Меню Рубрики

Тест по контролю над астмой у детей заполняется

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Тест по контролю над астмой у детей — надёжный инструмент для оценки эффективности лечения при бронхиальной астме.

В связи с тем что главная цель лечения больных бронхиальной астмой — достижение и длительное поддержание контроля над заболеванием, терапию необходимо начинать с оценки текущего контроля над астмой, а объём лечения регулярно пересматривать, чтобы обеспечить контроль.

Сложность и трудоёмкость оценки контроля астмы как интегрального показателя в условиях реальной практики обусловливает необходимость внедрения и использования адекватных и эффективных инструментов. В процессе разработки методов совокупного определения контроля появилось несколько инструментов оценки, в том числе вопросники — ACQ (Asthma Control Questionnaire). RCP (Royal College of Physicians), Rules of Two и др. для детей старшего возраста. Один из наиболее простых методов, показавших высокую достоверность оценки контроля астмы в реальной клинической практике, — вопросник «Тест по контролю над астмой (Asthma Control Test)». Его применение рекомендовано GINA, 2006. До начала 2007 г. «Тест по контролю над астмой» был доступен только для взрослых и детей старше 12 лет, но в 2006 г. предложена его детская версия, которая на сегодняшний день служит единственным инструментом оценки контроля над астмой у детей в возрасте 4-11 лет.

Тест по контролю астмы у детей (Childhood Asthma Control Test) состоит из семи вопросов, причём вопросы 1-4 предназначены для ребёнка (4-балльная оценочная шкала ответов: от 0 до 3 баллов), а вопросы 5-7 — для родителей (6-балльная шкала: от 0 до 5 баллов). Результат теста — сумма оценок за все ответы в баллах (максимальная оценка — 27 баллов), от величины которой будут зависеть рекомендации по дальнейшему лечению пациентов. Оценка за Тест по контролю над астмой у детей 20 баллов и выше соответствует контролируемой астме, 19 баллов и ниже означает, что астма контролирована недостаточно эффективно; пациенту рекомендуют воспользоваться помощью врача для пересмотра плана лечения. В этом случае необходимо также расспросить ребёнка и его родителей о препаратах для ежедневного применения, чтобы убедиться в правильности техники ингаляций и соблюдении режима лечения.

Цели использования Теста по контролю над астмой:

  • проведение скрининга пациентов и выявление больных с неконтролируемой астмой;
  • внесение изменений в лечение для достижения лучшего контроля;
  • повышение эффективности внедрения клинических рекомендаций;
  • выявление факторов риска неконтролируемой астмы;
  • мониторирирование степени контроля астмы как клиницистами, так и пациентами в любой обстановке.

Концептуально вопросник соответствует совокупности целей лечения астмы в обновлённом руководстве GINA (2006), так как ориентирован на достижение максимального результата для каждого больного астмой. Он позволяет оценить разные аспекты состояния пациентов и проводимого лечения, удобен для использования в амбулаторных или стационарных условиях и чувствителен к изменению состояния больного. Вопросник прост в применении для медицинского персонала и пациентов. Наконец, результат легко интерпретировать, он максимально объективен и позволяет оценивать контроль астмы в динамике. Данный тест рекомендован к применению основным международным руководством по диагностике и лечению бронхиальной астмы — GINA (2006).

В национальной программе «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика» большое значение придают регулярному диспансерному наблюдению и обучению родителей и детей методам самоконтроля. С этой целью используют пикфлоуметрию с системой цветовых зон (по аналогии с сигналом светофора).

Зеленая зона: состояние ребенка стабильное, симптомы отсутствуют или минимальны. Пиковая объемная скорость выдоха более 80% нормы. Ребенок Может вести обычный образ жизни, не принимать лекарственные средства или продолжать без изменений терапию, назначенную врачом.

Желтая зона: появляются умеренно выраженные симптомы астмы — эпизоды кашля и свистящего дыхания, нарушение самочувствия, пиковая объемная Скорость выдоха менее 80% возрастной нормы.

В этом случае необходимо увеличить объем лечения, дополнительно принять лекарства, рекомендованные врачом. Если состояние не улучшается в течение 24 ч, необходима консультация врача.

Красная зона: самочувствие плохое, появляются приступы кашля, удушья, в том числе ночные приступы. Пиковая объемная скорость менее 50%. Все это — показание для срочной консультации врача. Если ранее больной принимал гормональные препараты, необходимо немедленно дать больному преднизолон внутрь в рекомендованной врачом дозе и срочно госпитализировать больного.

Первая помощь на амбулаторном этапе при легком и среднетяжелом течении бронхиальной астмы в случаях обострения: применяются ингаляции бета-агонистов короткого действия (1 вдох каждые 15-30 сек — до 10 ингаляций) через небулайзер. При необходимости ингаляции повторяют с интервалом 20 мин 3 раза в течение часа.

При обострении бронхиальной астмы тяжелого течения назначаются бронхоспазмолитики через небулайзер, усиливает эффект бета-агонистов назначение ипратропиума бромида через небулайзер по 0,25 мг каждые 6 часов. У больных с тяжелой бронхиальной астмы, получавших ранее кортикостероиды или находящихся на терапии ИГКС, назначаются системные кортикостероидами коротким курсом в таблетках или в/в через каждые 6 часов. Хороший эффект для купирования обострения оказывают ингаляции через небулайзер будесонида (пульмикорт) в дозе 0,5-1 мг/сут.

Первая помощь при остром приступе: обеспечить доступ свежего воздуха; придать ребенку удобное положение; установить причину приступа и по возможности устранить ее; дать теплое питье; провести ингаляцию бронхолитика с использованием небулайзера; при сохраняющемся затруднении дыхания повторить процедуру через 20 мин; при отсутствии эффекта от ингаляции бронхолитика ввести в/в эуфиллин, глюкокортикостероиды. При неэффективности указанных мероприятий в течение 1-2 ч необходима госпитализация больного.

[1], [2], [3]

источник

Asthma Control Test™, разработанный QualityMetric Incorporated, поможет вам эффективнее контролировать астму.

Американская пульмонологическая ассоциация (American Lung Association) рекомендует всем пациентам в возрасте от 12-ти лет и старше, страдающим астмой, пройти этот тест.

Ответив на 5 вопросов теста, вы получите общий балл, который поможет вами вашему врачу определить, насколько эффективен план вашего лечения, и не пора ли внести в него изменения.

Впишите номер выбранного вами ответа в квадратик и подсчитайте сумму всех баллов. Принесите тест своему врачу и обсудите с ним ваш общий балл.

1. Как часто за последние 4 недели астма мешала вам выполнять обычный объем работы в учебном заведении, на работе или дома?
Все время — 1 Очень часто — 2 Иногда — 3 Редко — 4 Никогда — 5
Чаще, чем один раз в день — 1 Раз в день — 2 3-6 раз в неделю — 3 1-2 раза в неделю — 4 Ни разу — 5
3. Как часто за последние 4 недели вы просыпались ночью или раньше, чем обычно, из-за симптомов астмы (свистящего дыхания, кашля, затрудненного дыхания, чувства стеснения или боли в груди)?
4 ночи в неделю или чаще — 1 2-3 ночи в неделю — 2 Раз в неделю — 3 1-2 раза — 4 Ни разу — 5
4. Как часто за последние 4 недели вы использовали быстродействующий ингалятор (Альбутерол) или небулайзер (аэрозольный аппарат) с лекарством?
3 раза в день или чаще — 1 1-2 раза в день — 2 2-3 раза в неделю — 3 1 раз в неделю — 4 Ни разу — 5
5. Как бы вы оценили, насколько вам удавалось контролировать астму за последние 4 недели?
Совсем не удавалось — 1 Плохо — 2 В некоторой степени — 3 Хорошо — 4 Полностью удавалось — 5

Если вы набрали 19 баллов или меньше, это может указывать на то, что вам не удается контролировать астму.

  • На приеме у врача обсудите ваш общий балл Теста и выясните, не стоит ли внести изменения в Ваш план лечения астмы.
  • Спросите у своего врача о препаратах для ежедневного применения, рассчитанных на продолжительный курс лечения, которые позволят вам контролировать спазмы и воспаление дыхательных путей — две главные причины появления симптомов астмы. Многим пациентам требуется ежедневно принимать лекарства от спазмов и воспаления дыхательных путей, чтобы лучше контролировать астму.

Если вы набрали 20 баллов или больше, скорее всего, вы хорошо контролируете астму; однако, вам следует обсудить ваш общий балл теста со своим врачом.

  • Астма непредсказуема. Вам может казаться, что симптомы астмы у вас очень слабые, или что у вас их вообще нет; однако, они могут ярко проявиться в любой момент.
  • Время от времени проходите Тест по контролю над астмой, вне зависимости оттого, насколько хорошо вы себя чувствуете, и продолжайте регулярно ходить к врачу, чтобы быть уверенным/ой в том, что вы принимаете все меры, необходимые для эффективного контроля над астмой.

источник

Название Школа здоровья
Дата 17.08.2018
Размер 453.22 Kb.
Формат файла
Имя файла ДИПЛОМ- ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ.docx.docx
Тип Документы
#49223
страница 10 из 19

ТЕСТ ПО КОНТРОЛЮ НАД АСТМОЙ

I. Как часто за последние 4 недели астма мешала Вам выполнять обычный объем работы в учебном заведении, на работе или дома? Всё время – 1 Очень часто – 2 Иногда – 3 Редко – 4 Никогда – 5
II. Как часто за последние 4 недели Вы отмечали у себя затрудненное дыхание? Чаще, чем раз в день – 1 Раз в день – 2 От 3 до 6 раз в неделю – 3 1 или 2 раза в неделю – 4 Ни разу – 5
III. Как часто за последние 4 недели Вы просыпались ночью или раньше, чем обычно, из-за симптомов астмы (свистящего дыхания, кашля, затруднённого дыхания, чувства стеснения или боли в груди)? 4 ночи в неделю или чаще – 1 2–3 ночи в неделю – 2 Раз в неделю – 3 1 или 2 раза – 4 Ни разу – 5
IV. Как часто за последние 4 недели Вы использовали быстродействующий ингалятор (например, вентолин, беротек, беродуал, атровент, сальбутамол, саламол, сальбент, астмопент) или небулайзер (аэрозольный аппарат) с лекарством (например, беротек, беродуал, вентолин небулы)? 3 раза в день или чаще – 1 1 или 2 раза в день – 2 2 или 3 раза в неделю – 3 1 раз в неделю или реже – 4 Ни разу – 5
V. Как бы Вы оценили, насколько Вам удавалось контролировать астму за последние 4 недели? Совсем не удавалось контролировать – 1 Плохо удавалось контролировать – 2 В некоторой степени удавалось контролировать – 3 Хорошо удавалось контролировать – 4 Полностью удавалось контролировать – 5
Значение теста – это сумма баллов, полученных при ответе на 5 вопросов.
Интерпретация результатов теста по контролю над астмой:

Сумма 25 баллов означает полный контроль.

Сумма 20–24 балла означает, что астма контролируется хорошо, но не полностью. Врач может помочь пациенту добиться полного контроля.

Сумма 19 баллов и меньше указывает на неконтролируемую астму. Возможно, следует изменить терапию для достижения оптимального контроля.

Сумма 14 баллов и меньше свидетельствует о том, что астма у пациента серьезно вышла из-под контроля. В этом случае пациента следует направить к специалисту.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ КОНТРОЛЯ
НАД БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ
(адаптировано из «Глобальной стратегии лечения и профилактики
бронхиальной астмы», пересмотр 2007 г.)

Ваша регулярная терапия: 1. Каждый день принимайте ____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ [укажите препараты, разовую дозу, кратность использования] 2. Перед физической нагрузкой примите __________________________________________________ КОГДА СЛЕДУЕТ УВЕЛИЧИТЬ ОБЪЕМ ТЕРАПИИ Оцените ваш уровень контроля над БА За последнюю неделю вы отмечали:
симптомы БА в дневное время более 2 раз? Нет Да
ограничения активности или физических нагрузок из-за БА? Нет Да
ночные пробуждения из_за БА? Нет Да
потребность в [препарат неотложной помощи] более 2 раз? Нет Да
значения ПСВ (если вы следите за ПСВ) менее _________? Нет Да

Если вы ответили ДА на три вопроса или более, у вас отсутствует контроль над БА, и может потребоваться увеличение объема терапии.

КАК УВЕЛИЧИВАТЬ ОБЪЕМ ТЕРАПИИ

УВЕЛИЧИВАЙТЕ объем терапии в соответствии с указанными рекомендациями и ежедневно оценивайте улучшение:____________________________________________________________

_________________________________ [впишите препараты и дозы для увеличения объема терапии]

Продолжайте это лечение в течение _____________ дней [укажите число дней]

КОГДА СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ К ВРАЧУ

Обратитесь к вашему лечащему врачу: ______________________________ [впишите ФИО врача]

если ваше состояние не улучшится через _________ дней [укажите число дней]

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [строки для дополнительных инструкций, заполняются по выбору]

ВНЕЗАПНАЯ/ТЯЖЕЛАЯ ПОТЕРЯ КОНТРОЛЯ

✓ вы отмечаете тяжелую одышку, так что можете разговаривать только короткими предложениями;

✓ у вас развился тяжелый приступ астмы, и вы чувствуете страх;

✓ вы нуждаетесь в вашем препарате неотложной помощи чаще чем через каждые 4 ч, и улучшение отсутствует, то:

1) сделайте 2–4 ингаляции ___________ [препарат неотложной помощи];

2) примите _______мг _____________________________ [пероральный глюкокортикостероид];

3) обратитесь за медицинской помощью: в ___________________________________; по адресу ______________________________; телефон: ________________________________________;

4) продолжайте принимать __________________________ [препарат неотложной помощи], пока не получите медицинскую помощь.

«Контроль полученных знаний, навыков и умений»

Последнее занятие является итоговым. На нем обобщаются знания, полученные при обучении в астма-школе. Преподаватель отвечает на вопросы слушателей, проводит контроль навыков и умений пациентов:

– слушатели рассказывают об элиминационных мероприятиях, проведенных дома и на работе;

– демонстрируют технику ингаляции с различными формами доставки лекарственных препаратов, которые они используют в повседневной жизни;

– демонстрируют технику пикфлоуметрии, предоставляют преподавателю заполненные дневники пикфлоуметрии и интерпретируют полученные данные.

С каждым из пациентов составляется (корректируется) план самоведения.

1. Предложить слушателям рассказать об элиминационных мероприятиях, проведенных дома и на работе в течение обучающего цикла.

2. Демонстрация техники ингаляции с индивидуальным баллончиком (аэрозольным или дозированным) каждым слушателем.

Преподавателю необходимо указать на нарушения техники и неточности в процессе ингаляции с последующим повторным проведением процедуры слушателем.

3. Демонстрация слушателями техники пикфлоуметрии.

Преподавателю необходимо проконтролировать правильность проведения процедуры.

4. Представление заполненных дневников пикфлоуметрии и составление планов самоведения.

Попросить предоставить дневник пикфлоуметрии. Предложить каждому слушателю провести анализ своего состояния на основании данных дневника пикфлоуметрии.

Составить совместно с каждым из слушателей индивидуальный план самоведения.

5. Раздать слушателям вопросники по оценке знаний и предложить заполнить их.

В дальнейшем сравнить количество правильных ответов до и после обучения.

6. Предложить слушателям заполнить анонимные анкеты по оценке обучения в Школе (приложение №8 приказа МЗ СО «Об организации Школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях Свердловской области») и высказать свои мнения о работе Школы.

Список использованной литературы

1. Белевский А.С., Булкина Л.С., Княжеская Н.П. Методика проведения занятий для больных бронхиальной астмой в астма-школе. Под. ред. А.Г. Чучалина. Москва; 1997.

2. Белевский А.С., Княжеская Н.П. Рекомендации для врачей по проведению астма-школ и обучающих индивидуальных бесед для больных бронхиальной астмой. Москва: Атмосфера; 2007.

3. Беленко Л.В. Я дышу свободно. Как справиться с бронхиальной астмой. Екатеринбург; 2000.

4. Глобальная стратегия и профилактика бронхиальной астмы (пересмотр 2007 г.). Под ред. А.Г. Чучалина. Москва: Атмосфера; 2007.

5. Ильина Н.И., Сидоренко И.В., Осипова Г.Л. Организация и проведение образовательных программ для больных аллергическими заболеваниями. Методические рекомендации. Москва; 2002.

6. Лещенко И.В., Пономарев А.С. Бронхиальная астма: неотложная помощь. Методическое письмо. Екатеринбург; 2003.

7. Петухова А.Ю., Бельтюков Е.К. Образовательная программа для больных бронхиальной астмой и аллергией – экспресс-астма-аллергошкола: методические рекомендации. Екатеринбург: УГТУ-УПИ; 2006.

8. Фассахов Р.С., Белевский А.С. Учимся астме. Образовательная серия для больных бронхиальной астмой. Смоленск; 2000.

Составитель – Петухова Анна Юрьевна, к.м.н., врач-пульмонолог, заведующая поликлиническим отделением № 2, руководитель Центра здоровья МБУ ЦГКБ № 6 г. Екатеринбурга.


2.1. Что такое сахарный диабет?

Сахарный диабет – это заболевание, основным симптомом которого является повышение уровня сахара крови. Термин «сахарный диабет» имеет греческие корни и буквально означает «сахарное мочеизнурение», что является симптомом повышенного уровня сахара. Диабет – это нарушение обмена сахара (точнее говоря, глюкозы). Правильнее говорить не «сахар», а «глюкоза», уровень глюкозы в крови на медицинском языке называют гликемией. Однако удобнее в диалоге врача и пациента использовать более привычный термин «сахар» крови, поэтому далее мы будем упоминать именно этот термин.

У каждого человека в крови содержится сахар (глюкоза). У пациента, страдающего диабетом, при отсутствии соответствующего лечения, невозможно поддерживать уровень сахара в крови в пределах нормы. Если на протяжении ряда лет уровень сахара в крови остается высоким, это может привести к развитию таких осложнений, как сердечные заболевания, инсульты, почечная недостаточность, слепота, поражения ног и т.д. Эти осложнения не являются обязательными признаками сахарного диабета, их развитие может быть полностью предотвращено за счет снижения уровня сахара в крови и его поддержания в пределах уровня, максимально близкого к нормальному.

Правильнее говорить о диабете, как о группе заболеваний. Классификация Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) выделяет несколько его видов. Большинство больных диабетом имеют сахарный диабет 1 или 2 типа. Сахарный диабет как 1, так и 2 типа, – хронические заболевания, при которых полное излечение пока невозможно. Однако в настоящее время разработаны эффективные методы контроля и лечения диабета, и если придерживаться этих современных методов, то заболевание не приводит к снижению продолжительности жизни или к ухудшению ее качества.

Хотя причины развития сахарного диабета 2 типа неизвестны, существуют некоторые ключевые факторы риска. Они могут повышать риск заболеть этим заболеванием. У человека с некоторыми или даже всеми перечисленными ниже факторами риска сахарный диабет 2 типа может никогда не развиться. Тем не менее, результаты последних медицинских исследований показали, что чем больше у человека факторов риска, тем больше вероятность развития сахарного диабета 2 типа.

Факторами риска развития сахарного диабета являются:

Семейная история сахарного диабета. Если у родителей или братьев, или сестер есть сахарный диабет, риск развития его увеличивается.

Возраст старше 45 лет. Вероятность развития сахарного диабета 2 типа увеличивается с возрастом.

Низкая физическая активность.

Избыточная масса тела и ожирение. Чем больше лишнего веса, тем выше риск сахарного диабета 2 типа.

Артериальная гипертония. Повышение артериального давления до 140/90 мм рт. ст. и выше также повышает риск развития сахарного диабета 2 типа.

• У женщин – диабет, возникший во время беременности, или рождение ребенка весом более 4 кг могут повышать риск развития сахарного диабета 2 типа.

Сахар (глюкоза) имеет в организме человека большое значение. Это, прежде всего, важнейший источник энергии для многих клеток – мышечных, жировых, клеток печени. Все клетки организма должны получать энергию для своей «работы»! А сахар является самым «доступным» и «быстрым» источником энергии для того, чтобы клетки головного мозга «думали», а мышечные клетки не «уставали работать». Поступает сахар в организм с некоторыми видами пищи (углеводами), а также из печени, где имеется его запас в виде гликогена. Оба эти источника доставляют сахар в кровь, откуда он распределяется по клеткам всего организма. Однако самостоятельно сахар проникнуть в клетки не может. Для этого необходим инсулин, который часто сравнивают с ключом, открывающим клетки и делающим их доступными для сахара (см. схему в материалах для пациентов).

Поступление сахара из крови в клетки при помощи инсулина проводит к понижению его уровня в крови. Именно в этом и состоит механизм снижения уровня сахара крови. Никакого «сжигания», «расщепления» сахара непосредственно в крови не происходит!

Инсулин – это белковое вещество, относящееся к классу гормонов. Он вырабатывается особыми бета-клетками поджелудочной железы и поступает оттуда непосредственно в кровь.

У поджелудочной железы есть и другая функция, которую осуществляют иные клетки – она участвует в переваривании пищи. Пищеварительный сок из поджелудочной железы поступает в кишечник. Следует подчеркнуть, что пищеварительная функция поджелудочной железы при диабете обычно не нарушена. Не бывает также и болевых ощущений в области поджелудочной железы. Боль и нарушения пищеварения могут иметь место при сочетании диабета с другими заболеваниями поджелудочной железы (например, панкреатитом).

При нормальном содержании сахара в крови в моче он не появляется. У подавляющего большинства больных диабетом сахар появляется в моче лишь тогда, когда уровень его в крови превышает 10 ммоль/д. Здесь имеет значение работа почек. Дело в том, что почки являются важным регулятором постоянства внутренней среды организма: они удерживают в крови нужные вещества, выводят ненужные, а также избавляют организм от накопившихся излишков различных веществ. Когда сахара в крови накапливается слишком много, он начинает выводиться с мочой. Однако этот процесс не может полностью нормализовать сахар в крови у больного диабетом.

Уровень сахара (глюкозы) крови, при котором начинается его поступление в мочу, называют «почечным порогом глюкозы».

У очень небольшого числа пациентов почечный порог бывает намного ниже или намного выше 10 ммоль/л. Это может иметь значение для больного, если он проводит самостоятельное измерение сахара мочи.

Напомним, что сахарный диабет не является единым заболеванием. Международная классификация выделяет несколько его видов, основная же масса больных – это больные сахарным диабетом 1 и 2 типа. Если число случаев обоих типов принять за 100%, то сахарный диабет 1 типа составит менее 10%.

Сахарный диабет 1 типа развивается в молодом возрасте (в большинстве случаев до 30 лет); начало его всегда сопровождается выраженными симптомами гипергликемии: больной худеет, чувствует слабость, жажду, выделяет большое количество мочи. Характерным является наличие ацетона в моче (определяется при исследовании мочи), возможен запах ацетона в выдыхаемом воздухе. Если вовремя не обратиться к врачу и не начать лечение инсулином, состояние ухудшается и может развиться диабетическая кома.

Причиной сахарного диабета 1 типа является прекращение выработки инсулина поджелудочной железой из-за гибели бета-клеток. Происходит это на фоне особой генетической предрасположенности, которая при воздействии внешних факторов (например, вирусов) приводит к изменению состояния иммунной системы организма и в дальнейшем к развитию диабета.

Вспомним механизм действия инсулина, его функцию «ключа», отпирающего клетки для сахара, и представим, что этот ключ исчез из крови. Клетки остаются закрытыми для сахара, они не получают энергии (вот в чем причина ощущаемой больным слабости), в то время как сахар крови сильно повышен. Организму требуется другой источник энергии, приходит очередь жировых запасов, а жир распадается (результат – снижение веса) с образованием ацетона.

Сахарный диабет 2 типа встречается значительно чаще. Это заболевание характерно для более зрелого возраста: он выявляется, как правило, после 40 лет. Около 90% больных сахарным диабетом 2 типа имеют избыточный вес. Характерна высокая распространенность диабета 2 типа среди родственников. Начинается заболевание, в отличие от диабета 1 типа, постепенно, часто совершенно незаметно для больного. Поэтому человек может достаточно долго болеть, но не знать об этом. Повышенный уровень сахара крови может быть выявлен случайно, при обследовании по какому-либо другому поводу. В то же время бывают и случаи с яркими проявлениями гипергликемии (слабость, жажда, зуд и т.д.), напоминающие 1 тип, однако ацетон при диабете 2 типа практически не появляется. Диабетическая кома также довольно редкое явление. Она все же может развиться, если к диабету 2 типа присоединяется какое-то другое и очень тяжелое заболевание: воспаление легких, серьезная травма, нагноительные процессы, инфаркт и т.п.

Интересно, что при сахарном диабете 2 типа поджелудочная железа продолжает вырабатывать инсулин, причем часто даже в больших количествах, чем в норме. Главным дефектом при этом типе диабета является то, что клетки плохо чувствуют инсулин и плохо открываются в ответ на взаимодействие с ним, поэтому сахар из крови не может в полном объеме проникнуть внутрь. Уровень его в крови остается повышенным. Такое состояние сниженной чувствительности к инсулину называют инсулинорезистентностью.

Образно можно представить себе, что «замочные скважины» (говоря научным языком – инсулиновые рецепторы) на дверцах клеток деформированы и нет идеального совпадения с ключами – молекулами инсулина (см. схему в материалах для пациентов). Требуется больше усилий (больше ключей, т.е. больше инсулина!), чтобы справиться с дефектом инсулиновых рецепторов.

Подать же в кровь достаточное количество инсулина, чтобы преодолеть инсулинорезистентность и полностью нормализовать уровень сахара в крови, поджелудочная железа не может, т.к. при сахарном диабете 2 типа возможности бета-клеток все же ограничены. В результате складывается парадоксальная ситуация, когда в крови одновременно много и инсулина, и сахара.

Сахарный диабет 1 и 2 типа, несмотря на главную их общую черту (повышенный уровень сахара в крови), лечат по-разному. С первого же дня установления диагноза диабета 1 типа больному необходимо лечение инсулином, т.е. восполнение его недостатка в организме. Инсулин вводят в виде подкожных инъекций (уколов). Лечение пожизненное и инъекции осуществляются самим больным.

При сахарном диабете 2 типа основная цель лечения – улучшить чувствительность клеток к инсулину. Причины плохой чувствительности к инсулину изучены пока не полностью. Однако давно известно, что самым мощным фактором формирования инсулинорезистентности является избыточный вес, т.е. излишнее накопление жира в организме. Многочисленные научные исследования и многолетние наблюдения за больными показывают, что снижение веса у большинства больных позволяет достичь значительного улучшения показателей сахара крови и предотвратить осложнения диабета.

Если диета и физические нагрузки, направленные на снижение веса, не дают достаточного эффекта, приходится прибегать к помощи лекарственных средств. Выпускаются они в таблетках. Часть из них действует на поджелудочную железу, усиливая выработку инсулина, другие улучшают его действие (уменьшают инсулинорезистентность). Таким образом, сами по себе они не снижают сахар крови, это делает инсулин. Поэтому для их действия необходим сохраненный резерв бета-клеток.

Для лечения сахарного диабета 2 типа нередко применяют и инсулин. Инсулинотерапия может назначаться как временная мера, например, при хирургических операциях, тяжелых острых заболеваниях, или же как постоянное лечение. Подробнее о препаратах, применяемых в лечении сахарного диабета 2 типа, мы поговорим на отдельном занятии.

Вспомним, что гипогликемия – это снижение уровня сахара крови ниже нижней границы нормы, то есть ниже 3,3 ммоль/л. Гипогликемия может развиться только у больного сахарным диабетом, который получает инсулин или сахароснижающие таблетки. Без препаратов, соблюдая диету и применяя физиические нагрузки, гипогликемий можно не опасаться.

Какие ощущения характерны для гипогликемии? В отличие от гипергликемии, которая может поддерживаться у больного диабетом длительно, гипогликемия всегда острое, внезапное состояние.

Типичными симптомами являются:

• резко наступившая выраженная слабость;

• беспокойство, страх, неспособность сосредоточиться;

Может потемнеть в глазах, заболеть голова. Так же, как и в случае высокого сахара крови, не все симптомы обязательно развиваются вместе. Кроме того, у некоторых больных при гипогликемии могут регулярно появляться какие-либо особые характерные ощущения, например, онемение или покалывание в области носа, языка или верхней губы и др. Больные обычно их хорошо знают и в период таких ощущений спешат определить сахар крови и принять необходимые меры для лечения гипогликемии.

Больной в состоянии гипогликемии может сильно побледнеть, о чем часто знают его близкие. Возможны также резкие перемены в настроении: внезапно наступает состояние неадекватной веселости, или, наоборот, раздражительности и даже агрессивности.

Наконец, гипогликемия может субъективно вообще никак себя не проявлять, и пониженный показатель обнаруживается лишь при измерении уровня сахара крови.

Обратная ситуация – ощущения гипогликемии при нормальных значениях сахара крови, о которых часто говорят больные, уровень сахара крови у которых обычно более высокий. Такая ситуация свидетельствует о том, что организм адаптировался к повышенному сахару и его снижение до нормального уровня воспринимается, как гипогликемия. Это своеобразный обман ощущений не означает, что нужно продолжать жить на высоких уровнях сахара; наоборот, надо постепенно добиваться их снижения и тогда организм снова привыкнет к нормальному состоянию.

Больные часто говорят, что хорошо «чувствуют» свой сахар, но эти ощущения очень часто обманчивы. Проверьте это сами, сопоставляя субъективные ощущения и результаты измерений сахара крови; они очень часто не совпадают! Причем сказанное относится как к гипер-, так и гипогликемии.

Если сахар крови «упадет» до очень низких показателей, это может привести к серьезному влиянию на центральную нервную систему. Может даже развиться своеобразное оцепенение, когда больной не в состоянии самостоятельно действовать (в частности, принять меры по лечению гипогликемии). Возможна и полная потеря сознания. Гипогликемию с потерей сознания и нарушением жизненно важных функций (сердечной деятельности, дыхания) называют гипогликемической комой. Кома очень опасна, поэтому даже к легким ощущениям гипогликемии надо относиться серьезно и немедленно предпринимать действия по ее лечению.

Конечно, легкие гипогликемии могут пройти самостоятельно, без перехода в тяжелую форму и даже без лечения, потому что в организме человека на случай резкого снижения уровня сахара имеется защитный механизм: печень мобилизует запасы сахара из гликогена, подавая его в кровь. Однако надеяться на это не следует, – каждая гипогликемия потенциально опасна.

Иногда возникает вопрос, действительно ли ощущения, похожие на гипогликемию, являются гипогликемией? В конце концов, ничего специфического в этих ощущениях нет. Действительно, кто периодически не испытывает слабости, головокружения, внезапного чувства голода? Кроме того, у декомпенсированных больных диабетом ощущения гипогликемии часто возникают, когда уровень сахара крови достигает нормальных значений. Это пугает больного, он воспринимает такое состояние как настоящую гипогликемию. В случае сомнений обязательно надо определить уровень сахара крови в период ощущений гипогликемии, то есть подтвердить ее.

Причины гипогликемии. Гипогликемия развивается в ситуациях, когда действие сахароснижающих препаратов оказывается чрезмерным. Это может произойти, когда доза превышена, например, если пациент ошибся и случайно, по забывчивости, принял таблетки дважды. С другой стороны, гипогликемия может развиться и на фоне приема обычной дозы препарата, если больной поел пищу с недостаточным содержанием углеводов или совсем не поел, а сахароснижающие препараты принял.

Иногда гипогликемии могут иметь место и без всяких ошибок со стороны пациента. В этих случаях, как правило, происходят какие-либо перемены в организме, например, снижается вес, в результате чего улучшается чувствительность к инсулину. Такие ситуации требуют уменьшения доз сахароснижающих препаратов.

источник

Почему-то любопытство, да и любознательность не слишком приветствуются в русском фольклоре: «Много будешь знать — скоро состаришься», «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали», «Меньше знаешь — крепче спишь»… Нередко что-то подобное проскальзывает и в беседах с врачом, который может в ответ на вопрос проронить: «А вам это знать не обязательно».

Но на самом-то деле зачастую можно надеяться только на себя и свои знания. В том числе и о своей астме, коль уж она прицепилась. Конечно, получить информацию о бронхиальной астме вообще — проще простого, про эту болезнь столько написано, что только читай. Но, перефразируя Льва Николаевича, заметим, что все здоровые люди здоровы одинаково, а болеют — каждый по-своему, даже если болезнь одна и та же. Поэтому хочется что-то узнать про свою собственную астму, про свое состояние.

И прежде всего требуется дать общую оценку своей болезни. Тяжело я болею или легко? Хорошо себя чувствую или плохо? Стало лучше от лечения или хуже? По правде говоря, эти вопросы кажутся простыми только на первый взгляд, ведь для оценки нужно решить, какой показатель оценивается, по какой шкале и где точка отсчета. Что беспокоит человека с астмой, в чем заключается болезненность его состояния?

Да, в приступах удушья. Конечно, в обострениях. Но и не только в этом, ведь бывают еще хрипы в груди по ночам, кашель, невозможность пробежаться, когда это нужно. На какой из симптомов надо обращать внимание в первую очередь и что для болеющего человека можно считать нормой?

Вопросов много, но давайте разбираться по порядку. Основной механизм возникновения при бронхиальной астме болезненных симптомов (кашля, сдавливания в груди, хрипов, удушья) — это сужение бронхов, поэтому хорошо бы оценивать именно проходимость бронхов. Однако спирометрия, при которой измеряется проходимость бронхов, даже при посещении врача проводится у астматика далеко не каждый раз. Пикфлоуметр, определяющий пиковую скорость выдоха, помогает следить за состоянием бронхов, но только при регулярных ежедневных измерениях, к тому же пиковая скорость выдоха — очень изменчивый показатель с большой зависимостью от прилагаемого усилия. В общем, приходится прислушиваться к себе.

Но здесь нас подстерегает симптом «розовых очков» — люди, болеющие астмой, склонны недооценивать тяжесть своего состояния. Возможно, причина в больших резервах легких, которые в спокойном состоянии задействованы лишь на 20%. А может, дело в привыкании к затрудненному дыханию. Так или иначе, но три из четырех астматиков считают, что их болезнь «ведет себя прилично». А вот при обследовании выясняется, что это вовсе не так.

Если врач не удовлетворится кратким ответом о том, что «с астмой всё в порядке», то при подробном расспросе может обнаружиться, что пациент и ночью просыпается от хрипов, и бронхорасширяющим ингалятором пользуется несколько раз в день, и с детьми поиграть не может без одышки. Нередко люди считают, будто это (и обострения, требующие лечения в стационаре) — неизбежное следствие бронхиальной астмы, но это вовсе не так.

Можно жить с астмой, но без ее проявлений, то есть достичь полного контроля над своей болезнью. Именно к этому надо стремиться, и именно поэтому надо узнать свою болезнь, оценить свои успехи в борьбе с ней и вместе с врачом сделать правильные выводы.

Один из способов быстро и точно оценить, насколько контролируется бронхиальная астма, — ответить на 5 вопросов «Теста по контролю над астмой» (АСТ). Бумажную форму теста можно получить у лечащего врача в поликлинике. Оценка меньше 20 баллов означает, что болезнь «недолечивается», и это служит сигналом, что визит к врачу нельзя откладывать. Вполне вероятно, что врач примет решение о пересмотре текущей терапии в сторону повышения ее эффективности.

Важно, что тест по контролю над астмой — это не просто набор вопросов, а серьезный инструмент обследования пациента с астмой, позволяющий оценить состояние человека в комплексе. Как было показано в научных исследованиях, результаты теста соответствуют данным, полученным при врачебном осмотре и спирометрии. Благодаря тесту АСТ врач и пациент могут лучше понимать друг друга, одинаково оценивая такую сложную сущность, как контроль бронхиальной астмы. А крепче спит (и вообще лучше живет) как раз тот астматик, который больше знает.

источник

Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика. Предисловие. Состав экспертов. Введение (стр. 7 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Таким образом, при решении вопроса о тяжести болезни следует учитывать анамнез (частоту, тяжесть и длительность приступов удушья и их эквивалентов, объем и эффективность терапии), а также данные физикального и функционального исследования и патогенетическую основу бронхиальной астмы как хронического аллергического воспаления, что требует и при интермиттирующем течении заболевания назначения базисной противоспалительной терапии. Согласно выработанным подходам в отечественной педиатрии классификация бронхиальной астмы по тяжести позволяет обеспечить подбор рациональной терапии практическим врачам в различные возрастные периоды, сохранить преемственность при переходе ко взрослым специалистам и проводить адекватную экспертную оценку.

Мониторирование бронхиальной астмы у детей

Постоянное наблюдение за детьми, больными бронхиальной астмой, дает возможность контролировать течение заболевания, эффективность проводимой терапии, корректировать лечение. Контроль бронхиальной астмы стал ключевым понятием «Глобальной стратегии лечения и профилактики бронхиальной астмы» пересмотра 2006 г. (GINA 2006) и предлагается как главный критерий оценки симптомов заболевания в новом докладе «Национальная программа по обучению и профилактике бронхиальной астмы» (Expert Panel Report, EPR 3). Однако следует отметить, что критерии контроля касаются преимущественно взрослых. Согласно международному педиатрическому консенсусу PRACTALL дети (особенно дошкольники) могут иметь 1–2 обострения в год, и бронхиальная астма может рассматриваться при этом как контролируемая, если у них нет симптомов заболевания вне обострения.

Бронхиальная астма является хорошо контролируемой, когда достигнуто и поддерживается следующее:

· дневные симптомы дважды или менее в неделю (не более одного раза ежедневно);

· нет ограничений активности из-за симптомов бронхиальной астмы;

· ночные симптомы 0–1 раз в месяц (0–2 раза в месяц, если ребенок старше 12 лет);

· использование препаратов неотложной терапии дважды или менее в неделю;

· нормальная функция легких (если есть возможность измерить);

· 1–2 обострения за прошедший год.

Предлагаемые уровни контроля над бронхиальной астмой, отражающие ответ на проводимую терапию, в педиатрии могут быть использованы как дополнительная характеристика эффективности проводимой терапии.

Вопросники для оценки уровня контроля бронхиальной астмы Для получения объективной информации об уровне контроля бронхиальной астмы в рамках обычной работы врача были разработаны простые вопросники, основанные на оценке пациентом собственного состояния (или родителями состояния ребенка). Тест по контролю над астмой у детей (The Childhood Asthma Test — ACT детский) предназначен для детей 4–11 лет. С 12 лет используют взрослый тест по контролю над астмой (ACT), ACQ (Asthma Control Questionnaire, официальное название «Вопросник по контролю симптомов астмы»). Тест по контролю над астмой (ACT) рекомендован международным руководством по бронхиальной астме (GINA 2006, 2007).

В России Тест по контролю над астмой (ACT) одобрен специалистами: Российским респираторным обществом, Российской ассоциацией аллергологов и клинических иммунологов.

Вопросники содержат 5–7 простых вопросов, которые пациент может понять самостоятельно, и предлагают конкретные варианты ответов. В настоящее время доступны валидизированные русскоязычные вопросники ACT, детский ACT, ACQ5, TRACK (см. Приложения). Эти вопросники отличаются воспроизводимостью, точностью результатов и имеют известные пороговые значения, позволяющие выявлять больных с контролируемым или неконтролируемым течением бронхиальной астмы и с высокой чувствительностью оценивать изменения контроля заболевания с течением времени.

Вопросник ACQ основан на семи вопросах: пять о важнейших симптомах бронхиальной астмы, один о потребности в применении бронходилататора для купирования симптомов и еще один, заполняемый врачом, о функции легких (OOBi или ПСВ). Опросник ACQ-5 включает 5 вопросов о пробуждении в ночное время, о симптомах БА в утреннее время, ограничении активности, степени выраженности одышки, наличии у пациента хрипов в груди. Опросник позволяет различать контролируемую, неконтролируемую и частично контролируемую БА.

TRACK (Test for Respiratory and Asthma Control in Kids) — несложный опросник из 5 вопросов, который может помочь в оценке контроля респираторных симптомов и бронхиальной астмы у больных в возрасте от 12 месяцев до 5 лет. В данном опроснике были отражены как область риска, так и область выраженности нарушения, описанные в основных международных рекомендациях по лечению бронхиальной астмы. Опросник TRACK заполняется родителем/опекуном ребенка, тогда как интерпретация полученных результатов осуществляется медицинским работником.

Детская версия ACT включает четыре вопроса, на которые должен ответить ребенок, характеризуя симптомы заболевания на текущий момент времени (для облегчения понимания эти вопросы имеют наглядную визуальную поддержку), и три вопроса для родителей за предшествовавшие 4 недели. Вопросник ACT может быть использован взрослыми и детьми >12 лет, а его версия для детей является единственным подобным инструментом, валидизированным в возрастной группе от 4 лет.

Тест по контролю над астмой (ACT) и его детский вариант доступны в Интернете в интерактивном виде (http://www. *****).

Глава 7. Программа ведения детей с бронхиальной астмой ключевые положения

Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика.»

Программа ведения детей с БА предусматривает комплексный подход с назначением широкого круга мероприятий для достижения стойкой ремиссии и высокого качества жизни у всех пациентов вне зависимости от тяжести заболевания;

· основные направления программы при бронхиальной астме у детей включают:

· устранение воздействия причинных факторов (элиминация);

· разработка индивидуальных планов базисной противовоспалительной терапии;

· разработка индивидуальных планов купирования обострений;

· разработка плана реабилитации и диспансерного наблюдения;

· просвещение и обучение больных детей и членов семьи;

· профилактика прогрессирования заболевания;

· исходя из патогенеза бронхиальной астмы современная терапия направлена на устранение аллергического воспаления слизистой оболочки бронхов, уменьшение гиперреактивности бронхов, восстановление бронхиальной проходимости и предупреждение структурной перестройки стенки бронхов;

· несвоевременная диагностика и неадекватная терапия — основные причины тяжелого течения и летальности при бронхиальной астме;

· выбор лечения определяется тяжестью течения и периодом бронхиальной астмы, достижением контроля.

Однако в любом случае необходим индивидуальный подход в выборе средств и методов лечения;

· этиопатогенетическим методом лечения бронхиальной астмы является аллергенспецифическая иммунотерапия;

· при фармакотерапии бронхиальной астмы рекомендуется «ступенчатый» подход, который включает в себя увеличение или уменьшение объема терапии в зависимости от выраженности клинических симптомов;

· в комплексной терапии следует использовать немедикаментозные методы лечения, хотя эффективность некоторых из них дискуссионна и нуждается в дальнейшем изучении;

· успешное лечение бронхиальной астмы невозможно без установления партнерских, доверительных отношений между врачом, больным ребенком, его родителями и близкими.

7.1. Элиминационные мероприятия

Согласно современным представлениям элиминационные мероприятия должны быть индивидуальными для каждого больного, гибкими и экономически приемлемыми.

Пока нет достаточных доказательств для того, чтобы рекомендовать специфические экологические стратегии для предупреждения развития бронхиальной астмы (первичной профилактики), однако для пациентов с персистирующей бронхиальной астмой, у которых клинически предполагается роль аллергенов, в частности ингаляционных бытовых, необходимо:

· выявить анамнестически возможный спектр аллергенов, ухудшающих течение бронхиальной астмы;

· обследовать: кожные тесты или аллергенспецифические антитела (IgE).

В настоящее время получен более строгий уровень рекомендаций и доказательств того, что ограничение экспозиции к ингаляционным бытовым аллергенам может влиять на контроль бронхиальной астмы. Больше всего усилий следует тратить на создание гипоаллергенного быта в той комнате, где ребенок спит. Если ребенок делит комнату с родителями, требования по уходу за постельными принадлежностями распространяются и на постель родителей.

Мероприятия для уменьшения действия бытовых, клещевых аллергенов и аллергенов домашних животных:

· снижение влажности в жилых помещениях с помощью соответствующего оборудования, адекватная вентиляция жилища, обеспечивающая поддержание влажности в доме до 50% и ниже;

· регулярная стирка постельного белья (1–2 раза в неделю) при температуре 55–60 °C;

· использование чехлов из непроницаемых для клещей тканей;

· применение для уборки жилища вакуумных пылесосов;

· замена ковров и ковровых покрытий на легко моющиеся линолеум или паркет, гардин и занавесок в спальне на моющиеся жалюзи, мебели с тканевым покрытием на моющуюся кожаную или виниловую;

· устранение мягких игрушек из спальни, при необходимости их стирка в горячей воде 55–60 °C или замораживание в морозильной камере;

· уничтожение тараканов с помощью соответствующих инсектицидов;

· блокирование мест их обитания (шпаклевание трещин в стенах, потолках, полах);

· устранение доступа насекомых к остаткам пищи;

· мытье пола водой с детергентами для устранения загрязненности и аллергенов.

Современные противоаллергенные защитные чехлы изготавливаются из тонкой синтетической ткани сверхплотного плетения, благодаря чему полностью ограждают человека от аллергенов, находящихся в подушках, одеялах и матрацах. Чехлы хорошо «дышат» — пропускают воздух и влагу;

· проветривание помещений в те часы, когда концентрация пыльцы в воздухе наименьшая (например, вечером) и закрывание окон днем в пик поллинации;

· ношение солнцезащитных очков для уменьшения попадания пыльцы на слизистую глаз;

· исключение контактов с травой, сеном, участия в сезонных сельхозработах;

· проведение в квартире ежедневной влажной уборки;

· ограничить прогулки в жаркую, сухую, ветреную погоду. Не выезжать в такую погоду в парк, поле, лес. Наилучшее время прогулки — после дождя;

· придя домой с улицы, вымыть не только руки, но и лицо. Для умывания можно использовать только водопроводную воду. На поверхности водоемов и открытых емкостей с водой осаждается много пыльцы;

· ежедневно вечером мыть голову и менять полотенце;

· исключение из питания пищевых продуктов с перекрестной аллергенной реактивностью;

· отказ от использования для лечения фитопрепаратов, от применения растительных косметических средств (мыло, шампуни, кремы, бальзамы и т. п.).

· если возможно, найти для домашнего животного другого владельца и не заводить новых домашних животных;

· после удаления животного из квартиры провести неоднократную тщательную уборку помещения для полного удаления следов слюны, экскрементов, перхоти, шерсти животного. Обычно симптомы бронхиальной астмы исчезают через 6 месяцев после того, как из дома удаляют любых домашних животных, которые могли быть источником аллергена, спровоцировавшего развитие заболевания;

· не допускать животное в спальную комнату и, если возможно, содержать животное вне дома;

· ковры, матрацы, покрытия подвергать регулярной вакуумной чистке;

· не посещать цирк, зоопарк и дома, где есть животные;

· не пользоваться одеждой из шерсти, меха животных;

· использовать фильтры высокоэффективной очистки; использовать осушители воздуха для помещений с повышенной (более 50–60%) влажностью;

· хранить книги, одежду, постельное белье только в закрытых шкафах. Несезонную одежду и обувь, неиспользуемые игрушки можно упаковать в полиэтилен;

· ее держать много комнатных растений — в цветочных горшках размножаются плесневые грибы, что является источником грибковых аллергенов. Регулярно пересаживать цветы в свежий грунт;

· использовать обогреватели, кондиционеры, вентиляторы для создания оптимальной влажности;

· использовать противогрибковые средства для обработки поверхностей в ванной комнате и других помещениях для уничтожения грибов;

· заменить ковровые покрытия и обои на легко моющиеся материалы;

· незамедлительно устранять любые протечки воды в доме для предотвращения высокой влажности и появления пятен плесени;

· не принимать участие в садовых работах осенью и весной, так как лежалые листья и трава служат источником плесневых грибков в воздухе;

· устранять активное и пассивное курение;

· проводить адекватную вентиляцию и применять вытяжные устройства, позволяющие снизить концентрацию оксида и диоксида азота, оксида и диоксида углерода, бытовых аэрозолей;

· не проводить ремонт помещений в присутствии детей;

· в периоды особо интенсивного загрязнения атмосферного воздуха (смог) в результате погодных и атмосферных условий стремиться оставаться дома в чистом, хорошо кондиционируемом помещении.

Мероприятия по снижению пищевой аллергии:

Пищевые продукты как триггеры бронхиальной астмы могут быть актуальными в группе детей раннего возраста или у больных с пыльцевой сенсибилизацией.

Подлежат полному исключению из применения лекарственные препараты, в особенности аспирин и другие нестероидные противовоспалительные средства, в связи с их способностью запускать особые механизмы аллергии, которые могут привести к тяжелым и жизнеугрожающим обострениям бронхиальной астмы (см. главу 5). Важным является анамнестическое выявление аллергии на антибиотики с последующим исключением этой группы препаратов ввиду угрозы развития анафилактических реакций. Консерванты, красители, ароматизаторы, стабилизаторы и лекарства, которые присутствуют в пищевых продуктах, вызывают тяжелые обострения бронхиальной астмы; поэтому такие продукты должны быть исключены из рациона пациентов с повышенной чувствительностью к ним.

Рекомендуется полностью избегать тех пищевых продуктов, роль которых доказана клинически и результатами аллергологического обследования в развитии бронхиальной обструкции. Ограничиваются газированные напитки, консервы, жевательные резинки и прочие «лакомства», содержащие различные эссенции, красители, консерванты, эмульгаторы. У детей с пыльцевой аллергией часто встречается непереносимость мёда, ряда фруктов и овощей. В указанных ситуациях ребенок должен получать индивидуально составленную с помощью специалиста диету. Важная цель при разработке диеты — не только выявить и исключить продукты, провоцирующие обострения, но и обеспечить ребенку полноценное и разнообразное питание.

Задачей лечения БА является достижение ремиссии заболевания и предупреждение возникновения обострений. Фармакологические препараты делятся на средства базисной (противовоспалительной) терапии и средства неотложной помощи.

7.2.1. Пути введения лекарственных средств у детей

Широкое распространение ингаляционных устройств обусловлено преимуществами, которые связаны с доставкой препарата непосредственно в орган-мишень — органы дыхания:

· быстрое начало действия лекарственного средства;

· уменьшение общей дозы препарата при создании высоких концентраций лекарственного вещества в легких;

· минимализация риска системных побочных эффектов;

· отсутствие влияния на эффективность лечения возможных возрастных и индивидуальных различий в активности печеночного метаболизма.

В то же время ингаляционный метод доставки препаратов имеет ряд особенностей и ограничений:

· не все группы лекарственных средств могут доставляться ингаляционно (например, теофилины, антагонисты лейкотриенов). Таблетированные препараты имеют существенные положительные стороны;

· более низкий комплайнс у некоторых детей по сравнению с пероральным и парентеральным путями введения препаратов;

· индивидуальный подход к подбору ингаляционного устройства и обучение пациентов и родителей, и постоянный контроль техники ингаляции позволяют устранить большинство неудобств;

· возможность местных побочных эффектов;

· трудности воспроизведения корректной техники ингаляции при выраженной одышке.

Некоторые лекарственные препараты для лечения БА могут применяться только путем ингаляции, так как при приеме внутрь они не всасываются (например, антихолинэргические средства, кромоны). Ингаляционный путь доставки возможен для ингаляционных ГКС, β2-агонистов и антихолинергических препаратов, ряда муколитиков и антибиотиков.

При подборе ингаляционных систем доставки необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на эффективную доставку лекарства из ингалятора в легкие:

· цель ингаляционной терапии;

· параметры, характеризующие систему доставки;

· возрастные и психологические характеристики пациента.

Уровень проникновения ингалируемых частиц препарата в дыхательные пути в зависимости от размера частиц

· Носоглотка > 10 мкм

источник

Дата публикации: 30.06.2016 2016-06-30

Статья просмотрена: 115 раз

Чой С. В., Абдилдаева Л. Т., Айторе А. Н., Бакытбек М., Дулатбаева Г. Р., Карабалаева А. К. Уровень контроля над бронхиальной астмой у детей города Алматы // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 123-125. — URL https://moluch.ru/archive/117/32047/ (дата обращения: 30.06.2019).

Бронхиальная астма представляет собой глобальную проблему. Согласно обобщенным данным распространённость бронхиальной астмы в разных странах мира колеблется от 1 до18 %. Бронхиальная астма является причиной около 250 тыс. смерти населения. Главной целью лечения больных бронхиальной астмой является достижение и поддержание контроля над заболеванием. На сегодняшний день астма контролируется полностью лишь у 5 % больных [1, 2].

Цель исследования: определение уровня контроля над бронхиальной астмой у детей г. Алматы.

  1. Проанализировать истории болезни детей с бронхиальной астмой для описания медико-демографического профиля.
  2. Определить уровень контроля над бронхиальной астмой у детей г. Алматы.
  3. Проанализировать обеспеченность детей с бронхиальной астмой г.Алматы средствами контроля (пикфлоуметрами).

Был проведен ретроспективный анализ 260 историй пациентов, находившихся в отделении аллергодерматологии за октябрь, ноябрь, декабрь 2015 года. Из них было отобрано 53 истории болезни детей с бронхиальной астмой. Полученные данные (жалобы, анамнез, результаты клинического и лабораторно-инструментального обследования) заносились в созданную электронную базу данных на основе программы Microsoft Excel. Отобранные дети были проанкетированы по телефону с помощью опросников «Тест по контролю над астмой» (для детей 12 лет и старше) и «Тест по контролю над астмой у детей» (для детей от 4 до 12 лет) с целью определения уровня контроля над бронхиальной астмой и определения обеспеченностью средствами контроля (пикфлоуметрами). «Тест по контролю над астмой у детей» (от 4 до 12 лет) состоит из 7 вопросов: на 4 вопроса отвечает ребенок. Если ребенку трудно самостоятельно прочитать или понять вопрос, ему помогает родитель, но ответ ребенок должен выбрать сам. И выбирает наиболее подходящий ответ. На оставшиеся три вопроса (с 5-го по 7–ой) отвечает родитель, при этом ответы ребенка не должны влиять на ответ родителя. Баллы суммируются, если ребенок набрал 19 баллов или меньше, это означает что астма контролируется недостаточно эффективно. Если ребенок набрал 20 баллов и больше, то астму удается эффективно контролировать.

«Тест по контролю над астмой» (12 лет и старше) состоит из 5 вопросов, ответы на которые представлены в виде пятибалльной оценочной шкалы. Результат тестирования зависит от суммы баллов, набранной пациентом. В каждом вопросе ребенок выбирает ответ, который наиболее ему подходит и обводит соответствующую цифру. Ответы суммируются, если ребенок набирает менее 20 баллов, ему не удается контролировать астму, от 20 до 24 баллов — астма контролируется не полностью, 25 баллов — астма контролируется.

При распределении обследованных детей по полу преобладали мальчики — 64,0 % и девочки — 36,0 % соответственно. При распределении обследованных детей по возрасту преобладали дети 7–11 лет (49,1 %) и 12 и старше (23,6 %). Среди обследованных больных дети 1–3 года составили 8,2 % и 4–6 лет — 7,2 %.

Анализ распределения обследованных детей по району проживания позволил установить, что дети с бронхиальной астмой преимущественно поступали из Алатауского (27,0 %), Ауэзовского (19,0 %) и Бостандыкского районов (15,0 %) г. Алматы.

Отягощенную аллергологическую наследственность имели 75,0 % обследованных детей: по линии матери — 27,3 %, по линии отца — 14,5 % и по линии обоих родителей — 15,0 %, по линии дедушек и бабушек — 30,9 %, других родственников — 2,72 %. Отягощение наследственности по БА имели 18,0 % обследованных детей. Указанные данные косвенно свидетельствуют о важной роли наследственной предрасположенности в возникновении бронхиальной астмы.

Возникновению бронхиальной астмы у детей предшествовали такие заболевания, как лекарственная аллергия (25,9 %), пищевая аллергия (38,8 %), аллергия на пыльцу растений (11,8 %), аллергия на запахи (7,1 %), аллергия на перхоть кошек и собак (4,7 %), аллергия на клещи, домашнюю пыль (3,5 %), аллергия на плесень (3,5 %), аллергия на запах табака (2,4 %). Проживание в неблагополучных условиях (подвал, заводы, ТЭЦ и др.) отмечалось у 12,0 % обследованных детей.

У обследованных детей с бронхиальной астмой диагностировалась сопутствующая патология, в основном в виде заболеваний ЛОР-органов (риниты, риносинуситы, гаймориты, хронические тонзиллиты) — 36 % в виде ринитов, риносинуситов, хронических тонзиллитов, кист гайморовой пазухи, этмоидитов, острая респираторно вирусная инфекция (25,5 %), пневмония (3,6 %), бронхиты (20,0 %).

С практической точки зрения наиболее востребована классификация бронхиальной астмы по степени тяжести заболевания, что очень важно, так как определяет современную стратегию ее терапии [3]. Выделяют 4 степени тяжести болезни: легкая интермиттирующая, легкая персистирующая, среднетяжелая, тяжелая. У обследованных нами детей персистирующая бронхиальная астма средней степени тяжести диагностировалась у 76,0 %, тяжелая персистирующая у — 24,0 %, а интерметтирующая и персистирующая бронхиальная астма легкой степени не диагностировалась.

Главной целью лечения больных бронхиальной астмой является достижение и поддержание контроля над заболеванием [4]. В результате исследования было установлено, что в возрастной группе детей от 4 до 11 лет у 76,9 % больных астма контролируется недостаточно эффективно и только у 23,1 % детей астму удается эффективно контролировать. В группе детей старше 12 лет процент детей с полностью контролируемой астмой — 28,6 %, частично контролируемая отмечается у 9,5 % и у 61,9 % больных отмечается неконтролируемая бронхиальная астма.

Пикфлоуметр — это портативный прибор, который служит для измерения пиковой скорости выдоха (ПСВ), т. е. максимальной скорости воздушного потока при форсированном выдохе и позволяет контролировать течение заболевания не только в условиях стационара, но и в домашних условиях. При анкетировании детей с бронхиальной астмой об обеспеченности средствами контроля (пикфлоуметрами) и их использовании в амбулаторных условиях было установлено, что пикфлоуметром пользуются 5,5 % обследованных детей, знают, но не пользуются — 54,5 % детей с бронхиальной астмой, не знают о приборе 40,0 % больных.

Таким образом, в результате проведенного исследования было установлено, что бронхиальная астма чаще диагностируется у мальчиков (36,0 %), у детей в возрасте 7–11 лет (49,1 %), преимущественно проживающих в Алатауском районе г. Алматы (27,0 %). Отягощенную аллергологическую наследственность имели 75,0 % обследованных детей с бронхиальной астмой. Неконтролируемая бронхиальная астма встречается у 61,9 % детей до 12 лет и 76,9 % обследованных детей в возрасте 12 лет и старше. Пикфлоуметрию для контроля над заболеванием используют всего 5,5 % обследованных детей с бронхиальной астмой. Полученные результаты исследования диктуют необходимость расширения популяризации знаний о бронхиальной астме среди детей с БА и их родителей. Что позволяет рекомендовать проведение «Астма школы» не только в условиях стационара, но и на уровне первичной медико-санитарной помощи с целью повышения информированности детей с бронхиальной астмой и их родителей о применении средств контроля (пикфлоуметров) и применении анкет «Тест по контролю над астмой» и «Тест по контролю над астмой у детей» в амбулаторных условиях.

1 Desfougeres, J. L. Has asthma control improved since AIRE? // Results of a survey in 5 European countries: Abstract presented within oral presentation session «Towards controlling severe asthma» at ERS congress on 17 September 2007.

2 Reddel, H. K. European Respiratory Society Statement: asthma control and exacerbations standardizing endpoints for clinical asthma trials and clinical practice // Am. J. Respir. Crit. Care Med. — 2009. — Vol. 180. — P. 59–99.

3 Аллергология и иммунология / под ред. А. А. Баранова и Р. М. Хаитова: Союз педиатров России.- 2-е изд., испр. и доп. — М., 2010. — 252 с.

4 Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы — GlobalInitiativeforAsthma. — 2014. — С.73.

источник

Читайте также:  Клиническая симптоматология бронхиальной астмы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *