Меню Рубрики

Роль медицинской сестры при оказании помощи пациентам с бронхиальной астмой

Сестринский процесс при бронхиальной астме — одна из важнейших составляющих поддержки пациента, основная роль которой — сделать его жизнь нормальной, невзирая на болезнь.

Бронхиальная астма – болезнь, которая на сегодняшний день, к сожалению, является неизлечимой. Все, что может сделать медицина – это сократить количество приступов у больного и, насколько возможно, улучшить его состояние и качество жизни. Но, к сожалению, часто после постановки диагноза у пульмонолога в поликлинике или в пульмонологическом отделении больницы, человека с астмой в нетяжелой форме просто отпускают домой, не проконсультировав его надлежащим образом о том, как вести себя дальше, как жить с болезнью, какой уход за ним должен быть организован в периоды обострения. По этой причине часто болезнь усугубляется, приступы удушья учащаются и становятся более интенсивными и продолжительными, больной вновь нуждается в медицинской помощи. Страдает и его психологическое состояние – астматик чувствует себя оставленным наедине со своей болезнью, его страхи перед приступами удушья усиливаются невежеством или неосведомленностью.

В идеале, уход за астматическими больными должен осуществляться по плану. В реализации этого плана велика роль медсестры. Сестринский процесс при бронхиальной астме у взрослых и детей имеет своей целью нормализацию состояния больного и последующее его обучение самостоятельному удовлетворению его ежедневных потребностей.

Сестринский процесс при бронхиальной астме подразумевает три вида вмешательства:

  1. Такое, которое осуществляется исключительно по назначению лечащего врача, то есть зависимое. Например, только врач назначает лекарственные препараты.
  2. Такое, которое может быть осуществлено медицинской сестрой по собственному усмотрению, то есть независимое. К этой группе можно отнести измерение пульса, давления, предоставление рекомендаций по диетическому питанию.
  3. Такое, которое осуществляется исключительно медицинской бригадой, то есть взаимозависимое. Это консультации специалистов из различных областей, лабораторные исследования, прочее.

Собственно работа медицинской сестры с больными бронхиальной астмой происходит в несколько этапов:

  1. Оценка физического и психического состояния пациента.

Роль медсестры на этом этапе, во-первых, сводится к сбору информации о больном посредством опроса его самого, а также его родственников. Она задает примерно такие вопросы:

  • как часто происходят приступы удушья?
  • какие обстоятельства им предшествуют?
  • известно ли, что их провоцирует?
  • насколько они интенсивны?
  • проходят ли приступы сами по себе?
  • если нет, какими медикаментами они снимаются?
  • на что у больного есть аллергия?

Во-вторых, еще одна задача для медицинской сестры – осмотр взрослых или детей, больных астмой. Информативными показателями являются:

  • наличие или отсутствие вынужденной позы;
  • присутствие и характер одышки;
  • присутствие признаков дыхательной недостаточности (бледность, цианоз, обеспокоенность, прочее).

Также медсестра должна измерить у больного пульс и артериальное давление.

  1. Определение проблем и потребностей больного.

Тяжелая болезнь вносит коррективы в жизнь взрослых и детей. Из-за риска приступов удушья и собственно этих приступов у них возникает множество физиологических и социально-психологических проблем.

К физиологическим можно отнести:

  • ограничения в еде (доказана роль пищевых аллергенов в развитии бронхиальной астмы);
  • нарушение дыхания (оно выражается в одышке и приступах удушья);
  • нарушения сна (ночные приступы мешают многим астматическим больным нормально спать);
  • ограничения физической активности (часто приступы возникают во время физической нагрузки).

К социально-психологическим можно отнести:

  • подавленное состояние из-за самого наличия болезни;
  • присутствие страха перед следующим приступом;
  • ограниченное общение (преградами для полноценного общения у детей и взрослых, больных астмой, являются одышка, усиливающаяся во время разговора, приступы удушья в ответ на сильные эмоции, вызванные общением, возможность аллергической реакции на запах духов собеседника, прочее);
  • ограничение трудоспособности (астматикам противопоказаны работы, сопряженные с контактами с потенциальными аллергенами и вредными веществами, а также такие, которые требуют значительных физических усилий или эмоционального перенапряжения);
  • депрессии из-за невозможности самореализоваться;
  • уход в болезнь (больной живет от приступа до приступа, просит помощь даже тогда, когда она ему не нужна, считает, что из-за недуга сам абсолютно не в состоянии о себе позаботиться, что ему нужен постоянный уход со стороны окружающих, прочее).
  1. Подготовка пациента к обследованиям.

На данном этапе роль медицинской сестры – проинформировать больного о необходимости провести ту или иную манипуляцию (провести забор крови, мокроты, прочее), получить его согласие на эту манипуляцию, подготовить самого пациента и оснащение для проведения процедуры.

Исходя из диагноза, результатов обследования, собранной медицинской сестрой информации, она совместно с врачом и самим больным бронхиальной астмой составляет план, по которому ему будет оказана последующая помощь (в решении этих проблем) и организован правильный уход (с целью стабилизации состояния больного и профилактики у него новых приступов удушья).

Сестринский процесс при бронхиальной астме, в рамках ухода за больным, направлен на оказание ему помощи в решении выявленных у него при сборе информации физиологических проблем, а также стабилизацию его психологического состояния. Медсестра осуществляет следующие действия:

  1. Информирует больного. Медсестра проводит с пациентом беседу с целью предоставить ему максимально полную, доступную информацию о заболевании. Она может порекомендовать ему соответствующую литературу, обучающие фильмы, например, «Жизнь с астмой».
  2. Обучает правильной технике дыхания.

Правильное дыхание играет первостепенную роль в профилактике новых приступов удушья. Здесь необходимо научить взрослых и детей:

  • в спокойном состоянии и при отсутствии физической нагрузки вдыхать и выдыхать воздух;
  • делать небольшие паузы между выдохом и последующим вдохом;
  • дышать полной грудью.
  1. Учит осуществлять самоконтроль над своим состоянием и пользоваться пикфлуометром.

Пикфлуометр – это компактный аппарат, используя который, больной бронхиальной астмой сможет самостоятельно определить функцию внешнего дыхания. Этот прибор выдает два показателя выдоха – его пиковую и максимальную скорость.

Регулярное использование пикфлуометра играет важную роль в определении приближения очередного приступа удушья, а также того, насколько эффективной была оказанная медицинская помощь.

Если измерения показывают прогрессирующее возрастание скорости выдоха, можно сделать вывод, что помощь была адекватной, лечение произвело эффект.

Если бронхиальная астма обостряется, бронхиальный просвет сужается, скорость выдоха уменьшается. В данном случае есть шанс забить тревогу еще до того, как приступ случился, и предпринять меры по его предотвращению.

  1. Дает рекомендации касательно диетического питания.

Медсестра должна побеседовать с пациентом на тему питания при бронхиальной астме, рассказать ему, какую роль в ухудшении его состояния может сыграть употребление продуктов, являющихся аллергенами.

Важно настроить больного на то, что некоторые ограничения на продукты питания вовсе не означают, что он не сможет в полной мере удовлетворять свои потребности в еде. Его питание по-прежнему достаточное и разнообразное.

  1. Учит купировать приступы удушья, помогает избавиться от страха смерти во время них.

Часто больной боится, что может умереть во время приступа удушья, так как помощь ему не будет оказана или будет оказана поздно. Душевное волнение лишь усиливает и продлевает приступ. Роль медицинской сестры – объяснить больному, что именно от его поведения во многом зависит то, как быстро и успешно его состояние стабилизируется. Она должна объяснить ему необходимость взять себя в руки, научить, каким образом он может помочь себе сам (расстегнуть воротник, обеспечить себе доступ свежего воздуха, расслабиться). Она показывает ему, как пользоваться карманным ингалятором, чтобы купировать приступ.

  1. Учит, как вести себя после приступа.

Часто после приступа у детей и взрослых на некоторое время сохраняется влажный кашель. Помочь мокроте выделиться можно: теплым питьем, приемом муколитиков (Мукалтин, Амброксол, Бромгексин), ингаляциями с бронходилататорами (например, с Вентолином). Если из-за приступа повысилось артериальное давление или появилась тахикардия, лучше обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Важно помнить, что самолечение бета-блокаторами может стать причиной нового приступа.

  1. Подчеркнуть необходимость выполнения врачебных рекомендаций. Часто бронхиальная астма, невозможность ее излечения, настолько пугает больных, что они перестают доверять традиционной медицине и прибегают к лечению народными средствами. Медсестра должна максимально доходчиво объяснить им, что в случае с этой болезнью любые нетрадиционные методы неэффективны. Не стоит терять на них время и усугублять болезнь.

Если астмой болен ребенок, медсестра должна проинформировать его родителей, как они могут предотвращать у него приступы удушья, как должны вести себя во время приступов, какую помощь ребенку оказать. Она выдает им памятку.

Становится понятным, насколько активное участие медицинская сестра принимает в уходе и реабилитации при бронхиальной астме. В данном случае она является не только помощником лечащего врача, но также своего рода просветителем и моральной поддержкой для больных.

источник

Особенности клинических проявлений бронхиальной астмы в детском возрасте. Факторы, предрасполагающие к развитию бронхиальной астмы у детей. Диспансеризация детей с бронхиальной астмой. Анализ работы медицинской сестры педиатрического отделения.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Читайте также:  Основной симптом при заболевании бронхиальной астмы

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПО ПРОБЛЕМЕ БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА У ДЕТЕЙ

1.1 Особенности клинических проявлений бронхиальной астмы в детском возрасте

1.2 Факторы, предрасполагающие к развитию бронхиальной астмы у детей

1.3 Роль медицинской сестры в оказания первичной медицинской помощи

1.4 Диспансеризация детей с бронхиальной астмой

1.5 Диета при бронхиальной астме детского возраста

1.6 Профилактика бронхиальной астмы у детей

ГЛАВА 2. анализ работы медицинской сестры педиатрического отделения ПРИ УХОДЕ ЗА ДЕТЬМИ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

2.1 Анализ статистических данных на примере педиатрического отделения №1 ОГБУЗ «Областная детская клиническая больница» г. Белгород

2.2 Исследование профессиональной деятельности медицинских сестер при бронхиальной астме у детей

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность данной проблемы состоит в том, что бронхиальная астма — проблема мирового масштаба. От этого серьезного заболевания страдают люди всех возрастов и во всех странах мира. У детей она развивается с большей вероятностью, чем у взрослых, но первый приступ может возникнуть в любом возрасте.

За последние годы во всем мире, в том числе и в России, отмечена тенденция к увеличению заболеваемости бронхиальной астмой и к её более тяжелому течению. Большинство медицинских работников, так или иначе имеют дело с больными бронхиальной астмы.

Бронхиальная астма у детей обычно развивается в раннем детстве. Более чем у 3/4 детей, у кого появились симптомы астмы до 7 лет, к 16 годам признаки бронхиальной астмы могут исчезнуть.

Бронхиальная астма появляется после обструктивной болезни легких второй по распространенности болезнью системы дыхания у человека. В последние десять лет ВОЗ предприняла целый ряд инициатив в разработке глобальной стратегии по борьбе с бронхиальной астмой.

В настоящее время бронхиальную астму у детей рассматривают как хроническое заболевание, основу которого составляют аллергическое воспаление дыхательных путей.

Необходимо подчеркнуть, что эти программы ВОЗ оказались одними из наиболее эффективных. В настоящее время она используется как позитивная модель в решении вопросов профилактики и лечения и других заболеваний, и не только системы дыхания.

Эта инициатива ВОЗ исходила из того факта, что бронхиальная астма является нарастающей проблемой. За исторически очень короткий отрезок времени эта болезнь вошла в число наиболее часто регистрируемых хронических заболеваний у детского возраста. С учетом этого была выбрана тема данной работы — «Роль медицинской сестры при бронхиальной астме».

Целью работы является определение роли медицинской сестры при сестринском уходе за детьми с бронхиальной астмой.

Для достижения данной цели исследования поставлены следующие задачи:

— провести теоретический анализ у детей и родителей детей по проблеме бронхиальная астма;

— овладение приемов уменьшения приступов бронхиальной астмы;

— проведение исследования профессиональной деятельности медицинских сестер педиатрического отделения № 1 в ОГБУЗ «Областная детская клиническая больница» г. Белгорода.

Для решения поставленных задач использовали объект исследования медицинских сестер педиатрического отделения №1 ОГБУЗ «Областная детская клиническая больница» г. Белгорода.

Предмет исследования: медицинская сестра, участвующая в уходе за детьми с бронхиальной астмой.

-научно-теоретический анализ медицинской литературы по данной теме;

-субъективный метод клинического обследования пациента (сбор анамнеза);

-объективные методы обследования пациента (физикальные, инструментальные, лабораторные);

-биографические (анализ анамнестических сведений, изучение медицинской документации);

-психодиагностический (беседа с родителями).

Практическая значимость состоит в определении роли медицинской сестры, направленной на профилактику бронхиальной астмы у детей.

Гипотеза исследования средний медицинский персонал играет существенную роль при уходе за детьми с бронхиальной астмой.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.

Во введении определяется актуальность исследования, создаются цели и задачи, определяется объект и предмет исследования, гипотеза и задачи исследования.

В первой главе изучается научная литература, монографии по роли медицинской сестры, в уходе за детьми с бронхиальной астмой.

Во второй главе исследуется практический анализ деятельности медицинских сестер, направленной на уход за детьми с бронхиальной астмой, применяются методы исследования: статистические данные, ранжирование, анкетирование.

В заключении проводится анализ полученных данных.

В списке используемых источников перечисление авторов и монографии, которые использовались в исследовательской работе.

В приложение входит вспомогательный материал, не вошедший в основную часть курсовой работы из-за своего незначительного объема и справочного содержания информации.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПО ПРОБЛЕМЕ БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА У ДЕТЕЙ

1.1 Особенности клинических проявлений в детском возрасте

Бронхиальная астма — это заболевание, при котором повышается возбудимость и реактивность бронхов, что приводит к их отеку и спазму, и в результате возникает затруднение дыхания. Приступы удушья чаще развиваются ночью или в предутренние часы и начинаются с мучительного кашля с трудно отходящей мокротой. Появляется одышка, для которой характерен затрудненный выдох. В легких прослушиваются разнообразные сухие и влажные хрипы.

У больного ребенка синеют губы, он принимает вынужденную позу, пытаясь облегчить свое состояние, в дыхании участвуют вспомогательные мышцы. Такими симптомами характеризуется развернутый приступ бронхиальной астмы.

Преобладающей формой бронхиальной астмы у детей является атопическая астма. Аллергеном чаще всего становится домашняя пыль, пыльца растений, шерсть животных. В ряде случаев бронхиальной астме сопутствует пищевая аллергия, особенно у детей первых лет жизни.

Многие дети плохо переносят низкие температуры, бытовую химию и табачный дым. Кроме того, вирусные заболевания резко повышают чувствительность бронхов к разнообразным раздражителям. Определенную роль в развитии болезни принадлежит наследственной предрасположенности.

Особенности развития у детей

При подозрении на астму обратите внимание на следующие признаки:

* Сильный кашель во время сна или после физических нагрузок.

* Хрипы в легких, свистящее дыхание, затрудненный выдох.

* Одышка после занятий спортом.

* Жалобы на стеснение в груди, нехватку воздуха.

Острые заболевания дыхательных путей (например, бронхит) могут сопровождаться хрипами и даже затруднением дыхания, поэтому иногда непросто поставить правильный диагноз.

Врачу понадобится некоторое время для обследования и установления диагноза. В этот период вас могут попросить записывать симптомы, которые появляются у вашего малыша, и следить за их развитием. Необходимо будет указывать, что в том или ином случае явилось провокацией для их возникновения.

Во время приступа клиническая картина выглядит очень характерно. Для выявления значимых аллергенов в межприступном периоде делают кожные пробы или определяют специфические антитела (Ig E) в анализе крови.

Основные симптомы приступа бронхиальной астмы — одышка, чувство нехватки воздуха, свистящее дыхание, приступообразный кашель с тягучей прозрачной мокротой (мокрота отходит тяжело), экспираторная одышка, вздутие грудной клетки, в наиболее тяжёлых случаях — удушье.

У детей раннего возраста эквивалентами приступа бронхиальной астмы могут быть эпизоды кашля ночью или в предутренние часы, от которых ребёнок просыпается, а также затяжной повторный обструктивный синдром с положительным эффектом бронхолитиков. Бронхиальная астма у детей нередко сочетается с аллергическим ринитом (сезонным или круглогодичным) и атопическим дерматитом.

Следует учитывать, что при обследовании больного аускультативных изменений может и не быть. Вне приступа при спокойном дыхании хрипы выслушивают лишь у небольшой части больных.

Тяжёлый приступ сопровождается выраженной одышкой (ребёнок с трудом говорит, не может есть) с ЧДД более 50 в минуту (более 40 в минуту у детей старше 5 лет), ЧСС более 140 в минуту (более 120 в минуту после 5 лет), парадоксальным пульсом, участием вспомогательной мускулатуры в акте дыхания (у грудных детей эквивалент участия вспомогательной мускулатуры — раздувание крыльев носа во время вдоха). Положение ребёнка в момент астматического приступа вынужденное (ортопноэ, нежелание лежать).

Отмечают набухание шейных вен. Кожные покровы бледные, возможны цианоз носогубного треугольника и акроцианоз. Аускультативно выявляют свистящие сухие хрипы по всем полям лёгких, у детей раннего возраста нередко бывают разнокалиберные влажные хрипы (так называемая «влажная астма»). Пиковая объёмная скорость выдоха (ПОС) составляет менее 50% возрастной нормы. К признакам, угрожающим жизни, относят цианоз, ослабление дыхания или «немое» лёгкое, ПОС менее 35%.

Тяжесть течения астмы (лёгкая, среднетяжелая, тяжёлая) оценивают исходя из клинических симптомов, частоты приступов удушья, потребности в бронхолитических препаратах и объективной оценки проходимости дыхательных путей.

1.2 Факторы, предрасполагающие к развитию бронхиальной астмы у детей

-аллергены (аллергены животных, домашняя пыль и др.);

-инфекция верхних дыхательных путей;

-медикаменты (аспирин, адреноблокаторы);

Читайте также:  Что значит смешанная астма

-факторы внешней среды (изменение погодных условий);

В зависимости от вида аллергена, вызвавшего сенсибилизацию организма (инфекционный или неинфекционный).

Различают три формы бронхиальной астмы:

-инфекционно-аллергическая(обязательное присутствия хронического очага инфекции);

При выявлении сенсибилизации как к инфекционным, так и к неинфекционным аллергенам говорят о смешанной форме заболевания.

1.3 Роль медицинской сестры в оказания первичной медицинской помощи

Если приступ бронхиальной астмы обусловлен аллергической реакцией, то в первую очередь медицинская сестра ограничивает контакт больного с аллергеном.

* Расстегивает ребенку ворот одежды или пояс. Это позволит немного облегчить дыхательный процесс.

* Если ребенок находится в помещении, то следует открыть окно или форточку для обеспечения притока свежего воздуха и выветривания возможного аллергена.

* Медицинская сестра помогает больному присесть, ноги при этом должны быть опущены вниз. Сидячее положение позволит легким значительно улучшить дыхательный процесс.

* Следует успокоить пациента. Поговорить на отвлеченные темы или рассказать, что во время приступа астмы нечего бояться.

* Если приступ только начался, то можно воспользоваться горячими ванночками. В теплую воду (40-45 градусов) можно опускать как руки, так и ноги (не более 10-15 минут).

* Затем следует купирование приступа бронхиальной астмы. Для этого медицинская сестра готовит противоастматическими средствами (карманные ингаляторы, небулайзер, медикаментозные препараты). Если ребенок сам не в состоянии выполнить эти действие, то необходимо помочь ему (примерно 2 вдоха на 1 минуту).

* Рекомендует производить теплое питье (вода, молоко), которое необходимо пить небольшими глоточками. Чтобы согреть больного ребенка можно укутать его пледом, поставить горчичники или банки.

* Обучает родственников легкого массажу. Помассирует пострадавшему в области крыльев носа, это позволит снизить развитие одышки.

* Если приступ случился впервые или после оказанной помощи больному не становится лучше, вызывает бригаду скорой помощи.

1.4 Диспансеризация детей с бронхиальной астмой

Поскольку бронхиальная астма является хроническим заболеванием с периодами обострения и ремиссии, больные нуждаются в постоянном наблюдении.

Медикаментозное лечение также нуждается в постоянной коррекции в зависимости от тяжести болезни.

При легком и среднетяжелом течении необходимо осматриваться у пульмонолога или терапевта 2-3 раза в год, а при тяжелом — 1 раз в 1-2 месяца.

В развитии бронхиальной астмы большую роль играет аллергическая реакция на инфекционные и другие агенты, поэтому таким пациентам показаны консультации аллерголога (1 раз в год).

При бронхиальной астме отмечаются нарушения со стороны нервной системы, поэтому желательно раз в год проходить осмотр у психотерапевта. Для санации очагов хронической инфекции нужно регулярно (не реже 1 раза в год ) посещать отоларинголога и стоматолога.

Нужно 2-3 раза в год сдавать общий анализ крови и мокроты для выявления воспалительного процесса в бронхолегочной ткани.

Для определения функционального состояния дыхательной системы 2 раза в год необходимо выполнять спирографию.

1.5 Диета при бронхиальной астме детского возраста

Главный принцип, который преследует диета, заключается в исключении из рациона питания продуктов, способных вызвать или усилить аллергию.

Потенциально аллергенными являются:

· рыба и другие морепродукты;

Именно эти продукты запрещены ребенку, страдающему бронхиальной астмой, и не должны присутствовать в его рационе в периоде обострения заболевания. Также стоит ограничить употребление:

· куриного, говяжьего и свиного мяса.

Эти продукты усиливают симптомы при аллергическом рините, дерматите и провоцируют зуд кожи.

В течение дня организму нужно получать полноценный рацион пищи. Здоровому ребенку и больному с астмой жизненно необходимы белки, жиры, углеводы, микроэлементы.

Они обеспечивают их нужным зарядом сил и энергии для адекватного роста и развития. У детей различного возрасту нужно минимизировать употребление легкоусвояемых углеводов, ведь они не только могут вызвать аллергию, но приведут к обострению симптомов заболевания.

Больному ребенку с бронхиальной астмой, для полноценного питания, рекомендуют регулярно употреблять блюда из продуктов:

· мясо кролика, телятины, индюшки;

· фрукты и овощи различной кулинарной обработки (капуста, картофель, огурец, кабачок, груша, яблоко);

· каши (гречневая, рисовая, овсяная, перловая);

· растительные масла (кунжутное, оливковое, кукурузное, подсолнечное);

· кисломолочные продукты (йогурт с низким содержанием сахара, ряженка, нежирный кефир);

· компоты и отвары из фруктов и ягод, негазированная минеральная вода.

Витамины и микроэлементы будут поступать в организм малышей из овощей и фруктов, а ненасыщенные жирные кислоты — со сливочным и растительными маслами.

Особенности детского диетического питания:

Диета, страдающего бронхиальной астмой малыша, не должна содержать продукты, в состав которых входит тирамин и гистамин. Эти вещества при аллергическом рините или другом виде аллергии усугубляют их проявления.

Наибольшее содержание гистамина и тирамином отмечается в твердых сырах (чеддер, рокфор, камамбер), квашеной капусте, говяжьих сосисках и сардельках, рыбных консервах, копченых колбасах. Эти продукты противопоказаны больным астмой, как при ее обострении, так и в период ее ремиссии.

У детей с бронхиальной астмой, пища не должна солиться. Она готовится без использования различных усилителей вкуса и пряностей. Лук, чеснок, перец и горчица раздражают слизистую оболочку кишечника и вызывают в ней воспаление.

1.6 Профилактика бронхиальной астмы у детей

бронхиальный астма медицинский сестра

Первичная профилактика болезни — сочетание мероприятий, направленных на предупреждение возникновения патологии. С ее помощью снижается риск развития бронхиальной астмы.

Учитывая причинные факторы появления заболевания, стоит выделить аллергическую, инфекционно-аллергическую формы. Зная это, достаточно существенно снизить длительность, частоту контактов малыша с аллергенами, инфекционными агентами, не допуская хронизации болезни.

Первичная профилактика бронхиальной астмы у грудничков заключается в предотвращении формирования аллергического ответа в виде сыпи, диатеза, зуда, слезотечения.

С целью профилактики необходимо:

· своевременно вводить разрешенные по возрасту прикормы, исключая высокоаллергенные продукты. Осторожно следует добавлять яйца, соки, сладости.

· отдавать предпочтение грудному вскармливанию, особенно в первое полугодие, что обуславливает становление микрофлоры малыша, укрепление иммунной защиты.

· обеспечить комфортные условия проживания для малыша — исключить табачный дым, контакт с животными, проводить влажные уборки, часто проветривать комнаты, использовать гипоаллергенные шампуни, порошки.

· укреплять иммунитет, проводя достаточно времени на свежем воздухе, применять закаливание, массаж.

Более взрослым ребятам рекомендуется:

· поддерживать чистоту в квартире;

· избегать влияния табачного дыма;

· уделять время полноценному сну, физической активности;

· ежедневно прогуливаться на свежем воздухе;

· ограничить употребление «нездоровой» пищи, например, сухариков, чипсов, газированных напитков.

Предупреждение прогрессирования астмы:

В случае диагностирования «предастмы» у людей с отягощенной наследственностью, склонным к аллергиям необходимо проводить мероприятия по предотвращению дальнейшего развития патологии.

Вторичная профилактика бронхиальной прогрессированной астмы у детей позволяет избежать появления выраженных симптомов астмы.

К основным направлениям относится:

· своевременный визит к педиатру, аллергологу, пульмонологу для диагностики, подбора лечения;

· ограничить контакт с животными, пыльцой в весеннем периоде;

· отказ от курения, влияния табачного дыма;

· исключение высокоаллергенных продуктов;

· вовремя лечить легочную патологию, предупреждая хронизацию процесса;

· выполнение дыхательной гимнастики, массажа, физических упражнений.

Если же бронхиальная астма была диагностирована первичной и вторичной стадией, рекомендуется третичная профилактика.

Третичная профилактика представляет собой сочетание мероприятий, предупреждающих возникновение осложнений. Профилактика приступов бронхиальной астмы осуществляется с помощью медикаментов, дыхательных, физических упражнений.

Малыш перед приступом может становиться раздражительным, плаксивым. Такое состояние называется «аура», она предшествует возникновению приступообразного кашля, удушья.

Включает использование лекарственных средств, контролирующих активность патологического процесса, предупреждая развитие приступа.

Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме используется в качестве профилактической методики для предупреждения прогресса патологии, возникновения приступов.

Эффективность упражнений зависит от правильности выполнения, регулярности, учитывая состояние малыша. Гимнастика помогает укрепить организм, снизить реактивность бронхов и дозировки используемых медикаментов. Кроме того обогащение кислородом крови уменьшает одышку, хрипы, нормализует обменные процессы.

Упражнения можно выполнять по методике Бутейко, Стрельниковой, с помощью специальных тренажеров. В среднем занятие продолжается полчаса. Также можно выполнять комплекс трижды в сутки по 5- 10 минут.

Противопоказано проведение гимнастики на улице в плохую погоду, запыленном помещении, после интенсивного бега. Начинать занятия нужно с задержки дыхания с последующим спокойным дыханием.

Комплекс упражнений должен быть подобран врачом, основываясь на тяжести астмы, состоянии здоровья малыша, его возрасте.

Физкультура при бронхиальной астме предупреждает возникновение осложнений, например, эмфиземы, деформации грудной клетки. Она помогает повысить эластичность легочной ткани, обеспечивая полноценный акт дыхания.

Помимо этого упражнения стимулируют отхождение мокроты, нормализуют соотношение вдоха, выдоха. К противопоказаниям относится декомпенсированная сердечная, легочная недостаточность, астматический статус.

Вначале выполняются упражнения с участием мелких, средних мышечных групп, затем добавляют движения конечностями, ходьбу. При бронхиальной астме запрещено задерживать дыхание более чем на 5-7 секунд. Упражнения необходимо выполнять на выдохе.

Читайте также:  Можно ли астму лечить содой

При ремиссии комплекс упражнений при бронхиальной астме включает дополнительную нагрузку в виде отягощения, сопротивления, с использованием снарядов.

Помимо физической активности широко применяется массаж, галотерапия, физиотерапевтические процедуры, курортное лечение, климато-, бальнеотерапия. Учитывая аллергическую природу происхождения бронхиальной астмы, не стоит забывать об укреплении иммунной системы, что не только поможет справиться с болезнью, но и предотвратит появление другой патологии.

Глава 2. АНАЛИЗ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПРИ УХОДЕ ЗА ДЕТЬМИ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

2.1 Анализ статистических данных на примере педиатрического отделения №1 ОГБУЗ «Областная детская клиническая больница» г. Белгород

Исследование проводилось на базе педиатрического отделения №1 ОГБУЗ «Областная детская клиническая больница» г. Белгород.

Педиатрическое отделение на 40 коек работает с 1976 года и выполняет функции оказания высокоспециализированной помощи детям области с различной патологией.

Структура коек представлена следующим образом:

В основном на нефрологические койки госпитализируются дети с различными вариантами гламерулонефрита; обменными нефропатиями, инфекцией мочевыводящих путей (хронический цистит, хронический пиелонефрит различного генеза); дети, страдающие дисфункцией мочевого пузыря, а также «беспричинной» гематурией.

Объем проводимых в отделении обследований включает развернутый биохимический анализ мочи, иммунологический спектр крови вне больницы, функциональные исследования мочевого пузыря, ультразвуковую диагностику, включая допплерографию, ренттгеноурологическое обследование, компьютерную томографию.

В отделении, как правило, проводится комплексное обследование больных с привлечением врачей и других специальностей.

Чаще всего это отоларинголог, уролог, гинеколог, окулист, а также врач-стоматолог.

На эндокринологических койках оказывается помощь детям при следующих патологиях:

· при патологии роста проводится дифференциальная диагностика конституционально-самотогенных, генетических и эндокринологических форм задержки роста;

· при врожденной дисфункции коры надпочечников проводится полный гормональный контроль с подбором дозы заместительной терапии на всех этапах детства и подросткового периода;

· при заболеваниях щитовидной железы проводится сканирование вне детской областной больницы, пункциональная биопсия.

Больным с сахарным диабетом в отделении проводится подбор инсулина. Функционирует «Школа диабета», которая призвана обучать больного и родителей пониманию своего заболевания и оказания неотложной помощи.

На пульмонологические койки госпитализируются дети для уточнения наличия хронических воспалений в легких, т.е. для проведения бронхоскопий, бронхографий, СКТ-легких, а также дети с бронхиальной астмой, с подозрением на муковисцедоз.

На педиатрические койки дана возможность госпитализировать детей с другой патологией (заболеваниями ЖКТ, кардиопатией, с заболеваниями суставов, сепсисом).

Для изучения проблем пациентов педиатрического возраста я провела анкетирование и проанализировав статистические данные я выявила, что БА стоит на 2 месте после заболеваний ЖКТ. Данные предоставлены в приложении №1 диаграмма №1.

Так же, проанализировав статистические данные за 5 лет, я выявила, что дети 4-7 и 8-15 лет болеют бронхиальной астмой чаще, чем дети других возрастов. Данные предоставлены в приложении №1 диаграмма № 2.

Среди детей с бронхиальной астмой играет наследственный фактор в развитии заболевания 75%, в 12% роль играет экологические факторы, в 7% аллергический фактор, 6% инфекция верхних дыхательных путей. Данные предоставлены в приложении №1 диаграмма № 3.

По результатам анкетирования мы выяснили, что из 13 страдающих бронхиальной астмой, находящихся в стационаре, 12 соблюдают диету и режим приема препаратов.

2.2 Исследование профессиональной деятельности медицинских сестер при бронхиальной астме у детей

Для того что бы выявить качество работы медицинской сестры, мной была составлена анкета-интервью, содержащая 12 вопросов, которая заполнялась методом опроса, представленная в приложении №2.

В обязанности медицинской сестры входит информирование пациентов о заболевании, при проведении опроса, на вопрос: «Источник получения информации о заболевании» , 80% ответили — медицинская сестра/врач, 5% — интернет, 15% — Астма-школа. Данные предоставлены в приложении №2 диаграмма № 4.

Уход за больным ребенком является составной частью лечебного процесса и обеспечивает не только высокую эффективность комплекса терапевтических мероприятий, но и полное выздоровление больного. В стационаре уход за больным ребенком осуществляют медицинские работники и родственники больного. Взаимоотношения врачей, среднего и младшего медицинского персонала между собой, с больным ребенком и его родственниками должны базироваться на этико-деонтологических принципах.

Особенность педиатрии заключается в том, что помимо работы с ребенком медицинской сестре приходится работать и с его родителями и родственниками с той целью, чтобы донести до них потребности и нужды малыша. Современные родители, к примеру, до рождения малыша могут даже не подозревать о тех трудностях, нуждах и потребностях, которые ему необходимы. Обучить родственников особенностям ухода, объяснить проблемы ребенка в конкретном возрасте — это и есть задача медсестры педиатрического отделения.

Исходя из исследования, видно, что 96% родителей и родственников получили достаточно информации об особенностях ухода за ребенком с бронхиальной астмой, 4% затруднились ответить. Данные предоставлены в приложении №2 диаграмма № 5.

На вопрос, — «Какие качества преобладают в медицинском персонале?» 97% ответили, что это доброта, чуткость, отзывчивость, 3% затруднились ответить. Данные предоставлены в приложении №2 диаграмма № 6.

Мной был проведен анализ статистических данных в педиатрическом отделении №1 ОГБУЗ «Областная детская клиническая больница» г. Белгорода и на основании предоставленных данных, можно сделать вывод, что бронхиальная астма на сегодняшний день стоит на втором месте после заболеваний ЖКТ. Так же, в развитии заболевания в 75% случаев наследственный фактор на первом месте, а возникает это заболевание у детей чаще в 4-7 лет, чем в другом возрасте.

При проведении анализа профессиональной деятельности медицинской сестры педиатрического отделении №1 ОГБУЗ «Областная детская клиническая больница» г. Белгорода, было выявлено, что основным источником информации о заболевании является медицинский персонал. Я сделала вывод, что медицинская сестра играет неотъемлемую роль в лечении заболевания и уходе за пациентом.

Так же, 96% родителей и родственников получили достаточно информации об особенностях ухода за ребенком с бронхиальной астмой, а 97% родителей считают, что в медицинском персонале преобладают такие качества как доброта, отзывчивость, чуткость.

Бронхиальная астма — хроническое рецидивирующее заболевание с преимущественным поражением дыхательных путей, характеризующееся изменённой реактивностью бронхов вследствие иммунологических или неиммунологических механизмов. Обязательным проявлением бронхиальной астмы являются приступы удушья экспираторного характера или астматческий статус, обусловленные прежде всего бронхоспазмом, гиперсекрецией и отёком слизистой оболочки бронхов.

В клиническом течении заболевании выделяются предастма и клинически оформленная астма (иммунологическая и неиммунологическая формы). Кроме того, следует учитывать основные патогенетические варианты бронхиальной астмы (атопический, инфекционный, аутоиммунный, дисгормональный, нервно-психический). По тяжести течения бронхиальная астма делится на лёгкую, средней степени тяжести и тяжёлую. В определении тактики лечения имеет значение фаза течения заболевания (обострение и ремиссия) и осложнение.

В последнее время очень большое внимание уделяется обучению пациентов. Поскольку бронхиальная астма — заболевание хроническое, требующее постоянного мониторинга и коррекции терапии, пациент должен многое знать и уметь сам. С момента установления диагноза надо дать больному подробную информацию о сути заболевания, причинах обострения, механизмах действия основных лекарственных препаратов, побочных эффектах, чтобы по возможности их избегать, обучить самоконтролю за самочувствием. Задача медицинских работников состоит в создании позитивного отношения пациента к активному участию в лечебном процессе. С этой целью во многих учреждениях амбулаторного типа создаются школы для больных бронхиальной астмой.

Современный ступенчатый подход к лечению бронхиальной астмы включает в себя одновременно и терапию, и профилактику обострений заболевания, а так же значительно снижает риск осложнений. Участие пациента в лечебном процессе позволяет свести к минимуму влияние неблагоприятных этиологических факторов на организм.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зелинская Д.И. Философия сестринского дела в педиатрии.// Медицинская сестра. 2011.- с. 3-6

2. Обзор Доклада о Соглашении в отношении диагностики и лечения бронхиальной астмы// Русский медицинский журнал 2011 №4-с.24-28

3. Серия учебной литературы «Образование медсестер» издательский дом «Гэотар-мед» Эдмонтон Канада. Москва 2011, Модуль 2,10,15

4. Соколова Н.Г., Тульчинская В.Д. Сестринское дело в педиатрии.- Ростов н/Д.: Феникс, 2012. — 113 с.

5. Таточенко К.М., Рачинский А. Г, Болезни органов дыхания у детей — М. Медицина 2012 — 321с.

6. Шлыкова М.Н., Петрова А.И. Обучение в астма-школе.//Медицинская сестра.2011.-№4- с.9-12

7. Эрман М.В. «Лекции по педиатрии»- С.-Петербург, 2011г.-470с

8. Н. А. Мокина Немедикаментозная терапия бронхиальной астмы у детей. Современное состояние проблемы. — в: Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры, №3, 2013.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *