Меню Рубрики

Самоконтроль пациента при бронхиальной астме

Эти приборы называются пикфлоуметрами. Мы думаем, что немногие из наших читателей их видели. Между тем во всем мире они очень распространены. Если каждый больной гипертонией должен иметь аппарат для измерения артериального давления, то каждый болеющий астмой должен иметь такой аппарат. Они уже есть в России, и мы должны знать, зачем пикфлоуметр нужен и как им пользуются.

Когда людям с астмой определяют функцию легких, среди разных показателей им определяют пиковую, или максимальную скорость выдоха, то есть максимальную скорость, с которой больной способен выдохнуть воздух из легких. По-английски этот показатель называется пикфлоу (peak flow), то есть, «максимальный поток». От этого и название аппарата — пикфлоуметр. Максимальная скорость выдоха зависит от многого, но самое главное — она показывает, насколько сужены бронхи. Очень важно, что изменения этого показателя часто идут впереди ощущений больного, поэтому, увидев уменьшение или увеличение скорости, больной может предпринимать определенные действия еще до того, как существенно изменится его самочувствие. Для чего используют пикфлоуметр?

1. Для того чтобы объективно определить, насколько эффективно лечение.
Предположим, вам назначены лекарства. Вы регулярно (дома или в больнице) измеряете с помощью аппарата пиковую скорость и смотрите, как она изменяется. Если она постепенно, день ото дня, возрастает, значит, назначенное лечение эффективно, даже если вы этого пока не слишком замечаете. Если показатель остается без изменений, значит, назначенная терапия не приносит должного эффекта, и надо изменить или усилить лечение. Эти решения в конечном итоге должен принимать врач, однако больной обязательно должен также ориентироваться в изменениях этих показателей.

2. Для того чтобы постоянно следить за состоянием своих бронхов и вовремя замечать их прогрессирующее сужение (то есть наступление обострения заболевания).
Применяя постоянно пикфлоуметр, ваш лечащий доктор и вы сами установите, какой показатель станет для вас нормальным, при каких значениях надо изменять лечение, а когда необходимо срочно обращаться за медицинской помощью. Еще раз подчеркнем, что снижение скорости выдоха опережает ощущения, поэтому аппарат вовремя (на ранних стадиях) покажет, что у вас наступает обострение заболевания.

3. Для того чтобы выявить закономерности своей болезни. Многие больные астмой знают, что даже на фоне хорошего самочувствия имеются изменения дыхания, закономерности появления которых выявить порой трудно. Кроме того, некоторые пациенты не могут ответить на вопрос, отчего возникают их приступы удушья. Даже доктора в ряде случаев не знают ответа. Проводя почасовое или ежедневное наблюдение за своими бронхами с помощью пикфлоуметра, одновременно отмечая, в каких условиях вы находитесь, какие лекарства принимаете, какую пищу едите, вы выявите такие закономерности, о которых ни вы, ни, порой, ваш доктор даже не подозревали. Предположим, вы идете на работу, в течение рабочего дня у вас пиковая скорость выдоха постепенно увеличивается. Дома вы с помощью пикфлоуметра отмечаете, что этот показатель у вас снижается. Посоветуйтесь с врачом, нет ли у вас дома аллергена, на который вы реагируете, например, домашняя пыль, шерсть кошки или корм для аквариумных рыбок. Может быть другая ситуация. Например, вы уходите на работу, и скорость уменьшается с того момента, как вы заняли свое рабочее место. Может быть, в этом случае, неблагоприятное вещество находится у вас на работе. Вы приняли от головной боли анальгин — после этого начала снижаться пиковая скорость выдоха. Возможно, это лекарство вам противопоказано. У вас регулярно снижается скорость после еды — нет ли пищевой аллергии? И так далее.

Обычно к пикфлоуметрам придаются дневники — суточный и недельный. Суточный дневник вы заполняете, измеряя пиковую скорость каждые два часа, недельный — ежедневно в течение недели два или три раза в день. В течение определенного периода времени постоянно определяют свой показатель, выявляя закономерности, а потом пикфлоуметр используют гораздо реже, для периодической проверки состояния своих бронхов, а также при всех случаях ощущения ухудшения дыхания.

Обычно к каждому аппарату прилагается подробная инструкция, однако общие правила пользования пикфлоуметрами мы упомянем сейчас.

Типы пикфлоуметров бывают разные, однако используют их все одинаково, делая резкий выдох в прибор. Стрелка, отклонившись, укажет на значение пиковой скорости выдоха. Выдох делают стоя или (что несколько хуже) сидя. Нужно сделать подряд три пробы, выбирая из них лучшее значение. Это значение и заносят в дневник. Приборы очень небольшие и легкие, их нетрудно взять с собой на работу или за город.

Заканчивая этот рассказ, мы надеемся, что сумели объяснить важность использования этого прибора. Если он появится в вашем городе, районе, обязательно начните им пользоваться — пикфлоуметр поможет контролировать вашу болезнь.

Настоящий раздел подготовлен на основе данных, любезно предоставленных доктором медицинских наук, профессором Белевским Андреем Станиславовичем, Главным пульмонологом Департамента здравоохранения г. Москвы.

Каждый пациент, страдающий бронхиальной астмой должен ежедневно заполнять дневник самоконтроля. Этот процесс не отнимает много времени, учитывая, что в дневнике должен освещаться достаточно короткий перечень стандартных вопросов. Однако заполнение дневника может дать очень ценную информацию о течении заболевания для лечащего врача. Да и сам больной достаточно быстро начинает разбираться в том, насколько стабильно его состояние и нет ли признаков приближающегося обострения астмы. Это позволяет пациенту своевременно сориентироваться в ситуации и при необходимости обратиться за помощью к своему доктору. Либо, если возможность такой ситуации уже заранее обсуждалась с врачом, то это обеспечивает возможность вовремя скорректировать лечение, перейдя к некой «аварийной схеме». Такие меры позволяют избежать выраженного обострения заболевания и, в конечном итоге, минимизировать объём дополнительного медикаментозного вмешательства.

В настоящее время врачами-пульмонологами разработано несколько вариантов таких дневников для пациентов. Мы же упомянем только основные аспекты, которые должны быть освещены в таком дневнике.

Итак, в дневнике должно быть ежедневно зафиксировано:

  • Количество и характер дневных проявлений заболевания (приступы удушья, эпизоды свистящего дыхания или слышимые хрипы, одышка, чувство стеснения в груди или приступообразный кашель). Если очевидна причина (провоцирующий фактор) таких нарушений, то его также нужно указать.
  • Количество и характер ночных симптомов. Причём, если эти симптомы вызвали прерывание сна и потребовали каких-либо мер (сесть в постели, встать, походить, открыть окно, выпить горячий чай, сделать вдох лекарства из ингалятора и т.д.), то это также надо отметить в дневнике, вместе с указанием более или менее точного времени возникновения той или иной проблемы.
  • Суточная потребность в дополнительных (т.е. помимо планового лечения, предписанного врачом) ингаляциях бронхорасширяющих лекарственных средств.
  • Показания пикфлоуметрии (подробнее об этом — см. в предыдущем разделе Что такое пикфлоуметрия). «Нежелательные явления от лечения (если таковые имели место), то есть побочные действия лекарств.

(История и причины его создания)

Сам Тест по контролю над астмой размещён в отдельном разделе нашего сайта ( Перейти к Тест у для взрослых) (Перейти к тесту для детей). Как считают ведущие учёные-пульмонологи, во всём мире наблюдается недооценка тяжести бронхиальной астмы и переоценка степени её контроля. Это ведёт к неадекватному лечению: врачи не следуют международным рекомендациям, а пациенты не выполняют предписаний врачей. В результате на практике контроль астмы достигается не более чем у 5 % больных.

Одной из причин столь неутешительного положения является тот факт, что при бронхиальной астме нет такого надёжного показателя или критерия, который отражал бы уровень контроля этого заболевания. Подобного рода критерии при других хронических заболеваниях выступают в качестве ясных целей лечения. Например, при гипертонической болезни врачи и пациенты ориентируются на уровень артериального давления. При заболеваниях бронхолёгочной системы одним из методов объективного контроля за состоянием пациентов является спирометрия. Однако по техническим и финансовым причинам компьютерными спирометрами невозможно обеспечить даже каждого пульмонолога, не говоря уже о терапевтах и врачах общей практики и, тем более, о пациентах. Хорошо, если в лечебном учреждении имеется один кабинет функциональной диагностики органов дыхания. Но и тогда практически невозможно, чтобы каждый пациент проходил спирометрическое исследование при каждом своём посещении врача.

Пикфлоуметрия является намного более доступным методом оценки состояния больного бронхиальной астмой. Пикфлоуметры дают очень ценную информацию, как лечащему врачу, так и самому пациенту (см. главу Что такое пикфлоуметрия). И, несомненно, пикфлоуметры должны иметься у каждого астматика. Однако тот параметр, который определяется с помощью пикфлоуметра, являясь необходимым, не является достаточным для получения всей полноты картины о течении заболевания. К тому же, нельзя просто механически оценивать параметры спирометрического исследования, или данные пикфлоуметрии без учёта объёма лечения, получаемого пациентом. Потому что результаты этих исследований на фоне приёма большого количества бронхорасширяющих средств будут явно завышенными.

Итак, что же тогда выбрать за критерий оценки состояния больного бронхиальной астмой? Одни пациенты ориентируются на количество приступов заболевания в неделю. Другие — на количество обострений в течение года, которые потребовали госпитализации. Третьи — на количество дополнительных вдохов бронхорасширяющих средств из ингаляторов, которые приходится делать в течение дня, сверх предписанного врачом планового лечения. Каждый из этих пациентов по-своему прав. Но ни один из них не имеет полной и объективной картины о своём состоянии. Грамотный врач учитывает все перечисленные выше признаки и ещё множество других, включая данные звуковой картины при выслушивании лёгких. А как быть пациенту? На что ещё ему опереться, кроме показателя пикфлоуметрии?

Учитывая ситуацию, изложенную выше, рядом ведущих врачей-пульмонологов был разработан вопросник, который был назван Тест по контролю над астмой (Asthma Control Test — ACТ™).

По результатам кропотливой работы целой группы экспертов было отобрано всего 5 вопросов, которые наиболее достоверно отражают состояние пациента, то есть степень контроля над заболеванием, достигнутого при лечении. В качестве эталонных методов для определения достоверности результатов, получаемых при помощи вопросника (Теста) использовались клиническая оценка специалиста и показатели функции дыхания по данным компьютерной спирометрии и других методов. Проведённые исследования показали, что на результаты Теста по контролю над астмой можно ориентироваться, оценивая эффективность проводимого лечения, и опираться при решении вопросов о необходимости коррекции терапии (как в сторону усиления, так и уменьшения её объёма). Теперь и врач, и сам пациент могут быстро и точно оценить контроль астмы. Причём результаты этой оценки понятны им обоим, их можно обсудить, чтобы увидеть, к чему нужно стремиться.

Сам Тест по контролю над астмой размещён в отдельном разделе нашего сайта. Перейти к Тесту для взлослых

Тест для детей содержит 7 вопросов, из которых 4 адресованы больному ребёнку, а ещё 3 – его родителям. Перейти к Астма-тесту для детей

При подготовке главы «Тест по контролю над астмой» частично были использованы материалы статьи И. Андреева «Познать свою болезнь, чтобы победить», опубликованной в журнале «Астма и Аллергия» № 2 (33), 2005 г.

Создание и поддержка сайта — Mars7 Интернет решения

источник

Бронхиальная астма: особенности заболевания, патогенез, клиническая картина и осложнения. Принципы оказания первичной медицинской помощи. Лечение, диагностика, профилактика и реабилитация больных. Особенности сестринского процесса при бронхиальной астме.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    бронхиальный астма заболевание лечение сестринский
  • Введение
  • 1. Бронхиальная астма
  • 1.1 Особенности заболевания
  • 1.2 Патогенез
  • 1.3 Клиническая картина
  • 1.4 Осложнения
  • 1.5 Принципы оказания первичной медицинской помощи
  • 1.6 Лечение
  • 1.7 Профилактика
  • 1.8Реабилитация
  • 2. Сестринский процесс при бронхиальной астме
  • 2.1 Особенности сестринского процесса при бронхиальной астме
  • Заключение
  • Литература

Бронхиальная астма является одним из наиболее распространенных заболеваний в современном мире. По последним данным, число больных астмой в России составляет 7 миллионов человек. Среди взрослого населения болезнь регистрируется более чем в 5% случаев, а у детей встречается около 10%. Больные бронхиальной астмой сегодня могут жить комфортно, практически не замечая своей болезни.Заболевание может развиться в любом возрасте. У половины больных бронхиальная астма развивается в возрасте до 10 лет, еще у трети — до 40 лет.Учитывая социальную значимость в соответствии с Правительства Российской Федерации от 30.07.94 №890 пациент с бронхиальной астмой имеет право на бесплатное получение лекарственных средств.Правительство регионов России приняло на ближайшие годы региональную целевую программу по лечению и профилактике бронхиальной астмы.

Целями этой программы является — увеличение продолжительности, улучшение качества жизни больных, снижение инвалидизации и смертности населения от бронхиальной астмы и ее осложнений, организация системы профилактики бронхиальной астмы ее осложнений, обеспечение своевременного, эффективного лечения больных бронхиальной астмой.Эффективность внедрения Программы можно оценить по уровню госпитализации больных с бронхиальной астмой. Появилась тенденция к снижению госпитализации больных с бронхиальной астмой, сокращение сроков лечения в стационаре больных с данным заболеванием.

Основной задачей медицинской сестры является обучение пациента самоконтролю и самопомощи при бронхиальной астме.

1.1 Особенности заболевания

Бронхиальная астма — это заболевание, в основе которого лежит воспаление дыхательных путей, сопровождающееся изменением чувствительности и реактивности бронхов и проявляющееся приступом удушья. При бронхиальной астме бронхи воспалены, вследствие аллергического, инфекционного или нейрогенного воздействия.

Словосочетания «тяжелое дыхание» и «задыхаться» впервые встречаются в древнегреческой литературе в поэмах Гомера, работах Гиппократа. Более подробную и точную клиническую картину астмы описал Аретемий Каппадокийский. Ибн Сина (Авиценна) в своей работе «Канон врачебной науки» дал описание астмы, как хроническая болезнь, сопровождающуюся внезапными приступами удушья, сходными своим спастическим характером.

В качестве этиологических факторов рассматриваются внутренние и внешние факторы. Семейный анамнез свидетельствует о том, что кровные родственники больных бронхиальной астмой больны различными аллергическими заболеваниями, в том числе и бронхиальной астмой.

Врожденная предрасположенность формирует внутренние причины болезни — наследственный фактор.

Причины бронхиальной астмы связаны с развитием воспаления бронхов, которое может быть:

с последующим формированием обструкции бронхов, которая проявляются клиническими признаками бронхиальной астмы.

В формировании иммунного (аллергического) воспаления бронхов при бронхиальной астме участвуют иммунные реакции.

Читайте также:  Астма у детей карма

Растворимые антигены взаимодействуют с антителами в жидкостных системах с образованием иммунных комплексов, что сопровождается активацией системы комплемента, агрегацией тромбоцитов с последующим повреждением тканей, на которых фиксировались иммунные комплексы.

В этиологии бронхиальной астмы участвуют эндокринные нарушения, нарушения функционирования нервной системы, нарушения мембрано-рецепторных комплексов клеток бронхов и легких.

Факторы, предрасполагающие к развитию бронхиальной астмы

· аллергены (аллергены животных, домашняя пыль и др.);

· инфекция верхних дыхательных путей;

· медикаменты (аспирин, в-адреноблокаторы);

· факторы внешней среды (изменение погодных условий);

· профессиональные факторы (эмоциональный стресс, физические нагрузки, гипервентиляция и др.);

В зависимости от вида аллергена, вызвавшего сенсибилизацию организма (инфекционный или неинфекционный), различают три формы бронхиальной астмы:

При выявлении сенсибилизации как к инфекционным, так и к неинфекционным аллергенам говорят о смешанной форме заболевания.

В зарубежной литературе топическую форму бронхиальной астмы принято называть экзогенной, инфекционно-аллергическую форму — эндогенной бронхиальной астмой.

В центре клинической картины бронхиальной астмы — приступ удушья.

Чаще приступы удушья беспокоят больного по ночам. В случаях средней тяжести приступы удушья наблюдаются утром.

В развитии приступа бронхиальной астмы принято различать три периода:

· период обратного развития приступа.

Период предвестников (продромальный период) чаще встречается у больных с инфекционно-аллергической формой бронхиальной астмы и проявляется вазомоторными реакциями слизистой оболочки носа (чиханье, обильные водянистые выделения), кашлем, одышкой. В дальнейшем (иногда внезапно, без периода предвестников) у больных появляется ощущение заложенности в грудной клетке, мешающее им свободно дышать. Вдох становится коротким. А выдох, наоборот, продолжительным, шумным, сопровождающимся громкими свистящими хрипами, слышными на расстоянии. Появляется кашель с трудноотделяемой вязкой мокротой. С целью облегчения дыхания больной принимает вынужденное положение (чаще сидя) с наклоном туловища вперед, опираясь локтями на спинку стула или колени.

В период разгара (во время приступа) лицо становится одутловатым, в фазу выдоха может наблюдаться набухание вен шеи. Грудная клетка как бы застывает в положении максимального вдоха.

При перкуссии грудной клетки отмечают коробочный звук, смещение вниз нижних границ легких и резкое ограничение их подвижности. Над легкими выслушивают ослабленное везикулярное дыхание с удлиненным выдохом и большое количество распространенных сухих (преимущественно свистящих) хрипов.

В период обратного развития. Улучшается отхождение мокроты, в легких уменьшается количество сухих хрипов, удушье постепенно проходит

Течение бронхиальной астмы протекает обычно с чередованием периодов обострения и ремиссии. При этом тяжесть ее течения может быть различной.

При легком течении обострения заболевания возникают не чаще 2 — 3 раз в год и хорошо поддаются амбулаторному лечению.

При среднетяжелом течении обострения бронхиальной астмы возникают 3 — 4 раза в год и уже требуют стационарного лечения.

Тяжело течение бронхиальной астмы характеризуется частыми (более 5 раз в год) и длительными обострениями заболевания с кратковременными периодами ремиссии или их полным отсутствием. При тяжелом течении могут возникнуть гормонозависимые и гормоно — резистентные формы заболевания.

Бронхиальная астма часто осложняется возникновением эмфиземы легких с присоединением вторичной легочно-сердечной недостаточности.

Очень серьезным осложнением бронхиальной астмы является астматическое состояние, или астматический статус (status asthmaticus). К его развитию могут привести передозировка в-адреностимуляторов, слишком быстрое уменьшение дозы глюкокортикостероидов, контакт с массивной дозой аллергена и т.д. В развитии астматического статуса выделяют три стадии:

Стадия I (начальная, или стадия относительной компенсации) представляет собой затянувшийся свыше 12 ч и некупирующийся приступ удушья. У больных развивается резистентность к бронхолитическим препаратам, перестает отходить мокрота. В следствие гипервентиляции возникают гипокапния и компенсированный алкалоз.

Стадия II (стадия декомпенсации) характеризуется резким нарушением дренажной функции бронхов. Просвет их забивается вязкой слизью, в связи с чем исчезают прежде хорошо выслушиваемые сухие хрипы (стадия, или синдром, «немого легкого»). Нарушается газовый состав крови, возникают гипоксемия (РаО2 снижается до 50 — 60 мм рт. ст.), гиперкапния (РаСО2 возрастает до 60 — 80 мм рт. ст.).

При отсутствии эффективных лечебных мероприятий развивается

III стадия астматического статуса — стадия гиперкапнической комы. В результате прогрессирования гипоксемии, гиперкапнии и ацидоза (РаО2 падает ниже 40 мм рт. ст., РаСО2 становится выше 90 мм рт. ст.) возникают тяжелые неврологические, в том числе церебральные, расстройства, гемодинамические нарушения и может наступить смерть больного.

При первичном осмотре больного оценивается тяжесть приступа.

Удаление причинно-значимых аллергенов; уточнение ранее проводимого лечения: количество доз бронхоспазмолитического препарата, путь введения; время, прошедшее с момента последнего приема бронхолитика.

Оказание неотложной помощи в зависимости от тяжести приступа.

Наблюдение в динамике за клиническими симптомами.

Обучение больного или родственников пользованию аэрозольным ингалятором.

Неотложная помощь при легком приступе бронхиальной астмы:

1-2 дозы одного из бронхоспазмолитических препаратов с помощью дозирующего аэрозольного ингалятора через спейсер.

Комбинированный бронхоспазмолитик (агонист и М-холинолитик — беродуал).

Оценить эффект терапии через 20 минут.

Продолжить бронхоспазмолитическую терапию бронхолитика каждые 4-6 часов в течение 24 — 48 часов в ингаляциях. Метилксантины короткого (эуфиллин) или длительного (теопэк, теотард и др.) действия внутрь.

Прием базисных противовоспалительных препаратов по назначению врача.

Неотложная помощь при среднетяжелом приступе бронхиальной астмы:

Ингаляция 1-2 дозы одного из бронхоспазмолитических препаратов. Предпочтителен комбинированный бронхоспазмолитик (агонист и М-холинолитик) — беродуал.

При отсутствии дозирующего аэрозольного ингалятора — введение 2,4% раствора эуфиллина 4-5 мг/кг (0,15-0,2 мл/кг) в/в струйно медленно в течение 10-15 минут.

Оценить эффект терапии через 20 минут.

Лечение после ликвидации приступа: продолжить бронхоспазмолитическую терапию стартовым бронхолитиком каждые 4 часа бодрствования 1-2 дня в форме дозирующего аэрозоля.

Продолжить противовоспалительную терапию (недокромил натрия, кромогликат натрия, ингакорт, будесонид) с увеличением дозы препарата в 1,5-2 раза на 7-10 дней или использовать комбинированные препараты с противовоспалительным и бронхоспазмолитическим действием.

Проведение ингаляционной терапии: бронхоспазмолитики, используются агонисты (беротек, сальбутамол) периодически с интервалом 20 минут в течение часа, затем каждые 1-4 часа по необходимости;

При отсутствии дозирующего ингалятора или при недостаточном эффекте от ингаляционных методов, введение 2,4% раствора эуфиллина в/в струйно медленно в течение 20-30 мин 4-5 мг/кг

Одновременно с бронхоспазмолитиками ввести глюкокортикостероиды

Проведение инфузионной терапии;

Лечение после купирования тяжелого приступа: продолжить бронхоспазмолитическую терапию стартовым препаратом каждые 4 часа бодрствования в течение 3-5 дней, затем перевод на пролонгированные бронхолитики (агонисты, метилксантины); глюкокортикостероиды до купирования бронхообструкции; продолжить базисную противовоспалительную терапию (беклометазон, ингакорт, будесонид) с увеличением дозы выше среднетерапевтической, или использовать комбинированные препараты с противовоспалительным и бронхоспазмолитическим действием.

Проводят мероприятия, направленные на возможное прекращение воздействия на организм больного аллергенов (например, исключение контакта больного с определенными растениями в период их цветения, применение диет при пищевой аллергии, рациональное трудоустройство при профессиональной аллергии и др.). При выявлении реакции больного на определенные аллергены проводят специфическую гипосенсибилизацию с целью ослабления реакции организма на данный аллерген.

Для купирования приступов удушья в настоящее время широко применяют аэрозоли селективных в-адреномиметиков. Они оказывают быстрое бронхорасширяющее действие: орципреналинасульфат (астмопент), тербуталин, сальбутамол, фенотерол (беротек) и др. Доза препарата подбирается индивидуально и составляет чаще всего 2 вдоха дозированного аэрозоля. Для лечения используют также аэрозоли м-холинолитиков (ипратропиум бромид, или атровент, беродуал). Большой популярностью среди больных пользуются ксантиновые производные. Для купирования приступа бронхоспазма часто применяют медленное внутривенное введение 10-15 мл 2,4% раствора эуфиллина. Для предупреждения приступов удушья назначают пероральный прием пролонгированных препаратов этой группы (например, таблетки «Теопэк» по 0,3 г 2 раза в день).

В качестве симптоматического лечения для улучшения отхождения мокроты назначают отхаркивающие и муколитические препараты (отвар термопсиса, корня алтея, мукалтин, бромгексин и др.).

Пациенту с хроническим заболеванием бронхиальной астмой необходимо иметь дома небулайзер.

Небулайзер является устройством для проведения ингаляции, использующее сверхмалое дисперсное распыление лекарственного вещества.

Если ухудшение течения бронхиальной астмы сопровождается обострением сопутствующих заболеваний (хронического бронхита, хронической пневмонии), назначают антибактериальныесредства — эритромицин по 0,25 г. 4 раза в день, гентамицин по 40 мг 2 раза в день внутримышечно и др.

При прогрессирующем течении бронхиальной астмы с тяжелыми приступами удушья, когда использование препаратов оказывается безуспешным, назначают глюкокортикостероиды. В них нуждается примерно 20% больных бронхиальной астмой. Обычно применяют 15 — 20 мг преднизолона в сутки (в утренние часы).

Хороший эффект оказывает также ингаляционный способ применения гормональных препаратов (например, бекотида). Он дает меньше побочных эффектов.

При лечении астматического состояния применяют оксигенотерапию, внутривенное введение эуфиллина, высоких доз глюкокортикостероидов (60 — 90 мг преднизолона каждые 3-4 ч).

При возникновении синдрома «немого легкого» больных переводят на искусственную вентиляцию легких.

Проводят мероприятия, направленные на возможное прекращение воздействия на организм больного аллергенов (например, исключение контакта больного с определенными растениями в период их цветения, применение диет при пищевой аллергии, рациональное трудоустройство при профессиональной аллергии и др.). При выявлении реакции больного на определенные аллергены проводят специфическую гипосенсибилизацию с целью ослабления реакции организма на данный аллерген.

Для лечения бронхиальной астмы используют следующие лекарственные препараты:

аэрозоли селективных в-адреномиметиков. Они оказывают быстрое бронхорасширяющее действие: орципреналина сульфат (астмопент), тербуталин, сальбутамол, фенотерол (беротек) и др. Доза препарата подбирается индивидуально и составляет чаще всего 2 вдоха дозированного аэрозоля.

аэрозоли м-холинолитиков (ипратропиум бромид, или атровент, беродуал). Большой популярностью среди больных пользуются ксантиновые производные.

медленное внутривенное введение 10-15 мл 2,4% раствора эуфиллина применяют для купирования приступа бронхоспазма

пероральный прием пролонгированных препаратов (например, таблетки «Теопэк» по 0,3 г 2 раза в день).

отхаркивающие и муколитические препараты (отвар термопсиса, корня алтея, мукалтин, бромгексин и др.) применяют для улучшения отхождения мокроты.

антибактериальные средства — эритромицин по 0,25 г. 4 раза в день, гентамицин по 40 мг 2 раза в день внутримышечно и др. Назначают, если ухудшение течения бронхиальной астмы сопровождается обострением сопутствующих заболеваний (хронического бронхита, хронической пневмонии).

глюкокортикостероиды назначают при прогрессирующем течении бронхиальной астмы с тяжелыми приступами удушья, когда использование препаратов оказывается безуспешным. В них нуждается примерно 20% больных бронхиальной астмой. Обычно применяют 15 — 20 мг преднизолона в сутки (в утренние часы). Хороший эффект оказывает также ингаляционный способ применения гормональных препаратов (например, бекотида). Он дает меньше побочных эффектов.

При лечении астматического состояния применяют оксигенотерапию, высоких доз глюкокортикостероидов (60 — 90 мг преднизолона каждые 3-4 ч), внутривенное введение эуфиллина.

При возникновении синдрома «немого легкого» больных переводят на искусственную вентиляцию легких.

Одной из основных задач медицинской сестры является обучения пациента самостоятельно правильно пользоваться вспомогательными устройствами такими как спейсер и пикфлоуметр.

Спейсер — это вспомогательное устройство для ингаляций, камера, которая служит промежуточным резервуаром для аэрозоли лекарства. Лекарство из баллончика ингалятора поступает в спейсер, а затем вдыхается пациентом. Единственное предназначение спейсера — обеспечение максимальной эффективности и безопасности при применении дозированных аэрозольных ингаляторов.

· перед тем, как вставить ингалятор в спейсер, следует снять защитный колпачок с ингалятора и со спейсера; присоединить маску, если необходимо);

· баллончик ингалятора должен быть обращен дном кверху, а мундштуком вниз (не наоборот!);

· встряхивание аэрозольного баллончика в большинстве случаев рекомендуется производить уже после его соединения со спейсером (вместе со спейсером);

· перед ингаляцией следует сделать глубокий выдох;

· губы должны плотно охватывать мундштук ингалятора, зубы не должны быть стиснуты, чтобы не препятствовать попаданию аэрозоли;

· вдох из спейсера должен проводиться как можно быстрее после распыления аэрозоли (через 1-2, до 5 секунд). Вдох должен быть полным, глубоким и не слишком быстрым. В ряде спейсеров рекомендуется сделать несколько вдохов на одну дозу препарата;

· после ингаляции следует задержать дыхание на 5-10 секунд, потом сделать спокойный выдох;

· если назначена ингаляция нескольких доз, их следует ингалировать последовательно с промежутком около 30 секунд, а не одновременно;

· после ингаляции гормональных препаратов следует прополоскать рот (а при применении маски — еще и умыть лицо);

· спейсер следует вовремя мыть и менять на новый при повреждении или через указанные в инструкции сроки;

· обращайте внимание на инструкции по очистке: большинство спейсеров не допускают кипячения и применения агрессивных сред, часто их не рекомендуется вытирать тканью. Особую осторожность следует соблюдать в отношении клапанов.

Пикфлоуметр может использоваться как в больнице, так и дома, чтобы узнать, насколько легко человек дышит.

Он помогает врачу установить, болен ли человек астмой.

Он помогает оценить, насколько тяжел приступ астмы.

Он помогает оценить, насколько эффективно лечение.

Если больной пользуется пикфлоуметром дома каждый день, он может обнаружить начинающиеся проблемы с дыханием еще до того, как у него появятся кашель и хрипы. В этом случае он может заблаговременно принять меры, увеличив дозы лекарств.

Правила использования пиклоуметра:

· Опустите указатель пикфлоуметра вниз до упора на отметку «ноль».

· Встаньте прямо, сделайте глубокий вдох открытым ртом.

· Держите прибор одной рукой, не дотрагиваясь пальцами до шкалы.

· Быстро плотно обхватите губами мундштук пикфлоуметра губами, не прикасаясь языком к его отверстию.

· Выдохните так быстро и мощно, как вы только можете.

· Указатель на шкале сместился. Не трогайте указатель руками. Найдите число, на котором остановился указатель.

· Запишите это число на листе бумаги или в таблице.

· Повторите измерения и запишите показатели еще два раза.

· Не забывайте ставить указатель на «ноль» перед каждым измерением

При бронхиальной астме назначают гипоаллергенную диету. Из нее удалены все продукты, которые являются раздражителями и вызывают приступы удушья. Чаще всего это цитрусовые, яйца, рыба, крабы, раки, острые соленые и консервированные продукты, орехи. В промежутках между приступами питание должно быть полноценным, но не слишком обильным. Необходимо ограничить содержание углеводов, особенно сахара, соли и жидкости. Полностью исключаются крепкие мясные бульоны и алкоголь.

Употребляемые продукты должны содержать достаточно витаминов А, В, С, Р. Питаться нужно небольшими порциями 5-6 раз в сутки. Последний прием пищи должен быть не позже, чем за 2 часа до сна. Если самочувствие больного позволяет, то можно назначить голодание на 1-2 дня. Во время голодания можно только пить по 6-8 стаканов слабого сладкого чая в день. После голодания, в течение следующего дня проводят гипоаллергенную диету с продуктами, которые не вызывают у больного аллергических реакций. Если не удалось точно выявить продукты, которые вызывают у больного аллергические реакции, то исключают наиболее распространенные аллергены.

Читайте также:  Профессиональная бронхиальная астма этиология патогенез

Рекомендованные продукты и блюда:

· не жирное мясо, птица, рыба;

· молоко и кисломолочные продукты;

· крупы и макаронные изделия;

· овощи (капуста, картофель, морковь, свекла, лук, зелень);

· любые фрукты и сухофрукты кроме цитрусовых;

· хлеб белый, ржаной зерновой;

· фруктовые чай (кроме цитрусовых), овощные соки, отвар шиповника.

Профилактика бронхиальной астмы включает в себя устранение из окружающей среды больного возможных аллергенов, борьбу с профессиональными вредностями, курением, тщательную санацию очагов хронической инфекции (особенно в носоглотке). Выделяют два метода профилактики — предупреждение развития аллергии и профилактика хронических инфекций дыхательных путей. Профилактика астмы проводится в несколько этапов. В связи с этим различаем первичную, вторичную и третичную профилактику бронхиальной астмы.

Проблема реабилитации больных бронхиальной астмой, остается одной из самых значительных в пульмонологии. Это заболевание может стать причиной инвалидности, а иногда и драматичных исходов.

Благодаря санаторно-курортному лечению осуществляются специальные мероприятия, направленные на ликвидацию или уменьшение выраженности аллергических проявлений, восстановление или улучшение нарушенной функции дыхания, тренировку адаптационных механизмов организма, повышение его общей резистентности.

Обеспечение медикаментозного лечения

Медицинская сестра организует ингаляторный пероральный прием пациентами лекарственных средств,а также парентеральное введение назначенных препаратов.

Баллонные дозированные аэрозольные препараты применяются наиболее часто;ингаляция препарата в необходимой дозе и достижение наилучшего эффекта зависят от правильной техники ингаляции и применения спейсера

Как пользоваться карманным ингалятором?

· Необходимо принять положение стоя или сидя с упором на спинку стула

· Снять колпачок с мундштука

· Повернуть ингалятор вверх дном

· Сделать полный выдох через сомкнутые в трубочку губы

· Плотно охватить мундштук губами ,слегка запрокинуть голову

· Нажать дно ингалятора и одновременно сделать глубокий вдох через рот(обратите внимание больного на наличие медленного вдоха во время нажатия на баллончик).

· Задержать на несколько секунд дыхание

· Сделать медленный выдох,вынув мундштук изо рта

Не менее одного раза в день следует рекомендовать пациенту проводить очищение мундштука ингалятора.

Перед сестринскими вмешательствами необходимо провести опрос пациента или его родственников, провести объективное исследование — это позволит медицинской сестре оценить физическое и психическое состояние пациента, а так же своевременно выявить его настоящие и потенциальные проблемы, удовлетворять нарушенные жизненно важные потребности пациента, оказывать психологическую помощь ему и родителям. Сформировать план ухода.

Возможные проблемы пациента:

· нарушение дыхания из — за отека слизистой, бронхоспазма, гиперсекреции слизи, гипоксии;

· дефицит жидкости из — за гипервентиляции легких и недостаточного ее потребления;

· дискомфорт, связанный с необходимостью длительного лечения, нежелание принимать препараты;

· беспокойство, чувство тревоги, страх перед приступом;

· снижение переносимости нагрузок вследствие несоответствия поступления кислорода в организм его потребностям;

· социальная изоляция, вызванная вынужденным длительным пребыванием дома или госпитализацией;

· ограничение в выборе профессии;

· присоединение тяжелых осложнений.

Целью сестринского процесса является подготовка больного к дополнительным методам исследования, забора биологического материала (кровь, мокрота) для лабораторного исследования, выполнение врачебных назначений лечения больного, оказания доврачебной неотложной помощи, подготовки больного для консультации других специалистов.

Одной из основных задач медицинской сестры является обучение самопомощи и самоконтролю при бронхиальной астме.


· Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения бронхиальной астмы сегодня.


· Дать возможность пациенту оценить тяжесть своего состояния и адекватность противоастматического лечения.


· Научить пациента самостоятельно распознавать приближающееся ухудшение в течении астмы и предотвращать его.


· Объяснить назначение таких приборов индивидуального пользования, как спейсер и пикфлоуметр, ингалятор, небулайзер.


· Помочь пациенту точно выполнить рекомендации врача, так как именно от этого зависит успех противоастматического лечения.

Медицинская сестра обязана обучить пациента самоконтролю и самопомощи при бронхиальной астме.Нужно объяснить и показать как нужно правильно пользоваться такими устройствами,как спейсер и пикфлоуметр, ингалятор, небулайзер.Очень важно объяснить пациенту,что нужно точно выполнять все рекомендации врача,так как от их успешного выполнения зависит дальнейшее состояние пациента.Нужно пациенту объяснить,как понять и различить признаки подступающего приступа,чтобы сразу же его предотвратить и нужно объяснить различия между базисным ингалятором и ингалятором,который является средством неотложной помощи.Ему должно быть объяснено,что базисный ингалятор пременяется только по назначению врача,а ингаляторы,которые являются средством неотложной помощи,пренимается во время приступа.

Благоприятного успеха в лечении и профилактике бронхиальной астмы можно достичь, только имея четкое представление о болезни, осмысленно выполняя рекомендации по нормализации и изменению образа жизни, придерживаясь правильного лечения, умея самостоятельно контролировать течение заболевания.

1. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»; 2-е издание исп. доп. М.: — ГЭОТАР — Медиа 2009. — 512 с.

2. Сестринское дело в терапии — ООО «Медицинское информационное агенство», 2008. — 544 с.

3. Шапкин В.Е., Заздравнов А.А., Бобро Л.Н. Пасиешвили — Справочник по терапии с основами реабилитации — М.: — Феникс — 2007. — 275 с.

4. Медицинская сестра — Научно — практический и публицистический журнал — Издательский дом «Русский врач» — №1-2010, №5-2010.

5. Медсестра — Научно-практический журнал — Медиздат — №2-2011.

6. Ефстафьева О.Н.,Шкода И.А. «Сестринская деятельность при бронхиальной астме».Методические указания.

Ведущие патогенетические механизмы бронхиальной астмы. Классификация и этиологические формы заболевания. Клиническая картина и осложнения. Постановка диагноза, дифференциальная диагностика и принципы лечения. Современный подход к лечению обострений.

контрольная работа [34,5 K], добавлен 27.02.2010

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы. Этиология бронхиальной астмы. Общая характеристика средств физической реабилитации при бронхиальной астме. Задачи, средства, формы и методики ЛФК при бронхиальной астме на поликлиническом этапе.

дипломная работа [96,5 K], добавлен 25.05.2012

Понятие и общее описание бронхиальной астмы, причины и предпосылки ее развития, клиническая картина и симптоматика, принципы диагностирования и построения схемы лечения. Профилактика данного заболевания и порядок проведения сестринского процесса при нем.

курсовая работа [53,6 K], добавлен 21.11.2012

Этиология и патогенез заболевания «бронхиальная астма», воздействие производственных аллергенов. Классификация профессиональной бронхиальной астмы, её клиническая картина, осложнения и исходы. Диагностика, лечение и профилактика данного заболевания.

презентация [833,9 K], добавлен 08.11.2016

Этиология, диагностика и особенности лечения бронхиальной астмы. Тактика медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса. Результаты обследования и лечения больных в стационаре, необходимые для заполнения листа сестринских вмешательств.

реферат [57,5 K], добавлен 30.10.2014

Основные клинические симптомы бронхиальной астмы как хронического воспалительного аллергического заболевания дыхательных путей. Этиология заболевания, классификация его форм. Сестринский процесс при бронхиальной астме (характеристика по периодам).

презентация [864,6 K], добавлен 13.12.2016

Историческая справка о бронхиальной астме. Определение и распространенность этого заболевания, этиология. Современная классификация факторов, влияющих на риск развития бронхиальной астмы. Ее клиника и симптомы, течение и прогноз. Диагностика и лечение.

реферат [48,8 K], добавлен 30.03.2014

Этиология возникновения и прогрессирования заболевания, его патогенез, роль аллергических реакций в развитии осложнений. Классификация форм бронхиальной астмы, ее клиническая картина и периоды протекания. Течение и осложнения болезни, ее лечение.

реферат [19,8 K], добавлен 18.11.2014

Анатомия строения органов дыхания. Классификация и клинические проявления бронхиальной астмы. ЛФК, массаж, физиотерапия при бронхиальной астме на поликлиническом этапе. Оценка эффективности комплексной физической реабилитации больных бронхиальной астмой.

дипломная работа [151,5 K], добавлен 25.05.2012

Клиническая картина и стадии заболевания. Одышка, свистящие хрипы, кашель и заложенность в грудной клетке как основные симптомы бронхиальной астмы. Порядок действий медицинской сестры во время лечения бронхиальной астмы вне приступа и при приступе.

презентация [562,3 K], добавлен 28.12.2014

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Лечение астмы требует изменения привычного образа жизни. Успешность терапии зависит не только от соблюдения врачебных рекомендаций в плане приема лекарственных препаратов, но и от своевременности принимаемых мер по устранению осложнений, возникающих на фоне заболевания.

Для этого используются дневники самоконтроля при бронхиальной астме.

Течение бронхиальной астмы носит хронический характер. В связи с этим терапия патологии проводится в домашних условиях. И астматикам необходимо самостоятельно принимать лекарственные препараты для купирования симптомов, отслеживать любые изменения, происходящие в организме.

Одновременно с этим следует ограничить воздействие аллергенов и скорректировать ежедневный рацион. Также важно контролировать пиковую скорость выдыхаемого воздуха (МСП), по этому показателю определяется успешность проводимого лечения.

Чтобы контролировать состояние своих бронхов, рекомендуется использовать пикфлоуметр. Этот аппарат регистрирует максимальную скорость, с которой больные астмой способны вдыхать и выдыхать воздух. То есть устройство показывает продуктивность легких.

С помощью пикфлоуметра можно:

  • определить эффективность проводимого лечения;
  • фиксировать возникающие симптомы;
  • своевременно выявлять сужение бронхов (прогрессирование заболевания);
  • выявлять закономерности развития заболевания;
  • регистрировать приступы удушья, что позволяет вовремя принимать соответствующие лекарства.

Бронхиальная астма провоцирует различные изменения, причины и вероятность наступления которых не всегда удается определить. Пикфлоуметр дает возможность выявить взаимосвязь между обострением патологии и определенными факторами.

В частности, если прибор показывает уменьшение скорости вдоха воздуха в то время, когда пациент находится дома, возможно, в помещениях присутствует аллерген, снижающий продуктивность легких и бронхов. Ведя дневник, в котором приводятся часовые и суточные изменения показаний аппарата, можно установить, при каких условиях изменяется МСП. На основании полученных сведений корректируются:

  • схема лечения;
  • условия проживания;
  • поведение пациента;
  • рацион.

Пикфлоуметр помогает своевременно проводить мероприятия, направленные на предупреждение развития осложнений.

Пикфлоуметрия (процедура, в рамках которой оценивается скорость вдыхания/выдыхания воздуха) показана всем пациентам с бронхиальной астмой. К этому методу оценки собственного состояния необходимо прибегать ежедневно. Частоту использования пикфлоуметра разрешено уменьшать, когда длительное время состояние пациента остается неизменным.

Процедуру следует повторять не менее двух раз в сутки в одно и то же время, согласно разработанному графику. Порядок проведения контроля с помощью пикфлоуметра зависит от особенностей лечения:

  1. Пациент принимает бронхолитики. Процедуру проводят сразу после пробуждения и перед сном.
  2. Пациент не принимает бронхолитики. Процедуру проводят после пробуждения и за 3-4 часа до сна.

Чтобы снизить степень влияния больного на пиковую скорость выдоха (ПСВ), пикфлоуметрия проводится 3 раза подряд. Перед началом процедуры пациент должен встать, удерживая аппарат в горизонтальном положении. На приборе необходимо установить нулевое значение. Поднося устройство ко рту, нужно держат пальцы так, чтобы шкала и отверстие с торца оставались открытыми.

Далее нужно выполнить следующие действия (в указанном порядке):

  1. Сделать глубокий вдох, чтобы при выдохе был максимальный поток воздуха.
  2. Крепко обхватить губами мундштук пикфлоуметра.
  3. Сделать быстрый выдох.

Из данных, полученных после трехкратного повторения процедуры, записываются в дневник самоконтроля средние показатели.

На результаты пикфлоуметрии влияют различные факторы, включая пол, возраст и особенности образа жизни пациента. Поэтому при оценке полученных данных учитываются значения ПСВ в разные периоды.

Для лучшего контроля над изменениями, происходящим на фоне бронхиальной астмы, проводится зонирование графика на красный, желтый и зеленый участки. Границы последних определяет лучший показатель ПСВ, достигнутый в период ремиссии патологии. Нижние зоны определяются как 80% и 60% от указанного результата.

Показатели пикфлоуметрии могут быть следующими:

  1. Зеленая зона. Эта область располагается на графике между лучшим показателем ПСВ и пиковой скоростью, умноженной на 0,8. Попадание в зеленую зону свидетельствует о нормальном (контролируемом) течении патологии, отсутствии симптомов обострения. Показатели в течение суток меняются в пределах 20%, а ПСВ превышает 80%.
  2. Желтая зона. Располагается ниже показателя пиковой скорости, умноженного на 0,6. Попадание в желтую зону свидетельствует об обострении бронхиальной астмы и отсутствии выраженного эффекта от проводимой терапии. Заболевание в этом случае провоцирует интенсивный кашель, ухудшение общего состояния пациента. ПСВ варьируется в пределах 60-80%. При попадании в желтую зону рекомендуют в 2 и более раз увеличить дозировку принимаемых препаратов.
  3. Красная зона. Располагается ниже границы желтой. Эта зона указывает на ухудшение состояния, характеризующееся одышкой, постоянным кашлем и другими неприятными ощущениями. ПСВ менее 60%, а показатели пикфлоуметрии меняются в течение суток более чем на 30%. Пациентам в данном случае потребуется срочная медицинская помощь для купирования возможного удушья.

При попадании в красную зону показатели помогают определить степень развития обструкции легких и интенсивность общей симптоматики. Чтобы результаты исследования были максимально точными, перед утренней процедурой не следует принимать лекарственные препараты.

Дневник пациента с бронхиальной астмы — это инструмент для самостоятельной диагностики обострений, позволяющий своевременно вносить изменения в схему терапии заболевания. Такой подход помогает контролировать течение патологии.

С помощью дневника проводится оценка степени обструкции легких и характер нарушения продуктивности последних. На основании результатов учета проводимых измерений врач при необходимости меняет подход к лечению с целью предотвращения приступов астмы и улучшения качества жизни пациента.

Журнал самоконтроля при бронхиальной астме содержит значения пиковой скорости выдыхания воздуха. Внося эти данные в дневник, необходимо указывать дату и время проведения процедуры.

После каждого заполнения журнала нужно сравнивать текущие значения с ранними. Если полученные показатели ниже 80% пиковой скорости выдыхания, необходимо действовать в соответствии с инструкцией (принять препараты или иное), составленной врачом.

Также в дневнике следует отмечать общее число вдохов бета 2-агониста короткого действия (препарат для ингаляции, применяемый при удушье) за последний день. Кроме того, важно отражать в журнале все симптомы бронхиальной астмы, возникающие в течение суток.

Регулярный контроль астмы, осуществляемый с помощью журнала, повышает шансы на успешное восстановление пациента, повышение качества жизни последнего и удлинения периода ремиссии.

Читайте также:  Лечить бронхиальная астма возможно

В рамках терапии патологии также необходимо применять другие методы, направленные на предупреждение обострений и купирование симптомов, а не ограничиваться ведением журнала.

источник

Эффективность лечения бронхиальной астмы у пациентов тесно связана с тщательным выполнением ими квалифицированных врачебных рекомендаций. Недостаточная осведомленность пациентов об основных факторах, лежащих в основе развития и обострений бронхиальной астмы, а также о существующих современных методах терапии приводит к тому, что многие из них игнорируют назначения врачей, самостоятельно прекращают лечение или пользуются услугами неспециалистов.

Бронхиальная астма требует от больного длительного, иногда непрерывного и тщательного соблюдения медикаментозных программ, особого режима жизни, целого ряда ограничений. От соблюдения этих условий зависит успешность предлагаемых специалистом программ ведения больных. Обучение пациентов является необходимой составной частью комплексной программы лечения больных бронхиальной астмой.

Для адекватного контроля данного заболевания необходима осведомленность родителей ребенка о болезни и возможностях современной медикаментозной терапии. Одной из лучших и эффективных форм обучения являются систематические занятия. Для этого в лечебно-профилактических учреждения Липецкой области организованы «Школы для больных бронхиальной астмой» или «Астма-школы», занятия в которых проводят врачи-пульмонологи, участковые или семейные (общей практики) врачи. Занятия могут посещат и родители детей с БА.

Основной целью «Школы для больных бронхиальной астмой» является повышение эффективности терапии бронхиальной астмы у пациентов и контроль за течением болезни у них посредством образования самого пациента и его родителей. В ходе этих занятий слушатели получают необходимую информацию о причинах развития бронхиальной астмы, основных способах лечения и методах самоконтроля.

Основные цели обучения в Школах для больных бронхиальной астмой:

— Расширить знания пациентов и их окружения о причинах, симптомах обострениях, приступах, тактике оказания помощи;

— Изучить факторы, способствующие формированию заболевания и определяющие риск развития его осложнений;

— Обучить больных бронхиальной астмой проведению самооценки и самоконтроля в домашних условиях, ведению дневника пациента, а также применению средств доврачебной самопомощи при появлении симптомов.

— Обучить пользоваться пикфлуометром для оценки симптомов болезни;

— Сформировать стойкое убеждение использовать всё возможное и зависящее от самого пациента, чтобы сознательно соблюдать рекомендации врача, лечиться и укреплять здоровье.

Как видно из перечисленного ниже, одним из важнейших моментов в обучении пациентов самоконтролю является освоение пикфлуометрии и ведение дневника наблюдения за состоянием.

Пикфлоуметрия (от англ. — «PeakFlow» — пиковый поток) — это метод определения пиковой объемной скорости форсированного выдоха. Это важнейший тест для больных бронхиальной астмой, хроническим бронхитом и другими заболеваниями легких, требующими постоянного контроля за состоянием проходимости дыхательных путей. Это особенно важно в тех ситуациях, когда применение более сложных методов недоступно.

Для данного метода исследования существует специальный прибор — пикфлоуметр, который представляет собой мундштук с градуированной шкалой. Современный аппарат удобен и прост в использовании, с его помощью пациент может самостоятельно контролировать свое состояние, рассчитать дозировку принимаемых препаратов и предупредить приступ удушья. Пикфлоуметры бывают как для взрослых, так и для детей. Как правило, дети могут пользоваться прибором уже с 4-6 лет. Пациент должен самостоятельно или при помощи родителей проводить исследование дважды в день, и все показатели пикфлоуметрии заносить в свой график, с помощью которого возможно лучше понять особенности течения бронхита и астмы.

источник

Планирование и осуществление самоконтроля больных бронхиальной астмой чрезвычайно важный момент в проведении качественного лечения болезни и предупреждения возникновения ее осложнений. Специалисты в области астмы настаивают на необходимости проведения самоконтроля больными астмой как залога успешного лечения болезни. При этом, контроль за развитием болезни может помочь значительно повысить эффективность лечения, снизить дозы лекарств и уменьшить риск возникновения осложнений болезни.

Что значит самоконтроль больного бронхиальной астмой? Почему больному астмой важно самому контролировать болезнь? Бронхиальная астма относится к хроническим заболеваниям и потому лечение этой болезни проводится главным образом амбулаторно, то есть больной сам принимает лекарства на дому и периодически приходит на контроль к врачу. Именно поэтому самоконтроль больного бронхиальной астмой настолько важен. Проведение самоконтроля помогает больному вести качественное наблюдение за развитием болезни и эффективностью лечения и все это без непосредственного участия врача! Самоконтроль больного бронхиальной астмы включает в первую очередь измерение показателей максимальной скорости потока выдыхаемого воздуха (МСП), который позволяет оценить степень сужения просвета бронхов, в значит уровень контроля астмы и эффективность предпринимаемого лечения. Нужно заметить, что показатель МСП изменяется (уменьшается) гораздо раньше наступления первых симптомов болезни и потому своевременно проведение самоконтроля помогает вовремя откорректировать лечение и предотвратить приступ болезни (астматический приступ).

Как проводится самоконтроль больного астмой? Об эффективности системы самоконтроля астмы впервые заговорили в 80-х годах ХХ века. Тогда на основе клинических исследований было показано, что тщательный самоконтроль больного астмой помогает откорректировать лечение и снижает смертность от бронхиальной астмы. Современная схема самоконтроля астмы предполагает регулярное измерение МСП при помощи портативного пикфлоуметра. Пикфлоуметры это несложные аппараты, которые измеряют максимальную скорость потока выдыхаемого воздуха, которая находится в прямой зависимости от степени сужения просвета бронхов. Измерение МСП при помощи пикфлоуметра также называется пикфлоуметрией. Показатели, полученные при помощи пикфлоуметри, стандартизированы и в настоящее время оцениваются при помощи цветной шкалы риска. Цветная шкала (созданная по аналогии со светофором) содержит три области: зеленую, желтую и красную, которые обозначают риск болезни. « Зеленая область » включает показатели измерения МСП (пикфлоуметрии) выше 70% от нормы. При этом у больного нет никаких симптомов астмы. «Зеленая область» говорит об эффективности лечения и о стабильном контроле болезни. «Желтая область» включает показания пикфлоуметрии в пределах от 50% до 70% от нормы. «Желтая зона» означает предупреждение, то есть существует риск того, что болезнь может выйти из под контроля, а принимаемое лечение недостаточно эффективно. Если при самоконтроле больной астмой получает результаты, входящие в «желтую зону» он должен увеличить дозу лекарств (как минимум в два раза). «Красная зона» включает показатели МСП ниже 50% от нормы. Этот показатель свидетельствует о наличии реального риска обострения болезни, что в свою очередь требует немедленного обращения к врачу с целью изменить лечение и предотвратить приступ. Измерение МСП лучше всего проводить утром до приема лекарств. Показания ежедневной пикфлоуметрии записываются в специальный дневник.

Составление плана самоконтроля осуществляется специалистами, наблюдающими больного. При этом врач должен объяснить больному как правильно проводить самоконтроль и как оценивать результаты пикфлоуметрии, а также что нужно сделать при возникновении риска обострения болезни.

источник

Выпускная квалификационная работа «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОБУЧЕНИИ ПАЦИЕНТОВ МЕТОДАМ САМОКОНТРОЛЯ ЗА ТЕЧЕНИЕМ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5» Филиал № 2 Выпускная квалификационная работа ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОБУЧЕНИИ ПАЦИЕНТОВ МЕТОДАМ САМОКОНТРОЛЯ ЗА ТЕЧЕНИЕМ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ по специальности 34.02.01 Сестринское дело Выполнила студентка Языкова В.С. Группа 43 Курс 4 Преподаватель – руководитель Спевакова Е.А. Москва 2017 год

Бронхиальная астма является одним из наиболее распространенных заболеваний в современном мире. По последним данным, число больных астмой в России составляет 7 миллионов человек. Среди взрослого населения болезнь регистрируется более чем в 5% случаев, а у детей встречается около 10%.

Цель выпускной квалификационной работы: изучить влияние профессиональной деятельности медицинской сестры на уровень знании и умений пациентов методам самоконтроля за течением бронхиальной астмы Задачи выпускной квалификационной работы: 1. Оценить исходный уровень знаний и навыков пациентов о методах самоконтроля за течением бронхиальной астмы; 2. После проведенного обучения изучить уровень знаний и навыков пациентов о методах самоконтроля за течением бронхиальной астмы; 3. На основании сравнительного анализа (до и после обучения) определить особенности профессиональной деятельности медицинской сестры в повышении уровня знаний и навыков пациентов о методах самоконтроля за течением бронхиальной астмы; 4. Охарактеризовать основные направления повседневной профессиональной деятельности медицинской сестры по повышению уровня знаний и навыков пациентов о методах самоконтроля за течением бронхиальной астмы

Объект и предмет исследования Объект исследования: деятельность медицинской сестры при работе с пациентами, страдающими бронхиальной астмой Предмет исследования: влияния профессиональной деятельности медицинской сестры на уровень знаний и умений пациентов о методах самоконтроля за течением бронхиальной астмы

Практическая значимость исследования

Методы и база исследования ГБУЗ «ГП № 170 ДЗМ»

Анализ результатов исследования

Гипоаллергенная диета Рисунок А.12 — уровень информированности о соблюдении гипоаллергенной диете. Рисунок А.14 — информация о гипоаллергенной диете. Рисунок А.13 — информация о гипоаллергенной диете.

Дневник самоконтроля Рисунок А.9 – информация о дневнике самоконтроля

Пикфлоуметрия Рисунок А. 10 – Информация о пользовании пациентами пикфлоуметром. Рисунок А.11- информация о пикфлоуметре.

Гипоаллергенный быт Рисунок А.15 — Уровень информированности пациента о соблюдении гипоаллергенного быта. Рисунок А.16 — Уровень информированности пациента о соблюдении гипоаллергенного быта

Рисунок А.1 – Длительность заболевания бронхиальной астмы.

Рисунок А.3 — информация об осложнениях при бронхиальной астмы Рисунок А.4 ¬- информация об осложнениях при бронхиальной астмы

Рисунок А.5 — информация об информированности пациентов о самоконтроле при бронхиальной астме. Рисунок А. 6. — Информация об информированности пациентов о самоконтроле при бронхиальной астме.

Рисунок А.7 — информация о посещаемости к врачу. Рисунок А.8 — информация о получении информации о самоконтроле.

Рисунок А.18 — Уровень информированности пациента о запрете курения. Рисунок А.17 — Уровень информированности пациента о соблюдении примерного плана диспансерного наблюдения

Рисунок А.19 — Уровень информированности пациента о прекращении приступа.

Медицинская сестра служит важным звеном в обучении пациента. Информация, которую может предоставить медицинская сестра: Основные понятия о механизмах развития бронхиальной астмой (аллергическая воспалительная природа заболевания, бронхоспазм, отек бронхов, повышенное количество слизи в бронхиальном дереве, тучные клетки, эозинофилы). Понятие об аллергенах и противоаллергическом режиме (группы аллергенов, сезонность, мероприятия по снижению концентрации аллергенов). Основные лекарственные препараты и механизмы их действия (бронхолитики как средства скорой помощи, бронхолитики длительного действия, глюкокортикостероиды и кромоны как базисные препараты, названия наиболее распространенных лекарств). Ингаляционная техника и устройства (дозированные аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, небулайзерная терапия). Общеукрепляющие мероприятия и режим (физическая активность, гимнастика, питание, отказ от курения). Данная программа может быть различной по наполнению и поэтому занимать разное время, но при этом необходимо сохранять тематические разделы, указанные выше. Роль медицинской сестры в обучении пациента при Бронхиальной астме

План обучения пациентов Занятие № 1 Тема занятия: «Бронхиальная астма. Факторы риска развития заболевания. Этиология». Обзорная беседа: понятие о бронхиальной астме, об этиологии, о факторах риска развития заболевания (проведена беседа с пациентами, памятка Приложение В). Занятие № 2 Тема занятия: «Приступ удушья при бронхиальной астме. Доврачебная помощь». Обзорная беседа: клиническая картина бронхиальной астмы, приступ удушья и доврачебная помощь (проведена беседа с пациентами, обеспечены пациенты памятками приступ удушья и доврачебная помощь приложение М). Занятие № 3 Тема занятия: «Применение пикфлоуметра». Обзорная беседа: пиклоуметр, правила пользования пикфлоуметром, «Дневник наблюдения» проведена беседа с пациентами, обеспечены пацинтам памяткой Л). Занятие № 4 Тема занятия: «Соблюдение гипоаллергенной диеты.» Обзорная беседа: порекомендовать пациентам, постоянный прием лекарственных препаратов, акцентировать внимание на том, что для достижения существенных результатов в лечении необходимо принимать препараты своевременно, рационально и бережно, правильно использовать их комбинации, систематически оценивать эффективность проводимой терапии, сообщать врачу о побочных действиях. Посоветовать пациенту, приобрести современные устройства для ингаляций – спейсеры (распылительные камеры), которые упростят использование дозированных аэрозолей, уменьшат всасывание лекарств и, соответственно, их побочное действие, оказать содействие в их подборе. Пациенты обеспечены памяткой по гипоаллергенной диете, представленой нами в приложении Ж. Занятие №5 Тема занятия: «Соблюдение гипоаллергенного быта.» Обзорная беседа: Порекомендовать пациенту, как правильно организовать гипоаллергенный быт.

Рекомендации Регулярное посещение пациентами лечебно – профилактических учреждений; Соблюдение примерного плана диспансерного наблюдения; Посещение «Школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой»; Регулярное и своевременное ведение дневника самоконтроля; Проведение пикфлоуметрии; Соблюдение гипоаллергенного быта; Стараться придерживаться гипоаллергенной диеты; Строго выполнять назначения и рекомендации лечащего врача

Выводы проведенного исследования: 1. уровень знаний и навыков пациентов о методах самоконтроля за течением бронхиальной астмы составил: 70% (21) респондентов не ведут дневник самоконтроля, 43% (13) не пользуются пикфлоуметром, 37% (11) не соблюдают гипоаллергенную диету, и 20% (6) не придерживаются гипоаллергенного быта. 2. После проведенного нами обучения повысился уровень знаний и навыков пациентов о методах самоконтроля за течением бронхиальной астмы, и мы видим, повысился уровень информированности пациентов о пикфлоуметре, гипоаллергенной диете, быту и 70 % респондентов будут вести дневник самоконтроляхотели, все респонденты хотят получать необходимую информацию по самоконтролю от медицинской сестры; 3. На основании сравнительного анализа (до и после обучения) нами были определены особенности профессиональной деятельности медицинской сестры в повышении уровня знаний и навыков пациентов о методах самоконтроля за течением бронхиальной астмы – проведение обучающих бесед с пациентами, разработка памяток, стендов, санбюллетеней, мотивация пациентов на посещение «Школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой». 4. основными направлениями повседневной профессиональной деятельности медицинской сестры по повышению уровня знаний и навыков пациентов о методах самоконтроля за течением бронхиальной астмы являются: грамотно собрать информацию у пациента о заболевании. Медсестра должна знать о причинах заболевания. Следует знать гигиенические и экологические особенности профессиональной деятельности и проживание больного. При посещении пациента на дому медсестра учитывает следующие факторы риска развития заболевания: наличие плесени; обилие домашней пыли пуховые подушки, перины, ковры в комнате больного цветы в горшках домашние животные и птицы курение и использование косметических средств в помещении близкое расположение кухни

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *