Меню Рубрики

Духовные и психологические причины бесплодия

Бесплодие – это неспособность лиц детородного возраста к воспроизводству потомства.

Рассмотрим отдельно основные моменты женского и мужского бесплодия. Женское бесплодие – это невозможность зачать ребенка.

В зависимости от механизма возникновения выделяют следующие виды женского бесплодия:

  • врожденное и приобретенное;
  • в зависимости от наличия прошлых беременностей: первичное и вторичное;
  • в зависимости от возможности наступления беременности: абсолютное и относительное;
  • в зависимости от длительности: временное, постоянное или физиологическое;
  • в зависимости от причин возникновения бесплодия: эндокринное, трубное, перитонеальное, маточное, цервикальное, иммунологическое, психогенное, а также бесплодие невыясненного генеза.

Причинами бесплодия выступают врожденные аномалии половых органов или приобретенные нарушения: расстройство овуляции при эндокринных патологиях, нарушения функций половых органов, инфекции и гинекологические заболевания, дисбаланс обмена веществ (лишний вес, неправильное питание), общие заболевания, физические нагрузки, интоксикации (курение и др.), психогенные факторы и др.

Мужское бесплодие – это неспособность к оплодотворению.

Выделяют две основные формы мужского бесплодия:

  • секреторная (нарушение образования сперматозоидов)
  • обтурационная (наличие препятствия на пути сперматозоидов).

Причинами секреторной формы бесплодия являются: сифилис, туберкулез, тиф, гормональные нарушения, употребление противоопухолевых препаратов, некоторых антибиотиков, стероидных гормонов, а также варикозное расширение вен яичника (варикоцеле), водянка яичника, паховая грыжа, крипторхизм (неопущение яичек в мошонку), эпидемический паротит (свинка), радиация, электромагнитные колебания, нарушение терморегуляции яичек (работа сварщика, сауна, тесное нижнее белье и др.), механическое сдавливание яичек (постоянная езда на велосипеде), вредные привычки, недостаток белков и витаминов в пище, недосыпание, стрессы и др.

Причины обтурационной формы: эпидидимит (воспаление придатка яичника), травмы яичек и паховых областей, киста или опухоль придатка яичника, врожденное отсутствие придатка яичка или семявыносящего протока, сифилис, туберкулез.

Причинами мужского бесплодия могут быть также: дефицит тестостерона, воспалительные заболевания половых органов, генетические нарушения, нарушение семяизвержения, эректильная дисфункция, аномалии развития половых органов и др.

Отдельно выделяется такая причина бесплодия, как иммунологическая несовместимость партнеров (аллергия женщины к сперматозоидам или к другим компонентам спермы).

Чтобы раскрыть психосоматику бесплодия, нам необходимо понять, что такое зачатие. Это – оплодотворение женской яйцеклетки мужским сперматозоидом. При этом медицина подчеркивает, что для зачатия нужны созревшие половые клетки.

Если перевести на язык психосоматики, то зачатие – это взаимодействие мужской и женской энергий. При этом подчеркивается, что носители этих энергий – мужчина и женщина – в идеале должны быть психологически «созревшими» для данного процесса душой, умом и телом.

Отсюда, отсутствие зачатия указывает на то, что вышеназванные необходимые условия не соблюдены: носители (мужчина или женщина, или оба) внутренне не готовы стать родителями или нет гармоничного взаимодействия между мужчиной и женщиной.

Известный автор по психосоматике Луиза Хей пишет, что бесплодие — это проявление страха и сопротивления жизненному процессу или отсутствия потребности в приобретении родительского опыта.

Психолог Лиз Бурбо считает, что в большинстве случаев внутри у людей, страдающих бесплодием, таится страх, в частности, страх проблем, связанных с ребенком.

Также она выделяет такую возможную психологическую причину, как обвинение себя в непродуктивности в какой-либо сфере (когда человек не видит положительных результатов своих усилий на работе, в творчестве и т.д.).

Доктор Лууле Виилма подчеркивает, что бездетность – это проблема образованных людей с высоким самомнением, любящих предъявлять условия и требования к другим («сначала изменись, стань хорошим, тогда и буду любить»).

Также этот автор пишет, что бесплодием, как правило, страдают примерные, образцовые во всем люди, а также люди, стремящиеся справиться со всем в одиночку.

Рассмотрим психоэмоциональные причины, приводящие женщин к бесплодию.

Во-первых, это — неготовность к материнству. Она может проявляться как страх. Действительно, если женщина созрела душой, умом и телом и готова стать мамой, то разве могут быть у нее такие несерьезные страхи, как боязнь материнских забот, страх потери фигуры, страх перемен, боязнь потери прежнего образа жизни, страх зависимости.

Также причинами бесплодия могут быть такие естественные страхи, как страх перед родами или страх повторения негативной ситуации (выкидыш и др.).

Психологами выявлены следующие психологические причины женского бесплодия:

ребенок не женщине нужен, а окружающим (мужу, родителям);

осознанный отказ от ребенка в прошлом;

идея-фикс «хочу иметь ребенка»;

желание иметь ребенка как средство решения проблем, включая разногласия в семье;

неприятие своей женской природы;

в женщине слишком много мужских энергий (властная, волевая, на первом месте – карьера и т.д.);

неосознанно отвергается беременность (в подсознании таятся страхи, травмы, убеждения из детства);

плохие отношения женщины со своей матерью;

наличие вторичной выгоды от отсутствия детей (не надо менять прежний образ жизни, жертвовать своим временем, сном, привычками и т.д.);

воспитание не в соответствии с полом (не как девочки, а как мальчика);

в голове у женщины — неадекватный, слишком идеальный образ мамы (должна быть стройной, терпеливой, всегда улыбающейся и т.д.), который в реальности невозможно реализовать.

Лиз Бурбо утверждает, что бесплодие является необходимым опытом для женщин, которые хотят иметь ребенка, потому что так принято, или чтобы почувствовать себя женщиной. То есть ребенок нужен как средство, а не как самоцель.

Доктор В. Синельников бесплодие у женщины объясняет тем, что в подсознании находится то, что уничтожает душу будущего ребенкаогромная подсознательная агрессия, программа уничтожения детей. Но это не осознается ею.

Далее Синельников пишет, что женщина, в подсознании которой есть презрение к мужчине, бесплодна, так как презирает дух (которого символизирует мужчина).

Также мужчина, который презирает женщину, становится импотентом, так как презирает земное (которое символизирует женщина).

Кроме презрения, причинами женского бесплодия может стать подсознательная агрессия к мужчина, которая выражается через претензии, обиду, ревность, ненависть.

Еще одной причиной бесплодия у женщины могут быть нечистые помыслы (например, желание привязать мужчину).

Еще один известный автор, О. Торсунов, подчеркивает, что для нормальной работы гормонов будущей матери нужны соответствующие качества: теплота, нежность, заботливость, чуткость, терпеливость и др.

А противоположные качества (холодность, безучастность, апатия, бесцельность, разочарованность в жизни, жестокость и др.), наоборот, негативно сказываются на состоянии гормональной системы женщины.

Согласно взгляду психологов, бесплодие у мужчин – это проявление блокировки мужской силы, связанной с проблемами рода.

Также выделяются следующие психологические причины:

страх перед настоящей глубокой связью;

безответственное отношение к детям или страх перед ответственностью;

отказ от мужской роли в жизни или неприятие своей мужской силы.

Психологи также выявили общие и для мужского, и для женского бесплодия причины:

негармоничные, конфликтные отношения между супругами;

неуверенность в завтрашнем дне в связи с материальной нестабильностью;

как вариант: неуверенность в будущем (а дети – и есть символ будущего);

родовые проблемы (в частности, обиды на родителей);

нет потребности в приобретении родительского опыта;

отсутствие в подсознании готовности к появлению ребенка.

Когда по медицинским заключениям человек признан здоровым, но зачатия не происходит, имеет смысл обратиться внутрь себя и спросить: что есть в моем внутреннем мире, что не позволяет зачать?

Перечисленные выше психологические причины ясно дают понять, что все они связаны со страхами или убеждениями, или эмоциями, живущими в подсознании человека. Поэтому человеку необходимо проанализировать все свои мысли и чувства, связанные с беременностью, ребенком, материнством.

При этом нужно быть честным перед собой, признаться в своих переживаниях и чувствах (например, в страхах, если таковые имеются). Далее следует проследить, откуда они к вам пришли (это могут быть навязанные социумом стереотипы и т.д.), принять их и осознать их бесполезность (так как что полезного для вас может быть в чужих, навязанных вам убеждениях или в идее-фикс, или в обиде). И отпустить: страхи, стереотипы, чужие идеи, навязанные образы, обиды и т.д.

Затем со всей прямотой спросите себя: действительно ли я хочу и готов(а) стать мамой (папой)? Послушайте себя. Не надо пытаться обмануть себя, отвечайте честно. Неважно, какой ответ внутри вы получите, так как в любом случае вы сможете и дальше работать над собой и добиться того, чего на самом деле хотите.

А, если человек действительно хочет стать мамой или папой (заметьте: не иметь ребенка, а стать), то будет идти в этом направлении: приводить в порядок организм, очищать внутренний мир от негатива, исправлять недостатки и т.д.

Например, знала одну женщину, которая начала по утрам искренне молиться и продолжала до долгожданного зачатия (почти год), а потом и до самого рождения, так как поняла, что молитвы помогали ей очищать внутренний мир от негатива, развивать необходимые качества и поддерживать душевную гармонию.

У каждого человека — свой путь исцеления, так как душа индивидуальна и содержит свой набор мыслей и чувств. Но алгоритм действий примерно одинаков.

Вопрос в другом: готовы ли вы пройти этот путь?

источник

У вас бесплодие? Рассмотрим метафизические (тонкие, ментальные, эмоциональные, психосоматические, подсознательные, глубинные) причины бесплодия.

Доктор Н. Волкова пишет: «Доказано, что около 85% всех болезней имеют психологические причины. Можно полагать, что и остальные 15% болезней связаны с психикой, но установить эту связь ещё предстоит в будущем… Среди причин возникновения болезней чувства и эмоции занимают одно из главных мест, а физические факторы – переохлаждение, инфекции – действуют вторично, как пусковой механизм…»

Доктор А. Менегетти в своей книге «Психосоматика» пишет: «Болезнь – это язык, речь субъекта… Для понимания болезни необходимо раскрыть проект, который субъект создаёт в своём бессознательном. Затем необходим второй шаг, сделать который должен сам пациент: ему следует измениться. Если человек психологически изменится, то болезнь, будучи аномальным течением жизни, исчезнет…»

Рассмотрим метафизические (тонкие, ментальные, эмоциональные, психосоматические, подсознательные, глубинные) причины бесплодия.
Вот что пишут об этом всемирно известные эксперты в данной области и авторы книг по данной тематике.

Доктор Н. Волкова в своей книге «Популярная психогинекология» пишет:
Не оставляет сомнения факт, что почти во всех случаях у бесплодных женщин имеются явные или скрытые гормональные нарушения. Эти нарушения тесно связаны с психологическими факторами – чувством вины, комплексом неполноценности или конфликтной ситуацией в семье. Ощутимых результатов в лечении нельзя добиться без психологического консультирования, в ходе которого определяются основные проблемы: отрицание своей женственности, зависть, страх. Иногда эти причины коренятся глубоко в раннем детстве самой женщины или даже в перинатальном (околородовом) периоде.
Часто пациенки не осознают своих проблем, но наш опыт работы даёт основание считать, что не бесплодие вызывает невроз, а невроз является причиной отсутствия беременности в большинстве случаев.

Лиз Бурбо в своей книге «Твоё тело говорит «Люби себя!»» пишет о возможных метафизических причинах бесплодия:
Бесплодие (не путать с ИМПОТЕНЦИЕЙ) — это неспособность организма производить потомство, то есть вырабатывать или выделять гаметы (сперматозоиды или яйцеклетки), а также обеспечивать их соединение для оплодотворения.
Эмоциональная блокировка:
Мне известно много случаев, когда у людей, которым врачи поставили диагноз «бесплодие», появлялись дети, а те, у кого не было обнаружено никаких отклонений, долгие годы безуспешно старались завести ребенка. Для некоторых людей бесплодие является необходимым опытом в этой жизни. Возможно, они хотят иметь ребенка только потому, что «так принято», или потому, что их родителям не терпится понянчить внуков. Некоторые женщины хотят родить ребенка только для того, чтобы почувствовать себя женщинами, — иначе им трудно принять свое женское начало. Для таких женщин бесплодие является необходимым опытом, так как они учатся любить себя и чувствовать себя счастливыми, не имея ребенка. Иногда человек хочет иметь ребенка, но боится связанных с этим проблем, и этот страх пересиливает желание. Бесплодие, таким образом, может быть проявлением вытесненного в подсознание страха, и в таком случае не следует отказываться от желания иметь ребенка. Бесплодие проявляется также у тех, кто обвиняет себя в непродуктивности, не получает положительных результатов в какой-то сфере деятельности.
Ментальная блокировка:
Для того чтобы выяснить, чем является твое бесплодие — необходимым для тебя опытом в этом воплощении или следствием неосознанного страха, — задай себе вопросы для определения ментальной блокировки, приведенные в конце этой книги. Если ты женщина, возможно, на тебя произвел впечатление какой-то рассказ о тяжелых родах. Что говорили тебе твои родители о рождении детей, продолжении рода и т. п.? Может быть, ты боишься, что ребенок оттолкнет от тебя кого-то или что беременность испортит твою фигуру?
Осознай, что страх, связанный с какими-то словами или событиями из твоего прошлого, не может существовать вечно. Ты должен принять решение, либо в пользу желания иметь ребенка, либо в пользу страха. Что бы ты ни решил, дай себе на это право. Это твоя жизнь, и ты можешь делать с ней все, что хочешь. Но ты должен быть готов отвечать за последствия своих решений. Кроме того, я рекомендую тебе спросить у тех, кто тебя хорошо знает, действительно ли у тебя есть основания считать себя непродуктивным. Скорее всего, другие люди думают о тебе гораздо лучше, чем ты сам.

Бодо Багински и Шарамон Шалила в своей книге «»Рейки» — универсальная энергия жизни» пишут о возможных метафизических причинах бесплодия: Стерильность у женщины свидетельствует о том, что по каким-то неосознанным причинам беременность отвергается или же ты хочешь родить ребенка, только чтобы удержать своего партнера, так что твоя собственная мотивация неискренняя. У мужчины неспособность иметь детей указывает на страх перед настоящей глубокой связью, перед ответственностью, которая связана с наличием детей.
— В обоих случаях важно, чтобы вы были честны с собой и признались себе в своих истинных желаниях, не осуждая их. И тогда сделайте шаг, соответствующий вашей внутренней сущности.

Доктор Валерий В. Синельников в своей книге «Возлюби болезнь свою» пишет о возможных метафизических причинах бесплодия: Женские болезни возникают тогда, когда женщина что-то не принимает в себе (внешность, какое-то поведение). Она не хочет или не может ощутить себя настоящей женщиной, любимой и желанной. Такие женщины всячески подавляют в себе свою женственность, отказываются от самого принципа женственности.
У некоторых женщин к заболеванию приводит убежденность, что все, связанное с гениталиями греховно или нечисто.
Феминистское движение, начатое в конце XIX века, продолжается и сегодня. Оно принесло женщинам много завоеваний, но породило и массу «женских проблем». Ведь очень важно проявить себя в этом мире женщиной, но при этом принимать мужскую энергию. Мужское и женское — это два полюса, две половинки целого. Не зря их притягивает друг к другу. Бог, создавая наш мир, разделил его сразу на мужское и женское начала, на мужскую энергию — ян и женскую энергию — инь. Как только в жизни нарушается равновесие между этими энергиями, это сразу отражается на состоянии половых органов.
Болезни половых органов у женщин — это также результат отрицания и избегания мужчин или результат неудовлетворительных отношений с противоположным полом. Если женщина не умеет дарить и получать физическое и духовное наслаждение при близости с мужчиной, то у нее обязательно есть те или иные проблемы с половыми органами.
Состояние органов малого таза отражает также количество и качество сексуальной энергии.
Одна из важных функций подсознания — обеспечить появление в этом мире здорового и жизнеспособного потомства. Если у женщины бесплодие, значит, у нее в подсознании есть такое поведение, которое уничтожает душу будущего ребенка. Огромная подсознательная агрессия матери будет усилена в подсознании ребенка во много раз. То есть такой ребенок просто будет нежизнеспособен. В подсознании у бесплодной женщины действует программа уничтожения детей.
Во всех религиях женщина ассоциировалась с земным, с телом, с плодородием. Мужчина — с духовным, с духом, с оплодотворением. В христианстве есть заповедь: «Да убоится жена мужа своего». Почему женщина должна бояться мужчины? Потому что таким образом она не сможет испытать агрессию по отношению к нему. Есть такая поговорка: «Боится — значит уважает». Страх будет препятствием перед запуском негативных чувств и эмоций. То есть женщина должна уважать мужчину, но если в ней нет уважения, то пусть хотя бы боится. Женщина, у которой в подсознании есть презрение к мужчине, бесплодна, так как такая женщина презирает дух. Мужчина же, презирающий женщину, отрицает земное и имеет больное тело. И часто становится импотентом.
Таким образом, сильная подсознательная агрессия, направленная в адрес мужчин, приводит к бесплодию. Это может быть не только презрение, но и претензии к мужчинам, обиды, ревность, ненависть.
Недавно на прием пришла женщина с опухолью /латки. Причина опухоли — сильная подсознательная агрессия на мужчин.
—Для меня так лучше, чтобы их вообще не было, — сказала она мне.
Детей у нее тоже не было. Было два аборта и две внематочные беременности, которые закончились перевязкой труб.
Иногда препятствием для беременности становятся нечистые помыслы.
Одна моя знакомая рассказала мне историю.
— У моей подруги возник кризис в отношениях с мужчиной. И она решила его привязать к себе, родив ребенка. «Вот забеременею от него, — говорила она, — и тогда он меня не бросит. Чувство долга не позволит». -«Светка, — говорю я ей, — какая же ты дура. Да ни одного мужика нельзя удержать ребенком. Только жизнь испортишь себе и ребенку. Лучше разойдись с ним или наладь отношения. Тогда все будет нормально».
Но она меня не послушалась и решила сделать по-своему. Так она и не смогла от него забеременеть. Долго лечилась, ездила на курорты. Теперь я понимаю причину Через несколько лет они все же разошлись. А полгода спустя она познакомилась с другим мужчиной. Они поженились, и через год у них родилась девочка.
Страх и сопротивление жизненному процессу, неуверенность в будущем также могут быть причиной бесплодия. Ведь дети — это наше будущее. Просто нет потребности в приобретении родительского опыта. Этому способствует определенная обстановка в семье, отношение родителей друг к другу и к детям.
Пока в подсознании отсутствует готовность к появлению ребенка, будут проблемы с оплодотворением. И как бы теоретически вам ни хотелось иметь ребенка, и какие бы страстные речи ни говорились по этому поводу.
Выход один — исследуйте свои внутренние убеждения. Наверняка вы найдете там страх перед родами из-за связанной с этим ответственности, каких-то ограничений и нагрузок.
А иногда важным препятствием является страх стать некрасивой, непривлекательной, испортить фигуру и форму груди.
Вспоминаю одну переда чу об известной манекенщице. Долгое время она не могла забеременеть. И вот когда через много лет у нее это получилось, она спросила своего мужа:
— Ты все еще меня любишь? Ведь я стала такой толстой и некрасивой.
Непривлекательность женщин после родов — это миф. Если женщина готова к беременности и физически и духовно, то тогда беременность — это расцвет женского организма. Те женщины, которые привыкли следить за своим телом до родов, восстанавливают свою прекрасную физическую форму и после них. Забота о ребенке, воспитание нового человека делают женщину еще более прекрасной, раскрывают в ней нограни ее существа.
Как только женщина проведет переоценку ценностей, она сможет забеременеть и иметь здоровое потомство.
М. Эриксон, американский психиатр, описывает такой случай из практики.
Одна из моих сестер отчаянно старалась забеременеть в течение 13 лет. Поскольку она видела во мне только брата, то не принимала меня всерьез как медика, что, кстати, часто случается среди родных. Поэтому она принимала к себе новорожденных младенцев, по какой-либо причине оставшихся без родителей, и нянчила их до тех пор, пока не находился усыновитель. Десять лет она занималась этим делом и, наконец, обратилась ко мне за советом.
Мой ответ был очень простой: «Ты давно пытаешься забеременеть. Но в тебе что-то не срабатывает. Но стоит тебе самой усыновить ребенка и почувствовать, что он весь твой, имея в виду физическую близость, родство, особое чувство принадлежности — я просто не знаю, как это можно еще выразить, — как через три месяца ты забеременеешь». В марте сестра усыновила ребенка, а в июне забеременела. Она потом еще нескольких детей родила

Читайте также:  Бабушка помогающая при бесплодии

Доктор Олег Г. Торсунов в своей книге «Связь болезней с характером» пишет о возможных метафизических причинах бесплодия:
Для нормальной работы женских гормонов будущей матери нужны качества характера, которые бы гарантировали безопасность ребенку в раннем детском возрасте это: теплота, нежность, заботливость, участливость, чуткость, желание терпеть недостатки своего ребенка. Женщина это, прежде всего, мать – ее тело предназначено для рождения детей. И соответственно есть качества характера, которые при неправильном поведении, лишают её возможности быть матерью.
Какие это качества:
Холодность по отношению к окружающим:
Женщине с таким характером трудно быть матерью, потому что ребёнку нужна теплота, нужно чтобы мать чувствовала потребности ребёнка. Холодность к людям, и в особенности к детям вызывает снижение выработки женских гормонов.
Безучастность:
Когда женщина имеет такое качество, ей наплевать на всё. Ребёнок лежит, плачет, ну и бог с ним, пускай, поплачет и успокоится. Безучастность вызывает дисбаланс в гормональных функциях женщины.
Апатия, бесцельность, разочарованность в жизни
Когда человек не имеет цели в жизни, у него возникает апатия, разочарование. Если разочаровался в жизни, что можно дать своему ребёнку? То же самое. Природа склонна защищать детей от таких матерей. Поэтому при развитии этих черт характера наступает снижение тонуса матки, нарушается тонус маточных труб.
Жестокость:
Жестокость в воспитании естественно приводит к развитию ненависти у детей. жестоким женщинам сложно стать матерью. Жестокость вызывает повышение выработки мужских гормонов.
Нежелание быть матерью:
Женские гормоны поддерживают красоту и молодость в женском организме, поэтому красота увеличивается в возрасте наиболее благоприятном для рождения детей. Когда женщина не хочет быть матерью, гормональные функции снижаются, это вызывает преждевременное старение организма.
Разочарование в жизни:
Происходит из-за неправильно выбранной главной цели в жизни. Веды говорят, что смысл человеческой жизни это понять свою духовную природу увеличить удовлетворение духовных нужд и стараться не взращивать свои материальные потребности. Какие бывают материальные цели: жениться, (выйти замуж), закончить Вуз и получить какую-то квалификацию, родить и воспитать детей, накопить больше денег, построить хороший дом, купить машину и гараж, купить хорошую квартиру и обставить ее. Конечно, все эти задачи сами собой появляются на каком то этапе нашей жизни. Однако, если я ставлю своей главной целью в жизни подобные материальные нужды, то при их осуществлении, радость успеха обычно бывает недолгой. Естественно, дальше захочется поставить следующую материальную цель, и опять все силы будут направлены на нее. Если по судьбе не удается претворить в жизнь очередное материальное желание, то наступают страдания, порой невыносимые, кажется, что жизнь прожита зря. Например: я решил поступить в институт, поставил это главной целью своей жизни и поступил. Буквально через неделю, кажется, что так это и должно быть, и я ставлю целью – закончить институт. Заканчивая его, у меня появляется череда следующих материальных желаний, и все они мне кажутся самыми главными в жизни. Но по закону кармы в какой-то момент будет серьезная неудача – или с работой или с деньгами или с сотрудниками или с квартирой или с мужем и т.д. – обязательно возникнут какие-то большие проблемы. Мало кто в этом мире способен избежать всех материальных проблем, но ложное эго говорит разуму, что именно я такой человек. Итак: если произошел срыв, то так как разум теряет связь с целью в жизни, все это заканчивается разочарованием, и в последствии в организме страдают различные функции, в том числе и гормональные. При череде таких неудач и сильно выраженном разочаровании развивается аменорея. Организм разочаровавшейся в жизни женщины начинает постепенно увядать. Допустим, девушка захотела найти себе идеального мужа и поставила это основной своей целью. Так как идеальных людей нет, все имеют какие-то недостатки, то автоматически она обречена на разочарование и это может отразится на возможности иметь детей.
Однако если человек стремится к духовному прогрессу, он начинает работать над своими плохими чертами характера, ставит себе очень высокую цель и стремится к ней. Самая высокая цель это осознать свою духовную природу и вести себя как душа: любить Бога и всех живых существ и преодолев эгоизм бескорыстно служить им. В этом случае все неудачи он расценивает как проблемы не внешнего плана, а внутреннего, он понимает, что во всех неудачах виноват сам, и так как основная цель при возникновении трудностей не страдает, то продолжает с оптимизмом двигаться вперед. При такой постановке вопроса все препятствия преодолеваются гораздо легче, так как сила счастья приходящая в разум от возвышенной цели дает огромный энтузиазм в преодолении всех трудностей.

Согласно Сергею С. Коновалову
(«Энергоинформационная медицина по Коновалову. Исцеляющие эмоции»), возможными метафизическими причинами бесплодия являются:
Страх перед жизнью, вялость и безынициативность. В основе лежит неприятие себя, своей внешности, поведения, отказ от собственной женственности. Нелюбовь к себе и неумение находить контакты с людьми, обиды и страх.

Владимир Жикаренцев в своей книге «Путь к свободе. Кармические причины возникновения проблем или как изменить свою жизнь» указывает на главные негативные установки (приводящие к болезням) и гармонизирующие мысли (ведущие к исцелению) связанные с появлением и исцелением бесплодия:
Вероятная причина бесплодия — страх и сопротивление по отношению к процессу жизни или отсутствие потребности пройти через опыт родительства.
Гармонизирующие мысли: Я доверяю процессу жизни. Я всегда нахожусь в правильном месте, делаю правильные вещи и в нужное время. Я люблю, принимаю и одобряю себя всю.

Луиза Хей в своей книге «Исцели себя сам» указывает на главные негативные установки (приводящие к болезням) и гармонизирующие мысли (ведущие к исцелению) связанные с появлением и исцелением бесплодия:
Страх и сопротивление жизненному процессу или отсутствие потребности в приобретении родительского опыта
Гармонизирующие мысли: Я верю в жизнь. Делая нужное дело в нужное время, я всегда нахожусь там, где нужно. Я люблю и одобряю себя.

Анатолий Некрасов в своей книге «1000 и один способ быть самим собой» пишет о возможных метафизических причинах бесплодия:
Бесплодие – серьёзный знак наличия больших и глубоких проблем в человеке, в семье и в роду. Моя практика показала, что при устранении причин ребёнок может родиться даже тогда, когда медицина говорит о невозможности рождения. И наоборот, все физиологические показатели в норме, а детей может не быть, если не устранены более глубокие причины.
Бесплодие нужно воспринимать как жизненный урок, который необходимо прожить и решить определённые задачи. Чаще всего это урок женственности, то есть женщине нужно выйти на другой уровень осознания себя, своей роли и раскрыть к мужчинам свою любовь.
Очень сильное желание иметь ребёнка, без создания необходимого Пространства Любви, может также быть препятствием на пути к детям. Нарушение системы ценностей может привести к бесплодию. Препятствием также могут служить страхи, связанные с родами и с воспитанием детей, а также разногласия мужчины и женщины по этому вопросу.
Вообще, это тонкий вопрос и требует конкретного рассмотрения. И прежде чем заниматься интенсивным медицинским лечением, нужно убрать более тонкие причины – тогда медицинское вмешательство может не потребоваться, а если и потребуется, то оно будет эффективным.

Доктор Лууле Виилма в своих книгах «Душевный свет», «Психологические причины болезней», «Прощаю себе» пишет:
Бездетность – Стресс во взаимоотношениях с матерью.

Страх забеременеть и страх остаться бездетной притягивает именно то, чего Вы боитесь, — беременность или бездетность. Если боитесь забеременеть, то от страха нарушается функция яичника, яйцеклетка не отделяется вовремя и высвобождается именно тогда, когда Вы этого не желаете. Кого винить? Ведь Ваше тело знает, что Вы как раз боитесь именно забеременеть. Докажите ему свое истинное желание тем, что освободитесь от страха.

Любя в партнере хотя бы одно положительное качество, человек открывается перед ним и отдает себя, а также принимает то, что дает ему партнер. В результате происходит зачатие ребенка. Если же человек намерен любить, предварительно выдвигая условия (то есть в том случае, если партнер станет таким, каким его хотят видеть), то вполне возможно, ребенка и не будет никогда. Особенно трудно выполнять условия людей с высоким самомнением. Потому бездетность и является проблемой образованных людей. Не обязательно иметь докторскую степень. Достаточно быть более образованным, чем родители, родители родителей либо люди близкого круга. Достаточно, если человек умеет что-то такое, чего вообще не умеют близкие.

Воспитанный образцовым ребенок может быть настолько образцовым, что не причиняет родителям абсолютно никаких хлопот. Зато в душе ребенка поселяется большая печаль. Имя ей — бездетность. Почему? Потому что нельзя зачать ребенка в одиночку. Потому-то и примерные во всем люди все чаще оказываются бездетными. Их стремление справиться со всем в одиночку оборачивается тем, что они не возбуждают партнера сексуально либо не возбуждаются сами, хотя и испытывают любовь. А так как подобное притягивает к себе подобное, и оба супруга действительно образцовые, то это их качество суммируется в сверхобразцовость, что привело бы к рождению ребенка с врожденной гомосексуальностью. Если ребенок не нуждается в подобном уроке, то он у таких родителей и не рождается, даже если во всем остальном они соответствуют его потребностям. Своим непоявлением он вразумляет родителей умерить образцовость. Если родители исправляют свою ошибку, то ребенок рождается.

Сергей Н. Лазарев в своих книгах «Диагностика кармы» (книги 1-12) и «Человек будущего» пишет о том, что основной причиной абсолютно всех болезней, является дефицит, недостаток или даже отсутствие любви в душе человека. Когда человек ставит что-то выше любви к Богу (а Бог, как говорится в Библии, есть Любовь), то он вместо обретения божественной любви устремляется к чему-то другому. К тому, что (ошибочно) считает более важным в жизни: деньги, слава, богатство, власть, удовольствия, секс, отношения, способности, порядок, мораль, знания и многим-многим другим материальным и духовным ценностям… Но это все не цель, а только средства для обретения божественной (истинной) любви, любви к Богу, любви, как у Бога. А туда, где нет (истинной) любви в душе, как обратная связь от Вселенной, приходят болезни, проблемы и прочие неприятности. Это нужно для того, чтобы человек задумался, осознал, что не туда идет, думает, говорит и делает что-то не так и начал исправляться, стал на правильный Путь! Есть множество нюансов, как проявляется болезнь в нашем организме. Подробнее об этой практической концепции можно узнать из книг, семинаров и видео-семинаров Сергея Николаевича Лазарева.

Поиски и исследования метафизических (тонких, ментальных, эмоциональных, психосоматических, подсознательных, глубинных) причин бесплодия продолжаются. Этот материал непрерывно корректируется. Просим читателей писать свои комментарии и прислать дополнения к данной статье. Продолжение следует!

Список используемой литературы:

  1. Владимир Жикаренцев. «Путь к свободе. Кармические причины возникновения проблем или как изменить свою жизнь».
  2. Луиза Хей. «Исцели себя сам».
  3. Лазарев С. Н. «Диагностика кармы» (книги 1-12) и «Человек будущего».
  4. Валерий Синельников. «Возлюби болезнь свою».
  5. Лиз Бурбо. «Твое тело говорит: «Люби себя!».
  6. Торсунов О. Г. «Связь болезней с характером. Жизненная энергия человека».
  7. Бодо Багински, Шарамон Шалила. «Рейки» — универсальная энергия жизни».
  8. Сергей С. Коновалов «Энергоинформационная медицина по Коновалову. Исцеляющие эмоции».
  9. Н.Н.Волкова «Популярная психогинекология»
  10. Л.Виилма «Душевный свет», «Психологические причины болезней», «Прощаю себе».
  11. Ольга Жалевич. 9 лекарств, которые спасут мир.

источник

Когда супружеская пара живёт в браке, не предохраняясь, более года, медицинские обследования не показывают ни у кого из партнёров патологий, но беременность так и не наступает, пару могут отправить на приём к психологу.

Такой специалист может выявить так называемые психологические причины бесплодия – один из главных шлагбаумов на женском пути к счастью материнства. О том, какие ментальные блоки мешают семье расти, откуда они берутся, как их распознать и прогнать вон, сегодня своим читательницам и предлагает обсудить женский сайт «Красивая и Успешная».

Начнём, пожалуй, с выяснения корней проблемы с точки зрения психологии.

Психосоматика – это особый подход к болезни, который ищет её связь с подсознанием человека. Приверженцы такого подхода утверждают, что любые патологии нашего организма следует понимать как сбои на ментальном уровне, которые каждый человек вполне способен нормализовать сам.

Бесплодие – это как раз та болезнь, случаи чудесного исцеления от которой в истории медицины встречаются чаще всего. Интересно, что практически в каждой такой истории главным лекарством служит сильнейшее желание пары иметь ребёнка и непоколебимая вера в возможность его рождения.

Особенно часто случаи чудесного исцеления от бесплодия описываются в связи со святыми местами или с именами святых, к которым люди обращались с просьбой о помощи. Обращались неоднократно, с горячей молитвой, с искренними слезами и в конце концов получали то, о чём просили, – сына или дочь.

Почему же произошло так, что способность продолжать свой род, заложенная в каждом человеке природой, у этих людей вдруг куда-то исчезла? Практически в каждом отдельном случае ответом на этот вопрос будет какая-то психологическая причина. Подсознание может не позволять женщине забеременеть при следующих обстоятельствах:

  1. Когда ребёнок по сути нужен не ей, а каким-то близким ей людям, например, мужу или родителям. В нашем обществе царят определённые стереотипы, касающиеся правил жизни каждой женщины. Когда представительница прекрасной половины уделяет внимание карьере или мужу, не торопясь стать матерью, её осуждают и не понимают. Именно под давлением общества многие молодые жёны стараются родить первенца как можно быстрее. И, несмотря на все старания, не могут. А всё потому, что это решение принадлежит не им, а обществу. Сама же юная жена подсознательно не хочет и даже боится становиться матерью. В результате беременность не наступает.
  2. Когда её очень пугают материнские заботы. Некоторые особенно ответственные девушки, которые никогда раньше не занимались маленькими детьми, панически боятся не справиться с материнскими обязанностями. Им кажется, что после рождения ребёнка их жизнь полностью изменится в худшую сторону: фигура испортится, под глазами появятся синие круги, жизнь станет однообразной и очень тоскливой. Несмотря на то, что внешне они высказываются о желании иметь ребёнка, всё их внутреннее существо дрожит от страха. И зачатия не происходит.
  3. Когда она уже один раз отказалась от возможности стать матерью. Такова одна из главных причин бесплодия после медицинского аборта. Ментальное тело женщины запоминает это решение и блокирует такую возможность на будущее. Особенно часто так происходит, когда женщина сначала совершает аборт обдуманно и осознанно, а жалеть о нём начинает лишь после того, как узнает, что больше не сможет иметь детей.
  4. Если она на самом деле не любит своего партнёра. Известно множество случаев, когда женщина выходит замуж по расчёту, а в благодарность за заботу решает родить супругу ребёнка. Внешне она вроде бы очень хочет этого, а на ментальном уровне абсолютно не желает стать матерью для малыша от нелюбимого мужчины. В таком случае беременность с настоящим партнёром обычно не наступает, и лишь в новых отношениях с другим мужчиной женщине удаётся забеременеть.
  5. Когда зачатие превращается для женщины в идею-фикс. Известно множество случаев, когда молодая супруга сразу же после свадьбы начинает тщательно строить график овуляции, покупает десятками тесты на беременность и каждый раз во время секса с мужем пробует новую позу, «благоприятную для зачатия». И лишь после десятилетней борьбы, уже опустив руки от отчаяния и усталости и смирившись с невозможностью родить, она вдруг обнаруживает на тесте желанную дополнительную полоску.
  6. При серьёзных разногласиях в паре, которые она пытается сгладить с помощью ребёнка. Такой энергетический фон препятствует появлению ребёнка.

Нередко бывает так, что у пары нет жилья, материальной стабильности и уверенности в завтрашнем дне, но есть любовь и гармония между супругами. В таких семьях дети появляются без проблем, потому что там их ждут на всех уровнях подсознания.

Сайт sympaty.net уверен: если в семье нет детей, значит, дети этой семье пока не нужны.

Некоторые женщины, годами посещающие гинеколога и репродуктолога, смогут яростно возразить, что очень хотят ребёнка, любят своего мужа и молятся о младенце всем богам. Но смогут ли они сказать то же о своём супруге? Так ли горячо он желает стать отцом? А ведь желание иметь детей должно быть обоюдным, иначе об успехе не может быть и речи.

Такие мэтры психологии и психосоматики, как Луиза Хей и Лиз Бурбо, утверждают, что любое бесплодие необходимо начинать лечить на ментальном уровне. При устранении психологических причин физический недуг лучше поддаётся лечению, а порой и вовсе исчезает.

Поскольку главной причиной бесплодия эти психологи считают внутренний, подсознательный страх перед родительскими обязанностями, они рекомендуют своим пациентам прежде всего разобраться, действительно ли им нужен ребёнок. Если, задав себе вопрос: «Хочу ли я действительно иметь детей?» — человек не может быть уверенным в положительном ответе, то ему необходимо хотя бы на несколько лет отложить вопросы лечения бесплодия.

Если же после длительных раздумий пара понимает, что ей нужен ребёнок, тогда обоим партнёрам необходимо начать работать над перестройкой своего сознания.

  1. Избавиться от навязчивой идеи о беременности. Для этого можно постараться найти позитивные моменты в отсутствии детей: это даёт возможность лучше подготовиться к будущей роли мамы и папы, создать условия для развития будущего малыша, больше узнать о детях.
  2. Развеять свои страхи. Всё, что пугает, нужно выписать на бумажку и подумать, где истоки этих страхов. После этого нужно принять мысль, что страхи были нужны раньше, а сейчас стали совершенно пустыми, и сжечь лист. Для избавления от пугающих мыслей полезно повторять аффирмации: «у меня всё замечательно», «я ничего не боюсь», «в моей жизни всегда всё идёт по плану» и т. д. Глаголы в аффирмациях должны стоять в форме настоящего времени.
  3. Освободить в своей жизни пространство для будущего ребёнка. Нередко бывает так, что у женщины просто создаётся такой плотный график, что в нём нет даже минутки на ребёнка. Эта энергетика загруженности и не допускает зачатия, потому что оно разрушит весь сложившийся жизненный уклад женщины. Чтобы освободить пространство для будущего ребёнка, необходимо найти больше времени на дом и на домашние дела: чаще готовить на своей кухне, заниматься обустройством своей квартиры, выращивать цветы. То есть, делать то, что потом можно будет совмещать с уходом за малышом.
  4. Выяснить отношения с мужем, при возможности, сблизиться с ним, постараться внести гармонию в отношения.
  5. Научиться расслабляться и отдыхать. Чрезмерное нервное напряжение тоже нередко является психологической причиной женского бесплодия: если жена всё время нервничает и переживает то из-за работы, то из-за отношений с мужем, её подсознание включает программу защиты от беременности. Ведь вынашивание ребёнка – это тоже напряжённая работа. Если оно будет проходить в нервной обстановке, то беременность будет находиться под постоянной угрозой. Эмоциональную разгрузку помогают получить йога, медитации, массаж.
Читайте также:  Белый феникс пилюли от бесплодия отзывы

Таким образом получается: чтобы забеременеть, женщине недостаточно быть здоровой физически. Для этого ей необходимо ещё и психологическое здоровье, а ещё — чёткое понимание своих желаний и полное взаимопонимание с партнёром. Если муж и жена станут единым целым, будут чётко и осознанно бороться за возможность иметь общих детей, их проблема наверняка решится. Во всяком случае, так уже произошло в тысячах семей. А значит, и ваша семья – не исключение.

источник

Статистика называет ужасающие цифры: в России каждая шестая супружеская пара бесплодна. И для большинства супругов отсутствие детей настоящее горе. Священник и врач отец Сергий Филимонов делится с читателями сайта своим опытом и знаниями: в чем причины бесплодия, как их преодолеть, и как относиться к бесплодию, как к проклятию или как к возможности реализовать себя в другом качестве?

Глава 1. Медицинские причины бесплодия в браке

(врач гинеколог-эндокринолог Ю. Ю. Торопкова)

Бесплодие в браке – одна из наиболее важных и сложных медико-социальных проблем. Доля бесплодных браков на территории России колеблется от 8 до 17,5% и в настоящее время не имеет тенденции к снижению. Есть регионы (в основном мегаполисы), в которых эта цифра достигает 24–29%, при этом уровень в 15% представляет серьезную угрозу для демографии.

Другими словами каждая 6–7 пара россиян (т.е. около 7 млн.) за свой репродуктивный период (15–49 лет) встречаются с проблемой бесплодия.

Итак, бесплодным считается брак, в котором по тем или иным причинам, происходящим в организме женщины или мужчины, либо обоих супругов, беременность не наступает при регулярной половой жизни без применения каких-либо противозачаточных средств в течение 12 мес. при условии детородного возраста супругов.

Принято различать: первичное и вторичное бесплодие, женское и мужское. Первичным у женщин называют бесплодие, при котором беременность, не наступала ни разу от начала половой жизни без предохранения; вторичным – беременность в прошлом наступала, но после этого отсутствует в течение 1 года регулярной половой жизни без использования контрацептивных средств.

Частота женского бесплодия колеблется от 40 до 50 %, при этом различают 3 основные группы причин:

Эндокринные (35–40%). Эндокринные формы бесплодия всегда связаны с нарушением процесса овуляции (созревания и выхода из яичника яйцеклетки) и часто сопровождаются нарушением менструальной функции;
Трубно–перинатальные (30–74%). С амая частая, самая изученная и наиболее трудная для коррекции форма бесплодия. В данной группе больных являются анатомо-функциональные нарушения маточных труб, когда затруднено (или невозможно) продвижение яйцеклетки до места ее прикрепления (имплантации) в полость матки. Такие состояния нередки после перенесенных воспалительных заболеваний органов малого таза, абортов и др. внутриматочных вмешательств, операций, в т.ч. и гинекологических, после которых увеличивается риск образования спаечного процесса в малом тазу.
Гинекологические заболевания (1,5–28%). Чаще всего основной причиной в этой группе является генитальный эндометриоз – серьезное заболевание, требующее длительного и настойчивого лечения.
Выделяют также: абсолютное женское бесплодие, когда возможность беременности полностью исключена (отсутствие матки, яичников, аномалии развития половых органов), и так называемое необъяснимое бесплодие (4,8–7,6%), причину которого применяемыми в настоящее время методами исследования установить не удается.

Термин «относительное бесплодие» применяют, когда женщи на и мужчина способны иметь детей каждый по отдельности вне брака, но при длительной совместной жизни их брак бесплоден. В последние годы все большее внимание уделяется проблеме мужского бесплодия, частота которого в бесплодных браках также достигает 40–50%, а в сочетании с бесплодием у жены – 1520%.

Мужское бесплодие – это неспособность половых клеток зрелого мужского организма к оплодотворению. Различают секреторное (связанное с нарушением процесса сперматогенеза) и экскреторное (возникающее при нарушении выделения спермы) бесплодие.

В связи с тем, что частота женских и мужских факторов бесплодия одинаково, а каждая четвертая супружеская пара имеет сочетание нескольких факторов, обследование начинают почти всегда с совместной беседы с супружеской парой для исключения психо-сексуальных и ятрогенных причин и оценки состояния соматического здоровья обоих супругов. Работа с супружеской парой позволяет наметить общий план обследования и последовательность диагностических процедур. В дальнейшем обследование проводят гинеколог и андролог параллельно.

В клинической практике обследование бесплодных пар всегда начинается с мужчин. Если по результатам исследования спермы (спермограммы) патологии не выявлено, то других исследований у мужчин не проводят; если выявлены проблемы, то показано полное обследование и лечение с участием, нередко, многих специалистов: уролога, эндокринолога, хирурга, андролога, иногда – сексопатолога. Бесплодие у мужчин возникает в результате разнообразных патологических процессов в организме, оказывающих отрицательное воздействие на внутренние органы, эндокринные железы, центральную нервную систему. Нельзя не учитывать и увеличение распространенности аномалий развития половых органов и частоты инфекционно-воспалительных заболеваний, влияние вредных факторов окружающей среды, урбанизацию, широкое и бесконтрольное применение лекарственных средств, аллергизацию населения.

Поэтому наиболее оправданным в лечении мужского беспло дия является обследование в крупных специализированных центрах с участием нескольких специалистов и проведение комплексной, этапной, индивидуально подобранной терапии, где каждый этап последователен, четко ограничен во времени и направлен на выполнение конкретной задачи.

Для женщин наиболее важными и диагностически значимыми методами обследования являются оценка овуляции и проходимости маточных труб. Для этого врачом центра может проводиться ряд исследований, например:

оценка крови на гормональный профиль. Определяют уровень 6–7 гормонов в плазме крови, взятых в определенный день менструального цикла; иногда проводят гормональные пробы;
ультразвуковой мониторинг овуляции. Этот метод позволяет непосредственно наблюдать рост фоллик ула в яйцеклетке яичника женщины и степень готовности внутренней слизистой оболочки матки принять оплодотворенную яйцеклетку;
проверка проходимости и характеристика внутреннего просвета маточных труб с помощью рентгенологического или ультразвукового метода.
В ряде случаев для выявления причин бесплодия может потребоваться УЗИ щитовидной и молочных желез, рентгенографическое или компьютерное обследование черепа, консультации врачей смежных специальностей и даже медико–генетическое консультирование.

В настоящее время на зак лючительном этапе обследования при женском бесплодии проводят эндоскопические методы диагностики: лапароскопию и (или) гистероскопию. Без применения этих методов причину бесплодия в браке считают неустановленной. Кроме того, лапароскопия является не только заключительным этапом диагностики, но и первым этапом лечения женского бесплодия.

Эндоскопические технологии позволяют проводить малотравматичную микрохирургическую коррекцию выявленных изменений органов малого таза – разделения спаек, восстановление проходимости маточных труб, коагуляцию очагов эндометриоза, удаления новообраз ований яичников, хирургическое лечение некоторых заболеваний матки – без последующего выраженного спаечного процесса.

В заключение необходимо отметить, что последовательная оценка всех звеньев сложной репродуктивной системы мужчины и женщины – необходимое условие для постановки правильного диагноза, при этом набор диагностических приемов зависит от клинической картины конкретного заболевания и строго индивидуален для каждой супружеской пары. При невозможности своевременно и быстро провести полное клиническое и лабораторное обследование необходимо вовремя направить супружеск ую пару в специализированное лечебное учреждение для окончательной постановки диагноза, помня, что затягивание обследования снижает надежды на успех в восстановлении репродуктивной функции.

В нашем регионе вопросами бесплодия занимаются 5 крупных центров:

российско-финская клиника «Ava–Peter» (Невский пр., д. 22–24, т. 325–92–72, 312–30–65),
клиника репродуктивной медицины при институте акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта;
клиника «Авиценна» в г. Пушкин;
центр по лечению бесплодия при Военно–медицинской академии;
центр по лечению бесплодия при Военно–медицинской академии в Сестрорецком р-не гор. С-Петербург.
Кроме того, во многих женских консультациях работают кабинеты гинеколога-эндокринолога.

Глава 2. Бесплодие – медицинские и духовные причины

Отец Сергий, расскажите, пожалуйста, о причинах бесплодия.

Существуют медицинские и духовные причины бесплодия. Если говорить о медицинских причинах, то насчитывается около 30 заболеваний, при которых возможно бесплодие. Различные медицинские центры и институты консультируют людей по повод у проблемы бездетности. Супруги сдают соответствующие медицинские анализы, по результатам которых определяют, какая из сторон супружеской пары является причиной того, что в семье не может родиться ребенок. Когда выяснено, какая сторона является слабой в отношении рождения детей, тогда обслед уют супруга с «низкими возможностями» для деторождения на предмет различных заболеваний, прежде всего хронических заболеваний половой сферы, которые могут являться препятствием для нормального деторождения. Специалистами, которые занимаются лечением бесплодия у мужчин, являются андрологи, урологи, у женщин – гинекологи.

После соответствующего обследования проводится лечение – консервативное или хирургическое, если это необходимо. Например, при спаечных процессах в области маточных труб или при плохой их проходимости возможно ул учшение последней как консервативными методами, так и с помощью хирургических методов – удаления спаек в области маточных труб в определенное время, когда деторождение максимально возможно. То есть требуется кропотливая работа врача с каждой семейной парой.

В средствах массовой информации много рассказывается о методах искусственного оплодотворения. Можно ли к ним прибегать, если лечение оказывается неэффективным?

Существуют различные методики искусственного оплодотворения. По нашим церковным канонам, по материалам Юбилейного Архиерейского собора Русской Православной Церкви 2000 года, они не являются допустимыми. Единственной допустимой методикой является так называемый «метод естественного оплодотворения», при котором семя мужа, пол ученное во время супружеских взаимоотношений, вводится врачом в область устья матки. Таким образом, оплодотворение яйцеклетки происходит после естественных отношений межу мужем и женой, кроме того, при таком методе не нарушается целостность семейного союза, так как используются только половые клетки обоих супругов. В случае, когда в процесс деторождения вмешивается третья сторона, например, если для искусственного оплодотворения используется семя донора, вносится элемент греховности… Внешне, казалось бы, факта измены нет, однако, в семью вносится чужеродный элемент. Это равносильно тому, как если бы женщина ради рождения ребенка вступила в незаконные супружеские отношения с посторонним мужчиной. Хотя физической составляющей греховных отношений здесь нет, в то же время в яйцеклетк у женщины вносится генетический материал чужого человека, т. е. получается блудное соитие при помощи медицинской технологии. Существует целый ряд методик такого вида иск усственного оплодотворения, когда вмешивается третья сторона. При некоторых из них используется донорская яйцеклетка чужой женщины, которая после оплодотворения семенем мужа подсаживается в матку. Такие методики также недопустимы, так как при этом в семью вторгается чужеродный элемент. Есть даже такой психологический феномен, когда женщина, которой подсажена такая яйцеклетка, ощущает что-то чужое в своем теле, несвойственное ей.

Расскажите, пожалуйста, о методе экстракорпорального оплодотворения. Как следует относиться к нему православному человеку?

Методы экстракорпорального оплодотворения не благословляются церковью, так как при этом также используется генетически чужеродный материал, то есть происходит нарушение целостности семейно-супружеского союза. Кроме того, донорское семя, используемое в этих методиках, получают иск усственным путем, а не в результате естественных супружеских отношений. Важно также то, что при применении экстракорпорального оплодотворения отсутствует физическое соединение мужчины и женщины, поэтому тайна деторождения выносится за пределы человеческого тела. Не происходит акта дарения супругов друг другу, необходимого для рождения новой жизни. Жизнь рождается в пробирке. Что происходит в этот момент с эмбрионом, находящимся вне тела матери, каким физическим заболеваниям он будет подвержен, как воздействуют на него падшие духи – это большой вопрос. Одна из серьезных проблем экстракорпорального оплодотворения заключается в том, что в ряде центров при осуществлении этой методики производятся так называемые лишние оплодотворенные клетки, уже являющиеся новой жизнью. Эти клетки редуцируют, т. е. убивают. Это значит, что если были оплодотворены четыре яйцеклетки, а женщина хочет только одного ребенка, ей будет подсажена только одна яйцек летка. Что делать с остальными тремя эмбрионами? Их возможно заморозить или ред уцировать. Таким образом, ребенок появляется на свет за счет одновременного убийства двух или трех неродившихся братьев и сестер. Жизнь одного за счет смерти другого считается церковью неприемлемой. Поэтому все виды экстракорпорального оплодотворения Церковью не благословляются. Это утверждено в материалах Юбилейного Архиерейского собора Русской Православной Церкви 2000 года, в главе 12 «Проблемы биоэтики». Там достаточно подробно рассматриваются вопросы различного рода преодоления бесплодия, рассказывается как нужно поступать супругам в случае, если у них нет детей.

Какие причины духовного характера могут привести к бесплодию?

Причин может быть много. Постараюсь перечислить основные. Я буду опираться на труды старца Паисия Святогорца, который в 4 томе, называемом «С емейная жизнь», отвечает на вопросы по поводу рождения детей, трудностей деторождения и проблемы бесплодия. На вопрос, почему у тех или иных женщин развивается бесплодие старец Паисий отвечает след ующим образом: «Некоторые бесплодные женщины не вступили в брак тогда, когда это нужно было сделать, и поэтому сейчас по отношению к ним действую духовные з аконы. Некоторые привередливые девушки начинают выбирать женихов: «Нет, этот мне не нравится, а тот мне не по вкусу». Пообещав парню выйти за него замуж, такая девушка одновременно глядит и на другого, потом говорит первому «нет», и он хочет покончить жизнь самоубийством, вместо того чтобы посчитать благословением то, что она обманула его еще, по крайней мере, до того, как они поженились, а не после. Э-э, ну какую семью создаст такая девушка? А есть женщины, которые бесплодны потому, что в юности они жили беспорядочной греховной жизнью. Есть и такие, причина бесплодия которых – в дурном питании, потому что многие продукты содержат в себе целую кучу химикатов и гормонов».

По поводу девушек, которые ведут беспорядочную половую жизнь можно заметить, что в таких случаях есть две составляющие, которые могут привести к бесплодию – медицинская и духовная. У женщин при подобном образе жизни очень велика вероятность развития различных инфекций, которые могут приводить к различным хроническим заболеваниям половой сферы, что влечет за собой неспособность к деторождению. Духовная составляющая заключается в том, что Господь может попустить такой девушке за ее желание «нагуляться» (т. е. максимально удовлетворить свою похоть) наказание и не подать детей за такую развратную жизнь.

Следующая причина, которую отмечает старец Паисий: «Есть и такие супружеские пары, которые хотят иметь ребенка сразу, как только поженятся. А если рождение ребенка задерживается, то они начинают тревожиться и беспокоиться. Как же они родят ребенка, если сами полны беспокойс тва и душевной тревоги? Они родят ребенка тогда, когда изгонят из себя беспокойство и душевную тревогу и направят свою жизнь по правильной духовной колее.

Иногда Бог сознательно медлит и не дает какой-то супружеской паре детей. Поглядите: ведь и Святым Богоотцам Иоакиму и Анне, и Святым Пророку Захарию и Елизавете Он дал ребенка в старости, дабы исполнить свой предвечный план о спасении людей.

Супруги всегда должны быть готовы принять в свою жизнь волю Божию. Бог не оставляет человека, который с доверием вручает себя Ему. Мы не делаем ничего, а сколько делает для нас Бог! Со сколькой любовью и щедростью Он дает нам все! Разве есть что-то такое, что будет Богу не под силу?…

Рождение детей зависит не только от человека. Оно зависит и от Бога. Видя, что у супругов, испытывающих затруднения в связи с рождением детей, есть смирение, Бог может не только дать им ребенка, но и сделать их многодетными. Однако, видя в супругах настырность и эгоизм [Бог не исполняет их желания, потому что], исполнив их прошение о рождении детей, Он удовлетворит их настырность и эгоизм. Супруги должны всецело предать себя Богу. Они должны сказать: «Боже мой, Ты печешься о нашем благе, «да будет воля Твоя» ( Мф. 6:10 )». В этом случае их прошение исполнится. Ведь воля Божия исполняется в том случае, когда мы говорим «да будет воля Твоя» и с доверием к Богу вверяем себя Ему. Но мы, хотя и говорим «да будет воля Твоя», одновременно настаиваем на нашей собственной воле. Ну а что может сделать для нас Бог в этом случае?»

Следующей причиной бесплодия может быть также эгоизм родителей, но проявляемый противоположным образом, когда молодая семья оттягивает рождение ребенка, рассуждая, что дети – это забота, и что сначала надо доучиться, встать на ноги, заработать на квартиру, построить дачу, купить машину и вот тогда можно будет завести ребенка (не «Бог даст ребенка», а именно «заведем», как кошку или собаку). Когда Господь видит такое отношение к благословению Божию на деторождение, пренебрежение к заповеди «Плодитесь и размножайтесь», то по прошествии некоторого срока, когда у семьи уже есть все – и квартира, и машина, и работа, Он не подает детей. И кроме кошек и собак такая семья завести уже ничего не может. Хотя с медицинской стороны препятствий для этого никаких нет.

Старец Паисий выделяет еще две возможные причины бесплодия. «Многим людям Бог не дает детей, для того чтобы, возлюбив детей всего мира как своих собственных, эти люди помогли их духовному возрождению». Старец Паисий приводит следующий пример: «Один человек не имел детей, но, когда он выходил из дома, дети из соседских домов сбегались к нему и с любовью окружали его. Они не давали ему идти на работу. Видите: Бог не дал этому человеку своих детей, но Он дал ему благословение, чтобы все соседские дети любили его как отца, а он помогал им духовно. Суды Божии – это бездна».

«А в других случаях Бог не дает супругам детей, чтобы при строить какую-нибудь сиротку». Старец Паисий рассказывает об одном своем знакомом христианине – адвокате, человеке духовной жизни. Однажды старец остановился у него на денек погостить и познакомился и с его супругой, также ведущей благочестивую жизнь, помогающей многим бедным детям. Она пожаловалась на то, что Господь не дает ей детей, на что старец Паисий ей ответил с укором: «У тебя, сестра, более пятисот детей. И ты еще жалуешься? Христос видел твое благое произволение. И он воздаст тебе за него. Сейчас, помогая д уховному возрождению стольких детей, ты являешься матерью лучшей, чем многие другие. Ты оставляешь позади всех многодетных матерей! И та мзда, которую ты получишь, тоже будет много большей, потому что, возрождаясь духовно, дети духовно обеспечивают свое будущее в вечной жизни».

Читайте также:  Диагноз при бесплодии название

Бывает так, что Господь не подает семье детей не как нака зание, а как особый промысел, чтобы через этих людей пол учил помощь какой-нибудь несчастный ребенок, оставленный своими родителями.

Существуют и другие причины бесплодия. К ним можно отнести так называемые родовые проклятия – когда мать или отец проклинают своих детей. Иногда, когда дети докучают своим родителям, те вместо своего родительского благословения посылают детям укоры, которые могут «сработать» как проклятия. Например, когда мать говорит своим дочерям: «Чтоб вам пусто было» или посылает их к нечистой силе. Старец Паисий также приводит подобный пример. Когда такая мать затем покаялась в своих проклятиях, жизнь дочерей устроилась и Господь подал им детей.

Существуют также «родовые» грехи против Бога и против ближнего, когда Господь наказывает бесплодием з а грехи, совершенные против Него. Например, если кто-то рушил храмы, снимал кресты, резал иконы, смеялся над Церковью, Господь может через поколение послать бесплодие в семью до тех пор, пока у людей не произойдет осознание и замаливание этого греха. Мне известен случай, когда священник после революции отрекся от своего сана и з атем так и умер без покаяния. В следующих поколениях в этой семье никогда не было мальчиков, а если они и рождались, то потом умирали, не дожив до взрослого возраста. Известны случаи, когда в 30-х годах детей заставляли отрекаться т своих родителей принародно, в рабочем коллективе, в институте. Такого рода грехи против Бога, осквернение Церкви, богохульство, отречение от родителей нередко сказываются на следующем поколении или через поколение – на ком-то из внуков. Иногда люди совершают грехи против ближнего – выкапывают могильные плиты и строят из них свой дом или совершают другие кощунственные поступки.

Возможно ли отсутствие детей из-за такого явления, которое некоторые люди называют «порчей» или «сглазом»?

Конечно, «порча», «сглаз» – это не церковные понятия. Но некоторые используют такую терминологию. Под этим следует понимать зависть, которую иногда имеют некоторые злые люди. Например, такое может случиться если одна женщина завидует другой – красивой, материально благополучной, вышедшей замуж и счастливой в браке. По зависти может получиться так, что у этой женщины будет все, но деток рождать она не будет. Бывают такие случаи, когда по гордости Господь может лишить женщину ребенка, если она насмехается над другой, боле несчастной, лишенной счастья материнства. Господь может лишить насмешницу ее ребенка и затворить чрево так, что она сама больше не сможет иметь детей по своей гордости и превозношении над ближним.

Бесплодие может быть послано и как испытание веры человека. В материалах Юбилейного Архиерейского собора и в святоотеческом учении указывается, что бесплодие может рассматриваться как крест, который возлагает Господь на супружескую пару. Крест, в котором супружеская пара должна проявить терпение, смирение, упование на волю Божию. Яркими примером являются Авраам и Сара, которые около 90 лет молились о рождении ребенка, Захария и Елизавета, Богоотец Иоаким и Анна. Их дети были благословенны, когда они рождались после стольких молитв, терпения, упования на Бога. Испытание веры может быть важным моментом для такой супружеской пары, когда пара проявляет свою верность Богу, когда она не ропщет на Бога, благодарит Бога за посылаемую скорбь. Это испытание веры может в какой-то момент закончиться у супругов, и бездетная в течение 20 лет женщина может родить еще много детей.

Бесплодие может также быть связано с тем, что Господь задер живает рождение детей по Своему особенному промыслу об этой семье, желая устроить судьбу какого-либо брошенного ребенка. Я знаю некоторые семьи, в которых происходило так, что женщина зачинала ребенка, как только супруги проявляли желание усыновить сироту из детского дома. Были такие пары, которые доводили до конца это намерение и как только приводили в свой дом сироту, вскоре уже ожидали своего собственно младенца, и в этой семье таким образом появлялось сразу двое детей – один усыновленный и второй, которого послал Господь, разрешив чрево прежде бесплодной женщины. Причем, когда врачи обследовали таких женщин, они не находили у них патологий, препятствующих деторождению. Но воля Господа была такова, чтобы в этих семьях воспитывали не только своего ребенка, но и приемного.

Очень важным для решения проблемы бесплодия является освящение церковного брака. В молитвах на освящение церковного брака есть такие слова, в которых призывается благословение Божие на чрево женщины для того, чтобы она была плодоносна. Неверующие мужья иногда пренебрегают этим важным таинством, и Господь не дает возможности женщине стать матерью до тех пор, пока супружеский союз не будет освящен благодатью церковного брака. Также известны случаи, когда у женщин, которым был поставлен диагноз бесплодие, проживших много лет со своими мужьями в официально зарегистрированных, но невенчанных браках, уже через несколько дней после венчания происходило зачатие детей.

Можно рассмотреть еще несколько причин бесплодия. Когда Господь видит, что возможный в семье ребенок будет очень болен или будет глубоким инвалидом, Он попускает, чтобы этот младенец не родился. Из церковных патериков известны случаи, когда матери под угрозой потери ребенка горячо и усердно молились Богу, Господь открывал им через тех или иных святых, что их молитва неугодна, потому что этот ребенок родиться злодеем, убийцей, святотатцем. Если же матери не отступали, желая во что бы то ни стало выполнить свою волю, удовлетворить свой материнский эгоизм, Господь попускал рождение таких детей, которые потом становились поругателями семьи.

Хорошо известен случай с декабристом Пестелем, которого мама вымолила, когда он в пятилетнем возрасте умирал от дифтерии. Господь затем показал ей, что сын выздоровеет, но закончит свою жизнь на виселице. Так впоследствии все и произошло. Мать потом каялась, но было уже поздно, Господь уже ответил на ее молитвы. Поэтому очень важна молитва «Господи, не как я хочу, но как Ты хочешь».

Господь может не подавать детей по неготовности мужа и жены к воспитанию ребенка, по безответственности или злобности одного из супругов, или из-за возможности взаимных измен. Например, если в семье постоянные ссоры и скандалы, муж и жена эгоистичны, не готовы жертвовать собой ради ребенка, не готовы о нем заботиться, отдать ему свою любовь, Господь, провидя это, задерживает рождение ребенка на несколько лет, пока супружеская пара не созреет, пока в семье все не устоится, пока муж с женой не придут к согласию. Ребенок должен рождаться в любви. Если же с самого начала своей жизни он будет испытывать злобу родителей друг к другу и по отношению к себе, то кем вырастет этот ребенок, что будет с его душой, что он впитает в себя от таких родителей?

Известны также такие семейные пары, в которых жены не могли родить детей, ходили по многим врачам, обивая пороги. При этом мужья их унижали, оскорбляли, укоряя невозможностью деторождения. Женщины эти шли на всякого рода медицинские процедуры, однако ничего не помогало. В последствие эти мужья изменяли своим женам, уходили в другие семьи. А бывшие бесплодными женщины выходили замуж за других мужчин и благополучно рождали детей. Бесплодие их оказывалось мнимым. Господь провидя, что муж с женой не готовы к сохранению супружеского союза, что возможен развал семьи, иногда попускает, что в этой семье не рождается ребенок, потому что он уже с малого возраста останется сиротой.

В следующий раз мы поговорим о той последовательности необходимых духовных действий, к которой может прибегать верующая супружеская пара для того, чтобы в ее семье родился ребенок.

Глава 3. Бесплодие – пути преодоления

Какова последовательность духовных действий для верующей супружеской пары, чтобы в семье родился ребенок?

Мы не будем сейчас касаться вопросов бесплодия в семье неверующей, далекой от Церкви. Не будем говорить о людях, которые ведут греховный образ жизни. Поговорим о тех супругах, которые вступили в законный брак и ходят в Церковь, но уже несколько лет не могу т родить ребенка.

Первый вопрос, который должны задать себе супруги – венчанный их брак или невенчанный. В молитвах на освящение церковного брака особо призывается благодать Божия на то, чтобы он был доброчадным: «Да явиши, яко твоя воля есть законное супружество, и иже из него чадотворение. Помяни Господи Боже наш раба Твоего и рабу Твою и благослови я, даждь им плод чрева, доброчадие, единомыслие души и телес1». Поэтому верующим супругам, брак которых не венчан, прежде всего, требуется церковное освящение брака.

Если спустя некоторое количество времени в этой семье детки все же не рождаются, необходимо прибегну ть к помощи как методов медицинской диагностики, так и к церковным таинствам.

Медицинскую диагностику осуществляют различные медицинские центры, называемые центрами репродукции, центрами репродуктивного здоровья женщин или центрами семьи и брака. В разных городах они носят различные названия, но найти их можно по любому справочнику.

Данные современной медицины свидетельствуют, что существует более 30 медицинских причин бесплодия. Поэтому иногда, чтобы обнаружить причину нужно время. Вначале выясняют, чье здоровье – мужа или жены – препятствует появлению детей. После тщательной диагностики проводится тот или иной вид консервативного (медикаментозного) или хирургического (если это требуется) лечения. Повторюсь – вопрос о выборе метода лечения решается в зависимости от причины бесплодия.

Супругам следует иметь непоколебимо твердую позицию в отношении того, какие методы являются церковно благословленными, уз аконенными, а какие – непозволительными с точки зрения христианской православной этики. О том, какие методы не благословляются Церковью, подробно рассказывается в материалах Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ 2000 года2. Об этом можно прочитать в православной периодической печати, поговорить со своим духовником или с православными специалистами по биомедицинской этике. Во многих городах сейчас существуют Общества православных врачей, где специалисты могут ответить, какие новые медицинские методики преодоления бесплодия являются позволительными, а какие – нет.

Если медицинское лечение оказывается безрезультатным, или имеет достаточно сложный характер, супруги могу т и должны прибегать к церковным таинствам, испрашивая помощи Божией для преодоления своего недуга.

Каким же арсеналом средств располагает Русская Православная Церковь, чтобы помочь супругам в их проблеме?

Прежде всего, супругам следует обратить внимание, не препятс твуе т ли их неправильная церковная жизнь рождению де тей – насколько они воцерковлены, правильно ли исповедаются, как часто причащаются Святых Христовых Тайн, что им говорит духовник.

То есть первое, с чего следует начать, – с тщательного исследования самими супругами качества их христианской жизни, их взаимоотношений с духовником. Духовник по воле Божией может открыть, каким путем им следует идти, какие молитвы читать, к каким таинствам прибегать. Если в результате тщательного исследования своей жизни и покаяния Господь откроет какие-то родовые грехи (об этом мы говорили в предыдущей беседе), они должны быть исповедованы духовнику, и определенным образом замолены. Необходимо понимать, что ошибки бабушек, дед ушек, прадедушек отражаются на вашей жизни.

Чтобы загладить их грех, можно испросить у своего духовника какую-либоепитимью или церковное благословение (например, совершение покаянного канона или чтение определенных покаянных молитв). Или совершить такое духовное восполнение, которое может умилостивить Бога.

К духовному восполнению относятся такие ситуации, когда, например, чтобы загладить грех матери, совершившей аборт, ее бесплодная дочь берет на себя подвиг по благословению священника ухаживать за детьми в детском доме, навещать сирот, посещать родильные дома (если в приходе есть родильный дом), крестить умирающих младенцев страха ради смертного, помогать женщинам, которые не хотят рожать, которых подговаривают прервать беременность, чтобы они не пошли на этот шаг. Так вы совершите обратное прародительскому греху.

Еще пример: если прадедушка выгнал из дома сироту, значит его внучка или правнучка, ставшая бесплодной, должна позаботиться о сиротах: оказать им какое-либо попечение или стать сироте крестной матерью. Я уже говорил, что нередко бесплодные супруги берут детей из детского дома, и через некоторое время Господь разрешает им плод чрева и подает собственных деток. Так же бывает и в случаях, когда бесплодная пара или один из супругов совершает некое д уховное восполнение тех грехов, которые совершили их прародители.

Кроме Таинств Покаяния и Причащения Святых Христовых Таин, в Церкви существует также Таинство Соборования. Бесплодные супруги могут обратиться к священнику с просьбой, чтобы оно было над ними совершено. Обычно Соборование совершается во время Великого поста, в некоторых епархиях – во время Рождественского поста. Иногда Таинство С оборования совершается по прибытии мощей святых угодников Божиих, которые обладают особым даром помогать болящим. Так, например, соборования в Петербургской епархии совершались при перенесении святых мощей св. целителя Пантелеимона.

Можно также по благословению духовника совершать паломничества к мощам святых угодников Божиих и испрашивать у них благодатную помощь.

Некоторые святые (например, св. Сергий Радонежский, преп. Серафим Саровский), особо ходатайствуют о рождении детей. Так, например, многие бесплодные женщины молятся преп. Давиду Гареджийскому или св. пророку Божиему Илии. На моей памяти есть пример, когда одна христианка, около десяти лет пребывающая в бесплодии, по совету священника решила совершить паломничество в Святую Землю, на гору Кармил, в пещеру, где подвизался пророк Божий Илия, и куда со всего мира приезжают женщины для разрешения своего бесплодия. Она дала обещание, что если у нее родится мальчик, назвать его в честь пророка Илии. Она забеременела сразу, еще во время подготовки к этой поездке (надо сказать, что в пещеру св. Илии она так и не попала), и в паломничество по святым местам поехала уже с зачатым ребенком, который спустя положенное время стал мальчиком Илией. Таких примеров можно привести много.

На Руси давно известно понятие «обетные дети». Когда в семье долго не могли дождаться сына или же вовсе не было детей, супруги давали обет Богу воспитать для Него будущего сына – отдать его в монахи или на иное служение Богу. И по такому обету Господь посылал им деток.

Существуют особые места, особые чудотворные иконы, подающие благодатную помощь бездетным супругам. Например, икона Божией Матери Троодитисса, которая находится в горах Троодоса, на Кипре.

Однажды перед этой иконой будущие родители вымаливали у Божией Матери ребенка. Они пообещали, что посвятят его в монахи. У них родился мальчик. Когда он начал подрастать (ему исполнилось уже восемь или десять лет), отец с матерью заколебались в своем намерении. И вскоре случилось так, что большой камень сорвался с горы и пролетел в считанных сантиметрах от головы ребенка. Это было предупреждение родителям, знак Божий. Они покаялись и в результате исполнили свое обещание. На фресках этого монастыря изображена Божия Матерь, Ее пояс и рядом большой камень в напоминание о том, что обеты, которые даются Богу, должны исполняться.

Рождение обетных детей нередко происходило раньше и достаточно часто происходит сейчас. Тот, кто будет в монастыре Троодитиссы на Кипре, увидит огромную фотокартотеку бесплодных женщин всех национальностей, из всех стран мира, которые, побывав в этом монастыре, разрешались от бесчадия и рожали по двое, по трое детей после молитвы, которую совершали монахи, надевая на бесплодных специальный пояс. Это огромная картотека. Я сам видел ее, когда посещал этот монастырь и молился перед этой иконой.

Надо сказать, что у одного моего знакомого священника, посетившего остров Кипр, буквально через неделю после молитвы перед этой иконой (даже без надевания на матушку чудотворного пояса) произошло з ачатие ребенка, который имел всего лишь один или два процента вероятности появления на свет. Хотя батюшка даже не просил ребенка, а просто помолился перед иконой, Господь подарил ему ребеночка.

Такие особые места, такие святые угодники, которые прославлены благодатной помощью бездетным родителям, есть и на Святой з емле, и в каждой епархии. К ним можно молитвенно обращаться, совершать паломничества, заказывать специальные молебны, а потом именем того святого, который поможет в рождении младенца, можно назвать его в прославление Божия чуда.

Кроме того православные супруги, конечно, должны прибегать к помощисвятынь. Во время паломничества супруги могут погружаться в святые источники, брать воду домой, окропляться ею, а также помазываться святым елеем из лампад, от чудотворных икон с места паломничества. Все это, совершенное с молитвой и верой, будет способствовать тому, чтобы разрешить проблему.

Если же после многократных обращений к Богу, правильного воцерковления, прибегания ко всем таинствам, паломничеств к святым местам и т. д., детки не появляются на свет, значит надо проявить терпение. Следует положиться на волю Божию.

В наш храм нередко приходят женщины и молодые супружеские пары с подобными проблемами. Обычно мы советуем супругам, если они хотят иметь детей, назначить какой-то контрольный срок, год или два, чтобы наладить свою семейную жизнь, научиться не проявлять эгоизма и не жить только для себя. Все это время (в течение года или двух) они будут ходить в храм на специальные молитвы. В каждой епархии есть храмы, где священники совершают водосвятные молебны, молятся святым, оказывающим благодатную помощь бесчадным супругам.

Если по истечении назначенного времени детей по-прежнему нет, муж с женой должны решить, готовы ли они нести свой жизненный крест и дальше, быть может, в течение многих лет, и терпеливо полагаясь на волю Божию, ждать рождения собственного ребенка, либо возьмут приемного ребенка. Господь дает такую возможность.

Этот период является также временем взысканием воли Божией, того, какой именно путь определяет Господь этой семье. Ведь воля Божия открывается человеку не сразу. Иногда требуется долгое время, чтобы стало понятно, какой жизни хочет для супругов Господь, какое предназначение им готовит. Сейчас необходимо познать волю Божию для сообразования с ней своей родительской воли.

И, наконец, логичным окончанием всей череды духовных поступков, которые совершают молодые родители, является, в случае невозможности забеременеть, воспитание приемного ребенка, усыновленного или в любых формах принятого в свою семью. А дальше, как Господь даст.

Еще раз уточним, с чего же все-таки следует начинать – с похода к врачу или с духовного осмысления недуга?

Я считаю, что надо начинать свой путь с Церкви, с осмысления происходящего вместе со своим духовным наставником, духовником или д уховным отцом. Потому что даже на медицинское обследование и лече ние церковно во спитанные молодые супруги должны взять благословение у своего духовника. Получив Божие благословение и советы своего духовного наставника, они могут проходить те или иные медицинские мероприятия и при этом просить помощи Божией и прибегать к благодатным средствам Церкви.

[1]Требник. Последование чина Венчания Московское подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Издательство «Правило веры». 1995. С. 117–118. [2]Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Материалы. Издательский совет Московского Пат риархат а. Благотворительный фонд «Рождество-2000». 2001

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *