Меню Рубрики

Близорукости у детей точка

Современные специалисты разработали множество способов, направленных на значительное улучшение зрения при близорукости и дальнозоркости, а также на исправление или уменьшение косоглазия и астигматизма в том случае, если эти две аномалии не очень сильно выражены (к сожалению, при их высокой степени помогает только оперативное вмешательство). Как делать упражнения для улучшения зрения самому и научить им ребенка, рассказывает офтальмолог Марина Ильинская.

ВАЖНО! Если к моменту начала лечения ваш ребенок уже носил очки, то при любых вариантах зрительной гимнастики используете очки с линзами на одну-две диоптрии слабее, чем те, которые ему выписали. Если их сила изначально не превышает 1 диоптрию, все упражнения надо выполнять без очков!

Быстро включает в активную работу аккомодационный аппарат, тренирует все его элементы и тем самым значительно улучшает зрение в короткие сроки. Как она выполняется?

Для начала проделайте упражнение сами, чтобы потом подробно объяснить ребенку технику его выполнения.

  1. Отойдите от окна на 1 метр.
  2. Вытяните вперед одну руку, повернутую ладонью к себе, и внимательно рассмотрите рисунок кожи на ладони.
  3. Теперь переведите взгляд на оконную раму и столь же внимательно рассмотрите ее мелкие детали.
  4. Далее взгляните за окно, но на расстояние не более 50 метров. Если там стоит дерево, как следует рассмотрите его ветки.
  5. Затем переместите взгляд на 100 метров вдаль. Если там есть дом, рассмотрите его окна и балконы.
  6. И только после этого взгляните далеко в небо — словно смотрите за горизонт, в бесконечность.
  7. Поэтапно верните взгляд на ладонь, рассматривая в обратном порядке дом, дерево, раму.

Повторите упражнение: ладонь, рама, дерево, дом, небо. И обратно: небо, дом, дерево, рама, ладонь. Каждый раз на 5–10 секунд фиксируйте взгляд на объекте, заставляя аккомодационный аппарат включаться на требуемом расстоянии. Далее «поскакали через ступеньку»: ладонь — дерево, рама — дом, небо — дерево, дом — рама и обратно. Движение глаз плавно по «ступенькам» проводится 3 минуты и столько же примерно должны двигаться глаза скачкообразно через «ступеньку». Но закончить гимнастику необходимо обязательно плавно: небо, дом, дерево, рама, ладонь.

Упражнение для получения стойкого эффекта улучшения зрения необходимо делать каждый час при длительных зрительных нагрузках, например, выполнении домашних уроков, работе с компьютером.

Гимнастика подходит для детей с пяти лет. Но чем младше ребенок, тем больше ему потребуется помощи от взрослого, чтобы освоить упражнение. Детям постарше достаточно объяснить, что упражнение поможет улучшить зрение и позволит больше никогда не носить очки, а затем на собственном примере показать, как выполняется гимнастика.

Для начала активно потрите ладони друг о друга до тех пор, пока не почувствуете, что они хорошо нагрелись. Далее закройте оба глаза или одной ладонью, или двумя (это не имеет значения для достижения результата). Прикрыв глаза веками и не убирая ладони, начните глазами рисовать в пространстве цифры от 1 до 10 и обратно, причем размах движений глазных яблок должен быть максимальным.

Всего такая гимнастика займет не более 2 минут. Но после ее окончания, убрав от лица ладони и открыв глаза, вы приятно удивитесь тому, насколько четким, контрастным и цветным стал окружающий мир.

Освоив упражнение, объясните ребенку, как его правильно выполнять. Первое время советую делать гимнастику вместе с ребенком, а затем достаточно будет просто напоминать о ней.

«Цифровая гимнастика» необходима в первую очередь при наличии больших зрительных нагрузок, особенно школьникам, имеющим проблемы с глазами. Например, при многочасовом сидении за уроками по вечерам нужно проделывать упражнение ежечасно. Для взрослых же добавлю: за счет того, что «Цифровая гимнастика» значительно улучшает кровоснабжение глаз, она очень полезна при катаракте, глаукоме, заболеваниях сетчатки как часть комплексной терапии. А в сочетании со «Ступенчатой гимнастикой» она великолепно снимает так называемый компьютерный зрительный синдром.

Направлена на улучшение остроты зрения.

Возьмите обычный лист бумаги и остро отточенным черным карандашом нарисуйте на одной линии 10 черных точек с интервалами между ними около 5 мм. При очень плохом зрении интервал можно увеличить до 7 мм, но не более. Поставьте лист перед глазами на расстоянии 40 см. Вы должны четко видеть все точки и иметь возможность их пересчитать. Теперь попросите помощника медленно отодвигать лист с точками от ваших глаз, останавливаясь каждые 20 см. Как только вы перестали четко видеть все точки, и они слились в сплошную линию, дальше отодвигать лист не нужно. Замерьте расстояние от глаз до листа бумаги и запишите его. После этого некоторое время перемещайте лист с точками то ближе, то дальше от глаз, но не превышайте пока записанное расстояние. Гимнастику полезно выполнять в течение 3-5 минут не менее 3-4 раз ежедневно.

Это упражнение в комплексной терапии эффективно и быстро повышает остроту зрения.

Обучите ребенка правильному выполнению упражнения и внесите его в список обязательных. Его нужно делать не реже трех раз в день. Расстояние от глаз до слияния точек в одну сплошную линию необходимо замерять не чаще чем раз в 7–10 дней, отмечая достижения.

«Точечная гимнастика» также помогает улучшить зрение вблизи всем людям старше 40 лет, страдающим затруднениями при чтении. Техника выполнения та же самая, но начинать считать точки необходимо не с расстояния в 40 см от лица, а с того, на котором вы можете их увидеть (скажем, 50–70 см). Далее старайтесь пересчитывать точки на расстоянии меньшем, чем то, на котором вы увидели их четко в начале упражнения. Постепенно вы заметите, что перестали уставать при работе с обычным текстом.

Эта методика подходит не только для детей школьного возраста, но и для взрослых. Она помогает при спазме аккомодации, повышает остроту зрения, снимает компьютерный синдром.

Делать такое упражнение довольно просто. Сядьте на стул перед окном. Опустите взгляд на колени, внимательно на них посмотрите, и начните медленно поднимать глаза вверх, фиксируя взглядом и рассматривая по нескольку секунд все интересные объекты, которые вы заметите, в том числе расположенные за окном: дома, деревья, облака, небо. Перенесите взгляд на верх оконной рамы и карниз. После этого столь же постепенно опустите глаза, рассматривая все попадающиеся на пути предметы и по возможности четко фиксируя их детали. Повторите движение глаз по дуге три раза подряд. Окончив упражнение, трижды зажмурьте глаза и широко их откройте. Затем объясните ребенку, как выполнять гимнастику, усадив его на стул рядом с собой.

Эта гимнастика великолепно подходит людям, по много часов работающим за компьютером и страдающим выраженным зрительным утомлением. Ведь в конце дня, проведенного у монитора, вы наверняка замечали, что к вечеру зрение нарушается, затуманивается и вам становится труднее четко видеть вдаль. «Зрительная дуга» наряду со «Ступенчатой гимнастикой» и с «Цифровой гимнастикой» помогает устранить эту проблему в краткие сроки.

Упражнение необходимо повторять несколько раз в день, особенно при регулярных длительных нагрузках на глаза.

источник

1. Проводят анамнестический расспрос, главные задачи которого выяснить, когда (в каком возрасте) появились первые признаки расстройства зрения и в чем они выражались, уточнить субъективные ощущения больного в настоящее время, получить подробные сведения об условиях и режиме зрительной работы, характере профессиональной деятельности, общем состоянии больного и перенесенных заболеваниях, выяснить, пользовался ли больной ранее очками, какими и как часто их менял, имелась или имеется миопия у других членов семьи и по возможности составить родословную.

2. По общим правилам проводят наружный осмотр и пробы с прикрыванием глаз. При наличии постоянного или непостоянного косоглазия (обычно расходящегося) либо выраженной гетерофории (обычно экзофория) исследуют бинокулярные функции: состояние бинокулярного зрения, мышечного равновесия (определяют вид и степень гетерофории для дали и для близи) и конвергенции.

3. Определяют остроту зрения каждого глаза и обоих глаз без коррекции и в очках, которыми пользуется больной. Если в этих очках острота зрения неполная или больной раньше не пользовался очками, то выявляют минимальную сферическую отрицательную линзу, с которой достигается максимальная острота зрения. Если под влиянием сферических линз существенного улучшения остроты зрения не происходит, то следует думать о наличии астигматизма, амблиопии или органических поражениях, которые явились причиной снижения зрения. Это необходимо учитывать при определении рефракции и использовании других методов исследования глаза и зрительных функций.

4. Исследуют среды глаза и глазное дно. Помимо офтальмоскопии в обратном и прямом виде, целесообразно провести биомикроскопию стекловидного тела и заднего отдела глаза, а также исследование в бескрасном свете.

5. Исследуют статическую рефракцию глаз в условиях циклоплегии. Определяют степень близорукости и равенство или неравенство ее на обоих глазах. Выявление анизометропии в 2,0 дптр и более может иметь значение при коррекции миопии и решении вопроса о целесообразности проведения плеоптических упражнений.

Повторные ежегодные определения рефракции позволяют судить о том, является близорукость стационарной (стабильная рефракция в течение 2 лет и более) или прогрессирующей и как быстро она прогрессирует. В случае астигматизма за рефракцию каждого глаза принимается сферический эквивалент, т. е. среднее арифметическое измерений в двух главных меридианах.

Для того чтобы судить о темпе прогрессирования близорукости, вычисляют годичный градиент ее прогрессирования:

где ГГ — годичный градиент прогрессирования; СЭ2 — сферический эквивалент рефракции глаза к концу наблюдения; СЭ1 — сферический эквивалент рефракции глаза в начале наблюдения; Т — время между наблюдениями, в годах.

При годичном градиенте менее 1 дптр/год близорукость считается медленно прогрессирующей, при градиенте 1,0 дптр/год и более — быстро прогрессирующей. Помочь в оценке динамики близорукости могут повторные измерения длины оси глаза с помощью ультразвука.

6. Исследуют состояние аккомодации. Для того чтобы получить представление о работоспособности ресничной мышцы, производят эргографию, определяют зрительные рабочие зоны или запас относительной аккомодации. Полученные данные позволяют с большой долей вероятности судить о степени участия аккомодации в происхождении миопии у данного больного и более правильно решать вопрос о тактике лечения и рациональной оптической коррекции для дали и для близи.

При подозрении на спазм или парез аккомодации может возникнуть необходимость в исследовании абсолютной аккомодации — определении ближайшей и дальнейшей точек ясного зрения и вычислении объема аккомодации.

7. По возможности проводят прижизненное определение деформационных свойств склеры. Это позволяет судить о степени участия склеры в патогенезе близорукости в данном случае, более правильно определить прогноз и целесообразность выполнения операции по укреплению заднего полюса глаза или оценить эффект такой операции, если она уже произведена.

8. Уточняют коррекцию после прекращения действия циклоплегических средств: при использовании атропина — через 2 нед, средств кратковременного действия — через 2 дня после последней инстилляции. Решают вопрос о целесообразности назначения контактной коррекции.

9. В случае недостаточно высокой остроты зрения с оптимальной коррекцией, а также при наличии патологических изменений на глазном дне могут потребоваться некоторые дополнительные исследования, позволяющие более полно оценить функциональную способность центральной области сетчатки и зрительной системы в целом (периметрия и кампиметрия, проба с феноменом Гайдингера, определение ретинальной остроты зрения, электрофизиологическое исследование).

Основу профилактики близорукости составляет общее укрепление и физическое развитие организма ребенка и подростка. Повышение двигательной активности, физическая культура имеют наиболее важное значение для учащихся городских школ, особенно специальных школ с преподаванием на иностранных языках, физико-математических, музыкальных и др. Важное звено профилактики предупреждение и лечение общих хронических заболеваний.

В профилактике миопии имеет значение правильное обучение чтению и письму. Особое внимание следует обращать на соблюдение оптимального (30—35 см) расстояния от глаз до книги и тетради, а также постоянное чередование зрительной фиксации близких (находящихся на парте или столе) и далеких объектов. Необходимы частые перерывы в зрительной работе.

Большое значение имеет правильное и достаточное освещение класса и рабочего места школьника. Для классов световой коэффициент, т. е. отношение застекленной площади окон к площади пола, должен составлять 1:5, для прочих помещений школы — 1:8. Для устранения препятствий к проникновению дневного света в учебное помещение необходимо содержать в чистоте оконные стекла, не ставить на подоконники ветвистые цветы, наглядные пособия, большие аквариумы и т.п.

На окнах должны быть светлые шторы для устранения слепящего действия прямых солнечных лучей. В третьем от окон ряду парт в пасмурную погоду даже в наиболее светлых классах освещенность может быть недостаточной, поэтому целесообразно каждую учебную четверть пересаживать школьников, меняя ряды парт. Отражающие поверхности в классе следует окрашивать в светлые тона: потолки, оконные проемы и рамы в белый цвет, панели в светло-серый с легкой примесью желтого или в палевые тона, школьную мебель в светлосерый цвет. Окрашенная поверхность должна быть матовой.

Для искусственного освещения в школах используют светильники с лампами накаливания или с люминесцентными лампами, снабженные специальной арматурой. Освещенность от таких ламп в классных комнатах, на партах и классной доске должна быть не менее 150 лк при использовании ламп накаливания и 300 лк при освещении люминесцентными лампами. В стандартном классе площадью 50 м2 такую освещенность обеспечивают 8 светильников с лампами накаливания по 300 Вт каждая. Для создания равномерного освещения в классе светильники следует располагать в два ряда.

Нужно следить за тем, чтобы текст, рисунок, наглядное пособие, которыми школьники пользуются при зрительной работе, были достаточно контрастны с фоном — бумагой либо доской, на которой они изображены или находятся. В этом смысле далеко не безразлично качество бумаги, используемой для письма, а также бумаги и печати в книгах. Бумага, на которой пишут, должна быть белой, чернила — темными и неразведенными, классная доска — чистой, черной или темно-коричневой, поверхность ее — матовой, мел хорошего качества. Эффективной мерой профилактики близорукости является проведение специальной гимнастики для глаз в середине каждого урока.

Важное значение для профилактики близорукости имеет выделение лиц с повышенным риском ее возникновения и проведение с ними упражнений для улучшения аккомодационной способности.

Все школьники с уменьшенным запасом относительной аккомодации и со сниженной остротой зрения для дали, а также те, у кого в семье есть больные с близорукостью, относятся к группе риска. В эту группу включают и тех школьников, у которых близорукость уже возникла. С этой отобранной группой проводят занятия для тренировки аккомодации со сменными линзами по Аветисову — Мац. Циклы занятий следует повторять 2—3 раза в год.

Лица с близорукостью любой степени находятся под диспансерным наблюдением, и с учета их не снимают. При слабой и средней степени близорукости больных осматривают один раз в год, при высокой степени — 2 раза в год.

Читайте также:  Как поддерживать зрение при близорукости

Главная задача диспансеризации и лечебных мероприятий при близорукости — приостановить или замедлить ее прогрессирование и предупредить возможные осложнения.

Прежде всего решается вопрос о рациональной оптической коррекции близорукости.

Для воздействия на ослабленную аккомодационную способность применяют тренировочные упражнения с линзами, которые проводят в специализированном кабинете, а также упражнения типа «метка на стекле» и на аккомодотренере. Два последних вида упражнения можно проводить в домашних условиях. Упражнения для ресничной мышцы выполняют при близорукости низкой и средней степени. Они более эффективны при начальной близорукости.

Для нормализации аккомодационной способности также используют 1 % раствор мезатона. Его инстиллируют в оба глаза по 1—2 капле через день на ночь. Мезатон применяют в период проведения первых двух—трех курсов упражнений для ресничной мышцы, а также в период напряженной зрительной работы (экзамены, подготовка к контрольной работе и т. д.).

При близорукости особенно важно тщательно соблюдать все гигиенические меры, о которых сообщалось выше. Зрительная работа, не связанная с обучением в школе, должна быть уменьшена в разумных пределах. При прогрессировании миопии необходимо, чтобы на каждые 40—50 мин чтения или письма приходилось не менее 5 мин отдыха. При близорукости выше 6,0 дптр целесообразно сократить время непрерывной зрительной работы до 30 мин, а время отдыха увеличить до 10 мин.

Лицам с близорукостью выше 6,0 дптр, а при изменениях на глазном дне — выше 4,0 дптр противопоказана работа, связанная с подъемом тяжестей, рассматриванием мелких деталей или требующая длительного пребывания в согнутом положении с наклоненной вниз головой.

Вопрос о профессиональной ориентации школьников с близорукостью следует решать индивидуально. Медицинские противопоказания к работе и обучению по состоянию органа зрения основаны па показателях остроты зрения. Необходимо также учитывать степень близорукости, стабильность или прогрессирование процесса, характер осложнений, состояние поля зрения, особенно наличие центральных и парацентральных скотом, общее состояние здоровья, профессиональные условия труда.

При неосложненной миопии до 5,0 дптр можно и полезно заниматься спортом. Если занятия данным видом спорта несовместимы с ношением очков и возможны без коррекции, то на время занятий очки разрешается снимать. Не следует рекомендовать занятия такими видами спорта (мотоспорт, конный, горнолыжный, подводный, парусный, водомоторный, прыжки в воду, хоккей, футбол, водное поло), при которых требуется достаточно высокая острота зрения, а пользоваться очками нельзя.

При осложненной близорукости противопоказаны все виды спорта, связанные с резким перемещением тела и возможностью его сотрясения. Однако такие физические занятия, как утренняя зарядка со специально подобранным комплексом упражнений, туризм, гребля, плавание, можно дозированно в индивидуальном порядке рекомендовать и при высокой миопии.

Предупреждению осложнений близорукости и ее прогрессирования способствует применение ряда медикаментозных средств.

Полезен прием внутрь глюконата кальция (по 0,5 г перед едой) детям 7—9 лет 1,5—2 г, 10—14 лет — 2—3 г, взрослым — 3 г в день в течение 10 дней. Препарат уменьшает проницаемость сосудов, способствует предупреждению кровоизлияний и оказывает дезаллергизирующее действие. Полагают, что он также укрепляет наружную оболочку глаза. Способствует укреплению склеры и аскорбиновая кислота, которая улучшает обмен в тканях глаза и участвует в синтезе коллагена. Ее принимают по 0,05—0,1 г, 2—3 раза в день в течение 3—4 нед.

Важное место в профилактике прогрессирования близорукости и ее осложнений, а также их лечении занимают препараты, улучшающие регионарную гемодинамику. Необходимо выбирать такие сосудорасширяющие средства периферического действия, которые оказывают влияние также на сосуды глаза и вместе с тем не приводят к существенным сдвигам в общей гемодинамике. К таким препаратам относятся никотиновая кислота, галидор, нигексин, трентал и др.

Уже при близорукости низкой степени полезно назначать никотиновую кислоту по 0,005—0,05 г 3 раза в день после еды в течение 20 дней. Ее целесообразно принимать вместе с аскорбиновой кислотой. Хорошо зарекомендовал себя в таких случаях галидор. Его доза в зависимости от возраста больного составляет 0,05—0,1 г 2 раза в день на протяжении 2—3 нед.

Более сильное сосудорасширяющее действие оказывают нигексин и трентал. Их назначают при прогрессирующей близорукости высокой степени и при наличии хориоретинальных осложнений: нигексин по 0,125 0,25 г 3 раза в день во время или после еды в течение месяца, трентал по 0,05 0,1 г 3 раза в день после еды (не разжевывая) на протяжении месяца. Более активно трентал действует при ретробульбарном введении (по 0,5—1,0 мл 2% раствора препарата, 10—15 инъекций на курс). Сосудорасширяющие препараты не рекомендуется применять при геморрагической форме осложненной близорукости.

При хориетальных осложнениях полезны, кроме того, субконъюнктивальные инъекции 0,2% раствора аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) по 0,2 мл ежедневно или через день, всего 10 12 инъекций, рибофлавин по 0,002—0,005 г 2—3 раза в день в течение 1—1,5 мес; 1% раствор рибофлавин-мононуклеотида: детям по 0,2—0,5 мл внутримышечно в течение 3 5 дней ежедневно, затем 2—3 раза в неделю, взрослым по 0,5—1,0 мл ежедневно, курс лечения 10—15 инъекций. Препарат можно вводить одновременно и под конъюнктиву по 0,1—0,5 мл.

В случаях осложненной близорукости можно применять тканевые препараты, лучшим из которых является взвесь плаценты. Ее вводят под кожу (после предварительной инъекции 0,5% раствора новокаина) по 1,0 мл 1 раз в 7—10 дней, на курс 3- А инъекции, курсы повторяют через 3—6 мес. Тканевую терапию не следует проводить в период полового созревания. Можно использовать и другие препараты общестимулирующего действия.

Для профилактики и лечения геморрагической формы близорукости применяют рутин (по 0,02 г) и аскорбиновую кислоту (по 0,05—0,1 г) 2—3 раза в день в течение 3—4 нед. Аскорутин назначают по 0,05 г 2—3 раза в день на протяжении того же срока. Рутин противопоказан при повышенной свертываемости крови. В таких случаях целесообразно применять дицинон (по 0,25 г 3 раза в день в течение 1—1,5 мес, внутримышечно по 1,0—2,0 мл и одновременно ретробульбарно по 0,5—1,0 мл, 10—15 инъекций).

Для повышения свертываемости крови при этой форме близорукости назначают викасол по 0,01 0,02 г 2 раза в день в течение 3—4 дней, 5—10% раствор хлорида кальция — по 1 столовой ложке 3 раза в день на протяжении 10 дней. При геморрагиях, связанных с повышением фибринолиза, рекомендуют применять аминокапроновую кислоту по 0,5 г 2—3 раза в день в течение 3—5 дней. При появлении помутнений в стекловидном теле целесообразно производить внутривенные вливания 20 мл 40% раствора глюкозы с 2 мл 5% раствора аскорбиновой кислоты, всего 20 вливаний. После этого назначают внутрь по 0,3—1,0 г йодида натрия 3—4 раза в день на протяжении 10—15 дней.

При быстро прогрессирующей высокой осложненной близорукости можно применять хирургическое лечение.

Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В.

источник

Близорукость у детей – дефект зрения, обусловленный несоответствием оптической силы роговицы переднезадней оси глазного яблока, что приводит к фокусировке изображения перед сетчаткой, а не на ней самой. При близорукости дети хорошо видят близкие объекты, а отдаленные – плохо; жалуются на зрительное утомление, головные боли. Обследование детей с близорукостью включает оценку остроты зрения, офтальмоскопию, скиаскопию, авторефрактометрию, УЗИ глаза. Лечение близорукости у детей проводится комплексно с помощью очковой или контактной коррекции, оптических упражнений, медикаментозной терапии, ФТЛ, ИРТ; при необходимости – склеропластики.

Близорукость у детей (миопия) – одно из наиболее распространенных заболеваний зрительной системы в детской офтальмологии. К 15-16 годам близорукость обнаруживается у 25-30% детей. Близорукость у ребенка чаще выявляется в возрасте 9-12 лет, а в подростковом периоде происходит ее усиление. При близорукости параллельные лучи света, идущие от далеких предметов, фокусируются не на сетчатке, а перед ней, что приводит к нечеткости, смазанности, расплывчатости изображения.

Около 80-90% доношенных младенцев рождаются гиперметропами с «запасом дальнозоркости» +3,0+3,5 D. Это объясняется коротким переднезадним размером глазного яблока у новорожденного (17–18 мм). По мере роста ребенка происходит рост, а вместе с этим – изменение преломляющей силы глаза. Постепенно гиперметропия становится меньше, приближаясь к нормальной (эмметропической) рефракции, а во многих случаях (при недостаточном «запасе дальнозоркости» +2,5 и менее D) она переходит в миопию – близорукость у детей.

Близорукость у детей может быть наследственной, врожденной и приобретенной. Предрасположенность к близорукости выше у тех детей, чьи родители (один или оба) также имеют миопию. В этом случае говорят о наследственной близорукости у детей.

Предпосылкой врожденной близорукости у детей служит слабость склеры и ее повышенная растяжимость, что приводит к неуклонному прогрессированию миопии. Кроме этого, данная форма близорукости часто встречается у недоношенных детей, а также детей, страдающих врожденной патологией роговицы или хрусталика, врожденной глаукомой, синдромом Дауна, синдромом Марфана и др. Врожденная близорукость обычно выявляется у детей первого года жизни.

Приобретенная близорукость у детей возникает и прогрессирует в школьные годы в связи с возросшей зрительной нагрузкой, ранним обучением письму и чтению, несоблюдением гигиены зрения, бесконтрольным использованием компьютера или просмотром телевизора, недостатком микроэлементов и витаминов в пище, быстрым ростом ребенка. Способствовать развитию близорукости у детей могут родовые травмы позвоночника, рахит, инфекции (тонзиллит, гайморит, туберкулез, корь, дифтерия, скарлатина, инфекционный гепатит) и сопутствующие заболевания (аденоиды, сахарный диабет и др.), нарушения опорно-двигательной системы (сколиоз, плоскостопие).

С учетом характера развития миопии различают физиологическую, лентикулярную (хрусталиковую) и патологическую близорукость у детей.

Физиологическую близорукость обусловливает усиленный рост глаза, наблюдающийся у детей. Степень физиологической миопии увеличивается до момента окончания роста глазного яблока и в дальнейшем не прогрессирует. Такой вид близорукости у детей относят к стационарной: она не приводит к значительному ухудшению зрения и инвалидности.

При лентикулярной близорукости у детей имеет место чрезмерное увеличение преломляющей силы хрусталика при изменениях его ядра. Хрусталиковая близорукость часто встречается у детей с врожденной центральной катарактой и сахарным диабетом, а также при поражении хрусталика вследствие приема некоторых медикаментов.

Патологическая близорукость у детей (миопическая болезнь) развивается при чрезмерном росте глазного яблока в длину и характеризуется прогрессирующим снижением остроты зрения до нескольких диоптрий в год. Такая форма близорукости у детей протекает наиболее злокачественно и часто приводит к инвалидности по зрению.

По непосредственным механизмам возникновения близорукость у детей может быть осевой (в случае увеличения переднезаднего размера глаза >25 мм и нормальной рефракции), рефракционной (при увеличении преломляющей силы и нормальной переднезадней длине глаза) и смешанной (при сочетании обоих механизмов).

По силе выраженности различают близорукость у детей слабой (до -3,0 D), средней (до -6,0 D) и высокой степени (свыше -6,0 D).

Врожденную близорукость у ребенка раннего возраста можно выявить только при плановом осмотре детского офтальмолога.

У более старших детей о наличии близорукости позволяет задуматься привычка щурить глаза, морщить лоб, часто моргать, подносить игрушки близко к глазам, низко наклонять голову при рисовании или чтении. При этом близко расположенные предметы ребенок видит хорошо, а удаленные — хуже. Типичны жалобы детей на дискомфорт и резь в глазах, быстрое зрительное утомление, головную боль.

При своевременно не скорригированной близорукости у детей нарушается бинокулярное зрение, развивается расходящееся косоглазие и амблиопия. Наиболее серьезными осложнениями прогрессирующей миопии служат отслойка стекловидного тела, изменения сетчатки, приводящие к кровоизлияниям и ее отслойке.

От истинной миопии у детей следует отличать ложную близорукость (или спазм аккомодации), обусловленную нарушением функционирования глазных мышц и сопровождающуюся утратой возможности поддержания четкого видения предметов. Такое состояние потенциально обратимо, однако если своевременно не принять надлежащие меры, спазм аккомодации у детей перерастет в истинную близорукость.

При выявлении признаков ухудшения зрения вдаль, родители, педагоги или педиатр должны принять меры к обследованию состояния зрительной функции ребенка.

В процессе наружного осмотра глаз ребенка детский офтальмолог обращает внимание на форму, величину и положение глазных яблок, фиксацию взгляда на ярких игрушках. В процессе биомикроскопии и офтальмоскопии оценивается состояние роговицы, передней камеры глаза, хрусталика, глазного дна.

Наличие близорукости у детей с 3-летнего возраста уточняется путем проверки остроты зрения вблизи и вдаль, без корригирующих стекол и с ними. Улучшение зрения с минусовой и ухудшение с плюсовой линзой свидетельствует о миопии. На следующем этапе исследуется клиническая рефракция с помощью скиаскопии и рефрактометрии после предварительной атропинизации.

С помощью УЗИ глаза определяется вид близорукости у детей (рефракционная или осевая), производится измерение переднезаднего размера глаза.

Для исключения ложной близорукости у детей определяется объем и запас аккомодации. При выявлении спазма аккомодации ребенку необходима консультация детского невролога, поскольку данное состояние часто встречается у детей с вегето-сосудистой дистонией, астенией, повышенной нервной возбудимостью.

Тактика лечения близорукости у детей определяется ее степенью, прогрессированием и наличием осложнений. При увеличении близорукости не более чем на 0,5 D в год, возможна выжидательная тактика. В остальных случаях для лечения близорукости у детей применяется комплекс методов (физиотерапевтических, оптических, аппаратных, медикаментозных).

В первую очередь ребенку производится подбор очков или контактных линз (детям старшего возраста). При близорукости слабой или средней степени очки используются только для дали, необходимости в их постоянном ношении нет. В случае миопии высокой степени или ее прогрессирующем характере, требуется носить очки постоянно.

Немедикаментозные методы лечения близорукости у детей включают общеукрепляющий режим, сбалансированное питание, зрительную гимнастику, аппаратное лечение (вакуумный массаж, лазеротерапию, электростимуляцию, тренировку аккомодации и конвергенции и др.), массаж шейно-воротниковой зоны, электрофорез, иглорефлексотерапию.

В порядке медикаментозного лечения близорукости у детей проводится назначение витаминно-минеральных комплексов, сосудорасширяющих препаратов (никотиновой кислоты, пентоксифиллина), инстилляции глазных капель, улучшающих питание глаза.

При прогрессировании или высокой степени близорукости у детей показано хирургическое лечение – склеропластика, препятствующая дальнейшему растяжению склеры. Лазерная коррекция зрения при миопии проводится по достижении пациентом 18 лет.

Если близорукость у детей не прогрессирует и протекает без осложнений, прогноз в отношении зрения благоприятный – такая миопия хорошо поддается очковой коррекции. При миопии высокой степени даже в условиях коррекции острота зрения часто остается пониженной. Наихудший прогноз для зрительной функции имеет прогрессирующая близорукость у детей, приводящая к дегенеративным изменениям в сетчатке.

Важную роль в предупреждении близорукости у детей играет соблюдение гигиены зрения: дозированность зрительных нагрузок, правильная организация рабочего места школьника, профилактика патологических зрительных привычек. Для правильного развития зрения полезен достаточный сон, полноценное питание, пребывание на свежем воздухе, занятия спортом. Дети с близорукостью должны обследоваться у окулиста каждые полгода.

источник

Современные технологии далеко не всегда приносят блага человеческому организму. Одним из побочных действий цивилизации является нарушение зрения. Притом в наше время патология появляется у людей еще в детском возрасте. Достаточно большое влияние на это оказывают телевидение и компьютерная техника, которые подрастающее поколение все чаще предпочитает активным играм со сверстниками. Конечно, близорукость у детей иногда наблюдается с самого рождения, выступая наследственным заболеванием. Но в большинстве случаев она появляется уже в школьные годы.

Читайте также:  Что такое анатомическая близорукость

В норме световые волны, отражаемые предметами, проходят через глазной хрусталик, который их преломляет и фокусирует на сетчатке. При миопии же (другое название близорукости) лучи формируют изображение перед ней. В результате этого зрительные образы, находящиеся вдали, видятся размытыми. Притом предметы, расположенные близко, человек видит достаточно хорошо, причина — растяжения оболочки глазного яблока, приобретающего эллипсоидную форму вместо шарообразной.

Из всех патологий органов зрения у детей миопия по праву считается самой распространенной. На возрастную группу 9 — 12 лет приходится ¾ всех зарегистрированных случаев. К подростковому возрасту количество заработавших близорукость снижается в три раза.

Различают два вида миопии:

  • Стационарная – когда зрение падает до какого-то уровня и далее не ухудшается;
  • прогрессирующая – при которой этот процесс не останавливается.

Последняя представляет достаточно большую опасность, поскольку иногда ежегодная динамика ослабления зрения достигает нескольких диоптрий.

В зависимости от характера развития близорукость можно разделить на следующие подвиды:

  • Физиологическая – развивающаяся в процессе роста глазного яблока. Когда глаз обретает свои окончательные размеры, падение зрения останавливается.
  • Лентикулярная – возникающая при видоизменении ядра хрусталика, приобретающего усиленные преломляющие свойства. Ей в основном подвержены дети, страдающие диабетом, врожденной формой катаракты либо от побочных действий некоторых медицинских препаратов.
  • Миопическая – характеризующаяся патологическим удлинением оболочки глаза. Ребенок теряет зрение очень быстро.

Исходя из вышеописанной классификации, миопия имеет различные механизмы формирования:

  • осевая – длина глазного яблока увеличена на 25 мм и более, при этом преломляющие свойства хрусталика остаются в норме;
  • рефракционная – форма глазной оболочки не нарушена, но изменено ядро хрусталика;
  • смешанная – присутствуют обе патологии.

Различают три степени заболевания:

  1. слабая – менее 3 диоптрий;
  2. средняя – 3,25 — 6 диоптрий;
  3. высокая – более 6,25 диоптрий.

Миопия у детей бывает врожденной, наследственной и приобретенной. При этом существует довольно много причин, из-за которых она развивается:

  • Наследственность . Если у одного из родителей, а тем более у обоих, есть близорукость, это еще не означает, что она в обязательном порядке будет у ребенка. Но риск ее развития в этом случае резко возрастает. Поэтому дети с унаследованной предрасположенностью к миопии должны подвергаться более тщательному осмотру офтальмолога, чтобы при необходимости принять меры и остановить прогресс заболевания.
  • Врожденные патологии . К ним относятся различные нарушения развития хрусталика или роговицы. У ребенка могут быть нарушены пропорции между длиной глазного яблока и рефракцией, что уже является близорукостью. Но иногда по причине слабости склеры либо ее аномальной растяжимости расстояние от сетчатки до точки фокуса зрительного образа неуклонно растет. Это приводит к резкому ухудшению зрения вплоть до инвалидности.
  • Недоношенность . Вероятность развития патологий значительно увеличивается. Помимо слабости склер, нередки случаи врожденной глаукомы. Согласно данным ВОЗ, порядка 35% недоношенных страдают миопией.
  • Большая нагрузка на глаза . Это самая распространенная причина, из-за которой появляется близорукость у детей школьного возраста. Помимо самой учебы, сопутствующими факторами здесь выступают неправильная осанка и неудобство рабочего стола, за которым ребенку приходится делать уроки.
  • Хронические и инфекционные болезни . Как показывает практика, ухудшение зрения могут спровоцировать заболевания полости рта (гайморит, аденоиды), аллергические и инфекционные (туберкулез, дифтерия, корь, гепатит), сахарный диабет, многократные ОРВИ, сколиозы и другие. Чаще всего при этом страдают дети дошкольного возраста.
  • Несбалансированный рацион . Недостаток необходимых ребенку витаминов и микроэлементов, несоблюдение режима питания вызывают развитие миопии.
  • Ослабленный иммунитет . У детей со слабой иммунной системой риск возникновения близорукости намного выше. Состояние является катализатором для одной из выше перечисленных причин, чтобы запустить реакцию. Ребенок же с крепким здоровьем при равных условиях останется со стопроцентным зрением.

Нередко причины близорукости у детей заключаются отнюдь не в нарушениях организма. К печальным последствиям приводит безответственность родителей, позволяющих своему ребенку днями напролет просиживать перед телевизором или компьютером. Особенное влияние оказывают динамичные игры, требующие постоянного напряжения глаз и неотрывного внимания, сосредоточенного на компьютерном мониторе. Обучение чтению и письму в слишком раннем возрасте не проходит даром для еще не сформировавшегося зрительного аппарата.

Хотя симптомы близорукости выглядят довольно однозначно – плохое зрение вдаль, предметы кажутся размытыми – определить ее у детей удается не сразу. Ведь ребенок не всегда понимает, что происходит с его зрительными способностями. Многие дети, страдающие миопией не видят отклонений в зрении от других детей. На заболевание укажут следующие признаки:

  • у ребенка часто болит голова;
  • он не может долго читать, ссылаясь на усталость;
  • часто моргает;
  • при чтении и письме слишком близко наклоняется к тексту;
  • пытается ближе сесть к телевизору при просмотре.

Нередки случаи, когда после долгого зрительного напряжения предметы, находящиеся на значительном удалении, видятся размытыми. Состояние называется ложной близорукостью. Ее причиной является спазм цилиарной мышцы вследствие переутомления. Это приводит к ослаблению аккомодации и, как результат, неспособности четко сфокусировать зрительный образ.

Чаще всего ложная близорукость у детей возникает при длительном чтении и письме, занятиях в слабоосвещенном помещении либо пренебрежении процедурами гигиены зрения. Притом существует риск ее трансформации в истинную миопию. Чтобы этого не произошло, ребенка необходимо начать лечить.

  • Амблиопия у детей очень схожа с близорукостью, поэтому их легко спутать. Но внимательно прочитав статьи об этих двух болезнях — вы поймете разницу.
  • О спазме аккомодации, диагностике и лечении вы узнаете из этой статьи.

Профилактика близорукости у детей и подростков обязательно должна включать в себя регулярные обследования у врача.

В этом возрасте проводится первый осмотр. Офтальмолог оценивает размер, форму и расположение глазных яблок. Затем проверяет, фокусирует ли малыш взгляд на ярких предметах. Далее посредством офтальмоскопа исследуются роговица, хрусталик и глазное дно. На этом этапе возможно определить ряд аномалий:

  • увеличение расстояния между радужкой и роговицей (передняя камера) – признак миопии;
  • патологии хрусталика – наличие центральной катаракты или мутных образований в стекловидном теле;
  • серповидный ободок рядом с краем зрительного нерва – миопический конус, который со временем перерастает в стафилому и указывает на близорукость;
  • атрофия глазного дна, разрывы сосудиков на его поверхности и отслоение сетчатки – явные симптомы миопии высокой степени.

И, наконец, врач проводит скиаскопию – освещает зрачок красным светом посредством зеркальной поверхности, периодически покачивая ее. При этом становится заметна теневая точка, за перемещением которой и наблюдает офтальмолог. Способ определяет степень преломления, позволяющую установить наличие близорукости либо дальнозоркости.

Начиная с полугода становится возможным заметить, есть ли у ребенка расходящееся косоглазие. Это должно явиться поводом для внеочередного посещения офтальмолога. Плановый же осмотр проводится аналогично 3-месячному. При этом, если ранее была выявлена миопия, врач сравнивает новые исследования с полученными прежде и устанавливает наличие или отсутствие прогрессирования заболевания. При его наличии — назначается безотлагательное лечение.

У ребенка старше года при близорукости ее признаки становятся видимыми уже без приборов. Малыш подносит предметы слишком близко к глазам, часто моргает и щурится. Здесь нужно обязательно посетить врача, чтобы пресечь дальнейшее развитие миопии. Это особенно актуально для родителей, имеющих аналогичную патологию.

Начиная с 3 лет, помимо вышеуказанных исследований, остроту зрения проверяют с помощью специальных таблиц. Пока малыш еще не выучил буквы, используются плакаты с картинками. Если выявлено нарушение, офтальмолог методом проб подбирает линзы, через которые ребенок видит с наилучшей четкостью. Способ определяет точную величину отклонения в диоптриях.

Если у детей дошкольного возраста проводились несколько плановых проверок, после начала обучения в школе осмотры проходят ежегодно. В этот период дети чаще приобретают миопию слабой или средней степени, не прогрессирующую и не вызывающую осложнений. И если вовремя заметить начало болезни, ситуацию еще можно исправить. Обычно все начинается с переутомления, провоцирующего спазм ресничной мышцы. Причинами выступают нарушение правил зрительной работы при чтении и письме, и наличие вегетососудистой дистонии, чрезмерная возбудимость, нередко присущие этому возрасту.

Острота зрения на данном этапе может колебаться. Для постановки диагноза назначают пятидневный курс капель «Атропина». Если после этого рефракция восстанавливается, ребенку назначают соответствующее лечение. У детей с близорукостью слабой и средней степени нормализовать преломление помогают только отрицательные стекла, а при высокой может наблюдаться эффект «плавающих точек» перед глазами. Иногда это говорит о деструктивных процессах в стекловидном теле.

Дети с близорукостью обязательно ставятся на учет к офтальмологу и обследуются каждые полгода. При этом различают медленно- и быстро прогрессирующую миопию – ухудшение показателей по сравнению с предыдущим осмотром на 0,5 — 1 и свыше 1 диоптрии соответственно.

Обычно период ухудшения зрения приходится на 6 — 18 лет. При этом могут возникнуть осложнения в виде необратимых патологий глазного дна, иногда приводящие к слепоте. Если заболевание развивается быстро, оболочка глаза стремительно растягивается. Сетчатка же не обладает эластичностью, поэтому ее удлинение со временем может стать причиной микроразрывов и даже отслоения. Страдают и сосуды, становясь тоньше и лопаясь, вызывая кровоизлияния (злокачественная близорукость, или миопическая болезнь). В большинстве случаев она врожденная.

Лечение близорукости подбирается в зависимости от степени, динамики ухудшения зрения и осложнений. В первую очередь необходимо остановить или хотя бы замедлить ее прогрессирование, поскольку полностью вылечить миопию невозможно. Эффективнее всего использовать комплексные методы – физиотерапия и зарядка для глаз сочетаются с использованием медикаментов. При минимальных отклонениях большинство процедур проводится в домашних условиях. Если степень заболевания высокая, либо зрение падает слишком быстро, потребуется хирургическое вмешательство.

Начать комплекс мер противодействия болезни следует с подбора очков. Этот шаг – всего лишь коррекция зрения, обеспечивающая ребенку большее удобство. Если же миопия злокачественная, постоянное использование очков крайне важно, поскольку снижает глазное напряжение и тем самым замедляет ухудшение зрения. Это касается случаев близорукости высокой степени и прогрессирующей миопии. При средней и слабой соответствующие меры необязательны. Здесь ребенку нужно носить очки только для дальности, то есть во время школьных занятий (это даст возможность нормально видеть надписи на доске и не напрягать глаза), при просмотре телевизора и так далее.

Когда степень отклонения от нормы одинакова для обоих глаз, очки, конечно, актуальны. Но при большой разнице (свыше 2 диоптрий) намного комфортнее пользоваться контактными линзами. Естественно, это касается деток 8 — 10 лет и старше, поскольку с ними нужно уметь правильно обращаться. Как показывает практика, дети относятся к уходу за линзами даже более ответственно, чем взрослые.

При слабой степени близорукости советуют носить специальные очки со стеклами 0,5 — 0,75 диоптрии, способствующие расслаблению спазмированных ресничных мышц. Как альтернатива сейчас появились компьютерные программы, выполняющие аналогичную функцию. Ими удобно пользоваться в домашних условиях.

Если степень миопии слабая, чаще всего будет достаточно витаминных комплексов. Особенно полезны лютеиносодержащие – «Окувайт Лютеин», «Витрум Вижн» и другие. Помогут остановить дальнейшее развитие болезни витамины с никотиновой кислотой и «Трентал» (при отсутствии кровоизлияний).

Врачи нередко назначают глазные капли «Ирифрин». Они уменьшают скопление внутриглазной жидкости, снимают излишнее давление в сосудах и расширяют зрачок. «Ирифрин» противопоказан при болезнях щитовидной железы и сахарном диабете.

При обнаружении дистрофических процессов глазного дна прописывают «Викасол», «Аскорутин», «Эмоксипин». Они нормализуют кровоснабжение сетчатки и замедляют дальнейшее развитие аномалии. Патологические образования обычно лечатся рассасывающими препаратами «Фибринолизин», «Коллализин».

В статье про витамины для детских глаз вы найдете всю информацию по тому, какие витамины ребенку нужны для улучшения зрения при любой болезни, и где их взять.

Аппаратное лечение в состоянии помочь восстановить аккомодацию при слабой степени миопии, и замедлить ослабление зрения при средней и высокой. Чаще используются следующие методы:

  • Инфракрасная терапия – состоит в воздействии на глаз излучения этого спектра. Она эффективно снимает ложную близорукость и улучшает кровоснабжение глазного яблока.
  • Лазерная терапия – повышает тонус рецепторов сетчатки и улучшает восприятие глубины трехмерного пространства.
  • Вакуумный массаж – повышает гидродинамические характеристики глаза и стимулирует работу ресничной мышцы.
  • Электростимуляция – показана при атрофических процессах в зрительном нерве. Способна восстановить его проводимость при незначительных нарушениях зрения, и вернуть предметную ориентацию в тяжелых случаях.

Подбором подходящего курса занимается исключительно специалист в зависимости от состояния пациента. Аппаратное лечение проводится раз в год и состоит из 10 ежедневных процедур.

В случаях возникновения осложнений или быстрого прогрессирования заболевания применяют склеропластику. Требуется при показателях свыше 4 диоптрий, поддающихся коррекции, или ослаблении зрения на 1 диоптрию и более в год. Операция предотвращает удлинение склеры и нормализует ее питание. Хотя подобная методика и помогает приостановить дальнейшее ухудшение состояния, но исправить его до нормы не способна.

Достаточно широкое применение получила лазерная коррекция. При этом изменяется форма роговицы и, как следствие, ее способность преломления. В итоге после успешного ее проведения очки больше не нужны. Здесь стоит отметить, что подобная процедура не может вылечить саму причину ухудшения зрения, то есть изменить длину глаза. Поэтому методика будет эффективной далеко не во всех случаях.

Хороших результатов лечения в домашних условиях можно достичь, выполняя простую гимнастику. Одними из самых популярных являются упражнения по методу Аветисова:

  • медленно переводить взгляд вправо, влево и обратно (до 10 раз);
  • смотреть влево-вверх, вправо-вниз, а затем наоборот (до 10 раз);
  • делать круговые движения глазами по часовой стрелке и против (до 5 раз);
  • закрыть глаза и слегка надавить тремя пальцами на веко (3 — 4 раза);
  • на несколько секунд зажмуриться, затем открыть глаза (до 10 раз).

И еще одно более сложное упражнение. Наклейте на окно 5-миллиметровый кружок и отойдите от него на треть метра. В течение пары секунд сосредоточенно смотрите на любой уличный объект, затем сфокусируйтесь на кружке и через 2 секунды верните взгляд обратно. Повторяйте упражнение дважды в день, начиная с 3 минут и постепенно увеличивая время до 7. Подобная зарядка для глаз должна проводиться каждый месяц курсом в 2 недели.

Методика проста в освоении и легко запоминается, никаких специальных умений вам не нужно.

Обыкновенными круговыми движениями промассажируйте участки тела ребенка в последовательности: глаза, почки, синусы и лимфатическая система лица и головного мозга. Выполнять данный массаж требуется в начале и конце дня

Для большего эффекта данных приемов — советуем разогреть стопы ребенка, использовать теплую ванну для ног (пяти минут будет достаточно), и выполнить небольшой пятиминутный массаж стоп и голеней.

Встречаются случаи, когда детям, больным миопией, назначают массаж воротниковой зоны. Стоит отметить, что эффективность этого метода не доказана. Да и вообще шея и плечи не имеют никакого отношения к близорукости. Подобный массаж показан при остеохондрозе и как профилактическая мера для снятия мышечной усталости. В воротниковой зоне находятся области, стимулирующие работу внутренних органов. Но как восстановить способом зрение, многим офтальмологам непонятно.

Читайте также:  Тренировки для глаз при близорукости жданов

Ребенку с миопией рекомендуется диета, содержащая витамины А, Е и аскорбиновую кислоту. Много витамина А в моркови, яйцах, абрикосах, а витамином Е богаты орехи, ржаной хлеб, рыба. Очень полезны свежие ягоды и фрукты. Диета должна содержать важные для зрения микроэлементы, которые можно получить с молоком, рисом, чесноком, гречкой, помидорами.

Профилактика близорукости у детей и подростков позволяет предотвратить ее развитие. Для этого нужно соблюдать несколько простых правил:

  • выполнять работу, в которую активно вовлечены зрительные функции, исключительно при хорошем освещении;
  • не использовать в детской комнате люминесцентные лампы;
  • при длительных нагрузках на глаза должна периодически проводиться зрительная гимнастика;
  • не следует сильно напрягать зрение, глазам тоже нужны перерывы;
  • питание должно быть регулярным и сбалансированным.

Чтобы в будущем не задаваться вопросом, как восстановить ребенку зрение, необходимо прислушиваться к его жалобам и вовремя посещать офтальмолога. Важно помнить, что детская миопия не лечится, и приучать малыша беречь глаза.

источник

Близорукость — заболевание, с которым часто сталкиваются подростки и дети младшего возраста. Эта патология требует особого контроля, правильной коррекции и своевременного лечения. Лишь при таких условиях зрение ребенка удастся стабилизировать, а в перспективе, возможно, и вовсе устранить нарушение. Узнаем, как лечить детскую миопию.

Миопия у детей дошкольного возраста и более старших подростков — распространенная патология в век современных технологий. Чаще всего такое заболевание, как близорукость диагностируют в возрасте 9-12 лет. Первые симптомы болезни ярко проявляются лишь в 25-30% случаев, что существенно затрудняет диагностику на ранней стадии. Согласно медицинской статистике, от подобного нарушения рефракции страдает фактически треть старшеклассников. Из-за этого врачи-окулисты часто называют такую патологию «школьной близорукостью».
Миопия может возникать по разным причинам, но зачастую, когда речь не идет о наследственном факторе, болезнь поражает органы зрения в молодом возрасте преимущественно из-за повышенных нагрузок на зрительную систему. Переутомление возникает не только на уроках, но и вне классных комнат, во время подготовки домашнего задания и использования гаджетов (ноутбука, ПК, смартфона, планшета, игровой приставки и пр.). Вполне естественно, что, когда у ребенка диагностируют близорукость, его родители начинают беспокоиться, задаваясь вопросом, можно ли стабилизировать зрение или вылечить болезнь полностью.

Наука уже давно изучает факторы, провоцирующие появление миопии у детей и взрослых. Механизм развития этой глазной патологии достаточно изучен. Физиологическая причина возникновения болезни кроется в деформациях глазного яблока, которое в большинстве случаев имеет удлиненную форму. Еще одна причина — сбой в работе оптической системы глаза, когда роговица чрезмерно преломляет световые лучи. По этой причине изображение фокусируется не на самой сетчатой оболочке, как положено в норме, а перед ней. Подобные нарушения приводят к тому, что пациенты с миопией не могут достаточно четко разглядеть то, что происходит на удаленном расстоянии.

Чаще всего, если близорукость не наследственная, ее диагностируют в возрасте 9-12-ти лет, когда дети проходят интенсивное обучение в школе, часто используют современную технику. Факт хронического переутомления глаз способствует снижению четкости зрения. Для родителей в этот период важно вовремя показать ребенка окулисту. Своевременное лечение близорукости у детей дошкольного возраста поможет в будущем сохранить зрение.

Близорукость у ребенка может развиваться стремительно, особенно в условиях отсутствия коррекции зрения и должного лечения. Нагрузки на несформированный детский зрительный центр могут привести к обострению патологии. В зависимости от характера протекания заболевания, офтальмологи выделяют несколько стадий развития близорукости. По силе проявления рефракционных нарушений миопия бывает: слабой (до -3 диоптрий), средней (от -3 и до -6 диоптрий), высокой (более -6 диоптрий). А по скорости развития близорукость делят на:

  • Стационарную, когда изменения зрительных функций стабилизируются на определенном уровне, зрение при этом стремительно не ухудшается или его снижение незначительно.
  • Прогрессирующую, при которой зрение постоянно падает (может снижаться на несколько диоптрий в год).

Выбор лечения во многом зависит не только от вида патологии, но и от причины ухудшения рефракции. Миопия часто бывает приобретенной вследствие переутомления глаз, серьезных заболеваний, протекающих в организме, а также сбоев в работе оптической системы глаза. Также болезнь может носить наследственный, врожденный характер.

По статистике, близорукость передается по наследству лишь в 10-30% случаев. С рождением у малыша появляется предрасположенность к данной патологии, если она наблюдается у одного из родителей, но риск прогрессирования миопии вследствие наследственного фактора все же незначителен. Однако, когда близорукостью разной степени страдают оба родителя, шансы возникновения проблемы несколько возрастают. Поэтому в таких случаях офтальмологи советуют проявлять повышенное внимание к зрению ребенка.

Преимущественно миопия у детей является приобретенной. Зачастую заболевание вызвано систематическим зрительным переутомлением, несоблюдением режима дня, несбалансированным питанием, длительным времяпровождением у экранов гаджетов и прочими факторами.
Проблемно обнаружить нарушение рефракции при близорукости у детей дошкольного возраста, поскольку ребенок и сам может не подозревать о том, что с его зрением что-то не так. Помочь с диагностикой и способствовать стабилизации процессов в глазном яблоке малыша может только врач-окулист.

Помимо генетики, на процесс появления нарушений зрительных функций, характерных для близорукости, влияют и другие причины:

  • Недоношенность. Согласно медицинской статистике, примерно у трети младенцев, которые появились на свет раньше положенного срока, в будущем диагностируют зрительные несовершенства.
  • Врожденные дефекты зрительной системы. Дети нередко рождаются с уже имеющимися предрасположенностями к близорукости, вызванными всевозможными патологиями органов зрения, такими как дистрофия аккомодационной глазной мышцы и пр.
  • Сопутствующие патологии. Опухоли, травмы головы, заболевания полости рта и носоглотки, инфекционные заболевания и гормональные сбои могут спровоцировать развитие этой глазной патологии.

Кроме того, болезнь развивается и на фоне других патологий, связанных с общим состоянием организма, таких как, например, сахарный диабет или аденоиды. Немаловажную роль играет состояние опорно-двигательного аппарата ребенка (в частности, близорукостью страдают дети со сколиозом и те, у кого наблюдается плоскостопие). На процесс прогрессирования патологии влияет все, начиная от правильного питания, соблюдения трудового дня, заканчивая работой за компьютером или просмотром телевизора.

Важным критерием успешного лечения близорукости у детей школьного возраста считается факт ранней диагностики. Ребенок может сам рассказать о том, что стал хуже видеть. Однако в ряде случаев подростки умышленно могут скрывать нарушения в работе органов зрения, поскольку опасаются, что родители обяжут их носить очки для коррекции.

О миопии расскажут такие симптомы:

  • повышенная утомляемость глаз, даже при незначительных нагрузках;
  • регулярные проявления головной боли;
  • маленькие дети часто трут глаза руками, не могут продолжительное время сосредоточиться на конкретном задании, отвлекаются, щурятся;
  • при письме, чтении или работе с приближенными предметами в случае близорукости маленький ребенок старается максимально приблизиться к ним.

При появлении хотя бы одного из перечисленных признаков требуется помощь окулиста. Врач проведет диагностику и назначит корректное лечение детской близорукости.

Своевременно обнаружить близорукость поможет ответственный подход к здоровью глаз и визит к офтальмологу (посещать клинику детям необходимо один раз в год). Как правило, в большинстве российских школ организуется ежегодное плановое обследование, в рамках которого врач дает определенные рекомендации пациентам. Родители и сами могут инициировать поход к врачу, если заметят соответствующие изменения в поведении их ребенка.
Перед тем как определять близорукость у детей, специалист проводит общий опрос на предмет имеющихся жалоб на зрение, хронических или текущих заболеваний, устанавливает конкретные сроки их появления. Чем больше первичной информации будет предоставлено, тем проще и точнее будет исследование.

Как проводится диагностика:

  • Визуальный осмотр, позволяющий верно определить положение и форму глазного яблока.
  • Диагностика с помощью офтальмоскопа, в ходе которой определяются ключевые параметры роговицы, передней камеры, глазного дна и стекловидного тела.
  • В рамках скиаскопии врач определит остроту зрения и степень близорукости ребенка, если таковая присутствует.

В качестве дополнительного метода исследования может быть проведено УЗИ, по результатам которого офтальмолог сможет оценить размеры передне-задних осей обоих глаз маленького пациента.

Впервые врачи исследуют глаза ребенка сразу после рождения, а затем в 3-х месячном возрасте. Офтальмолог смотрит, какова величина, форма, а также положение глазных яблок грудничка. Врач определяет, насколько ребенок фокусирует взгляд на ярких игрушках, что, в частности, позволяет выявить, начало ли у младенца формироваться цветовое зрение. В три месяца от рождения может быть проведена скиаскопия, т.е. взята теневая проба для определения показателей рефракции.

Следующий плановый осмотр должен быть проведен не позднее 6-месячного возраста. Именно в этот период дети подвержены развитию косоглазия, при первых признаках которого необходимо обратиться к лечащему врачу. Несинхронная работа глазных яблок может стать верным признаком развития близорукости у детей дошкольного возраста.
В годовалом возрасте родители малыша уже самостоятельно имеют возможность заподозрить неправильную работу зрительной системы их ребенка, который может щуриться, часто моргать, тереть глаза руками, стараться чрезмерно приблизить к себе окружающие предметы. Особенно важно показать грудничка окулисту в годовалом возрасте, если существуют риски наследственной заболеваемости глаз или у ребенка обнаружен сахарный диабет.
В 3-х годовалом возрасте детям, помимо перечисленных методов диагностики, могут назначать ультразвуковое исследование. Также впервые врачи имеют возможность проверить зрение малыша с помощью специальных таблиц.

Гораздо проще происходит диагностирование близорукости у детей школьного возраста, когда ребенок осмысленно идет на контакт с врачом. В этот период особенно важно следить за правильностью развития зрительных функций, поскольку глаза ребенка начинают претерпевать повышенные нагрузки.

При определении подходящих методов, которыми будет производиться лечение детской близорукости, важным аспектом является определение степени отклонения показателей рефракции. Перед тем как назначить лечение, врач постарается максимально точно установить, насколько близорукость прогрессирует, есть ли текущие осложнения.
В раннем возрасте полностью вылечить детскую близорукость не представляется возможным, поэтому основной упор медики делают на то, чтобы стабилизировать соответствующие показатели, не дать патологии прогрессировать. Коррекция близорукости у детей очковой оптикой или контактными линзами поможет предупредить развитие осложнений.

Чем раньше начать корректировать заболевание, тем выше шансы, что во взрослом возрасте у человека стабилизируется зрение. В лечении детской миопии применяется, как правило, комплексный подход, помогающий добиться хороших результатов.

контактными линзами, в зависимости от предпочтений.
Коррекция зрения у детей дошкольного и младшего школьного возраста преимущественно осуществляется с помощью очков. Это связано с тем, что малыши еще не понимают важность соблюдения правил гигиены при ношении линз, как и необходимости ухода за такой оптикой.
Считается, что носить средства контактной коррекции можно с 14 лет. Но офтальмологи утверждают, что дети могут использовать линзы и в более раннем возрасте в том случае, если ребенок может делать это осознанно. Для первого знакомства с такими оптическими изделиями лучше выбрать одноразовые модели, которые не требуют ухода.

Для улучшения и поддержания зрения при близорукости офтальмолог может порекомендовать ребенку медикаментозное лечение с помощью, таких средств как:

  • капли: «Ирифрин», «Эмоксипин», «Уджала» и пр.;
  • группа препаратов (капель) с атропином (0,01%);
  • витаминные комплексы.

Если у ребенка диагностировали близорукость, должен использоваться комплексный подход к лечению. То есть применение препаратов назначается параллельно с ношением оптики и проведением аппаратных процедур.

В некоторых современных клиниках имеется целый комплекс современного оборудования, направленного на исправление детской миопии. В последнее время особую популярностью приобрел метод лечения с помощью инфракрасного излучения. Офтальмологи утверждают, что такой прием способствует снятию спазма аккомодации, улучшению питания тканей глаза и в целом положительно влияет на зрительную систему. Воздействие инфракрасным излучением на глаз осуществляется с близкого расстояния. Не менее востребованным является вакуумный массаж. Эта процедура позволяет увеличить кровообращение, улучшить гидродинамику глаза и, как следствие, работу цилиарной мышцы.

Лазерная терапия (не путать с лазерной коррекцией) позволяет улучшить функции аккомодации и пространственное зрение. При проведении такой процедуры на экран, расположенный на расстоянии 8-10 см от глаза, подается лазерное излучение. Затем ребенок наблюдает за появляющимися на экране картинками, а точнее изменениями их объемов и структуры, что оказывает лечебное воздействие.
Еще один популярный метод — электростимуляция дозированным током небольшой интенсивности. Такое воздействие способствует улучшению проводимости импульсов зрительного нерва. Эта процедура достаточно безболезненная для ребенка.
Наиболее современным аппаратным методом лечения детской близорукости является комплекс «Реамед». Это прибор, который оптимизирует работу нейронов зрительной коры за счет специальных датчиков. Устройство фиксирует энцефалограмму мозга и заставляет его сокращать периоды неконтрастного зрения (картинка появляется только во время «правильного» зрения и пропадает, как только оно становится нечетким).

Современные методы лечения близорукости предполагают, в том числе, ночную коррекцию. Уже с 6-летнего возраста маленьким пациентам могут назначаться специальные ортокератологические жесткие линзы, которые надевают перед сном на 6-8 часов. За этот период воздействия на глаз происходит частичное изменение формы роговицы из-за жесткой фиксации оптики. Как результат, изменяются показатели преломляющей силы и на протяжении всего светового дня ребенок гораздо лучше видит окружающий мир. При этом оптические изделия способствуют снятию спазма аккомодации. Эффект от ночных линз может продолжаться до 48 часов. Затем требуется повторное применение.

Оперативное лечение детской близорукости, как правило, не производится. Существуют различные методики рефракционной хирургии, способствующие исправлению глазных аномалий у взрослых, например склеропластика, лазерная коррекция и прочие, однако к детям они неприменимы. В подавляющем большинстве случаев это связано с отсутствием предсказуемого результата и риском возникновения различных осложнений. Несмотря на доказанную эффективность и безопасность хирургических методов лечения, при которых зрение восстанавливается, детям не назначают их до момента, пока они не достигнут совершеннолетнего возраста.

Чтобы получить максимальный эффект по мере того, как проводится лечение детской близорукости, следует поддерживать организм ребенка в хорошей форме и здоровом состоянии. В этом поможет соблюдение режима дня, сбалансированное питание, умеренная активность, прогулки на свежем воздухе, которые, по возможности, должны заменить времяпровождение за компьютером или телевизором.
Признаки близорукости у детей разного возраста могут появляться на фоне несоблюдения правил гигиены. Важно научить малыша правильно организовывать рабочее пространство, помочь в настройках освещения, а также уберечь ребенка от потенциальных рисков развития и прогрессирования близорукости (на зрение негативно влияет привычка читать во время движения транспорта, неправильная осанка, злоупотребление вредными продуктами, например, такими как чипсы и газировка).

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *