Меню Рубрики

Дети с близорукостью в школе

Миопия (близорукость) у детей школьного возраста встречается довольно часто. По данным медицинской статистики, от подобного нарушения зрения страдает практически треть старшеклассников. Врачи-офтальмологи даже дали неофициальное название такой патологии – «школьная близорукость».

Причина, по которой возникает близорукость у детей школьного возраста, вполне понятна. Это повышенная нагрузка, которую получают глаза ребенка, когда он начинает учиться. Причем зрительное напряжение возникает не только на школьных уроках, но еще и дома, во время подготовки домашних заданий. В связи с актуальностью данной проблемы многих родителей и педагогов волнует вопрос о методах борьбы с данной патологией и способах ее предупреждения.

Проблема миопии очень хорошо изучена врачами. Известен и механизм развития данной патологии. Дети, страдающие миопией, хорошо видят те предметы, которые находятся вблизи. А вот с теми объектами, которые расположены далеко, возникают проблемы: отсутствует четкость изображения.

Физиологическая причина такой проблемы может крыться в состоянии глазного яблока. Оно либо имеет удлиненную форму, либо его роговица чересчур сильно преломляет изображение. Подобные нарушения приводят к тому, что картинка фокусируется не на сетчатке, как это положено в норме, а перед ней. Из-за подобных нарушений ребенок не может четко увидеть предметы, находящиеся вдали.

Глазное яблоко может иметь деформированную форму из-за генетической предрасположенности. Такая патология возникает и в результате больших зрительных нагрузок, которые имеют место в процессе школьной учебы.

Конечно, близорукость может быть выявлена у детей любого возраста. Однако чаще всего подобная патология возникает в период школьной учебы (с семи до четырнадцати лет). Причем жертвами сильной учебной нагрузки становятся не только те дети, которые имеют генетическую предрасположенность. Миопия выявляется и у полностью здоровых школьников.

Причинами близорукости в столь юном возрасте являются не только повышенные учебные нагрузки, являющиеся настоящим стрессом для еще не окрепших зрительных органов. Современные дети много пользуются мобильными телефонами, с увлечением играют в компьютерные игры и проводят много времени перед экраном телевизора. Как же все это действует на глаза? В нормальном состоянии зрительная система хорошо воспринимает предметы, находящиеся от ребенка на удаленном расстоянии. А вот для того чтобы увидеть близкорасположенные объекты, глаз должен напрячься, задействовав при этом свой фокусирующий аппарат (изменить форму хрусталика с помощью деформации мышечной системы). Но что происходит при частых и длительных нагрузках? Мышцы перестают расслабляться и принимать свое исходное положение.

Данное явление офтальмологи называют «спазма аккомодации». Симптомы патологии аналогичны тем, которые имеют место при возникновении миопии. Именно поэтому спазму аккомодации называют еще и ложной близорукостью. Такая патология возникает из-за:

— плохого освещения рабочего места; — нарушения тонуса шейных и спинных мышц; — неправильного рациона питания; — значительной нагрузки на зрительные органы из-за их длительной фокусировки на объектах, расположенных на небольшом расстоянии; — длительного нахождение за компьютером; — нарушений в психологической сфере; — несоблюдения правил гигиены глаз; — неправильного распорядка дня.

Ложная близорукость у детей школьного возраста излечима. Следует только вовремя выявить данную патологию и принять все соответствующие меры для избавления от нее. В противном случае глазу придется подстраиваться под новые для него условия, что в большинстве случаев приводит к возникновению истинной анатомической близорукости.

Определить близорукость в школьном возрасте бывает очень сложно. Многие дети просто не могут определиться с тем, насколько хорошо они видят. Даже когда дефект зрения приводит к снижению успеваемости, истинную причину появления плохих отметок в дневнике они порой объяснить просто не в состоянии.

Родители могут заподозрить появление близорукости у ребенка, если он:

— хмурится или прищуривается, когда смотрит вдаль; — часто жалуется на возникновение головных болей; — держит учебники и другие предметы очень близко к лицу; — часто моргает или трет глаза.

Какие меры необходимо предпринять родителям, если у их ребенка появились первые признаки миопии? Прежде всего следует отвести свое чадо к врачу. Специалист подберет коррекцию этого заболевания и назначит необходимую терапию.

Если обнаружилась близорукость у детей школьного возраста, лечение данной патологии должно проходить в зависимости от ее степени. При назначении курса врач также учтет имеющиеся осложнения и прогрессирование миопии.

Родители должны знать о том, что полностью устранить данную проблему нельзя. Важнейшей задачей терапии явится остановка патологии или замедление ее прогрессирования. К ней также можно отнести коррекцию зрения и профилактику осложнений.

Особенно важно уделять пристальное внимание школьной близорукости, имеющей прогрессирующую форму. Она имеет место в том случае, если зрение у ребенка падает больше, чем на половину диоптрии в год. Своевременно начатое лечение при такой патологии даст большее количество шансов для сохранения зрения.

Если обнаружена близорукость у детей школьного возраста, лечение начинается с подбора очков. Это позволит произвести коррекцию зрения. По большому счету, лечением это назвать нельзя. Однако очки в детском возрасте снижают прогрессирование миопии. Это происходит за счет устранения напряжения на глаза.

Если в слабой или в средней степени находится близорукость у детей школьного возраста, лечение с помощью очков не должно состоять в их постоянном ношении. Их рекомендуют только для дали. Но бывает, что ребенок чувствует себя вполне комфортно и без очков. В таком случае заставлять их носить не стоит.

У ребенка может быть обнаружена высокая степень миопии или же ее прогрессирующая форма. В этом случае рекомендуется постоянное ношение очков. Это особенно актуально при появлении у школьника расходящегося косоглазия. Очки при этом позволят предотвратить амблиопию.

Дети постарше могут пользоваться контактными линзами. Они особенно актуальны при анизометропии, когда между глазами наблюдается большая разница рефракции (более 2 диоптрий).

Какие еще могут быть способы устранения патологии, если обнаружена близорукость у детей школьного возраста? Лечение порой осуществляется с применением ортокератологического метода. Он предусматривает ношение ребенком специальных линз. Эти приспособления меняют форму роговицы, делая ее более плоской. Однако стоит иметь в виду, что при данном методе устранение патологии возможно только в течение одного-двух дней. После этого роговица восстанавливает свою форму.

Какие еще существуют способы устранения патологии, если обнаружена близорукость у детей школьного возраста? Лечение может проводиться при помощи «расслабляющих очков». Они имеют слабоположительные линзы. Это и позволяет снизить аккомодацию.

Медиками разработаны и еще одни очки. Они носят название «лазер-вижн». Такие очки немного улучшают зрение вдали, но лечебного эффекта при этом не оказывают. Если возникла близорукость у детей школьного возраста, лечение в домашних условиях можно осуществлять при помощи специальных компьютерных программ. Они расслабляют глазные мышцы и снимают их спазм.

Также существует большое количество аппаратных способов лечения миопии. К ним относятся вакуумный массаж и электрическая стимуляция, лазерная терапия инфракрасного типа и т. д.

Какими медикаментозными средствами лечится близорукость у детей школьного возраста? Препараты для избавления от данной патологии должны назначаться врачом совместно с выполнением специальных упражнений, а также соблюдением правильного рациона питания и режима дня.

При слабой степени заболевания рекомендованы комплексы, состоящие из минеральных веществ и витаминов. Хорошо, если в составе таких препаратов будет находиться лютеин. Витаминно-минеральные комплексы имеют огромное значение при устранении близорукости у детей, так как предупредят дальнейшее развитие патологии и снизят вероятность появления осложнений. Порой специалист назначает препараты кальция и средство «Трентал ».

