Меню Рубрики

Близорукость у детей анкета

Екатерина Рашева
Анкета для родителей на тему сохранения и укрепления здоровья глаз детей дошкольного возраста

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Здоровье глаз детей»

___ (ФИО родителей)

Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты, касающиеся здоровья детей дошкольного возраста.

1. Вы замечали проблемы зрения у вашего ребёнка?

2. Вы знаете, что с 3х лет вы должны ежегодно посещать врача-офтальмолога для проверки здоровья глаз?

3. Вы знаете, что более 50% детей уже в младших классах имеют проблемы со зрением?

4. Как вы считаете, надо ли защищать глаза ребёнка от солнца с помощью солнцезащитных очков:

5. Соблюдение режима дня ребёнка, оказывает воздействие на здоровье его глаз?

6. Ваш ребёнок общается с современными гаджетами и персональным компьютером?

7. Вы знаете, как правильно установить монитор компьютера?

8. На каком расстоянии от глаз должен располагаться экран телевизора:

На расстоянии пяти диагоналей телевизора

9. Как долго ребёнку дошкольного возраста можно смотреть телевизор

10. Как вы считаете, зависит ли зрение от качества питания?

11. Вы беседовали с ребёнком о безопасности глаз?

12. Вы знаете, что такое гимнастика для глаз?

Спасибо за понимание и участие в опросе!

Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей Семинар-практикум для педагогов, направленный на ознакомление и внедрение в свою образовательную деятельность методов арт-терапии. Семинар.

Анкета для родителей по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Анкета для родителей Уважаемые родители! В детском саду проводится изучение семейного опыта по трудовому воспитанию детей. Просим Вас ответить.

Консультация для родителей на тему «Артикуляционная гимнастика для детей младшего дошкольного возраста» Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального.

Консультация для родителей на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры, игровой массаж — средство укрепления здоровья дошкольников» Счастье родителей – это здоровый и развитый малыш! Разве есть такие родители, которые не хотели бы видеть своего ребёнка здоровым, крепким?.

Семинар-практикум для педагогов «Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей» В структурном подразделении детском саду «Лучик» в октябре 2016 года проходил семинар-практикум для педагогов «Арт-терапия как средство.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста в образовательной деятельности. Консультация. Консультация для педагогов. Здоровье — это одна из главных ценностей жизни человека. Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения.

Детский проект «Закаливание как фактор укрепления и сохранения здоровья» Она актуальна тем, что нынче многие дети не здоровы. Они часто болеют. У нас в школе тоже есть ученики, которые часто болеют. Они пропускают.

Утренняя гимнастика как форма укрепления здоровья детей 6–7 лет Проект: «До здравствует утро»[/b] Вид проекта: познавательный, обучающий, творческий. Физические упражнения в комплексе с музыкально-ритмическими.

Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Я не боюсь еще и еще раз повторять, забота о здоровье — это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная.

источник


^ Данные анкеты по выявлению детей с нарушениями зрения.

К сожалению все больше и больше людей страдает от понижения зрения. Например в нашей стране половина населения пользуется очками и контактными линзами. А в школы Росси поступает 4% детей с плохим зрением, а заканчивает уже 40%.

В нашей школе ситуация не чем не лучше. Например, если в 2004 в первый класс поступили дети с абсолютно хорошим зрением. А в 2005 пришел один ребенок с нарушением зрения. То тогда что же говорить о среднем и старшем звене? Что бы выявить результаты было проведёно анкетирование среди учащихся нашей школы и записать данные в процентах. В СОШ № 8 страдают нарушением зрения 20%. 70% составляет те кого эта проблема не коснулась. «Не знаю» — ответили 10%. Преимущественно зрение падает с 10-13 лет. По крайней мере так ответили 55% учащихся. У 30% человек зрение ухудшилось в 8 лет. У остальных 15% еще до школы. Большинство ребят потеряли зрение из-за чрезмерного просмотра ТV. Они составляют 38%. наследственность повлияла на 15% учащихся. 15% ребят потеряли зрение вследствие травмы. 8% учащихся потеряли зрение в бассейне. Так же на 8% учеников повлияла учебная нагрузка. Упало зрение из-за чтения у 8% ребят. И 8% учащихся не знают о причинах потере зрения. Влияет на наши глаза чередование умственного и физического труда. Чередуют физическую и умственную деятельность 60% ребят и нет 40%. Хотелось чтобы все соблюдали это правило. Гигиену зрения соблюдают 72% учеников, 23% — нет. 5% ответили: «Не всегда». Очень плохо, что не все ребята заботятся о своих глазах.

В результате перегрузки в школе не мало наших ребят испытывают утомление. Они составляют 47%. А это почти половина учеников. На 40% школьников учеба никак не повлияла. А оставшиеся 13% просто не знают. Чуть больше половины учащихся – 52% часто подвергаются напряжению глазных мышц в результате долгого чтения или письма – 43% школьников эта проблема миновала. А 5% ребят просто не знали, что ответить. Проводят зарядку для глаз 70%. Правда дома ее делают очень мало школьников. 20 % учащихся ее вообще не делают. А 10 % делают, но редко. Будем надеяться, что эти показатели изменятся в лучшую сторону. И наши ученики будут делать зарядку для глаз не только в школе! По данным анкетирования появился очень неожиданный результат. 80 % ребят не наблюдаются у окулиста. Это конечно очень плохо, так как зрение нужно проверять для своего же спокойствия, чтобы знать о том, что все нормально. Ну 11% учеников все же посещают офтальмолога, а оставшиеся 9% делают это редко. С мерам по сохранению зрения дела обстоят не лучше. 44 % школьников не заботятся о сохранении зрения. 30 % ребят все же делают зарядку для глаз. 15 % регулируют освещение. 6 % школьников принимают витамины. 3% школьников ограничивают просмотр ТВ. А 2 % школьников почему то надеются на лекарства. Вот таки показатели дало анкетирование. Для тех кто хочет узнать что — нибудь ещё по данной теме в приложение есть интересные факторы и словарь окулиста. А теперь заключение.

^ Анкета для выявления учеников с нарушениями зрения. (Приложение 1)

Страдаете ли вы нарушением зрения?

Причины возникновения этих нарушений? (врожденные или травмы)

Чередуете ли вы умственный труд с физическим?

Соблюдаете ли вы гигиену зрения?

Часто ли вы подвергаетесь переутомлению в результате загруженности учебной деятельности?

Чувствуете ли вы напряжение глазных мышц при долгом чтении или письме?

Проводите ли вы физминутки для глаз дома или на уроке?

Часто ли вы наблюдаетесь у окулиста?

Какие меры для сохранения зрения вы принимаете?

^ В результате своей деятельности они выделили основные недостатки, влияющие на развитие близорукости у учащихся Л.С.Ш. № 1.

Перегрузка учащихся домашними заданиями.

Несоответствие школьной мебели по росту учащихся.

Несоответствие уровня санитарно гигиенических норм освещения.

Отсутствие мероприятий направленных на сохранение зрения учащихся.

Для выполнения поставленной задачи авторы данной работы:

Попытались изучить методическую литературу по офтальмологии, касающуюся развития близорукости.

^ С помощью школьного врача по карточкам здоровья учащихся выявили учащихся, которые пришли в 1 класс уже с нарушением зрения, таких оказалось всего 1.5 %.

С помощью врача офтальмолога проанализировали среднее здоровье учащихся. Построили диаграмму роста заболевании. Она оказалась неутешительной.

Изучив профилактическую литературу по сохранению зрения, выработали свою систему работы по сохранению и восстановлению для здоровых детей (снятие зрительной утомляемости).

^ С данным вопросам выступили на родительском собрание и совещание, с директором, получив разрешение на эксперимент.

Ежедневно в начальных классах в конце занятий проводились занятия со всеми учащимися, а затем с детьми имеющими близорукость.

^ Кроме того, нами разработаны рекомендации по питанию для учащихся имеющих близорукость.

Организовали в Л.С.Ш. № 1 клуб «Радуга», целью которого является просветительская деятельность по сохранению зрения учащихся.

Нарушения санитарно-гигиенических норм в Л.С.Ш. № 1.

(лев. стороны)

Искусственное освещение Наличие плафонов ^ Окраска парт Тюлевые занавески. Лампы

1 + + + 2 + + + 3 + + 4 + + + + 5 + + + + 6 + + + + 7 + + + + 8 + + + + 9 + + 10 + + + + 11 + + + + + 12 + + + + 13 + + + + 14 + + + + + 15 + + + + 16 + + + 17 + + + Спорт зал. + + каб. Труда девочек + + + + Каб. Труда

Примерный прогноз роста ухудшения зрения учащихся

Жалобы пользователей , проводящих большую часть рабочего времени за экраном монитора, можно разделить на две группы: «зрительные» и «глазные».

— затуманивание зрения (снижение остроты зрения);

— замедленная перефокусировка с ближних предметов на дальние и обратно (нарушение аккомодации);
— двоение предметов;

— быстрое утомление при чтении.

— боли в области глазниц и лба;

— покраснение глазных яблок

Эти явления обычно объединяют термином «астенопия» (буквальный перевод — отсутствие силы зрения).

Указанные жалобы встречаются у значительного процента пользователей ПК и зависят как от времени непрерывной работы за экраном, так и от ее характера. У части пользователей астенопия проявляется через 2 часа, у большинства — через 4 часа и практически у всех — через 6 часов работы за экраном. Менее нагрузочной, считается считывание информации с экрана дисплея, более нагрузочной — ее ввод. Наибольшее общее утомление вызывает работа в диалоговом режиме. Особую нагрузку на зрение представляет собой компьютерная графика — выполнение и корректирование рабочих чертежей с помощью ПК.

^ Методика упражнении, рекомендуемые в школе для профилактики зрительного утомления и близорукости.

1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем
открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз

2. Выполняется сидя. Быстрое моргание в течении 2 минут.

Выполняется сидя, руки на поясе. Повернуть
голову вправо, посмотреть на локоть правой
руки, повернуть голову влево, посмотреть на
локоть левой руки, вернуться в исходное
положение. Повторить 6-8 раз.

Выполняется стоя. Смотреть вдаль перед собой
2-3 сек. Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаза, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек, опустить руку. Повторить 6-8 раз.

^ Закрыть веки, массировать их с помощью
круговых движений пальца. Выполнять в
течении 1 минуты.

Выполняется стоя. Поставить палец правой
руки по средней линии на расстоянии 26-30 см
глаз, смотреть двумя глазами на палец 3-5 сек,
прикрыть ладонью левый глаз на 3-5 сек, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек, аналогично повторить, смотря левым глазом на палец вытянутой левой руки. Повторить 6-8 раз.

Методика упражнений, рекомендуемые в школе для профилактики зрительного утомления и близорукости 4-5 классов.

^ 1. Исходное положение-сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклониться вперед к парте, выдох.

2. Исходное положение-сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5-6 раз.

^ 3. Исходное положение-сидя, закрыть веки. В течение 10 сек. массировать их кончиками пальцев.

4. Выполняется сидя. Быстрое моргания в течение 1-2 минут.

5. Выполняется стоя. Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см. от глаз, смотреть на палец 3-5 сек, прикрыть левый глаз на 3-5 сек., открыть, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек. Аналогично повторить, смотря левым глазом на палец левой руки. Повторить 5-6 раз.

^ Методика упражнений, рекомендуемые в школе для профилактики зрительного утомления и близорукости. Для учащихся 9-11 классов.

1. Для этого упражнения требуется предварительно подготовить чистый лист белой бумаги. В центре листа фломастером нарисовать зеленую точку диаметр 1-3 мм. Закрепив лист бумаги перед собой на расстоянии 33см, безотрывно смотреть на зеленую точку в центре листав течение 10 мин. Во время выполнения упражнения ни в коем случае нельзя отрывать глаза от зеленой точки.

2. Выбрать наиболее удаленный предмет вне комнаты и смотреть на него безотрывно в течение 10 мин. Чем более удаленные будут предмет, тем выше эффект от этого упражнения.

З. На один глаз наденьте черную повязку, а другой глаз держать открытым. Закрыть правую половину пустой оправы черным материалом, чтобы свет сквозь него не проникал, а глаз за ним мог быть открыт. Одним глазом надо смотреть до ощущения дискомфорта, затем следует одеть повязку на другой глаз и повторить упражнение.

^ 1. Использовать упражнение по профилактики зрения, предложенные в ходе работы, на уроках, внеклассных мероприятиях, дома.

2. Проводить систематическое просвещение учащихся о необходимости выполнение ежедневно данных мероприятий.

^ 3. Проводить просвещение медицинским работникам учителей школы.

4. Обязать школьного медицинского работника в проведение профилактических мероприятий с учащимися 1-11 класс.

^ 5. Учителям и классным руководителям проводить пересадку, меняя учащихся не только рядом, но и местами.

Рекомендовать данные в работе профилактических
мероприятия и фототерапию родителям и
родственникам учащихся.

Администрации школы усилить контроль над
нагрузкой учащихся в классах с углублением
изучением, т.к. это оказывает пагубное воздействие
на орган зрения.

^ Фитотерапия и лечение продуктами естественного происхождения.

Зрительный аппарат человека слишком сложен, чтобы «править» его с помощью химии. Способностью восстанавливаться обладает только живое. И бороться с нарушениями зрения способен только сам организм надо лишь стимулировать его к восстановлению нарушенных функций. Именно так, стимулируя определенные процессы в организме, действуют целебные травы. Ведь человек-часть природы, она не могла не позаботиться о средствах для » ремонта» своих созданий.

^ Ключевым вопросом по восстановлению зрения наряду с нашими профилактическими мероприятиями, использование и целебных настоев из трав, включение в рацион овощей.

-Обострит зрение вдыхание запахов лимона, апельсина, герани, размарина.

-Свежий сок чистотела вместе с медом варить налегком огне, пока не выпустит своей пены и не загустеет. Утверждают, что нет полезнее средства для возращения зрения, но этим средством глаза надо намазывать часто.

-На ночь к глазам прикладывать примочки из навара следующего состава: цветы календулы, лепестки васильков и, смешивается все поровну. Лечение длительное, примерно 6 месяцев. В печении этого времени не следует перезагружать глаза, то есть много читать, писать, вышивать и.т.д.

-Употреблять в пищу больше тертой моркови. Следует, однако, иметь в виду, что каротин моркови не усваивается при заболеваниях печени.

-В течение 100 дней подряд пить бульон из 100 гр., бараньей печени и съедать саму печень. Делать это надо натощак утром или перед обедом.

^ При проведении этого курса нельзя пропускать ни один день.

-Желчь карпа прочищается зрение.

-Регулярно есть за завтраком кашу или кисель из проросшей пшеницы: 2 столовые ложки сухих измельченных листьев первоцвета залить в термосе 0,5 прицедить. Пить по 1/2 стакана 2-3 раза в день.

-6-10 гр. Сухих листьев, измельченных корней первоцвета поместить в эмалированную посуду, залить стаканом крутого кипятка, накрыть крышкой, нагреть на водяной бане 30 минут, охлаждать в течении 15 минут, процедить, отжать сырье, перелить в стеклянную посуду с пробкой. Хранить в прохладном месте не более 2 суток. Принимать по 1 столовой ложке 2-4 раза в день.

-Съедать натощак ежедневно по 100-150 гр. Свеклы (цикл свеклы повышает остроту зрения).

— Уникальную роль при восстановлении зрения играет черника, земляника, брусника.

-Отвары из зверобоя, листьев и почек березы, соцветий липы принимать в течение 1 ст. натощак. — Не забывайте умываться отварами ромашки, календулы, шалфеем, подорожником и тысячелистником.

-При этом помните, что сильно давить на глаза руками и полотенцем нельзя.

Проведя исследования, мы пришли к следующим результатом и выводом.

1. В результате анализа детских медицинских карт можно сделать неутешительные прогноз по поводу снижения зрения и развития близорукости у учащихся Л.С.Ш. № 1. Очевидно, что причинами этого являются перегруженность этой школы, т.е. количество учащихся значительно превышает норму, несоответствие уровня освещенность санитарно гигиеническим нормам и др., а главной причиной является отсутствие мероприятий, направленных на сохранение зрения.

2. Исходя из проведенных исследований и используя рекомендации специалистов по офтальмологии, мы разработали свои рекомендации для снятия зрительного утомлений для учащихся по классам. И в течение учебного года занимались их внедрением в нашей школе.

3. Нами были проведены ознакомительные беседы на тему «Как сохранить зрение здоровым» и « Истинный глаз находиться в черепно-мозговом центре» на классных часах, на родительских собрании и совещании перед директором. Был создан клуб «Радуга». Здесь мы обучали учащихся профилактическим мероприятиям.

Читайте также:  При прогрессирующей близорукости операции

4. Кроме того, мы ежедневно проводили занятия с учащимися начальной школы. Поэтому, по-видимому, результат профилактической деятельности в большей степени были всегда положительными именно здесь. Учащиеся среднего и старшего звена, исходя из наших вопросов, выполняли наши занятия по снятию напряжения не всегда регулярно, забывая зачастую их совсем выполнить в выходные дни. Мы считаем, что результаты профилактической деятельности здесь ниже, чем в начальных классах именно по этой причине.

5. Члены клуба «Радуга», работая над формированием мнения учащихся о необходимости профилактической деятельности, получили такие результаты: год назад положительный ответ, на вопрос о необходимости профилактической деятельности дали всего 36 %, год спустя 78 %.

6. Благодаря нашей профилактической деятельности, многие учащиеся стали заботиться о сохранении зрения больше чем раньше, т.к. они и их родители просто не придавали этому вопросу никакого значения раньше. У нас появилось много сподвижников в школе.

^ 7. В результате проделанной работы мы получили следующие результаты: за истекший период

а) начальная школа (348чел.) — зрение не изменилось ни у одного учащегося.

б) средние звено (230 чел) — зрение ухудшилось у 2.5 % ( 5 чел.)

Для сравнение за пришлый год зрения у среднего звена ухудшилось 5%.

в) В старшем звено (209 чел.) — зрение ухудшилось 7%
(14 чел.)

В прошлом году 13.3% т. е почти в 2 раза.

^ 8. Нами построен график приблизительного прогноза ухудшения зрения учащихся в Л.С.Ш. № 1 до 2009 г при условии, что по-прежнему не уделять этому вопросу внимания.

9. Исходя из полученных нами результатов, мы убеждены в том, что сегодня, современный ученик, который много занимается, сидит у телевизора и компьютера обязан думать о своем здоровье и помнить, что сохранить зрение не сложно, даже при больших зрительных нагрузках, просто надо об этом всегда помнить и знать упражнение для снятие зрительной утомляемости. А также мы рекомендуем учащимся больше заниматься физическими нагрузками, упражнениями, спортом т. к. сосудистая система, которая питает кору головного мозга, (а ведь именно он отвечает за зрение), не всегда справляется со своими обязанностями. И происходит сбои в передачи информации (гипоксия), что так же приводит к проблемам со зрением.

^ 1.А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов- «ГИГИЕНА И ЗДОРОВЬЕ».

2.Р.В. Тонкова- Ямпольская, Т.Я. Черток- «РАДИ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ».

З.А.В. Чащин — «КАК ИЗМЕНЯТЬ ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ».

^ 4.В.Н. Белецкая, З.П. Громова, Г.Н. Егоров- «ШКОЛЬНАЯ ГИГИЕНА».

6.Н.Б. Коростелев — «ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ШКОЛЬНИКА».

7.Г.М. Казаченко — «БОЛЕЗНИ ГЛАЗ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА».

И.М. Тюриков, И.А. Андреева. Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. М. 1994.

М. Норбеков. Опыт дурака или путь к прозрению. Санкт-Петербург. «Добрые вести», 2003 г.

А.П. Большаков. Биология. Занимательные факты и тесты. Ростов-на-Дону «Баро-Прей», 2003 г.

Г.К. ЗайцевЮ, А.Г. Зайцев. Твое здоровье. Укрепление организма. Санкт-Петербург. «Детсво-Прей».

В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. Развитие, воспитание, детей с нарушениями зрения. М. 1991 г.

1. С данном материалом были ознакомлены дети СОШ 8 через классные часы и на стенгазетах.

В этой работе изложено все: от строения глаза до мини-словаря окулиста. Подробно изложены правила гигиены зрения. Так как каждый человек должен пользоваться ими и четко знать эти правила. Также описаны факторы влияющие на наше зрение для того, чтобы знать на что обратить внимание и как с этим бороться. В этой работе описаны заболевания глаз и виды травм. Ведь это будут пожалуй первопричины нарушений зрения. И естественно нельзя было обойтись без гимнастики для глаз. Ученикам предлагаются очень хорошие и действенные упражнения. А для тех кто отчаялся и не надеется на улучшение зрения предлагаются народные советы. Помимо этой серьезной и немного скучно информации в работе есть интересные факты.

2. Но самое главное это анкета, предназначенная для выявления ребят с нарушениями зрения. К сожалению она показала не очень хорошие результаты. В СОШ № 8 есть ребята у которых плохое зрение. Или большинство ребят делают гимнастику для глаз только на уроках. В то время, когда ее нужно проводить прежде всего дома. Очень мало ребят проверяют свое зрение у окулиста. А ведь это очень важно, потому что потерять зрение легче чем восстановить. И поэтому поводу нужно обязательно консультироваться ос специалистами. А также не все ученики СОШ № 8 соблюдают гигиену зрения и вообще принимают меры по его сохранению. Но со всеми этими проблемами мы активно боремся. По нашей школе проводятся курсы по валеологии на которых ученики узнают очень много интересного о сохранении здоровья, в том числе и о нашем зрении. На каждом уроке проводится гимнастика для глаз. Хоты бы здесь ребята укрепляют мышцы своих глаз. Уроки информатики построены так, что ребята работают за ПК в строго определенное время, то есть время работы за ПК дается в зависимости от возраста и от того, какое зрение у ученика. А также каждый год наших ребят направляют на медосмотр. И естественно у учащихся появляется возможность проверить зрение.

3. В работе была проведена оценка классных комнат с точки зрения гигиены и комфорта восприятия их глазами. Результаты оценки были представлены учителям ответственными за классы.

Может быть, всё это поможет сохранить ребятам своё «зеркало души».

Районная научно – практическая конференция

Выполнила: ученица 11 б класса

Руководитель: учитель биологии

1. «Голубое солнце». Сядьте на стул или, скрестив ноги, на пол. Прикройте глаза слегка согнутыми ладонями, не касаясь при этом глазного яблока. Наклоните голову так, чтобы расслабилась шея. Некоторое время глубоко дышите, делая вдох через нос, а выдох – через рот. Теперь вообразите себе голубое солнце в центре Земли. Внешний не раздражает ваши глаза. Ваше воображение определяет то, что вы чувствуйте.

^ 2. «Страз и агрессия». Встаньте, слегка расставив ноги, перед зеркалом. При вдохе замрите как бы от страха. Поднимите плечи так высоко, как только можете, выпрямите спину и колени. Широко раскройте глаза. Прыгните вперёд, одновременно делая выдох. Наклонитесь вперёд, положив руки на колени, испустите «дикий» крик, как при атаке. Повторите упражнение пять раз.

3. Похлопывание по голове. Ладонями или кулаками похлопайте себя по голове – чувствительно, но не сильно. При этом дышите глубоко и шумно через рот. Этим упражнением вы активизируйте кровообращение в голове. Кроме того, вы тем самым несколько смягчите посадку глаз в глазницах

источник

При какой деятельности особенно устают Ваши глаза? Когда Вы

Работаете с мелкими деталями

Как быстро устают Ваши глаза при работе на уроке, при выполнении домашнего задания?

Что Вы делаете, чтобы снять напряжение с глаз?

Занимаетесь ли вы спортом?

— Один раз в день обязательно.

— Гуляю от случая к случаю, как получится.

Знаете ли Вы, как сохранить зрение?

Анкета для учащихся «Мои глаза»

3. Следишь ли ты за чистотой своих очков?

4. Следят ли твои родители за тем, как ты пользуешься очками?

5. Ощущаешь ли ты дискомфорт (неудобство) на уроках из-за плохого зрения?

6. Нужны ли зрительные гимнастики на уроках, чтобы снять напряжение с глаз?

7. Хотел(а) бы ты улучшить свое зрение?

Для того, чтобы улучшить зрение, нужно:

а) принимать витамины для глаз

в) сидеть у телевизора и компьютера сколько захочешь

г) чаще бывать на свежем воздухе

е) носить очки только в школе, а дома снимать

ж) посещать кабинет врача-офтальмолога для прохождения курса лечения

з) сидеть на уроках низко наклоняясь за партой, чтобы лучше видеть, что ты читаешь и пишешь

Как ты ухаживаешь за зубами.

Внимательно прочитай каждое из перечисленных правил по уходу за зубами (в скобках сказано, почему их надо соблюдать). Если выполняешь то или иное правило,– напротив поставь “+”, если нет – “-”.

Чистить зубы 2раза в день – после завтрака и ужина (уничтожаются микробы во рту).

Чистить зубы не менее 3 минут (обеспечивается снятие зубного налёта)

Для чистки зубов использовать пасты, содержащие фтор (укрепляется эмаль)

Чистить зубы щёткой с искусственной щетиной (в такой щётке меньше заводится микробов)

После чистки зубов делать массаж дёсен (улучшается питание зубов)

Использовать после еды зубочистки, зубную нить (удаляются остатки пищи)

Полоскать рот после любой еды и после сна (понижается кислотность во рту)

Хорошо пережёвывать сырые овощи и фрукты (очищаются и тренируются зубы)

Меньше есть сахара, конфет, печенья (реже образуется кариес)

Не есть одновременно горячее. Холодное (сохраняется эмаль)

Показывать зубы стоматологу 2 раза в год (чтобы предупредить и вовремя вылечить кариес)

Укреплять общее состояние здоровья (укрепляются и зубы)

– Сопоставь количество “+” и “-” и реши, что тебе надо делать, чтобы сохранить свои зубы здоровыми на долгие годы.

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Низкая стоимость обучения

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

СЛАГАЕМЫЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ И ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ БЛИЗОРУКОСТИ У ПОДРОСТКОВ

11а класс школы № 105, РФ, г. Пермь

10а класс школы № 105, РФ, г. Пермь

Арбузова Татьяна Павловна

научный руководитель, преподаватель дополнительного образования, канд. мед. наук, школа № 105, РФ, г. Пермь

В настоящее время распространенность близорукости в Пермском крае среди детей и подростков возрастает в процессе школьного образования, особенно к началу предметного обучения. Так в 4—5-м классах в 2010 году число детей с нарушением зрения составляло 17,2 %, в 2012 — 18,4 %, в 15 лет — соответственно 22,0 и 22,9 % [5, с. 62.]. Во многом эта динамика определяется расширением информационно-коммуникационных технологий в образовании, в том числе использованием компьютеров, ридеров, гаджетов [1]. Одним из самых главных факторов риска при этом для детей и подростков, является зрительная нагрузка. При прочих равных условиях степень зрительного и общего утомления после работы на компьютере выше у детей с миопией и со сниженным запасом аккомодации [7]. Удобочитаемость текста с экрана ридера занимает промежуточное положение между удобочитаемостью текстов на бумаге и экране компьютера [4]. Формирует зрительное напряжение и передача письменных сообщений по мобильному телефону. Чтобы снять усталость и воспаление глаз, рекомендуются комплексы упражнений для глаз, а также улучшающих мозговое кровообращение [3].

Цель — провести анализ зрительной нагрузки с учётом использования электронных устройств и определить основные факторы риска в развитии близорукости у современных подростков.

Методы исследования. Для изучения структуры использования подростками разного возраста различных электронных устройств проведено анкетирование 89 человек — учащихся школы №105 по анкете, разработанной авторами. Среди них 46 человек — ученики 5-го класса и 43 человека — ученики 9-го класса. Кроме того, среди учащихся 9-х классов проведено дополнительное анкетирование. В анкете учитывались такие факторы риска развития близорукости, как наследственная предрасположенность, виды деятельности, сопровождаемые зрительными нагрузками. Учитывались также факторы снятия зрительного утомления (пребывание на улице и зрительная гимнастика). Сформировано две группы учащихся, 1-я — с нарушением зрения (13 человек), 2-я — без нарушения (12 человек). Материалы статистически обработаны с расчетом процента лиц, отвечающих определенным образом на различные вопросы анкеты. Достоверность различий между группами определялась по t-критерию Стьюдента. Рассчитывался относительный эпидемиологический риск развития близорукости при действии отдельных факторов риска (RR) [2, с. 45—48].

Полученные результаты. Частота использования различных электронных устройств у учащихся 5-х и 9-х классов представлена на рисунке.

Рисунок. Структура использования электронных устройств у подростков разных классов

Как следует из рисунка, более половины учащихся 5-х классов для получения информации используют мобильные устройства, а 9-х — компьютер.

Наиболее частыми жалобами у пятиклассников являются снижение остроты зрения, быстрое утомление при чтении и замедленная перефокусировка (табл. 1).

Распространенность зрительных жалоб у подростков при работе с электронными устройствами

источник

ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАУЧНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ БИБЛИОТЕКА»

http: //medlib-tambov. ru; e-mail: *****@***ru

ПРОФИЛАКТИКА БЛИЗОРУКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

Близору́кость (миопи́я) — это дефект (аномалия рефракции) зрения, при котором изображение формируется не на сетчатке глаза, а перед ней.

Природа как бы предугадала возможность развития близорукости и запрограммировала так, что при рождении большинство детей имеют дальнозоркость (гиперметропию) – 91%, около 4 % имеют к моменту рождения нормальную рефракцию и только 5% детей рождаются с миопией. Но к моменту совершеннолетия почти каждый третий ребенок страдает близорукостью. Так по международным данным в дошкольном возрасте близорукость не превышает 2-3 %, в возрасте 11-13 лет миопия наблюдается у 14 % детей, в 20 летнем возрасте и старше в 25% случаев.

Близорукость может быть врожденной и приобретенной. Прогрессирующая миопия возникает именно в детском возрасте. Группу риска составляют следующие дети: недоношенные (особенно склонны к развитию миопии, в этой группе детей частота возникновения миопии от 30% до 50%); дети, ослабленные по общему состоянию (частые ОРЗ, грипп, пневмонии), т. е. со сниженным иммунитетом; дети близоруких родителей, причем, если миопия у обоих родителей, то вероятность близорукости у ребенка очень большая.

В развитие близорукости большое значение имеет и окружающая среда, условия жизни, учебы и работы. Одной из основных причин этой тенденции является информационный взрыв последних лет, когда львиную долю информации мы получаем из зрительных источников: ТВ, видео, книги, журналы, газеты. А на лидирующие позиции в этом списке все более уверенно выходит компьютер. Школьники, в свою очередь, обречены на ненормированные зрительные нагрузки, несоблюдение гигиены труда, в том числе неправильная посадка за столом и неумеренное пользование компьютером и постоянный стресс от общения с учителями, репетиторами, сверстниками, как правило, в замкнутом пространстве, с минимальным пребыванием на свежем воздухе, природе (гиподинамия).

Все это приводит к тому, что первым признаком близорукости является появление жалоб у детей на чувство выпирания, давления в глазу, головные боли к концу дня, ухудшение зрения вдаль. Внимательные родители могут заметить, что их ребенок вечером потирает надбровную дугу или закрывает один глаз при чтении. Вначале снижение зрения может быть временным, обратимым. Главное вовремя этот момент выявить и не дать ему перерасти в близорукость. Вот почему так важно регулярно проверять зрение у детей. Прогрессирование близорукости (более 1 диоптрии в год) может привести к необратимым изменениям, как в центральных отделах сетчатки, так и на периферии глазного дна и является частой причиной инвалидности по зрению во всех группах населения, из-за осложнений миопической болезни (крайней степени развития близорукости).

Выделяют три степени близорукости:

слабая: менее -3 диоптрий, средняя: от -3 до -6 диоптрий, высокая: более -6 диоптрий.

Профилактика близорукости (миопии) у детей и взрослых

Профилактика близорукости возможна, если следовать нескольким простым правилам. Несмотря на свою простоту, они эффективны и подходят как взрослым, так и детям.

Одно из условий для предупреждения миопии – читая, необходимо избегать напряжения глаз.

Читайте также:  Физиотерапия для глаз детская при близорукости отзывы

Оптимальное расстояние до книги или журнала 30-40 см. Это относится к любой работе, выполняемой на близком расстоянии.

Если приходится много читать, писать, работать за компьютером или выполнять иную работу на близком расстоянии, необходимо делать десятиминутный перерыв каждые 40 минут.

Для профилактики и предупреждения чрезмерного напряжения глаз необходимо достаточное освещение при выполнении близкой работы. Идеальное освещение – это солнечный свет.

Насколько это возможно, рабочее место должно находиться в таком месте, которое обеспечивает наибольшее количество дневного света. В случае необходимости его следует дополнить искусственным освещением.

Идеальное расстояние от экрана телевизора до глаз должно быть в пять раз больше диагонали телевизора. Таким образом, если диагональ вашего телевизора 80 см., необходимое расстояние до глаз смотрящего должно быть 4 метра.

Освещение в комнате должно быть включено. Просмотр телевизора в темной комнате вызывает напряжение глаз. Не стоит смотреть на экран не отрываясь, желательно каждые 5-10 минут переводить взгляд на другие предметы.

При чтении и письме, работе за компьютером необходимо соблюдать правильную посадку. Спина должна быть ровной и прямой, недопустима работа с постоянным наклоном головы в одну сторону. Нельзя читать в транспорте, лежа на спине или животе.

Для профилактики близорукости при длительных зрительных нагрузках каждые 30 минут рекомендуется выполнять гимнастику для глаз, помогающие снять напряжение.

Вам помогут простые упражнения:

§ Закрыть глаза и помассировать веки пальцами.

§ Сидя на стуле, вытянуть руки вперед и посмотреть на пальцы. На вдохе поднять руки вверх, не поднимая головы следить глазами за пальцами, на выдохе руки опустить. Повторить несколько раз.

§ Делать круговые движения глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки.

Для профилактики необходимо соблюдать основные правила. Ими являются общее укрепление здоровья, регулярные физические нагрузки, создание оптимальных условий для работы на близком расстоянии, недопустимость чрезмерного напряжения глаз, регулярные прогулки или занятия на свежем воздухе.

Тест-анкета для ориентировочной оценки риска нарушений зрения

Постарайтесь дать оценку ребенку по приведенным ниже позициям используя 4-балльную шкалу:
О — признак не выражен (отсутствует);
1 — признак слабо выражен или проявляется изредка;
2 — признак умеренно выражен или проявляется периодически;
3 — признак явно выражен или проявляется постоянно.

2. Нередко читает при плохом освещении или лежа.

3. Больше часа (получаса для младших школьников) в день проводит за компьютером.

4. Больше двух часов (1 часа для младших школьников) в день проводит у телевизора.

5. Читает, пишет «уткнувшись носом» в текст.

6. У родителей плохое зрение (носят очки).

7. Неправильно питается (недостаток витамина «А»).

8. Имеется тенденция повышенного артериального и/или внутричерепного давления.

9. Беспечно относится к гигиене зрения, не следит за утомлением глаз.

10. Имеет выраженные черты инертности, медлительности, флегматичности.

§ благополучный показатель — до 10 баллов

§ при показателе более 20 баллов учащийся должен быть отнесен в группу риска.

Лечение близорукости у детей комплексное, направленное на все аспекты, приводящие к ее прогрессированию. В основном лечение детской близорукости консервативное, включающее в себя различные методы функционального воздействия. Это и занятия на определенных аппаратах, и различные методы физического лечения, и медикаментозные методы. Как правило, при лечении детской близорукости назначают очки. При миопии слабой и средней степени — только для дали, при миопии высокой степени — для постоянного ношения. Однако сами очки лечебными свойствами не обладают, а являются лишь средством коррекции в процессе лечения близорукости у детей.

К сожалению, избавиться от близорукости, до достижения 18 лет нельзя, но основные усилия должны быть направлены на коррекцию миопии (очки, контактные линзы) и на профилактику прогрессирования.

При появлении вопросов по поводу нарушения зрения вашего ребенка обращайтесь в лечебные учреждения по месту жительства.

Рекомендательный список литературы

1. Вариации индекса Кердо как показателя баланса вегетативной нервной системы у детей и подростков с прогрессирующей миопией
// Глаз. — 2013. — № 2. — С. 22-25. — Библиогр.: 27 назв.

2. Взаимосвязь биомеханических особенностей корнеосклеральной капсулы и стереометрических параметров диска зрительного нерва при врожденной и приобретенной миопии
// Вестник офтальмологии. — 2013. — № 4. — С. 29-34. — Библиогр.: 23 назв.

3. Галимзянова, Г. Г.
О факторах, влияющих на формирование миопии у школьников
// Справочник педиатра. — 2011. — № 10. — С. 48-54. — Библиогр.: 7 назв.

4. Галимзянова, Г. Г.
Факторы, способствующие формированию миопии у школьников
// Российский педиатрический журнал. — 2012. — № 2. — С. 47-51. — Библиогр.: 5 назв.

5. Губарев, Е. И.
Профилактика и лечение близорукости у школьников методов восстановления аккомодационной функции глаз
// Российский офтальмологический журнал. — 2011. — № 3. — С. 41-46. — Библиогр.: 14 назв.

6. Гурылева, М. Э.
Особенности образа жизни современных школьников с миопией: медико-социологическое исследование
// Вопросы современной педиатрии. — 2011. — № 4. — С. 5-9. — Библиогр.: 8 назв.

7. Гурылева, М. Э.
Профилактика миопии у детей школьного возраста
// Справочник фельдшера и акушерки. — 2012. — № 5. — С. 80-83.

8. Должич, Г. И.
О взаимосвязи клинического течения близорукости с особенностями физического развития детей и подростков
// Вестник офтальмологии. — 2008. — № 5. — С. 50-52. — Библиогр.: 6 назв.

9. ДЭНС-терапия в комплексном лечении миопии у детей и подростков
// Рефлексотерапия. — 2007. — № 1. — С. 44-46. — Библиогр.: 10 назв.

10. Еременко, И. Г.
Применение Ретиналамина в лечении прогрессирующей близорукости у детей
// Российский офтальмологический журнал. — 2013. — № 4. — С. 13-15. — Библиогр.: 9 назв.

11. Еременко, К. Ю.
Влияние некоторых внешних и внутренних факторов на течение приобретенной миопии у детей
// Российский офтальмологический журнал. — 2011. — № 1. — С. 27-30. — Библиогр.: 7 назв.

12. Избранные лекции по детской офтальмологии.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.- 184 с.

13. Кошиц, И. Н.
Дискуссионные вопросы приобретенной миопии
// Глаз. — 2013. — № 1. — С. 16-27. — Библиогр.: 73 назв.

14. Кошиц, И. Н.
О выборе физиологически обоснованной рациональной коррекции для стабилизации приобретенной миопии у детей
// Глаз. — 2011. — № 5. — С. 10-17. — Библиогр.: 22 назв.

15. Лялин, А. Н.
Офтальмомиотренажер-релаксатор «Визотроник» в лечении приобретенной близорукости
// Глаз. — 2010. — № 1. — С. 37-38. — Библиогр.: 10 назв.

16. Методические рекомендации по сохранению здоровья глаз у школьников / [и др.].- Тюмень: Печатник, 2012.- 40 с.

17. Минаева, М. В. Защита зрения у детей.- М.: Миклош, 2006.- 128 с.

18. Мунгазова, Э. Н.
Роль медико-социальных факторов в развитии миопии
// Казанский медицинский журнал. — 2012. — № 6. — С. 958-961. — Библиогр.: 6 назв.

19. Назаров, Ю. И.
Коррекции остроты зрения у детей и подростков методом прикладной кинезиологии
// Мануальный терапевт. Врач лечебной физкультуры. — 2011. — № 11. — С. 17-18.

20. Нефедовская, Л. В.
Миопия у детей как медико-социальная проблема
// Российский педиатрический журнал. — 2008. — № 2. — С. 50-53. — Библиогр.: 64 назв.

21. Онуфрийчук, О. Н.
Закономерности рефрактогенеза и критерии прогнозирования школьной миопии
// Вестник офтальмологии. — 2007. — № 1. — С. 22-24. — Библиогр.: 7 назв.

22. Офтальмоэргономические и функциональные показатели в оценке эффективности ортокератологической коррекции миопии у детей и подростков
// Российский офтальмологический журнал. — 2012. — № 3. — С. 63-66. — Библиогр.: 21 назв.

23. Оценка эффективности ортокератологической коррекции миопии у детей
// Глаз. — 2012. — № 1. — С. 24-27. — Библиогр.: 18 назв.

24. Психологические особенности детей с близорукостью: обоснована ли психотерапевтическая помощь?
// Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2011. — № 4. — С. 101-103. — Библиогр.: 12 назв.

25. Роль антигенов HLA класса I в развитии миопии у детей
// Рефракционная хирургия и офтальмология. — 2010. — № 3. — С. 39-41. — Библиогр.: 4 назв.

26. Смирнова, И. Ю.
Оценка эффективности применения контактной коррекции у миопов школьного возраста с целью нормализации мышечного и аккомодационного баланса
// Глаз. — 2012. — № 5. — С. 5-12. — Библиогр.: 19 назв.

27. Смирнова, И. Ю.
Рост школьной близорукости в России: дети страдают из-за невежества родителей
// Глаз. — 2011. — № 4. — С. 20-26. — Библиогр.: 10 назв.

28. Собираетесь в школу? Тренируйте глаза
// Здоровье школьника. — 2008. — № 8. — С. 56-57.

29. Старикова, Д. И.
Результаты измерения ВГД у детей с прогрессирующей миопией
// Поликлиника. — 2014. — № 1(2). — С. 54-55.

30. Старикова, Д. И.
Результаты измерения внутриглазного давления у детей с прогрессирующей миопией
// Справочник врача общей практики. — 2014. — № 5. — С. 59-61 . — Библиогр.: 3 назв.

31. Судовская, Т. В. .
Влияние антиоксидантного комплекса Стрикс Отличник на зрительные функции и гемодинамику глаза у детей и подростков с миопией
// Российский офтальмологический журнал. — 2011. — № 3. — С. 64-67. — Библиогр.: 9 назв.

32. Тарутта, Е. П.
Аберрации оптической системы глаза у детей с миопией, пользующихся ортокератологическими линзами ночного ношения
// Российский офтальмологический журнал. — 2013. — № 1. — С. 44-48. — Библиогр.: 27 назв.

33. Тарутта, Е. П.
Состояние привычного тонуса и тонуса покоя аккомодации у детей и подростков на фоне аппаратного лечения близорукости
// Российский офтальмологический журнал. — 2012. — № 2. — С. 59-62. — Библиогр.: 6 назв.

34. Тарханова, Ю. С. Коррекция зрения у детей.- Ростов н/Д: Феникс, 2000.- 156 с.

35. Тейлор, Д. Детская офтальмология / К. Хойт.- М. : БИНОМ: Нев. диалект, 2002.- 248 с.

36. Тейлор, Д. Детская офтальмология / К. Хойт.- М.: БИНОМ, 2007.- 248 с.

37. Ультразвуковая оценка кровотока в сосудах глаза у детей с близорукостью, сочетающейся с недифференцированной дисплазией соединительной ткани
// Ультразвуковая и функциональная диагностика. — 2014. — № 1. — С. 47-53. — Библиогр.: 21 назв.

38. Чобанов, Р. Э.
Пассивное курение как фактор риска формирования миопии у школьников
// Российский офтальмологический журнал. — 2012. — № 2. — С. 68-70. — Библиогр.: 20 назв.

39. Электроэнцефалография у школьников 10-12 лет с близорукостью
// Вестник офтальмологии. — 2011. — № 5. — С. 41-44. — Библиогр.: 14 назв.

40. Яковлев, А. А. Предупреждение близорукости: советы родителям.- М.: Медгиз, 1963.- 15 с.

41. Ястребцева, Т. А.
Динамика концентрации гемоглобина и количества эритроцитов у школьников с приобретенной близорукостью
// Российский офтальмологический журнал. — 2013. — № 1. — С. 61-63. — Библиогр.: 8 назв.

42. Ястребцова, Т. А.
Роль церебральной гемодинамики в механизме развития приобретенной близорукости у школьников
// Вестник офтальмологии. — 2008. — № 4. — С. 10-13. — Библиогр.: 20 назв.

источник

Если не допустить прогрессирования близорукости в детстве, она может остаться на одном уровне на всю жизнь. Именно в детском возрасте чаще всего наблюдается резкое ухудшение зрения. Связано это со многими факторами, которые не всегда удается исключить. Однако предотвратить осложнения миопии человек может. Узнаем, как это сделать.

Медики ежегодно приводят неутешительные данные, касающиеся близорукости. Она является самым распространенным дефектом зрения, который встречается у каждого 3-4 взрослого

россиянина. В развитых странах от этого недуга страдает примерно 19-42% населения. В ряде государств Азии миопия выявляется у 70% жителей. Статистика детской заболеваемости также вызывает тревогу у офтальмологов по всему миру. Частота миопии у школьников младших классов составляет 6-8%. Среди старшеклассников — 25-30% учеников с близорукостью. В лицеях и гимназиях примерно половина учащихся — близорукие. При этом высокая степень данной аномалии рефракции диагностируется у 10-12% несовершеннолетних пациентов.

По данным Всероссийской диспансеризации школьников, за последние 10 лет в России в 1,5 раза увеличилось число детей и подростков с миопией. Это несмотря на то, что в области коррекции и профилактики зрения достигнуты несомненные успехи. Появилось множество методов и средств, которые позволяют остановить прогрессирование миопии и предотвратить осложнения этого заболевания.

Если заниматься профилактикой с раннего детства, близорукость может оставаться на одном уровне на протяжении долгих лет или даже всей жизни. Борьба с миопией должна начинаться в детском возрасте, ведь на период обучения ребенка в школе зачастую и приходится рост заболеваемости. Именно у школьников чаще всего близорукость прогрессирует, что становится причиной сильного ухудшения зрения и различных тяжелых офтальмопатологий. Рассмотрим все эти вопросы подробнее, узнаем, почему важно заниматься профилактикой и какие рекомендации дают офтальмологи.

При миопии человек плохо видит вдаль. Удаленные объекты кажутся размытыми. Близорукому сложно рассмотреть детали, например, номер автомобиля, листья на деревьях и т.д. Происходит это из-за неправильного преломления лучей оптической системой глазного яблока. Две основные ее структуры — хрусталик и роговица. Свет проходит через них, преломляется и собирается на сетчатке. У близорукого световые лучи падают в плоскость перед сетчатой оболочкой. Это не мешает видеть хорошо вблизи, однако зрение вдаль страдает. При этом «дальняя дистанция» при миопии является понятием относительным. Чем выше степень дефекта рефракции, тем короче расстояние, с которого человек видит нормально.

Их также можно считать стадиями миопии. Они влияют на способ коррекции и методы лечения заболевания. Кратко охарактеризуем все три степени:

1. Первая/слабая — от −0.2 до −3D. Проблемы с качеством изображения возникает только при фокусировке на удаленных предметах. На ближней и средней дистанции зрение хорошее. Как правило, на этой стадии носить очки приходится только при вождении автомобиля. Детям могут понадобиться очки в школе, особенно если аудитория большая и они сидят далеко от учителя и классной доски.
2. Вторая/средняя — от −3 до −5-6D. Больной видит отчетливо на расстоянии 30 см. Из-за этого приходится использовать очки почти постоянно. Снимаются они только при чтении или работе за компьютером. Телевизор без средств коррекции уже не посмотреть. На второй стадии миопии возрастает риск развития дистрофических заболеваний внутренней оболочки глаза.
3. Высокая/сильная — −6 и более диоптрий. Человек плохо видит все, что удалено от глаз больше чем на 10 см. В очках приходится находиться постоянно. Они снимаются только перед сном.

Читать также нужно, используя средства коррекции.

Иногда подбираются две пары линз — для близи и для дали. Иными словами, это очень тяжелая форма миопии, которая не только мешает нормально ориентироваться в пространстве. Из-за нее могут возникнуть опасные глазные недуги, в том числе отслойка сетчатки. Также при высокой степени близорукости происходят изменения глазного дна, внутренняя и сосудистая оболочки истончаются, склера начинает просвечивать.

Не факт, что миопия будет развиваться по всем этим стадиям. Есть три типа данной патологии:

  • стационарная;
  • медленно прогрессирующая с ухудшением зрения менее чем на 1D в год;
  • быстро прогрессирующая, при которой оно снижается на 1 и более диоптрий в год.

Профилактика позволяет предотвратить развитие недуга. Быстрое его прогрессирование может стать причиной инвалидности. Узнаем, почему так опасна близорукость и почему важно следовать рекомендациям окулистов.

В близоруком глазу преломляющая сила оптической системы не соответствует длине его переднезадней оси. Глазные яблоки имеют больший относительно нормы диаметр. У здорового человек он равен 23-24 мм, а у близорукого — до 30 мм. Глаз выглядит как эллипс. Увеличение его длины на 1 мм приводит к ухудшению зрения на 3 дптр. Аномальное развитие глаз — это основная причина миопии. При этом не всегда удается выяснить, почему глазные яблоки растут неправильно. Факторы, способствующие возникновению близорукости, рассмотрим позже. Для понимания важности профилактики следует углубиться в анатомию и узнать, что происходит внутри глаза.

При осмотре глазного яблока в ходе биомикроскопии или офтальмоскопии могут быть обнаружены следующие изменения:

  • Миопический конус — серповидные образования возле диска зрительного нерва. Они возникают из-за растяжения склеральной оболочки. Впоследствии могут начаться атрофические процессы, поражающие диск, и дистрофические изменения в сетчатке.
  • Макулопатия с геморрагиями и лаковыми трещинами — линиями желтого цвета в глубоких слоях внутренней оболочке глаза. Трещины приводят к кровоизлияниям, которые могут сказаться на качестве зрения. Это зависит от того, в какой области глазного яблока локализуются геморрагии. Также при макулопатии поражается макула — центральная зона сетчатки, что вызывает нарушения центрального зрения.
  • Хориоретинопатия — патологический процесс, развивающийся в центре глазного дна и приводящий к отслойке сетчатой оболочки. Такие осложнения могут вызвать полную и необратимую слепоту.
Читайте также:  Лучшие витамины для глаз при близорукости рейтинг

Больной не всегда замечает симптомы всех этих патологий. Он может жаловаться на ухудшение зрение и объяснять это близорукостью. Тем более, что не всегда удается вовремя выявить данные заболевания в детском возрасте. Возникают они редко и зачастую являются следствием прогрессирования миопии. Узнаем, из-за чего это происходит.

Миопия может быть врожденной, или наследственной, и приобретенной. При этом не всегда получается выявить болезнь сразу после рождения. Дети рождаются дальнозоркими, так как глазные яблоки у них маленькие. Если «запас дальнозоркости» небольшой, вероятнее всего, впоследствии разовьется близорукость. По этой причине почти у половины младенцев, родившихся раньше положенного срока, в дальнейшем возникает миопия.

Наследственным фактором объясняют аномальное развитие глазных яблок. У человека может быть врожденная слабость аккомодации и высокая растяжимость склеры. Эти причины почти всегда приводят к миопии. Факторами риска при этом являются:

  • недоношенность плода;
  • дефекты глазных яблок, хрусталика, роговицы;
  • врожденная глаукома;
  • инфекционные заболевания;
  • системные, в том числе генетически обусловленные патологии.

Также причиной близорукости может быть неправильная форма оптических сред преломляющей системы — хрусталика и/или роговой оболочки. Их искривление может произойти в результате:

  • кератоконуса;
  • спазма аккомодации;
  • вывиха/подвывиха, склероза хрусталика.

Сегодня близорукость у детей чаще всего начинает развиваться в возрасте 7-10 лет, то есть в первые годы обучения в школе. Приводят к этому следующие факторы:

  • большая зрительная нагрузка;
  • отсутствие гигиены зрения;
  • неправильное питание;
  • нехватка витаминов и микроэлементов — Mn, Cr, Zn и др.;
  • чрезмерное увлечение электронными устройствами;
  • нарушение осанки;
  • неправильная организация рабочего пространства.

Это самые распространенные причины миопии, которые могут привести и к ее прогрессированию. Также располагающими факторами к развитию близорукости являются:

  • травмы головы или глаза;
  • инфекционные глазные заболевания;
  • отравление;
  • гормональные сбои;
  • ношение неправильно подобранной оптики;
  • косоглазие, астигматизм и другие офтальмопатологии.

Исключить все причины не представляется возможным. Однако меры профилактики и способы лечения, направленные на устранение основных этих факторов, помогут избежать неприятных последствия развития миопии.

Основной симптом патологии — ухудшение зрения вдаль. Близорукого человека можно распознать по привычке щуриться. При незначительном смыкании век зрачок частично перекрывается, из-за чего изменяется направление проходящего через него пучка света. Это приводит к небольшому повышению остроты зрения. Данный симптом должен насторожить родителей. Если Вы увидели, что ребенок постоянно щурится, обязательно запишите его на прием к окулисту.

При сильных степенях миопии может беспокоить:

  • Головная боль. Она возникает из-за перенапряжения глазных мышц и нарушения кровообращения, что влияет на работу всей нервной системы. Особенно часто боль в голове бывает при некорригированной близорукости или ношении неправильно подобранной оптики.
  • Боль и жжение в глазах. Эти признаки свидетельствуют о спазме аккомодации. Он развивается из-за повышенной зрительной нагрузки.
  • Слезотечение. При миопии зрачок всегда находится в несколько расширенном состоянии, так как цилиарная мышца пребывает в постоянном напряжении. Если свет очень яркий, диаметр зрачковой области уменьшается. Но у близоруких наблюдается недостаточное его сужение. В глаз попадает больше световых лучей, что и приводит к обильному слезотечению.
  • Изменение размеров глазной щели. Чрезмерное увеличение глазных яблок в размерах вызывает расширение глазной щели. Они выступают вперед и раздвигают веки. Наблюдается данный признак при высокой степени миопии.

При близорукости дети часто жалуются на усталость, головные боли, трут глаза руками, вследствие чего нередко развиваются инфекционные и воспалительные глазные заболевания — конъюнктивит, блефарит и пр. Многое сказать о состоянии здоровья ребенка и его зрении может успеваемость в школе. Обратите внимание на его отметки, желание учиться, качество выполнения домашних заданий. Также родители могут проверить остроту зрения школьника в домашних условиях. Для этого используется дуохромный тест.

Дуохромный тест представляет собой двухцветную таблицу, разделенную на две половины — красную и зеленую.

На обеих частях изображены оптотипы — буквы, как в таблице для проверки остроты зрения Сивцева. Загрузить тест можно на компьютере. Пусть ребенок сядет ровно перед монитором на расстоянии одного метра от него. Один глаз нужно прикрыть рукой. Вторым читаются оптотипы, затем наоборот. Ребенок будет называть буквы, а Вы фиксируйте ошибки.

Если он правильно прочитал символы на красном фоне, но ошибался, называя оптотипы на зеленом поле, вероятнее всего, у него развивается миопия. Конечно, результаты теста, проведенного в домашних условиях, сложно назвать точными. Они могут дать примерное представление о зрении ребенка и стать поводом для визита к врачу. В кабинете офтальмолога будут проведены другие методы обследования — объективные и субъективные, то есть с помощью приборов и таблиц соответственно.

Сразу стоит отметить, что миопию нельзя вылечить в детском возрасте. Полностью избавиться от данного дефекта рефракции можно только с помощью операции — лазерной или хирургической. Они назначаются взрослым. Связано это с тем, что глазные яблоки формируются до 18 лет. Если сделать лазерную коррекцию, например, в 15 лет, через год-два глаз может увеличиться в диаметре. Из-за этого показатель зрения снова изменится. Однако это не значит, что лечить миопию у детей не нужно. При этом лечение является скорее профилактикой, которая не позволяет зрительных функциям ухудшаться. Применяются следующие лечебно-профилактические меры:

  • ношение очков/контактных линз;
  • гимнастика для глаз;
  • прием витаминных комплексов;
  • физиотерапевтические процедуры.

Рассмотрим эти методы подробнее.

Используются три вида оптических изделий при миопии у детей:

  • очки;
  • контактная оптика;
  • ортокератологические линзы.

Средства очковой и контактной коррекции близорукости оснащены «минусовыми» диоптриями. С их помощью снижается чрезмерная преломляющая способность глаза. При надевании таких офтальмологических изделий картинка из плоскости перед сетчаткой передвигается на ее центральную часть. За счет этого зрение вдаль улучшается. Есть два основных метода подбора оптики при миопии у детей:

  • недокоррекция;
  • полная компенсация дефекта рефракции.

В первом случае ребенку выписываются очки/линзы с оптической силой на 1 дптр меньше, чем реальный показатель зрения. Так, при отклонении −3D человек носит оптические изделия с силой −2D. Считается, что таким образом стимулируется аккомодационный аппарат. Такой метод применяется только при слабой или средней степени патологии. При полной коррекции ребенок использует оптику с набором диоптрий, равным отклонению зрения.

В детском возрасте, особенно дошкольном, назначаются преимущественно очки. Когда ребенок начинает ходить в школу, ему могут выписать рецепт на контактные линзы.

Школьник уже может сам пользоваться ими, снимать и надевать, ухаживать. Также контактная оптика является незаменимой при высокой степени близорукости. Очки с большой оптической силой плохо переносятся. В таких случаях средства контактной коррекции становятся прекрасной альтернативой очковой оптике.

Обычные дневные линзы имеют противопоказания. При их наличии назначаются ночные офтальмологические изделия. Они подходят для коррекции миопии до −6D. Также ортокератология применяется при прогрессирующей близорукости у детей. Принцип действия таких линз следующий:

  • пациент надевает их перед сном;
  • в течение ночи они изменяют кривизну роговицу;
  • утром оптика снимается.

Ребенок весь день обходится без средств коррекции. К вечеру роговая оболочка принимает естественную форму.

Ночные линзы изготавливаются из жестких газопроницаемых материалов. Во время сна к роговице поступает достаточный объем кислорода. Ортокератология применяется не очень часто, но является достаточно эффективным методом. Уже через несколько недель после начала ношения ночных линз эффект от них сохраняется на 2-3 суток. Есть к таким средствам коррекции и противопоказания:

  • воспалительные заболевания глаз и век — кератит, конъюнктивит, блефарит, халязион и пр.;
  • кератоконус и кератоглобус;
  • роговичный астигматизм больше 1.75D;
  • синдром «сухого глаза».

Теперь перейдем к еще одному эффективному способу предотвратить ухудшение зрения при миопии — зарядке для глаз. Сначала узнаем, почему она может быть эффективной.

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо описать, как работают глазные мышцы при близорукости. Глазное яблоко поддерживают в форме и позволяют ему двигаться в орбите две группы мышц:

Первые, которых четыре, находятся слева и справа. Эта группа мышц отвечает за повороты глазных яблок. Они же удерживает его в правильном положении, придавая ему правильную форму, — сферическую. Косые мышцы, всего их две, располагаются снизу и сверху. Они придают глазу овальную форму. Глазное яблоко функционирует, как объектив фотоаппарата, увеличивая и уменьшая изображение.

При миопии поперечные мышцы почти никогда не расслабляются. По этой причине глаза у них немного выпячены вперед, что не всегда заметно со стороны. Специальные упражнения позволяют расслабить эти глазные мышцы, снять с глаз напряжение и немного повысить остроту зрения.

Детям приходится много читать, они постоянно нагружают глаза зрительной работой в школе и дома, к тому же они часто используют для игр и общения с друзьями компьютеры и смартфоны, что сильно увеличивает нагрузку на глазные мышцы. В детском возрасте лечебная гимнастика для их расслабления особенно полезна. Офтальмологи настоятельно рекомендуют делать зарядку для глаз не только детям с миопией, но и школьникам с хорошим зрением. Польза гимнастики заключается в следующем:

  • помогает расслабить глазные мышцы и укрепить их;
  • устраняет симптомы астенопии;
  • снимает спазм аккомодации;
  • улучшает фокусировку и повышает остроту зрения;
  • предотвращает развитие синдрома «сухого глаза»;
  • останавливает прогрессирование близорукости;
  • нормализует кровообращение в глазных яблоках;
  • способствует насыщению тканей глаз кислородом.

Положительный эффект от зарядки отмечается уже через 2-3 недели при ежедневном выполнении упражнений. При этом делать гимнастику нужно не менее 2-3 раз в день.

При имеющемся дефекте рефракции гимнастику должен подобрать ребенку офтальмолог, так как к ней есть ряд противопоказаний. Приведем для примера несколько простых упражнений, которые могут подойти близоруким:

  • «Метка на стекле». Посадите ребенка напротив окна, на расстоянии 35-40 см от стекла, на которое прикрепите бумажный кружок 7-8 мм в диаметре (желательно синего цвета). Необходимо смотреть на метку двумя глазами в течение 5-10 секунд, а затем перевести взгляд на какой-нибудь объект за окном, после чего снова на синий кружок. Тренировка длится 2-3 минуты. Проводите ее с ребенком не менее 2-3 раз в день. Если он носит очки, пусть наденет их перед зарядкой.
  • «Мышечная гимнастика». В этом упражнении нужно двигать глазными яблоками влево и вправо, вверх и вниз, задерживая взгляд на 5-10 секунд в крайних положениях. Следующее задание заключается в рисовании глазами кругов в воздухе — по 2-3 в каждую сторону. Третье упражнение гимнастики — интенсивное зажмуривание и широкое раскрытие век. Завершается зарядка быстрым морганием на протяжении 10-15 секунд. Данный комплекс упражнений выполняется без средств коррекции.

Есть и другие комплексы. Перед тем как приступить к выполнению, проконсультируйтесь с врачом. Зарядка для глаз противопоказана при:

  • инфекционных и воспалительных глазных заболеваниях;
  • отслойке сетчатки;
  • проникающих ранениях в глазное яблоко, а также после операций на глазах.

Родителям необходимо объяснить важность гимнастики. С маленькими детьми можно проводить ее в форме какой-нибудь игры. Заинтересуйте ребенка в правильном выполнении заданий, поощряйте чем-нибудь за каждое сделанное упражнение.

В начальной школе учителя проводят так называемые физкультминутки. Их должен помнить с детства каждый. Примерно в середине урока дети встают и дружно читают стихотворение «Мы писали, мы писали. ». Существует и физминутки для глаз, которые направлены на снятия зрительного напряжения. Такая разминка должна проводиться на 20-ой минуте первого урока. На втором и третьем занятии — через 15 и 20 минут, а на четвертом учитель трижды прерывает урок для зарядки.

Существуют и другие рекомендации офтальмологов людям с близорукостью. Они касаются деятельности, связанной с нагрузкой на глаза. Перечислим основные правила, которые следует соблюдать:

  • Каждые 30-40 минут зрительная работа должна прерываться на 10-15 минут. Если ребенок находится в школе, то на перемене рекомендуется немного погулять или поиграть во что-нибудь с одноклассниками, а не сидеть в телефоне.
  • При чтении/работе за компьютером необходимо, чтобы текст был от глаз на расстоянии 30-40 см.
  • Смотреть телевизор нужно в очках для дали. Экран при этом не должен быть ближе 2,5-3 м от ребенка. Детям до 2-х лет просмотр телепередач противопоказан. Дошкольники могут проводить перед телевизором не более 2-х часов в день с перерывом каждые 20 минут.
  • Работать за компьютером ребенку можно от 30 минут до 1,5 часов в день, в зависимости от возраста.
  • Мощность настольной лампы при чтении или письме в идеале должна составлять 60-100 Вт. Верхний свет нужно выключить.

Физиотерапевтические процедуры используются в комплексном лечении миопии. Основная цель их назначения — предотвратить прогрессирование дефекта рефракции. Сегодня применяются следующие виды физиопроцедур при близорукости:

  • СМВ-терапия — лечение токами сантиметрового диапазона. Оно приводит к расширению капилляров и улучшению кровообращения. Благодаря этому усталость с глаз и мышечная напряженность снимаются, острота зрения повышается. Длится процедура не более 10 минут. Курс терапии — 10 дней по одному сеансу.
  • УЗИ-терапия — лечение ультразвуковыми вибраторами. К глазам больного на 5 минут прикладывается прибор, похожий на бинокль. Он оказывает легкое вибрирующее воздействие на веки и глазные яблоки. Благодаря этому снимается мышечный спазм, запускаются регенеративные процессы.
  • Электрофорез с рибофлавином, или витамином В2. Его вводят в слизистую носу специальными тампонами. Перед этим носовая полость промывается физиологическим раствором. К тампонам присоединены электроды, по которым пускается ток силой 1мА. Он стимулирует кровоток, что способствует насыщению тканей глаз кислородом. Обычно назначается 15 сеансов по 15 минут.
  • Диадинамометрия — процедура воздействия на глаза импульсным током низкой частоты, он улучшает лимфоток и кровоснабжение всех глазных структур. Дети приходят на сеансы ежедневно в течение 10 дней.
  • Фотохромотерапия зеленым светом. Такая процедура способствует восстановлению четкости полей зрения, повышению его остроты, снятию спазма аккомодации. Терапия проводится с помощью специальной лампы. Длится лечение 1-2 месяца.
  • Магнитотерапия — воздействие на глазные яблоки низкочастотным магнитным полем. Процедура помогает избавиться от головных болей, улучшает кровоток и питание глаз кислородом.
  • Лазеротерапия — лечение низкоинтенсивным лазером. Оно позволяет ускорить циркуляцию внутриглазной жидкости. Во время сеанса пациент находится в очках и видит вспышки красного цвета. Лазерный луч проходит через глазное яблоко, попадает на ресничную мышцу, расслабляя ее. Длится процедура 5-10 минут. Назначается, как правило, 5 сеансов.

К физиотерапии есть противопоказания — тяжелые сосудистые и сердечные заболевания, онкология, болезни крови, лихорадочные состояния.

Для нормального функционирования глаз, их полноценного развития, формирования и роста в организм должны поступать различные витамины и минералы. Важнейшими для зрения являются витамины групп А, В и С. Принимаются они в виде таблеток или глазных капель. Также некоторые элементы можно получить, употребляя биологически активные добавки. Не все считают их эффективными, однако некоторые офтальмологи рекомендуют такие комплексы. Выпускаются даже специальные средства, предназначенные для детей, например, «Лютеин-комплекс детский».

Большое внимание необходимо уделить питанию ребенка. Дети любят в тайне от родителей есть чипсы, пить газировку. Эти продукты являются вредными. Рацион у детей должен быть сбалансированным, особенно при наличии дефекта рефракции.

Детям приходится ходить на уроки физкультуры. Кроме того, они играют в подвижные игры во дворе. Не противопоказаны ли им физические нагрузки? Спорт и свежий воздух при миопии также являются частью комплексной профилактики. Однако стоит учитывать, что при средней и высокой степени близорукости ребенку нельзя поднимать тяжести. Это может привести к разрыву и отслоению сетчатки. В целом, физкультура не противопоказана. Список глазных болезней и ограничений физических нагрузок можно уточнить в интернете или узнать в учреждениях здравоохранения. При очень тяжелой форме миопии ребенок может быть освобожден от общих занятий физического воспитания.

Повторим еще раз основные рекомендации офтальмологов, следование которым позволит избежать ухудшения зрения при миопии:

  • носите правильно подобранную оптику;
  • придерживайтесь режима ношения очков/линз;
  • соблюдайте правила работы за компьютером;
  • делайте зарядку для глаз;
  • принимайте витамины для органов зрения;
  • питайтесь только полезными продуктами;
  • занимайтесь спортом;
  • чаще бывайте на свежем воздухе;
  • не игнорируйте симптомы офтальмологических заболеваний;
  • посещайте окулиста не менее 2-х раз в год.

Все эти правила для детей, но их должны знать взрослые, которые будут их контролировать. Близорукость — достаточно опасная патология, если она не лечится. В детском возрасте она нередко становится причиной косоглазия и амблиопии. Могут быть и более тяжелые последствия с полной потерей зрения.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *