Меню Рубрики

Сестринский процесс при бронхиальном астме как составить

Сестринский процесс при бронхиальной астме — одна из важнейших составляющих поддержки пациента, основная роль которой — сделать его жизнь нормальной, невзирая на болезнь.

Бронхиальная астма – болезнь, которая на сегодняшний день, к сожалению, является неизлечимой. Все, что может сделать медицина – это сократить количество приступов у больного и, насколько возможно, улучшить его состояние и качество жизни. Но, к сожалению, часто после постановки диагноза у пульмонолога в поликлинике или в пульмонологическом отделении больницы, человека с астмой в нетяжелой форме просто отпускают домой, не проконсультировав его надлежащим образом о том, как вести себя дальше, как жить с болезнью, какой уход за ним должен быть организован в периоды обострения. По этой причине часто болезнь усугубляется, приступы удушья учащаются и становятся более интенсивными и продолжительными, больной вновь нуждается в медицинской помощи. Страдает и его психологическое состояние – астматик чувствует себя оставленным наедине со своей болезнью, его страхи перед приступами удушья усиливаются невежеством или неосведомленностью.

В идеале, уход за астматическими больными должен осуществляться по плану. В реализации этого плана велика роль медсестры. Сестринский процесс при бронхиальной астме у взрослых и детей имеет своей целью нормализацию состояния больного и последующее его обучение самостоятельному удовлетворению его ежедневных потребностей.

Сестринский процесс при бронхиальной астме подразумевает три вида вмешательства:

  1. Такое, которое осуществляется исключительно по назначению лечащего врача, то есть зависимое. Например, только врач назначает лекарственные препараты.
  2. Такое, которое может быть осуществлено медицинской сестрой по собственному усмотрению, то есть независимое. К этой группе можно отнести измерение пульса, давления, предоставление рекомендаций по диетическому питанию.
  3. Такое, которое осуществляется исключительно медицинской бригадой, то есть взаимозависимое. Это консультации специалистов из различных областей, лабораторные исследования, прочее.

Собственно работа медицинской сестры с больными бронхиальной астмой происходит в несколько этапов:

  1. Оценка физического и психического состояния пациента.

Роль медсестры на этом этапе, во-первых, сводится к сбору информации о больном посредством опроса его самого, а также его родственников. Она задает примерно такие вопросы:

  • как часто происходят приступы удушья?
  • какие обстоятельства им предшествуют?
  • известно ли, что их провоцирует?
  • насколько они интенсивны?
  • проходят ли приступы сами по себе?
  • если нет, какими медикаментами они снимаются?
  • на что у больного есть аллергия?

Во-вторых, еще одна задача для медицинской сестры – осмотр взрослых или детей, больных астмой. Информативными показателями являются:

  • наличие или отсутствие вынужденной позы;
  • присутствие и характер одышки;
  • присутствие признаков дыхательной недостаточности (бледность, цианоз, обеспокоенность, прочее).

Также медсестра должна измерить у больного пульс и артериальное давление.

  1. Определение проблем и потребностей больного.

Тяжелая болезнь вносит коррективы в жизнь взрослых и детей. Из-за риска приступов удушья и собственно этих приступов у них возникает множество физиологических и социально-психологических проблем.

К физиологическим можно отнести:

  • ограничения в еде (доказана роль пищевых аллергенов в развитии бронхиальной астмы);
  • нарушение дыхания (оно выражается в одышке и приступах удушья);
  • нарушения сна (ночные приступы мешают многим астматическим больным нормально спать);
  • ограничения физической активности (часто приступы возникают во время физической нагрузки).

К социально-психологическим можно отнести:

  • подавленное состояние из-за самого наличия болезни;
  • присутствие страха перед следующим приступом;
  • ограниченное общение (преградами для полноценного общения у детей и взрослых, больных астмой, являются одышка, усиливающаяся во время разговора, приступы удушья в ответ на сильные эмоции, вызванные общением, возможность аллергической реакции на запах духов собеседника, прочее);
  • ограничение трудоспособности (астматикам противопоказаны работы, сопряженные с контактами с потенциальными аллергенами и вредными веществами, а также такие, которые требуют значительных физических усилий или эмоционального перенапряжения);
  • депрессии из-за невозможности самореализоваться;
  • уход в болезнь (больной живет от приступа до приступа, просит помощь даже тогда, когда она ему не нужна, считает, что из-за недуга сам абсолютно не в состоянии о себе позаботиться, что ему нужен постоянный уход со стороны окружающих, прочее).
  1. Подготовка пациента к обследованиям.

На данном этапе роль медицинской сестры – проинформировать больного о необходимости провести ту или иную манипуляцию (провести забор крови, мокроты, прочее), получить его согласие на эту манипуляцию, подготовить самого пациента и оснащение для проведения процедуры.

Исходя из диагноза, результатов обследования, собранной медицинской сестрой информации, она совместно с врачом и самим больным бронхиальной астмой составляет план, по которому ему будет оказана последующая помощь (в решении этих проблем) и организован правильный уход (с целью стабилизации состояния больного и профилактики у него новых приступов удушья).

Сестринский процесс при бронхиальной астме, в рамках ухода за больным, направлен на оказание ему помощи в решении выявленных у него при сборе информации физиологических проблем, а также стабилизацию его психологического состояния. Медсестра осуществляет следующие действия:

  1. Информирует больного. Медсестра проводит с пациентом беседу с целью предоставить ему максимально полную, доступную информацию о заболевании. Она может порекомендовать ему соответствующую литературу, обучающие фильмы, например, «Жизнь с астмой».
  2. Обучает правильной технике дыхания.

Правильное дыхание играет первостепенную роль в профилактике новых приступов удушья. Здесь необходимо научить взрослых и детей:

  • в спокойном состоянии и при отсутствии физической нагрузки вдыхать и выдыхать воздух;
  • делать небольшие паузы между выдохом и последующим вдохом;
  • дышать полной грудью.
  1. Учит осуществлять самоконтроль над своим состоянием и пользоваться пикфлуометром.

Пикфлуометр – это компактный аппарат, используя который, больной бронхиальной астмой сможет самостоятельно определить функцию внешнего дыхания. Этот прибор выдает два показателя выдоха – его пиковую и максимальную скорость.

Регулярное использование пикфлуометра играет важную роль в определении приближения очередного приступа удушья, а также того, насколько эффективной была оказанная медицинская помощь.

Если измерения показывают прогрессирующее возрастание скорости выдоха, можно сделать вывод, что помощь была адекватной, лечение произвело эффект.

Если бронхиальная астма обостряется, бронхиальный просвет сужается, скорость выдоха уменьшается. В данном случае есть шанс забить тревогу еще до того, как приступ случился, и предпринять меры по его предотвращению.

  1. Дает рекомендации касательно диетического питания.

Медсестра должна побеседовать с пациентом на тему питания при бронхиальной астме, рассказать ему, какую роль в ухудшении его состояния может сыграть употребление продуктов, являющихся аллергенами.

Важно настроить больного на то, что некоторые ограничения на продукты питания вовсе не означают, что он не сможет в полной мере удовлетворять свои потребности в еде. Его питание по-прежнему достаточное и разнообразное.

  1. Учит купировать приступы удушья, помогает избавиться от страха смерти во время них.

Часто больной боится, что может умереть во время приступа удушья, так как помощь ему не будет оказана или будет оказана поздно. Душевное волнение лишь усиливает и продлевает приступ. Роль медицинской сестры – объяснить больному, что именно от его поведения во многом зависит то, как быстро и успешно его состояние стабилизируется. Она должна объяснить ему необходимость взять себя в руки, научить, каким образом он может помочь себе сам (расстегнуть воротник, обеспечить себе доступ свежего воздуха, расслабиться). Она показывает ему, как пользоваться карманным ингалятором, чтобы купировать приступ.

  1. Учит, как вести себя после приступа.

Часто после приступа у детей и взрослых на некоторое время сохраняется влажный кашель. Помочь мокроте выделиться можно: теплым питьем, приемом муколитиков (Мукалтин, Амброксол, Бромгексин), ингаляциями с бронходилататорами (например, с Вентолином). Если из-за приступа повысилось артериальное давление или появилась тахикардия, лучше обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Важно помнить, что самолечение бета-блокаторами может стать причиной нового приступа.

  1. Подчеркнуть необходимость выполнения врачебных рекомендаций. Часто бронхиальная астма, невозможность ее излечения, настолько пугает больных, что они перестают доверять традиционной медицине и прибегают к лечению народными средствами. Медсестра должна максимально доходчиво объяснить им, что в случае с этой болезнью любые нетрадиционные методы неэффективны. Не стоит терять на них время и усугублять болезнь.

Если астмой болен ребенок, медсестра должна проинформировать его родителей, как они могут предотвращать у него приступы удушья, как должны вести себя во время приступов, какую помощь ребенку оказать. Она выдает им памятку.

Становится понятным, насколько активное участие медицинская сестра принимает в уходе и реабилитации при бронхиальной астме. В данном случае она является не только помощником лечащего врача, но также своего рода просветителем и моральной поддержкой для больных.

источник

Сестринский процесс при бронхиальной астме. Информация о заболевании. Бронхиальная астма (БА) — самое распространенное хроническое заболевание дыхательных путей в детском возрасте. Частота ее продолжает расти. Заболевание, начавшееся в детстве, продолжается и в старшем возрасте. Длительно текущая бронхиальная астма может приводить не только к инвалидизации ребенка, но и к смерти.
Бронхиальная астма — это аллергическое заболевание, которое характеризуется повторными приступами удушья (бронхоспазма). В основе заболевания лежит стойкое аллергическое воспаление дыхательных путей от слизистой оболочки носа до мельчайших бронхов и бронхиол. Развитие бронхиальной астмы тесно связано с воздействием различных факторов.
Предрасполагающие факторы:
Атопия: выработка организмом повышенного количества иммуноглобулинов Е.
Гиперреактивность бронхов — повышенная реакция на раздражители в виде легкого и быстрого развития обструкции.
Наследственность — риск развития БА у ребенка, родители которого имеют признаки аллергии в 2-3 раза выше, чем у ребенка, чьи родители здоровы.
Причинные факторы:
Аллергены — пищевые, бытовые, эпидермальные, пыльцевые, грибковые, лекарственные, вирусы, химические вещества, вакцины. Под действием аллергенов у детей формируется сенсибилизация и аллергия. Формирование различных видов сенсибилизации происходит в определенной временной последовательности. У детей грудного возраста вначале формируется сенсибилизация к пищевым и лекарственным аллергенам. В возрасте от 1 года и до 5 лет формируется сенсибилизация к бытовым, эпидермальным, грибковым и пыльцевым аллергенам. К 5 годам у ребенка уже формируется бронхиальная астма с поливалентной сенсибилизацией. Ведущую роль в формировании БА среди бытовых аллергенов отводят клещам домашней пыли. Благоприятные условия для их размножения это влажный воздух, температура воздуха от 15 до 24 °С. Основными местами их обитания являются мягкая мебель и постель, но они распространяются по всей квартире: мягкие игрушки, паласы, настенные ковры, домашняя обувь и т. д. Питаются клещи чешуйками верхнего слоя кожи человека или домашних животных, плесенью, волосом, пером, растительной пищей. Аллергенными свойствами обладают покров и выделения клещей. Живут клещи около 1 мес. Аллергенность мертвых клещей сохраняется месяцами и даже годами. Основной путь проникновения бытовых аллергенов в организм ингаляционный. Поэтому БА с бытовой сенсибилизацией характеризуется круглогодичным обострением, преобладанием приступов удушья ночью или при уборке квартиры.
К эпидермальным аллергенам относятся шерсть, пух, перо, перхоть, выделения, слюна домашних животных и насекомых (тараканов), сухой корм для рыбок. Нужно помнить, что неаллергенных животных не бывает.
Пыльцевая сенсибилизация обусловлена пыльцой растений (дуб, береза, тополь, клен, ольха, злаки, сорняки и др.).
Действие причинных факторов усугубляют:
— Респираторные вирусные инфекции — вирусы повреждают слизистую оболочку, повышают ее проницаемость для аллергенов, усиливают гиперреактивность бронхов.
— Патологическое течение беременности — контакты с аллергенами, профессиональная вредность, нерациональное питание, инфекционные заболевания.
— Недоношенность, нерациональное питание ребенка — раннее искусственное вскармливание, ранее введение в рацион ребенка пищевых продуктов, обладающих сенсибилизирующей активностью.
— Наличие аллергического дерматита и других аллергических заболеваний.
— Пассивное или активное курение — 20 % детей из семей, где курит один родитель, заболевают БА уже в раннем возрасте.
— Факторы (триггеры), вызывающие обострение БА: Аллергены, вирусные респираторные инфекции, физические нагрузки, эмоциональные стрессы, изменение метеоусловий.
— Варианты течения БА: атопическая, инфекционно-зависимая, нервно-психическая, паторецепторная и дисгормональная.
Степени тяжести БА:
— легкая — дневные редкие приступы удушья 1-3 раза в месяц при контакте с конкретным аллергеном. Снимается однократным использованием бронхолитика;
— среднетяжелая — приступы днем и ночью, 1 раз в неделю. Снимаются после повторного применения бронхолитика и гормонов:
— тяжелая — приступы несколько раз в неделю или ежедневно днем и ночью.
Современные методы диагностики: общий анализ крови: кожные тесты для выявления значимых аллергенов: радиоиммунные и иммуноферментные методы определения общего иммуноглобулина Е и специфических иммуноглобулинов в сыворотке крови; спирометрия для оценки функции внешнего дыхания у детей старше 5 лет; тест с физической нагрузкой для выявления бронхиальной гиперреактивности; пикфлоуметрия — мониторинг ПСВ (пиковой скорости выдоха) для оценки степени тяжести БА и контроля эффективности назначенной терапии; исследование мокроты; рентгенография легких; бронхоскопия.

1. Элиминационные мероприятия подбираются для каждого ребенка индивидуально.
Гипоаллергенная диета — исключение из пищевого рациона ребенка продуктов, содержащих аллергены: шоколад, шоколадные конфеты, кофе; мед. орехи, соки, содержащие различные консерванты и эссенции; газированные напитки; рыба и морепродукты; куриное яйцо, коровье молоко; грибы и консервированные продукты; острые и пряные продукты; овощи и фрукты красного, желтого и оранжевого цвета; ананасы, киви, бананы, дыня, черная смородина.
Гипоаллергенный быт — особенно детям при бытовой и эпидермальной сенсибилизации. Необходимо проведение мероприятий, направленных на борьбу с клещами домашней пыли и изменение экологии жилья: использовать специальные очистители воздуха для удаления аллергенных частиц в воздухе: уменьшить влажность за счет регулярного проветривания, просушивания постели, используя специальные осушители воздуха; убрать из квартиры, особенно из спальни ребенка настенные ковры, паласы, лишнюю мебель, комнатные растения: перьевую подушку заменить подушкой с синтетическим наполнителем, использовать противоаллергенные чехлы для матраца и других постельных принадлежностей; держать книги на закрытых стеклом полках; при проведении уборки желательно использовать специальные салфетки и пылесосы с одноразовыми съемными фильтрами; присутствие ребенка в момент уборки недопустимо; постельное белье менять 1 раз в неделю; промораживать или просушивать на солнце подушки, матрацы, одеяла и другие вещи (холодный воздух и солнечный свет вызывают гибель клешей) или 1 раз в год сдавать в химчистку, или стирать ежемесячно в горячей воде; мягкие игрушки стирать в горячей воде 1 раз в 3 мес. или класть на ночь в морозильную камеру; нахождение мягких игрушек в кровати во время сна ребенка недопустимо; применять различные химические препараты для уничтожения живых клещей — акрициды (милбиол и др.),но после обработки комнаты желательно в течение суток в ней не находиться, тщательно проветрить и провести сухую уборку пылесосом, желательно отказаться от домашних животных; исключить курение в квартире; исключить контакты ребенка с бытовой химией; в присутствии ребенка не использовать вещества с резким запахом.
2. Медикаментозная терапия.
— Базисная терапия: регулярный, ежедневный и длительный прием препаратов с целью снижения аллергического воспаления слизистой бронхов, предотвращения обострений: кромогликат натрия (интал), недокромил натрия (гайлед); бекотид, пульмикорт и др.; сальметерол, сальбутамол, оказывающие длительный бронхо-расширяюший эффект; комбинированные ингаляционные препараты; препараты группы теофиллина пролонгированного действия.
Выбор препаратов и дозы для базисной терапии зависят от степени тяжести БА. Эффективность базисной терапии зависит от правильного выбора и применения устройства для ингаляции. Детям младше 4 лет лучше использовать дозированные аэрозольные ингаляторы (ДАИ) и спейсер с лицевой маской: детям в 4-6 лет — ДАН и спейсер с мундштуком; детям старше 6 лет — ДАИ, ДАИ со спейсером, дозированный порошковый ингалятор (ДПИ). Медицинская сестра должна обучить ребенка и родителей правилам использования ингаляторов и постоянно контролировать сохранения навыков.
— Лечение обострения (острого приступа или затяжного состояния бронхиальной обструкции): для восстановления проходимости бронхов используются бронхоспазмолитики: сальбутамол-ДАИ, вентолин-ДАИ, беротек-Н ДАИ: атровент-ДАИ, беродуал, беродуал-ДАИ. Теофиллин и эуфиллин используются в виде раствора для внутривенного введения.

— Субъективные методы обследования:
Жалобы: затрудненное дыхание, кашель.
История (анамнез) заболевания: начало острое с повышения температуры тела.
История (анамнез) жизни: наличие аллергических заболеваний у родителей и/или родственников; сопутствующие аллергические заболевания у ребенка (дерматит, крапивница, отек Квинке и др.); повторяющиеся эпизоды свистящего дыхания, экспираторной одышки; кашель в ночные и утренние часы.
— Объективные методы обследования:
Осмотр во время приступа: самочувствие ребенка нарушено, испуган, вынужденная поза — сидит с приподнятым плечевым поясом, опираясь на край стула/постели; экспираторная одышка, дыхание шумное, дистанционные свистящие хрипы, цианоз носогубного треугольника. раздувание крыльев носа, набухание шейных вен; кашель приступообразный с тягучей, вязкой мокротой. При аускультации — сухие свистящие и влажные хрипы.

У пациента с БА нарушаются потребности: поддерживать общее состояние, дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.
Существующие проблемы, обусловленные бронхоспазмом. отеком слизистой оболочки, гиперсекрецией слизи в просвет бронхов: экспираторная одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры. тахикардия, кашель с вязкой мокротой.
Потенциальные проблемы: риск ателектаза, эмфиземы, пневмоторакса. сердечной недостаточности.

Читайте также:  Пневмония как осложнение бронхиальной астмы

Цель ухода: способствовать наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений

Сестринский процесс при бронхиальной астме.
План ухода
1.Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением режима.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родителями о причинах развития заболевания, особенностях лечения и профилактике осложнений. Убедить в необходимости лечения в стационаре, выполнении всех рекомендаций.
Мотивация:
Создание режима щажения ЦНС и органов дыхания. Расширение знаний.
2. Обеспечивать организацию и контроль питания.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства . Проведение беседы с пациентом/родителями об особенностях гипоаллергенной диеты. необходимости ее строгого соблюдения не только в стационаре, но и дома после выписки.
Мотивация:
Удовлетворение, физиологических, потребностей. Профилактика обострений.
3. Организация досуга.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Рекомендовать родителям принести ребенку любимые книги, игры и др.
Мотивация:
Создание условий для соблюдения режима
4. Создание комфортных условий в палате.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате.
Мотивация:
Удовлетворение физиологических потребностей во сне. Улучшение дыхания.
5. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий, и приеме пищи.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены. Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье.
Мотивация:
Удовлетворение потребности быть чистым.
6. Выполнять назначения врача.
Реализация ухода:
Зависимое вмешательство: Проведение базисной терапии.
Независимые вмешательства : Объяснить пациенту и/или родителям необходимость приема лекарственных препаратов. Провести беседу с пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах препаратов. Научить пациента и /или родителей правилам применения ДАИ и других устройств для ингаляций, методике проведения пиклоуметрии и ведению дневника самоконтроля.
Контролировать устойчивость практических навыков у пациента/родителей. Сопровождать на диагностические исследования, объясняя цель и необходимость проведения. Обеспечить психологическую поддержку пациенту и родителям.
Мотивация:
Нормализация морфологических изменений в бронхах и функциональных показателей. Повышение уровня знаний.
Эффективность лечения. Раннее выявление побочных действий лекарственных препаратов.
7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение.
Реализация ухода:
Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, измерение температуры тела утром и вечером; контроль ЧД, ЧСС; наличия и характера одышки и кашля; контроль физиологических отправлений. При ухудшении общего состояния срочно сообщить лечащему или дежурному врачу.
Мотивация:
Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.

При правильной организации сестринского ухода наступает ремиссия, пациент выписывается под наблюдение педиатра, аллерголога, пульмонолога в детской поликлинике. Пациент и его родители должны знать об особенностях организации режима, диеты, элиминационных мероприятиях, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций.

источник

Сестринский процесс при бронхиальной астме является основной составляющей поддержки больного. Главная задача такой помощи заключается в повышении качества жизни человека.

Сестринский процесс при взрослой и детской бронхиальной астме заключается в немалом количестве моментов. Вот приоритетные задачи:

  • вовремя отреагировать на приступ;
  • установить, по какой причине произошёл приступ;
  • оказать грамотное содействие;
  • определить потребности больного;
  • рассказать человеку, как правильно справляться с приступом.

В первую очередь специалист устанавливает, что именно (какой аллерген) провоцирует состояние удушья. С этой целью проводится беседа с пациентом. Также при необходимости беседуют с его родителями (если это ребёнок) или родственниками и близкими людьми. Определяются препараты, которые могут помочь, а также медикаменты, которые категорически нельзя принимать ни при каких обстоятельствах.

Кашель, удушье, одышка — наиболее часто встречающиеся симптомы. Два раза в год нужно проходить обследование. В случае ухудшения состояния рекомендовано лечение в стационаре.
Проблемы пациента при бронхиальной астме таковы:

  • частые осложнения;
  • проблемы со сном, вплоть до полной бессонницы;
  • малое количество жидкости в организме;
  • дискомфорт, который связан с регулярным приёмом медикаментов;
  • панический страх, состояние тревоги;
  • ухудшение аппетита;
  • осложнения дыхания;
  • ограниченность в выборе сферы деятельности.

Сестринский уход у детей при бронхиальной астме предполагает не только решение проблем маленьких больных (требуемая помощь), но и грамотное объяснение им правил поведения. Деткам нельзя играть в чрезмерно энергичные игры. Нужно доходчиво им это объяснить.

Сестринский уход у взрослых и детей при бронхиальной астме реализуется строго по чёткому плану. Это гарантирует быструю нормализацию состояния больного. План сестринского ухода содержит в себе следующее.

  • Анамнез.
  • Установление проблем.
  • Исключение похожих заболеваний.
  • Содержание в стационаре.
  • Выполнение рекомендаций лечащего доктора.
  • Поддержка при обострении.

Рассмотрим каждый их них более детально.

В первую очередь реализуются субъективные исследовательские методы. У больного принимаются жалобы. Чаще всего они заключаются в регулярном кашле и сложном дыхании. Может присутствовать и такой симптом, как температура. Также проявляется иная симптоматика: свистящее дыхание, одышка. Поздно вечером и рано утром симптоматика усиливается. Важно узнать, имеется ли предрасположенность по наследству. Для этого опрашиваются родственники.
Затем используются объективные исследовательские методы. Они заключаются в осмотре человека в период приступа. Обычно диагностируется отхождение мокроты высокой вязкости, свистящие хрипы, громкое дыхание.

Сестринский уход при бронхиальной астме на этой стадии заключается в установлении проблем больного и выборе вариантов их устранения. У взрослых и маленьких пациентов происходит нарушение таких потребностей, как дыхание, приём пищи, отдых, сон, общение. Предоставляется помощь, которая способствует облегчению состояния.

Есть немало недугов, которые схожи по симптоматике с астмой. Крайне важно удостовериться в том, что диагноз поставлен правильно. Вот наиболее распространённые их схожих болезней:

  • хронический бронхит обструктивный — при таком диагнозе симптомы не уходят после приёма клюкокортикостероидных препаратов;
  • лихорадка сенная — это целая группа заболеваний, во время которых возникают аллергические конъюнктивит, насморк, бронхоспазм;
  • аллергический бронхолегочный аспиргиллез — при этом заболевании организм становится восприимчив к грибам аспергиллам (страдают альвеолы, бронхи, сосуды).

Ухаживать за пациентом должен исключительно компетентный специалист. От этого напрямую зависит результат проводимого лечения.
В данном случае под уходом подразумевается анализ режима отдыха и приёма пищи, создание оптимальных условий в палате, организация интересного времяпрепровождения (к примеру, предоставление книг, игрушек, раскрасок или возможности просмотра телевизора, почитать интересную книгу). Медицинский персонал обязан регулярно проводить влажную уборку, приоткрывать окна для проветривания.
Когда пациент не может покушать или привести себя в порядок самостоятельно, медсестра должна прийти на помощь. Этот момент наиболее актуален в случае с детьми и людьми преклонного возраста.
Уход заключается ещё и в общении с больным человеком. Необходимо объяснить ему, насколько важно соблюдать правильную диету, план лечения и режим отдыха. Человеку необходимо чувствовать заботу о себе. Медицинский работник должен переговорить с родителями маленького пациента или с родными взрослого. Важно, чтобы дома тоже были созданы оптимальные условия: соответствующее питание, полноценный отдых, отсутствие пыли, регулярные проветривания, ежедневные прогулки на свежем воздухе. Иначе могут случиться осложнения.

Медсестра обязана убедить пациента в необходимости соблюдения назначений доктора в течение полного курса. Нужно рассказать ему о побочных эффектах и о том, как правильно использовать ингалятор, с какой целью проводятся процедуры. Больной обязан каждый день записывать информацию о личном состоянии. Медицинский работник должен оказать психологическую помощь.
Если возникает побочный эффект, медсестра должна оперативно принять соответствующие меры. Когда лечение не даёт требуемого результата, нужно оповестить об этом лечащего врача.
Дети нуждаются в особом уходе. Мед. работник должен каждый день мерить температуру, контролировать дыхание, прослушивать сердцебиение. Важно поддерживать маленького пациента психологически.

На данной стадии сестринский уход при бронхиальной астме состоит в оказании квалифицированной помощи в момент приступа. Специалист действует чётко в определённой последовательности.

  • Определяется источник, вызывающий аллергию.
  • Посредством ингалятора вводятся бронхорасширяющие медикаменты.
  • Даётся раствор соды, ноги прогреваются в сухой горчице.
  • При необходимости назначается антигистаминный препарат.
  • В случае затяжного приступа под кожу вводится такой препарат, как Эфедрин, а при сложной форме — Преднизолон.

Если состояние пациента тяжёлое, то его госпитализируют. Наблюдение ведётся круглые сутки. Благодаря этому удаётся не допустить осложнений. Если происходит так, что состояние ухудшается, то назначаются стероидные препараты. Медицинский сотрудник должен следить за наличием ингалятора. Важно напоминать человеку о необходимости приёма отхаркивающих таблеток.
Ребёнку в возрасте до пяти лет при приступах показаны аэрозоли с дозатором. Детям до двух лет разрешено принимать такие медикаменты только через лицевую маску. Заботьтесь о здоровье и никогда не болейте!
Пожалуйста, обязательно поделитесь этим материалом в социальных сетях.

источник

Этиология и предрасполагающие факторы бронхиальной астмы. Клиническая картина и особенности диагностики. Оказание первичной медицинской помощи. Лечение и профилактика данного заболевания. Клинический пример. Основные положения сестринского процесса.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

бронхиальная астма клинический сестринский

Бронхиальная астма является одним из наиболее распространенных заболеваний в современном мире. По последним данным, число больных астмой в России составляет 7 миллионов человек. Среди взрослого населения болезнь регистрируется более чем в 5% случаев, а у детей встречается около 10%. Больные бронхиальной астмой сегодня могут жить комфортно, практически не замечая своей болезни. Научиться жить с этим диагнозом помогут в школе бронхиальной астмы.

Заболевание может развиться в любом возрасте. У половины больных бронхиальная астма развивается в возрасте до 10 лет, еще у трети — до 40 лет.

Учитывая социальную значимость в соответствии с Правительства Российской Федерации от 30.07.94 № 890 пациент с бронхиальной астмой имеет право на бесплатное получение лекарственных средств.

Правительство регионов России приняло на ближайшие годы региональную целевую программу по лечению и профилактике бронхиальной астмы. Целями этой программы является — увеличение продолжительности, улучшение качества жизни больных, снижение инвалидизации и смертности населения от бронхиальной астмы и ее осложнений, организация системы профилактики бронхиальной астмы ее осложнений, обеспечение своевременного, эффективного лечения больных бронхиальной астмой.

Эффективность внедрения Программы можно оценить по уровню госпитализации больных с бронхиальной астмой. Появилась тенденция к снижению госпитализации больных с бронхиальной астмой, сокращение сроков лечения в стационаре больных с данным заболеванием.

Предмет изучения: Сестринский процесс при бронхиальной астме.

Объект исследования: Бронхиальная астма

Цель исследования: Изучение сестринского процесса при бронхиальной астме.

Для достижения данной цели исследования необходимо изучить:

— этиологию и предрасполагающие факторы бронхиальной астмы;

— клиническую картину и особенности диагностики бронхиальной астмы;

— принципы оказания первичной медицинской помощи при бронхиальной астме;

— принципы лечения и профилактики данного заболевания;

Для достижения данной цели исследования необходимо проанализировать:

— основные результаты обследования и лечения описываемых больных в стационаре необходимые для заполнения листа сестринских вмешательств.

— научно-теоретический анализ медицинской литературы по данной теме;

— эмпирический — наблюдение, дополнительные методы исследования:

— организационный (сравнительный, комплексный) метод;

— субъективный метод клинического обследования пациента (сбор анамнеза);

— объективные методы обследования пациента (инструментальные, лабораторные);

— биографические (изучение медицинской документации);

Практическое значение курсовой работы: Подробное раскрытие материала по данной теме позволит повысить качество сестринской помощи.

ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ТЕЧЕНИЯ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ

Бронхиальная астма — это заболевание, в основе которого лежит воспаление дыхательных путей, сопровождающееся изменением чувствительности и реактивности бронхов и проявляющееся приступом удушья. При бронхиальной астме бронхи воспалены, вследствие аллергического, инфекционного или нейрогенного воздействия.

Словосочетания «тяжелое дыхание» и «задыхаться» впервые встречаются в древнегреческой литературе в поэмах Гомера, работах Гиппократа. Более подробную и точную клиническую картину астмы описал Аретемий Каппадокийский. Ибн Сина (Авиценна) в своей работе «Канон врачебной науки» дал описание астмы, как хроническая болезнь, сопровождающуюся внезапными приступами удушья, сходными своим спастическим характером.

В качестве этиологических факторов рассматриваются внутренние и внешние факторы. Семейный анамнез свидетельствует о том, что кровные родственники больных бронхиальной астмой больны различными аллергическими заболеваниями, в том числе и бронхиальной астмой.

Врожденная предрасположенность формирует внутренние причины болезни — наследственный фактор.

Причины бронхиальной астмы связаны с развитием воспаления бронхов, которое может быть:

с последующим формированием обструкции бронхов, которая проявляются клиническими признаками бронхиальной астмы.

В формировании иммунного (аллергического) воспаления бронхов при бронхиальной астме участвуют иммунные реакции. Растворимые антигены взаимодействуют с антителами в жидкостных системах с образованием иммунных комплексов, что сопровождается активацией системы комплемента, агрегацией тромбоцитов с последующим повреждением тканей, на которых фиксировались иммунные комплексы [1, с. 46].

В этиологии бронхиальной астмы участвуют эндокринные нарушения, нарушения функционирования нервной системы, нарушения мембрано-рецепторных комплексов клеток бронхов и легких.

1.2 Предрасполагающие факторы бронхиальной астмы

1. Наследственная предрасположенность, генетические факторы.

Наследственная предрасположенность выявляется у 46,3 % больных, причем она более выражена при атопической форме. Если болен один из родителей, вероятность заболевания бронхиальной астмой ребенка составляет 20- 30 %, при заболевании обоих — 75 %. Высказывается предположение о рецессивном типе наследования БА с 50 % пенетрантностью.

2. Патология беременности и возраст родителей: недоношенность плода, перенесенные вирусные респираторные и аллергические болезни во время беременности, более старший возраст родителей.

3. Конституция организма: гиперстеническая и нормостеническая (с гиперстеническим уклоном).

4. Особенности развития и болезни детей:

— высокий уровень IgE в сыворотке крови;

— раннее искусственное вскармливание;

— дисфункции желудочно-кишечного тракта;

— пищевая и лекарственная аллергия;

— частые острые респираторные вирусные инфекции;

5. Особенности труда, быта и болезни взрослых:

— работа, связанная с воздействием агрессивных факторов внешней среды (ингаляция производственных аллергенов, влияние химических и механических ирритантов, холодного, горячего, сухого воздуха);

— контакт с аллергенами и агрессивными химическими веществами в быту;

— частые эпизоды острых и обострения хронических воспалительных заболеваний органов дыхания;

— нервно-психический стресс и функциональные расстройства центральной нервной системы;

— сотрясение головного мозга;

— дизовариальные расстройства у женщин;

— активное и пассивное курение;

— положительные кожные и провокационные пробы с аллергенами; высокий уровень IgE; измененные чувствительность и реактивность бронхов.

6. Врожденные и приобретенные биологические дефекты:

— снижение активности бета2-адренорецепторов бронхов;

— дефицит секреторного IgA в бронхах;

— снижение функции Т-супрессоров и альвеолярных макрофагов;

— повышенная чувствительность бронхов к воздействию биологически активных веществ, аллергенов, ирритантов, химических и физических факторов;

— нарушение функции сурфактанта [6, c. 2].

1.3 Патогенез бронхиальной астмы

В зависимости от вида аллергена, вызвавшего сенсибилизацию организма (инфекционный или неинфекционный), различают три формы бронхиальной астмы:

Ведущую роль в патогенезе бронхиальной астмы играет повышенная реактивность бронхов, которая приводит к их периодической обратимой обструкции. Она проявляется:

— повышением сопротивления дыхательных путей;

— гипоксемией, вызванной очаговой гиповентиляцией и несоответствием между вентиляцией и перфузией легких;

В основе патогенеза бронхиальной астмы лежит неспецифическое повышение реактивности бронхов. Чем выше реактивность бронхов, тем тяжелее протекает заболевание, сложнее лечение и выше риск ночных и утренних приступов (из-за значительных суточных колебаний функционирования легких).

Важная роль отводится тучным клеткам, эозинофилам, макрофагам, нейтрофилам и лимфоцитам. Высвобождаемые при дегрануляции тучных клеток медиаторы воспаления — гистамин, брадикинин, лейкотриен С, лейкотриен D и лейкотриен Е, фактор активации тромбоцитов и простагландин Е2, простагландин E2aльфа и простагландин D2 — вызывают острую воспалительную реакцию: спазм гладкой мускулатуры бронхов, вазодилатацию, отек слизистой. Лейкотриены, кроме того, задействованы и в других патогенетических механизмах — они вызывают секрецию слизи и нарушение восходящего тока слизи, что создает условия для перехода острого воспаления в хроническое.

Под действием факторов хемотаксиса (лейкотриена В4, анафилактического фактора хемотаксиса эозинофилов и анафилактического фактора хемотаксиса нейтрофилов) возникает миграция эозинофилов, тромбоцитов и нейтрофилов в очаг воспаления. Эти клетки, а также альвеолярные макрофаги и эпителий дыхательных путей становятся дополнительным источником медиаторов воспаления.

Ведущая роль в развитии дальнейших событий, по-видимому, принадлежит эозинофилам. Белки, содержащиеся в гранулах эозинофилов, — главный основный белок эозинофилов и катионный белок эозинофилов — повреждают эпителий дыхательный путей. Он слущивается в просвет бронхов и обнаруживается в мокроте в виде скоплений эпителиальных клеток. Повреждение эпителия ведет к утрате им барьерной и секреторной функций, а также к секреции факторов хемотаксиса и дальнейшему усилению воспаления. Кроме того, возможно раздражение чувствительных нервных окончаний, вследствие чего возникает генерализованная рефлекторная реакция бронхов на местное воспаление.

Важная роль в развитии воспаления принадлежит также Т-лимфоцитам. Эти клетки, в большом количестве присутствующие у больных в бронхах, секретируют цитокины и участвуют в регуляции клеточного и гуморального иммунитета. Т-хелперы типа 1, секретируя ИЛ-2 и интерферон гамма, стимулируют пролиферацию и дифференцировку Т-лимфоцитов и активируют макрофаги. Т-хелперы типа 2, секретируя ИЛ-4 и ИЛ-5, стимулируют пролиферацию В-лимфоцитов и синтез иммуноглобулинов. ИЛ-5, кроме того, стимулирует пролиферацию, дифференцировку и активацию эозинофилов, а возможно, и дегрануляцию базофилов.

Читайте также:  Ведущим симптомом бронхиальной астмы является

Вклад каждого из названных выше клеточных и гуморальных факторов в формирование повышенной реактивности бронхов и развитие бронхиальной астмы неизвестен. Сам по себе ни один из них не может вызвать заболевание.

Во-первых, вещества, высвобождающиеся при дегрануляции тучных клеток, в повышенных количествах обнаруживаются в крови у больных крапивницей и другими опосредуемыми тучными клетками болезнями, в бронхах — у людей, страдающих иными, отличными от бронхиальной астмы атопическими заболеваниями. Вероятно, чтобы эти вещества спровоцировали приступ бронхиальной астмы, необходимы какие-то особые условия.

Во-вторых, воспалительная инфильтрация слизистой бронхов, считавшаяся патогномоничной для бронхиальной астмы, выявлена также у больных, страдающих другими атопическими заболеваниями, и, таким образом, должна быть отнесена к неспецифическим признакам атопии.

И наконец, введение цитокинов (препаратов ИЛ-2, молграмостима, сарграмостима) онкологическим больным с лечебной целью вызывает у них эозинофилию и активацию иммунокомпетентных клеток, но не бронхиальную астму [4, c. 487].

Факторы, провоцирующие приступы бронхиальной астмы, можно разделить на семь групп: аллергены, лекарственные средства и химические соединения, загрязнители воздуха, профессиональные вредности, инфекции, физическая нагрузка, эмоциональные перегрузки.

Астма бывает следующих видов: с преобладанием аллергического компонента, неаллергическая, смешанная.

При постановке диагноза учитываются этиология, тяжесть течения, осложнения.

Для наиболее полного описания этой болезни пользуются и иными классификациями, а именно:

— по тяжести течения до начала лечения;

— по тяжести течения с учетом начальной терапии;

— по степени контроля заболевания, т. е. как проводимая терапия позволяет воздействовать на заболевание в течение длительного времени и какими средствами это достигается в зависимости от индивидуальной реакции организма на лечение;

— по клиническим вариантам течения заболевания — особенности протекания болезни в зависимости от причин, которые вызывают бронхиальную астму;

Все эти классификации не существуют отдельно друг от друга, а сводятся в единое целое в диагнозе, который позволяет наиболее полно и точно описать состояние пациента на текущий момент [7, c. 30].

В зависимости от тяжести течения различают две стадии заболевания. Первая стадия, когда симптомы появляются время от времени, называется интермиттирующей, или эпизодической бронхиальной астмой. Вторая стадия, когда симптомы присутствуют длительное время или постоянно, называется персистирующей (постоянной) бронхиальной астмой. В зависимости от выраженности симптомов эта стадия имеет три степени тяжести: легкую, среднюю и тяжелую (Приложение 1).

В центре клинической картины бронхиальной астмы — приступ удушья.

Чаще приступы удушья беспокоят больного по ночам. В случаях средней тяжести приступы удушья наблюдаются утром.

В развитии приступа бронхиальной астмы принято различать три периода:

— период обратного развития приступа.

Период предвестников (продромальный период) чаще встречается у больных с инфекционно-аллергической формой бронхиальной астмы и проявляется вазомоторными реакциями слизистой оболочки носа (чиханье, обильные водянистые выделения), кашлем, одышкой. В дальнейшем (иногда внезапно, без периода предвестников) у больных появляется ощущение заложенности в грудной клетке, мешающее им свободно дышать. Вдох становится коротким. А выдох, наоборот, продолжительным, шумным, сопровождающимся громкими свистящими хрипами, слышными на расстоянии. Появляется кашель с трудноотделяемой вязкой мокротой. С целью облегчения дыхания больной принимает вынужденное положение (чаще сидя) с наклоном туловища вперед, опираясь локтями на спинку стула или колени.

В период разгара (во время приступа) лицо становится одутловатым, в фазу выдоха может наблюдаться набухание вен шеи. Грудная клетка как бы застывает в положении максимального вдоха.

При перкуссии грудной клетки отмечают коробочный звук, смещение вниз нижних границ легких и резкое ограничение их подвижности. Над легкими выслушивают ослабленное везикулярное дыхание с удлиненным выдохом и большое количество распространенных сухих (преимущественно свистящих) хрипов [2, c. 20].

Течение бронхиальной астмы протекает обычно с чередованием периодов обострения и ремиссии. При этом тяжесть ее течения может быть различной.

При легком течении обострения заболевания возникают не чаще 2 — 3 раз в год и хорошо поддаются амбулаторному лечению.

При среднетяжелом течении обострения бронхиальной астмы возникают 3 — 4 раза в год и уже требуют стационарного лечения.

Тяжело течение бронхиальной астмы характеризуется частыми (более 5 раз в год) и длительными обострениями заболевания с кратковременными периодами ремиссии или их полным отсутствием. При тяжелом течении могут возникнуть гормонозависимые и гормоно-резистентные формы заболевания.

Бронхиальная астма часто осложняется возникновением эмфиземы легких с присоединением вторичной легочно-сердечной недостаточности.

Все осложнения бронхиальной астмы можно разделить на семь основных групп:

— астматический статус — тяжелый, затяжной приступ удушья, который трудно купируется и требует специализированной медицинской помощи;

— острая дыхательная недостаточность — состояние, при котором в легкие поступает критически низкое количество кислорода. Единственно верная помощь в такой ситуации — искусственная вентиляция легких на фоне бронхорасширяющей терапии;

— спонтанный пневмоторакс — разрыв капсулы легкого из-за резкого повышения давления в нем на пике приступа;

— коллапс (спадение, ателектаз) легкого, возникает в результате полной закупорки бронха густыми, слизистыми пробками, образующимися при астме;

— пневмония — любое патологическое состояние в легких способствует присоединению вторичной инфекции, которая и вызывает воспаление легочной ткани с быстрым, тяжелым течением.

Очень серьезным осложнением бронхиальной астмы является астматический статус. К его развитию могут привести передозировка в-адреностимуляторов, слишком быстрое уменьшение дозы глюкокортикостероидов, контакт с массивной дозой аллергена и т.д. В развитии астматического статуса выделяют три стадии:

— Стадия I (начальная, или стадия относительной компенсации) представляет собой затянувшийся свыше 12 ч и некупирующийся приступ удушья. У больных развивается резистентность к бронхолитическим препаратам, перестает отходить мокрота. В следствие гипервентиляции возникают гипокапния и компенсированный алкалоз.

— Стадия II (стадия декомпенсации) характеризуется резким нарушением дренажной функции бронхов. Просвет их забивается вязкой слизью, в связи с чем исчезают прежде хорошо выслушиваемые сухие хрипы (стадия, или синдром, «немого легкого»). Нарушается газовый состав крови, возникают гипоксемия (Рао2 снижается до 50 — 60 мм рт. ст.), гиперкапния (РаСО2 возрастает до 60 — 80 мм рт. ст.).

— При отсутствии эффективных лечебных мероприятий развивается III стадия астматического статуса — стадия гиперкапнической комы. В результате прогрессирования гипоксемии, гиперкапнии и ацидоза возникают тяжелые неврологические, в том числе церебральные, расстройства, гемодинамические нарушения и может наступить смерть больного.

Самое распространенное осложнениегиперинфляция легких (повышение их воздушности, эмфизема легких). Такие легкие не могут полноценно работать и как следствие — поставляют организму недостаточное количество кислорода. Такое состояние, к сожалению, практически никак не лечится, можно лишь только приостановить его прогрессирование.

К сердечным осложнениям бронхиальной астмы относят падение артериального давления в момент приступа, внезапную остановку сердца, срыв его ритма (аритмии). Считается, что все это возникает рефлекторно в ответ на повышение давления в грудной клетке. Редко, но астма может спровоцировать инфаркт миокарда. В более отдаленные сроки у хронических астматиков может возникнуть дистрофия миокарда, легочное сердце (увеличение его размеров, утолщение стенок, снижение объема выбрасываемой крови). Резкое падение артериального давления сопровождается иногда обмороками, потерей сознания. Негативное влияние могут оказывать на сердечно-сосудистую систему и ингаляционные бетта2-адреномиметики, используемые для лечения астмы.

Желудочно-кишечные осложнения, как и сердечные, являются побочным действием лечения астмы. Они возникают на фоне длительного приема ГКС, так широко применяемых для купирования приступа удушья. Чаще всего встречается пептическая язва желудка или двенадцатиперстной кишки. В запущенных ситуациях может произойти ее перфорация с последующим желудочно-кишечным кровотечением и его собственными последствиями.

Серьезные осложнения бронхиальной астмы — метаболические. К ним относят снижение уровня калия в крови (что вызывает аритмии, нарушение свертываемости крови, ухудшает работу почек), метаболический ацидоз или закисление крови, гиперкапния или повышение концентрации углекислого газа в ней. Все это нарушает согласованную работу организма, вызывает различные патологии в тех или иных органах.

Наиболее тяжелым осложнением считается повреждение мозга или дыхательная энцефалопатия. Именно поэтому ее выделили в отдельный пункт осложнений бронхиальной астмы. Головной мозг крайне чувствителен к любым изменениям в крови, особенно к снижению в ней содержания кислорода, повышению уровня углекислого газа (что и бывает при астме). В результате нарушаются мозговые функции, изменяется психика, чувствительность, восприятие окружающей среды (при тяжелых, запущенных стадиях БА) [11, c. 387].

К другим осложнениям бронхиальной астмы относят состояния, которые встречаются довольно редко и их причину можно объяснить не только астмой, однако значимость их для организма довольно существенна. Например: желудочно-пищеводный рефлюкс. Патология, при которой содержимое желудка, кислое в норме, попадает в пищевод и вызывает его ожог (среда пищевода в норме нейтральная). Причину рефлюкса можно объяснить следующим образом: при астме, когда нарастает мучительный сухой кашель, напрягается передняя брюшная стенка, это способствует росту внутрибрюшного давления. Если такой человек изначально предрасположен к изжогам, то приступ удушья легко может спровоцировать и желудочно-пищеводный рефлюкс. Повышение давления в брюшной полости аналогичным образом может привести к недержанию кала и мочи, опять же, если у данного больного ослаблены соответствующие сфинктеры, прямой кишки и мочевого пузыря соответственно [8, c. 123].

Значительно реже, но, тем не менее, может произойти выпадение прямой кишки или матки (при изначальной слабости мышц промежности), иногда возникают паховая, диафрагмальная или другие грыжи на высоте приступа астмы при кашле. У тяжелобольных, при астматическом статусе, описаны случаи разрыва внутренних органов с массивным кровотечением.

После проявлении первых приступов бронхиальной астмы необходимо пройти обследование у врача-пульмонолога, который собирает подробную информацию о течении и длительности болезни, условиях работы и проживания, вредных привычках пациента, и проводит полное клиническое обследование.

Иногда приступы астмы трудно отличить от проявлений других заболеваний. Например, пневмония, бронхит, сердечные приступы, тромбоз легочной артерии, заболевания голосовых связок, опухоли также могут быть причиной острого приступа одышки, удушья и сухих хрипов.

В диагностике бронхиальной астмы помогает исследование функции легких спирометрия): для этого нужно будет выдыхать воздух в специальный прибор. Обязательным исследованием является пикфлуометрия — измерение максимальной скорости выдоха. Потом ее нужно будет проводить и дома, с помощью портативного пикфлуометра. Это необходимо для объективного контроля за течением бронхиальной астмы и определения необходимой дозы препарата.

Лабораторные методы при диагностике бронхиальной астмы включают анализы крови и мокроты.

При помощи рентгенографии и компьютерной томографии легких можно исключить наличие инфекции, других поражений дыхательных путей, хронической недостаточности кровообращения или попадания инородного тела в дыхательные пути [3, c. 777].

Также следует провести исследование у аллерголога при помощи кожных тестов с различными аллергенами. Это исследование нужно для того, чтобы определить, что именно может вызвать приступ.

1.8 Лечение бронхиальной астмы

Бронхиальная астма — это хроническое заболевание, требующее ежедневного лечения. Только в этом случае можно рассчитывать на успех его проведения. Полностью излечить хроническую астму пока нельзя.

Существует понятие ступенчатого подхода к лечению бронхиальной астмы. Его смысл заключается в изменении дозы препаратов в зависимости от тяжести течения астмы. «Ступень вверх» — это увеличение дозы, «ступень вниз» — уменьшение дозы. В большинстве клинических рекомендаций выделяют 4 таких «ступени», которые соответствуют 4 степеням тяжести заболевания. Лечение должно проходить под постоянным контролем врача.

Препараты для лечения астмы

Используется несколько групп препаратов для лечения астмы. В выборе чем лечить бронхиальную астму выделяют симптоматические и базисные препараты. Симптоматические препараты, действие которых направлено на восстановление бронхиальной проходимости и снятие бронхоспазма — это бронхолитики или бронходилататоры. К этим средствам относятся и т.н. препараты «скорой помощи» для быстрого снятия приступа удушья. Их используют «по потребности».

Вторая группа — препараты базисной противовоспалительной терапии, действие которых направлено на подавление аллергического воспаления в бронхах — это глюкокортикоидные гормоны, кромоны, антилейкотриеновые и холиноблокирующие препараты. В отличие от препаратов «скорой помощи», препараты «базисной» терапии назначаются для длительной профилактики обострений астмы; они не оказывают быстрого, сиюминутного действия. Не снимая острый приступ удушья, противовоспалительные препараты действуют на основную причину симптомов болезни — на воспаление в бронхах. Уменьшая и подавляя его, эти препараты, в конце концов, приводят к снижению частоты и силы приступов, а в конечном итоге — к полному их прекращению.

Поскольку воспаление в бронхах при астме носит хронический характер, прием противовоспалительных препаратов должен быть длительным, а эффект от их применения развивается постепенно — в течение 2 — 3 недель.

Глюкокортикоидные гормоны, в частности их таблетированные или инъекционные формы имеют немало побочных эффектов:

— подавление иммунитета (и как следствие склонность организма к различным инфекционным заболеваниям);

— воспаление и язвы желудочно-кишечного тракта;

— нарушение гормонального фона и другие.

Однако фармацевтическая промышленность не стоит на месте и список препаратов чем лечить астму постоянно пополняется.На сегодняшний день существенным достижением фармпромышленности являются ингаляционные глюкокортикоиды — препараты местного, а не системного действия. Ингаляционные глюкокортикоиды — большая группа препаратов синтетического происхождения, выпускаемых в виде персональных ингаляторов-дозаторов или распылителей-небулайзеров.

Создание подобных препаратов и их активное введение в клинику явилось поистине революционным шагом при выборе как лечить астму. Высокая эффективность, хорошая переносимость и небольшое количество побочных эффектов сделали эти препараты препаратами выбора при лечении астмы, в том числе и у детей.

Среди всех известных противовоспалительных препаратов, применяемых для лечения бронхиальной астмы на сегодняшний день, глюкокортикоиды обладают наилучшим соотношением безопасности и эффективности. Их уникальным свойством является то, что при применении в качестве базисной терапии, ингаляционные глюкокортикоиды способны снизить исходный уровень реактивности бронхиального дерева, т.е. склонность неадекватно отвечать на различные раздражающие стимулы.

Кроме того, регулярное применение игаляционных глюкокортикоидов позволяет перевести течение бронхиальной астмы в более легкую степень, и, зачастую, снизить прием ингаляционных адреностимуляторов (средств скорой помощи при удушье) до минимума [3, c. 777].

Нельзя забывать и о немедикаментозных методах лечения астмы, которые могут быть весьма эффективными.

— специальные методы дыхания и использование различных дыхательных устройств;

— модификации рефлексотерапии (иглотерапия, электропунктура, прижигание полынными сигарами и прочее);

— методики физической тренировки;

— климатотерапия (спелеотерапия — лечение в соляных шахтах, использование так называемых гала-камер) и т. д.

Для грамотного лечения бронхиальной астмы больному (а в идеале и его родственникам) необходимо посещение астма-школы , где он узнает основные меры профилактики приступов, изучит методику рационального дыхания, основные группы противоаллергенных и противоастматических препаратов, а кроме того, при необходимости, ему помогут подобрать индивидуальную гипоаллергенную диету.

Важность таких школ трудно переоценить. Ведь благодаря им, человек не остается один на один со своей проблемой и привыкает к мысли, что астма вовсе не приговор, а образ жизни. Как правило, астма-школы функционируют на базе поликлиник и стационаров [8, c. 145]. Адрес ближайшей к вам астма-школы, подскажет участковый терапевт или пульмонолог, у которого вы наблюдаетесь.

1.9 Профилактика бронхиальной астмы

Существует первичная, вторичная и третичная профилактика бронхиальной астмы.

— Первичная профилактика астмы направлена на возникновение астмы у здоровых людей, которая заключается в предупреждении развития аллергии и хронических болезней дыхательных путей (например, хронический бронхит).

— Вторичная профилактика астмы включает меры по недопущению развития болезни у сенсибилизированных лиц или у пациентов на стадии предастмы, но еще не болеющих астмой. Это лица, у которых есть аллергические заболевания (пищевая аллергия, атопический дерматит, экзема и др.), лица с предрасположенностью к астме (например, есть родные, болеющие астмой), или лица у которых сенсибилизация доказана при помощи иммунологических методов исследования.

— Третичная профилактика астмы направлена на уменьшение тяжести течения и предупреждения обострений болезни у пациентов, которые уже болеют бронхиальной астмой. Основной метод профилактики астмы на этом этапе заключается в исключении контакта пациента с аллергеном, вызывающим приступ астмы (элиминационный режим).

Важное место в лечении астмы занимает посещение санаториев. Санаторно-курортное лечение оказывает на больных астмой благоприятное послекурортное действие. В мировой практике накоплен значительный опыт успешного лечения бронхиальной астмы на климатических курортах. Эффективность санаторно-курортного лечения астмы зависит от правильного выбора курорта [12, c. 327]. В выборе оптимальной курортной зоны для прохождения реабилитации больному астмой поможет лечащий врач, который подберет для больного санаторий с возможностью лечения основного (бронхиальная астма) и сопутствующих (или конкурирующих) заболеваний.

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ СЕСТРИНСКОГО УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

2.1 Клинический пример бронхиальной астмы

Ф.И.О.: Д.Н.А., 18 лет поступил в терапевтическое отделение №1 по направленью врача-пульмонолога Трубициной А.С.

Читайте также:  Астма методы лечения ингаляциями

Врачебный диагноз: бронхиальная астма, смешанная форма

Причина обращения: Затруднение дыхания, нехватка возраста.

Заболевание началось 26.11.2017 с нехватки воздуха. Протекала со средней степенью тяжести. Проводимые исследования: Спирография, ОАК, анализ крови на ВИЧ-инфекцию, сифилис, ОАМ.

Назначено: Сальбутамол по 0,2 мг при приступе бронхиальной астмы.

История жизни: не проводились оперативные вмешательства и переливания крови, наследственность генетически не отягощена, хронические заболевания бронхиальная астма, аллергии парацетамол. Не курит, не злоупотребляет алкоголем, в еде не прихотлив, особых предпочтений не имеет.

Рост 175 см, вес 70 кг, температура 36,7 тургор сохранен, влажность нормальная, цвет кожи розовый лимфоузлы не увеличены

Изменения голоса нет, ЧДД 23, аускультация: выслушиваются хрипы, дыхание жесткое.

Пульс 77, ЧСС 77, А/Д на двух руках: левая 120/75 правая 115/75

Нарушены потребности: Дышать, общаться, выполнять тяжелую физическую нагрузку.

1. Настоящие (физиологические, психологические, социальные): Затруднение дыхания, головокружение, одышка смешанного характера

2. Потенциальные: Пневмония, ОСН, эмфизема легких, ателектаз, плевриты

3. Приоритетная: Смешанная одышка

Краткосрочная цель: К 3 дню одышка уменьшится, будет меньше беспокоить

Долгосрочная цель: К моменту выписки из стационара пациент сможет выполнять физические нагрузки, его будет меньше беспокоить одышка

План сестринского процесса:

— Выполнение назначений врача.

— Обучения пациента самостоятельному применению ингалятора.

— Контроль гемодинамики (АД, ЧДД, ЧСС, пульс).

— Контроль принятия пациентом лекарственных препаратов.

— Оказывать психологическую поддержку пациенту. Следить за распорядком дня пациента. Обеспечить пациента необходимой литературой о своем заболевании.

— Контроль за соблюдением диеты. Беседа о важности правильного питания и о режиме питания.

— Проведение влажных уборок в палате пациента, проветривание. Контроль смены постельного белья.

— Контролировать соблюдение правил личной гигиены.

— Подготовка к инструментальным и лабораторным методам обследования, разъяснение их необходимости и хода процедур.

— Беседа с пациентом и родственниками о заболевании, ее вторичной профилактике, лечении, диете, возможных осложнениях от лекарственных препаратов.

— Следить за самочувствием пациента, характером одышки, мокроты, кашля. Узнавать появляющиеся жалобы, побочные реакции. Вовремя реагировать на возникшие осложнения, побочные реакции, о чем сразу сообщать врачу.

2.2 Принципы оказания первичной медицинской помощи при приступе бронхиальной астмы

При первичном осмотре больного оценивается тяжесть приступа.

Удаление причинно-значимых аллергенов; уточнение ранее проводимого лечения: количество доз бронхоспазмолитического препарата, путь введения; время, прошедшее с момента последнего приема бронхолитика.

— Оказание неотложной помощи в зависимости от тяжести приступа.

— Наблюдение в динамике за клиническими симптомами.

— Обучение больного или родственников пользованию аэрозольным ингалятором.

Приступ бронхиальной астмы.

К основным симптомам надвигающегося приступа относятся:

— У больного начинает выделяться большое количество мокроты.

— Он не может полноценно выдохнуть воздух. При этом вдох в 2 раза короче выдоха. Поэтому и наблюдается у больного частое дыхание.

— Во время вдоха слышны свист и хрип даже на расстоянии.

— Человек для полноценного дыхания начинает принимать удобную позу, задействует мышцы плеч и пресса.

— Его кожа становится бледной, а через короткое время из-за нехватки воздуха появляется синюшность.

— Для необходимого вдоха больной опирается на что-нибудь.

— Речь становится медленной и прерывистой.

— Человек испытывает страх и беспокойство.

Важно! Выявив эти симптомы, больному необходимо оказать срочную помощь, так как приступ может вызвать смерть [13, c. 549].

Неотложная помощь при приступе:

1. Если у больного начался приступ астмы, первое, что необходимо сделать — это успокоить больного, так как паника и страх только усугубляют самочувствие. Можно дать выпить какие-либо успокоительные препараты в виде настойки из валерьяны, пустырника, а также корвалол. Если врачом прописаны транквилизаторы, стоит предпочтение отдать этим препаратам, так как они обладают мощным успокоительным эффектом за короткий промежуток времени.

2. Если на больном узкая одежда, ее снять, также снять галстук, шарф или платок, чтобы прекратить сжатие артерий.

3. Открыть форточки, чтобы обеспечить больному поступление свежего воздуха.

4. Больного рекомендуется усадить на стул, а голову наклонить. Человек должен принять такую позу, при которой вес тела перенесен вперед.

5. При легком приступе можно провести массаж на руках и ладонях.

6. Обязательно удалить больного из той зоны, где находятся аллергены или раздражители, спровоцировавшие приступ.

7. До обращения в скорую помощь применить 1-2 дозы препарата, расширяющего бронхи. Это могут быть беродуал, ипратропиума бромид, бета-агонисты.

8. Если препараты не дали положительного эффекта, сделать ингаляции небулайзера вентолина.

9. При легком приступе можно дать больному таблетки: Эфедрин или Эуфиллин.

Важно! Если через 15 минут приступ не прошел, необходимо обязательно вызвать скорую помощь.

1. Изоляция больного от раздражителей.

2. Помочь больному перейти в помещение, если приступ случился на улице.

3. Открыть окна для доступа воздуха.

4. Если приступ связана с аллергией на пыльцу растений, окна обязательно закрывают.

5. Посадить больного на твердую поверхность.

6. Напоить человека теплой водой.

7. Вызвать специалистов скорой помощи.

8. До приезда врачей применить медикаментозные средства, прописанные больному.

9. Данный алгоритм действий необходимо выполнять в строгой последовательности [15, c. 1007].

Важно! Применять ингалятор можно повторно через 15 минут, если не было получено положительного эффекта.

Задача доврачебной помощи до приезда специалистов — снять приступ или уменьшить его выраженность. У больного должна уменьшится одышка, чтобы он мог качественно дышать. Первое, что необходимо сделать — это использовать ингаляторы. Наиболее эффективными являются:

В большинстве случаев после однократного применения приступ должен пройти, а дыхание восстановится. Это карманные аэрозоли, которые всегда должны быть под рукой. Пациент с бронхиальной астмой их даже при выходе на улицу должен носить в кармане. Кроме того, врач должен научить ими пользоваться не только пациента, но и родных, которые проживают с больным человеком вместе. Необходимо знать, что дозировка должна быть такой, какой прописал врач. Иначе из-за ее превышения могут появиться побочные эффекты. Также в виде ингаляторов можно использовать растворы и порошки. Для приготовления растворов у больного есть специальные приборы, с помощью которых он дышит. Эффективными препаратами данной категории являются:

Все препараты применяются только по назначению врача [12, c. 387]!

Неотложная помощь при тяжелом приступе бронхиальной астмы:

— Проведение ингаляционной терапии: бронхоспазмолитики, используются агонисты (беротек, сальбутамол) периодически с интервалом 20 минут в течение часа, затем каждые 1-4 часа по необходимости;

— При отсутствии дозирующего ингалятора или при недостаточном эффекте от ингаляционных методов, введение 2,4% раствора эуфиллина в/в струйно медленно в течение 20-30 мин 4-5 мг/кг

— Одновременно с бронхоспазмолитиками ввести глюкокортикостероиды

— Проведение инфузионной терапии;

— Лечение после купирования тяжелого приступа: продолжить бронхоспазмолитическую терапию стартовым препаратом каждые 4 часа бодрствования в течение 3-5 дней, затем перевод на пролонгированные бронхолитики (агонисты, метилксантины); глюкокортикостероиды до купирования бронхообструкции; продолжить базисную противовоспалительную терапию (беклометазон, ингакорт, будесонид) с увеличением дозы выше среднетерапевтической, или использовать комбинированные препараты с противовоспалительным и бронхоспазмолитическим действием.

2.3 Основные положения сестринского процесса

Во время обострения бронхиальной астмы пациента беспокоит кашель, одышка, при приступе возникает удушье. В этот момент человек, помимо физических страданий, испытывает сильный стресс, поэтому крайне необходимо постороннее вмешательство, особенно когда астматический приступ наблюдается у детей.

В данном случае именно сестринский уход является наиболее предпочтительным, поскольку представляет собой профессиональную помощь, направленную на нормализацию состояния больного.

Кроме того, одной из его задач является помощь в подготовке пациента к самостоятельному обслуживанию и правильному поведению вне медучреждения. Следует разобраться, что представляет собой сестринский процесс при бронхиальной астме [14, c. 300]. Он включает в себя следующие функции:

1. Сбор информации о характере течения болезни у конкретного пациента. С этой целью проводятся беседы с больным и его родственниками, составляется максимально полная картина протекания приступов, обстоятельств им предшествующих, индивидуальных особенностей, психологического состояния пациента, наличия/отсутствия аллергических реакций на те или иные раздражители, принимаемых в период приступа медикаментозных препаратов. Также обсуждаются обстоятельства и причины, способные вызвать потенциальные проблемы у пациента во время обострения бронхиальной астмы.

2. Осмотр и наблюдение за больным. Медсестра должна измерить артериальное давление и пульс пациента, обратить внимание на наличие одышки, ее характер, заметить, принимает ли больной вынужденную позу, характерную для астматических приступов, отметить наличие/отсутствие признаков дыхательной недостаточности и прочих проявлений заболевания.

3. Определение потребности пациента в посторонней помощи и сфер, на которые она должна распространяться. Иными словами, медсестра, руководствуясь результатами действий, описанных в первых двух пунктах, определяет, в чем заключаются основные проблемы пациента в период обострений, и соотносит свои действия именно с ними. Например, человек, страдающий астмой, нуждается в контроле питания, организации сна, психологической поддержке. Порой ему необходима помощь, для того чтобы справиться со страхом, предшествующим удушью, общими тревожными состояниями, элементарными физическими нагрузками и т.д.

4. Подготовка к лабораторным исследованиям и прочим процедурам. В ходе лечения данного заболевания, пациент регулярно сдает различные анализы, проходит физиотерапевтические процедуры и т.д. Задача медсестры при этом заключается в том, чтобы подготовить больного, разъяснить ему при необходимости смысл предстоящих действий, получить его согласие, обеспечить условия для их проведения.

5. Участие в составлении плана лечения, а точнее той его части, которая касается непосредственно функций медсестры и входит в перечень ее должностных и профессиональных обязанностей. На основании назначенного врачом лечения и руководствуясь просьбами и пожеланиями пациента, она планирует свои действия, направленные на осуществление данного процесса и способствующие улучшению состояния больного.

6. Эти основные функции, которые, по сути, и представляют собой сестринское дело, на практике гораздо более широки, и включают в себя массу дополнительных действий. Грамотный подход и владение полной информацией о заболевании может позволить медсестре выполнить несколько важнейших задач. Не последнее место среди них занимает психологический настрой пациента. Этот аспект гораздо важнее, чем может показаться на первый взгляд.

Бронхиальная астма — хроническое рецидивирующее заболевание с преимущественным поражением дыхательных путей, характеризующееся изменённой реактивностью бронхов вследствие иммунологических или неиммунологических механизмов. Обязательным проявлением бронхиальной астмы являются приступы удушья экспираторного характера или астматческий статус, обусловленные прежде всего бронхоспазмом, гиперсекрецией и отёком слизистой оболочки бронхов.

В клиническом течении заболевании выделяются предастма и клинически оформленная астма (иммунологическая и неиммунологическая формы). Кроме того, следует учитывать основные патогенетические варианты бронхиальной астмы (атопический, инфекционный, аутоиммунный, дисгормональный, нервно-психический). По тяжести течения бронхиальная астма делится на лёгкую, средней степени тяжести и тяжёлую. В определении тактики лечения имеет значение фаза течения заболевания (обострение и ремиссия) и осложнение.

В последнее время очень большое внимание уделяется обучению пациентов. Поскольку бронхиальная астма — заболевание хроническое, требующее постоянного мониторинга и коррекции терапии, пациент должен многое знать и уметь сам. С момента установления диагноза надо дать больному подробную информацию о сути заболевания, причинах обострения, механизмах действия основных лекарственных препаратов, побочных эффектах, чтобы по возможности их избегать, обучить самоконтролю за самочувствием. Задача медицинских работников состоит в создании позитивного отношения пациента к активному участию в лечебном процессе. С этой целью во многих учреждениях амбулаторного типа создаются школы для больных бронхиальной астмой.

Современный ступенчатый подход к лечению бронхиальной астмы включает в себя одновременно и терапию, и профилактику обострений заболевания, а так же значительно снижает риск осложнений. Участие пациента в лечебном процессе позволяет свести к минимуму влияние неблагоприятных этиологических факторов на организм.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев В.Г., Яковлев В.Н. Бронхиальная астма./ В.Г. Алексеев, В.Н. Яковлев // Для тех, кто лечит. — 2013 — № 2. — 48 с.

2. Новиков Ю.К. Бронхообструктивный синдром./ Ю.К. Новиков // Для тех, кто лечит. — 2013 — № 4. — 31 с.

3. Справочник врача общей практики / Н.П.Бочков, В.А.Насонова и др.// Под ред. Н.П. Палеева. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2014. — В 2 томах. Т. 1. — 928 с.

4. Справочник по дифференциальной диагностике внутренних болезней / Г.П. Матвейков, Г.А. Вечерский, Л.С. Гиткина и др.; Сост. и ред. Г.П. Матвейков. — Мн.: Беларусь, 2015 — 783 с.

5. Шишкин А.Н. / Внутренние болезни. Распознавание, семиотика, диагностика. — 2-е изд. стереотипное. Серия «Мир медицины». // СПб.: Издательство «Лань», 2015 — 384 с.

6. Статья: «Предрасполагающие факторы бронхиальной астмы» из раздела Заболевания органов дыхания //А.Чиркин, А.Окороков, И.Гончарик., 2 с.

7. А. С. Герасимова Учебное пособие под редакцией В. Э. Олейникова / Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет» (ПГУ) медицинский институт Кафедра терапии / / Пенза, Издательство «ПГУ», 2012 — 37 с.

8. Курамагомед Минкаилов, РукижатАбуева, Эльдар Минкаилов, Наби Чамсутдинов / Бронхиальная астма и аллергические заболевания // Издательство «Медицина», 2014 — 200 с.

9. Людмила Мойсюк, Юрий Исаев / Бронхиальная астма. Конвенциональные и не конвенциональные методы лечения // Издательство «КУДИЦ-Пресс», 2013 — 168 с.

10. Вильям Бергер / Аллергия и астма для «чайников» // Издательство «Вильямс», 2015. — 464 с.

11. Александр Чучалин, Михаил Илькович / Справочник по пульмонологии // Издательство «ГЭОТАР-Медиа», 2014. — 928 с.

12. Обуховец Т.П. под ред. Б.В. Карабухиной / Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: практикум // Ростов н/Д «Феникс», 2015 — 402 с.

13. Э.В. Смолева, А.А. Глухова под ред. Б.В. Карабухиной / Диагностика в терапии МДК 01.01. Пропедевтика клинических дисциплин // Ростов н/Д «Феникс», 2016 — 619 с.

14. Терапия (оказание медицинских услуг в терапии): учебное пособие / Т.В. Отвагина. — Изд. 8-е, доп. и перераб. // Ростов н/Д: «Феникс», 2017. — 385 с.

15. Внутренние болезни в 2-х томах: учебник / под ред. Н.А. Мухина, В.С. Моисеева, А.И. Мартынова — 2012. — 1264 с.

Понятие и общее описание бронхиальной астмы, причины и предпосылки ее развития, клиническая картина и симптоматика, принципы диагностирования и построения схемы лечения. Профилактика данного заболевания и порядок проведения сестринского процесса при нем.

курсовая работа [53,6 K], добавлен 21.11.2012

Этиология и предрасполагающие факторы лейкозов. Клиническая картина и диагностика, лечение и профилактика. Принципы оказания первичной медицинской помощи. Тактика медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса у пациентов с лейкозами.

курсовая работа [64,7 K], добавлен 21.11.2012

Этиология и предрасполагающие факторы холециститов. Клиническая картина и диагностика, лечение и профилактика. Принципы оказания первичной медицинской помощи. Тактика медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса у пациентов с холециститами.

курсовая работа [3,7 M], добавлен 21.11.2012

Основные клинические симптомы бронхиальной астмы как хронического воспалительного аллергического заболевания дыхательных путей. Этиология заболевания, классификация его форм. Сестринский процесс при бронхиальной астме (характеристика по периодам).

презентация [864,6 K], добавлен 13.12.2016

Этиология, диагностика и особенности лечения бронхиальной астмы. Тактика медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса. Результаты обследования и лечения больных в стационаре, необходимые для заполнения листа сестринских вмешательств.

реферат [57,5 K], добавлен 30.10.2014

Этиология и предрасполагающие факторы ревматизма, особенности сестринского процесса. Клиническая картина заболевания, методы его диагностики и подготовка к ним. Основные принципы лечения и профилактики. Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой.

курсовая работа [1,1 M], добавлен 21.11.2012

Клиническая картина и стадии заболевания. Одышка, свистящие хрипы, кашель и заложенность в грудной клетке как основные симптомы бронхиальной астмы. Порядок действий медицинской сестры во время лечения бронхиальной астмы вне приступа и при приступе.

презентация [562,3 K], добавлен 28.12.2014

Ведущие патогенетические механизмы бронхиальной астмы. Классификация и этиологические формы заболевания. Клиническая картина и осложнения. Постановка диагноза, дифференциальная диагностика и принципы лечения. Современный подход к лечению обострений.

контрольная работа [34,5 K], добавлен 27.02.2010

Общая характеристика, этиология и предрасполагающие факторы заболеваний кишечника, их клиническая картина и особенности диагностики, методы обследования. Принципы оказания первичной медицинской помощи. Лечение и профилактика заболеваний кишечника.

курсовая работа [43,9 K], добавлен 21.11.2012

Понятие, причины, признаки бронхиальной астмы. Этиология, патогенез, клиническая картина данного заболевания. Обзор и характеристика методов немедикаментозного лечения бронхиальной астмы. Исследование влияния здорового образа жизни на состояние больного.

курсовая работа [44,9 K], добавлен 19.12.2015

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *