Каждая шестая молодая супружеская пара в России не имеет детей. Для большинства христианских семей отсутствие малышей в доме — тяжёлое испытание, являющейся проверкой веры в Промысел Божий.
Медицина определяет бесплодие как неспособность женщин и мужчин детородного возраста к деторождению. При этом женщина не способна зачать, а мужчина оплодотворить яйцеклетку. В обывательской традиции принято считать причиной отсутствия детей проблемы в женском здоровье. Между тем, по данным Всемирной Организации Здравоохранения, виновным в отсутствии потомства в 45% случаев является мужчина, ещё 15% приходится на генетическую несовместимость и только в 40% эпизодов бесплодия причиной являются патологические изменения в женском организме.
Диагноз бесплодие ставится, если у супружеской пары, не прибегающей к каким-либо методам контрацепции, при наличии постоянной половой жизни в течение года не наступает беременность. Медики называют причиной бесплодия нарушения в эндокринной и мочеполовой системах организма обоих или одного из супругов. Супружеская пара совместно проходит обследование и лечение, состоящее из следующих пунктов:
- беседа с узкими специалистами;
- клинические и лабораторные исследования;
- терапевтическое или хирургическое лечение.
Следует знать, что диагноз абсолютное бесплодие ставится женщинам в 7% случаев, а мужчинам в 5% диагнозом. При этом процент относительно бесплодных пар, в которых супруги генетически не совместимы, составляет 30-40% от всего количества обратившихся за помощью в медицинские учреждения.
Испробовав все доступные медикаментозные методы лечения, отчаявшиеся супруги, обращаются за помощью к Святым Заступникам. Как относится церковь к бесплодию? Библия считает отсутствие у супругов детей Божьей карой за совершенные ранее грехи или испытанием силы их веры в Его Промысел.
Сегодня церковь говорит, что отсутствие у супругов в течение многих лет детей — не повод для отчаяния. Важно понять, что необходимо искать не только физиологические, но и духовные причины бездетности семьи.
Причин, по которым Господь не дарит супругам ребёнка, множество. Основные из них описал Старец Паисий Святогорец в своём труде «Семейная жизнь»:
- Беспорядочная жизнь супругов до брака. Частая смена половых партнёров, желание перед вступлением в брак как можно больше удовлетворить желания плоти считаются грехом, за которой Господь может наказать отсутствием детей.
- Придирчивый выбор спутника жизни, основанный на холодном расчёте, а не на взаимной любви и уважении. Ребёнок — дар Бога и плод союза любящих людей, а не обязательный атрибут семейной жизни.
- Неготовность людей довериться воле Господа. Любое событие происходит по желанию Всевышнего. Покаяние и смирение — правильный путь к исполнению заветного желания. Библия описывает множество примеров, когда супруги становились родителями, пройдя длинный путь совместного духовного совершенствования.
- Сознательная отсрочка молодой супружеской пары в рождении ребёнка. Часто современные молодые люди строят чёткий план совместной жизни, в котором рождение потомства стоит далеко не на первом месте. Они думают, что ещё успеют завести малыша, забывая, что ребёнок — дар Господа. Пренебрежение этим подарком или отказ от него (прерывание беременности) может быть наказано невозможностью иметь потомство в будущем.
- Промысел Божий, состоящий в желании перенаправить родительскую любовь бездетной пары на сирот, которые нуждаются в ласке, опеке и заботе. Известно много случаев, когда после принятия решения принять в семью чужого ребёнка, муж и жена получали возможность зачать собственного малыша.
Кроме причин, описанных старцем Паисием, современные служители церкви называют следующие духовные предпосылки, ведущие к бездетности:
- Родовые проклятия, насланные на детей родителями. Они могут быть неосознанными, сказанными в порыве эмоций, но имеющими серьёзные последствия. Как правило, для преодоления последствий проклятия достаточно искреннего раскаяния родителей бездетного человека.
- Грехи, совершенные предками против Бога и людей. Зная о существовании в прошлом семьи недостойного деяния, следует признать его и исполнить наложенную духовником епитимью.
- Наказание за гордыню и зависть, которые в просторечье называют «порча» и «сглаз». Нельзя насмехаться над чужим горем — отсутствием детей. Это может привести к потере уже имеющихся детей и невозможности рожать ещё малышей. Известны ситуации, когда красивая, молодая, успешная женщина, имеет крепкую, но бездетную семью. Это может объясняться «сглазом» — завистью окружающих. Поможет в этой ситуации сильная вера в силу и промысел Божьи.
- Во многих случаях бесплодие — испытание веры для христианской семьи. Если после применения всех возможных методов лечения у супругов не появился малыш, то им следует со смирением принять волю Божью и набраться терпения.
Возможности современной медицины дают надежду завести потомство многим бездетным парам. Православная церковь положительно относится только к одному виду искусственного оплодотворения. В основе этого метода лежит ввод мужского семени в матку при помощи медицинского инструмента. При этом материал должен быть получен естественным путем в процессе супружеской близости. Этот способ считается приемлемым, так как он максимально приближен к естественному и не подразумевает участия в нём третьей стороны.
С точки зрения Церкви, недопустимым считаются следующие методы искусственного оплодотворения:
- Участие в процессе зачатия генетического материала третьей сторон. Священники считают, что этот процесс равноценен супружеской измене, несмотря на то, что не было факта физической измены.
- Суррогатное материнство разрушает таинство установления духовной связи матери и ребёнка во время беременности.
- Экстракорпоральное оплодотворение нарушает естественные отношения между супругами, так как процесс зачатия происходит вне человеческого тела. Священнослужители задаются вопросом, как на человека, появившегося в пробирки, будут действовать злые духи. Какими духовными качествами будет обладать малыш, зачатый вне тела матери. Также серьёзной моральной проблемой является наличие лишних оплодотворённых яйцеклеток, в которых уже зародилась жизнь. Их уничтожение фактически является убийством, за счёт которого рождается малыш. Этот грех тяжким бременем ложится на мать, принявшую это решение, и ребёнка, ради которого греховный акт был совершён.
Церковь утверждает, что лечение бесплодия будет бесполезным, если не укрепить духовное здоровье. Какие шаги должны предпринять супруги, живущие по христианским канонам?
В первую очередь, до похода в медицинское учреждение, необходимо поговорить со своим духовником и испросить его благословения на обследование и лечение.
Если супруги заключили брак только по гражданским законам, то необходимо пройти через таинство церковного венчания. Оно укрепит связь жены и мужа, сделает их союз благословленный Господом. После прохождения этого священного обряда останется только ждать доказательства этого благословения — появления ребёнка.
Семья, усердно молящая Всевышнего подарить им ребёнка, должна смиренно ждать исполнения воли Его и смиренно выносить крест страдания.
Также необходимо совершить следующие обряды:
- исповедь, во время которой вспоминают все грехи и каются в них;
- причастие, дающее очищение от неправильных мыслей и дурных поступков;
- соборование, способное исцелить не только тело, но и душу.
Чтобы осознать волю Господа необходимо очистить душу, мысли и сердце. Это поможет увидеть и услышать Его знаки, дающие понять необходимо ли продолжать делать попытки зачать собственное дитя, или подарить свою любовь и заботу нуждающимся в этом детям.
источник
Многие супружеские пары не могут стать родителями. Как следует относиться к бездетности, если Бог послал это испытание?
Если нет детей, надо подарить счастье ребенку,
который предан собственными родителями
– Есть достаточно распространенная точка зрения, что единственным смыслом христианского брака является деторождение. Однако мы не можем сказать, что весь смысл христианского брака исчерпывается исполнением этого Божьего благословения, которым является рождение детей. Если бы это было так, то непонятно, зачем супругам жить вместе, когда дети уже выросли. Но было бы и также непонятно, зачем Бог дает любовь между мужем и женой, у которых нет детей.
Брак и является таким «местом», где человек научается любви
Подобный прямолинейный взгляд, конечно, не исчерпывает то, что в браке может найти человек. Если все-таки попытаться найти наиболее распространенное определение брака у святых отцов, то это будет сочетание двух слов: «школа любви». Поскольку Царство Божие есть царство любви, то Господь готовит людей на Земле к этому царству, словно в школе, для будущей подлинной взрослой жизни на Небесах. Брак и является таким «местом», где человек научается любви.
Из Священного Писания мы знаем, что в будущем не будет ни надежды, ни веры: в них не будет смысла, потому что все исполнится. А любовь пребывает вовек. Может, форма этой любви будет другою. В Царстве Божием вообще все будет по-другому, но нам это не открыто. Однако самое светлое и прекрасное, что есть на Земле, – это любовь, причем в любых ее формах: супружеской, родительской, братской и т.д., – и она, конечно, останется.
А иначе то место, где этого не будет, в меня вселяет просто ужас. Я любил супругу всю свою жизнь, через нее мне открылось, что такое любовь Божия. Я хранил эту любовь, берег ее, был счастлив этим. И вдруг я приду к Источнику любви Иисусу Христу, и Он скажет мне больше не видеть этого человека?
Поэтому, конечно, смысл брака не может быть исчерпан деторождением. Деторождение помогает взрастить и познать любовь во всех ее проявлениях. Разные грани жизни семьи помогают человеку постичь с разных сторон, что есть любовь как самое высшее проявление Богоподобия в человеческой жизни.
И если так понимать брак, то семья, у которой нет детей, – это семья, несущая тяжкий крест, но все равно это семья. Все равно это малая Церковь. А что такое малая Церковь? Это Христос, который объединил вокруг себя людей, которые любят Его и друг друга. Поэтому мы и называем семью малой Церковью. Храм где-нибудь на вершине Афона, где служит один иеромонах и поет один послушник, ничуть не меньше храма, в котором молятся две тысячи людей. И таинства там точно так же совершаются, и Христос там пребывает. В этой семье 10 детей, в этой 5, а в этой детей нет, хотя эти люди хотели бы иметь детей. Но у них это не получилось, им этого не дано Божиим Промыслом. Но от этого малая Церковь не перестала быть малой Церковью.
Что с этим можно сделать? Во-первых, можно усыновить ребенка. Это требует труда, это некоторый риск, но сейчас это возможно. Однако мне кажется, что это не больший риск, чем рождение собственного ребенка. Сколько я знаю семей, где собственный ребенок стал источником очень большого горя для своих родителей, но они продолжают его любить. Между прочим, каждый человек – это, наверно, тоже источник скорби для Бога. Хотя Бог не скорбит, конечно, но можно так выразиться. Каждый человек предает своего Небесного Родителя и возвращается к Нему лишь как блудный сын.
Да, есть неизвестная приемным родителям наследственность ребенка. Но сколько примеров того, когда ребенок узнает, что родители не являются ему родными, переживает внутренний кризис, но потом возвращается к ним с еще большей любовью и нежностью. Потому что понимает, какой подвиг они по отношению к нему совершили, подарив ему ту любовь, которой его лишили родные мама и папа.
Поэтому, мне кажется, если нет детей, то надо подарить счастье ребенку, который предан собственными родителями. Который был лишен самого главного дара, с которого человек должен начинать свою жизнь, – дара родительской любви. Мы часто видим, что дети из детских домов, даже накормленные и одетые, даже получившие квартиры, не могут построить семью и устроиться на работу и что они скатываются на социальное дно. Это происходит потому, что у них нет опыта семьи как опыта любви. А этот опыт и должен рождать у ребенка весь остальной жизненный опыт, все прочие жизненные навыки.
Рождение детей не спасает само по себе
Каждая пара должна найти решение, угодное Богу, а не навеянное собственными мечтами
– Нам трудно узнать, Бог ли послал такое испытание. Скажем лучше, что нас постигло испытание по воле Божией. Волос с головы не падает без Его воли. Значит ли это, что мы должны ничего не предпринимать, а только терпеть и молиться? У меня заболел зуб: надо к врачу идти или священномученику Антипе молиться? Ясно, что и то и другое. Так и здесь: и молиться надо, и к врачам обратиться, чтобы попытаться установить причину и попытаться вылечиться. В основах социальной концепции нашей РПЦ упоминаются допустимые так называемые вспомогательные репродуктивные технологии, которые не связаны с уничтожением эмбрионов, то есть убийством, хотя все последствия таких методов еще неизвестны и отношение к ним осторожное. К тому же это стоит денег, и немалых, а они далеко не у всех есть.
Можно взять приемного ребенка. Каждая супружеская пара должна сама найти решение, угодное Богу и основанное на вере, а не навеянное собственными мечтами. Вера в Бога – это не самовнушение и концентрация воли, чтобы не допускать колебаний и сомнений и думать, что в этом случае Господь непременно выполнит наше желание. Вера в Бога и вера в себя – совсем разные вещи. Вера в себя и желание ее развить толкает человека на дерзкие и порой неразумные поступки: люди, рискуя жизнью, залезают на вышки и неприступные скалы и прыгают с них, летая как птицы, плавают с касатками и обнимаются с крокодилами и львами. Просто удивительно, как это сходит им с рук (до поры) и вызывает всеобщее восхищение. Верующий в Бога в повседневной жизни часто может казаться нерешительным. Он боится шаг шагнуть, чтоб не согрешить, и он, в общем, не герой нашего времени. Но, стараясь быть верным в малом и жить по заповедям Божиим, он растит в себе веру, становится ближе к Богу и все яснее различает Его волю.
Рождение детей не спасает само по себе и не является целью семьи
Как же быть, если человек чувствует, что нет воли Божией на то, чтоб иметь детей, как с этим смириться?
Главное в семье – это любовь. Бездетность может стать трагедией, если один супруг станет упрекать в этом другого. Но любящий человек никогда не сделает намека, не допустит бестактности, которая может задеть и причинить страдание любимому. К сожалению, часто бывает наоборот, в ссоре наносят друг другу самые болезненные удары. Страстное желание детей может восприниматься как упрек, вызывая у второй половины чувство вины и желание оправдаться, и всё это от недостатка любви и доверия друг к другу. Бездетным парам иногда кажется, что без детей нет счастья в жизни.
Дай Бог нам всем, бездетным и многодетным, смиренно нести свой крест и не искать другого
Конечно, дети дают нам ни с чем не сравнимую радость, любовь к ним раскрывает мужу и жене их лучшие стороны, развивает чувство долга, ответственности, самоотречения. Юные или, наоборот, закоренелые эгоисты научаются думать не только о себе, а любя своих детей – любить и уважать друг друга. Но рождение детей не спасает само по себе и не является целью семьи. Цель у каждой души одна – Христос, сказавший «враги человеку домашние его» (Мф. 10, 36) и «кто любит. жену или детей больше Меня, недостоин Меня» (Мф. 10, 37).
Только в Лице Христа – разрешение всех наших временных проблем, как личных, так и семейных и общественных, и вечное счастье и блаженство. Семья и дети просто помогают нам познать свой эгоизм и раскаяться в нем.
Дай Бог нам всем, семейным и одиноким, бездетным и многодетным, смиренно нести свой крест и не искать другого.
Бездетность – не безысходность, а испытание веры
– Начнем с того, что бездетность, за редким исключением, – это, скорее, вопрос испытания веры, нежели безысходная данность. Достаточно вспомнить примеры великих святых: Авраама и Сарры, Иоакима и Анны, Захарии и Елисаветы. Многие годы веры, терпения, смирения и любви принесли им, наконец, благословенные плоды. И если кто-нибудь скажет, что это были особенные, исключительные люди и случаи, то мы ответим вместе с апостолом Иаковом, что, напротив, и эти святые были «люди подобные нам», но «молитвою помолились», и Господь послал им просимое (ср. Иак. 5, 17). Только за этими простыми словами: «молитвою помолились» – стоит целая жизнь, исполненная доверия Богу, смирения, терпения и любви. И их пример, несомненно, должен быть примером для подражания именно в их ревности и постоянстве.
Так что без преувеличения можно сказать, что бесплодие супругов – это в первую очередь повод для проявления веры, усиленной молитвы, долготерпения, смирения и любви к Богу и друг ко другу. И когда такое христианское отношение к факту бесплодия, в конце концов, увенчается даром деторождения – оно бывает тем более радостным, что величие этого дара бывает оценено вполне, благодаря его крайней желанности. Даже понятие такое есть в народе: вымоленный ребенок. Мы знаем множество таких семей, где после долгих лет, казалось бы, «клинического» бесплодия в конце концов появлялось на свет долгожданное дитя, а за ним в некоторых случаях рождались и другие дети, на радость и утешение еще недавно пребывавшим в скорби супругам. Что же это, как не очевидный знак того, что Господь слышит наши молитвы, и если медлит с ответом, то только для того, чтобы мы укрепились в вере, терпении и любви?!
Но бывает и так, что бесплодные пары Господь подводит к тому, чтобы они проявили свою любовь и милосердие, усыновляя и воспитывая тех детей, которые в силу тех или иных причин остались сиротами. И такой выход из ситуации бесплодия – это выход тоже, несомненно, христианский, с тем только условием, что супруги достойно понесут крест своего «приемного» родительства. Говорим об этом с учетом всех тех опасностей и вероятностей, которые таит в себе усыновление ребенка, рожденного от неизвестных родителей. А это может быть крест тяжелый, потому что мы знаем, что существует не только физическая наследственность, в результате которой у ребенка могут со временем открыться те или иные тяжкие заболевания, но это может быть также и наследственность «душевная». Словом, усыновление – это в высшей степени ответственный поступок и шаг. Но при условии отношения к нему как к крестоношению – семейная пара, несомненно, может приобрести великую духовную пользу и достичь Царствия Небесного, следуя за Христом.
Наконец, возможен и третий вариант, когда пара так и остается бездетной навсегда. И в этом тоже может быть особенный Промысл Божий, научающий смирению, терпению и вере не благодаря, а вопреки обстоятельствам жизни. То есть бездетные супруги могут свою заботу, внимание и любовь обратить на воспитание своих близких родственников, например, племянников и племянниц. Или более самоотверженно, чем люди, имеющие собственных детей, посвятить себя служению ближним, особенно тем, кто страдает больше других и нуждается в сугубой заботе. И мы тоже знаем немало примеров такого доброго и постоянного служения одиноких супругов.
Словом, поприще для приложения сил и веры, терпения и любви всегда присутствует в жизни христианина вообще и православных супругов в частности. А вот как совершить свой выбор, чтобы не ошибиться: ждать с молитвой появления первенца, усыновлять или больше внимания уделять нуждающимся – это супругам может подсказать только Дух Святой в тайниках их боголюбивого сердца. И для того, чтобы этот ответ состоялся, чтобы он был услышан, можно сказать без сомнения, что должна присутствовать усиленная молитва, молитва не столько уст, сколько сердца, когда супруги носят эту сокровенную молитву в себе, как непрестающее чаяние, как непрестанный вопрос, обращенный к Богу. На такой вопрос Господь обязательно найдёт возможность ответить, и именно так, чтобы этот ответ был услышан.
Подлинная семья определяется, прежде всего, взаимной любовью
– Бездетность для христианской семьи не означает какого-либо проклятия, отвержения или наказания. Это один из путей ко спасению, по которому Бог ведет конкретную семью.
Приходилось видеть прекрасные супружеские пары, которые так и остались бездетными. Они спасались тесным сердечным единством друг с другом, не грызлись и не обвиняли один другого: «Это ты во всем виноват (виновата), что мы без детей», но преодолевали испытание вместе. Когда сердце наполнено добром, чистотой и любовью, то вся жизнь согревается, уходят тоска, чувство одиночества и сиротливости. То есть подлинная семья определяется, прежде всего, взаимной любовью. Любовь помогает правильно принять ниспосланные испытания, а если нет любви, то и рождение детей не поможет сохранить семью.
Если нет любви, то и рождение детей не поможет сохранить семью
Некоторые находят весьма мудрое решение – усыновляют брошенных деток. Таким образом они обретают чад, а чада обретают родителей, и в этом осуществляется удивительный Промысл Божий, потому что каждый находит искомое. Самое главное – чтобы сердце не было замкнуто на себе, чтобы оно готово было свою любовь излить на принятого ребенка. Пусть он рожден не от тебя, но ведь не всегда кровное родство само по себе делает людей близкими друг другу. Близость определяется тем, насколько ты сам готов вместить в свое сердце еще кого-либо.
Бездетность подается как крест, который приходится нести, порой даже не понимая, за что и почему он дан. И не нужно понимать, пытаться объяснить всё рационально. Иначе мы будем думать, что бездетность дана человеку за какие-то его грехи, но мудрость Божия Промысла непостижима для наших слабых умов. Нужно просто терпеливо нести данный крест, вверяя себя и свою жизнь, свое здоровье в руки Божии.
Если что-то возможно по-человечески сделать, надо делать: поправлять здоровье, учитывать рекомендации врачей. Лишь бы это не таило за собой греха, внутреннего лукавства, попытки обмануть себя и Бога, когда, например, идут на суррогатное материнство или на ЭКО, заведомо предполагая выборочное отношение к заготовленным эмбрионам и убийство некоторых из них.
Рождение ребенка – Божий дар. Если семье не даются дети, то это особый повод вспомнить Того, в Чьих руках рождение и жизнь, телесное благополучие и вечное спасение души. Прежде всего, стоит всем сердцем обращаться к Богу. Мы ведь все знаем, что во многих семьях, считавшихся бездетными, ребенок был буквально вымолен.
Случается и так, что человек молится и выпрашивает себе детей, употребляет всевозможные средства, дабы во что бы то ни стало родить. Он получает просимое. Но потом оказывается, что это – крест для него тяжкий, малоподъемный. Человек ропщет и унывает, а дети страдают. То есть и в самой молитве стоит сказать: «Да будет воля Твоя».
Все, что нам ниспосылается в жизни, имеет духовный смысл. И без жизненных испытаний или скорбей не обойтись. Поэтому каждый несет свой крест – кто болезни, кто неурядицы в семье, кто неудачи на работе, а кто-то бездетность. Но благодаря этому кресту мы и можем быть со Христом, обрести вечное спасение.
источник
Протоиерей Сергей Филимонов
Духовные причины бесплодия
Во время совершения таинства венчания иерей испрашивает у Господа для новобрачных о еже податися им чадом к продолжению рода. Однако, как показывает жизнь, дети рождаются не во всех семьях. Кто-то сознательно откладывает этот счастливый момент, кого-то подводит здоровье. Но бывает и так, что при отсутствии у обоих супругов объективных признаков бесплодия, зачатие не происходит по причинам духовного характера.
Бесплодие — это неспособность женщины детородного возраста к зачатию, а мужчины — к оплодотворению. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, бесплодие в современном мире — проблема каждой пятой супружеской пары. В 40% случаев «виноватой» стороной оказывается женщина, еще в 45%-мужчина, остальные 15% приходятся на случаи «несовместимости» супругов.
Бесплодие не является самостоятельным заболеванием. Это, скорее, следствие тех или иных отклонений в развитии организма или перенесенных болезней: врожденное недоразвитие или пороки развития половых органов наследственного или приобретенного характера, острые и хронические заболевания половой сферы (в том числе венерические), заболевания других органов и систем. Часто к бесплодию приводят нарушения обменных процессов в организме (следствием чего могут являться ожирение, диабет и др.), гормональные нарушения, голодание, недоедание, витаминная недостаточность. Многим парам, обращающимся за помощью к врачам, удается помочь — на сегодняшний лень существуют различные программы лечения бесплодия, среди которых есть как консервативные (медикаментозные), так и хирургические методы.
Однако помимо физических причин супружеского бесплодия, существуют и причины духовные. О них и пойдет речь.
Причин духовного характера, препятствующих рождению ребенка, может быть много. Постараюсь перечислить основные. Старец Паисий Святогорец в IV томе своих трудов, называемом «Семейная жизнь», отвечает на некоторые вопросы, связанные с бесплодием и трудностями , возникающими с рождением детей. На вопрос, почему у тех или иных женщин развивается бесплодие, старец Паисий отвечает следующим образом:
«Некоторые бесплодные женщины не вступили в брак тогда, когда это нужно было сделать, и поэтому сейчас по отношению к ним действуют духовные законы. Некоторые привередливые девушки начинают выбирать женихов: «Нет, этот мне не нравится, а тот мне не по вкусу». Пообещав парню выйти за него замуж, такая девушка одновременно глядит и на другого, потом говорит первому «нет», и он хочет покончить жизнь самоубийством. Э-э, ну какую семью создаст такая девушка? А есть женщины, которые бесплодны потому, что в юности они жили беспорядочной греховной жизнью. Есть и такие, причина бесплодия которых — в дурном питании, потому что многие продукты содержат в себе целую кучу химикатов и гормонов».
По поводу девушек, ведущих беспорядочную половую жизнь, можно заметить, что для них существует не только духовная, но и медицинская предпосылка к возникновению бесплодия. При греховно-блудном образе жизни у женщин (да и у мужчин) очень велика вероятность развития различных инфекций, которые могут привести к хроническим заболеваниям половой сферы и повлечь за собой неспособность к деторождению. Духовная составляющая заключается в том, что Господь может попустить девушке или юноше за их желание «нагуляться» в молодости (то есть, называя веши своими именами, максимально удовлетворить свою похоть) наказание и не подать детей за такую развратную жизнь.
НЕГОТОВНОСТЬ ДОВЕРИТЬСЯ БОГУ
Следующая причина, которую отмечает старец Паисий: «Есть и такие супружеские пары, которые хотят иметь ребенка сразу, как только поженятся. А если рождение ребенка задерживается, то они начинают тревожиться и беспокоиться. Как же они родят ребенка, если сами полны беспокойства и душевной тревоги? Они родят ребенка тогда, когда изгонят из себя беспокойство и душевную тревогу и направят свою жизнь по правильной духовной колее.
Иногда Бог сознательно медлит и не лает какой-то супружеской паре детей. Поглядите: ведь и святым Богоотцам Иоакиму и Анне, и святым пророку Захарии и его супруге Елизавете Он дал ребенка в старости, дабы исполнить Свой предвечный план о спасении людей.
Супруги всегда должны быть готовы принять в свою жизнь волю Божию. Бог не оставляет человека, который с доверием вручает себя Ему. Мы не делаем ничего, а сколько делает для нас Бог! Со сколькой любовью и щедростью Он дает нам все! Разве есть что-то такое, что будет Богу не под силу.
Рождение детей зависит не только от человека. Оно зависит и от Бога. Видя, что у супругов, испытывающих затруднения в связи с рождением детей, есть смирение, Бог может не только дать им ребенка, но и сделать их многодетными. Однако, видя в супругах настырность и эгоизм, Бог не исполняет их желания. Супруги должны всецело предать себя Богу. Они должны сказать: «Боже мой, Ты печешься о нашем благе, да будет воля Твоя (Мф. 6, 10)». В этом случае их прошение исполнится. Ведь воля Божия исполняется в том случае, когда мы говорим да будет воля Твоя и с доверием к Богу вверяем себя Ему. Но мы, хотя и говорим да будет воля Твоя, одновременно настаиваем на нашей собственной воле. Ну а что может сделать для нас Бог в этом случае?»
Причиной бесплодия может быть также эгоизм родителей, когда молодая семья оттягивает рождение ребенка, рассуждая примерно так: «Дети — это огромная забота. Сначала нам надо доучиться, встать на ноги, заработать на квартиру, построить дачу, купить машину, а уж потом и заведем ребенка». Заметьте: не «Бог даст ребенка», а именно «заведем», как будто ребенок — это кошка или собака. Когда Господь видит такое отношение к Своему благословению на деторождение, пренебрежение к заповеди «Плодитесь и размножайтесь», то по прошествии некоторого срока, когда у семьи уже есть все — и квартира, и дача, и машина, и работа — Он не подает детей. И кроме кошек и собак такая семья «завести» уже никого не может. Хотя с медицинской стороны препятствий для деторождения нет.
Старец Паисий выделяет еще две возможные причины бесплодия: «Многим людям Бог не дает детей для того, чтобы возлюбив детей всего мира как своих собственных, эти люди помогли их духовному возрождению». Старец Паисий приводит следующий пример: «Один человек не имел детей, но, когда он выходил из дома, дети из соседских домов сбегались к нему и с любовью окружали его. Они не давали ему идти на работу. Видите: Бог не дал этому человеку своих детей, но Он дал ему благословение, чтобы все соседские дети любили его как отца а он помогал им духовно. Суды Божии — это бездна».
«А в других случаях Бог не дает супругам детей, чтобы пристроить какую-нибудь сиротку». Старей Паисий рассказывает об одном своем знакомом христианине — адвокате, человеке духовной жизни. Однажды старей остановился у него на денек погостить и познакомился с его благочестивой супругой, помогающей многим бедным детям. Она пожаловалась на то, что Господь не дает ей детей, на что старей Паисий ответил с укором: «У тебя, сестра, более пятисот детей. И ты еше жалуешься? Христос видел твое благое произволение. И Он воздаст тебе за него. Сейчас, помогая духовному возрождению стольких детей, ты являешься матерью лучшей, чем многие другие. Ты оставляешь позади всех многодетных матерей! И та мзда, которую ты получишь, тоже будет много большей, потому что, возрождаясь духовно, дети духовно обеспечивают свое будущее в вечной жизни».
Поэтому бывает так, что Господь не подает семье детей не как наказание, а проявляет таким образом Свой особый Промысл, чтобы через этих людей получил помощь какой-нибудь несчастный ребенок, оставленный своими родителями.
Я знаю некоторые семьи, в которых происходило следующее. Как только супруги проявляли желание усыновить сироту из детского дома, женщина и сама зачинала ребенка. В семье таким образом появлялось сразу двое детей — один усыновленный и второй, посланный Господом, разрешившим чрево прежде бесплодной женщины. Когда врачи обследовали таких женщин, они не находили у них патологии, препятствующей деторождению. Но воля Господа была такова, чтобы в этих семьях воспитывали не только своего ребенка, но и приемного.
РОДОВЫЕ ГРЕХИ И ПРОКЛЯТИЯ
Существуют и другие причины бесплодия. К ним можно отнести так называемые родовые проклятия — когда мать или отец проклинают своих детей. Иногда, когда дети докучают своим родителям, те вместо своего родительского благословения посылают детям укоры, которые могут «сработать» как проклятия. Например, когда мать говорит своим дочерям: «Чтоб вам пусто было» или посылает их к нечистой силе. Когда такие родители раскаиваются затем в своих проклятиях, жизнь их детей устраивается и Господь подает им детей.
Существуют также «родовые» грехи против Бога и против ближнего, когда Господь наказывает бесплодием за грехи, совершенные против Него. Например, если кто-то рушил храмы, снимал кресты, резал иконы, смеялся над церковью, Господь может посылать бесплодие в семьи потомков глумителей до тех пор, пока они не осознают этого греха и не покаются за родителей. Известен случай, когда священник после революции отрекся от своего сана и так и умер без покаяния. В следующих поколениях в его семье рождались одни девочки, а мальчики, если и появлялись на свет, вскоре умирали, не дожив до взрослого возраста. В 1 930-е годы в колхозах, рабочих коллективах и институтах детей заставляли принародно отрекаться от своих родителей. Такого рода грехи против Бога (осквернение церквей, богохульства, отречение от родителей) нередко сказываются на последующих поколениях.
Иногда люди совершают и грехи против ближнего — выкапывают могильные плиты и строят из них свои лома, делают аборты или совершают другие кощунственные поступки, а потом их дети или внуки становятся бесплодными.
Конечно, «порча», «сглаз» — это не церковные понятия. Но иногда люди используют такую терминологию — в большинстве случаев, пол этим следует понимать зависть. Например, «сглаз» может случиться, если одна женщина зло завидует другой — красивой, материально благополучной, вышедшей замуж и счастливой в браке. И в силу подобной черной зависти может получиться так, что у женщины будет все, но забеременеть она не сможет. Или если женщина-мать насмехается над соседкой, лишенной счастья материнства, Господь может лишить насмешницу ребенка или «затворить» ее чрево так, что она больше никогда не сможет иметь детей по своей гордости и превозношению над страдальцами.
Бесплодие может быть послано и как испытание веры человека. В материалах Юбилейного Архиерейского собора РПЦ 2000 года и в святоотеческом учении указывается, что бесплодие может рассматриваться как крест, который возлагает Господь на супружескую пару. «В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с плодом чрева на пользу супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, единомыслия душ и телес. Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов». Такое бесчадие — крест, в котором супружеская пара должна проявить терпение, смирение, упование на волю Божию.
Однако бывает, что Господь по прошествии многих лет все же дарует супругам дитя. Яркими примерами здесь служат праведные Авраам и Сарра, которые около 90 лет молились о рождении ребенка, Захария и Елизавета, Богоотцы Иоаким и Анна. Их дети, рожденные после стольких молитв, терпения, упования на Бога, были благословенны.
Испытание веры может быть важным моментом для супружеской пары. Такая семья проявляет свою верность Богу, если не ропщет на Него, а благодарит за посылаемую скорбь. Подобное испытание веры в какой-то момент может закончиться, и женщина, бесплодная в течение многих лет, родит еще много детей.
ЗНАЧЕНИЕ ЦЕРКОВНОГО ОСВЯЩЕНИЯ БРАКА
Очень важным для решения проблемы бесплодия является церковное освящение брака. В молитвах на освящение церковного брака есть такие слова, в которых призывается благословение Божие на чрево женщины для того, чтобы она была плодоносна:
Иже за неизреченный Твой дар и многую благость, пришедый в Кану Галилейскую, и тамошний брак благословивый: да явиши, яко Твоя воля есть законное супружество, и иже из него чадотворение.
Помяни Госполи Боже наш раба Твоего, (имярек), и рабу Твою, (имярек), и благослови я, даждь им плод чрева, доброчадие, единомыслие души и телес. Возвыси я яко кедры ливанские, яко лозу благорозгную . Даруй им семя класяно, да всякое смодовольство имуще, изобилуют на всякое дело благое, и Тебе благоуголное: и да узрят сыны сынов своих, яко новосаждение масличная окрест трапезы их.
Неверующие мужья иногда пренебрегают этим важным таинством, и Господь не дает возможности женщине стать матерью до тех пор, пока супружеский союз не будет освящен благодатью церковного брака. Также известны случаи, когда женщины, которым был поставлен диагноз «бесплодие», прожившие много лет со своими мужьями в официально зарегистрированных, но невенчанных браках, зачинали уже через несколько дней после венчания.
ГОСПОДИ, НЕ КАК Я ХОЧУ, НО КАК ТЫ!
Можно рассмотреть еще несколько причин бесплодия. Когда Господь видит, что возможный в семье ребенок будет очень болен или будет инвалидом, Он попускает, чтобы этот младенец не родился. Из церковных патериков известны случаи, когда матери под угрозой потери ребенка горячо и усердно молились Богу, Господь открывал им через тех или иных святых, что их молитва неугодна, потому что этот ребенок родится злодеем, убийцей, святотатцем. Если же матери не отступали, желая во что бы то ни стало выполнить свою волю, удовлетворить свой материнский эгоизм, Господь попускал рождение таких детей, которые потом становились поругателями семьи.
Хорошо известен случай с декабристом Рылеевым, которого мама вымолила, когда он в пятилетнем возрасте умирал от дифтерии. Господь затем показал ей, что сын выздоровеет, но закончит свою жизнь на виселице. Так впоследствии все и произошло. Мать потом каялась, но было уже поздно, Господь уже ответил на ее молитвы. Поэтому очень важна молитва: «Господи, не как я хочу, но как Ты хочешь».
ЛЮБОВЬ — ОСНОВА ПОЛНОЦЕННОЙ СЕМЬИ
Господь может не давать детей по неготовности, незрелости мужа и жены к воспитанию ребенка, по безответственности или злобности одного из супругов, или из-за возможности взаимных измен. Например, если в семье постоянные ссоры и скандалы, муж и жена эгоистичны, не готовы жертвовать собой ради ребенка, не готовы о нем заботиться, отдать ему свою любовь, Господь, провидя это, задерживает рождение ребенка на несколько лет, пока супружеская пара не созреет, пока в семье все не устоится, пока муж с женой не придут к согласию. Ребенок должен рождаться в любви. Если же с самого начала своей жизни он будет испытывать злобу родителей друг к другу и по отношению к себе, то кем вырастет этот ребенок, что будет с его душой, что он впитает в себя от таких родителей?
Известны также бездетные пары, в которых жены ходили ко многим врачам и обивали пороги медицинских центров, а мужья при этом унижали их, оскорбляли и укоряли невозможностью деторождения. Женщины эти шли на всякого рода медицинские процедуры, однако ничего не помогало. В последствии такие мужья изменяли своим женам, уходили в другие семьи. А женщины, бывшие бесплодными, выходили замуж за других мужчин и благополучно рождали детей. Бесплодие их оказывалось мнимым. Господь, провидя, что муж с женой не готовы к сохранению супружеского союза, иногда попускает, что ребенок в такой семье не рождается, потому что он уже с малого возраста обречен остаться сиротой.
источник
Мы не станем говорить о физиологических причинах этого несчастья, а рассмотрим алгоритм поведения семейной пары, страдающей от бесплодия, предлагаемый церковной, православной традицией
Дети – это цветы жизни, как говорит одна из пословиц. Однако появление этих цветов, к сожалению, не всегда совпадает лишь с желанием взрослых женщин и мужчин, которые их очень хотят. Бывает и такое, что муж с женой стараются, стараются, а ничего не получается. Идут по врачам, специалистам, и слышат страшный диагноз – бесплодие. Мы не станем сейчас говорить о физиологических причинах этого несчастья, в каждом конкретном случае они могут быть свои и о них доктора очень подробно расскажут и объяснят. Попробуем рассмотреть алгоритм поведения семейной пары, который предлагается ей церковной, православной традицией.
Прежде всего, любой священник скажет такой паре – не отчаивайтесь! И правда, нет оснований считать — даже если поставлен окончательный диагноз специалиста — что дело зачатия младенца совершенно безнадежно. История жизни знает множество обратных примеров, которые в церковной среде трактуются как обыкновенное чудо, а в среде светской — как плод неустанных усилий. Поэтому первым советом здесь будет, безусловно, лечиться, ну а вторым, традиционно, молиться. И лишь у людей окончательно отчаявшихся в таком чуде, как собственные дети, вряд ли они и появятся, все остальные должны жить обоснованной надеждой.
Помимо обычных медикаментозных и физиотерапевтических методов лечения бесплодия, современная медицина предлагает ряд достаточно сложных способов семейной паре обрести долгожданное потомство. Однако надо знать, что церковное сознание, выраженное в Социальной концепции Русской Православной Церкви, не все из них одобряет для своих членов.
Фактически, из всех активных методов медицинской помощи при бесплодии одобряется только метод искусственного оплодотворения женщины половыми клетками мужа. Здесь не нарушается целостность семейного союза как такового, а искусственное зачатие происходит в контексте семейных отношений.
Что же касается такого метода, который основан на донорстве половых клеток, то он считается категорически недопустимым, так как вносит в союз двух некое анонимное третье действующее лицо. С этой точки зрения само оплодотворение и зачатие вполне может рассматриваться как результат супружеской измены.
Экстракорпоральное оплодотворение, которое становится особенно модным, напрямую связано с таким жутким следствием этого метода, как уничтожение излишних эмбрионов. Поскольку религиозное сознание признает ценность фактической жизни именно с момента появления эмбриона из оплодотворенной яйцеклетки, то этот метод должен трактоваться как массовый аборт, или, попросту говоря, убийство тех самых детей, которые столь желанны супругам, и которые в массовом порядке летят в сливное ведро. Ответственность за этот тяжкий нравственный проступок лежит не только на медиках, чьи руки и совершают убийство, но и на родителях, идущих на подобную селекцию. Это горько, но надо называть вещи своими именами. Теоретически, если бы речь шла о единственном эмбрионе, метод был бы вполне допустим, однако, в практике современных медицинских учреждений, нет таких условий. Впрочем, возможно это дело будущего, если появится известное число настойчивых родителей, добивающихся человечности, а не производственной репродуктивности.
Суррогатное материнство также признается аморальным и недопустимым в практике нормальной семейной жизни.
Текст Социальной Концепции об этом говорит так: «Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. «Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания».
Кстати, есть интереснейший Библейский пример, который демонстрирует грустные последствия подобного рода попытки решить проблему бездетности. Возможности пересадить эмбрион тогда не было, но зато можно было предложить вместо себя, например, служанку. Речь идет о великом Патриархе библейского народа Аврааме. У него с его женой Саррой до глубокой старости так и не было детей. Мечтая иметь ребенка, его жена прибегла к помощи служанки Агари, которая, зачав от Авраама, родила им мальчика, названного Исмаилом. Ох и натерпелась же Сарра от Агари унижений и презрения, однако, делать было нечего, сама виновата. За неимением детей, Исмаил был естественным наследником всего родительского состояния, в том числе, благословений Бога. Сарра еще много неприятностей имела от Агари, когда та поняла, какие преимущества перед хозяйкой теперь она получила. Однако случилось так, что Сарра все же забеременев родила сына Исаака. Агарь с Исмаилом были изгнаны вон, и от них произошел, согласно Библейской традиции, народ Агаряне – современные арабы, которые до сих пор не дают покоя своим кровным братьям по Аврааму – евреям. Это лишь один пример печальных последствий суррогатного материнства.
Иногда возникает вопрос: если суррогатное материнство – это плохо, то почему усыновление брошенных детей это хорошо? Ведь там вообще чужой ребенок берется в семью, к рождению которого ни будущий папа ни мама не имеют отношения. На самом деле все проще: усыновление — это благодеяние, или доброе дело, которое совершают люди из любви, и, прежде всего к уже рожденному, но несчастному младенцу или великовозрастному ребеночку. Никто и не претендует на генетическое родство, оно здесь заменяется родством духовным, семейным, которое, при настоящей любви, полностью компенсирует разность крови.
Прежде чем рассказать, как и кому молиться при бесплодии, стоит пояснить, зачем это делать. Конечно, речь идет о людях, хотя бы мало-мальски верующих. Такое семейное испытание, как бесплодие, не всегда приводит к разрушению брака, но чаще всего ведет к его консолидации, особенно если супруги действительно любят друг друга. Стоит задуматься о самом главном – кто является источником жизни? Для верующего человека ответ очевиден – это Бог! Следовательно, при невозможности родителями зачать новую жизнь младенца и стоит обратиться к непосредственному Подателю жизни. В этой части семейной терапии, как раз, все средства хороши, если речь идет о классических церковных молитвах.
Но особенно полезно супругам поразмышлять о том, зачем дается им подобное испытание, и какие изменения к лучшему они могут внести в свою жизнь, чтобы его успешно преодолеть. А для этого рекомендуется, как можно чаще прибегать к таинству исповеди. Еще лучше, если муж и жена будут как можно чаще причащаться в период попыток зачатия, поскольку Причастие — это не только награда за труды и подвиги, но и лекарство, как для души, так и для тела. Кровь Христа соединяется с кровью христиан, помогая преодолевать самые различные недуги. Очень хорошо, если супруги пособоруются, так как это таинство напрямую связано с помощью при нездоровье. И конечно замечательно, если невенчанный брак получит церковное благословение в таинстве венчания.
Когда речь заходит именно о помощи Божией, от человека требуется лишь одно – неустанно ее искать. А подаваться она может самым различным способом.
Есть большое количество святых, которые, по наблюдению в течение церковной истории, имеют возможность помогать при бесплодии. Речь, естественно, идет о чудесной молитвенной помощи.
«Услышь нас, Милосердный и Всемогущий Боже, да молением нашим ниспослана будет благодать Твоя. Будь милостив, Господи, к молитве нашей, воспомяни закон Твой об умножении рода человеческого и будь милостивым Покровителем, да Твоею помощью сохранится Тобою же установленное. Ты властною силою Твоею из ничего все сотворил и положил начало всего в мире существующего — сотворил и человека по образу Своему и высокою тайною освятил союз супружества в предуказание тайны единения Христа с Церковью. Призри, Милосердный, на нас, рабов Твоих, союзом супружеским соединенных и умоляющих о Твоей помощи, да будет на нас милость Твоя, да будем плодовиты и да увидим мы сыны сынов своих даже до третьяго и четвертаго рода и до желаемой старости доживут и войдут в Царство Небесное по милости Господа нашего Иисуса Христа, Которому всякая слава, честь и поклонение подобает со Святым Духом во веки. Аминь».
Наиболее частыми адресатами при молитвах о даровании детей, являются Иоаким и Анна – родители Пресвятой Богородицы, Девы Марии. Причина достаточно очевидна. Именно эта пара прошла с честью и достоинством через испытание своего брака бесплодием, и, получила по своим молитвам такой «плод чрева», как Марию, ставшую Богородицей. Перед тем как привести молитву праведной Анне о даровании детей поясним, что молиться можно и своими словами. Можно заказать специальный молебен в церкви этим святым, написав туда свои имена. Можно посетить храм посвященный им, и молиться там. Никто не ограничивает человека в его возможностях.
«Благоугодный корень, израстивший былие благоплодное и вечноцветущее – препетую Богородицу, из Нея же произыде Начальник жизни и Совершитель веры Иисус Христос, многоточный источник, из неяже произыде, яко поток сладости и река мира Благословенная в женах, источающая бездну благ и неизреченное море благости и бесконечного блаженства. Предопределенная чревоносити несравненно Светлейшую лучей солнечных, Еяже прозреша и проповедаша пророческие трубы. Познанная от Плода ея, Царицы Ангелов и вышшей сущей небес, яко сосуд избранный Святаго Духа и вместилище благодати яснейшее. Образ праведности и непорочного жительства и мудрости луг благоуханный и сладкоблаговонный. Исполняющая законная повеления в правости сердца и горящем благоговении и всяким тщанием со блаженным своим супругом и богоносцем Иоакимом. Божественным волением зачавшая в старости маститей и рождшая прежде век предопределенную родитися Матерь Божию. Прамати всемилостивого и всещедраго Бога, готовое заступление и предстательство с верою прибегающих к тебе, утешение страждущих и покой скорбящим, благодатию Внука твоего показующая безчадных и неплодных жен благочадны, приими и моление нас грешных и преложи печаль безчадия молящихся тебе в радость.
Даждь плод чрева призывающим тя, разрешая мрак их безплодия и, яко разрешение безплодия, безчадных жен благочадны сотвори ублажающих тя и славословящих Богочеловека – Внука твоего и Создателя и Господа.
Ей, блаженная и благодатная Анна, всем, яко луна пресветлая, посылающая мирный и тихий свет богоданных в тебе дарований, показавшаяся Сарры честнейшая, Анны матери Самуила светлейшая, Елисаветы славнейшая и всех праведных жен, ихже закон прославляет, честнейшая и яко от сего многой чести и благодати удостоенная, исполни радости и веселия сердца к тебе прибегающих и даждь благодать твою рабе твоей, приемлющей твою скорую помощь, отверзая ей чрево, да твоим предстательством и заступлением улучит зачатие чада и прославит всесвятое Имя Богочеловека – Внука Твоего и Спаса нашего Иисуса Христа. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем и пресвятым и благим и животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Святые пророк Захария и праведная Елизавета, также являются наиболее популярными святыми, к которым обращаются при подобных проблемах. История та же. До глубокой старости эти люди так и не смогли иметь детей, и почти смирились с этим испытанием, как по милости Бога зачали и родили сына, да еще какого. Это был Иоанн, которого прозвали Креститель, и о котором Сам Христос, принявший у него крещение сказал, что это самый великий человек на земле.
«Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедший, готови, в немже сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и святого пророка Захарию и праведную Елисавету воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь».
Святая праведная Анна пророчица – мать пророка Самуила, имя которого так и переводится «Испрошенный Богом». Эта женщина непосредственно в Иерусалимском храме усердно вымаливала себе ребенка и получила просимое. Она и есть пример позитивной надежды на помощь Божию.
Приведем молитву ее сыну, где напрямую говорится о подвиге его святой матери, и во имя этого подвига, просится помощь в просимом:
«От матере умоленный, тезоимените дания Божия, /от Бога звания во младенчестве сподобися, честный пророче Самуиле, добре пасый непокоривыя люди и царем явивыйся устроитель, и о нас, верно чтущих тя, моли Истиннаго Бога, да спасет души наша».
Святая Блаженна Ксения Петербуржская, при своей жизни неоднократно молилась о различных семейных нуждах тех людей, которые к ней обращались. В том числе и людей бесплодных. А после ее кончины большое количество семейных пар не имеющих детишек по ее молитвам были одарены Богом потомством.
«О, святая всеблаженная мати Ксение! Под кровом Всевышняго жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерью, голод и жажду, холод и зной, поношения и гонения претерпевшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога получила еси и святыми и под сенью Всемогущего покоишися. Ныне святая Церковь, яко благоуханный цвет, прославляет тя. Предстояще на месте твоего погребения, пред образом твоим святым, яко живей ти, сущей с нами, молимся ти: примии прошения наша и принеси яко Престолу Милосерднаго Отца Небесного, яко дерзновение к Нему имущая, испроси притекающим к тебе вечное спасение, на благая дела и начинания щедрое благословение, от всяких бед и скорбей избавление. Предстан и святыми твоими молитвами пред Всемилостивым Спасителем нашим о нас, недостойных и грешных. Помози, святая блаженная мати Ксение, младенцы светом Святого Крещения озарити и печатию дара Духа Святаго запечатлети, отроки и отроковицы в вере, честности, богобоязненности воспитати и успехи в учении им даровати; болящия и недугующия исцели, семейным любовь и согласие ниспосли, монашествующих подвигом добрым подвизатися удостой и от поношений огради, пастыри в крепости Духа Святаго утверди, народ и страну нашу в мире и безмятежии сохрани, о лишенных в предсмертный час причащения Святых Христовых Таин умоли. Ты наша надежда и упование, скорое услышание и избавление, тебе благодарение воссылаем и с тобою славим Отца м Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Подобная ей святая не такой давней поры – святая блаженная Матрона Московская. Также как святая Ксения, блаженная Матрона была известна множеством чудес, в том числе и в несчастных обстоятельствах семейной жизни.
«О блаженная подвижнице Христова, мати наша Матроно! Припадаем ныне и прибегаем к твоему предстательству, и смиренно просим тя: многая скорби и болезни в жизни своей претерпевшая, призри и на наша скорби и болезни, крепость бо наша оскуде в нас, не можем ни подвиги творити, ни молитися усердно. Воздохни за ны ко Господу и умоли Его, да помилует нас и исцелит наша болезни неисцельныя, жизнь нашу да сохранит в мире и тишине, и за молитвы твоя и теплая ходатайства соберет нас во Царствии Своем со всеми святыми славити Бога во веки веков. Аминь».
Известна чудесная помощь родителям, которые не имеют детей, от преподобного Александра Свирского. В летописи монастыря, где покоятся его мощи есть немало свидетельств рождения детей после молитвы к этому святому. Особенно помогает он при рождении почему то мальчиков.
«О, священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Александре, изрядный угодниче Пресвятыя и Единосущныя Троицы, многия милости живущим во святей обители твоей и всем, с верою и любовию притекающим к тебе, являяй. Испроси нам вся к житию сему временному благопотребная, паче же к вечному спасению нашему нужная. Пособствуй предстательством твоим, угодниче Божий, правителем страны нашея России. И да в мире глубоце пребудет святая православная Церковь Христова. Буди всем нам, чудотворче святый, во всякой скорби и обстоянии скорый помощниче. Наипаче же в час кончины нашея явися нам, заступниче благосердый, да не предани будем на мытарствах воздушных власти злобнаго миродержца, но да сподобимся непреткновеннаго восхода в Царствие Небесное. Ей, отче, молитвенниче наш присный! Не посрами упования нашего, не презри смиренных молений наших, но присно о нас пред Престолом Живоначальныя Троицы предстательствуй, да сподобимся вкупе с тобою и со всеми святыми, аще и недостойны есмы, в селениих райских славити величие, благодать и милость Единаго в Троице Бога, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».
Преподобный Роман Антиохийский (Сирийский отшельник), еще и при своей жизни славился молитвами за неродящих женщин. Такие специально совершали паломничество со своими мужьями к нему, лишь бы святой угодник помолился о них. Молился и дети у самых безнадежных пар появлялись по его молитвам к Богу.
«О преподобне отче Романе, услыши нас, призывающих тя. В малой келий затворившись, питаясь скудно и огня не имея, во власянице, нося тяжелые вериги, до кончины своея пребыл еси. Сего ради благодати Божественныя сподобившись, многих людей недуги уврачевал еси и многих жен молитвою своею от безплодия избавил еси. И ныне внемли с благоговением и усердием припадающим и молящимся тебе женам неплодным; умоли Господа Бога, да всемощною силою Своею разрешит Он безплодие их и чад им дарует, ибо благ и человеколюбив Бог наш, свыше призирающий на нас и исполняющий прошения наша. Аминь».
Преподобному Давиду Гареджийскому молятся в особенности, если есть конкретные медицинские причины бесплодия. Еще при своей жизни он творил удивительные чудеса.
«О, всесветле, богохвальне авва Давиде, святче Божий! Ты силою благаго Законоположителя явился еси нам, кознями лукавого связанным и обуреваемым, яко наставник в покаянии и помощник в молитве. Того ради дано тебе много даров благодати и чудотворения, разрешения грехов наших и прегрешений оставление, болезней исцеление и диавольских наветов отгнание. Темже твоею отеческою милостию в богоцарственном разумении, многотрудными молитвами и моленьми твоими, наипаче же непрестанным твоим заступлением о нас, да возставит Господь Бог ны, во грех впадшия, силою Своею непобедимою на всякаго видимаго и невидимаго врага, дабы валящееее совершая святую память твою, желанием возжелали мы покланятися Превечному Богу в Троице Единому, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
А вот священномученик Ипатий, епископ Гангрский, прославился помощью от своих чудотворных мощей уже после своей кончины. И особенно такая помощь была востребована бесплодными супругами.
«Трисолнечного Света светозарная звездо, вводящая в мир Трисолнечный Свет апостольскими твоими, богоевангельскаго проповедания священноучении, священномучениче, иерарше Христов, Богоблаженне Ипатие. Ты приял еси от Святые Троицы равноапостольную благодать, серафимскую в горечестии к Богу любовь, яко же верховнейший апостолов Петр, и херувимскую многоочитую во учении премудрость, яко же вторый Павел. Просветивый премудрым твоим благочестия учением тьмочисленныя народы, присноусердно подражая всемирнаго Учителя, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Его же ради всесмиренно молю богоподражательное отеческое твое благоутробие: призри милостивно богосветлыми очима твоима на сущее недостоинство мое, яко всечадолюбивый по Бозе отец, и присноусердный нашего спасения наставниче, и всех в Горних правонеизменный строитель, адамантная Православию стена и пресветлый столп, вводящий второноваго Израиля во всепросветлейший Горний Сион. Потщися вскоре помоществовати на бранех воинству нашему. Проси же присно у Святыя Троицы всем православным христианом мира и тишины, душевного спасения и многолетняго в телеси здравия, воздуха благорастворения, земли благоплодия, неплодствующим благочадия, и в законе Господнем воспитания, и всех благих умножения. А после жития коемуждо жизни сея сподоби святыми твоими молитвами улучити христианскую кончину благу, непостыдну и мирну, со всепреподобнейшим исповеданием и со причастием Святых Бессмертных Небесных и Животворяхцих Христовых Тайн, и с молитвомаслием беспрепятное воздушных мытарств прошествие, наследие со святыми всерадостныя присносущныя жизни, в ней же купно со ангельскими чинми непрестанныя хвалы вознесем Отцу со Единородным Его Сыном и с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, и тебе, великое твое отеческое милостивое заступление, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».
Здесь приведены наиболее распространенные святые, к которым есть практика обращаться с молитвами именно по такому поводу. Однако, у каждого из нас есть еще и свой небесный покровитель и Ангел Хранитель. Вполне возможно призывать их на помощь, потому что наша жизнь непосредственно касается и их.
Самое главное для родителей, которым Господь по их молитвам и желанию все же даст младенчика, никогда не забывать, что их чадо действительно вымоленное.
источник