При слабой степени заболевания рекомендованы комплексы, состоящие из минеральных веществ и витаминов. Хорошо, если в составе таких препаратов будет находиться лютеин. Витаминно-минеральные комплексы имеют огромное значение при устранении близорукости у детей, так как предупредят дальнейшее развитие патологии и снизят вероятность появления осложнений. Порой специалист назначает препараты кальция и средство «Трентал»

Одной из причин возникновения миопии может стать дистрофия сетчатки глаза. Как в таком случае лечить близорукость у детей школьного возраста? Таблетки для устранения этого явления должны воздействовать на сосуды сетчатки, улучшая в них кровообращение. Такое действие оказывают препараты «Викасол», «Эмоксицин», «Дицинон» и другие. Однако стоит иметь в виду, что сосудорасширяющие средства не назначаются при имеющихся кровоизлияниях.

В том случае, когда при близорукости происходит образование патологических очагов, применяют препараты рассасывающего действия. Это могут быть такие средства, как «Лидаза» и «Фибринолизин».

В том случае, когда близорукость у школьника связана со спазмом глазной цилиарной мышцы, возникает необходимость в ее расслаблении. При этом ребенку окулист назначает специальные капли. Причем их применение должно сочетаться с выполнением зрительных упражнений.

В состав расслабляющих капель входит атропин. Это вещество содержится в листьях и семенах некоторых растений и является ядовитым алкалоидом. Препараты с атропином способствуют повышению внутриглазного давления. Они расширяют зрачок и приводят к тому, что наступает паралич аккомодации. Другими словами, происходит изменение фокусного расстояния. Паралич, вызванный действием препарата, длится в течение 4-6 часов, после этого происходит расслабление мышцы.

Курс такого лечения длится, как правило, в течение месяца. При этом может использоваться такой препарат как «Ирифрин», который чередуется с «Мидриалилом» или с «Тропикамидом».

При прогрессирующей близорукости, а также при развитии различных осложнений корректирующая терапия не сможет справиться с патологией. В таких случаях применяется склеропластика, являющаяся одним из методов хирургического лечения. Основанием для ее проведения служит быстро усугубляющаяся миопия (более одной диоптрии в год). В результате операции укрепляется задний полюс глаза и улучшается его кровообращение.

Какое еще может быть применено, чтобы устранить близорукость у детей школьного возраста, лечение? Отзывы специалистов высоко оценивают возможности лазерной хирургии. Данный метод будет особенно эффективным при прогрессирующем недуге в качестве меры для профилактики отслойки сетчатки и появления в ней разрывов.

Для того чтобы остановить миопию у ребенка, необходимо использовать комплексную терапию, которая помимо приема лекарственных средств должна включать в себя и немедикаментозные методы. Одним из них является гимнастика для глаз. Правильный подбор упражнений позволяет укрепить мышцы и осуществлять постоянный контроль над их состоянием. Причем такой комплекс эффективен не только в качестве лечения, но и для профилактики миопии.

И здесь можно использовать упражнения, рекомендованные Ждановым. Этот российский ученый и общественный деятель известен как автор методики восстановления зрения без операций. В своих способах он совместил некоторые штрихи из практики йогов и разработки Бейтса.

Как же при использовании такого метода должна устраняться близорукость у детей школьного возраста? Лечение по Жданову предполагает использование комплекса, включающего в себя:

— пальминг (наложение ладоней на закрытые глаза); — упражнения с морганием; — расслабление с закрытыми глазами с визуализацией приятных воспоминаний; — упражнение «Змейка», при котором следует вести глазами по воображаемой синусоиде; — соляризацию, то есть кратковременную остановку взгляда на свече, находящейся в темной комнате.

Как должно проходить, чтобы устранить близорукость у детей школьного возраста, лечение? Питание одновременно с проводимой терапией должно включать в себя продукты, богатые витаминами, минералами и микроэлементами. Особенно важны для глаз хром и медь, цинк и магний. Также желательно употреблять продукты, богатые витаминами А и D.

Таким образом, для лечения миопии нужно есть:

— черный и серый хлеб, а также его сорта с отрубями; — мясо птицы, кролика, а также баранину и говядину; — морские продукты; — молочные, вегетарианские и рыбные супы; — овощи (свежую, цветную, морскую и квашеную капусту, брокколи и свеклу, молодой зеленый горошек, сладкий перец и морковь); — гречку, овсянку, темные макароны; — кисломолочные продукты; — яйца; — чернослив, инжир, курагу, изюм; — растительные жиры в виде льняного, оливкового и горчичного масла; — зеленый чай, компоты, фреши, кисели; — свежие ягоды и фрукты (персики и облепиху, дыню и абрикос, черную и красную смородину, мандарины и грейпфруты, апельсины и черноплодную рябину).

Питание должно состоять из небольших порций, которые употребляются шесть раз в день.

Как еще можно устранить близорукость у детей школьного возраста? Лечение народными средствами также бывает весьма эффективным, но проводиться оно должно в комплексе с выполнением упражнений и употреблением богатых целебными веществами продуктов.

Избавить ребенка от миопии можно при помощи трав. Для приготовления целебного снадобья готовят отвар из 15-20 грамм листьев и плодов красной рябины и 30 грамм двудомной крапивы. Ингредиенты заливают 400 мл теплой воды, кипятят на медленном огне четверть часа и настаивают 2 ч. Принимают по полстакана в теплом виде за 15 минут до еды три раза в течение дня.

Также для лечения близорукости и ее профилактики отлично подходит черника. В этой ягоде много марганца и других веществ, которые полезны для глаз.

При близорукости вашему ребенку могут помочь средства, в рецептуру которых входит хвоя. Ее заготавливают в сентябре, чтобы затем всю зиму можно было принимать целебные отвары.

источник

Близорукий ребенок в школе: права и проблемы

Бытует мнение, что ребенок с близорукостью должен непременно сидеть за первой партой в школе, иначе острота зрения продолжит снижаться. Так ли это и кому нужно уступить места «в партере», выясняла «Сибмама».

По мнению Татьяны Сизых, завуча средней школы № 61 имени Н. М. Иванова, родительский ажиотаж вокруг первых парт – явление не особенно распространенное:

” — По моим наблюдениям, на первую парту гораздо чаще претендуют дети-отличники, для которых учеба очень важна, чем школьники с плохим зрением. Если родители ребенка предъявят справку от офтальмолога из государственной или частной клиники или даже просто попросят, чтобы сын или дочь сидели именно за первой партой, учитель, вероятнее всего, пойдет навстречу.

— За время своей работы я не сталкивалась с ситуацией, когда претендентов на первые парты больше, чем собственно парт, этот вопрос решается в спокойном рабочем режиме. Споры о партах в классе обычно начинаются тогда, когда дети привыкли каждый к своему месту, а один из учителей-предметников вдруг хочет рассадить их иначе. В каждой школе свои порядки, но чаще всего в роли третейского судьи приходится выступать классному руководителю.

Читайте также:  Что может быть с сетчаткой глаза при близорукости

Проблема ухудшающегося детского зрения не сводится только к месту в классе, считает Татьяна Сизых:

— Я бы посоветовала родителям обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, ребенок, которому доктор только что выписал очки, обычно очень их стесняется, даже если в детском коллективе обстановка в целом доброжелательная и дразнить никто не будет. Очки не любят одинаково и мальчики, и девочки. Зачастую ребенок надевает очки утром перед школой, чтобы родители не ворчали, а придя в класс, потихоньку прячет их в сумку. Поговорите с ребенком, если он болезненно отнесся к необходимости носить очки, поставьте в известность классного руководителя. Учитель может не знать, что школьнику давно полагается приходить на уроки в очках, дети умеют очень хорошо утаивать информацию, если нужно.

Во-вторых, выясните, проводится ли на уроках гимнастика для глаз. Физкультминуткам учителя уделяют внимание, а о гимнастике для глаз могут и забывать, особенно в среднем звене. Упражнения несложные, детям обычно нравится гимнастика, они любят даже просто посидеть полминуты с закрытыми глазами.

” — В-третьих, существует старое школьное правило: каждую четверть дети пересаживаются на один ряд вправо. То есть если осенью ребенок сидит в первом ряду, зимой он перемещается во второй и так далее. Не все учителя соблюдают его сегодня. Имеет смысл спросить на родительском собрании, что об этом думает классный руководитель».

Александр ЛАРШИН, руководитель социальных проектов офтальмологического центра «Глазка», напротив, полагает, что проблема «битвы за первую парту» вполне актуальна.

— Первых парт всего три, а детей со сниженной остротой зрения больше, и родители часто пытаются посадить их поближе к доске. «Миф о первой парте», скорее всего, связан с давным-давно устаревшей офтальмологической практикой. Когда-то считалось, что очки должны корригировать зрение не полностью, а на 80 – 90 %. Сегодня, согласно европейским нормам, ребенок должен видеть каждым глазом на 100 %. Если зрение полностью скорректировано очками или контактными линзами, первая парта не нужна – это научные данные.

” — Прискорбно, что офтальмолог в детской поликлинике, если он не читает современных статей и не ездит на профессиональные конференции, может быть не в курсе. Он выпишет справку о том, что ребенку нужно сидеть исключительно за первой партой. Но в 80 – 90 % случаев забота родителей о зрении ребенка справкой и ограничится. Беда в том, что прогрессирующая близорукость в это время будет прогрессировать и дальше. Не польза от справки получается, а один вред.

— Если классный руководитель видит такую справку, он вправе спросить у родителя: а что вы дальше делаете, наблюдаетесь ли у специалиста, идет процесс лечения? Конечно, в реальности педагоги редко задают такие вопросы.

— Медицинские показания «для первой парты», конечно, существуют. Например, школьник наблюдается у офтальмолога и проходит функциональное-аппаратное лечение. Нагрузка на органы зрения в этот момент увеличивается, ребенок ежедневно около двух часов проводит на занятиях в офтальмологической клинике. На этот период врач выписывает справку, чтобы школьника посадили за первую парту. Другой пример – ребенок находится на медикаментозном лечении для снятия спазма мышц аккомодационного аппарата. Но это всё единичные случаи.

Ирина СМИРНОВА, врач-офтальмолог, кандидат медицинских наук, директор центра «Глазка», дополнила список таких показаний:

— Чтобы усадить ребенка за первую парту, у врача должны быть веские основания. Как правило, речь идет о детях с врожденными заболеваниями глаз, врожденными нарушениями развития зрения. Это слабовидящие школьники, которые действительно должны с первого класса сидеть за первой партой. Но чаще всего родители настаивают на том, чтобы дети сидели поближе к доске, совсем по другой причине – у сына или дочери развивается близорукость, приобретенный, а не врожденный, дефект зрения. Если за первую парту и нужно посадить ребенка, то только на самых начальных этапах развития близорукости, когда ему еще не показана очковая или другая оптическая коррекция зрения. Кстати, парта может быть и второй, не обязательно первой.

” — А дети, у которых зрение снижено и которым уже нужны очки или контактные линзы, могут сесть подальше. Более того, им полезнее сидеть на третьей или четвертой парте, чтобы смотреть и вдаль, и вблизи. Именно так происходит естественная тренировка аппарата аккомодации. К счастью, родители чаще всего с пониманием относятся к этим аргументам и не настаивают, чтобы ребенок сидел максимально близко к доске.

Что могут сделать родители для того, чтобы предупредить развитие детской близорукости? Немало, уверен Александр Ларшин.

— Зрение у ребенка обычно начинает портиться в самом начале обучения в школе, в первом и во втором классе, когда нагрузка на органы зрения возрастает. Второй пик – 5 – 6 класс, в это время резко увеличивается количество изучаемых школьником предметов. Наши немецкие коллеги выделяют еще и третий пик – 18 – 19 лет, это первые курсы университета. Казалось бы, человек приблизился к возрасту стабильного зрения, но совмещение работы и учебы, постоянное сидение за компьютером делают свое дело.

” — Если говорить о дефектах детского зрения глобально, мы сейчас стоим на рубеже. В России пока еще можно помочь детям. А в Китае, Японии, Южной Корее в возрасте стабильного зрения 94 % мужчин и 75 % женщин имеют диагноз «близорукость». Естественно, в этих странах уже и дети рождаются с патологией по зрению. У нас ситуация пока не настолько удручающая, но если ничего не делать, мы пойдем той же дорогой.

Александр Ларшин рассказал и о профилактике близорукости.

Во-первых, ребенок должен обязательно проходить ежегодный осмотр у детского врача-офтальмолога. Только так можно поймать близорукость на ранних стадиях.

Во-вторых, задача родителей – научить ребенка взаимодействовать с современными гаджетами. Мы много работаем с педагогами, и обычно они радеют за здоровье школьников. Основной вред зрению ребенка, по нашим наблюдениям, наносится в семье. Если еще до школы малышу не объяснить, что увлекаться гаджетами опасно, то потом будут трудности. Меня родители часто спрашивают: что делать, если у пятиклассника пытаешься забрать телефон, а он в ответ устраивает настоящую истерику. Когда время упущено, этот вопрос лучше адресовать детскому психологу.

” — Подавайте детям правильный пример, следите, как часто малыш держит в руках гаджет. В возрасте до семи лет он вообще не должен пользоваться смартфоном, планшетом и так далее. Есть статистика, собранная на основе нашего проекта «Пятерка по зрению». За 8 лет мы осмотрели свыше 20 тысяч детей. За последние пять лет резко выросло количество первоклассников с дефектами зрения. Если раньше 1 – 2 % малышей приходили в первый класс с нарушениями зрения, сейчас их уже 15 – 17 %.Это прямое следствие того, что первые свои гаджеты ребенок получает уже в 3 – 4 года.

Не торопитесь. Конструкторы, игрушки, пластилин, гуашь, химические опыты – есть чем занять дитя и без технических новинок. Но опять же не стоит забывать. Что если ребенок часами собирает мелкий конструктор – это такая же нагрузка на глаза вблизи. Что касается ребят постарше, есть специальная формула, разработанная физиологами-офтальмологами. Возраст в минутах умножаем на три и получаем время, которое в день ребенок может проводить с гаджетом. Например, в 12 лет это время составит 36 минут. Самые опасные устройства – те, которые имеют маленький экран и подносятся ближе к глазам, а именно телефон и планшет. То есть чатиться в мессенджерах и социальных сетях опаснее, чем играть на компьютере.

В-третьих, в школьную практику нужно ввести обязательные физкультминутки с занятиями для глаз. Глазки у детей податливые, они быстро устают. Информацию об упражнениях можно найти в интернете, но это должны быть профильные сайты офтальмологических центров. Гимнастике приписывают множество волшебных свойств. Она, к сожалению, не лечит, зато может снять накопленный спазм аккомодации. Педагогов мы просим проводить для детей гимнастику после второго-третьего уроков, родителей – после приготовления домашнего задания.

В-четвертых, не нужно бояться оптической коррекции зрения. К сожалению, на территории постсоветского пространства циркулирует очень много мифов, посвященных очкам. Есть мнение, что если ребенок надел очки, диоптрии будут только увеличиваться. Это в корне неверно. Если у ребенка уже диагностирована прогрессирующая близорукость, важно вовремя надеть на него очки или контактные линзы».

«Вопрос первой парты», между тем, строго регламентирован. Как сообщили журналисту «Сибмамы» в департаменте образования мэрии города Новосибирска,

«в классном журнале оформляется лист здоровья, в который для каждого обучающегося вносят сведения об антропометрических данных, группе здоровья, группе занятий физической культурой, состоянии здоровья, рекомендуемом размере учебной мебели, а также медицинские рекомендации. Детей с нарушениями зрения рассаживают на ближние к классной доске парты согласно рекомендациям».

Правило «перестановки» рядов также существует: не менее двух раз в год первый и третий ряды должны меняться местами. Кроме того, ограничено время непрерывного использования на уроках компьютера с жидкокристаллическим монитором. Для учеников 1 – 2 классов оно составляет не более 20 минут, для учеников 3 – 4 – не более 25.

Желаем всем здоровья и успехов в учебе — за любой партой!

источник

Близорукость – самый частый диагноз, который выставляют офтальмологи детям и подросткам школьного возраста. Иногда нарушения зрения обнаруживаются случайно, на профилактическом осмотре, а иногда ребенок сам отмечает, что стал хуже видеть, и сообщает об этом родителям. Будет полезно узнать о самых современных средствах лечения миопии и о мерах профилактики ее возникновения.

Основной симптом близорукости – снижение остроты зрения по отношению к предметам, расположенным вдали. Это происходит от того, что световые лучи фокусируются перед сетчаткой глаза, а не на ней. Например, школьник может отметить, что находясь на задних партах, он нечетко видит что написано на доске, испытывает трудности, пытаясь разглядеть ценники в магазине.

Также возможно возникновение следующих симптомов:

  • боль в глазах, вызванная перенапряжением глазных мышц, возникающая под вечер;
  • головные боли;
  • ощущения тумана перед глазами.

Отдельно стоит выделить ложную близорукость у детей школьного возраста или псевдомиопию. Она возникает из-за спазма цилиарной мышцы глаза. Ложная близорукость имеет такие же симптомы, как и истинная, но не требует медикаментозного лечения или хирургического вмешательства. Отличить одно заболевание от другого поможет только профессиональное обследование у врача.

Выделяют следующие возможные причины близорукости:

  • недостаточная освещенность рабочего места у ребенка;
  • хроническое переутомление;
  • слишком сильная нагрузка на зрительный аппарат;
  • привычка длительное время проводить перед компьютером или телевизором;
  • слишком скудное питание, ярко выраженный авитаминоз.

В настоящее время у большинства детей имеются различные электронные девайсы. Их неправильная эксплуатация может привести к ухудшению зрения. Например, многие школьники подросткового возраста активно используют для чтения электронные книги. Но если сделать экран слишком тусклым или слишком ярким, настроить слишком мелкий шрифт – глаза будут перенапрягаться.

В развитии близорукости большое значение имеет наследственный фактор. Также проблемы со зрением часто имеют недоношенные дети, родившиеся раньше 36 недели беременности. Зачастую близорукость у них диагностируется еще до наступления школьного возраста.

Для лечения миопии у детей и подростков врачи используют препараты различных групп:

  • Средства, улучшающие кровоснабжение внутри глаза. Это глазные капли «Эмоксипин», таблетки «Трентал». Они рассасывают мелкие кровоизлияния, защищают глаза от вредного ультрафиолетового воздействия, укрепляют сосуды, предотвращают кислородное голодание тканей.
  • Средства, улучшающие внутреннюю микроциркуляцию внутриглазной жидкости. Они способствуют более эффективному оттоку жидкости, расширяют зрачок и сужают кровеносные сосуды конъюнктивы. К ним относят капли «Ирифрин», «Мезатон».

Также лечение производится каплями «Тауфон». Они восстанавливают клеточные мембраны тканей глаза, обеспечивают их питательными веществами, ускоряют восстановительные процессы. Большое значение имеет прием препаратов кальция. Кальций укрепляет глазные мышцы, и тем самым тормозит развитие болезни.

Лечение ложной близорукости осуществляется циклоплегическими препаратами, например, каплями «Атропин» или «Тропикамид». Они воздействуют на особые рецепторы, расположенные в цилиарной мышце и радужной оболочке. В результате происходит расслабление мышцы и расширение зрачка.

источник

Нарушение зрения — распространенная офтальмологическая патология. Встречается у детей школьного возраста, связана с увеличением зрительных нагрузок. Наблюдается часто врожденная аномалия.

Болезнь разной степени тяжести: от слабой до высокой. Сопровождается часто астигматизмом. Провоцирует развитие неправильная форма глазного яблока, которое удлиняется, вытягивается. Изображение предметов фокусируется не на сетчатке глаза, а перед. Предметы видятся нечеткими, размытыми.

Выявляется заболевание у детей 9 — 12 лет, к 15 годам более 30% страдает от нарушения рефракции. Это не просто оптический дефект зрения, легко исправляемый очками. Если аномалия есть у одного из родителей, у малыша возрастает шанс унаследования патологии.

Правильно подобранное, своевременное лечение, профилактические меры, помогают бороться с болезнью.

Любая форма офтальмологической болезни может быть врожденной, приобретенной и наследственной.

Наследственная форма приобретается со временем. При близорукости родителей вероятность развития недуга возрастает на 30%. Детки составляют группу риска, их зрительному аппарату важно уделять особое внимание уже с ранних лет. Предрасположенность — дополнительный фактор риска.

Для малышей с наследственным риском развития болезни важно тщательное соблюдение гигиенических норм с первого года жизни: правильное расстояние до монитора, книжки; физические упражнения, глазная гимнастика; сбалансированное здоровое питание, витамины.

Читайте также:  Упражнения от напряжения глаз при близорукости

Школьная учеба связана с переутомлением, зрительными нагрузками, недостатком витаминов, физической активности, прогулок на свежем воздухе. Предрасположенность приводит к тому, что уже в школьные годы приходится носить очки, проводить лечение.

Врожденная близорукость означает, что уже при рождении было удлиненное глазное яблоко. Малыши рождаются с небольшой степенью дальнозоркости около 2,5 D, запасом для роста глазного яблока. К 10 годам школьник выходит на нормальное зрение.

Причины врожденной формы связаны с болезнями во время беременности матери, недостатком витаминов, гипоксией плода, другими факторами.

Врожденная и приобретенная формы. Отличия. Врожденная — стабильна, не прогрессирует, держится на уровне. Приобретенная — усиливается быстро в школьные годы, приводя к различным глазным заболеваниям.

Дети, не отягощенные различными наследственными рисками, все равно по окончанию школы имеют целый набор подростковых проблем. Снижение зрения, изменение осанки, проблемы с пищеварительным трактом – все взаимосвязано, приводит к развитию болезней. Типичный возраст для развития недуга – от 7 до 13 лет.

После 13 лет наступает время бурного роста. Глазное яблоко не успевает за размерами черепа. Если аномалия возникла до 13 летнего возраста, то глазное яблоко быстро удлиняется, увеличивается степень близорукости. Подростковый возраст – благоприятный период для возникновения недуга.

Школьникам необходимы минералы, витамины, кальций, так как все силы тратятся на обучение, а физических нагрузок мало. В начальную школу поступает до 3% детей с патологией, а уже среди выпускников их уже 25%.

Ложная форма — следствие спазма аккомодации, напряжения ресничной мышцы. Это временное явление проходит при расслаблении глазных мышц. Этого не происходит, не принимаются никакие меры, ложная постепенно превращается в полноценную. Результат постоянных зрительных нагрузок.

Глазам необходимо регулярно отдыхать, расслабляться. Если появились жалобы на расплывчатую картинку, усталость глаз, необходима срочная консультация офтальмолога, который установит степень заболевания, составит режим дня, что поможет ограничить зрительные нагрузки.

По характеру развития различают следующие виды аномалии:

  • Физиологическая – возникает при усиленном росте глазного яблока. Степень увеличивается до прекращения роста глаза, не прогрессирует дальше.
  • Хрусталиковая – результат сильного увеличения преломления хрусталика, на фоне изменений ядра линзы. Можно встретить малышей с центральной катарактой после сахарного диабета, длительного приема лекарственных препаратов.
  • Патологическая – возникает из-за усиленного роста длины глазного яблока. Зрение ежегодно снижается до нескольких диоптрий. Течение болезни прогрессирующее.

В зависимости от механизма возникновения болезнь бывает:

  • Рефракционная – нормальное увеличение преломления хрусталика, размер глаза;
  • Осевая – при ненарушенной рефракции, увеличении длины глаза более чем на 25 мм;
  • Смешанная.

Различают следующие степени тяжести миопии:

  • Слабая – меньше 3 D;
  • Средняя – от 3,25 до 6,0 D;
  • Высокая – больше 6 D.

к содержанию ↑

Прогрессирующая форма возникает во время быстрого роста организма – тело малыша активно растет, следующий школьный год усиливает зрительные нагрузки. При увеличении степени более чем на 1D в течение года, ее называют прогрессирующей.

Если не приступить вовремя к лечению, то она достигнуть может к 18 летнему возрасту 10D. Требуется лечение прогрессирующей близорукости, она привести может к потере трудоспособности, инвалидности. Детям с нарушениями зрения запрещены занятия спортом, так как они могут стать причиной отслоения сетчатки.

Прогрессирующая близорукость встречается у новорожденных — врожденная, наследственная. Первая развивается в результате недоразвития, заболеваний в антенатальном периоде. Наблюдается у перенесших легкую форму ретро-лентальной фиброплазии.

Причина развития болезни заключается в значительном удлинении оси глаза: вместо 22—23 мм достигает 30—32 мм и больше. Определяют размер с помощью эхоофтальмографа. При прогрессировании близорукости более 1 D ежегодно, ее считают злокачественной.

Прогрессирующая близорукость сопровождается патологическими изменениями зрительного нерва, сетчатки, стекловидного тела, периферии глазного дна в виде кистевидной дегенерации сетчатки, множеством мелких дефектов круглой, овальной, щелевидной формы.

Остановить прогрессирующую патологию можно с помощью лазерокоагуляции сетчатки. Лазер обладает высокой точностью. Используется для укрепления сетчатки — создания сращений между сетчаткой, сосудистой оболочкой глаза. Процедура занимает не более 15 минут, проводится без госпитализации, под местной капельной анестезией, исключает болезненные ощущения.

Остановить развитие прогрессирующей формы помогает надежный, эффективный хирургический метод – склеропластики, направленный на укрепление внешней оболочки глаза, на увеличение количества сосудов, питающих задний полюс глазного яблока, улучшающих кровоснабжение.

Оставлять без внимания прогрессирующую аномалию нельзя. Со временем она может привести к существенному снижению зрения, необратимым изменениям сетчатки.

На протяжении первых 18 лет жизни происходит формирование систем, органов растущего организма. Меняется вес, рост, пропорциональность частей тела, параметры внутренних органов, цвет волос.

Не исключение зрительный аппарат. Наиболее уязвимы у малышей аккомодационные мышцы глаз, они слабо развиты, недостаточно укреплены.

Дети живут в век компьютеров, планшетов, мобильных устройств, игровых приставок, телевизоров, которыми пользуются активно, их глазные мышцы не имеют шансов окрепнуть. Также их окружают неблагоприятная экология, несбалансированное питание, отсутствие профилактических мер.

Именно поэтому так распространена детская близорукость. По статистике к 10 годам каждый третий начинает видеть расплывчато, нечетко, а к 16 годам имеет стойкую миопию.

Глазное яблоко в норме – форма шара, покрытая сетчатой оболочкой. Изображения воспринимают нейронно-сенсорные рецепторы, передают центральной нервной системе. Таким образом человек анализирует, принимает визуальные образы.

Когда меняется форма глазного яблока, страдает четкое зрительное восприятие окружающих предметов. Патологии характерны вытяжение глазного яблока, из-за чего до зрительных рецепторов сетчатки не доходят световые волны, излучаемые предметами, что создает смазанное очертание изображения.

При растяжении глазного тела по горизонтали, уплощении его, у малыша возникает потребность подносить поближе к глазам руки с рассматриваемым предметом. Развиваемая близорукость у детей дошкольного возраста, остается незамеченной.

Родителям следует быть внимательными, чтобы заметить действия, совершаемые для лучшего рассмотрения изображения: прищуриваются; подходят к экрану телевизора ближе; низко наклоняют к книге голову; оттягивают внешний угол глаза.

У ребенка от зрительного перенапряжения начинает болеть голова, он жалуется на резь, быстро устает. Это тревожные симптомы надвигающейся болезни, требуется консультация врача-офтальмолога.

Детское нарушение рефракции причины имеет разные в зависимости от вида миопии.

Врожденная высокая степень у детей первого года жизни развивается по причине: недоношенности; внутриутробного инфицирования; родившихся с болезнью Дауна или Марфана; имеющих патологию роговицы, хрусталика, легко растягивающуюся ослабленную глазную оболочку.

Причины, приводящие к развитию приобретенной формы: плохая освещенность помещения; длительная зрительная нагрузка; злоупотребление компьютерными играми; продолжительное времяпрепровождение перед телевизором; несоблюдение расстояния между текстом, глазами; чтение во время движения.

Причиной развития могут стать:

  • сколиоз,
  • сахарный диабет,
  • рахит,
  • плоскостопие,
  • родовая травма позвоночника,
  • инфекционный гепатит,
  • туберкулез,
  • скарлатина,
  • пиелонефрит,
  • корь,
  • дифтерия,
  • хронический тонзиллит или гайморит.

Любое заболевание увеличивает шансы приобретения дефектов зрения у детей близоруких родителей.

Причины развития недуга у детей дошкольного, раннего школьного возраста значительно шире. Девочки чаще мальчиков болеют.

  • неполноценное питание,
  • недостаток в рационе питания витаминов, цинка, магния, кальция;
  • переутомление;
  • ослабленный иммунитет;
  • недостаток прогулок, двигательной активности;
  • длительный прием лекарственных средств;
  • плохая экология;
  • болезни.

к содержанию ↑

Наследственный тип диагностируется у малыша специалистами на протяжении первого года жизни. Увеличивается риск развития заболевания, если родителя страдают близорукостью. На прогрессирование влияет увеличение слабой склеры, ее высокая растяжимость.

Риск заболевания распространен широко среди недоношенных детей. Развитию способствуют: детская глаукома; врожденная патология хрусталика, роговицы; сидром Дауна или Марфана; слабость, повышенная растяжимость склеры; генетическая предрасположенность; недоношенность, другие патологические заболевания.

В некоторых случаях врожденная патология не получает дальнейшего развития. Болезнь не опасна при отсутствии генетической предрасположенности. У большинства врожденная патология неуклонно прогрессирует при отсутствии соответствующего лечения.

Прогрессирующая врожденная миопия сопровождается развитием астигматизма, блуждающим взглядом, отсутствием фокусировки. Больной видит на сетчатке одновременно несколько изображений, здоровый глаз воспринимает фокус только одного предмета. Новорожденные малыши имеют временную миопию.

Быстрый рост развития заболевания происходит среди школьников из-за увеличения зрительной нагрузки. Причиной становится бесконтрольное времяпрепровождение школьника за экраном телевизора, компьютером; недостаточная гигиена зрения; отсутствие в еде достаточного количества полезных веществ.

Близорукость – распространенная детская проблема. Причинами развития которой, являются: неправильный образ жизни, нездоровые привычки, наследственность, быстрый рост детского организма; нагрузки в школьные годы.

Если у родителей миопия, то они обязаны внимательно следить за зрительной системой ребенка: проходить своевременно медосмотры, пища должна содержать минеральные вещества, микроэлементы, витамины, правильно организовывать нагрузки.

Необходимо разобрать симптомы проявления отклонения от нормы. Врожденную патологию выявить при прохождении планового осмотра у детского офтальмолога.

У школьников о развитии патологии говорят признаки:

  • сморщивание лба;
  • прищуривание глаз;
  • моргание;
  • низкий наклон головы при рисовании, работе с книгами;
  • рассматривание игрушек на близком расстоянии.

При этом отчетливо видны предметы, расположенные вблизи, хуже – удаленные; появляется дискомфорт, неприятная резь; беспокоит головная боль; происходит утомление зрительной системы.

Миопия слабой степени – снижение на дальних расстояниях четкости изображения предметов. Серьезных последствий для здоровья такое состояние не имеет. Для недопущения дальнейшего развития важно подкорректировать его. Не обязательно постоянно носить очки при слабой степени.

При миопии средней степени нарушается видение далеко расположенных предметов. При прогрессирующей — постоянно уменьшается расстояние. Рекомендуется постоянное ношение очков.

Высокая степень резко снижает четкую видимость далеко расположенных предметов, увеличивает размер глаз ребенка. Может также проявляться ложная миопия, спазм аккомодации. От истинной отличается обратимостью процесса. Вовремя не выявить, не лечить болезнь, ложная легко перерастет в истинную близорукость.

Несвоевременное скорригирование миопии приводит к нарушению бинокулярного зрения, развитию косоглазия, возникновению амблиопии. Неблагоприятными осложнениями является отслойка стекловидного тела, способствующая развитию кровоизлияния, отслойке сетчатки.

Трудность диагностики заболевания заключается в непонимании детьми своего состояния — насколько хорошо они видят окружающие предметы, неспособности объяснить родителям это состояние. В результате снижается школьная успеваемость, истинная проблема заболевания для родителей долгое время остается незамеченной.

При выявлении симптомов ухудшения зрения вдаль необходимо принять срочные меры для обследования зрительной системы.

На приеме врачу следует рассказать о течение беременности, родов; о заболеваниях, перенесенных ребенком; о первых признаках снижения зрения; об условиях, длительности зрительных нагрузок; о генетической предрасположенности.

Осматривая глаза новорожденного, врач определяет их величину, форму, положение глазных яблок, смотрит на то, как ребенок фиксирует взгляд на ярких игрушках, оценивает состояние хрусталика, передней камеры, роговицы.

Наличие миопии у детей 3 лет, определяется путем проверки остроты зрения вдаль, вблизи, с корригирующими стеклами или без них. Ухудшение зрения с плюсовой линзой, улучшение с минусовой говорит о наличии нарушений.

Следующим этапом диагностируется клиническая рефракция с помощью рефрактометрии, скиаскопии после предварительно проведенной атропинизации.

УЗИ помогает определить вид – осевая или рефракционная, выполняется измерение переднего размера глаза.

Для исключения ложной близорукости определяется запас, объем аккомодации. В случае его выявления маленькому пациенту необходима консультация детского невролога, состояние присуще детям с повышенной нервной возбудимостью, астенией, вегето-сосудистой дистонией.

Для детей разного возраста используют различные диагностические методики, позволяющие установить неполноценность зрения, форму, степень, этиологию.

Методы диагностики у детей от года до трех лет. Визуальный врачебный осмотр, малыши не могут рассказать, как, что они видят. Существуют такие методы диагностики, как: биомикроскопия – оценивается состояние конъюнктивы, роговицы, глазного дна, хрусталика, передней глазной камеры.

Метод выявляет опухолевые образования, ранения, мельчайшие инородные частицы. Далее следует прямая офтальмоскопия – обследование состояния сетчатки, центральной артерии, сосудов, зрительных нервов, области желтого пятна, других структур.

Скиаскопия – проведение теневой пробы. Обследование выполняется с помощью офтальмологических зеркал, выявляет вид преломляющей силы оптической системы.

Компьютерная рефрактометрия – определяет степень рефракции, устанавливает тип астигматизма.

Ультразвуковое сканирование – выявление новообразований, инородных предметов, кровоизлияния, рубцов, отслойки сетчатки. Ультразвуковые волны помогают уточнить вид, измерить передний размер глаза.

Методы диагностики для детей старше трех лет. Используются все вышеперечисленные методы, добавляются: проверка с помощью таблиц остроты зрения; исследование ближнего, дальнего зрения с помощью корригирующих стекол, без них; обследование внутриглазной полости, глазного дна с помощью широкопольных фундус – линз.

Авторефрактометрия – автоматически рассчитывается рефракция глаза.

Методы обследования школьников. В школьном возрасте значительно увеличивается нагрузка на зрительный аппарат, центральную нервную систему, психику, иммунную систему, что приводит к стрессам, травматизму, вирусным инфекциям, ухудшению остроты зрения, спазму аккомодации.

Офтальмологические осмотры школьников позволяют своевременно диагностировать нарушения работы зрительной системы, выявлять ложную близорукость. Спазм аккомодации – обратимый процесс, вовремя оказанная медицинская помощь помогает расслабить спазмированные глазные мышцы, вернуть четкость, остроту зрения.

Наиболее опасна для здоровья прогрессирующая близорукость.

У дошкольников аномалия приобретенная. Исключение – не выявленная в раннем сроке врожденная форма заболевания. Часто остается незамеченной близорукость для родителей. При отсутствии систематических офтальмологических осмотров невозможно выявить развитие патологии.

Среди школьников нарушение рефракции – самая распространенная патология. Причем в начальной школе болезнь лишь у 3%, к окончанию школы показатель увеличивается до 25%. Этот факт врачи связывают с увеличением зрительной нагрузки плюс часы, проведенные за компьютерами, планшетами.

При этом отклонения развиваются не только у детей, имеющих наследственные факторы, но и у здоровых. Заболевание школьников офтальмологи называют – школьной близорукостью.

Суть заболевания достаточно проста. В здоровом глазу световые лучи проецируют изображение предмета непосредственно на сетчатку глаза. При увеличении длины глазного яблока световые лучи чрезмерно преломляются, изображение располагается перед сетчаткой, а не на ней. В результате изображение получается расплывчатым.

Если же этот предмет приблизить к глазам, то световые лучи проецируются как положено на сетчатку, изображение становится четким.

Близорукость развивается чаще в возрасте от 7 до 13 лет, когда увеличивается зрительная нагрузка. Но вполне возможно обнаружить близорукость у годовалого ребенка. Это врожденное отклонение. К его развитию склонны дети с генетической предрасположенностью, недоношенные.

Читайте также:  Что есть для улучшения зрения при миопии близорукости

Уже с первых месяцев жизни такие малыши должны находиться под наблюдением офтальмолога. Это стабильная форма патологии, ее необходимо выявлять своевременно, чтобы глаз развивался надлежащим образом. Близорукость у детей до года осложниться может амблиопией, косоглазием.

Причины развития у грудничков: генетическая предрасположенность; повышенная слабость, растяжимость склеры; врожденная глаукома; недоношенность; врожденная патология роговицы, хрусталика; синдром Дауна или Марфана.

Нарушение функционирования глазной мышцы, которая обеспечивает в норме возможность четкого рассмотрения предметов независимо от расстояния – ложная форма. При спазме аккомодационной мышцы снижается острота зрения.

Проявляется у школьников. Способствует этому зрительная нагрузка, плохое освещение рабочего места, ослабление тонуса шейных, спинных мышц, неправильный распорядок дня, физическая форма, несбалансированное питание, несоблюдение правил гигиены зрения, психологическая неуравновешенность ребенка.

Проявляется ухудшением остроты зрения, сильными головными болями, болями в области висков, лба, глаз, быстрой утомляемостью. Имеет обратимый характер, лечение — восстанавливает зрение. При позднем обнаружении, неквалифицированном лечении стать может истинной близорукостью.

Цель лечения – замедление процесса, остановка на одном уровне, не дать заболеванию развиваться. Для эффективного лечения применяют различные методики в зависимости от степени, возраста малыша.

При снижении зрения ежегодно не более чем на 0,5 диоптрий, помогает консервативное лечение: правильно подобранные очки, линзы; четкое соблюдение гигиены зрения; специальная гимнастика; здоровая сбалансированная пища; правильно составленный режим нагрузок, отдыха.

Очки – проверенный метод исправления близорукости средней степени. Для малышей разработаны специальные очки, закрепляющиеся надежно на голове, чтобы их случайно или намеренно не уронить, не сломать.

Выбирать только с малышом, тщательно, для него большое значение имеет цвет, размер, форма оправы. Если не понравятся, носить не будет. Школьникам носить очки мешает их стеснительность. Все зависит от родителей, они должны мягко, грамотно объяснить, зачем необходимы очки.

Когда прогрессирует болезнь, лечение требует кардинальных методов, просто носить очки как при слабой, средней степени недостаточно.

Эффективный современный способ – аппаратное лечение. Назначается курсом, останавливает развитие. Существуют различные методы аппаратного лечения, способные в безопасной, игровой форме работать с детским глазом.

Курс лечения подбирает офтальмолог индивидуально. Используются следующие виды: вакуумный массаж; электростимулирующие аппараты; инфракрасная лазерная терапия. Параллельно рекомендуется массаж шейного отдела позвоночника, для улучшения кровообращения.

Другой эффективный метод лечения — зарядка для глаз. Гимнастические упражнения позволяют снять усталость, улучшить кровоснабжение, питание тканей, убрать спазмы мышц.

Зарядка для глаз – четко сбалансированный комплекс упражнений, помогающий улучшить зрение. Главное выполнять упражнения. Через время зрение улучшится. Эффективный метод, помогающий остановить прогрессирование патологии.

Частью комплексного лечения близорукости является сбалансированное питание, витамины. Витамины обязательны в рационе питания. Витамины А, Д, кальций, каротин – главные составляющие лечебных комплексов.

Успешное лечение невозможно без использования различных медикаментов. При слабой степени назначают медпрепараты, в состав которых входит лютеин. Остановить процесс прогрессирования болезни помогают витаминно-минеральные, сосудорасширяющие препараты. Начальная стадия успешно лечится препараты, улучшающими кровообращение сетчатки.

Если болезнь прогрессирует, возникают осложнения, назначается склеропластика. Широко применяется лазерная хирургия, эффективно предупреждающая отслойку сетчатки.

Если миопия не прогрессирует, развивается без осложнений, прогноз в отношении восстановления зрения благоприятный. Такая близорукость отлично поддается очковой коррекции. При высокой степени повысить остроту зрения не удается. Наихудший вариант – прогрессирующая болезнь, приводящая к дегенеративным изменениям сетчатки.

Важную профилактическую роль имеет соблюдение правил гигиены зрения: правильная организация рабочего места; сбалансированность зрительных нагрузок; препятствование формированию патологических привычек.

Успешно предотвратить развитие поможет полноценный сон, сбалансированное питание, занятия спортом, пребывание на свежем воздухе, ежедневное выполнение зарядки.

Родителям следует помнить, их маленькому чаду сложно заметить ухудшение зрения. Профилактические меры играют важную роль в прогнозе. Осмотры окулиста проходить каждые полгода детям с генетической предрасположенностью.

источник

Сегодня проблема нарушения зрения у детей стоит очень остро. Новейшие технические гаджеты, которые заполонили все свободное и не свободное время детей, отрицательно сказываются на глазах ребенка, приводя не только к развитию близорукости, но и к полной слепоте.

Согласно статистическим данным, нарушением зрения, а именно близорукостью, страдает почти каждый второй ребенок, и эта цифра катастрофически растет.

Близорукость или миопия − это состояние, при котором человек хорошо видит предметы вблизи, но плохо различает объекты на расстоянии. Это происходит по причине того, что изображение, воспринимаемое глазом, фокусируется не на сетчатке, а перед ней из-за удлинения формы глаза.

Удлинение глазного яблока возникает вследствие негативного воздействия на орган зрения, вызванного чрезмерными нагрузками на глаза. Это могут быть и длительное сидение перед телевизором или монитором компьютера, и травмы головы (например, при занятиях контактными видами спорта), и даже дурная наследственность.

Медицине уже давно известно, что все дети рождаются дальнозоркими. Глазное яблоко у новорожденных приплюснутое, укороченное. По мере взросления глаза принимают правильную форму, и зрение нормализуется.

Однако бывают случаи, когда глазное яблоко растет слишком быстро. Это приводит к развитию и прогрессированию близорукости у ребенка. Тем не менее, полностью не выяснены причины, по которым у одних зрение падает, а у других нет.


В младшем дошкольном возрасте близорукость больше обусловлена врожденными пороками развития зрения. Это чаще наблюдается у недоношенных детей.

Однако существуют и другие факторы для ухудшения зрения. Такой причиной могут стать программы раннего развития, обучение чтению, несвоевременное приобщение к компьютеру или другим современным гаджетам до 4 лет.

Доказано, что детям до 5 лет категорически противопоказано увлечение компьютерами и планшетами. В возрасте от 5 до 8 лет игры на компьютерных гаджетах разрешены не более 15 минут в день.

При миопии зрение ухудшается, и ребенок начинает чаще щуриться и напрягать глаза, чтобы лучше видеть.

Ученые выяснили, что именно от перенапряжения глазное яблоко растет быстрее. Получается замкнутый круг: от развивающейся близорукости ребенок хуже видит, как следствие глаза напрягаются, чтобы улучшить визуальное восприятие, а из-за напряжения глазных мышц близорукость углубляется.

Как правило, появление близорукости нередко совпадает с началом учебы в школе. Все усугубляется тем, что ребенок-школьник вынужден подолгу находиться в закрытом помещении, сначала в школе, затем дома. Ему приходится фокусировать взгляд на предметах, находящихся от него на очень малом расстоянии: парта и все, что на ней лежит, доска, соседние парты, учитель, а дома прибавляется домашняя работа, которая зачастую выполняется еще и под искусственным освещением.

Ухудшение зрения в школьном возрасте связано с резкими скачками роста, как правило, они приходятся на периоды от 5 до 7 лет, от 12 до 15 и от 18 до 20.

Из-за миопии страдает также осанка: школьник все больше склоняется над партой в попытке улучшить визуальное восприятие.

Классификация видов близорукости или миопии зависит от причин, по котором она возникла.

Различают врожденную и приобретенную миопию, патологическую или пригрессирующую, наследственную и ложную миопию.

Врожденная миопия обусловлена нарушениями развития глаз во внутриутробном периоде. Причиной тому может быть недоношенность ребенка, различные болезни матери особенно в начале беременности. Такие дети рождаются с глазным яблоком удлиненной формы. Как правило, такая миопия бывает высоких степеней.

Под врожденной близорукостью имеется в виду любая степень миопии, диагностированная до 6 лет, т. к. обнаруженная до школьного возраста близорукость считается существующей с рождения.

Приобретенная миопия связана с увеличением размеров глаза, начинающимся в раннем возрасте и продолжающимся весь период роста ребенка. Приобретенная близорукость часто является результатом воздействия различных лекарственных препаратов, увеличения уровня глюкозы в крови, инфекционных заболеваний.

Повышенные зрительные нагрузки также могут стать причиной возникновения приобретенной миопии.

В основном миопия причиняет просто небольшие неудобства и не представляет серьезного риска для здоровья глаз. Но иногда близорукость может быть до такой степени прогрессирующей и опасной, что считается патологической. Патологическая или прогрессирующая близорукость — это довольно редкое заболевание, имеющее наследственную природу, которое в основном обнаруживается в детстве.

Рост глазного яблока может протекать быстрее, что приводит к быстрой и тяжелой прогрессирующей близорукости, и потери зрения. Люди с таким диагнозом имеют повышенный риск отслойки сетчатки, катаракты и прочих дегенеративных изменений глаз.

Кроме того, заболевание характеризуется дегенеративными изменениями, связанными с физическим растяжением склеры, сосудистой оболочки и ретины.

Наследственная миопия в отличие от цвета глаз или такого заболевания как дальтонизм передается от родителей детям в виде усугубляющего фактора для развития заболевания. Генетически передается предрасположенность к близорукости, но ее фактическое развитие вызывается сочетанием наследственных факторов и условий окружающей среды. Родители, страдающие близорукостью, более подвержены риску иметь ребенка, у которого тоже разовьется миопия.

Ложная миопия или псевдомиопия − это временный сдвиг рефракции глаза в сторону близорукости, при которой фокусировка происходит перед сетчаткой из-за кратковременного спазма цилиарной мышцы, вследствие чего увеличивается преломляющая сила глаза. Это может быть либо конституционной особенностью, либо временным явлением из-за напряжения или усталости глаз. Основным симптомом является временное размытое зрение вдаль особенно после длительных периодов работы вблизи.

Псевдомиопию легко вылечить, если проходить регулярный осмотр и вовремя принять меры, в противном случае снять спазм аккомодации может быть гораздо сложнее.

Близорукость обусловлена либо неправильной формой глазного яблока, ее растяжением и удлинением, либо чрезмерной преломляющей способностью хрусталика и роговицы.

Точная же причина миопии науке не известна, однако есть несколько предрасполагающих факторов, которые несут ответственность за ее развитие:

  1. Нарушение гигиены зрения. Переутомление глаз от долгой и монотонной работы, чтения, увлечения компьютером и другими гаджетами, плохая освещенность рабочего места, чтение лежа и отсутствие отдыха ведет к ухудшению качества зрения.
  2. Наследственные факторы. Многочисленные исследования показали связь между близорукостью у родителей и частотой развития близорукости у детей. Однако существует теория, согласно которой развитие миопии является результатом не общих генов, а общих условий окружающей среды и привычек.
  3. Общее ослабление организма. Болезненность в детском возрасте и нехватка витаминов и минералов может внести свой вклад в дегенерации глазного яблока особенно в период активного роста ребенка, который приходится на школьные годы.

Распознать близорукость не сложно. Как правило, основным симптомом заболевания является ухудшение качества зрения.

На далеком расстоянии все предметы приобретают размытые очертания, ухудшается острота зрения. Ребенок не в состоянии различить предметы, надписи, людей, которые находятся на определенном расстоянии от него. Вблизи, напротив, все предметы от видит достаточно четко.


Чтобы определить степень миопии, ребенка следует показать врачу офтальмологу. Тот проведет тестирование по специальным таблицам, при необходимости исследует глазное дно ребенка.

Для этого в глаз закапываются капельки, расширяющие зрачок. Раньше для этих целей использовали капли Атропин, которые обладали длительным действием. Зрачок расширялся в течение суток, сужение занимало до двух недель. В это время ребенку запрещались любые нагрузки на глаза (в том числе чтение, письмо).

Сегодня для расширения зрачка используются капли кратковременного действия. Расширение зрачка происходит примерно за 30-60 минут, спустя сутки зрачок принимает свое естественное состояние.

Близорукость невозможно вылечить, можно лишь скорректировать зрение очками или контактными линзами. При близорукости очки имеют знак минус (-). И чем больше число, тем больше степень близорукости.

Вогнутая линза преломляет лучи света и помещает фокус на сетчатку. Таким образом, очки не позволяют глазу сильно напрягаться, и миопия не будет быстро прогрессировать.

Детям, как правило, выписывают очки, по крайней мере, до тех пор, пока они достаточно не повзрослеют и смогут пользоваться контактными линзами. Офтальмологи не рекомендуют контактные линзы вплоть до середины переходного возраста.

Некоторые исследования показали, что в организме людей, страдающих миопией, наблюдается недостаток некоторых веществ. Такие минералы и витамины как кальций, фтор, селен, магний, хром, витамины А, D и С помогут поддержать здоровье глаз.

Гимнастика для глаз не столь эффективна в лечении миопии. Она не в силах изменить форму глазного яблока или повлиять на хрусталик. Однако если близорукость связана со зрительным переутомлением, то упражнения помогут снять напряжение.

Упражнение 1.
Человек становится в середине комнаты напротив картины на стене. Затем фокусирует свой взгляд на указательный палец, расположенный в нескольких сантиметрах от носа. После этого быстро перевести взгляд на картину и смотреть до тех пор, пока картинка не прояснится. Со временем можно увеличить расстояние между картиной и человеком.

Упражнение 2.
Упражнение выполняется сидя на стуле. В этом упражнении человек не фокусирует зрение, а лишь поочередно бросает быстрый взгляд то на карандаш или палец, расположенный в 15 сантиметрах от кончика носа, то на предметы в дальнем углу комнаты.

Вылечить миопию можно лишь хирургическим путем, однако по причине активного роста этот метод не применяется до достижения 20 лет. Таким образом, аппаратное лечение зрения остается оптимальным вариантом стабилизации близорукости у детей.

Следует заметить, что это лечение не заменяет ношение очков. Программа корректировки подбирается индивидуально в зависимости от степени ухудшения зрения. Восстановление зрения производится на различных аппаратах и представляет собой выполнение тренировочных упражнений посредством просмотра видео на компьютере.

Аппаратное восстановление зрения хорошо себя зарекомендовало в деле улучшения зрения и торможения прогрессирования миопии.

Доказано, что самой лучшей профилактикой миопии у детей является достаточное пребывание вне помещений, на свежем воздухе, на природе. Естественный дневной свет и широкие просторы дают полноценный отдых глазам, а также закаляют физически.

Кроме того, важно соблюдать гигиену зрения школьника: ограничить время, проведенное за дисплеем, организовать удобный письменный стол и правильное освещение, время от времени обеспечивать отдых от монотонной работы. Ну и конечно, немаловажно правильное питание, богатое витаминами и минералами для обеспечения нужд растущего организма.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *