Меню Рубрики

Звуковую гимнастику при бронхиальной астме применяют с целью

ЛФК при бронхиальной астме должна назначаться всем больным в межприступный период при отсутствии противопоказаний. Она не проводится при тяжелой легочно-сердечной недостаточности (пульс более 120/мин, частота дыхательных движений более 25/мин), простудных заболеваниях с повышением температуры тела более 38˚ С.

ЛФК при бронхиальной астме способствует восстановлению ритма, глубины и частоты дыхания. При этом улучшается вентиляция легких, газообмен в них, нормализуется насыщение крови кислородом. В результате уменьшается выраженность дыхательной недостаточности, улучшается приспособляемость организма к условиям среды.

Дыхательная гимнастика способствует увеличению подвижности грудной клетки. Уменьшается чувствительность к аллергенам и склонность к спазму бронхов. Восстанавливается баланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе.

Проведение ЛФК при бронхиальной астме способствует снижению частоты обострений, уменьшению потребности в лекарствах.

В комплекс лечебной физической культуры при бронхиальной астме входят общеукрепляющие упражнения, дыхательная, звуковая гимнастика.

Вначале пациент должен освоить так называемое диафрагмальное дыхание. При этом на вдохе диафрагма поднимается, передняя брюшная стенка выпячивается. На выдохе диафрагма опускается, брюшная стенка втягивается. Нужно научиться делать глубокий вдох и длинный выдох.

При проведении звуковой гимнастики пациент на выдохе произносит различные звуки, что вызывает вибрацию голосового аппарата, передающуюся на нижние дыхательные пути. В результате происходит их расслабление, снимается спазм, улучшается очищение от мокроты.

Продолжительность одного занятия составляет 10 – 30 минут. Проводят от 1 до 3 занятий в день.

Программа лечебной физической культуры при бронхиальной астме начинается с курса подготовительных занятий в течение 10 – 14 дней. Затем проводятся ежедневные тренировочные занятия, добавляются ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде.

  1. Диафрагмальное дыхание.
  2. Вдох: руки в стороны. Выдох: подтянуть колени к животу с помощью рук.
  3. Вдох: отвести в сторону правую руку и ногу. Выдох: исходное положение. Повторить слева.
  4. Вдох: поднять плечи, голову повернуть в сторону. Выдох: исходное положение.
  5. Вдох: прогнуться, соединив лопатки. Выдох: подтянуть колени к животу.
  6. Вдох: поднять руки. Выдох: опустить руки, произнося звук «ш».
  7. Вдох: руки на коленях. Выдох: произносить звук «ж».
  8. Руки поднять перед грудью, пальцы соединить «в замок». Вдох: поднять руки. Выдох: опустить руки, произнося звук «пфф».

Соотношение фаз дыхания регулируется с помощью счета: 1,2 – вдох, 3, 4, 5, 6 – выдох, 7, 8 – пауза. Продолжительность выдоха должна составлять до 30 – 40 секунд.

  1. Диафрагмальное дыхание.
  2. Руки на коленях. Вдох: развести колени. Выдох: исходное положение.
  3. Руки на поясе. Вдох: повороты туловища в сторону. Выдох: исходное положение.
  4. Вдох: поднять руки вверх. Выдох: опустить руки, произнося звук «ха».
  5. Поза «кучер на козлах» (предплечья лежат на коленях, глаза закрыты, мышцы расслаблены).
  6. Движения, имитирующие греблю на байдарке, с поворотами туловища в стороны (можно использовать гимнастическую палку).
  1. Вдох: руки поднять вверх через стороны, подняться на носки. Выдох: опустить руки вниз через стороны, качнуться с носка на пятку.
  2. Вдох: наклон в сторону, рука скользит по бедру. Выдох: исходное положение.
  3. Руки перед грудью «в замок». Вдох: поднять руки вверх. Выдох: опустить руки, произнося звук «уфф».
  4. Ходьба на месте с высоким подниманием коленей, активными движениями руками.

В тренировочном режиме 3 – 4 раза в неделю проводятся физические тренировки: бег, плавание, занятия на велотренажере в течение 20 – 30 минут. После такой тренировки необходимо провести дыхательную гимнастику соответственно приведенным выше комплексам упражнений.

После вдоха через нос на выдохе следует произносить различные гласные и согласные звуки.

В подготовительном периоде начинают с произнесения звуков у, и, е, о. В тренировочном периоде начинают использовать звуки з, р, с, а в дальнейшем – ж, ш, щ.

Звуки на выдохе нужно произносить в течение 5 секунд с постепенным удлинением в процессе тренировок до 30 секунд

На выдохе можно проговаривать слоги с использованием звуков б, д, х, р (бах, бат, брохх, дррухх и т. п.). Звуковые упражнения повторяются в течение 2 – 3 минут до 5 – 6 раз в день. Между упражнениями следует делать паузу 30 секунд.

источник

В настоящее время под бронхиальной астмой понимают повы­шенную чувствительность слизистой оболочки трахеобронхиального дерева к различным внешним воздействиям, что выражается в сужении дыхательных путей. Степень сужения дыхательных путей изменяется как сама по себе, так и под влиянием лечения. Клини­чески бронхиальная астма проявляется в приступах, кашле и свис­тящих хрипах в легких и бронхах.

Задачи ЛФК : нормализовать механизм дыхательного акта, увели­чить силу дыхательной мускулатуры и подвижность грудной клетки, повысить устойчивость организма к воздействию внешней среды и психологическую устойчивость больного.

Занятия лечебной гимнастикой противопоказаны при дыхательной и сердечной не­достаточности с декомпенсацией функций этих систем.

Исходное положение лежа на спине с приподнятым головным концом кровати, сидя на стуле (подобрать удобную для больного позу с целью макси­мально возможного расслабления мышц); это способствует лучшей экскурсии грудной клетки, облегчает выдох.

В первые дни в занятия вводят упражнения для мелких и сред­них мышечных групп и суставов дистальных отделов конечностей в сочетании с дыхательными упражнениями. По мере улучшения состояния больного (уменьшение частоты приступов, их продолжительности, уменьшение наклонности бронхов к спазму) в занятия включают активные движения конечностями (средние и крупные мышечные группы и суставы), туловищем в сочетании с дыхатель­ными упражнениями и паузами для пассивного отдыха и расслаблением мышц. Занятия дополняют ходьбой в пределах палаты, затем отделения. Во время ходьбы больной выполняет упражнения с предметами.

Внимание! Любое упражнение выполняют на выдохе (например наклоны туловища, сгибание и разгибание рук и др.); после нескольких повторений движения следует предоставить паузу для отдыху или предложить упражнения, направленные на расслабление мышечных групп.

При появлении предвестников приступа астмы больному необ­ходимо придать удобное положение (лучше сидя), расслабив мышцы спины, плечевого пояса и нижних конечностей.

Расслабление этих мышц улучшает состояние больного, облегчает выдох при приступе удушья благодаря увеличению подвижности ребер, уменьшению избыточной вентиляции легких и улучшению бронхиальной проходимости.

Больного следует предупредить о необходимости поверхностного дыхания, так как глубокий вдох, раздражая бронхиальные рецепторы, может приводить к усугублению и распространению спазма. В то же время на короткий срок (4—5 с) на умеренном выдохе необходимо задержать дыхание, чтобы уменьшить поток патологической импульсации в дыхательный центр. Вдох после задержки дыхания должен быть также поверхностным.

Целесообразно провести массаж грудной клетки, включая меж реберные промежутки, массаж мышц живота и воротниковой зоны

В межприступный период больной должен овладеть поверхност ным дыханием, постепенно увеличивая время задержки дыхания Я умеренном выдохе (контроль методистом по секундомеру). Большое внимание уделяется как статическим (диафрагмальным), так динамическим дыхательным упражнениям:

-упражнения с медленным полноценным и удлиненным выдохом обеспечивают более полноценное выведение воздуха из эмфизематозно растянутых альвеол через суженные бронхиолы и тренируют диафрагму и мышцы брюшного пресса, участвующие в пол­ном выдохе;

— «звуковая гимнастика», состоящая из специальных упражне­ний, связанных с произнесением звуков. В начале звуковой гимна­стики делают «закрытый стон» — «ммм» и очистительный выдох — «пфф» . При звуковой гимнастике вибрация голосовых связок пере­дается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку, что вызывает рас­слабление спазмированных бронхов и бронхиол. По силе воздуш­ной струи согласные делятся на 3 группы: наибольшая сила развивается при звуках п, т, к, ф, которые требуют значительного напряжения мышц грудной клетки и диафрагмы, средней интен­сивностью обладают звуки б, г, д, в, з, наименьшей — звуки м, к, л, р . Цель звуковой гимнастики — выработать соотношение продолжи­тельности фаз вдоха и выдоха 1:2. При медленном, спокойном вдохе с паузой после вдоха происходит наиболее полный газообмен в аль­веолах и вдыхаемый воздух полностью перемешивается с альвеоляр­ным. После небольшой паузы следует сделать медленный выдох че­рез рот, после выдоха — более продолжительную паузу. Гласные звуки произносят в определенной последовательности: например, бух, бот, бак, бех, бих . Вибрирующий рычащий звук р-р-р-р-р очень эффек­тивен при обструктивном синдроме.

«Звуковая гимнастика» способствует формированию правильно­го чередования фаз вдоха, выдоха и дыхательной паузы; путем виб­рации расслабляет спазмированные бронхи, способствует лучшей эвакуации мокроты; при помощи создания небольшого положитель­ного давления на выдохе увеличивает равномерность альвеолярной вентиляции и препятствует раннему экспираторному закрытию ды­хательных путей.

При «звуковой гимнастике» делают вдох через нос (1—2 с), паузу (1 с), активный выдох через рот (2-4 с.), паузу (4-6 с). К достоин­ствам этой гимнастики можно отнести возможность практически постоянного применения в поликлинических и санаторных услови­ях после обучения больных.

Кроме «звуковой гимнастики», для улучшения вентиляции при­меняют специальные приспособления — мундштуки для пассивного выдоха, а также дыхание в сосуд, наполненный водой, через тонкую трубочку и надувание резиновых игрушек.

По методике волевой ликвидации глубокого дыхания ( метод Бутейко ) больные производят медленный и очень поверхностный вы­дох в течение 3—4 с и фиксируют паузу 3—4 с. Частота дыхания должна соответствовать 6—8 в минуту. Тренировки проводят посто­янно, не менее 3 ч в сутки, сначала в покое, а затем и при движении. Кроме того, рекомендуются 2—3 максимальные задержки дыхания, доводя их продолжительность до 60 с и более, не менее 3 раз в сутки.

Метод К.П. Бутейко может давать некоторый лечебный эффект у ряда больных бронхиальной астмой, так как создаваемая гиперкапния и снижение скорости движения воздуха в бронхах уменьшают раздражение ирритативных рецепторов. Вместе с тем примерно у 2/3, больных возникает так называемая реакция выздоровления с характерными для гиперкапнии симптомами (сонливость, головная боль, боли в мышцах, озноб, повышение температуры, бессонница) и появляется опасность глубокого расстройства кислотно-щелочного равновесия.

Дыхание по методике А.Н. Стрельниковой не получило широкого распространения главным образом из-за технической сложности и отсутствия существенных преимуществ перед другими видами респираторной гимнастики. Для тренировки мускулатуры, участвующей в акте дыхания, создают своего рода сопротивление путем выполнения движений, сжимающих грудную клетку на вдохе.

Элементы йоги включают «асаны» — физические упражнения, в которых используются различные статические положения, и «пранайма» — специальные дыхательные упражнения в определенной последовательности.

Методика произвольного снижения М аксимального О бъема Д ыхания (по В.В. Гневушеву). В начале обучения делают акцент на навыке полного дыхания. На вдохе передняя стенка живота выпячивается с одновременным или последующим подниманием грудной клетки. На выдохе грудная клетка опускается, живот втягивается. Далее навыки смешанного дыханий сочетают с удлиненным вдохом по отношению к выдоху. Соотношение длительности вдоха и выдоха (в секундах) обозначают терми­ном «дыхательный интервал». Этому режиму дыхания обучают для увеличения дыхательного объема в результате удлиненного вдоха, снижения МОД.

При обучении произвольному снижению МОД необходимо де­лать вдох через нос, ненапряженный, бесшумный, удлиненный, с обязательным сохранением возможности его небольшого продол­жения, выдох через нос, полный, произвольный или непроизволь­ный. Исключаются упражнения, вызывающие одышку или затруд­ненное дыхание.

При тренировке дыхательный интервал должен последовательно составлять 2:4 — 3:4 — 4:4 — 6:4 — 8:3 и т.д. В результате секундные объемы вдоха постепенно уменьшаются, а выдоха повышаются. Каж­дый непроизвольно удлиненный вдох и выдох удобно сочетать с движением рук, ног, туловища, бегом, ходьбой.

При бронхиальной астме в процедуре лечебной гимнастики соотношение дыхатель­ных и общетонизирующих упражнений 1:1; исходное положение сидя и стоя. В под­готовительном периоде обязательно строгое распределение нагруз­ки по частям процедуры лечебной гимнастики. Дыхательные упражнения не должны занимать более 40-50 % общего времени процедуры. Используют аутогенную тренировку, сегментарный и баночный массаж, само­массаж.

Внимание! Больным бронхиальной астмой противопоказаны уп­ражнения, связанные с натуживанием и задержкой дыхания (более 5-7 с).

Подбор упражнений и длительность занятия индивидуальны, за­висят от возраста пациента, его толерантности к физической на­грузке, общего состояния, сопутствующих заболеваний.

После восстановления основных показателей функции внешнего дыхания в занятия включают общеразвивающие упражнения, спо­собствующие тренировке экстракардиальных факторов кровообра­щения, повышению силы мышц спины, ног и рук. После 1—2 обще-развивающих упражнений должны следовать упражнения на расслабление мышц. Критерием переносимости нагрузки служат частота и продолжительность приступов, число и частота применя­емых медицинских препаратов, ЧСС, АД и частота дыхания.

В период ремиссии, помимо описанных выше упражнений, вклю­чают упражнения с небольшими отягощениями, дозированным со­противлением, со снарядами и на снарядах в сочетании с дыхатель­ными упражнениями (статические, динамические, а также «звуковая гимнастика»). Эти упражнения направлены на улучшение бронхиальной проходимости, удлинение вдоха, тренировку гладкой мускулатуры бронхов. Тренировку в ходьбе начинают с выработки у больного навыка управления дыханием. На первых занятиях больной должен отработать следующий ритм движения: на 1—2 шага — вдох, на 3—4 — выдох, постепенно увеличивая число шагов на выдохе. По мере адаптации организма к движению расстояние увеличивают с постепенным повышением темпа движения и уменьшением числа остановок.

Особенности ЛФК при плеврите
Длительное течение плеврита позволяет использовать общеукреп­ляющее воздействие занятий ЛФК, улучшающего функции организма и повышающего его реактивность. Физические упражнения, стиму­лируя .

Особенности ЛФК при хронических неспецифических заболеваниях легких
Морфологический субстрат заболевания состоит в гипертрофии слизистых оболочек. Устья желез расширены, слизистое содержи­мое преобладает над серозным. В трахеобронхиальном дереве скапливается .

Особенности ЛФК при пневмонии
Пневмония Задачи ЛФК: — восстановление кровоснабжения и вентиляции затронутой бо­лезнью доли или сегмента; — облегчение затрудненного и недостаточного выведения мокро­ты, особенно .

Основы методики и общие принципы ЛФК при заболеваниях легких
Клинико-физиологическое обоснование применения средств ЛФК Конечным проявлением заболеваний органов дыхания становят­ся нарушения газообмена в легких и тканях. Патологические изме­нения .

источник

При лечении бронхиальной астмы важное место занимают занятия лечебной гимнастикой. Итак, чем же нам поможет лечебная гимнастика?

Занятия лечебной гимнастикой при бронхиальной астме способствуют уравновешиванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, созданию конкурирующей доминанты, восстанавливают нормальный стереотип дыхания. Методически правильно построенные занятия лечебной гимнастикой снижают реактивность бронхов, адаптируют больных к возрастающим физическим нагрузкам, способствуют сохранению их трудоспособности.

В указанных целях в первую очередь следует применять звуковую гимнастику с произнесением различных гласных, шипящих и прочих звуков и их рациональных сочетаний; упражнения на расслабление; тренировку диафрагмального дыхания «под счет» с соблюдением соотношения фаз вдоха и выдоха, задержки дыхания после выдоха.

У больных бронхиальной астмой нередко имеют место приступы так называемого трахеального кашля, грубого (лающего) характера. Чаще они бывают у мужчин (гиперстеников). Во время приступа лицо становится одутловатым, гиперемированным, выступают капли пота, появляется головокружение, на высоте приступа может быть синкопальное состояние I (обморок). Такой кашель плохо поддается общепринятым лекарствам. Прервать приступ помогает выдох под повышенным давлением (через сомкнутые губы).

Учитывая психотерапевтическое воздействие самой процедуры лечебной гимнастики на больного астматическим бронхитом и бронхиальной астмой, при проведении занятий особое внимание следует обращать на повышение эмоциональной окраски упражнений. Это достигается, в частности, подбором упражнений с элементами легких спортивных игр.

Наиболее выгодное исходное положение для больных астмой — сидя на стуле. Необходимо также следить за темпом выполнения упражнений. Он должен быть вначале замедленным, а затем спокойным, с полноценным медленным выдохом.

Тренировку дыхания следует проводить постепенно. Этому помогают упражнения с произнесением звуков.

Примерный комплекс звуковых упражнений для занятий взрослых больных при отсутствии патологий со стороны легочной вентиляции

Упражнение 1. «Очистительный выдох» пфф — 1 5—7 раз.

Упражнение 1. «Очистительный выдох» пфф — 3 раза.

Упражнение 2. «Закрытый стон» ммм — 3 раза и пфф — 1 раз.

Упражнение 3. Бррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упражнение 4. Грруф (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упражнение 5. Дррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.

Упражнение 6. Ррр — 3 раза и пфф — 1 раз.

Упражнение 7. Бррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упражнение 8. Пррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.

Упражнение 9. Жррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упражнение 10. Кррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.

Упражнение 11. Тррух (о, а, в, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упражнение 12. Фррух (о, а, е, и) — по 1 разу и пфф — 1 раз.

Упражнение 13. Чррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упражнение 14. Цррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.

Упражнение 15. Шррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.

Упражнение 16. Хррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упражнение 17. Бррух (о, а, е, и) — по одному разу и пфф — 1 раз.

Упражнение 18. Гррух (о, а, е, и) — по одному paзу и пфф — 1 раз.

В начальный период занятий звуковой гимнастикой применяются простые упражнения с основным рычащим звуком р. Занятия начинаются с «очистительного выдоха» пфф и «закрытого стона» ммм. На каждом последующем занятии повторяются все предыдущие упражнения и добавляются сначала по два, а затем по три новых упражнения. Продолжительность 10 первых занятий на превышает 7—10 минут.

Большое значение имеет правильное поведение больных в начале приступа бронхиальной астмы. У большинства из них имеет место так называемый период предвестников приступа, который продолжается от нескольких минут до нескольких суток и выражается в основном в виде первоначально небольшого затруднения дыхания, своего рода дыхательного дискомфорта. Вазомоторные реакции слизистой оболочки бронхов, ее отечность и прочее стереотипно воспринимаются организмом как «инородное тело», больной ощущает как бы скопление мокроты, которую необходимо удалить откашливанием. Эта непроизвольная («подкорковая») защитная реакция реализуется путем глубокого дыхания (гипервентиляции) в условиях гиперреактивности слизистой бронхиального дерева, готовности ее к отеку, при повышении вязкости бронхиального секрета. Гипервентиляция способствует разбрызгиванию капель вязкого бронхиального секрета, нити которого колеблются в потоке воздушной струи, превращая ее ламинарное в норме течение в турбулентное, тем самым еще больше повышая гиперреактивность слизистой оболочки и способствуя проявлению генерализованного бронхоспазма. Слышимое на расстоянии хриплое затрудненное дыхание создает отрицательный эмоциональный эффект, что также усугубляет самочувствие и состояние больного.

Больным необходимо знать нерациональность их поведения в период предвестников приступа удушья и настроиться на необходимость сдерживания глубокого дыхания, чтобы не замкнуть порочный круг. Дыхание больного в период предвестников приступа должно быть как можно более поверхностным: вдох до уровня верхней трети груди с секундной (на счет в уме 1, 2) задержкой и возможно замедленным выдохом воздуха через плотно сжатые губы. Дыхание такого рода в течение нескольких минут (до 5—7 по нашему опыту) в большинстве случаев ликвидирует угрозу приступа удушья. В это время полезны также нижеследующие звуковые упражнения.

Кроме перечисленных звуковых упражнений во время приступа бронхиальной астмы для его прекрашения целесообразно производить массаж в области диафрагмы и точечный массаж биологически активных точек.

В тех случаях, когда больные бронхиальной астмой одновременно имеют хронический обструктивный бронхит и легочное сердце и/или тяжелые органнические поражения сердечно-сосудистой системы (гипертоническая болезнь со стойким повышением артериального давления, порок сердца с признаками; декомпенсации сердечной деятельности и др.), все звуковые дыхательные упражнения выполняются очень осторожно, мягко, в медленном темпе. Особенно надо следить за тем, чтобы звуки р и ж произносились спокойно, негромко, короткой волной, как бы двойное рр или жж. Упражнения с этими звуками необходимо чередовать, а если имеются проявления недостаточности сердечной деятельности (стойкая тахикардия, застойное увеличение печени, отеки на нижних конечностях и пр.), то звук р в упражнениях звуковой гимнастики применять не следует.

Примерный комплекс звуковых упражнений при бронхиальной астме с сопутствующим хроническим обструктивным бронхитом и легочным сердцем, а также при сопутствующих органических поражениях сердечно-сосудистой системы:

2) ммм (короткой волной) — 3—5 раз и пфф — 1 раз;

3) бррух (о) — по одному разу и пфф — 1 раз;

4) джух (о) — по одному разу и пфф — 1 раз;

5) бррах (е) — по одному разу и пфф — 1 раз;

6) джах (е) — по одному разу и пфф — 1 раз;

7) дзух (о) — по одному разу и пфф — 1 раз;

8) гзух (о) — по одному разу и пфф — 1 раз;

9) дзах (е) — по одному разу и пфф — 1 раз;

10) гзах (е) — по одному разу и пфф — 1 раз.

В дальнейшем целесообразно повторить приведенный комплекс звуковых упражнений, включив в него, в зависимости от самочувствия больного, добавочные упражнения со звуками рр или жж: дррух (о, а, е, и), гррух (о, а, е, и), бррух (о, а, е, и) и т.д.

При некоторой тренировке дыхательного аппарата после 2—3 месяцев регулярных занятий в их программу можно ввести и более трудные звуковые упражнения, которые произносятся на одном выдохе, например: брр-прр, бррух-пррух, брр-брр-бррух и др. Выполнение этих упражнений требует достаточно большого напряжения дыхательных мышц, затрат энергии, наличия определенной эластичности грудной клетки и хорошей подвижности диафрагмы. Поэтому преждевременное включение их в лечебный комплекс может привести к затруднению дыхания и ухудшить самочувствие больного.

В процессе проведения гимнастики для больных бронхиальной астмой, помимо специальных звуковых упражнений, по мере улучшения состояния больного необходимо включать в занятия наиболее простые и легковыполнимые гимнастические упражнения в виде сгибаний, разгибаний, отведений, приведений конечностей, сгибаний и разгибаний туловища, наклонов вперед и в стороны. Ниже приведен комплекс лечебной гимнастики, который может применяться больными бронхиальной астмой после освоения ими звуковых упражнений.

1. Откинувшись на спинку стула. Спокойное диафрагмальное дыхание.

2. И. п. — то же. Поднять прямую руку вверх — вдох, опустить ее вниз — выдох. Пауза. То же другой рукой. Темп медленный.

3. И. п. — то же, ноги согнуты в коленях. Вдох, выпрямить ногу в колене и подержать ее на весу — выдох, в и. п. — пауза. То же другой ногой. Темп средний.

4. И. п. — сидя, кисти у плеч. Развести локти в стороны — вдох, свести их, слегка ссутулиться — выдох, в и. п. — пауза. Темп средний.

5. И. п. — то же. Вдох. Согнуть правую ногу в колене и достать левый локоть — выдох. Пауза. То же другой ногой. Темп медленный.

6. И. п. — сидя, руками упереться в колени. Вдох. На выдохе произносить брухх (а, е, и, о). После каждого звукосочетания произнести пфф и сделать паузу 1—2 секунды.

7. И. п. — то же. Вдох. Согнуть руки в локтях и наклониться вперед — выдох. Пауза. Темп медленный.

8. И. п. — сидя, руки опущены вдоль туловища. Вдох. Наклониться в сторону и рукой достать пол — выдох, в и. п. — пауза. Темп средний.

9. И. п. — то же. Вдох. Отвести прямую ногу в сторону — выдох. Пауза. Темп медленный.

10. И. п. — то же. Круговые движения головой. Дыхание произвольное.

11. И. п. — то же. Ходьба на месте: 1,2 — вдох, 3, 4, 5 — выдох, 6, 7 — пауза.

12. И. п. — то же. Полное дыхание.

13. Определение времени задержки дыхания после выдоха.

14. И. п. — сидя, руки разведены в стороны. Поочередное сгибание и разгибание рук в локтевых суставах. Темп средний. Дыхание произвольное.

15. И. п. — сидя, держась руками за сиденье. Вдох. Подтянуть обе ноги к груди — выдох. Темп медленный.

16. И. п. — сидя. Развести прямые руки в стороны — вдох, опустить их вниз, расслабиться — выдох. Пауза.

17. И. п. — то же. Сгибание и разгибание стоп. Темп средний. Дыхание произвольное.

18. И. п. — то же. Поднять и опустить плечи. Дыхание произвольное.

19. И. п. — то же. Нижнегрудное дыхание.

20. И. п. — то же. Полное дыхание.

Примечание. Необходимо соблюдать следующий ритм дыхания: 1,2 — вдох, 3, 4, 5 — выдох, 6, 7 — пауза.

По мере улучшения состояния больного астматическим бронхитом и бронхиальной астмой на занятиях лечебной гимнастикой все большее внимание уделяется согласованию движений с дыханием — вначале в положении сидя, а потом — в процессе ходьбы. Нагрузка может быть средней интенсивности. Применение на этом этапе физических упражнений способствует адаптации организма к возрастающим физическим нагрузкам, сохранению работоспособности, а также укреплению организма больного в целом и его дыхательной мускулатуры в частности. Примерный комплекс упражнений в этом периоде приведен ниже.

1. И. п. — сидя, руки перед грудью. Вдох. Движение руками — как при плавании брассом (вперед и в стороны) — выдох. Пауза.

2. И. п. — сидя, руки на коленях, ноги вытянуты вперед. На произвольном дыхании быстрое попеременное сгибание ног в коленных суставах.

3. И. п. — сидя, руки вытянуты перед собой. Скрестные движения руками, темп средний. Дыхание произвольное.

4. И. п. — сидя. Вдох. Круговые движения приподнятой и выпрямленной ногой на выдохе. Пауза. То же другой ногой.

5. И. п. — сидя. Вдох. Круговые движения выпрямленными на уровне плеч руками (вперед — назад) на выдохе. Пауза.

6. И. п. — сидя, руки па коленях. Диафрагмальное дыхание: на вдохе живот поднимается вверх, выдох через губы, сложенные трубочкой, живот при этом втягивается.

7. И. п. — стоя. Поднять руки через стороны вверх — вдох; скрестно опустить их вниз и слегка наклониться вперед — выдох. Наклонившись — пауза. Вернуться в и. п., темп средний.

8. И. п. — стоя, руки согнуты в локтях. Коленом правой ноги достать локоть левой руки. Дыхание произвольное, темп средний с переходом на быстрый.

9. И. п. — стоя, руки на поясе. Вдох. Поднять правую руку вверх и наклониться влево — выдох. Пауза. Темп медленный.

10. И. п. — стоя, руки вытянуты вперед. Вдох. Махом прямой правой ноги достать кисть левой руки, произнося на выдохе — бррах. Пауза. Темп средний.

11. И. п. — стоя, руки в стороны — вдох, присесть, обхватить колени руками — выдох. Пауза. Темп медленный.

12. И. п. — стоя, с небольшим наклоном туловища вперед, руки вдоль туловища. Диафрагмальное дыхание в течение 2 минут (частота дыхания не более 14—16 в 1 минуту).

13. И. п. — стоя. Ходьба на месте в темпе 60—90 шагов в минуту с переходом на бег на месте в течение 1—3 минут.

14. И. п. то же. Развести руки в стороны — вдох, обхватить плечи руками — выдох. Пауза.

15. И. п. — стоя. Перекаты с пятки на носок. Дыхание произвольное.

16. И. п. — сидя на стуле. Поднять подбородок вверх — вдох, опустить его на грудь — выдох. Пауза. Темп медленный.

17. И. п. — то же. Отработка частоты дыхания в течение 3 минут на счет: 1,2 — вдох, 3 — пауза, 4, 5, 6 — выдох, 7,8,9 — пауза (частота дыхания при таком счете равна 6 в минуту).

18. Полное расслабление (1—2 минуты).

При улучшении общего самочувствия больных, прекращении приступов удушья, улучшении функциональных показателей дыхания в занятиях ЛГ дается большая нагрузка: вводятся упражнения в и. п. стоя, упражнения с предметами, повышается темп движений. Но в заключительную часть комплекса желательно включать звуковые упражнения и полное расслабление.

1. Вдох. Поднять ногу вверх, хлопнуть под ней в ладоши с произнесением ха на выдохе. Пауза. Темп средний.

2. Руки в стороны. Повороты туловища вокруг вертикальной оси. Дыхание произвольное. Темп средний.

3. Развести руки в стороны — вдох, наклониться вперед, руками обхватить ноги — медленный длинный выдох через губы, сложенные трубочкой.

4. Руки согнуты к плечам, правую ногу отвести назад — вдох, выпрямить руки вверх, вернуть ногу в и. п. — выдох. То же другой ногой. Темп медленный.

5. И. п. — стоя, руки на поясе. Вдох. Пружинистые наклоны вперед, руками касаться пола (ноги в коленях не сгибать) — выдох (удлиненный). После выдоха — в наклоне пауза.

6. И. п. — стоя, руки за головой, локти в стороны. Вдох. Наклониться в правую сторону — выдох, вернуться в и. п. Пауза 1—2 секунды. То же в другую сторону. Темп медленный.

7. И. п. — стоя, с небольшим наклоном вперед, руки вдоль туловища. Диафрагмальное дыхание.

8. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра (1, 2 — вдох, 3, 4, 5 — выдох, 6, 7 — пауза). Темп — 90 шагов в минуту.

9. И. п. — стоя, руками обхватить нижнюю часть грудной клетки. Вдох. На выдохе, слегка сжимая грудную клетку, тянуть жж… Пауза 1—2 секунды.

10. И. п. — стоя, руки в «замке». Поднять руки вверх — вдох. Наклониться вперед и опустить руки вниз — «рубка дров» — с произнесением ух на выдохе.

11. И. п. — стоя, руки вдоль туловища. Вдох, присесть, руками упереться в колени, произнести бррах на выдохе. Пауза (сидя). Темп средний.

12. И. п. — сидя на стуле. Согнуть руки к плечам, затем опустить вниз с расслаблением. Дыхание произвольное.

13. И. п. — то же. Попеременное сгибание и разгибание стоп. Темп медленный. Дыхание произвольное.

14. И. п. — то же. Имитация гребли. Темп медленный. Дыхание произвольное.

15. И. п. — то же. Вдох, подтянуть правое колено к груди — выдох. Пауза. То же — другой ногой.

16. И. п. — сидя. Руками упереться в колени (спина «круглая»). Урежение дыхания: на счет 1,2 — вдох, 3, 4 — пауза, 5, 6, 7 — выдох, 8, 9, 10 — пауза и т.д. (при таком темпе частота дыхания равна 5—6 в минуту).

17. И. п. — сидя. Откинуться на спинку стула, закрыть глаза, ноги вытянуть. Полное расслабление.

18. И. п. — сидя. Проверка частоты дыхания и пульса.

При плохом отхождении мокроты помогает задержка дыхания на 2—3 секунды как на высоте вдоха, так и после выдоха через сомкнутые губы. Эффект этого объясняется повышением давления в трахее, когда устраняется ее экспираторное стенозирование, обусловленное слабостью мембранозной части трахеи. Таких больных следует обучить вышеописанному приему, и они должны им пользоваться в периоды кашля и удушья, после ингаляции бронхоспазмолитика.

В процессе освоения больными выполняемых упражнений должна осуществляться и тренировка продолжительности дыхательной паузы. При этом задержку дыхания на выдохе до 20 секунд по пятибалльной системе следует оценить на 4, а до 30 секунд и долее — на 5.

Больные должны сдерживать дыхание при появлении предвестников приступа удушья. Установлено, что поверхностное, редкое дыхание со сдерживанием кашлевого рефлекса и повторными дыхательными паузами может предотвратить приступ удушья, поэтому страдающие бронхиальной астмой должны обучиться этому простому, доступному и безвредному приему.• Следует помнить, что оптимальной задачей лечебной физкультуры является научить больного предотвращать развитие приступа удушья с помощью лечебных физических упражнений.

Положительное влияние обычно оказывает сочетание разнонаправленных по механизму действия физических упражнений с массажем мышц грудной клетки и живота.

Точечный массаж при бронхиальной астме проводится по следующим 11 точкам:

Точка 1 — несимметричная; расположена на спине по задней средней линии между остистыми отростками 7-го шейного и 1-го грудного позвонков (при наклоне головы вперед палец может легко определить ее по впадине — ниже наиболее выступающего остистого отростка 7-го позвонка).

Точка 2 — симметричная; находится на спине в центре надостной ямки лопатки (если положить правую ладонь на правое плечо, то указательный палец окажется в этой точке).

Точка 3 — симметричная; находится на спине на 3 см в сторону от задней средней линии, на уровне промежутка

между остистыми отростками 2-го и 3-го грудных позвонков.

Точка 4 — симметричная; находится на спине на 3 см в сторону от задней срединной линии на уровне промежутка между остистыми отростками 3-го и 4-го грудных позвонков.

Точка 5 — несимметричная; расположена на груди, в центре верхнего края яремной вырезки грудины.

Точка 6 — симметричная; находится во втором межреберье в углублении между большой грудной и дельтовидной мышцами.

Точка 7 — симметричная; находится в складке локтевого сгиба, снаружи на передней (ладонной) поверхности локтевого сустава.

Точка 8 — симметричная; находится на 2 см выше средней складки запястья в углублении у шиловидного отростка лучевой кости.

Точка 9 — симметричная; расположена на передней поверхности локтевого сустава в конце складки, образующейся при сгибании руки в локте, со сторо-ны большого пальца.

Точка 10 — симметричная; находится на тыле кисти, между 1-й и 2-й пястными костями, на вершине бугорка мышц, образующегося при прижимании большого пальца к остальным.

Точка 11 — симметричная; находится на 3 мм кнаружи от угла ногтевого ложа большого пальца.

Массаж биологически активных точек 1—9 как средство предупреждения приступов удушья в межприступном периоде можно проводить ежедневно, один раз в день, в период обострения заболевания — несколько раз в день.

Для предотвращения начинающегося приступа удушья или облегчения дыхания во время приступа рекомендуется:

Для купирования приступа удушья и улучшения общего состояния не обязательно массировать все вышеуказанные точки, достаточно воздействовать на одну-две из них, массаж которых наиболее эффективен для данного больного.

источник

Собственно, сами упражнения – это гласные и согласные звуки, произносимые в различных сочетаниях и в определенной последовательности. При произношении звуков вибрация голосовых связок передается на трахею, бронхи и легкие и оказывает расслабляющее действие на гладкую мускулатуру дыхательных путей. Все упражнения выполняются медленно, без напряжения.

Звуковая гимнастика должна вызывать чувство облегчения, а не утомления. Звуки, в зависимости от цели, можно произносить громко, тихо, протяжно или коротко.

Не нужно заниматься на голодный или на полный желудок. Звуковую гимна-стику можно использовать при бронхиальной астме, при хроническом обструк-тивном бронхите, хронической обструктивной болезни легких и других заболеваниях, сопровождающихся затруднением выдоха, т. е. при экспираторной одышке. Только в этом случае все звуки произносятся очень тихо и мягко. Такая гимнастика практически не имеет противопоказаний, проста в исполнении. Но должна выполняться по строго определенным правилам, в зависимости от поставленной цели. При различных заболеваниях дыхательных путей и звуки нужно произносить по-разному. Например, при астматическом бронхите и бронхиальной астме – жужжащие, шипящие и рычащие звуки произносятся громко и энергично, а при хроническом обструктивном бронхите – все те же звуки, но их звучание должно стать мягким, тихим (можно произносить их даже шепотом), успокаивающим.

Звуковая гимнастика способствует формированию правильного чередования фаз вдоха, выдоха и дыхательной паузы. Путем вибрации расслабляет спазмированные бронхи, способствует лучшей эвакуации мокроты. При помощи соз-дания небольшого положительного давления на выдохе увеличивает равномерность альвеолярной вентиляции и препятствует раннему экспираторному закрытию дыхательных путей.

При ухудшении самочувствия, появлении одышки или кашля занятие нужно немедленно прекратить.

Обучение рациональному дыханию. Вдох должен быть поверхностным, так как глубокий вдох, раздражая бронхиальные рецепторы, может приводить к усугублению и распространению спазма. Вдох – через нос на счет 1–2, дальше – пауза на 1 счет и выдох через рот на 1–2–3 или 1–2–3–4. При выдохе губы нужно сложить «трубочкой». Так выдох будет дольше, чем вдох. После окончания – пауза на счет 1–2–3, чтобы уменьшить поток патологической импульсации в дыхательный центр. Вдох после задержки дыхания должен быть опять поверхностным и т. д.

Для улучшения вентиляции применяют специальные приспособления для создания сопротивления на выдохе: выдох в сосуд, наполненный водой, через тонкую трубочку или надувание резиновых шариков.

Гласные звуки. Гласные звуки можно произносить по отдельности или в сочетании с согласными, но в строго определенной последовательности: У, О, А, Е, И. Например: БУХ, БРУХ, ГРУХ, ЗРУХ, ЖРУХ. Это будет одно упражнение. Потом другое: БОХ, БРОХ, ГРОХ, ЗРОХ, ЖРОХ. И так по всем гласным звукам.

Глухие согласные звуки. Звуки Т и П произносят коротко, отрывисто, по от-дельности или в сочетании с другими глухими согласными. Например: ПТ, КТ, СТ и т. д. Такое произношение успокаивает кашель.

Звонкие согласные звуки. Это звуки Б, Д, В, З. При произнесении звука З возникает самая глубокая вибрация.

Другие звуки. Звуки Ш, Ж считаются в звуковой гимнастике «шипящими», а звук Р – «рычащим». Он произносится громко, энергично, р-р-р-раскатисто, 3–4 раза. Если имеются какие-либо заболевания сердца, то Р нужно произносить мягко и тихо. Если человек не выговаривает звук Р, то его обязательно нужно заменить на Ж, З или Ш.

Главные звуки

1. М – произносится на долгом выдохе, как стон. Она дает максимально полный, глубокий выдох.

2. ПФФ – произносим так, как будто сдуваем перышко с ладони. Улучшает отхождение мокроты.

3. Короткий, отрывистый Т – успокаивает кашель.

Сила вибрации зависит от силы воздушной струи, возникающей при произнесе-нии тех или иных звуков. Этот факт и используется в звуковой гимнастике для тренировки дыхательных мышц и диафрагмы. Наибольшая сила требуется при произнесении глухих согласных – П, Т, К, Ф, С. Произнося их, мышцы грудной клетки и диафрагмы напрягаются больше всего. Среднее по силе напряжение развивается при произнесении звонких согласных – Б, Д, Г, В, З. Легче всего, почти не прилагая к этому никаких усилий, проговаривать звуки: М, Л, Р, Н.

Комплекс звуковой гимнастики

Занятия должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении, а еще лучше – на свежем воздухе. Примите исходное положение – сидя, положите руки ладонями вниз на колени, немного наклонитесь вперед, дышать при этом нужно по принципу рационального дыхания (см. выше). До и после каждого звукового упражнения производят «очистительный выдох» – «ППФ» (через губы, сложенные трубочкой), и с него же начинаются занятия. После «очистительного выдоха» следует второе обязательное упражнение – «закрытый стон» – «МММ», который выполняется сидя, немного наклонившись вперед и положив кисти на колени ладонями вниз.

В период ремиссии, помимо описанных выше упражнений, включают дозированную ходьбу. Тренировку в ходьбе начинают с выработки у больного навыка управления дыханием. На первых занятиях больной должен отработать сле-дующий ритм движения: на 1–2 шага – вдох, на 3–4 – выдох, постепенно увеличивая число шагов на выдохе. По мере адаптации организма к движению расстояние увеличивают с постепенным повышением темпа движения и уменьшением числа остановок.

Упр. 1. Очистительный выдох. ПФФ – 5–7 раз.

Упр. 1. ПФФ – 3 раза.

Упр. 1, Упр. 2, Упр. 3.

Упр. 1, Упр. 2, Упр. 3, Упр. 4 повторить.

Упр. 6. РРР – 3 раза и ПФФ – 1 раз.

Повторить все предыдущие упражнения.

Повторить все предыдущие упражнения.

Повторить все предыдущие упражнения.

Повторить все предыдущие упражнения.

Повторить все предыдущие упражнения.

Татьяна ПРИСТРОМ, кандидат медицинских наук;

Андрей ПРИСТРОМ, доктор медицинских наук, доцент Белорусская медицинская академия последипломного образования

источник

Автор: Казаринова Виктория Владимировна

Казаринова Виктория Владимировна

«Лечебная физкультура при бронхиальной астме»

Основными симптомами бронхиальной астмы являются эпизоды одышки, свистящие хрипы, кашель и заложенность в грудной клетке. Существенное значение имеет появление симптомов после контакта с аллергеном, сезонная вариабельность симптомов и наличие родственников с бронхиальной астмой или другими атопическими заболеваниями. При сочетании с ринитом симптомы астмы могут либо появляться только в определённое время года, либо присутствовать постоянно с сезонными ухудшениями. У некоторых пациентов сезонное увеличение уровня в воздухе определённых аэроаллергенов (например, пыльца Alternaria, берёзы, травы и амброзии) вызывает развитие обострений.

Задачи ЛФК при бронхиальной астме

Основными задачами лечебной физической культуры являются:

· восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;

· уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;

· активизация трофических процессов в тканях;

· обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;

· обучение удлиненному выдоху.

Противопоказания при занятиях физическими упражнениями при бронхиальной астме:

1. Противопоказаны любые перегрузки.

2. Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель.

3. Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхание.

4. В помещении, где проводится сеанс лечебной физкультуры, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание.

5. Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья.

Ошибкой является общепринятое мнение, что больных бронхиальной астмой необходимо ограничить в физической активности, поскольку физические нагрузки считаются одним из факторов, провоцирующих приступы бронхоспазма (бронхиальной астмы).

Однако, по данным литературы, тренировки в оптимальных условиях (температура и влажность воздуха) напротив, снижают частоту и тяжесть приступов. Такая нагрузка должна присутствовать у всех больных бронхиальной астмой.

Гимнастические упражнения могут помочь больному бронхиальной астмой справляться с первыми признаками приступа удушья и научиться дозировать физические упражнения для поддержания мышечной активности без нанесения вреда своему здоровью.

В занятиях лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать самые простые, легко выполнимые упражнения. Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу для отдыха для расслабления мышц. Дозировка упражнений – 4-12, темп медленный и средний.

Методика массажа при бронхиальной астме

Массаж, как правило, проводится в пораженной области и симметрично очагу поражения, в случае отека и при резких болях – выше пораженного участка.

Курс массажа можно условно разделить на три части: 1) вводный – 1–3 процедуры, которые проводят для выяснения реакции организма на массаж; 2) основной – около 20 процедур, которые проводятся с учетом физиологического состояния массируемого и особенностей его заболевания; 3) заключительный – 1–2 процедуры.

Как правило, курс массажа включает от 5 до 25 процедур в зависимости от тяжести заболевания и состояния массируемого.

Между курсами можно делать перерывы от 10 дней до 2–3 месяцев. Число процедур и длительность перерыва между ними подбираются индивидуально и могут быть как уменьшены, так и увеличены.

Процедуры массажа и самомассажа также состоят из трех этапов: 1) вводный – 1–3 мин., во время которого щадящими приемами подготавливают массируемого к основной части; 2) основной – от 5 до 20 мин.; 3) заключительный – 1–3 мин., во время которого снижают интенсивность воздействия, нормализуя функции организма, и проводят дыхательные упражнения.

Продолжительность сеанса может быть от 3 мин. до часа в зависимости от показаний. Массаж делают ежедневно или через день, иногда его проводят 2–3 раза в неделю, сочетая с другими видами комплексного лечения.

Примерный комплекс упражнений

Физические упражнения используются в период между приступами астмы с целью улучшения самочувствия и повышения работоспособности, укрепления дыхательных мышц и улучшения вентиляции легких, обучения умению управлять дыхательным аппаратом и развития полного дыхания, что позволяет легче переносить астматические приступы.

Дыхательные упражнения и упражнения, сопровождающиеся произношением на выдохе определенных звуков и их сочетаний (звуковая гимнастика), способствуют уменьшению спазма гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Звуковая гимнастика действует на их стенки подобно вибромассажу, расслабляя бронхиальные мышцы. Такой эффект дает и расслабление мышц плечевого пояса.

Перед началом упражнений и после их выполнения 5 минут походите в быстром темпе. Гимнастику лучше делать утром, через час после еды. Общее время ходьбы и упражнений — 15–20 минут. В конце — поднимание и расслабленное опускание рук в темпе спокойного дыхания.

Рекомендованный комплекс гимнастических упражнений при бронхиальной астме:

1. Сидя на стуле, руки на коленях. Руки за голову, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — выдох (4-6 раз).

2. Сидя на стуле, руки на поясе. Сделав вдох, подтянуть руками колено к груди – выдох (поочередно, 3- 6 раз).

3. Сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклон влево, левой рукой постараться коснуться пола, правую к плечу — выдох; вернуться в исходное положение — вдох. То же с наклоном в другую стороны.

4. Сидя на стуле. Руки в стороны — вдох; руки скрестить на ребрах, вставая и наклоняясь вперед, — выдох (4-8 раз).

5. Сидя на стуле, руки на коленях. Отводя голову назад, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — удлиненный выдох через рот, произнести звук «ж-ж-ж» (4-6 раз).

6. Ходьба обычная — 1-2 мин. Ходьба с подниманием рук в стороны на вдохе и опусканием на выдохе — 1-2 мин. Ходьба с замедлением темпа и удлинением выдоха (30-60 с).

7. Стоя, ноги врозь, руки внизу. Прогнуться, соединив за спиной прямые руки, — вдох; наклонить голову вперед, прямые руки соединить внизу перед собой — удлиненный выдох, произнося звук «у-у-у» (3-5 раз).

8. Стоя, ноги врозь, руки на поясе. Отводя левую ногу назад на носок, слегка повернуть туловище вправо, правую руку в сторону (посмотреть на нее) — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).

9. Ноги врозь, руки внизу. Наклон вправо, правую руку на пояс, левую вверх — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).

Гимнастика активизирует выделение гормона надпочечников — адреналина, что в свою очередь обусловливает расширение бронхов. Регулярно выполняемые упражнения комплекса увеличивают вентиляционный эффект дыхания при меньшей затрате энергии.

Не менее существенно и то, что грудное дыхание, свойственное большинству страдающих бронхиальной астмой, сменяется физиологически более целесообразным — брюшным, вследствие чего существенно улучшается вентиляция нижних отделов легких.

Учащение дыхания, избыточная вентиляция легких резко уменьшают содержание в организме углекислого газа, что может усилить спазм бронхов. Следите за тем, чтобы во время тренировки вдох был спокойным, за ним обязательно следовала бы пауза в 2—3 секунды.

Не забывайте контролировать степень нагрузки по частоте пульса и дыхания до и после занятий. Частота пульса после выполнения упражнений не должна превышать 100—110 ударов, а дыхания — 20—24 в минуту.

В течение 5 минут после выполнения упражнений частоты пульса и дыхания должны стать такими же, как и до занятий.

Дыхательная гимнастика в том или ином виде рекомендуется всем больным бронхиальной астмой. При этом заболевании необходимо научиться дышать поверхностно, не делать глубоких вдохов, потому что они раздражают рецепторы бронхов, а это может усилить приступ. Для того чтобы во время приступа суметь успокоить их, нужно научиться делать умеренный выдох. После этого задержать дыхание на 4-5 секунд. Следующий затем вдох тоже должен быть поверхностным. Необходимо стремиться к устранению форсированных выдыханий, чтобы выдох совершался только под влиянием эластической тяги легких. В то же время нужно следить за удлинением дыхания.

Простейшим методом выработки более глубокого дыхания является надувание воздушных шариков, для получения максимального эффекта шарик нужно надувать до тех пор, пока он не лопнет. Достаточно надувать по два воздушных шарика ежедневно. Это дыхательное упражнение поможет сделать дыхание более глубоким и укрепить диафрагму.

С целью укрепления диафрагмы можно выполнять и другие дыхательные упражнения: положите руки на живот под самые ребра и сделайте медленный, глубокий вдох. Во время вдоха надо выпятить живот; от этого руки немного разойдутся в стороны, так как диафрагма выдвинется вперед. При выдохе втяните живот — диафрагма уйдет обратно и руки снова соединятся. Повторите не более 3-4 раз, а затем дышите как обычно.

С целью нормализации тонуса мускулатуры бронхов проводится дыхательная гимнастика с произношением звуков. Сделать умеренный вдох и, сдавив ладонями грудную клетку в средних и нижних отделах, на медленном выдохе произносить такие звуки: «пф», «ррр», «брррох», «бррх», «дррох», «дррах», «бррух». За продолжительностью выдоха следите по секундомеру. На первых занятиях она не должна превышать 4-5 секунд, но постепенно ее нужно увеличивать до 12-25 секунд. Особенно долгим может быть звук «ррр»: в первые дни занятий — 5 секунд, дальше — до 30. Эти же упражнения можно выполнять, обхватив грудную клетку полотенцем: на медленном выдохе стянуть концы полотенца, произнося те же звуки по 6-10 раз.

источник

Бронхиальная астма – неприятное заболевание, приводящее к воспалению органов дыхания. Для облегчения симптомов назначается комплексное лечение препаратами, в тандеме с другими методами лечения. Важнейшим мероприятием при астматической болезни является комплекс лечебной физкультуры (ЛФК).

Основные задачи ЛФК, непосредственно, при бронхиальной астме направлены на улучшение физического состояния путем занятий лечебной гимнастикой:

  • Улучшение кровообращения. Чем лучше кровообращение, тем активнее клетки органов насыщаются кислородом.
  • Повышение выносливости и работоспособности легких. Лечебные физические нагрузки сделают организм выносливее, чтобы в дальнейшем избегать атак удушья при малейшей физической активности.
  • Нормализация дыхания. Правильная техника дыхания облегчит астматические приступы.
  • Улучшение дренажной работы бронхов. Мокрота, после проведенных занятий интенсивнее отходит.
  • Улучшение психологического настроения больного. Лечебная зарядка для астматиков дает позитивный заряд эмоций, что очень важно при данном недуге.

Как и любой вид физической активности, выполнение лечебной гимнастики при бронхиальной астме имеет ряд противопоказаний:

  • Опасность кровоизлияния.
  • Тяжелая форма заболевания.
  • Острый период недуга.
  • Злокачественные образования в органах дыхания.
  • Возникновение болей при физической активности.
  • Наличие заболевания (вирусного или инфекционного) на момент проведения занятий.

Разрешение к терапии лечебной физкультурой при бронхиальной астме, может дать только врач, после полной диагностики пациента. Каждому пациенту разрабатывается индивидуальная методика нагрузок. Выполнение гимнастики без рекомендации доктора может привести к ухудшению состояния.

Как правило, наряду с приемом лекарственных препаратов, рекомендована ЛФК при бронхиальной астме. Какой вид терапии назначить пациенту врач выбирает исходя из индивидуальных особенностей организма и формы заболевания.

Физические нагрузки по индивидуальному комплексу занятий способны облегчить состояние больного. Начинать следует с малых нагрузок, постепенно их увеличивая, доходя до предельно допустимых. После пройденного курса занятий, пациент замечает улучшение общего состояния.
Физические упражнения при бронхиальной астме улучшают кровообращение, что значительно улучшает обменные процессы организма. Человек становится выносливее, грудная клетка подвижнее. Если увеличена секреция бронхов, то мокрота отходит интенсивнее.

При правильном дыхании легкие в полной мере насыщаются кислородом, улучшается проходимость дыхательных органов. Именно такому процессу обучаются пациенты, выполняя упражнения.
Наиболее применяемые методы дыхательной гимнастики — Стрельниковой и Бутейко. Они отличаются между собой, поэтому следует ответственно подойти к выбору.

Массаж делается перед физической активностью. Выполнять процедуру должен только специалист, иначе может быть обратный эффект, направленный в сторону ухудшения состояния.
После проведения сеанса, кровь активно поступает к органам дыхания, мышцы разогреты. Следует сразу приступать к выполнению комплекса упражнений при бронхиальной астме.

Каждое занятие начинается с легкой разминки, затем выполняются специальные упражнения, рекомендованные при бронхиальной астме.
В самом начале тренировок, пациент выполняет вводный комплекс примерно 5 дней. Если тренировки проходят успешно, без возникновения дискомфортных ощущений, то можно приступать к основной системе упражнений.

Первые дни тренировок начинаются с вводного курса. Все занятия ЛФК при бронхиальной астме проводятся строго в ритме 1, 2…:

  1. Выполняется сидя. На счет 1, 2 выполнить глубокий вдох (через нос), 3,4 выдох (через рот, слегка приоткрытый). От 3 до 6 раз повторить.
  2. 1, 2 – вдох, параллельно поднимая руку вверх, 3, 4 – выдох с опусканием руки. 5-6 – задержка дыхания (не более 7 секунд). Выполнять с каждой рукой по 3 раза.
  3. Сидя уверенно на краю стула, положить руки поверх колен непосредственно вверх ладонями. Одновременно сгибать стопу и кисть, потом разогнуть. Затем снова повторить и так 10 раз.
  4. Выполнять, облокотившись на спинку стула. 1-2 медленный вдох, 3,4,5,6 – медленный выдох, на 7 – кратковременная задержка дыхания. Сделать 6 повторений.
  5. Прижав руки к грудной клетке пару раз немного покашлять.
  6. Положение стоя. Опереться руками о колени, тело немного наклонить вперед. 1, 2 вдох носом, 3, 4 выдох ртом, сложенными губами в трубочку.
  7. Положение: сидя уверенно на краю стула. Кисти положить непосредственно сверху на плечи, на вдох локти направить вперед, на выдох назад. Провести 6-7 раз.
  8. Во время вдоха поднять плечи вверх, на выдохе в исходное положение. Произвести минимум 4 раза.
  9. Вдыхая руки поднять вверх, опуская их, проговаривать протяжно «ш-ш-ш».
  10. Исходная позиция руки лежат на коленях. Вдыхая на 1, выдыхая 2,3,4,5,6 руки сложить в замок на уровне грудной клетки и произнести протяжно «ж-ж-ж».
  11. Руки устремить вверх на счет 1, на 2,3,4 опустить вдоль туловища произнося «пфф».
  12. Облокотиться на спинку стула, расслабиться в свободном темпе дыхания.

После благополучного прохождения вводного этапа можно приступать к основному:

  1. Сидя на стуле выполнить от 8 до 10 раз: 1,2 вдохнуть в медленном темпе, 3, 4 выдохнуть, 5, 6 задержка.
  2. Несколько раз закашлять, прижав ладони к грудной клетке.
  3. Упражнение в сидячем положении, общая длительность 1 минута. Вдохнув выпучить живот, выдохнув втянуть как можно сильнее. (диафрагмальное дыхание)
  4. Вдох медленный, на выдохе произнести «а» максимально протяжно. В следующем повторении произнести «о».
  5. Набрать воздух на 1, 2, на 3,4 выпустить его, на 4,5,6 полное расслабление.
  6. На вдохе на счет 1 поднять руки, на 2,3,4,5,6 на медленном выдохе протянуть «ха». Делать от 4 до 6 раз.
  7. Глубокий вдох на 1, руки в стороны, на счет 2 ногу согнуть в коленном суставе, 3,4,5,6, медленный выдох и одновременно руками подтянуть ногу к грудной клетке.
  8. Выполнить диафрагмальное дыхание в позиции: стоя, руки опереть о колени, немного нагнуться вперед.
  9. Кисти рук положить на плечи. Насчет 1, 2 поворот верхней части туловища вправо, 3,4 – влево. 5,6 повторов.
  10. Вдохнув на 1-2, запихнуть ладони под мышки. На 3-4 выдох, обхватив руками стопы и притягивая к себе. 5,6,7,8 неспешное возвращение исходной позиции.
  11. В течении 90 секунд дыхание диафрагмой.
  12. Насчет 1,2 кисти положить на плечи. 3,4 наклон в правую сторону, доставая пальцами до пола. 5,6 – исходное положение. Повторить 2 раза в правую сторону и 2 в левую, чередуя их.
  13. Пальцы собрать в кулак, прижать к плечам. На 1 – вдох, на 2 выдох, поворот влево, разгибая руки (как бы боксируя в медленном темпе). Повторить 3 раза влево и 3 вправо.
  14. 90 секунд диафрагмального дыхания.
  15. Опереться руками о стул, ноги прямые. Изобразить активными движениями ног езду на велосипеде. Длительность по мере усталости.
  16. Кисти рук на солнечном сплетении, 1,2,3 вдох с наклоном вперед, 4,5,6 – выдох с возвращением в исходное положение.
  17. В течение одной минуты изобразить ходьбу, сидя на краю стула.
  18. Релаксировать в течении 60 секунд.

Так как в детском возрасте (особенно до 3-х лет) многие лекарственные препараты противопоказаны, следует делать упор на занятия ЛФК. Также при бронхиальной астме у детей, рекомендовано проводить следующее:

  • Лечебная физкультура.
  • Закаливание контрастным душем.
  • Растирание жестким сухим полотенцем.
  • Контроль за чистотой дома (отсутствие пыли и вредных бытовых веществ).
  • Избегать контакта с аллергенами.
  • Правильное питание.
  • Массажи.
  • Поддерживать оптимальную влажность воздуха и температуру.

При бронхиальной астме поддержание комфортных условий дома очень важны. Терапия детей-астматиков должна проходить под контролем доктора.

Рекомендовано проводить занятия до обеденного времени. Оптимальным вариантом через 1,5 – 2 часа после завтрака. Физическая нагрузка сразу после еды запрещается. Утром, как правило, наивысший пик активности, что хорошо сказывается на выполнении упражнений.
Поделитесь статьей в своих социальных сетях. Распространение этой информации поможет облегчить состояние при недугах системы дыхания. Наверняка в списке ваших друзей или подписчиков найдутся люди, которым будет полезна данная статья.

источник

Читайте также:  Как доказать что бронхиальная астма атопическая

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *