Меню Рубрики

Звуковая гимнастика при бронхиальной астме упражнения

ЛФК при бронхиальной астме должна назначаться всем больным в межприступный период при отсутствии противопоказаний. Она не проводится при тяжелой легочно-сердечной недостаточности (пульс более 120/мин, частота дыхательных движений более 25/мин), простудных заболеваниях с повышением температуры тела более 38˚ С.

ЛФК при бронхиальной астме способствует восстановлению ритма, глубины и частоты дыхания. При этом улучшается вентиляция легких, газообмен в них, нормализуется насыщение крови кислородом. В результате уменьшается выраженность дыхательной недостаточности, улучшается приспособляемость организма к условиям среды.

Дыхательная гимнастика способствует увеличению подвижности грудной клетки. Уменьшается чувствительность к аллергенам и склонность к спазму бронхов. Восстанавливается баланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе.

Проведение ЛФК при бронхиальной астме способствует снижению частоты обострений, уменьшению потребности в лекарствах.

В комплекс лечебной физической культуры при бронхиальной астме входят общеукрепляющие упражнения, дыхательная, звуковая гимнастика.

Вначале пациент должен освоить так называемое диафрагмальное дыхание. При этом на вдохе диафрагма поднимается, передняя брюшная стенка выпячивается. На выдохе диафрагма опускается, брюшная стенка втягивается. Нужно научиться делать глубокий вдох и длинный выдох.

При проведении звуковой гимнастики пациент на выдохе произносит различные звуки, что вызывает вибрацию голосового аппарата, передающуюся на нижние дыхательные пути. В результате происходит их расслабление, снимается спазм, улучшается очищение от мокроты.

Продолжительность одного занятия составляет 10 – 30 минут. Проводят от 1 до 3 занятий в день.

Программа лечебной физической культуры при бронхиальной астме начинается с курса подготовительных занятий в течение 10 – 14 дней. Затем проводятся ежедневные тренировочные занятия, добавляются ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде.

  1. Диафрагмальное дыхание.
  2. Вдох: руки в стороны. Выдох: подтянуть колени к животу с помощью рук.
  3. Вдох: отвести в сторону правую руку и ногу. Выдох: исходное положение. Повторить слева.
  4. Вдох: поднять плечи, голову повернуть в сторону. Выдох: исходное положение.
  5. Вдох: прогнуться, соединив лопатки. Выдох: подтянуть колени к животу.
  6. Вдох: поднять руки. Выдох: опустить руки, произнося звук «ш».
  7. Вдох: руки на коленях. Выдох: произносить звук «ж».
  8. Руки поднять перед грудью, пальцы соединить «в замок». Вдох: поднять руки. Выдох: опустить руки, произнося звук «пфф».

Соотношение фаз дыхания регулируется с помощью счета: 1,2 – вдох, 3, 4, 5, 6 – выдох, 7, 8 – пауза. Продолжительность выдоха должна составлять до 30 – 40 секунд.

  1. Диафрагмальное дыхание.
  2. Руки на коленях. Вдох: развести колени. Выдох: исходное положение.
  3. Руки на поясе. Вдох: повороты туловища в сторону. Выдох: исходное положение.
  4. Вдох: поднять руки вверх. Выдох: опустить руки, произнося звук «ха».
  5. Поза «кучер на козлах» (предплечья лежат на коленях, глаза закрыты, мышцы расслаблены).
  6. Движения, имитирующие греблю на байдарке, с поворотами туловища в стороны (можно использовать гимнастическую палку).
  1. Вдох: руки поднять вверх через стороны, подняться на носки. Выдох: опустить руки вниз через стороны, качнуться с носка на пятку.
  2. Вдох: наклон в сторону, рука скользит по бедру. Выдох: исходное положение.
  3. Руки перед грудью «в замок». Вдох: поднять руки вверх. Выдох: опустить руки, произнося звук «уфф».
  4. Ходьба на месте с высоким подниманием коленей, активными движениями руками.

В тренировочном режиме 3 – 4 раза в неделю проводятся физические тренировки: бег, плавание, занятия на велотренажере в течение 20 – 30 минут. После такой тренировки необходимо провести дыхательную гимнастику соответственно приведенным выше комплексам упражнений.

После вдоха через нос на выдохе следует произносить различные гласные и согласные звуки.

В подготовительном периоде начинают с произнесения звуков у, и, е, о. В тренировочном периоде начинают использовать звуки з, р, с, а в дальнейшем – ж, ш, щ.

Звуки на выдохе нужно произносить в течение 5 секунд с постепенным удлинением в процессе тренировок до 30 секунд

На выдохе можно проговаривать слоги с использованием звуков б, д, х, р (бах, бат, брохх, дррухх и т. п.). Звуковые упражнения повторяются в течение 2 – 3 минут до 5 – 6 раз в день. Между упражнениями следует делать паузу 30 секунд.

источник

Бронхиальная астма – неприятное заболевание, приводящее к воспалению органов дыхания. Для облегчения симптомов назначается комплексное лечение препаратами, в тандеме с другими методами лечения. Важнейшим мероприятием при астматической болезни является комплекс лечебной физкультуры (ЛФК).

Основные задачи ЛФК, непосредственно, при бронхиальной астме направлены на улучшение физического состояния путем занятий лечебной гимнастикой:

  • Улучшение кровообращения. Чем лучше кровообращение, тем активнее клетки органов насыщаются кислородом.
  • Повышение выносливости и работоспособности легких. Лечебные физические нагрузки сделают организм выносливее, чтобы в дальнейшем избегать атак удушья при малейшей физической активности.
  • Нормализация дыхания. Правильная техника дыхания облегчит астматические приступы.
  • Улучшение дренажной работы бронхов. Мокрота, после проведенных занятий интенсивнее отходит.
  • Улучшение психологического настроения больного. Лечебная зарядка для астматиков дает позитивный заряд эмоций, что очень важно при данном недуге.

Как и любой вид физической активности, выполнение лечебной гимнастики при бронхиальной астме имеет ряд противопоказаний:

  • Опасность кровоизлияния.
  • Тяжелая форма заболевания.
  • Острый период недуга.
  • Злокачественные образования в органах дыхания.
  • Возникновение болей при физической активности.
  • Наличие заболевания (вирусного или инфекционного) на момент проведения занятий.

Разрешение к терапии лечебной физкультурой при бронхиальной астме, может дать только врач, после полной диагностики пациента. Каждому пациенту разрабатывается индивидуальная методика нагрузок. Выполнение гимнастики без рекомендации доктора может привести к ухудшению состояния.

Как правило, наряду с приемом лекарственных препаратов, рекомендована ЛФК при бронхиальной астме. Какой вид терапии назначить пациенту врач выбирает исходя из индивидуальных особенностей организма и формы заболевания.

Физические нагрузки по индивидуальному комплексу занятий способны облегчить состояние больного. Начинать следует с малых нагрузок, постепенно их увеличивая, доходя до предельно допустимых. После пройденного курса занятий, пациент замечает улучшение общего состояния.
Физические упражнения при бронхиальной астме улучшают кровообращение, что значительно улучшает обменные процессы организма. Человек становится выносливее, грудная клетка подвижнее. Если увеличена секреция бронхов, то мокрота отходит интенсивнее.

При правильном дыхании легкие в полной мере насыщаются кислородом, улучшается проходимость дыхательных органов. Именно такому процессу обучаются пациенты, выполняя упражнения.
Наиболее применяемые методы дыхательной гимнастики — Стрельниковой и Бутейко. Они отличаются между собой, поэтому следует ответственно подойти к выбору.

Массаж делается перед физической активностью. Выполнять процедуру должен только специалист, иначе может быть обратный эффект, направленный в сторону ухудшения состояния.
После проведения сеанса, кровь активно поступает к органам дыхания, мышцы разогреты. Следует сразу приступать к выполнению комплекса упражнений при бронхиальной астме.

Каждое занятие начинается с легкой разминки, затем выполняются специальные упражнения, рекомендованные при бронхиальной астме.
В самом начале тренировок, пациент выполняет вводный комплекс примерно 5 дней. Если тренировки проходят успешно, без возникновения дискомфортных ощущений, то можно приступать к основной системе упражнений.

Первые дни тренировок начинаются с вводного курса. Все занятия ЛФК при бронхиальной астме проводятся строго в ритме 1, 2…:

  1. Выполняется сидя. На счет 1, 2 выполнить глубокий вдох (через нос), 3,4 выдох (через рот, слегка приоткрытый). От 3 до 6 раз повторить.
  2. 1, 2 – вдох, параллельно поднимая руку вверх, 3, 4 – выдох с опусканием руки. 5-6 – задержка дыхания (не более 7 секунд). Выполнять с каждой рукой по 3 раза.
  3. Сидя уверенно на краю стула, положить руки поверх колен непосредственно вверх ладонями. Одновременно сгибать стопу и кисть, потом разогнуть. Затем снова повторить и так 10 раз.
  4. Выполнять, облокотившись на спинку стула. 1-2 медленный вдох, 3,4,5,6 – медленный выдох, на 7 – кратковременная задержка дыхания. Сделать 6 повторений.
  5. Прижав руки к грудной клетке пару раз немного покашлять.
  6. Положение стоя. Опереться руками о колени, тело немного наклонить вперед. 1, 2 вдох носом, 3, 4 выдох ртом, сложенными губами в трубочку.
  7. Положение: сидя уверенно на краю стула. Кисти положить непосредственно сверху на плечи, на вдох локти направить вперед, на выдох назад. Провести 6-7 раз.
  8. Во время вдоха поднять плечи вверх, на выдохе в исходное положение. Произвести минимум 4 раза.
  9. Вдыхая руки поднять вверх, опуская их, проговаривать протяжно «ш-ш-ш».
  10. Исходная позиция руки лежат на коленях. Вдыхая на 1, выдыхая 2,3,4,5,6 руки сложить в замок на уровне грудной клетки и произнести протяжно «ж-ж-ж».
  11. Руки устремить вверх на счет 1, на 2,3,4 опустить вдоль туловища произнося «пфф».
  12. Облокотиться на спинку стула, расслабиться в свободном темпе дыхания.

После благополучного прохождения вводного этапа можно приступать к основному:

  1. Сидя на стуле выполнить от 8 до 10 раз: 1,2 вдохнуть в медленном темпе, 3, 4 выдохнуть, 5, 6 задержка.
  2. Несколько раз закашлять, прижав ладони к грудной клетке.
  3. Упражнение в сидячем положении, общая длительность 1 минута. Вдохнув выпучить живот, выдохнув втянуть как можно сильнее. (диафрагмальное дыхание)
  4. Вдох медленный, на выдохе произнести «а» максимально протяжно. В следующем повторении произнести «о».
  5. Набрать воздух на 1, 2, на 3,4 выпустить его, на 4,5,6 полное расслабление.
  6. На вдохе на счет 1 поднять руки, на 2,3,4,5,6 на медленном выдохе протянуть «ха». Делать от 4 до 6 раз.
  7. Глубокий вдох на 1, руки в стороны, на счет 2 ногу согнуть в коленном суставе, 3,4,5,6, медленный выдох и одновременно руками подтянуть ногу к грудной клетке.
  8. Выполнить диафрагмальное дыхание в позиции: стоя, руки опереть о колени, немного нагнуться вперед.
  9. Кисти рук положить на плечи. Насчет 1, 2 поворот верхней части туловища вправо, 3,4 – влево. 5,6 повторов.
  10. Вдохнув на 1-2, запихнуть ладони под мышки. На 3-4 выдох, обхватив руками стопы и притягивая к себе. 5,6,7,8 неспешное возвращение исходной позиции.
  11. В течении 90 секунд дыхание диафрагмой.
  12. Насчет 1,2 кисти положить на плечи. 3,4 наклон в правую сторону, доставая пальцами до пола. 5,6 – исходное положение. Повторить 2 раза в правую сторону и 2 в левую, чередуя их.
  13. Пальцы собрать в кулак, прижать к плечам. На 1 – вдох, на 2 выдох, поворот влево, разгибая руки (как бы боксируя в медленном темпе). Повторить 3 раза влево и 3 вправо.
  14. 90 секунд диафрагмального дыхания.
  15. Опереться руками о стул, ноги прямые. Изобразить активными движениями ног езду на велосипеде. Длительность по мере усталости.
  16. Кисти рук на солнечном сплетении, 1,2,3 вдох с наклоном вперед, 4,5,6 – выдох с возвращением в исходное положение.
  17. В течение одной минуты изобразить ходьбу, сидя на краю стула.
  18. Релаксировать в течении 60 секунд.

Так как в детском возрасте (особенно до 3-х лет) многие лекарственные препараты противопоказаны, следует делать упор на занятия ЛФК. Также при бронхиальной астме у детей, рекомендовано проводить следующее:

  • Лечебная физкультура.
  • Закаливание контрастным душем.
  • Растирание жестким сухим полотенцем.
  • Контроль за чистотой дома (отсутствие пыли и вредных бытовых веществ).
  • Избегать контакта с аллергенами.
  • Правильное питание.
  • Массажи.
  • Поддерживать оптимальную влажность воздуха и температуру.

При бронхиальной астме поддержание комфортных условий дома очень важны. Терапия детей-астматиков должна проходить под контролем доктора.

Рекомендовано проводить занятия до обеденного времени. Оптимальным вариантом через 1,5 – 2 часа после завтрака. Физическая нагрузка сразу после еды запрещается. Утром, как правило, наивысший пик активности, что хорошо сказывается на выполнении упражнений.
Поделитесь статьей в своих социальных сетях. Распространение этой информации поможет облегчить состояние при недугах системы дыхания. Наверняка в списке ваших друзей или подписчиков найдутся люди, которым будет полезна данная статья.

источник

ЛФК при бронхиальной астме является одним из важных способов восстановления и сохранения функциональной легочной деятельности и улучшения общего состояния пациента.

Регулярная физическая нагрузка в комплексе с медикаментозной терапией способствуют снижению частоты астматических приступов и предотвращению рецидивов заболевания.

Особенности проведения лечебной физкультуры во время бронхиально-легочных заболеваниях преследуют следующие направления:

  • нормализация механического дыхания;
  • функциональное улучшение работы дыхательного центра и подвижности в области грудной клетки;
  • усиление дренажной способности бронхов при усиленной выработке экссудативного секрета;
  • общая аэробная тренировка, направленная на улучшение физических качеств;
  • нормализация эмоционального состояния пациента.

Как правило, для укрепления дыхательных мышц, усиления вентиляции легких и нормализации дренажной функциональности применяется специально разработанный комплекс дыхательных упражнений.

Важно помнить, что физические нагрузки можно выполнять только вне стадии обострения заболевания. Во время проведения тренировки рекомендуется открыть форточку, тем самым обеспечив доступ кислорода.

ЛФК противопоказана при развитии астматического статуса, одышке (чаще 25 вдохов за минуту). Кроме того, нельзя заниматься гимнастикой, если у пациента диагностирована дыхательная недостаточность 3 стадии. При тяжелом развитии бронхиальной астмы до начала тренировок рекомендуется прием бронходилататоров. Положительное воздействие оказывает сочетание ЛФК с плаванием или ходьбой.

Методика лечебно-физкультурных занятий выстраивается на предварительном диагностическом обследовании пациента. На основании результатов проведения обследования выявляется степень тяжести бронхиальной астмы, частота развития приступов с учетом возрастной категории пациента.

До начала активной нагрузки необходимо провести подготовку (2-3 дня) для тестирования физических и эмоциональных возможностей больного. Достаточно часто дыхательная гимнастика при бронхиальной астме предусматривает звуковое произношение и элементарные гимнастические движения. Такой комплекс упражнений позволяет оценить степень необходимого вмешательства.

Занятия ЛФК должны проводиться в межприступное затишье при улучшении состояния и отсутствия сбоев кровообращения. Лечебная физкультура при бронхиальной астме решает задачи по укреплению организма, а также нормализации нервно-эмоционального процесса. Кроме того, при помощи дозированной физической нагрузки активно снимаются бронхоспазмы и восстанавливается дыхание.

  • Комплекс физических занятий нормализует висцерально-моторные рефлексы, в результате чего уряжается частота дыхания и регулируется бронхиальнососудистый тонус;
  • звуковая дыхательная разминка направлена на предотвращение развития легочной эмфиземы, а также усиление обменного процесса в организме. Под воздействием мышечной активности наблюдается выброс адреналина в кровоток, что положительно отражается на общем состоянии пациента;

  • в результате того, что происходит дополнительная нагрузка на мышцы, участвующие в дыхательной деятельности, пациент может самостоятельно предупредить развитие астматического приступа в начальной стадии и контролировать его в дальнейшем;
  • ЛФК при бронхиальной астме формируется индивидуально, опираясь на особенности протекания болезни, возрастную категорию астматика, степень тяжести симптоматики и физическую подготовленность;
  • комплекс занятий включает в себя общеукрепляющую терапию, а также дыхательные упражнения, которые позволяют обеспечить контроль над подвижностью грудной клетки.
Читайте также:  Можно ли заводить попугая при астме

Особый акцент следует делать на упражнения по развитию диафрагмального дыхания с удлиненным вдохом. Кроме того, ЛФК позволяет укрепить брюшные мышцы. Важно сочетать дыхательную гимнастику с поочередным произношением звуков. Это способствует сокращению мимических мышц.

ЛФК может выполняться только между приступами. Ее задачами является нормализация нервных процессов, нейтрализация бронхоспазма и установление нормального дыхания.

Рекомендованный комплекс ЛФК:

  1. В течение 30-40 сек. выполняется дыхание, которое постепенно уряжается.
  2. Ладони обеих рук сжимаются в кулак, а затем подносятся к плечу с одновременным вдохом. После возврата в изначальное положение производится выдох.
  3. Одна нога сгибается и подтягивается к области живота. При этом следует сделать выдох, при возврате в изначальное положение нужно глубоко вдохнуть.
  1. Необходимо повернуться в сторону и одновременно отвести обе руки, повернув вверх ладони. Сделать глубокий вдох, а после возврата в начальное положение можно выдохнуть.
  2. Рекомендуется выполнить удлиненный вдох с одновременным произнесением звука «ш» и «ж».
  3. В положении сидя выполняются наклоны в разные стороны. Руки должна скользить по ножке сиденья. Это сопровождается глубоким выдохом. В начальном положении выполняется вдох.
  4. Вдох выполняется, когда пациент стоит, широко расставив ноги, руки должны находиться на поясе, а локти отведены в сторону. При сведении локтей вместе производится выдох.
  5. Пациент стоит, опираясь на стул. Во время приседания происходит выдох. В первоначальном положении производится вдох.
  1. Ноги нужно раздвинуть на ширину плеч, ладони положить на талию. При этом больной во время выдоха должен проговаривать звуки «о» и «а».
  2. Дыхание можно совмещать с медленными прогулками.
  3. Ноги нужно расставить врозь, а ладони положить в область талии. При этом делаются наклоны вперед с выдохом, поднявшись (вдох).
  4. Лежа, следует приподнять на вдохе руку, после мышечного расслабления рука опускается с выдохом.
  5. Лежа лицом вверх во время выдоха поднимается одна нога. После возврата в начальную позицию делается глубокий вдох.
  6. Сидя необходимо положить обе руки на колени. Медленно разгибая и сгибая голеностопы, следует сжимать и разжимать руки в кулак.

Во время проведения тренировки рекомендуется открыть форточку, тем самым обеспечив доступ воздуха.

На сегодняшний день существует несколько уникальных комплексов дыхательной гимнастики для детей. Для выполнения этих занятий не требуется серьезная подготовка. Традиционные дыхательные упражнения, назначаемые для детей, как и у взрослых пациентов, позволяют положительно воздействовать на организм. Однако при выполнении занятий у детей существует ограничение по времени: нельзя проводить процедуры более 30 минут в день.

Очень часто астматический приступ возникает при малоподвижном образе жизни, в результате которого в легочной системе детей наблюдается нехватка углеродной двуокиси. В этом случае хороший эффект достигается дыхательными занятиями по Бутейко, практически не имеющими ограничений.

Наиболее доступными дыхательными занятиями для детей считаются упражнения на задержку дыхания, после которых необходимо нормализовать дыхательную деятельность максимально спокойным и поверхностным дыханием. Назначать индивидуальный комплекс ЛФК должен лечащий врач, так как только высококвалифицированный специалист может выбрать лечебную физкультуру, опираясь на возраст детей и сопутствующие заболевания. Это способствует сокращению астматических приступов у детей в дальнейшем.

Достаточно хорошую эффективность показывает звуковая гимнастика, когда необходимо вдохнуть через нос и выдохнуть, произнося при этом согласные и гласные звуки. На подготовительном этапе пациент начинает занятие с произнесение гласных звуков (е, у, о, и). В следующем периоде используются согласные звуки (с, з, р), а в заключении (щ, ж, ш).

Звук на выдохе произносится непродолжительно (4-5 секунд) с постепенным нарастанием времени до 30 сек. Во время выдоха рекомендуется проговаривать короткие слоги со звуками р, б, х, д (брохх, бах, дррухх, бат и т.д.). Звуковую разминку нужно повторять 2-3 минуты не менее 5 раз в течение дня с паузой между упражнениями в 30 секунд.

Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме по Бутейко и Стрельниковой широко применяется среди всех групп пациентов. Выполнение этих методик должно проводиться при участии профессионального инструктора. В последующем пациент может выполнять некоторые упражнения самостоятельно.

Особенности течения бронхиальной астмы определяют тактику лечения и физическую нагрузку. Лечебная физкультура подбирается в индивидуальном порядке к каждому пациенту. Это позволит избежать непредвиденных осложнений и получить максимально быстрый положительный эффект.

источник

Показания к назначению: заболевания, сопровождающиеся бронхоспазмом — бронхиальная астма, хронический обструктивный бронхит.

Специальные упражнения, заключающиеся в произнесении определенных звуков и их сочетаний строго определенным способом, при этом вибрация голосовых связок передается на гладкую мускулатуру бронхов, легкие, грудную клетку, расслабляя спазмированные бронхи и бронхиолы. Сила вибрации зависит от силы воздушной струи, возникающей при произнесении тех или иных звуков. Этот факт используется для тренировки дыхательных мышц и более всего — диафрагмы. Применяются специальные согласные звуки: жужжащие (ж, з), свистящие и шипящие (с, ф, ц, ч, ш ), рычащие (р).

Задача звуковой гимнастики — выработать соотношение вдоха и выдоха 1:2. По силе воздушной струи и вибрации все согласные звуки подразделяются на три группы:

1 максимальная сила — возникает при произнесении глухих согласных (п, т, к, ф, с), соответственно требуется и наибольшее напряжение мышц грудной клетки и диафрагмы;

2 среднее по силе напряжение — развивается при произнесении звонких согласных (б, д, г, в, з);

3 Наименьшая сила воздушной струи — при произнесении так называемых сонант ( м, н, л, р).

Все звуки следует произносить строго определенным образом, в зависимости от цели гимнастики. Например, при бронхиальной астме жужжащие, рычащие, шипящие звуки произносятся громко, энергично, возбуждающе, а при хроническом обструктивном бронхите с выраженной дыхательной недостаточностью — мягко, тихо, можно шепотом (успокаивающе).

До и после каждого звукового упражнения производят «очистительный выдох» — «ППФ» (через губы, сложенные трубочкой) и с него же начинаются занятия. После «очистительного выдоха» следует второе обязательное упражнение — «закрытый стон» — «МММ», который выполняется сидя, немного наклонившись вперед и положив кисти на колени, ладонями вниз.

Упр.-1. Очистительный выдох. ПФФ — 5-7 раз.

Упр.-2. Закрытый стон. МММ — 3 раза. ПФФ — 1 раз.

Упр.-3. БРРУХ (о, а, е, и) — по 1 разу и ПФФ — 1 раз.

Упр.-4 ГРРУФ (о, а, е, и) — по 1 разу и ПФФ — 1 раз.

Упр.-1, Упр.-2, Упр.-3, Упр.-4 — повторить.

Упр.-5 ДРРУХ (о, а, е, и) — по 1 разу и ПФФ — 1 раз.

Упр.-6. РРР — 3 раза и ПФФ — 1 раз.

Упр.-7. БРРУХ (о, а, е, и) — по 1 разу и ПФФ — 1 раз.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упр.-8 ПРРУХ (о, а, е, и) — по 1 разу и ПФФ — 1 раз.

Упр.-9 ЖРРУХ (о, а, е, и) — по 1 разу и ПФФ — 1 раз.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упр.-10 КРРУХ (о, а, е, и) — по 1 разу и ПФФ — 1 раз.

Упр.-11 ТРРУХ (о, а, е, и) — по 1 разу и ПФФ — 1 раз.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упр.-12 ФРРУХ (о, а, е, и) — по 1 разу и ПФФ — 1 раз.

Упр.-13 ЧРРУХ (о, а, е, и) — по 1 разу и ПФФ — 1 раз.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упр.-14 ЦРРУХ (о, а, е, и) — по 1 разу и ПФФ — 1 раз.

Упр.-15 ШРРУХ (о, а, е, и) — по 1 разу и ПФФ — 1 раз.

Упр.-16 ХРРУХ (о, а, е, и) — по 1 разу и ПФФ — 1 раз.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упр.-17 БРРУХ (о, а, е, и) — по 1 разу и ПФФ -1 раз.

Упр.-18 ГРРУХ (о, а, е, и) — по 1 разу и ПФФ -1 раз.

Литература
1.Восстановительная медицина: учебник. Епифанов В.А. 2013. — 304 с.: ил.
2. Лечебная физкультура и спортивная медицина: учебник для вузов / Епифанов В.А. — 2007. — 568 с.
3. http://psycheforum.ru/blog/123/entry-916-zvukovaia-gimnastika/

Администрация сайта med39.ru не дает оценку рекомендациям и отзывам о лечении, препаратах и специалистах. Помните, что дискуссия ведется не только врачами, но и обычными читателями, поэтому некоторые советы могут быть опасны для вашего здоровья. Перед любым лечением или приемом лекарственных средств рекомендуем обратиться к специалистам!

Полезная информация, организации инвалидов, знакомства

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в печатных СМИ, иначе как с письменного разрешения «мед39.ру».

При использовании материалов в интернете, активная прямая ссылка на med39.ru обязательна!

Пользователь обязан соблюдать точность воспроизведения информации. Сокращение текста допускается только в той мере, в которой это не приводит к искажению его смысла.

Данный сайт не предназначен для просмотра лицам младше 16 лет.

Сетевое издание «МЕД39.РУ». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 53931 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 апреля 2013 года.

Информация, размещенная на сайте не может рассматриваться как рекомендации пациентам по диагностике и лечению каких-либо заболеваний, равно как и не является заменой консультации с врачом!

Точки зрения в размещенной на сайте информации являются частными и могут не отражать официальных точек зрения уполномоченных государственных органов или компаний-производителей. За содержание рекламы ответственность несет рекламодатель

Медицинский портал МЕД39.РУ
Калининград.
Copyright © 2007-2019

источник

Бронхиальная астма – это хроническая воспалительно-аллергическая болезнь, которая требует комплексного лечения. На сегодняшний день применяют не только медикаментозную терапию и методы народного лечения, но и физиотерапию, а также лечебную физкультуру.

Комплекс упражнений при бронхиальной астме не только помогает сократить количество рецидивов заболевания, но и улучшает общее самочувствие и состояние больных. Однако эффективен этот метод, только если делать гимнастику правильно и регулярно, поэтому каждый человек, страдающий данным заболеванием, должен владеть техникой выполнения упражнений.

Лечебная физкультура при данном заболевании направлена, в основном, на то, чтоб улучшить общее состояние дыхательной системы, а также на уменьшение симптомов заболевания в течении приступа. Благодаря тренировкам улучшается кровообращение и лимфоотток в органах грудной клетки, стимулируется трофика (питание) легочной ткани, улучшается ее эластичность.

Также благодаря ЛФК восстанавливается нормальное соотношение торможения и возбуждения в коре головного мозга, вследствие чего улучшается физиологическая вегетативная регуляция органов дыхания. Это приводит к тому, что стрессы и физические нагрузки меньше воздействуют на систему дыхания и не вызывают спазм бронхов.

Помимо этого, лечебная физкультура является отличной профилактикой эмфиземы легких – благодаря тренировкам увеличивается дыхательный объем и улучшается способность к газообмену.

Тренеры по ЛФК обучают своих пациентов, как правильно нужно дышать во время приступа (особенно важна техника пролонгированного выдоха) – это позволяет значительно облегчить самочувствие пациента и уменьшить интенсивность одышки.

Поскольку физкультура при данном заболевании оказывает огромное количество положительных эффектов, ее рекомендуют не только пациентам, страдающим недугом, но и людям, которые курят или имеют предрасположенность к аллергическим или воспалительным болезням верхних дыхательных путей.

Перед тем, как выполнять какие-либо упражнения, необходима консультация специалиста. Только врач сможет определить, когда, с какой интенсивностью и частотой можно тренироваться. Доктор, назначая лечебную физкультуру, должен учитывать множество факторов — возраст больного, стадию заболевания, наличие сопутствующих патологий, длительность течения болезни, общее состояние пациента и его физическую подготовку.

Вне зависимости от назначений врача, существуют общие правила, которых всегда нужно придерживаться, выполняя комплекс упражнений при бронхиальной астме:

  1. Тренировки желательно проводить на улице или после проветривания комнаты.
  2. Тренироваться можно только вне периода обострения, когда частота дыхания не превышает 20-25 раз в минуту.
  3. Если во время гимнастики самочувствие ухудшилось – нужно прекратить ЛФК.
  4. Лечебная физкультура дает более заметный результат в комбинации со спортивной ходьбой и плаваньем.
  5. Постепенно нужно увеличивать количество подходов и упражнений, но только после разрешения лечащего врача.

Соблюдая эти требования, нет риска навредить своему здоровью и ухудшить течение заболевания.

В лечебную гимнастику входит не только физкультура, но и звуковые и дыхательные упражнения. Регулярное выполнение данного комплекса ведет к улучшению нервно-психического состояния пациента, а также помогает укрепить органы дыхания и кровообращения.

Физкультура содействует развитию мышц, причем не только межреберных, но и мышц спины, пресса, диафрагмы. Это позволяет нормализовать дыхательный процесс, а также увеличивает жизненную емкость легких.

Дыхательная гимнастика улучшает эластичность бронхов и легочной ткани и их кровообращение. Это, в свою очередь, ведет к снижению отека слизистой оболочки, расширению просвета мельчайших бронхиол, а также к быстрой эвакуации (выведению) слизи, которая секретируется железами. Все это помогает человеку облегчить обострения заболевания.

Звуковая дыхательная гимнастика также улучшает резистентность бронхов и альвеол, что позволяет поддерживать легкие в тонусе, препятствует частому возникновению приступов данного заболевания.

А в сочетании с медикаментозным лечением, ЛФК помогает облегчить состояние больного и перевести заболевание в стадию стойкой ремиссии.

Несмотря на высокую эффективность тренировок при бронхиальной астме, далеко не всем пациентам можно делать такую гимнастику.

Существует ряд состояний, при которых физическая активность противопоказана:

  • тяжелое состояние больного (обострение заболевания, сильная одышка);
  • угроза легочного кровотечения;
  • злокачественные опухоли;
  • лихорадка;
  • выраженный болевой синдром во время тренировок;
  • тяжелые патологии сердечно-сосудистой системы организма.

Выполнять гимнастику при бронхиальной астме необходимо, однако не стоит этого делать, если имеются явные противопоказания. Если вы проигнорируете эту рекомендацию – существует высокий риск ухудшить собственное состояние.

Читайте также:  Аускультация детей при бронхиальной астме

Есть ряд упражнений, которые рекомендовано делать в стадии ремиссии при нормальном самочувствии. Среди них:

  1. Нужно развернуться вполоборота и развести обе руки, развернув ладони кверху. Повторить 12-13 раз в каждую сторону поочередно.
  2. Упражнение проводится в позе сидя, необходимо выполнять наклоны в бок, при этом рука должна соскальзывать по ножке стула. Наклон должен сопровождаться длительным выдохом. В первоначальной позиции необходимо глубоко и медленно вдохнуть. Сделать 15 раз.
  3. Встать прямо, ноги поставить на ширине плеч, руки зафиксировать на уровне пояса. Попытаться свести локти перед собой, максимально выдохнув. Выполнять по 20-26 раз.
  4. Опереться на спинку стула, далее надо медленно присесть, сделав долгий и неспешный выдох. Подняться, глубоко вдохнуть. Выполнять по 8-10 раз.
  5. Положение такое же. Делать наклоны корпуса вперед, выдыхая. Вдохнуть, возвратиться в первоначальную позу. Повторить 25 раз.
  6. В положении лежа, необходимо поднять ногу, одновременно выдыхая. Задержаться в этом положении на 5-10 секунд, опустить ногу, вдохнуть. Повторить по 5-10 раз поочередно левой и правой конечностью.
  7. Стоять прямо, с ровной спиной. Ходьба на месте в течение 2-3 мин. Можно делать до 8 подходов за тренировку.

Если организм положительно реагирует на выполнение основного комплекса упражнений, состояние не ухудшается, то через 2-3 недели можно добавить другие нагрузки. К ним относятся:

  1. Встать лицом к гимнастической стенке, руки положить на перекладину, которая находится на уровне груди. Сделать глубокий вдох, максимально напрячь мышцы рук, выдохнуть. Делать по 5-7 раз.
  2. Взять в руку мяч, делать бросок от плеча (на выдохе). Попеременно повторять на левую и правую руку (по 6-10 раз).
  3. Взять мяч в руки, поднятые над головой. Резко бросить мяч книзу, выдохнуть и расслабить руки. Выполнять 10-13 раз.
  4. В позе сидя, руки разогнуты в локтевых суставах, располагаются в горизонтальном положении, предельно разведены. Ноги согнуты в коленях, расставлены. Сделать глубокий вдох, повернуться вбок, выдыхая. Задержаться в таком положении на 5 секунд. Делать нужно поочередно влево и вправо, по 10-14 раз в каждую сторону.
  5. В позиции стоя, руки разогнуты и разведены по сторонам. Вдох сопровождается поднятием одной ноги, на выдохе ногу нужно расслабить и опустить. Повторять поочередно для каждой ноги, по 7-10 раз.

Дыхательную гимнастику можно распределить на 2 стадии — одну часть упражнений выполнить в начале тренировки, а вторую в конце. Наиболее эффективные методики дыхательной гимнастики:

  1. На протяжении 1 минуты глубоко дышать, при этом частота дыхания должна становиться все меньше.
  2. Ладони двух рук нужно сжать в кулак, а потом поднести к плечу, в то же время выдохнув.
  3. Ноги по очереди сгибать и прижимать к животу, глубоко вдохнув. Выдохнуть при возвращении в первоначальное положение.
  4. Глубоко вдохнуть, максимально долго выдыхать, произнося звуки «ж» и «ш».
  5. Выполнять в положении стоя. Левую руку положить на живот, правую – на грудную клетку. Контролированное дыхание на протяжении 30 секунд. При этом при выдохе мускулатура брюшного пресса должна втягиваться и напрягаться.
  6. Ноги поставить на ширине плеч, а руки на талии. Сделать глубокий вдох, далее задержать дыхание примерно на 3-5 секунд, медленно выдохнуть, произнося звуки «о», «а». Выполнять 10-13 раз.
  7. Выпрямить позвоночник, руками опереться на спинку стула или перекладину шведской стенки. Максимально вдохнуть носом, задержать дыхание, втянув живот и максимально напрягая мышцы пресса. Задержаться в таком положении на 15-30 секунд (в зависимости от возможностей пациента). Плавно выдохнуть, расслабиться. Выполнять по 1-2 раза, разрешено делать по 3-5 подходов за тренировку, но с перерывами не менее 5 минут.

В периоды обострения заболевания нужно выполнять только легкую гимнастику, делать ее нужно под контролем врача, не допуская ухудшения состояния. Специалисты в области ЛФК рекомендуют выполнять следующие упражнения:

  1. Лежа на спине, под головой высокая подушка. Вдохнуть, надув живот, выдохнуть, максимально втянув его. Во время выполнения упражнения должно чувствоваться небольшое напряжение в области живота и диафрагмы. Повторять 5-7 раз.
  2. Сидя на стуле со спинкой. Во время вдоха носом, согнуть в локтевых суставах руки и дотронуться до плеч, задержаться в этом положении на несколько секунд. Выдыхая, скрестить на груди руки. Выполнить 5-10 раз.
  3. Присев на край табурета (лучше низкого). Широко развести руки, сильно вдохнуть при этом, выдыхая, склониться вниз и дотронуться пальцами до пола. Повторить 10-12 раз.
  4. В позе сидя, руки согнуты, подведены к плечевым суставам. В таком положении поднимать руки в горизонтальное положение, глубоко вдыхая. Делать 5-10 раз.
  5. Сидя на краю стула, сгибать и выпрямлять стопу. При этом глубоко дышать и сжимать руки в кулаки. Повторить 15 раз.

Назначать выполнение первичного комплекса мероприятий нужно в период ремиссии болезни. Оценив состояние пациента, нужно удостовериться, что он готов к выполнению упражнений ЛФК.

Первая половина дня – это лучшее время для проведения упражнений. Идеальный вариант — выполнять комплекс упражнений через 2 часа после легкого завтрака. Ни в коем случае нельзя приступать к лечебной физкультуре сразу после приема пищи. Специалисты утверждают, что на пользу идут упражнения, выполненные на свежем воздухе. Но если такой возможности нет (например, в холодное время года), то стоит заниматься в помещении с открытым на проветривание окном – это обеспечит достаточное поступление кислорода.

Подводя итоги, можно выделить основной перечень рекомендаций, составленный опытными специалистами в области ЛФК. Если четко придерживаться правил из этого списка, эффективность комплекса упражнений резко вырастает, а количество осложнений значительно уменьшается. В число таких правил входят:

  1. Заниматься нужно регулярно, как минимум, 4-5 раз в день, не прерывая курс лечения больше, чем на 2-3 дня.
  2. Длительность занятий должна составлять от 30 до 60 минут – этого достаточно, чтоб проработать все мышцы, сделать дыхательные и звуковые упражнения.
  3. Занятия нужно проводить на свежем воздухе либо в помещении, где достаточно кислорода.
  4. Задерживать дыхание можно только под контролем тренера. При этом обязательно руками опираться на спинку стула или перекладину гимнастической стенки.
  5. Выдох должен быть в 2-4 раза длиннее, чем вдох.
  6. Каждую неделю нужно усложнять и менять упражнения. Но делать это нужно постепенно и под контролем специалиста.
  7. При ухудшении состояния или обострении заболевания необходимо сообщить врачу и уменьшить нагрузку на тренировках.

Подводя итоги, можно сказать, что комплекс лечебных нагрузок при бронхиальной астме – это отличное дополнение к медикаментозной терапии. Регулярное выполнение гимнастики улучшит общее самочувствие и облегчит течение болезни.

По результатам исследований, было замечено, что у людей, занимающихся ЛФК в течение 3 месяцев, частота обострений уменьшилась на 40-50%, а у пациентов, которые выполняют упражнения свыше полугода, количество рецидивов снизилось от 60 до 80%. Поэтому заниматься физической активностью при заболевании не только можно, но и нужно.

источник

При лечении бронхиальной астмы важное место занимают занятия лечебной гимнастикой. Итак, чем же нам поможет лечебная гимнастика?

Занятия лечебной гимнастикой при бронхиальной астме способствуют уравновешиванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, созданию конкурирующей доминанты, восстанавливают нормальный стереотип дыхания. Методически правильно построенные занятия лечебной гимнастикой снижают реактивность бронхов, адаптируют больных к возрастающим физическим нагрузкам, способствуют сохранению их трудоспособности.

В указанных целях в первую очередь следует применять звуковую гимнастику с произнесением различных гласных, шипящих и прочих звуков и их рациональных сочетаний; упражнения на расслабление; тренировку диафрагмального дыхания «под счет» с соблюдением соотношения фаз вдоха и выдоха, задержки дыхания после выдоха.

У больных бронхиальной астмой нередко имеют место приступы так называемого трахеального кашля, грубого (лающего) характера. Чаще они бывают у мужчин (гиперстеников). Во время приступа лицо становится одутловатым, гиперемированным, выступают капли пота, появляется головокружение, на высоте приступа может быть синкопальное состояние I (обморок). Такой кашель плохо поддается общепринятым лекарствам. Прервать приступ помогает выдох под повышенным давлением (через сомкнутые губы).

Учитывая психотерапевтическое воздействие самой процедуры лечебной гимнастики на больного астматическим бронхитом и бронхиальной астмой, при проведении занятий особое внимание следует обращать на повышение эмоциональной окраски упражнений. Это достигается, в частности, подбором упражнений с элементами легких спортивных игр.

Наиболее выгодное исходное положение для больных астмой — сидя на стуле. Необходимо также следить за темпом выполнения упражнений. Он должен быть вначале замедленным, а затем спокойным, с полноценным медленным выдохом.

Тренировку дыхания следует проводить постепенно. Этому помогают упражнения с произнесением звуков.

Примерный комплекс звуковых упражнений для занятий взрослых больных при отсутствии патологий со стороны легочной вентиляции

Упражнение 1. «Очистительный выдох» пфф — 1 5—7 раз.

Упражнение 1. «Очистительный выдох» пфф — 3 раза.

Упражнение 2. «Закрытый стон» ммм — 3 раза и пфф — 1 раз.

Упражнение 3. Бррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упражнение 4. Грруф (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упражнение 5. Дррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.

Упражнение 6. Ррр — 3 раза и пфф — 1 раз.

Упражнение 7. Бррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упражнение 8. Пррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.

Упражнение 9. Жррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упражнение 10. Кррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.

Упражнение 11. Тррух (о, а, в, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упражнение 12. Фррух (о, а, е, и) — по 1 разу и пфф — 1 раз.

Упражнение 13. Чррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упражнение 14. Цррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.

Упражнение 15. Шррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.

Упражнение 16. Хррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упражнение 17. Бррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.

Упражнение 18. Гррух (о, а, е, и) — по одному paзу и пфф — 1 раз.

В начальный период занятий звуковой гимнастикой применяются простые упражнения с основным рычащим звуком р. Занятия начинаются с «очистительного выдоха» пфф и «закрытого стона» ммм. На каждом последующем занятии повторяются все предыдущие упражнения и добавляются сначала по два, а затем по три новых упражнения. Продолжительность 10 первых занятий на превышает 7—10 минут.

Большое значение имеет правильное поведение больных в начале приступа бронхиальной астмы. У большинства из них имеет место так называемый период предвестников приступа, который продолжается от нескольких минут до нескольких суток и выражается в основном в виде первоначально небольшого затруднения дыхания, своего рода дыхательного дискомфорта. Вазомоторные реакции слизистой оболочки бронхов, ее отечность и прочее стереотипно воспринимаются организмом как «инородное тело», больной ощущает как бы скопление мокроты, которую необходимо удалить откашливанием. Эта непроизвольная («подкорковая») защитная реакция реализуется путем глубокого дыхания (гипервентиляции) в условиях гиперреактивности слизистой бронхиального дерева, готовности ее к отеку, при повышении вязкости бронхиального секрета. Гипервентиляция способствует разбрызгиванию капель вязкого бронхиального секрета, нити которого колеблются в потоке воздушной струи, превращая ее ламинарное в норме течение в турбулентное, тем самым еще больше повышая гиперреактивность слизистой оболочки и способствуя проявлению генерализованного бронхоспазма. Слышимое на расстоянии хриплое затрудненное дыхание создает отрицательный эмоциональный эффект, что также усугубляет самочувствие и состояние больного.

Больным необходимо знать нерациональность их поведения в период предвестников приступа удушья и настроиться на необходимость сдерживания глубокого дыхания, чтобы не замкнуть порочный круг. Дыхание больного в период предвестников приступа должно быть как можно более поверхностным: вдох до уровня верхней трети груди с секундной (на счет в уме 1, 2) задержкой и возможно замедленным выдохом воздуха через плотно сжатые губы. Дыхание такого рода в течение нескольких минут (до 5—7 по нашему опыту) в большинстве случаев ликвидирует угрозу приступа удушья. В это время полезны также нижеследующие звуковые упражнения.

Кроме перечисленных звуковых упражнений во время приступа бронхиальной астмы для его прекрашения целесообразно производить массаж в области диафрагмы и точечный массаж биологически активных точек.

В тех случаях, когда больные бронхиальной астмой одновременно имеют хронический обструктивный бронхит и легочное сердце и/или тяжелые органнические поражения сердечно-сосудистой системы (гипертоническая болезнь со стойким повышением артериального давления, порок сердца с признаками; декомпенсации сердечной деятельности и др.), все звуковые дыхательные упражнения выполняются очень осторожно, мягко, в медленном темпе. Особенно надо следить за тем, чтобы звуки р и ж произносились спокойно, негромко, короткой волной, как бы двойное рр или жж. Упражнения с этими звуками необходимо чередовать, а если имеются проявления недостаточности сердечной деятельности (стойкая тахикардия, застойное увеличение печени, отеки на нижних конечностях и пр.), то звук р в упражнениях звуковой гимнастики применять не следует.

Примерный комплекс звуковых упражнений при бронхиальной астме с сопутствующим хроническим обструктивным бронхитом и легочным сердцем, а также при сопутствующих органических поражениях сердечно-сосудистой системы:

2) ммм (короткой волной) — 3—5 раз и пфф — 1 раз;

3) бррух (о) — по одному разу и пфф — 1 раз;

Читайте также:  Лечат ли гормоны астму

4) джух (о) — по одному разу и пфф — 1 раз;

5) бррах (е) — по одному разу и пфф — 1 раз;

6) джах (е) — по одному разу и пфф — 1 раз;

7) дзух (о) — по одному разу и пфф — 1 раз;

8) гзух (о) — по одному разу и пфф — 1 раз;

9) дзах (е) — по одному разу и пфф — 1 раз;

10) гзах (е) — по одному разу и пфф — 1 раз.

В дальнейшем целесообразно повторить приведенный комплекс звуковых упражнений, включив в него, в зависимости от самочувствия больного, добавочные упражнения со звуками рр или жж: дррух (о, а, е, и), гррух (о, а, е, и), бррух (о, а, е, и) и т.д.

При некоторой тренировке дыхательного аппарата после 2—3 месяцев регулярных занятий в их программу можно ввести и более трудные звуковые упражнения, которые произносятся на одном выдохе, например: брр-прр, бррух-пррух, брр-брр-бррух и др. Выполнение этих упражнений требует достаточно большого напряжения дыхательных мышц, затрат энергии, наличия определенной эластичности грудной клетки и хорошей подвижности диафрагмы. Поэтому преждевременное включение их в лечебный комплекс может привести к затруднению дыхания и ухудшить самочувствие больного.

В процессе проведения гимнастики для больных бронхиальной астмой, помимо специальных звуковых упражнений, по мере улучшения состояния больного необходимо включать в занятия наиболее простые и легковыполнимые гимнастические упражнения в виде сгибаний, разгибаний, отведений, приведений конечностей, сгибаний и разгибаний туловища, наклонов вперед и в стороны. Ниже приведен комплекс лечебной гимнастики, который может применяться больными бронхиальной астмой после освоения ими звуковых упражнений.

1. Откинувшись на спинку стула. Спокойное диафрагмальное дыхание.

2. И. п. — то же. Поднять прямую руку вверх — вдох, опустить ее вниз — выдох. Пауза. То же другой рукой. Темп медленный.

3. И. п. — то же, ноги согнуты в коленях. Вдох, выпрямить ногу в колене и подержать ее на весу — выдох, в и. п. — пауза. То же другой ногой. Темп средний.

4. И. п. — сидя, кисти у плеч. Развести локти в стороны — вдох, свести их, слегка ссутулиться — выдох, в и. п. — пауза. Темп средний.

5. И. п. — то же. Вдох. Согнуть правую ногу в колене и достать левый локоть — выдох. Пауза. То же другой ногой. Темп медленный.

6. И. п. — сидя, руками упереться в колени. Вдох. На выдохе произносить брухх (а, е, и, о). После каждого звукосочетания произнести пфф и сделать паузу 1—2 секунды.

7. И. п. — то же. Вдох. Согнуть руки в локтях и наклониться вперед — выдох. Пауза. Темп медленный.

8. И. п. — сидя, руки опущены вдоль туловища. Вдох. Наклониться в сторону и рукой достать пол — выдох, в и. п. — пауза. Темп средний.

9. И. п. — то же. Вдох. Отвести прямую ногу в сторону — выдох. Пауза. Темп медленный.

10. И. п. — то же. Круговые движения головой. Дыхание произвольное.

11. И. п. — то же. Ходьба на месте: 1,2 — вдох, 3, 4, 5 — выдох, 6, 7 — пауза.

12. И. п. — то же. Полное дыхание.

13. Определение времени задержки дыхания после выдоха.

14. И. п. — сидя, руки разведены в стороны. Поочередное сгибание и разгибание рук в локтевых суставах. Темп средний. Дыхание произвольное.

15. И. п. — сидя, держась руками за сиденье. Вдох. Подтянуть обе ноги к груди — выдох. Темп медленный.

16. И. п. — сидя. Развести прямые руки в стороны — вдох, опустить их вниз, расслабиться — выдох. Пауза.

17. И. п. — то же. Сгибание и разгибание стоп. Темп средний. Дыхание произвольное.

18. И. п. — то же. Поднять и опустить плечи. Дыхание произвольное.

19. И. п. — то же. Нижнегрудное дыхание.

20. И. п. — то же. Полное дыхание.

Примечание. Необходимо соблюдать следующий ритм дыхания: 1,2 — вдох, 3, 4, 5 — выдох, 6, 7 — пауза.

По мере улучшения состояния больного астматическим бронхитом и бронхиальной астмой на занятиях лечебной гимнастикой все большее внимание уделяется согласованию движений с дыханием — вначале в положении сидя, а потом — в процессе ходьбы. Нагрузка может быть средней интенсивности. Применение на этом этапе физических упражнений способствует адаптации организма к возрастающим физическим нагрузкам, сохранению работоспособности, а также укреплению организма больного в целом и его дыхательной мускулатуры в частности. Примерный комплекс упражнений в этом периоде приведен ниже.

1. И. п. — сидя, руки перед грудью. Вдох. Движение руками — как при плавании брассом (вперед и в стороны) — выдох. Пауза.

2. И. п. — сидя, руки на коленях, ноги вытянуты вперед. На произвольном дыхании быстрое попеременное сгибание ног в коленных суставах.

3. И. п. — сидя, руки вытянуты перед собой. Скрестные движения руками, темп средний. Дыхание произвольное.

4. И. п. — сидя. Вдох. Круговые движения приподнятой и выпрямленной ногой на выдохе. Пауза. То же другой ногой.

5. И. п. — сидя. Вдох. Круговые движения выпрямленными на уровне плеч руками (вперед — назад) на выдохе. Пауза.

6. И. п. — сидя, руки па коленях. Диафрагмальное дыхание: на вдохе живот поднимается вверх, выдох через губы, сложенные трубочкой, живот при этом втягивается.

7. И. п. — стоя. Поднять руки через стороны вверх — вдох; скрестно опустить их вниз и слегка наклониться вперед — выдох. Наклонившись — пауза. Вернуться в и. п., темп средний.

8. И. п. — стоя, руки согнуты в локтях. Коленом правой ноги достать локоть левой руки. Дыхание произвольное, темп средний с переходом на быстрый.

9. И. п. — стоя, руки на поясе. Вдох. Поднять правую руку вверх и наклониться влево — выдох. Пауза. Темп медленный.

10. И. п. — стоя, руки вытянуты вперед. Вдох. Махом прямой правой ноги достать кисть левой руки, произнося на выдохе — бррах. Пауза. Темп средний.

11. И. п. — стоя, руки в стороны — вдох, присесть, обхватить колени руками — выдох. Пауза. Темп медленный.

12. И. п. — стоя, с небольшим наклоном туловища вперед, руки вдоль туловища. Диафрагмальное дыхание в течение 2 минут (частота дыхания не более 14—16 в 1 минуту).

13. И. п. — стоя. Ходьба на месте в темпе 60—90 шагов в минуту с переходом на бег на месте в течение 1—3 минут.

14. И. п. то же. Развести руки в стороны — вдох, обхватить плечи руками — выдох. Пауза.

15. И. п. — стоя. Перекаты с пятки на носок. Дыхание произвольное.

16. И. п. — сидя на стуле. Поднять подбородок вверх — вдох, опустить его на грудь — выдох. Пауза. Темп медленный.

17. И. п. — то же. Отработка частоты дыхания в течение 3 минут на счет: 1,2 — вдох, 3 — пауза, 4, 5, 6 — выдох, 7,8,9 — пауза (частота дыхания при таком счете равна 6 в минуту).

18. Полное расслабление (1—2 минуты).

При улучшении общего самочувствия больных, прекращении приступов удушья, улучшении функциональных показателей дыхания в занятиях ЛГ дается большая нагрузка: вводятся упражнения в и. п. стоя, упражнения с предметами, повышается темп движений. Но в заключительную часть комплекса желательно включать звуковые упражнения и полное расслабление.

1. Вдох. Поднять ногу вверх, хлопнуть под ней в ладоши с произнесением ха на выдохе. Пауза. Темп средний.

2. Руки в стороны. Повороты туловища вокруг вертикальной оси. Дыхание произвольное. Темп средний.

3. Развести руки в стороны — вдох, наклониться вперед, руками обхватить ноги — медленный длинный выдох через губы, сложенные трубочкой.

4. Руки согнуты к плечам, правую ногу отвести назад — вдох, выпрямить руки вверх, вернуть ногу в и. п. — выдох. То же другой ногой. Темп медленный.

5. И. п. — стоя, руки на поясе. Вдох. Пружинистые наклоны вперед, руками касаться пола (ноги в коленях не сгибать) — выдох (удлиненный). После выдоха — в наклоне пауза.

6. И. п. — стоя, руки за головой, локти в стороны. Вдох. Наклониться в правую сторону — выдох, вернуться в и. п. Пауза 1—2 секунды. То же в другую сторону. Темп медленный.

7. И. п. — стоя, с небольшим наклоном вперед, руки вдоль туловища. Диафрагмальное дыхание.

8. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра (1, 2 — вдох, 3, 4, 5 — выдох, 6, 7 — пауза). Темп — 90 шагов в минуту.

9. И. п. — стоя, руками обхватить нижнюю часть грудной клетки. Вдох. На выдохе, слегка сжимая грудную клетку, тянуть жж… Пауза 1—2 секунды.

10. И. п. — стоя, руки в «замке». Поднять руки вверх — вдох. Наклониться вперед и опустить руки вниз — «рубка дров» — с произнесением ух на выдохе.

11. И. п. — стоя, руки вдоль туловища. Вдох, присесть, руками упереться в колени, произнести бррах на выдохе. Пауза (сидя). Темп средний.

12. И. п. — сидя на стуле. Согнуть руки к плечам, затем опустить вниз с расслаблением. Дыхание произвольное.

13. И. п. — то же. Попеременное сгибание и разгибание стоп. Темп медленный. Дыхание произвольное.

14. И. п. — то же. Имитация гребли. Темп медленный. Дыхание произвольное.

15. И. п. — то же. Вдох, подтянуть правое колено к груди — выдох. Пауза. То же — другой ногой.

16. И. п. — сидя. Руками упереться в колени (спина «круглая»). Урежение дыхания: на счет 1,2 — вдох, 3, 4 — пауза, 5, 6, 7 — выдох, 8, 9, 10 — пауза и т.д. (при таком темпе частота дыхания равна 5—6 в минуту).

17. И. п. — сидя. Откинуться на спинку стула, закрыть глаза, ноги вытянуть. Полное расслабление.

18. И. п. — сидя. Проверка частоты дыхания и пульса.

При плохом отхождении мокроты помогает задержка дыхания на 2—3 секунды как на высоте вдоха, так и после выдоха через сомкнутые губы. Эффект этого объясняется повышением давления в трахее, когда устраняется ее экспираторное стенозирование, обусловленное слабостью мембранозной части трахеи. Таких больных следует обучить вышеописанному приему, и они должны им пользоваться в периоды кашля и удушья, после ингаляции бронхоспазмолитика.

В процессе освоения больными выполняемых упражнений должна осуществляться и тренировка продолжительности дыхательной паузы. При этом задержку дыхания на выдохе до 20 секунд по пятибалльной системе следует оценить на 4, а до 30 секунд и долее — на 5.

Больные должны сдерживать дыхание при появлении предвестников приступа удушья. Установлено, что поверхностное, редкое дыхание со сдерживанием кашлевого рефлекса и повторными дыхательными паузами может предотвратить приступ удушья, поэтому страдающие бронхиальной астмой должны обучиться этому простому, доступному и безвредному приему.• Следует помнить, что оптимальной задачей лечебной физкультуры является научить больного предотвращать развитие приступа удушья с помощью лечебных физических упражнений.

Положительное влияние обычно оказывает сочетание разнонаправленных по механизму действия физических упражнений с массажем мышц грудной клетки и живота.

Точечный массаж при бронхиальной астме проводится по следующим 11 точкам:

Точка 1 — несимметричная; расположена на спине по задней средней линии между остистыми отростками 7-го шейного и 1-го грудного позвонков (при наклоне головы вперед палец может легко определить ее по впадине — ниже наиболее выступающего остистого отростка 7-го позвонка).

Точка 2 — симметричная; находится на спине в центре надостной ямки лопатки (если положить правую ладонь на правое плечо, то указательный палец окажется в этой точке).

Точка 3 — симметричная; находится на спине на 3 см в сторону от задней средней линии, на уровне промежутка

между остистыми отростками 2-го и 3-го грудных позвонков.

Точка 4 — симметричная; находится на спине на 3 см в сторону от задней срединной линии на уровне промежутка между остистыми отростками 3-го и 4-го грудных позвонков.

Точка 5 — несимметричная; расположена на груди, в центре верхнего края яремной вырезки грудины.

Точка 6 — симметричная; находится во втором межреберье в углублении между большой грудной и дельтовидной мышцами.

Точка 7 — симметричная; находится в складке локтевого сгиба, снаружи на передней (ладонной) поверхности локтевого сустава.

Точка 8 — симметричная; находится на 2 см выше средней складки запястья в углублении у шиловидного отростка лучевой кости.

Точка 9 — симметричная; расположена на передней поверхности локтевого сустава в конце складки, образующейся при сгибании руки в локте, со сторо-ны большого пальца.

Точка 10 — симметричная; находится на тыле кисти, между 1-й и 2-й пястными костями, на вершине бугорка мышц, образующегося при прижимании большого пальца к остальным.

Точка 11 — симметричная; находится на 3 мм кнаружи от угла ногтевого ложа большого пальца.

Массаж биологически активных точек 1—9 как средство предупреждения приступов удушья в межприступном периоде можно проводить ежедневно, один раз в день, в период обострения заболевания — несколько раз в день.

Для предотвращения начинающегося приступа удушья или облегчения дыхания во время приступа рекомендуется:

Для купирования приступа удушья и улучшения общего состояния не обязательно массировать все вышеуказанные точки, достаточно воздействовать на одну-две из них, массаж которых наиболее эффективен для данного больного.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *