Меню Рубрики

Спецгруппа по физкультуре при астме

ЛФК при бронхиальной астме является одним из важных способов восстановления и сохранения функциональной легочной деятельности и улучшения общего состояния пациента.

Регулярная физическая нагрузка в комплексе с медикаментозной терапией способствуют снижению частоты астматических приступов и предотвращению рецидивов заболевания.

Особенности проведения лечебной физкультуры во время бронхиально-легочных заболеваниях преследуют следующие направления:

  • нормализация механического дыхания;
  • функциональное улучшение работы дыхательного центра и подвижности в области грудной клетки;
  • усиление дренажной способности бронхов при усиленной выработке экссудативного секрета;
  • общая аэробная тренировка, направленная на улучшение физических качеств;
  • нормализация эмоционального состояния пациента.

Как правило, для укрепления дыхательных мышц, усиления вентиляции легких и нормализации дренажной функциональности применяется специально разработанный комплекс дыхательных упражнений.

Важно помнить, что физические нагрузки можно выполнять только вне стадии обострения заболевания. Во время проведения тренировки рекомендуется открыть форточку, тем самым обеспечив доступ кислорода.

ЛФК противопоказана при развитии астматического статуса, одышке (чаще 25 вдохов за минуту). Кроме того, нельзя заниматься гимнастикой, если у пациента диагностирована дыхательная недостаточность 3 стадии. При тяжелом развитии бронхиальной астмы до начала тренировок рекомендуется прием бронходилататоров. Положительное воздействие оказывает сочетание ЛФК с плаванием или ходьбой.

Методика лечебно-физкультурных занятий выстраивается на предварительном диагностическом обследовании пациента. На основании результатов проведения обследования выявляется степень тяжести бронхиальной астмы, частота развития приступов с учетом возрастной категории пациента.

До начала активной нагрузки необходимо провести подготовку (2-3 дня) для тестирования физических и эмоциональных возможностей больного. Достаточно часто дыхательная гимнастика при бронхиальной астме предусматривает звуковое произношение и элементарные гимнастические движения. Такой комплекс упражнений позволяет оценить степень необходимого вмешательства.

Занятия ЛФК должны проводиться в межприступное затишье при улучшении состояния и отсутствия сбоев кровообращения. Лечебная физкультура при бронхиальной астме решает задачи по укреплению организма, а также нормализации нервно-эмоционального процесса. Кроме того, при помощи дозированной физической нагрузки активно снимаются бронхоспазмы и восстанавливается дыхание.

  • Комплекс физических занятий нормализует висцерально-моторные рефлексы, в результате чего уряжается частота дыхания и регулируется бронхиальнососудистый тонус;
  • звуковая дыхательная разминка направлена на предотвращение развития легочной эмфиземы, а также усиление обменного процесса в организме. Под воздействием мышечной активности наблюдается выброс адреналина в кровоток, что положительно отражается на общем состоянии пациента;

  • в результате того, что происходит дополнительная нагрузка на мышцы, участвующие в дыхательной деятельности, пациент может самостоятельно предупредить развитие астматического приступа в начальной стадии и контролировать его в дальнейшем;
  • ЛФК при бронхиальной астме формируется индивидуально, опираясь на особенности протекания болезни, возрастную категорию астматика, степень тяжести симптоматики и физическую подготовленность;
  • комплекс занятий включает в себя общеукрепляющую терапию, а также дыхательные упражнения, которые позволяют обеспечить контроль над подвижностью грудной клетки.

Особый акцент следует делать на упражнения по развитию диафрагмального дыхания с удлиненным вдохом. Кроме того, ЛФК позволяет укрепить брюшные мышцы. Важно сочетать дыхательную гимнастику с поочередным произношением звуков. Это способствует сокращению мимических мышц.

ЛФК может выполняться только между приступами. Ее задачами является нормализация нервных процессов, нейтрализация бронхоспазма и установление нормального дыхания.

Рекомендованный комплекс ЛФК:

  1. В течение 30-40 сек. выполняется дыхание, которое постепенно уряжается.
  2. Ладони обеих рук сжимаются в кулак, а затем подносятся к плечу с одновременным вдохом. После возврата в изначальное положение производится выдох.
  3. Одна нога сгибается и подтягивается к области живота. При этом следует сделать выдох, при возврате в изначальное положение нужно глубоко вдохнуть.
  1. Необходимо повернуться в сторону и одновременно отвести обе руки, повернув вверх ладони. Сделать глубокий вдох, а после возврата в начальное положение можно выдохнуть.
  2. Рекомендуется выполнить удлиненный вдох с одновременным произнесением звука «ш» и «ж».
  3. В положении сидя выполняются наклоны в разные стороны. Руки должна скользить по ножке сиденья. Это сопровождается глубоким выдохом. В начальном положении выполняется вдох.
  4. Вдох выполняется, когда пациент стоит, широко расставив ноги, руки должны находиться на поясе, а локти отведены в сторону. При сведении локтей вместе производится выдох.
  5. Пациент стоит, опираясь на стул. Во время приседания происходит выдох. В первоначальном положении производится вдох.
  1. Ноги нужно раздвинуть на ширину плеч, ладони положить на талию. При этом больной во время выдоха должен проговаривать звуки «о» и «а».
  2. Дыхание можно совмещать с медленными прогулками.
  3. Ноги нужно расставить врозь, а ладони положить в область талии. При этом делаются наклоны вперед с выдохом, поднявшись (вдох).
  4. Лежа, следует приподнять на вдохе руку, после мышечного расслабления рука опускается с выдохом.
  5. Лежа лицом вверх во время выдоха поднимается одна нога. После возврата в начальную позицию делается глубокий вдох.
  6. Сидя необходимо положить обе руки на колени. Медленно разгибая и сгибая голеностопы, следует сжимать и разжимать руки в кулак.

Во время проведения тренировки рекомендуется открыть форточку, тем самым обеспечив доступ воздуха.

На сегодняшний день существует несколько уникальных комплексов дыхательной гимнастики для детей. Для выполнения этих занятий не требуется серьезная подготовка. Традиционные дыхательные упражнения, назначаемые для детей, как и у взрослых пациентов, позволяют положительно воздействовать на организм. Однако при выполнении занятий у детей существует ограничение по времени: нельзя проводить процедуры более 30 минут в день.

Очень часто астматический приступ возникает при малоподвижном образе жизни, в результате которого в легочной системе детей наблюдается нехватка углеродной двуокиси. В этом случае хороший эффект достигается дыхательными занятиями по Бутейко, практически не имеющими ограничений.

Наиболее доступными дыхательными занятиями для детей считаются упражнения на задержку дыхания, после которых необходимо нормализовать дыхательную деятельность максимально спокойным и поверхностным дыханием. Назначать индивидуальный комплекс ЛФК должен лечащий врач, так как только высококвалифицированный специалист может выбрать лечебную физкультуру, опираясь на возраст детей и сопутствующие заболевания. Это способствует сокращению астматических приступов у детей в дальнейшем.

Достаточно хорошую эффективность показывает звуковая гимнастика, когда необходимо вдохнуть через нос и выдохнуть, произнося при этом согласные и гласные звуки. На подготовительном этапе пациент начинает занятие с произнесение гласных звуков (е, у, о, и). В следующем периоде используются согласные звуки (с, з, р), а в заключении (щ, ж, ш).

Звук на выдохе произносится непродолжительно (4-5 секунд) с постепенным нарастанием времени до 30 сек. Во время выдоха рекомендуется проговаривать короткие слоги со звуками р, б, х, д (брохх, бах, дррухх, бат и т.д.). Звуковую разминку нужно повторять 2-3 минуты не менее 5 раз в течение дня с паузой между упражнениями в 30 секунд.

Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме по Бутейко и Стрельниковой широко применяется среди всех групп пациентов. Выполнение этих методик должно проводиться при участии профессионального инструктора. В последующем пациент может выполнять некоторые упражнения самостоятельно.

Особенности течения бронхиальной астмы определяют тактику лечения и физическую нагрузку. Лечебная физкультура подбирается в индивидуальном порядке к каждому пациенту. Это позволит избежать непредвиденных осложнений и получить максимально быстрый положительный эффект.

источник

Причины бронхоспазма, возникающего при физической нагрузке у пациентов с бронхиальной астмой. Влияние активного образа жизни на улучшение течения болезни; противопоказания. Комплекс упражнений, улучшающий дренаж бронхов: техника, длительность, дыхание.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рекомендации по занятиям физической культурой при бронхиальной астме

Астма — серьезное заболевание, требующее постоянного медицинского контроля и поддерживающего лечения. Астма, которую правильно лечат, хорошо контролируется и не угрожает жизни. Встретив такого человека в спортзале или на теннисном корте, вы даже и не заподозрите о его заболевании. Астма, которую не лечат или лечат неадекватно, плохо контролируется и может закончиться трагедией. В этом случае ее можно узнать всегда: по плохой переносимости физической нагрузки, одышке возникающей у совсем молодых людей даже при подъеме на 2-3-й этаж по лестнице. А в самых запущенных случаях болезнь видна по прерывистому дыханию, бледности лица и синеве губ. Конечно, такому человеку надо посоветовать сначала сходить к врачу и подобрать адекватное лечение, прежде чем начать занятия спортом. У здорового человека после нагрузки бронхи расширяются.

У пациентов с бронхиальной астмой физическая нагрузка — характерный стимул, вызывающий приступ удушья. В основе бронхоспазма, возникающего при физической нагрузке, лежит повышенная реактивность бронхов. Частое дыхание приводит к охлаждению и высушиванию слизистой оболочки дыхательных путей. Многие испытывают затруднение дыхания во время занятий спортом, активных игр. Для того, чтобы избежать подобной ситуации, необходимо обратиться к спортивному врачу, который поможет определить тот уровень и вид физической нагрузки, при которой бы не возникало подобных проблем.

Бронхиальная астма не является противопоказанием к занятиям спортом, наоборот, активный образ жизни способствует улучшению течения болезни.

Многие больные астмой часто задают вопрос: «Можно ли заниматься физкультурой или любительскими видами спорта?» Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Не следует, конечно, идти на тренировки, если началось обострение заболевания. Нельзя заниматься интенсивными физическими упражнениями, если у вас выявлены осложнения заболевания: легочное сердце с признаками недостаточности кровообращения, выраженная эмфизема, пневмосклероз, дыхательная недостаточность.

Но в то же время абсолютно необходимо с помощью физических упражнений (конечно, правильно подобранных врачом по ЛФК), даже с развившимися уже осложнениями, попытаться мобилизовать и реализовать те резервы, которые еще есть в организме. Накопленные наукой наблюдения подтверждают, что в начальной стадии заболевания можно заниматься любыми видами спорта, даже на профессиональном уровне.

В помещении, где проводится тренировка, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание. Недопустимо наличие аллергенов и пыли в помещении, где проводиться тренировка, особенно если БА носит аллергический характер. Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья. Противопоказаны любые перегрузки. Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель. Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхания.

Рекомендации по тренировкам:

Тренируйтесь, постепенно наращивая продолжительность нагрузки до тех пор, пока не сможете выполнять её достаточно долго без одышки. Если появилась одышка, чувство нехватки воздуха — это значит, что достигнут предел нагрузки или нужно сменить вид физической активности. Если чувствуете, что начинается одышка, сделайте перерыв в упражнениях. Рекомендуется удобно сесть, положить руки на стол, максимально расслабить мышцы туловища, ног, дышать поверхностно для того, чтобы глубокий вдох не раздражал нервные окончания в бронхах и не усиливал их спазм. На 4-5 сек. во время выдоха — задержать дыхание. Проделайте упражнения по диафрагмальному дыханию, релаксации или другие дыхательные упражнения. При выполнении дыхательных упражнений следует регулировать соотношение фаз дыхания с помощью счета:

Примерный комплекс упражнений, улучшающий дренаж бронхов для самостоятельного использования:

Перед выполнением упражнений необходимо в положении стоя подсчитать частоту сердечных сокращений и частоту дыхания: пульс за 15 секунд (умножить на 4) и частоту дыхания за 30 секунд (умножить на 2). После выполнения данного комплекса пульс и частота дыхания не должны увеличиться более чем на 10-15%.

Сидя, опираясь на спинку стула 1-2. Вдох обычной глубины 3-4. Полный выдох. Затем зажать нос и задержать дыхание.

Сидя на краю стула. Руки на грудной клетке. Откашляться короткими толчками. Между откашливаниями делать паузы 2-3 раза. Контролировать наличие мокроты. Фиксировать руками отделы грудной клетки: верхний, средний, нижний. бронхиальный астма физический упражнение

Сидя, опираясь на спинку стула. Диафрагмальное дыхание 1-1,5 мин. Для контроля одна рука на груди, другая на животе.

Сидя, опираясь на спинку стула. На выдохе произносить звуки «а», «о» или «и», «у» максимально долго 2-3 раза.

Сидя на краю стула 1-2. Поднять плечи (вдох) 3. И.п.* (выдох) 4-6. Пауза, расслабление. 3-5 раз.

1. Руки вверх (вдох). 2-8. И.п. с произнесением звука «ха». 3-5 раз.

2. Согнуть ногу. 3-6. Подтянуть ее к грудной клетке (выдох) 7-10 И.п., пауза, откашляться. 2-4 раза Если мокроты нет, сделать удлиненный выдох.

«Облегченное положение». Диафрагмальное дыхание: 1-2. Вдох. 3-6. Выдох. 7-8. Пауза. 1-1,5 мин. Темп медленный.

Сидя на краю стула, кисти к плечам 1-2. Поворот туловища направо 3-4. И.п. Затем налево по 5-6 раз Дыхание произвольное.

Сидя на краю стула 1-2. Руки к подмышечным впадинам (вдох) 3-4. Наклон туловища вперед, руки к стопам (выдох) 5-7. Пауза и расслабление — 8. И.п. 4-6 раз.

Сидя, опираясь на спинку стула, ноги прямые Диафрагмальное дыхание: 1-2. Вдох, 3-6. Выдох, 7-8. Пауза. 1-1,5 мин. Темп медленный.

Сидя на краю стула 1-2. Кисти к плечам, прогнуться (вдох) 3-4. Наклон туловища вправо, правая рука к полу (выдох) 5-6. И.п. Затем влево. По 3-5 раз в каждую сторону. Между повторениями пауза, расслабление мышц.

Сидя на краю стула. Руки согнуть, пальцы сжать в кулаки 1. Прогнуться (вдох) 2. Резко разогнуть правую руку с поворотом туловища влево (выдох) 3-4. И.п. То же левой рукой. По 5-10 раз каждой рукой.

Сидя, опираясь на спинку стула. Спокойное плавное дыхание, без задержек. 20-30 сек. Темп медленный. Общеукрепляющий комплекс упражнений при БА:

* Стоя,1- -руки в стороны — вдох, 2-3 — расслабить пояс верхних конечностей, опустить руки и голову — выдох. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

* Стоя у гимнастической стенки, руки на рейке на уровне груди. Руку в сторону — назад с поворотом туловища — вдох, исходное положение, выдох. Повторить 8-10 раз в каждую сторону. Темп средний.

* То же. Полное дыхание 4-5 раз. В акте дыхания принимают участие диафрагма и грудная клетка.

* Стоя боком к гимнастической стенке: 1-рука дугой через сторону вверх — вдох, 2-3- наклон в сторону — выдох. Повторить 6-8 раз в каждую сторону Темп медленный.

* Стоя спиной к гимнастической стенке, руки на рейке на уровне пояса 1-2-прогнуться, голову назад — вдох, 3-4- выдох. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

* Стоя, в руках волейбольный мяч. Броски мяча от груди 8-10 раз. Бросать мяч на выдохе.

* То же. Броски мяча одной рукой от плеча 6-8 раз каждой рукой. Броски делать на выдохе поочередно каждой рукой.

Читайте также:  Бронхиальная астма симптомы и лечение у взрослых в домашних условиях

* То же. Броски мяча из-за головы 8-10 раз. Броски делать на выдохе. Основная стойка: руки в стороны — вниз, локти назад — вдох, опустить руки и голову, потрясти руками — выдох 4-6 раз. На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей.

* Стоя, ноги врозь, руки перед грудью 1-руки в стороны с поворотом туловища — вдох, 2 -и.п. — выдох 6-8 раз Движения выполнять поочередно в каждую сторону.

* Стоя, руки к плечам. 1-2-правую руку и левую ногу в стороны — вдох, 3-4 — выдох, по 6-8 раз в каждую сторону. Темп средний.

* Стоя. Ходьба на медленном темпе 1-2 мин. Дыхание свободное.

* Стоя, ноги врозь, руки на поясе 1-2 — локти назад, прогнуться — вдох, 3-4-5-6 — локти вперед, голову опустить — выдох. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей.

* Стоя, правую руку на грудь, левую на живот. Полное дыхание 4-6 раз. На выдохе брюшную стенку втягивать.

Если одышка появляется только при быстром подъеме по лестнице или медленном беге, быстро исчезает после прекращения нагрузки, легочный процесс находится в фазе ремиссии, вентиляционной недостаточности нет или имеются незначительные изменения отдельных спирографических показателей, то рекомендуются велотренировки, легкий бег, плавание.

Общедоступным способом тренировки является ходьба по лестнице. Больным БА с четвертой степенью двигательных возможностей назначается темп — на подъеме 50—60 ступ/мин, а при спуске — 110—120 ступ/мин. Продолжительность каждой тренировки до 30 мин.

Плавание проводится стилем брасс. Каждая тренировка состоит из 3—5-минутного подготовительного периода (выполняются в воде гимнастические упражнения и «плавание» на месте), основного и заключительного (медленное плавание в течение 3 мин) периодов. Плавание проводится интервальным методом.

В первой половине тренирующего курса рекомендуется бег на месте в темпе 150—160 шагов/мин. Если ТЧСС (тренировочная частота сердечных сокращений) не достигает заданной величины (рассчитать свою ТЧСС вы можете в кабинете спортивного врача), то темп увеличивают до 170—180 шагов/мин. В последующем используется бег трусцой по ровной местности со скоростью не более 7—8 км/ч, но наиболее оптимальным и достоверным ориентиром, выполняемой нагрузки будет — отслеживание своей ТЧСС во время нагрузки, с помощью монитора ЧСС «Polar».

Блочные тренажеры и упражнения с отягощениями

При выполнении упражнений необходимо следить за правильным дыханием. Наиболее благоприятное воздействие оказывают упражнения на развитие дыхательной мускулатуры: пуловер, разведение гантелей лежа, тренажер «бабочка», кроссовер, подтягивания на перекладине, тяга блока за голову; упражнения на развитие брюшного пресса: различного рода скручивания. (Технику выполнения упражнений, правильное дыхание во время выполнения упражнений вы можете узнать у инструкторов тренажерного зала или в кабинете спортивного врача).

Анатомия строения органов дыхания. Классификация и клинические проявления бронхиальной астмы. ЛФК, массаж, физиотерапия при бронхиальной астме на поликлиническом этапе. Оценка эффективности комплексной физической реабилитации больных бронхиальной астмой.

дипломная работа [151,5 K], добавлен 25.05.2012

Этиология и патогенез бронхиальной астмы. Особенности системы внешнего дыхания у лиц с бронхиальной астмой, методы медикаментозной и немедикаментозной коррекции. Методика лечебной гимнастики при бронхиальной астме, ее влияние на состояние здоровья.

курсовая работа [50,5 K], добавлен 10.06.2014

Описание бронхиальной астмы, факторы её возникновения. Влияние физических упражнений на состояние детей, страдающих бронхиальной астмой. Схема дыхательных и гимнастических упражнений, тренировки в период ремиссии и противопоказания при занятиях.

реферат [31,1 K], добавлен 29.11.2012

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы. Этиология бронхиальной астмы. Общая характеристика средств физической реабилитации при бронхиальной астме. Задачи, средства, формы и методики ЛФК при бронхиальной астме на поликлиническом этапе.

дипломная работа [96,5 K], добавлен 25.05.2012

Развитие первичного бронхообструктивного синдрома при бронхиальной астме, вследствие спазма гладких мышц бронхов, гиперсекреции и отека слизистой оболочки бронхов. Осмотр грудной клетки для объективного подтверждения синдрома бронхиальной обструкции.

презентация [434,9 K], добавлен 05.10.2016

Этиология и клинические проявления бронхиальной астмы. Клинико-физиологическое обоснование применения лечебной гимнастики и массажа у детей, больных бронхиальной астмой. Физическая реабилитация больных астмой и пневмонией на санаторно-курортном этапе.

реферат [61,7 K], добавлен 11.01.2015

Принципы здорового образа жизни в совокупности с физической культурой, позволяющие максимально эффективно раскрыть потенциал организма и значительно повысить его возможности. Особенности мотивации к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни.

реферат [108,2 K], добавлен 09.03.2017

Необходимость неотложной помощи при наступлении обострения бронхиальной астмы и проявлении удушья. Средства, действие которых направлено на устранение бронхоспазма из группы стимуляторов бета-адренорецепторов. Кислородотерапия при бронхиальной астме.

презентация [3,1 M], добавлен 20.04.2017

Основные задачи и противопоказания лечебной физической культуры. Лечебная физическая культура при острой пневмонии, при бронхиальной астме. Упражнения лечебной физкультуры. Снижение появления бронхоспазма. Противодействие возникновению ателектазов.

презентация [243,5 K], добавлен 25.01.2016

Этиология и патогенез хронического бронхита и бронхиальной астмы, их клиническая картина, отличительные особенности, причины возникновения и развития. Комплексы лечебной физкультуры, применяемые для больных бронхиальной астмой и хроническим бронхитом.

курсовая работа [39,1 K], добавлен 09.04.2010

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

1. В задачи участкового педиатра входят:

— раннее выявление детей с бронхиальной астмой (БА);

— наблюдение детей с риском развития БА в декретированные сроки: на первом году – ежемесячно первые 6 месяцев, затем в 9 и 12 месяцев, далее ежегодно;

— нередко начальные проявления БА протекают под маской респираторных инфекций, в связи, с чем так называемые ЧБД требуют углубленного обследования и направления к специалистам;

— контроль за детьми с БА осуществляется в соответствии с индивидуальным планом наблюдения: пациенты с лёгкой формой БА осматриваются 1 раз в 12 месяцев, среднетяжёлая и тяжёлая формы БА – не реже 1 раза в 6 месяцев (с исследованием ФВД);

— амбулаторное лечение БА проводится по показаниям или по рекомендациям специалиста;

— оценка эффективности начальной противовоспалительной базисной терапии у детей со среднетяжёлой и тяжёлой формами БА проводится через 1 месяц, далее при эффективности терапии – через 3-6 месяцев. При неэффективности необходима госпитализация в специализированный стационар;

— план диспансерного наблюдения ребёнка страдающего БА необходимо согласовывать с аллергологом и/или пульмонологом. При наличии сопутствующего аллергического ринита, атопического дерматита – с отоларингологом, дерматологом.

2. Сроки наблюдения узкими специалистами:

— аллерголог – при лёгкой и средней тяжести БА – 2 раза в год; при тяжёлой – 4 раза в год;

— пульмонолог – 1 раз в год (по показаниям чаще);

— отоларинголог – 2 раза в год;

— фтизиатр 1 – 2 раза в год (при сомнительной и положительной пробе Манту);

— физиотерапевт — 1 – 2 раза в год.

— другие специалисты (гастроэнтеролог, кардиолог, офтальмолог) – по показаниям.

3. Уровень лабораторно-инструментального обследования:

— кал на яйца глистов, цисты лямблий, соскоб на острицы – 2 раза в год;

— спирометрия (у детей старше 5 лет) – 1 – 2 раза в год;

— рентгенологическое обследование легких – по показаниям;

— титр уровня общего IgE и специфических IgE-антител.

Детям старше 5 лет пикфлоуметрический мониторинг (функция внешнего дыхания).

4. Оздоровительные мероприятия. Гипоаллергеная диета. Элиминационный режим. Профилактика активного и пассивного курения. Аэрация, профилактика загрязнения воздуха. Витаминизация с учётом возможной реакции. Тщательная санация имеющихся очагов хронической инфекции. Профилактика и лечение гельминтозов.

Необходима известная осторожность в применении лекарственных препаратов, особенно антибиотиков пенициллиновой группы, аспирина и других НПВП.

Санаторно-курортное лечение показано в период ремиссии БА: Белокуриха (Алтайский край), детские курорты Краснодарского края (Анапа, Сочи), курорты Ставропольского края (Кисловодск, Пятигорск), детские санатории «Едел», «Златы горы» (Чехия), Бад Кёзен — Bad Kosen Реа-клиника для детей (Германия), Давос высокогорная клиника (Швейцария) и др.

5. Противорецидивное лечение. ЛФК, респираторная терапия (по методу Бутейко, дыхание через сопротивление, звуковая гимнастика, дыхательные тренажеры, метод интервальной гипоксической тренировки и пр.), массаж и вибромассаж, физиотерапия (магнито- и лазеротерапия), спелеотерапия и горноклиматическое лечение, фитотерапия (корневища и корни солодки голой) с учетом пыльцевой сенсибилизации, психотерапия.

Аллергенспецифическая иммунотерапия (АСИТ) уменьшает выраженность симптомов БА и потребность в лекарственных препаратах, снижает аллергенспецифическую и неспецифическую бронхиальную гиперреактивность (проводится аллергологом).

К препаратам базисной терапии относятся: ингаляционные глюкокортикостероиды (ИГКС) (табл.5,6), антагонисты антилейкотриеновых рецепторов, β2-агонисты длительно действующие в комбинации с ИГКС, кромоны, теофиллины, моноклональные антитела к IgE, системные глюкокортикостероиды, АСИТ. Объем базисной терапии определяется тяжестью и уровнем контроля БА, возрастом больных детей, характером сопутствующей патологии.

Сравнительные эквипотентные суточные дозы (мкг) ИГКС

для базисной терапии детей до 5 лет (по GINA 2010)

Препараты, форма выпуска Низкие /средние дозы Высокие дозы
Суспензия будесонида для небулайзерной ингаляции 250-500 >500
Флутиказон ДАИ 100-200 >200
Беклометазон ДАИ 100-200 >200

Примечание: ДАИ – дозированный аэрозольный ингалятор

Сравнительные эквипотентные суточные дозы (мкг) ИГКС

для базисной терапии у детей старше 5 лет (по CINA 2006, 2010)

Препарат Низкие дозы Средние дозы Высокие дозы
до 12 лет старше 12 лет до 12 лет старше 12 лет до 12 лет старше 12 лет
Бекламетазон ДАИ 100-200 >200-400 >200-400 >400-600 >400 >600
Будесонид ДПИ 100-200 >200-400 >200-400 >400-800 >400 >800
Суспензия будесонида для небулайзерной ингаляции 250-500 >500-1000 >500-1000 >1000-1500 >1000 >1500
Флутиказон ДАИ 100-200 100-250 >200-500 >250-500 >500 >500
Мометазона фуроат ДПИ >200 >200-400 >400 >400
Циклесонид ДАИ 80-160 80-160 >160-320 >160-320 >320 >320

Примечания: ДПИ – дозированный порошковый ингалятор, ДАИ – дозированный аэрозольный ингалятор

Терапия неотложной помощи при обострении БА включает бронхолитики короткого действия (табл.7): быстродействующие β2-агонисты (короткодействующие – сальбутамол, фенотерол, длительнодействующие – формотерол, сальметерол, кленбутерол), метилксантины (теофиллин), холинолитики (ипратропия бромид), комбинированные препараты (фенотерол+ипратропия бромид, сальбутамол+ипратропия бромид).

Симпатомиметики (β2-агонисты) короткого действия

источник

Бронхиальная астма представляет собой хроническое рецидивирующее заболевание воспалительного характера, при котором патологический процесс поражает слизистую оболочку бронхов, делая ее чрезвычайно чувствительной к воздействию различных раздражающих веществ и аллергенов.

Основным клиническим проявлением бронхиальной астмы является приступ удушья, к которому приводит ряд патологических процессов (отек слизистой оболочки бронхов, бронхоспазм, образование густой мокроты), происходящих в бронхах под воздействием «запускающего» фактора.

Таким «запускающим» механизмом, провоцирующим развитие астматического приступа, могут стать различные аллергены (пыльца, шерсть животных, пыль и т. д. ), изменения влажности и температуры воздуха, бактериальные и вирусные заболевания дыхательных путей (острые и хронические бронхиты, пневмонии и т. д. ). Астматический приступ сопровождается чувством «стеснения» в груди, резкой нехваткой воздуха, сильным кашлем (с выделением мокроты или без него). Очень часто во время астматического приступа при дыхании больного слышны свистящие хрипы.

Болезнь бронхиальная астма чаще встречается в экономически благополучных странах. Заболеваемость бронхиальной астмой напрямую связана с аллергизацией населения, к которой приводит загрязнение окружающей среды, урбанизация, широкое применение в повседневной жизни различных химических веществ и прочие «прелести» цивилизации. В странах с низким уровнем развития промышленности, бронхиальная астма встречается гораздо реже. Однако в возникновении данного заболевания не последнюю роль играет и наследственный фактор, потому люди, имеющие прямых родственников, больных бронхиальной астмой, находятся в группе риска по данному заболеванию.

Бронхиальная астма – заболевание хроническое и вылечить ее полностью пока не возможно, однако современная медицина предлагает целый ряд эффективных терапевтических методов, которые позволяют значительно сократить частоту и силу астматических приступов.

Последние годы отмечается рост заболеваемости бронхиальной астмой во всем мире, не составляет исключения и наша страна. Именно по этой причине каждый человек, заботящийся о своем здоровье, должен знать, что представляет собой это заболевание, каковы его симптомы, какие методы лечения и профилактики бронхиальной астмы предлагает сегодня медицина.

У вас или у кого-то из родных или знакомых бронхиальная астма, но этот человек очень любит спорт?

Не стоит думать, что он полностью противопоказан при данном заболевании. Есть, конечно, некоторые требования и ограничения, о которых следует знать, чтобы не навредить здоровью.

Так, даже если вы решили купить арбалет и заняться спортивной стрельбой, то заранее задайте себе несколько вопросов (это касается любого занятия, связанного с физическими нагрузками). Сможете ли дышать через нос, контролировать глубину и частоту дыхания? Не вызовут ли занятия сухости дыхательных путей или кашель? Можно ли будет отдохнуть или попить воды? Будут ли рядом люди, которые смогут оказать помощь, если возникнет такая необходимость?

Разрешенные виды спорта.

Астматикам можно выбрать любой из вариантов:

  • плавание;
  • гребля на байдарках;
  • парусный спорт;
  • рыбалка;
  • езда на велосипеде;
  • быстрая ходьба;
  • бег на короткие дистанции;
  • спортивная стрельба.

Если вы любите играть в команде и соревноваться, то не запрещены:

Хотите охотиться в лесу? Тогда нужно купить лук и стрелы. Но помните, что во время любых занятий вы должны чувствовать себя комфортно. Если раньше врачи в один голос твердили о том, что дайвинг противопоказан больным бронхиальной астмой, то сейчас этот вид спорта не запрещен. Можно нырять с аквалангом и изучать подводный мир, если холод или физические нагрузки не провоцируют приступы удушья, не нужно часто принимать медикаменты. И, конечно же, не погружайтесь в «преддверии» приступа.

Запрещенные виды спорта.

Медики считают, что спровоцировать приступ удушья могут те занятия, которые требуют от человека длительной физической нагрузки без перерывов. Это бег на дальние дистанции, хоккей, футбол, баскетбол, фигурное катание, лыжи и биатлон.

источник

Автор: Казаринова Виктория Владимировна

Казаринова Виктория Владимировна

«Лечебная физкультура при бронхиальной астме»

Основными симптомами бронхиальной астмы являются эпизоды одышки, свистящие хрипы, кашель и заложенность в грудной клетке. Существенное значение имеет появление симптомов после контакта с аллергеном, сезонная вариабельность симптомов и наличие родственников с бронхиальной астмой или другими атопическими заболеваниями. При сочетании с ринитом симптомы астмы могут либо появляться только в определённое время года, либо присутствовать постоянно с сезонными ухудшениями. У некоторых пациентов сезонное увеличение уровня в воздухе определённых аэроаллергенов (например, пыльца Alternaria, берёзы, травы и амброзии) вызывает развитие обострений.

Задачи ЛФК при бронхиальной астме

Основными задачами лечебной физической культуры являются:

· восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;

· уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;

Читайте также:  Кто лечит астму из целителей

· активизация трофических процессов в тканях;

· обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;

· обучение удлиненному выдоху.

Противопоказания при занятиях физическими упражнениями при бронхиальной астме:

1. Противопоказаны любые перегрузки.

2. Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель.

3. Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхание.

4. В помещении, где проводится сеанс лечебной физкультуры, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание.

5. Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья.

Ошибкой является общепринятое мнение, что больных бронхиальной астмой необходимо ограничить в физической активности, поскольку физические нагрузки считаются одним из факторов, провоцирующих приступы бронхоспазма (бронхиальной астмы).

Однако, по данным литературы, тренировки в оптимальных условиях (температура и влажность воздуха) напротив, снижают частоту и тяжесть приступов. Такая нагрузка должна присутствовать у всех больных бронхиальной астмой.

Гимнастические упражнения могут помочь больному бронхиальной астмой справляться с первыми признаками приступа удушья и научиться дозировать физические упражнения для поддержания мышечной активности без нанесения вреда своему здоровью.

В занятиях лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать самые простые, легко выполнимые упражнения. Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу для отдыха для расслабления мышц. Дозировка упражнений – 4-12, темп медленный и средний.

Методика массажа при бронхиальной астме

Массаж, как правило, проводится в пораженной области и симметрично очагу поражения, в случае отека и при резких болях – выше пораженного участка.

Курс массажа можно условно разделить на три части: 1) вводный – 1–3 процедуры, которые проводят для выяснения реакции организма на массаж; 2) основной – около 20 процедур, которые проводятся с учетом физиологического состояния массируемого и особенностей его заболевания; 3) заключительный – 1–2 процедуры.

Как правило, курс массажа включает от 5 до 25 процедур в зависимости от тяжести заболевания и состояния массируемого.

Между курсами можно делать перерывы от 10 дней до 2–3 месяцев. Число процедур и длительность перерыва между ними подбираются индивидуально и могут быть как уменьшены, так и увеличены.

Процедуры массажа и самомассажа также состоят из трех этапов: 1) вводный – 1–3 мин., во время которого щадящими приемами подготавливают массируемого к основной части; 2) основной – от 5 до 20 мин.; 3) заключительный – 1–3 мин., во время которого снижают интенсивность воздействия, нормализуя функции организма, и проводят дыхательные упражнения.

Продолжительность сеанса может быть от 3 мин. до часа в зависимости от показаний. Массаж делают ежедневно или через день, иногда его проводят 2–3 раза в неделю, сочетая с другими видами комплексного лечения.

Примерный комплекс упражнений

Физические упражнения используются в период между приступами астмы с целью улучшения самочувствия и повышения работоспособности, укрепления дыхательных мышц и улучшения вентиляции легких, обучения умению управлять дыхательным аппаратом и развития полного дыхания, что позволяет легче переносить астматические приступы.

Дыхательные упражнения и упражнения, сопровождающиеся произношением на выдохе определенных звуков и их сочетаний (звуковая гимнастика), способствуют уменьшению спазма гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Звуковая гимнастика действует на их стенки подобно вибромассажу, расслабляя бронхиальные мышцы. Такой эффект дает и расслабление мышц плечевого пояса.

Перед началом упражнений и после их выполнения 5 минут походите в быстром темпе. Гимнастику лучше делать утром, через час после еды. Общее время ходьбы и упражнений — 15–20 минут. В конце — поднимание и расслабленное опускание рук в темпе спокойного дыхания.

Рекомендованный комплекс гимнастических упражнений при бронхиальной астме:

1. Сидя на стуле, руки на коленях. Руки за голову, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — выдох (4-6 раз).

2. Сидя на стуле, руки на поясе. Сделав вдох, подтянуть руками колено к груди – выдох (поочередно, 3- 6 раз).

3. Сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклон влево, левой рукой постараться коснуться пола, правую к плечу — выдох; вернуться в исходное положение — вдох. То же с наклоном в другую стороны.

4. Сидя на стуле. Руки в стороны — вдох; руки скрестить на ребрах, вставая и наклоняясь вперед, — выдох (4-8 раз).

5. Сидя на стуле, руки на коленях. Отводя голову назад, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — удлиненный выдох через рот, произнести звук «ж-ж-ж» (4-6 раз).

6. Ходьба обычная — 1-2 мин. Ходьба с подниманием рук в стороны на вдохе и опусканием на выдохе — 1-2 мин. Ходьба с замедлением темпа и удлинением выдоха (30-60 с).

7. Стоя, ноги врозь, руки внизу. Прогнуться, соединив за спиной прямые руки, — вдох; наклонить голову вперед, прямые руки соединить внизу перед собой — удлиненный выдох, произнося звук «у-у-у» (3-5 раз).

8. Стоя, ноги врозь, руки на поясе. Отводя левую ногу назад на носок, слегка повернуть туловище вправо, правую руку в сторону (посмотреть на нее) — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).

9. Ноги врозь, руки внизу. Наклон вправо, правую руку на пояс, левую вверх — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).

Гимнастика активизирует выделение гормона надпочечников — адреналина, что в свою очередь обусловливает расширение бронхов. Регулярно выполняемые упражнения комплекса увеличивают вентиляционный эффект дыхания при меньшей затрате энергии.

Не менее существенно и то, что грудное дыхание, свойственное большинству страдающих бронхиальной астмой, сменяется физиологически более целесообразным — брюшным, вследствие чего существенно улучшается вентиляция нижних отделов легких.

Учащение дыхания, избыточная вентиляция легких резко уменьшают содержание в организме углекислого газа, что может усилить спазм бронхов. Следите за тем, чтобы во время тренировки вдох был спокойным, за ним обязательно следовала бы пауза в 2—3 секунды.

Не забывайте контролировать степень нагрузки по частоте пульса и дыхания до и после занятий. Частота пульса после выполнения упражнений не должна превышать 100—110 ударов, а дыхания — 20—24 в минуту.

В течение 5 минут после выполнения упражнений частоты пульса и дыхания должны стать такими же, как и до занятий.

Дыхательная гимнастика в том или ином виде рекомендуется всем больным бронхиальной астмой. При этом заболевании необходимо научиться дышать поверхностно, не делать глубоких вдохов, потому что они раздражают рецепторы бронхов, а это может усилить приступ. Для того чтобы во время приступа суметь успокоить их, нужно научиться делать умеренный выдох. После этого задержать дыхание на 4-5 секунд. Следующий затем вдох тоже должен быть поверхностным. Необходимо стремиться к устранению форсированных выдыханий, чтобы выдох совершался только под влиянием эластической тяги легких. В то же время нужно следить за удлинением дыхания.

Простейшим методом выработки более глубокого дыхания является надувание воздушных шариков, для получения максимального эффекта шарик нужно надувать до тех пор, пока он не лопнет. Достаточно надувать по два воздушных шарика ежедневно. Это дыхательное упражнение поможет сделать дыхание более глубоким и укрепить диафрагму.

С целью укрепления диафрагмы можно выполнять и другие дыхательные упражнения: положите руки на живот под самые ребра и сделайте медленный, глубокий вдох. Во время вдоха надо выпятить живот; от этого руки немного разойдутся в стороны, так как диафрагма выдвинется вперед. При выдохе втяните живот — диафрагма уйдет обратно и руки снова соединятся. Повторите не более 3-4 раз, а затем дышите как обычно.

С целью нормализации тонуса мускулатуры бронхов проводится дыхательная гимнастика с произношением звуков. Сделать умеренный вдох и, сдавив ладонями грудную клетку в средних и нижних отделах, на медленном выдохе произносить такие звуки: «пф», «ррр», «брррох», «бррх», «дррох», «дррах», «бррух». За продолжительностью выдоха следите по секундомеру. На первых занятиях она не должна превышать 4-5 секунд, но постепенно ее нужно увеличивать до 12-25 секунд. Особенно долгим может быть звук «ррр»: в первые дни занятий — 5 секунд, дальше — до 30. Эти же упражнения можно выполнять, обхватив грудную клетку полотенцем: на медленном выдохе стянуть концы полотенца, произнося те же звуки по 6-10 раз.

источник

Занятия по физической культуре призваны обеспечить минимальный уровень двигательной активности для студентов с оздоровительной целью. На самих занятиях интенсивность нагрузки может быть весьма и весьма высокой. С ней может успешно справиться только практически здоровый студент. Однако статистика последних лет неутешительна. Состояние здоровья школьников старших классов – будущих абитуриентов – неуклонно ухудшается. А это означает, что с каждым годом будет увеличиваться количество студентов, имеющих определённые ограничения в отношении физической нагрузки. Это серьёзный факт, который нельзя игнорировать, особенно учитывая, что ответственность за жизнь и здоровье студентов на занятиях по физической культуре несёт преподаватель. Одним из обязательных условий допуска и занятиями физкультурой в вузе является предоставление студентов медицинской справки с заключением врача о состоянии и группе здоровья. Подобные медосмотры организуются самими вузами. Данные мероприятия строго не регламентированы в отношении количества медосмотров, контингента, подлежащего его прохождению и т.д. В итоге в настоящее время нет единой структуры проведения медосмотра в вузах. В некоторых из них студентов осматривают только на первом курсе, в некоторых – студентов первого и второго курсов, в некоторых – студентов с первого по четвёртый курс и т.д.

Вообще, медицинский допуск к занятиям по физической культуре – это отдельная и проблемная в настоящее время тема. Не совсем понятны недавно введённые новшества, касающиеся запрета на полное освобождение от практических занятий. С одной стороны, безусловно, необходимо привлекать молодёжь как можно более массово к физической активности. Однако есть ситуации, когда подобные занятия не могут быть рекомендованы ни при каких условиях. Речь идёт о таких серьёзных диагнозах, как сердечная недостаточность, серьёзные проблемы со зрением, тяжёлые формы астмы и т.д. Ведь едва ли не главной целью оздоровительных занятий является укрепление здоровья студентов, но не его ухудшение, и уж тем более не провокация приступов болезни.

Ещё один сомнительный момент – это сокрытие по желанию студента его диагноза. Конечно, информация о заболеваниях человека должна носить строго конфиденциальный характер и ни при каких условиях не должна стать всеобщим достоянием. Однако преподаватель должен знать о проблемах своих студентов, поскольку именно он несёт за них ответственность на уроке. Кроме того, в зависимости от того или иного диагноза, для конкретного студента может быть составлен индивидуальный комплекс упражнений, или студент может быть освобождён от тех заданий, которые будут ему противопоказаны. Но подобные решения возможны только при полной и своевременной информированности преподавателя о состоянии здоровья его студентов.

Также представляется своевременным отметить не всегда качественное проведение медицинского осмотра в вузах для допуска к занятиям по физической культуре. Из-за большого потока студентов такие осмотры зачастую проводятся поверхностно и базируются на тех сведениях, которые предоставляются из тех медицинских заведений, где обучающийся наблюдался ранее. В результате имеют место быть такие ситуации, когда студенты с серьёзными диагнозами не получали в заключительной справке отметку об отнесении их к специальной медицинской группе. И напротив, те, у кого состояние здоровья вполне позволяли заниматься в общей группе, получали право на облегчение нагрузки, т.к. были отнесены к специальной группе. Одним из основных факторов подобной проблемы является катастрофическая нехватка медицинского персонала и крайне низкие зарплаты, что совершенно не способствует изменению ситуации в лучшую сторону. Да и сама система вузовского медосмотра нуждается в усовершенствовании. Возможно, следовало бы создать несколько государственных медицинских центров исключительно для студенчества, в которые люди, получающие высшее образование, могли бы обращаться за любой квалифицированной медицинской помощью, в том числе и за допуском к занятиям по физической культуре.

Именно этой проблемой вызвана необходимость проведения преподавателями-практиками по физической культуре специального анкетирования со студентами первого курса в начале каждого учебного года, касающегося состояния их здоровья. Студентам разъясняется, для каких целей преподаватель осуществляет сбор конфиденциальной информации медицинского характера, до сведения обучающихся доводится важность своевременного информирования и проблемах со здоровьем, а также о возможных послаблениях при проведении практических занятий. И если выясняется, что у будущего обучающегося имеются проблемы со здоровьем, которые не нашли отражение или нашли в недостаточной степени отражение в медицинском заключении, преподаватель вынужден сам принимать решение о дозировании нагрузки для такого контингента, а в отдельных случаях – и вопрос о допуске к практическим занятиям.

По итогам медицинского осмотра в вузе каждый студент получает медицинское заключение в виде справки с указанием группы здоровья, к которой относится, исходя из основных показателей состояния здоровья на момент похождения комиссии и на основании медицинских документов, свидетельствующих о наличии каких-либо проблем со здоровьем или об их отсутствии.

Традиционно выделяются три основные группы здоровья: основная, подготовительная и специальная.

К основной группе здоровья относятся студенты, не имеющие серьёзных противопоказаний к занятиям физической культурой. Предполагается, что такие студенты могут избрать для себя любой вид спорта или заниматься в группах общефизической подготовки без каких-либо ограничений по интенсивности нагрузки, сложности выполняемых упражнений и сдаче контрольных тест-нормативов на результат.

К подготовительной группе здоровья относятся студенты, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, которые в целом не препятствуют регулярным занятиям физической культурой, однако всё-таки предполагают ряд ограничений, в зависимости от диагноза. Это может быть частичное или полное освобождение от сдачи контрольных нормативов (при астме, при проблемах с сердцем, суставами), освобождение в процессе занятия от беговых или прыжковых упражнений (например, при прогрессирующей миопии) и т.д. В данном случае необходим самоконтроль за своим самочувствием и со стороны самого студента. Особенно не допустимо выполнение упражнений, противопоказанных ему согласно имеющемуся диагнозу.

К специальной группе относятся студенты, имеющие значительные и очень серьёзные проблемы со здоровьем. Подавляющее большинство студентов, отнесённых к этой группе, с ограничениями (иногда весьма серьёзными), но всё-таки могут заниматься физической культурой. Разумеется, они освобождаются от сдачи каких бы то ни было нормативов. Освобождаются от повышенной пиковой нагрузки в процессе самого урока – в основном, это относится к беговым и прыжковым сериям упражнений. Однако решение об ограничении нагрузки или полном её исключении должно приниматься преподавателем на основании диагноза в каждом конкретном случае индивидуально. Необходимо пару слов сказать о группе занимающихся, которые ни при каких условиях не могут быть допущены к практическим занятиям по физической культуре. Это студенты, для которых даже умеренная физическая нагрузка может привести к смертельному исходу (например, порок сердца), а также инвалиды, для которых выполнение типичных физических упражнений не представляется возможным (например, при ампутации конечностей или при слепоте). Разумеется, для такого контингента студентов должен быть обеспечен индивидуальный подход. Задания должны быть адекватными состоянию здоровья обучающихся. Допускается выполнение теоретических заданий.

Читайте также:  Гормональный ингалятор при астме какой лучше

1. Каковы условия допуска к практическим занятиям по физической культуре в вузе?

2. С какими проблемами сталкиваются преподаватели и студенты в процессе медосмотра в вузах?

3. Какие группы здоровья Вы можете перечислить?

4. Дайте характеристику каждой из групп здоровья.

источник

ЛФК при бронхиальной астме позволяет улучшить состояние человека на любой стадии болезни. Умеренные физические нагрузки помогают предупредить частые приступы и положительно сказываются на общем состоянии организма. Если регулярно использовать специальные комплексы упражнений, можно не допустить дальнейшее прогрессирование заболевания. Также спорт или лечебная физкультура показаны для людей, состояние которых характеризуется как предасматическое. При правильном подходе к занятиям можно сохранить хорошее самочувствие на долгие годы.

Астма – это заболевание хронического типа, которое поражает дыхательные пути. Часто ему передует хронический бронхит, проявляющийся почти теми же симптомами. Основной признак астмы – наличие приступов удушья. Во время периодов обострения человек наблюдает нарушение дыхательной функции, что сопровождается кашлем, свистящими хрипами. При наступлении астматического приступа применяют специальные препараты, которые расширяют просвет бронхов. Также в составе комплексной терапии входят противовоспалительные средства, направлены на устранение очагов заболевания.

Для предупреждения всех негативных процессов при развитии астмы, которые несут потенциальную опасность для жизни человека, просто необходима лечебная гимнастика. При ее использовании легко достигнуть следующего:

  • происходит восстановление нервной регуляции дыхательной функции, что ведет к снижению числа приступов;
  • наблюдается расслабление многих мышц на теле – на шее, грудной клетке, затылке. Они часто напряжены из-за нарушения дыхательной функции;
  • улучшается дренаж бронхов, что предупреждает скопление слизи в легких;
  • нормализуется дыхание из-за развития подвижности грудной клетки;
  • повышается выносливость, сила и общее развитие тела;
  • нормализуется кровообращение, укрепляется сердечная мышца. Это позволяет урегулировать доставку необходимого объема кислорода ко всем тканям и внутренним органам;
  • улучшается психоэмоциональное состояние человека.

Лечебная физкультура при бронхиальной астме показана в период ремиссии заболевания, когда отсутствуют частые приступы. Она включает в себя дыхательные упражнения, которые сочетаются с физической нагрузкой небольшой интенсивности. Их можно выполнять исключительно в тех случаях, когда у больного отсутствует недостаточность кровообращения. Также физиотерапия при бронхиальной астме противопоказана в таких случаях:

  • тяжелое состояние больного, особенно при наличии сопутствующих патологий;
  • при повышенном риске внутренних кровотечений;
  • при развитии злокачественных процессов в любом органе или системе;
  • повышенная температура тела;
  • дыхательная недостаточность 3 стадии;
  • если присутствует отдышка, при которой человек делает больше 25 вдохов за минуту;
  • при наличии астмы физического напряжения необходимо исключить выполнение гимнастических и других упражнений, которые сопровождаются влиянием холодного воздуха на дыхательные пути. Также такой тип физиотерапии нужно использовать с осторожностью и при других формах заболевания;
  • наличие острых болевых ощущений в любой части тела, которые не снижаются при уменьшении интенсивности нагрузки.

При подборе программы ЛФК необходимо учитывать возраст больного, его общее состояние и степень физического развития. Перед началом тренировок необходимо несколько дней уделить подготовительному этапу. В это время рекомендуется проверить физическое и эмоциональное состояние человека, что поможет подобрать оптимальные упражнения для достижения положительного результата.

Для достижения стойкой ремиссии при бронхиальной астме рекомендуется использовать следующий комплекс упражнений:

  1. Дыхательная гимнастика. Выполняется стоя, руки свободно опущены вдоль туловища. На протяжении 30-40 сек. нужно глубоко дышать, постепенно сокращая промежуток между вдохом и выдохом. Также такая гимнастика производит еще лучший эффект, если во время выполнения упражнений произносить определенные звуки. Например, во время вдоха – «ж» или «ш», а выдоха – «о» или «а».
  2. Необходимо лечь на твердую поверхность, вытянуть конечности. На выдохе одну ногу нужно подтянуть к животу. При возврате в исходное положение совершается вдох.
  3. Исходное положение – сидя на стуле, руки свободно свисают вдоль туловища. На выдохе необходимо немного наклонить корпус в одну сторону. При этом рука должна скользить по ножке стула. При возврате в исходное положение выполняется вдох.
  4. Необходимо ровно стать, опираясь на спинку стула. На выдохе нужно медленно присесть, а на вдохе – вернуться в первоначальное положение.
  5. Человеку нужно прямо стать, руки опустить вдоль корпуса. На выдохе одну ногу приподнимают вверх. При помощи руки колено нужно подтянуть к животу. На вдохе нога опускается вниз.
  6. Нужно стать, расставить широко ноги, уложить руки на талию. На выдохе следует наклонить корпус вперед, а при вдохе вернуться в исходное положение.

Для улучшения состояния больного гимнастика должна проводиться на свежем воздухе или в комнате с открытой форточкой. Количество повторений зависит от физической выносливости человека (рекомендуется не меньше 5). Чтобы достигнуть положительного результата следует тренироваться ежедневно или делать перерыв в 1-2 суток. Лечебная гимнастика при бронхиальной астме не должна вызывать неприятных ощущений. При появлении кашля, першения в горле необходимо остановить занятие и продлить его после полной стабилизации состояния, но с меньшей нагрузкой.

Можно ли заниматься спортом при наличии бронхиальной астмы? Мнения врачей на этот счет идентичны. Астма и спорт сочетаемы между собой, если правильно подойти к выбору типа физической нагрузки. Она должна приводить к улучшению дыхательной функции, укреплению всех мышц и нормализации общего обмена веществ в организме. Умеренные физические нагрузки способны подготовить тело человека к гипоксии, которая будет появляться во время приступов. Это позволит больному легче переносить все неприятные симптомы и быть менее подверженным влиянию негативных факторов внешней среды. Если регулярно заниматься спортом при астме, можно достигнуть стойкой ремиссии и забыть о частых приступах. Но начинать тренировки можно только при облегчении общего состояния, когда проявления заболевания минимальны.

При астме рекомендуется отдать предпочтение следующим видам спорта:

  • плавание или аквааэробика;
  • легкая атлетика или спортивная ходьба;
  • командные игры – волейбол, баскетбол;
  • танцы;
  • аэробика;
  • единоборства;
  • велоспорт;
  • теннис.

При выборе типа физической нагрузки при астме как для взрослого, так и для ребенка следует отдавать предпочтение той разновидности, которая развивает плечевой пояс, диафрагму, что облегчает дыхание. При тяжелом течении заболевания следует исключить чрезмерную активность и сосредоточиться на простых упражнениях. В этом случае подойдет пилатес, йога, боди-флекс и т. д. Перед занятиями в обязательном порядке следует проконсультироваться с врачом, что поможет исключить опасные для жизни и здоровья осложнения.

источник

ЛФК при бронхиальной астме является одним из важных способов восстановления и сохранения функциональной легочной деятельности и улучшения общего состояния пациента.

Регулярная физическая нагрузка в комплексе с медикаментозной терапией способствуют снижению частоты астматических приступов и предотвращению рецидивов заболевания.

Особенности проведения лечебной физкультуры во время бронхиально-легочных заболеваниях преследуют следующие направления:

  • нормализация механического дыхания;
  • функциональное улучшение работы дыхательного центра и подвижности в области грудной клетки;
  • усиление дренажной способности бронхов при усиленной выработке экссудативного секрета;
  • общая аэробная тренировка, направленная на улучшение физических качеств;
  • нормализация эмоционального состояния пациента.

Как правило, для укрепления дыхательных мышц, усиления вентиляции легких и нормализации дренажной функциональности применяется специально разработанный комплекс дыхательных упражнений.

Важно помнить, что физические нагрузки можно выполнять только вне стадии обострения заболевания. Во время проведения тренировки рекомендуется открыть форточку, тем самым обеспечив доступ кислорода.

ЛФК противопоказана при развитии астматического статуса, одышке (чаще 25 вдохов за минуту). Кроме того, нельзя заниматься гимнастикой, если у пациента диагностирована дыхательная недостаточность 3 стадии. При тяжелом развитии бронхиальной астмы до начала тренировок рекомендуется прием бронходилататоров. Положительное воздействие оказывает сочетание ЛФК с плаванием или ходьбой.

Методика лечебно-физкультурных занятий выстраивается на предварительном диагностическом обследовании пациента. На основании результатов проведения обследования выявляется степень тяжести бронхиальной астмы, частота развития приступов с учетом возрастной категории пациента.

До начала активной нагрузки необходимо провести подготовку (2-3 дня) для тестирования физических и эмоциональных возможностей больного. Достаточно часто дыхательная гимнастика при бронхиальной астме предусматривает звуковое произношение и элементарные гимнастические движения. Такой комплекс упражнений позволяет оценить степень необходимого вмешательства.

Занятия ЛФК должны проводиться в межприступное затишье при улучшении состояния и отсутствия сбоев кровообращения. Лечебная физкультура при бронхиальной астме решает задачи по укреплению организма, а также нормализации нервно-эмоционального процесса. Кроме того, при помощи дозированной физической нагрузки активно снимаются бронхоспазмы и восстанавливается дыхание.

  • Комплекс физических занятий нормализует висцерально-моторные рефлексы, в результате чего уряжается частота дыхания и регулируется бронхиальнососудистый тонус;
  • звуковая дыхательная разминка направлена на предотвращение развития легочной эмфиземы, а также усиление обменного процесса в организме. Под воздействием мышечной активности наблюдается выброс адреналина в кровоток, что положительно отражается на общем состоянии пациента;

  • в результате того, что происходит дополнительная нагрузка на мышцы, участвующие в дыхательной деятельности, пациент может самостоятельно предупредить развитие астматического приступа в начальной стадии и контролировать его в дальнейшем;
  • ЛФК при бронхиальной астме формируется индивидуально, опираясь на особенности протекания болезни, возрастную категорию астматика, степень тяжести симптоматики и физическую подготовленность;
  • комплекс занятий включает в себя общеукрепляющую терапию, а также дыхательные упражнения, которые позволяют обеспечить контроль над подвижностью грудной клетки.

Особый акцент следует делать на упражнения по развитию диафрагмального дыхания с удлиненным вдохом. Кроме того, ЛФК позволяет укрепить брюшные мышцы. Важно сочетать дыхательную гимнастику с поочередным произношением звуков. Это способствует сокращению мимических мышц.

ЛФК может выполняться только между приступами. Ее задачами является нормализация нервных процессов, нейтрализация бронхоспазма и установление нормального дыхания.

Рекомендованный комплекс ЛФК:

  1. В течение 30-40 сек. выполняется дыхание, которое постепенно уряжается.
  2. Ладони обеих рук сжимаются в кулак, а затем подносятся к плечу с одновременным вдохом. После возврата в изначальное положение производится выдох.
  3. Одна нога сгибается и подтягивается к области живота. При этом следует сделать выдох, при возврате в изначальное положение нужно глубоко вдохнуть.
  1. Необходимо повернуться в сторону и одновременно отвести обе руки, повернув вверх ладони. Сделать глубокий вдох, а после возврата в начальное положение можно выдохнуть.
  2. Рекомендуется выполнить удлиненный вдох с одновременным произнесением звука «ш» и «ж».
  3. В положении сидя выполняются наклоны в разные стороны. Руки должна скользить по ножке сиденья. Это сопровождается глубоким выдохом. В начальном положении выполняется вдох.
  4. Вдох выполняется, когда пациент стоит, широко расставив ноги, руки должны находиться на поясе, а локти отведены в сторону. При сведении локтей вместе производится выдох.
  5. Пациент стоит, опираясь на стул. Во время приседания происходит выдох. В первоначальном положении производится вдох.
  1. Ноги нужно раздвинуть на ширину плеч, ладони положить на талию. При этом больной во время выдоха должен проговаривать звуки «о» и «а».
  2. Дыхание можно совмещать с медленными прогулками.
  3. Ноги нужно расставить врозь, а ладони положить в область талии. При этом делаются наклоны вперед с выдохом, поднявшись (вдох).
  4. Лежа, следует приподнять на вдохе руку, после мышечного расслабления рука опускается с выдохом.
  5. Лежа лицом вверх во время выдоха поднимается одна нога. После возврата в начальную позицию делается глубокий вдох.
  6. Сидя необходимо положить обе руки на колени. Медленно разгибая и сгибая голеностопы, следует сжимать и разжимать руки в кулак.

Во время проведения тренировки рекомендуется открыть форточку, тем самым обеспечив доступ воздуха.

На сегодняшний день существует несколько уникальных комплексов дыхательной гимнастики для детей. Для выполнения этих занятий не требуется серьезная подготовка. Традиционные дыхательные упражнения, назначаемые для детей, как и у взрослых пациентов, позволяют положительно воздействовать на организм. Однако при выполнении занятий у детей существует ограничение по времени: нельзя проводить процедуры более 30 минут в день.

Очень часто астматический приступ возникает при малоподвижном образе жизни, в результате которого в легочной системе детей наблюдается нехватка углеродной двуокиси. В этом случае хороший эффект достигается дыхательными занятиями по Бутейко, практически не имеющими ограничений.

Наиболее доступными дыхательными занятиями для детей считаются упражнения на задержку дыхания, после которых необходимо нормализовать дыхательную деятельность максимально спокойным и поверхностным дыханием. Назначать индивидуальный комплекс ЛФК должен лечащий врач, так как только высококвалифицированный специалист может выбрать лечебную физкультуру, опираясь на возраст детей и сопутствующие заболевания. Это способствует сокращению астматических приступов у детей в дальнейшем.

Достаточно хорошую эффективность показывает звуковая гимнастика, когда необходимо вдохнуть через нос и выдохнуть, произнося при этом согласные и гласные звуки. На подготовительном этапе пациент начинает занятие с произнесение гласных звуков (е, у, о, и). В следующем периоде используются согласные звуки (с, з, р), а в заключении (щ, ж, ш).

Звук на выдохе произносится непродолжительно (4-5 секунд) с постепенным нарастанием времени до 30 сек. Во время выдоха рекомендуется проговаривать короткие слоги со звуками р, б, х, д (брохх, бах, дррухх, бат и т.д.). Звуковую разминку нужно повторять 2-3 минуты не менее 5 раз в течение дня с паузой между упражнениями в 30 секунд.

Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме по Бутейко и Стрельниковой широко применяется среди всех групп пациентов. Выполнение этих методик должно проводиться при участии профессионального инструктора. В последующем пациент может выполнять некоторые упражнения самостоятельно.

Особенности течения бронхиальной астмы определяют тактику лечения и физическую нагрузку. Лечебная физкультура подбирается в индивидуальном порядке к каждому пациенту. Это позволит избежать непредвиденных осложнений и получить максимально быстрый положительный эффект.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *