Меню Рубрики

Ребенок с астмой плохо учится

Бронхиальной астме подвержены, к сожалению, не только взрослые, но и дети — причём разного возраста. Болеют многие тяжело, потому что часто вовремя не ставится правильный диагноз и не начинается лечение… Бывает, виноваты не врачи, а родители — не обращаются за помощью или не следуют рекомендациям.

Каковы первые признаки бронхиальной астмы у детей? . Ко мне как-то обратилась мама с годовалым ребёнком,— так начал разговор со мной врач-аллерголог. Семья неблагополучная, мальчик — третий по счёту. Педиатр часто предупреждал неразумную женщину: частый кашель и приступы удушья у малыша говорят о начавшемся заболевании.

Но мама противоречила: «Подумаешь, кашель! Температуры же нет. Дадим сока редьки с сахаром — и всё пройдёт». Но ребёнок часто болел ни с того ни с сего — «просто так». А к тому же в доме не переводились собаки и кошки. Возможно, была аллергия на животных. Ко мне женщина согласилась пойти, когда приступы у сына стали чаще и малыш надолго попадал в стационар. На обследовании была выявлена бронхиальная астма…

— А у шестилетней Ани приступов удушья пока не было — астма лёгкой степени,— рассказал мне следующую историю врач.— Почему возникла болезнь? Возможно, был виноват поздний токсикоз — беременность мама носила тяжело. И до года девочка наблюдалась у меня с постоянным дерматитом из-за пищевой аллергии. Потом ребёнок ничем не болел, но родители знали: проблемы с кожей у ребёнка первого года жизни предупреждают о возможном развитии астмы! За диетой дочери следили, но некоторые поблажки сыграли свою злую роль: на шестом году жизни у девочки две пневмонии подряд, следом — бронхиты. Постоянная усталость, вялость, снова высыпания на коже. Диагноз неутешительный — астма.

У ребёнка постарше болезнь можно определить по тому же кашлю без температуры и одышки при физической нагрузке. На школьников могут жаловаться физкультурники: «На перемене бегает, а на уроке отказывается — плохо, мол, станет!» А ведь ребёнок ограждает себя от мучительного удушья после длинных дистанций. Вот как раз учитель и может раньше родителей диагностировать бронхиальную астму у ребенка. Соседка-учительница как-то пожаловалась: «С моих уроков одна девочка постоянно отпрашивается. Говорит, голова болит и сердце с перебоями стучит. Сначала отпускала Марину, а потом на контрольную всё же оставила. Так девочка через десять минут в кашле зашлась. Аллергия на меня, что ли?» В этом случае причиной оказалась реакция на запах духов учительницы.

Так что реакция может быть на всё что угодно. На ржаную муку, а значит, на чёрный хлеб, на рыбу, на школьный мел… Раздражитель этот надо постараться исключить. Но не забывать: со временем круг аллергенов расширяется.

А вообще астму можно контролировать. Определить продукт-аллерген поможет пищевой дневник. Каждый день подробно записывайте, что съел ваш ребёнок: вид каши, на воде или молоке приготовлена, с сахаром или нет; если колбаса, рыба, мясо, то какие; если сырок или мороженое — указывайте наполнитель. И обязательно отмечайте реакцию ребёнка.

Как ни жалко, но животных всех придётся убрать. Птиц, черепах, морских свинок — всех без исключения. Рыбок тоже — аллергичен их корм. К сожалению, аллергены животного в доме ещё несколько лет сохранятся. Заметили аллергию на пыльцу трав и деревьев? Надо знать периоды цветения растений. Если есть возможность — на это время выезжать. Нет — начать заранее принимать лекарства. А в наиболее «опасное» время меньше выходить на улицу и особенно беречься в ветреный день. Вышли всё-таки из дома — по возвращении всю одежду оставьте в коридоре и примите душ.

Специальными приборами — пикфлоуметрами (они продаются в аптеках) можно измерять пиковую скорость выдоха, норма её устанавливается по росту и состоянию ребёнка. А методика измерения проста: до приёма ингалятора три раза выдохнуть в прибор и средний показатель внести в таблицу (таблица 2). Через несколько дней можно будет строить графики — контролировать состояние и вовремя заметить наступление обострения. Чем меньше просвет бронхов, тем меньше и скорость прохождения по ним воздуха.

Если показатели в зелёной зоне (100—80 % от нормы), значит, состояние удовлетворительное. График скатился в жёлтую (80—60 %) — предупреждает об ухудшении состояния, в красную (меньше 60 %) — сигналит об обострении заболевания. Если больные график ведут, то к врачу почти не обращаются. График свалился в жёлтую зону — удваивают дозу ингаляции, выходят в зелёную — на удвоенной дозе столько же дней идут, сколько были в жёлтой зоне.

Разница между утренним показателем пиковой скорости выдоха (ПСВ) и вечерним должна составлять не больше 20 %. Высчитывается она по формуле: (вечерняя ПСВ — утренняя ПСВ) х 100 % / 0,5 (вечерняя ПСВ + утренняя ПСВ). Например, утром выдохнули на 350, вечером — 380. (380 — 350) х 100 % / 0,5(380 + 350) = 8,2 %. Значит, в пределах допустимого.

Астма — это воспаление бронхов, и снимается оно только ингаляторами. Они хороши тем, что действуют местно и не вызывают привыкания. Есть баллончики для постоянного лечения, так называемой базисной терапии, и для скорой помощи.

И те и другие у астматика всегда должны быть под рукой. Переволнуется ребёнок, расстроится из-за низкой оценки или запах неприятный почувствует — приступ удушья снимет ингалятор скорой помощи.

Какова терапия бронхиальной астмы детей? Нельзя забывать про физическую нагрузку. Она многих выручает. Не все виды спорта, конечно, подходят таким больным. Бег, например, противопоказан. А вот бассейн даже рекомендуется. 14-летняя Марина рассказывала: на дачу на велосипеде 17 километров туда и обратно ездит легко, а бегать на физкультуре не может. С пяти лет занималась она танцами. Тяжеловато приходилось, но болела меньше.

Год назад перестала ходить в студию — и опять частые простуды, тяжелейшие обострения… Так что полностью исключать занятия спортом нельзя. Надо только подобрать подходящий вид. Дети с лёгкой степенью астмы частенько не отстают в физическом развитии от сверстников и получают по физкультуре пятёрки.

Обязательна для всех и дыхательная гимнастика. Шарики можно надувать или дуть на бумажные фигурки, подвешенные на нитке к потолку. Интересно ребятишкам пускать пузыри. Наливают в стакан воды, вздохнут поглубже и выдыхают через трубку — надо как можно больше на одном вздохе продержаться. Очень важно астматикам научиться дышать животом и стараться полностью выдыхать воздух. Возьмите зеркало, зажмите ребёнку одну ноздрю, и пусть он выдохнет другой. Если пятно маленькое — выдох недостаточный. Большое — хороший. Или сантиметровой лентой измерьте грудную клетку (под сосками) на вдохе и выдохе. Если разница меньше 4—6 см — значит, дышит неполной грудью.

И самое главное — самоконтроль! Не курить, исключить контакты с животными. Часто поражает безалаберность больных. Наблюдаю я за одним мальчиком с астмой средней степени. Дыхание Миши в покое слышно рядом стоящему, и даже при небольшом физическом напряжении ему становится плохо. Но, несмотря на мои запреты, мальчик занимается конным спортом. А ведь перхоть лошадиная — сильнейший аллерген! Не прислушивается ребёнок к словам. Поэтому и обострения у него частые, и курсы лечения длительные…

Где отдыхать ребёнку после учебного года? Ехать ли северянину на юг? На эти вопросы однозначного ответа нет. У Марины, например, заболевание проявилось именно на юге. Почти сразу, как сошла с поезда, заметила: открытые участки кожи покрылись сыпью. Испугалась, что чесотку в поезде подхватила. Но оказалось: аллергия на солнце. С тех пор как лето, так зуд и сыпь на лице, шее, открытых руках и ногах. С того времени астму ей и поставили. Теперь на лето уезжает в деревню — на юг Архангельской области. Говорит, дышится там легче.

Но кто-то поспорит со мной: привезут ребёнка с дерматитом на юг — и на второй день отлетит вся короста. Да, и они правы. Климат подбирается индивидуально и для здорового человека! Часто даже городская экология влияет на течение болезни. Таню, например, на полгода вывозят к бабушке в Холмогоры, что в той же Архангельской области. Лес недалеко, речка около дома. Девочка купается, водой обливается, босиком ходит. И ест всё, что в городе аллергию вызывает: молоко коровье, козье, йогурты, пироги. Но как домой возвращается, вымоется после дороги — на третий день сыпью покрывается. Так на водопроводную воду реагирует ребёнок.

Отправить учиться со всеми или оставить на индивидуальном обучении? Этот довольно серьёзный вопрос часто стоит перед родителями больного ребёнка. Но многие дети-астматики неплохо учатся даже в школах с углублённым изучением какого-либо предмета. Если занятий пропускает немного, успевает в учёбе — почему бы не быть вместе со сверстниками?

Астма — психосоматическое заболевание, и его течение часто зависит от отношения к больному окружающих. Наблюдаю одну девочку: она не чувствует себя ущербной. «Многие болеют, — говорит. — Вот у Вити больные почки». Света не видит разницы между ОРЗ и своим заболеванием. Девочке просто повезло: одноклассники не считают её инвалидом, не смеются над ингалятором. Да она уже и приспособилась: ингаляции делает на переменке в медицинском кабинете.

Велика тут роль классного руководителя: настроил детей, что одноклассница ничем не отличается от них, но беречь её надо. Быть милосердным не только не стыдно — достойно. Некоторые учителя больным детям сочувствуют и, бывает, завышают оценки. Зачем? Случается, ребёнок-астматик не может запомнить материал. Но не из-за того, что ленится — сказываются особенности заболевания: мозг страдает из-за нехватки кислорода.

Бояться заболевания не надо. Очень многие астматики живут нормальной жизнью, среди них немало и известных всему миру спортсменов. Но больной ребёнок требует особого ухода и контроля. И при правильном лечении он ничем не будет отличаться от сверстников.

источник

Бронхиальная астма — это воспалительное заболевание бронхов с хроническим течением , которое провоцируется различными аллергенами.

Родители, уделяющие достаточное внимание заботе о ребенке, состоянию его здоровья, гигиене, питанию, недоумевают, когда слышат этот диагноз от врача. Он звучит как приговор. Что делать и как нужно лечить астму у ребенка?

Для того чтобы лечение было результативным, необходимо разобраться в особенностях течения, симптомах болезни и о том, какие существуют провоцирующие факторы.

Для детской астмы характерно возникновение начальных признаков у детей до 5 лет. Но в последнее время регистрируются случаи даже у грудных младенцев. Мальчики более предрасположены к развитию заболевания.

Болезнь могут спровоцировать следующие факторы:

  • при внутриутробном развитии — курение матери или работа на вредном производстве;
  • отсутствие грудного вскармливания;
  • наличие аллергических заболеваний — атопический дерматит, экзема;
  • пищевая аллергия на белок коровьего молока, куриный белок, орехи, злаки, красные ягоды или фрукты;
  • бытовые аллергены — домашняя пыль и клещи;
  • частое применение антибактериальной терапии;
  • плохая экология;
  • недоразвитие или аномалия строения органов дыхания;
  • аллергическая реакция на шерсть домашних животных, пух птиц;
  • более 7-8 случаев ОРВИ в год, которые могут сопровождаться обструкцией бронхов;
  • наличие аллергических заболеваний или бронхиальной астмы у ближайших родственников.

Развитию заболевания у детей до года чаще способствуют пищевые аллергены и сопутствующие дерматиты, в более позднем возрасте — поллиноз.

Для удобства диагностики симптомыразделяют по возрастным категориям.

  1. Проявления у детей до года: на ранних этапах родители могут обратить внимание на постоянные выделения из носа, раздражительность и плохой сон ребенка, кашель, возникающий ранним утром или ночью.
  2. Позже появляются более грозные симптомы: ребенок отказывается от груди либо вяло сосет, возникают приступы удушья, дыхание становится шумным, появляется посинение в области носогубного треугольника, кашель сухой.
  3. У детей от года до шести лет: первые проявления в виде упорного кашля во время занятия активными играми, длительное подкашливание после пролеченных ОРЗ, быстрая утомляемость, возникновение кашля при вдохе через рот или от прохладного воздуха.
  4. Далее возникают более явные признаки — ребенок жалуется на упадок сил, боли или ощущение сдавливания в области грудной клетки, отказывается от подвижных игр. При развитии симптомов бронхиальной обструкции появляются свистящее дыхание, сухой кашель с трудноотделяемой мокротой, затрудненный выдох и короткий вдох, мышцы грудной клетки становятся чрезмерно подвижными.
  5. Симптомы у детей старшего возраста: в любое время суток может возникать постоянный сухой кашель с отделением вязкой, густой мокроты. Проявляется синюшность под глазами вследствие постоянного кислородного голодания тканей. Возможно отставание в физическом развитии. Дети малоподвижны, боятся спровоцировать приступ. При его возникновении занимают вынужденную позу: садится, наклонив туловище вперед и упираясь руками в опору.

Для определения тяжести заболевания применяется таблица, в которой учитываются частота и длительность обострений, наличие ночных приступов и показатели функциональной пробы.

Эти данные необходимы для определения тактики лечения и дальнейшего прогноза.

Вылечить бронхиальную астму навсегда в настоящее время невозможно никакими лекарственными средствами. Для чего тогда вообще заниматься лечением? Цели:

  1. Уменьшить тяжесть заболевания.
  2. Снизить частоту обострений.
  3. Начиться снимать приступ и предотвращать его появление.
  4. Улучшить качество жизни ребенка.

Многие практикующие врачи заверяют, что астма у ребенка может пройти самостоятельно с наступлением полового созревания.

Не нужно пренебрегать рекомендациями по профилактике, особенно если у ребенка есть астмоподобные симптомы, указывающие на поражение бронхов (кашель, сухие свистящие хрипы, одышка или затрудненное дыхание), но диагноз еще не выставлен. Если наблюдаются сопутствующие аллергические проявления, проводят профилактическую терапию антигистаминными препаратами.

При диагнозе «бронхиальная астма» профилактика направлена на уменьшение частоты обострений и предполагает исключение провоцирующих факторов:

  1. Удаление бытовых аллергенов. Родителям придется следить за чистотой в доме вдвойне: ежедневно проводить влажную уборку, менять постельное белье не реже 2 раз в неделю, вместо шерстяных ковров использовать ламинат, линолеум. Зимняя одежда и белье должны быть из искусственных материалов, не содержать пуха, меха и шерсти. Мягкие игрушки заменить на резиновые, деревянные либо почаще их стирать.
  2. Экологические факторы. Возможно, смена места проживания решит проблему вредного воздействия окружающей среды.
  3. Профилактика ОРВИ. Вакцинирование ребенка, прием поливитаминов и закаливание организма помогут снизить вредное влияние на бронхи и уменьшить частоту приступов.
  4. Пищевая аллергия. Если она выявлена, исключить полностью из рациона продукты, содержащие определенный аллерген. Необходимо обеспечить ребенку сбалансированное питание.
Читайте также:  Какие анализы сдают если астма

Подобными мерами можно достичь длительной ремиссии (периода затихания болезни).

Включает в себя методы медикаментозной и немедикаментозной терапии. Процесс длительный, в некоторых случаях пожизненный, поэтому родителям следует запастись терпением, не верить в чудодейственные пилюли и другие средства лечения, которые могут за один раз избавить от возникшего заболевания.

Детям-астматикам постарше нужно объяснить, что это необходимость, и при строгом соблюдении всех рекомендаций они смогут жить полноценной жизнью.

Целью лечения является купирование возникшего приступа у детей и базисная терапия для того, чтобы смягчить течение патологии. Препараты принимаются перорально, в виде инъекций и ингаляционно.

Симптоматическая терапия направлена на быстрое снятие спазма в бронхах, который и вызвал приступ. Применяются лекарства, способствующие расширению бронхов (бронхолитики). Наиболее предпочтительными являются:

  • адреномиметики (сальбутамол, фенотерол);
  • антихолинергические препараты (ипратропия бромид);
  • метилксантины, средства с теофиллином;
  • комбинированные препараты — адреномиметик + антихолинергик;
  • гормональные препараты в ингаляционной форме.

Группу препарата определяет врач с учетом тяжести течения, возраста, частоты приступов, показателей инструментального обследования, эффективности ранее назначенных лекарств.

Метод введения препаратов предпочтительно ингаляционный. Средство попадает непосредственно в органы дыхания и действует быстрее. Существуют специальные приспособления для доставки аэрозоля в бронхи — это небулайзер. Благодаря аппарату вещество не оседает на задней стенке глотки, а проходит дальше по воздухоносным путям. Астматику такой аппарат необходим в доме.

Еще одно устройство, облегчающее введение лекарственных препаратов от астмы, — спейсер. Он позволяет применять меньшую дозу лекарства, но увеличивает эффективность его проникновения в легкие в 2 раза.

Данные лекарственные средства оказывают лишь временный эффект и применяются в экстренных случаях. Бесконтрольное применение может привести к возникновению резистентности (устойчивости) при очередном приступе. Поэтому нужно контролировать детей старшего возраста, которые могут злоупотреблять препаратами из-за страха возникновения приступа.

Базисная терапия состоит из лекарств с противовоспалительным действием и бронхорасширяющим эффектом. К ним относятся:

  • длительно действующие бронходилататоры;
  • системные и ингаляционные гормональные средства;
  • антилейкотриеновые препараты;
  • кромоны;
  • антицитокиновые средства.

Базисное лечение также подбирает врач с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Родителям ни в коем случае нельзя отменять его или менять дозировки. В особенности это касается системного применения глюкокортикостероидов. При их отмене может возникнуть ряд серьезных побочных эффектов.

Официальных клинических исследований на тему немедикаментозных способов не проводилось, доказательной базы у этих методов нет. Но врачи отмечают, что детям, у которых удалось достичь высокого эффекта в лечении, длительной ремиссии и стойких результатов, проводили дополнительную терапию. Она включает:

  • физиотерапевтические процедуры. Ультрафиолетовое облучение активизирует обмен веществ, улучшает тканевое дыхание. Иглоукалывание помогает вырабатывать гормоны, которые способствуют купированию приступа в дальнейшем;
  • лечебную физкультуру, в том числе бег, плавание, активные игры. Такие занятия повышают устойчивость к нагрузкам, способствуют развитию дыхательного аппарата, восстанавливают кровообращение и улучшают насыщение тканей кислородом;
  • хорошие результаты дает проведение дыхательной гимнастики. Она тренирует мышцы, ребенок учится управлять дыханием, происходит дренирование (очищение) бронхов от вязкой мокроты;
  • использование природных факторов — грязевые лечебницы, минеральные воды, смена климата, соляные пещеры, высокогорная терапия на курортах. Это способствует восстановлению функции внешнего дыхания, мелкие бронхи, забитые слизью, очищаются;
  • массаж, вибромассаж способствует улучшению обмена кислорода и углекислого газа в легких, уменьшается обструкция, бронхи очищаются.

Фитотерапия, ароматерапия, которые так любят некоторые родители, для детей с астмой не рекомендованы. Причина в том, что они могут вызвать аллергическую реакцию и спровоцировать новый приступ.

Любой из немедикаментозных методов можно применять только после консультации с врачом. Он оценит риски и даст рекомендации, способствующие хорошему результату.

Приступ — это остро возникшее состояние удушья, свистящего дыхания, слышимого на расстоянии и спастического кашля.

Алгоритм действия при оказании первой помощи:

  1. Посчитать количество дыхательных движений. Дать ребенку препарат, расширяющий бронхи, через ингаляционный баллончик, спейсер либо небулайзер. Посадить так, чтобы он мог опереться (стул, кровать) и задействовать вспомогательные мышцы для дыхания. Следить за изменением состояния в течение 20 минут. Частота дыхания должна снизиться, межреберные мышцы не должны западать, кашель — стать реже.
  2. Если через 20 минут эффекта нет, повторить введение препарата в той же дозировке или поменять на комбинированный препарат. Оценить состояние.
  3. При отсутствии улучшения ввести ингаляционный кортикостероид.
  4. Если приступ не удалось купировать в течение одного часа, следует немедленно отвезти ребенка в больницу.

При диагностировании астмы у ребенка родителям следует обучиться оказанию первой помощи. Это можно сделать в школах здоровья, организованных в поликлиниках.

Лечить астму успешно означает добиться контроля над ней. Оцениваются следующие признаки:

  1. Уменьшение частоты приступов до показателя менее 2 раз в неделю.
  2. Приступы и пробуждения ночью прекращаются.
  3. У ребенка восстанавливается физическая активность.
  4. Необходимость в применении препаратов снижается.
  5. Улучшаются результаты функциональных проб (пикфлоуметрия, спирометрия).

На основании этих показателей аллерголог уменьшает дозировку лекарственных препаратов базовой терапии, может отменить системные препараты. Астма у детей требует постоянного планового посещения врача с целью коррекции терапии, проведения инструментальных обследований и оценки изменений.

Бронхиальная астма не так страшна. Конечно, родитель, однажды увидев ребенка в состоянии приступа, пугается, пытается найти всевозможные методы, чтобы облегчить симптомы и избавиться от заболевания. Но любой врач подтвердит: болезнь поддается контролю.

Можно жить без ее проявлений целые десятилетия. Основная задача родителей — помочь ребенку адаптироваться, не заниматься самолечением и по возможности посещать школу здоровья, где они получат много дополнительной полезной информации.

источник

Если Вашему ребенку поставили диагноз астма, то Вы знаете о сложностях, с которыми Вам придется столкнуться, когда Вы будете пытаться справиться с симптомами астмы. У большинства детей, страдающих астмой, симптомы проявляются в школе. Именно поэтому важно, чтоб школа была задействована в лечении астмы, чтоб ответственный взрослый в школе знал, когда и каким образом следить за ингаляторами астмы и другими лекарственными препаратами для лечения астмы. Даже если у ребенка астма протекает в легкой форме, очень важно чтоб школьный учитель или воспитатели на продленке знали как правильно вести себя во время приступов у ребенка и как справляться с симптомами в легкой форме, пока они не ухудшились.

В США все чаще встречаются случаи заболевания астмой среди детей, во многих школах есть ученики, страдающие астмой. Большинство учителей – и конечно же школьная медсестра – знают, как помочь ребенку, страдающему астмой. И все же необходимо предпринимать меры, чтоб быть уверенным, что Ваш ребенок в школе получает достаточно внимания и что ключевые люди знают, что делать для того чтоб справиться с астмой ребенка и предотвратить проявление симптомом астмы в школе.

Как я могу предотвратить проблемы с астмой в школе?

Самым важным, что Вы можете сделать, чтоб предотвратить проблемы с астмой в школе, это поговорить со своим ребенком и в зависимости от его возраста, объяснить ему об астме ровно столько, сколько он может понять. В идеале ребенок должен следить за тем, когда необходимо принимать лекарство, как правильно пользоваться ингалятором, как правильно пользоваться пневмотахометром и что означают показания пневмотахометра, и что необходимо делать, если показания очень низкие.

Также необходимо убедиться, что работники школы осведомлены о том, как работать с астматиками. Они также должны знать, насколько серьезна степень астмы, что вызывает приступы астмы, как медицинские препараты против астмы используются и как правильно давать их, как использовать пневмотахометр и что делать в случае приступа астмы.

Специфические действия, которые необходимо предпринять, чтоб справиться с астмой в школе, должны быть записаны у ребенка в плане действий в случае приступа астмы. Этот план должен быть у каждого представителя школы, который задействован в уходе за ребенком. Очень важно быть уверенными в учителях ребенка и объяснить, что в план действий в случае приступа астмы включены раздражители, вызывающие астму, степень заболевания, общие симптомы и методы эффективного лечения.

Более того, Вы должны осмотреть классную комнату ребенка, а также другие места, которые он будет посещать в школе, чтоб знать, есть ли там какие-либо известные аллергены или раздражители, которые могут вызвать приступ астмы. Если Вы замечаете какие-либо раздражители в классных комнатах (обычно это пыль), то необходимо пообщаться с учителем, чтоб снизить влияние этих раздражителей на ребенка.

Также очень важно предоставить школьной медсестре все лекарства, необходимые ребенку, а также предоставить все необходимые инструкции, включая план действий в случае приступа астмы. Помните, что у некоторых лекарств от астмы очень трудно определить осталось ли еще лекарство или нет, например, в ингаляторах. Вам необходимо будет следить за датой, когда Вы отнесли лекарство в школу и регулярно заменять лекарственные препараты.

И наконец то – очень важно часто общаться с учителями и другим персоналом в школе, чтоб убедиться, что с астмой ребенка в школе все в порядке. В этом случае общение имеет очень важное значение – необходимо убедиться, что все должным образом проинформированы и все Вам помогают.

Кто в школе должен работать с астмой моего ребенка?

Чем больше учителей и других взрослых в школе знает про то, что ребенок болен астмой, тем лучше. Приступ астмы может произойти у ребенка, когда он находится на уроке рисования, на уроке музыки или в классе – в этот момент учитель может не находится в классе. Именно поэтому нижеперечисленные люди должны знать, что у ребенка астма:

Какие инструкции по оказанию первой медицинской помощи важны, когда речь идет о контроле астмы в школе?

Вы должны дать представителям школы план действий в случае приступа астмы. Если есть такая возможность, Вы также можете дать преподавателю пневмотахометр. В плане действий должно быть четко прописано, что делать, если показания на пневмотахометре очень низкие, или у ребенка симптомы астмы, которые нельзя остановить с помощью ингаляторов от астмы. Представители школы должны иметь четкое представление о том, когда звонить доктору, а когда вызывать скорую помощь. Вы должны убедиться, что в плане действий, который Вы педали представителям школы, есть телефон доктора, телефон больницы, а также Ваш контактный номер, номера телефонов воспитателей и телефон Вашего хорошего друга.

Когда необходимо посылать медикаменты против астмы в школу к ребенку?

Физиотерапевты и другие авторизированные медики уполномочены прописывать медикаменты, консультируясь с родителями и школьными медсестрами, должны учитывать ряд факторов для того, чтоб определить, когда стоит доверить ученику/студенту, страдающему от астмы и/или анафилаксией, самостоятельно контролировать прием прописанных медицинских препаратов в школе.

Большинство детей могут лучше справиться с симптомами астмы, если в школе самостоятельно контролируют прием ингаляторов против астмы и других спасательных медикаментов. У каждого ученика должен быть персональный план действий и план самостоятельного оказания помощи и приема медицинских препаратов. Если в школе ребенок обычно не принимает лекарства, то план действий должен включать в себя развитие необходимых навыков и моделей поведения, благодаря которым они смогут избежать приема медикаментов. Все школы должны считаться с законами, разрешающими детям приносить в школу и использовать ингаляторы астмы и автоинжекторы эпинефрина.

Доктор, лечащий астму, должен оценить ребенка и школу, в которую он ходит, чтоб определить должен ли ребенок носить в школу медикаменты и самостоятельно контролировать их прием. Доктора должны донести свои рекомендации до родителей и до воспитателей и учителей в школе, поддерживать общение со школой, особенно со школьной медсестрой.

Может ли мой ребенок самостоятельно контролировать прием медицинских препаратов в школе?

Вас может интересовать вопрос, достаточно ли ребенок взрослый, чтоб самостоятельно носить и контролировать прием ингаляторов от астмы и другие жизненно необходимые препараты в школе. Подумайте над следующими вопросами:

источник

Ученые напоминают, что астма — самое распространенное хроническое заболевание у детей в мире

Авторы исследования из англоязычного научно-медицинского издания Коллегии по вопросам аллергии, астмы и иммунологии (ACAAI) выявили связь между астмой и плохой успеваемостью у детей, живущих в городах. «Мы обнаружили прямую зависимость запущенных астматических состояний, дисфункции в работе легких и тем, как больные ученики успевают в школе», — подчеркивает доктор Дафна Койнис-Митчелл, возглавлявшая научную работу.

Врачи установили, что большое число жалоб на проблемы с дыханием и астматическую симптоматику от детей и их родителей прямо пропорционально низкому уровню классной работы и пропускам занятий, о которых сообщают преподаватели. При этом, хотя каждый отдельный проанализированный астматический индикатор связан сразу с несколькими факторами неуспеваемости в школе, комплексный контроль за респираторными последствиями детской астмы всегда в лучшую сторону отражался на академических возможностях учащихся, — пишет МЕЛ.

Ученые напоминают, что астма — самое распространенное хроническое заболевание у детей в мире. Из-за него только в США дети пропускают около 13,8 млн. учебных дней. По словам президента американской Коллегии по вопросам аллергии, астмы и иммунологии Тодда Мара, очень небольшое число детей из выборки бывали на приеме у врача-аллерголога или смежных специалистов. У многих в процессе был выявлен не диагностированный поллиноз (сенная лихорадка), в при неблагоприятном развитии событий способный перерасти в астму. Дети из исследования, регулярно наблюдающиеся у докторов и контролирующие свою астму, пропускали учебу намного реже и демонстрировали хорошие результаты.

Читайте также:  Дифференциальная диагностика острого бронхита с бронхиальной астмой

В Коране в конце 32 суры «Фуркан» после упоминания некоторых качеств верующих сказано: «Этим Аллах заменит их злые дела благими. Поистине, Аллах прощающий милосердный» (25 Фуркан: 70).

Мне идет седьмой десяток. Намереваюсь выполнить каффарат (деяние, которое покрывает, искупляет грех) намазам-када, отложенным мной за всю мою жизнь. Я подсчитал, что, совершая по пять намазов-фард и десять намазов-када за пять лет, я смогу восполнить пропущенные мной намазы за 50 лет. Что вы скажете по этому поводу?

Намаз – лучшее поклонение верующего. Из лучших деяний верующего является искренне поклонение, в котором верующий проявляют свою любовь, благодарность и боязнь Всевышнего. Верующий, желающий приблизиться к Всевышнему и обрести Его довольство, не ограничивается обязательными намазами, он стремится к выполнению дополнительных намазов – нафиль-намазы

Местные жители называют этот вулкан вратами Ада и стараются не появляться на его склонах без острой необходимости.

Как люди опускаются до прелюбодеяния? Почему происходят измены? Как женатые мужчины увлекаются другими женщинами? Ответ прост: человек не умеет проводить разграничения и принимать четкие решения. Этот процесс подобен нарастающему кому. Один невинный взгляд, слово, жест приводит к следующему шагу, который в свою очередь провоцирует следующий.

Дуа — взывание к Аллаху с просьбой защитить от совершения грехов

Женщина во время месячных может читать суру аль-Фатиха, с намерением чтения дуа. Кроме того, женщина может читать и другие аяты Корана, которые содержат в себе дуа. Например, «Раббана атина фид-дунья. ». Точно так же, услышав радостную весть, женщина может произнести слова «Альхамдулиллях». Услышав же какую-либо плохую новость, женщина может сказать: «Инна Лилляхи ва Инна Илейхи Раджиун» Ибн Абидин, Хашийату Раддуль-Мухтар, 1/293).

«Для дочери это новая школа, в классе есть две девочки, которые ходят с покрытой головой. Семьи у них мусульманские. Но эти девочки покоя не дают. «

© 2019 Информационно-аналитический федеральный портал «Ислам Сегодня»

источник

Как развивается астма

Астма определяется врачами как заболевание, характеризующееся эпизодами бронхиальной обструкции (нарушения проходимости бронхов), полностью или частично обратимых. В основе ее лежит воспаление слизистой бронхов и бронхиальная гиперреактивность.

Во время приступа бронхиальной обструкции происходит сужение просвета как мелких, так и более крупных бронхов.

У всех больных астмой, когда нет приступа, тем не менее обнаруживаются признаки воспалительного процесса в слизистой оболочки бронха. Этот факт ставит вопрос о лечении воспалительного процесса — и не только во время приступа астмы. Такие препараты есть, так что настойчивое проведение длительного лечения должно стать основой борьбы с астмой.

Не менее важно и второе положение — о наличии у больных астмой бронхиальной гиперреактивности, то есть повышенной раздражимости бронхов, отвечающих спазмом даже на ничтожные количества раздражающих веществ во вдыхаемом воздухе. Это заставляет создавать для этих больных здоровую воздушную среду.

«Не все астма, что свистит»

Бронхиальная обструкция наблюдается не только при астме, но и при ряде других заболеваний. При большинстве из них, особенно у взрослых, заболевание не имеет ремиссии (светлых промежутков), что и отличает их от астмы.

Но в детском возрасте существует группа очень похожих на астму заболеваний, связанных с вирусной инфекцией. К астме они не имеют никакого отношения. И больной астмой грудной ребенок, и его сверстник без признаков аллергии могут дать эпизод обструкции на фоне ОРВИ. Разница состоит лишь в том, что у астматика приступы заболевания будут повторяться, причем не только при ОРВИ, но и в ответ на тот или иной неинфекционный аллерген, тогда как ребенок без аллергии заболеет обструктивным бронхитом и, скорее всего, «перерастет», так что бронхиальная обструкция после 1-2 подобных эпизодов прекратится. Именно этот факт порождает сложности в указанных выше «взаимоотношениях» с диагнозом «астма» у многих родителей, а также не полное принятие педиатрами определения астмы.

В чем отличие обструктивного бронхита на фоне ОРВИ и астмы? При некоторых вирусных инфекциях у грудных детей наблюдается воспаление слизистой оболочки бронха, которая утолщается, и увеличивается продукция слизи. Это ведет к сужению очень узких детских бронхов, что сопровождается, так же как при астме, затруднением выхода. Такая картина может повториться 1-2 раза, но с ростом ребенка и увеличением диаметра его бронхов новая инфекция, хотя и вызывает бронхит, существенного нарушения бронхиальной проходимости не вызывает.

То же происходит и у ребенка-аллергика, однако со временем, благодаря сохранению гиперреактивности бронхов, практически каждая новая инфекция будет сопровождаться бронхоспазмом. Более того, такой ребенок может дать приступы обструкции в ответ на вдыхание аэроаллергенов — а это и есть бронхиальная астма.

Среди детей первых трех лет, имеющих обструктивные заболевания, группой риска по бронхиальной астме являются:

— дети с аллергической предрасположенностью (аллергией у родителей, имеющих кожные аллергические проявления, положительные кожные аллергические пробы или высокий уровень иммуноглобулина Е);

— дети, обструктивное заболевание которых развивается без температуры (что говорит о роли неинфекционного аллергена);

— дети, имеющие более 3 обструктивных эпизодов.

В возрасте после 3 лет практически всем детям с обструктивными проявлениями уместно ставить диагноз бронхиальной астмы, правда, у многих из них через 1-3 года заболевание прекращается.

Формы бронхиальной астмы

Выше мы упоминали о двух формах астмы — аллергической и неаллергической. Этим деление астмы на формы не ограничивается.

У многих детей астма протекает без выраженных приступов, во время обострения у них возникает бронхит с явными признаками обструкции, который у нас принято называть астматическим бронхитом, что не должно успокаивать родителей: астматический бронхит есть форма бронхиальной астмы.

У некоторых детей приступ астмы протекает как упорный ночной кашель без выраженной одышки — это тоже форма астмы, которая со временем может переходить в типичную форму.

У ряда детей возникают одышка и затруднение дыхания в ответ на физическую нагрузку — это астма физического напряжения, а развивается приступ как результат бронхиальной гиперреактивности, стимулированной мышечными усилиями.

Многие родители замечают, что приступ астмы возникает при сильном волнении ребенка, иногда даже говорят о «психической астме». Вряд ли есть основания говорить о психическом механизме астмы, а вот в том, что при любой форме этой болезни волнения, особенно связанные с неспособностью ребенка справиться с той или иной проблемой, могут вызвать приступ, — сомнений нет. Поэтому в семье, где есть ребенок с астмой, очень важен здоровый психологический климат.

Как протекает астма

«Обычный» приступ развивается внезапно, учащается дыхание, затрудняется выдох, ребенок принимает сидячую позу и дышит поверхностно. Часто свистящее дыхание слышно на расстоянии, иногда оно ощущается только при поднесении уха ко рту ребенка. Затруднение выдоха ведет к задержке воздуха в грудной клетке, она обычно вздувается, если положить на нее руки, то ощущается дрожание на выходе.

Приступ может держаться от нескольких минут до многих часов, нередко он кончается самопроизвольно. Однако ждать, когда он пройдет, или применять сомнительные средства (их напридумано очень много) недопустимо: удушье — очень мучительное явление, так что каждая минута промедления с эффективным лечением усиливает страдания ребенка, пугает его, что само по себе может усиливать бронхоспазм. В более тяжелых случаях требуется интенсивная терапия.

Различаются больные и по характеру межприступного периода. У некоторых больных никаких изменений выявить не удается, тогда как у других и в межприступном периоде имеются существенные ограничения со стороны дыхательной функции.

Лечение астмы

Когда я смотрю больного астмой ребенка, первое, о чем я ставлю его родителей в известность, что астма не излечивается ни одним из известных средств. Возможно, это жестоко, но почему я говорю об этом? Потому что многие родители в поисках чудо-средства пробуют самые разные методы, большинство которых не только не приносят пользы, но и вредят больному.

Если не рассчитывать на излечение, то в чем смысл лечения? Смысл его состоит в том, чтобы уменьшить тяжесть астмы, научиться предотвращать приступы, по крайней мере сделать их более редкими, быстро снимать приступ в случае его возникновения. Короче, сделать жизнь ребенка полноценной — как у здорового ребенка.

А в отношении возможности излечения я всегда «облегчаю душу» родителей — в очень большом проценте случаев астма у ребенка проходит самостоятельно.

Ну, а как правильно лечить астму? Надо четко различать лечебные меры, помогающие избавиться от уже возникшего приступа, и средства, позволяющие смягчить течение болезни.

Как предупредить приступ? Предупреждение приступов является основной задачей базисного лечения. Но к этому следует добавить и меры по возможному предупреждению контакта с аллергенами, в первую очередь — с домашней пылью. Лучше убрать ковры и мягкую мебель, по крайней мере в комнате, где спит ребенок. Я нередко шучу — идеальная спальня для ребенка — тюремная камера, где, кроме койки, стола и табуретки, ничего нет. Важно закрыть книги в стеклянных полках, чаще использовать пылесос для уборки, причем лучше увлажняющий. Чтобы уменьшить контакт больного с клещом-дерматофагоидесом, следует обтянуть матрас ребенка полиэтиленовой пленкой и надеть 2 наволочки на подушки. С учетом аллергизирующих свойств пера птицы — следует заменить перьевые подушки на ватные или поролоновые.

Очень трудно расстаться с домашними животными, но это необходимо, если выявлена чувствительность ребенка к их шерсти. В комнате не следует иметь живых цветов — для больного могут быть опасны не только их запахи и пыльца, но и грибок-аспергилюс, который часто заводится в цветочных горшках. У маленьких больных астмой нередко приступ может быть связан с пищевыми аллергенами.

Вряд ли надо говорить о вреде курения в квартире, где есть больной астмой. Для него в первую очередь следует создать условия, обеспечивающие максимальное пребывание на свежем воздухе. Да и все другие меры предупреждения аллергии должны полностью соблюдаться.

Очень важно закалять ребенка — это уменьшит чистоту респираторных инфекций, которые часто являются причиной приступа и способствуют усилению бронхиальной гиперреактивности.

Очень многие дети с астмой плохо переносят физическую нагрузку — через 5-7 минут от начала бега или подвижных игр у них возникает бронхоспазм, вызывающий одышку, или даже приступ астмы. Для предупреждения этого следует сделать 1-2 ингаляции бета-мииетика или принять порошок эуфиллина, после этого бронхоспазм не разовьется, а через 20-30 минут под влиянием физической нагрузки бронхи, наоборот, расширятся, что очень полезно для больного.

Именно поэтому физическая культура, повышение физической выносливости входит в арсенал лечебных средств при астме. Более того, физическая тренировка повышает самооценку больного, способствует выработке у него уверенности в собственных силах и снижает зависимость от взрослых. Очень полезна дыхательная гимнастика, больные астмой в процессе занятий обучаются правильному дыханию.

Многие родители спрашивают, можно ли ребенку с астмой ехать на юг, к морю. Опыт показывает, что такая смена климата обычно провоцирует приступ астмы, так что к этому надо быть готовым. Но затем дети обычно чувствуют себя хорошо и получают много пользы от пребывания на море — ведь морской воздух очень чист, дыхание им снижает гиперреактивность бронхов. По возвращению домой многие больные вновь дают приступы астмы, и к этому тоже надо быть готовым. В целом, польза от такой поездки будет ощутимой, если пробыть на юге месяца полтора-два, не меньше.

Другой частый вопрос — о смене климата. В большинстве случаев «подобрать» климат не удается, так что я обычно не советую родителям пускаться в это очень непростое предприятие. Если астма четко связана с цветением определенного растения, на этот период иногда можно увезти ребенка в другой регион, но чаще всего полностью избавиться от астмы таким способом не удается. Это же относится и к поездкам в горы, где на высоте 1500-2000 метров очень мало аллергенов: это полезно (в том числе и с точки зрения физической тренировки), но полностью избавиться от астмы все же не удается.

Ну а как отнестись к лечению астмы в соляных шахтах? Там в воздухе нет аллергенов, и это способствует снижению гиперреактивности бронхов. Но ведь всю жизнь в шахте не просидишь, так что рассчитывать на излечение не приходится. А вот пребывание в галокамере (комнате, стены которой покрыты солью) представляется мне по меньшей мере сомнительным.

Альтернативные методы лечения

Многим приходилось слышать или читать о чудодейственных средствах — иглоукалывании, особых дыхательных приемах, о чудо-лекарствах, экстрасенсах, якобы излечивающих астму. Да, действительно, легкий приступ можно снять с помощью задержки дыхания или иглоукалывания, но я никогда не мог понять, чем иглоукалывание лучше ингаляции. Более того, задержки дыхания даже при среднетяжелой астме могут быть весьма опасны.

Я не знаю ни одного солидного исследования, в котором было бы доказано излечение астмы с помощью этих методов, а сведения типа «мы лечились у экстрасенса — и астма прошла» совершенно неубедительны: ведь у большенства детей астма рано или поздно проходит!

А вред от всех этих методов один — прибегая к ним, родители отвлекаются от тех мер, которые действительно помогают при астме, в частности — не проводят базисного лечения. Да и применение при приступе других лекарств (приходится слышать от родителей, что им рекомендовали бронхолитин, но-шпу, папаверин, солутан и даже антибиотики) недопустимо, так как они, как правило, не облегчают страдания ребенка.

Что ждет в будущем больного астмой? При правильном лечении, как правило, удается стабилизировать состояние ребенка, и если приступы не прекращаются совсем, то снижается их частота и тяжесть.

И не надо забывать, что очень часто астма проходит.

опубликовано 15/09/2011 21:15
обновлено 30/07/2018
— Болезни органов дыхания

источник

Зачастую только одно устранение действия аллергенов не способно полностью устранять симптомы астмы, и если родители выявили у ребенка начальные проявления патологии, необходимо посетить врача и разработать совместно с ним индивидуальный план обследования и терапии. Зачастую бронхиальную астму у детей сложно диагностировать, так как она может проявлять себя различными симптомами в сложных сочетаниях. Чтобы облегчить задачу врачу и постановку диагноза, нужно вести особый дневник астмы, в котором нужно отмечать длительность, тяжесть и частоту симптомов астмы у ребенка, появление кашля, отмечать все простуды и недомогания, изменения в дыхании.

Читайте также:  Влияет ли астма на память

Родителям важно будет предоставить врачу информацию относительно наличия аллергической предрасположенности у детей, а также аллергологического анамнеза семьи. Важно указать частоту различных заболеваний и симптомы разных болезней, когда, как и чем болели дети с рождения, и также отметить возможное влияние разного рода аллергенных и неаллергенных раздражителей.

Чтобы предупредить приступы астмы прежде, чем они разовьются, и будут причинять ребенку дискомфорт, нужно выяснить разного рода предупредительные сигналы организма, указывающие на наличие скорых приступов астмы (предвестники). Помимо развития кашлевых приступов или хрипов у детей формируются изменения в настроении, особенности внешности, жалобы на плохое самочувствие. Подобные жалобы указывают на возможное развитие скорого приступа бронхиальной обструкции.

Обычно первичным лечением, которое прописывают детям при астме, является проведение определенного рода ингаляций с препаратами. Вариантом в контроле астмы считается измерение воздушного потока, которое будет подсчитывать объемы выдыхаемого ребенком воздуха при дыхании. Исходя из определенной скорости воздушных потоков, врач может оценить состояние маленького пациента.

После этого родители совместно с ребенком будут сами проводить измерения хотя бы однократно за сутки, убеждаясь в том, что дыхание ребенка при лечении осуществляется на долженствующем уровне. При понижении показателей скорости воздушных потоков можно косвенно судить о скором приступе астмы, что дает родителям большой запас времени, чтобы применить необходимые лечебные мероприятия.

Сегодня разработаны новые виды лекарств, которые называют лейкотриенами, они показали достаточный эффект в процессе контроля астмы при лечении многих пациентов. Большая часть этих препаратов, например, Сингуляр и Аколат, показали свою безопасность и эффективность у детей после двухлетнего возраста. Но есть ситуации, когда никакие из лекарств не показывают высокой эффективности, тогда можно проконсультироваться с врачом-аллергологом о проведении иммунотерапии. Исследования показали, что при длительном курсе иммунотерапии с целью подавления аллергии могут уменьшаться признаки бронхиальной астмы до слабой степени тяжести, при которой многие дети успешно сокращают нагрузку лекарствами на организм и ведут вполне нормальный образ жизни.

У детей с бронхиальной астмой зачастую уменьшается количество отделяемой слюны и увеличивается заброс желудочной кислоты в пищевод при применении лекарства в виде ингаляторов. При этом они могут подвергаться повышенным рискам развития гингивитов и кариеса. Но воздействие лекарства против астмы на полость рта вполне можно практически целиком устранить при ополаскивании ее водой несколько раз за сутки.

Аллергические обострения у детей или начало приступов астмы можно контролировать в период, когда ребенок находится дома. После семи лет большую часть времени дети могут проводить на территории школы или на дополнительных занятиях. Важно знать, что неконтролируемая аллергия существенно препятствует школьному обучению ребенка или пребыванию на дополнительных кружках. За счет астмы дети могут пропускать много школьных часов за год, что резко скажется на успеваемости. Когда дети находятся в классе, побочные действия от принимаемых препаратов, дефицит сна, либо ощущение общей разбитости и усталости в результате обострения аллергической патологии могут препятствовать нормальной успеваемости ребенка и получения необходимого объема знаний. Чтобы взять под контроль астму или иные проявления аллергии, прежде всего, нужно разработать совместно с врачом-аллергологом план контроля за болезнью для нахождения в школе, в котором будут описаны симптомы болезни, которые нужно контролировать, и способы их устранения. План по устранению астмы должен указывать пусковые механизмы приступов, а также информацию о критических состояниях, симптомы и правильные шаги, которые нужно предпринимать в случае развития приступов.

Родители должны удостовериться, что ребенок взял с собой в школу все предписанные ему ежедневные препараты. Это поможет предотвращению проблем на уроках. Помимо этого, нужно убедиться в том, что препараты для чрезвычайных ситуаций в виде ингалятора или специального шприца с препаратом доступны в школе. Нужно обсудить надлежащее применение препаратов со школьным медицинским работником или любыми учителями, которые будут находиться с ребенком в период обучения. Если ребенок имеет пищевые ограничения, ему не стоит обедать в школьной столовой, родители собирают разрешенные блюда с собой и объясняют об опасности приема тех продуктов, что есть в буфете и их влияния на здоровье. Сообщите классному руководителю и преподавателям эти факты на мероприятиях, выездах на природу и днях рождения.

Если ребенок астматик, и приступы вызываются физическими нагрузками, нужно поставить в известность учителя физкультуры, указать симптомы объем необходимых действий при развитии критических ситуаций. Важно сказать педагогу, что ребенок может участвовать в занятиях и тренировках, но в целом его нагрузки должны ограничиваться его физическими возможностями, он может делать их медленнее или в меньшем объеме.

источник

Сегодня из общего количества людей на земле чуть более 300 млн болеют бронхиальной астмой. Каждые 10 лет число астматиков увеличивается на 50%. По мнению медиков — это весьма удручающая статистика!

Интересно, что по статистике в развитых, цивилизованных странах астматиков больше и риск приобрести это заболевание в течение всей жизни гораздо выше, чем в тех регионах, где пока еще технический прогресс не представляет серьезную угрозу экологии.

В этом смысле связь бронхиальной астмы и качества окружающей среды очевидна — дышать «тяжелым» загрязненным воздухом людям (и детям — в особенности!) без риска для здоровья действительно сложно. Меж тем, точные и бесспорные причины возникновения и развития этой болезни до сих пор учеными не выявлены. В одном и том же регионе одни люди могут буквально задыхаться в ежедневных приступах бронхиальной астмы, а другие — даже не знать, что это такое.

Бронхиальная астма представляет собой хроническое воспаление дыхательных путей, которое усиливается под воздействием тех или иных факторов или раздражителей. Эти факторы (или раздражители) вызывают гиперреакцию бронхов, которая проявляется как сильнейший отек слизистой оболочки дыхательных путей, чрезмерным образованием слизи и бронхоспазмом. В итоге в дыхательных путях возникает так называемая бронхиальная обструкция — серьезное препятствие к полноценному дыханию.

Внешне приступ бронхиальной астмы хорошо узнаваем — ребенок хрипит и задыхается, в его горле слышен характерный повторяющийся свист, возникает одышка и признаки удушья.

Редко когда приступ бронхиальной астмы возникает «на пустом» месте, чаще всего его «вспышка» бывает спровоцирована определенным условиями или факторами: сильный резкий запах, чрезмерные физические нагрузки, стресс и т.п.

  • Дым (обычный и в особенности — табачный);
  • Шерсть животных (а если быть предельно точными, то не сама шерсть, а частички эпителия на ней);
  • Плесень внутри помещения;
  • Домашние клещи, которые обитают в бытовой пыли;
  • Пыльца некоторых растений;
  • Физические нагрузки;
  • Сильный стресс или эмоциональное потрясение;
  • Аллергическая реакция на некоторые лекарства (самое распространенное из них — аспирин);
  • Ожирение и малоподвижный образ жизни;
  • Холодный морозный воздух.

В основном все признаки и симптомы бронхиальной астмы у детей сводятся к затрудненному дыханию, которое проявляется время от времени на фоне вполне обычных обстоятельств. Например — ночью во время сна, после физической активности, или в момент эмоционального потрясения (испуга, восторга и т.п.).

Обратите внимание, что у ребенка затрудненное дыхание с хрипами и свистом может быть и при других заболеваниях: например, при сильном насморке у детей, при обычном бронхите или простуде (ОРВИ). Однако, в этом случае проблемы с дыханием будут сопровождаться и другими симптомами — повышенной температурой, отсутствием аппетита, слезотечением. Но как только пройдет сама болезнь, заметно улучшится и дыхание. И только при бронхиальной астме затрудненное дыхание случается «беспричинно» и в отсутствие прочих симптомов.

Бронхиальная астма — болезнь «со стажем», ее не вчера открыли. И если медикам пока еще не вполне ясны причины ее возникновения у того или иного человека, то уж эффективные планы ее лечения уже давно разработаны и усовершенствованы. В арсенале медиков существуют специальные протоколы, четко предписывающие, чем и как должна лечиться бронхиальная астма у того или иного ребенка в зависимости от степени тяжести приступов, которое у него случаются.

Эти протоколы поддерживающей терапии помогают существенно облегчить жизнь больных детей в 99,9% случаев заболевания бронхиальной астмой. Причем не только облегчить, но и позволить этим деткам жить полноценной жизнью: заниматься спортом, путешествовать, заводить домашних питомцев.

Основной группой лекарственных препаратов, с помощью которых осуществляется поддерживающая терапия при бронхиальной астме, так называемые топические стероиды.
И не нужно пугаться каких-либо (зачастую надуманных, а не реальных) побочных эффектов или привыкания. В случае лечения бронхиальной астмы, применяемые топические стероиды не оказывают влияния на весь организм в целом, попросту потому, что они не попадают в кровь.

Какой именно препарат группы топических стероидов подходит именно вашему ребенку, и как правильно его использовать — вам подробно расскажет лечащий врач.

В случае серьезного приступа бронхиальной астмы (который может случиться где угодно и когда угодно, внезапно и зачастую без причины), необходимо применять уже меры не поддерживающей терапии, а неотложной помощи.

Ведь в ситуации с мгновенным воспалением в дыхательных путях (отек, нагнетание слизи и бронхоспазм) нет иного способа быстро и эффективно облегчить дыхание посиневшему и задыхающемуся ребенку, кроме как доставить в его дыхательные пути сильное бронхорасширяющее средство. Наилучший способ сделать это — опять же использовать ингалятор, который позволяет мельчайшим частицам лекарства за секунды достичь пораженной области в бронхах. А один из наиболее эффективных и проверенных препаратов для экстренной помощи при приступе бронхиальной астмы у детей — это аэрозоль сальбутамол.

Назначить сальбутамол вправе только врач, но пользоваться им должен уметь всякий родитель, чей ребенок болен бронхиальной астмой.

Однако, правильно сделать вдох при нажатии на ингалятор (в момент пшика необходимо глубоко вдохнуть, чтобы лекарство достигло бронхов) способны не все дети — малыши примерно до 5-6 лет обычно сделать этого еще не могут. Но и эти крохи тоже страдают бронхиальной астмой!

Для таких деток разработаны особые ингаляторы — небулайзеры. Кроме того, при лечении малышей нередко используются так называемые спейсеры. Эти устройства являются своего рода переходным элементом между ингалятором (который вставляется в спейсер) и ребенком.

Как правило, один пшик ингалятора обеспечивает одну дозу лекарства. При остром приступе бронхиальной астмы ребенку с признаками удушья вводят 2-4 дозы препарата каждые 10 минут — до тех пор, пока его состояние не улучшится и он не начнет свободно дышать. Если же препарат не помогает и очевидных улучшений не происходит — это повод для экстренной госпитализации.

И не бойтесь пользоваться ингаляторами в условиях приступа! Даже если пшикать бронхорасширяющий препарат (типа сальбутамола) по 4 дозы каждые 10 минут в течение часа (ребенку любого возраста) — передозировки не будет. Такой режим одобрен и рекомендован ВОЗ при неотложной помощи в случае приступа бронхиальной астмы.

Упомянутый выше прибор пикфлоуметр поможет определить, насколько эффективно помогает (или не помогает) лекарство при приступе бронхиальной астмы. Нужно измерить силу выдоха до введения препарата, а потом измерить ее спустя 10-15 минут после использования аэрозоля. Показатели должны увеличиться минимум на 10-15%.

Итак, лечение бронхиальной астмы сводится к трем основным методам:

  • 1 Поддерживающая лекарственная терапия (которая позволяет держать под контролем воспалительный процесс в дыхательных путях и вести нормальный образ жизни);
  • 2 Избегание факторов, способных спровоцировать приступ бронхиальной астмы и удушья (почаще делайте влажную уборку в доме, удалите все «пылесборники» типа ковров, библиотек до потолка и оконных штор с рюшами и кистями);
  • 3 Умение самостоятельно (а постепенно вы должны обучить и своего ребенка) пользоваться карманным ингалятором для экстренной помощи в случае приступа бронхиальной астмы.

Увы, но не все приступы бронхиальной астмы заканчиваются благополучно — это заболевание имеет и свою статистику летальных исходов. И что самое досадное — нередко виновата в смерти маленьких астматиков не только болезнь, но и опрометчивые, неразумные действия взрослых, которые пытаются использовать для снятия приступа бронхиальной астмы не адекватные этой ситуации лекарства. Итак, ребенку с приступом бронхиальной астмы нельзя давать:

    Муколитики (отхаркивающие средства, используемые для лечения кашля). Муколитики стимулируют образование слизи в дыхательных путях, а ее при приступе астмы и так — избыточное количество;

Седативные препараты. Любые успокаивающие средства уменьшают глубину дыхания, что недопустимо при приступе астмы;

  • Антибиотики. Антибиотики имеют отношение к астме только в одном-единственном случае — когда возникает осложнение в виде воспаления легких, но в любом другом случае антибиотики при астме — самое бестолковое и никчемное «оружие».
  • Возможно, лет 20-25 назад астматики действительно были вынуждены «рабски» подстраивать свое существование под «прихоти» своей болезни: любой спорт (кроме разве что шахмат) был для них под запретом; перспектива завести котенка была для них примерно столь же удаленной, как и возможность слетать на Марс; заниматься домашней уборкой они могли разве что только в респираторе и т.п. И, конечно же, сильнее всех страдали дети с бронхиальной астмой — ни попрыгать, ни побегать, ни щенка потискать.

    Но в наши дни картина в корне иная! Сегодняшний уровень медицины позволяет астматикам (в том числе и детям с бронхиальной астмой) наслаждаться жизнью практически наравне со всеми остальными людьми.

    источник

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *