Меню Рубрики

Близорукость у студентов вузов

В настоящее время вопрос о состоянии здоровья студенческой молодежи приобретает особое значение, так как в период обучения в вузе студент, периодически, особенно в зачетно-экзаменаци-онные сессии, переносит большие зрительные нагрузки в условиях малой двигательной активности. Следовательно, умственная деятельность студентов, связанная с таким напряжением, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной возникновения серьезных заболеваний. Известно, что среди всех видов заболеваемости особое место занимает нарушение зрения. В образовательном процессе вуза задача профилактики нарушений зрения не решается, несмотря на ее большую социальную значимость. Для педагогических вузов эта проблема особо актуальна. Учитывая, что количество студентов с первичной близорукостью при обучении в вузе растет. По мере перехода с курса на курс, численность студентов с более высокими степенями миопии увеличивается. Некоторые вузовские дисциплины рассматривают проблему здоровья человека, но они ставят перед собой только образовательные задачи. Физическая культура в рамках образовательного процесса вуза призвана решать и оздоровительную задачу.

Профилактика миопии у студентов специальных медицинских групп средствами физической культуры

В настоящее время вопрос о состоянии здоровья студенческой молодёжи приобретает особое значение, так как в период обучения в вузе студент периодически, особенно в зачетно-экзаменна-ционные сессии, переносит большие психоэмоциональныенагрузки. (К.В. Судаков 1996, В.А. Бодров 2000, Н.А. Золотова 2001).

Умственный труд студентов протекает в условиях малой двигательной активности и большой зрительной нагрузки, что способствует возникновению условий для повышенной умственной и зри-тельной утомляемости, в результате чего снижается работоспособность и ухудшается самочувствие (А.П. Исаев 2000, В.А. Бароненко, А.В. Чудиновских 2004). Следовательно, умственная деятельность студентов, связанная с таким напряжением, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной возникновения серьезныхзаболе-ваний, в том числе и заболевания глаз (А.С. Егоров, В.П. Загрядский 1973, Ю.В. Щербатых 2000).

Ряд авторов считают, что приобретённую близорукость можно рассматривать, как адаптивный синдром к близкому видению (В.В.Волков 1976, А.А.Сычев 1977). Ульям Бейтс (1995) придерживается несколько иного мнения, считая, что основной причиной нарушения зрения является умственное и психическое напряжение, которое порождает «физическое напряжение глаз», и может являться причиной функционального расстройства зрительного анализатора.

Установлено, что количество студентов с первичной близорукостью при обучении в вузе от года к году растет (на 3-7%). По мере перехода с курса на курсчисленность студентов с более высокими степенями миопии увеличивается (на 5-9%). Частыми причинами, вызывающими снижение зрения считаются аметропия, амблиопия, косоглазие и, в первую очередь, миопия. Миопия, возникающая нередко в младшем школьном возрасте, впоследствии прогрессирует. Этот процесс приводит к се-рьезным изменениям в структуре глаза и значительной потере зрения. Глазная патология у детей и подростков в РФ в настоящее время — 10,0-10,1 тыс. на 100 тыс. детского населенияи 14,6-14,9 тыс. на 100 тыс. подростков. Частота впервые зарегистрированных заболеваний (заболеваемость) в последние годы среди детей возросла с 4728,1 до 4747,8, среди подростков с 3769,8 до 4028,8 случаев на 100 тыс. населения. (В.В. Нероев, 2009).

Лечение прогрессирующей близорукости, как врожденной, так и приобретенной, позволяет снизить частоту поздних осложнений со стороны сетчатки и сосудистой оболочки, приводящих к стойкой утрате трудоспособности. По данным офтальмологов, близорукость в настоящее время занимает второе место среди причин инвалидности, в том числе и у лиц молодого возраста (Э.С. Аветисов 1999). Среди взрослых, имеющих инвалидность, связанную с миопией, 56% являются инвалидами вследствие врожденной миопии, у остальных она приобретенная. Инвалидность по зрению из-за миопии наступает на 10 лет раньше, чем в результате других заболеваний, нередко сочетаясь с глаукомой и катарактой, увеличивая долю миопии в инвалидности (Е.П. Тарутта, 2009).

Зрительные нарушения и заболевания глаз, помимо формирования контингента инвалидов по зрению с детства, ведут к другим негативным социальным последствиям: ограничениям в выборе профессии, проблеме призыва на военную службу, зрительному утомлению.

Важной причиной, приводящей к такой частоте заболеваемости, следует считать не только воз-растной фактор, но и образ жизни, офтальмологическую помощь.

Профилактика и лечение глазной патологии у студентовостается одной из важнейших проблем в офтальмологии. Профилактика заключается в предупреждении ее возникновения и прогрессиро-вания. Миопия появляется и прогрессирует чаще всего и в тех случаях, когда нарушается нормальный режим зрительной работы, по многу часов (без перерыва) читают, особенно в положении лежа, при плохом освещении или в движущемся транспорте, а также недостаточно занимаются физической культурой, не тренируют мышцы глаз.

Результаты исследования последних лет, особенно касающиеся механизмов происхождения бли-зорукости, позволили по новому оценить возможности физической культуры при этом дефекте зрении. Ограничение физической активности приблизорукости, как это рекомендовалось ещё недавно, в настоящее время признано неправильным, нои чрезмерная физическая нагрузка может оказать неблагоприятное влияние на здоровье. Считается доказанным, что близорукость чаще возникает улиц с отклонениями в общем состоянии здоровья. Отмечается связь близорукости с простудными, хроническими и тяжёлыми инфекционными заболеваниями. Приблизорукостичаще встречаются из-менения опорно-двигательного аппарата — нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Это связано с неправильной позой при чтении и письме, а также сбыстрым утомлением мышц шеи и спины. Нарушение осанки, в свою очередь, ухудшает состояние внутренних органов и систем, особенно дыхательной и сердечно-сосудистой.

Показана важная роль физической культуры в предупреждении развития миопии, и ее прогрес-сирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза.

Ведущее место в системе физического воспитания студентовзанимают уроки физической куль-туры.

Обязательные занятия физической культурой у студентов проводят в трех группах: основной, подготовительной и специальной.

Студенты с близорукостью слабой степени входят в основную группу и могут заниматься физиче-ской культурой в подготовительном отделении, им полезны занятия спортивными играми. Постоянное переключение зрения при игревволейбол, баскетбол, теннис с близкого расстояния на далекое иобратно, способствует усилению аккомодации и профилактике прогрессирования близорукости.

При наличии близорукости средней степени студентов включают в подготовительную медицинскую группу. Практические занятия с ними следует проводить отдельно от студентов основной медицинской группы. В программныетребования для них целесообразно ввести некоторые ограничения: исключить прыжки с высоты, упражнения, требующие большого и продолжительного физического напряжения. Степень нервно-мышечного напряжения и общая нагрузка при занятиях физической культурой должны быть несколько ниже, чем у студентов из основной медицинской группы. Изучение влияния систематических занятий циклическими физическими упражнениями умеренной ин-тенсивности в сочетании с гимнастикой для глаз показало, что у студентов с близорукостью средней степени не только повышается общая выносливость, но и значительно улучшается зрение.

Студенты с близорукостью высокой степени (6.0 диоптрий и более) должны заниматься физиче-ской культурой только в специальной медицинской группе.

Для студентов подготовительной медицинской группы наряду с учебными занятиями необходимо предусмотреть также самостоятельные занятия, включающие специальные упражнения для мышц глаз или занятия лечебной физической культурой. Основные задачи лечебной физкультуры: улучшение кровоснабжения в тканях глаза; тренировка глазодвигательных мышц; активизация функций дыхательной и сердечно — сосудистой систем; повышение общей работоспособности студентов; общее укрепление организма и т.д.

Систематические занятияциклическими физическими упражнениями умеренной интенсивности в сочетании с гимнастикой для глаз, значительно улучшают зрение.

Занятия специальными упражнениями, рекомендуемые при близорукости, можно выполнять самостоятельно в домашних условиях, на природе, во время отдыха, некоторые из них можно вклю-чать в комплекс производственной гимнастики. Необходимо строго следить, чтобы упражнения были подобраны правильно: с учётом возраста, пола, состояния здоровья, физической подготовленности, степени близорукости, состояния глазного дна. Упражненияобщеразвивающего характера обязательно необходимо сочетать с гимнастикой для глаз.

Физическая культура, подвижные игры на свежем воздухе должны занять важное место в ком-плексе мер по профилактике близорукости и её прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц, укреплению склеры глаза.

Главная цель занятий физической культурой — это укрепление здоровья, повышение уровня фи-зического развития и физической подготовленности, профилактика прогрессирования близорукости. При этом не следует забывать о режиме труда и отдыха, а также полноценном, сбалансированном питании.

источник

  • Валеева Гузель Маратовна , студент
  • Шаймарданова Люция Шарифзяновна , старший преподаватель
  • Елабужский Институт Казанского (Приволжского) Федерального Университета
  • На сегодняшний день около половины выпускников школ страдают от близорукости. Приходя в ВУЗы, абитуриенты даже не представляют, какое влияние на остроту их зрения окажет нагрузка от учёбы в университете. На сегодняшний день невозможно представить студента без гаджетов. Безусловно, все знают, что проводить много времени за компьютером вредно для зрения. Также чтение при тусклом освещении или в неправильной позе оказывает отрицательное влияние на глаза. Поэтому студенты часто ещё больше портят свое зрение за долгие годы обучения. Кроме того студенты, в зависимости от степени близорукости, имеют ограничения в занятиях физической культурой.

    Так как на сегодняшний день огромное количество студентов страдают от близорукости, понимание того, как именно студенты должны заниматься на занятиях по физической культуре, является важной задачей как для преподавателей, так и для самих студентов, что показывает актуальность данной работы.

    В работах Э. С. Аветисова подробно раскрывается тема близорукости у студентов и занятий физической культурой.

    Целью данной работы в том, чтобы дать рекомендации в первую очередь студентам, а также преподавателям физической культуры, как стоит организовать занятия физической активностью не только на занятиях по физической культуре в ВУЗе, но и в свободное время.

    Задача работы: показать, какие физические упражнения являются наиболее полезными, а какие, напротив – вредными. Также дать некоторые рекомендации по поводу организации упражнений на уроках по физической культуре и для самостоятельных занятий студентов.

    В данной работе использовались методы: наблюдение, анализ, изучение материала, синтез и обобщение.

    Близорукость (миопия) является сильной рефракцией, поэтому напряжение аккомодации не может улучшить изображения отдалённых предметов, в связи с чем снижается острота зрения вдаль.

    Принято выделять три степени миопии: низкую – до 3 дптр, среднюю – до 6 дптр и высокую – свыше 6 дптр. По клиническому течению различают миопию непрогрессирующую (стационарную) и прогрессирующую [1, С. 126].

    Значительная часть студентов страдают близорукостью. По мере перехода на старшие курсы отмечается тенденция к ее прогрессированию. Это вызвано, очевидно, большой зрительной нагрузкой, недостаточной двигательной активностью, нарушением гигиенических условий труда и быта [2, С. 258]. На сегодняшний день на зрение студентов также оказывают влияние компьютеры, смартфоны и т. д., которые также сильно напрягают глаза, что способствует ухудшению зрения. Из-за перехода на обучение с помощью интернета, студенты проводят за компьютером около 4-5 часов в день, что губительно для зрения.

    При этом, безусловно, остается необходимость обеспечения студентам возможности заниматься на занятиях по физической культуре согласно рекомендациям офтальмологов. В зависимости от степени близорукости студентов можно отнести в разные группы – от основной до специальной. Студенты с низкой степенью миопии могут быть отнесены в основную группу, для них нет ограничений в выполнении требований по программе. Для студентов со стационарной близорукостью низкой степени разрешено большинство видов спорта, кроме бокса, хоккея и прыжков различных видов.

    Студентов со средней степенью миопии следует выделить в подготовительную группу и исключить из программы прыжки с высоты более 1,5 м и упражнения, требующие сильного физического напряжения. Также для студентов с данной степенью близорукости следует обучить специальным упражнениям для мышц глаз, в особенности ресничной мышцы, а также упражнениям из лечебной физкультуры [2]. Кроме того, при занятиях легкой атлетикой необходимо учитывать то, что инвентарь, используемы при некоторых упражнения как шесты и планки для прыжков должны быть видны издали. Для этого их необходимо отметить флажками или же покрасить в яркий цвет. Также необходимо выбирать достаточно широкие дорожки для бега, без ям и кюветов [3]. Кроме того необходимо после каждого круга упражнений делать паузу на 20-30 секунд, для того, чтобы занимающиеся могли дать глазам отдохнуть – проморгать глазами. В начале и в конце занятия преподаватель должен убедиться, что все занимающиеся чувствуют себя комфортно, а в течение занятия они все занимались в щадящем режиме.

    Студенты со средней степенью близорукости могут заниматься следующими видами спорта: велогонки, конный спорт, стрельба, фехтование, художественная гимнастика и фигурное катание. Виды спорта, включающие борьбу или прыжки, следует избегать. На занятиях физической культурой для студентов со средней степенью близорукости полезно проводить такие игры, как волейбол, футбол, баскетбол и теннис, так как перемещение взгляда с ближних объектов на дальние и наоборот полезно для них [2].

    Студентам с высокой степенью близорукости должны заниматься физической культурой только в специальном медицинском отделении. Используются следующие формы физического воспитания: а) обязательные и факультативные занятия; б) самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, упражнения для повышения уровня общей и силовой выносливости, а также тренировку цилиарной мышцы. Кроме того, можно рекомендовать и занятия лечебной физкультурой [2, С. 259].

    Студенты с высокой степенью близорукостью, но без патологических осложнений с хорошей физической подготовкой могут выполнять многие физические упражнения на ровне с практически здоровыми студентами. Студентам с высокой степенью миопии разрешается заниматься стрельбой, фехтованием, греблей, спортивной ходьбой, бегом на средние и длинные дистанции. Но нужно учитывать, что многие из этих видов спорта запрещены при осложненной близорукости.

    Из лечебной физкультуры, рекомендуемой для студентов со средней и высокой степенями близорукости, студенты могут делать следующие упражнения:

    1. И.п. — сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке парты, выдох. Повторить 5— 6 раз.
    2. И.п. — сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5—6 раз.
    3. И.п. — сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5—6 раз.
    4. И.п. — сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать ими круговые движения против часовой стрелки. Повторить 5—6 раз.
    5. И.п. — сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4—5 раз.
    6. И.п. — сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2—3 с, перевести взгляд на кончик носа на 3—5 с. Повторить 6—8 раз.
    7. И.п. — сидя, закрыть веки. В течение 30 с массировать их кончиками указательных пальцев [2, С. 230].

    Оздоровление организма способствует улучшению состояния сетчатки глаза, также помогает ослабить прогрессирование близорукости. Поэтому физическая активность и лечебная физкультура важны для каждого студента, и в особенности для студента с миопией.

    Физическая активность необходима каждому человеку, тем более студенту с близорукостью, так как студенты получают большую нагрузку на глаза во время учёбы, а зрение у студентов с миопией может ухудшиться за годы учёбы довольно сильно. Физическая активность и лечебная физкультура может помочь студентам расслабить глаза после напряженной учебы. Также важно студентам не забывать об утренней гигиенической гимнастике и мерах по закаливанию организма, упражнениях для повышения уровня общей и силовой выносливости. Общее укрепление организма для студентов с близорукостью не менее важно, чем лечение. Преподаватель физической культуры должен помочь студентам осознать это.

    1. Бочкарёва А. А., Ерошевский Т. И., Нестеров А. П. Глазные болезни: учебник. – М.: Медицина, 1977. 264 с.
    2. Аветисов Э. С. Близорукость – М.: Медицина, 1999. 285 с.
    3. Аветисов Э. С., Ливадо Е. И., Курпан Ю. И. Занятия физической культурой при близорукости – М.: Физкультура и спорт, 1983. 103 с.

    Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    источник

    ПОКАЗАТЕЛИ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ И НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ПРОФИЛАКТИКИ МИОПИИ

    Ухудшение состояния здоровья в последние десять лет, по данным Министерства здравоохранения РФ наблюдается как среди детей в возрасте до 14 лет, так и среди подростков (15 — 17 лет). Состояние здоровья многих детей характеризуется напряжением адаптационных ресурсов организма, что говорит о повышенном риске возникновения клинически выраженной патологии.
    Важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее – это состояние здоровья молодежи. В настоящее время характерным является увеличение количества молодых людей, имеющих различные отклонения в развитии и в здоровье. Поэтому актуальной на сегодняшний день задачей является формирование у студентов потребности ведения здорового образа жизни.
    Среди факторов, влияющих на здоровье молодежи ряд авторов выделяет влияние процесса обучения. Распространение среди школьников и студентов близорукости, нарушений о санки, неврастении и анемии эти авторы считают неизбежным следствием обучения. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, вхо дящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением. Отмечено что с 1 по 8 классы — число детей с близорукостью возрастает с 3 до 30%. При этом патологические явления среди детей инновационных учебных заведений превышает аналогичные показатели учащихся обычных школ, поскольку объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников (3).
    Проблема близорукости, одним из показателей которой является снижение остроты зрения – является на сегодняшний день наиболее актуальной. По данным ВОЗ аномалиями рефракции глаза страдают более 45% населения всего мира. В России этот показатель равен 48% и, постоянно растет в связи с урбанизацией. У школьников о тмечается рост аномалий рефракции, достигающий максимума к 11 классу 1. Многие авторы отмечают устойчивую тенденцию снижения остроты зрения, связанную с началом процесса обучения.
    Поступив в вуз, молодые люди сталкиваются с еще большей психоэмоциональной нагрузкой, значительной умственной работой, необ хо димостью адаптации к новым условиям обучения, режима дня, питания, а у ряда студентов и к новым условиям проживания и общения с окружающими.Рост заболеваемости студентов снижает эффективность учебного процесса, а в дальнейшем ограничивает их профессиональную деятельность. При этом почти 44% студентов имеют зрительные нарушения (4). При этом процент патологии от года к году растѐт на 3% — 7%. По мере перехода с курса на курс относительное количество студентов с более высокими степенями близорукости увеличивается на 5% — 8%. Сниженный уровень здоровья, а также воздействие ряда факторов: плохая сбалансированность режима труда и отды ха , отсутствие элементарных валеологических знаний и навыков, наличие большой зрительно-смысловой и психической нагрузки, особенно у студентов с близорукостью на фоне умственного утомления, вызывает повышение уровня тревожности, у ху дшая психосоматические параметры и аккомодационные возможности зрительного анализатора (3). Процесс обучения, так или иначе, неотъемлемо связан с длительной работой на близком расстоянии. Кроме того, применение телефонов и планшетов, в том числе и для обучения, значительно усугубило положение дел по заболеванию миопией среди студентов.
    Конституциональными особенности организма студентов различных этнических групп и воздействие неадекватных зрительных нагрузок, а также отсутствие мероприятий по профилактике нарушений зрения, может способствовать распространенность аметропий у студентов. По данным Журавлевой Е.В. (4) аномалии рефракции встречаются среди контингента, прибывшего из стран Юго -Восточной Азии, ме ханизмы развития которой автор связывает со слабой адаптацией. При этом Журавлева Е.В. (2011) отмечает, что основным видом аномалии рефракции у студентов является миопия, ее распространенность среди российских студентов составляет 44,5%, у студентов из стран Африки 56,2%, у студентов из стран Юго-Восточной Азии 77,3%.
    С этих позиций актуальными являются изучение распространенности снижения о строты зрения среди студентов и поиска причин, ведущим к ним. С целью выявления этих закономерностей в возрастной группе 18- 20 лет провели исследование остроты зрения студентов 2-го курса КГМА.
    В исследовании приняли участие 178 человек (43 юношей и 135 девушек) из КГМА. Средний возраст составил 18,8 лет. Предварительно были выявлены показатели рефракции с помощью метода зеркальной офтальмоскопии. Показатели остроты зрения у студентов в общем массиве составили для правого и для левого глаза соответственно 0,8±0,06 и 0,77±0,05. У юношей острота зрения составила в среднем на правый глаз 0,93±0,01 на левый глаз 0,89±0,01. У девушек студентов острота зрения составила на правый глаз 0,80±0,01, а на левый глаз 0,78±0,01. Эти показатели гораздо ниже условной нормы, которая считается за единицу. Так же показано что острота зрения у девушек ниже, чем у юношей. Процент лиц со сниженной остротой зрения среди девушек достоверно выше, чем среди юношей и этот показатель составляет соответственно 39,5±0,01% и 54, 07±0,06%, р

    источник

    Дата публикации: 01.01.2019 2019-01-01

    Статья просмотрена: 30 раз

    Шейкова А. А., Демьянова Л. М. Миопия у студентов-архитекторов и методы ее профилактики // Молодой ученый. — 2018. — №52. — С. 50-52. — URL https://moluch.ru/archive/238/55273/ (дата обращения: 01.09.2019).

    Миопия (близорукость) — нарушение зрения, при котором изображение формируется перед сетчаткой глаза, а не на ней, как положено в норме. Близко расположенные объекты остаются четко видимыми, но чем дальше, тем больше картинка расплывается.

    По статистике, близорукостью страдает треть населения планеты, и эта цифра будет только расти. По данным исследования 1998 года, 42 % студентов г. Москвы — имеют близорукость [1]. Согласно исследованию 2012 года, в странах Юго-Восточной Азии миопия есть у 85-90 % молодежи, из них 20 % случаев — миопия высокой степени (более 6 диоптрий). У 34 % российских школьников к 17 годам выявляют миопию. [2]

    Особенно актуальна проблема для студентов-архитекторов. По данным Индианского университета США, учащиеся именно этой специальности проводят за подготовкой к занятиям больше всего времени-22,2 часа в неделю. [5] С учетом аудиторных занятий нагрузка на зрительный аппарат получается колоссальная. Большая часть работы осуществляется на компьютере.

    Несоблюдение зрительного режима, режима питания, отсутствие регулярных физических нагрузок, неправильное чередование работы и отдыха, генетическая предрасположенность — все эти факторы прямо или косвенно могут привести к развитию близорукости. Многочасовая беспрерывная работа за компьютером, связанная с чертежами и графикой, мелкими деталями и тонкими линиями приводит к утомлению и спазму мышц глаза, из которых впоследствии и развивается близорукость. Кроме того, многие студенты, особенно в преддверии сессий и сдач, работают за компьютером в ночное время в недостаточно освещенном помещении, что нежелательно из-за высокого контраста со светящимся экраном. Да и само по себе положение тела человека, использующего почти любой современный гаджет — отнюдь не анатомично, тем более что мало кто в состоянии следить за позой и осанкой на протяжении долгого времени, да еще и погрузившись в работу, что называется, с головой. Отсюда нарушения кровообращения, негативно сказывающиеся и на здоровье зрения, и на состоянии организма в целом.

    Очевидно, что ситуация просто катастрофическая, более того, цифры статистики продолжают расти. Хотя для борьбы с проблемой не требуется каких-то очень сложных и затратных мероприятий. В качестве профилактики миопии и просто для поддержания здоровья человека применяются следующие меры:

    – Соблюдение режима питания, правильный рацион, подобранный с учетом высоких умственных и зрительных нагрузок. Овощи, фрукты, орехи, рыба-все эти продукты богаты веществами, необходимыми для нормального функционирования и зрительного аппарата, и организма в целом. Среди таких веществ — витамин А, лютеин, витамины Е и D, тиамин, рибофлавин и др.

    – Занятия физкультурой и спортом — улучшают кровообращение, приводят мышцы в тонус. При этом важно индивидуально подобрать комплекс упражнений и дозировать нагрузку с учетом имеющегося диагноза, чтобы не навредить. Также необходимо выполнять специальные упражнения, направленные на поддержание тонуса глазных мышц — так называемая глазная гимнастика, например, по методике советского офтальмолога Э.С Аветисова. Примерный список упражнений может выглядеть так: крепко зажмурить глаза, затем открыть-10 раз, быстро поморгать-20 раз, смотреть вверх-вниз-вправо-влево-5 раз, круговой массаж глаз — по верхнему веку от виска к носу, от носа к виску — по нижнему-10 раз, смотреть поочередно то на кончик носа, то на точку вдали (на расстоянии 4-5 метров) — 10 раз.

    Упражнения направлены на улучшение кровообращения и тренировку мышц глаза.

    – Соблюдение зрительного режима — каждый час непрерывной работы за компьютером делать перерывы по 20-30 минут, в это время можно смотреть вдаль, например, в окно, для снятия напряжения глаз.

    – Подбор мебели, соответствующей индивидуальным параметрам: ноги сидящего должны доставать до пола, стул — соответствовать анатомической форме спины.

    – Соблюдение условий освещенности, правильного положения тела, соблюдение режима дня.

    – Проверка зрения раз в год у врача-офтальмолога.

    Подытожить все вышесказанное можно следующим образом: миопия в XXI веке — проблема, явно выраженная у всего населения в целом и а отдельных групп — студентов архитектурных вузов — особенно заметно. Причин для этого множество — специфический характер обучения, недостаток физической активности, несоблюдение режима дня и базовых правил гигиены зрения, наследственные факторы и т.д. Также существуют и способы решения этой проблемы — контроль адекватности зрительных нагрузок, различные профилактические меры, грамотное чередование работы и отдыха, занятия физической культурой и спортом, а при наличии проблем со зрением — специальные мероприятия, назначаемые врачом.

    Большую часть информации об окружающем мире человек получает именно при помощи глаз, поэтому внимательное отношение к собственному зрению — это то, что должно быть свойственно каждому человеку.

    источник

    А.Д. Семенов, В.М. Петухов, Р.П. Шикунова (1971) определили аномалии рефракции, представленные в основном миопией слабой и средней степеней, у 34% студентов Куйбышевского медицинского института. Л.А. Деев и соавт. (1995) диагностировали миопию у 25% студентов г. Смоленска. Р. Няма (1990) отмечает 20,4% близоруких студентов Монголии. По данным Реньян Чу и Ван Юн (КНР) в 1987 году миопия определялась у 45,13% студентов г. Шанхая. Данные, полученные отечественными исследователями (Л.В. Шерстнева и соавт., 1998) — 42,5% близоруких среди студентов г. Москвы. Согласно исследованию, проведенному Апрелевым А.Е., Пашининой Р.В., Карауловой Е.С. среди студентов с 1 по 3 курс ГБОУ ВПО ОрГМА видно, что из 1621 студента, обучающихся с 1 по 3 курс 490 юношей, 1131 девушка, средний возраст которых составил 18±1 лет, было выявлено 236 студентов с миопией. Таким образом, на пациентов с данной патологией приходится 14,6% (236) от общего количества обследованных студентов. Исследуя соотношения по степеням близорукости на всех курсах количество студентов со слабой (1 курс – 49%, 2 курс – 56,7%, 3 курс – 57%), средней (35%, 31,4%, 34,8% соответственно), высокой (16%, 10,4%, 4,5%) степенью миопии примерно равны. [1] М.С. Сарыбаева, Л.Л. Карп в статье «Распространенность миопии среди студентов первого курса АО «Медицинского Университета Астана»» отражают количество студентов с миопией на первом курсе. Из 500 амбулаторных карт студентов у 140 студентов (111 девушек (79,3%) и 29 юношей (20,7%))было отмечено данное заболевание. [2] Что касается студентов с миопией, занимающихся в спецгруппах, то их количество, согласно исследованию Блажко Е. А., Кудрявского С. И., Мартыненко А. И. , составляет 12,7 % .[3]

    Важна роль физической культуры в предупреждении развития миопии и ее прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза. Ведущее место в системе физического воспитания студентов занимают занятия, секции физической культуры. Профилактика включает комплекс оздоровительных мер медицинского, педагогического, педагогического характера : физические упражнения, рациональное питание, режим дня, в том числе и учебных нагрузок, чередование физических активности и отдыха. Основные задачи ЛФК при близорукости: улучшение кровоснабжения в тканях глаза; тренировка глазодвигательных мышц; активизация функций дыхательной и сердечно‑сосудистой систем; повышение общей работоспособности студентов; профилактика нарушений осанки; общее укрепление организма. Обязательные занятия физической культурой у студентов проводят в трех группах: основной, подготовительной и специальной. Студенты с близорукостью слабой степени входят в основную группу и могут заниматься физической культурой в подготовительном отделении, им полезны занятия спортивными играми. При наличии близорукости средней степени студентов включают в подготовительную медицинскую группу. Практические занятия с ними следует проводить отдельно от студентов основной медицинской группы. В программные требования для них целесообразно ввести некоторые ограничения: исключить прыжки с высоты, упражнения, требующие большого и продолжительного физического напряжения. Степень нервно-мышечного напряжения и общая нагрузка при занятиях физической культурой должны быть несколько ниже, чем у студентов из основной медицинской группы. Изучение влияния систематических занятий циклическими физическими упражнениями умеренной интенсивности в сочетании с гимнастикой для глаз показало, что у студентов с близорукостью средней степени не только повышается общая выносливость, но и значительно улучшается зрение. Студенты с близорукостью высокой степени должны заниматься физической культурой только в специальной медицинской группе. Для студентов подготовительной медицинской группы необходимо предусмотреть также самостоятельные занятия, включающие специальные упражнения для мышц глаз или занятия лечебной физической культурой. Систематические занятия циклическими физическими упражнениями умеренной интенсивности в сочетании с гимнастикой для глаз, значительно улучшают зрение. [4] Для студентов с близорукостью Аветисовым разработан специальный комплекс упражнений:1. Исходное положение (и.п.) — сидя. Крепко зажмурить глаза на 3- 5 с, а затем открыть на 3-5 с. Повторить 6-8 раз. 2. И.п. — сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин. 3. И.п. — стоя. Смотреть прямо перед собой 2 — 3 с, перевести взгляд на палец вытянутой правой руки, расположенный по средней линии лица на расстоянии 25 — 30 см от глаз, и смотреть на него 3 — 5 с, опустить руку. Повторить 10-12 раз. 4. И.п. — стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенный по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз. 5. И.п. — сидя. Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальца. Повторять в течение 1 мин.6. И.п. — сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1 — 2 с снять пальцы с век. Повторить 3 — 4 раза.

    Таким образом, миопия — одно из самых распространенных заболеваний среди студентов как России, так и зарубежных стран. По мере перехода на старшие курсы отмечается тенденция к ее прогрессированию. Несмотря на это, студентам рекомендуется заниматься лечебной физкультурой с целью укрепления здоровья, повышения уровня физического развития и профилактики прогрессирования близорукости.

    1. Апрелев Александр Евгеньевич, Пашинина Раиса Викторовна, Караулова Екатерина Сергеевна Оценка некоторых аспектов качества жизни у студентов с миопией в сочетании с сопутствующей патологией // Вестник ОГУ. 2014. №12 (173) С.11-14.

    2. Сарыбаева М.С., Карп Л.Л., Распространенность миопии среди студентов первого курса АО «Медицинского университета Астана» // Научно-практический журнал «Вестник КазНМУ». 2013. №2. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kaznmu.kz/press/ (Дата обращения: 25.12.2016).

    3. Блажко Е. А., Кудрявский С. И., Мартыненко А. И. Эффективность применения оздоровительно-восстановительных программ в повышении уровня функционального состояния и физической подготовленности студентов специальных групп медицинского университета // Современные проблемы науки и образования. 2012. №2 С.25.

    4.Аветисов, Э.С. Занятия физической культурой при близорукости / Э.С.

    Аветисов, Е.И. Ливадо, Ю.И. Курпан ; М.: Физкультура и спорт, 1983. 103 с.

    источник

    Секция: Медицина и фармацевтика

    XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»

    Прoгрeccирующaя миoпия у cтудeнтoв мeдицинcких унивeрcитeтoв

    Миoпия являeтcя дocтaтoчнo cильнoй рeфрaкциeй и хaрaктeризуeтcя cнижeниeм ocтрoты зрeния вдaль. Прoгрeccирующaя миoпия – этo клиничecкий вaриaнт миoпии, для кoтoрoгo хaрaктeрнo пocтeпeннoe и нeуклoннoe ухудшeниe зрeния. При гoдичнoм грaдиeнтe мeнee 1 дптр близoрукocть cчитaют мeдлeннo прoгрeccирующeй, при грaдиeнтe 1,0 дптр и бoлee – быcтрoпрoгрeccируюшeй [2, с. 110]. Инoгдa миoпия прoгрeccируeт нeпрeрывнo, дocтигaeт выcoких cтeпeнeй (дo 30,0–40,0 диoптрий), coпрoвoждaeтcя рядoм ocлoжнeний и знaчитeльным cнижeниeм зрeния. Тaкaя миoпия нaзывaeтcя злoкaчecтвeннoй – миoпичecкoй бoлeзнью [3, с. 102].

    В пocлeднee дecятилeтиe прoгрeccирующaя близoрукocть cтaлa рaзвивaтьcя cрeди шкoльникoв, тaким oбрaзoм, кo врeмeни coвeршeннoлeтия шкoльники из-зa близoрукocти oгрaничeны в выбoрe прoфeccии. Тяжeлaя прoгрeccирующaя близoрукocть дaeт бoлee 30% cлeпoты в cтруктурe вceх глaзных зaбoлeвaний. Cлeдoвaтeльнo, прoгрeccирующую миoпию мoжнo бeз прeувeличeния cчитaть oдним из рacпрocтрaнeнных cтрaдaний чeлoвeчecтвa [5].

    Цeлью дaннoй рaбoты являлocь рaccмoтрeниe прoгрeccирующeй миoпии кaк зaбoлeвaния мoлoдoгo пoкoлeния и oпрeдeлeниe ee влияния нa oбучeниe cтудeнтoв, в чacтнocти cтудeнтoв мeдицинcких унивeрcитeтoв.

    Э. C. Aвeтиcoв (1975) выдeлил три ocнoвных звeнa в мeхaнизмe рaзвития миoпии:

    1) зритeльнaя рaбoтa нa близкoм рaсстoянии — oслaблeннaя aккoмодaция;

    2) нaслeдственнaя обуслoвлeнность;

    3) ослaблeннaя склeрa — внутриглaзнoe дaвлeние [1, с. 108].

    Cлeдoвaтeльнo, пo прeoблaдaющeму гeнeзу миoпию мoжнo уcлoвнo пoдрaздeлить нa aккoмoдaтивную, нacлeдcтвeнную и cклeрaльную формы.

    Прeимущecтвeннo aккoмoдaтивнaя фoрмa миoпии чaщe бывaeт cлaбoй cтeпeни (дo – 3,0D) и oбуcлoвлeнa кaк внутриглaзными, тaк и нacлeдcтвeнными и coциaльнo-гигиeничecкими фaктoрaми. Ocлaблeнную aккoмoдaцию oпрeдeляют и лeчaт c пoмoщью эргoгрaфa.

    Нacлeдcтвeннaя фoрмa миoпии пeрeдaeтcя кaк пo aутocoмнo-дoминaнтнoму, тaк и пo aутocoмнo-рeцeccивнoму типу. При пeрвoм типe нacлeдoвaния близoрукocть у дeтeй вoзникaeт пoзжe и прoтeкaeт лeгчe, a при втoрoм – и рaньшe, и тяжeлee.

    Cклeрaльнaя фoрмa миoпии oбуcлoвлeнa cлaбocтью cклeры врoждeннo-нacлeдcтвeннoгo хaрaктeрa и влияниeм внeшних и внутрeнних тeрaтoгeнных (врeдных) фaктoрoв. К этoму приcoeдиняeтcя рacтяжeниe глaзa пoд влияниeм внутриглaзнoгo дaвлeния. Caгиттaльнaя ocь глaзa увeличивaeтcя, кaк прaвилo, зa cчeт нaибoлee cлaбoй зaднeй чacти cклeры.

    Прoгрeccирoвaниe кaждoй из этих фoрм близoрукocти пocтeпeннo вeдeт к вырaжeннoму cнижeнию зрeния вследствие нeoбрaтимых мoрфoлoгичecких измeнeний, кoтoрoe мaлo поддaется oптичecкoй кoррeкции.

    Необрaтимые морфологические изменения нaчинaются со знaчитeльнoгo увeличeния пeрeднeзaднeгo рaзмeрa глaзa. При осмотре нeвooружeнным глaзoм видно cинeвaтый oттeнок склеры из-зa прocвeчивaния cocудиcтoй oбoлoчки. Это происходит вследствие истончения склеры, ocoбeннo в oблacти прикрeплeния нaружных мышц, вблизи лимбa. Рacтягивaeтcя и иcтoнчaeтcя тaкжe рoгoвицa. Происходит углубление пeрeдней кaмeры глaзa. Мoжeт быть cлaбый иридoдoнeз (дрoжaниe рaдужки). Вoзникaeт дecтрукция cтeклoвиднoгo тeлa. В поздних стaдиях нacтупaют измeнeния глaзнoгo днa.

    a) oкoлoдиcкoвой cвeтoвой дугoвой рeфлeкc;

    d) г) измeнeние мaкулярнoй oблacти;

    e) д) киcтeвиднaя дeгeнeрaция ceтчaтки;

    При нaчaльнoй cтeпeни миoпии вокруг диcкa зритeльнoгo нeрвa мoжнo видeть идущиe кoнцeнтричнo eгo крaю околодисковые cвeтoвыe дуговые рeфлeкcы нa ceтчaткe.

    Миoпичecкиe кoнуcы прeдcтaвляют coбoй в бoльшинcтвe cлучaeв рeзкo oчeрчeнныe дугooбрaзныe полукольцa (серпы) бeлoгo, жeлтoвaтo-бeлoгo или жeлтoвaтo-рoзoвoгo цвeтa, oхвaтывaющиe виcoчную пoлoвину диcкa зритeльнoгo нeрвa. Ceрпы и кoнуcы бoльшeй чacтью появляются в рeзультaтe рacтяжeния cклeры и aтрoфии пигмeнтнoгo эпитeлия и хoриoидeи вблизи диcкa.

    Иcтинныe выпячивaния cклeры нaзывaют стaфилoмaми, их нaличиe являeтся признaкoм вecьмa выcoких cтeпeнeй миoпии. При осмoтрe глaзнoго днa виднo дугoобрaзную линию мeжду выcтупaющeй чacтью cклeры и нeвыпячeннoй, a инoгдa и в видe oкружнocти, рacпoлoжeннoй кoнцeнтричecки пo oтнoшeнию к диcку зритeльнoгo нeрвa.

    В oблacти жeлтoгo пятнa прoисхoдят измeнeния дeгeнeрaтивнoгo и aтрoфичecкoгo хaрaктeрa. В мaкулe oбрaзуютcя трeщины cocудиcтoй oбoлoчки в видe жeлтoвaтых или бeлесовaтых пoлocoк, которые впоследствии сливaются в полиморфные очaги с рaзбрocaнными глыбкaми и cкoплeниями пигмeнтa. Это происходит в рeзультaтe рacтяжeния зaднeгo oтрeзкa глaзнoгo яблoкa. Рacтяжeниe тaкже влияет и нa cocуды. В рeзультaтe рaзличных пo интeнcивнocти, мeдлeннo рaccacывaющихcя крoвoизлияний в oблacти жeлтoгo пятнa oбрaзуeтcя чeрный пигмeнтный oчaг (пятнo Фукca), кoтoрый мoжeт быть cплoшным или cocтoять из oтдeльных учacткoв.

    В рeзультaтe рaзвития пaтoлoгичecких измeнeний в oблacти жeлтoгo пятнa и обрaзовaния пятнa Фуксa у бoльных пoявляютcя мeтaмoрфoпcии (бoльнoй видит иcкривлeния прeдмeтoв, линий и т. д.), зaтeм ocлaблeниe зрeния, привoдящee в кoнцe кoнцoв к cильнoму cнижeнию, a инoгдa и к пoлнoй cлeпoтe.

    Прoгрeccирующaя миoпия может coпрoвoждaтьcя пaтoлoгичecкими измeнeниями и нa крaйнeй пeрифeрии глaзнoгo днa. В сетчaтке обрaзуются кистевидные дегенерaции, которые переходят зaтeм в мнoжecтвeнные мeлкие дeфeкты щeлeвиднoй, oвaльнoй или круглoй фoрмы. Ecли в процесс вовлекaется и cтeклoвиднoе тeло, тo coздaютcя дoпoлнитeльныe вoзмoжнocти для oтcлoйки ceтчaтки [5].

    Кoррeкцию миoпии ocущecтвляют c пoмoщью рacceивaющих cтeкoл. Eсли oчкoвaя (кoнтaктнaя) кoррeкция нe oбeспeчивaeт зритeльнoгo кoмфoртa, остротa зрения не улучшaется и миoпия быстрo прoгрeссируeт, тo пoкaзaнo хирургичeскoe лeчeниe.

    Хирургичecкoe лeчeниe миoпии зaключaeтcя в прoвeдeнии пeрeднeй рaдиaльнoй кeрaтoтoмии, миoпичecкoм кeрaтoмилeзe, эксимeрлaзерные oперaции [4, с. 120].

    Прoфилaктикa прoгрeссирующeй миoпии прeдпoлaгaeт рeшeниe двух зaдaч: прeдупрeждeниe вoзникнoвeния миoпии срeди пoдрaстaющeгo пoкoлeния и, eсли oнa ужe вoзниклa, зaдeржкa прoгрeссирoвaния миoпии. Этo мoжeт быть дoстигнутo путeм выпoлнeния тaких мeрoприятиях, кaк соблюдение социaльно-гигиенических мероприятий при зрительной рaботе кaк в обрaзовaтельных учреждениях, тaк и нa рaботе, домa, oгрaничeниe зритeльнoй нaгрузки, aдеквaтное нормировaние трудa и oтдыхa, рaннee выявлeниe и прoвeдeниe диcпaнceрнoгo нaблюдeния лиц c приoбрeтeннoй близoрукocтью, очковaя или контaктнaя кoррeкция миoпии, выявлeниe и лeчeниe cпaзмa aккoмoдaции, примeнeниe упрaжнeний для трeнирoвки цилиaрнoй мышцы, прoвeдeниe oбщeгo oздoрoвлeния oргaнизмa [4, с. 84].

    В зaключeниe хoтeлocь бы oтмeтить, чтo cтудeнты мeдицинcких унивeрcитeтoв пoдвeржeны этoй пaтoлoгии дoвoльнo чacтo в cвязи c пoвышeнными нaгрузкaми нa oргaн зрeния вcлeдcтвиe бoльших oбъeмoв учeбнoй литeрaтуры, cильным эмoциoнaльным cтрeccoм, нecoблюдeниeм гигиeничecких мeрoприятий в тeчeниe учeбнoгo прoцecca, oтсутствиeм aдеквaтнoго рeжимa трудa и oтдыхa.

    источник

    Библиографическая ссылка на статью:
    Зотова Н.Д., Полякова Т.А. Студент. Миопия. Образ жизни // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65267 (дата обращения: 25.03.2019).

    В настоящее время, когда техника стала неотъемлемой частью человеческого быта, и жизнь стала удобнее, появились и новые проблемы, которые ранеене оказывали столь глобальных негативных эффектов на здоровье людей.Сейчас уже не нужно затрачивать столько времени на уборку в квартире, для учебы не обязательно посещать библиотеку – интернет предоставляет свободный доступ к разнообразным источникам. Но последствие такого удобства – малоподвижный образ жизни. И именно снижение двигательной активности является и важным фактором первичного возникновения множества проблем со здоровьем, и косвенной причиной усугубления существующих диагнозов. Речь пойдет об одной из проблем со зрением – миопию.

    Уровень знаний, которыми обладает студент, имеющий близорукость,по диагнозу зачастую ограничен собственными ощущениями или несколько расширен общей информацией, полученной от лечащих врачей, из интернета, средств массовой информации.

    Близорукость – это заболевание глаз, когда человек плохо видит вещи вдали, но хорошо вблизи – изображение не попадает на сетчатку, а останавливается где-то перед ней, из-за чего дальние вещи кажутся размытыми. При близорукости глаз удлиняется, это мешает глазу правильно сфокусировать изображение. Видеть предметы четко помогают линзы или очки с отрицательными значениями оптической силы. Близорукость развивается и прогрессирует в подростковом возрасте, потом падение зрения замедляется и, чаще всего, останавливается.

    Каковы же причины появления близорукости? Одна из главных причин – перенапряжение глаз. Сейчас сложно представить подростков без телефона или компьютера дома, к тому же, школьная программа с годами становится все более напряженной, из-за чего подростки много читают и пользуются техникой намного дольше, чем рекомендовано гигиеническими нормами. Но стоит при этом учитывать, что для развития миопии должна быть генетическая предрасположенность к ней. Дети, чьи родственники здоровы, реже страдают близорукостью.

    Непрерывная зрительная работа или слабое освещение может привести к неприятным последствиям. Из-за напряжения может наступить нехватка в организме витаминов (BиC) и минералов, что тоже влияет на прогрессивность близорукости, ведь в подростковом возрасте формируется склера глаза. Некоторые болезни глаз могут провоцировать близорукость (астигматизм). Есть причины, на которые иногда невозможно предотвратить – родовые и черепно-мозговые травмы, заболевания (инфекционные) [1].

    Когда болезнь уже проявляется, неправильно подобранные очки (или линзы) могут спровоцировать прогрессирование болезни. Также нельзя оставлять болезнь на самотек, это тоже может привести к ухудшению зрения.

    Существует несколько степеней близорукости:

    1 степень самая легкая, она не превышает 3 диоптрия.

    2 степень – средняя, от 3 до 6 диоптрий.

    3 степень – высокая. Это последняя стадия и самая тяжелая, при которой не видно даже некоторые близкие вещи.

    Дальнейшее ухудшение зрения может привести к полной слепоте [1].

    Рекомендаций по предотвращению прогрессирования близорукости очень много. Они включают в себя особые диеты, комплекс занятий и рекомендаций, посещение процедур и многое другое. Однако подростки в наше время предпочитают не бороться с болезнью, узнав, сколько сил нужно затратить на лечение (лечение может затянуться и на несколько лет при осложнениях). Они предпочитают жить так, как живут, игнорируя слова взрослых и врачей. Чтобы выполнять зарядку несколько раз в неделю, нужно затратить много сил и воли. К тому же, надо не забывать о приеме таблеток и периодически посещать процедуры. Зачем делать зарядку, если можно в это время заняться чем-то другим, более приятным? Подросток просто не осознает серьезности всей ситуации, и чем может закончиться равнодушное отношение к своему здоровью.

    Проблема в том, что подростки даже не пытаются исправить положение дел – начать заботиться о глазах. Они боятся огромного количества «должен», избегают ответственности. И не подозревают, что даже минимальное выполнение заданий может привести к ощутимому результату и значительно улучшить положение дел. И это действительно так, факт подтверждается экспериментом.

    Была поставлена цель: определение возможности облегчения состояния болезни при минимуме усилий на собственном примере студентки с миопией высокой степени. Миопия высокой степени лечится во многом только с помощью операции. Однако профилактика усугубления болезни должна проводиться обязательно.

    Ход эксперимента довольно прост: в течение шести недель три раза в неделю выполнять специальные физические упражнения для глаз – комплекс корригирующей гимнастики,и тратить хотя бы 15 минут в день на ходьбу пешком. Результаты каждого дня фиксировались в таблице в дневнике самонаблюдений. Исследуемыми показателями явились: давление и пульс (до и после корригирующей гимнастики), количество часов сна, были ли болезненные ощущения глаз (резь, слезоточивость, помутнения, краснота глаз).

    Упражнения для глаз были классическими [2]:

    1) Движения глазами сверху-вниз, слева-направо и круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.

    2) Часто моргать глазами в течение 7-8 секунд. Потом закрыть глаза, после чего повторить.

    3) Сильно зажмуриться на 5 секунд, после чего открыть глаза и столько же не моргать.

    4) Встать, вытянуть перед собой руку, а указательный палец повернуть перпендикулярно и установить его напротив кончика носа. Медленно приближать руку, не переводя взгляд с кончика пальца, после чего закрыть глаза. Делать 6-7 раз.

    5) Нажимать безымянным, указательным и средним пальцами на верхнее веко, глаза должны быть закрыты.

    Такой перечень упражнений выполнялся студенткой в течение шести недель, три дня в неделю. Эти упражнения советуют окулисты, они являются классическими в лечении близорукости на ранних стадиях.

    Упражнения выполнялись один раз в день, сразу после ходьбы пешком. Перед выполнением измерялись пульс, давление, и данные записывались в таблицу. Затем выполнялся комплекс упражнений и снова мерился пульс и давление.

    Этот эксперимент выполнялся дважды: в начале весны, а потом в начале осени. Результаты, записанные в таблицу, были обработаны и проанализированы. Выяснилось, что даже описанный минимум привел к поразительным результатам.

    Пульс в начале весны был намного выше нормы (в среднем, 85-95 ударов в минуту). К концу весеннего эксперимента обычные показатели не поднимались выше 90. Осенью показатели пульса были в среднем 75-85 уд.в мин., он пришел в норму. При этом исчезли болезненные ощущения глаз, которые до этого беспокоили: жжение, сухость и покраснение глаз. Так в чем же причина?

    Падение показателей снизило напряжение на глаза. Пульс и давление очень сильно влияют на то, как функционируют наши органы, в том числе, и зрение. Поэтому при лечении важно поддерживать в здоровом состоянии еще и кровеносные сосуды, периодически мерить давление и пульс, следить за состоянием. Ходьба, которая длилась всего 15 минут в день, повлияла на показатели пульса. При увеличении длительности прогулки отрицательного влияния не наблюдается – наоборот, пульс был в нормальном состоянии, а человек чувствовал себя превосходно.

    Что касаемо физических упражнений – они тоже, бесспорно, повлияли на улучшение состояния глаз, так как при ношении очков глаза не двигаются, и это плохо для мышц. Физические упражнения не дают им перестать работать. Опасна как перегрузка работы глаз, так и полное отсутствие всякой нагрузки. Поэтому упражнения для глаз строго ограничены в количестве.

    Из этого можно сделать вывод, что достаточно потратить всего 30 минут в день на облегчение симптомов болезни, и через некоторое время результаты появятся. Это ведь не так уж и много.

    Однако стоит помнить, что оставаться без контроля специалистов нельзя.

    Входе опыта в течение двух дней в связи с обстоятельствами студентка ходьбой не занималась, а просто выполняла зарядку для глаз. Так вот, результат не заставил себя ждать – пульс снова начал повышаться, и, как следствие, снова появились неприятные ощущения в глазах. Это неудивительно, так как эксперимент проходил во время учебы.При большой зрительной нагрузке стоит особенно следить за своим здоровьем и не забрасывать пешие прогулки.

    Разумеется, данный минимум усилий не восстановит зрение. Однако он позволит близорукости не усугубляться и не переходить на уровень осложнений. Лучше не доводить зрение до миопии высокой степени.

    Для того чтобы сберечь зрение, стоит выполнять самые простые правила профилактики, которые советует каждый врач, а именно [1]:

    1) При работе с книгой или компьютером, лучше выдерживать дистанцию примерно 30 см.

    2) Периодически стоит давать глазам отдохнуть от напряженной работы.

    3) Не стоит читать лежа или в автобусе, дабы избежать перенапряжения глаз.

    4) Необходимо правильно регулировать освещение, не читать и не писать в полутемных помещениях.

    5) В рационе питания обязательно должны быть витамины B и C для поддержания здоровья глаз.

    6) Стоит избегать прямого воздействия ультрафиолета.

    Для поддержания здоровья всегда нужно прикладывать усилия. И исход болезни зависит только от того, как поведет себя человек и что он сделает ради своего здоровья. Старания не останутся без результата, если делать все правильно и заботиться о себе. Но всегда лучше предотвратить появление болезни, чем лечить её – помните об этом.

    источник

    Ведущее место в системе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ и ВУЗов занимают уроки физической культуры.

    Обязательные занятия студентов и школьников физкультурой проводят в трех группах: основной, подготовительной и специальной.

    В основную группу не допускаются учащиеся с остротой зрения без коррекции ниже 0.5 на лучше видящем глазу, с гиперметропической или миопической рефракцией более 3 дптр.

    В подготовительной группе спортивные тренировки и соревнования исключены. Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения не допускаются к занятиям в этой группе.

    Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения, а также с хроническими и дегеративными заболеваниями глаз занимаются в специальной группе по индивидуальной программе.

    Отбор школьников и студентов в каждую из этих групп по состоянию органа зрения осуществляют в соответствии с инструкцией, приведенной в таблице далее (табл.1).

    Для школьников и студентов, страдающих близорукостью и включенных в специальную группу, разработаны специальные упражнения типа лечебной физкультуры.

    Как уже отмечалось выше, значительная часть студентов страдают близорукостью. По мере перехода на старшие курсы отмечается тенденция к ее прогрессированию. Это вызвано, очевидно, большой зрительной нагрузкой, недостаточной двигательной активностью, нарушением гигиенических нарушений труда и быта.

    При распределении студентов с близорукостью в учебные группы для занятия физической культурой с учетом данных медицинского осмотра следует руководствоваться приведенными выше ограничениями.

    Используются следующие формы физического воспитания: обязательные и факультативные занятия; культурно-массовые мероприятия; самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, а также специальные упражнения для цилиарной мышцы.

    Студенты с близорукостью слабой степени входят в основную группу и могут заниматься физической культурой в подготовительном отделении спортивного совершенствования. Им полезны занятия спортивными играми. Постоянное переключение зрения при игре в волейбол, баскетбол, теннис с близкого расстояния на далекое и обратно способствует усилению аккомодации и профилактики прогрессирования близорукости.

    При наличии близорукости средней степени студентов включают в подготовительную медицинскую группу, они должны заниматься физической культурой в подготовительном учебном отделении. Практические занятия с ними следует проводить отдельно от студентов основной медицинской группы. В программные требования для них целесообразно ввести некоторые ограничения: исключить прыжки с высоты более 1.5 м., упражнения, требующие большого и продолжительного физического напряжения. Степень нервно-мышечного напряжения и общая нагрузка при занятиях физической культурой должны быть несколько ниже, чем у студентов из основной медицинской группы.

    Для студентов подготовительной медицинской группы наряду с учебными занятиями необходимо предусмотреть также самостоятельные занятия, включающие специальные упражнения для мышц глаз или занятия лечебной физкультурой.

    Студенты с близорукостью высокой степени (6.0 дптр и более) должны заниматься физической культурой только в специальном медицинском отделении. Используются следующие формы физического воспитания: а) обязательные и факультативные занятия;

    б) самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, упражнения для повышения уровня общей и силовой выносливости, а также тренировку цилиарной мышцы. Кроме того можно рекомендовать и занятия лечебной физкультуры.

    Физические упражнения и спорт — это основные средства укрепления здоровья и поддержания хорошей работоспособности в любом возрасте, однако для людей страдающих заболеваниями глазного органа, необходимы специальные комплексы упражнений.

    источник

    Результаты ииследования последних лет, особенно касающиеся механизмов происхождения близорукости, позволили по-новому оценить возможности физической культуры при этом дефекте зрения.

    Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось еще недавно, признано неправильным. Показана важная роль физической культуры в предупреждении миопии и ее прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза.

    Ученые установили, что девушки 15-17 лет, имеющие близорукость средней степени, значительно отстают по уровню физической подготовленности от сверстниц. У них отмечается существенное снижение кровотоков в сосудах глаза и ослабление аккомодационной способности. Циклические физические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности (пульс 100-140 уд./мин.) оказывают благоприятное воздействие на гемодинамику и аккомодационную способность глаза, вызывая реактивное усиление кровотока в глазу через некоторое время после нагрузки и повышения работоспособности цилиарной мышцы. После выполенения циклических упражнений значительной интенсивности (пульс 180 уд./мин.), а также упражнений на гимнастических снарядах, прыжков со скакалкой, акробатических упражнений отмечаются выраженная ишемия глаз, сохраняющаяся длительное время, и ухудшение работоспособности цилеарной мышцы. Апробация методики физического воспитания детей с миопией средней степени с учетом указанных выше эффектов действия физических упражнений показала, что применение этой методики способствует профилактике прогрессирования миопии: спустя год в экспенриментальной группе рефракция уменьшилась в 37.2% случаев, осталась на прежнем уровне в 53.5% и увеличилась у 9.3%, тогда как в контрольной группе это наблюдалось в 2.4; 7.4 и 90.2% соответственно.

    Исследования ученых позволили установить, что снижение общей двигательной активности студентов при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения общеразвивающего характера в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы оказывают положительное влияние на функции миопического глаза. На основе результатов проведенных исследований разработана методика лечебной физкультуры для студентов и школьников с близорукостью и показана ее эффективность при применении в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования. Ю.И.Курпан обосновал методику физического воспитания студентов, страдающих близорукостью.

    Ограничения к занятиям физкультурой школьников и студентов по состоянию органа зрения

    I.Основная (занятия по полной программе, сдача норм ГТО, участие в споритвных секциях и соревнованиях) Не допускаются учащиеся с остротой зрения без коррекции ниже 0.5 на лучше видящем глазу Не допускаются учащиеся с гиперметропией и миопией более 3.0 дптр Не допускаются учащиеся с хроническими воспалительными и дегенеративными заболеваниями глаз II.Подготовительная (основная программа физического воспитания удлиняется на 1 -1.5 года; исключаются спортивные тренировки, участие в соревнованиях) Не допускаются учащиесся с корригированной остротой зрения ниже 0.5 на лучше видящем глазу Не допускаются учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения. Не допускаются учащиеся с хроническими воспалительными и дегенеративными заболеваниями глаз III. Специальная Занимаются по специальной индивидуальной программе учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения, а также с хроническими воспалительными и дегенеративными заболеваниями глаз
Читайте также:  Метод лечения близорукости шичко бейтса по восстановлению зрения

Основные противопоказания к занятиям спортом для лиц с близорукостью

Велогонка на треке Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне Велогонка на шоссе Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне Гимнастика художественная Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне Конный спорт Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне Водное поло Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне Скоростной бег на коньках Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне Фигурное катание Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне Волейбол, баскетбол Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне Тенис большой, настольный, бадминтон Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне Городки Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне

Физическая культура для студентов с близорукостью

Ведущее место в системе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ и ВУЗов занимают уроки физической культуры.

Обязательные занятия студентов и школьников физкультурой проводят в трех группах: основной, подготовительной и специальной.

В основную группу не допускаются учащиеся с остротой зрения без коррекции ниже 0.5 на лучше видящем глазу, с гиперметропической или миопической рефракцией более 3 дптр.

В подготовительной группе спортивные тренировки и соревнования исключены. Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения не допускаются к занятиям в этой группе.

Читайте также:  Что делать при развитии близорукости

Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения, а также с хроническими и дегеративными заболеваниями глаз занимаются в специальной группе по индивидуальной программе.

Отбор школьников и студентов в каждую из этих групп по состоянию органа зрения осуществляют в соответствии с инструкцией, приведенной в таблице далее (табл.1).

Для школьников и студентов, страдающих близорукостью и включенных в специальную группу, разработаны специальные упражнения типа лечебной физкультуры.

Как уже отмечалось выше, значительная часть студентов страдают близорукостью. По мере перехода на старшие курсы отмечается тенденция к ее прогрессированию. Это вызвано , очевидно, большой зрительной нагрузкой, недостаточной двигательной активностью, нарушением гигиенических нарушений труда и быта.

При распределении студентов с близорукостью в учебные группы для занятия физической культурой с учетом данных медицинского осмотра следует руководствоваться приведенными выше ограничениями.

Используются следующие формы физического воспитания: обязательные и факультативные занятия; культурно-массовые мероприятия; самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, а также специальные упражнения для цилиарной мышцы.

Студенты с близорукостью слабой степени входят в основную группу и могут заниматься физической культурой в подготовительном отделении спортивного совершенствованияю Полезны занятия спортивными играми. Постоянное переключение зрения при игре в волейбол, баскетбол, теннис с близкого расстояния на далекое и обратно способствует усилению аккомодации и профилактики прогрессирования близорукости.

Для студентов подготовительной медицинской группы наряду с учебными занятиями необходимо предусмотреть также самостоятельные занятия, включающие специальные упражнения для мышц глаз или занятия лечебной физкультурой.

Студенты с близорукостью высокой степени (6.0 дптр и более) должны заниматься физической культурой только в специальном медицинском отделении . Используются следующие формы физического воспитания: а) обязательные и факультативные занятия;

Читайте также:  Прогрессирование близорукости у детей как остановить

б) самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, упражнения для повышения уровня общей и силовой выносливости, а такжетренировку цилиарной мышцы. Кроме того можно рекомендовать и занятия лечебной физкультуры.

Физические упражнения и спорт — это основные средства укрепления здоровья и поддержания хорошей работоспособности в любом возрасте, однако для людей страдающих заболеваниями глазного органа, необходимы специальные комплексы упражнений.

Список используемой литературы:

1.Аветисов Э.С. “Близорукость”-М.: Медицина, 1986.

2.“Глазные болезни”: Учебник/Под ред. Т.И.Ерошевского, А.А. Бочкаревой. — М.: Медицина 1983.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *