Меню Рубрики

Близорукость у детей выводы

Хорошее зрение для ребенка просто необходимо. Он познает мир, а информацию о нем мы черпаем в основном благодаря зрению. Функциональное развитие органа зрения начинается сразу после рождения ребенка и продолжается до 12-14 лет.

Именно в детстве легче всего справиться с большинством заболеваний зрительной системы, не прибегая к хирургическому вмешательству. Однако для этого необходима своевременная диагностика и вовремя начатое лечение. Часто от того, когда обнаружена болезнь, зависит слишком многое. Ведь шансы на успех могут очень быстро свестись к маленькому проценту или совсем исчезнуть. Нарушения зрительных функций, если они не корректируются, приводят и к плохой успеваемости в школе, и к ограничению в выборе профессии (что самым серьезным образом влияет на всю жизнь человека), не говоря уже о печальных случаях потери зрения.

Не нужно ждать, пока «тайные» проблемы станут явными! Приводите ребенка к специалисту, и вы будете уверены, что зрение ему будет помогать, а не мешать развиваться и учиться. Помогите маленькому человеку обрести этот мир и себя в нем!

Нормальное развитие зрения у детей

Зрительная система младенца обладает определенными врожденными навыками, но все равно ребенка нужно учить видеть — так же, как вы учите его говорить. Как при обучении речи обязателен слуховой раздражитель, так и обучение умению видеть невозможно без раздражителя светового — его наличие является обязательным условием. Постепенно, с каждым битом зрительной информации, в зрительную систему закладываются дополнительные данные, необходимые для конструирования представления о внешнем мире в понятиях формы, твердости, размеров и так далее. Ниже мы попытаемся дать вам рекомендации относительно ваших действий в каждом возрастном периоде при условии нормального развития ребенка с учетом возможности небольших отклонений у тех или иных детей. Обратите внимание, что первые два года жизни являются периодом наиболее интенсивного развития глаз и зрения, так что внимательное наблюдение за прохождением вашим ребенком этих этапов может доставить вам много удовольствия и радости.

Острота зрения новорожденного находится в пределах от 0,005 до 0,015 и постепенно возрастает примерно до 0,01–0,03. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формируется, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где достигается зрение 1,0) еще вообще не образовалось. Если бы такое зрение наблюдалось у взрослого человека, он испытывал бы серьезные трудности, но для новорожденного самое важное — это то, что крупно и близко: мамино лицо и грудь (бутылочка с соской). И действительно, наибольшее его внимание привлекают лица окружающих, причем правильное восприятие глубины пространства еще отсутствует. Ближе к концу этого трехмесячного периода младенец начинает делать первые попытки достать какой-то предмет с постепенным улучшением их результатов. Его внимание начинают привлекать и движущиеся объекты [4].

Острота зрения к 6 месяцам продолжает повышаться до 0,1–0,4. Если оба глаза видят одно и то же, то стереоскопичность зрения достигает почти взрослого уровня. Попытки достать что-либо все чаще увенчиваются успехом, довольно легко дается ребенку и слежение за движущимся предметом.

К году острота зрения увеличивается ненамного, зато непрерывно совершенствуются другие зрительные навыки. Ребенку удается уже фокусировать свои глазки на предмете, находящемся на расстоянии 7–8 сантиметров от его носа.

Острота зрения к двум годам закрепляется в пределах 0,3–0,6. Глаза легко переходят с одного предмета на другой и с любопытством их изучают. Достигается почти полная согласованность движений глаз и рук.

Рассматривая вопрос о зрительных функциях, их возрастных особенностях и взаимосвязи с клинической рефракцией, необходимо отметить, что острота зрения с возрастом повышается от светоощущения до 1,5-2,0 единиц и что наиболее характерная ее величина уже к 3-5-7 годам составляет 1,0 (одну) единицу.

Одновременно с этим было обращено особое внимание на то, что такое изменение остроты зрения может быть различным как вблизь, так и вдаль в зависимости от вида и величины клинической рефракции, которая также имеет возрастные особенности. Истинная клиническая рефракция (после циклоплегии) у 95% новорожденных соответствует дальнозоркости (гиперметропии) в 4,0 дптр, у 3% — эмметропии (соразмерности), т. е. 0,0 (ноль) дптр и в 2% случаев возможна врожденная близорукость различной величины (диоптрийности). С возрастом дальнозоркость уменьшается или совсем исчезает (что зависит от врожденной ее величины), к дошкольному и школьному возрасту она переходит, следовательно, в эмметропию и даже в близорукость [2].

Дети, родившиеся с эмметропией, постепенно становятся близорукими, близорукость растет, как правило, до совершеннолетия. В тех случаях, когда дети рождаются уже с близорукостью, она, как правило, с каждым годом становится все больше и больше. Ежегодная возрастная динамика истинной клинической рефракции составляет около одной диоптрии (+1,0 дптр), т. е. дальнозоркость регрессирует, а близорукость прогрессирует. Наибольшее прогрессирование наступает в раннем школьном возрасте и особенно в период полового созревания (10-12 лет).

Близорукость, которая «растет» ежегодно не как биологический ее вариант (и особенно, если она врожденная), а также, если она прогрессирует преимущественно в школьном возрасте, называется «школьной» близорукостью и представляет собой «миопическую болезнь» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Близорукость – одно из самых распространенных заболеваний глаз у детей младшего и среднего возраста, связана с патологическим увеличением длины переднезадней оси глаза.

Зрительная система ребенка находится в постоянном развитии, поэтому вредные факторы окружающей среды могут оказывать на нее негативное воздействие, которое приводит к развитию близорукости у детей.

Близорукость или миопия – одно из самых распространенных заболеваний у школьников. К возрасту 15-16 лет практически каждый второй ребенок страдает детской близорукостью.

В результате удлинения глазного яблока изображение на сетчатке становится расфокусированным, и дети жалуются на снижение зрения вдаль. Для того чтобы увидеть удаленные предметы, им необходимо прищуриваться. В этом случае веки играют роль диафрагмы и изображение становиться четче. С удлинением глазного яблока растягиваются внутриглазные структуры, особенно сетчатка. В результате на глазном дне возникают дистрофические изменения, которые могут привести к безвозвратному снижению зрения.

Лечение близорукости у детей должно быть комплексным, направленным на замедление ее прогрессирования и на улучшение кровоснабжения глазного яблока и внутриглазных структур.

Близорукость у детей младшего и среднего возраста значительно возросла в последние годы в связи с бурным внедрением в нашу жизнь и жизнь наших детей современных обучающих технологий. Зрительная система ребенка находится в постоянном развитии, поэтому вредные факторы окружающей среды могут оказывать на нее негативное воздействие, которое зачастую приводит к развитию близорукости у детей.

Большую роль в правильном развитии зрительной системы играют зрительные нагрузки. К ним следует отнести не только рисование, чтение (т.е. зрительные нагрузки на близком расстоянии), но и просмотр телевизора. Что же происходит со зрительной системой малыша, когда он долго непрерывно смотрит телевизор?

Изображение с экрана телевизора проецируется на сетчатку (глазное дно). Так как дети младшего возраста в большинстве случаев имеют дальнозоркость (гиперметропию), то для того, чтобы четко увидеть изображение, находящееся на определенном конечном расстоянии, ребенку необходимо напрягать определенные структуры внутри глаза. Происходит это рефлекторно и от сознания ребенка не зависит. При длительном напряжении и рассматривании мелких и движущихся изображений, что чаще всего и бывает при просмотре телевизора, не исключен срыв компенсаторных систем и включение механизмов миопизации (т.е. удлинения) глаза. В последующем это может привести к развитию детской близорукости [6].

Близорукость у детей — это не только оптический дефект, который можно легко исправить очками. Близорукость (миопия) у детей — одно из самых распространенных заболеваний у школьников. К возрасту 14-15 лет практически каждый третий ребенок страдает детской близорукостью. В связи с удлинением глазного яблока изображение на сетчатке становится расфокусированным, и ребенок жалуется на снижение зрения вдаль. Чтобы увидеть удаленные предметы, дети часто прищуриваются, так как сжатые веки в этом случае играют роль диафрагмы, и изображение на сетчатке становится четче. Близорукость у детей — это не только оптический дефект, который можно легко исправить очками. При удлинении глазного яблока растягиваются внутриглазные структуры, особенно сетчатка. В результате на глазном дне возникают дистрофические изменения, которые при прогрессировании могут привести к безвозвратному снижению зрения. Поэтому лечение близорукости у детей должно быть комплексным, направленным на замедление ее прогрессирования и на улучшение кровоснабжения глазного яблока и внутриглазных структур.

Очень часто детям с прогрессирующей миопией назначаются глазные капли, расширяющие зрачок. Механизм действия этих капель заключается в расслаблении аккомодационной мышцы, так как при близорукости часто развивается ее спазм. Однако для восстановления функций аккомодационной мышц необходимо не выключение ее из работы, а наоборот, адаптация к различным зрительным режимам. Капли такого эффекта дать не могут. Кроме этого, при отмене капель, расширяющих зрачок, миопия часто начинает прогрессировать еще быстрее.

Еще одним заблуждением является мнение о том, что если на ребенка надели очки, то он их уже никогда не снимет. Это не так. Во-первых, при миопии слабой степени (до 3 диоптрий) очки назначаются только для дали. Они не носят лечебного характреа и назначаются только для комфорта. Если ребенок обходится в повседневной жизни без очков, то заставлять одевать их не надо. При высоких же степенях либо резком снижении остроты зрения ребенку назначаются очки для постоянного ношения. Однако, при условии двухгодичной стабилизации миопии возможно применение эксимер-лазерных технологий, что полностью избавит подростка от очковой зависимости. При астигматизме и дальнозоркости при правильном ведении и лечении во многих случаях можно избавить ребенка от очков для постоянного ношения [8].

В последнее время в продаже появились так называемые полидиафрагмальные очки «в дырочку». При их регулярном использовании производители обещают быстрое излечение от любых болезней глаз. Что касается близорукости, то при этой патологии очки в «дырочку» просто создают лучшие условия для зрения, за счет увеличения глубины оптического фокуса. Тот же эффект достигается при прищуривании. Поэтому никаким лечебным действием эти очки не обладают. Вреда они не приносят, пациенты теряют лишь драгоценное время и не проводят настоящего лечения.

Как правило, все назначаемые «черничные таблетки» являются пищевыми добавками и представляют собой поливитаминные наборы. Однако, в отличие от настоящих лекарственных поливитаминных препаратов, пищевые добавки не допущены для применения в клинической практике фармкомитетом России, а имеют лишь разрешение Минздрава. Это означает, что полномасштабных клинических испытаний этих препаратов, тем более у детей, не проводилось. Поэтому мы не используем эти препараты в детской офтальмологии. Нашим пациентам мы рекомендуем поливитаминные наборы типа Компливит, Ундевит, Ревит и др., которые хорошо зарекомендовали себя и одобрены к применению педиатрами.

Чем раньше будет начато лечение прогрессирующей миопии, тем больше возможностей для предупреждения развития осложнений на глазном дне, развивающихся при прогрессировании миопии, т.к. они могут привести к снижению зрения. При отсутствии лечения прогнозировать течение болезни практически невозможно, что может привести к бурному росту миопии и повреждению глаз. Если же ребенок находится под наблюдением, подобных скачков можно избежать. В процессе лечения допустимый рост миопии составляет не более 0,5 D в год. При таком градиенте роста глазное дно ребенка не страдает.

Близорукость: доступная профилактика

Для ребенка с близорукостью большое значение имеет гигиена зрения. Большей частью это касается всех детей, даже при отсутствии какой-либо глазной патологии. Зрительные нагрузки ребенка должны быть дозированы. Чтение, возможно только сидя за столом при хорошем освещении. Читать лежа и за едой не рекомендуется. Большое значение имеет продолжительность просмотра телевизионных программ. Детям младше двух лет вообще не рекомендуется смотреть телевизор. Это связано не только с нагрузками на глаза, но и с влиянием на центральную нервную систему, что может привести к возбуждению ребенка.

Однако мы не можем полностью исключить телевизор из жизни наших детей. Посоветовать можно следующее. Для детей до 7 лет общая продолжительность просмотра телевизионных программ не должна превышать 30-40 мин. В день. В более старшем возрасте можно разрешать смотреть телевизор до 1,5 — 3часов в день. При этом непрерывная нагрузка должна быть не более 1,5 часов (одни фильм). Тип телевизора (обычный, «плоский» экран, жидкокристаллическая панель, плазменный телевизор) практически не влияет на переносимость зрительных нагрузок. При просмотре телевизора основным вредным фактором является длительная зрительная нагрузка на конечном расстоянии. То же самое можно сказать и о работе за компьютером.

Продолжительность работы за компьютером также не должна превышать 40 минут в день [4].

Приобретенная близорукость – это такое заболевание, которое невозможно вылечить современными методами, но очень легко предотвратить. Нынешнюю «эпидемию» близорукости принято списывать на что угодно – на школьные перегрузки, на компьютер, на дурную наследственность, но о реальной причине близорукости обычно умалчивается. Эта реальная причина носит, однако, не медицинский, а социальный характер.

Ваш ребенок идет первый раз в первый класс, имея хорошее зрение и здоровые глаза. Спрашивается: кто несет ответственность за то, чтобы спустя одиннадцать школьных лет его глаза оставались такими же зоркими? Ответ на этот вопрос предельно прост и лаконичен: никто. Школьный учитель — этот основной поставщик зрительных и умственных перегрузок — никоим образом не обязан заботиться о здоровье вашего ребенка. Что же касается офтальмолога из районной поликлиники, то ему на прием вашего ребенка отведено ровным счетом 6 минут (таковы официальные нормы). К тому же, как известно, посещение врача — процедура не из приятных, поэтому к врачу обычно обращаются только тогда, когда болезнь уже носит запущенный, необратимый характер.

Чуть ли не половина выпускников школ в той или иной степени страдает близорукостью, но вовсе не потому, что так уж трудно уберечь детей от близорукости, а потому, что этим ровным счетом никто не занимается. Вероятно, не последнюю роль тут играет расхожее представление о том, что близорукость — это так, ерунда — всего-навсего очки на носу, этакий безобидный косметический дефект, с которым легко можно ужиться.

А между тем, близорукость — вещь вовсе не безобидная, и всякий близорукий человек это очень хорошо знает. Просто страдания, которым он подвергается, — не из тех, какие принято громко обсуждать на людях. Чего только стоит шок, который переживает ребенок, когда узнает, что отныне он — очкарик! В детских коллективах нравы простые и грубые. Очкарики там — существа низшего сорта, нравится это взрослым или нет. Близорукость наносит катастрофический удар по самооценке, способствует замкнутости, уходу в себя. К тому же, близорукость ведет к резкой потере работоспособности — вплоть до того, что за каждую прочитанную книжку, за каждые несколько часов, проведенные за компьютером, приходится расплачиваться головными болями и дальнейшим ухудшением зрения [3].

Взгляните на нашу общественную элиту, взгляните на президентов других государств! Много ли среди них близоруких людей? Да их там почти нет! Даже среди ученых — лауреатов Нобелевской премии они не так уж часто встречаются. Близорукость — это очень серьезное препятствие для большой карьеры, к какой бы сфере человеческой деятельности она ни относилась. Внутреннего «пороху» у близоруких людей хватает обычно лишь на то, чтобы добросовестно исполнять чужие распоряжения. Из них получаются хорошие библиотекари и программисты (хотя и от книг и от компьютеров у них побаливают глаза).

Вместе с тем, уберечься от близорукости с самого начала — дело технически несложное и не требующее больших познаний в офтальмологии. Близорукость — это, по сути дела, патологическая деформация глазного яблока. Чем конкретно вызывается такая деформация — этого офтальмологи и сами не знают. Ясно только одно: близорукость не наступает в одночасье. Сначала возникает так называемый спазм аккомодации. В глазу имеется особая аккомодационная мышца, ответственная за наведение на резкость. Когда она расслаблена, глаз настроен на зрение вдаль. Когда она напряжена, глаз перестраивается на работу вблизи. Такая перенастройка происходит автоматически, без волевого участия человека.

Длительное перенапряжение аккомодационной мышцы приводит к ее спазму — к тому, что она уже не может полностью расслабиться. Как следствие, зрение вдаль ухудшается. Но это еще не близорукость в полном смысле этого слова, потому что глазное яблоко остается — пока! — недеформированным. Только если не обращать внимание на спазм аккомодации и продолжать упорно нагружать глаза работой вблизи, то через несколько недель или даже месяцев в глазу начнут происходить необратимые изменения и разовьется истинная близорукость [2].

Пока дальше спазма дело не пошло, всё еще можно поправить. Стоит убрать спазм — и нормальное зрение полностью восстановится. Если в этот момент оказаться на приеме у добросовестного окулиста, то он не будет выписывать очков, а назначит курс атропинизации. Атропин — это яд нервно-паралитического действия, который блокирует передачу нервных импульсов от мозга к аккомодационной мышце. Таким образом, мышца как бы получает отдых и со временем вновь обретает способность к расслаблению. (В последнее время помимо атропина появились и другие препараты аналогичного действия.)

Читайте также:  Гигиена глаз что такое близорукость

Отсюда с очевидностью вытекает простая программа действий по гарантированному предотвращению близорукости. Нужно всего-навсего регулярно проверять зрение школьников, выявлять спазм аккомодации и незамедлительно его устранять. Весь вопрос в том, как часто проводить такие проверки.

Согласно официальной рекомендации, проверяться у окулиста следует один раз в год. Нетрудно понять, откуда взялась такая цифра. Она рассчитана, исходя из тех бюджетных средств, которые выделяются на здоровье населения. К окулисту нужно ходить именно один раз в год потому, что он и без того перегружен работой и принимать вас чаще он всё равно не сможет.

Близорукость же развивается по своим законам, никак не связанным с бюджетными средствами. За один год спазм аккомодации вполне успевает переродиться в патологическую деформацию глазного яблока, и повернуть этот процесс вспять уже невозможно.

Выход из этой ситуации очень прост. Родители могут сами стать немножечко окулистами и обучиться нехитрому искусству проверки зрения у детей. Собственно, и обучаться тут нечему. Всякий, кто хоть раз побывал на приеме у окулиста, знает, как это делается. Для этого требуется иметь проверочную таблицу. Когда-то она была большим дефицитом, а теперь ее свободно можно купить в магазине медтехники или взять в Интернете. Ее нужно повесить на стену и хорошо осветить. Человек со стопроцентным зрением способен отчетливо увидеть десятую строку таблицы с расстояния пяти метров. Проверка осуществляется для каждого глаза по отдельности, при этом другой глаз можно прикрыть, например, ладонью, сложенной «лодочкой».[1]

Впрочем, ничего мистического в этой таблице нет. Принято считать, что глаз с остротой зрения сто процентов способен увидеть раздельно две удаленные точки, если лучи, проведенные от глаза к этим точкам, образуют между собой угол в одну шестидесятую градуса. Нетрудно вычислить, что если точки удалены от глаза на пять метров, то расстояние между ними должно составлять 1,45 мм. Именно таким является зазор между палочками букв «Ш» и «Б» в десятой строке проверочной таблицы. Сами же буквы оказываются в пять раз больше, т.е. около семи миллиметров. Поэтому, собственно говоря, и таблица-то не нужна. Зрение можно контролировать и по буквам, написанным фломастером от руки, при условии, что они имеют приблизительно правильные размеры.

Если речь не идет о малышах-первоклашках, а о детях постарше и посознательнее, то их вполне можно приучить проверять свое зрение самостоятельно. Такая проверка длится в буквальном смысле несколько секунд. Просто ребенок должен убедиться, что каждым глазом в отдельности он способен ясно различить три вертикальные палочки у буквы «Ш» и три горизонтальные палочки у буквы «Б» (острота зрения по вертикали и по горизонтали может быть, вообще говоря, неодинаковой).

Очевидно, что это вовсе не такая процедура, которая непременно требует участия дипломированного врача-окулиста и которой надо дожидаться целый год. Насколько же часто имеет смысл ее проводить? Это надо делать каждый день. Спазм аккомодации следует выявлять практически сразу, как только он возник. Тогда и избавиться от него не составит большого труда. Надо просто дать глазам отдых, и спазм пройдет сам собой.

Если рассматривать исключительно «техническую» сторону дела, то — да, тут всё очень легко и просто. Однако если принять во внимание еще и социальный компонент, то тогда появляются сложности. Одно дело указать простой способ от нее уберечься, и совсем другое — внедрить этот способ в культуру человеческого поведения (как это когда-то произошло с мытьем рук и чисткой зубов) [2].

До сих пор речь шла о вещах принципиальных. Ниже приводятся некоторые «технические» детали.

Многие родители приучают детей читать книжки и сажают их за компьютер еще до того, как наступает пора вести их в школу. Одновременно с этим нелишне было бы и предпринять меры против близорукости. Однако малыши-дошкольники (как, впрочем, и первоклашки) — народ еще несознательный: вряд ли они смогут без посторонней помощи пунктуально следить за своим зрением. Придется родителям устраивать контрольные проверки самим — так, как это делают офтальмологи со своими пациентами, то есть показывать буквы и просить их назвать.

Проблема здесь заключается в том, что проверочная таблица очень быстро будет выучена наизусть. Поэтому проверять зрение у дошкольников (и младших школьников) следует не по таблице, а по карточкам, на которых написаны те же самые буквы. Эти карточки предъявляются всякий раз в случайном порядке, поэтому контроль будет осуществляться именно за зрением, а не за памятью. Карточки легко изготовить самому, но можно взять и в Интернете.

Однако следует иметь в виду, что привычные объекты распознаются гораздо легче, чем непривычные. Даже когда ребенок вместо буквы видит некое расплывшееся облачко, он уже по виду этого облачка зачастую сможет верно назвать букву. Поэтому если при каждодневных проверках он с пяти метров правильно распознает букву стандартного размера (как в десятой строке проверочной таблицы), то это еще не гарантирует, что у него стопроцентное зрение. Для большей уверенности надо либо уменьшить размер контрольных букв, либо увеличить расстояние до них. Никаких официальных норм на этот случай, конечно, не предусмотрено, так что тут приходится полагаться на собственное чутье [5].

Кроме того, стопроцентное зрение — понятие очень условное. В реальности, большинство людей со здоровыми глазами видят лучше, чем на сто процентов. Размер букв и расстояние до них должны быть подобраны таким образом, чтобы буквы были едва-едва различимы. Если у ребенка всегда было зрение двести процентов (то есть он различал буквы, которые в два раза меньше, чем положено по норме), и вдруг его зрение упало до ста процентов, то это уже основание для того, чтобы принимать меры.

Ухудшение зрения, если уж оно случилось, происходит не постепенно, а скачком (спазм либо есть, либо его нет). При регулярных проверках не заметить этот скачок невозможно. Но, допустим, неприятность всё же произошла. Еще вчера ребенок называл все буквы правильно, а сегодня путается и делает массу ошибок. Что в этом случае делать?

Вначале имеет смысл выяснить, какое именно занятие ребенка привело к перенапряжению глаз. Может быть, он «пересидел» за уроками или слишком уж зачитался какой-то книжкой? Не дает ли о себе знать возникший спазм какой-нибудь особенной болью в глазах? Подобные вещи хорошо бы отследить сразу, чтобы не допускать их повторения в будущем.

Далее, на ближайшие дни глазам надо просто обеспечить отдых — вплоть до того, что освободить ребенка от всех домашних заданий и не пускать его в школу. Но можно поделать и кое-какие специальные упражнения.

Прежде всего, сама по себе процедура проверки зрения по карточкам очень способствует приведению глаз в норму — ведь при этом очень мощно активизируется зрение в даль. Только теперь уже заниматься «чтением» карточек нужно не две-три минуты, как при рутинном контроле, а хотя бы минут пятнадцать-двадцать. «Несознательных» малышей приходится еще дополнительно стимулировать — например, напирать на то, что им нельзя будет больше смотреть телевизор, пока они не смогут правильно назвать все буквы [3].

Что касается детей постарше и посознательнее, то их внимание можно обратить на следующую любопытную вещь. Оказывается, удаленные предметы становятся видны хуже не потому, что изображение расплывается, как в расфокусированном фотоаппарате, а потому, что оно двоится. Этот эффект двоения довольно слаб и обычно не бросается в глаза, но его легко наблюдать, если посмотреть на какой-нибудь очень контрастный предмет — например, на яркий серп луны на фоне ночного неба.

К мерам профилактики заболеваний глаз среди школьников прежде всего относится строгое соблюдение правил личной гигиены: частое мытье рук с мылом, частая смена личных полотенец индивидуального пользования, наволочек, носовых платков. Существенное значение имеет и питание, степень его сбалансированности по содержанию пищевых веществ и особенно витаминов. В случаях возможного непосредственного воздействия интенсивной ультрафиолетовой радиации или высоких уровней яркости от освещенных поверхностей обязательно использование специальных защитных очков.

Профилактика травм глаз у школьников включает строгое соблюдение ими правил в процессе выполнения различных поделок на уроках ручного труда, во время обработки дерева и металла, постановки опытов по химии.

Для проведения всех этих работ учащиеся обеспечиваются: соответственно их росту (высота рабочей поверхности от площади пола) рабочими местами, достаточными по площади и освещенности; защитными очками, необходимыми во время рубки металла и работы на токарном, фрезерном, сверлильном станках; приспособлениями, обеспечивающими правильную уборку рабочего места после работы.

Список использованной литературы

1. Белов В.И. Психология здоровья. -М.:1994 г.

2. Габович В.С. Общая гигиена. – М.. 1986 г.

3. Демирчоглян Г.Г. Тренируйте зрение. М.: 1990 г.

4. Кардашенко В.Н., Е.П. Стромская и др. Гигиена детей и подростков: учебник. — М.:Медицина,1988 г.

5. Мерзляков Ю.А. Лекции по курсу гигиены Путь к долголетию: энциклопедия. — М. 1994 г.

6. Особенности физиологии детей: уч. пособие //Под редакцией проф. В.М. Смирнова. М.: 1993 г.

7. Румянцев Г.И., Вишневская Е.П., Козлова Т.А. Общая гигиена: учебник. — М.: Медицина, 1985 г.

8. Энциклопедия здоровья //В.И. Белов. М.:1993 г.

источник

Профилактика близорукости у детей и подростков.

Анатомо-физиологические особенности органов зрения у детей и подростков.

Рисунок 1. Строение глаза. 1 — склера; 2 — роговица; 3 — сосудистая оболочка; 4 — радужка; 5 — зрачок; 6 — ресничное тело; 7 — хрусталик; 8 — стекловидное тело; 9 — сетчатая оболочка; 10 — колбочки; 11 — палочки; 12 — нервные клетки.

Чтобы лучше представить себе, как устроен глаз, давайте обратимся к рис. 1.

Глазное яблоко помещается в глазнице и имеет не совсем правильную шаровидную форму. Стенки глазного яблока образованы тремя оболочками. Снаружи оно покрыто белочной оболочкой, или склерой (1). Она самая толстая, прочная и обеспечивает глазному яблоку определенную форму. Эта оболочка непрозрачна и лишь в переднем отделе в склеру как бы врезано крошечное окошечко диаметром около 12 мм—роговица (2) .Изнутри к склере прилегает вторая оболочка глаза—сосудистая (3). Она обильно снабжена кровеносными сосудами и пигментом, содержащим красящее вещество. Часть сосудистой оболочки, находящейся за роговицей, образует радужную оболочку, или радужку (4). Радужная оболочка окрашена и просвечивает через роговицу. Окраска радужки зависит от количества пигмента. Когда его много — глаза темно или светло-карие, а когда мало — серые, зеленоватые или голубые.

У некоторых людей (альбиносы) в радужной оболочке пигмент не содержится. Глаза таких людей имеют красный цвет (просвечивают только кровеносные сосуды). В центре радужки есть небольшое отверстие — зрачок (5), который, суживаясь или расширяясь, пропускает то больше, то меньше света. Многие, наверное, не раз замечали, как при слабом освещении зрачки становятся широкими, а при ярком — узкими. Посмотрите друг на друга при разном освещении и вы убедитесь, что величина зрачка меняется в зависимости от освещения. Радужка отделяется от собственно сосудистой оболочки ресничным телом (6). В толще его находится ресничная мышца, на тонких упругих нитях которой подвешен хрусталик (7) — крошечная двояковыпуклая линза диаметром 10 мм. При сокращении или расслаблении ресничной мышцы хрусталик меняет свою форму — кривизну поверхностей. Это свойство хрусталика позволяет четко видеть предметы как на близком, так и на далеком расстоянии. При чтении или любой другой работе на близком расстоянии хрусталик становится более выпуклым, а при взгляде вдаль уплощается. Свойство глаз приспосабливаться к рассматриванию предметов, находящихся на разном расстоянии от него, называется аккомодацией. Она осуществляется за счет цилиарной (ресничной) мышцы.

Хрусталик не имеет ни сосудов, ни нервов, его питание обеспечивается специальной жидкостью, которую продуцирует ресничное тело.

У детей и молодых людей до 25—35 лет хрусталик эластичен и представляет собой прозрачную массу полужидкой консистенции, заключенную в капсулу. С возрастом хрусталик плотнеет.

Вся внутренняя полость глаза заполнена прозрачной желеобразной массой — стекловидным телом (8). При помутнении стекловидного тела зрение резко ухудшается.

Роговица, хрусталик и стекловидное тело — оптическая, или преломляющая, система глаза. Луч света проходит через прозрачные среды, которые изменяют (преломляют) его направление. Преломляющая сила глаза зависит от состояния оптической системы у данного человека. Но для получения четкого изображения важна не только преломляющая сила оптической системы глаза сама по себе, но и ее способность фокусировать лучи на третьей, самой внутренней оболочке глаза — сетчатке (9).

Сетчатка имеет очень сложное строение. В ней различают 10 слоев клеток. Особенно важное значение имеют клетки, получившие название колбочек (10) и палочек (II). В сетчатой оболочке палочки и колбочки расположены неравномерно. Палочки (числом около 130 млн.) отвечают за восприятие света, а колбочки (их около 7 млн.) — за цветовое восприятие.

Самым важным местом сетчатки является так называемая центральная ямка, расположенная в центре желтого пятна. Это — область наилучшего восприятия зрительных ощущений. В пределах центральной ямки плотность колбочек достигает от 113 тыс. до 147 тыс. на 1 мм, а палочки полностью отсутствуют. По мере удаления от центральной ямки плотность колбочек уменьшается, а палочек — возрастает, и на расстоянии 5—6 мм от центральной ямки количество палочек достигает наибольшей плотности (до 170 тыс. на 1 мм).

Колбочки являются клетками, обеспечивающими дневное и цветное зрение. Они возбуждаются при солнечном и ярком электрическом свете. Палочки же обеспечивают сумеречное и ночное зрение. Под влиянием света в колбочках и палочках происходят определенные физические и химические процессы.

В палочках находится особое вещество, получившее название зрительного пурпура (родопсин), в колбочках — фотореагент (иодопсин), природа которого не установлена. В результате воздействия света зрительный пурпур подвергается изменениям: на свету он распадается, а в темноте восстанавливается при участии витамина А и других веществ. (Пожалуйста, обратите внимание на витамин А. В дальнейшем мы еще вернемся к тому, какое значение он имеет для поддержания хорошего зрения.)

Нарушение нормальной деятельности палочек вызывает заболевание, известное под названием “куриная слепота”. Это заболевание заключается в том, что человек прекрасно видит днем и при ярком электрическом свете; вечером, как только наступают сумерки, он почти перестает видеть, а с наступлением темноты полностью теряет зрение. Цвет предметов воспринимают только колбочки, поэтому ночью, когда мы видим только при помощи палочкового аппарата, все предметы кажутся одинаково серыми. Недаром существует пословица: “Ночью все кошки серы”. Лучше всего цвета воспринимаются теми участками сетчатки, где больше всего колбочек (желтое пятно и центральная ямка). У некоторых людей, обычно мужчин, частично или полностью утеряна способность восприятия цвета. Нарушение цветового зрения является серьезным препятствием к овладению такими профессиями, как машинист, летчик, шофер и т. д., при которых цветоощущение имеет первостепенное значение.

От палочек и колбочек отходят нервные волокна (12), образующие затем зрительный нерв, выходящий из глазного яблока и направляющийся в головной мозг.

Зрительный нерв состоит примерно из 1 млн. волокон. В центральной части зрительного нерва проходят сосуды. В месте выхода зрительного нерва палочки и колбочки отсутствуют, вследствие чего свет этим участком сетчатки не воспринимается. Это место называют слепым пятном в отличие от желтого пятна.

Как видим, глаз человека устроен очень сложно, каждая его часть имеет определенное предназначение. Следовательно, орган зрения нуждается в защите от повреждений, более того, в определенных условиях для нормального развития и работы.

Защитными приспособлениями глаза являются веки и слезная жидкость. Веки закрываются рефлекторно. При этом они изолируют сетчатку от действия света, а роговицу и склеру — от каких-либо вредных воздействий. При моргании происходит равномерное распределение слезной жидкости по всей поверхности глаза, благодаря чему глаз предохраняется от высыхания.

Слезная жидкость вырабатывается специальными слезными железами. Она содержит 97,8% воды, 1,4% органических веществ и 0,8% солей. Слезы увлажняют роговицу и способствуют сохранению ее прозрачности. Кроме того, они смывают с поверхности глаза, а иногда и век попавшие туда инородные тела соринки, пыль и т.д.

В слезной жидкости содержатся вещества, убивающие микробы. Благодаря этому слезная жидкость играет особо важную защитную роль. Слезная жидкость через слезные канальцы, отверстия которых расположены во внутренних углах глаз, попадает в так называемый слезный мешок, а уже отсюда — в носовую полость.

Когда слезная железа производит избыточное количество жидкости (а это бывает, когда человек плачет), то она не успевает уходить в слезные канальцы и стекает через край нижнего века.

Глаз — самый подвижный из всех органов человеческого организма. Он совершает постоянные движения, даже в состоянии кажущегося покоя. Мелкие движения глаз (микродвижения) играют значительную роль в зрительном восприятии. Без них невозможно было бы различать предметы. Кроме того, глаз совершает заметные движения (макродвижения) — повороты, перевод взора с одного предмета на другой, слежение за движущимся предметом (например, на экране телевизора, дисплея и т. д.), сведение глаз к носу, когда предмет приближается к лицу.

Различные движения глаза, повороты в стороны, вверх, вниз обеспечивают глазодвигательные мышцы, расположенные в глазнице. Всего их 6, 4 прямые мышцы крепятся к передней части склеры (сверху, снизу, справа, слева) и каждая из них поворачивает глаз в свою сторону. А две косые мышцы, верхняя и нижняя, прикрепляются к задней части склеры. Содружественное действие глазодвигательных мышц обеспечивает одновременный поворот глаз в ту или иную сторону. При повреждении мышц глаза у человека ограничивается поле зрения, поскольку утрачивается способность поворачивать глаза в ту или иную сторону.

Итак, глаз человека представляет собой сложную оптическую систему, которая состоит из роговицы, хрусталика и стекловидного тела. Преломляющая сила глаза (прохождение луча света через прозрачные среды и изменение его направления) зависит от состояния оптической системы глаза у данного человека.

Попадающие в глаз световые лучи претерпевают преломление и, собираясь в фокусе этой системы, дают изображение предметов, от которых они идут (рис. 2).

Если проходящие через прозрачные среды лучи света преломляются слишком сильно, они фокусируются впереди сетчатки: в таком случае у человека определяется близорукость.

Переднезадняя ось близорукого глаза по сравнению с осью нормального, как правило, удлинена, поэтому фокус располагается впереди сетчатки, а на самой сетчатке изображение получается нечеткое, образуются фигуры светорассеяния. Диаметр таких фигур прямо пропорционален диаметру зрачка. Иногда можно видеть, как близорукие люди прищуриваются — этим они уменьшают диаметр зрачка, и изображение предмета становится несколько ярче и четче. Для коррекции близорукости достаточно ослабить преломление лучей рассеивающей линзой, которая совместит фокус с сетчаткой. Близорукий глаз может ясно видеть предметы, находящиеся только на близком расстоянии от него.

Рисунок 2. Ход лучей в нормальном (Н), близоруком (Б) и дальнозорком (Д) глазу.

Глаз новорожденного имеет значительно более короткую, чем глаз взрослого, переднезаднюю ось (примерно 17—18 мм вместо 24 мм). В первые 3 года происходит интенсивный рост глаза. К 3 годам длина переднезадней оси глаза достигает 23 мм, т. е. составляет примерно 95% от размера оси взрослого. Рост глазного яблока продолжается до 14—15 лет. К этому времени длина оси глаза становится в среднем 24 мм. Соответственно с этим меняется и преломляющая сила глаза.

Близорукость бывает врожденной, может появляться у дошкольников, но чаще всего возникает в школьном возрасте, причем с каждым годом обучения в школе число учащихся с миопией увеличивается, а степень ее нередко возрастает. Ко времени совершеннолетия примерно пятая часть школьников из-за миопии ограничена в той или иной мере в выборе профессии. Прогрессирование близорукости может вести к серьезным необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения.

В основе врожденной миопии лежат различные пороки развития глазного яблока в целом, ведущие к нарушению формообразования его анатомических и оптических элементов и к дискорреляции между ними. Если это сочетается со слабостью склеры и ее повышенной растяжимостью, то врожденная миопия способна прогрессировать. Интимные стороны происхождения такой миопии еще мало изучены.

В механизме развития миопии, возникающей в период детства, можно выделить три основных звена:

зрительная работа на близком расстоянии—ослабленная аккомодация;

ослабленная склера—внутриглазное давление.

Первые два звена сложно взаимодействуют уже на начальном этапе развития близорукости, причем степень участия каждого из них может быть различной. Третье звено обычно пребывает в потенциальном состоянии и проявляет себя в стадии развитой миопии.

По преимущественному механизму происхождения миопию можно условно разделить на три группы — аккомодативную, наследственную и склеральную.

При ослабленной аккомодационной способности усиленная зрительная работа на близком расстоянии становится для глаз непосильной нагрузкой. В этих случаях организм вынужден так изменить оптическую систему глаз, чтобы приспособить ее к работе на близком расстоянии без напряжения аккомодации. Это достигается главным образом посредством удлинения переднезадней оси глаза в период его роста и формирования рефракции. При преимущественно аккомодативной форме миопия обычно не превышает 3,0. Слабость, аккомодационного аппарата может быть следствием врожденной морфологической неполноценности цилиарной мышцы, ее недостаточной тренированности или результатом воздействия на нее общих нарушений и заболеваний организма.

Причиной ослабления аккомодации является также недостаточное кровоснабжение цилиарной мышцы.

Генеалогический анализ позволяет считать, что миопия может наследоваться как по аутосомнодоминантному, так и по аутосомнорецессивному тип.

Второй тип особенно часто встречается в изолятах, отличающихся высоким процентом родственных браков. При доминантном типе наследования близорукость возникает в более позднем возрасте, протекает более благоприятно и, как правило, не достигает высоких степеней. Для миопии, наследуемой по рецессивному типу, характерны фенотипический полиморфизм, более раннее возникновение, большая склонность к прогрессированию и осложнениям, нередкое сочетание с рядом врожденных заболеваний глаз и более тяжелое течение процесса, в последующем поколении по сравнению с предыдущим.

При ослаблении склеры, которое может быть врожденным или возникает в результате общих заболеваний организма и эндокринных сдвигов, создаются условия для неадекватного ответа на стимул к росту глаза, для его постепенного растяжения под влиянием внутриглазного давления. Само по себе внутриглазное давление, даже повышенное, при отсутствии слабости склеры не способно вести к растяжению глаза. Причем имеет значение не только, а может быть и не столько, статическое, сколько динамическое внутриглазное давление, т. е. возмущения жидкости глаза при движениях тела или головы. При ходьбе или каких-либо трудовых процессах, связанных со зрительным контролем, эти движения совершаются в основном в переднезаднем направлении. Поскольку в передней части глаза имеется преграда в виде аккомодационного кольца, внутриглазная жидкость при возмущениях оказывает воздействие главным образом на заднюю стенку глаза. Чрезмерное удлинение глаза отрицательно сказывается прежде всего на состоянии сосудистой и сетчатой оболочек. Эти ткани как более дифференцированные обладают меньшими пластическими возможностями, чем склера. Для их роста существует физиологический предел, за которым начинается патология в виде растяжения этих оболочек и возникновения в них трофических нарушений. Последние служат основой тех осложнений, которые наблюдаются при высоких степенях миопии. Трофическим нарушениям способствует также пониженная гемодинамика глаза.

Частота миопии в различных местностях России заметно варьирует. По обобщенным данным, близорукость среди детей школьного возраста колеблется в пределах 2,3—13,8%, а среди выпускников средних школ—3,5—32,2%. Это указывает на связь близорукости с природно-географическими условиями. Можно считать установленными два факта. Распространение миопии увеличивается по мере продвижения с юга на север. Это связано, видимо, с особенностями светового режима и питания. В городских школах близорукость, как правило, встречается чаще, чем в сельских. Очевидно, здесь играет роль меньшая зрительная нагрузка учащихся сельских школ. Помимо того, сельские школьники больше бывают на свежем воздухе и занимаются физическим трудом, что способствует закаливанию организма и повышению его сопротивляемости к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

По степени миопию делят на слабую, среднюю и высокую. К слабой относят миопию до 3,0 D, к средней — от 3,25 до 6,0 D и к высокой (сильной) — более 6,0 D. Ориентировочно можно считать, что на долю миопии слабой, средней и высокой степени приходится 82, 12 и 6% соответственно.

Первым признаком миопии является понижение зрения вдаль, которое повышается, как правило, до нормального уровня от приставления к глазам отрицательных линз.

Часто наблюдаются пониженная работоспособность цилиарной мышцы (устойчивость аккомодации) и уменьшение положительной части (запаса) относительной аккомодации.

На начальном этапе развития миопии видимых изменений на глазном дне, как правило, не бывает, если не считать конусов около диска зрительного нерва, которые встречаются у 3—8% близоруких. Исключением являются случаи врожденной и наследственной миопии, когда возникают более или менее выраженные изменения, обычно характерные для высоких степеней близорукости.

Чаще всего формируется миопия слабой степени, которая остается такой на всю жизнь. Однако в некоторых случаях глазное яблоко продолжает удлиняться, соответственно увеличивается и степень миопии. Дальнейшая точка ясного видения все больше приближается к глазу, область и объем аккомодации сокращаются, слабость цилиарной мышцы нарастает, гемодинамика глаза ухудшается. Прогрессирование близорукости может привести к серьезным необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения, которое под влиянием очков улучшается лишь в небольшой мере или не улучшается совсем. Эти изменения в основном наблюдаются в заднем отделе глаза, который подвергается растяжению, и прежде всего затрагивают область диска зрительного нерва.

Имевшиеся здесь прежде или возникшие вновь конусы постепенно увеличиваются и охватывают диск зрительного нерва в виде кольца чаще неправильной формы. Иногда изменяется и сам диск—он представляется удлиненным, увеличенным или уменьшенным, более плоским, приобретает сероватый оттенок.

При очень высокой миопии в области заднего полюса глаза могут встречаться истинные выпячивания—стафиломы. Они отграничены дугообразной линией, концентрически расположенной по отношению к диску зрительного нерва, через которую перегибаются сосуды сетчатки.

Вследствие нарастающей атрофии элементов сосудистой и сетчатой оболочек дегенеративные изменения принимают все более распространенный характер. Вначале появляются беловато-желтые полоски, затем округлые или неправильной формы белые очаги, часто с глыбками пигмента. Эти очаги сливаются вместе и поражают значительную площадь глазного дна. Из-за депигментаци и исчезновения слоя мелких и средних сосудов глазное дно становится неравномерно окрашенным или приобретает альбинотический вид с редкой сетью хориоидальных сосудов.

Понижение остроты зрения бывает особенно значительным если атрофический процесс захватывает область желтого пятна.

Прогрессирующие изменения сетчатой оболочки — истончение, кистовидная дегенерация, мелкие дефекты и разрывы могут послужить причиной ее отслойки, одного из самых серьезных осложнений миопии.

Целостность стенок ретинальных сосудов иногда нарушается, что сопровождается кровоизлияниями в сетчатку. После таких кровоизлияний в области желтого пятна может возникать большой пигментированный очаг, окруженный светлым ободком, — так называемое пятно Фукса. В результате мелких геморрагий, разжижения и деструкции стекловидного тела в нем появляются нитевидные или хлопьевидные помутнения, которые воспринимаются больным в виде перемещающихся в поле зрения темных теней, мешающих зрению.

Стремление больного чрезмерно приблизить к глазам объект зрительной работы, чтобы сделать его изображение на сетчатке более крупным и четким, требует усиленной конвергенции, значительной нагрузки на внутренние прямые мышцы. Это может вызвать их утомление явления астенопии.; Если мышцы не справляются с такой напряженной работой, то бинокулярное зрение расстраивается и возникает расходящееся косоглазие.

Если миопия протекает без осложнений и, достигнув небольших степеней, стойко стабилизируется, то прогноз в отношении зрения, которое хорошо корригируется очками, вполне благоприятный. При близорукости высокой степени корригированная острота зрения часто остается пониженной. Визуальный прогноз ухудшается при быстром прогрессировании миопии и появлении дегенеративных изменений в сетчатке. Он становится особенно неблагоприятным, если эти изменения развиваются в области желтого пятна.

В предупреждении близорукости большую роль играет свет, особенно в утренние часы, когда на организм оказывают интенсивное воздействие ультрафиолетовые лучи. При ультрафиолетовом “голодании” происходит нарушение фосфорно-кальциевого обмена, снижается работоспособность аппарата аккомодации. Под влиянием ультрафиолетовых лучей провитамин Б, находящийся в коже, переходит из недеятельного состояния в активное, способствуя тем самым правильному усвоению солей кальция и фосфора. Необходимо как можно больше бывать на воздухе в период наиболее интенсивного действия ультрафиолетовой радиации (с 10 до 16 ч) не только во время каникул, но и в учебные, в воскресные дни желательно для прогулок отводить именно эти часы. Не зря врачи советуют после занятий в школе 1—2 ч гулять на улице. Это важно не только для восстановления работоспособности всего организма, но и для отдыха глаз. В северных районах для общего укрепления организма школьников часто используют искусственное ультрафиолетовое облучение, включенное в систему искусственного освещения, при этом значительно улучшается и состояние аккомодационного аппарата.

Большое значение для хорошего зрения имеет правильное питание, включающее достаточное количество витаминов, особенно О и А. Витамин В содержится в таких продуктах, как печень, сельдь, желток яиц, сливочное масло.

Витамин А является компонентом зрительного пурпура (родопсин), который входит в состав палочек и обеспечивает сумеречное зрение, участвует в биохимических процессах глаза. При его недостатке замедляется рост организма, нарушается острота зрения, повышается заболеваемость верхних дыхательных путей, кожа лица и рук теряет эластичность, становится шершавой, легко подвергается воспалительным процессам. Витамин А содержится в сливочном масле, молоке, сельди, яичном желтке, печени. Он может также образовываться в организме из провитамина А — каротина, который входит в состав растительных продуктов (морковь, томат, хурма, шиповник, салат и др.).

Каждый школьник должен иметь правильно организованное место для занятий: письменный стол, стул, книжный шкаф или полку дома и подходящую его росту парту в классе.

Необходимо создать такие условия, которые не заставляли бы орган зрения перенапрягаться. К ним относятся прежде всего достаточная освещенность рабочего места как днем, так и в вечернее время; соответствие мебели (стол, парта) росту школьника; чередование зрительной работы с отдыхом для глаз.

Врачами гигиенистами доказано, что все зрительные функции (острота зрения, контрастная чувствительность и др.) резко снижаются в условиях плохой освещенности. Наиболее благоприятной для работы зрительного анализатора является естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 лк (люкс — единица измерения освещенности). Основные гигиенические требования, предъявляемые к освещению, включают достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности. В солнечные дни избы ток солнечных лучей создает на рабочем месте солнечные блики, слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от прямых солнечных лучей можно пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи. В осенне-зимний период как правило, естественного света не хватает, так как домашние уроки выполняются после 16 ч. В пасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение.

Искусственными источниками света могут служить лампы накаливания и люминесцентные лампы. Согласно утвержденным нормам освещенность рабочих поверхностей лампами накаливания не должна быть меньше 150 лк, люминесцентными лампами — 300 лк.

На освещенность помещения влияет чистота оконных стекол. Немытые стекла поглощают 20% световых лучей. К концу зимы, когда на окнах накапливается особенно много пыли, грязи, эта цифра достигает 50%.Освещенность комнаты снижается на 10—40%, если на подоконниках стоят высокие цветы или окна занавешены тюлевыми занавесями. Окно, возле которого стоит рабочий стол, лучше не загромождать цветами. Их можно расположить вблизи окна на полочках. На уровень освещенности помещения влияют степень отражения света от потолка, стен, пола, окраска мебели. Светлые тона повышают освещенность, например белый цвет отражает до 90% световых лучей, желтый — около 80%, голубой — 70%, зеленый — 60%, темно-зеленый — 22%. Поверхность, окрашенная в черный цвет, поглощает почти все лучи. Как правило, стены жилых помещений мало отражают света, так как завешены коврами, уставлены мебелью, чаще темно-коричневого цвета и т. д. Именно поэтому письменный или рабочий стол лучше всего поставить у окна, чтобы свет падал или прямо на стол, или слева (если стол стоит торцом к окну), иначе на тетрадь будет падать тень от правой руки, она окажется затемненной. Если вы пользуетесь секретером, то его также надо разместить так, чтобы свет падал слева на рабочую поверхность стола.

При искусственном освещении настольная лампа должна находиться слева и быть обязательно прикрытой абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 ватт, при этом не исключается общее освещение в комнате. Оно необходимо для того, чтобы не создавался резкий переход при переводе взора с освещенной тетради или книги к темноте комнаты. Резкий контраст быстро утомляет — появляются чувство напряжения и рези в глазах. Если в таких условиях работать подолгу изо дня в день, то возникает постоянный спазм аккомодационной мышцы, т. е. создаются предпосылки для развития близорукости.

Чрезмерно яркий свет, а тем более свет лампы без абажура ослепляет, вызывает резкое напряжение и утомление зрения. Поэтому освещенность от настольных ламп должна быть 150 лк.

. Итак, освещение рабочего места должно быть достаточным по уровню, мягким, без резких бликов и теней, ровным, приятным для глаз. Ярко-красные прозрачные абажуры быстрее утомляют глаза, чем матовые, зеленого или желтого цвета.

При чтении, письме, рисовании, конструировании, выполнении столярных и слесарных работ, помимо достаточной освещенности, соответствия мебели росту, правильной посадки за столом, очень важно соблюдать чередование этого вида деятельности с активным отдыхом, т. е. переключением на физические упражнения. Упражнения следует проводить через каждый час напряженной зрительной работы в течение 10—15 мин, лучше на свежем воздухе вне зависимости от времени года и погоды. Физическая нагрузка улучшает вентиляцию легких, кровоснабжение сердечной мышцы, вовлекает в динамическую работу различные группы мышц, уставшие от статической (сохранение неподвижности) позы, и в то же время расслабляются мышцы глаз, особенно при взгляде вдаль. Если выбежать на улицу на 10— 15 мин не удается, то при открытой форточке, фрамуге можно сделать несколько физических упражнений, постоять у окна, глядя вдаль.

Когда вы сидите, то испытываете постоянную статическую нагрузку, связанную с длительным сохранением правильного положения тела и головы. Статическое усилие более утомительно, чем динамическое. Утомление мышц, удерживающих тело в равновесии при сидении, развивается довольно быстро, так как этим мышцам почти беспрерывно приходится противостоять действию силы тяжести, стремящейся вывести тело из равновесия.

Устав, школьник очень часто принимает неправильную позу, которая, став привычной, закрепляется и приводит к мышечной асимметрии (одно плечо выше другого), нарушению осанки (сутулая, круглая спина, выпяченный вперед живот и т. д.), а иногда и к искривлению позвоночника. Кроме того, наклоняясь из-за усталости близко к книге, вы увеличиваете нагрузку на зрение и тем самым способствуете развитию близорукости.

Правильной посадкой при сидении считается такая, при которой туловище находится в вертикальном положении, голова слегка наклонена вперед, плечевой пояс горизонтален и параллелен краю стола, руки свободно лежат на столе, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и опираются всей ступней на пол или подставку, спина опирается в поясничной своей части на спинку стула.

В последнее время врачи гигиенисты пришли к выводу, что при письме менее утомительна поза с малым наклоном корпуса .вперед (рис. 3). При такой посадке мышцы спины не так напряжены, как при большом наклоне корпуса. Кроме того, обеспечиваются нормальные функции дыхания и кровообращения (не сдавливаются столом органы грудной и брюшной полости), создаются благоприятные условия для зрительного восприятия.

Во время чтения и письма напряженно работают мышцы спины, шеи, глаз и надо позаботиться о том, чтобы их работа протекала в благоприятных условиях.

Поза за столом будет правильной и удобной, если размеры стола и стула соответствуют вашему росту и пропорциям тела (табл. 1).

Таблица 1. Соответствие роста школьника размерам мебели.

Название: Близорукость у детей и подростков
Раздел: Рефераты по медицине
Тип: реферат Добавлен 07:39:10 19 февраля 2008 Похожие работы
Просмотров: 4793 Комментариев: 15 Оценило: 9 человек Средний балл: 4.6 Оценка: 5 Скачать
Рост школьника, см. Высота стула, см. Высота стола, см. Разница высот стула и стола, см
120—129 35 57 22
130—139 38 62 24
140—149 41 67 26
150—159 44 72 28
160—169 47 77 30
170—179 47 79 32

Парты, школьные столы, стулья должны иметь фабричную цифровую и цветовую маркировку. На нижней поверхности крышки стола и сиденья стула ставят обозначения в виде дроби: в числителе группа стола, парты, стула; в знаменателе — диапазон роста школьников (например, Г /160-175 ). Значит, если ваш рост 165 см, вы должны сидеть за столом группы Г.

Свой рост можно измерить обычным ростомером. Если вы пользуетесь данными, записанными в медицинской карте, то к показателю роста надо добавить 2 см на обувь.

Весьма существенным фактором является расстояние между глазами и рабочей поверхностью книги, тетради. Оно составляет 30—35 см (при прямой посадке глаза от книги должны быть удалены на расстояние согнутой в локте руки).

Таблица 2. Размеры ученических парт, столов и стульев.

Группа мебели и цветовая маркировка Рост школьника, см Высота заднего края крышки стола над полом, см Высота переднего края сиденья над полом, см
А (желтая) до 130 54 32
Б (красная) 130 — 145 60 36
В (голубая) 145 — 160 66 40
Г (зеленая) 160 — 175 72 44
Д (белая) выше 175 78 48

При утомлении органа зрения это расстояние уменьшается и вырабатывается, как говорят врачи офтальмологи, навык низко склоненной головы. Обнаружена прямая связь между степенью выраженности наклона головы при чтении и письме и нарушением зрения. Среди школьников, у которых в процессе учебы навык низко склоненной головы был выражен наиболее сильно, проявления близорукости отмечались чаще и в большей степени.

Необходимость длительно сохранять вынужденную рабочую позу достаточно утомительна для любого человека. С точки зрения статики и биомеханики позы, сопровождающиеся малым наклоном корпуса, более выгодны, .так как вызывают малые колебания центра тяжести. Позы с большим наклоном корпуса вперед приводят к смещению центра тяжести, повышается напряжение мышц шеи и спины, что сопровождается нарушением cердечно- сосудистой (учащается пульс) и дыхательной (понижается глубина дыхания) функций, сдавливаются передние отделы межпозвоночных дисков.

Рисунок 3. Правильное положение тела во время работы за столом (а) , при строгании (б), пилении (в).

Занятия в производственных мастерских должны начинаться по сути дела с подбора рабочего места в соответствии с ростом учащегося.

При работе на слишком высоких станках и верстаках школьник принимает такое положение, когда плечевой пояс приподнят, а рука согнута в плечевом суставе. Следовательно, плечевому поясу во время работы приходится нести двойную нагрузку — выполнять определенные рабочие движения и поддерживать неудобную позу, что приводит к дополнительному мышечному напряжению. Кроме того, напрягается зрение, так как детали удалены от глаз на большее расстояние, чем это требуется. Расстояние от деталей до глаз должно быть в пределах 35—40 см. Как более близкое, так и более далекое расположение может привести к напряжению зрения, особенно у школьников с пониженным зрением.

Работая на низких верстаках и станках школьник невольно начинает наклоняться, особенно сгибается позвоночник в шейном и поясничном отделах, сгибаются ноги в коленных суставах и т. д. При таком положении сдавливаются органы брюшной и грудной полости, затрудняется кровообращение и дыхание, устают глаза.

Правильная поза при работе в мастерских это прямо или слегка наклоненное вперед положение корпуса с небольшим наклоном головы, равномерное распределение нагрузки на правую и левую половину тела, по возможности частая смена положения, так как статические усилия по удержанию тела в определенной позе особенно утомительны (рис. 4). Несоответствие рабочего места росту учащегося устраняется с помощью специальных подставок. Размеры простой решетчатой подставки —55х75 см, высота —5, 10, 15 см. Если таких подставок нет в мастерской, их нетрудно изготовить самим. Необходимо иметь подставки каждой высоты. В последние годы на производстве используют универсальные подставки, высота которые может меняться в случае надобности на 5, 10, 15 см.

Для того чтобы определить, подходит ли высота столярного верстака, школьник становится прямо, боком к его торцовой стороне, ладонь кладет на верстак. Если рука не сгибается в локтевом суставе, т. е. предплечье и плечо составляют прямую линию, значит верстак соответствует росту данного ученика.

Так же просто может быть определена и необходимая высота слесарного верстака. Ученик становится перед верстаком лицом к тискам. Правая рука сгибается в локтевом суставе и локоть ставится на губки тисков. Пальцы раскрытой ладони подносятся к подбородку. Если верстак соответствует его росту, то концы пальцев должны касаться подбородка. В школьной мастерской за каждым учеником закрепляется рабочее место. Следует также знать номер своей подставки и пользоваться ею без напоминания учителя. Выполнение этих правил сохранит вашу осанку, предохранит от излишнего утомления, а следовательно, и травматизма.

Работа без очков при нарушениях зрения (близорукость, дальнозоркость) приводит к быстрому утомлению, так как требует постоянного напряжения глаз. Нередко школьники, пользуясь очками в классе, в мастерской или на производстве, снимают их. Это неправильно. Во время работы в производственной мастерской каждый, у кого понижено зрение, должен для предупреждения зрительного утомления и повреждения глаз пользоваться очками, назначенными врачом.

Большое значение имеет рациональное и достаточное по уровню освещение производственной мастерской. Недостаточная освещенность рабочих мест снижает зрительную работоспособность глаз. Резко снижает уровень естественной освещенности мастерских загрязнение или запыленность оконных стекол, за чистотойкоторых надо постоянно следить. Естественную освещенность можно повысить путем окраски поверхностей станков и верстаков в светло-зеленый цвет и цвет натурального дерева, а подоконники, стены, потолки либо — в белый цвет, который обладает самым высоким коэффициентом отражения — 80%, либо в светло-зеленый и разные оттенки желтого цвета, имеющие коэффициент отражения от 40 до 60% и тем самым повышающие условия видимости обрабатываемых деталей.

Уровень естественной освещенности значительно колеблется в зависимости от времени дня, погоды, сезона и т. д., поэтому при его снижении следует использовать искусственный свет. Не следует думать, что смешанное освещение портит глаза. Ученые проверили это предположение и пришли к выводу, что для работы глаз лучше всего естественное освещение, затем смешанное и наконец искусственное.

Искусственное освещение в мастерских должно быть равномерным, лампы не должны оказывать слепящего действия. Перевод взгляда на источники освещения большой яркости вызывает рефлекторное сужение зрачка, что в свою очередь уменьшает количество света, падающего в глаза и ухудшает различение деталей, а возвращение глаза к нормальному видению происходит не сразу. При освещении мастерских нельзя применять открытые лампы без абажура, лучше всего использовать люминесцентные лампы. Уровень освещенности рабочей поверхности — 300 лк. На производстве при выполнении очень тонкой зрительной работы уровень освещенности повышается до 400 лк. Степень освещенности измеряется с помощью люксметра. При лампах накаливания освещенность рабочей поверхности должна составлять 150 лк. В мастерских очень важно иметь местное освещение, особенно при выполнении тонких работ, требующих повышенной напряженности глаз, при работе с мелкими деталями и т. п.

Верстаки и станки оборудуются лампами на кронштейнах, позволяющими менять освещенность рабочей поверхности по мере необходимости. В то же время использование одного только местного освещения, так же как и при приготовлении уроков, недопустимо, так как получается большой перепад яркостей от освещенной рабочей поверхности к темному фону помещения. При этом глаза быстро утомляются, повышается риск получить травму.

Как всякая зрительная работа, просмотр телепередач может привести к утомлению, особенно если проводится в неблагоприятных условиях. Напряжение зрения объясняется не какой-то особой спецификой телевидения, а скорее тем, что в течение дня к органу зрения предъявляются большие требования, и ежедневный просмотр телепередач может стать дополнительной нагрузкой на зрение. Нужно помнить, что с возрастом непрерывно совершенствуется работа зрительного аппарата (это связано с ростом и развитием самого школьника). В период роста, как вы уже знаете, орган зрения легко поддается различным влияниям, благоприятным и неблагоприятным. Многие врачи считают, что близорукость возникает и развивается вследствие длительной напряженной зрительной работы на близком расстоянии, особенно выполняемой при плохих условиях освещения. У детей же нагрузка на зрение увеличивается из года в год. И с этим нельзя не считаться. Уже у трехлетних детей зрительная работа (рассматривание картинок, рисование, лепка, просмотр диафильмов, телепередач) занимает 1 ч в день (17чв неделю), у детей 5—6 лет — 2 ч в день (21 ч в неделю), у детей младшего школьного возраста 5—7 ч в день (30—42 ч в неделю), у школьников среднего и старшего возраста еще больше — 8—10 ч в день (48—60 ч в неделю).

Таким образом продолжительность зрительной работы детей дошкольного и школьного возраста в течение недели достаточно велика. Причем наибольшее время отводится просмотру телепередач, что, по мнению врачей, является одним из факторов, способствующих развитию или прогрессированию расстройств зрения.

Для предупреждения утомления и зрительного напряжения при просмотре телепередач очень важны три условия: расстояние от зрителя до телевизора, освещение в комнате, качество изображения на экране.

Экспериментальные исследования показали, что наибольшее утомление и напряжение зрения у людей возникает при слишком близком расположении к экрану телевизора. Это усугубляется тем, что ребята часто смотрят телевизор в самых разнообразных позах. В семье каждый имеет свое излюбленное место перед телевизором. Вот лучше всего и расположиться удобно в кресле, на стуле (обратите внимание, они не должны быть слишком мягкими), на расстоянии не ближе 1—2 м от черно-белого телевизора и 2—3 м от цветного. Сидеть дальше 5—5,2 м от телевизора не рекомендуется. Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего человека или чуть ниже. Если школьник носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть, чтобы излишне не напрягалось зрение.

Если смотреть телепередачи в темноте, глаза приспосабливаются к ней, чувствительность их возрастает, и мы видим на экране больше деталей и оттенков, но через некоторое время сказывается большая разница между ярким свечением экрана телевизора и темным фоном комнаты — глаза быстро устают.

Лучше всего, если комната освещена верхним светом или настольной лампой, торшером и т. п., не находящимся в поле зрения и не отражающимися на экране телевизора. Днем телевизор следует смотреть в незатемненной комнате и лишь в солнечные дни следует закрывать окна легкими шторами, так как яркий солнечный свет, попадая на экран, значительно уменьшает контрастность изображения, ухудшает видимость, что создает дополнительное зрительное напряжение. С позиций профилактики зрительного утомления очень важно не концентрировать внимания в течение длительного периода на экране телевизора. Время от времени следует переключать взор на другие предметы, окружающие вас, чтобы дать отдых глазам.

Особенно сильно устают глаза, когда изображение на экране размытое, нечеткое, часто изменяются яркость и контрастность, появляются мелькания. Лучше всего настраивать телевизор не во время передачи, как это делают многие, а перед ней — по испытательной таблице, а потом лишь слегка подрегулировать контрастность изображения.

При чтении зрительное восприятие текста представляет собой быстрое различение очень большого числа мелких деталей.

Глазам во время чтения приходится проделывать колоссальную работу, связанную с рассматриванием текста и с необходимостью движения глаз вдоль строки и от строки к строке. Рассматривание текста, распознавание букв, особенно у неопытного читателя, связано с напряжением аккомодации для установления определенной кривизны хрусталика и усиления его преломляющей силы. В работу включается аккомодационная мышца глаза и одновременно напрягаются внутренние прямые мышцы глаз, которые поворачивают глазные яблоки кнутри и к носу.

Движение глаз вдоль строки осуществляется с помощью остальных глазодвигательных мышц. При этом многочисленными исследованиями физиологов и психологов установлено: движение глаз по строке происходит не плавно и непрерывно, а скачками, после которых следует остановка. Скачки, т. е. собственно движения глаз, происходят настолько быстро, что глаз в это время не различает текста. Восприятие текста происходит во время остановки (фиксация). Продолжительность фиксаций — от 0,2 до 0,6 с, скачков — 0,02 с. Во время чтения 97% времени приходится на фиксации, 3%—на скачки (у взрослых). Чем неопытнее читатель, тем чаще останавливается его глаз на строке. Это, конечно, зависит и от трудности текста. Опытный читатель при чтении простого текста делает мало пауз (4—6 остановок на строке), неопытный — 10—20. Помимо поступательных движений глаз вдоль строки, могут быть и возвратные движения (рефиксация), связанные с повторным возвращением к плохо понятному слову, потерей текста и т.д.

Возвратные движения особенно утомительны, так как глаза находятся в постоянном напряжении. Чтение взрослых характеризуется почти полным отсутствием возвратных движений глаз, поэтому менее утомительно для них. Естественно, помимо непосредственного восприятия текста, его рисунка, величины букв, строк, расстояния между буквами и строками, т. е. всего того, что определяет удобочитаемость текста, легкость его восприятия, мозг человека во время чтения совершает работу по осознанию содержания текста, эмоциональному его восприятию, запоминанию и анализу прочитанного. Интересно заметить, что при умственном утомлении физиологи обнаружили изменение в движениях глаз — утрачивается равномерность движения глаз, появляются длительные остановки, учащается число фиксаций и рефиксаций, снижается скорость чтения. Наблюдения показали, что при этом изменяется и поза читающего: человек ближе наклоняется к книге, чаще начинает менять положение тела, прерывать чтение. Особенно вредно читать при недостаточной освещенности или книгу с нечетким шрифтом, что заставляет чрезмерно приближать глаза к книге. Все это ведет к утомлению глаз (веки краснеют, в глазах появляется ощущение рези, “песка”), усталости мышц шеи и спины.

Таким образом, чтобы избежать зрительного утомления при чтении, очень важно соблюдать следующие правила:

освещенность рабочего места должна быть хорошей (не менее 150 лк);

длительность непрерывной зрительной работы должна быть ограничена 45 мин для детей 12—14 лет и 60 мин. для 15—17 летних, после чего необходим перерыв для расслабления мышц глаза (переключение аккомодации с близких на далекие объекты) и общей физической активности;

необходимо следить за правильной позой при чтении, исключающей значительное зрительное напряжение;

школьники, имеющие близорукость, должны обязательно пользоваться очками при зрительной работе и делать более частые перерывы, во время которых необходимо выполнять специальные упражнения, расслабляющие мышцы глаза, рекомендованные им врачом.

Э. С. Аветисов. “Охрана зрения у детей”. Издательство “Медицина”, 1975 г.

Е. К. Глушкова “Береги зрение”. Издательство “Медицина”, 1987 г.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *