Меню Рубрики

Уход медицинской сестры при бронхиальной астме

Существует множество заболеваний, которые представляют опасность для жизни человека. Одним из них является бронхиальная астма. Вылечить данную патологию полностью нельзя, но можно держать под контролем. Опасность представляют приступы, которые начинаются неожиданно. Многие пациенты научились справляться с приступами в домашних условиях. Особенно тяжело детям, ведь они не всегда понимают и могут объяснить, что с ними происходит. В такие моменты необходима медицинская помощь. Рассмотрим, в чем заключается сестринский уход при бронхиальной астме. Каковы его принципы и особенности?

Несколько слов о самой болезни. Бронхиальная астма относится к аллергическим заболеваниям. Источником могут стать продукты, пыль, пыльца растений, шерсть животных. Стойкий аллергический воспалительный процесс дыхательных путей захватывает слизистую носа и распространяется до самых мелких бронхов и бронхиол. Один из характеризующих признаков патологии — это приступы удушья. На то, как будет развиваться болезнь, влияет множество разных факторов. К таким относят:

  • Наследственную предрасположенность.
  • Повышенную чувствительность бронхов.
  • Повышенное количество иммуноглобулинов Е.

Бронхиальная астма часто встречается в детском возрасте. И одной из причин развития патологии являются частые респираторные заболевания. В этом случае сестринский уход при атопической бронхиальной астме включает информирование взрослых о важности профилактики простудных заболеваний. Если болезнь не проходит продолжительное время, то это может привести к инвалидизации ребенка в самых тяжелых формах, даже к смерти.

Для каждого случая лечение подбирается индивидуально. В него входит:

  • Соблюдение диеты.
  • Проведение медикаментозной терапии.

В силу того, что приступы повторяются и представляют опасность для жизни, родители больных детей и взрослые должны уметь пользоваться ингалятором. Обучить этому обязана медицинская сестра. В чем заключается сестринский уход при бронхиальной астме, рассмотрим далее.

Необходимо соблюдать при таком заболевании, как бронхиальная астма, уход и сестринский процесс в отношении пациента. Это залог скорейшего выздоровления и снижения частоты приступов болезни.

Хочется отметить, что сестринский уход может быть:

  • Зависимым. Медсестра выполняет указания врача.
  • Взаимозависимым. Процесс осуществляет вся медицинская бригада.
  • Независимым. Медсестра действует самостоятельно.

Рассмотрим этапы сестринского процесса при бронхиальной астме:

1. Опрос пациента и сбор информации о развитии заболевания. Важно получить следующие данные:

  • В случае с детьми, опрашивают родителей или родственников.
  • Выявление сопутствующих патологий у пациента.
  • Наличие аллергических заболеваний у родителей или родственников.
  • Непереносимость лекарственных препаратов.
  • Выясняют, как часто случаются приступы, свистящее дыхание, отдышка.
  • Характер кашля в утренние и ночные часы.

2. Проводят осмотр пациента:

  • Занятая поза пациента.
  • Состояние кожных покровов.
  • Имеются ли хрипы.
  • Каков характер отдышки.

Характер сердечного ритма.

3. Выделяют имеющиеся проблемы у пациента:

  • Нарушение дыхания.
  • Отсутствие аппетита.
  • Проблемы со сном.
  • Имеется ли отдышка.
  • Кашель с вязкой мокротой.
  • Тахикардия. При этом возрастает риск развития пневмоторекса, сердечной недостаточности, эмфиземы, ателектаза.

4. Планируется оптимальный уход за пациентом, который согласовывается с лечащим врачом.

5. Реализация плана, а именно, сестринский уход за пациентами с бронхиальной астмой.

6. Оценивание результата ухода, прогноз для пациента на будущее.

Далее рассмотрим действия медицинской сестры в условиях стационара.

Сестринский уход в стационаре должен состоять из следующих пунктов:

  • Оказывать психологическую поддержку пациенту. Следить за соблюдением режима дня. Расширять багаж знаний о бронхиальной астме, о ее профилактике и особенностях лечения.
  • Необходимо организовать правильный рацион и осуществлять контроль за соблюдением режима питания.
  • Правильно организовать досуг пациента.
  • В палате должна проводиться регулярная влажная уборка, проветривание. Это существенно снизит риск развития приступов у пациента. Контролировать регулярную смену белья.

Сестринский уход при бронхиальной астме будет эффективным при соблюдении всех этапов.

Как указано выше, у пациента при бронхиальной астме есть проблемы, угрожающие и усложняющие жизнь, которые уметь решать входит в обязанности медицинской сестры. Перечислим еще раз эти проблемы:

Все эти состояния существует вероятность перенести при бронхиальной астме. Как необходимо действовать в таких ситуациях, в чем заключается сестринский уход?

При кашле с мокротой действия должны быть следующими:

  • Обеспечить введение бронходилататоров при помощи небулайзера.
  • Своевременно давать муколитики перорально, назначенные врачом.
  • Оказывать содействие в использовании ингалятора. Может быть «Амброксол», « Ацитилцистеин».
  • Контролировать выход секрета у тяжелобольных пациентов.
  • Фиксировать в листе наблюдения: частоту и особенности дыхания, цвет кожных покровов, характер отделяемого секрета.

Действия при панике у больного бронхиальной астмой.

В начале приступа пациентов охватывает чувство паники, страх удушья. Сестринский уход заключается в следующих шагах:

    Провести спокойную и убедительную беседу спациентом, объяснить механизм возникновения.

Сестринский уход при бронхиальной астме у детей обязательно включает обучение родителей. Контролировать свои эмоции и спокойно приступать к оперативной помощи. А также снимать стресс у ребенка.

Далее рассмотрим сестринский уход в решении более сложных ситуаций.

Состояние дыхательной недостаточности характеризуется учащением пульса, поднятием артериального давления, приступами тахикардии. Сестринский уход заключается в контролировании сердечных показателей и нормализации их в течение суток. Контроль необходимо сохранять после приступа еще час. Возможно назначение врачом «Нефидипина» или «Кордафена». Нельзя в такие периоды назначать бетаблокаторы.

Удушье является довольно опасным для пациента состоянием. В чем заключается сестринский уход в таких случаях:

  • Помочь человеку занять сидячее положение.
  • Ослабить ворот, освободить от тесной одежды.
  • В помещение обеспечить хороший приток воздуха.
  • Провести ингаляцию с препаратом «Атровент» для взрослых, для детей используют «Сальбутамол».
  • Только по назначению врача вводить «Эуфиллин».
  • Необходимо подготовить кислородный аппарат, если ситуация усугубится.

Если наблюдается гипоксия у пациента, сестра должна проводить повторные кислородные ингаляции. В течение суток вести наблюдение за пациентом. У ребенка при гипоксии, как правило, может сильно снизиться артериальное давление. В этом случае необходимо ввести «Кордиамин» или «Этимизол» внутримышечно. После инъекций важно следить за такими показателями, как пульс, давление, температура, дыхание. Сестринский уход при бронхиальной астме в моменты обострений играет самую важную роль, так как есть угроза жизни пациента. От поведения медицинского персонала зависит жизнь пациента.

Сестринский уход при бронхиальной астме у детей основывается на активной работе с родителями:

  • Необходимо провести беседу с родителями о необходимости стационарного лечения. Также о важности исполнения всех предписаний врача, о возможных осложнениях. Рассказать о соблюдении щадящего режима ребенком, особенно, что касается органов дыхания.
  • Родители должны способствовать соблюдению диеты ребенком.
  • Маме и папе необходимо объяснить важность эмоционального состояния малыша. Нервные стрессы и перенапряжение повышают риск развития приступа.
  • Если ребенок проходит лечение в стационаре, пусть с ним будут его любимые книги, игрушки.
  • Необходимо осуществлять контроль над проведением влажной уборки, проветривания, соблюдением гигиенических процедур.
  • Важно обучить родителей пользоваться ингалятором и вести дневник контроля над состоянием ребенка. При прохождении процедур сестра должна присутствовать и осуществлять контроль над их проведением.
  • По окончании стационарного лечения медсестра должна объяснить ребенку и родителям важность соблюдения диеты, предписаний врача и регулярных осмотров.

Бронхиальной астмой болеют не только дети, но и взрослые. Рассмотрим особенности ухода за ними.

Сестринский уход при бронхиальной астме у взрослых заключается в следующем:

  • Обеспечение соблюдения палатного режима пациентом.
  • Своевременно проветривать и осуществлять влажную уборку помещения.
  • Эффективность лечения поддерживать соблюдением гипоаллергенной диеты, следить за тем, что приносят родственники больному, провести с ними на этот счет беседу, чтобы исключить любые аллергены.
  • Регулярно проводить наблюдения и фиксировать их в специальном журнале. За ЧСС, артериальным давлением, температурой, цветом кожных покровов, частотой дыхания.
  • Обучить пользоваться карманным ингалятором.

Приступ может начаться неожиданно и быстро развиваться. Появляется отдышка, кожные покровы синеют, дыхание становится свистящим, шумным.

Действие сестры в таких случаях заключаются в следующем:

  • Прежде всего, обеспечить приток воздуха.
  • Ввести внутривенно «Эуфиллин» с изотоническим раствором «Хлорида натрия».
  • Необходимо выяснить, сколько раз использовал пациент ингалятор, и какой, чтобы не ухудшить состояние пациента из-за передозировки препарата.
  • Если пульс выше 90 ударов в минуту, необходимо введение «Строфантина», «Коргликона» подкожно или «Эфедрина» внутримышечно.
  • Провести ингаляцию с препаратом «Астмопент», «Сальбутамол».
  • Ингаляции с увлажненным кислородом.
  • Регулярно измерять пульс, следить за кашлем, отхождением мокроты, за дыханием и АД.

Все препараты медицинская сестра должна вводить строго по назначению врача. Если приступ затягивается, и проводимая терапия не оказывает должного эффекта, такое состояние называется астматическим статусом.

Это приступ удушья в затянувшейся форме. Этому состоянию характерны еще такие признаки:

  • Дыхательная недостаточность.
  • Бронхолитики не оказывают должного эффекта.
  • Дыхание шумное.
  • Синюшность кожных покровов и слизистой.
  • Одутловатость лица.
  • Артериальное давление низкое, при этом наблюдается тахикардия.
  • Также можно заметить заторможенность пациента.

При таких симптомах необходима срочная реанимация пациента. Сестринский уход при бронхиальной астме в реанимации заключается в следующем:

  • Запретить применение карманного ингалятора.
  • Провести кислородную терапию.
  • Провести инфузионную терапию.
  • Ввести «Эуффилин» внутривенно.
  • «Гепарин» внутривенно.
  • «Преднизадол» внутривенно каждые 4 часа.

Особенности сестринского ухода при бронхиальной астме заключаются в умении сохранять спокойствие, выполнять указания врача, не допускать состояния паники у пациента. Также сестра должна уметь обращаться с инновационными техническими средствами и применять новые методики в оказании помощи.

Для того чтобы проводить реанимационные действия, она должна иметь специальное образование.

Очень большую роль играет сестринский уход за больными бронхиальной астмой. Именно медсестра ведет наблюдение, замечая и фиксируя все изменения. Выделим несколько целей, в которых заключается сестринский уход:

  • Снизить или исключить приступы в ночное время.
  • Исключить обращения за неотложной помощью.
  • Обострения снизить до минимума.
  • Нормализовать функцию легких.
  • Снизить риск проявления побочных реакций от противоастматических препаратов.
  • Достигнуть долгого периода ремиссии.

Цели достигаются при грамотном выполнении всех этапов сестринского ухода за больным бронхиальной астмой. Это очень важно.

Принципы сестринского ухода при бронхиальной астме следующие:

  • Улучшение качества жизни пациента.
  • Облегчение состояния.
  • Подготовка пациента к возможным методам исследования.
  • Выполнение врачебных предписаний.
  • Устранение внешних раздражителей.
  • Недопущение нервного возбуждения и переутомлений.
  • Помощь в адаптации в социуме.
  • Проведение профилактических мер обострения заболевания.

Из статьи видно, как важен сестринский уход при бронхиальной астме. Медицина не стоит на месте, методы лечения болезни совершенствуются. Разработаны обучающие программы по купированию приступов для детей и родителей. Они заметно уменьшают число обострений, примерно в 2,5 раза. Это улучшает качество жизни пациентов и повышает эффективность лечения.

источник

Бронхиальная астма – неизлечимое хроническое заболевание. Терапия при возникающих обострениях оказывается в условиях стационара. Сестринский уход при бронхиальной астме должен обеспечивать необходимые условия для стабилизации состояния больного. Выполнение каждого из этапов работы, особенно, при работе с детьми, благотворно сказывается на общей картине лечения.

Сестринские вмешательства для пациентов, страдающих от бронхиальной астмы разделяются на три вида:

  • Независимые – выполняющиеся медсестрой на собственное усмотрение (измерение пульса, давления, помощь в составлении диетического меню);
  • Меры, после согласования с лечащим врачом – к ним относится назначение медикаментов;
  • Взаимозависимые – оказание сестринской помощи при бронхиальной астме проходит совместно с бригадой другого медицинского персонала (взятие лабораторных анализов).

Сестринский процесс при бронхиальной астме выполняет цели:

  • Сбор сведений о пациенте
  • Понимание потребностей пациента в медицинском обслуживании
  • Обозначение приоритетов в оказании медицинской помощи
  • Составление плана и по уходу за больным и следование ему
  • Определение эффективности ухода и того, достигнута ли его цель

Медицинская сестра выполняет задачи среди которых:

  • Своевременное реагирование при начале приступа бронхиальной астмы
  • Умение оказать квалифицированную медицинскую помощь
  • Установление причины астматического приступа и потребностей больного
  • Обучение астматика по самостоятельному купированию приступа в отсутствии медицинского персонала

Цель – облегчить состояние пациента, преодоление приступа.

Сестринский процесс при бронхиальной астме и взаимодействие с пациентами проходит поэтапно:

  • На первом этапе собирается информация;
  • Далее определяются проблемные моменты;
  • Исключаются болезни, имеющие схожую симптоматику;
  • Обеспечение ухода за больными, проходящими стационарное лечение;
  • Выполнение предписаний лечащего врача, отслеживание эффективности лечения.

Сбор сведений включает методы:

Главный из субъективных методов подразумевает разговор с астматиком, среди жалоб:

  • Затрудненное дыхание
  • Кашель, обостряющийся утром и вечером
  • Повышение температуры тела на начальном этапе заболевания
  • Одышка
  • Периодическое проявление свистящего дыхания

На беседе опрашиваются родственники пациента, чтобы исключить или подтвердить наследственную природу бронхиальной астмы. Медсестра выясняет:

  • Частоту проявлений астматических приступов
  • Обстоятельства, при которых они происходят
  • Провоцирующие факторы
  • Имеет ли место при приступе постороннее вмешательство или прием медицинских препаратов и если да, то какие это медикаменты
  • Наличие или отсутствие у пациента аллергической реакции

К объективному методу относится осмотр больного во время приступа, наблюдается следующая симптоматика:

  • Громкое дыхание, отчетливо различимые хрипы и свистки
  • Одышка
  • Раздутость носовых крыльев
  • Синеватый цвет кожи носогубного треугольника
  • Приступообразный кашель с отхождением вязкой мокроты
  • Астматика легко распознать по положению тела: пациент принимает сидячее положение с упором рук на горизонтальную поверхность

Медсестра обязана измерить артериальное давление и пульс пациента. По данным беседы и обследования она и лечащий врач составляют план базисной терапии и ухода за астматиком.

Читайте также:  Астма и работа в цеху

Приоритетные проблемы для персонала связаны с обеспечением жизненных потребностей пациента, страдающего от бронхиальной астмы:

  • Диета, если аллергическая реакция вызвана пищевыми продуктами
  • Удушающие приступы, нарушающие нормальный ритм дыхания
  • Нарушенный сон в связи с проявлением ночных астматических приступов
  • Ограничение двигательной активности (слишком сильная физическая нагрузка может спровоцировать астматический приступ)

Среди потенциальных проблем вызванных заболеванием:

  • Чувство психологической подавленности из-за факта постановки диагноза
  • Постоянное чувство страха перед внезапным началом удушья
  • Проблемы в общении с окружающими – эмоции провоцируют удушье, а разговор способствует проявлению одышки
  • Депрессивное состояние, вызванное невозможностью самовыражения и самореализации

Астматик не имеет возможности удовлетворить потребности:

  • В употреблении продуктов питания
  • В полноценном сне и отдыхе (астматические приступы проходят в ночное время, нарушают сон)
  • В общении
  • В нормальном дыхании

Сестринский уход при бронхиальной астме должен быть направлен на устранение возникающих сложностей.

Когда пациент проходит лечение в стенах стационара, основная задача сестринского процесса – стабилизировать его состояние. Под контроль берется диета, режим дня, времяпрепровождение. В палате организуются условия, обеспечивающие астматику комфортное проживание. Обеспечивается дополнительный уход во время кормления или помощь в гигиенических процедурах (как правило, если пациенты – дети). Медсестра контролирует исполнение врачебных предписаний и отмечает эффективность терапии.

Метод независимого вмешательства. Беседа проводится лично с пациентом, или с его родителями, если это ребенок. Медицинский персонал обязан проинформировать о:

  • Вероятных причинах развития заболевания
  • Особенностях лечения
  • О том, как и почему важно соблюдать врачебные рекомендации
  • О профилактических методах и возможных осложнениях в ходе лечения
  • Необходимости соблюдать подобранную диету не только в стенах учреждения, но и после выписки
  • Убедить самого пациента и его родственников о необходимости прохождения стационарного лечения (некоторые больные хотят лечиться дома)

В обязанности медсестры входит обеспечение человеку, страдающему астмой комфортные условия проживания в палате и отслеживание:

Пациента или его родственников просят принести комплект по уходу, в который входят:

При уходе за ребенком медсестра остается с ним во время переодевания, расчесывания и чистки зубов, чтобы оказать необходимую помощь, если потребуется. Родным рекомендуется принести с собой то, что сможет отвлечь пациента от тяжелых мыслей о болезни (книги, рукоделие).

Базисная терапия занимает особое место в сестринском уходе. Медсестра должна не только точно соблюдать инструкции лечащего врача, но и донести пациенту информацию о необходимости приема медикаментов, и побочных эффектах. В обязанности входит выполнение задач:

  • Обучить астматика ведению дневника по контролю за своим состоянием и применению ингаляторов
  • Проводить на диагностику
  • Оказать психологической помощи пациенту и родственникам
  • Проследить состояния больного для своевременного распознавания побочных эффектов от приема медикаментов
  • Оповещение врача что лечение не приносит результатов, информирование о необходимости корректировки

Медсестра проводит регулярный опрос пациента о самочувствии, ежедневно выполняя комплекс мер:

  • Измерение температуры, числа сердечных сокращений
  • Определение частоты дыхания
  • Контроль состояния пациента при одышке и кашле
  • Выслушивание жалоб на самочувствие

Когда уход организован правильно, состояние астматика улучшается и его выписывают. Необходимо соблюдать все предписания, чтобы избежать осложнений.

Сестринский процесс при бронхиальной астме включает важный момент – помощь пациенту во время приступа:

  • Устранить взаимодействие с аллергеном (если он есть), вызвавшим аллергическую реакцию больного;
  • Использовать препараты, расширяющие бронхи;
  • Обеспечить пациента горячим щелочным питьем;
  • Сделать горчичную ванночку для ног.

Когда купировать приступ не удалось, пациенту дается антигистаминное средство, а также вводят под кожу симпатомиметики. Если приступ имел среднетяжелую или тяжелую степени тяжести, для купирования приступов вводят в вену глюкокортикостероидов. Такая мера обеспечивается в условиях лечебного учреждения, под контролем лечащего врача.

Продолжение приступа в течение нескольких дней, или его повторение после кратковременного улучшения, говорит о большом скоплении слизи в бронхах. Закупоренные бронхи провоцируют синдром «немого легкого» и могут развить астматический статус – тяжелую форму удушья, возникающего в результате диффузного нарушения бронхиальной проходимости.

Если у пациента присутствует астматический статус, применение ранее эффективных препаратов может негативно сказаться на самочувствии. Медсестре важно сохранять хладнокровие и помочь:

  • Запретить использование карманного ингалятора
  • Дать щелочное питье
  • Переместить больного в комфортное положение
  • Обеспечить приток увлажненного кислорода

Если не оказать медицинскую помощь, состояние пациента ухудшится приведет к коме или летальному исходу.

Сестринский процесс при бронхиальной астме у детей имеет ряд особенностей:

  • Разговор проводится в спокойном мягком тоне, чтобы не напугать ребенка и не спровоцировать приступ удушья
  • Важно наладить доверительные отношения с маленьким пациентом
  • обучить родителей навыкам помощи ребенку, снятия паники и быстрой помощи при возникающем астматическом приступе
  • Важно посадить ребенка, поддерживать, успокаивать
  • Ингаляции проводятся с помощью препаратов, содержащих сальбутамол.

У детей возникает приступ гипоксии с резким снижением показателей артериального давления. Если симптом проявился, ребенку внутримышечно вводят стимуляторы центральной нервной системы.

Сестринский уход при бронхиальной астме улучшает состояние пациента. Астматик должен быть проинформирован о навыках самопомощи, приеме и дозировке медицинских препаратов, профилактических мерах. Перед выпиской медсестра проводит дополнительный инструктаж о диете, и режиме дня, проверяет, как пациент умеет пользоваться ингалятором.

источник

Сестринский процесс при бронхиальной астме — одна из важнейших составляющих поддержки пациента, основная роль которой — сделать его жизнь нормальной, невзирая на болезнь.

Бронхиальная астма – болезнь, которая на сегодняшний день, к сожалению, является неизлечимой. Все, что может сделать медицина – это сократить количество приступов у больного и, насколько возможно, улучшить его состояние и качество жизни. Но, к сожалению, часто после постановки диагноза у пульмонолога в поликлинике или в пульмонологическом отделении больницы, человека с астмой в нетяжелой форме просто отпускают домой, не проконсультировав его надлежащим образом о том, как вести себя дальше, как жить с болезнью, какой уход за ним должен быть организован в периоды обострения. По этой причине часто болезнь усугубляется, приступы удушья учащаются и становятся более интенсивными и продолжительными, больной вновь нуждается в медицинской помощи. Страдает и его психологическое состояние – астматик чувствует себя оставленным наедине со своей болезнью, его страхи перед приступами удушья усиливаются невежеством или неосведомленностью.

В идеале, уход за астматическими больными должен осуществляться по плану. В реализации этого плана велика роль медсестры. Сестринский процесс при бронхиальной астме у взрослых и детей имеет своей целью нормализацию состояния больного и последующее его обучение самостоятельному удовлетворению его ежедневных потребностей.

Сестринский процесс при бронхиальной астме подразумевает три вида вмешательства:

  1. Такое, которое осуществляется исключительно по назначению лечащего врача, то есть зависимое. Например, только врач назначает лекарственные препараты.
  2. Такое, которое может быть осуществлено медицинской сестрой по собственному усмотрению, то есть независимое. К этой группе можно отнести измерение пульса, давления, предоставление рекомендаций по диетическому питанию.
  3. Такое, которое осуществляется исключительно медицинской бригадой, то есть взаимозависимое. Это консультации специалистов из различных областей, лабораторные исследования, прочее.

Собственно работа медицинской сестры с больными бронхиальной астмой происходит в несколько этапов:

  1. Оценка физического и психического состояния пациента.

Роль медсестры на этом этапе, во-первых, сводится к сбору информации о больном посредством опроса его самого, а также его родственников. Она задает примерно такие вопросы:

  • как часто происходят приступы удушья?
  • какие обстоятельства им предшествуют?
  • известно ли, что их провоцирует?
  • насколько они интенсивны?
  • проходят ли приступы сами по себе?
  • если нет, какими медикаментами они снимаются?
  • на что у больного есть аллергия?

Во-вторых, еще одна задача для медицинской сестры – осмотр взрослых или детей, больных астмой. Информативными показателями являются:

  • наличие или отсутствие вынужденной позы;
  • присутствие и характер одышки;
  • присутствие признаков дыхательной недостаточности (бледность, цианоз, обеспокоенность, прочее).

Также медсестра должна измерить у больного пульс и артериальное давление.

  1. Определение проблем и потребностей больного.

Тяжелая болезнь вносит коррективы в жизнь взрослых и детей. Из-за риска приступов удушья и собственно этих приступов у них возникает множество физиологических и социально-психологических проблем.

К физиологическим можно отнести:

  • ограничения в еде (доказана роль пищевых аллергенов в развитии бронхиальной астмы);
  • нарушение дыхания (оно выражается в одышке и приступах удушья);
  • нарушения сна (ночные приступы мешают многим астматическим больным нормально спать);
  • ограничения физической активности (часто приступы возникают во время физической нагрузки).

К социально-психологическим можно отнести:

  • подавленное состояние из-за самого наличия болезни;
  • присутствие страха перед следующим приступом;
  • ограниченное общение (преградами для полноценного общения у детей и взрослых, больных астмой, являются одышка, усиливающаяся во время разговора, приступы удушья в ответ на сильные эмоции, вызванные общением, возможность аллергической реакции на запах духов собеседника, прочее);
  • ограничение трудоспособности (астматикам противопоказаны работы, сопряженные с контактами с потенциальными аллергенами и вредными веществами, а также такие, которые требуют значительных физических усилий или эмоционального перенапряжения);
  • депрессии из-за невозможности самореализоваться;
  • уход в болезнь (больной живет от приступа до приступа, просит помощь даже тогда, когда она ему не нужна, считает, что из-за недуга сам абсолютно не в состоянии о себе позаботиться, что ему нужен постоянный уход со стороны окружающих, прочее).
  1. Подготовка пациента к обследованиям.

На данном этапе роль медицинской сестры – проинформировать больного о необходимости провести ту или иную манипуляцию (провести забор крови, мокроты, прочее), получить его согласие на эту манипуляцию, подготовить самого пациента и оснащение для проведения процедуры.

Исходя из диагноза, результатов обследования, собранной медицинской сестрой информации, она совместно с врачом и самим больным бронхиальной астмой составляет план, по которому ему будет оказана последующая помощь (в решении этих проблем) и организован правильный уход (с целью стабилизации состояния больного и профилактики у него новых приступов удушья).

Сестринский процесс при бронхиальной астме, в рамках ухода за больным, направлен на оказание ему помощи в решении выявленных у него при сборе информации физиологических проблем, а также стабилизацию его психологического состояния. Медсестра осуществляет следующие действия:

  1. Информирует больного. Медсестра проводит с пациентом беседу с целью предоставить ему максимально полную, доступную информацию о заболевании. Она может порекомендовать ему соответствующую литературу, обучающие фильмы, например, «Жизнь с астмой».
  2. Обучает правильной технике дыхания.

Правильное дыхание играет первостепенную роль в профилактике новых приступов удушья. Здесь необходимо научить взрослых и детей:

  • в спокойном состоянии и при отсутствии физической нагрузки вдыхать и выдыхать воздух;
  • делать небольшие паузы между выдохом и последующим вдохом;
  • дышать полной грудью.
  1. Учит осуществлять самоконтроль над своим состоянием и пользоваться пикфлуометром.

Пикфлуометр – это компактный аппарат, используя который, больной бронхиальной астмой сможет самостоятельно определить функцию внешнего дыхания. Этот прибор выдает два показателя выдоха – его пиковую и максимальную скорость.

Регулярное использование пикфлуометра играет важную роль в определении приближения очередного приступа удушья, а также того, насколько эффективной была оказанная медицинская помощь.

Если измерения показывают прогрессирующее возрастание скорости выдоха, можно сделать вывод, что помощь была адекватной, лечение произвело эффект.

Если бронхиальная астма обостряется, бронхиальный просвет сужается, скорость выдоха уменьшается. В данном случае есть шанс забить тревогу еще до того, как приступ случился, и предпринять меры по его предотвращению.

  1. Дает рекомендации касательно диетического питания.

Медсестра должна побеседовать с пациентом на тему питания при бронхиальной астме, рассказать ему, какую роль в ухудшении его состояния может сыграть употребление продуктов, являющихся аллергенами.

Важно настроить больного на то, что некоторые ограничения на продукты питания вовсе не означают, что он не сможет в полной мере удовлетворять свои потребности в еде. Его питание по-прежнему достаточное и разнообразное.

  1. Учит купировать приступы удушья, помогает избавиться от страха смерти во время них.

Часто больной боится, что может умереть во время приступа удушья, так как помощь ему не будет оказана или будет оказана поздно. Душевное волнение лишь усиливает и продлевает приступ. Роль медицинской сестры – объяснить больному, что именно от его поведения во многом зависит то, как быстро и успешно его состояние стабилизируется. Она должна объяснить ему необходимость взять себя в руки, научить, каким образом он может помочь себе сам (расстегнуть воротник, обеспечить себе доступ свежего воздуха, расслабиться). Она показывает ему, как пользоваться карманным ингалятором, чтобы купировать приступ.

  1. Учит, как вести себя после приступа.

Часто после приступа у детей и взрослых на некоторое время сохраняется влажный кашель. Помочь мокроте выделиться можно: теплым питьем, приемом муколитиков (Мукалтин, Амброксол, Бромгексин), ингаляциями с бронходилататорами (например, с Вентолином). Если из-за приступа повысилось артериальное давление или появилась тахикардия, лучше обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Важно помнить, что самолечение бета-блокаторами может стать причиной нового приступа.

  1. Подчеркнуть необходимость выполнения врачебных рекомендаций. Часто бронхиальная астма, невозможность ее излечения, настолько пугает больных, что они перестают доверять традиционной медицине и прибегают к лечению народными средствами. Медсестра должна максимально доходчиво объяснить им, что в случае с этой болезнью любые нетрадиционные методы неэффективны. Не стоит терять на них время и усугублять болезнь.
Читайте также:  Вопросы к теме бронхиальная астма

Если астмой болен ребенок, медсестра должна проинформировать его родителей, как они могут предотвращать у него приступы удушья, как должны вести себя во время приступов, какую помощь ребенку оказать. Она выдает им памятку.

Становится понятным, насколько активное участие медицинская сестра принимает в уходе и реабилитации при бронхиальной астме. В данном случае она является не только помощником лечащего врача, но также своего рода просветителем и моральной поддержкой для больных.

источник

Трудно переоценить вклад медицинских сестер в лечение и реабилитацию людей, которым поставлен диагноз бронхиальная астма. Полностью вылечить человека от астмы не представляется возможным.

Однако качественный уход может способствовать значительному улучшению качества жизни и ее продлению. Об основных аспектах сестринского ухода при бронхиальной астме речь пойдет в данной статье.

Для обеспечения качественного ухода медицинские работники среднего звена должны знать этиологию, симптоматику и основные методы лечения болезни. Астма представляет собой воспалительное заболевание аллергического характера. Основным симптомом патологии можно назвать регулярно возникающие приступы удушья, развивающиеся из-за спазма бронхов.

Причины болезни неизвестны. Считается, что основным предрасполагающим фактором являются генетические особенности организма. Вероятность появления патологии увеличивается при табакокурении, недостатке веса при рождении, заражении паразитами.

Вызвать приступ удушья могут:

  • проникновение в верхние дыхательные пути аллергенов;
  • резкие запахи (дым, парфюмерия);
  • физическое перенапряжение;
  • смех или рыдания;
  • сильные стресс.

Нередко люди, страдающие бронхиальной астмой, отличаются повышенной метеочувствительностью, то есть удушье у них может быть спровоцировано резким изменением погоды.

Приступ развивается по определенному алгоритму:

  • период предвестников. Пациент кашляет, дыхание становится все более затрудненным. Кожные покровы бледнеют, может выступать холодный пот;
  • разгар приступа. Из-за спазма бронхов развивается удушье с характерным ощущением сжатия в районе грудной клетки. Пациент совершает короткие вдохи и длинные выдохи. Дыхание становится шумным, хриплым. Лицо бледнеет, если приступ затягивается кожа становится синюшной. При отсутствии своевременной помощи может развиваться астматический статус, угрожающий жизни пациента;
  • обратное развитие. Мокрота откашливается, приступ постепенно проходит, пациенту становится лучше.

Сестринский процесс включает несколько базовых этапов:

  • сбор анамнеза;
  • выявление основных проблем пациента;
  • дифференциальная диагностика, то есть исключение патологий со схожей симптоматикой, например, болезней сердца;
  • организация ухода в стационарных условиях;
  • выполнение сделанных лечащим врачом назначений;
  • получение обратной связи, то есть оценка того, насколько эффективным является уход.

На первом этапе медицинская сестра должна подробно выслушать жалобы пациента. Также очень важно выслушать его родственников: сам пациент может не придавать значения важным симптомам, которые имеют решающее значение в постановке диагноза. Объективно оценить состояние пациента помогает осмотр и наблюдение в момент развития приступа. Во время приступа пациент может испытывать острый страх и даже панику. В этом случае медсестра должна успокоить его, дать необходимое лекарство, помочь занять удобную позу.

На этапе выявления проблем медсестра должна выяснить, что именно беспокоить конкретного пациента, а также найти варианты облегчения его состояния. Например, если человек боится, что умрет во время приступа, медсестра должна провести разъяснительную беседу и рассказать о назначенных лекарствах, которые купируют приступ и снимают бронхоспазм. В случае мучительного непродуктивного кашля важно обеспечить пациенту достаточный объем питья и проследить за тем, чтобы он принимал назначенные врачом муколитики.

На этапе исключения аналогичных заболеваний важно выявить наличие признаков, которые указывают на наличие у пациента патологии, дающей аналогичную астме клиническую картину. Например, это может быть хронический бронхит, сенная лихорадка или истероидная астма.

Одним из важнейших этапов сестринского процесса является обеспечение ухода в условиях стационара. Медсестра должна следить за выполнением режима и обеспечивать всю необходимую помощь. Например, если пациент в силу возраста не может принимать пищу самостоятельно, сестра должна помочь ему в этом. Также нужно прослеживать, выполняются ли врачебные рекомендации и дает ли назначенное лечение нужные результаты.

При бронхиальной астме у ребенка медицинская сестра должна действовать следующим образом. Прежде всего требуется собрать данные о состоянии несовершеннолетнего пациента. При этом нужно выяснить:

  • с какой частотой развиваются приступы и какие факторы могут их спровоцировать;
  • какова интенсивность приступов удушья;
  • проходит ли приступ без какого-либо вмешательства;
  • какие лекарства используются для лечения.

Важно отслеживать наличие у ребенка вынужденной позы, характер одышки, наличие цианоза, тахикардии и других признаков дыхательной недостаточности.

Так как ребенок не всегда может ответить на вопросы медицинского работника, особое значение приобретает опрос его родственников. Медицинской сестре важно помнить, что родители ребенка в силу волнения и растерянности не всегда способны дать исчерпывающие ответы на заданные вопросы. Важно постараться успокоить родителей, объяснить им ситуацию и постараться создать доверительную атмосферу во время сбора анамнеза.

Медицинской сестре требуется выявить имеющиеся у пациента проблемы, например, нарушения сна, нарушения дыхания, подавленное состояние из-за вынужденного пребывания в больнице и т. д. После выявления проблем медсестра должна разработать способы их ликвидации и проследить за тем, удалось ли добиться поставленной цели.

К главным аспектам сестринского ухода при астме можно отнести:

  • организацию режима пациента;
  • организацию правильного питания больного;
  • информирование и обучение пациента;
  • мониторинг состояния больного и выполнения им всех назначений, сделанных врачом;
  • выполнение назначений, сделанных лечащим врачом.

Под организацией режима подразумевается необходимость дать подобные рекомендации относительно профилактики приступов как самому пациенту, так и его родственникам. Например, важно, чтобы в доме пациента отсутствовали ковры, в которых накапливается пыль, бытовая химия с сильными запахами, растворители и другие потенциальные аллергены. Человеку с астмой требуется избегать чрезмерных физических нагрузок и стрессов, отказаться от курения и алкоголя, соблюдать режим дня и т. д.

Под организацией правильного питания подразумевается употребление пациентом достаточного количества легкоусвояемой, питательной пищи, которая не содержит потенциальных аллергенов. При астме требуется исключить алкогольные напитки: спиртное сужает сосуды и провоцирует сильные приступы, которые могут стать причиной помещения в отделение интенсивной терапии. Некоторые формы астмы могут вызывать непереносимость аспирина. Пациент должен избегать продуктов, в состав которых входят аспириноподобные вещества (картофель, некоторые овощи, консервы и т. д.).

Очень важно обучить пациента жить с бронхиальной астмой. Несмотря на то, что эта патология неизлечима, у человека остается возможность контролировать болезнь и жить нормальной жизнью. В задачи медицинской сестры входит информирование о том, как пользоваться ингалятором, как вести себя при приближении приступа и т. д. Также требуется обучить родственников пациента действовать при развившемся у пациента астматическом приступе.

Медсестра контролирует, принимает при пациент препараты, назначенные врачом, а также отслеживает реакцию на лечение и готовит больного к процедурам (как лечебным, так и диагностическим).

После того, как пациенту поставлен диагноз, врач назначает лечение и составляет план, по которому будет оказываться необходимая помощь. В задачи медсестры входят:

  • организация правильного ухода, гарантирующего скорое выздоровление;
  • составление плана, по которому будет оказываться помощь.

Также уход включает в себя отслеживание выполнения рекомендаций, данных лечащим врачом.

К основным обязанностям медсестры можно отнести:

  • информирование пациента и его родителей относительно специфики заболевания и особенностей жизни с астмой;
  • контроль за своевременным приемом медикаментов и посещением необходимых процедур;
  • обучение правильной технику дыхания, помогающей справляться с развивающимися приступами;
  • обучение приемам снятия приступа удушья, психологическая помощь, которая помогает избавиться от страха погибнуть в момент приступа.

Медсестра должна не только следить за выполнением рекомендаций врача в момент пребывания ребенка с лечебном учреждении, но и объяснить родителям пациента, каким образом уменьшить количество приступов в будущем. Для достижения этой цели важны диета, режим дня, отсутствие стрессов и и т. д.

Медицинская сестра обязана оказывать пациенту помощь при развитии у него приступа удушья или астматического статуса.

Если у пациента развился приступ удушья, медсестра должна вести себя следующим образом:

  • проветрить помещение, усадить больного в удобное положение;
  • предложить больного задержать дыхание волевым усилием;
  • предложить пациенту ингаляцию сальбутамола или атровента (в зависимости от назначения лечащего врача);
  • ввести внутривенно раствор эуфиллина;
  • подать увлажненный кислород для снятия симптомов гипоксии.

После снятия приступа важно наблюдать за состоянием пациента в течение некоторого времени, отслеживая его дыхание, пульс, отхождение мокроты и другие параметры.

При астматическом статусе приступ удушья не удается снять привычными для пациента способами. При этом развиваются тахикардий и судороги, резко снижается давление и возникают другие симптомы, которые требуют немедленной доставки больного в отделение интенсивной терапии. Помощь при астматическом статусе включает в себя:

  • капельное введение полиглюкина, гемодеза и других препаратов по назначению врача;
  • внутривенное введение эуфиллина;
  • каждые четыре часа внутривенно вводится преднизолон.

Медицинской сестре необходимо оказывать помощь не только пациенту, но и его близким. К основным вмешательствам можно отнести:

  • информирование родственников об имеющихся рисках и способах их ликвидации;
  • создание комфортной атмосферы. Медсестра должна оказывать родственникам пациента и ребенку психологическую поддержку, успокаивать и обнадеживать их, настраивать на сотрудничество;
  • обучение родителей и ребенка (если позволяет его возраст) самостоятельному контролю за своим состоянием. В частности, важно регулярно проводить мониторинг внешнего дыхания (пикфлоуметрию) и отслеживать приближающийся приступ;
  • обучение родителей ведению дневника, в который следует заносить данные пикфлоуметрии, а также реакцию ребенка на принимаемые препараты. Такой дневник очень важен для назначения правильного лечения в случае госпитализации ребенка;
  • проведение бесед о необходимости регулярных занятий лечебной физкультурой в домашних условиях;
  • при развитии у ребенка приступа требуется обеспечить ему правильное положение (с приподнятой головой), дать ингалятор, ввести назначенные врачом препараты.

Медсестра принимает активнейшее участие в лечении и реабилитации пациентов, страдающих бронхиальной астмой. Важно, что сестра не просто помогает лечащему врачу, но и морально поддерживает больных, настраивает их на выздоровление и вселяет оптимизм, одновременно принимая на себя просветительскую роль. При этом залогом успеха является искреннее сочувствие пациентам и желание помочь им как можно скорее вернуться к нормальной жизни.

источник

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Энгельсский медицинский колледж»

Сестринский уход при бронхиальной астме у детей

Студентка: 542 группы специальность

Утешева Галия Сатвалдовна

Руковадитель: преподаватель педиатрии,

Коновалова Татьяна Юрьевна

Заболевание органов дыхания. Бронхиальная астма

Факторы, предрасполагающие к развитию бронхиальной астмы у детей

Роль медицинской сестры в оказания первичной медицинской помощи

Особенности лечение бронхиальной астмы у детей

Диета при бронхиальной астме детского возраста

Роль медицинской сестры в профилактике бронхиальной астмы у детей

Этапы исследовательской работы

Практическая часть. Наблюдение из практике

Список используемой литературы

Бронхиальная астма – проблема мирового масштаба. От этого серьезного заболевания страдают люди всех возрастов и во всех странах мира. У детей она развивается с большей вероятностью, чем у взрослых, но первый приступ может возникнуть в любом возрасте.

За последние годы во всем мире, в том числе и в России, отмечена тенденция к увеличению заболеваемости бронхиальной астмой и к её более тяжелому течению. Большинство медицинских работников, так или иначе имеют дело с больными бронхиальной астмы.

Бронхиальная астма у детей обычно развивается в раннем детстве. Более чем у 3/4 детей, у кого появились симптомы астмы до 7 лет, к 16 годам признаки бронхиальной астмы могут исчезнуть.

Бронхиальная астма является после абструктивной болезни легких второй по распространенности болезнью системы дыхания у человека. В последние десять лет ВОЗ предприняла целый ряд инициатив в разработке глобальной стратегии по борьбе с бронхиальной астмой.

В настоящее время бронхиальную астму у детей рассматривают как хроническое заболевание, основу которого составляют аллергическое воспаление дыхательных путей .

Необходимо подчеркнуть, что эти программы ВОЗ оказались одними из наиболее эффективных. В настоящее время она используется как позитивная модель в решении вопросов профилактики и лечения и других заболеваний, и не только системы дыхания.

Эта инициатива ВОЗ исходила из того факта, что бронхиальная астма является нарастающей проблемой. За исторически очень короткий отрезок времени эта болезнь вошла в число наиболее часто регистрируемых хронических заболеваний у детского возраста.

Целью работы является определение роли медицинской сестры при сестринском уходе за детьми с бронхиальной астмой .

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

Изучить статистические данные о заболеваемости бронхиальной астмой детей в ГУЗ СО «Новоузенская РБ».

Проанализировать работу медицинской сестры педиатрического отделения при уходе за детьми данной патологии.

Объект исследования : бронхиальная астма у детей.

Предмет исследования : медицинская сестра, участвующая в уходе за детьми с бронхиальной астмой.

Читайте также:  Военный билет категория в бронхиальная астма

ГЛАВА 1 Сестринский уход при бронхиальной астме у детей

1.1. Особенности клинических проявлений в детском возрасте

Бронхиальная астма — это заболевание, при котором повышается возбудимость и реактивность бронхов, что приводит к их отеку и спазму, и в результате возникает затруднение дыхания.
Приступы удушья чаще развиваются ночью или в предутренние часы и начинаются с мучительного кашля с трудно отходящей мокротой. Появляется одышка, для которой характерен затрудненный выдох. В легких прослушиваются разнообразные сухие и влажные хрипы.

У больного ребенка синеют губы, он принимает вынужденную позу, пытаясь облегчить свое состояние, вдыхании участвуют вспомогательные мышцы. Такими симптомами характеризуется развернутый приступ бронхиальной астмы.

Преобладающей формой бронхиальной астмы у детей является атопическая астма. Аллергеном чаще всего становится домашняя пыль, пыльца растений, шерсть животных. В ряде случаев бронхиальной астме сопутствует пищевая аллергия, особенно у детей первых лет жизни.

Многи дети плохо переносят низкие температуры, бытовую химию и табачный дым. Кроме того, вирусные заболевания резко повышают чувствительность бронхов к разнообразным раздражителям. Определенную роль в развитии болезни принадлежит наследственной предрасположенности.

Особенности развития у детей

При подозрении на астму обратите внимание на следующие признаки:

• Сильный кашель во время сна или после физических нагрузок.

• Хрипы в легких, свистящее дыхание, затрудненный выдох.

• Одышка после занятий спортом.

• Жалобы на стеснение в груди, нехватку воздуха.

Острые заболевания дыхательных путей (например, бронхит) могут сопровождаться хрипами и даже затруднением дыхания, поэтому иногда непросто поставить правильный диагноз.

Врачу понадобится некоторое время для обследования и установления диагноза. В этот период вас могут попросить записывать симптомы, которые появляются у вашего малыша, и следить за их развитием. Необходимо будет указывать, что в том или ином случае явилось провокацией для их возникновения.

Во время приступа клиническая картина выглядит очень характерно. Для выявления значимых аллергенов в межприступном периоде делают кожные пробы или определяют специфические антитела (Ig E) в анализе крови.

Основные симптомы приступа бронхиальной астмы — одышка, чувство нехватки воздуха, свистящее дыхание, приступообразный кашель с тягучей прозрачной мокротой (мокрота отходит тяжело), экспираторная одышка, вздутие грудной клетки, в наиболее тяжёлых случаях — удушье.

У детей раннего возраста эквивалентами приступа бронхиальной астмы могут быть эпизоды кашля ночью или в предутренние часы, от которых ребёнок просыпается, а также затяжной повторный обструктивный синдром с положительным эффектом бронхолитиков. Бронхиальная астма у детей нередко сочетается с аллергическим ринитом (сезонным или круглогодичным) и атопическим дерматитом.

Следует учитывать, что при обследовании больного аускультативных изменений может и не быть. Вне приступа при спокойном дыхании хрипы выслушивают лишь у небольшой части больных.

Тяжёлый приступ сопровождается выраженной одышкой (ребёнок с трудом говорит, не может есть) с ЧДД более 50 в минуту (более 40 в минуту у детей старше 5 лет), ЧСС более 140 в минуту (более 120 в минуту после 5 лет), парадоксальным пульсом, участием вспомогательной мускулатуры в акте дыхания (у грудных детей эквивалент участия вспомогательной мускулатуры — раздувание крыльев носа во время вдоха). Положение ребёнка в момент астматического приступа вынужденное (ортопноэ, нежелание лежать).

Отмечают набухание шейных вен. Кожные покровы бледные, возможны цианоз носогубного треугольника и акроцианоз. Аускультативно выявляют свистящие сухие хрипы по всем полям лёгких, у детей раннего возраста нередко бывают разнокалиберные влажные хрипы (так называемая «влажная астма»). Пиковая объёмная скорость выдоха (ПОС) составляет менее 50% возрастной нормы. К признакам, угрожающим жизни, относят цианоз, ослабление дыхания или «немое» лёгкое, ПОС менее 35%.

Тяжесть течения астмы (лёгкая, среднетяжелая, тяжёлая) оценивают исходя из клинических симптомов, частоты приступов удушья, потребности в бронхолитических препаратах и объективной оценки проходимости дыхательных путей.

Клиническая классификация бронхиальной астмы

Симптомы появляются реже I раза в месяц, короткие приступы (часы-дни)

Симптомы появляются 3-4 раза в месяц

Симптомы появляются несколько раз в неделю, тяжёлые приступы, астматические состояния

Ночные симптомы возникают редко или отсутствуют

Ночные симптомы 2-3 раза в неделю

1.2.Факторы, предрасполагающие к развитию бронхиальной астмы у детей

-аллергены (аллергены животных, домашняя пыль и др.);

-инфекция верхних дыхательных путей;

-медикаменты (аспирин, адреноблокаторы);

-факторы внешней среды (изменение погодных условий);

В зависимости от вида аллергена, вызвавшего сенсибилизацию организма (инфекционный или неинфекционный).

различают три формы бронхиальной астмы:

-инфекционно-аллергическая(обязательное присутствия хронического очага инфекции);

При выявлении сенсибилизации как к инфекционным, так и к неинфекционным аллергенам говорят о смешанной форме заболевания.

1.3. Осложнения бронхиальной астмы у детей

У детей, страдающих бронхиальной астмой, особенно при тяжёлом течении заболевания, могут возникать различные осложнения.

Ателектазы лёгочной ткани , возникновение которых связано с закрытием просвета спазмированных бронхов слизистой пробкой. Развитию ателектаза способствуют отёк слизистой оболочки бронхов, дискриния бронхов, неравномерность вентиляции, сопутствующий эндобронхит, а также присущая детскому возрасту узость просвета бронхов.

Ателектазы чаще возникают при бронхиальной астме у детей раннего возраста и реже у детей более старших возрастных групп, что может быть связано с увеличением просвета бронхов с возрастом. Возникают ателектазы преимущественно в средней доле правого и в верхней доле левого лёгкого, в переднем и язычковом сегментах, но могут развиваться сразу в обоих лёгких. У наблюдаемых нами детей с тяжёлым течением атопической бронхиальной астмы констатировалось в 15% случаев.

Возникновение ателектазов лёгочной ткани происходит в периоде обострения бронхиальной астмы и сопровождается усилением одышки, в лёгких обнаруживаются участки ослабленного дыхания с укорочением перкуторного звука над ними.

Ателектазы лёгких у детей с бронхиальной астмой в большинстве случаев имеют благоприятный исход. Но при отсутствии надлежащего лечения при несвоевременном распознавании инфицированных бронхоэктазов последние могут быть причиной формирования пнвмосклероза и бронхоэктазов.

В редких случаях при бронхиальной астме у детей может возникнуть пневмоторакс, развитие которого обусловлено разрывом эмфизематозной лёгочной ткани на высоте тяжёлого астматического приступа.

При этом значительно ухудшается общее состояние больного, появляется резкая боль в грудной клетке, усиливается одышка и цианоз, отмечается значительное снижение артериального давления, обнаруживается отставание поражённое половины грудной клетки в акте дыхания, её выбухание, расширение и сглаженность межрёберных промежутков, ослабление или полное исчезновение дыхательных шумов, тимпанический звук на стороне поражения, смещение органов средостения в противоположную сторону.

У детей с тяжёлым течением бронхиальной астмы, особенно в старшем возрасте, может развиться хроническая эмфизема лёгких . Её возникновение сопровождается выраженными нарушениями лёгочных функций и деятельности сердечнососудистой системы.

Течение бронхиальной астмы у детей может осложниться хроническим неспецифическим бронхолёгочным процессом . По данным литературы у 12% детей старшего возраста, страдающих бронхиальной астмой в течение длительного времени, обнаруживаются бронхоэктазы. При тяжёлом и длительном течении бронхиальной астмы у некоторых детей старшего возраста может развиться хроническое «лёгочное сердце» и хроническая лёгочносердечная недостаточность.

К редким осложнениям бронхиальной астмы у детей относятся интерстициальная, медиастинальная и подкожная эмфизема , развитие которых связано с разрывом альвеол и последующим проникновением воздуха в результате повышенного внутриальвеолярного давления соответственно в интерстициальную ткань лёгких, средостение, подкожную клетчатку шеи, грудной клетки, иногда в подкожную клетчатку лица и живота. На подкожную эмфизему указывает появление крепитации воздуха в подкожной клетчатке.

Диагноз подтверждается обнаружением при рентгенографическом исследовании воздушных полостей в интерстициальной ткани лёгкого, средостении и подкожной клетчатке. Среди наблюдаемых нами детей со среднетяжёлым и тяжёлым течением атопической бронхиальной астмы соответственно в 1 и 2% случаев отмечалось развитие медиастинальной эмфиземы; вместе с тем, у 2% детей с тяжёлым течением бронхиальной астмы констатировалось развитие подкожной эмфиземы в области шеи.

1.4 Роль медицинской сестры в оказания первичной медицинской помощи

• Если приступ бронхиальной астмы обусловлен аллергической реакцией, то в первую очередь медицинская сестра ограничивает контакт больного с аллергеном.

• Расстегивает ребенку ворот одежды или пояс. Это позволит немного облегчить дыхательный процесс.

• Если ребенок находится в помещении, то следует открыть окно или форточку для обеспечения притока свежего воздуха и выветривания возможного аллергена.

• Медицинская сестра помогает больному присесть, ноги при этом должны быть опущены вниз. Сидячее положение позволит легким значительно улучшить дыхательный процесс.

• Следует успокоить пациента. Поговорить на отвлеченные темы или рассказать, что во время приступа астмы нечего бояться.

• Если приступ только начался, то можно воспользоваться горячими ванночками. В теплую воду (40-45 градусов) можно опускать как руки, так и ноги (не более 10-15 минут).

• Затем следует купирование приступа бронхиальной астмы. Для этого медицинская сестра готовит противоастматическими средствами (карманные ингаляторы, небулайзер, медикаментозные препараты). Если ребенок сам не в состоянии выполнить эти действие, то необходимо помочь ему (примерно 2 вдоха на 1 минуту).

• Рекомендует производить теплое питье (вода, молоко), которое необходимо пить небольшими глоточками. Чтобы согреть больного ребенка можно укутать его пледом, поставить горчичники или банки.

• обучает родственников легкого массажу. Помассирует пострадавшему в области крыльев носа, это позволит снизить развитие одышки.

• Если приступ случился впервые или после оказанной помощи больному не становится лучше, вызывает бригаду скорой помощи.

1.5. Особенности лечение бронхиальной астмы у детей

Лечение бронхиальной астмы — сложный, трудоемкий процесс, требующий комплексного и индивидуального подхода. Дозы лекарств, курс лечения, длительность приема препаратов подбирает врач. Не пытайтесь лечить ребенка сами, обратитесь к специалисту.

Ингаляторы . Дети болеющие бронхиальной астмой часто пользуются ингаляторами (лекарство вдыхается из баллончика-ингалятоpa). Вдыхаемый препарат может быть в виде аэрозоля (газообразное состояние вещества) или в виде мельчайшего порошка.

Ингаляционно вводятся расширяющие бронхи препараты, гормональные лекарства и др. Однако, когда больной ребенок вдыхает лекарство из баллончика-ингалятора, до его бронхов доходит всего 10-20 % лекарства. Большая часть препарата оседает в пути, на задней стенке глотки. К тому же дети, особенно маленькие, плохо понимают указания и могут неправильно и неэффективно вдыхать лекарство из баллончика.

Для улучшения процесса вдыхания препарата используют специальные приспособления: спейсеры, турбухалеры, небулайзеры, систему «легкое дыхание» и др. В детской практике их применение обязательно, так как позволяет использовать меньшие дозы, иметь меньше затрат и снизить риск развития побочных эффектов. Обычно такие приспособления можно купить в аптеке, нередко они продаются вместе с баллончиком-ингалятором или лекарством для ингаляции.

Спейсер — вспомогательное устройство для ингаляций, камера, которая служит промежуточным резервуаром для аэрозольного лекарства. Лекарство из баллончика-ингалятора поступает в спейсер, а затем вдыхается пациентом. Таким образом, можно сделать не один вдох, а несколько, пока большая часть лекарства не попадет в легкие. Спейсер повышает процент попадания лекарства в легкие до 30 %. Спейсер применим только для аэрозоля, но не для сухого порошка.

Небулайзер — техническое устройство, переводящее лекарство в аэрозольное облако. Пути формирования аэрозольного облака различны, в зависимости от этого различают ультразвуковые и компрессорные (пневматические, струйные) небулайзеры.

С помощью небулайзера можно проводить длительные ингаляции аэрозолями растворов лекарственных веществ.

Система «легкое дыхание» активируется вдохом больного ребенка. Ингалятор срабатывает автоматически на вдох пациента, поэтому не нужно координировать вдох и момент нажатия на клапан баллончика-ингалятора. Используется вместе со спейсером. Скорость выброса лекарства в системе «легкое дыхание» в 4 раза ниже, чем в обычных ингаляторах, и созданное облако аэрозоля не ударяет в заднюю стенку глотки. При этом проникновение в дыхательные пути увеличивается в 2 раза.

Фитотерапия . Фитотерапия играет положительную роль в профилактике приступов бронхиальной астмы, удлинении межприступного периода, сокращения побочных эффектов от препаратов. Этот метод прекрасно дополняет традиционное медикаментозное лечение, повышая его эффективность.

1.6. Диспансеризация детей с бронхиальной астмой

Поскольку бронхиальная астма является хроническим заболеванием с периодами обострения и ремиссии, больные нуждаются в постоянном наблюдении.

Медикаментозное лечение также нуждается в постоянной коррекции в зависимости от тяжести болезни.

При легком и среднетяжелом течении необходимо осматриваться у пульмонолога или терапевта 2-3 раза в год, а при тяжелом – 1 раз в 1-2 месяца.

В развитии бронхиальной астмы большую роль играет аллергическая реакция на инфекционные и другие агенты, поэтому таким пациентам показаны консультации аллерголога( 1 раз в год).

При бронхиальной астме отмечаются нарушения со стороны нервной системы, поэтому желательно раз в год проходить осмотр у психотерапевта. Для санации очагов хронической инфекции нужно регулярно (не реже 1 раза в год ) посещать отоларинголога и стоматолога.

Нужно 2-3 раза в год сдавать общий анализ крови и мокроты для выявления воспалительного процесса в бронхолегочной ткани.

Для определения функционального состояния дыхательной системы 2 раза в год необходимо выполнять спирографию.

1.6. Диета при бронхиальной астме детского возраста

Главный принцип, который преследует диета, заключается в исключении из рациона питания продуктов, способных вызвать или усилить аллергию.

Потенциально аллергенными являются:

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *