Меню Рубрики

Школа здоровья бронхиальной астмы анкетирование

Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.

Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.

Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.

Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.

На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.

Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.

Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.

Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.

Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.

Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:

  • избежать прогрессирования заболевания;
  • получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
  • научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
  • ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
  • изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
  • изучить способы профилактики обострений;
  • получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
  • ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
  • научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
  • получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
  • выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.

Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:

  • обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
  • понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
  • научить практическим приемам;
  • убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.

Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.

Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.

В программе лекций рассказывают о следующем:

  1. Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
  2. Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
  3. Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
  4. Лечение заболевания немедикаментозными способами.

Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.

План личных занятий при астме будет следующим:

  1. Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
  2. Обучение корректному применению ингаляторов.
  3. Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
  4. Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.

Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.

Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.

Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.

Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.

Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.

Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.

Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.

Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.

В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.

Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.

Для качественного обучения необходимо создать такие условия:

  1. Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
  2. В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
  3. Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
  4. Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
  5. За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.

Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.

В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.

Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.

источник

Среди причин малой эффективности лечения бронхиальной астмы (БА) можно назвать недостаточную осведомленность пациентов о течении заболевания, профилактике обострений. У больных нет навыков самоконтроля и оказания себе первой помощи при развитии приступа БА или развития острых аллергических реакций [1].
Простое информирование пациента не приводит к изменению модели поведения. Улучшению взаимопонимания между врачом и пациентом способствуют Астма школы [4, 5].
На базе городской поликлиники № 1 Великого Новгорода существует «Астма школа» для взрослых. Занятия в
«Астма-школе» построены по принципу циклов (всего 4 занятия по 2 занятия в неделю). Время занятий с 17.30 до 18.30. Занятия для больных проводятся бесплатно, врач аллерголог занимается с ними в свободное от работы время. Поэтому, чаще проводится индивидуальная работа с пациентом во время приема (или после него), когда врач освещает все указанные вопросы.
Материалы и методы. Для оценки влияния образовательных программ на регулярность выполнения рекомендаций врача и, как следствие, на качество жизни проведено анкетирование слушателей «Астма-школы» до начала занятий и через 3-6 месяцев после обучения. Вопросы анкеты разработаны на основе уже существующих опросников и касаются необходимых знаний о заболевании, методах лечения и самоконтроля. Ответы на вопросы строятся по типу: «да», «нет», «не знаю».
Анкеты заполнили 100 взрослых с БА в возрасте от 26 до 64 лет, из них 29% составляют лица с высшим, а 71% — со средним образованием. Профессиональные вредности имеются у 14% больных. Причём 65% из них имели легкую и 30% среднетяжелую степень течения, 5% – тяжелую степень течения БА. Сопутствующую патологию имели 46% больных, в том числе хронический бронхит — 57% опрошенных, артериальную гипертонию — 33,5%, ишемическую болезнь сердца – 20% пациентов. Отягощенная наследственность отмечена у 9% больных. Частота табакокурения составила 24%.
50 пациентов из опрошенных затем посещали занятия в «Астма-школе», а 50 – составили контрольную группу, отказавшись от обучения.
Обсуждение результатов. На учете в поликлинике состоит 91 пациент, при этом 31% обращается в поликлинику по поводу астмы более 3 раз в году, 29% больных госпитализируются в экстренном порядке более 3 раз в год, а 40 % не имеют экстренной госпитализации.
Анкетирование позволило выявить группу больных (13%), для которых купирование приступа является основным способом лечения.
Кроме того, выявлено 9 человек, которые никогда не наблюдались у врача поликлиники.
Анкетирование показало, что на первом занятии «Астма-школы», только 22% больных имели представление о провоцирующих и предрасполагающих к БА факторах.
До обучения в «Астма-школе» на вопрос «Соблюдаете ли вы рекомендации по элиминации аллергенов?» 84% респондентов ответили утвердительно. Однако анализ ответов на следующие вопросы показал, что положительный ответ на этот вопрос вовсе не означает, что больные выполняют требования гипоаллергенного быта. 70% – укрывались шерстяными одеялами, являющимися местом обитания клещей домашней пыли, у 70% опрошенных в спальнях имеются ковры.
После обучения не заменили одеяла только 7 человек; ковер из спальни не убрал 1 респондент.
О пикфлоуметрии знали 58% опрошенных, из них только 9% использовали пикфлоуметр повседневно.
Согласно опросу для купирования приступа 53,4% респондентов применяли дозированные аэрозольные ингаляторы (ДАИ). Спейсером пользовались 35 % больных бронхиальной астмой. После неоднократных бесед с врачом спейсером стало пользоваться 50% опрошенных.
Доставку лекарственного средства с помощью небулайзера применяли 10,6% больных. 42% респондентов не могли объяснить разницу между спенсером и небулайзером. Интересным был факт недоверия к небулайзерной терапии, его испытывали 10 пациентов. После посещения «Астма-школы» еще 4 человека решили обсудить с лечащим врачом целесообразность применения небулайзера.
Все опрошенные, кроме одного, оценили эффект от небулайзерной терапии (по сравнению с дозированным ингалятором) как более быстрый, т.е. субъективная оценка больными НБТ подтверждает ее высокую эффективность.
До посещения «Астма-школы» 79% респондентов БА негативно относилось к длительному применению глюкокортикостероидов, мотивируя тем, что к лекарственным средствам может быть привыкание, и что они могут быть причиной многих осложнений.
Больные, постоянно принимающие системные глюкокортикостероиды (ГКС), составили 4%, ингаляционными ГКС систематически пользуются 25% (согласно рекомендациям врача), 6% принимают системные или ингаляционные ГКС только во время обострения.
25 % опрошенных до обучения в качестве базовой терапии применяли ингаляционные ГКС, после цикла занятий количество пациентов, пользующихся ингаляционными ГКС в качестве базисной терапии, возросло до 32 %, т.е. удалось преодолеть негативизм по отношению к ингаляционным глюкокортикостероидам.
Регулярно следовали рекомендациям врача и проводили базисную терапию те респонденты, которые ранее уже индивидуально работали с врачом.
Для выявления степени влияния занятий в «Астма-школе» использован критерий знаков. Оценка произведена по таблицам с заданной вероятностью Р (Таб. 1). С вероятностью 99,5% можно считать, что полученный ответ на вопрос анкеты после посещения «Астма-школы» достоверен.

Читайте также:  Легкое течение бронхиальной астмы у ребенка

Таблица 1 Таб.1.Результаты анализа влияния занятий в «Астма-школе» на знания и образ жизни больных бронхиальной астмой

Анализ результатов работы «Астма-школы» показал, что у 50% больных в опытной группе уменьшилась частота обострений БА. Во 2 (контрольной группе) этот показатель был существенно ниже и составил 3%.
Реже стали вызывать «Скорую помощь» в 1 группе 47 % опрошенных, тогда как в контрольной – только в 3%.
После обучения в «Астма-школе» уже 25% больных БА стали оценивать необходимость занятий физической культурой. В контрольной группе – этого не происходит.
Подводя итоги можно сказать, что пациенты, прошедшие обучение в «Астма-школе» научились самостоятельно оценивать симптомы, свидетельствующие об обострении БА и предотвращать развитие приступа, пользоваться спейсером, небулайзером.
Анкетирование, проведенное через шесть месяцев после обучения в «Астма-школе», показало что: 37,7% больных не выполняли рекомендаций, полученных в «Астма-школе», а 62,3% придерживались их.
Наши данные совпадают с результатами, полученными после обучения в других «Астма-школах» [3].
В Великом Новгороде существует «Астма-школа» на базе областной детской клинической больницы (НОДКБ) для больных БА, находящихся на стационарном лечении в аллергологическом отделении. В ней обучаются дети и их родители, находящиеся на лечении в аллергологическом отделении НОДКБ.
Занятия в «Астма-школе» для детей и их родителей бесплатные. Из бюджета выделено 0,5 ставки врача-педиатра и 1 ставка медицинской сестры.
Занятия проводятся 2–3 раза в неделю, во второй половине дня и продолжаются 1–1,5 часа. Ведет их врач аллерголог. При анализе функционирования «Астма-школы» выяснилось, что ее работа ограничена во времени, а также бывают случаи переноса занятий из-за командировок или ночных дежурств врача.
Чтобы избежать недостатков в работе «Астма-школ» и повысить эффективность их работы целесообразно создать единую на весь город «Астма-школу» на базе одной из поликлиник или реабилитационного центра. Предлагаем выделить для этого 0,25 ставки детского аллерголога и 0,25 взрослого. Для консультаций больных в этой школе предусмотреть работу по совместительству психолога, ЛОР-врача, пульмонолога, врача ЛФК. Необходимо также выделить ставку для медсестры с высшим образованием, так как после дополнительного обучения такой специалист может эффективно работать в «Астма- школе» и в отдельных случаях он может заменить врача-аллерголога.
Медсестра с высшим образованием может осуществлять педагогический процесс по обучению больных БА, так как она владеет основами педагогической деятельности. Такой специалист может разъяснить пациентам основы быта, научить практическим навыкам использования ингаляторов, пикфлоуметров, небулайзеров, спейсеров, рассказать о преимуществах последних, а также проконтролировать технику ингаляций. Считается, что медсестре легче наладить контакт с больным, чем врачу, так как пациенты чувствуют себя раскованнее в беседе с медсестрой [2].
Другим положительным моментом создания единой «Астма-школы» является функционирование ее полный рабочий день.
Выводы
1. Проведенное анкетирование слушателей «Астма-школы» до начала занятий показало низкую осведомлённость больных БА по базисным проблемам лечения. Исследование, проведенное через шесть месяцев после обучения в Астма- школе выявило недостаточную приверженность больных к лечению: 37,7% больных не выполняли рекомендаций, полученных в Астма-школе.
2. Целесообразно создание единой на весь город «Астма-школы» для обучения в ней взрослых, детей, больных БА с выделением из бюджета для этого 0,25 ставки детского аллерголога и 0,25 взрослого и привлечением специалистов определенного профиля.

1. Влияние обучения больных бронхиальной астмой на течение заболевания / Л.С. Булкина, А.С. Белевский, Н.П. Княжеская, А.Г. Чучалин [текст] // Терапевтический архив. – 1996. – Т. 68. – № 12. – С. 30–35.
2. Короткова Ю.Г. Роль медсестры в проведении профилактических мероприятий при бронхиальной астме //
Медсестра, 2012.-N 5.-С.25-27
3. Курдавильцева С.Б. Актуальность астма школ для повышения качества жизни пациентов // Управление качеством медицинской помощи. – 2012. – № 1. – С. 81 – 84.
4. Мещерякова Н.Н., Поливанов Э.Г., Белевский А.С. Роль пациента в процессе лечения бронхиальной астмы // Атмосфера. – 2001. – № 2(3). – С. 23- 26.
5. Суховская О.А. Сравнительное исследование качества жизни здоровых и больных бронхиальной астмой / О.А. Суховская, И.А. Горбенко // Исследование качества жизни в медицине. – СПб.: ВМА, 2000. – С. 131 –133

источник

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой – регулярная форма занятий с больными, которые в течение определенного периода времени изучают ряд тем.

для амбулаторных и стационарных больных;

как врачами, так и специально обученным средним медицинским персоналом;

для всех больных бронхиальной астмой – единственное требование – сохраненный интеллект и память (больной должен усвоить полученную информацию); в группу входят больные разные по возрасту и с разным стажем заболевания.

для больных с тяжелой формой бронхиальной астмы необходимо дополнять групповые занятия индивидуальным обучением.

Набор в Школу здоровья для больных бронхиальной астмой осуществляется:

в стационаре: о начале работы Школы здоровья оповещаются все врачи, которые составляют список пациентов, нуждающихся в обучении, и направляют их на занятия.

на амбулаторном приеме: участковые врачи сообщают больным предполагаемую дату начала занятий, затем по контактному телефону пациенты оповещаются о начале занятий.

Школа здоровья организуется приказом руководителя медицинского учреждения. В приказе утверждаются:

ответственные лица за выполнение этого вида медицинских услуг;

инструкции, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе;

статистические формы регистрации и учета;

закрепление помещения для проведения занятий, перечень оборудования.

Обязательным требованием является «недопуск» на последующие занятия тех пациентов, кто не посетил первого занятия, т.е. Школа должна быть «закрытым коллективом» и в процессе цикла занятий не присоединялись новые больные. Если не соблюдать это правило, то новые больные начинают задавать вопросы, которые уже обсуждались на предыдущих занятиях и тянут группу назад. Группа проходит полный цикл занятий, а затем набирается новая группа.

Количество больных в группе не должно быть более 8-10 человек. Предпочтительно обучение пациентов совместно с их членами семьи, имеющих возможность определять образ жизни пациента.

Для занятий лучше иметь учебный класс или другое помещение, где имеются столы, чтобы пациентам было удобнее производить записи.

К каждому занятию необходимо иметь демонстрационный материал: плакаты, буклеты, лекарства, видеофильм и др.

Цикл занятий может быть ограничен 5 уроками продолжительностью не более 1,5 часов. Общая продолжительность цикла должна составлять не более 7-10 дней. Занятия желательно проводить ежедневно или, в крайнем случае, с интервалом в 1-2 дня. В течение года обычно проводится 7-9 циклов занятий, в зависимости от потребности их может быть и больше. В летние месяцы обучение не проводится.

На первом занятии необходимо предупредить больных, что они должны задавать вопросы по мере их возникновения, не дожидаясь конца занятия. Таким образом, монолог врача прерывается вопросами и замечаниями больных, и занятие из лекции превращается в беседу.

Образовательная программа включает следующие темы:

Что такое бронхиальная астма?

Почему возникает приступ бронхиальной астмы? Аллергия и бронхиальная астма.

Хроническое воспаление и бронхиальная астма. Механизмы обструкции при бронхиальной астме.

Неаллергические причины бронхиальной астмы.

Пикфлоуметрия. Бронхолитический тест. Правила построения графиков пикфлоуметрии. Индивидуальные зоны контроля.

Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. Симптоматическое лечение бронхиальной астмы.

Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

Глюкокортикостероидная терапия при бронхиальной астме.

Лечение обострения бронхиальной астмы.

Лечение и профилактика вирусной и бактериальной инфекции.

Что такое Школа здоровья для больных бронхиальной астмой?

Определение бронхиальной астмы.

Бронхиальная астма – хроническое воспаление.

Строение дыхательных путей.

Что происходит при приступе бронхиальной астмы?

Аллергические и неаллергические причины бронхиальной астмы.

Реквизит: плакат «Строение дыхательных путей», «Бронхи вне приступа и при приступе астмы».

На первом занятии больные знакомятся друг с другом и с преподавателем. Занятие начинается с того, что преподаватель представляется слушателям и записывает присутствующих. Затем кратко рассказывает о том, что такое Школа здоровья и как будет организована программа обучения; после чего переходит к теме первого занятия – «Что такое бронхиальная астма».

Бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание бронхов, при котором периодически возникает обратимое сужение дыхательных путей – бронхоспазм.

Пациентам следует объяснить, что бронхиальная астма, так же как и сахарный диабет, гипертоническая болезнь – заболевание хроническое. У детей бронхиальная астма может исчезнуть, но у взрослых можно говорить о длительной ремиссии, а не о полном излечении. Поэтому главная задача больного – научиться контролировать свою болезнь, не допускать обострений.

Для того чтобы контролировать свою болезнь, каждому пациенту надо хорошо представлять анатомию бронхиального дерева и те механизмы, которые лежат в основе приступа бронхиальной астмы.

Врач или средний медицинский работник рассказывает слушателям:

о внешнем строении дыхательных путей, о связи заболевания верхних и нижних дыхательных путей, о ветвлении бронхов и о понятии бронхиального дерева, о дыхательном акте и роли диафрагмы в дыхательном акте.

о внутреннем строении дыхательных путей, о механизмах самоочищения бронхиального дерева, о мукоцилиарном клиренсе, о губительном влиянии курения на защитные процессы в дыхательных путях, о бронхиальном секрете – его составе и защитных свойствах.

о механизмах развития приступа бронхиальной астмы: о понятии бронхоспазма, об отеке слизистой, о гиперсекреции мокроты; демонстрируется различие между бронхами во время и вне приступа астмы.

об аллергических причинах бронхиальной астмы.

Аллергия – это повышенная чув­ствительность организма к воз­действию некоторых факторов окружающей среды: химических ве­ществ, микроорганизмов и продуктов их жиз­недеятельности, пищевых продуктов, лекарственных средств, физических явлений; это состояние, имеющее наследственную предрасположенность, при котором в организме в ответ на воздействие аллергенов вырабатывается целая группа специфических веществ (в том числе иммуноглобулины). Наиболее распространены такие проявления аллергии, как бронхиаль­ная астма, поллинозы (аллергия на пыльцу растений), крапивница.

Среди аллергенов самые распространенные – бытовая пыль, шерсть животных, пыльца растений, домашний клещ, лекарства, препараты бытовой химии, пищевые продукты. Сюда же относятся различ­ные бактерии, вирусы и грибки, продукты их жизнедеятельности. Иногда аллергеном является рачок-дафния, который используется в качестве кор­ма для рыб. Среди факторов, способ­ствующих росту числа аллергичес­ких заболеваний, большое место занимает и ухудшение экологической обстановки, в частности загрязнение атмосферы выхлопными газами автомобилей.

Очень важно акцентировать внимание пациентов на профилактике бытовой аллергии, которая включает: регулярную влажную уборку, проветривание квартиры, избавление от вещей, накапливающих пыль – мягкой мебели, ковров, тяжелых штор; застекление книжных полок и т.д.

Необходимо детально рассказать о домашней пыли, которая содержит много органических и неорганических компонентов, в частности, остатки насекомых, перхоть животных, остатки пищи, бактерии, грибы. Еще один компонент домашней пыли – домашний клещ (Dermatophagoides pteronissimus), питающийся перхотью и остатками пищи. Часто домашний клещ является основным аллергеном. В коврах, мягкой мебели, шерстяных вещах, перьевых подушках содержится огромное количество клещей. Ложась спать на перовую подушку и укрываясь шерстяным одеялом, больной бронхиальной астмой подвергается массивному воздействию аллергена.

Вследствие этого выработаны специальные требования к помещению, в котором живет больной бронхиальной астмой (особо строгие правила должны соблюдаться в отношении спальни):

В спальне должно быть минимум мебели. Украшения на стенах (в том числе и картины) и ковровые покрытия являются коллектором пыли, желательно от них избавиться. Занавески должны быть из легкого материала и стираться. В спальне не должно быть книжных полок.

Стенной шкаф необходимо мыть и держать в нем только сезонную одежду. Одежда должна быть убрана в шкаф, а не развешана по стульям и лежать на кровати. Дверцы шкафа должны быть плотно закрыты.

Необходимо проводить влажную уборку не ре­же 3-4 раз в неделю. Желательно, чтобы уборкой занимались родственники, а не сам больной астмой. Уборку помещения необходимо осуществлять специальным пылесосом с водным фильтром и сепаратором, который изолирует всю пыль в водной среде и предотвращает увеличение её содержания в воздухе после уборки обычным пылесосом.

На матрасы необходимо надевать специальные пыленепроницаемые чехлы. Под кроватью нельзя хранить старые газеты и книги.

Перьевые и пуховые подушки следует заменить на ватные или сделанные из полиэстера. На подушках также должны быть пыленепроницаемые чехлы.

На кровати должно лежать покрывало, чтобы в течение дня пыль не накапливалась на постели.

Дети, болеющие астмой, не должны спать с мягкими игрушками.

Запрещается заводить домашних животных. Необходимо разъяснить, что если у больного астмой есть аллергия на кошку, то заводить собаку также нельзя. При бронхиальной астме расширяется спектр аллергенов. Больные должны знать, что нет «гипоаллергенных животных».

Читайте также:  Как вылечить астму овсом

Больному астмой, у которого выявляется пыльцевая аллергия, важно знать календарь цветения растений в данной местности и принимать меры по избеганию контакта с аллергенами: не ходить в лес, на луг, в определенные месяцы придерживаться городского образа жизни, по возможности в месяц цветения растения – аллергена уезжать в отпуск и т.д. При аллергии к пищевым продуктам – создание индивидуальных диет.

Кратко необходимо остановиться на том, какие лекарственные препараты нельзя принимать больным с аспириновой бронхиальной астмой, а также какой они должны придерживаться диеты.

Кроме того, необходимо рассказать о методе специфической иммунотерапии, о показаниях и противопоказаниях к этому методу – вид аллергии, стадия заболевания, возраст больного и т.д.

неаллергические причины бронхиальной астмы

К неаллергическим причинам, вызывающим приступ удушья у больных бронхиальной астмой, относятся: эмоциональный стресс, резкая перемена погоды, выход на холодный воздух, вирусная инфекция, физическая нагрузка, резкие запахи, высокая влажность и др. Одним из характерных признаков бронхиальной астмы является повышенная чувствительность бронхиального дерева отвечать сужением просвета бронхов на воздействие различных неаллергических стимулов, при этом возникает приступ удушья. С гиперреактивностью дыхательных путей бороться очень сложно, и главный метод лечения – стараться избегать ситуаций, при которых возникает приступ удушья.

Известно, что нервный стресс может стать причиной длительного приступа удушья, а у некоторых больных только эмоции поддерживают болезнь. Можно дать советы общего порядка: стараться избегать стрессовых ситуаций, заниматься физкультурой, закаливаться. Существует и ряд больных, которым нужно конфиденциально рекомендовать обратиться к психотерапевту или медицинскому психологу.

Больным, у которых возникает приступ удушья при выходе на холод, рекомендуется за 20-30 минут сделать ингаляцию сальбутамола. Такая же рекомендация относится к профилактике удушья, вызываемого физической нагрузкой. Больным необходимо объяснить, что при астме можно заниматься спортом. Бронхиальная астма не является противопоказанием для занятий спортом, наоборот, физическая активность способствует улучшению течения болезни. Особенно полезным для больных астмой является плаванье.

Что такое пикфлоуметр? Цели и задачи пикфлоуметрии.

Методика использования пикфлоуметра.

Методика самоконтроля бронхиальной астмы с помощью пикфлоуметра.

Правила использования дозированного ингалятора.

Правила использования спейсера.

Правила проведения бронхолитического теста.

научить слушателей пользоваться пикфлоуметром, дозированным ингалятором и спейсером;

научить осуществлять полноценный контроль за бронхиальной астмой, используя график пикфлоуметрии.

Реквизит: ингаляторы, пикфлоуметр, спейсер, плакаты с вариантами построения графиков пикфлоуметрии, дневник самоконтроля.

В начале второго занятия необходимо кратко повторить те вопросы, которые обсуждались на предыдущем. Желательно предложить ответить группе на вопросы, касающиеся определения бронхиальной астмы и причин и механизмов развития приступа бронхиальной астмы.

Пикфлоуметр – это прибор для измерения максимальной (пиковой) скорости выдоха (ПСВ). Во всем мире больные бронхиальной астмой утром и вечером измеряют этот показатель, контролируя состояние своего здоровья. Показатель пикфлоуметрии напрямую зависит от того, насколько сужены бронхи.

Техника измерения пиковой скорости выдоха:

Выдох осуществляется в положении стоя, чтобы во время выдоха активно работала диафрагма.

Необходимо сделать глубокий вдох.

Плотно обхватить мундштук прибора губами.

Сделать полный и резкий выдох.

Отметить показания прибора.

Повторить измерения ещё два раза и выбрать лучший.

Занести его в дневник, сравнить с предыдущими показателями.

Больных необходимо обучить технике самоконтроля бронхиальной астмы с помощью пикфлоуметра. Для этого надо научить ведению суточного и недельного дневника пикфлоуметрии.

Цели и задачи дневника пикфлоуметрии:

С помощью динамической пикфлоуметрии можно выявить причинный аллерген (по падению ПСВ в течение дня).

Определить степень бронхиальной обструкции (сравнивая показатель ПСВ с установленной для данного больного нормой).

Определить суточные колебания проходимости дыхательных путей.

Распознать начинающееся обострение бронхиальной астмы.

Оценить эффективность проводимого лечения.

На занятии пациентам дается понятие о разграничении зон контроля на графике пикфлоуметрии, что крайне важно для своевременного распознавания обострения заболевания. Приблизительная схема поведения больного при обострении астмы обсуждается на занятии и записывается каждым слушателем индивидуально, после серийных измерений ПСВ.

Схема разграничения зон контроля

Общепринятым считается разграничение на 3 зоны, в соответствии с цветами светофора: зеленая, желтая и красная зона.

Зеленая зона: показатели ПСВ более 80% от лучших значений. При этом самочувствие хорошее. Рекомендация: использовать свое обычное лечение.

Желтая зона: усиление одышки, появление ночных приступов удушья, увеличение потребности в использовании бронхорасширяющих средств, усиление одышки при небольших физических нагрузках. ПСВ – 60-80% от лучшего значения. Рекомендация: удвоить дозу базисного препарата. Необходимо проконсультироваться с врачом.

Красная зона: выраженная одышка, в том числе при обычной физической нагрузке. Каждую ночь приступы удушья. Резко возрастает кратность применения бронхорасширяющих средств. ПСВ – 40-60%, чаще ниже 50% от лучших значений. Рекомендация: нужна срочная консультация врача, вызвать скорую помощь.

Следовать этой схеме рекомендуется после согласования с пульмонологом.

На занятии подчеркивается, что основным принципом поведения больного при обострении бронхиальной астмы является усиление базисного лечения и обязательное внимательное наблюдение за своим состоянием для того, чтобы вовремя распознать угрожающую жизни ситуацию.

Если больной научится грамотно использовать пикфлоуметр, он сможет самостоятельно контролировать свою болезнь и более сознательно сотрудничать с врачом.

Правила использования дозированного ингалятора

На занятии пациенты обучаются технике применения дозированных ингаляторов. В начале занятия одному – двум больным предлагается продемонстрировать технику пользования ингалятором. Как показывает практика, только единичные больные могли правильно продемонстрировать технику использования ингалятора. Как правило, больные делают одни и те же принципиальные ошибки: не делают предварительный выдох, не четко синхронизируют начало вдоха и нажатие на дно баллончика и т. д. После этого преподаватель рассказывает правильную технику ингаляций и сам её демонстрирует (с этой целью используется плацебо).

Важно, чтобы больные освоили правильную технику ингаляции:

повернуть ингалятор вверх дном;

сделать полный выдох через слегка сомкнутые губы;

плотно обхватить мундштук ингалятора губами;

начиная делать вдох, нажать на дно ингалятора и глубоко вдохнуть лекарство (при этом должно возникнуть ощущение, что лекарство не осталось во рту, а попало в бронхи);

задержать дыхание на 10 секунд;

надеть на ингалятор защитный колпачок.

В настоящее время рекомендуется использовать пластиковые камеры – спейсеры, особенно тем, кто плохо синхронизирует вдох и нажатие на дно баллончика.

Правила пользования спейсером:

удалить защитный колпачок, встряхнуть ингалятор и вставить его в спейсер;

обхватить губами ротовой конец спейсера;

нажать на ингалятор, чтобы лекарство попало в спейсер;

глубоко и медленно сделать вдох;

задержать дыхание на 10 секунд, затем выдохнуть через ротовой конец;

повторить вдох, не нажимая на ингалятор;

отсоединиться от спейсера;

выждать 30 секунд, затем (при необходимости) впрыснуть вторую дозу аэрозоля и повторить все вышеперечисленные действия.

В конце занятия больных обучают проведению бронхолитического теста. Для этого предлагается тем пациентам, у кого имеется пикфлоуметр, провести трехкратное измерение ПСВ, при этом оценивая правильность выполнения маневра. Затем, при наличии сниженных показателей проводится ингаляция бронхолитического препарата (беротек или сальбутамол) с использованием спейсера. Повторное измерение ПСВ осуществляется через 15 минут и вычисляется прироста ПСВ. Если прирост скорости составил 15% и более, считается, что тест положительный, который свидетельствует о наличии у пациента бронхоспазма, что требует применения бронхорасширяющего средства. Всем пациентам рекомендуется проводить такой тест каждое утро, отмечая показатели на графике пикфлоуметрии для того, чтобы оценить степень бронхоспазма и необходимость применения бронхолитика.

Основные группы препаратов, использующиеся в ингаляторах.

Симптоматическая бронхолитическая терапия.

Принципы подбора ингалятора.

Применяемые дозы и симптомы передозировки.

ингаляторы дозированные: вентолин, беротек Н, атровент, беродуал Н;

дискхалеры: вентолин, серевент;

аэролайзер: форадил, небулайзер.

Для того чтобы слушателям были понятны механизмы действия бронхолитических препаратов, необходимо дать краткую информацию о механизмах регуляции тонуса бронхов у человека; рассказать о симпатическом и парасимпатическом отделе вегетативной нервной системы, о медиаторах адреналине и ацетилхолине и тех клинических эффектах, которые они вызывают при воздействии на бронхи и сердечно-сосудистую систему. Исходя из этих механизмов, приводятся сведения о группах бронхолитических средств, которые применяются на сегодняшний день.

Важно подчеркнуть, что при бронхиальной астме существует два вида лечения:

симптоматическое, применяющееся главным образом для купирования приступа (симпатомиметики, холинолитики и ксантины);

базовое – противовоспалительное (ингаляционные стероиды, антагонисты лейкотриеновых рецепторов и кромоны).

Обычно у пациентов сразу возникает множество вопросов по названиям препаратов. Надо сразу отвечать, не вдаваясь в подробности и не давая индивидуальных рекомендаций по лечению, так как это дело лечащего врача. Необходимо донести до каждого больного принципиальное отличие базисных противовоспалительных препаратов от бронходилататоров. Опыт показывает, что не весь материал, изложенный на предыдущих занятиях, одинаково хорошо усваивается всеми больными, поэтому надо чаще возвращаться к тем вопросам, которые вызвали непонимание с первого раза.

Больной должен знать, что подбирать лечение больному должен врач. Вредно пользоваться советами окружающих, т.к. существуют разные формы бронхиальной астмы и, соответственно, используется разное лечение. Однако, если трудно вовремя получить совет врача или при дефиците лекарств в аптеках, больные должны знать, какие ингаляторы являются взаимозаменяемыми.

Желательно, чтобы больные записали группы ингаляторов по механизму действия. Симпатомиметики: ФЕНОТЕРОЛ (беротек), САЛЬБУТАМОЛ (вентолин, саламол), ТЕРБУТАЛИН (бриканил).

Холинолитики: ипратропиум бромид – АТРОВЕН, ТРОВЕНТОЛ.

Комбинированный препарат: БЕРОДУАЛ, КОМБИВЕНТ.

Препараты продленного действияСАЛЬМЕТЕРОЛ (СЕРЕВЕНТ), ФОРМОТЕРОЛ (ФОРАДИЛ, ОКСИС), ТИОТРОПИЯ БРОМИД (СПИРИВА).

Понимание – какие ингаляторы являются взаимозаменяемыми – достигается путем тренинга. Эффект от применения дозированного ингалятора больной может самостоятельно оценить с помощью динамической пикфлоуметрии и бронхолитического теста.

На этом же занятии больным необходимо рассказать о бесфреоновых формах ингаляционных средств, о том, что в составе БЕРОТЕКА Н И БЕРОДУАЛА Н содержится другой носитель лекарства, который в отличие от фреона не разрушает защитный озоновый слой земли и имеет необычный запах, напоминающий алкоголь, хотя по механизму действия и эффективности не отличается от обычного беротека и беродуала. К использованию новых форм лекарств следует привыкать, так как на фреоновой основе препараты в ближайшее время выпускаться не будут.

Каждый больной использует индивидуально подобранную дозировку лекарственных препаратов. Важно подчеркнуть, что повышение кратности применения бронхорасширяющего препарата свидетельствует об обострении болезни или неадекватно подобранном лечении.

Основные побочные действия бронходилататоров: тахикардия, мышечный тремор, психомоторное возбуждение. Побочные действия больше выражены у симпатомиметиков неселективного действия: ИЗАДРИНА, АЛУПЕНТА, АСТМОПЕНТА. При проявлении таких эффектов желательно снизить дозу или поменять дозированный ингалятор.

Побочные действия атровента, связанные с его атропиноподобным действием, встречаются редко. Важно все время акцентировать внимание слушателей на соблюдении правильной техники ингаляций и наиболее частых ошибках при использовании дозированных аэрозолей:

делают два нажатия ингалятора подряд, после этого вдыхая препарат один раз;

не задерживают дыхание на вдохе.

Рекомендуется постоянно напоминать о том, насколько они правильно пользуются карманным ингалятором, ведь от этого зависит его эффективность.

Слушатели часто задают вопрос о том, существует ли привыкание к ингалятору и не может ли возникнуть ситуация, когда без него уже невозможно будет обойтись?

На этот вопрос следует отвечать следующим образом. Лекарства, которые находятся в ингаляторах, привыкания не вызывают. Другое дело, что течение бронхиальной астмы при неполном, неправильном лечении может быть таково, что постоянные обострения вынуждают больного прибегать к помощи ингалятора слишком часто. Частое использование ингалятора (больше 3-4 ингаляций в сутки) говорит о том, что контроль над астмой неполный, и является сигналом, что следует обратиться к врачу, чтобы пересмотреть программу лечения.

Другой частый вопрос: чем ингаляторы лучше других препаратов, например эуфиллина или теофедрина?

Эуфиллин и содержащий эуфиллин препарат теофедрин также относятся к препаратам, расширяющим бронхи, но применяются либо в виде инъекций (эуфиллин), либо таблеток (эуфиллин и теофедрин). Современные ингаляционные препараты попадают при ингаляции непосредственно в легкие. Вследствие этого:

именно в легких создается высокая концентрация лекарства;

они быстрее оказывают свое действие;

концентрируясь в легких, эти препараты при правильном применении практически не оказывают влияния на другие органы.

Принятой таблетке, чтобы подействовать, надо попасть в желудок, там раствориться, всосаться, с током крови попасть в легкие – причем туда попадает только маленькая её часть, а основная масса разнесется по всему организму. Эуфиллин в инъекциях применяют для лечения приступа астмы, но эту процедуру, в отличие от ингаляции, сам больной выполнить не может.

Однако это не значит, что эти препараты в лечении бронхиальной астмы не стоит использовать. Эуфиллин в виде таблеток, особенно его пролонгированные (длительнодействующие) препараты (теопэк, теотард, ретафил и др.) успешно применяются для постоянной терапии астмы, однако при лечении острого приступа ингаляторы предпочтительнее. Ведь для того, чтобы таблетка оказала свое действие, требуется время.

На занятии демонстрируются различные формы доставки лекарственных бронхолитических препаратов. Так, препарат ВЕНТОЛИН (сальбутамол) выпускается в виде порошка. Упакованный в виде дисков, он называется ВЕНТОДИСК, вдыхается через специальное распыляющее устройство – ДИСКХАЛЕР. При использовании этого устройства необходим активный вдох, только при таком условии препарат попадет в легкие. Существует форма вентолина в таблетках, выпускаемая под названием ВОЛЬМАКС, для детей в дозе 4 мг, а для взрослых 8 мг. Применяется 2 раза в день.

Продленного действия лекарственный препарат САЛЬМЕТЕРОЛ выпускается как в виде ингалятора, так и в виде порошка – дискхалера. ФОРМОТЕРОЛ или ФОРАДИЛ — бронхолитик длительного действия, применяется в виде порошка, доставка которого осуществляется с помощью АЭРОЛАЙЗЕРА. Двукратный прием в течение суток помогает успешно контролировать бронхиальную астму.

Читайте также:  Астма у девочек до 3 лет

источник

Школа здоровья «Здоровые бронхи»

Цели обучения в Школе здоровья:

-получение достоверной информации о бронхиальной астме и факторах риска

-повышение ответственности за сохранение своего здоровья

-формирование рационального отношения к заболеванию

-формирование мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению, выполнению рекомендаций врача

-приобретение умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказание первой доврачебной само- и взаимопомощи при приступах бронхиальной астмы

-формирование мотивации на здоровый образ жизни с целью снижения влияния факторов риска

-профилактика заболеваний дыхательной системы, относящихся к группе риска.

Численность пациентов в группе не более 8-10 человек. Программа обучения состоит из 4 обязательных занятий. Занятия проводятся минимум 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 90 минут (2 части по 45 минут с перерывом в 10-15 минут).

Занятие 1. Основные представления об бронхиальной астме, факторах риска. Диагностика и клиническая картина. Методы лечения.

Занятие 2. Как жить пациенту с бронхиальной астмой?

Занятие 3.Правила, которые должен соблюдать пациент, страдающий бронхиальной астмой.

— это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей с участием разнообразных клеточных элементов.

Ключевым звеном является бронхиальная обструкция (сужение просвета бронхов), проявляющаяся повторяющимися эпизодами свистящих хрипов, одышки, чувства заложенности в груди и кашля. Бронхиальная обструкция обратима частично или полностью, спонтанно или под влиянием лечения. Распространённость в мире составляет от 4 до 10 %.

Для лечения используются симптоматические препараты, предназначенные для купирования приступа, и препараты базисной терапии, воздействующие на патогенетический механизм заболевания.

Грозное осложнение заболевания — астматический статус(отек бронхиол, накопление в них густой мокроты, что ведет к нарастанию удушья и гипоксии), возникает в результате длительного не купирующегося приступа. Основополагающим документом является GINA — глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы.

Выделяют четыре степени тяжести бронхиальной астмы:

Ступень 1. Интермиттирующая астма

Ступень 2. Лёгкая персистирующая астма

Ступень 3. Персистирующая астма средней тяжести

Ступень 4. Тяжёлая персистирующая астма

Возможности раннего прогнозирования

риска развития бронхиальной астмы

Одним из способов уменьшения распространённости, и тяжести течения бронхиальной астмы является доклиническая диагностика и первичная профилактика. До настоящего времени, способа доклинической диагностики, основанного на анамнестическом методе исследования и оценивающего риск развития заболевания количественно, не существовало . В связи с этим, на созданный диагностический алгоритм был выдан патент на изобретение № 2275863 «Способ прогнозирования риска возникновения БА». Заявка № 2004136347. Приоритет изобретения 15 декабря 2004 года. Зарегистрировано в Государственном реестре изобретений Российской Федерации 10 мая 2006 года. Алгоритм прогнозирования риска возникновения бронхиальной астмы имеет практическую ценность для доклинической диагностики:

Алгоритм расчета вероятности возникновения астмы на основе опроса пациента.

N Признак «Да»
Присвоить результату значение «1»
1 Есть ли родственники, страдающие БА? Умножить на 9
2 Число больных родственников больше двух? Умножить на 6
3 Подверженность респираторным инфекциям (болеете 2 и более раз в году)? Умножить на 4
4 Страдаете ли Вы вазомоторным ринитом? Умножить на 7
5 Есть ли атопический дерматит, экзема, крапивница или другие аллергические синдромы? Умножить на 3
6 Есть ли заболевания ЖКТ или печени? Умножить на 2
7 Имеются ли пыльцевая или пылевая аллергия? Умножить на 20
8 Имеется ли пищевая аллергия? Умножить на 6
9 Имеется ли непереносимость антибиотиков? Умножить на 2
10 Имеется ли непереносимость анальгетиков или аспирина? Умножить на 15
11 Имеется ли профессиональная вредность? Умножить на 3
12 Результат умножить на 0,0526
13 Результат разделить на (результат+1)
14 Результат умножить на 100 %
Полученное число является оценкой вероятности заболеть БА (в %), без учета этиологии.

Клинические признаки бронхиальной астмы:

  • высокотональные свистящие хрипы при выдохе, особенно у детей.
  • повторяющиеся эпизоды свистящих хрипов, затрудненного дыхания, чувства стеснения в грудной клетке и кашель, усиливающийся в ночное время.
  • сезонность ухудшений самочувствия со стороны органов дыхания.
  • наличие экземы (сыпи, зуда), аллергических заболеваний в анамнезе.
  • ухудшение или возникновение симптоматики при контакте с аллергенами, приеме препаратов, при контакте с дымом, при резких изменениях температуры окружающей среды, ОРЗ, физических нагрузках и эмоциональных напряжениях.

улучшение состояния после приема антигистаминных и противоастматических препаратов.

Если Вы у себя обнаружили более 3 признаков, Вам необходимо обратиться к аллергологу.

Диагностируя астму, не следует полагаться только на наличие хрипов или других феноменов. Обструкция мелких бронхов может быть такой

выраженной, что хрипы не улавливаются. У больного в этом состоянии, как правило, имеются другие клинические признаки, указывающие на тяжесть состояния, такие как цианоз, сонливость, затрудненность речи, тахикардия и острая эмфизема легких.

Исследование функции легких

У больных часто трудно выявить симптомы болезни и точно установить тяжесть заболевания. Данные о наличии кашля, хрипов и характере дыхания могут быть недостаточно полными.

Исследование функции легких с помощью спирометра или

пикфлоуметра обеспечивает непосредственное определение бронхиальной обструкции, ее колебаний и обратимости. Такие процедуры необходимы для постановки диагноза и мониторирования течения заболевания.

Спирометры измеряют жизненную емкость легких, форсированную жизненную емкость легких, а также объем форсированного выдоха за 1 с (ОФВ1, причем данный показатель является лучшим параметром для определения степени тяжести заболевания. С помощью спирометра можно получить представление о том, насколько хорошо функционируют легкие.

Однако эти приборы не всегда удобны, кроме того, они могут оказаться слишком дорогими, поэтому в первую очередь они применяются в поликлиниках и больницах для постановки диагноза и мониторирования течения болезни.

Пикфлоуметры измеряют пиковую скорость выдоха (ПСВ), т. е. максимальную скорость, с которой воздух может выходить из дыхательных путей во время форсированного выдоха после полного вдоха. Во всем мире больные бронхиальной астмой утром и вечером измеряют этот показатель, контролируя состояние своего здоровья. Показатель пикфлоуметрии напрямую зависит от того, насколько сужены бронхи.

Пикфлоуметры — портативные, удобные и недорогие

приборы. Они могут применяться не только в условиях поликлиник и больниц, но

также дома и на работе, что помогает установить диагноз, определить тяжесть

болезни и реакцию на лечение. С помощью пикфлоуметра можно на ранних стадиях выявить обострение заболевания, так как изменения ПСВ возникают задолго (за

несколько часов или даже дней) до появления клинически значимых симптомов,

причем раннее обнаружение изменений ПСВ позволяет вовремя провести

профилактическое лечение и предупредить ухудшение состояния. Показатели ПСВ у больного сравнивают с нормальными величинами, которые рассчитывают для всех видов пикфлоуметров в зависимости от роста, расы, пола и возраста больного.

Если ПСВ ниже нормы, то либо имеет место обструкция бронхиального дерева, либо уменьшен объем легких (что может быть и при другой патологии легких).

Техника измерения пиковой скорости выдоха:

Больных необходимо обучить технике самоконтроля бронхиальной астмы с помощью пикфлоуметра. Для этого надо научить ведению суточного и недельного дневника пикфлоуметрии.

Цели и задачи дневника пикфлоуметрии:

На занятии пациентам дается понятие о разграничении зон контроля на графике пикфлоуметрии, что крайне важно для своевременного распознавания обострения заболевания.

Схема разграничения зон контроля

Общепринятым считается разграничение на 3 зоны, в соответствии с цветами светофора: зеленая, желтая и красная зона.

Зеленая зона: показатели ПСВ более 80% от лучших значений. При этом самочувствие хорошее. Рекомендация: использовать свое обычное лечение.

Желтая зона: усиление одышки, появление ночных приступов удушья, увеличение потребности в использовании бронхорасширяющих средств, усиление одышки при небольших физических нагрузках. ПСВ – 60-80% от лучшего значения.Рекомендация: удвоить дозу базисного препарата. Необходимо проконсультироваться с врачом.

Красная зона: выраженная одышка, в том числе при обычной физической нагрузке. Каждую ночь приступы удушья. Резко возрастает кратность применения бронхорасширяющих средств. ПСВ – 40-60%, чаще ниже 50% от лучших значений. Рекомендация: нужна срочная консультация врача, вызвать скорую помощь.Следовать этой схеме рекомендуется после согласования с пульмонологом.

Основным принципом поведения больного при обострении бронхиальной астмы является усиление базисного лечения и обязательное внимательное наблюдение за своим состоянием для того, чтобы вовремя распознать угрожающую жизни ситуацию.

Если больной научится грамотно использовать пикфлоуметр, он сможет самостоятельно контролировать свою болезнь и более сознательно сотрудничать с врачом.

Определение тяжести бронхиальной астмы

Выраженность астмы бывает различной. Течение болезни может быть интермиттирующим, легким, средней тяжести или тяжелым. Приступы болезни могут быть легкими, средней тяжести и тяжелыми. Течение астмы варьирует у разных людей в разное время. Например, в детстве астма может быть средней тяжести, а во взрослом возрасте — легкой, а в определенные сезоны — тяжелой. Тяжесть заболевания определяется на основании симптомов и клинической картины. Однако ориентироваться только на эти параметры было бы неправильно, и применение пикфлоуметрии позволяет получить дополнительную информацию.

Оценка аллергологического статуса

У ряда больных аллергологическй статус можно определить путем постановки кожных тестов или определения специфического lgE в сыворотке крови. Положительные кожные пробы сами по себе не подтверждают диагноз бронхиальной астмы, однако сопоставление их результатов с данными анамнеза больного позволяет определить триггеры астмы, что способствует разработке эффективного плана ведения.

Как жить с бронхиальной астмой?

Главная задача больного- научиться контролировать свою болезнь, не допускать обострений. Бронхиальная астма- это одно из наиболее распространенных форм аллергии. Среди аллергенов- бытовая пыль, шерсть животных, пыльца растений, домашний клещ, лекарства, препараты бытовой химии, пищевые продукты. Сюда же относятся различные бактерии, вирусы и грибки, продукты их жизнедеятельности. Иногда аллергеном является рачок-дафния, который используется в качестве корма для рыб. Среди факторов, способствующих росту числа аллергических заболеваний, большое место занимает и ухудшение экологической обстановки, в частности загрязнение атмосферы выхлопными газами автомобилей.

Очень важно акцентировать внимание пациентов на профилактике бытовой аллергии, которая включает регулярную влажную уборку, проветривание квартиры, избавление от вещей, накапливающих пыль- мягкой мебели, ковров, тяжелых штор, книжные полки должны быть застеклены.

Домашняя пыль содержит много органических и неорганических компонентов, в частности, остатки насекомых, перхоть животных, остатки пищи, бактерии, грибы. Еще один компонент домашней пыли- домашний клещ, питающийся перхотью и остатками пищи.Он я вляется основным аллергеном. В коврах, мягкой мебели, шерстяных вещах, перьевых подушках содержится огромное количество клещей. Ложась спать на перьевую подушку и укрываясь шерстяным одеялом, больной бронхиальной астмой подвергается массивному воздействию аллергена.

Вследствие этого выработаны специальные требования к помещению, в котором живет больной бронхиальной астмой:

  • В спальне должно быть минимум мебели Украшения на стенах и ковровые покрытия являются коллектором пыли, желательно от них избавится. Занавески должны быть из легкого материала и стираться. В спальне не должно быть книжных полок.
  • Стенной шкаф необходимо мыть и держать в нем только сезонную одежду. Одежда должа быть убрана в шкаф. Дверцы шкафа должны быть плотно закрыты
  • Необходимо проводить влажную уборку не реже 3-4 раз в неделю. Желательно, чтобы уборкой занимались родственники, а не сам больной. Уборку помещения необходимо осуществлять специальным пылесосом с водным фильтром, который изолирует всю пыль в водной среде и предотвращает увеличение ее содержания в воздухе после уборки обычным пылесосом.
  • На матрасы необходимо надевать специальные пыленепроницаемые чехлы.Под кроватью нельзя хранить старые газеты и книги.
  • Перьевые и пуховые подушки следует заменить на ватные или сделанные из полиэстера. на подушках также должны быть пыленепроницаемые чехлы.
  • На кровати должно лежать покрывало, чтобы в течение дня пыль не накапливалась на постели.
  • Дети, болеющие астмой, не должны спать с мягкими игрушками.
  • Запрещается заводить домашних животных. Если у больного астмой есть аллергия на кошку, то заводить собаку также нельзя.

Больному астмой, у которого выявляется пыльцевая аллергия, важно знать календарь цветения растений в данной местности и принимать меры по избеганию контакта с аллергенами: не ходить в лес, на луг, в определенные месяцы придерживаться городского образа жизни, в месяц цветения растения-аллергена по возможности уезжать в отпуск и т.д.. при аллергии к пищевым продуктам- создание индивидуальных диет.

К неаллергическим причинам, вызывающим приступ удушья у больных с бронхиальной астмой относятся: эмоциональный стресс, резкая перемена погоды, выход на холодный воздух, вирусная инфекция, физическая нагрузка, резкие запахи, высокая влажность и др. Одним из характерных признаков бронхиальной астмы является повышенная чувствительность бронхиального дерева отвечать сужением просвета бронхов на воздействие различных неаллергических стимулов, при этом возникает приступ удушья. Нервный стресс может стать причиной длительного приступа удушья. Поэтому больному с бронхиальной астмой нужно стараться избегать стрессовых ситуаций,заниматься физкультурой, закаливаться. Существует ряд больных, которым нужно конфиденциально обратиться к психотерапевту или медицинскому психологу. Больным, у которых возникает приступ удушья при выходе на холод, рекомендуется на 20-30 минут сделать ингаляцию сальбутамола. Такая же рекомендация относится к профилактике удушья, вызываемого физической нагрузкой. Больным необходимо обьяснить, что при астме можно заниматься спортом, т. к. физическая активность способствует улучшению течения болезни. Особенно полезным для больных астмой является плавание. Важно, чтобы больные освоили правильную технику ингаляции.

Правила использования дозированного ингалятора:

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *