Меню Рубрики

В какие вузы можно поступить с астмой

Казалось бы, что может быть общего между состоянием здоровья и выбором профессии? Разумеется, если подросток мечтает стать летчиком, военным или, скажем, спасателем, там здоровье и физические характеристики выходят, пожалуй, на первый план. И совсем другое дело, когда выпускник планирует работать программистом, библиотекарем, таможенником или изучать юриспруденцию. Подросткам довольно трудно понять, причем тут здоровье? Между прочим, противопоказанием к профессии, о которой мечтает выпускник, могут стать даже сколиоз, плоскостопие или, например, проблемы со зрением.

— Определенные требования к состоянию здоровья предъявляет абсолютно любая профессия. Это могут быть требования к состоянию опорно-двигательного аппарата, к зрительному анализатору, к вестибулярному аппарату и так далее. При поступлении, скажем, в Военную академию или Институт МЧС здоровье у абитуриента должно быть почти идеальным! Для рабочих профессий перечень медицинских противопоказаний также достаточно широк:

  • вождение транспорта, работа на высоте;
  • работа, связанная с башенными, гусеничными, автомобильными и другими кранами;
  • работа на стройке

предъявляют в процессе трудовой деятельности довольно жесткие требования к состоянию здоровья работников, — рассказывает кандидат биологических наук, специалист Республиканского центра профессиональной ориентации молодежи Елена Шульга. — Многие, например, не уделяют серьезного внимания такому заболеванию, как сколиоз. Заболевание и действительно вроде бы и не такое грозное, причем оно довольно распространено у представителей подрастающего поколения. Но особенностью юношеских сколиозов является их склонность к прогрессированию, в результате чего может наступить сначала небольшая, а затем и более выраженная деформация ребер в виде реберного горба. Подростки, у которых после завершения роста сколиоз не превысил II степень тяжести, являются практически здоровыми людьми. Однако и им не рекомендуются профессии, связанные с тяжелым физическим трудом, с частыми наклонами туловища. А при резко выраженной деформации позвоночника (сколиоз III-IV степени), которая сопровождается нарушением функции органов дыхания и кровообращения, профессиональная пригодность подростков будет в значительной степени ограничена. Им противопоказаны значительное физическое напряжение, подъем и спуск по лестнице, длительное фиксированное положение тела с отсутствием возможности его изменения для снятия напряжения мышц спины и длительное пребывание на ногах.

— Простите, но как подростку узнать, что препятствием для осуществления его профессиональной мечты может стать даже банальный гастрит? Насколько я понимаю, сделать это можно только во время получения медицинской справки, которую абитуриент должен предъявить в приемную комиссию? Но в срочном порядке искать себе новую профессию, мягко говоря, не очень правильно.

— Одна из главных ошибок заключается в том, что сначала абитуриенты выбирают профессию, а уже затем сталкиваются с ситуацией, когда врач, который делает заключение о профессиональной пригодности, ставит их перед фактом: работа в той или иной сфере либо вообще молодому человеку противопоказана, либо она может спровоцировать дальнейшее ухудшение его здоровья. Поэтому врачебная профессиональная консультация должна проводиться за год или два до окончания школы, чтобы за оставшееся время подросток сознательно подготовил себя к тому, что некоторые профессии ему не подходят и ему нужно переориентироваться на другие виды деятельности. Чем раньше это будет сделано, тем легче в психологическом плане будет проходить процесс переориентации, тем больше возможностей будет у подростка подготовиться к правильному выбору профессии с учетом отклонений в его состоянии здоровья.

Вообще проблема определения профессиональной пригодности подростков требует объединения усилий специалистов самых разных профилей — психологов, педагогов, врачей, биологов. В Республиканском центре профессиональной ориентации молодежи мы также занимаемся консультированием подростков: подбираем им профессии и специальности с учетом их нынешнего состояния здоровья, а также с учетом того, подлежит ли их заболевание коррекции, знакомим подростков и их родителей с противопоказаниями производственной среды и трудового процесса.

Например, есть целый ряд профессий, при освоении которых необходимо различать цвета. С нарушениями цветоощущения невозможно выполнять монтажные работы в радио— и электротехнической промышленности, отдельные виды работ в швейном и обувном производстве, а также в строительстве.

Молодым людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы хоть и проблематично, однако все-таки возможно подобрать специальность в профессионально-технических учреждениях. В то же время они могут обучаться по ряду специальностей в средних специальных и высших учебных заведениях.

Из заболеваний дыхательной системы у подростков достаточно часто встречаются хронический бронхит и бронхиальная астма. С хроническим бронхитом противопоказаны работы, связанные с пребыванием в неблагоприятных метеорологических условиях, особенно при пониженной температуре воздуха, повышенной влажности, на сквозняках. Не рекомендуются им и работы, связанные с большим физическим и нервно-психологическим напряжением в условиях воздействия пыли и токсичных веществ. Бронхиальная астма имеет аллергическую природу, поэтому навредить могут любые внешние условия, снижающие защитные функции организма. Как и при других заболеваниях органов дыхательной системы, подросткам с бронхиальной астмой противопоказаны значительные физические и нервно-эмоциональные нагрузки, неблагоприятные метеорологические и микроклиматические факторы, пыль, токсические вещества, а также контакт с веществами, которые обладают аллергическим действием. Так, подростки с бронхиальной астмой не могут обучаться профессиям химической, фармацевтической промышленности, не могут работать на обувном производстве, где применяются резиновые клеи. Стоматология, кстати, им также противопоказана.

С заболеваниями желудочно-кишечного тракта противопоказаны работы, при которых проблематично придерживаться регулярного режима питания (например, с частыми разъездами, командировками), работы, связанные с вынужденной неудобной рабочей позой, которая вызывает напряжение мышц брюшной стенки, с воздействием токсичных веществ, шума и вибрации.

— А есть ли какие-то медицинские противопоказания для того, чтобы работать программистом? Скажем, насколько важное значение имеет для программиста хорошее зрение?

— При поступлении на специальности радиотехнического колледжа предусмотрены одни противопоказания, а при поступлении на IT-специальности в учреждения высшего образования — другие. Тут нужен индивидуальный подход. В общем, при подборе профессии для подростка с отклонениями со стороны органа зрения нужно учитывать много вещей, так как одно и то же нарушение зрительных функций может быть при различных формах глазной патологии. И только с учетом клинико-функционального прогноза, стадии и степени компенсации патологического процесса можно правильно сориентировать молодого человека в плане выбора профессии. Подросткам с высокой степенью близорукости мы рекомендуем профессии, не связанные с физическим напряжением, вибрацией, частыми наклонами головы, с систематическими нагрузками для зрения.

Абитуриентам с малой и средней степенью близорукости при хорошей коррекции зрительных нарушений особых ограничений при выборе профессий, где допускается ношение очков, нет. При наличии дальнозоркости, особенно средней и высокой степени, противопоказана работа, которая требует систематического напряжения зрения, например, работа с мелкими деталями. Также при подборе профессий для подростков с отклонениями со стороны органов зрения большое значение имеет возможность пользоваться на работе очками. Однако очками невозможно пользоваться при значительных перепадах температур, когда стекло в них потеет, в условиях повышенной запыленности среды, при неудобной вынужденной рабочей позе, если есть необходимость использовать другие защитные приспособления для глаз. Острота зрения для выполнения работ в таких условиях должна быть хорошей без коррекции.

— Неужели и для работы юриста также есть медицинские противопоказания?

— В группу медицинских противопоказаний к обучению в ВУЗе по специальности «правоведение» входят устойчивое значительное снижение слуха и значительное заикание (логоневроз).

— Елена Васильевна, возможно, вы придерживаетесь другого мнения, но мне кажется, что в поликлиниках нередко практикуется довольно формальный подход к оформлению абитуриентами медицинской справки. К тому же абитуриент и его родители могут сознательно утаить от врача информацию о том, что у подростка появились со здоровьем проблемы. А еще можно попробовать уговорить врача, чтобы тот не лишал человека его профессиональной мечты.

— Из-за своего возрастного максимализма подростки часто категорически не хотят признавать себя больными. Поэтому не довести до врача информацию о своем здоровье в полном объеме абитуриент и действительно может. Возможно, ему даже удастся разжалобить врача. Но хочу предупредить, что оформление медицинской справки, которая становится фактически пропуском в будущую профессию, не пустая формальность. Цель медицинского обследования — определить пригодность к будущей профессии. Жаль затраченных средств, времени и сил, если факт профессиональной непригодности будет установлен ближе к окончанию обучения или вообще уже после распределения на первое рабочее место. Поэтому, совершая выбор профессии, надо принимать во внимание все: не только нынешнее состояние здоровья, но и то, как будущая профессия может сказаться на вашем здоровье, не вызовет ли она обострение хронических заболеваний, которые уже есть, или появление новых заболеваний. Одним словом, при выборе профессии никаких мелочей не бывает!

источник

На сегодняшний день бронхиальная астма является часто встречаемым заболеванием, которое характеризуется хроническим поражением дыхательных путей и повышенной реактивностью бронхов. Причем данная патология наблюдается у разных возрастных групп и оказывает негативное влияние на их качество жизни.

Физическая нагрузка, работа в неподходящих условиях могут не только спровоцировать приступ, но и ухудшить общее течение болезни.

Наша статья поможет разобраться, какие профессии запрещены людям, больным бронхиальной астмой, какие существуют ограничения для лиц данной категории.

Больные астмой страдают от заболевания всю свою жизнь. Данный недуг относится к неизлечимым болезням, которые при тяжелых формах могут привести к довольно серьезным осложнениям, влияющим на качество жизни.

Естественно у больных встает вопрос, можно ли с бронхиальной астмой работать. Бронхиальная астма делает порой невозможным труд человека, который нуждается в постоянном лечении, а порой и уходе.

Когда резко ухудшается состояние астматика, учащаются приступы, встает вопрос о получении инвалидности. Имеются 3 группы инвалидности, которые разнятся состоянием больного.

  1. Первая группа является самой тяжелой и подразумевает полную неспособность к трудовой деятельности.
  2. Вторая группа считается средней, трудовая деятельность может вестись при специальных условиях или при использовании вспомогательных средств.
  3. Третья группа – облегченная, которая требует уменьшения объема труда, облегчения трудовых условий.

Для того, чтобы получить 3 группу инвалидности, которая разрешает трудовую деятельность с небольшими ограничениям, врачи ориентируются на следующие показатели:

  • употребление гормональной терапии;
  • появление дыхательной недостаточности при привычных нагрузках;
  • ограниченность передвижения;
  • снижение из-за болезни трудовых объемов;
  • невозможность труда на обычном производстве.

Для получения 2 группы инвалидности, разрешающей частичную трудовую деятельность, у больного должны проявляться:

  • при незначительной активности признаки дыхательной недостаточности;
  • признаки сердечной недостаточности;
  • нарушение кровообращения;
  • ограничение самообслуживания;
  • сопутствующие заболевания: сбои гормональной системы, развитие сахарного диабета, сердечных патологий;
  • невозможность выполнения профессиональных требований.

Для получения 1 группы инвалидности, запрещающей трудовую деятельность, врачи ориентируются на такие факторы:

  • развитие сердечной недостаточности;
  • появление нарушений внутренних органов;
  • одышку, проявляющуюся даже при полном покое;
  • постоянные ухудшения жизненных показателей;
  • полную неспособность вести трудовую деятельность;
  • потребность больного в уходе.

Многих интересует вопрос, кем можно работать с бронхиальной астмой. Ниже приведен перечень разрешенных профессий, составленный исходя из тяжести заболевания. Больным с легкой степенью астмы, которые не признаны инвалидами, разрешен труд:

  • слесаря-сборщика;
  • медсестры;
  • машиниста компрессорного цеха;
  • портного;
  • шорника;
  • моториста;
  • работника аппарата учреждения;
  • все офисные специальности (бухгалтер, экономист, секретарь и т.д.)

Лицам, страдающим 3 группой инвалидности, можно работать по специальностям, которые имеют некоторые ограничения трудовой деятельности:

  • диспетчера автотранспорта;
  • электромонтера;
  • слесаря по ремонту бытовых приборов;
  • инженера;
  • бухгалтера;
  • санитарки;
  • руководителя;
  • электрика.

Для людей, страдающих 2 группой инвалидности, разрешен довольно ограниченный по времени и нагрузке труд. Работающий астматик может трудиться:

  • переводчиком;
  • корректором;
  • программистом;
  • педагогом дополнительного образования;
  • лаборантом.

Исходя из особенностей протекания заболевания, определено, кем невозможно работать при бронхиальной астме:

  • рабочим химической промышленности;
  • трудящимся кожевенного ремесла;
  • в литейном производстве;
  • поваром;
  • пекарем;
  • заправщиком;
  • технологом бытовой химии;
  • рабочим конвейера;
  • рабочим-высотником;
  • парикмахером;
  • шахтером;
  • водителем;
  • работником любой специализации, если он вынужден контактировать с аллергенами.

Люди, страдающие данным заболеванием, не могут также вести профессиональную деятельность, имеющую связь с нервно-психическим напряжением, в сильно запыленном или загазованном микроклимате, под влиянием аллергенов.

А также запрещены:

  • трудовая деятельность на таком производстве, где внезапно начавшийся приступ может навредить окружающим или больному;
  • работа, имеющая связь с физическим и эмоциональным перенапряжением, сильной речевой нагрузкой;
  • длительное пребывание в командировке и ненормированный рабочий день.

Допустимыми условиями труда для астматиков являются те условия, которые сохраняют здоровье человека, не превышают гигиенических норм. Полученные изменения состояния здоровья должны восстанавливаться во время отдыха, ночного сна и к началу нового трудового дня не оказывать на рабочего негативного влияния. Такие условия труда являются безопасными при астме.

На вопросы, можно ли работать при данной патологии, и какие нагрузки разрешены, многие врачи не дают однозначного ответа, поскольку это зависит не только от степени заболевания, но и от условий окружающей среды.

На сегодняшний день имеется множество профессий, которые подразумевают переезд, то есть в местность с другим климатом. Перемена климата станет довольно серьезной нагрузкой для астматика. Проживание и труд в привычных, далеко не идеальных условиях труда порой будут лучше, чем даже кратковременное пребывание в самых идеальных условиях. Поскольку больной адаптировался к своей местности.

Читайте также:  Какие анализы выявляют бронхиальную астму

Лицам, страдающим данным заболеванием, запрещено трудиться в северных районах страны, работать в условиях повышенной влажности и температуры.

Неблагоприятные условия труда и неподходящий климат могут значительно ухудшить состояние больного астмой, поэтому к выбору профессиональной деятельности при заболевании астмой нужно относиться с особой осторожностью.

источник

Вы наверняка знаете, что при поступлении в вуз необходимо предъявлять справку 086у о пригодности к обучению. В ней указаны общие данные о состоянии здоровья абитуриента, на основании чего руководство определяет, может ли он обучаться по выбранной специальности. На каких основаниях вуз может отказать абитуриенту в обучении? Существуют общие и специальные противопоказания, которые мы рассмотрим ниже.

Большинство вузов использует унифицированный список противопоказаний к приему абитуриентов, куда входят такие состояния:

Туберкулез в активной форме.

ХОБЛ с признаками легочно-сердечной недостаточности.

Пороки сердца врожденной или приобретенной формы.

Гипертензия третьей степени.

Тяжелые поражения миокарда, например, дилатационная кардиомиопатия.

Терминальная стадия цирроза печени.

Диабет, осложненный нефропатией.

Заболевания головного мозга, сопровождающиеся тяжелыми нарушениями, например, галлюцинациями, психозом, частичной амнезией.

Расстройства психики по причине наркозависимости.

Шизофрения, если сопровождается выраженными расстройствами психики.

Частые и выраженные маниакальные состояния.

Выраженная умственная отсталость.

Эпилепсия с частыми приступами и/или изменением личности.

Тяжелые заболевания кожи, например, лепра или прогрессирующая лимфома.

Обратите внимание! Список используют в большинстве государственных вузов. Однако точный перечень следует уточнить в приемной комиссии выбранного учебного заведения. Так, в некоторых коммерческих вузах эпилепсия и тяжелая гипертензия не считаются веской причиной для отказа абитуриенту в учебе.

Описанные заболевания занесены в список не напрасно: руководство учебных заведений не хочет брать на себя ответственность за студента, который может в любой момент пострадать из-за эпилептического припадка или нанести ущерб другим.

В зависимости от специальности общий список противопоказаний может быть дополнен вузом. Так, отдельные ограничения действуют на следующие направления.

Паразитарные и инфекционные заболевания с диспансеризацией (временно, до выздоровления), двигательные нарушения, (например, болезнь Паркинсона, рассеянный склероз и другие заболевания центральной нервной системы), органические поражения нервов (например, невропатия лицевого нерва), хронические болезни дыхательных путей, ишемия, артериальная гипертензия, аневризмы, грыжи с выраженным нарушением двигательной активности, нефроптоз, заболевания суставов с тяжелым течением

Дизайн и изобразительное искусство

Заболевания, связанные с нарушением цветовосприятия, глаукома (кроме дизайна), тяжелая окулярная миопатия, нарушения свертываемости крови (для скульптуры), гиперметропия >6D, астигматизм >3D

Музыкально-прикладное искусство, звукооператорское и кинооператорское мастерство

Тугоухость и нарушения восприятия шепотной речи, заболевания носоглотки со значительным нарушением дыхания, мочекаменная болезнь (для хореографии), тяжелые деформации костей, например, грыжа черепа, хронические отиты (для пения и духовых), озена (для духовых, пения, хореографии), катаракта (для кинооператорства)

Неактивный туберкулез (можно получить разрешение по прохождению комиссии в диспансере), пурпура и другие тяжелые заболевания крови (противопоказание к преподаванию технологии), деформация грудной клетки с нарушением работы органов дыхания, отсутствие руки (для технических специальностей), нарушение работы ведущей руки (для химических, социальных и специальных направлений), заикания

Общественное питание и гостиничное обслуживание

Отсутствие двух ног или рук, пурпура, психические расстройства, озена

Геодезия, картография, топография и сельское хозяйство

астма, язва желудка и хронические заболевания почек (только геодезия), гемолитическая анемия, отсутствие двух рук или ног, аллергический ринит, хронические заболевания кожи и отит, хориоретинальная миопия, хронические заболевания дыхательных путей

Болезни кожи с локализацией в области рук, дальтонизм, глаукома, нарушения вестибулярного аппарата, тяжелая катаракта, нистагм

В специальные противопоказания входят заболевания, которые могут помешать как обучению по выбранной специальности, так и дальнейшей работе. Так, невозможно представить обучение по общей программе изобразительного искусства для студента с тяжелыми нарушениями зрения.

источник

Министерством здравоохранения совместно с Министерством высшего и среднего специального образования были введены методические указания по медицинскому отбору лиц, поступающих в высшие учебные заведения. Заболевания препятствующие поступлению в ВУЗ.

ПЕРЕЧЕНЬ
МЕДИЦИНСКИХ ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ К ПРИЕМУ
АБИТУРИЕНТОВ В ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Настоящий «Перечень» разработан в связи с тем, что в ныне действующем, составленном более 10 лет тому назад, многие положения значительно устарели. В результате технического прогресса заметно изменились условия обучения в вузах, а также условия прохождения производственной практики и труда по окончании их. В ряде отраслей промышленности исчез ряд специальностей и появились новые. В связи с этим значительно изменился список специальностей, по которым обучаются студенты вузов.
В новый «Перечень» внесены многочисленные изменения и дополнения с учетом новейших научных данных о воздействии различных факторов среды на организм здорового и больного человека. При определении возможности допуска к обучению в вузе абитуриентов с теми или иными отклонениями в организме учитывались не только условия обучения и прохождения производственной практики, как это было в старом «Перечне», но и условия, в которых придется работать в разных должностях по окончании вуза. С учетом современных научных данных составлен и «Перечень абсолютных медицинских противопоказаний»; усовершенствован список наименований болезней и физических недостатков, изменены списки специальностей, на которые допускается прием глухих, слепых и слабовидящих абитуриентов, и уточнен список специальностей, на которые ограничивается прием женщин.
Данный «Перечень» медицинских противопоказаний предназначен для практических врачей, работающих в области охраны здоровья студентов вузов.

Разработанный Перечень медицинских противопоказаний освещает вопросы допуска к обучению в вузах различного профиля лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Рациональное определение профессиональной пригодности абитуриентов при различных формах патологии имеет важное государственное значение, поскольку способствует сохранению и укреплению состояния здоровья и позволяет полноценно использовать молодого специалиста в народном хозяйстве.
Одним из принципов, положенных в основу составления документа, явилась разработка по всем нозологическим формам заболеваний, встречающихся в молодом возрасте, включая различные анатомические дефекты, внутреннюю патологию, заболевания нервно-психической, эндокринной системы, опорно-двигательного аппарата, органов уха, горла, носа, глаз и кожи, с учетом тяжести заболеваний, клинического прогноза и компенсаторных возможностей организма. В основе другого принципа лежит анализ воздействия всевозможных профессионально-производственных факторов на организм с учетом специфики последующей профессиональной деятельности.
При составлении Перечня медицинских противопоказаний была проведена комплексная работа гигиенистами, физиологами труда, клиницистами с привлечением специалистов практических медицинских учреждений, осуществляющих лечебно-профилактическую помощь студентам вузов. Перечень разработан Институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Ленинградским институтом гигиены труда и профзаболеваний, Новосибирским научно-исследовательским санитарно-гигиеническим институтом, Свердловским научно-исследовательским институтом гигиены труда и профпатологии, Горьковским институтом гигиены труда и профзаболеваний, Московским научно-исследовательским институтом гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР, Украинским научно-исследовательским институтом гигиены труда и профзаболеваний, Киевским институтом гигиены труда и профзаболеваний Министерства здравоохранения УССР, Харьковским научно-исследовательским институтом охраны здоровья детей и подростков Министерства здравоохранения Украинской ССР, Институтом гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР, Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожной гигиены МПС СССР, Научно-исследовательским институтом гигиены водного транспорта Министерства здравоохранения РСФСР, Московским научно-исследовательским институтом психиатрии Министерства здравоохранения РСФСР, Донецким научно-исследовательским институтом гигиены труда и профзаболеваний Министерства здравоохранения Украинской ССР, Криворожским институтом гигиены труда и профзаболеваний Министерства здравоохранения Украинской ССР, Тбилисским научно-исследовательским институтом гигиены труда и профзаболеваний Министерства здравоохранения Грузинской ССР, Уфимским научно-исследовательским институтом гигиены труда и профзаболеваний Министерства здравоохранения РСФСР, кафедрой гигиены детей и подростков I Московского ордена Ленина медицинского института имени И.М. Сеченова, Азербайджанским государственным медицинским институтом, Томским государственным медицинским институтом под общим руководством Главного Управления лечебно-профилактической помощи Министерства здравоохранения СССР, Лечебно-методического управления по высшему образованию Министерства высшего и среднего специального образования СССР и Института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР.
Перечень разработали: Антонова Л.Т., Арнольди И.А., Бондаренко Н.М., Благовещенская И.Н., Варварина Г.Н., Доскин В.А., Доброгаева И.В., Каганович Д.И., Кондратьева И.И., Кельмишкейт Э.Г., Левин В.М., Лялин М.И., Малахова А.Н., Мезенина Л.Б., Нусбаум Д.Х., Овчинникова В.А., Рутенбург Э.С., Савельев О.Н., Сухарева Л.М., Суханова В.А., Сердюковская Г.Н., Центерова Л.Г., Ястребов Г.Г., Яковлева И.И., Тихомирова Л.М. и др.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО МЕДИЦИНСКОМУ ОТБОРУ АБИТУРИЕНТОВ, ПОСТУПАЮЩИХ
В ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

———————————
Перечень медицинских противопоказаний распространяется на абитуриентов, поступающих на обучение в дневные, вечерние и заочные высшие учебные заведения.
В порядке исключения на вечернее и заочное обучение могут приниматься абитуриенты, имеющие противопоказания к обучению, при условии работы в аналогичном производстве не менее 3 лет. При некоторых заболеваниях, приводящих к инвалидности, вопрос о допуске к обучению решается индивидуально с учетом возможности содействия органами социального обеспечения в последующем трудоустройстве.
Перечень медицинских противопоказаний разработан с учетом новых условий обучения в высших учебных заведениях в соответствии с Законом Верховного Совета СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» от 24.12.1958.

При поступлении абитуриентов в высшее учебные заведения врач-терапевт поликлиники (здравпункта), к которому прикреплено учебное заведение, изучает в присутствии абитуриента все медицинские данные, изложенные в медицинской справке (форма N 286).
Такая медицинская справка заполняется на каждого абитуриента, поступающего на обучение в высшее учебное заведение, в лечебно-профилактических учреждениях по месту жительства. Она должна быть тщательно и качественно заполнена на основании данных, содержащихся в учетной форме N 26 «индивидуальная карта ребенка», учетной форме N 25ю «вкладной лист на подростка к медицинской карте», учетной форме N 112 «история развития ребенка», учетной форме N 25 «индивидуальная карта амбулаторного больного», и подписана главным врачом лечебно-профилактического учреждения.
В случаях, когда состояние здоровья поступающего не требует дальнейшего уточнения, врач заносит в медицинскую справку свое заключение об отсутствии противопоказаний или о невозможности приема в учебное заведение. Во всех сомнительных случаях абитуриент направляется на дополнительное исследование или на консультацию к специалисту в поликлинику данного учебного заведения или в районную поликлинику, к которой прикреплено учебное заведение, а лица, проживающие в этом же городе, — в лечебно-профилактическое учреждение, выдавшее медицинскую справку — форму N 286.
Список учреждений, в которые направляются абитуриенты для указанных исследований и консультаций, а также для проведения рентгеновских исследований, утверждается соответствующим здравотделом.
Давая заключение о возможности обучения в учебном заведении по состоянию здоровья, врачи обязаны руководствоваться прилагаемым перечнем заболеваний, препятствующих поступлению в высшие учебные заведения, и обеспечивать строгий индивидуальный подход к каждому абитуриенту с учетом профиля учебного заведения, его факультетов и отделений и возможности поступающего полностью пройти весь учебный процесс, в том числе производственную практику, и в дальнейшем работать по приобретенной специальности.
Вопрос о возможности обучения в высшем учебном заведении больных с психическими заболеваниями решается обязательно с учетом заключения ВКК психиатрических диспансеров.
Медицинские справки с соответствующим заключением врача возвращаются в приемную комиссию, которая после окончания приема передает медицинские справки всех вновь принятых в лечебные учреждения, обслуживающие студентов.
Всем абитуриентам, не принятым в учебное заведение, медицинские справки возвращаются для того, чтобы они могли представить их в какое-либо другое учебное заведение, к обучению в котором со стороны состояния здоровья препятствий не имеется.
Настоящий «Перечень медицинских противопоказаний к приему абитуриентов в высшие учебные заведения» состоит из следующих разделов:
Методические указания к использованию отдельных статей о болезнях и физических недостатках абитуриентов.
Список отраслей народного хозяйства и групп специальностей, для которых разработаны медицинские противопоказания.
Перечень абсолютных медицинских противопоказаний к поступлению в высшие учебные заведения.
Перечень специальностей высших учебных заведений, на которые ограничивается прием женщин.
Перечень специальностей высших учебных заведений, на которые допускается прием лиц с потерей слуха (глухота на оба уха).
Перечень специальностей высших учебных заведений, по которым разрешается подготовка специалистов из числа слепых и слабовидящих граждан (инвалидов I и II групп по зрению).
Перечень относительных медицинских противопоказаний, препятствующих поступлению в высшие учебные заведения.
Врачебное заключение о профессиональной пригодности абитуриента к специальностям, не указанным в Перечнях, или при изменении наименования специальности дается в соответствии с правилами и практикой, существующими в медицинских учреждениях, обслуживающих данное учебное заведение.

Методические указания
к использованию отдельных статей о болезнях
и физических недостатках абитуриентов

Методические указания составлены с целью уточнения содержания некоторых статей:
Статьи 1, 1а, 1б, 2, 2а. Вопрос о допуске абитуриента к поступлению в высшие учебные заведения решается только после консультации специалистов туберкулезного диспансера (отделения) с проведением углубленного клинико-рентгенологического и лабораторного обследования, при этом должна быть указана клиническая форма туберкулеза и фаза заболевания (инфильтрации, распада, обсеменения, рассасывания, уплотнения).
Лица, снятые с учета как выздоровевшие от туберкулеза, допускаются к обучению в высшем учебном заведении. Однако вопрос о пригодности к некоторым профессиям, связанным с особо неблагоприятными условиями труда (пребывание в неблагоприятных метеорологических условиях, контакт с пылью, с токсическими веществами, обладающими раздражающим действием на органы дыхания), должен решаться индивидуально.
Статья 3. Клиническая картина выраженной формы бронхоэктатической болезни характеризуется частыми (один раз в два — три месяца) обострениями со значительным повышением температуры, постоянным кашлем с обильным выделением мокроты, склонностью к частым простудным заболеваниям и многообразием стойких физикальных данных. При рентгенологическом обследовании отмечаются плевродиафрагмально-перикардиальные сращения, грубоячеистый сосудисто-бронхиальный рисунок легких и резкая его деформация. На бронхограмме — различной формы бронхоэктазы.
Статья 3а. Бронхоэктатическая болезнь с редкими обострениями (1 — 2 раза в год) наблюдается обычно в начальной стадии заболевания с малой выраженностью физикальных симптомов и медленным течением процесса. На рентгенограмме определяется усиление сосудисто-бронхиального рисунка в прикорневых и нижнемедиальных отделах легких, мешотчатые бронхоэктазы, глубокое затекание контрастного вещества с длительной задержкой его в бронхах.
Статья 4, 4а. Вопрос о профессиональной пригодности абитуриентов, больных бронхиальной астмой по соответствующим статьям, решается лечащим врачом в индивидуальном порядке, в зависимости не только от частоты, но и от длительности и тяжести приступа, эффективности лечения.
Статья 6а. На активность ревматического процесса, помимо жалоб, анамнеза, клинических данных, указывают: умеренный лейкоцитоз, палочкоядерный сдвиг, ускоренная РОЭ, характерные сдвиги со стороны некоторых иммунно-биологических показателей. На электрокардиограмме в ряде случаев констатируются удлинение интервала PQ, изменения предсердного и желудочкового комплексов. Особое внимание следует обращать на выявление вялотекущего кардита в начальном периоде болезни, имеющего много общего с клиникой кардио-тонзиллярного синдрома.
При хроническом тонзиллите показатели, характеризующие активность ревматизма, чаще бывают отрицательными.
Статья 7а. В подростковом и юношеском возрасте наиболее частой причиной нарушения кровообращения II и III степени являются приобретенные и врожденные пороки сердца.
Среди приобретенных пороков выраженное нарушение кровообращения наблюдается чаще при комбинированном митральном пороке сердца с преобладанием сужения атрио-вентрикулярного отверстия и при врожденных пороках — незаращении артериального протока, высоком дефекте в межжелудочной или межпредсердной перегородках, стенозе легочной артерии и др.
В случаях изолированной недостаточности митрального клапана без явлений нарушения кровообращения круг доступных для обучения специальностей может быть значительно расширен.
Следует помнить, что в пубертатном и юношеском периодах развития нередко наблюдаются функциональные сдвиги со стороны сердечно-сосудистой системы, определяемые общим термином «юношеское сердце», которое необходимо дифференцировать от органического поражения сердца, особенно компенсированной недостаточности двустворчатого клапана ревматической этиологии.
При «юношеском сердце» могут быть различные варианты его, как-то: юношеская гипертрофия сердца (чаще за счет левого желудочка), митральная конфигурация сердца, обусловленная небольшим выбуханием дуги легочной артерии, малое висячее или капельное сердце.
При всех трех формах нередко отмечаются функциональный систолический шум, акцент и расщепление тонов сердца.
Функциональный шум отличается непостоянством, небольшой интенсивностью, мягкостью тембра; он исчезает или значительно ослабевает при задержке дыхания с натуживанием (проба Вальсальвы).
Характерными являются также фонокардиографические показатели. На фонокардиограмме функциональный систолический шум регистрируется на низких и средних частотах (H, C1), занимает не более 1/3 — ½ систолы, между первым тоном и систолическим шумом, как правило, имеется интервал. Наибольшая амплитуда шума отмечается в V точке и в месте проекции легочной артерии.
Проба с физической нагрузкой для дифференциации шумов не характерна, усиление шума может отмечаться как при органическом, так и при функциональном его характере, за исключением шума, возникающего вследствие пониженного тонуса папиллярных мышц сердца, в связи с чем он значительно ослабевает после нагрузки.
При функциональных сдвигах сердечно-сосудистой системы может наблюдаться замедление атрио-вентрикулярной проводимости, выражающееся в удлинении интервала PQ на электрокардиограмме до 0,20», обусловленное повышением тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, сочетающейся поэтому с брадикардией. При снятии электрокардиограммы после физической нагрузки или инъекции атропина интервал PQ становиться нормальным, что является дифференциальным признаком функциональных нарушений от органических.
Профессиональная пригодность ограничена в случаях «малого сердца», когда отмечается повышенная утомляемость, наклонность к головокружениям, ортостатическому коллапсоиду, тахикардии, гипотонии.
Статьи 8, 8а, 8б, 8в. I стадия болезни, фаза А, у больных гипертонической болезнью проявляется в виде сосудисто-вегетативной (нейроциркуляторной) дистонии по гипертоническому типу. В этих случаях отмечается преимущественно транзитное повышение артериального давления (чаще под влиянием различных экзогенных факторов, нервно-психического перенапряжения), не превышающего 130 — 150 мм рт. ст., без выраженных сдвигов со стороны других гемодинамических показателей. Повышение артериального давления в этой фазе при нормальных величинах минутного объема циркуляции и фактического периферического сопротивления обусловлено дискоординацией сердечного выброса и проходимости сосудов прекапиллярного русла в результате повышения переходящего их тонуса. Повышенная реактивность артериального давления легко выявляется при применении функциональных проб с дозированной физической нагрузкой и холодовой. При пробе Мартинэ систолическое давление у таких лиц в среднем повышается на 33 мм рт. ст. (в норме не более чем на 22 мм рт. ст.) и приходит к исходным данным на 3-й минуте (реакция диастолического давления не характерна).
При холодовой пробе систолическое давление увеличивается в среднем на 14 мм рт. ст., а диастолическое — на 16 мм рт. ст. (у здоровых при проведении этой пробы артериальное давление практически не изменяется). В этой фазе болезни возможны различные жалобы, чаще невротического характера. Состояние вегетативной системы характеризуется выраженной гиперреактивностью при относительной скудности объективных данных со стороны анимальной нервной системы. Выявленная симптоматика отличается мягкостью и нестойкостью. Характерным для таких лиц является отсутствие типичных симптомов гипертонической болезни — изменений сосудов глазного дна, гипертрофии левого желудочка.
В фазе Б I стадии отмечаются более высокие и устойчивые цифры, главным образом систолического давления, в пределах 150 — 170 мм рт. ст. Диастолическое давление у лиц молодого возраста длительное время может оставаться нормальным, что приводит к увеличению пульсового давления. Под влиянием лечения артериальное давление может снижаться до нормы, а затем повышаться вновь. При проведении функциональных проб наблюдается значительный подъем артериального давления (при пробе с физической нагрузкой — только систолического), однако менее выраженный, чем в фазе А. В восстановленном периоде (при пробе с физической нагрузкой) артериальное давление, так же как и пульс, не приходит к исходным величинам на 3-й минуте. В этой фазе часто отмечаются жалобы церебрального и кардиального характера. Существенных отличий в состоянии нервной системы по сравнению с I стадией фазы А не наблюдается. Глазное дно в норме. Изменения состояния сосудов глазного дна имеют, как правило, функциональный характер. Использование более тонких диагностических методов (кампиметрия) в некоторых случаях позволяет обнаружить изменения глазного дна, не констатируемые при обычном исследовании. Симптом гипертрофии левого желудочка не характерен, и если встречается, то чаще у лиц старше 18 — 19 лет.
II стадия фазы А характеризуется одновременным повышением систолического и диастолического давления и более частой констатацией клинических симптомов, характерных для гипертонической болезни. Артериальное давление отличается стабильностью и реже нормализуется в условиях покоя. У девушек повышение артериального давления носит еще более стойкий характер. После лечения в условиях стационара независимо от пола снижение артериального давления до нормального уровня отмечается менее чем в 1/3 случаев.
Величины систолического давления чаще колеблются в пределах 150 — 160 мм рт. ст., диастолического — в пределах 90 — 100 мм рт. ст. Средние величины диастолического давления выше нормальных величин на 10% и более. В этой стадии имеет место повышение фактического периферического сопротивления.
В отличие от I стадии при проведении пробы с дозированной физической нагрузкой имеет место более затяжная реакция артериального давления и пульса в восстановительном периоде (возврат к исходным величинам на 5 — 9-й минуте) при значительно выраженной реакции пульса на нагрузку. Под влиянием холодовой пробы систолическое и диастолическое давление увеличивается на 10 мм рт. ст. и более.
Наиболее частыми жалобами в этой стадии являются головная боль, шум в голове и головокружения, повышенная раздражительность, нарушение сна, сжимающие и колющие боли в области сердца. Часто имеются указания на гипертрофию левого желудочка по данным рентгеноскопии и электрокардиографического исследования. При аускультации и фотокардиографии весьма часто обнаруживается систолический шум функционального генеза, акцент II тона на аорте.
При исследовании глазного дна обычно констатируются явления ангиопатии сетчатки. Состояние нервной системы характеризуется симптомами вегетативного невроза в сочетании с явлениями эмоциональной и сердечно-сосудистой лабильности. Субъективным выражением невротического состояния служит повышенная раздражительность, вспыльчивость, психическая истощаемость, утомляемость.
Нередко отмечается неинфекционный субфебрилитет. Функция почек, как в I стадии болезни, не нарушена. Могут наблюдаться в части случаев преходящая незначительная альбуминурия, нарушение ритма мочеобразования.
II стадия фазы Б не имеет отличия от течения болезни у лиц старшего возраста.
II стадия фазы Б и III стадия гипертонической болезни в молодом возрасте встречаются крайне редко и лишь при исключении симптоматической гипертонии (в результате заболеваний почек, эндокринной системы, коарктации аорты и других заболеваний) могут рассматриваться как гипертоническая болезнь со злокачественным течением.
Статья 8г. Диагноз гипотония следует ставить, если уровень систолического артериального давления не превышает 90 мм рт. ст., диастолическое давление при этом может быть либо нормальным, либо ниже 60 мм рт. ст.
Гипотонии в молодом (и подростковом) возрасте могут быть преходящими (транзиторными) и стабильными. Обе формы протекают либо без субъективных расстройств, либо с жалобами на головную боль, головокружения, боли в области сердца. У таких больных могут отмечаться приглушенность тонов сердца, изменения на электрокардиограмме, а также различные отклонения со стороны вегетативной нервной системы. Критерием для определения профессиональной пригодности лиц с пониженным артериальным давлением является стабильность гипотонии, наличие субъективных и объективных данных.
Вопрос профессиональной пригодности при нестойкой форме конституциональной гипотонии и отсутствии субъективных и объективных расстройств решается индивидуально. Круг доступных специальностей может быть расширен.
Статьи 10, 10а. Частыми обострениями язвенной болезни следует считать обострение 1 раз в 6 мес. и чаще. Сюда же должны быть отнесены больные язвенной болезнью, протекающей с резко выраженным болевым синдромом, с явлениями перипроцесса, значительно нарушающими функцию желудка, а также больные язвенной болезнью, сопровождающейся резкой астенизацией и упадком питания.
Статья 10б. Профессиональная пригодность при часто обостряющемся хроническом гастрите, сопровождающемся выраженным болевым синдромом, нарушением секреторной и моторной функции желудка, должна рассматриваться в соответствии со статьей 10а.
Статья 11. Для цирроза печени характерно медленно прогрессирующее течение. В статье 11 предусмотрены циррозы печени с выраженными нарушениями функции печени и нарушениями портального кровообращения. В этих случаях больные обычно нетрудоспособны. При решении вопроса о профессиональной пригодности больных в начальной стадии цирроза печени следует руководствоваться статьями 11а, 11б. Трудоспособность при сердечных циррозах (застойный цирроз Пика) определяется по основному заболеванию.
Статья 17. В статье предусматриваются тяжело протекающие и прогностически неблагоприятные анемии. Профессиональная пригодность к обучению при указанных заболеваниях значительно ограничена.
Статья 17а. К ней относятся анемии с хорошим прогнозом, поэтому круг специальностей, которым могут обучаться абитуриенты, расширен.
При низких показателях гемоглобина необходимо выяснить, не является ли эта анемия симптомом какого-либо нераспознанного заболевания, например скрытого кровотечения при язвенной болезни или гематурии при нефритах, нарушений менструального цикла, глистной инвазии и т.д.
Статья 17б. При заболеваниях, указанных в статье 17б, особо следует учитывать опасность травматизма в связи с повышенной кровоточивостью.
Статья 25. При таких видах остеохондропатии, как болезнь Шейермана — Мау, Пертеса и т.д., вопрос о возможности обучения решается лишь по окончании заболевания.
Статьи 26, 26а. При решении вопроса о профессиональной пригодности больных абитуриентов, страдающих остеомиелитом со свищами и наклонностью к частым обострениям, следует обращать внимание на локализацию процесса. В тех случаях, когда пораженный орган не принимает участие в рабочем процессе, вопрос о допуске к обучению решается врачом индивидуально.
Статья 34а. В результате перенесенных заболеваний центральной нервной системы при отсутствии выраженных нарушений со стороны интеллекта, координации движений, расстройства чувствительности может быть рассеянная микросимптоматика (нистагм, асимметрия носогубных складок, анизорефлексия, повышенная истощаемость). Противопоказаны профессии и специальности, связанные с воздействием токсических веществ, высокой температурой воздуха, пребыванием в опасных для жизни условиях (у огня, водоемов, на высоте), а также с повышенным нервно-психическим напряжением. При нарушении чувствительности, трофики вопрос о допуске к обучению в высших учебных заведениях должен решаться индивидуально с обязательным заключением невропатолога и ортопеда (или хирурга) в зависимости от способности передвижения и технических условий очного и заочного обучения.
При определении профессиональной пригодности абитуриентов с остаточными явлениями полиомиелита в зависимости от характера имеющихся нарушений (парапарез, монопарез верхних или нижних конечностей и др.) следует руководствоваться статьями 21, 27, 28, 33.
Статьи 37, 37а, 38, 38а, 39, 39а, 40, 40а. Психические заболевания не всегда являются противопоказанием к приему абитуриентов в вузы по некоторым специальностям. Так, экзогенно или соматогенно обусловленные психозы, нередко остро протекающие, по исчезновении всех болезненных явлений не служат, как правило, препятствием для поступления в вузы.
Социальная реабилитация, успешно осуществляемая в последние годы психоневрологическими учреждениями, эффективность современной терапии позволяют в отношении ряда абитуриентов с нервно-психическими заболеваниями положительно решать вопрос об их приеме в вузы, обязательно по заключению психиатрической ВКК диспансеров.
Целесообразность поступления этих абитуриентов в вузы должна определяться их возможностью пройти весь курс обучения и после окончания учебы продуктивно работать по специальности. Кроме того, при наличии у этих больных высшего образования расширяется круг смежных профессий, что облегчает профессиональную ориентацию и социально-трудовое устройство, предупреждающее преждевременную инвалидность.
Возможность обучения в вузах лиц с нервно-психическими заболеваниями обусловливается типом заболевания, его стадией, характером психопатологических синдромов, наблюдающихся вне обострения, а также степенью их компенсации. При этом учитываются трудность обучения по данной специальности, наличие профессиональных ограничений при прохождении производственной практики и возможность устройства после окончания учебы на работу.
В случаях неясного диагноза и прогноза решением психиатрической ВКК больные направляются на дополнительное амбулаторное обследование в психоневрологический диспансер для экспериментально-психологического исследования или на стационарное обследование с проведением психиатрической учебно-трудовой экспертизы.
Шизофрения. Многолетняя, глубокая ремиссия после шизо-аффективного приступа ремиттирующей шизофрении или после острой вспышки приступообразной шизофрении, а также малосимптомный, не склонный к обострениям, вяло текущий шизофренический процесс не препятствуют приему абитуриентов в вузы по ряду специальностей. Однако при этом противопоказаны специальности, связанные с профессиональными вредностями, пребыванием в экстремальных условиях, требующих общения с большим коллективом (педагогическая, лечебная и административная работа), а также особо ответственные. Абсолютно противопоказаны профессии, связанные с летно-водительской производственной практикой или с безопасностью транспорта.
Установление противопоказаний при ремиттирующей шизофрении, дающей стойкую ремиссию (типа интермиссий) при полном отсутствии изменений личности после шизо-аффективного приступа, производится по статье 39а.
Непрерывная шизофрения, протекающая без прогредиентных тенденций на уровне неврозоподобных и психопатодобных расстройств, может решением психиатрической ВКК рассматриваться по статье 40а.
Противопоказан прием в вузы абитуриентов с подострыми проявлениями болезни, неустойчивой ремиссией или условной ремиссией, с дефектом, при котором, в частности, отмечаются стойкие нарушения мышления, затрудняющие интеллектуальную деятельность, психопатическое поведение с отсутствием критического отношения к себе и эмоционально-волевое снижение с утратой интереса к учебе.
Эпилепсия. Благоприятное лечение заболевания с судорожными припадками, возникающими преимущественно в ночное время и не чаще 1 раза в 3 — 4 мес., при сохранности личности, способности и интереса к учебе не мешает получению высшего образования по некоторым специальностям.
Единичные в течение года приступы височной и диэнцефальной локализации без тенденции заболевания к прогредиентности или редко возникающие иные виды эпилептиформных пароксизмов при отсутствии психических нарушений вне приступов не являются основанием для отказа в приеме в вузы по ряду специальностей и профессий. Противопоказанными следует считать профессии, связанные с работой на высоте, у водоемов, огня, движущихся механизмов, на транспорте, в условиях воздействия высокой температуры, токов высокого напряжения и химических веществ, в районах, отдаленных от населенных пунктов, а также специальности педагогов и воспитателей.
При оценке качества терапевтической ремиссии необходимо учитывать интенсивность и длительность проводимой терапии, индивидуальную медикаментозную переносимость и степень выраженности побочного действия лекарственных препаратов, затрудняющих интеллектуальную деятельность. В случаях терапевтической ремиссии вопрос о поступлении в вузы решается положительно при отсутствии тенденции заболевания к прогредиентному течению и при наличии полной социально-трудовой компенсации.
Частые судорожные припадки или иные пароксизмальные состояния, резистентные к терапии, а также изменения личности по эпилептическому типу, интеллектуально-мнестические расстройства, сумеречные состояния и выраженные дисфории исключают возможность обучения в вузах.
Циклотимия и маниакально-депрессивный психоз. Циклотимия с редкими, легкими и непродолжительными приступами без аффективных колебаний в межприступном периоде, а также единичные (два — три) в анамнезе кратковременного маниакально-депрессивного психоза при наличии длительных и стойких интермиссий не препятствуют поступлению в вузы для получения некоторых специальностей.
Многофазные моно- или биполярные формы циклотимии и маниакально-депрессивный психоз являются противопоказанием к поступлению в вузы.
Неврозы и психопатии. Излеченные или устойчиво компенсированные неврозы обычно не являются противопоказанием к приему в вузы. При этом необходимо руководствоваться не наличием в отдаленном анамнезе диагноза «невроз», который порой часто ставится врачами-терапевтами, а состоянием абитуриентов к моменту освидетельствования. Учитывая трудность дифференциации неврозов и психопатий с начальными вяло текущими формами процессуальных заболеваний, диагнозы указанных заболеваний на основе динамического наблюдения должны выставляться врачами-психиатрами. Сомнения в диагнозах и учебно-трудовом прогнозе разрешаются комиссией в условиях невропсихиатрического стационара.
Ограничения при неврозах и психопатиях возникают в случаях редких суб- или декомпенсаций со склонностью к кратковременным невротическим состояниям, психоастеническим реакциям и легким ипохондрическим фиксациям, не приводящим к стойкой нетрудоспособности.
Астено-невротические, ипохондрические и некоторые другие патохарактерологические особенности развития с непрогредиентной динамикой, установленные в условиях стационара, решением психиатрической ВКК могут приравняться к нерезко выраженным психопатиям, допускающим прием по ряду специальностей.
Затяжные неврозы и выраженные формы психопатий, значительно снижающие возможности социальной и учебно-трудовой адаптации, являются противопоказанием к приему абитуриентов в вузы.
Статьи 41, 41а, 41б. К этим статьям относятся многие заболевания, сопровождающиеся понижением слуха: адгезивные отиты, неоперированный отосклероз, врожденные аномалии развития уха, состояние после мастоидостомии и т.п., за исключением кохлеарного неврита (см. статью 50). Для исключения кохлеарного неврита всем лицам с заболеваниями ушей и понижением слуха должна проводиться аудиометрия.
При наличии хронического отита одновременно следует применять соответствующие статьи (42).
Статья 42. К этой статье следует относить также состояние после радикальной операции на ухе, проведенной по поводу хронического гнойного отита. При наличии этого заболевания, кроме обязательной аудиометрии, необходимо исследование вестибулярного аппарата с целью исключения часто наблюдающейся после радикальной операции на ухе вестибулопатии.
При наличии вторичного кохлеарного неврита одновременно применяется статья 50, при вестибулопатии — 43 или 43а.
Статья 43. Предусматривает тяжелые формы вестибулярных расстройств органического или функционального характера, а также приступы болезни Меньера, которые подтверждаются справками специализированных учреждений. В этом случае необходимо дополнительное обследование невропатологом.
Статья 43а. Статья касается лиц с резко повышенной чувствительностью к укачиванию при отсутствии симптомов вестибулярных расстройств.
Повышенная чувствительность вестибулярного аппарата выявляется путем «отолитовой» реакции Воячека (ОР).
Проведение этого исследования особенно необходимо при приеме абитуриентов по специальностям, предъявляющим повышенные требования к вестибулярному анализатору.
Статья 47. К статье относятся заболевания придаточных пазух носа, плохо поддающиеся как консервативному, так и хирургическому лечению, сопровождающиеся рецидивирующим полипозом носа или без него.
Статья 50. При приеме абитуриентов по специальностям, связанным с работой в условиях интенсивного шума (моторо- и самолетостроение, судостроение, прядильно-ткацкое производство, котельные цехи и т.п.), необходимо проводить дополнительные исследования слуха — аудиометрию с целью выявления начальных форм кохлеарного неврита (снижение слуховой чувствительности на высокие тоны — 4000 — 8000 Гц). Лица с этими изменениями не должны допускаться к работе в условиях интенсивного шума даже при сохранении у них нормального восприятия шепотной речи.
К этой статье относится также состояние после операции стапедопластики.
Статья 51. Вопрос о возможности обучения больного абитуриента в высшем учебном заведении должен решаться строго индивидуально. Вопрос о допуске к обучению в высших учебных заведениях лиц, заболевших лепрой и находящихся под диспансерным наблюдением, решается специалистами учреждения, наблюдающими за больными. Препятствием к дневному обучению является заболевание лепроматозным типом лепры — независимо от того, лечится больной или находится под диспансерным наблюдением. Больные этим типом лепры, переведенные на диспансерное наблюдение, могут допускаться только к заочному обучению.
Больные туберкулоидным или недифференцированным типами лепры, состоящие под диспансерным наблюдением, могут допускаться к дневному обучению. В период амбулаторного лечения они могут быть допущены к заочному обучению. Лица, переболевшие лепрой, не должны допускаться к обучению в высшие учебные заведения, готовящие специалистов для работы в детских, медицинских, педагогических учреждениях, пищевых и коммунальных предприятиях.
Лица, переболевшие лепрой и имеющие участки анестезии кожи, контрактуры, не должны допускаться к обучению специальностям, работа по которым будет связана с повышенной опасностью травматизма (горячие и химические цехи, подземные работы), возможностью обморожения и т.д.
Статья 51а. При заболеваниях, указанных в данной статье, противопоказано прохождение производственной практики и последующая работа, связанная с воздействием раздражающих и чрезмерно загрязняющих кожу веществ.
При заболевании эритематозной волчанкой и фотодерматозом противопоказана работа в условиях искусственного и естественного лучевого воздействия (на открытом воздухе, электросварка, около печей и т.п.).
Статьи 52, 52а, 52б, 52в. Острота зрения всегда учитывается с коррекцией, за исключением тех случаев, когда профессия не допускает ношения очков. На обучение профессиям, связанным с повышенной опасностью для жизни работающего или окружающих его людей, не могут допускаться лица, имеющие остроту зрения ниже 1,0 на оба глаза (без коррекции). Слова «без коррекции» означают не отсутствие коррекции, а невозможность работать в очках в некоторых профессиях. Во всех случаях необходимо исследовать и суммарную остроту зрения (при обоих открытых глазах). Если суммарная острота зрения выше, чем острота зрения лучше видящего глаза, следует учесть это для возможности расширения показаний в индивидуальном порядке. При определении оптимальной коррекции, когда установить истинную рефракцию (в состоянии циклоплегии) почему-либо невозможно, следует использовать скиаскопию и учитывать объем аккомодации, чтобы исключить вероятность значительного напряжения аккомодации, маскирующего гиперметропию или симулирующего миопию. Коррекция, с которой субъективно достигается максимальная острота зрения каждого глаза, должна быть переносимой при двух открытых глазах. У взрослых, как правило, не допускается разница в силе корригирующих стекол более 2,0 D (если обследуемый ранее не пользовался очками с большой разницей в силе стекол), у подростков нередко можно повысить эту разницу (иногда до 5,0 D), но в каждом конкретном случае следует убедиться в том, что острота зрения при двух открытых глазах с назначаемой коррекцией выше, чем острота зрения лучше видящего глаза. Низкая острота зрения является относительным противопоказанием в тех случаях, когда коррекция очками не достигает полной остроты зрения (0,5 — 0,4), но низкие функциональные показатели на протяжении ряда лет остаются стабильными (т.е. не прогрессируют). При этом необходимо иметь подробную выписку из истории болезни с данными о динамике функциональных показателей за несколько лет.
Примечание. При значительной разнице в силе корригирующих стекол (2,0 D и более) следует децентрировать стекла в очках для работы (по вертикали), чтобы уравнять их призматический эффект.

Читайте также:  Бронхиальная астма лечение голд

Статья 53. Понятие «высокая миопия» следует дифференцировать в зависимости от возраста. Для подростков до 17 лет считается «высокая миопия» выше 7,0 D, старше 17 лет — миопия выше 10,0 D. При этом следует учитывать, что любая миопия, коррегирующаяся для полной остроты зрения, является относительным противопоказанием для профессий, требующих высокой точности труда.
Миопия выше 0,6 D, а также миопия с характерными изменениями на глазном дне, независимо от ее степени, являются абсолютными противопоказаниями для профессий, связанных с резкими перепадами физической нагрузки, с необходимостью длительной работы в наклонном положении, ввиду опасности отслойки сетчатки и кровоизлияний в ткани и полости глаза.
Статья 62. При юношеской глаукоме (или других ее формах) возможна только легкая зрительная и физическая нагрузка.
Необходим индивидуальный подход к выбору профессий в зависимости от внутриглазного давления и сохранности функций.
При медицинском отборе абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения МПС, выпускающие специалистов для работы в профессиях, связанных с безопасностью движения поездов, надлежит также руководствоваться правилами медицинского освидетельствования, введенными в действие указаниями МПС N Е-23443 от 26.09.1961.
В остальных случаях отбор абитуриентов проводится на общих основаниях.
При медицинском отборе абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения, обучение в которых и дальнейшая работа по специальности связаны с необходимостью совершать полеты, следует дополнительно руководствоваться медицинскими противопоказаниями для летного состава.
При отборе абитуриентов, поступающих в высшие морские специальные учебные заведения, надлежит руководствоваться инструкциями по медицинскому освидетельствованию вновь поступающих и старослужащих работников плавсостава, утвержденными Министерством здравоохранения СССР 23.08.1954 и согласованными с Министерством морского флота 06.10.1954.
При отборе абитуриентов, поступающих в речные учебные заведения, надлежит руководство ваться Инструкцией по медицинскому освидетельствованию вновь поступающих и старослужащих плавсостава, работников обстановки пути и гидросооружений речного флота СССР, утвержденной Министерством здравоохранения СССР 02.11.1950, раздел VI.
При отборе абитуриентов в высшие физкультурные учебные заведения следует, помимо данного Перечня, руководствоваться Перечнем медицинских противопоказаний к приему абитуриентов в высшие и средние физкультурные учебные заведения, утвержденным 26.07.1971.

Читайте также:  Дыхательная недостаточность при приступе бронхиальной астмы

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *