Меню Рубрики

Астигматизм и близорукость у детей 6 лет

При астигматизме у детей нарушается процесс восприятия изображения. Физиологией предусмотрено, что в каждом глазу имеется определенное место для фокусировки объекта – сетчатка. Световой пучок сначала попадает на роговицу, которая его преломляет – меняет движение и направление света. Затем луч проходит через зрачок, где радиальные и круговые мышцы, регулируя его ширину, регулируют таким образом объем поступающего света. Далее луч проходит через хрусталик, где также преломляется.

У детей с астигматизмом этот процесс нарушается из-за изменения толщины и выпуклости роговицы или хрусталика. Вследствие этого фокусировка происходит не на сетчатке, а перед ней или позади нее. Это приводит к тому, что все предметы становятся размытыми. Обычная черная точка может восприниматься за черточку или овал. Согласно офтальмологической статистике, своевременно начатое лечение приводит к полному выздоровлению. Важно в нужный момент обратить внимание на то, что ребенок видит плохо.

Так выглядит астигматизм у детей

У большинства детей внешней причины формирования астигматизма нет. Проблема является врожденной или наследственной. Даже если у ребенка в раннем возрасте не было проблем со зрением, а родители страдают астигматизмом, патологические изменения могут произойти позже.

У новорожденных детей часто имеется нарушение восприятия зрительной информации. К завершению первого года жизни зрение восстанавливается. Такая форма астигматизма называется врожденной и не считается патологией. Не требует она и коррекционных мероприятий.

Наследственное изменение толщины и выпуклости роговицы с хрусталиком можно определить у ребенка в первые 2–3 года жизни. Оно определено генетически и закладывается еще в период внутриутробного развития. Родителям при первом визите с малышом к офтальмологу необходимо обязательно сообщить, что у них был или есть астигматизм. В этом случает ребенок попадает в группу риска и требует особо внимательного наблюдения.

В школьном возрасте порядка 6% детей страдают от выраженных симптомов астигматизма. До 40% имеют слабые признаки нарушений и зачастую игнорируют их.

Спровоцировать изменение формы хрусталика или роговицы могут следующие причины:

  • дегенеративные изменения роговицы глаза или век;
  • оперативные вмешательства в области глаз;
  • повреждение роговицы;
  • патологии челюсти, провоцирующие деформацию глазницы;
  • термическое воздействие на глаза – ожог роговицы или конъюнктивы (часто бывает при длительном взгляде на солнце, ультрафиолетовую лампу, вспышки сварки).

Определить фактор, вызвавший изменения, поможет дифференциальная диагностика.

Если регулярно не обследовать глаза ребенка, то распознать патологию достаточно трудно. Если проблема врожденная или приобретена в раннем возрасте, то пациент может не подозревать о том, что его глаза работают не так, как это предусмотрено физиологией. Нечеткая фокусировка на предметах воспринимается нормальным явлением и не вызывает жалоб у ребенка.

Если астигматизм появился в более старшем возрасте, пациент жалуется на зрение. Косвенными признаками нарушений считаются:

  • резкое уменьшение остроты визуализации;
  • частые приступы головных болей;
  • раздвоение предметов и ощущение, что их контур расплывается;
  • повышение утомляемости;
  • раздраженность;
  • присутствие дискомфорта на слизистой глаз.

Дети с астигматизмом прикладывают немалые усилия, чтобы рассмотреть предмет. Они прищуривают глаза, оттягивают внешний уголок, приближаются или отдаляются. Эти признаки могут сопровождать и другие патологии, но они являются основанием для обращения к офтальмологу.

Выделяют несколько видов детского астигматизма. При определении вида учитывается, в каком месте происходит нарушение преломления луча, где располагается фокус изображения, каков возраст ребенка и степень выраженности нарушений.

Степень патологии определяется в диоптриях – единицах изменения оптической силы линз:

  • сильная – больше 6;
  • средняя – от 3 до 6;
  • слабая – до 3.

Физиологический астигматизм к 12 месяцам ребенка достигает показателя менее единицы.

  • Роговичный астигматизм – сопровождается изменением формы роговицы и сильным нарушением преломления луча. Данный вид достаточно сложный, так как на роговице луч преломляется сильнее.
  • Хрусталиковый – спровоцирован искажением формы хрусталика. Встречается реже, чем роговичный. Имеет менее выраженную симптоматику, так как в хрусталике луч преломляется менее интенсивно.
  • Гиперметропический – вызван фокусировкой изображения за сетчаткой глаза. Сопровождается дальнозоркостью.
  • Миопический – характеризуется плохой фокусировкой на предметах, которые расположены вдали. Сопровождается близорукостью.
  • Простой – вызван нарушением фокусировки только в одном глазу. При этом второй работает хорошо.
  • Смешанный – характеризуется разной фокусировкой изображения в глазах. На одном проекция находится за сетчаткой, а на другом – перед ней.
  • Сложный – сопровождается развитием близорукости или дальнозоркости у ребенка. Отмечается вовлечение в патологический процесс обоих глаз.

По характеру течения выделяют физиологический и патологический астигматизм. Физиологический сопровождается вовлечением в процесс обоих глаз, при этом отклонение от нормы незначительное и обычно составляет 0.5–0.8 диоптрии. Патологическое изменение определяется, когда у ребенка присутствует изменение показателей более, чем на 1 диоптрию.

По характеру возникновения выделяют врожденный и приобретенный астигматизм. От факторов, вызвавших нарушение, зависит коррекционная методика.

Родители могут заподозрить, что у ребенка имеются проблемы с восприятием объектов. Что это такое и как справиться с заболеванием, они обычно не знают. Чтобы поставить диагноз «астигматизм», назначаются аппаратные и инструментальные методы диагностики:

  • авторефрактометрия – с помощью оптической системы изучается преломляющая способность глаз;
  • таблица Сивцева – по ней ребенок называет увиденные буквы, а в младшем возрасте – изображения;
  • кератометрия – позволяет определить форму роговицы и установить отклонение от нормального положения;
  • компьютерная топография – во время процедуры создается трехмерное изображение, позволяющее установить степень искривления роговицы, определить толщину и форму.

При необходимости индивидуально назначаются дополнительные манипуляции исходя из полученных результатов стандартного обследования.

Лечение астигматизма очками – подбор линз

Методика коррекции подбирается для каждого ребенка индивидуально и зависит от следующих показателей:

  • возраста;
  • степени изменений;
  • формы патологии;
  • характера возникновения;
  • вовлеченности глаз (простой, сложный).

В связи с тем что у детей глаз продолжает расти и видоизменяться, для них применимы только безопасные методы коррекции. После совершеннолетия может проводиться хирургическое вмешательство, особенно если астигматизм сильный и смешанный.

Данная методика считается наиболее простой и бюджетной. Она предполагает постоянное ношение специальных очков. В результате ограничивается боковое зрение и восстанавливается правильная фокусировка объектов на сетчатке. Недостатком данной методики является ее неэстетичность. Многие дети отказываются носить очки, так как они портят внешний вид, мешают двигательной активности ребенка и вызывают психологические комплексы.

Этот способ предполагает ношение не очков, а специальных линз. Он применяется, когда диагностирован гиперметропический, миопический или одновременно тот и другой вид астигматизма. Врач подбирает твердые линзы, регулирующие форму роговицы. Устройство надевается на ночь и снимается утром. Достоинство метода в том, что система не портит внешний вид ребенка и позволяет ему вести привычный образ жизни. Данным способом можно исправить нарушение зрения не более полутора диоптрий.

Такой способ рекомендуют использовать после 18 лет, когда формирование зрения завершено полностью. Наиболее популярной на сегодняшний день считается коррекция Ласик. Операция выполняется с помощью лазерного луча и занимает не более получаса. После выполнения пациент в течение 2–3 часов находится под наблюдением медицинского персонала, после чего может отправиться домой. Восстановление происходит постепенно по мере заживления эпителиальной ткани роговицы.

Чтобы ребенок не столкнулся с нарушениями, рекомендуется:

  • нагрузку на глаза давать только при хорошем освещении;
  • чередовать зрительные нагрузки с физической активностью;
  • чаще моргать и не допускать пересыхания слизистой глаза;
  • выполнять тренировку, переводя взгляд на предметы разной удаленности;
  • по назначению врача делать массаж глаз и применять лекарственные средства.

Не следует здоровому ребенку надевать очки с целью позабавиться. Это негативно сказывается на состоянии глаз.

Нельзя однозначно сказать, лечится или нет астигматизм. Чем раньше обнаружена проблема, тем больше шансов на восстановление правильной работы органов зрения. Длительное отсутствие медицинской помощи провидит к прогрессированию нарушений, в результате чего консервативные методики лечения оказываются бессильными. Для предотвращения проблем в будущем необходимо посещать офтальмолога не реже одного раза в год.

источник

Астигматизм у детей – это еще не приговор для зрения. В некоторых случаях он может быть связан с неравномерным ростом структур глаза, которые участвуют в преломлении света. Иногда его причинами становятся наследственность, травмы или операции. В любом случае, заболевание хорошо поддается коррекции с помощью медикаментозных средств, упражнений и очков. Эти меры – необходимость, которая поможет мозгу научиться формировать («видеть») изображения правильно. Иначе операция, если она понадобится после 18 лет, изменит только структуру глаза, но не отразится на зрении.

Астигматизмом называется такое нарушение зрения, при котором теряется четкость рассматриваемых предметов. Происходит это из-за того, что одна из наших основных естественных «линз» глаза – хрусталик или роговица – теряют равномерность своей кривизны. В результате на сетчатке – задней части глаза, где формируется изображение, каждая точка реально существующего предмета дает несколько точек. При этом только часть их может лежать на сетчатке: центр нескольких будет находиться до нее, а другие станут фокусироваться в области позади сетчатки. Так получается размытое, искаженное очертание предмета.

Наш глаз имеет очень сложное строение, но его условно можно разделить на составляющие – две системы:

  1. светопреломляющая, которая с помощью пучков света способствует формированию изображения;
  2. воспринимающая система. Это сетчатка, на которой имеются особые клетки – «палочки» и «колбочки». Один их конец умеет воспринимать изображение, второй связывается с нервными клетками, из которых состоит зрительный нерв. По этому «кабелю» изображение передается в мозг.

Чтобы мы могли что-то видеть, обе эти системы должны функционировать правильно:

  • Среды, через которые проходит свет, должны быть прозрачны. Если на глазу нет бельма (помутнения роговицы), хрусталик не замутнен (нет катаракты) и стекловидное тело не пропитано кровью или воспалительной жидкостью, первое условие можно считать выполненным.
  • Палочки и колбочки должны работать нормально (не должно быть ретинита, то есть воспаления, при котором сетчатка отекает). Также не нарушенной обязана быть связь между клетками сетчатки и нейронами зрительного нерва (то есть сетчатка не отслоена).
  • Свет должен преломляться под нужными углами, чтоб не возникло эффекта «кривого зеркала». Кроме того, каждая из светопреломляющих структур, а это роговица и хрусталик, не должны изменять свой коэффициент преломления: 1,37 у роговицы, 1,38 – у оболочки хрусталика, 1,4 – у хрусталикового ядра.

Нарушение первых двух условий к астигматизму не приводят, но если не соблюдается третий пункт, развивается астигматизм.

Рассмотрим схематическую преломляющую систему глаза. Сначала свет попадает на роговицу глаза – структуру, имеющую полусферческую форму (как купол). Далее свет поступает на хрусталик – двояковыпуклую линзу, которая «подвешена» в глазу на цинновых связках. Связки тянутся, делая хрусталик более плоским, или расслабляются, увеличивая его выпуклость. Так глаз подстраивается под изменяющуюся освещенность, чтобы, независимо от нее, пучок лучей света попал на сетчатку, в области ее центрального зрительного пятна.

Условно и по хрусталику, и по роговице проводят линии, аналогичные тем, которыми расчерчивают карту земного шара – параллели и меридианы. В норме свет одинаково преломляется по разным меридианам и попадает на сетчатку (при нормальном зрении), проецируется перед ней (при близорукости) или сзади нее (при дальнозоркости). Если кривизна преломляющих сред по разным (или только по одному), горизонтальным или вертикальным, меридианам различается, фокус изменяется. Вместо точки там получается пятно. При этом близорукость или дальнозоркость не исключаются.

Основных меридианов, которые страдают при астигматизме – 4. Они располагаются на 3, 6, 9 и 12 часах (как по циферблату). И получается изображение, как будто человек смотрит через воду.

Возникая у детей до года, астигматизм приводит к тому, что ребенок привыкает видеть предметы в размытом виде, и если данное нарушение не будет диагностировано, он не пожалуется на плохое зрение. Проблема станет заметна при обучении письму и чтению, но ребенок не обязательно скажет, что он не видит или буквы расплываются. Он, скорее всего, не будет понимать написанного, о чем и скажет (так могут возникнуть подозрения на отставание в развитии). А чем раньше будет проведена диагностика, и раньше начнут проводиться совместно коррекция зрения и упражнения по «обучению» мозга нормальной картине, тем большим успехом увенчаются усилия. Концентрировать световые лучи в одной точке помогут цилиндрические линзы.

Заболевание имеет несколько классификаций, в основе которых – различные признаки. Так, по причине появления астигматизм может быть врожденным и приобретенным (об этом – в следующем разделе).

В зависимости от рефракции основных меридиан, он бывает:

  1. прямым: максимальная преломляющая сила – у вертикальных меридиан;
  2. обратным: основная часть преломляющей свет способности – у горизонтального меридиана;
  3. с косыми осями.

Основные меридианы, преломляющие свет, проходят под углом 90 градусов друг к другу. Его причины почти всегда – врожденного характера

Главные меридианы косо накладываются друг на друга. Он возникает вследствие приобретенных причин

Что это значит Подвид Подвид подвида
Простой : ненормальная рефракция в одном главном меридиане, второй преломляет свет нормально Гиперметропический астигматизм простого типа : рефракция одного меридиана – как при дальнозоркости (пучок лучей сходятся за проекцией сетчатки), второй меридиан дает нормальный фокус
Миопический простой : один меридиан преломляет свет так, что пучок его лучей сходятся перед проекцией сетчатки. Второй меридиан образует фокус непосредственно на сетчатке
Сложный астигматизм : одинаковая степень дальнозоркости или близорукости в главных меридианах Сложный гиперметропический : оба меридиана обусловливают рефракцию, как при дальнозоркости, но – в разной степени
Сложный миопический : оба главных меридиана формируют пучки световых лучей до сетчатки (как при близорукости), но делают это в разной степени
Смешанный астигматизм : один меридиан формирует дальнозоркость, второй — близорукость Не имеет деления
Не имеет деления

Если астигматизм врожденный, правильный, и зрение страдает на 0,5-1 диоптрию, такой вид патологии называется физиологическим и в сложной коррекции не нуждается.

Приобретенная патология сильнее влияет на зрение, поэтому здесь выделяют степени астигматизма. Эти диоптрии получаются при вычитании силы преломления самого слабого меридиана из самого сильного:

  1. слабая степень астигматизма: острота зрения – до 3 диоптрий;
  2. средняя степень: 3-6 диоптрий;
  3. высокая степень: острота зрения – более 6 диоптрий.

Также есть классификация, учитывающая то, какая структура глаза сформировалась с «неправильными» меридианами. По этому делению астигматизм может быть:

  • роговичным – дефекты возникли только со стороны роговицы;
  • хрусталиковым: астигматизм обусловлен патологиями хрусталика.

Астигматизм, не ухудшающий зрения, встречается у большинства маленьких детей, и связан с неравномерным ростом светопреломляющих структур глаза. В этом случае он снижает остроту зрения менее, чем на 1 диоптрию, и постепенно проходит.

Астигматизм, требующий коррекции, наблюдается у 10% детей. Чаще всего он предопределен дефектными генами, переданными от родителей, один из которых страдает этим нарушением. В результате чего формируется неправильная кривизна хрусталика или роговицы. Высокий шанс появления этого заболевания имеется у тех детей, кто родился с:

  • альбинизмом;
  • алкогольным синдромом плода;
  • пигментным ретинитом;
  • кератоконусом – состоянием, когда роговица получила не полусферическую, а конусовидную форму;
  • недоразвитием зрительного нерва;
  • врожденной деформацией зубочелюстной системы, из-за которой деформирована стенка глазницы и неправильно сформировались структуры глаза.
Читайте также:  Операция по коррекции близорукости в сам

Эти случаи – врожденные и вызывают, чаще всего, астигматизм обоих глаз, при этом степень снижения остроты зрения на обоих глазах различна.

Патология может носить и приобретенный характер. Так она появляется после:

  • травмы роговицы, в результате которой образовались ее рубцы;
  • операций на глазах;
  • травматическом повреждении, которое привело к разрыву цинновой связки и подвывиху хрусталика;
  • кератита, кератоконъюнктивита;
  • гиповитаминоза A;
  • некоторых инфекционных заболеваниях, которые могут осложниться воспалением структур глаза.

У ребенка, еще не умеющего говорить (до 2-3 лет) заподозрить любое нарушение зрения сложно, особенно если выраженность его невелика. Об астигматизме средней или высокой степени будут говорить такие признаки:

  • чтобы посмотреть мультфильм, ребенок подходит к компьютеру или телевизору довольно близко;
  • если нужно что-то рассмотреть (мультфильм или игрушку), он наклоняет или поворачивает голову, щурится, иногда – растягивает уголки глаз;
  • промахивается при постановке предмета (посуды или игрушки) на место;
  • глазки быстро устают, поэтому малыш их трет руками или прикрывает на несколько секунд через какие-то временные интервалы;
  • в играх натыкается на предметы, на мебель.

При появлении постоянной зрительной нагрузки (при подготовке к школе или на занятиях) ребенок отмечает:

  • головные боли: в основном, в области затылка и надбровных дуг;
  • быструю утомляемость;
  • что ему плохо видно на доске;
  • нечеткость зрения, двоение в глазах;
  • ощущение «песка» в глазах;
  • частое покраснение глаз.

В начальных классах ребенка с недиагностированным астигматизмом может отличать плохая успеваемость, так как он путает и меняет местами буквы, написанное двоится у него в глазах. Именно поэтому, а не из-за вредности, дошкольник или школьник может избегать чтения книг.

Чтобы назначить правильное лечение астигматизма у детей, нужно установить данный диагноз и определить степень нарушения зрения. Для этого нужно обратиться к офтальмологу, который сможет определить астигматизм еще у грудничка, используя для этого метод скиаскопии. Это так называемая «пробу в темной комнате», основанная на появлении и движениях на сетчатке тени от зеркала, которое врач держит в руке. После установления вида рефракции врач берет соответствующую скиаскопическую линейку с цилиндрическими линзами и устанавливает степень рефракции по той линзе, которая нейтрализует тень на зрачке.

Остроту зрения, то есть степень астигматизма, проверяют обычно по достижении ребенком 3 лет – когда он сможет сотрудничать с врачом-офальмологом и отвечать на его вопросы. В это же время применяют и такие исследования, как:

  1. компьютерная рефрактометрия. Здесь с помощью особого прибора, рефрактометра, определяет тип и степень астигматизма. Делает он это точнее, чем скиаскопия или определение остроты зрения по таблицам;
  2. визометрия (проверка по таблицам) без коррекции и после примерки цилиндрических линз в пробной оправе;
  3. осмотр в щелевой лампе – исследование структур глаза под увеличением, позволяющее увидеть возможные причины астигматизма;
  4. офтальмоскопия – осмотр глазного дна с помощью специального увеличивающего прибора, который врач держит в руке;
  5. кератометрия – измерение кривизны роговицы с помощью особого аппарата и компьютерной программы, которая анализирует преломление света по основным меридианам. Исследование позволяет выявить кератоконус и кератоглобус как возможные причины астигматизма.

Если офтальмоскопию провести невозможно ил затруднительно, назначается УЗИ глаза – исследование, позволяющее исключить отслойку сетчатки, рубцы и кровоизлияния.

Лечится или нет астигматизм именно у вашего ребенка, скажет офтальмолог на основании осмотра. Дело в том, что физиологические формы астигматизма у детей до года могут проходить сами – по мере роста глаза незначительные отклонения кривизны могут выровняться. Если же степень астигматизма легкая и выше, то до того, как глазные структуры полностью сформируются (к 18-20 годам), проводится консервативное лечение. Оно направлено на профилактику опасных осложнений – амблиопии и астенопии.

Основное же лечение, которое способно полностью устранить астигматизм – оперативное.

Расскажем, как лечить астигматизм у ребенка. До 18 лет почти всегда применяется консервативная тактика. Она заключается в следующем:

  • коррекция зрения;
  • лечение амблиопии и астенопии;
  • обеспечение нормального питания тканей глаза.

Для того, чтоб ребенок мог увидеть предметы, на которые он смотрит, применяется коррекция зрения. В основном, для детей используются очки. Последние должны иметь цилиндрические линзы, которые фокусируют световые лучи непосредственно на сетчатку.

Вначале очки неудобны ребенку, от них даже может болеть голова, так как повышается нагрузка на зрительную кору. Нужно дать глазам время неделю, уговорив ребенка потерпеть. Если и после 2 недель такие симптомы сохраняются, необходимо повторно обратиться к офтальмологу для пересмотра правильности подбора очков.

Конечно, очки – не самый удобный вид коррекции, ведь они ускоряют утомление глаз, ограничивают боковое зрение, не позволяют заниматься активными видами спорта и ограничивают просмотры современных фильмов и мультфильмов в кинотеатрах. Тем не менее, контактные линзы для коррекции применяются в редких случаях и то, у детей старше 10 лет.

При роговичном астигматизме прибегают к особому виду лечения – назначают ортокератологические линзы. Это жесткие и неудобные линзы, которые надеваются только на ночь и должны приводить кривизну хрусталика к норме. Ортокератотерапия не применяется, если острота зрения составляет более 1,5 диоптрий.

Этому способствуют 2 метода:

  1. закапывание особых медикаментозных средств в глаза;
  2. выполнение гимнастики для зрения.

Некоторые офтальмологи относят сюда и тренировку в очках «Лазер-вижн» («очки в дырочку»), но доказанной пользы от них нет.

Для инстилляций в конъюнктивальный мешок используются такие капли:

  • «Квинакс». Действие этих капель заключается в том, чтобы подавить химическую реакцию между растворенными в глазной жидкости белками и хрусталиком, из-за чего он может помутнеть;
  • «Эмоксипин». Это антиоксидант, который стабилизирует клеточную мембрану, уменьшает проницаемость стенки сосудов, подавляет оседание на их стенках нейтрофилов и тромбоцитов;
  • «Уджала» — аюрведические глазные капли, которые способствуют улучшению прозрачности хрусталика.

Капли назначает врач. Применяются они согласно инструкции. В год нужно пройти 2-3 курса лечения.

Выполнять их надо с хорошим настроением, представляя, что с их помощью можно увидеть все вокруг. Делать их нужно при хорошей освещенности; полумрака быть не должно.

Эффективен для применения следующий комплекс:

  • Медленно описывайте глазами круги по часовой, а потом – против часовой стрелки.
  • Выписывайте зрачками восьмерки – то в одну, то в другую сторону, то горизонтально, то вертикально.
  • Глядите вверх в течение 10 секунд, потом вниз – 10 секунд. Влево – 10 секунд, вправо – 10 секунд.
  • Приставьте указательный палец к носу, посмотрите на него. Отводите палец вперед и продолжайте за ним следить.
  • Поставьте указательный палец на расстоянии 30-40 см от глаз. Смотрите попеременно, в течение 5 секунд то на него, то на предметы за окном.
  • Закройте глаза. Помощник называет цвета, ваша задача – их представлять и удерживать перед глазами на 2-3 секунды.

Основным осложнением астигматизма является амблиопия – так называемый «ленивый глаз». В этом случае мозг «отключает» размытую картинку, которую он получает с больного глаза, и не «учится» видеть. Амблиопия не обязательно чем-то проявляется – она может быть бессимптомной. Также она может проявляться нарушением цветовосприятия, ориентировки в пространстве, значительным снижением остроты зрения (не соответствующим степени астигматизма).

Лечение амблиопии должно начаться до 6-7 лет, так как уже после 11-12 лет ее почти невозможно скорригировать (даже если провести операцию и полностью убрать астигматизм). Оно заключается в плеопическом лечении: заклеивании лучше видящего глаза, тренировках на специальном аппарате «Амбликор», стимуляция сетчатки лазером, светом, цветом, электромагнитным волнами. Эффективны для лечения амблиопии и физиотерапевтические методы: вибромассаж, рефлексотерапия, лекарственный электрофорез.

Вторым осложнением является астенопия – зрительное утомление, снижение остроты зрения, нечеткость рассматриваемых предметов, ощущение «песка» в глазах. Эти симптомы усиливаются при зрительной работе, ослабевают при отдыхе. Лечится это осложнение снятием спазма аккомодации препаратами типа «Атропина», но имеющими меньшую продолжительность действия. После этого проводятся занятия на специальных тренажерах – аккомодотренере, синаптофоре.

Основные методы, которые способны вылечить (очки и линзы – это только коррекция) астигматизм, могут применяться только тогда, когда завершится развитие глазного аппарата, то есть – после 16 лет. Применяются такие основные виды оперативных вмешательств:

  1. Кератотомия. Так называется метод, при котором проводится нанесение на роговицу насечек. При этом роговица немного «расползается», и преломление по определенной оси уменьшается. Так лечится близорукий или смешанный астигматизм.
  2. Термокератокоагуляция. В ее основе – прикосновение к роговице в определенных местах нагретой иголкой, в результате она «приподнимается», и преломляющая сила в этих местах увеличивается. Так корректируется гиперметропический (дальнозоркий) астигматизм.
  3. Лазерная термокератопластика. Очень тонким лазерным пучком роговице наносятся ожоги, в результате чего ее форма изменяется, становясь более выпуклой.
  4. Кондуктивная кератопластика. Ее принцип – такой же, как у предыдущего метода, только термические дефекты наносятся не лазером, а радиочастотным излучением.
  5. Фоторефрактерная кертоэктомия – точный метод, при котором лазером выпариваются необходимые участки даже тонкой роговицы, в результате чего она должна точно изменить форму.
  6. LASIK-метод. Здесь лазерный луч срезает тончайший слой роговицы в необходимом месте, в результате чего корректируется форма последней. Длится операция всего 15 минут. Проводится под местной анестезией у лиц, чье зрение лучше, чем 4 диоптрии.
  7. Имплантация факичных (хрусталиковых) линз. Этот метод применяется для коррекции астигматизма высокой степени, когда есть противопоказания к лечению лазером.
  8. Кератопластика: вместо собственной роговицы устанавливается донорская или искусственная.

После любой из операций зрение восстанавливается за 2 часа. Но в течение полугода может наблюдаться светобоязнь, ощущение инородного тела в глазу, слезотечение. В это время, необходимое для полного заживления ткани, нужно беречь себя от физических нагрузок, не стоять над огнем, избегать трения глаза и нахождения в бане или сауне. У 2 из 10 прооперированных после операции возникает регресс рефракции: может возвращаться близорукость или дальнозоркость, существовавших до вмешательства.

Врожденный астигматизм к году обычно или исчезает, или снижается. К 7 годам степень нарушения зрения стабилизируется на время, но может уменьшаться или увеличиваться со временем. Если у ребенка астигматизм одного глаза высокой степени, и он не получил коррекции, развивается амблиопия, косоглазие.

Максимально уменьшить риск развития астигматизма можно, если:

  • проходя плановые осмотры у офтальмолога, начиная с возраста в 6 месяцев;
  • учить ребенка выполнять гимнастику для глаз
  • создать достаточную и правильную освещенность на рабочем месте;
  • полезны массаж воротниковой зоны, плавание, контрастный душ;
  • питание должно быть полноценным.

источник

Дети смотрят на мир и через зрение получают огромное количество информации о его устройстве и законах. Зрение у малышей, конечно, отличается от взрослого. До месяца новорожденные вообще мало что различают. Для них мир — скопление размытых пятен.

К трем месяцам ребенок умеет фокусировать зрение и довольно долго удерживать внимание на предметах. Начиная с 6 месяцев органы зрения карапуза стремительно совершенствуются, «взрослеют». Но часто именно в самом раннем возрасте родители слышат от врача диагноз «астигматизм». О том, как он появляется, как предотвратить и лечить этот глазной недуг, если не удалось его избежать, рассказывает известный педиатр Евгений Комаровский.

Астигматизм — нарушение восприятия световых лучей. Такое происходит при дефектах сетчатки, хрусталика или роговицы и приводит к невозможности воспринимать образы четко. У нормально видящего человека все лучи сходятся в один пучок в одну точку сетчатки. При астигматизме световые лучи могут сходиться в несколько точек, перед сетчаткой и за ней. Это мешает видеть четкие очертания предметов.

Это заболевание чаще всего развивается именно в раннем возрасте, и при отсутствии лечения и серьезного отношения к проблеме со стороны родителей, может привести к косоглазию, дальнозоркости или близорукости, а также к существенному снижению зрения вплоть до слепоты.

Обычно астигматизм у ребенка имеет наследственный фактор. Если мама или папа страдают от болезней зрения, у чада есть вполне реальные шансы стать астигматиком. Риски вырастают, если в очках ходят и мама, и отец малыша.

Среди других причин возникновения недуга — нарушение гигиены зрения (ребенок смотрит телевизор слишком близко к экрану, много времени проводит за компьютером или с планшетом в руках, в его комнате недостаточное освещение или свет падает неправильно и т. д.). Кроме того, астигматизм может быть вызван травмами головы или глаз или даже хронической нехваткой минералов и витаминов в детском организме.

Недуг может проявляться как близорукий, дальнозоркий и как смешанный.

На сегодняшний день астигматизм является одним из самых распространенных недугов: в той или иной степени он есть у 40% жителей Земли. Чаще, отклонение от нормы незначительно. Пока оно не достигнет значения в 1 диоптрий, лечить ничего не требуется. Это считается физиологической нормой для данного конкретного человека. Астигматизм у детей до года тоже не нуждается в коррекции, так как чаще всего он проходит самостоятельно, и после года ребенок начинает видеть вполне нормально.

У детей до года довольно сложно заподозрить астигматизм, но внимательным родителям не составит особого труда заметить в поведении ребенка характерные для снижения зрения симптомы. Малыш часто не может взять игрушку, которую хочет, потому что промахивается ручкой. У годовалого ребенка с нормальным зрением получается проделывать эту процедуру безошибочно с первого раза.

У детей постарше астигматизм можно заподозрить из-за частых жалоб на головные боли, на нежелание малыша заниматься рисованием, чтением книжек, изучением букв и разглядываем картинок. Для него это сложно, поэтому он не хочет. Ребенок не может сосредоточиться на предмете, который ему интересен, прищуривается, чтобы разглядеть мелкие предметы, а иногда наклоняет голову, чтобы лучше рассмотреть что-то.

Лечится астигматизм у детей чаще всего консервативными методами — ношением специально подобранных очков, а в школьном возрасте — контактных линз. Оперативными методами недуг у детей не лечится, все хирургические манипуляции возможны только тогда, когда органы зрения перестанут «расти», то есть до 18-20 лет операции не делают. После этого возраста есть возможность провести коррекцию лазером, с помощью насечки и прижигания.

Евгений Комаровский советует начинать обследовать зрение ребенка как можно раньше. Лучше всего, если первую диагностику кроха пройдет в 3 месяца. Затем его следует показать врачу-офтальмологу в 1 год. А если в этом промежутке что-то вызовет у родителей опасения и подозрения, то и раньше.

На вопрос мам и пап о том, надо ли лечить выявленный астигматизм у чада, Евгений Олегович отвечает, что все зависит от возраста. Если ребенку нет года, лечить пока ничего не надо. Если больше, то лечить надо обязательно, причем чем скорее родители вместе с врачами приступят к коррекции зрения малыша, тем лучше будет результат.

Очки носить ребенку придется постоянно, подчеркивает Комаровский. Не только во время чтения или просмотра телевизора, а всегда, и привыкнуть к этому у малыша получится не сразу. Задача родителей — подобрать ему удобную оправу, следить за тем, чтобы ребенок как можно скорее перестал воспринимать очки как нечто чужеродное и мешающее. Чем старше чадо, тем труднее ему привыкнуть к ношению очков. Евгений Комаровский предупреждает, что в периоде адаптации жалобы на головную боль, тошноту, вялость и усталость у ребенка — явление вполне нормальное. В среднем период привыкания длится от 1 до 2 недель, у некоторых детей — несколько дольше.

Рассчитывать на то, что очки «вылечат» не стоит. Они лишь затормаживают развитие астигматизма, корректируют текущую стадию. Но доктор напоминает, что нередко, недуг проходит сам по мере вырастания ребенка. Если этого не случится, после 18 лет всегда можно прибегнуть к лазерным технологиям и другим методам оперативного вмешательства.

Читайте также:  Как поднимать тяжести при близорукости

В целом прогнозы врачей довольно оптимистичны: если у ребенка нет сопутствующих заболеваний глаз, астигматизм уже к 7 годам прекращает прогрессировать, его стадия стабилизируется, а в некоторых случаях намечается явное улучшение зрения.

Снизить риски появления астигматизма у ребенка родители могут, если с самого рождения крохи будут соблюдать некоторые простые правила формирования правильного и здорового зрения. Евгений Комаровский рекомендует:

  • Не вешать яркие и красивые погремушки непосредственно перед лицом новорожденного. До 3 месяцев он все равно их неспособен толком рассмотреть и оценить. А после этого возраста низко висящие игрушки могут стать причиной развития косоглазия и астигматизма. Вешать погремушки стоит на расстоянии не менее 40-50 сантиметров от лица ребенка.
  • Есть родители, которые стараются не включать в детской комнате яркого света, пользуются ночниками, из благих побуждений, естественно, создают приглушенный свет для новорожденного. Это распространенная ошибка, ведь такой размытый и нечеткий свет мешает формированию у малыша нормального цветовосприятия, и замедляет процессы становления четкости видения. Свет должен быть нормальным, в меру ярким.
  • Цвет игрушек, по словам Комаровского, имеет огромное значение для развития зрения. В первые шесть месяцев жизни малышу лучше покупать крупные желтые и зеленые погремушки. После полугода органы зрения малыша могут различать и другие цвета, а потому чем ярче и многообразнее будут расцветки купленных для ребенка игрушек, тем лучше.

Родителям воспитанников детских садов следует помнить, что ребенок не должен много времени проводить перед монитором компьютера или у телевизора, при рисовании или чтении не нужно сильно наклонять голову. Родителям нужно научить чадо сидеть правильно во время занятий.

Мамам и папам школьников следует обратить внимание на освещение в комнате ребенка, когда тот учит уроки. При травмах глаз, головы, при частых головных болях, о которых школьник вполне может сообщить, следует показывать чадо не только педиатру, но и офтальмологу.

Всем без исключения деткам, страдающим астигматизмом и склонным к нему (при незначительных показателях в 0,5 диоптрии), рекомендуется делать специальную глазную гимнастику, которая укрепляет мышцы органов зрения и тренирует глазной нерв.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

источник

Астигматизм у детей явление частое и обычно имеет наследственный характер. Некоторые его формы заметить трудно даже на протяжении всей жизни, однако если родители не будут проводить диагностику зрения, то это может привести к осложнениям.

Миопический астигматизм — это вид расстройства зрения, во время которого в глазах преобладает близорукость (миопия). Лучи света в здоровом глазу должны фокусироваться в одной точке, при миопии изображение образуется как на сетчатке так и перед ней, что очень его искажает.

Сам по себе астигматизм не может прогрессировать и осложняться, однако он приводит к многим другим тяжелым заболеваниям. В данной статье речь пойдет о миопическом астигматизме, о методах диагностики, лечения и профилактики глазной болезни.

Для астигматизма характерна неправильная форма роговицы. Такая «неправильная» роговица имеет у разных людей разную форму. Именно эти различия и позволяют специалистам классифицировать его более конкретно.

Миопический астигматизм одного или обоих глаз – это особый вид астигматизма, при котором в глазах преобладает миопия (близорукость).
Лучи света, проникая в глаз с такой патологией, фокусируются не в одной точке на сетчатке (как в здоровом глазу), а сразу в нескольких.

Причем часть изображения фокусируется в точке перед сетчаткой, часть фокусируется на сетчатке. Или же изображение фокусируется в двух точках перед сетчаткой. Такое состояние квалифицируют как сочетание астигматизма и близорукости (близорукий астигматизм).

Некорригированный астигматизм в раннем возрасте опасен возникновением осложнений, в частности амблиопии (снижения зрения). Поэтому чрезвычайно важно выявить его как можно раньше. Для этого необходимо регулярно посещать окулиста.

Кроме того родителям следует обращать внимание на то, как ведет себя ребенок. Он может не жаловаться на ухудшение зрения. Но если он щурится или смотрит, наклоняя голову, испытывает головные боли, усталость глаз, это могут быть симптомы данной патологии.

В этом случае требуется полное офтальмологическое обследование. Для получения более точного результата специалист повторно проводит осмотр после циклоплегии. Она представляет собой паралич аккомодации, достигаемый с помощью медицинских препаратов, в частности атропина.

Близорукость у детей – нарушение зрения, при котором изображение фокусируется не в сетчатке глаза, а перед ней, из-за чего удаленные предметы видятся размытыми. Близорукость обычно сопровождает астигматизм, возникает вследствие неправильной формы глазного яблока.

Астигматизм у детей встречается достаточно часто и носит наследственных характер. Невысокие степени астигматизма у большинства людей остаются незамеченными на протяжении всей жизни.

Средние и высокие степени астигматизма могут создавать серьезные проблемы для ребенка в виде отставания в нервно-психическом развитии и косоглазия. Астигматизм у детей может развиваться в любом возрасте, но чаще всего ребенок с ним уже рождается.

Астигматизм – это врожденное искривление роговицы или неправильная форма хрусталика. У детей встречается в основном роговичный астигматизм. Из-за измененной формы роговицы она неправильно преломляет свет и фокус появляется не на сетчатке, как в норме, а перед или позади нее.

Кроме того, астигматизм у детей может быть близоруким, дальнозорким и смешанным. Близорукий (миопический) астигматизм у ребенка в свою очередь делится на простой и сложный.

Сложный астигматизм у детей характеризуется близоруким преломлением лучей в области обоих главных меридианов, но при этом фокусы расположены на разном расстоянии от сетчатки (перед ней).

Сложный гиперметропический астигматизм у детей характеризуется дальнозорким преломлением лучей в области обоих главных меридианов, но при этом фокусы расположены на разном расстоянии от сетчатки (за ней).

Астигматизм может возникнуть у ребенка в любом возрасте, поскольку детский организм (в том числе и глаза) продолжает формироваться. В процессе развития может произойти сбой, в результате которого форма роговицы становится неправильной.

Риск возникновения астигматизма существует даже у младенцев до 1 года. У многих детей астигматизм присутствует с рождения.Поэтому так важно регулярно проверять зрение у детей.

Сферическая поверхность роговицы обеспечивает правильное фокусирование световых лучей и формирует на сетчатке глаза четкое изображение объекта. При астигматизме форма роговицы напоминает поверхность дыни (кривизна ее поверхности в двух взаимноперпендикулярных сечениях разная).

Световые лучи, формирующие изображение какого-либо объекта, при прохождении через такую роговицу преломляются по-разному, и поэтому изображение получается размытым.

В подавляющем большинстве случаев астигматизм у детей носит наследственный характер. Особенностью астигматизма у детей является то, что он может проявиться, как сразу поле рождения, так и в течение роста и развития ребенка.

В настоящее время не установлено, что приводит к развитию астигматизма в школьном или подростковом возрасте. Тем не менее, астигматизм и в этом возрасте имеет наследственных характер, так как у многих детей можно выявить близких родственников с астигматизмом.

Врожденная особенность строения роговицы сегодня не считается заболеванием – это просто особенность строения тканей глаза, которая в дальнейшем требует коррекции.

В некоторых случаях к развитию болезни могут привести:

  1. Травмы глаз
  2. Воспалительные процессы
  3. Неудачное хирургическое вмешательство
  4. Нарушение внутриглазного давления или глазного кровообращения
  5. Частое перенапряжение глаз
  6. Неблагоприятное влияние окружающей среды.

Обычно простой астигматизм является врожденным, а сложный – приобретенным.

Астигматизм у детей до года встречается очень часто. Астигматизм у новорожденных может соответствовать 1.0 – 2.0 D (диоптрии). В дальнейшем астигматизм у грудничка снижается и астигматизм у годовалого ребенка уже может быть 0.5 – 0.75 D.

Небольшая степень астигматизма может сохраняться у человека всю жизнь, при этом он не замечает каких-либо отклонений в зрении. Такой астигматизм называется физиологическим.

Иногда детский астигматизм может не только уменьшаться, но и прогрессировать, причем этот процесс может начаться в любом возрасте — он связан с особенностями физиологического развития ребенка.

А так как нередко астигматизм у детей до года развивается одновременно с близорукостью, дальнозоркостью или косоглазием, проблемы со зрением увеличиваются. Может возникать и астигматизм у подростков – фактором риска, способствующим его развитию, является изменение гормонального фона.

Если астигматизм у ребенка не лечить, то со временем нарушение зрения станет привычным и отразится на состоянии тканей органа зрения в целом. В результате формируется состояние, которое называется амблиопией.

Амблиопия (ее еще называют ленивым глазом) – это снижение зрения, которое невозможно откорректировать при помощи очков или операции – оно с трудом поддается лечению.

Детский астигматизм довольно сложно диагностировать, особенно в возрасте до двух лет. Это связано с тем, что дети редко жалуются на проблемы со зрением по одной простой причине — они еще не понимают, что плохо видят, привыкая воспринимать окружающий мир в растянутом или двоящемся виде, они считают это нормой.

Дети, страдающие от астигматизма, могут не говорить, что они видят размытое изображения или буквы, вместо этого они просто жалуются на головные боли или проявляют нежелание читать, писать или отказываются от других зрительных нагрузок на близком расстоянии.

Такое поведение чаще всего родители принимают за капризы или особенности характера детей.

Миопический астигматизм характеризуется следующими симптомами:

  • Расплывчатое изображение, двоение изображения;
  • Головокружение;
  • Усталость, напряжение глаз;
  • Головные боли, особенно в области лба над бровями;
  • Трудности с фокусировкой взгляда на печатном тексте;
  • Ребенок прищуривает глаза или наклоняет голову под разными углами, чтоб лучше видеть;
  • Жалобы на трудности при чтении книг или при чтении текста, написанного на доске в классе.

Случается, что незначительная степень астигматизма у детей не требует коррекции и проходит сама собой по мере взросления. Но рассчитывать только на это не стоит. При появлении любых признаков того, что у вашего ребенка могут быть проблемы со зрением, необходимо обратиться к специалисту.

Если нечеткое изображение будет проецироваться на сетчатку длительное время, это не даст возможности зрительным функциям полноценно формироваться или приведет к снижению уже имеющихся.

Хотя сам астигматизм не прогрессирует от отсутствия лечения, могут развиться иные заболевания, возникновению которых он способствует – астенопия, амблиопия (не развиваются клетки зрительной коры, вследствие чего мозг отказывается обрабатывать сигнал, приходящий от глаз), косоглазие.

Низкая острота зрения, которая наблюдается у ребенка при отсутствии лечения или при неполной коррекции, задерживает формирование стереоскопического и бинокулярного зрения.

Признаки астигматизма у ребенка до года заметить трудно. Ориентиром для родителей могут служить семейный астигматизм и появление более или менее выраженного косоглазия у ребенка – у детей до года астигматизм часто сочетается с косоглазием.

Внимательные родители могут заметить у ребенка двух – четырех лет, что он плохо различает отдельные предметы, не может правильно назвать их форму (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), тогда как другие дети этого возраста легко справляются с этой задачей.

В здоровом глазу лучи света собираются в одной точке на сетчатке. При миопическом астигматизме фокусирование лучей происходит в нескольких точках и к тому же не на сетчатке, а перед ней (в некоторых случаях часть изображения фокусируется на сетчатке, а часть за ней).

Миопический астигматизм подразделяют на простой и сложный. При простом миопическом астигматизме часть лучей собирается перед сетчаткой, а часть – на сетчатке. Поэтому в одном главном меридиане глаза наблюдается близорукость, а в другом – нормальное зрение.

Сложный астигматизм может быть прямым и обратным. При прямом типе преобладают изменения на вертикальном меридиане, а при обратном – на горизонтальном.

Миопический астигматизм в зависимости от величины искажений, может иметь 3 степени:

  1. Слабая степень (менее трех диоптрий) – искажение слабо выражено и человек может его не замечать, симптомы болезни чаще всего отсутствуют.
  2. Средняя степень (3-6 диоптрий) – симптомы и искажение хорошо заметны.
  3. Высокая степень – (более шести диоптрий) – зрение очень сильно искажено, в результате чего человек видит все предметы удлиненными. Симптомы астигматизма высокой степени описаны в этой статье.

Астигматизм у детей чаще всего имеет врожденный характер, т.е. его появление предопределено генами ребенка. Несферическая форма роговицы – это следствие неправильного развития глаза ребенка, ход которого запрограммирован генетически.

Астигматизм может возникнуть у ребенка также в результате травмы глаза и после хирургических операций на глазах.

Различают два вида такого астигматизма – простой и сложный. Они могут быть диагностированы путем исследования главных меридианов глаза.

  • Простой миопический астигматизм – это состояние глаза, при котором в одном из его главных меридианов наблюдается близорукость, а в другом меридиане нормальное зрение. То есть часть световых лучей фокусируются на сетчатке, а часть перед ней.
  • Сложный миопический астигматизм – характеризуется тем, что в обоих главных меридианах глаза присутствует близорукость, но разной величины. Таким образом есть световые лучи фокусируются в двух точках перед сетчаткой.

Пациенты с этими формами патологии жалуются на снижение остроты зрения. Наблюдаемые объекты или их части искажаются и раздваиваются. Часто предметы видятся вытянутыми. Для улучшения зрения приходится прищуриваться, наклонять голову, оттягивать веки.

При его слабой степени (до трех диоптрий) таких симптомов может и не быть. Это связано с тем, что объекты искажаются не значительно. Человек может даже не замечать искажения или привыкнуть к такому изображению реальности.

Причины миопического и иных видов астигматизма чаще всего врожденные, передающиеся по наследству. Или же он может возникнуть вследствие травм, хирургического вмешательства, воспалительных процессов.

Часто его путают с миопией (близорукостью) из-за большого сходства симптомов. Особенно сложно определить, что является причиной проблем со зрением – миопия или астигматизм, если нарушения наблюдаются в обоих глазах.

Так как сложный миопический астигматизм это наследственное заболевание, у детей он возникает в самом раннем возрасте. Внимательно понаблюдайте за ребенком. Если он сильно щурится, разглядывая предметы, наклоняет голову или часто трет глаза это может быть признаком появившейся патологии.

Диагностировать и лечить такой диагноз может только врач-офтальмолог специальным оборудованием. Если у вас или у вашего партнера имеется астигматизм нужно обязательно проверить его наличие у ребенка как можно раньше.

Если вовремя не выявить болезнь, то постепенно у ребенка станет ухудшаться зрение, болезнь будет прогрессировать, и в дальнейшем вылечить глаза сможет только хирургическое вмешательство.

При диагностике болезни проводится комплексное обследование у окулиста.Если окулист заподозрит наличие патологии, то после комплексного офтальмологического обследования он направит пациента на циклоплегию, а затем произведет повторный осмотр.

Читайте также:  Как исправить зрение при близорукости в домашних условиях у ребенка

Зачастую детский астигматизм выявляет офтальмолог при осмотре. Для этого возможно использование авторефрактометра – специального прибора. Кроме того, применение цилиндрической линзы и таблички с символами.

Чем раньше будет обнаружено нарушение, тем быстрее и эффективнее пройдет курс лечения, удастся избежать развития осложнений. Поэтому надо придерживаться порядка прохождения профилактических осмотров у окулиста в возрасте:

При слабой степени заболевания пациенту назначают ношение корректирующих очков или контактных линз и подбирают комплекс специальных упражнений. По желанию возможно проведение операции.

Высокую степень миопического астигматизма лучше лечить хирургическими методами.

При миопическом астигматизме в качестве лечения проводят 3 вида операций:

  • Астигматическая кератотомия – на роговице глаза делают микронадрезы, после заживления которых кривизна роговицы изменяется, что приводит к корректировке зрения.
  • Фоторефракционная кератэктомия – с помощью лазера удаляется верхний слой роговицы и изменяется ее кривизна (два глаза можно оперировать только поочередно, восстановление зрения занимает не менее полугода).
  • Лазерный кератомилез (lasik) – лазером испаряют участок в центре роговицы, что приводит к изменению ее формы (может производиться одновременно на двух глазах, зрение восстанавливается через 1-2 часа).

Если вышеперечисленные операции противопоказаны или будут неэффективными, то осуществляют пересадку роговицы, замену хрусталика либо имплантируют факичную интраокулярную линзу.

Лечение астигматизма у детей зависит от его вида, степени выраженности и возраста ребенка. Главной задачей лечения является коррекция зрения при помощи очков или линз – это позволит избежать осложнений астигматизма в виде косоглазия и амблиопии.

Консервативные методы лечения, стимулирующие все области сетчатки, оказывают положительное воздействие на состояние глаз. Зрение у детей становится острее, уменьшается степень искажения изображения, что позволяет снижать силу очков, а иногда даже и полностью от них избавиться.

Незначительный астигматизм до 0.5 D не осложненный близорукостью, дальнозоркостью или косоглазием обычно не требует коррекции. Но иногда даже такой астигматизм может вызывать головные боли у ребенка – в таком случае он подлежит коррекции.

Очки при астигматизме для детей являются самым распространенный способ коррекции. Используются очки с астигматическими (цилиндрическими и сферическими) линзами. Сферическая составляющая очков необходима для коррекции сферических нарушений рефракции – близорукости или дальнозоркости.

Цилиндрическая составляющая очков необходима для того, чтобы световой луч правильно преломлялся и его фокус собирался в единой точке. Зрение в астигматических очках становится четким и ясным.

Коррекцию астигматизма можно проводить и при помощи специальных торических контактных линз. Коррекция зрения в этом случае происходит точно так же, как и при использовании очков.

Хирургическое лечение астигматизма детям обычно не проводится из-за того, что формирование органов зрения может продолжаться до полного совершеннолетия.

Если астигматизм миопический слабой степени, методы лечения включают упражнения для глаз, ношение или использование при необходимости корректирующих очков или контактных линз. При желании пациента – операция.

При высокой степени болезни более предпочтительна хирургическая коррекция, так как ношение очков или контактных линз может вызывать головные боли, головокружение.

Первые дни ношения очков ребенок может испытывать зрительный дискомфорт, головные боли, но, как правило, эти симптомы проходят в течение недели, когда наступает привыкание к очкам.

Если же после двух недель постоянного ношения ребенок продолжает жаловаться на головные боли и головокружение, родители должны проконсультироваться с врачом, возможно, очки подобраны не правильно.

При выборе очков также следует внимательно подойти и к выбору оправы, так как она может вызывать утомление. Важно регулярно посещать офтальмолога, следить за ростом и развитием глаз и своевременно менять оптику.

Кроме того, неверно подобранные очки могут быть причиной постоянного утомления глаз. Также корригировать детский астигматизм помогают контактные линзы. При контактной коррекции зрения вышеперечисленные недостатки отсутствуют.

Качество зрения ребенка не только повышается, но и наблюдается более правильное развитие зрительных центров. Поэтому в ряде случаев контактные линзы являются наиболее предпочтительным способом лечения. Однако он применим только для детей старшего возраста, которые уже смогут сами вставить линзы в глаза.

Маленьким детям он может причинить только вред – при попытке вставить инородное тело в глаз вырывающемуся из рук ребенку, велика вероятность серьезно поранить роговицу. В связи с тем, что глаза ребенка растут и развиваются, применить хирургический способ коррекции невозможно.

Коррекция зрения у детей астигматических очками – самый простой способ. Многие родители не знают, лечится ли астигматизм очками, поэтому идут детям на уступки, поскольку те не любят ходить или находиться на уроках в очках.

Также очки могут быть назначены для постоянного ношения, а может врач советовать одевать только при надобности. Это тоже нельзя игнорировать, не важно, 4, 5 или 6 год ребенку, офтальмолог делает назначения, исходя из диагноза, а не возраста.

Очки подбирает строго врач. Слезоточивость и головокружение поначалу – привычное и нормальное явление. Спустя примерно неделю, это пройдет. Но если симптомы не исчезают, необходимо сказать об этом врачу, поскольку, скорее всего, очки подобраны неправильно.

Коррекция зрения с помощью очков – простой и недорогой метод. Но имеет и свои минусы – ограничение бокового зрения, вызывает дискомфорт при занятии спортом.

Линзы, по сравнению с очками, не вызывают такого дискомфорта. Но при их ношении требуется соответствующий уход, аккуратность и ответственность. Поэтому не каждый ребенок сможет в них ходить.

Очки в определенной степени корректируют астигматизм и близорукость, но не лечат. Перед назначением очков врач проводит тщательный осмотр, потому что ношение неподходящих, слишком сильных, стекол — это не коррекция, а наоборот, быстрый прогресс миопии.

При слабой степени близорукости (до -3 диоптрий) очки можно надевать только по необходимости, когда нужна коррекция зрения вдаль. При средней степени очки нужны уже постоянно, иначе глаз находится в слишком сильном напряжении.

Суть операции состоит в том, что в соответствующем меридиане на роговицу глаза наносят микронадрезы. Когда они заживают кривизна роговой оболочки по оси надрезов изменяется, таким образом ослабляют более сильный меридиан.

Эта процедура представляет собой лазерную коррекцию, при которой лазер как бы разглаживает поверхность роговицы. Он меняет ее кривизну, удаляя верхний слой роговицы и не повреждая другие структуры глаза.

В результате операции удаляется эпителий – защитный слой, и остается открытая раневая поверхность. На ее заживление требуется время. Обычно процесс восстановления занимает 3-4 дня и сопровождается резями в глазу, светобоязнью, слезотечением.

К недостаткам фоторефракционной кератэктомии можно отнести:

  1. Ее нельзя делать сразу на оба глаза, необходим промежуток между операциями;
  2. Существует опасность возникновения замутнения центральной оптической зоны роговицы;
  3. Для восстановления зрения необходимо время (до 6 месяцев).

Преимуществом является возможность проведения операции у пациентов с тонкой роговицей, которая является противопоказанием к проведению коррекцию зрения по методу LASIK.

На сегодняшний день широко распространенным и эффективным способом лечения миопичского астигматизма является лазерный кератомилез или LASIK (ЛАСИК/ЛАЗИК). При этой операции с помощью лазера меняется форма роговицы. Это позволяет добиться максимально возможной остроты зрения и не прибегать более к помощи очков или контактных линз.

Но для этой операции существует ряд противопоказаний. Кроме того, возможны побочные эффекты разной степени сложности. О них врач обязан предупредить пациента заранее. Так как процедура имеет необратимый характер.

Отличие лазерной коррекции методом ЛАСИК от фоторефрактационной кератэктомии состоит в том, что удаляется не верхний слой, а участки из средних слоев роговицы. Это позволяет избежать опасности помутнения центральной зоны роговицы и болезненных ощущений в послеоперационный период.

Операция может производиться на обоих глазах сразу, длится 15 минут, риск послеоперационных осложнений минимален. В течение нескольких часов после операции зрение начинает восстанавливаться. Как правило, через 1-2 часа пациент уже начинает хорошо видеть. Зрение достигает своего максимума в следующие несколько недель.

В некоторых случаях существуют противопоказания к проведению этих методов коррекции или они будут не эффективны. Тогда врачом может быть рекомендовано проведение таких операций как имплантация факичной интраокулярной линзы, замена хрусталика, пересадка роговицы.

Гимнастика для глаз детям с астигматизмом назначается обычно врачом – выполнение тех или иных движений полезно при разных видах астигматизма. Примеры упражнений для глаз при астигматизме:

  • посмотреть вдаль, отвести перед собой палец на расстояние 30 см от глаз и фиксировать на нем взгляд, после этого перевести взгляд на какой-то отдаленный предмет;
  • открытыми глазами «писать в воздухе цифры и буквы;
  • сильно зажмуриваться и затем расслабляться;
  • закрыв глаза, массировать веки большими пальцами круговыми движениями.

После проведения назначенного врачом комплекса гимнастики нужно закрыть глаза и дать им отдохнуть.

Метод упражнений помогает заставить работать те мышцы глаз, которые в простом режиме не выполняют свои функции. Упражнения рекомендуют проделывать 3 раза в день, повторять каждое упражнение 6 раз.

  1. Движения глазами вверх-вниз, вправо-влево.
  2. Глазами надо водить по кругу в одну сторону, потом другую.
  3. Частое моргание.
  4. Надо подойти к окну, поставить перед собой палец, взгляд чередовать с пальца на предмет вдали. Поочередно каждым глазом.

По-настоящему эффективным методом улучшения зрения является гимнастика для глаз, состоящая из упражнений, тренирующих мышцы глаза. Когда выполняются упражнения, нужно снимать очки.

Для детей дошкольного и школьного возраста можно совмещать аппаратное лечение и упражнения для глаз с тем, чтобы добиться наиболее устойчивого эффекта. Гимнастику можно выполнять в течение всего учебного года, чтобы не давать глазам перенапрягаться.

Пальминг — один из главных приемов для расслабления. Упражнение можно делать постоянно в течение дня, отдельно от комплекса. Сидя прямо, поставьте локти на стол и закройте глаза ладонями так, чтобы ямки в ладонях приходились на глаза.

Расслабьтесь и представьте яркую позитивную картинку. Посидите так несколько минут, потом откройте глаза. Не забывайте, что шея и позвоночник должны располагаться правильно и удобно.

Письмо носом расслабляет глаза и шею. Закройте глаза, сядьте удобно и представьте, как будто кончик носа — это карандаш. Напишите им буквы, названия городов. Делайте упражнение несколько минут. Письмо носом можно делать в любой момент дня, школьник может делать его каждую перемену.

Сядьте, как для пальминга, закройте глаза ладонями с разведенными пальцами. Поворачивайте голову вправо и влево, смотря не на сами пальцы, а сквозь них, вдаль. Если упражнение выполняется как надо, должно возникать ощущение, что ладони движутся, как бы проплывают мимо глаз.

Существуют разные виды гимнастики для коррекции дальнозоркости, астигматизма или миопии, а также отдельные упражнения, которые можно повторять в течение дня. Утренняя гимнастика или веселая зарядка для глаз со стишками — для каждого ребенка можно подобрать подходящий ритм.

Для детей до 6 лет придуманы веселые стишки и песенки, которыми сопровождается зарядка. Так упражнения превращаются из лечения в занимательную игру. Упражнения для детей от года до 6 лет, если их выполняют с детьми в детском саду в течении всего года, способны укрепить мышцы и подготовить малышей к школьным нагрузкам.

С помощью гимнастики можно и лечить, и просто тренировать глазные мышцы.

Такая гимнастика не только облегчает нагрузку на глаза, но и расслабляет нервную систему, помогает переработать зрительную информацию, а также может остановить и даже вылечить развитие астигматизма и миопии. Никакие витамины для детей или коррекция с помощью очков не помогут зрению так, как активные, правильно построенные занятия и соответствующие проблеме упражнения.

Витамины и диеты не повлияют на степень близорукости сами по себе, но они являются важной частью комплексного лечения миопии и способствуют стабилизации уровня близорукости. Витамины должны поступать в организм в сбалансированном количестве всегда, а не только тогда, когда заболевание глаз уже развивается.

Витамины А, Д, кальций и каротин — главные составляющие комплексов для глаз. Продукты, где присутствуют все эти витамины, постоянно должны быть в рационе ребенка школьного возраста.

  • Очки — навсегда. При некоторых видах астигматизма во многих случаях детям удается избавиться от постоянного ношения очков. Если степень астигматизма высокая, то после излечения амблиопии применяется эксимер-лазерная коррекция, дающая возможность подросткам избавиться от очков.
  • Астигматизм вылечивается полностью. Так как есть врожденный дефект роговицы, консервативными методами исправить дефект нельзя. Повысить остроту зрения удается благодаря мобилизации структур внутри глаза, которые несут ответственность за фокусировку изображения. То есть астигматизм компенсируется. Вылечивается заболевание лишь при помощи эксимер-лазерной коррекции.
  • Очки лазер-вижн. При регулярном ношении полидиафрагмальных очков производители их обещают избавление от всех болезней глаз. Но лечебное действие не доказано, хотя и вреда тоже нет.
  • Препараты с черникой. Обычно такие таблетки являются пищевыми добавками или поливитаминными наборами. Это значит, что клинических испытаний они не проходили. Поэтому в детской офтальмологии их не используют.

Особые профилактические приемы являются средством торможения и даже предупреждения его.

  1. Режим освещения надо строго соблюдать. Оно не должно быть точечным, исключите лампы дневного света. Любые нагрузки должны проходить при ярком освещении.
  2. Нагрузки на глаза не должны быть длительными, каждые полчаса стоит выполнять упражнения для глаз, длительностью 5-6 минут, а также периодически чередовать с физической работой.
  3. Снять нагрузку с глаз и нормализировать внутриглазное давление способный массаж век. Проводится осторожно, мягкими круговыми движениями пальцев.

Часто проблемы со зрением у детей проявляются, когда они идут в школу, тоесть с 6 лет. В этот период сильно меняется режим дня, поэтому заболевания глаз, которые не проявились раньше, вполне возможно, начнут беспокоить сейчас. Поэтому не упустите этот период 6-7 лет, обязательно наблюдайтесь у офтальмолога и не позвольте болезни прогрессировать.

На что следует обратить внимание, если вы опасаетесь за зрение своего ребенка? Ведь профилактика близорукости у детей имеет смысл только до того, когда начались проблемы. С годовалого возраста приучайте ребенка разнообразному питанию, богатому на витамины, пищевые привычки закладываются очень рано.

Физические нагрузки и активные упражнения действуют благотворно на все мышцы, в том числе и глазные, снимают мышечную зажатость, стимулируют кровообращение, которое так важно для головы.

Небольшие физкультминутки должны прерывать каждые сорок минут сидения за партой. В них можно включать специальные упражнения для глаз (поморгать, повращать глазами и т.д.). Предупредить близорукость можно только сбалансированным режимом зрительных нагрузок и активным образом жизни.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *