Меню Рубрики

Рекомендации родителям по уходу за ребенком с бронхиальной астмой

Наиболее частый вопрос, который встречается в письмах, полученных мною от родителей: излечима ли бронхиальная астма? Важно помнить, что у маленьких детей преобладает отек слизистой. Поэтому бронхорасширители часто мало помогают. А у более старших детей и взрослых преобладает бронхоспазм над отеком слизистой. Если длительно применять противовоспалительные ингаляторы (интал, тайлед, пульмикорт, будисонид), то можно предотвратить развитие аллергического воспаления в бронхах, а значит, — приступы астмы. Они не снимают бронхоспазм.

Для этого есть ингаляторы-бронхолитики(беротек, сальбутамол или беродуал, который еще и снижает повышенную выработку слизи и действует 8 часов). Да, повышенная чувствительность бронхов к различным внутренним и внешним факторам, как правило, сохраняется на всю жизнь.

Как показывают данные статистики, да и мой опыт работы с детьми-астматиками, около половины таких детей в будущем избавляются от приступов. В 26% случаев, когда пациенты взрослеют, у них сохраняются симптомы и та же частота приступов, как в детстве, в остальных 25% случаев приступы могут возникать более часто и протекать тяжелее. Трудно предсказать, в какой из этих трех групп окажется ваш ребенок. Ведь астма — это нарушение иммунитета. Антитела (иммуноглобулины Е) осаждаются на тучных клетках, разрушая их оболочку, высвобождаются гистамин и другие биогенные вещества, которые вызывают отек слизистой бронха (аллергическое воспаление), бронхоспазм и гиперсекрецию слизи. А провоцируют это аллергены, попадающие с пищей, воздухом (перо подушки, испражнения животных, пылевого клеща) или внутренние микробы (стафилококк, стрептококк). У ребенка иммунитет еще может отстроиться. У него большие резервы.

И ученые, и врачи давно пришли к однозначному мнению: астму легко можно держать под контролем, если:

  • постараться оградить больного от воздействия провоцирующих факторов, в т.ч. санировать носоглотку, зубы — прибежище стафилококков;
  • защищать легкие специальными ингаляторами от развития аллергического воспаления, укрепляя мембрану (оболочку) тучной клетки, не давая запуститься каскаду аллергии (вот почему нельзя жалеть средств на ин-галяторы-профилактики. Они безопасны даже при длительном применении, не вызывают зависимости и привыкания. Когда я призываю длительно (более 6 месяцев) использовать ингаляторы-профилактики, многих это раздражает. Мать приходит к врачу, а ей не выписывают их бесплатно, так как дорого. У местных органов здравоохранения нет средств, чтобы рассчитаться с аптеками за бесплатный отпуск ингаляторов. Но ведь так лечит астму весь мир!);
  • выполнять дыхательные упражнения, методы немедикаментозной терапии, постуральный массаж и т.д.

Астма — наследственная болезнь. И чем ближе родство, тем, естественно, вероятность больше. Но часто и гены молчат, не проявляются. Поэтому мой совет астматикам: смело заводите детей, только будьте внимательны, не провоцируйте «затаившийся» ген, кормите ребенка грудью до 1,5-3-х лет и более, прикармливайте только с 3-4-х месяцев, не давая никаких сосок, чтобы не отлучить ребенка от груди. С ранних лет исключите воздействие пищевых аллергенов: цитрусовых, клубники, шоколада и т.д. При первых подозрениях на астму — сразу же начинайте профилактическое лечение.

Ведь, если правильно подобран препарат, защищающий легкие, то астматик — совершенно полноценный человек. Он может бегать, прыгать, играть в футбол, заниматься спортом. Сегодня уже все знают, что многие астматики — чемпионы олимпийских игр. А весь мир об этом узнал лишь тогда, когда они вносили препараты-профилактики в медицинские карточки. И замечу: в экономически развитых странах астматик — полноценный человек, т.к. его легкие надежно защищены препаратом-профилактиком. Очень хочется, чтобы люди знали о мировом опыте лечения астмы. До слез обидно, когда читаешь письма (а их немало, чаще из России), где люди жалуются, что классическую астму им выставили только в НИИ педиатрии, назначили ингаляторы-профилактики. А на местах отказываются выписывать рецепты.

Проголосовало: 5

источник

Последнее изменение 03.03.2018

Бронхиальная астма у детей является самым часто встречающимся хроническим заболеванием. Кроме этого, из года в год количество детишек с опасным диагнозом в России и во всем мире в целом становиться все больше и больше. Чем обязаны руководствоваться родители, во избежание страшного коварного заболевания у своих детей?

На сегодняшний день из числа общего количества проживающих на планете Земля, более 300 миллионов болеют астмой. Статистика показывает, что приблизительно через каждые 7-9 лет число людей, подхвативших астму, возрастает в половину. Как сообщают медики: «Сложившаяся ситуация весьма плачевна».

Интересный факт наблюдается в развитых и цивилизованных странах. Количество детей, болеющих астмой и риск заражения, гораздо выше, чем в регионах, в которых технологический процесс еще не успел достичь потенциальной угрозы окружающей среде.

Из этого следует, что шанс заражения бронхиальной астмой напрямую зависит от чистоты окружающей среды. Согласитесь, ведь постоянно дышать загрязненным и тяжелым воздухом крайне сложно, тем более для детей! К сожалению, ученые так и не смогли выявить причины, по которым произошел данный вирус.

Бронхиальной астмой принято считать сильнейшее воспаление дыхательных путей, усиливающееся воздействиями определенных факторов и раздражителей на человека. Такие последствия приводят к сильнейшим отекам слизистой оболочки дыхательных путей, а также к избыточному наличию слизи. Вследствие этого, человек испытывает трудности с полноценным дыханием.

Внешними признаками появления бронхиальной астмы у маленьких детей являются:

  1. Хриплый, задыхающийся голос;
  2. Наличие характерного свиста;
  3. Отдышка;
  4. Признаки удушья.

Факторы, вызывающие обострение бронхиальной астмы:

  1. Табачный дым;
  2. Частички эпителия на шерсти животных;
  3. Настенный грибок (плесень);
  4. Растительная пыльца;
  5. Избыточные физические нагрузки;
  6. Эмоциональный стресс;
  7. Сидячий образ жизни;
  8. Холодный воздух

Зачастую самым главным признаком возникновения болезни у детей является ощущение затрудненного дыхания, а именно, в момент выдоха, проявляемое в момент совершения повседневных дел. Примерами таковых можно отнести сон, физические действия либо момент эмоционального всплеска (восхищение, испуг).

Зачастую, родители путают симптомы астмы с другими заболеваниями, такими как насморк и простуда. На самом деле, и при бронхите и, скажем, при простуде, за ребенком может наблюдаться затрудненное дыхание с характерными свитами. Однако, при наличии простуды наружу всплывают иные симптомы – повышенная температура, отсутствие аппетита и кратковременные слезотечения. В момент выздоровления, ребенок сразу ощутит легкость дыхания, в то время как в случае бронхиальной астмы, трудности при дыхании появляются при отсутствии иных симптомов.

Бронхиальную астму открыли очень давно. И даже если врачи в настоящий момент не могут точно сказать причины ее появления, то методы борьбы давно уже были разработаны и улучшены. На сегодняшний день, арсенал медиков насчитывает множество вариантов лечения бронхиальной астмы у конкретно каждого ребенка, с учетом степени тяжести симптомов.

Нет ни у кого сомнений, что способы терапии, которой придерживаются врачи, существенно облегчает жизнь больному ребенку в 99,9% случаев заболевания. И главное не только ослабить процесс воспаления, но и вовсе открыть для ребенка все прелести полноценной жизни: занятия спортом, путешествия и возможность завести домашнего питомца.

В момент осложнения, которое зачастую случается абсолютно в любой период времени, следует применять меры неотложной помощи.

Самым лучшим способом борьбы при внезапном воспалении дыхательных путей (отеке, бронхоспазме) является сильный бронхорасширяющий препарат. Речь идет об ингаляторе, применение которого способствует воздействию на пораженные области бронхов путем впрыска мельчайших частиц лекарства. Одним из самых быстродействующих и проверенных лекарств во время быстрого оказания помощи ребенку при приступе бронхиальной астмы является аэрозоль Сальбутамол.

Использование Сальбутамола разрешается строго по одобрению врача, однако, умение им пользоваться должно быть у абсолютно каждого родителя.

Следует правильно совершить вдох во время использования ингалятора!

В момент пшика нужно сделать глубокий вдох, чтобы частички лекарства смогли достичь своей цели – бронхов. К сожалению не каждый ребенок в возрасте 5-6 лет способен сделать правильную ингаляцию. Для таких пациентов были спроектированы и созданы особенные ингаляторы – небулайзеры.

Как показывает практика, одного пшика достаточно для необходимой дозы лекарства. При симптомах острой бронхиальной астмы, пострадавшему ребенку вводиться 2-4 пшика препарата в промежутке 8-12 минут, до того времени пока состояние не придет в норму и малыш не начнет спокойно дышать. В случае если ингалятор не помогает, единственным выходом из ситуации является срочная госпитализация.

Как бы нам не хотелось, но не все случаи заболевания проходят благополучно, и ребенок идет на поправку. Статистика показывает, что нередко виновниками смерти маленьких детей становиться не болезнь, а опрометчивые, неразумные действия родителей. Встречаются случаи, когда взрослые используют для снятия приступа не адекватные для сложившейся ситуации лекарственные препараты.

Итак, малышу с симптомами бронхиальной астмы ЗАПРЕЩАЕТСЯ давать:

  1. Муколитики – средства с отхаркивающим эффектом, применяемые во время кашля. Муколитики способствуют возникновениию слизи в дыхательных путях, количество которой при приступах астмы является избыточным;
  2. Седативные препараты. Любые успокоительные лекарства пагубно влияют на глубину дыхания, что крайне нежелательно при приступах астмы;
  3. Антибиотики. Единственное отношение, которое антибиотики имеют к бронхиальной астме – это значительное осложнение со своими вытекающими в виде воспаления легких. Употребление антибиотиков во время астмы – самое нецелесообразное и бестолковое решение.

источник

Бронхиальная астма является распространенной патологией и сопровождается воспалением дыхательных путей. Поражение бронхов вызывает проблемы с дыханием, приступы удушья и требует незамедлительной терапии.

Клинические рекомендации при бронхиальной астме у детей помогают врачу подобрать правильную схему лечения. Заболевание дыхательных путей развивается из-за воздействия на организм раздражающих факторов. Аллергенами могут быть пыльца, шерсть, пыль, плесень, лекарства и др.

Среди больных детей с бронхиальной астмой больше мальчиков. Такая закономерность наблюдается в раннем возрасте. При наступлении пубертатного периода патология чаще выявляется у девушек.

Одним из значимых факторов для диагностики болезни является возрастная категория пациента. Классификация по данному критерию проводится из-за особенностей проявления недуга. Поэтому для каждой возрастной группы имеются соответствующие клинические рекомендации по диагностированию и лечению БА.

Характерные признаки бронхиальной астмы у детей разных возрастов:

  1. Младенцев, не достигших одного года, беспокоит чихание, сопровождающееся слизистыми выделениями. Наблюдается отечность миндалин, проблемы с желудочно-кишечным трактом, прослушиваются хрипы. Малыш постоянно капризничает, плохо спит.
  2. У ребенка до пяти лет заметно учащается дыхание, появляется кашель сухого типа во время игр или сна, физические нагрузки вызывают ощущение дискомфорта в грудной клетке.
  3. В возрасте от 5 до 12 лет у детей наблюдается сухой кашель после любой активной деятельности, могут возникнуть аллергические проявления на кожных покровах или ринит.
  4. Подростки старше 12 лет в большинстве случаев знают свой диагноз и вызывающий обострение аллерген. Реакция организма на него выражается сильным кашлем по ночам и проблемами с дыханием (сопровождается громкими свистящими звуками), отмечаются приступы удушья.

Если в любом возрасте у ребенка стали проявляться первые симптомы БА, необходимо сразу же обратиться к педиатру.

Отличить астму от простудных заболеваний можно по отсутствию температуры. Чем быстрее выявлена патология, тем эффективнее будет лечение и длительнее период ремиссии.

Современная медицина позволяет определить описываемый недуг несколькими методами. Какой из них применить, решает лечащий врач, основываясь на возрасте ребенка, симптомах, индивидуальных особенностях организма.

Для пациентов, у которых подозревают наличие астмы, разработан ряд клинических рекомендаций по ее диагностике:

  1. Общение с родителями. Проводится сбор информации о состоянии здоровья ребенка, перенесенных патологиях, принимаемых препаратах, сделанных прививках. Доктор интересуется беспокоящей симптоматикой, выясняет частоту и характеристики приступов, обстоятельства, им предшествующие, спрашивает о наличии страдающих БА членов семьи или других больных родственников с бронхиальной астмой.
  2. Проведение кожных проб. Данный этап исследования направлен на выявление конкретного аллергена, вызывающего негативную реакцию организма. Для этого в районе предплечья наносят несколько небольших царапин. Ранки обрабатывают препаратором, содержащим малое количество определенного аллергена (пыли, пыльцы и др.). Результаты исследований становятся известны уже через 20 минут. Положительный проявляется образованием волдыря, отрицательный — отсутствием изменения кожных покровов. Метод не подходит для малышей младше трех лет.
  3. Иммуноферментный анализ. Основывается на исследовании венозной крови больного на наличие антител, вырабатываемых организмом для борьбы с каким-либо раздражителем. Анализ актуален для всех возрастов.
  4. Исследование функции внешнего дыхания. Назначается детям, достигшим пять лет. Проводится с использованием прибора спирометра, замеряющего скорость и объем выдыхаемого воздуха. Позволяет проследить за работой всей дыхательной системы, обнаружить отклонения.

При диагнозе бронхиальной астмы у детей требуется проведение лабораторных исследований не реже, чем раз в два года. Это необходимо, так как количество раздражителей, вызывающих патологию, со временем может увеличиться. Обнаружить аллерген можно самостоятельно, если симптомы возникают после столкновения с определенным фактором внешней среды.

Иногда для подтверждения диагноза врач назначает специальные тесты, например, бронходилатационный, при котором измерения проводят, когда бронхи расслаблены, и бронхопровокационный, который проводится после выполнения физических упражнений на велотренажере или дорожке для бега.

Описываемая патология является хронической, и вылечить ее полностью невозможно. Разработанные рекомендации по лечению при детской бронхиальной астме направлены на облегчение состояния больного, повышение качества жизни.

Важно следить за развитием недуга и его проявлениями, что позволит своевременно купировать приступы и избежать осложнений.

Лечение астматика требует комплексного подхода, поэтому рекомендации при бронхиальной астме включают не только назначение определенных препаратов, но ряд иных терапевтических и профилактических мер.

Основные клинические рекомендации по лечению БА у детей:

  • прием медикаментозных средств. Используют бронхолитики, гормональные препараты и другие лекарства в виде ингаляций и таблеток;
  • укрепление естественной защиты организма;
  • устранение провоцирующих факторов, влияющих на развитие бронхиальной астмы;
  • консультирование родителей об особенностях заболевания, правилах лечения и ухода за ребенком.

В большинстве случаев терапия проводится амбулаторно, при постоянном контроле врача-аллерголога. При обострении тяжелых форм астмы требуется госпитализировать ребенка для стабилизации состояния.

Многих родителей беспокоит вопрос, сможет ли их ребенок вести полноценную жизнь при таком заболевании. Чтобы помочь малышу, взрослым необходимо создать наиболее благоприятные условия, при которых частота проявления симптомов будет минимальной.

Читайте также:  Препарат снимающий приступ астмы

Несмотря на множество ограничений, связанных с заболеванием, важно обеспечить ребенку полноценное физическое и психологическое развитие. Разработанные врачами рекомендации для пациентов с бронхиальной астмой помогают скорректировать образ жизни, учитывая особенности патологии:

  1. Тяжелые физические нагрузки запрещены, однако активность для растущего организма необходима. Оптимальным будет занятие плаваньем. Этот вид спорта не только укрепляет мышцы, но и помогает выработать правильное дыхание.
  2. Чтобы избежать обострения заболевания, требуется ограничить прогулки в период цветения растений. Лучше провести это время в санатории или профилактории, где отсутствует раздражающий фактор. При обострениях астмы врачи настаивают на госпитализации ребенка для контроля над состоянием здоровья. Длительность пребывания в больнице может быть от двух до трех недель.
  3. Требуется скорректировать питание при наличии аллергии на какие-либо продукты. Важно разработать полноценный рацион с достаточным количеством жиров, белков, углеводов, витаминов и микроэлементов.
  4. Больному необходимо регулярно принимать лекарства и посещать врача для контроля состояния здоровья.

Основная задача родителей при данном заболевании – уменьшить до минимума количество приступов у ребенка. Для этого необходимо не только выполнять врачебные назначения, но и принимать профилактические меры. При бронхиальной астме необходимо:

  • ежедневно проводить влажную уборку;
  • обеспечить свежий воздух в помещении, где находится ребенок;
  • устранить раздражающие факторы, вызывающие аллергию;
  • избавиться от вещей, на которых собирается пыль, а также от перьевых подушек и одеял;
  • следить за рационом больного, исключить продукты, провоцирующие приступ БА.

Если соблюдать все указанные меры, то риски обострений уменьшатся, и патология перейдет в стадию ремиссии на долгий срок.

Для поддержания здоровья больным с бронхиальной астмой необходима регулярная консультация специалиста. В данном случае нужно посещать с участкового педиатра или врача-аллерголога, следовать всем рекомендациям.

Родителям необходимо контролировать физические и эмоциональные нагрузки малыша, не допускать переутомления, следить, чтобы ребенок всегда носил с собой назначенный врачом ингалятор, своевременно принимал лекарственные препараты.

Важно полностью избавиться от аллергенов в доме, сделать его безопасным для астматика. Желательно поменять натуральные ткани на синтетические, так как последние накапливают меньше пыли.

Мебель предпочтительно выбирать из древесины, потому что в состав блоков ДСП входит клей, который может вызывать аллергию. Окна должны плотно закрываться, чтобы в период цветения в помещение не проникла пыльца и другие раздражители из внешней среды.

Если кто-то в семье курит, важно оградить ребенка от табачного дыма, иначе существует риск спровоцировать приступ.

Также взрослым требуется сообщить в садик, школу, лагерь и другие места о наличии бронхиальной астмы у ребенка и дать список аллергенов.

Обычно большую часть времени ребенок проводит вне дома. Поэтому в лечении БА принимают участие не только родители и врачи, но и школьные учителя, воспитатели в саду и медсестры данных учреждений.

Полностью вылечить бронхиальную астму невозможно, однако реально предотвратить приступы и смягчить ее симптоматику. Клинические рекомендации в этом случае помогут как в диагностировании недуга, так и в подборе оптимальной схемы лечения.

источник

Исследование форм, распространенности, факторов риска и развития бронхиальной астмы. Изучение особенностей течения заболевания у детей. Методы профилактики, диагностики и способы лечения. Роль медицинской сестры в уходе за детьми с бронхиальной астмой.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им.Н.Ляпиной»

на тему: «Принципы сестринского ухода за детьми с бронхиальной астмой»

1. Теоретическое обоснование бронхиальной астмы

1.1 Понятие бронхиальная астма

1.2 Роль медицинской сестры в уходе за детьми с бронхиальной астмой

Список используемой литературы

Бронхиальная астма у детей — заболевание, развивающееся на основе хронического аллергического воспаления бронхов, их гиперреактивности и характеризующееся периодически возникающими приступами затрудненного дыхания или удушья в результате распространенной бронхиальной обструкции, обусловленной бронхоконстрикцией, гиперсекрецией слизи, отеком стенки бронхов.

В последнее время, особенно в индустриально развитых странах, наблюдается значительный рост заболеваний дыхательной системы у детей. Такой подъем заболеваемости связан в первую очередь с постоянно увеличивающейся загрязненностью окружающего воздуха, курением, растущей аллергизацией населения (прежде всего за счет продуктов бытовой химии). Среди болезней дыхательной системы особую актуальность имеет бронхиальная астма, которая принадлежит к числу распространенных аллергических болезней в детском возрасте. Во всем мире, в том числе и в России, отмечается тенденция к увеличению заболеваемости бронхиальной астмой детей и ее более тяжелому течению. По статистике, астмой в России страдает около 10% взрослого населения и 15% детей. По некоторым данным, количество заболевших бронхиальной астмой, за последние 25 лет увеличилось в 2 раза. ЦЕЛЬ: выявить на теоретическом уровне современное состояние бронхиальной астмы у детей и особенности лечения.

В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть термин бронхиальная астма, формы, распространенность, факторы риска, развитие заболевания

2. Изучить особенности течения бронхиальной астмы у детей, методы профилактики, диагностики, а так же способы лечения.

Объект исследования: бронхиальная астма.

1. Теоретическое обоснование бронхиальной астмы

1.1 Понятие бронхиальная астма

Бронхиальная астма (БА) — это заболевание, которое начавшись у детей, часто продолжается в зрелом возрасте, становясь причиной инвалидности, а иногда и драматичных исходов. У детей раннего возраста БА в силу их анатомо-физиологических особенностей имеет своеобразные клинические симптомы и представляет значительные трудности как для диагностики, так и терапии. В клинической практике диагноз бронхиальной астмы в этом возрасте устанавливают не всегда своевременно.

Выделяют три степени тяжести бронхиальной астмы:

При решении вопроса о тяжести бронхиальной астмы необходимо учитывать:

* анамнез заболевания (частота, тяжесть, длительность приступов удушья и их эквивалентов, эффективность; лечебных препаратов и процедур);

* данные физикального обследования;

* данные инструментального обследования;

* результаты лабораторного обследования

1. Легкая степень: характеризуется редкими приступами (реже 1 раза в месяц), сравнительно быстро исчезающими в результате лечения. В периоде ремиссии общее состояние не страдает, показатели внешнего дыхания колеблются в пределах возрастной нормы. Показатели функции внешнего дыхания 80% и более.

2. Среднетяжелая степень: приступы удушья повторяются 3-4 раза в месяц. Протекают с выраженными нарушениями функции дыхания и кровообращения: тахипное, тахикардия, приглушение тонов сердца, отчетливо регистрируется колебание максимального АД во время дыхательного цикла — его повышение во время выдоха и снижение при вдохе. Показатели функции внешнего дыхания составляют

3. Тяжелая степень: характеризуется частыми (несколько раз в неделю) приступами удушья, возникающими на фоне выраженного вздутия легких, одышки и тахикардии.

Пациенты принимают вынужденное положение.

Кожные покровы бледно-серого цвета, выражен периоральный цианоз, цианоз губ, ушных раковин, кистей рук.

Кашель малопродуктивный, выдох шумный, продолжительный, появляется втяжение грудной клетки во время вдоха, в акте дыхания участвует вспомогательная мускулатура.

Показатели функции внешнего дыхания составляют менее 60% (таблица.).

бронхиальный астма медицинский сестра

«Таблица» — Критерии тяжести бронхиальной астмы

Несколько раз в неделю или ежедневно

Клиническая характеристика приступов

Эпизодические быстро исчезающие, легкие

Отчетливые нарушения функций внешнего дыхания

Постоянное наличие симптомов, астматические состояния

Переносимость физической нагрузки и нарушение сна

Суточные колебания бронхопроходимости

Характеристика периодов ремиссии

Симптомы отсутствуют, нормальная функция внешнего дыхания

Неполная клинико-функциональная ремиссия

Неполная клинико-функциональная ремиссия (дыхательная недостаточность разной степени выраженности)

Длительность периодов ремиссий

Возможно отставание и дисгармоничность

Способ купирования приступов

Спонтанно или однократный прием ингаляционных бронхолитиков

Бронхолитиками (в ингаляциях и парентерально), по показаниям кортикостероидами (парентерально

Бронхоспазмолитиками парентерально, в сочетании кортикостероидами в условиях стационара

Базисная противовоспалительная терапия

Кромогликат натрия 4 разав сутки или недокромил натрия 2 раза в сутки

Кромогликат натрия 4 раза в сутки или недокромил натрия 2-4 раза в сутки при неэффективности через 6-8 недель замена на ингаляционные кортикостероиды

Ингаляционные и системные кортикостероиды

Сведения, полученные в рамках эпидемиологического исследования по программе ISAAC(International Study of Asthma and Allergy in Childhood), проведенного в России, демонстрируют, что распространенность симптомов БА сопоставима в разных регионах РФ: данный показатель в детской популяции составляет в Москве 16,9%, в Иркутске -10,6%, в Новосибирске — 11,1%, в Томске — 11,4%. В отличие от этого частота диагнозов, установленных в учреждениях практического здравоохранения, значительно ниже. Так, симптомы астмы (в среднем по РФ) зарегистрированы у 9,7% опрошенных, а диагноз был установлен лишь у 3,75% детей.

По данным исследователей [Coultas D.B. и Samet J.M., 1993], распространенность астмы варьирует в популяции в зависимости от половозрастных характеристик. Установлено, что в раннем возрасте чаще болеют мальчики, чем девочки (6% по сравнению с 3,7%), однако в пубертатном периоде частота заболеваний становится одинаковой у лиц обоего пола. Более высокая распространенность БА у детей характерна для экологически неблагополучных промышленных районов городов. У жителей города чаще регистрируют БА, чем у жителей села (7,1 и 5,7% соответственно). В исследованиях, выполненных в разных странах, показана большая распространенность БА в регионах с влажным и теплым климатом и меньшая частота болезни в высокогорных районах, что связано с различным уровнем насыщенности воздуха аэроаллергенами. Несмотря на множество существующих гипотез, ни одна из них не объясняет в полной мере рост БА и аллергических заболеваний во всем мире.

Развитие бронхиальной астмы связано с комплексным воздействием внутренних и внешних факторов:

· внутренние (врожденные) факторы обусловливают генетическую предрасположенность человека к возникновению бронхиальной астмы, атопии, гиперреактивности бронхов и на сегодняшний день остаются неуправляемыми;

· внешние факторы многочисленны и управляемы, непосредственно запускают манифестацию бронхиальной астмы или вызывают ее обострение. К числу основных из них относят воздействие аллергенов, преимущественно вирусных инфекций, диету, курение, социально-экономический статус семьи;

· наиболее частым фактором, ответственным за начало и обострение бронхиальной астмы у детей, является воздействие аллергенов и респираторных инфекций.

Причинами развития бронхиальной астмы могут быть шерсть, перхоть, слюна разнообразных животных (кошек, собак, морских свинок, хомячков и других грызунов). Кошачий аллерген, содержащийся в слюне, шерсти или перхоти, наиболее мощный из всех аллергенов и обладает исключительной стабильностью и способностью глубоко проникать в легкие. Он длительно сохраняется в окружающей среде, даже после того как кошку удаляют из дома. Аллергены собаки (из шерсти, слюны и перхоти) способны сохранять высокий уровень на протяжении нескольких месяцев, даже после удаления собаки из дома. Распространенными причинами развития приступов удушья являются также перхоть лошади, сухой корм для аквариумных рыбок, а также насекомые, особенно тараканы.

Серьезной причиной развития бронхиальной астмы могут быть споры плесени, содержащиеся в воздухе, кондиционерах, а также в сырых темных помещениях (подвалах, гаражах, ванных комнатах, душевых). Зимой, когда земля замерзает или покрывается снегом, плесень на улице перестает быть проблемой для детей-астматиков. Плесневые грибки начинают интенсивно размножаться в воздухе с начала мая, достигая пика в июле или августе и могут вызывать симптомы заболевания до первых заморозков. Плесневые грибки присутствуют во многих пищевых продуктах (выдержанные сыры, пиво, маринованные овощи, кефир, шампанское, сухофрукты, изделия из дрожжевого теста, квас, залежавшийся хлеб).

Пыльца цветущих растений у 30-40% детей, больных астмой, может быть причиной развития приступов удушья.

Пик заболеваемости, как правило, приходится на апрель-май и связан с пыльцой деревьев — березы, ольхи, лещины, клена, ясеня, каштана, ивы, тополя и др.

Если симптомы бронхиальной астмы возникают в июне-августе, то их причиной является пыльца злаковых трав — тимофеевки, овсяницы, райграса, ежи сборной, мятлика. Сорные травы (лебеда, амброзия, полынь, одуванчик, крапива) вызывают симптомы астмы в летне-осенний период года.

Спектр пыльцевых аллергенов и сроки цветения меняются в зависимости от климато-географический зоны.

У многих растений пыльца настолько легкая, что разносится по воздуху и беспрепятственно попадает в дыхательные пути. Более тяжелая пыльца (например, у роз и сосен) разносится низколетающими насекомыми, т.е. она менее аллергенна, чем пыльца, находящаяся в воздухе.

Предвестники протекают следующим образом:

· изначально у малыша после ночного сна из носа начинает выделяться водянистая слизь, из-за которой ребенок часто чихает, трет нос;

· по прошествии нескольких часов начинается несильный сухой кашель;

· после обеда или после дневного сна кашель становится заметно сильнее, но уже немного влажный (у детей старше 5 лет кашель становится более влажным к окончанию астматического приступа);

· сами симптомы проявляются только через 1-2 суток, когда кашель носит приступообразный характер.

После того, как предвестники закончились, проявляются симптомы приступа.

Основные признаки бронхиальной астмы у детей первого года жизни:

· сильный сухой кашель, чаще всего происходит приступообразно сразу после сна или перед ним;

· кашель может стать меньше, если ребенку придать вертикальное положение или посадить. При возврате в горизонтальное положение кашель снова становится интенсивным;

· незадолго до приступа малыш может сильно капризничать, плакать из-за наступившей заложенности носа;

· дыхание становится прерывистым, а вдохи частыми и короткими. Вдыхаемый и выдыхаемый воздух сопровождается свистом и шумом.

Дети старше года помимо вышеперечисленных признаков имеют также и следующие симптомы:

· сильное давление в груди, невозможность сделать полноценный вдох;

· при попытке дышать ртом появляется сильный сухой кашель;

· зуд, кожные высыпания или слезотечение — нетипичные признаки астмы;

· длительный сухой кашель без отделения мокроты;

· приступы кашля начинаются при одних и тех же условиях (домашнее животное рядом, использование каких-либо красок, на улице или сразу по приходу домой, посещение библиотеки, наличие свежего букета цветов дома и т.д.).

Профилактика. Первичная профилактика бронхиальной астмы должна проводиться детям группы высокого риска. К ним относятся дети с наследственным предрасположением к аллергическим реакциям и заболеваниям и прежде всего к аллергическим болезням органов дыхания, а также дети, в анамнезе которых имеют место указания на наличие атопического дерматита, повторные эпизоды крупа, бронхообструктивного синдрома при ОРВИ.

Мерами профилактики бронхиальной астмы являются:

Читайте также:  Осложнения в родах при астме

— устранение профессиональных вредностей у матери во время беременности;

— прекращение курения во время беременности;

— рациональное питание беременной, кормящей женщины с ограничением продуктов, обладающих высокой аллергенной и гистаминлибераторной активностью;

— предупреждение острых респираторных вирусных инфекций у матери во время беременности и у ребенка;

— ограничение лекарственного лечения во время беременности строгими показаниями;

— уменьшение экспозиции ребенка к аэроаллергенам жилищ;

— прекращение пассивного курения;

— использование методов физического оздоровления, закаливания детей; — уменьшение контакта детей с химическими агентами в быту;

— благополучная экологическая обстановка.

Целью вторичной профилактики являются все предпринятые меры предосторожности, которые будут направлены на недопущение развития осложнений данного заболевания, а также на предотвращение острых приступов удушья у людей, которые уже болеют или болели раннее. А также и тех, чьи родственники уже болели бронхиальной астмой, и тех, у которых имеются различные аллергические заболевания, такие как атопический дерматит, пищевая аллергия, экзема и др.

В первую очередь им будет назначено профилактическое лечение с помощью противоаллергических (антигистаминных) препаратов, которые могут быть использованы также в целях десенсибилизации организма в целом. А вообще, человек, болеющий бронхиальной астмой, должен четко знать свой диагноз, потому что именно своевременная диагностика заболевания и его терапия может привести к хорошему результату и избежать прогрессирования болезни в дальнейшем.

Клиническая диагностика бронхиальной астмы у детей базируется на выявлении таких симптомов, характерных для данного заболевания, как эпизодическая экспираторная одышка, свистящие хрипы, чувство сдавления в груди, кашель.

Одышка носит, как правило, экспираторный характер с участием вспомогательной мускулатуры. Кашель имеет приступообразный характер, иногда с отхождением густой, вязкой мокроты.

Лечение бронхиальной астмы и наблюдение за ее течением у детей проводится в амбулаторных условиях педиатром, а при необходимости пульмонологом и аллергологом.

Основные принципы лечения бронхиальной астмы.

1. Определение и исключение воздействия аллергезирующих факторов.

2. Ликвидация или уменьшение клинических проявлений заболевания.

3.Уменьшение частоты и выраженности обострений.

4.Нормализация или улучшение показателей функции внешнего дыхания.

5.Восстановление и поддержание жизненной активности, в том числе переносимости физических нагрузок.

6.Выбор адекватной терапии.

7.Отмена или снижение потребности в бронхолитической терапии.

8.Предотвращение побочных эффектов лекарственной терапии.

9. Обучение пациентов умению управлять своим состоянием.

11.Предотвращение развития угрожающих жизни состояний и летальных исходов.

1.2 Роль медицинской сестры в уходе за детьми с бронхиальной астмой

Цель первичной профилактики состоит в предотвращении возникновения астмы. Цели вторичной профилактики состоят в предотвращении приступов астмы у тех, кто уже имеет заболевание, и предупреждении ухудшения состояния и смерти больных от астмы.

Первичная профилактика бронхиальной астмы должна проводиться людям (прежде всего детям) группы высокого риска. К ним относятся дети:

· с наследственным предрасположением к аллергическим реакциям и заболеваниям и прежде всего к аллергическим болезням органов дыхания

· с признаками атопического дерматита

· с повторными эпизодами крупа

· с признаками бронхообструктивного синдрома при ОРВИ.

К ним относятся следующие люди:

· с наследственным предрасположением к аллергическим реакциям и заболеваниям и прежде всего к аллергическим болезням органов дыхания,

· с признаками атопического дерматита,

· с повторными эпизодами крупа,

· с признаками бронхообструктивного синдрома при ОРВИ.

Мерами первичной профилактики бронхиальной астмы являются:

· устранение профессиональных вредностей у матери во время беременности;

· прекращение курения во время беременности;

· рациональное питание беременной, кормящей женщины с ограничением продуктов, обладающих высокой аллергенной и гистаминлибераторной активностью;

· предупреждение острых респираторных вирусных инфекций у матери во время беременности и у ребенка;

· ограничение лекарственного лечения во время беременности строгими показаниями;

· уменьшение экспозиции к аэроаллергенам жилищ;

· прекращение пассивного курения;

· использование методов физического оздоровления, закаливания;

· уменьшение контакта с химическими агентами в быту;

· благополучная экологическая обстановка.

Вторичная профилактика обострений бронхиальной астмы строится на основе:

· борьбы с хронической легочной инфекцией, синуситами и др.,

· устранения контакта с аллергеном. В случае бытовой астмы, необходимо как можно чаще проводить влажную уборку помещений, где находится больной, удалить все коллекторы пыли (ковры, паласы, старую мебель), исключить его контакт с комнатными растениями, домашними животными и др., вызывающими приступы удушья. Также рекомендуется регулярное проветривание постельных принадлежностей на открытом воздухе в солнечную жаркую или морозную погоду. В квартирах больных бронхиальной астмой не рекомендуется содержать аквариумы, поскольку сухой корм для рыб (дафнии) обладает выраженной аллергенной активностью. У больных с выявленной чувствительностью к аллергенам пера птиц рекомендуется в качестве набивного материала в подушках использовать синтепон или аналогичные искусственные материалы. В связи с тем, что грибковая бронхиальная астма чаще всего вызывается сенсибилизацией к плесневым грибам, весьма важным в системе мер профилактики обострений этого клинического варианта астмы является устранение избыточной влажности и очагов плесени в жилых помещениях. У больных пыльцевой бронхиальной астмой уменьшение контакта с пыльцой причинно-значимых растений можно достичь путем ограничения прогулок, кондиционирования воздуха жилых помещений, а в случаях тяжелого течения пыльцевой бронхиальной астмы — путем временного переезда в климатические зоны, где период цветения причинно-значимых растений завершился или еще не начался. Из питания больных бронхиальной астмой должны быть исключены пищевые продукты, являющимися доказанной причиной обострения болезни. Подлежат полному исключению из применения лекарственные препараты, использование которых вызывало приступы удушья или другие аллергические проявления.

· проведения общего закаливание организма (сон на открытом воздухе круглый год). Необходимо использовать комплекс мер по снижению заболеваемости ОРВИ. У больных с тяжелой астмой при первых симптомах ОРВИ необходимо начать применение бронхолитических препаратов продолжить кортикостероиды.

· дыхательной гимнастики (поверхностное дыхание по Бутсйко, пародоксальная гимнастика Стрельниковой, использование небуляторов и др.),

· процедур по иглоукалыванию,

· исключение из рациона крепких алкогольных напитков ,

· полного отказа от курения.

Многочисленные связи соединяют человека с окружающей природой. По своей направленности и содержанию эпидемиологический анамнез приобретает не только клиническое, но одновременно и профилактическое значение. Продуманный и умело собранный, достоверный и своевременный анамнез не только облегчает распознавание болезни, но и становится своего рода контролем за состоянием окружающей обстановки, сигналом ее неблагополучия. Оздоровление окружающей среды — важнейшая государственная задача, одно из решающих условий для дальнейшего снижения инфекционной заболеваемости За последние годы в большинстве развитых стран отмечается рост распространённости и смертности, связанных с бронхиальной астмой (БА), несмотря на неуклонное увеличение числа аллергологов, пульмонологов, значительное увеличение числа выпускаемых разнообразных противоастматических и диагностических средств. Всё это явно свидетельствует о недостаточной эффективности существующей системы помощи. В данной ситуации приоритетным становится лечение больных БА в амбулаторных условиях с диспансерным их ведением и использованием дневных стационаров для лечения обострений. При этом большая роль в лечении и эффективном диспансерном наблюдении отводится участковым терапевтам. Поэтому столь актуальна проблема обучения этих врачей, в том числе и на данном цикле (поликлиническое обучение). Узким же специалистам отведена роль консультантов и лечение наиболее тяжёлых больных. Медицинская сестра активно участвует в процессе. Она контролирует выполнение назначенного лечения пациентами, ведет разъяснительную работу, убеждая их проходить необходимые курсы лечения, проводит санитарное просвещение.

Согласно данным эпидемиологических обследований в России наблюдается значительный рост заболеваний дыхательной системы у детей. Особую актуальность среди болезней дыхательной системы имеет бронхиальная астма, которая имеет тенденцию к увеличению. По статистике, астмой в России страдает около 10% взрослого населения и 15% детей. По некоторым данным, количество заболевших бронхиальной астмой, за последние 25 лет увеличилось в 2 раза.

Подъем заболеваемости связан в первую очередь с постоянно увеличивающейся загрязненностью окружающего воздуха, курением, растущей аллергизацией населения.

Отмечается тенденция к более тяжелому течению бронхиальной астмы у детей.

У детей раннего возраста БА в силу их анатомо-физиологических особенностей имеет своеобразные клинические симптомы и представляет значительные трудности, как для диагностики, так и терапии. В клинической практике диагноз бронхиальной астмы в этом возрасте устанавливают не всегда своевременно.

Предпочтение, по возможности, при лечении детей с бронхиальной астмой следует отдать ингаляционным формам введения препаратов, позволяющим получить быстрый эффект и уменьшить общее воздействие на организм ребенка.

Список используемой литературы

1. Мельникова, И.Ю.Детские болезни [Текст]: учебник для студентов мед.вузов: в 2 т. + CD / И.Ю. Мельникова.- М.: ГЭОТАРМЕДИА,2009.-Т.1-672 с., Т.2- 609 с.

2. Александр Баранов, Детские болезни; Учебник для студентов высших медицинских учебных заведений. ГЭОТАР-Медиа 2012. — 1040 стр.

3. Князев, Ю.А., Никберг. И.И. Бронхиальная астма/ Ю.А. Князев, И.И Никберг. — М.: медицина, 2003.-237с.

4. Иванов, С.М. Лечебная гимнастика для детей, больных бронхиальной астмой./ С. М. Иванов — М.: Медицина, 2004.- 134.

5. Мухина, С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» / С.А. Мухина, И.И Тарновская. — М.: ГЭОТАР — Медиа, 2009. — 512 с.

6. Геппе Н.?А., Малышев B.?C., Лисицын М.?Н., Селиверстова Н.?А., Поденова Т.?А. Бронхофонография в комплексной диагностике бронхиальной астмы у детей //Пульмонология. 2002, № 5, с. 33-39

Возникновение бронхиальной астмы у детей. Наследственность в происхождении бронхиальной астмы. Клиническая картина и схемы оценки статуса больного с бронхиальной астмой. Анализ заболеваемости бронхиальной астмой у детей ММУ ГП№ 9 ДПО-3 (участок 23).

реферат [122,9 K], добавлен 15.07.2010

Факторы риска развития, триггеры бронхиальной астмы. Участие медицинской сестры в диагностике заболевания. Использование небулайзеров в лечении. Пикфлоуметрия и обучение пациента самоконтролю. Благоприятное воздействие спелеокамер, противопоказания.

дипломная работа [185,3 K], добавлен 27.06.2014

Рост заболеваемости бронхиальной астмой у взрослых и у детей раннего возраста в ХХ веке. Причины аллергического воспаления в бронхах: ингаляционные аллергены, инфекционные заболевания органов дыхания. Применение фитотерапии для лечения бронхиальной астмы.

реферат [23,9 K], добавлен 28.12.2012

Этиология и патогенез бронхиальной астмы. Особенности системы внешнего дыхания у лиц с бронхиальной астмой, методы медикаментозной и немедикаментозной коррекции. Методика лечебной гимнастики при бронхиальной астме, ее влияние на состояние здоровья.

курсовая работа [50,5 K], добавлен 10.06.2014

Характеристика методов лечения больных бронхиальной астмой: этиотропная терапия, неспецифическая десенсибилизация, гистаминофизиотерапия и акупунктура. Особенности профилактики бронхиальной астмы, которая должна быть построена по принципу диспансеризации.

реферат [21,1 K], добавлен 17.04.2010

Описание бронхиальной астмы, факторы её возникновения. Влияние физических упражнений на состояние детей, страдающих бронхиальной астмой. Схема дыхательных и гимнастических упражнений, тренировки в период ремиссии и противопоказания при занятиях.

реферат [31,1 K], добавлен 29.11.2012

История исследования заболевания бронхиальной астмой. Этиология бронхиальной астмы и ее аллергическая природа. Патоморфологические изменения у больных. Роль инфекции в патогенезе бронхиальной астмы. Клинические наблюдения психогенной бронхиальной астмы.

реферат [17,8 K], добавлен 15.04.2010

Особенности атопической бронхиальной астмы в сочетании с сенсибилизацией к промышленным и бактериальным аллергенам. Сенсибилизация организма в основе аллергического повреждения бронхиального дерева. Физические методы лечения больных бронхиальной астмой.

реферат [45,4 K], добавлен 17.06.2011

Этиология и клинические проявления бронхиальной астмы. Клинико-физиологическое обоснование применения лечебной гимнастики и массажа у детей, больных бронхиальной астмой. Физическая реабилитация больных астмой и пневмонией на санаторно-курортном этапе.

реферат [61,7 K], добавлен 11.01.2015

Клиническая картина и стадии заболевания. Одышка, свистящие хрипы, кашель и заложенность в грудной клетке как основные симптомы бронхиальной астмы. Порядок действий медицинской сестры во время лечения бронхиальной астмы вне приступа и при приступе.

презентация [562,3 K], добавлен 28.12.2014

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Острый обструктивный бронхит является на сегодняшний день одним из достаточно распространенных и серьезных заболеваний дыхательной системы у детей. Особенно опасно развитие этого патологического процесса в раннем детском возрасте. Поэтому при проявлении первых признаков обструкции бронхов необходимо незамедлительно обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Важно помнить, что своевременное начало лечения поможет избежать осложнений данного заболевания, уменьшит риск повторного развития патологического процесса в дистальных отделах бронхолегочной системы, где легко развивается спазм бронхов и бронхиол.

Острый обструктивный бронхит встречается довольно часто

Острый обструктивный бронхит – это распространенный, в большинстве случаев двухсторонний воспалительный процесс в бронхах, который сопровождается значительным уменьшением их просвета в связи с развитием отека, повышения секреции мокроты и спазма бронхов.

Основными причинами развития и прогрессирования этого заболевания в детском возрасте являются инфекционные агенты:

вирусы (парагрипп, рино-синцитиальная инфекция, аденовирусы) и другие респираторные вирусы;

бактерии (стафилококк, стрептококк, пневмококк, клебсиелла, протей, гемофильная палочка (Афанасьева-Пфейфера);

простейшие (хламидии, микоплазма).

Неинфекционными причинами считаются аллергические реакции, пассивное курение, неблагоприятные экологические факторы.

Обструктивный бронхит может возникнуть на фоне аллергии

Провоцирующими факторами, облегчающими проникновение возбудителя в нижние отделы дыхательных путей ребенка являются – аномалии конституции (различные виды диатезов), врожденная гиперреактивность бронхов, дисбаланс местных защитных факторов ребенка, снижение общей иммунной реактивности организма малыша.

Это заболевание в большинстве случаев развивается на фоне прогрессирования инфекционно-воспалительного процесса (простудного или вирусного заболевания) в связи с продвижением воспаления в нижние отделы дыхательных путей и поражения средних и мелких бронхов. Поэтому первые признаки обструктивного бронхита, как правило, появляются на вторые или третьи сутки после начала вирусной инфекции или после переохлаждения ребенка. У детей раннего возраста (на первом году жизни) или при наличии фоновых заболеваний у ребенка – диатезах, снижении иммунитета, функциональных заболеваниях пищеварительной системы, патологии печени или почек развитие симптомов обструктивного бронхита и дыхательных расстройств возможно и в первые сутки после начала респираторной инфекции.

Первым и основным симптомом обструктивного бронхита является:

Бронхообструкция усугубляет активность кашля – он становиться раздражающим, малопродуктивным и почти всегда сочетается с выраженным воспалительным процессом в бронхах, наличием отека и воспаления, а также продукцией вязкой мокроты, что усугубляет клиническую картину заболевания. Кашель становиться непродуктивным, навязчивым и раздражающим, нарушает сон и самочувствие пациента, у детей раннего возраста от провоцирует частые срыгивания и рвоту, беспокойство и капризность малыша.

Читайте также:  Бронхиальная астма у пенсионеров и инвалидность

Сильный кашель — первый признак бронхита

Значительно изменяется общее самочувствие ребенка – появляется выраженная вялость, сонливость с повышением температуры тела до фебрильных цифр (38-39 С), что связано с прогрессированием воспалительного процесса в трахеобронхиальном дереве, активацией респираторных вирусов и усилением интоксикации ребенка.

Активизация респираторных вирусов приводит к усугублению воспалительного процесса в носоглотке, гортани и трахее, что клинически проявляется прогрессирование ринорреи (насморка), отеку и воспалению горла – усилению боли и першения в горле.

Уменьшение просвета бронхов при ОРВИ, в связи с отеком и выраженным спазмом средних и мелких бронхов значительно уменьшает активность сокращения бронхов (перистальтику), что приводит к скоплению большого количества вязкой мокроты в нижних отделах бронхолегочной системы и нарушениям нормального дыхания. Это проявляется значительными дыхательными расстройствами – появлением поверхностного, шумного, свистящего дыхания с выраженным беспокойством малыша.

При появлении этого симптома необходима немедленная госпитализация ребенка в медицинское учреждение.

Особенно опасно появление одышки у детей грудного возраста – спазм и отек бронхиол в раннем детском возрасте прогрессирует очень быстро, просвет бронхиальных ходов не превышает 0,5 мм. Поэтому воспалительный процесс быстро охватывает большую площадь легких, значительно нарушая газообмен в легочной системе и вызывая патологические изменения в клетках головного мозга, сердечной мышце, провоцируя развитие опасных осложнений.

Заболевание может сопровождаться отдышкой

Очень опасен рецидивирующий обструктивный бронхит в детском возрасте. Он протекает намного тяжелее, в связи с тем, что бронхи при последующих воспалительных процессах имеют повышенную реактивность, спазм и отек развиваются быстрее, поэтому последствия для здоровья ребенка более опасны:

в значительной степени ухудшаются обменные процессы в клетках эпителия, межэпителиальные ткани утолщаются, поэтому работа легких ухудшается, а, бронхиты у ребенка возникают все чаще в ответ на любой инфекционный агент;

страдает иммунная система, отмечается значительное снижение, как местных защитных факторов бронхиального дерева, так и уменьшение реактивности иммунной системы малыша;

в особо тяжелых случаях, при постоянном рецидивировании бронхообструктивного процесса, особенно на фоне наследственной предрасположенности или аллергической нестабильности существует риск развития бронхиальной астмы.

Поэтому эту патологию нельзя оставлять без внимания ни в коем случае – при первых проявлениях развития осложненного течения инфекционно-воспалительного процесса у малыша – усилении кашля, ухудшении общего самочувствия и появлении минимальных дыхательных нарушений необходимо немедленно обратиться к лечащему врачу для адекватного и своевременного лечения ребенка. При неправильном или недостаточном лечении, что часто происходит при самолечении болезни, это заболевание может переходить в хроническую форму, что влечет за собою постоянные проблемы в дальнейшем. Это проявляется в виде недостаточного вентилирования легочной системы с формированием одышки при незначительных нагрузках, постоянного кашля, рецидивирующего воспаления бронхов и как следствие развития и прогрессирования хронических заболеваний легких – бронхиальной астмы, бронхоэктатической болезни, эмфиземы легких или присоединения специфических воспалительных процессов (туберкулеза легких).

Лечение этого патологического процесса комплексное, направленное не только на уменьшение кашля (что у многих родителей является самой распространенной ошибкой), а в первую очередь на устранение спазма, воспаления и отека бронхов, борьбу с инфекционным или неинфекционным агентом, взывавшим развитие болезни. Также важно укрепление иммунной системы малыша, восстановление нормальной микрофлоры кишечника и витаминотерапия.

— устранение спазма

При развитии обструктивного бронхита назначаются лекарственные средства, эффективно устраняющие спазм и отек бронхов – спазмолитики и бронхолитики.

— противокашлевые препараты

Кашель при обструктивном бронхите возникает у ребенка как защитная реакция организма, развивающаяся в связи с постоянным раздражением дыхательных путей какими-либо чужеродными агентами при одновременном наличии выраженного катарального воспаления, сужения бронхов и бронхиол и отека слизистой оболочки дыхательных путей при продукции вязкой мокроты, скапливающейся в нижних отделах трахеобронхиального дерева. Поэтому применение противокашлевых препаратов, которые угнетают кашлевой рефлекс, приводят к усилению кашля и закупорке бронхов мокротой.

В педиатрической практике противокашлевые лекарственные средства применяют только в случае выраженного сухого кашля, который значительно нарушает самочувствие и сон ребенка и под постоянным контролем специалиста.

источник

Трудно переоценить вклад медицинских сестер в лечение и реабилитацию людей, которым поставлен диагноз бронхиальная астма. Полностью вылечить человека от астмы не представляется возможным.

Однако качественный уход может способствовать значительному улучшению качества жизни и ее продлению. Об основных аспектах сестринского ухода при бронхиальной астме речь пойдет в данной статье.

Для обеспечения качественного ухода медицинские работники среднего звена должны знать этиологию, симптоматику и основные методы лечения болезни. Астма представляет собой воспалительное заболевание аллергического характера. Основным симптомом патологии можно назвать регулярно возникающие приступы удушья, развивающиеся из-за спазма бронхов.

Причины болезни неизвестны. Считается, что основным предрасполагающим фактором являются генетические особенности организма. Вероятность появления патологии увеличивается при табакокурении, недостатке веса при рождении, заражении паразитами.

Вызвать приступ удушья могут:

  • проникновение в верхние дыхательные пути аллергенов;
  • резкие запахи (дым, парфюмерия);
  • физическое перенапряжение;
  • смех или рыдания;
  • сильные стресс.

Нередко люди, страдающие бронхиальной астмой, отличаются повышенной метеочувствительностью, то есть удушье у них может быть спровоцировано резким изменением погоды.

Приступ развивается по определенному алгоритму:

  • период предвестников. Пациент кашляет, дыхание становится все более затрудненным. Кожные покровы бледнеют, может выступать холодный пот;
  • разгар приступа. Из-за спазма бронхов развивается удушье с характерным ощущением сжатия в районе грудной клетки. Пациент совершает короткие вдохи и длинные выдохи. Дыхание становится шумным, хриплым. Лицо бледнеет, если приступ затягивается кожа становится синюшной. При отсутствии своевременной помощи может развиваться астматический статус, угрожающий жизни пациента;
  • обратное развитие. Мокрота откашливается, приступ постепенно проходит, пациенту становится лучше.

Сестринский процесс включает несколько базовых этапов:

  • сбор анамнеза;
  • выявление основных проблем пациента;
  • дифференциальная диагностика, то есть исключение патологий со схожей симптоматикой, например, болезней сердца;
  • организация ухода в стационарных условиях;
  • выполнение сделанных лечащим врачом назначений;
  • получение обратной связи, то есть оценка того, насколько эффективным является уход.

На первом этапе медицинская сестра должна подробно выслушать жалобы пациента. Также очень важно выслушать его родственников: сам пациент может не придавать значения важным симптомам, которые имеют решающее значение в постановке диагноза. Объективно оценить состояние пациента помогает осмотр и наблюдение в момент развития приступа. Во время приступа пациент может испытывать острый страх и даже панику. В этом случае медсестра должна успокоить его, дать необходимое лекарство, помочь занять удобную позу.

На этапе выявления проблем медсестра должна выяснить, что именно беспокоить конкретного пациента, а также найти варианты облегчения его состояния. Например, если человек боится, что умрет во время приступа, медсестра должна провести разъяснительную беседу и рассказать о назначенных лекарствах, которые купируют приступ и снимают бронхоспазм. В случае мучительного непродуктивного кашля важно обеспечить пациенту достаточный объем питья и проследить за тем, чтобы он принимал назначенные врачом муколитики.

На этапе исключения аналогичных заболеваний важно выявить наличие признаков, которые указывают на наличие у пациента патологии, дающей аналогичную астме клиническую картину. Например, это может быть хронический бронхит, сенная лихорадка или истероидная астма.

Одним из важнейших этапов сестринского процесса является обеспечение ухода в условиях стационара. Медсестра должна следить за выполнением режима и обеспечивать всю необходимую помощь. Например, если пациент в силу возраста не может принимать пищу самостоятельно, сестра должна помочь ему в этом. Также нужно прослеживать, выполняются ли врачебные рекомендации и дает ли назначенное лечение нужные результаты.

При бронхиальной астме у ребенка медицинская сестра должна действовать следующим образом. Прежде всего требуется собрать данные о состоянии несовершеннолетнего пациента. При этом нужно выяснить:

  • с какой частотой развиваются приступы и какие факторы могут их спровоцировать;
  • какова интенсивность приступов удушья;
  • проходит ли приступ без какого-либо вмешательства;
  • какие лекарства используются для лечения.

Важно отслеживать наличие у ребенка вынужденной позы, характер одышки, наличие цианоза, тахикардии и других признаков дыхательной недостаточности.

Так как ребенок не всегда может ответить на вопросы медицинского работника, особое значение приобретает опрос его родственников. Медицинской сестре важно помнить, что родители ребенка в силу волнения и растерянности не всегда способны дать исчерпывающие ответы на заданные вопросы. Важно постараться успокоить родителей, объяснить им ситуацию и постараться создать доверительную атмосферу во время сбора анамнеза.

Медицинской сестре требуется выявить имеющиеся у пациента проблемы, например, нарушения сна, нарушения дыхания, подавленное состояние из-за вынужденного пребывания в больнице и т. д. После выявления проблем медсестра должна разработать способы их ликвидации и проследить за тем, удалось ли добиться поставленной цели.

К главным аспектам сестринского ухода при астме можно отнести:

  • организацию режима пациента;
  • организацию правильного питания больного;
  • информирование и обучение пациента;
  • мониторинг состояния больного и выполнения им всех назначений, сделанных врачом;
  • выполнение назначений, сделанных лечащим врачом.

Под организацией режима подразумевается необходимость дать подобные рекомендации относительно профилактики приступов как самому пациенту, так и его родственникам. Например, важно, чтобы в доме пациента отсутствовали ковры, в которых накапливается пыль, бытовая химия с сильными запахами, растворители и другие потенциальные аллергены. Человеку с астмой требуется избегать чрезмерных физических нагрузок и стрессов, отказаться от курения и алкоголя, соблюдать режим дня и т. д.

Под организацией правильного питания подразумевается употребление пациентом достаточного количества легкоусвояемой, питательной пищи, которая не содержит потенциальных аллергенов. При астме требуется исключить алкогольные напитки: спиртное сужает сосуды и провоцирует сильные приступы, которые могут стать причиной помещения в отделение интенсивной терапии. Некоторые формы астмы могут вызывать непереносимость аспирина. Пациент должен избегать продуктов, в состав которых входят аспириноподобные вещества (картофель, некоторые овощи, консервы и т. д.).

Очень важно обучить пациента жить с бронхиальной астмой. Несмотря на то, что эта патология неизлечима, у человека остается возможность контролировать болезнь и жить нормальной жизнью. В задачи медицинской сестры входит информирование о том, как пользоваться ингалятором, как вести себя при приближении приступа и т. д. Также требуется обучить родственников пациента действовать при развившемся у пациента астматическом приступе.

Медсестра контролирует, принимает при пациент препараты, назначенные врачом, а также отслеживает реакцию на лечение и готовит больного к процедурам (как лечебным, так и диагностическим).

После того, как пациенту поставлен диагноз, врач назначает лечение и составляет план, по которому будет оказываться необходимая помощь. В задачи медсестры входят:

  • организация правильного ухода, гарантирующего скорое выздоровление;
  • составление плана, по которому будет оказываться помощь.

Также уход включает в себя отслеживание выполнения рекомендаций, данных лечащим врачом.

К основным обязанностям медсестры можно отнести:

  • информирование пациента и его родителей относительно специфики заболевания и особенностей жизни с астмой;
  • контроль за своевременным приемом медикаментов и посещением необходимых процедур;
  • обучение правильной технику дыхания, помогающей справляться с развивающимися приступами;
  • обучение приемам снятия приступа удушья, психологическая помощь, которая помогает избавиться от страха погибнуть в момент приступа.

Медсестра должна не только следить за выполнением рекомендаций врача в момент пребывания ребенка с лечебном учреждении, но и объяснить родителям пациента, каким образом уменьшить количество приступов в будущем. Для достижения этой цели важны диета, режим дня, отсутствие стрессов и и т. д.

Медицинская сестра обязана оказывать пациенту помощь при развитии у него приступа удушья или астматического статуса.

Если у пациента развился приступ удушья, медсестра должна вести себя следующим образом:

  • проветрить помещение, усадить больного в удобное положение;
  • предложить больного задержать дыхание волевым усилием;
  • предложить пациенту ингаляцию сальбутамола или атровента (в зависимости от назначения лечащего врача);
  • ввести внутривенно раствор эуфиллина;
  • подать увлажненный кислород для снятия симптомов гипоксии.

После снятия приступа важно наблюдать за состоянием пациента в течение некоторого времени, отслеживая его дыхание, пульс, отхождение мокроты и другие параметры.

При астматическом статусе приступ удушья не удается снять привычными для пациента способами. При этом развиваются тахикардий и судороги, резко снижается давление и возникают другие симптомы, которые требуют немедленной доставки больного в отделение интенсивной терапии. Помощь при астматическом статусе включает в себя:

  • капельное введение полиглюкина, гемодеза и других препаратов по назначению врача;
  • внутривенное введение эуфиллина;
  • каждые четыре часа внутривенно вводится преднизолон.

Медицинской сестре необходимо оказывать помощь не только пациенту, но и его близким. К основным вмешательствам можно отнести:

  • информирование родственников об имеющихся рисках и способах их ликвидации;
  • создание комфортной атмосферы. Медсестра должна оказывать родственникам пациента и ребенку психологическую поддержку, успокаивать и обнадеживать их, настраивать на сотрудничество;
  • обучение родителей и ребенка (если позволяет его возраст) самостоятельному контролю за своим состоянием. В частности, важно регулярно проводить мониторинг внешнего дыхания (пикфлоуметрию) и отслеживать приближающийся приступ;
  • обучение родителей ведению дневника, в который следует заносить данные пикфлоуметрии, а также реакцию ребенка на принимаемые препараты. Такой дневник очень важен для назначения правильного лечения в случае госпитализации ребенка;
  • проведение бесед о необходимости регулярных занятий лечебной физкультурой в домашних условиях;
  • при развитии у ребенка приступа требуется обеспечить ему правильное положение (с приподнятой головой), дать ингалятор, ввести назначенные врачом препараты.

Медсестра принимает активнейшее участие в лечении и реабилитации пациентов, страдающих бронхиальной астмой. Важно, что сестра не просто помогает лечащему врачу, но и морально поддерживает больных, настраивает их на выздоровление и вселяет оптимизм, одновременно принимая на себя просветительскую роль. При этом залогом успеха является искреннее сочувствие пациентам и желание помочь им как можно скорее вернуться к нормальной жизни.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *