под угрозу его привязанность к матери. Действия матери на плач воспринимаются ребенком как отвержение, поэтому плач становится «запрещенным» из-за страха лишиться материнского внимания. Страх материнского отвержения усиливает аномальные дыхательные ответы со стороны ребенка, таким образом развивается бронхоспазм.

Парсел и соавторы считают, что родительский конфликт может стать стрессором для ребенка и привести к симптому бронхоспазма. Нарушенные взаимодействия и взаимоотношения между родителями могут выступать тем стрессовым фактором, который приводит к бронхоспазму.

Корни развития защитно-приспособительного значения симптома бронхоспазма — в особенностях ранних отношений матери и больного ребенка. Это: «люблю и ненавижу», когда при сближении отношений мать чувствует раздражение и чувство вины за него, а ребенок — материнское негодование и отчуждение, что порождает у него тревогу и страх, а открытое выражение чувств запрещается матерью («не плачь, перестань кричать») и связано у ребенка с опасением оттолкнуть ее.

Особенности личности больного, страдающего БА.

Изучение личностных особенностей больных БА привели к гипотезе о существовании специфического патогномоничного для заболевания «профиля личности», предрасполагающего к его манифестации.

Основные характеристики такого «профиля личности» у больных БА определяются как склонность «подавлять депрессию и агрессию», «сдерживать реакции на фрустрирующее воздействие», «повышенная нервность, чрезмерная возбудимость либо вялость, повышенная истощаемость», «высокая тревожность».

Больные БА часто диагносцируются как алекситимики с механистичным характером мышления, проявляющимся в неспособности фантазировать, стремлении оперировать конкретными понятиями. В поведении и чертах личности больных часто обнаруживаются реакции с защитой эмоциональных, прежде всего агрессивных, побуждений, а также скрытое желание нежности и близости. За псевдо индифферентным или даже агрессивным поведением может скрываться сильная потребность в любви и поддержке.

Агрессия у астматиков не вытесняется. Так как она переживается как опасная, больной не может ее выразить, он не может «выпустить свой гнев на воздух». Это проявляется в приступах удушья. Астматики очень сильно переживают агрессивность, но не проявляют ее; они недоверчивы и подозрительны, и поэтому не склонны к самопожертвованию. У астматиков часто обнаруживаются реактивные образования, которые замещают агрессивные тенденции, и желание близости, часто проявляются расстройства в сексуальной сфере.

У астматиков часто обнаруживается физиологически не обусловленная сверхчувствительность к запахам. При этом бросается в глаза, что эта сверхчувствительность относится прежде всего к тем запахам, которые как-то связаны с нечистотами и неаккуратностью, а также с неряшливым и нечистоплотным поведением. Астматики с повышенной восприимчивостью запахов также крайне зависимы от суждений и мнения окружающих их людей.

Между нарушением функции дыхания у астматиков видят связь с нарушенной способностью больных брать и отдавать, выраженной тенденцией к невозвращению, удержанию, сохранению

У тяжелых аллергиков описан конфликт по типу «владеть-отдать» и тенденция идентифицировать себя в общении с другими лицами, «быть сплавленным» с ними.

Ранние нарушения отношений с матерью проявляются у больного как конфронтация «желания нежности», с одной стороны, и «страха перед нежностью» — с другой.

Для астматиков характерна боязливость с истерическими и/или ипохондрическими чертами. От самих больных их страх остается скрытым.

Влияние болезни на личность больного.

Блокирование вербального канала коммуникации компенсаторно вызывает развитие телесных коммуникабельных связей, к которым относится и стремление получить одобрение и теплое отношение матери посредством астматических симптомов.

В дальнейшем эти симптомы становятся для астматика способом манипулирования лицами значимого окружения, а для семей с «тлеющим» невротическим конфликтом, от решения которого они «уходят» в силу своих невротических черт, способом сохранения семейного «гомеостаза»

Особенности психологии и поведения в болезни.

При БА выделяются реакция на приступ и реакция на болезнь. В случае внезапного острого возникновения приступа, больного прежде всего сопровождает страх смерти от удушья или остановки сердца, страх не купируемости приступа. Чем реже приступы астмы, тем более выражен страх, который возникает не только во время приступа, но и в ожидании его. В начальном периоде реакция на болезнь характеризуется адекватным психологическим сдвигом с некоторой депривацией. В процессе дальнейшего течения болезни выступает на первый план склонность к фиксации внимания на своих ощущениях и переживаниях с пессимистической оценкой выздоровления. У части больных отмечается выраженный страх за свою судьбу, с отчетливой фиксированностью на дыхательной функцией, назойливыми жалобами, постоянным самоанализом болезненных ощущений.

Виды психотерапии при данном заболевании.

Психотерапевтическое лечение БА направлено на повышение жизненных возможностей, способности брать на себя ответственность за свою жизнь. Это постоянная подпитка, обеспечивающая глубокое, свободное дыхание. Психотерапия БА не бывает кратковременной, здесь время постепенно «отматывается назад». Если по этой дороге идут в ногу пациент, его психотерапевт и врач-пульмонолог, идти становится легче.

Целью психотерапии больных БА является также коррекция эмоциональных расстройств и неадекватных форм поведения. Достигают этого путем перестройки значимых отношений больного. Психотерапия особенно показана:

• больным, у которых этот механизм патогенеза является одним из ведущих;

• больным с сопутствующими нервно-психическими расстройствами и неадекватными реакциями личности (в том числе на болезнь), затрудняющими их полную реабилитацию;

• больным БА без выраженного нервно-психического компонента, находящимся в состоянии психологического кризиса, когда вероятность формирования этого механизма патогенеза возрастает (личностные и микросоциальные факторы риска, неразумные стили воспитания и реакции на заболевание членов семьи, наличие у родственников психосоматических моделей адаптации к стрессам).

При консультировании больного психотерапевтом, психологом или психиатром собирается тщательный психологический анамнез, который должен содержать данные о нервно-психических заболеваниях родителей больного (фактор наследственности и одновременно экология микросоциальной группы), о психосоматических заболеваниях членов семьи, данные о периоде беременности и взаимоотношениях в семье в этот период, а также о родах и взаимоотношениях в это время.

Анамнестические и тестовые данные об особенностях семейной системы показывают, как эти особенности больных формируются и как функционируют в рамках семейной системы, создавая «семейные мифы» (групповая форма защиты), и для чего служат правила и ценностные ориентации в таких семьях. Понимание этих важных моментов объясняет индивидуально-личностный смысл конфликтогенного симптома бронхоспазма у больного и дает ключ к построению терапевтического вмешательства

Часто психосоматический пациент не желает признавать проблемы в психической сфере и испытывает страх перед психотерапевтом. Преодоление сопротивления выявлению психотравмирующих событий включает несколько этапов:

  1. установление раппорта с пациентом;
  2. определение его основных трудностей;
  3. их преодоление с целью ослабления накопившихся отрицательных эмоций и восстановления позитивной перспективы.
Читайте также:  Основные принципы купирования приступа бронхиальной астмы

Два вида терапии: на симптом и модификацию поведения (когнитивно- поведенческий подход: изменение негативных представлений пациента) и глубинно- психологические методы (раскрытие психологического конфликта).

Гештальт-терапию проводят в несколько этапов. В задачи первого этапа входит установление доверительного, партнерского, эмпатического контакта с больными, что позволяет обучить их основным процедурам гештальт-терапии и начать индивидуальную терапию.

Основное стремление гештальт-терапии — восстановление самосознания с тем, чтобы оно приносило пациенту развитие и выбор цели. Акцент делают на понимании важности сиюминутной жизни и контактов с настоящим в континууме «здесь и сейчас». При обсуждении значимых для пациентов событий (с помощью техники фокусирования) мы сталкиваемся с моментом, в котором возникает дискомфорт, тревога или страх, которые побудили пациента уклониться от этого момента, вытеснить его из сознания. Сознание может расшириться в подсознание (работа на субличностных уровнях) так, что пациент в страхе объясняет то, что ранее не было понятно, предлагает интересные мысли и наблюдения. Упражнения на пребывание в состоянии осознавания окружающего направляют пациента к тупику, где силы сопротивления равны тому, что им противостоит. Пациенты с помощью терапевта учатся поведению в ситуациях фрустрации, эмоционального тупика. Когда они не в состоянии обеспечить себя сами, а поддержки из среды не поступает, надо самостоятельно найти выход и таким образом увеличить степень самодостаточности. Так восстанавливается сознание необходимости активного поведения, действий, которые до этого были в очевидном параличе.

Для многих пациентов актуальны групповые формы психологической защиты, т. е. использование астматических симптомов для поддержания психологического гомеостаза семьи. Это обстоятельство предполагает наличие второго шага терапии — перенесение терапии в группу.

Групповые формы работы позволяют решить проблемы группового и индивидуального самосознания, с помощью различных технических приемов отработать проблемы коммуникации больных, в которых особое место занимают телесные коммуникации (психосоматическое реагирование). Группа позволяет выявлять и исследовать попытки пациента манипулировать ее членами, в результате вырабатываются навыки более продуктивного взаимодействия, а манипулирование разрушается.

Переходом к третьей ступени работы может быть смягчение фобических реакций при соприкосновении с ранее отвергаемыми актуальными переживаниями. Шаг за шагом исследуют и прорабатывают возможные источники травматичного опыта от менее интенсивных к более сильным.

Гештальт-терапия позволяет реализовать основное содержание психотерапевтического воздействия на личностном и микросоциальном уровнях, учитывает много-аспектность функционального диагноза, воздействуя на глубокие эмоциональные связи и этим улучшая непосредственный и отдаленный результат лечения больных.

Хорошие непосредственные и отдаленные результаты дает применение в лечении БА семейной психотерапии. Процесс терапии направлен на разрушение личностных конфликтов индивидуумов, служивших основой формирования БА, нервно-психических расстройств и личностных реакций, тормозивших их полноценную реабилитацию. Воздействие на личность больного осуществляется путем изменения его взаимоотношений с членами семьи с учетом выявленных семейных характеристик, типологии, свойственных семьям больных БА проблем и конфликтов. Понимание роли больного члена семьи в стабилизации структурных и функциональных особенностей семейной системы позволяет достигнуть хорошего терапевтического результата при направленном воздействии на эти семейные характеристики. Успех терапевтических мероприятий часто оказывается параллельным изменениям, происходящим в семейной системе.

Важной задачей семейной психотерапии является повышение автономии семьи.
В психотерапии психосоматики важное значение приобретает работа с алекситимией пациента, которая, как правило, есть у таких больных. Лечение алекситимии очень длительно, требует хорошей мотивации пациента и может затянуться на годы. На первом этапе пациент обучается осознавать свои чувства, а затем – обучается рефлексии.

Специальный метод: 4- х ступенчатая психодинамически ориентированная психотерапия.

1) эмоциональная поддержка пациента по преодолению соматического страдания

2) развитие возможности к восприятию собственных чувств.

3) осознание конфликта и его связи с симптомом (стационарно-глубинная групповая терапия (8 нед).

4) полная переработка конфликта в длительной амбулаторной практике.

Задачи психотерапии при истероподобном варианте БА: перенесение с окружающих на больного ответственности за разрешение его эмоциональных проблем и сознательное принятие ее астматиком; формирование адекватного уровня требований к больному в зависимости от его актуального психологического и соматического состояния; создание условий для разумной, принимающей без гиперпротекции, реакции микросоциальной среды на астматические симптомы; санкционирование зрелых способов поведения и адаптации.

Основной акцент в психотерапии пациентов с неврасте-ноподобным вариантом БА делается на формировании приемлемой, доброжелательной микросоциальной ситуации, которая предоставляет возможность для углубленного самопознания и стабилизации самооценки. Это создает условия для отказа больных от завышенных, непосильных требований и жизненных целей, способствует устранению тягостного сознания несостоятельности в осуществлении тех желаний, от которых прежде защищали астматические симптомы.

У больных с психастеноподобным вариантом БА основное внимание уделяют формированию собственной ценностной системы больного, его зрелости и способности к независимому поведению, умению принимать самостоятельные решения в отношении своих личных проблем.

Психотерапевтическая тактика у больных с шунтовым вариантом БА состоит в провокации на первых этапах кризиса, когда взаимодействие членов семьи организуется таким образом, что они вынуждены иметь дело с всплывающими конфликтами, конфронтация с которыми раньше избегалась. При этом мы устраняем из конфликтной ситуации астматика. Необходимо отчетливо отразить содержание кризиса, способствуя развитию такой ситуации, в которой возникает возможность и необходимость развития членами семьи новых отношений и коммуникативных стереотипов. Скрываемые проблемы всплывают и становятся доступными воздействию на них.

Для психотерапевтической коррекции на личностном и микросоциальном уровнях необходимо выяснить субъективное значение факторов, подкрепляющих патологическую адаптацию пациентов к конфликтным ситуациям, и восприятие астматических симптомов как самим больным, так и значимыми лицами его окружения. Можно добиться полной и стабильной редукции дыхательных нарушений, провоцируемых по нервно-психическому механизму, путем направленных сдвигов в системе отношений личности, в структуре и функцио^ нировании микросоциальной системы, а также преодоления элементов условной необходимости астматических симптомов для самого больного и значимых лиц окружения. Сдвиги на социальном уровне тесно взаимосвязаны с позитивной динамикой на личностном уровне. Последняя проявляется гармонизацией личности больных, выработкой у них зрелых способов поведения в стрессовых ситуациях.

источник

Бронхиальная астма – это мультифакторная патология, чаще всего обусловленная взаимодействием нескольких компонентов (аллергии, инфекционных агентов и психологических факторов). Психосоматикой называют направление на стыке классической медицины и психологии, занимающееся исследованием возникновения и развития соматических заболеваний по психологическим причинам. Множество заболеваний, и астма среди них, связано с психоэмоциональным состоянием человека. Психосоматика астмы обусловлена действием эмоциональных факторов: страхов, тревожных состояний, стрессов.

Бронхиальная астма может быть следствием аллергических реакций, вдыхания чрезмерно холодного или запыленного воздуха, табачного дыма, наличия хронических инфекционных очагов в дыхательных путях. Иногда приступы развиваются как реакция на стресс, но не всякая стрессовая ситуация приводит к приступу. Астма начинает развиваться, если человек переживает сильные негативные эмоции, находится в нестабильной атмосфере на протяжении длительного времени.

Бронхиальная астма может развиваться на нервной почве в таких случаях:

Стресс в детском возрасте

  • в раннем детском возрасте причиной развития заболевания может стать появление другого ребенка, особенно если он старший, и все внимание ранее уделялось ему;
  • в пубертатном периоде многие подростки не сразу могут освоиться с изменениями, происходящими с их телом, игра гормонов вызывает различные отклонения в эмоциональном фоне, высокая тревожность, беспокойство, связанные с половым созреванием, неумение справляться с негативом или неспособность поделиться проблемами, могут стать причиной появления приступов удушья;
  • в детском и подростковом возрасте спровоцировать астматические приступы могут развод родителей или их постоянные споры, ссоры, холодная или чрезмерно напряженная обстановка в семье;
  • молодые люди нередко переживают по поводу будущего брака, отрыва от родителей или, наоборот, от личной неустроенности, и иногда чрезмерно сильные переживания провоцируют развитие этого тяжелого заболевания;
  • у взрослого человека бронхиальная астма также может начаться на фоне развода, конфликтов в семье, тяжелой ситуации с финансами, нереализованностью в профессиональном или социальном плане.

Приступ астмы характеризуется затруднением дыхания. Он развивается как реакция на вдыхание какого-либо вещества или на негативное эмоциональное состояние. Организм пытается указать человеку на какие-либо психологические проблемы, используя для этого довольно жесткий способ. Затрудненный выдох может свидетельствовать о том, что человек умеет только брать (вдыхать) и не желает отдавать, делиться (выдыхать). Также приступ астмы может быть спровоцирован тем, что человек испытывает тревогу, боится жить и дышать полной грудью.

Причиной астмы может стать неумение человека избавляться от груза негативных эмоций. Этим объясняется и тот факт, давно подмеченный психологами, что астма развивается по психологическим причинам у людей определенного склада. Как правило, бронхиальной астмой страдают люди чрезмерно эмоциональные, глубоко переживающие события своей жизни, подверженные стрессовым состояниям. Если человек при этом не умеет «сбрасывать» негатив, например, посредством слез или другими способами, у него может начаться тяжелая хроническая патология дыхательных путей, проявляющаяся приступами удушья.

Если же заболевание имеет преимущественно аллергическое происхождение, то и это может указывать на некие эмоциональные проблемы. Есть теория, что аллергия развивается как реакция человека на какие-либо события жизни. Эта болезнь свидетельствует о том, что человек чего-то не выносит, не может принять. Свой протест человек не в состоянии выразить в силу особенностей характера, воспитания, потому, что находится в плену стереотипов или находится с чрезмерной зависимости от мнения других людей. Игнорирование, заталкивание внутрь переживаний приводит к развитию воспалительного процесса в дыхательных путях.

Психосоматика бронхиальной астмы у детей может быть обусловлена воздействием неблагоприятной эмоциональной обстановки в семье или сложностями в отношениях с родственниками, прежде всего с матерью. В некоторых случаях малыш испытывает негативное воздействие ещё во внутриутробном периоде, например, если ребенок нежеланный, или мать пребывает в состоянии перманентного стресса во время беременности.

Первое, что делает ребенок, появившись на свет – учится дышать. Первый крик младенца – это призыв к матери, просьба о защите и помощи. Согласно одной из теорий, бронхиальная астма развивается как реакция на неправильные отношения ребенка с матерью, недостаток заботы и тепла. В младенческом возрасте человек криком и плачем дает понять матери, что нуждается в её внимании, что ему необходима помощь. Если он не получает того, о чем просит, беспокойство и тревога остаются с ним на всю жизнь. В дальнейшем приступы детского плача сменяются астматическими приступами. Таким образом, психосоматика заболевания обусловлена тем, что в детстве у человека не возникло корректных отношений с матерью, он всю взрослую жизнь испытывает пережитый недостаток любви, отсутствие взаимопонимания.

Возможна и прямо противоположная ситуация: астма нередко развивается у детей, которых чрезмерно опекают, давят заботой. Эмоциональное состояние такого ребенка, как правило, тоже не отличается стабильностью.

Астма – классическое психосоматическое заболевание, и для его лечения применяется психотерапия. Курсы у психотерапевта помогают пациенту более успешно справляться с воздействием внешних факторов, провоцирующих стрессовые состояния, учиться правильно высвобождать эмоции. С помощью психотерапии можно скорректировать различные расстройства эмоционального фона.

Пациентам с астмой психосоматического происхождения рекомендуются как индивидуальные, так и групповые сеансы психотерапии. Такое лечение помогает им побороть замкнутость, снизить уровень тревожности, подавить страхи. Специалист учит пациента правильно реагировать на различные тяжелые в эмоциональном отношении ситуации. На групповых занятиях применяются различные методики: астматиков лечат аутотренингом, дыхательными упражнениями, тренировками по функциональному расслаблению.

Очень важно для таких больных наладить отношения в семье: родителями, супругами, детьми. Если негативная эмоциональная обстановка дома сохраняется, пациенту сложнее будет преодолеть болезнь, снизить количество и интенсивность приступов. Поэтому проводить сеансы с психологом или психотерапевтом рекомендуется и остальным членам семьи астматика. Только так можно изжить конфликты и восстановить стабильную положительную атмосферу в доме.

Также астматикам рекомендуется несколько раз в год проходить лечение на курортах с горным и морским воздухом. Это не только благотворно отражается на состоянии дыхательной системы, но и помогает стабилизировать эмоциональный фон.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *