Меню Рубрики

В стационар с ребенком при астме

Существует множество заболеваний, которые представляют опасность для жизни человека. Одним из них является бронхиальная астма. Вылечить данную патологию полностью нельзя, но можно держать под контролем. Опасность представляют приступы, которые начинаются неожиданно. Многие пациенты научились справляться с приступами в домашних условиях. Особенно тяжело детям, ведь они не всегда понимают и могут объяснить, что с ними происходит. В такие моменты необходима медицинская помощь. Рассмотрим, в чем заключается сестринский уход при бронхиальной астме. Каковы его принципы и особенности?

Несколько слов о самой болезни. Бронхиальная астма относится к аллергическим заболеваниям. Источником могут стать продукты, пыль, пыльца растений, шерсть животных. Стойкий аллергический воспалительный процесс дыхательных путей захватывает слизистую носа и распространяется до самых мелких бронхов и бронхиол. Один из характеризующих признаков патологии — это приступы удушья. На то, как будет развиваться болезнь, влияет множество разных факторов. К таким относят:

  • Наследственную предрасположенность.
  • Повышенную чувствительность бронхов.
  • Повышенное количество иммуноглобулинов Е.

Бронхиальная астма часто встречается в детском возрасте. И одной из причин развития патологии являются частые респираторные заболевания. В этом случае сестринский уход при атопической бронхиальной астме включает информирование взрослых о важности профилактики простудных заболеваний. Если болезнь не проходит продолжительное время, то это может привести к инвалидизации ребенка в самых тяжелых формах, даже к смерти.

Для каждого случая лечение подбирается индивидуально. В него входит:

  • Соблюдение диеты.
  • Проведение медикаментозной терапии.

В силу того, что приступы повторяются и представляют опасность для жизни, родители больных детей и взрослые должны уметь пользоваться ингалятором. Обучить этому обязана медицинская сестра. В чем заключается сестринский уход при бронхиальной астме, рассмотрим далее.

Необходимо соблюдать при таком заболевании, как бронхиальная астма, уход и сестринский процесс в отношении пациента. Это залог скорейшего выздоровления и снижения частоты приступов болезни.

Хочется отметить, что сестринский уход может быть:

  • Зависимым. Медсестра выполняет указания врача.
  • Взаимозависимым. Процесс осуществляет вся медицинская бригада.
  • Независимым. Медсестра действует самостоятельно.

Рассмотрим этапы сестринского процесса при бронхиальной астме:

1. Опрос пациента и сбор информации о развитии заболевания. Важно получить следующие данные:

  • В случае с детьми, опрашивают родителей или родственников.
  • Выявление сопутствующих патологий у пациента.
  • Наличие аллергических заболеваний у родителей или родственников.
  • Непереносимость лекарственных препаратов.
  • Выясняют, как часто случаются приступы, свистящее дыхание, отдышка.
  • Характер кашля в утренние и ночные часы.

2. Проводят осмотр пациента:

  • Занятая поза пациента.
  • Состояние кожных покровов.
  • Имеются ли хрипы.
  • Каков характер отдышки.

Характер сердечного ритма.

3. Выделяют имеющиеся проблемы у пациента:

  • Нарушение дыхания.
  • Отсутствие аппетита.
  • Проблемы со сном.
  • Имеется ли отдышка.
  • Кашель с вязкой мокротой.
  • Тахикардия. При этом возрастает риск развития пневмоторекса, сердечной недостаточности, эмфиземы, ателектаза.

4. Планируется оптимальный уход за пациентом, который согласовывается с лечащим врачом.

5. Реализация плана, а именно, сестринский уход за пациентами с бронхиальной астмой.

6. Оценивание результата ухода, прогноз для пациента на будущее.

Далее рассмотрим действия медицинской сестры в условиях стационара.

Сестринский уход в стационаре должен состоять из следующих пунктов:

  • Оказывать психологическую поддержку пациенту. Следить за соблюдением режима дня. Расширять багаж знаний о бронхиальной астме, о ее профилактике и особенностях лечения.
  • Необходимо организовать правильный рацион и осуществлять контроль за соблюдением режима питания.
  • Правильно организовать досуг пациента.
  • В палате должна проводиться регулярная влажная уборка, проветривание. Это существенно снизит риск развития приступов у пациента. Контролировать регулярную смену белья.

Сестринский уход при бронхиальной астме будет эффективным при соблюдении всех этапов.

Как указано выше, у пациента при бронхиальной астме есть проблемы, угрожающие и усложняющие жизнь, которые уметь решать входит в обязанности медицинской сестры. Перечислим еще раз эти проблемы:

Все эти состояния существует вероятность перенести при бронхиальной астме. Как необходимо действовать в таких ситуациях, в чем заключается сестринский уход?

При кашле с мокротой действия должны быть следующими:

  • Обеспечить введение бронходилататоров при помощи небулайзера.
  • Своевременно давать муколитики перорально, назначенные врачом.
  • Оказывать содействие в использовании ингалятора. Может быть «Амброксол», « Ацитилцистеин».
  • Контролировать выход секрета у тяжелобольных пациентов.
  • Фиксировать в листе наблюдения: частоту и особенности дыхания, цвет кожных покровов, характер отделяемого секрета.

Действия при панике у больного бронхиальной астмой.

В начале приступа пациентов охватывает чувство паники, страх удушья. Сестринский уход заключается в следующих шагах:

    Провести спокойную и убедительную беседу спациентом, объяснить механизм возникновения.

Сестринский уход при бронхиальной астме у детей обязательно включает обучение родителей. Контролировать свои эмоции и спокойно приступать к оперативной помощи. А также снимать стресс у ребенка.

Далее рассмотрим сестринский уход в решении более сложных ситуаций.

Состояние дыхательной недостаточности характеризуется учащением пульса, поднятием артериального давления, приступами тахикардии. Сестринский уход заключается в контролировании сердечных показателей и нормализации их в течение суток. Контроль необходимо сохранять после приступа еще час. Возможно назначение врачом «Нефидипина» или «Кордафена». Нельзя в такие периоды назначать бетаблокаторы.

Удушье является довольно опасным для пациента состоянием. В чем заключается сестринский уход в таких случаях:

  • Помочь человеку занять сидячее положение.
  • Ослабить ворот, освободить от тесной одежды.
  • В помещение обеспечить хороший приток воздуха.
  • Провести ингаляцию с препаратом «Атровент» для взрослых, для детей используют «Сальбутамол».
  • Только по назначению врача вводить «Эуфиллин».
  • Необходимо подготовить кислородный аппарат, если ситуация усугубится.

Если наблюдается гипоксия у пациента, сестра должна проводить повторные кислородные ингаляции. В течение суток вести наблюдение за пациентом. У ребенка при гипоксии, как правило, может сильно снизиться артериальное давление. В этом случае необходимо ввести «Кордиамин» или «Этимизол» внутримышечно. После инъекций важно следить за такими показателями, как пульс, давление, температура, дыхание. Сестринский уход при бронхиальной астме в моменты обострений играет самую важную роль, так как есть угроза жизни пациента. От поведения медицинского персонала зависит жизнь пациента.

Сестринский уход при бронхиальной астме у детей основывается на активной работе с родителями:

  • Необходимо провести беседу с родителями о необходимости стационарного лечения. Также о важности исполнения всех предписаний врача, о возможных осложнениях. Рассказать о соблюдении щадящего режима ребенком, особенно, что касается органов дыхания.
  • Родители должны способствовать соблюдению диеты ребенком.
  • Маме и папе необходимо объяснить важность эмоционального состояния малыша. Нервные стрессы и перенапряжение повышают риск развития приступа.
  • Если ребенок проходит лечение в стационаре, пусть с ним будут его любимые книги, игрушки.
  • Необходимо осуществлять контроль над проведением влажной уборки, проветривания, соблюдением гигиенических процедур.
  • Важно обучить родителей пользоваться ингалятором и вести дневник контроля над состоянием ребенка. При прохождении процедур сестра должна присутствовать и осуществлять контроль над их проведением.
  • По окончании стационарного лечения медсестра должна объяснить ребенку и родителям важность соблюдения диеты, предписаний врача и регулярных осмотров.

Бронхиальной астмой болеют не только дети, но и взрослые. Рассмотрим особенности ухода за ними.

Сестринский уход при бронхиальной астме у взрослых заключается в следующем:

  • Обеспечение соблюдения палатного режима пациентом.
  • Своевременно проветривать и осуществлять влажную уборку помещения.
  • Эффективность лечения поддерживать соблюдением гипоаллергенной диеты, следить за тем, что приносят родственники больному, провести с ними на этот счет беседу, чтобы исключить любые аллергены.
  • Регулярно проводить наблюдения и фиксировать их в специальном журнале. За ЧСС, артериальным давлением, температурой, цветом кожных покровов, частотой дыхания.
  • Обучить пользоваться карманным ингалятором.

Приступ может начаться неожиданно и быстро развиваться. Появляется отдышка, кожные покровы синеют, дыхание становится свистящим, шумным.

Действие сестры в таких случаях заключаются в следующем:

  • Прежде всего, обеспечить приток воздуха.
  • Ввести внутривенно «Эуфиллин» с изотоническим раствором «Хлорида натрия».
  • Необходимо выяснить, сколько раз использовал пациент ингалятор, и какой, чтобы не ухудшить состояние пациента из-за передозировки препарата.
  • Если пульс выше 90 ударов в минуту, необходимо введение «Строфантина», «Коргликона» подкожно или «Эфедрина» внутримышечно.
  • Провести ингаляцию с препаратом «Астмопент», «Сальбутамол».
  • Ингаляции с увлажненным кислородом.
  • Регулярно измерять пульс, следить за кашлем, отхождением мокроты, за дыханием и АД.

Все препараты медицинская сестра должна вводить строго по назначению врача. Если приступ затягивается, и проводимая терапия не оказывает должного эффекта, такое состояние называется астматическим статусом.

Это приступ удушья в затянувшейся форме. Этому состоянию характерны еще такие признаки:

  • Дыхательная недостаточность.
  • Бронхолитики не оказывают должного эффекта.
  • Дыхание шумное.
  • Синюшность кожных покровов и слизистой.
  • Одутловатость лица.
  • Артериальное давление низкое, при этом наблюдается тахикардия.
  • Также можно заметить заторможенность пациента.

При таких симптомах необходима срочная реанимация пациента. Сестринский уход при бронхиальной астме в реанимации заключается в следующем:

  • Запретить применение карманного ингалятора.
  • Провести кислородную терапию.
  • Провести инфузионную терапию.
  • Ввести «Эуффилин» внутривенно.
  • «Гепарин» внутривенно.
  • «Преднизадол» внутривенно каждые 4 часа.

Особенности сестринского ухода при бронхиальной астме заключаются в умении сохранять спокойствие, выполнять указания врача, не допускать состояния паники у пациента. Также сестра должна уметь обращаться с инновационными техническими средствами и применять новые методики в оказании помощи.

Для того чтобы проводить реанимационные действия, она должна иметь специальное образование.

Очень большую роль играет сестринский уход за больными бронхиальной астмой. Именно медсестра ведет наблюдение, замечая и фиксируя все изменения. Выделим несколько целей, в которых заключается сестринский уход:

  • Снизить или исключить приступы в ночное время.
  • Исключить обращения за неотложной помощью.
  • Обострения снизить до минимума.
  • Нормализовать функцию легких.
  • Снизить риск проявления побочных реакций от противоастматических препаратов.
  • Достигнуть долгого периода ремиссии.

Цели достигаются при грамотном выполнении всех этапов сестринского ухода за больным бронхиальной астмой. Это очень важно.

Принципы сестринского ухода при бронхиальной астме следующие:

  • Улучшение качества жизни пациента.
  • Облегчение состояния.
  • Подготовка пациента к возможным методам исследования.
  • Выполнение врачебных предписаний.
  • Устранение внешних раздражителей.
  • Недопущение нервного возбуждения и переутомлений.
  • Помощь в адаптации в социуме.
  • Проведение профилактических мер обострения заболевания.

Из статьи видно, как важен сестринский уход при бронхиальной астме. Медицина не стоит на месте, методы лечения болезни совершенствуются. Разработаны обучающие программы по купированию приступов для детей и родителей. Они заметно уменьшают число обострений, примерно в 2,5 раза. Это улучшает качество жизни пациентов и повышает эффективность лечения.

источник

Лечение бронхиальной астмы в домашнем стационаре (СД) определяется формой заболевания и периодом болезни.

При тяжелых приступах бронхиальной астмы у детей, а также при невозможности в домашних условиях исключить влияние на ребенка аллергена необходима госпитализация. В таких случаях домашний стационар организуется на втором этапе лечения. При легком приступе необходимо создать в семье спокойную обстановку, обеспечить приток воздуха, проведение отвлекающих процедур (ручные ванны).

Рекомендуется применение бронхоспазмолитических средств внутрь и в ингаляциях. Внутрь могут применяться: изадрин, алупент (детям до 6 лет — по 1/5 таблетки), эфедрин, эуфиллин, теофедрин антастман (в такой же дозировке, как теофедрин), солутан (по 1 капле на 1 год жизни).

В виде ингаляции могут быть использованы изадрин, новодрин, эуспиран, астмопент, алупент, сальбутамол, вентолин, беротек (3 раза в день). Выбор препаратов для назначения внутрь и в ингаляциях, их сочетание проводятся с учетом их эффективности и индивидуальной переносимости. Купирование среднего приступа астмы целесообразно начинать с назначения быстродействующих препаратов симпатомиметического ряда. Ребенку следует провести ингаляцию одного из лекарственных соединений: эуспирана, новодрина, алупента, астмопента, сальбутамола, беротека, вентолина. При отсутствии эффекта для купирования приступа можно применить подкожное введение 0,1 % раствора адреналина. Эффективно также внутримышечное или подкожное введение алупента из расчета 0,025 мг на 1 кг тела, тербуталина (бриканила) 0,01 мг на 1 кг тела.

После снятия острых проявлений такого приступа для стабилизации состояния ребенка следует провести шестидневный курс лечения эуфиллином с эфедрином внутрь, назначая разовую дозу препаратов 3 раза в день. В комплексном лечении легкого и средне-тяжелого приступов бронхиальной астмы необходимо использовать антигистаминные препараты (димедрол, диазолин, пипольфен, супрастин, тавегил, аналлерин, фенкарол), муколитики (3 % раствор йодида калия внутрь, бромгексин), отхаркивающие (термопсис, ипекакуана, сенега, сок подорожника), пиридоксин, кальция пантотенат, аскорбиновая кислота.

Для снятия приступа бронхиальной астмы можно применять электрофорез адреналина или эуфиллина на грудную клетку (№ 3) в сочетании с токами УВЧ на солнечное сплетение (№ 3—5) с последующим переходом на электрофорез сульфата магния (№ 7—10).

Антибактериальная терапия показана при возникновении приступа на фоне обострения хронических очагов инфекции, а также в случае присоединения бронхолегочной патологии. Ее проводят с учетом переносимости, а также тяжести присоединившейся инфекции. В межприступном периоде показаны ингаляции интала или задитена, а также ЛФК, иглорефлексотерапия. Педиатрический стационар используется при следующих заболеваниях органов кровообращения: ревматизм, инфекционно-аллергический миокардит, токсико-аллергический тонзиллит.

Отбор больных производится участковым врачом-педиатром совместно с кардиоревматологом со строго индивидуальным подходом к каждому ребенку. Для этого необходимо всестороннее инструментально-лабораторное обследование ребенка в поликлинике или детском диагностическом центре, которое должно включать:

  1. анализы крови и мочи, анализ кала на яйца глист;
  2. мазок слизи из зева и миндалин на флору, чувствительность микроорганизмов к антибактериальным препаратам;
  3. анализ крови на общий белок и белковые фракции, С-реактивный протеин, сиа-ловую кислоту, АСЛ-0 и ДФА; иммуноглобулины;
  4. ЭКГ и ФКГ;
  5. рентгенологическое и ультразвуковое исследование сердца.

На протяжении первых 10 дней врач посещает больного ежедневно, медицинская сестра проводит необходимые манипуляции и следит за выполнением врачебных назначений. Домашний стационар при ревматизме организуют с учетом течения и формы заболевания и в зависимости от активности воспалительного процесса. В случае острого течения с выраженной активностью процесса (II—III степень) все дети подлежат госпитализации. В начале заболевания обязателен строгий постельный режим в течение 10—12 дней. В дальнейшем в зависимости от течения заболевания и активности процесса ребенка переводят на постельный режим (до 21 дня), при котором возможны прогулки на свежем воздухе с ограниченными физическими нагрузками. С 21-го по 41—45-й день рекомендован полупостельный режим с небольшими физическими нагрузками. Питание больных должно быть полноценным, с повышенным содержанием витаминов и калия.

Медикаментозная терапия должна быть направлена на активную борьбу со стрептококковой инфекцией, подавление воспалительного процесса, уменьшение сенсибилизации. Антибактериальную терапию начинают 10-дневным курсом бензилпенициллина, который в дальнейшем заменяют бициллином-3 (6 инъекций). После этого круглогодично применяют бициллин-5.

Противовоспалительную терапию проводят ацетилсалициловой кислотой, хлотазолом. В целях десенсибилизации назначают димедрол, который через 10 дней заменяют супрастином. Одно-временно показано применение кокарбоксилазы ежедневно или тиамина и пиридоксина, чередуя их через день, внутримышечно на протяжении 20 дней.

Внимание!
Использование материалов сайта «www.my-doktor.ru» возможно только с письменного разрешения Администрации сайта. В противном случае любая перепечатка материалов сайта (даже с установленной ссылкой на оригинал) является нарушением Федерального закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» и влечет за собой судебное разбирательство в соответствии с Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации.

Советы детского гастроэнтеролога (вопрос-ответ)
Как часто мы задаем себе вопросы, которые касаются питания ребенка, и не находим правильных ответов. Хотите их решить? Обращайтесь за советом к специалисту гастроэнтерологу. Нужно ли лечить лямблиоз у ребенка? Моей дочке 3 годика. Недавно анализ кала показал цисты лямблий. Проконсультировались .

Консультирует педиатр (вопрос-ответ)
У родителей возникают все новые и новые вопросы, касающиеся здоровья детишек. Наш специалист всегда готов дать полезную подсказку. Что могут означать мешки под глазами у ребенка? У сыночка (1 год 4 месяца) с самого рождения появляются припухлости («мешочки&raqu o;) под глазами. В районной .

Важные вопросы детскому гастроэнтерологу (вопрос-ответ)
Пищеварение в норме Как бороться с запорами у трехмесячного грудничка? Малышка уже две недели не может сама сходить по-большому. Я слышала; что ставить клизму вредно, поэтому раз в три дня «очищаемся&raq uo; с помощью кусочка глицериновой свечки или детского мыла. Ем практически один кефир, .

Задаем вопросы педиатру (вопрос-ответ)
Какой термометр выбрать для измерения температуры новорожденного? Нужно ли лечить повышенное потоотделение у ребенка? У родителей возникают все новые вопросы, касающиеся здоровья детишек. Наш специалист готов ответить! Повышенное потоотделение у ребенка Мой сын-дошкольник во сне потеет. Даже ес .

Задай вопрос педиатру (вопрос-ответ)
Родителям важно не упустить начало болезни у ребенка. Вовремя заданные квалифицированному специалисту вопросы дают возможность не только получить точную информацию о симптомах недуга, но и предупредить его развитие. Что такое микроб Протеус Редгара? Моему мальчику 1 год 8 месяцев. Анализ показ .

Читайте также:  Влияние сигарет на астму

Как похудеть, не выходя из дома?
Быть стройными и подтянутыми хочется всем. Но не у всех для этого есть сила воли, финансовые возможности и необходимая мотивация. Если верить статистике, то о похудении мечтают две трети представительниц прекрасного пола. Диеты, специальные чудо-препараты для стройности и спорт для большинства .

Небезопасная косметика
Спорить о том, насколько вредна или полезна косметика, широко представленная на современном рынке, принято в течение последнего десятилетия. Кто-то находит в косметической продукции больше плюсов, для других очевидны минусы, и все они приводят собственные аргументы относительно своего мнения, и .

Косметика Natura Siberica
Каждый современный человек вынужден проживать в неблагоприятной экологической обстановке – число выхлопных газов, сверхразвитая химическая промышленность и прочие неприятности окружающей среды превышают любые разумные пределы. И поэтому в любой стране мира ценятся натуральные компоненты, .

источник

Показаниями для госпитализации больных с бронхиальной астмой служат:

1. Обострение бронхиальной астмы средней тяжести при отсутствии эффекта от лечения в течение часа.

2. Тяжелое и жизнеугрожающее обострения бронхиальной астмы.

3. Отсутствие условий для оказания квалифицированной помощи и наблюдения за больным в динамике на амбулаторном этапе.

4. Больные, составляющие группу риска неблагоприятного исхода заболевания. При сборе анамнеза у пациента с обострением бронхиальной астмы необходимо тщательно анализировать наличие факторов, ассоциированных с развитием жизнеугрожающего обострения астмы (группа риска неблагоприятного исхода).

1. Наличие в анамнезе жизнеугрожающего обострения бронхиальной астмы.

2. Наличие в анамнезе эпизода ИВЛ по поводу обострения бронхиальной астмы.

3. Наличие в анамнезе пневмоторакса или пневмомедиастинума.

4. Госпитализация или обращение за экстренной медицинской помощью в течение последнего месяца.

5. Более двух госпитализаций в течение последнего года.

6. Более трех обращений за экстренной медицинской помощью за последний год.

7. Использование более 2 баллончиков бета-агонистов короткого действия за последний месяц.

8. Недавнее уменьшение или полное прекращение приема ГКС.

9. Наличие сопутствующих заболеваний (например заболеваний сердечно-сосудистой системы или хроническая обструктивная болезнь легких).

11. Социально-экономические факторы (низкий доход, недоступность медикаментов).

12. Низкая приверженность к терапии. При тяжелом и жизнеугрожающем обострении состояние больного оценивается каждые 15-30 минут.

Мониторирование состояния больного включает:

1. Оценку клинических симптомов

2. Определение ПСВ или ОФВ1

3. Определение Sa кислорода и газового состава артериальной крови при Sa кислорода менее 92%

4. Определение кислотно-основного состояния

5. Определение содержания калия в сыворотке крови

7. Рентгенографию органов грудной клетки (при поступлении).

Начало лечения не следует откладывать из-за лабораторных измерений. Сбор анамнеза и физикальное обследование больного во время обострения имеют важное значение для выбора последующего лечения.

При первичном осмотре больного необходимо:

1. Оценить тяжесть обострения, провести пикфлоуметрию с определением ПСВ.

2. Определить характер проводимой прежде терапии: бронхолитики, глюкокортикоиды и их дозы.

3. Уточнить длительность обострения и его возможные причины, предшествующие госпитализации по поводу бронхиальной астмы, наличие астматических статуств (или ТОБА) в анамнезе.

4. Провести физикальное обследование для оценки тяжести обострения и выявления возможных осложнений (пневмоторакса, пневмомедиастинума, ателектазов и др.).

Показаниями для назначения ГКС при обострении астмы являются:

1. Неэффективность применения бета2-агонистов короткого действия.

2. Среднетяжелые, тяжелые или жизнеугрожающие обострения астмы. 3. Гормонозависимые пациенты.

Можно выделить две рекомендуемые схемы для применения ГКС:

1. Эксперты EPR-2 рекомендуют назначать системные ГКС (преднизон, преднизолон, метилпреднизолон) по 120-180 мг/сутки перорально в три или четыре приема в течение 48 часов, затем 60-80 мг/сутки до тех пор, пока ПСВ не достигнет 70% от должного или индивидуально лучшего показателя, после чего сохраняется 40-60 мг в сутки перорально в один или два приема. Возможно применение гидрокортизона 200 мг внутривенно.

2. Британским торакальным и Канадским обществами рекомендуются другие дозы: 30-60 мг/сутки преднизолона перорально или гидрокортизон 200 мг внутривенно каждые 6 часов. Назначенную суточную дозу препарата сохраняют без снижения в течение 7-14 дней или до исчезновения ночных симптомов бронхиальной астмы, нормализации физической активности, повышения ПСВ до лучших для пациента значений (80% от максимального показателя), после чего следует одномоментная отмена препарата (если пациент не получал до этого системные ГКС в качестве базистной терапии). При этом особо указывается на возможность одномоментной отмены препарата при длительности терапии ГКС 15 дней и менее. В качестве бронхолитической терапии используют комбинацию бета 2-агонистов и холинолитиков, которые вводят через небулайзер или спейсер каждые 20 минут еще в течение часа. Если через 20 минут после последней ингаляции ПСВ более 50% от должного или индивидуально лучшего пациента значения, улучшилось клиническое состояние пациента, то продолжают ингаляции вентолина (возможно в сочетании с холинолитиками) по 2,5 мг через небулайзер или 400 мкг через спейсер каждый час до ПСВ более 60-70% от должного, затем по 2,5 мг каждые 6 часов (4 раза в сутки). Если через 20 минут после последней ингаляции вентолина ПСВ остается менее 50% от должного или индивидуально лучшего для пациента значения, то повторить ингаляции вентолина (возможна комбинация с холинолитиками) по 2,5 мг через небулайзер или 400 мкг через через спейсер каждые 20 минут еще в течение часа. Если через 15-20 минут после последней ингаляции ПСВ сохраняется менее 50% от должного либо наилучшего для больного значения, то больной подлежит госпитализации в отделение реанимации.

Показаниями для перевода больного в отделение реанимации являются:

1. Тяжелое обострение бронхиальной астмы (при отсутствии эффекта от проводимого лечения в течение 2-3 часов).

Терапия в отделении реанимации:

2. Введение бета 2-агонистов ингаляционно (каждые 4-6 часов).

3. Глюкокортикостероиды перорально (если больной может глотать) или парентерально.

4. Аминофиллин внутривенно 5-6 мг/кг каждые 10-30 минут (доза снижается, если пациент до поступления принимал препараты теофиллина), в дальнейшем доза уменьшается до 0,6-1,0 мг/кг (720 мг/сут, максимальная суточная доза 2 г.).

5. Возможно введение парентеральных бета-агонистов.

6. При неэффективности проводимой терапии показана респираторная поддержка.

Показания к искусственной вентиляции легких (ИВЛ):

1. Обязательные — нарушение сознания, остановка сердца, фатальные аритмии сердца.

2. Необязательные — нарастание гиперкапнии и респираторного ацидоза (рН менее 7,15), рефрактерная гипоксемия, угнетение дыхания, возбуждение, выраженное утомление дыхательной мускулатуры. Ввиду высокого числа осложнений и летальности больных с ТОБА на фоне ИВЛ рекомендуется осуществление тактики управляемой гиповентиляции» (пермиссивной гиперкапнии), задачей которой является строгое поддержание конечного экспираторного давления «плато» не выше 30 см вод. ст. несмотря на ухудшение показателей рН и Ра углекислого газа. Начальными параметрами респираторной поддержки должны быть выбор объем-контролируемого режима с дыхательным объемом 6-8 мл/кг, частотой вентиляции 6-10 в 1 мин, инспираторным потоком 80-100 л/мин. При снижении рН менее 7,2 вводят внутривенно бикарбонат.

Критерии перевода из отделения реанимации:

1. Полное купирование астматического статуса (тяжелого или жизнеугрожающего обострения бронхиальной астмы).

2. Уменьшение тяжести обострения бронхиальной астмы (ЧДД менее 25 в минуту, ЧСС менее 110 в минуту, ПСВ более 250 литров в минуту или более 50% от должного значения, Ра кислорода более 70 мм рт.ст. или Sa кислорода более 92%.

источник

Бронхиальная астма – неизлечимая болезнь. Ее терапия при обострении проводится в условиях стационара. В таких случаях роль медицинской сестры в лечении бронхиальной астмы – создание необходимых условий для нормализации состояния пациента.

Особенно это касается детей, которым труднее, чем взрослым, справляться с приступами. Поэтому планомерное выполнение всех этапов сестринского процесса при бронхиальной астме благотворно скажется на общем ходе терапии.

Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме связано с вмешательствами трех видов:

  1. Независимые. Выполняются медсестрой по своему усмотрению. В эту категорию попадают процедуры по измерению давления и пульса, оказание помощи в составлении диетического меню и т. д.
  2. Зависимые. Зависимые сестринские вмешательства осуществляются только по согласованию с врачом, который на этот момент занимается лечением данного пациента (например, назначение определенных лекарственных препаратов).
  3. Взаимозависимые. Вмешательство взаимозависимого типа может осуществляться только в составе бригады медицинских работников. Сюда относится получение консультации от специалиста другого профиля, проведение лабораторных исследований и т. д.

Работа медсестры при взаимодействии с больными бронхиальной астмой осуществляется поэтапно.

Основные задачи медицинской сестры при уходе за пациентами с бронхиальной астмой:

  • своевременная реакция на начало приступа;
  • оказание квалифицированной помощи;
  • выявление причин астматических приступов и потребностей больного (информация используется, чтобы обеспечить максимально эффективное решение проблемы пациента);
  • обучение больного навыкам самопомощи, которые позволят справиться с приступом в отсутствие медработников.

Цель при этом лишь одна: всестороннее облегчение состояния астматика и оказание помощи в преодолении астматического приступа.

При бронхиальной астме сестринский процесс включает следующие этапы:

  • сбор сведений;
  • определение проблемных моментов;
  • исключение болезней со схожей симптоматикой;
  • уход за пациентом, проходящим лечение в условиях стационара;
  • выполнение врачебных назначений и отслеживание прогресса в лечении.

Итогом всей работы должна стать оценка эффективности оказываемого ухода.

Основной субъективный метод сбора информации на начальных этапах лечения — беседа с пациентом. При этом больные с бронхиальной астмой обычно жалуются на следующие проявления заболевания:

  • затрудненность дыхания;
  • кашель (становящийся особенно сильным утром и вечером);
  • повышенную температуру (начало заболевания проходит остро);
  • одышку;
  • свистящее дыхание (наблюдается периодически).

Также проводится опрос родственников на предмет наличия у них этого недуга, чтобы подтвердить или опровергнуть предположение о том, что появление астмы связано с наследственной предрасположенностью.

Далее медицинская сестра выясняет следующую информацию о приступах удушья:

  • насколько часто они повторяются;
  • при каких обстоятельствах;
  • чем провоцируются;
  • насколько интенсивными могут быть;
  • проходят ли без постороннего вмешательства (если нет, то какие медикаментозные препараты применяются).

Также она уточняет, есть ли у астматика аллергия.

К объективным методам сбора данных относится осмотр больного в момент приступа. В этом случае у пациента наблюдаются следующие симптомы:

  • громкое дыхание, сопровождаемое хрипами и свистами;
  • одышка;
  • раздувание крыльев носа;
  • цианоз (посинение кожных покровов) в области носогубного треугольника;
  • приступообразный кашель;
  • отхождение вязкой мокроты;
  • характерное положение тела (больной сидит, опираясь руками о горизонтальную поверхность).

Также в обязанности сестры входит измерение артериального давления и пульса больного.

В итоге на основании данных, полученных в результате опросов и обследования, медсестра совместно с лечащим врачом должна составить план, в соответствии с которым больному будет обеспечена помощь в решении проблем и необходимый уход.

Прежде всего речь идет о проблемах с обеспечением жизненных потребностей:

  • ограниченность меню (если было выявлено, что пищевые аллергены повлияли на развитие астмы);
  • приступы удушья и одышки, мешающие нормальному дыханию;
  • нарушения сна, связанные с ночными астматическими приступами;
  • ограничения физической активности (физическая нагрузка может спровоцировать удушье).

Также учитывается социально-психологический аспект:

  • общая подавленность, обусловленная фактом наличия болезни;
  • страхи, связанные с возможностью внезапного начала очередного приступа;
  • проблемы с общением (обусловлены тем, что в процессе разговора усиливается одышка, а сильные эмоции провоцируют приступы удушья);
  • ограничение трудоспособности (работа, связанная физическими или эмоциональными нагрузками, контактом с аллергенами, астматикам противопоказана);
  • развитие депрессии из-за невозможности самореализации.

Кроме того, может наблюдаться уход в болезнь: человек требует особого ухода и помощи, даже если нет приступа или иных проблем, полагает, что из-за заболевания он не может заботиться о себе самостоятельно.

Если говорить кратко, то основная проблема больного при бронхиальной астме – это невозможность в полной мере удовлетворить потребность:

  • в еде;
  • во сне;
  • в дыхании;
  • полноценного отдыха;
  • в общении.

Задача медсестры – помочь больному преодолеть эти сложности.

В период нахождения больного на стационарном лечении сестринский процесс направлен на стабилизацию состояния пациента. С этой целью контролируется режим дня, питания, досуга астматика и обеспечиваются благоприятные для него условия жизни в палате.

В случае необходимости медсестра осуществляет дополнительный уход за пациентом, когда он ест или выполняет гигиенические процедуры (обычно это касается детей). Также требуется выполнять назначения лечащего врача и отмечать, насколько эффективно лечение.

Данный тип взаимодействия с пациентами относится независимым вмешательствам и включает беседы с самим пациентом (если он взрослый) или его родителями (если речь идет о ребенке).

В ходе бесед пациенту (или его родителям) сообщается информация:

  • о возможных причинах развития астмы;
  • об особенностях терапии;
  • о необходимости выполнять рекомендации врача;
  • о возможных методах профилактики осложнений.

Также часто приходится убеждать астматика и его родных в том, лечение в условиях стационара, выполнение всех правил и назначений действительно необходимо.

Чтобы не допустить ухудшения состояния пациентов, необходимо убедиться, что они и их родственники хорошо осознают, насколько важно соблюдать гипоаллергенную диету не только при нахождении в стенах медицинского учреждения, но и после выписки.

Медицинская сестра обеспечивает пациенту комфортные условия жизни в палате, отслеживая:

  • своевременность проведения влажной уборки;
  • систематичность проветриваний;
  • регулярность смены постельного белья.

Помимо этого, в помещении должно быть спокойно и тихо. Это позволит нормализовать сон больного.

С пациентом (и его родителями, если это ребенок) проводятся беседы касательно правил и необходимости осуществления гигиенических процедур. Родственников просят принести больному:

  • зубную пасту и щетку;
  • расческу;
  • чистое сменное белье.

Также следует порекомендовать родным астматика, проходящего лечение в условиях стационара, обеспечить его книгами или иными вещами, способными отвлечь и скрасить досуг. Это особенно касается детей, которые должны активно познавать и изучать мир даже в период лечения. Также не следует забывать о потребности больного в общении.

В случае с ребенком наблюдение продолжает осуществляться в тот момент, когда он ест, одевается и т. д., чтобы при возникновении затруднений медсестра могла своевременно оказать ему необходимую помощь.

Важной составляющей сестринского процесса при бронхиальной астме является проведение базисной терапии. Медсестра должна не только сама точно следовать рекомендациям врача, но и обратить внимание подопечного на то, насколько важно принимать медикаментозные препараты. Также его информируют о возможных побочных эффектах лекарственной терапии.

Кроме того, медицинская сестра:

  • обучает пациента навыкам ведения дневника самоконтроля и применения ингаляционных устройств;
  • сопровождает больного на диагностические мероприятия;
  • оказывает посильную психологическую поддержку астматику и его родственникам;
  • внимательно следит за состоянием подопечного, чтобы своевременно распознать побочные эффекты применения лекарственных средств;
  • оповещает лечащего врача о неэффективности назначенной терапии (если это имеет место) и просит откорректировать назначение.

В обязанности медицинской сестры входят регулярные опросы больного касательно его самочувствия. Кроме того, она ежедневно:

  • выслушивает жалобы больного;
  • измеряет его температуру тела;
  • определяет число сердечных сокращений и частоту дыхания;
  • контролирует состояние астматика при приступах одышки и кашля.

Об ухудшении состояния пациента нужно незамедлительно оповестить лечащего доктора.

При правильной организации сестринского ухода лечение завершается улучшением состояния, за которым следует выписка из больницы. Однако во избежание обострений и осложнений, даже оказавшись дома, больной должен следовать всем рекомендациям доктора.

Один из важных этапов сестринского процесса — оказание помощи во время астматических приступов.

Если пациент ощущает удушье, медсестра должна выполнить следующие действия:

  • устранить аллерген, который вызвал аллергическую реакцию, в данном случае удушье (если он есть);
  • использовать бронхорасширяющее средство;
  • дать больному горячее щелочное питье;
  • сделать горчичную ванну для ног.

Если после всех принятых мер приступ не прекратился, тогда пациенту с бронхиальной астмой дают антигистаминное (противоаллергическое) лекарство и подкожно вводят симпатомиметики.

Среднетяжелые и тяжелые приступы купируют внутривенным введением глюкокортикоидов. Эта манипуляция проводится только в условиях стационара и под наблюдением врача. Данные меры помогут предотвратить возможные тяжелые последствия.

Однако этим сестринская помощь при бронхиальной астме не ограничивается. Иногда терапевтические действия не дают желаемого результата, и приступ непрерывно продолжается на протяжении нескольких дней либо повторяется вновь после кратковременного, но ощутимого облегчения.

Это свидетельствует о том, что бронхи больного закупорены слизью, что может привести к синдрому «немого легкого» и последующему развитию астматического статуса. Последний является тяжелой формой удушья, обусловленного диффузным нарушением проходимости бронхов.

Лицам с астматическим статусом не помогают медицинские препараты, которые ранее были эффективны. Более того, они могут даже ухудшить состояние больного. Поэтому медсестра должна действовать спокойно и быстро:

  • запретить астматику пользоваться карманным ингалятором;
  • предложить горячее щелочное питье;
  • устроить пациента максимально удобно;
  • обеспечить подачу увлажненного кислорода.

При отсутствии помощи состояние больного будет усугубляться, пока пациент не впадет в кому или не умрет.

Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме у детей имеет ряд особенностей:

  • разговор с пациентом всегда ведется убедительным, но мягким и спокойным тоном (это помогает избежать появления страха, который спровоцирует удушье);
  • между медсестрой и ребенком выстраиваются доверительные отношения;
  • родителей обучают, как справляться с паникой во время приступов астмы у малыша, настраиваться на оперативную помощь и самостоятельно снимать приступ;
  • во время удушья ребенку не только придают сидячее положение, но и дополнительно поддерживают его;
  • для ингаляций используют препараты с сальбутамолом.

Кроме того, медицинской сестре нужно быть особенно внимательной с детьми при приступе гипоксии, которая у них часто сопровождается резким снижением артериального давления. При выявлении такого симптома рекомендуется ввести пациенту внутримышечно стимуляторы ЦНС.

Правильный уход за пациентом позволяет быстрее добиться улучшения его состояния. После выписки из стационара астматик все равно должен регулярно наблюдаться у лечащего врача — аллерголога и терапевта (или педиатра, если речь о ребенке).

Подготовленный пациент должен уметь справляться со страхом удушья и знать, какие действия необходимо предпринимать в момент приступа. Также ему должно быть известно, как и когда следует применять медицинские препараты, какое действие (в том числе побочное) они оказывают.

Накануне выписки медсестра дополнительно инструктирует подопечного по вопросам здорового и рационального питания, а также дает рекомендации касательно соблюдения режима дня. Важный момент — проверка умения больного пользоваться карманным ингалятором.

источник

Вердикт, услышанный от лечащего врача о том, что у ребёнка астма, не на шутку пугает родителей. Так ли страшен этот диагноз? Как жить с респираторной аллергией, не омрачая детство малыша строгими запретами? Существует ли способ вылечить бронхиальную астму?

Бронхиальная астма у детей — патология респираторной (дыхательной) системы атопической или неаллергической природы, вызывающее сужение бронхиального просвета за счёт воспаления слизистой бронха, скопления большого количества слизи, спазма мускулатуры мелких бронхов.

Огромную роль в появлении бронхиальной астмы имеет генетическая детерминированность, а также вирусные заболевания.

Перенесённое мамой в период беременности вирусное заболевание потенцирует выработку Th2-лимфоцитов и провоцирует формирование повышенной чувствительности иммунитета к вирусам. ОРВИ и осложнения в виде бронхита часто предрасполагают к формированию предпосылок появления предастматического состояния.

Особо опасные инфекции в плане начала респираторных аллергозов:

  • респираторно-синцитиальная инфекция;
  • инфекции гриппа и парагриппа;
  • аденовирусная инфекция с бронхообструктивным синдромом.

Как самостоятельно родителям диагностировать у малыша приступ бронхиальной обструкции? Помогут следующие признаки:

  • свистящее тяжёлое дыхание;
  • приступообразный сухой кашель;
  • ребёнок жалуется на ощущение сдавленности в груди.

При обострении средней тяжести прослушиваются множественные хрипы, появляется заметная одышка, ребёнок принимает вынужденное положение. Вынужденное положение при приступе бронхиальной астмы характеризуется позой сидя с крепкой опорой на руки. Больной ребёнок возбуждён, испуган, часто плачет. Начаться приступ может после соприкосновения с аллергеном.

В переводе с врачебного языка обструкцией называют сужение просвета бронхов вследствие спазма гладкой мускулатуры в их стенках и скопления мокроты.

При аллергической астме чаще всего приступ начинается с зуда в горле, многократного чихания, насморка. Далее возникает удушающий кашель с затруднённым дыханием. Первая помощь при приступе должна быть незамедлительной и своевременной.

Приступ удушья при бронхиальной астме:

  • может появиться среди полного здоровья;
  • может быть спровоцирован взаимодействием с аллергеном или вирусной инфекцией;
  • требует неотложной помощи в виде ингаляции препарата первой помощи — Сальбутамола.

Диагностические процедуры при респираторных аллергозах включают следующие мероприятия:

  1. Определение показателей функции дыхания (ФВД) с бронхолитиками для постановки основного диагноза.
  2. Определение газов крови.
  3. Специальное аллергологическое обследование, характеризующееся выявлением аллергена.
  4. Для дифференцировки бронхиальной и долевой пневмонии у детей с бронхиальной астмой назначают рентгенографию.

1. Доврачебная помощь при приступе бронхиальной астмы включает применение бронхорасширяющих средств. Для купирования приступа бронхиальной астмы применяют средства из фармакологических групп адреномиметиков и холиноблокаторов.

Купирующим эффектом при бронхоспазме обладают следующие препараты:

  • Беродуал в аэрозоле и в растворе для ингаляций для небулайзера;
  • Сальбутамол;
  • Вентолин;
  • раствор Саламол Стери-неб для ингаляций.

Купирование приступа бронхиальной обструкции у детей достаточно быстро происходит после применения этих лекарств.

2. При отсутствии эффекта используют ингаляции с глюкокортикостероидами. Препараты для купирования — Будесонид, Пульмикорт.

Купирование приступа бронхиальной астмы не должно сопровождаться бесконтрольным приемом лекарств, содержащих бета-адреномиметики.

Маленькому пациенту с астмой доктор подберёт базисную терапию для предупреждения приступов бронхиальной обструкции. Базисная терапия характеризуется применением гормональных ингаляторов — Пульмикорта, Альвеско, Асманекса.

Существуют комбинированные гормональные ингаляторы. В состав входит глюкокортикостероид и пролонгированный бета2-адреномиметик. Например, Симбикорт, Тевакомб, Серетид и Серетид-мультидиск. Предотвращению бронхиальной обструкции способствует систематическое использование базисного лечения.

Для улучшения отхождения мокроты применяют препараты Амброксола в таблетированных удобных формах, в виде сладких сиропов, растворов для ингаляций. Данные лекарственные средства оказывают благоприятное действие на состав мокроты и препятствуют её загустеванию.

Прекрасно зарекомендовали себя в терапии атопической бронхиальной астмы антилейкотриеновые препараты — Сингуляр и Аколат. Препараты характеризуются прекрасной переносимостью у детей.

Препарат обладает хорошим противовоспалительным, разжижающими мокроту свойствами. Лекарство стимулирует надпочечниковую кору, снимает спазм, усиливая выработку собственных глюкокортикостероидов. Выпускается в саше по 25 мг. Курс лечения до 1 месяца.

  • детям до четырёх лет рекомендуется делать ингаляции с применением лицевой маски для небулайзера;
  • с 4 до 6-летнего возраста применяют аэрозоли с мундштуком и спейсером;
  • с достижения 6 лет используют порошковые ингаляторы, инактивируемые вдохом;
  • для детей всех возрастов подойдёт небулайзер с лицевой маской.

Прекрасным эффектом при реабилитации больных обладает санаторно-курортное лечение. Педиатры советуют выбирать санатории в местной климатической зоне для избегания проблем с акклиматизацией и адаптацией к новой местности.

Существуют санатории, специализирующиеся исключительно на терапии страдающих бронхиальной астмой пациентов:

  • Белокуриха;
  • Валуево;
  • Болгарский санаторий Сандански;
  • Едел санаторий в Чехии.

Прекрасными климатическими условиями для астматиков обладают курорты на берегу Мёртвого моря.

Применяют следующие методики:

  • посещение гало- и спелеокамеры;
  • оксигенотерапия (горный воздух);
  • ингаляции;
  • массаж;
  • магнитотерапия;
  • аэрозольтерапия.

Аэроионотерапия — метод, применение которого возможно даже при наличии частых приступов астмы. Аэроионизаторы создают направленный поток ионов воздуха. Ионы активируют защитные силы антиоксидантной системы, что оказывает терапевтическое действие.

Аппарат Аэровион способен создавать дозированный поток ионов. Электрическое поле сверхнизких частот, создаваемое прибором, безопасно. Курс 12 процедур.

После снятия обострения рекомендуется применять синусоидально модулированные токи. Аппарат, носящий название «Амплипульс», создаёт пульсацию тока. Больные, получившие курс амплипульс-терапии, отмечают уменьшение кашля, исчезновение одышки, растут показатели ФВД. Процедура улучшает местное кровообращение, регулирует тонус бронхов.

Хорошим противовоспалительным эффектом обладает электромагнитное поле. Дециметровые волны проникают в ткани, активируют окислительно-восстановительные процессы. ДМВ-терапия проводится на приборах «Ранет», «Солнышко». Курс 10 процедур, через день.

При лёгкой бронхиальной обструкции возможно использовать ультразвуковую терапию с достижением противоаллергического эффекта со снятием спазма.

Современным высокоэффективным методом терапии является пунктурная физиотерапия. Аккупунктурные точки при этом методе раздражаются лазером, ультразвуком, КВЧ. Метод безболезненный и хорошо переносится. Воздействием на определённые точки можно снять даже сильное обострение респираторной аллергии.

Рекомендовано исключить из питания ребёнка потенциальные аллергены.

Профилактика приступов бронхиальной астмы – это в том числе и элиминационная диета с исключением продуктов, вызывающих выброс гистамина — шоколада, кофе, клубники, грибов, ферментированных сыров, копчёностей.

Диетическое питание должно быть сбалансировано по энергетической ценности.

Респираторная аллергия, часто характеризующаяся тяжёлыми обострениями — заболевание серьёзное, нередко приводящее к инвалидности.

Поэтому очень важна первичная профилактика бронхиальной астмы у детей, имеющих опасную склонность к атопическим недугам. Она заключается в раннем начале грамотного лечения аллергического насморка, крапивницы, пищевой аллергии. При выявлении бытовой сенсибилизации и наличия аллергического ринита необходимо проведение АСИТ (аллергенспецифическая иммунная терапия).

АСИТ позволяет навсегда избавиться от сенсибилизации к бытовым и особенно к пыльцевым аллергенам.

Профилактика тяжёлых, трудно контролируемых, приступов бронхиальной астмы — применение базисной терапии.

Вторичная профилактика бронхиальной астмы — комплекс мер по предупреждению астмы у детей, страдающих различными аллергическими недугами.

Больные дети могут быть приглашены на комиссию по медико-социальной экспертизе не ранее полугода от начала терапии бронхиальной обструкции.

При контролируемой респираторной аллергии ограничения жизнедеятельности не наблюдается.

Дети с тяжёлой неконтролируемой медикаментозно бронхиальной астмой, принимающие таблетированные гормональные препараты и нуждающиеся в частом стационарном лечении, как правило, получают инвалидность.

Семья ребёнка-инвалида по бронхиальной астме получает лекарственное и социальное обеспечение по решению МСЭ.

Таким образом, говоря о детской астме, всегда хочется подчеркнуть тот момент, что астма хоть и является серьёзным заболеванием, но вполне может (и должна) быть контролируемой. Родителям необходимо знать, как снять приступ бронхиальной астмы у ребёнка, как правильно пользоваться ингалятором и небулайзером, когда следует незамедлительно обратиться за медпомощью. Посещение астма-школы будет полезно всем, кто столкнулся с проблемой респираторной аллергии.

источник

Сестринская помощь детям при бронхиальной астме

Холбаев Тимур Хасонбаевич

Карпова Наталья Васильевна

Перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов

Глава 1. Теоретическая часть. Бронхиальная астма

1.2 Клинические проявления БА

1.4 Основные принципы лечения БА

1.5 Профилактика заболевания и его рецидивов

1.6 Реабилитационные мероприятия

1.7 Роль медсестры в профилактике БА

Глава 2. Практическая часть.

Список используемых источников

Перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов

ВОЗ- Всемирная Организация Здоровья

ОРВИ-Острая Респираторная Вирусная Инфекция

ЧСС- Частота сердечных сокращений

ЧДД-Частота дыхательных движений

ДАИ- Дозированные аэрозольные ингаляторы

СОЭ- Скорость оседания эритроцитов

ЦНС-Центральная нервная система

ХОБЛ- Хроническая обструктивная болезнь легких

СМП- Скорая медицинская помощь

НБПНПГ-Неполная блокада правой ножки пучка Гиса

Бронхиальная астма – хроническое полиэтиологическое заболевание легких, проявляющиеся периодически повторяющимися приступами удушья с затрудненным выдохом, развивающимся в результате нарушения бронхиальной проходимости, в основе которой лежат бронхоспазм, отек слизистой оболочки бронхов и повышенное образование слизи, нередко измененного состава. Бронхиальная астма, как и прежде, остается одним из распространенных заболеваний. Растет число болеющих детей бронхиальной астмой в связи с большим количеством аллергенов, на фоне сниженного иммунитета. Среди различных поражений респираторного тракта у детей бронхиальная астма составляет по версии ВОЗ на (05.03.2016) 10-15% во всем мире и неуклонно растет. И не смотря на достижение диагностики и фармакотерапии, показатели осложнений и смертности среди детей остается стабильно высоким. Все это делает изучение бронхиальной астмы у детей актуальным вопросом в педиатрии.

Исследования последних лет свидетельствуют о том, что у подавляющего большинства больных бронхиальной астмы дебют заболевания приходится на период раннего детства. В то же время достаточно часто диагноз

бронхиальная астма устанавливается спустя 5-10 лет после появления первых клинических симптомов болезни. Дети с бронхиальной астмой, как правило, наблюдаются с диагнозом «рецидивирующий обструктивный бронхит», «астматический бронхит», «ОРВИ с обструктивным синдромом». По данным зарубежных исследователей, ребенок обращается к педиатру в среднем 16 раз до того, как ему поставят диагноз «бронхиальная астма». Лишь у 25% детей диагноз ставится в течение первого года после появления симптомов заболевания. Проведенная экспертная оценка наблюдения детей с бронхиальной астмой выявила, что диагностика заболевания и по сей день представляет сложную проблему. Длительность рецидивирования бронхообструктивного синдрома до постановки диагноза бронхиальная астма у наблюдаемых нами детей составила от 1 до 10 лет. У 40% детей диагноз был установлен более чем через 4 года после появления симптомов заболевания.

В амбулаторных условиях БА диагностирована только у 48,9% детей, причем в большинстве случаев диагноз был установлен специалистами консультативных центров. Терапия на догоспитальном этапе не соответствовала тяжести заболевания у 75,4% детей, что, как правило, являлось следствием несвоевременной постановки диагноза. Одной из концепций развития здравоохранения до 2020г. является улучшение качества жизни больных с бронхиальной астмой поэтому мы рассматриваем, эту тему и проблему, возникающую при бронхиальной астме. Предупреждение инвалидизации это и определяет актуальность моей работы.

Актуальность данной работы заключается в том, что:

1.Количество заболеваний (БА) во всем мире постоянно возрастает

2.Заболеть БА могут люди любого возраста, пола, национальности

3.Бронхиальная астма хроническое заболевание

4.С каждым годом количество аллергенов неуклонно возрастает

5. Одновременно с совершенствованием знаний о болезни происходит неуклонный рост заболеваний и смертности от БА

6.Оценка эффективности методов лечения БА требует радикального улучшения и объективизации.

Предмет изучения:

Организация сестринского процесса у детей

На основании знания этиологии, патогенеза, клинических особенностей заболевания и его осложнений, лабораторно-инструментальных методов исследования научиться распознавать БА и систематизировать риск прогрессирования заболевания и развития осложнений.

1.Изучить научные и статистические данные о причинах, факторах риска бронхиальной астмы и профилактики, осуществить сестринский процесс;

2.Разработать информационно-методический материал.

Объектом исследования данной работы являются больные бронхиальной астмой

Предметом исследования являются больные с бронхиальной астмой

Гипотеза: Можно предположить, что если пациенты будут относится к преходящим симптомам бронхиальной астмы с особой значимостью, то значительно снизится риск развития осложнений.

— Анализ литературы по данной теме

Практическая значимость моей работы заключается в том, что при решении поставленных задач можно смоделировать действия среднего медицинского персонала по организации оказание неотложной помощи в стационаре, и на дому. Поэтому считаю необходимость составление плана ухода за пациентом с участием его заболевания, семейных и бытовых условий, а также диетотерапии.

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты бронхиальной астмы у детей.

Бронхиальная астма – хроническое полиэтиологическое заболевание легких, проявляющиеся периодически повторяющимися приступами удушья с затрудненным выдохом, развивающимся в результате нарушения бронхиальной проходимости, в основе которой лежат бронхоспазм, отек слизистой оболочки бронхов и повышенное образование слизи, нередко измененного состава. Бронхиальная астма, как и прежде, остается одним из распространенных заболеваний. Растет число болеющих детей в связи с большим количеством аллергенов, на фоне сниженного иммунитета.

Этиология и Патогенез

Факторы, влияющие на риск развития БА, можно разделить на факторы, обуславливающие развитие заболевания (в основном это внутренние факторы, в первую очередь наследственность), и факторы, провоцирующие появление симптомов (в основном это внешние факторы).

Основный факторы, влияющие на развитие и проявление БА:

1. Генетические (гены, предрасполагающие к атопии – повышенной выработке аллерген-специфических антител класса IgE и гены, предрасполагающие к бронхиальной гиперреактивности)

2. Ожирение (повышенная выработка медиатора лептина увеличивает вероятность БА)

3. Пол (до 14 лет распространенность БА у мальчиков в два раза выше, у взрослых БА распространена больше у женщин).

1. Аллергены: помещений (клещи домашней пыли, шерсть домашних животных, аллергены тараканов, плесневые и дрожжевые грибы) и внешние (пыльца растений и т. д.)

2. Инфекции (в основном респираторные вирусные, реже паразитарные)

3. Профессиональные сенсибилизаторы

4. Курение табака (как активное, так и пассивное)

5. Загрязнение воздуха внутри и снаружи помещений

6. Питание – у детей, находившихся на грудном вскармливании, частота БА меньше, чем у детей, находящихся на искусственном вскармливании

Основные факторы, провоцирующие обострение БА: 1) домашние и внешние аллергены; 2) поллютанты помещений и внешние поллютанты; 3) респираторные инфекции; 4) физическая нагрузка и гипервентиляция; 5) изменение погодных условий; 6) двуокись серы; 7) пища, пищевые добавки; 8) некоторые лекарства; 9) чрезмерные эмоциональные нагрузки; 10) курение (пассивное и активное); 11) ирританты (домашний аэрозоль, запах краски).

Патогенез аллергической (атопической) БА.

1. Иммунологическая стадия:

А) процессинг — поступивший в дыхательные пути аллерген захватывается макрофагом, расщепляется на фрагменты, связывается с гликопротеинами II класса главного комплекса гистосовместимости (HLA) и транспортируется к клеточной мембране макрофага

Б) презентация комплекса «антиген+HLA II» Т-лимфоцитам-хелперам

В) продукция Т-лимфоцитами-хелперами ряда цитокинов: ИЛ-4,5,6, которые стимулируют пролиферацию и дифференцировку В-лимфоцитов, ИЛ-5 и гранулоцитарного макрофагального стимулирующего фактора, которые активируют эозинофилы.

Г) синтез В-лимфоцитами специфических АТ (IgE, реагиновые АТ), фиксирующихся на поверхности тучных клеток, базофилах и эозинофилах

2. Иммунохимическая стадия: при повторном поступлении аллергена в организм больного происходит его взаимодействие с антителами-реагинами (IgE) на поверхности клеток-мишеней аллергии последующей дегрануляцией тучных клеток и базофилов, активацией эозиновилов и выделением большого количества медиаторов воспаления и аллергии.

3. Патофизиологическая стадия: развитие бронхоспазма, отека слизистой оболочки и инфильтрации стенки бронха клеточными элементами, воспаления, гиперсекреции слизи

а) Ранняя астматическая реакция – бронхоспазм под действием гистамина и других медиаторов (лейкотриенов C4, D4, E4 и др.) с выраженной экспираторной одышкой; начинается через 1-2 мин, достигает максимума через 15-20 мин и длится около 2 ч

б) Поздняя астматическая реакция – воспаление, отек слизистой бронхов, гиперсекреция слизи; развивается через 4-6 ч., достигает максимума через 6-8 ч. и длится 8-12 ч. Основные клетки-участницы: эозинофилы, альвеолярные и бронхиолярные макрофаги, нейтрофилы, Т-лимфоциты и др.

Другие патогенетические механизмы возникновения БА.

А)Инфекционно-зависимый – бронхоспазм обусловлен продуктами метаболизма бактерий, грибов и вирусов, обладающих способностью вызывать анафилактические реакции (особенно характерно для нейсерий, увеличивающих содержание IgE в крови и бронхиальном секрете)

Б)Дисгормональный – причины обструкции бронхов: ГКС недостаточность (гипперрактивность тучных клеток, повышение уровня гистамина, тонуса ГМК бронхов, усиление воспаления слизистой бронхов), гипопрогестеронемия, гиперэстрогенемия (повышение уровня гистамина и активности альфа-адренорецепторов).

В)Неврогенный– изменение бронхиального сопротивления формируется безусловными и условными рефлексами и др. (аутоиммуный, адренергический дисбаланс, первично измененная реактивность бронхов).

Клиническая картина

Клиническая картина БА характеризуется появлением приступов удушья легкой, средней тяжести или тяжелых.

В развитии приступа удушья условно выделяют следующие периоды:

Период предвестников:

Вазомоторные реакции со стороны слизистой носа, чихание, сухость в носовой полости, зуд глаз, приступообразный кашель, затруднение отхождения мокроты, одышка, общее возбуждение, бледность, холодный пот, учащенное мочеиспускание.

Период разгара:

Удушье экспираторного характера, с чувством сжатия за грудиной. Положение вынужденное, сидя с упором на руки; вдох короткий, выдох медленный, судорожный (в 2-4 раза длиннее вдоха), громкие свистящие хрипы, слышные на расстоянии («дистанционные» хрипы); участие вспомогательной мускулатуры в дыхании, кашель сухой, мокрота не отходит. Лицо бледное, при тяжелом приступе – одутловатое с синюшным оттенком, покрыто холодным потом; страх, беспокойство. Пациент с трудом отвечает на вопросы. Пульс слабого наполнения, тахикардия. При осложненном течении может переходить в астматический статус.

Период обратного развития приступа:

Имеет разную продолжительность. Мокрота разжижается, лучше откашливается, уменьшается количество сухих хрипов, появляются влажные. Удушье постепенно проходит.

Течение болезни циклическое: фаза обострения с характерными симптомами и данными лабораторно-инструментальных исследований сменяется фазой ремиссии. Частота приступов определяет тяжесть заболевания.

Диагностика заболевания

После проявлении первых приступов бронхиальной астмы необходимо пройти обследование у врача-пульмонолога, который собирает подробную информацию о течении и длительности болезни, условиях работы и проживания, вредных привычках пациента, и проводит полное клиническое обследование.

Иногда приступы астмы трудно отличить от проявлений других заболеваний. Например, пневмония, бронхит, сердечные приступы, тромбоз легочной артерии, заболевания голосовых связок, опухоли также могут быть причиной острого приступа одышки, удушья и сухих хрипов.

В диагностике бронхиальной астмы помогает исследование функции легких (спирометрия): для этого нужно будет выдыхать воздух в специальный прибор. Обязательным исследованием является пикфлуометрия — измерение максимальной скорости выдоха. Потом ее нужно будет проводить и дома, с помощью портативного пикфлуометра. Это необходимо для объективного контроля за течением бронхиальной астмы и определения необходимой дозы препарата.

Лабораторные методы при диагностике бронхиальной астмы включают анализы крови и мокроты. В мокроте выделяют кристаллы Шарко-Лейдена, в крови эозинофилин, и секреторный IgE глобулин.

При помощи рентгенографии и компьютерной томографии легких можно исключить наличие инфекции, других поражений дыхательных путей, хронической недостаточности кровообращения или попадания инородного тела в дыхательные пути.

Также следует провести исследование у аллерголога при помощи кожных тестов с различными аллергенами. Это исследование нужно для того, чтобы определить, что именно может вызвать приступ.

Обучение больных.

2. Элиминация(изгнание факторов риска) – обязательное условие лечения больных БА.

Медикаментозная терапия

Базисная – для контроля над заболеванием:

— ингаляционные ГКС: беклометазон, будесонид, флутиказон

— системные ГКС: преднизолон, триамцинолон, дексаметазон

— длительно действующие β2-агонисты: сальметером, формотерол

— комбинированные препараты: симбикорт, серетид

— кромоны: кромогликат натрия (интал), недокромил натрия (тайлед)

— теофиллины длительного действия: теопэк, ретафил, теодур,теотард, неотеопэк

— антилейкотриеновые: монтелукаст, зафирлукаст

Препараты для неотложной помощи:

— β2-агонисты короткого действия: тербуталин, сальбутамол,фенотерол

— теофиллины короткого действия: эуфиллин, аминофиллин

— системные ГКС: преднизолон, гидрокортизон

— ингаляционные ГКС: беклометазон, будесонид, флутиказон

Средства доставки ингаляционных препаратов:

дозированные аэрозольные ингаляторы (ДАИ)

дозированные порошковые ингаляторы (мультидиск, дисхалер)

дозированные капельные ингаляторы (пульмикорт, лазолван)

Ингаляционно(карманный ингалятор, небулайзер)

Первичная профилактика

Основное направление первичной профилактики бронхиальной астмы заключается в предупреждении развития аллергии и хронических болезней дыхательных путей (например, хронический бронхит). Наиболее распространенной причиной бронхиальной астмы являются хронические заболевания дыхательных путей (такие как хронический бронхит) и длительный контакт с раздражающими веществами (табачный дым, химические вещества на месте работы). Ввиду этого методы профилактики бронхиальной астмы у взрослых сводятся к устранению раздражающих факторов и лечению хронических болезней дыхательных органов.

Вторичная профилактика

Вторичная профилактика бронхиальной астмы включает меры по профилактике болезни у сенсибилизированных лиц или у пациентов на начальной стадии, но еще не болеющих астмой. Категория пациентов для проведения вторичной профилактики астмы подбирается по следующим критериям:

Лица, родственники которых уже болеют бронхиальной астмой;

Наличие различных аллергических болезней (пищевая аллергия, атопический дерматит, аллергический ринит, экзема и пр.);

Сенсибилизация, доказанная при помощи иммунологических методов исследования.

В целях вторичной профилактики бронхиальной астмы у этой группы лиц проводится профилактическое лечение противоаллергическими препаратами. Также могут быть использованы методы по десенсибилизации.

Третичная профилактика

Третичная профилактика астмы применяется для уменьшения тяжести течения и предупреждения обострений болезни у пациентов, которые уже болеют бронхиальной астмой. Основной метод профилактики астмы на этом этапе заключается в исключении контакта пациента с аллергеном, вызывающим приступ астмы.

Правильно спланированные и выполненные меры по профилактике бронхиальной астмы являются эффективным средством предотвращения и лечения этой болезни. Современная медицинская практика показывают, что правильное проведение мер профилактики астмы зачастую достаточно для излечения болезни либо для значительного уменьшения потребности больного в противоастматических лекарствах.

Этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре.

Цель ухода: способствовать наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений

Сестринский процесс при бронхиальной астме.
План ухода
1.Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением режима.

Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родителями о причинах развития заболевания, особенностях лечения и профилактике осложнений. Убедить в необходимости лечения в стационаре, выполнении всех рекомендаций.
Мотивация:
Создание щадящего режима ЦНС и органов дыхания. Расширение знаний.

2. Обеспечивать организацию и контроль питания.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства. Проведение беседы с пациентом/родителями об особенностях гипоаллергенной диеты, необходимости ее строгого соблюдения не только в стационаре, но и дома после выписки.
Мотивация:
Удовлетворение, физиологических, потребностей. Профилактика обострений.

3. Организация досуга
.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Рекомендовать родителям принести ребенку любимые книги, игры и др.

Мотивация:
Создание условий для соблюдения режима
4. Создание комфортных условий в палате.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате.
Мотивация:
Удовлетворение физиологических потребностей во сне. Улучшение дыхания.

5. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий, и приеме пищи.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены. Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье.
Мотивация:
Удовлетворение потребности быть чистым.

6. Выполнять назначения врача.
Реализация ухода:
Зависимое вмешательство: Проведение базисной терапии.
Независимые вмешательства: Объяснить пациенту и/или родителям необходимость приема лекарственных препаратов. Провести беседу с пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах препаратов. Научить пациента и /или родителей правилам применения ДАИ и других устройств для ингаляций, методике проведения пиклоуметрии и ведению дневника самоконтроля.
Контролировать устойчивость практических навыков у пациента/родителей. Сопровождать на диагностические исследования, объясняя цель и необходимость проведения. Обеспечить психологическую поддержку пациенту и родителям.
Мотивация:
Нормализация морфологических изменений в бронхах и функциональных показателей. Повышение уровня знаний.
Эффективность лечения. Раннее выявление побочных действий лекарственных препаратов.

7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение.
Реализация ухода:
Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, измерение температуры тела утром и вечером; контроль ЧД, ЧСС; наличия и характера одышки и кашля; контроль физиологических отправлений. При ухудшении общего состояния срочно сообщить лечащему или дежурному врачу.
Мотивация:
Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.

Глава 2. Практическая часть

Оценка: Состояния больного

1.Удушье уменьшилось и прекратилось, свободно отходит мокрота.

После была предложена госпитализация в терапевтическое(педиатрическое) отделение.

Фармакологическая группа.

Фармакологическое действие.

Спазмолитическое, диуретическое, бронходилатирующее.

Применяют эуфиллин при бронхиальной астме и бронхоспазмах (резком сужении просвета бронхов) различной причины (в основном для снятия приступов)

Противопоказания.

Применение эуфиллина, особенно внутривенно, противопоказано при резко пониженном артериальном давлении, пароксизмальной тахикардии, экстрасистолии, эпилепсии

Побочные действия.

Диспепсические расстройства (расстройства пищеварения), при внутривенном введении головокружение, гипотония (понижение артериального давления), головная боль.

Условия хранения.

Список Б. В защищенном от света месте.

Фармакологическая группа.

Фармакологическое действие.

При совместном применении ипратропия бромида и фенотерола бронхорасширяющий эффект достигается путем воздействия на различные фармакологические мишени. Указанные вещества дополняют друг друга, в результате усиливается спазмолитический эффект на мышцы бронхов и обеспечивается большая широта терапевтического действия при бронхолегочных заболеваниях, сопровождающихся констрикцией дыхательных путей.

Беродуал назначают для профилактики и симптоматического лечения хронических обструктивных болезней дыхательных путей с обратимым бронхоспазмом:

Хронический обструктивный бронхит, неосложненный или осложненный эмфиземой.
Противопоказания.

Гипертрофическая обструктивная кардиомиопатия;

I и III триместры беременности;

Гиперчувствительность к входящим в состав лекарственного средства компонентам.
Побочные действия.

Нервозность, мелкий тремор, головокружение, головная боль, нарушение аккомодации, изменение психики (центральная нервная система);

Сыпь, крапивница, ангионевротический отек губ, языка и лица (аллергические реакции);

Тахикардия, сердцебиение (сердечно-сосудистая система);

Рвота, тошнота (желудочно-кишечный тракт);

Кашель, местное раздражение, парадоксальный бронхоспазм (респираторная система);

Задержка мочи, гипокалиемия, слабость, усиление потоотделения, судороги, миалгия (прочие).

Условия хранения.

Хранить в сухом, темном месте, недоступном для детей, при температуре не выше 30 °C. Препарат нельзя замораживать. Срок годности – 5 лет.

Пульмикорт (будесонид 0.25 мг или 0.5 мг)

Фармакологическая группа.

Глюкокортикостероид для местного применения

Фармакологическое действие.

Глюкокортикоидное, противоаллергическое, противовоспалительное.

Бронхиальная астма (в качестве базисной терапии; при недостаточной эффективности бета2-адреностимуляторов, кромоглициевой кислоты и кетотифена; для снижения дозы пероральных ГКС), хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ), стенозирующий ларинготрахеит (ложный круп)

Противопоказания.

Гиперчувствительность; детский возраст до 6 мес. C осторожностью, при тщательном наблюдении, Пульмикорт назначается при таких заболеваниях, как цирроз печени, глаукома, гипотиреоз, бактериальные, грибковые, паразитарные и вирусные инфекции (в т.ч. амебиаз,туберкулез, герпес губ и глаз), остеопороз. Во время беременности в связи с возможностью ухудшения течения бронхиальной астмы следует использовать минимальную эффективную дозу Пульмикорта.

Побочные действия.

Часто: Кандидоз ротоглотки, умеренное раздражение слизистой оболочки горла, кашель, охриплость голоса, сухость во рту.

Редко: Ангионевротический отек; Появление синяков на коже; Бронхоспазм; Нервозность, возбудимость, депрессия, нарушения поведения; Реакции гиперчувствительности немедленного и замедленного типа, включая сыпь, контактный дерматит, крапивницу, ангионевротический отек, бронхоспазм и анафилактическая реакция; Тошнота.

Очень редко (эффекты, связанные с системным дейстием Пульмикорта): Уменьшение минеральной плотности костной ткани, катаракта, глаукома.

Условия хранения.

Препараты Пульмикорт и Пульмикорт Турбухалер следует хранить в сухом прохладном месте с температурой окружающего воздуха не более 30 градусов Цельсия.

Контейнеры с находящейся внутри суспензией нужно хранить только в оригинальном конверте, который защищает препарат от света.

Наблюдение 2.

Девушка 18 лет поступила в МАУ ГКБ №14с хрипящим, свистящим дыханием в ночное время суток; приступы удушья от 0 до 3 раз в сутки, провоцирующим фактором которых являются контакты с шерстью домашнего животного (кошки), резким запахом, холодным воздухом. Приступы удушья сопровождаются кашлем с трудно отделяющейся, тягучей и вязкой мокротой.

Объективно: состояние ср.ст.тяж, положение вынужденное. Кожные покровы бледные, умеренный цианоз носогубного треугольника, при разговоре появляется и усиливается отдышка. экспираторного характера. ЧД-26, ЧСС-110

Предварительный диагноз Врачебной бригады Смп.

Бронхиальная астма средней степени тяжести, обострение.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *