Меню Рубрики

Реальные истории излечения от астмы

К ОГЛАВЛЕНИЮ
Что за болезнь астма, наверное, известно всем. И тем не менее, кандидат медицинских наук, врач Александра Поскревышева начала разговор не с того, какие от нее существуют лекарства и как их правильно применять, а с классического определения этого недуга – хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей; с ударением на слове «воспалительное», потому что убедилась на практике: мало того, что об этом зачастую не знают сами больные, но и врачи в поликлиниках, назначая лечение, словно забывают об этой главной составляющей недуга.

Все препараты от астмы можно разделить на две основные группы. Первая у больных, как правило, есть всегда. Это лекарства для снятия бронхоспазма, то есть облегчения приступа, своего рода скорая помощь. Средства эти, понятное дело, совершенно необходимы. Но и не более того. Поскольку проблему контроля над болезнью они не решают. При самых легких формах астмы, когда приступы происходят несколько раз в год, этих препаратов, возможно, и достаточно. Во всех остальных случаях необходима противовоспалительная терапия. А вот ее–то либо вообще не назначают, либо делают это формально: то есть специальные препараты вроде бы и присутствуют, но течение болезни не облегчают. Поэтому для эффективного лечения астмы обязательно должны правильно применяться лекарства из обеих групп.

А теперь обо всем по порядку. Средства от бронхоспазма в свою очередь тоже делятся на несколько категорий. Самые распространенные – ингаляторы Беротек и Сальбутамол. Первый посильнее, но и более опасный. Пользуются ими только в случае возникновения удушья, впервые эти препараты появились в 50–е годы прошлого века в Англии, Уэльсе, Канаде, Австралии и Новой Зеландии. Тогда казалось, что проблема астмы в этих регионах решена. Если раньше для снятия приступов использовались таблетки и даже специальные травяные сигареты, которые действовали медленно и неэффективно, то тут – один «пшик» из ингалятора, и удушье прекращается в течение минуты. Однако уже примерно через год в этих странах было зафиксировано резкое повышение смертности от астмы. Оказалось, что эти препараты очень опасно передозировать и максимальное количество вдохов в сутки должно составлять не больше 10. Больных об этом, как правило, предупреждают. А если приступов больше? Ведь удушье – очень тяжелое состояние, у человека потребность дышать – абсолютная. И если больного не научили, что делать, когда ингалятор становится неэффективным, то сама память тела о том, что еще вчера лекарство помогало, невольно заставляет делать десятки бесполезных ингаляций.

Между тем, накапливаясь в организме, эти препараты вызывают нарушение сердечного ритма вплоть до внезапной смерти.
Но и это еще не все. Продукты распада лекарств, когда их слишком много, мертво блокируют рецепторы бронхов и сами по себе вызывают бронхоспазм. И дополнительные дозы только усугубляют ситуацию. Лечить таких больных крайне сложно, поскольку обычными средствами удушье уже не снимешь.
Почему же ингаляторы перестают помогать? Дело в том, что у больных астмой удушье возникает не только из-за спазма бронхов. Их стенки могут отечь, набухнуть, просвет станет уже. Соответственно и дышать труднее. Может начаться выделение вязкой, липкой, забивающей бронхи мокроты. То есть вступают в действие иные механизмы проявления болезни, а человек продолжает «пшикать» ингалятором, лишь ухудшая свое состояние. А надо всего лишь применить другой препарат. Но об этом чуть позже.
Кстати, неэффективность ингаляторов может быть и мнимой из-за их неправильного применения. Самая распространенная ошибка – неправильное положение ингалятора при вдохе лекарства. Он представляет собой букву Г и при использовании держать его надо обязательно короткой частью вниз, иначе больной будет вдыхать не лекарство, а газ фреон.

Еще необходимо научиться правильно сочетать вдох с выдохом. И делать ингаляцию только на глубоком, в 10 секунд, вдохе, примерно на 5-й секунде. Затем на некоторое время задержать дыхание и только потом выдыхать. В противном случае все лекарство осядет во рту.
Все эти хитрости бывает трудно усвоить детям и пожилым. Тогда имеет смысл приобрести спейсер. На один его конец надевается ингалятор, другой берется в рот. И лекарство, попавшее в пространство посередине, больной уже обязательно вдохнет.
Вообще-то во всем мире давно уже применяются и приборы посложнее, так называемые небулайзеры. На Западе вся терапия по купированию приступов рассчитана только на них. Есть они в продаже и у нас, но пользоваться ими или нет, пока выбор самого больного. Между тем эффективность лечения у небулайзеров гораздо выше. Больной уже не вдыхает лекарство в виде газа с фреоном. В этом приборе оно превращается в мельчайшую водяную взвесь, гораздо глубже проникающую в легкие. Кроме того, уже не требуется сочетать вдохи и выдохи. Есть и другие современные средства доставки лекарств в легкие: в виде мелкодисперсного порошка через приборы, называемые тубо- или ротодисками. Так что приходится констатировать: ингаляторы, которыми пользуются большинство наших больных, давно уже морально устарели. Выход тут один – больному самому просить врача выписать или провизора в аптеке продать то же лекарство, только в другой форме, в другом носителе. Увы, и стоит это дороже…

Следующая группа лекарств, направленных на купирование приступов астмы, называется холинолитики. Основной препарат – Атровент. Он находится несколько в тени, поскольку не так быстро действует. Однако есть категория больных, которым он очень даже подходит. Это те, у кого случаются ночные приступы, обилие мокроты, больные хроническим обструктивным бронхитом, на фоне которого возникла астма. А главное – это пожилые люди, страдающие заболеваниями сердечно–сосудистой системы. Поскольку Атровент действует мягче, меньше учащает пульс, им он показан в первую очередь.

Также рекомендуем этой категории больных обратить внимание на новый, более мощный, длительного действия холинолитик, который называется Спирива. Еще существует весьма удачная комбинация этих двух групп – препарат Беродуал. В нем четверть дозы Беротека и полная порция Атровента. Четвертушка дает куда меньший побочный эффект, но начинает действовать так же быстро, а там и Атровент подключается. Таким образом, это лекарство более результативно и более безопасно, чем его составляющие по отдельности.

С еще одним лекарством, снимающим приступы удушья, знакомы в первую очередь те, кому приходилось прибегать для этого к помощи «скорой». Это Эуфиллин, и вводится он только внутривенно. Его очень любит наша медицина, хотя, на наш взгляд, у него есть только одно несомненное достоинство – он дешевый. Зато достаточно часто дает побочные эффекты, которые можно выразить тремя «Т»: тошнота, тремор, тахикардия. А если пользоваться им часто, то эти три «Т», как в сказке о Золушке, превращаются в свое подобие, только не самое лучшее. Тошнота – во рвоту, тремор – в судороги, а тахикардия – в тахиаритмию вплоть до летального исхода. Спасает одно – у нас его в основном неправильно применяют, в неоправданно низких дозах. И Эуфиллин в организме больного живет сам по себе, а приступ удушья проистекает сам по себе.
Есть в этой группе и другие препараты – Теотард, Теопек, Ретафил. Увы, они страдают теми же недостатками по части побочных эффектов, но удобнее в применении, особенно во время ночных приступов, так как действуют до 12 часов.

Теперь самое время вернуться к воспалению, которое и вызывает астму. Если его не лечить, человек не будет расставаться с ингалятором, что рано или поздно обернется серьезными проблемами. Когда же противовоспалительное лечение подобрано правильно, количество приступов, скажем, в течение недели не должно превышать одного–двух. Тогда и осложнений от воздействия ингаляторов не будет. Кстати, современные препараты вполне позволяют обеспечить такое лечение, сделать, как сейчас принято говорить, астму контролируемой.

В первую очередь должны назначаться ингаляционные кортикостероиды, способные кардинально повысить качество жизни астматиков. Кому–то на неделю, кому-то на месяц, а кому и пожизненно – в зависимости от степени тяжести заболевания. К сожалению, что у больных, что у многих врачей гормоны настолько скомпрометированы, что одно только это слово вызывает негативную реакцию. Но в данном случае эти препараты успешно проявили себя даже в лечении маленьких детей, так как мало всасываются из бронхов и почти не действуют на другие внутренние органы. И если не превышать суточную дозу – 1200 микрограммов, то побочных эффектов практически не бывает. Единственное, что может возникнуть, – молочница во рту. Но ее легко предупредить, если после каждой ингаляции полоскать рот и сплевывать воду.

«Пшики» ингаляционных кортикостероидов рассчитаны на определенную дозу – 50, 200, 250 мг. Их количество в сутки начинают с минимума. При этом лекарство для снятия спазма, тот же Беротек, используется только в случае крайней необходимости, что существенно снижает исходящие от него побочные эффекты. Желательно добавить еще дополнительное средство, скажем, Спириву, действующую на конкретный тип астмы. Такое лечение и будет оптимальным, наиболее эффективным для больного. Хорошо зарекомендовали себя ингаляционные кортикостероидные препараты Бекломет, Бекотид, Беклозол и их вариации. Появляются и новые – Флунизолид, Ингакорт. Они считаются еще более безопасными и эффективными, поскольку меньше проникают в организм и действуют дольше. Впрочем, по нашему мнению, и старые, более дешевые, могут еще долго и успешно помогать больным астмой.

Однако при тяжелом течении болезни приходится применять те препараты, которых так боятся больные, – Преднизолон или другие глюко–кортикоиды в таблетках или в виде инъекций. Но обычно они даются короткими курсами в 3–5, иногда 10 дней, в крайнем случае, до месяца, в моменты обострения. Еще раз подчеркнем – это не несет никаких вредных последствий.
К сожалению, ряду больных с крайней степенью недуга приходится применять системную гормональную терапию пожизненно. И это уже действительно влечет за собой все сопутствующие «прелести» длительного воздействия гормонов. На Западе для таких больных уже появилось альтернативное средство – Ксолаин, не имеющее подобных побочных эффектов. Однако, когда оно станет доступно нашим больным и сколько будет стоить, пока сказать затрудняемся. Сейчас появились не только способные снимать удушье, но и одновременно обладающие некоторыми противовоспалительными свойствами улучшенные варианты Бероте–ка – Форадил (Формотерол), Кленбутерол (Спиропент) и Сальметерол (Се–ревент). Такое сочетание позволяет больному, используя только одно лекарство, и бороться с бронхоспазмом, и в значительной степени контролировать свой недуг, делая ингаляции 2 раза в день.

Все приступы астмы вызываются веществами, выделяющимися из того или иного вида клеток, которые накапливаются в бронхах. И если бы это удалось пресечь, болезнь была бы побеждена. Поэтому идея создания препаратов, воздействующих на этот процесс, так называемых стабилизаторов мембран тучных клеток, просто великолепна. Исполнение только подкачало. Так что, увы, Интал, Кромолин, Ломудал, действующие по этому принципу, применяются лишь для лечения легких аллергических форм астмы, да и то не очень надежно. А эти лекарства еще недавно рекламировали как препараты XXI века. Называются они блокаторами лейкотриенов – Монтелукаст (Сингулар), Зафирлукаст (Аколат). Не вдаваясь в специальные детали, скажем, что оправдали они себя лишь в лечении некоторых специфических видов астмы, например так называемой аспириновой, когда организм не переносит любые нестероидные противовоспалительные препараты и таблетка аспирина или съеденные 0,5 кг малины, винограда вызывают острый приступ удушья. Помогают они и при астме физического усилия, вызываемой частым дыханием, например, при беге в холодную сухую погоду. И еще один существенный момент: гипертоники контролируют свое состояние, измеряя давление тонометром; страдающие диабетом определяют уровень сахара при помощи глюкометра; сердечникам, в конце концов, делают в поликлинике ЭКГ, а вот почти ни у кого из астматиков нет приборов, помогающих отслеживать течение болезни и предупреждать возникновение приступов. Между тем такое приспособление, достаточно простое и относительно недорогое, существует. Называется пикофлуометр, то есть измеритель скорости выдоха. Этот показатель и позволяет контролировать ход лечения. Советуем обзавестись таким прибором всем больным астмой.

Боремся с бронхиальной астмой
Бронхиальная астма считается аллергическим заболеванием, но аллергия не возникает на пустом месте. В числе ее причин не только простудные заболевания, что общеизвестно, но и так называемое глубокое дыхание. Астматический компонент почти всегда возникает на его фоне. Преодолеть этот недуг поможет тренажер Фролова и дыхательные упражнения.

Дыхательные упражнения против бронхиальной астмы
Мы с вами с детства приучены дышать глубоко. С давних времен и до наших дней выработался стереотип, что дышать следует как можно глубже, «полной грудью», чтобы обеспечить организм достаточным количеством кислорода. В этом кроется основное заблуждение: чем глубже мы дышим, тем, как ни странно, меньше кислорода доставляем к тканям и клеткам нашего организма.
При глубоком дыхании, если оно продолжительно, может возникнуть спазм гладкой мускулатуры, которая выстилает легочную ткань, прежде всего бронхи. От избытка кислорода в легких при глубоком дыхании нарушается процесс газообмена в альвеолах, ответственных за выведение углекислоты из легких и поступление кислорода в кровеносное русло. Чтобы снять это состояние, необходимо задержать дыхание после выдоха, а затем произвести очень медленный короткий вдох и после продолжительного выдоха снова задержать дыхание. Так следует повторить несколько раз до снятия приступа. Правильное выполнение всегда дает положительный эффект.
Дышать нужно не глубоко, но и не поверхностно: дыхание должно быть оптимальным, то есть соответствовать сиюминутной двигательной активности. У спящего человека одна манера дышать, у идущего или бегущего – совершенно другая.

Вдох следует делать только через нос, но это не значит, что необходимо с силой прогонять воздух через нос и носовые ходы, дыхание должно быть бесшумным – необходимо ощущать движение воздуха через гортань, а не через носовые ходы. При вдохе воздух должен раздражать нервные окончания в носовых ходах. Если же вдох производится через рот, то нарушается нервная регуляция дыхания.
Итак, при снятии приступа или при выведении мокроты не допускайте глубокого дыхания. При появлении признаков приступа примите удобное положение: сядьте перед любой опорой, на которую обопритесь предплечьями и локтями. При этом необходимо расслабиться: снять напряжение мышц спины, живота, плечевого пояса, ног. Особенно важно хорошо расслабить диафрагму. Расслабление этих мышц значительно облегчает состояние: снимает спазм, нормализует дыхание. А с целью нормализации тонуса гладкой мускулатуры попробуйте выполнить специальные дыхательные упражнения:
=> произносите согласные и гласные звуки с одновременным сдавливанием грудной клетки и брюшной стенки для выведения (отделения) мокроты в различных исходных положениях;
=> выполняйте надавливания и поколачивания грудной клетки с синхронными кашлевыми толчками.

Тренажор Фролова
При дыхании на тренажере Фролова в организме:
• повышается отрицательное давление на вдохе, что способствует разжижению бронхиальной слизи, а следовательно и очищению бронхов и легких от слизи и мокроты;
• повышается давление на выдохе, а это способствует расширению бронхов и улучшает вентиляцию легких. Естественно, возрастет концентрация кислорода во всем организме. Диафрагмальное дыхание позволит обеспечить максимальное включение легочной ткани в дыхательный акт, а также повышает дренаж органов грудной полости, способствуя выведению мокроты и слизи;
• уменьшается спазм бронхов за счет управляемой гиперкапнии и раздражения центров, блокирующих парасимпатическую активность, участвующих в регуляции процессов сокращения и расслабления гладкой мускулатуры бронхов.
Уже через месяц тренировок дыхания на тренажере Фролова происходит адаптация к управляемой гипоксии и гиперкапнии. К этому моменту у вас должна активно выделяться мокрота. Очищение бронхов ведет к нормализации газообмена в легких, что значительно улучшит состояние вашего здоровья.
Как показывает опыт, люди, страдающие от бронхиальной астмы, уже через 1,5–2 месяца ощущают стойкое улучшение здоровья и принимают меньшие дозы спазмолитиков и гормональных препаратов.

Читайте также:  Санатории снг лечение астмы

Лечение бронхиальной астмы отварами и настоями:
• противоастматический чай. При длительном его применении не нужно будет применять ингаляторы и дорогостоящие лекарства. Со временем вас покинет удушье, кашель, «клокотание» в груди и свистящее дыхание. Смешать 25 г багульника болотного и 15 г крапивы малой (двудомной, жгучей), положить в эмалированную кастрюлю и с вечера залить 1 л холодной воды. Пускай трава за ночь намокнет. Утром кастрюлю поставить на огонь, закрыв крышкой. Когда вода закипит, то огонь убавить и дать покипеть еще 5–7 мин. Затем, не открывая крышку, снять кастрюлю с огня и настаивать в течение 30 мин, процедить и в горячем виде сразу выпить натощак один стакан чая. Остальное выпить в четыре приема в течение дня через час после еды. Пить чай следует две недели, ежедневно с вечера заготавливая новую порцию. Затем две недели отдыхать и снова повторить двухнедельный прием. И так до исчезновения всех признаков бронхиальной астмы. Во время приема чая следует больше находиться на свежем воздухе, на солнце, в движении, принимать теплые ванны, есть удобоперевариваемую пищу, исключить алкоголь и пряности. Противоастматический чай можно применять также при простуде, ревматизме, коклюше и бронхите;
• при астме следует пить водный теплый настой цветков красной бузины. Для этого необходимо взять 0,5 ч. л. цветков на стакан кипятка, настоять 10–15 мин. Принимать по полстакана дважды в день медленными глотками;
• натереть 100–150 г хрена и сложить в бутылку. Туда же добавить сок двух лимонов. Получится довольно густой соус. Принимать по 0,5 ч. л. утром и после обеда ежедневно. Запивать не следует! В первые дни лекарство будет вызывать слезоточение, но в последующие дни «плач» по–уменьшиться. И чем меньше слез, тем лучше будет. Хрен должен быть свежим, а соус хранить в холодильнике;
• 100 г репы измельчить на крупной терке, залить 300 мл крутого кипятка и варить в закрытой эмалированной посуде на слабом огне 25–30 мин. Когда остынет, процедить, отжать и пить по 50 мл за 20 мин до еды и перед сном;
• в банку с широким горлышком натолочь 400 г чеснока и выжать сок из 24 лимонов. Все смешать, закрыть банку полотняной тряпкой и поставить на 24 дня в темное место. Принимать один раз в день по 1 ч. л., запивая 0,5 ст. воды;
• отдышку и грудную жабу (астму) можно лечить так: 1 л меда, сок 10 лимонов, 10 головок чеснока среднего размера – все хорошо растереть, смешать и оставить на неделю в закрытой банке. Пить 1 раз в день по 4 ч. л. очень медленно. Лечение не пропускать. Лекарства хватит на
2 месяца. К концу лечения от этой болезни не останется и следа;
=> смешать 3 л сыворотки молочной, 100 г измельченных корней девясила, 100 г меда, поставить в духовку, довести до кипения и томить на малом огне 4 ч, процедить, разлить в стеклянную посуду и принимать по 1 ст. л. 3 раза в день за 20 мин до еды;
• для разжижения тягучей мокроты во время приступа выпить немного кислого вина или принять на кончике ножа соду. Помогает в этом случае принятие 15–20 капель валерианы;
• взять цветки красного клевера и залить кипятком. Настаивать и пить как чай столько, сколько душе угодно. Такой чай можно пить в целях профилактики тем, кто не страдает астмой;
• скорлупу 10 сырых яиц хорошо промыть теплой водой с мылом, подсушить в духовке и растереть в порошок. Выжать сок из 10 лимонов средних размеров, залить им порошок и выдержать в темном месте 10 суток. Процедить и отжать. Принимать по 1 ч. л. за полчаса до еды;
• из 10 яичных желтков и такого же количества сахара (по объему) сделать гоголь-моголь, потом добавить в него бутылку коньяка, хорошо перемешать. Трижды перекрестить и пить, предварительно взболтав, по 1 ст. л. за 30 мин до еды. Исключить из пищи помидоры, томат, чай, кофе, какао, шоколад, говядину, красную рыбу, землянику, красные яблоки, красную капусту, молочные продукты, арбузы, клюкву, малину. После излечения постепенно вводить эти продукты в рацион;
• настой и отвар созревших плодов алычи. Чай с вареньем из нее применяется как для купирования приступов, так и для лечения;
Настой: 1 ст. л. алычи залить 1 ст. кипятка, закрыть, настоять 30 мин, остудить, мякоть плодов растереть. Процедить, отжать. Долить кипятком до первоначального объема. Принимать по 1–2 ст. л. теплого настоя 3– 4 раза в день.
• астму у детей (на начальной стадии) можно лечить так: 3–5 таблеток Аспирина истолочь в порошок, перемешать с небольшим количеством чистого свиного жира, 10 дней прикладывать к груди больного ребенка льняную тряпочку с этой смесью;
• 40 головок семенного лука залить кипятком и подождать, пока они не станут мягкими. Слить воду, тушить лук в 0,5 л оливкового масла. Тушить до готовности, после этого размять до консистенции пюре. Принимать утром натощак и вечером перед сном по 1 ст. л.;
• 400 г репчатого лука пропустить через мясорубку, добавить 1 л воды, 0,5 ст. сахара и 1 ст. л. меда. Варить в закрытой кастрюле 3 ч на слабом огне, помешивая. Остудить и процедить. Хранить в холодном месте. Принимать по 1 ст. л. 3–4 раза в день за 30 мин до еды. Лечение – длительное;
• для предотвращения приступов надо дышать багульником, нарвать пучок и им дышать. На зиму заготовить траву и закрыть в банку, при необходимости дышать над банкой. Очень хорошо делать прогулки по зарослям багульника;
• при бронхиальной астме нужно пить настой из чебреца по 0,5 л в течение дня. Желательно в этот настой добавлять несколько листочков полыни. Курс лечения 10–12 дней, перерыв 10 дней и снова курс повторить.

Чтобы впредь дышалось легче (дыхание по Стрельниковой)
Гимнастика, которая помогает при астме – дыхание по Стрельниковой. Вдох – как укол, мгновенный. Думайте: «Гарью пахнет». И резко и шумно нюхайте воздух. Повторяйте вдохи так, словно вы накачиваете шину. Надо зажать крылья носа, чтобы они «брызнули» воздухом внутрь тела. Чтобы понять эту гимнастику, делайте шаг и с каждым шагом – вдох. Выдох самопроизвольный. Крылья носа соединяются в момент вдоха, и вы не расширяете их.
1. Сделайте 96 шагов-вдохов в прогулочном темпе. Можно – стоя на месте, можно – при ходьбе по комнате. Поднимая правую ногу, чуть-чуть приседайте на левой, поднимая левую – на правой. Получится танец РОК-Н-РОЛЛ. Следите, чтобы движения и вдохи были одновременными. Делайте их столько, сколько сможете сделать легко.
Запомните: необходимо строго следить за одновременностью вдохов и движений. И не мешайте выдоху уходить самопроизвольно, лучше ртом.
2. Движения головы. Поворачивайте голову вправо–влево резко, в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом – вдох носом, короткий, как укол, шумный. Подряд делайте столько вдохов, сколько можете сделать легко. Всего 96 вдохов.
3. «Ушки». Покачивайте головой, правое ухо к правому плечу, левое – к левому. Одновременно с каждым покачиванием вдох. 96 вдохов.
4. «Малый маятник». Кивайте головой вперед-назад, вдох. 96 вдохов. Делайте по 8–16 или 32 вдоха подряд. Пауза между дозами вдохов 2– 3 секунды, а расстояние между выдохами длиннее, чем между вдохами, потому что выдоху вы не помогаете, следовательно, воздух при этом выходит дольше.
5. «Кошка». Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения, чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую, то на левую ногу. Шумно нюхайте воздух справа, слева, все в темпе шагов. Сделайте два раза по 96 вдохов.
6. «Насос». Возьмите в руки свернутую газету как рукоятку насоса и думайте, что накачиваете шину. Вдох – по крайней точке наклона. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами: часто, ритмично и легко. Голову не поднимать.
Делайте это движение больше, чем остальные. 96 вдохов по 3–4 раза. Вдох, как укол, мгновенный. Из всех движений–вдохов это самое результативное. Останавливаются приступы. Во время приступа делать это движение сидя, по 2–4 вдоха подряд. Сядьте удобно на край стула или кровати, укрепитесь ногами в пол, руками в колени и накачивайте шину.
7. «Обними плечи». Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая левую подмышку, а потом наоборот. Не забывайте про темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие вдохи. Руки не уводите далеко от тела, они рядом. Локти не разгибайте. 96 вдохов и больше.
8. «Большой маятник». Это движение слитное: «насос», «обними плечи». Наклон вперед: руки тянутся к земле – вдох, наклон назад, руки обнимают плечи – тоже вдох. Если вы слабы или стары, делайте движения головы «обними плечи» лежа, а «насос» и «кошку» сидя. Почувствуете себя лучше – встаньте и делайте дальше.
Делайте по 2000 вдохов в день, но с перерывами. 9.«Полуприседы»:
а) ноги на ширине плеч;
б) одна нога впереди, другая – сзади. Вес тела – на ноге, стоящей впереди. Нога сзади чуть касается пола, как на старте;
в) вес тела на ноге, стоящей сзади. Нога впереди чуть касается пола, как у балерины.

Во всех положениях повторяйте легкий, чуть заметный присед, как бы пританцовывая на месте, одновременно с каждым присестом повторяйте вдох – короткий и легкий.
Если после тренировки начинается сухой кашель – не пугайтесь. Подышите лишний раз носом и ртом, пойдет мокрота и станет легче. При отеке легких эта гимнастика – единственная надежда на спасение. Делайте за урок 1000 вдохов, но не сразу, а разделив эту порцию пополам, с отдыхом 15–20 минут. Отдышку остановите, делая повороты головы, «насос» и «кошку».
Иногда после второго и третьего урока хроническая пневмония, на фоне которой протекает астма, дает обострение с повышением температуры. При повышенной температуре делайте гимнастику лежа или сидя, сериями по 4–8 вдохов подряд, но как можно чаще. Температура постепенно опускается. При гипертонии или гипотонии давление нормализуется не сразу. Тренируйтесь настойчиво, спокойно. Желательно в одно и тоже время. У гипертоников сначала опускается верхнее давление. Через 4–5 дней опустится нижнее и установится норма. Если она нарушится при волнении, вы легко восстановите ее гимнастикой. При отеке легких эта гимнастика – единственная надежда на спасение. Делайте ее часто (лежа и сидя), столько раз подряд, сколько можете сделать легко. Эффективна она при туберкулезе и диабете. С осторожностью применять ее надо тяжелым сердечникам, начать с 600 вдохов за урок, затем увеличить до 800, 1000 и т. д. После 4–5 уроков делайте 2000 вдохов. Вам должно быть легко. Но если есть затруднения, значит, есть где–то ошибка. Помните: вдох не объемный, а активный, короткий, как укол.
Гимнастика Стрельниковой доступна даже нетренированным людям – после нее не чувствуется перенапряжение. Для занятий дыхательной гимнастикой не требуется никаких особых условий. А эффективность ее высокая. После первого занятия объем легких увеличивается на 40%. Хороша она для тренировки мышечной системы дыхательного аппарата и грудной клетки. Гимнастика Стрельниковой показана и взрослым, и детям.

Метод задержки дыхания
Как только почувствуете приближение приступа, сразу же примите 1 ст. л. отвара синюхи, не вдыхая, зажмите пальцами нос и попытайтесь не кашлянуть (при этом не дышать).
Потом, когда вы отпустите нос, он втянет воздуха столько, сколько легким нужно. После вдоха зажмите пальцем одну ноздрю, а второй сморкнитесь. Также проделайте и со второй ноздрей. Эта процедура нужна для того, чтобы продулись ваши легкие (все это время дышать только носом!). При ее проведении внутри легких образуется вакуум и все мокроты выходят наружу. Поначалу проделывайте 20–30 процедур, а потом, когда начнут выходить мокроты, – около 10. Вместе с мокротами из организма выходят микробы и очищается кровь.
Один из читателей рассказал, что сам лечился по этому методу, иногда принимая Цитрамон и Эфедрин, а также 4 месяца отвар синюхи. Он вылечился полностью. Сейчас ему 90 лет, а здоровье отличное.
Так же методом задержки дыхания лечатся и сердечники.

Полезные советы для астматиков
В России, Финляндии, Карелии, Сибири, где люди любят паровые бани, эта болезнь встречается редко. Но у вас бани нет. Что же делать? Раз и навсегда стать вегетарианцем, исключить из своего рациона пищу, содержащую крахмал, молоко и сахар. Питаться следует главным образом кисломолочными продуктами, в частности, сывороткой. Должны избегать волнений и больших физических нагрузок, напряжения, не курить и не употреблять спиртные напитки. Очень полезны при астме овощные соки.
При приступах астмы можно глотать ячменный кофе, кусочки льда, нюхать нашатырный спирт, к икрам прикладывать горчичники, тело растирать щеткой. Комната всегда должна быть проветренной.
Рецепт от бронхиальной астмы, предложенный одной из наших читательниц: «Когда мне было 30 лет, я болела бронхиальной астмой, и знаю не понаслышке, какая это коварная болезнь. Сейчас мне 63, и у меня все нормально. Вот как я вылечилась. 150 г алоэ 3–5–летнего возраста (до среза не поливать 5 дней) пропустить через мясорубку, 250 г меда (желательно майского сбора), 350 г выдержанного виноградного вина крепостью 16– 18 градусов, можно грузинского ? 8. Все вышеизложенное поместить в стеклянную банку темного цвета. Тщательно перемешать и поставить в темное место на 5 дней. Банка должна быть укутана. После этого лечебная смесь готова. Принимать в следующем порядке: первые 5 дней – по 1 ч. л. 3 раза в день за 2 ч до еды, через 5 дней и все последующие дни – по 1 ст. л. 3 раза в день за 1 ч до еды. Минимальный срок лечения 2–3 недели, желательно 1,5–2 месяца. Эта смесь в той же дозировке лечит туберкулез, язву желудка, а грипп и ангина вылечиваются за 3 дня. Я пила ровно месяц. Выполняла все точно и никогда не пропускала прием. Если вы уезжаете из дому, то утром или вечером можно выпить сразу две дозы. Еще я пила травы для бронхов. Смешивала 3 травы, заваривала и принимала в течение месяца. Затем делала перерыв, а потом заваривала другие 3 травы. Так же смешивала и пила 3 недели. После этого делала перерыв на 3 недели. И так целый год. Я навсегда избавилась от болезни. Конечно, это труд, но он того стоит».

Читайте также:  Как принимать мумие при бронхиальной астме

Астма боится ладана. Ладан в русских храмах употребляли с незапамятных времен. Очень старые церкви прочно пропитались этим запахом. Никакого особого символического значения он не имеет, а вот смоле дерева под названием босвелия издревле приписывали целебные свойства. Им окуривали помещения во время чумы, использовали для лечения ран. Наши предки не знали, как это назвать, но на опыте убедились в лечебных свойствах ладана. Сегодня мы знаем, что в смоле содержатся кислоты, убивающие микробы, помогающие при таких заболеваниях, как астма и ревматизм. Кстати, на богослужениях может использоваться ладан, состоящий из различных смол – можжевельника, сандалового дерева – с добавкой цветов лаванды. Но и эти растения – из числа лечебных.
К ОГЛАВЛЕНИЮ

(c) Дмитрий Зеркалов
На сайте на 65 языках мира представлено мощнейшее оружие современности – информация. Мы работаем, чтобы вы знали больше. Наша миссияукрепление культурных, духовных и экономических связей между народами на основе общего понимания социальными элитами проблем мира, прав человека, устойчивого развития общества и совместной безопасной жизнедеятельности.

источник

Глава 4 О практике исцеления бронхиальной астмы

Тебя ведет по жизни внутреннее обучающее сознание, веселая духовная сущность, которая и есть твое реальное «Я».

Болезнь, недомогание можно расценивать как сигнал о том, что мы переживаем конфликт эмоций и мыслей, угрожающий нашему выживанию. Мы уже поняли, что конфликт внутри нас – результат различных психологических травм, которые нам пришлось пережить в период нашего детского развития, и, чтобы исцелиться, нам необходимо принять и полюбить себя, стать своим собственным родителем.

Однако, чтобы начать процесс исцеления, необходимо понять, действительно ли мы желаем улучшения, потому что это не настолько просто, как кажется. Многие из нас предпочитают выпить таблетку, вместо того чтобы обратить внимание на свое раздражение, пойти на операцию, но не менять своего поведения. Мы должны желать выздоровления, поскольку выяснили, что существуют скрытые причины и выгоды, приносящие нам компенсацию и препятствующие полному излечению. Может быть, мы получаем дополнительные внимание и любовь, когда болеем, а может, мы настолько привыкли к своему недугу, что, лишившись его, ощутим пустоту. Возможно, болезнь стала надежным убежищем от страхов, а мы пытаемся вызвать чувство вины у кого-то за что-то, либо наказать себя или избежать своей собственной вины (Шапиро, 2004).

Чтобы выявить скрытые причины, можно задать себе вопрос: способны ли мы представить себя снова здоровыми, как мы будем тогда себя чувствовать. Сделайте это в спокойном, расслабленном состоянии, будьте с собой предельно честными.

На самом ли деле мы хотим быть здоровыми, свободными, ни на что не жаловаться, чтобы другие любили нас? Можем ли мы представить себя без своей проблемы? Что нам компенсирует наша болезнь? Что бы мы почувствовали, если бы кто-то предложил нам лекарство? У многих из нас воспоминания о болезни ассоциируются со счастьем, потому что она приносила нам так много любви. Готовы ли мы обойтись без этого? Таким образом, главный вопрос – болеть или не болеть – связан с нашей любовью к себе. Кроме того, мы должны искренне верить, что нас любят не потому, что мы «особенные», а просто так.

Изучая модели своего поведения и повторяющиеся события в жизни, мы вскоре начинаем понимать, что ничто не является случайным.

Мы сможем начать исцеление, когда признаем роль, которую сами играем в достижении своего благополучия, определим, что нужно сделать, чтобы освободиться от ограничений, и примем перемены, происходящие в результате этого признания. Другими словами, мы должны осознать и полюбить все аспекты своего бытия.

Для этого в первую очередь простите себя. Обычно мы думаем, что в прощении нуждаются окружающие, так как именно из-за боли, которую они нам причинили, мы так подвержены различным страхам. Однако в глубине души мы осознаем, что ответственность за все, что с нами случилось, лежит на нас, и за всем этим скрыты стыд или вина. Мы можем расценить это как повод для мести, обиды или раздражения, но в результате эти чувства мы будем испытывать именно по отношению к себе. Никто не может сделать нас злыми, обидеть нас: гнев и боль – это наша внутренняя реакция. Тогда мы можем спросить себя, в какой степени наша болезнь является самонаказанием. Готовы ли мы расстаться с желанием отомстить, полностью простить себя, простить других, любить себя такими, какие мы есть, несмотря ни на что?

Установив связь с внутренними мотивами и взяв на себя полную ответственность за них, мы сможем достигнуть нового уровня внутреннего исцеления. Чтобы обрести в себе целителя, необходимо успокоиться и найти такое внутреннее пространство, где бы мы были в мире с собой, чтобы увидеть те моменты, неосознанные проблемы, которые мы отрицаем и которые начинают воздействовать на нас физически. Когда мы болеем, у нас больше времени для общения с собой, мы можем понять, что происходит, что необходимо сделать, чтобы выздороветь.

Процесс исцеления направлен в первую очередь на повышение жизненных возможностей. Это своеобразная кислородная подпитка, обеспечивающая глубокое, свободное дыхание.

4.1. Зачем вам болезнь и что вы можете сделать

В первой главе книги мы уже ознакомились с основными психологическими причинами возникновения психосоматических заболеваний.

Кроме того, существует пять основных целей, которые могут быть достигнуты при помощи болезни. Любая болезнь:

? дает возможность уйти от неприятной ситуации или от решения сложной проблемы;

? предоставляет возможность получить заботу, любовь, внимание окружающих;

? «дарит» условия для того, чтобы переориентировать необходимую для разрешения проблемы психическую энергию на пересмотр своего понимания ситуации;

? предоставляет стимул для переоценки себя как личности или изменения привычных стереотипов поведения;

? «устраняет» необходимость соответствовать тем высочайшим требованиям, которые предъявляют к вам окружающие и вы сами.

Для того чтобы разобраться в проблеме вторичных выгод применительно к болезни, необходимо решить две основные задачи:

? определить потребности, которые удовлетворены благодаря болезни;

? найти пути удовлетворения этих потребностей иным образом.

В первом разделе данной главы мы предлагаем проделать упражнения, которые направлены на:

? определение психологических причин болезни;

? оценку преимуществ болезни.

Во втором разделе главы мы расскажем о техниках психотелесной диагностики, дающих возможность научиться слушать собственное тело и понимать его послания, а в третьем – о техниках нейролингвистического программирования (НЛП), позволяющих непосредственно заняться процессом собственного исцеления.

Приведенные ниже техники взяты из книги Малкиной-Пых И.Г. «Психосоматика», М., Эксмо, 2003.

Техника «Список того, что я терплю»

Подумайте о болезни, в данном случае о бронхиальной астме. Возьмите лист бумаги и ручку. Напишите список всего, что вам приходится терпеть в жизни: дождь (или солнце), прохладное (или жаркое) помещение, неподходящий цвет носков, маленький (или высокий) рост партнера по браку, отсутствие денег, плохое место службы («плохое» необходимо пояснить: удаленное от дома, напряженный рабочий день, вредный начальник), собственная лень, муж-алкоголик, проблемы в правительстве, пожары в Африке и Сибири, перхоть в волосах и т. д. Ограничений нет. На составление списка вам дается 5, реже 10 минут.

Далее, возьмите другой лист бумаги и разделите все написанное на 2 группы, которые могут быть равными или неравными и имеют заголовки:

1. Это я терплю и буду терпеть, потому что…

2. Это я терплю и не хочу терпеть, потому что…

Рекомендуется при написании проговаривать про себя или вслух каждую фразу и завершать ее.

После завершения этого раздела продолжите работу со списком того, что вы терпеть не хотите:

2.1. Это я терплю, не хочу терпеть и знаю, как изменить.

2.2. Это я терплю, не хочу терпеть и не знаю, что делать.

Затем возьмите второй список и попробуйте ответить на вопросы:

«Каким образом ваша астма помогает вам терпеть то, что вы не хотите терпеть и не знаете как изменить?»

«Почему вы выбрали в качестве помощи именно это заболевание – от кого вы этому научились?»

Техника «Выявление главных преимуществ болезни»

Несмотря на очевидный факт существования целого букета причин заболевания, среди них всегда присутствует некое Главное Преимущество, метатриггером запускающее и болезнь, и Преимущества-Следствия. Главное Преимущество выступает своеобразным ядром вторичных выгод болезни, и зачастую переопределение одного только его приводит к исчезновению связанных с ним Преимуществ-Следствий.

Попробуйте определить свое собственное Главное Преимущество, чтобы проработать в первую очередь. Только учите, что вам нужно определять не одно, а два Главных Преимущества:

Дело в том, что сплошь и рядом случается так, что болезнь возникает в силу какой-то одной вторичной выгоды (например, уход от ответственности). Но, возникнув и укоренившись, она сохраняется уже ради какого-то другого преимущества (например, удерживание внимания близких). Так что попробуйте разобраться и с тем, и с другим.

Оцените вероятности преимуществ возникновения и сохранения болезни по десятибалльным шкалам, от 1 – «маловероятно» до 10 – «весьма вероятно».

Скорее всего это будут Главные Преимущества, которые ваше бессознательное назовет вероятными причинами возникновения и сохранения заболевания, с коими вам надлежит разобраться в первую очередь.

Техника «История вашей болезни»

Для того чтобы работа по выяснению причин преимуществ вашей бронхиальной астмы оказалась успешной, рекомендую предварительно вспомнить особенности того жизненного периода, который вы переживали непосредственно перед возникновением заболевания. Скорее всего он был весьма трудным, и для того чтобы преодолеть эти трудности, вам не хватало либо собственных сил и времени, либо помощи окружающих, либо еще чего-нибудь важного. Теперь представьте, что болезнь оказалась для вас благом, позволившим вам «на законных основаниях» преодолеть неприятную ситуацию. Так в чем же заключались преимущества, которые давала вам ваша болезнь?

Вспомните 3–6 случаев, когда у вас:

? возникали периодически повторяющиеся «острые» приступы астмы,

? происходило обострение хронического заболевания.

Теперь, начиная с самого первого случая, приступайте к заполнению следующей таблицы. Ответы должны быть достаточно пространными.

Данная техника предоставляет две возможности.

Во-первых, определить циклы и петли вашей жизни. Жизнь любого человека состоит из определенных, периодически повторяющихся циклов: мы решаем определенные проблемы, обучаясь неким новым жизненным навыкам. Но если проблемы внутри цикла не разрешаются и мы не обучаемся тому, чему должны были обучится, возникает петля (одни и те же проблемы, вновь возникшие в вашей жизни), которая тормозит ваше развитие. В подавляющем большинстве случаев болезнь – это следствие подобной петли, незавершенного цикла, неосвоенных навыков.

Во-вторых, пункты 3 и 4 вышеприведенной таблицы предназначены для того, чтобы понять, чему вы научились, чему должны были научиться, в чем заключается ценность приобретенного (а, возможно, до сих пор не освоенного) вами опыта.

Техника «Определение смыслов и выгод болезни»

Попробуйте самостоятельно и максимально честно ответить на вопросы, «разворачивающие» психические аспекты вашего заболевания.

? Что означает для вас избавиться от астмы?

? Какие выгоды и компенсации вы получаете от болезни?

? Каким образом астма помогает вам обрести силу и уверенность?

? Как астма помогает вам чувствовать себя в безопасности?

? Помогает ли астма вам избежать негатива?

? Каким образом астма предоставляет вам возможность получать больше внимания и любви?

? Какие чувства помогает вам выразить астма?

? Каким вы были до того, как появилась астма?

? Что происходило в вашей жизни, когда появилась астма?

? Что изменилось после того, как появилось заболевание?

? Что произойдет, когда не будет астмы?

? Какой будет ваша жизнь через год (через 5, 10, 20 лет) после выздоровления?

? Кто еще из ваших близких и знакомых болел или болеет астмой?

Техника «Вопросник к бронхиальной астме»

Данная техника предлагает вам список вопросов, «разворачивающих» психологические аспекты вашего заболевания в плоскости «смысл и потребности».

1. Можете ли вы в гневе «выпустить пар» или «кому-нибудь что-нибудь насвистеть»? Можете ли вы вспомнить какие-либо пословицы и поговорки, касающиеся вашего заболевания? Что это за пословицы?

2. Кто и когда сообщил вам о вашем заболевании?

3. Регулярно ли вы принимаете предписанные вам лекарства? Знаете ли вы, как они действуют, какие возможны побочные эффекты?

4. Сдерживаете ли вы себя, потому что для вас важно, «что подумают люди»?

5. Можете ли вы сказать о своей работе, что она вас ограничивает, подавляет, перегружает?

6. Какие особенности поведения коллег и шефа действуют вам на нервы? Как вы реагируете? Можете ли вы открыто говорить об этом или «задерживаете дыхание»?

7. Характеризуются ли ваши отношения с окружающими «плохой атмосферой», «спертым» воздухом, что «затрудняет ваше дыхание»? Являются ли определенные люди «отдушиной» для вас?

8. Можете ли вы вывести кого-либо «на чистую воду»?

9. Можете ли вы вспомнить желания, детские мечты, которые вы никогда не могли воплотить в жизнь? Что препятствует их реализации? Что бы вы стали делать и как бы стали жить, если бы излечились от заболевания?

10. Что для вас является смыслом жизни (стимул, цель, мотивация, жизненный план, смысл болезни и смерти, жизнь после смерти)?

11. Можете ли вы воспринимать свое страдание как шанс познать неведомые до сих пор сферы?

Итак, вы прошли тестирование, направленное на начальный этап исцеления – выяснили и осознали преимущества и вторичные выгоды вашего заболевания. Теперь можете переходить к следующему этапу – налаживанию отношений с собственным телом и психотелесной диагностике.

4.2. Психотелесная диагностика

Когда наше тело подает сигналы о начинающемся заболевании, мы пытаемся подавить их таблетками, не стараясь выявить причину возникновения «неполадки». Почему сознание игнорирует позывные тела?

Ведь это не только инструмент, дающий нам возможность прожить жизнь. Наше тело способно влиять на события нашей жизни, и порой довольно активно! А чтобы изменения шли в нужную сторону, надо знать законы, опираясь на которые действует тело (Грачева, 2001).

? Как научиться понимать свое тело?

? Как вступить с ним в диалог?

? Как откорректировать свой жизненный сценарий?

? Как эффективно решать проблемы и справляться с болезнями?

? Как учесть свою индивидуальность в диете, физических упражнениях, достижении жизненных целей?

? По каким правилам и законам строить отношения со своим телом, чтобы быть здоровым и счастливым?

Учитывая то, что сообщает нам наше тело, складывая в единое целое, мы можем восстановить связь с потребностями, конфликтами, чувствами и неудачами внутри нас – всем, что явно не выражено и даже отрицается, а потому проявляется через тело. И это уже само по себе лечение, прекрасная возможность для перемен: тело само обеспечивает нас всеми необходимыми средствами для того, чтобы мы могли глубже познать себя (Шапиро, 2004).

В нашем теле заложена информация обо всем, что с нами происходило, о каждом событии и сопровождающих его мыслях и чувствах. Так что прошлое никуда не девается – оно остается в нас.

Причины, приведшие к болезни, как нам известно, связаны с какой-то душевной болью и неприятием своих истинных мыслей и чувств. Когда мы испытываем какую-то боль – это неприятно, это приносит страдание, и душа начинает защищаться. На подсознательном уровне мы приказываем себе не чувствовать боль, но душа и тело взаимосвязаны, и потому мозг дает команду «умертвить» соответствующий участок тела. В итоге возникает очаг напряжения, следствие – застойные явления, нарушение кровообращения, питания тканей и других жизненных процессов. Начинается болезнь.

Читайте также:  Методики дыхания при бронхиальной астме

Сконцентрировавшись на больном органе или части тела, можно интуитивно выйти на информацию о причинах такого «омертвения».

Наше собственное тело может быть незаменимым помощником в решении психологических проблем, безошибочным проводником по лабиринтам нашего бессознательного.

Ниже вам предлагается несколько практических шагов для того, чтобы вы смогли наладить отношения с собственным телом (Кнастер, 2002; Кожина, 2001; Малкина-Пых, 2005).

Техника «Диалог со своим телом»

Как насчет хорошего разговора со своим телом? Спрашивали ли вы его когда-нибудь, что оно думает о том, как вы о нем заботитесь? Чтобы вступить в подобный диалог, сначала представим себе желаемый образ своего тела. Вам предстоит работа с внутренними убеждениями.

Отведите на это около двадцати минут. Найдите такое место, где вас не потревожат. Сядьте в удобное кресло, включите мягкую расслабляющую музыку. А затем ответьте себе на следующие вопросы:

? Насколько вы осознаете возможности своего тела?

? В хорошем ли оно состоянии?

? Нравится ли вам пища, которую вы едите?

? Достаточно ли вы отдыхаете?

? Чувствуете ли вы, что любите свое тело, заботитесь о нем, отдаете ему должное?

? Какие образы приходят вам на ум, когда вы думаете о своем теле?

? Перечислите подробно, что вы делали прежде для того, чтобы привести ваше тело в желаемую форму.

? Как тогда относилось к этому ваше тело: сердце, желудочно-кишечный тракт, голова? Каково было общее самочувствие?

? Оцените с теперешней позиции, насколько вышеперечисленные методы нужны и полезны вашему телу.

? Теперь скажите своему телу все, что вы думаете о нем.

? Как вы думаете, что ваше тело могло бы вам сказать?

Техника «Дневник мудрости вашего тела»

Наступило время начать работу над дневником мудрости вашего тела, даже если вы никогда не вели дневников. Это несложно: возьмите красивую тетрадь, альбом или сядьте за клавиатуру компьютера. Не имеет значения, как вы будете делать это, важен сам процесс.

Ведение дневника поможет вам оценить результаты занятий практиками исцеления, особенно если вы будете делать записи каждые шесть месяцев. Ваше возвращение к самому себе будет подобно встрече со старым другом.

Вот несколько вопросов, с которых стоит начать.

1. Физические ощущения и энергетический уровень.

Когда я чувствовал наибольший комфорт и удовлетворенность в своем теле? Где? С кем? В каких случаях мое тело становится источником удовольствия и радости? Когда я чувствовал неловкость в теле? Где? С кем?

Как я чувствую себя сейчас? Расслаблен ли я, чувствую ли легкость и непринужденность? Беспокойство? Чувствую, будто все мое тело повреждено? Где я чувствую боль или напряжение? Это ощущение сопровождает меня постоянно? Как долго это продолжается? Может быть, оно перемещается из одной точки в другую по всему телу? Я ничего не чувствую? Мне жарко или холодно? Я вялый или активный в последнее время? Я утомлен или полон энергии? Я сплю полноценно или просыпаюсь усталым? Хочется ли мне вздремнуть прямо сейчас? Насколько свободно или затруднено мое дыхание?

Нравится ли мне то, как я выгляжу? Что мне не нравится в себе? Спокойно ли я отношусь к взлетам и падениям в своей жизни? Я угнетен, агрессивен, беспокоен, тревожен или любопытен и счастлив? Часто ли у меня меняется настроение? Могу ли я без усилий заплакать или закричать? А может, мне трудно это сделать? У меня нервный смех? Как часто я улыбаюсь? Как я чувствую себя в окружении других людей дома, на работе, в школе?

О чем я мечтаю? Мои мечты изменяются со временем или остаются прежними? Я чего-то достиг? Касаются ли мои мечты изменения тела?

Я ем спокойно, тщательно пережевывая пищу, или хватаю что-нибудь на ходу? Может быть, я набиваю свой желудок, когда злюсь, утомлен или чувствую себя несчастным? Я полагаюсь на кофе и конфеты, когда мне нужно взбодриться? Что значит для меня алкоголь, как он действует на меня? Какие таблетки я принимаю? Каких изменений в своих привычках я хочу добиться?

Техника «Уважение и любовь к своему телу»

Данная техника поможет вам научиться уважать и любить свое неповторимое тело.

1. Разделите лист бумаги пополам или сложите его в длину, чтобы получилось две колонки. В одной колонке перечислите двадцать особенностей, которые вы цените в своем теле (длинная шея, сильные плечи, густые волосы, хорошая система пищеварения, широкий таз, сильные руки, большая грудь, хорошее зрение, прекрасная координация, изящные пальцы и т. д.). Если не получится вспомнить двадцать пунктов, напишите десять, в крайнем случае – пять или хотя бы два, но не меньше. Сделав это, в другую колонку внесите только что-то одно, что вы не любите в своем теле. Взгляните на ваш список. И позвольте себе больше ценить тело, чем осуждать.

2. Если вам трудно составить список, выскажите позитивное мнение о своем теле, даже если это покажется странным, например, «я люблю свой живот». Затем записывайте каждое противоположное ему критическое утверждение, пока не истощите все негативные мысли. Сделав это, повторите позитивное мнение и попытайтесь добавить к нему еще одно.

3. Сидя или лежа, закройте глаза и внимательно пройдитесь мыслями по телу сверху вниз и снизу вверх. Возможно, вы что-то пропустили, отвергли, не включили, не чувствуете, не подозреваете о том, что именно вы отвергли? Есть ли что-нибудь, что вы не любите и называете отвратительным или неприятным? Обратите внимание именно на эту часть вашего тела. В чем ее особенности (цвет, звук, вид, температура, строение, плотность, напряжение)?

4. Теперь с каждым вдохом наполняйте сердце энергией из любого священного источника, в который верите; на каждом выдохе направляйте любовь из сердца в отвергнутую или нечувствительную область. Дышите, пока не заметите изменений. Чувствуете ли вы, что смягчились? Испытываете ли вы сострадание к себе? Изменились ли цвет, качество, образ или ощущения отвергнутой области?

Техника «Где вы ощущаете гнев, страх, горе, любовь?»

Как вы узнаете, что вам хорошо, больно, скучно или страшно, доверяете вы или не доверяете кому-либо, счастливы вы или печальны? Вспомните, когда вы последний раз плакали от смеха и последний раз горько рыдали. В обеих ситуациях слезы текли из глаз, но разве вы не знали, что это разные слезы? Откуда вы знали это – из размышлений или из ощущений в теле?

В следующий раз, когда вы будете сердиться, расстраиваться, огорчаться, бояться или чувствовать покой, спросите себя: какой частью тела я испытываю это чувство? Какие характерные ощущения у этого чувства?

Техника «Общение с внутренним целителем»

Представьте себе, что существует на свете идеальный целитель – все знающий, понимающий истинные причины ваших болезней, готовый помочь вам и дать любую подсказку по первому вашему зову, которому вы доверяете, как самому себе. Можете в своем воображении нарисовать облик этого целителя, главное, чтобы он был вам приятен. Спросите его, почему вы болеете. Теперь представьте себе, как он на вас смотрит: добрые у него глаза или строгие, сочувствует он вам или приказывает срочно взять себя в руки и изменить свою жизнь? В любом случае вы должны быть уверены, что общаетесь с любящим вас существом, прислушивайтесь к его ответам. Если вы не получите сразу же исчерпывающего ответа, то, несомненно, все равно узнаете много нового о себе и своей болезни.

Итак, наше тело – это кладезь вполне доступной информации, и если вы настроитесь на одну волну с ним, то оно само подскажет вам, когда нуждается в отдыхе, когда в любви и признательности. Это верный и преданный друг, если вы будете поддерживать эту дружбу, прислушаетесь к мудрости вашего тела.

Теперь, научившись слушать и любить свое неповторимое тело, перейдем к базовым техникам исцеления, разработанным в нейролингвистическом программировании.

4.3. Нейролингвистическое программирование (НЛП)

Нейролингвистическое программирование (НЛП) как направление практической психологии возникло в середине 70-х годов. В НЛП три основных элемента. Часть «нейро» имеет отношение к тому, как нервная система поддерживает связь между нашим разумом и телом (неврология). «Лингвистическое» относится к языку: мы воздействуем друг на друга и на самих себя с помощью языка. «Программирование» указывает на те повторяющиеся последовательности наших мыслей и действий, с помощью которых мы достигаем своих целей и получаем те последствия, к которым приводит наше поведение. НЛП имеет чисто практическую направленность: вы можете использовать его для достижения своих собственных целей. И одна из них – быть здоровым (Мак-Дермотт, О’Коннор, 1998).

НЛП занимается исследованием структуры субъективного опыта, который включает в себя то, что в различных контекстах называется «мышлением», «сознанием», «разумом» и в более широком значении относится к деятельности нашей нервной системы во всем ее объеме (Гриндер, Бэндлер, 1996).

С помощью органов чувств мы воспринимаем внешний мир, представляющий собой бесконечное разнообразие всевозможных сенсорных явлений, с его исследованиями и преобразованиями. Мы способны воспринимать лишь очень малую часть этого разнообразия, отфильтровывая информацию через наш уникальный опыт, культуру, язык, убеждения, интересы и предположения.

Здоровье и болезнь с точки зрения НЛП являются субъективными переживаниями. Мы сами определяем уровень своего здоровья, оценивая, главным образом, свои ощущения.

? Что значит для вас быть здоровым?

? Как бы вы объяснили выражение «быть здоровым»?

? Как вы узнаете, что здоровы?

Это главные вопросы о личном определении здоровья, которые намеренно заданы в форме «быть здоровым» вместо «здоровья».

НЛП построено на двух базовых предположениях (Дилтс, 1998):

1. Карта не есть территория. Человеческие существа никогда не смогут постичь всей полноты действительности. То, что мы познаем, – лишь наше восприятие этой действительности, а создав представление об окружающем мире, реагируем на него через органы чувств. И не сама действительность сдерживает нас или побуждает двигаться вперед, а наши нейролингвистические карты определяют наши поступки и придают им смысл, являя собой отражение этой действительности.

2. Жизнь и сознание являются системными процессами. Подобные системы основываются на определенных принципах «самоорганизации» и, естественно, стараются прийти в состояние оптимального равновесия, или гомеостаза.

Все модели и техники НЛП основываются на сочетании этих двух базовых предположений. Между миром и нашим восприятием этого мира существует неустранимое различие. Мудрость не проистекает из обладания одной «правильной» или «точной» «картой» мира, ибо ее создание превосходит человеческие возможности. Задачей, скорее, является создание наиболее подробной и точной «карты», которая воздала бы должное системной природе нас самих и мира, в котором мы обитаем.

Кроме того, что между миром и любой конкретной моделью или представлением о мире неизбежно имеется различие, модели мира, создаваемые каждым из нас, также отличаются одна от другой. Показать это можно множеством способов. В НЛП выделяется три категории ограничений: нейрофизиологические, социальные и индивидуальные.

Рассмотрим системы рецепторов человека: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Зрительная система способна улавливать волны, располагающиеся в интервале от 380 до 680 миллимикрон. Волны, отклоняющиеся от этих величин в большую или меньшую сторону, человеческим глазом не воспринимаются. В данном случае мы в соответствии с генетически детерминированными нейрофизиологическими ограничениями воспринимаем лишь часть непрерывного физического явления. Подобные различия между миром и нашим восприятием мира можно продемонстрировать и на примере других чувств. Таким образом, одно из неизбежных отличий нашей модели мира от самого мира объясняется тем, что наша нервная система постоянно искажает или опускает целые части действительного мира. В итоге круг возможного человеческого опыта сужается, и возникают различия между тем, что происходит в мире на самом деле, и тем, что представляет собой наш опыт познания мира. Так что наша нервная система, которая изначально детерминирована генетическими факторами, представляет собой первый комплекс фильтров, обусловливающих отличие мира – территории от нашего представления о мире – его карты.

Второе отличие возникает благодаря множеству социальных ограничений, или фильтров, которые мы называем социально-генетическими факторами. Под социальной генетикой рассматриваются всевозможные фильтры или категории, действию которых мы подвержены в качестве членов той или иной социальной системы: язык, общепринятые способы восприятия и разнообразные функции, относительно которых в данном обществе существует относительное согласие. Наиболее общепринятым социально-генетическим фильтром является, очевидно, наша языковая система. В рамках конкретной языковой системы наш богатый опыт мировосприятия связан отчасти с количеством различий в какой-либо области явлений, значимых для нашего социума (например, количество слов, обозначающих понятие «снег», в эскимосском и английском языках). Категории опыта, применяемые нами и другими членами социальной ситуации, в которой мы живем, представляют собой отличие наших моделей мира от самого мира.

Третье отличие нашего опыта мировосприятия от самого мира создается множеством фильтров, которые мы называем индивидуальными ограничениями. Под индивидуальными ограничениями мы понимаем все ограничения, которые создаем, опираясь на собственный уникальный жизненный опыт. Каждый человек располагает неким репертуаром переживаний и неповторимым опытом личного развития и роста. Эти факторы составляют его личностную историю и уникальны так же, как отпечатки пальцев. Людей, чьи жизненные истории были бы идентичны, не существует. Модели или карты, создаваемые нами по ходу жизни, основаны на нашем индивидуальном опыте, и как некоторые аспекты нашего опыта уникальны для каждого из нас, так и некоторые части нашей модели мира также будут принадлежать только нам. Эти, специфические для каждого из нас, способы представления о мире образуют комплекс интересов, привычек, симпатий и антипатий, правил поведения, отличающих нас от других людей. Это неизбежно ведет к выводу: у каждого из нас модель опыта несколько отличается от модели мира любого другого человека.

Все сказанное выше имеет самое непосредственное отношение к теме нашей книги, то есть к здоровью и исцелению, поскольку они также являются частью нашей собственной уникальной модели или карты мира.

Центральной идеей НЛП является то, что обычно называют «моделированием», – исследование тех мыслительных и поведенческих процессов, которые позволяют нам делать то, что мы делаем. Чтобы подобные навыки были доступны для людей, НЛП строит модели мастерства во всех областях человеческой деятельности: здоровье, спорт, общение, обучение, бизнес и управление. Оно создает модели реальных людей и, не рисуя абстрактных идеалов, описывает лишь вещи, которые, возможно, уже сделаны. Предмет его поисков – мастерство.

С помощью упражнений и техник, приведенных в данном разделе книги, вы научитесь строить модели своего собственного состояния совершенства и исцеления.

НЛП опирается на четыре простых принципа, которые в нашем случае представляют четыре принципа здоровья (Мак-Дермотт, О’Коннор, 1998).

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *