Меню Рубрики

Ведение дневников при бронхиальной астме

Лечение астмы требует изменения привычного образа жизни. Успешность терапии зависит не только от соблюдения врачебных рекомендаций в плане приема лекарственных препаратов, но и от своевременности принимаемых мер по устранению осложнений, возникающих на фоне заболевания.

Для этого используются дневники самоконтроля при бронхиальной астме.

Течение бронхиальной астмы носит хронический характер. В связи с этим терапия патологии проводится в домашних условиях. И астматикам необходимо самостоятельно принимать лекарственные препараты для купирования симптомов, отслеживать любые изменения, происходящие в организме.

Одновременно с этим следует ограничить воздействие аллергенов и скорректировать ежедневный рацион. Также важно контролировать пиковую скорость выдыхаемого воздуха (МСП), по этому показателю определяется успешность проводимого лечения.

Чтобы контролировать состояние своих бронхов, рекомендуется использовать пикфлоуметр. Этот аппарат регистрирует максимальную скорость, с которой больные астмой способны вдыхать и выдыхать воздух. То есть устройство показывает продуктивность легких.

С помощью пикфлоуметра можно:

  • определить эффективность проводимого лечения;
  • фиксировать возникающие симптомы;
  • своевременно выявлять сужение бронхов (прогрессирование заболевания);
  • выявлять закономерности развития заболевания;
  • регистрировать приступы удушья, что позволяет вовремя принимать соответствующие лекарства.

Бронхиальная астма провоцирует различные изменения, причины и вероятность наступления которых не всегда удается определить. Пикфлоуметр дает возможность выявить взаимосвязь между обострением патологии и определенными факторами.

В частности, если прибор показывает уменьшение скорости вдоха воздуха в то время, когда пациент находится дома, возможно, в помещениях присутствует аллерген, снижающий продуктивность легких и бронхов. Ведя дневник, в котором приводятся часовые и суточные изменения показаний аппарата, можно установить, при каких условиях изменяется МСП. На основании полученных сведений корректируются:

  • схема лечения;
  • условия проживания;
  • поведение пациента;
  • рацион.

Пикфлоуметр помогает своевременно проводить мероприятия, направленные на предупреждение развития осложнений.

Пикфлоуметрия (процедура, в рамках которой оценивается скорость вдыхания/выдыхания воздуха) показана всем пациентам с бронхиальной астмой. К этому методу оценки собственного состояния необходимо прибегать ежедневно. Частоту использования пикфлоуметра разрешено уменьшать, когда длительное время состояние пациента остается неизменным.

Процедуру следует повторять не менее двух раз в сутки в одно и то же время, согласно разработанному графику. Порядок проведения контроля с помощью пикфлоуметра зависит от особенностей лечения:

  1. Пациент принимает бронхолитики. Процедуру проводят сразу после пробуждения и перед сном.
  2. Пациент не принимает бронхолитики. Процедуру проводят после пробуждения и за 3-4 часа до сна.

Чтобы снизить степень влияния больного на пиковую скорость выдоха (ПСВ), пикфлоуметрия проводится 3 раза подряд. Перед началом процедуры пациент должен встать, удерживая аппарат в горизонтальном положении. На приборе необходимо установить нулевое значение. Поднося устройство ко рту, нужно держат пальцы так, чтобы шкала и отверстие с торца оставались открытыми.

Далее нужно выполнить следующие действия (в указанном порядке):

  1. Сделать глубокий вдох, чтобы при выдохе был максимальный поток воздуха.
  2. Крепко обхватить губами мундштук пикфлоуметра.
  3. Сделать быстрый выдох.

Из данных, полученных после трехкратного повторения процедуры, записываются в дневник самоконтроля средние показатели.

На результаты пикфлоуметрии влияют различные факторы, включая пол, возраст и особенности образа жизни пациента. Поэтому при оценке полученных данных учитываются значения ПСВ в разные периоды.

Для лучшего контроля над изменениями, происходящим на фоне бронхиальной астмы, проводится зонирование графика на красный, желтый и зеленый участки. Границы последних определяет лучший показатель ПСВ, достигнутый в период ремиссии патологии. Нижние зоны определяются как 80% и 60% от указанного результата.

Показатели пикфлоуметрии могут быть следующими:

  1. Зеленая зона. Эта область располагается на графике между лучшим показателем ПСВ и пиковой скоростью, умноженной на 0,8. Попадание в зеленую зону свидетельствует о нормальном (контролируемом) течении патологии, отсутствии симптомов обострения. Показатели в течение суток меняются в пределах 20%, а ПСВ превышает 80%.
  2. Желтая зона. Располагается ниже показателя пиковой скорости, умноженного на 0,6. Попадание в желтую зону свидетельствует об обострении бронхиальной астмы и отсутствии выраженного эффекта от проводимой терапии. Заболевание в этом случае провоцирует интенсивный кашель, ухудшение общего состояния пациента. ПСВ варьируется в пределах 60-80%. При попадании в желтую зону рекомендуют в 2 и более раз увеличить дозировку принимаемых препаратов.
  3. Красная зона. Располагается ниже границы желтой. Эта зона указывает на ухудшение состояния, характеризующееся одышкой, постоянным кашлем и другими неприятными ощущениями. ПСВ менее 60%, а показатели пикфлоуметрии меняются в течение суток более чем на 30%. Пациентам в данном случае потребуется срочная медицинская помощь для купирования возможного удушья.

При попадании в красную зону показатели помогают определить степень развития обструкции легких и интенсивность общей симптоматики. Чтобы результаты исследования были максимально точными, перед утренней процедурой не следует принимать лекарственные препараты.

Дневник пациента с бронхиальной астмы — это инструмент для самостоятельной диагностики обострений, позволяющий своевременно вносить изменения в схему терапии заболевания. Такой подход помогает контролировать течение патологии.

С помощью дневника проводится оценка степени обструкции легких и характер нарушения продуктивности последних. На основании результатов учета проводимых измерений врач при необходимости меняет подход к лечению с целью предотвращения приступов астмы и улучшения качества жизни пациента.

Журнал самоконтроля при бронхиальной астме содержит значения пиковой скорости выдыхания воздуха. Внося эти данные в дневник, необходимо указывать дату и время проведения процедуры.

После каждого заполнения журнала нужно сравнивать текущие значения с ранними. Если полученные показатели ниже 80% пиковой скорости выдыхания, необходимо действовать в соответствии с инструкцией (принять препараты или иное), составленной врачом.

Также в дневнике следует отмечать общее число вдохов бета 2-агониста короткого действия (препарат для ингаляции, применяемый при удушье) за последний день. Кроме того, важно отражать в журнале все симптомы бронхиальной астмы, возникающие в течение суток.

Регулярный контроль астмы, осуществляемый с помощью журнала, повышает шансы на успешное восстановление пациента, повышение качества жизни последнего и удлинения периода ремиссии.

В рамках терапии патологии также необходимо применять другие методы, направленные на предупреждение обострений и купирование симптомов, а не ограничиваться ведением журнала.

источник

Жизнь с бронхиальной астмой может быть вполне комфортной, если больной знает аллергены и раздражители, провоцирующие приступ астмы. В этом случае аллергены и раздражители можно избегать или приспособиться к ним. Это с одной стороны. С другой стороны, если аллергическая реакция уменьшается, то появляется возможность сократить количество препаратов, и таким образом уменьшить побочные эффекты.

Для уменьшения аллергизации организма надо правильно организовать свой быт, он должен стать гипоаллергенным. Как этого добиться?

Доказано, что выполнение нижестоящих пунктов уменьшает вероятность появления приступа бронхиальной астмы:

  • следует полностью избегать животных, на которые Вы или Ваш ребенок имеете аллергию;
  • при аллергической реакции на плесневые грибы следует проветривать квартиру и не допускать высокой влажности;
  • надо тщательно выбирать место отдыха.

Есть дополнительные предложения, которые не доказаны научным путем, но которые подтверждены опытом. Eсли Вы или Ваш ребенок имеете аллергию на клещей домашней пыли, то Вам следует испробовать следующие меры, которые должны помочь уменьшить аллергическую реакцию:

  • регулярно стирать постельное белье при температуре минимум 60 градусов;
  • использовать специальное постельное белье для матрасов, покрывала и подушек;
  • для детей: по возможности не класть в постель мягкие игрушки или стирать их регулярно при температуре 60 градусов;
  • избегать „собирателей пыли“, включая ковры с длинным ворсом, особенно в спальной комнате;
  • необходимо применять специальный клещенепроницаемый чехол для изоляции матраса, одеяла и подушек,который немедленно и эффективно блокирует контакт с аллергическими возбудителями, клещами и их испражнениями;
  • желательно пользоваться увлажнителями для создания комфортных условий в комнате, воздухоочистителями для очистки воздуха в квартире и парогенераторами для уборки помещений;
  • можно избежать аллергических реакций выбирая правильные продукты.

Обязательно ведите дневник по бронхиальной астме. Дневник по астме используется для фиксирования результатов измерений максимальной скорости выдоха. Кроме этих значений, в дневнике могут фиксироваться и другие особенности болезни, например:

  • личные жалобы (кашель, мокрота, одышка);
  • применение препаратов в случае неотложной ситуации;
  • особенности, такие как одышка ночью и инфекции.

Тщательно записывая все полученные данные, Вы сможете получить представление о течении болезни и лечении. Дневник помогает Вам лучше понять Вашу болезнь и является очень полезным при обсуждении болезни с врачом. Для такого дневника есть разные варианты ведения.

Например, можно фиксировать данные в следующие колонки:

4. Максимальное значение скорости выдоха л/мин.

9. Препарат по необходимости:

12. Астматические препараты на этой неделе Название Доза

Примечание * нет=0 / незначительные = 1 / средние = 2 / сильные = 3

Еще один дневник по астме представлен в виде таблицы:

В день проявления симптомов поставьте:

Из-за симптомов Вам пришлось отказаться от…

Дни отсутствия (школа, работа)

Препараты длительного действия для длительного контроля над астмой

Запишите препараты и отметьте дни, в которые Вы их принимали.

Препараты по необходимости

Запишите препараты и отметьте дни, в которые Вы их принимали.

Значения максимальной скорости выдоха

Пожалуйста, запишите эти значения; если Вы принимали препараты, то измерение следует проводить не раньше чем через 5 мин.!

День/месяц(пожалуйста, запишите) 1 2
С утра до приема препаратов
С утра после приема препаратов
Вечером перед приемом препаратов
Вечером после приема препаратов

Некоторые больные или родители больных детей теряют уверенность, у них возникает страх и опасение за свою жизнь. Такое поведение может привести к „спирали“, из-за которой к физическим проблемам могут добавиться еще и психические.Больной бронхиальной астмой должен чувствовать себя в обществе комфортно. В мире много людей, страдающих бронхиальной астмой, и их число растет с каждым годом. Вероятность того, что рядом окажется такой же больной, очень высока. В любом случае, Вы можете рассчитывать на понимание в самых разных ситуациях при обострении болезни.

Возможно, Вы уже сталкивались со следующим:

Из-за болезни кажется, что много способов провождения свободного времени, которые раньше были нормальным делом, отпадают. Развлечения с друзьями и родственниками происходят все более редко. Теряются контакты. Вы перестаете получать удовольствие, появляется уныние. Т.е. возникает депрессивное состояние.

Иметь астму не означает, что Вы должны отказаться от нормального, привычного образа жизни. Вы должны научиться приспосабливаться к новым условиям.

  • рассказать другим о своей болезни. Семья, друзья, учителя или другие знакомые должны знать, как они могут Вам помочь в повседневной жизни и что им делать, если у Вас начнется астматический приступ;
  • сообщить окружающим людям (в детском саде, школе, на рабочем месте, при встрече с друзьями и т.п.), что у Вас началась одышка. Если у Вашего ребенка астма, то Вы должны мотивировать его и научить обращаться в необходимый момент к взрослым за помощью;
  • принимать позы, которые облегчают дыхание, и использовать технику сжатых губ при проявлении симптомов в любой ситуации;
  • применять ингаляционный препарат в любой ситуации, если в этом есть необходимость;
  • искать помощи, если у Вас подавленное психологическое состояние из-за болезни. Вы не одни! Вы можете обратиться в школу здоровья, где получите всеохватывающую поддержку.

источник

Мне бы хотелось, что бы все родители, у которых дети болеют бронхиальной астмой прочитали эту статью. Это обращение, к ВАМ, в первую очередь ваших детей и врачей аллергологов. Я предлагаю вам вместо форумов, где пишут о том что «баллончики это зависимость», «гормоны, это зло» почитать дневник ребенка, который пишет о своих чувствах и переживаниях на всем пути к контролю астмы. Это реальная история, это реальный ребенок, его дневник и его ощущения. Этот дневник может быть примером для других родителей в выборе терапии, как помощь в понимании своего ребенка! В понимании его ЧУВСТВ!

«Бронхиальная астма – безжалостная болезнь, заставляющая человека дышать в четверть
дыхания, говорить в четверть голоса, думать в четверть мысли и только задыхаться
в полную силу без четвертей

К. Паустовский

… 15 сентября

Привет, дневник. Знаешь, папа говорит, что дневник помогает упорядочить мысли и разобраться в сложных сложных ситуациях. Наверное, он прав. Я заметил, что когда все хорошо, то я забываю о тебе, и нахожу только тогда, когда случается что-то плохое. Вот и сейчас… Я не писал уже месяца два, даже к бабушке забыл тебя взять. А сегодня вдруг вспомнил. Отец в командировке, к маме не побежишь — она только расстроится. И Женьке не расскажешь, вряд ли он поймет. А то еще и прикалываться будет, слабаком назовет. Вот и пишу тебе. В школе все в порядке. Мы с Женькой снова сидим за одной партой, хоть классная и грозилась нас рассадить. К нам пришел новый мальчик, и мы его сегодня взяли с собой на футбол. Сначала ему пришлось сидеть в запасных, но потом он вышел на замену… Нет, не вместо Димки или Сереги… вместо меня.

Я не смог сегодня играть, так как стало очень трудно дышать. Я думал, что за пару минут пройдет, просто забегался. У меня такое бывало летом, но очень быстро отпускало. А сегодня долго не проходило. И Игорю, новенькому, пришлось доигрывать весь тайм. Он классно играет, ребятам понравилось. А вдруг они захотят играть с ним и перестанут меня с собой брать на футбол?!

Еще и кашель к вечеру начался. А послезавтра день рождения, вернется папа, и мы собираемся поехать на природу. Мне даже Женьку разрешили взять с собой. Лишь бы только не заболеть!

17 сентября

Мне уже 13 лет, и я таки заболел. Шашлыков не будет, и даже Женьку в гости не разрешили позвать, чтобы я его не заразил. Зато пью таблетки, сироп от кашля и какой-то противный травяной чай. Ну почему так не везет?!

И чувствую себя неважно, кашель и дышать тяжело, особенно, когда по лестнице поднимаюсь. Хорошо, хоть температуры нет и насморка. Вчера ходили с мамой в поликлинику. Врач меня послушал, посмотрел снимок и сказал, что у меня какой-то бронхит… Надеюсь, что это не очень серьезно. Вот тебе и день рождения.

Читайте также:  Астма при беременности кто что принимал

Я в больнице. Идет дождь, поэтому приходится сидеть все время в палате. Мне очень скучно и одиноко. Подумать только, заболеть второй раз за один месяц! Но тогда я дома лежал, и Женька мне по два раза в день звонил. Телик только, был, в конце концов. Хорошо хоть дневник мама привезла. Извини, что долго не писал.

У нас в пятницу была контрольная по биологии. Я готовился к ней, честно. Но мне попался такой вопрос, который я плохо знал. Я попытался списывать с конспекта, а биологичка заметила и начала на меня орать, грозиться, что родителей в школу позовет. Да и не страшно! Пусть бы и звала. Она кричала, кричала, а я начал задыхаться. Как будто застряло что-то в груди ни вдохнуть, ни выдохнуть. Мне еще перед этим было трудно дышать, когда я вечером шел со школы домой, но на контрольной я очень испугался. Я не мог дышать, чувствовал, что в груди скопилось много слизи, хрипел, пытался прокашляться, но ничего не получалось. Сначала мне никто не поверил. Биологичка кричала, чтобы я перестал ломать комедию, а одноклассники смеялись. Не знаю, сколько прошло времени, пока им стало понятно, что я не шучу. Вызвали скорую и отвезли меня в больницу. Мне поставили капельницу и заставили вдыхать лекарство через штуку, которая называется «ингалятор». А еще делали кучу разных анализов.

Вчера приходил врач и разговаривал со мной и мамой. Мама, вспомнила, что ее бабушка умерла от удушья, когда меня еще не было. Потом он сказал, что у меня астма и ингалятором мне придется пользоваться достаточно часто, а еще пить разные
блетки. Мама, начала плакать, и доктор вывел ее в коридор.

Но я не верю, что у меня астма.! Я просто заболел, простудился, и поэтому у меня бронхит. Ведь если у меня астма, как сказал врач, то я не смогу играть в футбол…

Меня завтра выписывают, но мне очень грустно. С собой дали ингалятор, нужно будет им пользоваться во время приступа. Еще мне теперь очень многое не разрешают. Врач сказал, что мне нельзя ходить на физкультуру и тем более играть в футбол, нельзя есть шоколад, конфеты и пить кока-колу , а самое страшное, что мы никогда не сможем завести собаку. А ведь мы с папой уже даже породу выбрали! Сеттер… как в рекламе корма, для собак…

За месяц у меня только один раз был приступ, хорошо хоть снова не в школе, а дома. А сегодня ночью я вдруг проснулся, оттого что не могу дышать. В груди все булькало, я хрипел и не мог откашляться. Сначала я даже, никак не мог выдохнуть, как будто что-то мешало в груди. Потом проснулась мама и бестолково бегала вокруг меня. Папа отыскал ингалятор, и скоро мне стало легче. Он хотел вызвать «скорую», но мама не разрешила.

Мама считает, что в больнице меня будут лечить неправильно. Мне будут давать гормоны, и я уже никогда не вылечусь от своей болезни. Поэтому мы с мамой ходим в специальный центр, где учат правильно дышать. Это называется «дыхание по Бутейко». Мама, верит, что в этом центре меня вылечат. И я верил… до сегодняшнего дня. Но ночью, когда я стал задыхаться, я очень испугался. Ведь мамина бабушка задохнулась, а вдруг и я задохнусь до смерти.

Сегодня ночью снова был приступ, второй за эту неделю. Мне было уже не так страшно, как в первые разы. Только засыпать после приступа было страшно. Ведь, наверное, можно задохнуться и во сне.

Я долго не мог заснуть и слушал, как за стенкой плачет мама, а отец ее успокаивает. А под утро сквозь сон заметил, как она заходила в мою комнату… Слушала, дышу ли я.

Вечером решили, что на «дыхание» ходить больше не будем. Не помогает.

Я снова простудился. Но в этот раз намного сильнее. Вчера ночью температура была практически 41 градус. Помню об этом смутно, так как все время отключался. Правда, помню, как приезжала «скорая», меня кололи… А по том врач долго уговаривал маму, что нужно ехать в больницу, но она отказалась.

Антибиотики теперь колем дома, а мама взяла больничный. Целый день температуры практически не было только 37,5. Но к вечеру она снова поднялась, а ночью был приступ. Я пытался встать, чтобы пойти в ванную не было, и я упал… Мама прибежала и всю ночь сидела со мной. Меня то знобило, то покрывал какой-то липкий и холодный пот. Я все время хрипел и несколько раз за ночь просыпался, оттого что задыхаюсь… Пришлось несколь делать ингаляции. А мама, сидела рядом, прикладывала к моему лбу мокрое полотенце и все время плакала.

Днем отец сказал, что мне нужно в больницу, но мама снова не согласилась. Я сейчас пью специальные отвары из трав, которые ей посоветовала какая-то женщина на работе. Говорят, что многим астматикам помогает.

С Новым годом тебя, дневник. Сегодня ночью все снова не спали. Не потому, что праздник. У меня снова был приступ. Еще ложась спать, я знал, что он скоро начнется. Я чувствовал, как наминает понемногу сдавливать грудь, как с каждым вдохом становится тяжелее выдыхать. У меня уже даже не было сил испугаться. А приступы становятся все тяжелее и длятся намного дольше… Ингалятор помогает но не так быстро, как раньше. Я так хочу дышать свободно!

Не знаю, сколько еще выдержу так… Я не высыпаюсь, так как ночью боюсь спать, а днем не могу заснуть. Приступы бывают несколько раз в неделю, поэтому я редко хожу в шиколу и. становлюсь для друзей чужим. Только Женька, еще продолжает общаться со мной, часто приходит в гости. Но что будет весной, когда, ребята снова, станут ходить на стадион играть в футбол, и у него Дольше не будет на, меня времени.

Я в больнице, и … очень рад этому. Я здесь уже почти три недели, и наконец-то могу спокойно спать.

В ту ночь, когда, меня забрали в больницу, я думал, что умру. У меня начался очень тяжелый приступ, который все никак не заканчивался. Мне казалось, что это сон, длинный кошмарный сон, который все не кончается. А я прос-то не могу проснутся. Я делал ингаляцию за, ингаляцией, но становилось все хуже, и хуже., и в конце концов родители вызвали «скорую». Реанимационная палата, кислородная маска, капельница, лекарства, процедуры, лекарства…

Сейчас мне намного лучше, читаю книги и играю с соседом по палате в карты. Медсестра увидит — точно отберет.

Теперь я знаю, как бороться с моей болезнью. Игорь Владимирович, мой врач, говорит, что ни в коем случае, нельзя давать астме управлять моей жизнью, поэтому он учит меня контролировать ее. Это не всегда, просто, но возможно.

Он очень умный, поэтому мама, его сразу послушалась. На второй день, как меня положили в больницу, Игорь Владимирович спросил, что будет для меня лучше: регулярно принимать минимум лекарств и жить полноценной жизнью, или задыхаться практически каждую ночь и бояться следующего приступа?

Я знаю, что мне нужно будет регулярно, два раза в день, пользоваться ингалятором, так как при астме в бронхах возникает аллергическое воспаление, с которым он будет бороться. А другой ингалятор, который я носил с собой постоянно, для снятия приступа мне понадобится все реже и реже. Хотя для начала я буду иметь его при себе. Еще он рассказал нам, что при астме нельзя пить отвары, так из-за них мое состояние может только ухудшиться, ведь травы вызывают аллергию.

Игорь Владимирович сказал, чтобы я не переживал из-за своей болезни: если буду выполнять все его рекомендации, то у меня почти не будет приступов. Очень много людей в мире болеют астмой, и многие из них сумели добиться полного контроля над ней. Нам рассказывали о жизни очень известных исторических личностей, которые страдали астмой и, тем не менее, оставили уначительный след в истории. Это и писатель Константин Паустовский, и американский президент Теодор Рузвельт, и известный режиссер Мартин Скорсезе. Но больше всего меня поразила история Эрнесто Че Геваре — врача, ставшего великим революционером вопреки или даже благодаря астме. Тете, как называли его родные, не сломался под тяжестью своего недуга. Вот что о нем пишут: «Он бросил вызов астме. Эрнесто усиленно занимался спортом, отдавая предпочтение футболу и плаванию. Обожал велосипед и мог часами ездить по всему городу. Более полугода под присмотром отца он практиковался в стрельбе, и к пятнадцати годам неплохо владел оружием. С помощью отца он освоил и шахматы. Увлекался настольным теннисом. Много месяцев подряд на соревнованиях по пинг-понгу Эрнесто не мог подняться выше второго места и однажды заявил золотому призеру, что возьмет тайм-аут на неопределенный срок. В тайне от всех он соорудил дома стол для пинг-понга и тренировался на нем. Когда же почувствовал, что готов сразиться с чемпионом на равных, вновь принял участие в соревнованиях. И победил». Еще мне очень понравилась история американской девушки Джеки Джойнер-Керси, которая, несмотря на то что с детства страдала астмой, смогла стать олимпийской чемпионкой. И я смогу стать тем кем захочу, главное только соблюдать правила, о которых рассказал врач.

Я даже смогу летом играть в футбол.

Случайно нашел дневник и даже не знаю, что написать. У меня все хорошо. За три месяца было только два приступа, и то очень легкие. Я привык к тому, что мне нужно каждый день делать ингаляции. Это вроде как чистить зубы. Собираемся с ребятами погонять сегодня мяч, а потом пойти купаться на речку. Женька знает, что если я начну задыхаться, то у меня в кармане лежит ингалятор. Женька — настоящий друг. Но даже он не может понять это счастье дышать полной грудью и не бояться очередного приступа. Я свободен! Я живу!

А через неделю мы с родителями едем на море, на целый месяц!

До свидания, дневник, ребята уже зовут. Хотя… Прощай. Надеюсь, не скоро увидимся.

источник

Пикфлоуметрия — метод оценки пиковой скорости выдоха (максимальной скорости, с которой воздух может выходить из дыхательных путей во время форсированного выдоха после полного вдоха) с помощью специального аппарата — пикфлоуметра. Измерения пиковой скорости выдоха (ПСВ) проводят в положении стоя, два раза в день до приема лекарств: утром, сразу после подъема, когда значения близки к минимальным, и вечером, через 10-12 часов (обычно значения ПСВ достигают наилучших показателей). Определение проводится 3 раза подряд с небольшими интервалами. Лучший показатель из 3-х измерений фиксируется и наносится на график. Регулярная регистрация этих показателей называется мониторированием ПСВ.

Основные правила пикфлоуметрии:

1. КАЖДЫЙ ДЕНЬ. Пикфлоуметрия не будет информативной, если вы не проводите ее ЕЖЕДНЕВНО и длительно (месяцы, годы!). Нельзя делать выводы на основании эпизодических замеров!

2. УТРО-ВЕЧЕР. Измерения проводят утром сразу после пробуждения (в течение 5—10 минут); вечером — перед сном.

3. ДО ИНГАЛЯТОРОВ. Измерения всегда проводятся перед приемом ингаляционных препаратов (или не менее чем через 3—4 часа после приема бронходилататора).

4. В ОДНО И ТОЖЕ ВРЕМЯ. Желательно проводить измерения в одни и те же часы.

5. ТРОЕКРАТНО. Измерения проводят по три раза и записывают самый лучший вариант.

6. ДНЕВНИК ПИКФЛОУМЕТРИИ. Результаты пикфлоуметрии необходимо отмечать на специальном графике – дневнике пикфлоуметрии, и показывать их лечащему врачу при каждом визите.

Чтобы не забывать правила, вы можете выписать основные составляющие и сделать себе напоминалку:

— каждый день,

— до ингаляторов,

— в одно и тоже время,

— троекратно,

— дневник пикфлоуметрии.

Техника проведения пикфлоуметрии:

1. Присоедините мундштук к пикфлоуметру. Стрелка должна находиться на нулевой отметке шкалы.

2. При каждом измерении пациент должен занимать одинаковую позу (сидя или стоя), держать пикфлоуметр следует горизонтально, при помощи двух рук, при этом избегать блокирования исходящего воздуха из пикфлоуметра.

4. Плотно обхватите мундштук прибора губами, избегайте закрывание отверстия мундштука языком, после чего сделайте максимально быстрый и сильный выдох через рот. При этом важна сила выдоха, а не количество выдыхаемого воздуха (Детям следует объяснить, что выдыхать нужно так, как будто гасишь свечи на праздничном торте праздника.)

5. Выдыхаемый воздух оказывает давление на клапан прибора, который перемещает вдоль шкалы стрелку-указатель. Стрелка покажет пиковую скорость выдоха (ПСВ, PEF), обычно в литрах в минуту.

6. Отметьте полученный результат, или запишите куда-нибудь.

7. Повторите эту процедуру три раза, каждый раз возвращая стрелку на нулевую отметку.

8. Из трех полученных результатов выберите наибольший (наилучший) и отметьте его в графике дневника самонаблюдения.

9. Ориентиром для сравнения очередного полученного результата является ваш лучший показатель ПСВ.

Где применяют пикфлоуметрию?

Областью применения метода являются любые обструктивные заболевания легких, но при бронхиальной астме он особенно важен, так как при астматических заболеваниях обструктивные процессы распространяются на крупные и средние бронхи. Использование пикфлоуметрии облегчает диагностику и мониторинг бронхиальной астмы. При хронических неспецифических заболеваниях легких обструкция возникает в более мелких бронхах, из-за чего пикфлоуметрия не является достоверным методом диагностики и мониторинга заболевания.

Значение пикфлоуметрии можно сравнить с контролем артериального давления при гипертонической болезни или опреление глюкозы крови («сахара») при сахарном диабете.

Читайте также:  Бронхиальная астма сестринское дело в педиатрии

Цели проведения пиклоуметрии:

  1. Установление диагноза;
  2. Определение степени тяжести заболевания;
  3. Степень контроля астмы;
  4. Оценка эффективности лечения;
  5. Предупреждение обострений;
  6. Диагностика профессиональной астмы, или установление других провоцирующих факторов.

Как оценивать результаты пикфлоуметрии?

Пиковая скорость выдоха (ПСВ) у каждого человека своя. Функция легких человека, длительно занимавшегося плаванием или велоспортом, и функция легких астматика «со стажем» будут сильно отличаться друг от друга, даже при условии, что рост, вес, пол и возраст совпадают (в меньшей степени это касается детей).

Ориентируйтесь не на должные показатели, вычисляемые по таблицам среднестатистической «нормы», а на ваши лучшие , которые определяются в процессе лечения. Лучший показатель ПСВ определяется проведением ежедневной пикфлоуметрии в течении 2-3 недель, когда ваша астма находится в ремиссии.

Поэтому, когда вы получите очередной (текущий) показатель ПСВ — оценивать его нужно относительно вашего лучшего показателя . Контроль над болезнью не достигнут, если показатели ПСВ низкие или колебания утреннего и вечернего значения ПСВ большие.

Критическими показателями пикфлоуметрии считаются — снижение показателей ПСВ на 20% от ваших лучших результатов или колебания ПСВ в течение дня более чем в 20% -м диапазоне.

Сама по себе форма графика может рассказать о многом. При хорошем контроле форма графика близка к прямой линии, чем хуже контроль, тем более зигзагообразным выглядит график пикфлоуметрии. Утреннее снижение ПСВ называется «утренним провалом». Наличие даже одного утреннего провала говорит о недостаточном контроле бронхиальной астмы.

Как выбрать пикфлоуметр?

Пикфлоуметры делятся на взрослые и детские. Взрослые градуируются от 50-60 л/мин до 700-850 л/мин, а детские от 35 до 300-350 л/мин. У детей старшего возраста ситуация менее определенная, и подбор осуществляется индивидуально с помощью лечащего врача. В общем виде решение выглядит так: детям до 8-9 лет подходят детские модели, в 8-12 лет следует учитывать рост ребенка (при росте 140 см и выше следует выбрать пикфлоуметр для взрослых), и для более старшего возраста – взрослые модели.

You are browsing images from the article:
Пикфлоуметрия и контроль астмы
Download this image» data-fresco-caption=»Navigation tip: Hover mouse on top of the right or left side of the image to see the next or previous image respectively.

You are browsing images from the article:
Пикфлоуметрия и контроль астмы
Download this image» data-fresco-caption=»Navigation tip: Hover mouse on top of the right or left side of the image to see the next or previous image respectively.

You are browsing images from the article:
Пикфлоуметрия и контроль астмы
Download this image» data-fresco-caption=»Navigation tip: Hover mouse on top of the right or left side of the image to see the next or previous image respectively.

You are browsing images from the article:
Пикфлоуметрия и контроль астмы
Download this image» data-fresco-caption=»Navigation tip: Hover mouse on top of the right or left side of the image to see the next or previous image respectively.

Скачать дневник пикфлоуметрии

Ниже представлены 2 варианта дневника пикфлоуметрии для скачивания. Дневник расчитан на 1 месяц. Первый вариант в виде документа MS Word, второй в виде рисунка. После скачивания удобного для вас варианта, его можно распечатать и заполнять вручную.

источник

26.03.15 г. бронхиальная астма легкое больной пальпация

Жалобы: на боли сжимающего характера, локализующиеся за грудиной и иррадиирующие в левое плечо, купируются нитроглицерином через 7 мин, возникают после физической нагрузки (подъем на 5ступеней) или после психоэмоционального перенапаряжения. Одышка в покое, в горизонтальном положении. Так же жалобы на головную боль. Постоянную общую слабость и недомогание. Объективно: сознание больного ясное, положение в постели вынужденное-ортопноэ. Кожные покровы сухие розовые, наблюдается акроцианоз. Переферические лимфоузлы не пальпируются. периферические отеки на голенях и стопах. Температура тела 36,8. Дыхательная система: носовое дыхание свободное, обе половины груди участвуют в акте дыхания, ритмичное, средней глубины. ЧДД 20в мин-тахипноэ. При пальпации грудной клетки болезненность не выявлена. Резистентность не изменена, голосовое дрожание равномерное, не изменено. При сравнительной перкуссии отмечается ослабленный легочный звук над обеими легкими по нижним точкам выслушивания. Дыхание жесткое, мелкопузырчатые хрипы в н/о. Сердечно-сосудистая система: при осмотре области сердца и сосудов патологической пульсации не обнаружено. Верхушечный толчок определяется в VI межреберье на 2,5 см. кнаружи от левой среднеключичной линии, толчок разлитой, низкий, сильный, площадь =2 см. Перкуторно: правая граница относительной тупости на 1см кнаружи от правого края грудины в IV м.р., левая граница относительной тупости на 2,5 см. кнаружи от левой среднеключичной линии в VI м.р., верхняя- в III м.р. слева. Аускультация: тоны сердца глухие, ослабленные, ритм правильный, акцент второго тона на легочном стволе. Расщепление и раздвоение тонов, ритма галопа и ритма перепела не выявлено. Патологий со стороны клапанного аппарата сердца (стеноз, недостаточность) не обнаружено. Шумы (сосудистые, внесердечные и внутрисердечные) также не прослушиваются. ЧСС: 55уд. АД 150/95 мм.рт.ст. Пищеварительная система: язык влажный чистый, видимые слизистые бледно-розового цвета. Живот при осмотре без патологий, при пальпации не напряжен, безболезненный, симптомов раздражения брюшины нет. Печень пальпируется по краю реберной дуги, гладкая, безболезненная, размеры по Курлову: 11,5×9,5×8,5 см, Стул регулярный, 2 раза в сутки. Мочевыделительная система: почки не пальпируются, симптом поколачивания отрицательный. Мочеиспускание не нарушено, безболезненно, 3 — 4 днем и 6-7 раза ночью — никтурия.

Состояние больной удовлетворительное. Жалобы на боль за грудиной, иррадиирующую в левую лопатку, головную боль слабость и недомогание . Объективно: сознание ясное, положение в постели вынужденное, кожные покровы бледные, сухие, слизистые рта влажные бледно-розового цвета. Отеков на голенях и стопах. Дыхательная система: дыхание ритмичное, ЧДД 20 в мин, перкуторно ослабленный легочной звук, дыхание жесткое, выслушивается крепитация в н/о легких. Сердечнососудистая система: перкуторно границы сердца увеличены, тоны глухие, ритм правильный, ЧСС 60 в мин, АД 140/90 Пищеварительная система: язык влажный чистый, живот мягкий, безболезненный. Стул не нарушен. Мочевыделительная система: почки не пальпируются, симптом поколачивания отрицательный. Никтурия продолжается.

Состояние больной удовлетворительное. Жалобы на давящую боль за грудиной, головокружение, слабость, стали меньше. Объективно: сознание ясное, положение в постели вынужденное , кожные покровы бледные, сухие, слизистые рта влажные бледно-розового цвета. Отечность сохраняется. Дыхательная система: дыхание ритмичное, ЧДД 20 в мин, перкуторно ослабленный легочной звук, дыхание жесткое, хрипы мелкопузырчатые в н/о. Сердечнососудистая система: перкуторно границы сердца смещены влево на 2.5 см, тоны глухие, ритм правильный, ЧСС 55 в мин, АД 145/90, Пищеварительная система: язык влажный чистый, живот мягкий, безболезненный.. Стул не нарушен. Мочевыделительная система: почки не пальпируются, симптом поколачивания отрицательный. Мочеиспускание не нарушено, 3 — 4 днем и 5-6 раза ночью.

31.03.15 г. Состояние больной удовлетворительное. Жалобы на давящую боль за грудиной, головокружение, слабость, стали меньше. Объективно: сознание ясное, положение в постели вынужденное , кожные покровы бледные, сухие, слизистые рта влажные бледно-розового цвета. Отечность сохраняется. Дыхательная система: дыхание ритмичное, ЧДД 21 в мин, перкуторно ослабленный легочной звук, дыхание жесткое, хрипы мелкопузырчатые в н/о. Сердечнососудистая система: перкуторно границы сердца смещены влево на 2.5 см, тоны глухие, ритм правильный, ЧСС 55 в мин, АД 130/80, Пищеварительная система: язык влажный чистый, живот мягкий, безболезненный.. Стул не нарушен. Мочевыделительная система: почки не пальпируются, симптом поколачивания отрицательный. Мочеиспускание не нарушено, 3 — 4 днем и 5-6 раза ночью.

Состояние больной удовлетворительное, оценивается как средней степени тяжести. Жалобы на усиливающуюся ломящую боль в висках и затылочной области, головокружение, боли в области сердца сжимающего характера с иррадиацией в лопатку . Боли снимаются верапамилом, утром — улучшение состояния. Объективно: сознание ясное, положение в постели вынужденное, кожные покровы бледные, сухие, слизистые рта влажные бледно-розового цвета. Небольшая отечность в области голеней.. Дыхательная система: одышка в покое сохраняется,дыхание ритмичное, ЧДД 22в мин, перкуторно:ослабление перкуторного звука в н/о легких , дыхание жесткое, хрипов нет. Сердечнососудистая система: перкуторно границы сердца увеличены тоны глухие, ослабленные.ритм правильный, ЧСС 60 в мин, АД 150/80. Пищеварительная система: язык влажный чистый, живот мягкий, безболезненный. Край печени у края реберной дуги, селезенка не пальпируется. Стул не нарушен. Мочевыделительная система: почки не пальпируются, симптом поколачивания отрицательный. Мочеиспускание не нарушено, 3 — 4 днем и 3-5 раза ночью.

Состояние больной удовлетворительное, отмечает улучшение состояния. Жалобы на слабость, незначительную давящую боль за грудиной , однако сон улучшился,приступы удушья не возникают. Отеки незначительные на нижних конечностях. Объективно: сознание ясное, положение в постели активное, кожные покровы бледные, сухие, слизистые рта влажные бледно-розового цвета. Дыхательная система: дыхание ритмичное, ЧДД 20 в мин, перкуторно ослабленный легочной звукв н/о легких, дыхание жесткое, хрипов нет. Сердечнососудистая система: перкуторно границы сердца увеличены, тоны глухие, ритм правильный, ЧСС 55 в мин, АД 150/90, мин. Пищеварительная система: язык влажный чистый, живот мягкий, безболезненный. Край печени у края реберной дуги, селезенка не пальпируется. Стул не нарушен. Мочевыделительная система: почки не пальпируются, симптом поколачивания отрицательный. Мочеиспускание не нарушено, 3 — 4 днем и 2-3 раза ночью.

Состояние больной удовлетворительное. Жалобы: головокружение, слабость стали меньше, незначительную давящую боль за грудиной при физической нагрузке(ходьба до 10м), сон улучшился, приступы удушья стали реже возникать. Отеков нет. Одышка осталась, но в горизонтальном положении не усиливается. Объективно: сознание ясное, положение в постели активное, кожные покровы бледные, сухие, слизистые рта влажные бледно-розового цвета. Дыхательная система: дыхание ритмичное, ЧДД 18 в мин, перкуторно ясный легочной звук, дыхание жесткое, хрипов нет. Сердечно-сосудистая система: перкуторно границы сердца увеличены, тоны глухие, ритм правильный, ЧСС 57в мин, АД 140/70, Пищеварительная система: язык влажный чистый, живот мягкий, безболезненный. Край печени у края реберной дуги, селезенка не пальпируется. Стул не нарушен. Мочевыделительная система: почки не пальпируются, симптом поколачивания отрицательный. Мочеиспускание не нарушено, 3 — 4 днем и 2-3 раза ночью.

источник

Posted July 19th, 2012 by kaznmu & filed under Внутренние болезни.

Казахский Национальный медицинский университет имени С. Д. Асфендиярова

Обучение больных является обязательным компонентом лечения бронхиальной астмы. Образовательные программы направлены на ознакомление пациентов с механизмами развития заболевания, навыками самоконтроля и улучшения кооперации «пациент-врач».

Ключевые слова: образовательная программа, астма-школа, сотрудничество «пациент-врач», мониторинг, пикфлоуметрия.

Бронх демікпемен ауратын науқастардың оқыту әдістері

Науқастарды оқыту бронх демікпе ауруды емдеудің басты бөлігі болып саналады Науқастарды оқыту бағдарламалары аурудың дамуы,өзін-өзі бақылау және «ауру-дәрігер» карым- қатынасын таныстыруға негізделген

Түйінді сөздер: оқыту бағдарламалары, демікпе- мектеп, «ауру-дәрігер» карым- қатынасы мониторинг, пикфлоуметрия.

PRINCIPLES OF LEARNING patients with bronchial asthma

Kazakh National Medical University

Education of patients is an essential component of treatment of bronchial asthma. Educational programs are designed to familiarize patients with the mechanisms of disease development, skills, self-control and cooperation to improve the «patient-doctor.»

Keywords: educational program, an asthma-school, cooperation «the patient-doctor», monitoring, peak flow.

Бронхиальная астма является серьезной проблемой во всех странах мира и наносит ущерб в виде затрат на лечение, потери работоспособности и проблем в семье. Распространенность заболевания возрастает, особенно среди детей, преимущественно, городского сектора. К причинам развития болезни относятся наследственная предрасположенность к аллергическим реакциям – атопия, воздействие экзоаллергенов – пыльца растений, шерсть животных, особенно кошек, клещи домашней пыли в постельных принадлежностях, коврах и мягкой мебели.[2] Основными провокаторами обострения являются табачный дым (пассивное курение), чрезмерные физические и эмоциональные нагрузки, холодный воздух и изменения погоды, пищевые добавки, красители, частый прием аспирина.

Успех лечения бронхиальной астмы напрямую зависит от пациента и взаимного сотрудничества «пациент-врач».[4] Благодаря проведению санитарно-просветительных программ, обучающих программ для больных и членов их семей отмечается снижение заболеваемости, уменьшение расходов на лекарственные препараты, улучшение качества жизни больных астмой. Поэтому первостепенное внимание уделяется обучению больных и по международной программе лечения GINA:

образовательная программа больных;

оценка и мониторирование степени тяжести больного;

элиминация факторов, провоцирующих обострение болезни или контроль над ними;

разработка индивидуальной схемы медикаментозного лечения;

обеспечение регулярности и последовательности лечения (диспансеризация).[5]

Обучение больных астмой – это непрерывный процесс передачи больному и членам его семьи полезной информации для появления у него определенных навыков и умений, которые позволят ему хорошо себя чувствовать и получать индивидуальное лечение в соответствии с планом лечебных мероприятий, разработанным совместно с лечащим врачом, под динамическим его наблюдением и контролем. Основная цель обучения – создание условий для квалифицированного “самолечения” больного под контролем врача.

Принцип успешного обучения — это сотрудничество между врачом и больным, когда больной может задавать интересующие его вопросы и охотно обсуждать свои планы при каждом визите к врачу.[5] Другим важным принципом является персонификация обучения, то есть информация и навыки должны быть специфическими и индивидуальными для каждого больного. Естественно, что всем больным астмой нужна определенная базисная информация и навыки, которые могут быть освоены коллективными методами, однако наряду с этим обязательны индивидуальные подходы, делающие упор на особенности болезни каждого больного. У 70% больных астмой диагноз устанавливается врачами общей практики и они же наблюдают пациента в дальнейшем, поэтому именно на приеме у поликлинического врача необходимо начинать обучение. Важным принципом является периодический контроль усвоения больным информации и навыков применения. При подаче информации больному нужно использовать различные методы – беседа на приеме у врача, проблемные лекции и занятия в астма-школе, с применением демонстрационного материала (плакаты, таблицы, слайды, образцы медикаментов и приборов — пикфлоуметров, небулайзеров, спейсеров, ингаляторов). При первом посещении врача пациент может получить минимум информации об астме, причинах и факторах, способствующих развитию аллергического воспаления, а также о возможных методах контроля, лечения и рекомендуемых терапевтических мероприятиях (элиминации аллергена и триггерных факторов, контроля окружающего быта). При необходимости в назначении и применении ингаляционной терапии – показ ингалятора, обучение и разъяснение правил его использования, психологический настрой на необходимость и эффективность данного метода лечения. Необходимо объяснить больному важность контроля и самоконтроля (субъективного и объективного). В домашних условиях объективным критерием является обязательное ежедневное измерение пиковой скорости выдоха (ПСВ) в утренние и вечерние часы индивидуальным прибором – пикфлоуметром. Обязательно обучение правильной технике проведения пикфлоуметрии и заполнения журнала/дневника самоконтроля. Мониторинг пиковой скорости выдоха (ПСВ), размах суточных колебаний необходим как для контроля за течением болезни, так и для ранней диагностики ухудшения в состоянии и принятии решения о коррекции лечения самостоятельно либо под контролем врача. Больному демонстрируется техника пикфлоуметрии (ПФМ), методика записи и интерпретации показателей ПСВ в дневнике самоконтроля, дается понятие о системе цветовых зон с расчетом границ этих зон для данного конкретного пациента.

Читайте также:  Диагностика и лечение бронхиальной астмы в амбулаторных условиях

При повторном посещении врач отвечает на все возникшие у больного вопросы и обсуждает с ним проблемы, связанные с течением заболевания и провдимыми мерами терапии. Проверяется ведение дневника самоконтроля, сопоставляются результаты измерений ПСВ, клинические симптомы и дозы применяющихся лекарственных средств, контролируется правильность использования ингаляторов. При этом очень демонстративно использовать в качестве наглядного пособия “дневник самоконтроля” самого больного. Дополнительными вопросами типа “Что Вы еще хотите знать о своем заболевании?”, “Что Вас еще интересует?” желательно выяснить приоритеты больного. Если врач не затронет непосредственные интересы больного, трудно надеяться на то, что обсуждаемый материал будет им воспринят и усвоен. На основании полученной в ходе нескольких визитов информации и по результатам дневника самоконтроля разрабатывается индивидуальный “план контроля астмы”, включающий: специальные инструкции по проведению медикаментозного лечения, признаки выхода астмы из-под контроля (включая границы показателей ПСВ), порядок действий при выраженных обострениях, сроки начала и корректировки интенсивности лечения, критерии обращения за экстренной помощью. Опыт показывает, что до появления устойчивых навыков больной нуждается в неоднократном повторении материалов по методике ведения дневника самоконтроля, пикфлоуметрии, ингаляционной технике. Эффективность обучения возрастает при получении больным специально разработанных разнообразных информационных материалов (брошюр, памяток) и просмотре видеофильмов.

Большой популярностью пользуются коллективные формы образования, как астма-школа, аллергошкола, где пациенты могут прослушать полный курс лекций, ознакомиться с различной литературой, получить консультации врача специалиста, просмотреть видеоматериалы.[1] Семинарские занятия могут посещать все больные астмой. В группу набирают 9-12 человек, которые могут различаться по возрасту, стажу заболевания и профессии, но эффективность занятий выше в группах, более однородных по возрасту и интеллектуальному уровню. В последнее время широко распространена теория о тесной связи показателя здоровья с качеством жизни. По данным зарубежной литературы введено следующее обозначение данного понятия:

Качество жизни – это гармоничное взаимодействие различных важных для человека факторов в целях достижения более эффективной, удовлетворяющей его жизни. Качество жизни считается высоким, если больной бронхиальной астмой активно участвует в работе, в общественной жизни, испытывает различные полноценные эмоции и при этом не ощущает никакого дискомфорта и симптомов своего заболевания. В такой ситуации говорят, что астма находится под контролем.[3]

Исследования показали, что основные проблемы больных бронхиальной астмой это: затрудненное дыхание, заложенность грудной клетки, приступы удушья, кашель, из-за чего больной не может быть достаточно активным. Причиной ухудшения состояния могут стать различные аллергены, окружающие воздействия, такие как сигаретный дым, кондиционирование, ночные недосыпания, эмоциональный климат в семье. Бронхиальная астма – это не только заболевание, но и определенный стиль жизни, который должен быть выработан совместно больным и врачом для само-и взаимопомощи. Для поддержания высокого качества жизни основным показателем является форсированный выдох за одну секунду, который измеряется пикфлоуметром. Оценка качества жизни происходит ежедневно в зависимости от этого параметра. Низким считается уровень форсированного выдоха за секунду менее 50-60% от нормы конкретного больного. Кроме этого имеет значение минимальное различие дневных показателей, в среднем оно должно составлять 0,5% по каждому показателю, отмечаемому в дневнике самоконтроля.

Дневник самоконтроля больного бронхиальной астмой. Для успешного лечения астмы очень важно правильно оценивать свое состояние и тяжесть болезни больной должен научиться самостоятельно контролировать свое состояние, чтобы в нужный момент вовремя оказать самому себе помощь. Оценка признаков астмы. Симптомы астмы могут быть различными: это кашель, затрудненное дыхание, приступы удушья, нарушение сна, утомляемость, слабость и другие. На какие признаки астмы необходимо обратить особое внимание? В первую очередь нужно научиться анализировать следующие симптомы: кашель, одышка, количество приступов удушья в течение суток, а также число пробуждений ночью из-за одышки и удушья. Предлагаем определять выраженность каждого из указанных симптомов по 3-х балльной шкале: 0 – отсутствие симптомов, 1 – слабые симптомы, 2 – сильно выраженные симптомы. Суммируя все баллы, можно получить ориентировочную оценку тяжести в баллах. Отметьте полученную цифру в дневнике самоконтроля. Если сумма баллов колеблется от 0 до 1-2 – состояние больного удовлетворительное, при сумме баллов от 3-4 до 7-8 – состояние неудовлетворительное, а если сумма баллов больше 8 – необходима неотложная помощь.

Мониторинг пиковой скорости выдоха (ПСВ). В ходе лечения больных бронхиальной астмой часто бывает очень желательно регулярно проводить объективную оценку ПСВ, обычно даже чаще, чем один раз в сутки. Суточные колебания ПСВ отражают тяжесть астмы. Стационарный спирометр слишком громоздкий и не годится для проведения столь частых исследований, поэтому во многих случаях удобнее производить измерения ПСВ с помощью пикфлоуметра. Мониторинг ПСВ является важным клиническим исследованием, применяющимся в кабинете врача, в отделении неотложной терапии, в стационаре и на дому. Это исследование позволяет оценить тяжесть, степень суточных колебаний легочной функции, которая коррелирует со степенью гиперреактивности дыхательных путей, оно также помогает оценить эффективность терапии во время острого приступа, выявить еще бессимптомное нарушение легочной функции дома или в кабинете врача и принять меры еще до того, как положение станет более серьезным. Данное исследование помогает также оценить реакцию на постоянное лечение и подтвердить его эффективность, а также выявить пусковые механизмы (например, физическая нагрузка) и/или триггеры. Рекомендуется также рассмотреть возможность использования мониторинга ПСВ домашних условиях больным в возрасте до 5-7 лет (когда дети могут уже выполнять определенные действия), которые ежедневно получают медикаментозную терапию (т.е. со среднетяжелой и тяжелой астмой).

Измерение ПСВ. Большинство взрослых и даже дети в возрасте старше 5 лет могут произвести измерение ПСВ. Чтобы произвести измерения, необходимо после медленного глубокого вдоха сделать короткий резкий выдох. Поскольку измерение ПСВ зависит от физического усилия, больные должны сначала потренироваться, чтобы создать наибольшее усилие. Как для спирометрии, так и для измерения ПСВ важно точно соблюдать методику проведения исследования и использовать только стандартное оборудование. В идеале измерения следует проводить два раза в день, утром, сразу после подъема, затем – через 10-12 часов, а также до и после применения бронходилататоров, если они используются. Если измерение производится только один раз в день, его нужно делать всегда в одно и то же время. Некоторые больные могут не выполнять назначения врача, или у них настолько стабилизировалось состояние, что они могут проводить измерение ПСВ нерегулярно. Хотя при таких измерениях уже не удается выявить раннее изменение легочной функции, все же можно получить важную информацию об отклонении ПСВ. Если измерение проводится всего два или три раза в неделю, то лучше проводить исследование утром и вечером в один день, и, соответственно, до и после применения бронходилататоров, если они применяются. При этом можно выявить суточное отклонение показателей и если оно превышает 15%, это говорит об ухудшении состояния.

Интерпретация результатов измерения ПСВ.

Прогнозируемые значения ПСВ корректируются в зависимости от возраста, роста и пола. Однако у многих больных значения ПСВ бывают выше или ниже, чем средние прогнозируемые значения. Рекомендуется при решении вопроса о терапии учитывать наилучшие для данного больного показатели, а также отклонения от этого значения, а не процент от нормального прогнозируемого значения, особенно у больных с хроническим нарушением легочной функции. В течение периода мониторинга, продолжающегося 2-3 недели, больной должен регистрировать измерения ПСВ не менее 2-х раз в день. Если больной получает бронходилататор, ПСВ нужно измерять до и после приема бронходилататоров. Наилучшим результатом для данного больного считается значение ПСВ, полученное в период, когда астма находилась под контролем. Если у больного наивысшее значение при утреннем измерении составляет менее 80% от прогнозируемого значения на фоне адекватной терапии бронходилататором, или/и ежедневные колебания превышают 15%, то следует назначить более интенсивное лечение и продолжать ежедневные измерения. Может даже понадобиться курс пероральной стероидной терапии для установления наивысшей персональной ПСВ. Величина отклонения при ежедневном измерении ПСВ является достоверным показателем стабильности и/или тяжести астмы. Отклонение может быть вычислено на основании по меньшей мере двух значений – утром и вечером. Отклонение ПСВ в % может быть вычислено по следующей формуле: Наиб ПСВ–наим ПСВ/наиб ПСВ * 100.

Использование измерений ПСВ для подбора лечения. Чтобы облегчить больным процесс лечения БА в домашних условиях, была предложена система трех цветовых зон-кодов, в которой используется корреляция измерений ПСВ и его отклонения с соответствующим уровнем медикаментозного лечения. При этом основное внимание следует обращать не на изолированный показатель, а на отклонение то наибольшего значения для данного больного, или на разницу между двумя и более последующими показателями.

Разъяснение больному принципов мониторинга ПСВ в домашних условиях. Для успешного внедрения мониторинга ПСВ в домашних условиях в план лечения необходимо соблюдение следующих условий: нужно разъяснять больному и членам его семьи цели и технику проведения мониторинга в домашних условиях. Обучение должно включать следующие этапы:

* как и когда применяется пикфлоуметр

* как записывать результаты измерения ПСВ в дневник

* как интерпретировать полученные результаты

* как реагировать на изменения показателей

* о каких изменениях следует сразу сообщить врачу

Необходимо информировать больного об оценке данных измерений ПСВ для выбора метода и эффективности лечения. Врач должен регулярно интересоваться результатами измерений, приемами препаратов, их кратностью во время визита больного.

Чтобы облегчить больным бронхиальной астмой процесс контроля и лечения в домашних условиях, на основании симптомов болезни и показателей ПСВ разработана система “цветовых зон”, помогающая контролировать течение заболевания и незамедлительно принимать меры для осуществления контроля астмы. Больной может начать действовать в соответствии с рекомендациями, предусмотренными для каждой зоны в плане, заранее разработанном лечащим врачом. Цвета зон соответствуют цветам светофора с соответствующим значением. Учитывая, что у различных больных обострения протекают по-разному, план мероприятий следует разрабатывать индивидуально для каждого больного. С другой стороны, у каждого конкретного больного обострение обычно протекает по сходной схеме.

Зеленая зона. Зеленый цвет показывает, что все в порядке. Астма находится под контролем. Значение ПСВ составляет 80-100% от или, а отклонения обычно меньше 20%. В этой зоне не нарушены активность и сон, симптомы минимальные (в идеале – полное отсутствие). Терапия зависит от степени тяжести заболевания.

Желтая зона. Желтый цвет означает: “осторожно!”. Если выявляются следующие симптомы: ПСВ равен 50-80% от или для данного больного значения, а отклонение равно 20-30%, и/или возникли симптомы астмы (симптоматика в ночное время, снижение активности, кашель, свистящие хрипы, дискомфорт в грудной клетке при физической нагрузке или в состоянии покоя) то это может означать что возникло обострение заболевания, поэтому показано временное усиление терапии, особенно ингаляционных b2-агонистов и, возможно, пероральных кортикостероидов.

Ухудшение состояния при астме может проявляться значительным уменьшением ПСВ, которая не уменьшается при введении ингаляционных b2-агонистов, увеличивается непереносимость обычной физической нагрузки, или возникают симптомы в ночное время. В таких случаях врач должен сделать коррекцию терапии. Короткий курс интенсивной терапии пероральными кортикостероидами (30-60 мг в день, один или несколько приемов в день) рекомендуется проводить до тех пор, пока значение ПСВ не достигнет уровня, характерного для “зеленой зоны”. Тогда введение кортикостероидов следует прекратить, обычно в конце курса доза снижается постепенно. Однако, в отдельных случаях (например, если больной уже получает ингаляционные кортикостероиды), обычная доза ингаляционных кортикостероидов может быть увеличена в два раза на одну неделю или до тех пор, пока не произойдет улучшение показателя ПСВ и симптоматическое улучшение.

Частое попадание в “желтую зону” указывает, что астма не контролируется в достаточной степени, и терапия, предусмотренная в “зеленой зоне”, должна быть усилена.

“Красная зона”. Сигнал тревоги. Значение ПСВ ниже 50% от или. Симптомы астмы проявляются в состоянии покоя и усиливаются при увеличении активности. Следует немедленно назначить ингаляционные b2-агонитсы. Если значение ПСВ остается ниже 50% несмотря на применение бронходилататоров, то больной должен находиться под постоянным медицинским наблюдением, лучше всего – в отделении интенсивной терапии в стационаре. При лечении в “красной зоне” следует обратить особое внимание на выбор адекватной дозы ингаляционных b2-агонистов, кортикостероидов. Если показатель ПСВ на фоне начального лечения бронходилататорами улучшился, то лечение проводится по плану, предусмотренному “желтой зоной”. Попадание в “красную зону” является отражением неэффективности лечения в “зеленой зоне”. После того, как обострение ликвидировано, следует пересмотреть план лечения, предусмотренный в “зеленой зоне”, внести коррективы по контролю и лечению.

Таким образом, больной должен быть активным участником лечебного процесса и партнером врача. Это необходимо для выполнения врачебных рекомендаций и повышения эффективности проводимой терапии.

  1. Хаитов Р.М., Ильина Н.И. Аллергология и иммунология.// Национальное руководство – М.,2009.- 659с
  2. Балаболкин И.И. Лечение аллергических болезней у детей — М., 2008- 348с
  3. Федосеев Г.Б. Общая аллергология. С-П, 2001.-С.801-813
  4. Lloyd S.//Eur RespirRev. – 2003.-V8, N 58-P.333-337
  5. Global Initiative for asthma.- WHO/Workshop. – 2006. – P.164-175

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *