Меню Рубрики

Для профилактики близорукости расстояние от глаз до тетради

КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ РАЗВИТИЕ БЛИЗОРУКОСТИ. ПРОФИЛАКТИКА У ДЕТЕЙ

Близорукость. Не надо доказывать, какой огромный вред приносит людям этот своеобразный налог на грамотность. В развитых странах этим заболеванием поражено 20—25 % населения. Поэтому охране зрения детей и подростков уделяется все больше внимания. Возрастает интерес к вопросам предупреждения близорукости, усиливается пропаганда мер профилактики данной патологии .
Начало заболевания выражается в том, что ребенок начинает плохо видеть написанное на школьной доске, просит пересадить его на первую парту. При рассмотрении предметов вдали он прищуривает глаза, при чтении держит книгу на близком расстоянии от глаз. Во время письма сильно наклоняет голову к тетради. В кино или театре стремится занять место поближе к экрану или сцене.
В настоящее время доказано, что так называемая школьная близорукость развивается у детей преимущественно в период учебы . Главная ее причина—усиленное чтение на близком расстоянии. Чем менее гигиеничны условия зрительной работы, тем больше проявляют себя факторы, способствующие развитию близорукости. Чтобы понять, отчего это происходит, вспомним строение оптической части глаза. Глаз человека — своеобразная оптическая камера, в которой можно выделить сверхчувствительный экран-сетчатку и светопреломляющие среды — роговицу и хрусталик. Хрусталик с помощью связки соединен с цилиарной мышцей. Благодаря ее способности сокращаться хрусталик может изменять свою форму: он становится более или менее выпуклым и соответственно сильнее или слабее преломляет попадающие в глаз лучи света. Благодаря аккомодации глаз может видеть предметы, находящиеся на разном расстоянии от него. При хорошем состоянии аккомодации у ребенка в процессе его роста и роста глаз, как правило, формируется нормальный (соразмерный) глаз. Если же аккомодация ослаблена, что может наблюдаться при понижении кровоснабжения глаза, обусловленном болезнями (например, хроническим тонзиллитом, ревматизмом, рахитом и др.), длительная зрительная нагрузка, особенно в неблагоприятных гигиенических условиях, становится для органа зрения непомерной. Цилиарная мышца глаза начинает функционировать на пределе своих возможностей, и организм, исчерпав все свои ресурсы, вынужден перестроить оптическую систему глаза так, чтобы избежать непосильной нагрузки на орган зрения. Это можно осуществить только одним путем — несколько удлинить глаз и отодвинуть сетчатку кзади. Достаточно переместить ее на 1 мм, чтобы зрительная работа на близком расстоянии выполнялась уже без напряжения цилиарной мышцы и хрусталика.
Таким образом, ослабление организма, перенесенные заболевания (хронический тонзиллит, отравление организма, ревматизм, инфекционный гепатит, глисты, невроз) и несоблюдение основных гигиенических правил при чтении могут привести к ослаблению деятельности цилиарной мышцы и аккомодации, а затем — к развитию близорукости, которая сопровождается удлинением передне-задней оси глаза. Чтобы не допустить этого, следует прежде всего оздоровить ребенка, соблюдать гигиенические условия, необходимые для деятельности глаз.

Как правильно сидеть за столом и за партой. Профилактика близорукости
Расстояние от глаз до книги должно быть не менее 30—35 см. При этом не требуется сильного напряжения зрения. В домашних условиях родители должны следить, чтобы мебель соответствовала росту ребенка (таблица). На хорошо подобранной мебели ребенку легче научиться правильно сидеть. Обычно посадка вырабатывается в младших классах. Если ребенок к окончанию III—IV класса не научился правильно сидеть за столом или за партой, выработать правильную посадку уже трудно. Об этом должны помнить родители. Во время чтения или письма следует сидеть прямо, не наклоняя туловище вперед или назад. Надо постоянно напоминать детям, чтобы они сидели прямо, не горбились, не приближали книгу или тетрадь к глазам. При правильной посадке во время занятий ребенок держит туловище прямо,
голову наклоняет слегка, плечи на одном уровне. Областью поясницы опирается на спинку сиденья. Между грудью школьника и краем стола должно быть расстояние не больше кулака ребенка. Руки лежат на столе или парте, ноги опираются на пол или подставку для ног.
Если рабочее место не соответствует росту ребенка, он вынужден все время менять расстояние между книгой и глазом. При большой парте расстояние от глаз до тетради или книги меньше, чем необходимо, и наоборот, если парта мала, школьник сидит с опущенными плечами, сжатой грудью, ноги не упираются в подножку парты, спина не касается спинки сидения, расстояние между глазами и книгой становится больше 30—35 см.

Освещение рабочего места у детей для предупреждения близорукости должно быть таким, чтобы можно было свободно, без напряжения различать окружающие предметы, читать, писать, выполнять любую работу. Оптимальным считается освещение не менее 600 лк. В ясную солнечную погоду освещенность равняется 60 ООО— 100 000 лк, в пасмурную — 5000—20 000 лк, на закате — 300—1000 лк. Таким образом, в летнее и весеннее время года освещение помещений для занятий может быть естественным. Осенью и зимой, особенно при пасмурной погоде, необходимо рано включать свет.
Какими же лампами лучше пользоваться — накаливания или люминесцентными? Доказано, что глаза меньше устают при дневном освещении, поэтому нужно отдавать предпочтение люминесцентным лампам. Если их нет, можно применять и лампы накаливания. Следует только помнить, что рабочее место должно находиться у окна. За окнами необходимо следить, своевременно их мыть, не занавешивать плотными шторами. Источник света (настольную лампу) располагают слева от ученика на расстоянии от учебника 50—60 см. Мощность лампы не превышает 75— 100 Вт.
Нередко родители интересуются, почему ребенку нельзя читать лежа. Дело в том, что при таком положении нельзя сохранить оптимальное расстояние от глаза до книги. В связи с постоянным его изменением цилиарной мышце глаза приходится все время приспосабливаться, обеспечивая необходимую кривизну хрусталика, чтобы сделать изображение четким. Поэтому, если ребенок находится на постельном режиме, но уже чувствует себя хорошо, ему можно разрешить чтение в постели. Только при этом нужно пользоваться специальной наклонной доской: ее ставят на кровать под углом 15—20°. Но даже при таких условиях длительность занятий не должна превышать 1 ч в день. Тем, кто любит читать в транспорте, следует напомнить такую поговорку: «Кто читает на ходу, попадает всегда в беду». Да, чтение в автобусе, троллейбусе, метро и т. д. очень вредно для глаз. Во-первых, освещение здесь, как правило, недостаточное. Во-вторых, из-за постоянных толчков сложно удерживать книгу на необходимом расстоянии, вследствие чего глаза быстро устают. Особенно вредно читать во время движения транспорта детям — ведь у них не сформировалась оптическая система глаз.
Шрифт книги, рисунки должны быть четкими, контрастными, писчая бумага — белой, чернила или паста — темными и т. д.
Родители часто спрашивают, можно ли детям с пониженным зрением смотреть телевизионные передачи? Конечно, телевидение дает много интересной, нужной информации и порой невозможно отвлечь ребенка от экрана телевизора. Все же нужно строго дозировать количество просматриваемых телепередач. Рекомендуется смотреть только программы для детей. Особенно это относится к детям дошкольного и раннего школьного возраста. В этот период развитие зрительных функций еще не закончено и любая перегрузка может привести к заболеванию глаз.
Во время просмотра телевизионных передач надо сидеть прямо перед экраном телевизора, на расстоянии не менее 2—3 м. Комната при этом должна быть освещена. Светильник лучше всего повесить за телевизионным экраном, чтобы свет не попадал в глаза. Особенно надо следить за изображением. Оно должно быть четким, без искажений.

Профилактический режим дня при близорукости
Режим дня школьника, страдающего близорукостью. Профилактикой близорукости предусмотрено общее укрепление организма, в первую очередь — правильный режим дня. Кандидатом медицинских наук Е. М. Белостоцкой разработан оптимальный режим дня для учеников I—X классов, посещающих школу в первую и вторую смены. Близорукость и косоглазие чаще развиваются у ослабленных детей. При общих патологических процессах в организме могут поражаться соединительнотканная оболочка глаза, или склера, цилиарная мышца, что приводит к ослаблению процесса аккомодации, а в конечном итоге — к снижению остроты зрения. Развитию близорукости способствуют переутомление, чтение в недостаточно освещенном помещении и т. д.

источник

Так как чаще миопия бывает не врождённой, а приобретённой, и появляется она чаще всего в 4-7 классах школы, ребёнку под руководством родителей и педагогов следует придерживаться некоторых простых правил — профилактика близорукости.

  • Нужно, чтобы школьнику было удобно в работе над уроками: мебель подбирается по росту, ребёнок не должен сутулиться во время выполнения уроков. Книга или тетрадь должны находиться на дистанции не меньше, чем 33 сантиметра от глаз. А освещённость нужно сделать такую, чтобы не напрягались глаза.
  • Расположение источника света слева-сверху. У левшей – справа-сверху. Свет лучше подобрать тёплого оттенка, современные светодиодные лампы позволяют выбрать нужный оттенок без труда. Мощность лампочки в настольной лампе – оптимально 7 или 8 ватт (75 ватт в эквиваленте на лампу накаливания).
  • Научите ребёнка правильной осанке и необходимости 2-3 минутных пауз в занятиях каждые 15-20 минут для отдыха глаз. Для этого нужно просто посмотреть некоторое время в окно, вдаль. Поморгать, посидеть, прикрыв глаза не зажмуривая их. Но не тратить время этого отдыха на посещение сайтов в смартфоне или планшете!
  • Недопустимы сильный наклон или задирание головы.
  • Ступня у сидящего ребёнка должна стоять ровно, опираясь на пол всей своей площадью.
  • Бедро должно почти полностью лежать на стуле – недопустима посадка «на копчик» или на одни ягодицы – в таком положении спина быстро затекает.
  • Угол между бедром и голенью в согнутом колене должен стремиться к 90 градусам. Конечно, нет нужды замерять его транспортиром – примерность угла вполне можно оценить на глаз.
  • При глубокой посадке на сиденье всей площадью ягодиц спина должна плотно касаться спинки стула/кресла. При использовании офисного кресла лучше всего купить также специальную пружинную подкладку под поясничный отдел.
  • Если существующая мебель не соответствует росту ребёнка, нужно подогнать её параметры с помощью удобных подручных средств: в случае излишней высоты стула и невозможности её регулировки под ноги нужно подставить скамеечку или что-нибудь подобное ей. Если высота недостаточна – подложить что-нибудь под сиденье. Лучший вариант – жёсткая плоская подушечка. Оптимальное положение для края стула, когда он на 5-7 см задвинут под стол.
  • Голова опирается на позвоночник, а не искусственно поддерживается мышцами шеи.
  • Лёжа также читать не стоит: если лежать на животе, устаёт шея, если устроиться на спине – быстро устанут руки и плечи, что опять-таки неминуемо скажется на шее. Если читать на боку, глаза будут на разной дистанции от страницы книги, и в таком положении невозможно обеспечить нормальное освещение.

Для школьников начальных классов время провождения за дисплеем компьютера не должно быть больше 15 минут. Это не шутка и не опечатка!

Если ребёнку уже больше 10 лет, можно пользоваться 1,5 часа, с обязательными пяти-десятиминутными перерывами каждые 30 минут.

Расстояние до поверхности экрана рекомендовано не менее 50 см, и желательно, чтобы его оптическая ось совпадала с оптической осью поля зрения или быть чуть выше уровня глаз.

И не подумайте, что вам предлагают данные позапрошлого века, когда в ходу были электронно-лучевые мониторы-кинескопы в громоздких ящиках корпусов. Нет, речь идёт об ультрасовременных плазменных или LCD-дисплеях.

Сколько смотреть телевизор? Детям младшего возраста до первоклашек включительно – до 40 минут, тем же, кто старше 7 лет – от полутора до 3 часов в день с обязательными отвлекающими перерывами по 5-10 минут дважды в час. Рекламные паузы для этого вполне подойдут. Расстояние до телевизора рекомендовано не менее двух метров, и притом чем больше экран, тем дальше должен сидеть от него ребёнок.

Контраст между темнотой комнаты и ярко светящимся экраном абсолютно недопустим даже для взрослых, не говоря уже о детях, поэтому свет в комнате, где идёт демонстрация телепрограмм, обязательно должен быть включен. Устраивание в позе лотоса под самой тумбой с телевизором, со стаканчиком попкорна в руке, должно безжалостно пресекаться. Речь идёт о здоровье вашего ребёнка, вы не забыли?

Несколько подзабытая опция образования и самообразования, и честь и хвала вам, как родителям и вашему ребёнку, если он читает, притом не из-под палки. Но и тут есть подводные камни: нельзя читать как при недостатке освещения, так и наоборот – при очень ярком свете. Не рекомендуется также читать при нормальном свете у книги, но с темнотой вокруг, как это часто бывает в тёмной комнате с настольной лампой, ориентированной только на страницу с текстом.

Нужно взять за правило, что на 1 м.кв. поверхности стола должно падать освещение, эквивалентное 15-20 ваттам. Но лучшим освещением будет естественное, от большого окна – главное правильно сесть по нужную сторону от него (правило левши и правши)

Нельзя читать в транспорте – покачивание и вибрация транспортного средства неминуемо будут уводить участок чтения из поля зрения, глаз будет метаться за ускользающим текстом и мышцы глаза, как и мышцы, управляющие фокусирующим хрусталиком, быстро переутомятся.

  • Как минимум за три часа до отхода ко сну прекратить занятия с большим уровнем физической нагрузки и психоэмоционального возбуждения.
  • Обязательна прогулка на свежем воздухе, хотя бы одна длительностью до часа, и лучше ближе к вечеру(если, конечно, позволяют погодные условия)
  • Идеальный вариант – запись ребёнка в спортивную секцию, где исключены рывковые физические нагрузки (силовые виды спорта, прыжки в высоту или в длину, хоккей, мотоспорт, все виды единоборств, бокс). Желательны циклические нагрузки. Это такие, когда совершаются одни и те же, хотя и разнообразные, движения в одной и той же последовательности. Бег, лыжный спорт и т.п. Цикличность, определённая ритмика как бы программируют организм и глаза на повышение выносливости.
  • Следует обеспечить полноценный сон: в тишине, в затеняемом плотными жалюзи или портьерами помещении.

Польза и необходимость занятий физкультурой, их пропаганда стали настолько «общим местом», что многие родители отмахиваются от необходимости проводить физические упражнения вместе с детьми. Они или не знают, или намеренно игнорируют тот факт, что деревенские дети, которые за компьютером и учебниками проводят не меньше времени, чем их городские сверстники, в плане физического здоровья и по части остроты зрения далеко их превосходят. Тому способствует сам деревенский уклад с его привычкой к труду на свежем воздухе с малых лет и чётко усвоенному также с малых лет пониманию, что здоровье неотделимо от движения и труда.

Донести эту истину и для воспитанников и учащихся физико-математических или лингвистических школ, где физкультура часто в загоне – задача родителей этих детей. Ну и, конечно, никуда не деться от личного примера: если у папы в 30 лет пивное брюшко, очки в минус 7 диоптрий и он дымит, как паровоз – что он может предложить в плане примера своему ребёнку?

Ею часто страдают младшие, до 10 лет, школьники. Для них повышенная нагрузка на глаза непривычна, как старшеклассникам в период подготовки к экзаменам – когда приходится часами идет перед экраном компьютера или читая учебники и конспектируя их). Глаза в этих условиях быстро устают, острота зрения, особенно при попытке разглядывания отдалённых предметов, падает. У человека неподготовленного к такой ситуации возможна даже паника от резкого падения зрения.

Но ложная близорукость не является необратимой вещью: как только нагрузка на глаза спадает, в чём можно убедиться, отдохнув от занятий 30-40 минут – острота зрения тут же возвращается. Но это симптом уже запредельной усталости, организм даёт вам сигнал, что нужен немедленный отдых!

  • Если началась миопия или есть предпосылки к её возникновению, нужно обеспечить питание с обилием витамина А — масло сливочное, печень говяжья или телячья, яйца, сыр и овощи.
  • Из ягод – незаменима черника, которую сейчас можно купить в крупных магазинах круглый год.
  • Витамин С поставит организму шиповник, цитрусовые и сладкий болгарский перец. Растительные масла, молочные продукты, овсянка и ржаной хлеб добавят в рацион витамин Е. Незаменимы в рационе также и орехи: кешью, грецкие, фундук, арахис.
  • А кабачки, баклажаны, укроп, петрушка и кукуруза добавят нужные для здоровья сетчатки глаза зеаксантин и лютеин.
  • Прекрасно, если ваш ребёнок приучен к употреблению морепродуктов. Морской окунь, угорь, хек, треска, минтай (прекрасная рыба, если её правильно приготовить!), креветки, кальмары, гребешки и мидии принесут молодому организму так нужные ему не только белки, но и биологически-активные вещества, присущие только морским обитателям. Среди них флавониды, отвечающие за прозрачность роговицы.
  • Каротин (или провитамин А), необходимый для остроты зрения. Он есть в моркови, красных и оранжевых перцах и помидорах, персиках, хурме, кураге и облепихе.
Читайте также:  Расслабляющие капли для глаз при близорукости

При необходимости, после осмотра, врач-офтальмолог может прописать также комплекс поливитаминов.

Осмотр у офтальмолога нужно проводить не реже одного раза в год. А при начавшемся ухудшении зрения и чаще. Вовремя назначенное лечение способно как затормозить, так и остановить патологические изменения в глазах. Лазерная коррекция же возможна только по достижении 18 лет, когда организм уже сформировался и прекратился рост мягких тканей головы.

Следите за чистотой рук ребёнка и пресекайте попытки потереть глаза немытыми руками – так можно занести в глаза опасные глазные инфекции, такие как конъюнктивит или трахома. В солнечную погоду летом или зимой (что часто бывает ещё актуальнее!) приучите ребёнка носить солнцезащитные очки – ультрафиолетовый ожог сетчатки вещь не менее опасная, чем занесённая в глаза инфекция.

Одна из важнейших функций глаз – так называемая аккомодация. Это возможность и умение глазных мышц фокусироваться на предметы, попадающие в поле зрения на близком и дальнем расстоянии. Возникает она не сразу, являясь плодом долгих спонтанных тренировок и просто созревания этой способности со временем.

У детей от 2-х до примерно 4-5 лет аккомодация развита очень слабо. Но именно в эти годы многие тщеславные родители начинают помощью новейших психологических и педагогических методик учить детишек чтению и письму – чтобы потом хвалиться перед такими, как они, любителями «понтов». Да, дети часто вполне готовы в таком возрасте к усвоению грамотности, умению писать и читать. Но нагрузка на зрение при чтении и письме, необходимость не только фокусировать глаза на определённый объект, но и ещё водить зрачками вправо-влево, сохраняя фокусировку на странице книги или листе тетради – задача для ребёнка 3-4 лет оказывается непосильной.

Итог – резкое падение диоптрийного зрения, раннее развитие близорукости. Притом необратимой. А ведь мало кто задумывается о социальном аспекте этой болезни: есть перечень профессий и должностей, где 100% зрение – одно из главных требований. В гонке за сиюминутной славой среди таких же тщеславных, родители лишают своих детей возможного интересного будущего.

Кроме очков из стекла или пластика, а также контактных линз, улучшить зрение могут и специальные комплексы упражнений для глаз.

То, что мы вам предложим, должно превратиться в ежедневный ритуал – настолько серьёзно нужно подойти к его исполнению этого комплекса. Упражнения простые, не займут много времени, но действенность их просто фантастическая! По крайней мере, без этих упражнений прогноз по близорукости становится гораздо менее благоприятным.

  1. Нужно представить перед собой, на расстоянии примерно полутора-двух метров, большой, диаметром метра полтора, круг. Нужно пробежаться взглядом по этому кругу сначала по часовой стрелке, потом против неё.
  2. Медленно двигать зрачками. Начала в стороны, затем в пол-в потолок. Потом это же упражнение проделать с закрытыми глазами, также в стороны и вверх- вниз.
  3. Перескакивать взглядом с предмета примерно в полуметре от вас на находящийся в отдалении. Как вариант делать это лёжа у окна, смотря то на облака, то на пальцы вытянутой перед собой руки.
  4. Часто моргать около минуты, не фокусируя взгляд ни на чём конкретном.
  5. Крепко зажмуриться, потом открыть глаза и посмотреть на горизонт.

Специальный комплекс упражнений для девочек возраста 12-14 лет, у которых близорукость в пределах 3-6 диоптрий, и на этом основании они получили освобождение от общефизкультурных занятий. В эти годы формируется женский организм с его особенностями, и комплекс призван укрепить чисто «женские» мышцы, особенно таза и пояса.

  1. Ходьба на пятках и носках попеременно от полминуты до минуты, с ритмичным, без сбоев, дыханием.
  2. Потягивание. Поднять руки вверх при одновременном глубоком вдохе. Выдох при опускании рук. При вдохе глаза поднять (не задирая головы), при выдохе глаза опускать вниз, рассматривая носки обуви. Упражнение повторяется 6-8 раз.
  3. Ноги вместе, руки опустить. Медленно поднимая руки, свести их ладонями над головой. Потянуться всем телом вслед за руками – вдох. Опустить руки – выдох, принятие исходного положения. Сопровождать взглядом большой палец сначала правой руки, потом левой. Повторить 8 раз.
  4. Положить руки на поясе или сложить их за головой. Как вариант – развести в стороны на ширине плеч. Прогнуть спину, наклониться вперёд, потом вернуться в исходное положение. При наклоне – выдох. В нижней точке наклона делать пружинистое покачивание.
  5. Руки на поясе, ноги пятками вместе. Стоя на одной ноге, сгибать другую в колене и отводить её назад, стараясь достать пяткой ягодицу.
  6. Присесть 3 раза на носках, 3 раза на всю площадь стоп.
  7. Тренировка мышц живота и одновременно – глаз: удобно лечь на спину на ровную упругую поверхность, раскинуть руки и широко разводить и сводить, скрещивая, ноги. Выполняя махи, неотрывно смотреть, провожая взглядом, на кончик большого пальца сначала правой, потом левой ноги. Повторить 6-8 раз.
  8. Согнуть ноги в коленях и подтянуть к груди — выдох. Распрямить – вдох, не отрывая взгляд от коленей. Повторить 6 раз.
  9. Упражнение выполняется с ассистентом, подающим мяч: из исходного положения лёжа на спине захватить резиновый мяч ступнями, перебросить его через себя, не выпуская мяч из поля зрения. Делается 10-12 раз.
  10. Броски мячика в стену или в цель, или партнёру. Мяч из вида не упускать.

В выходные дни полезны дыхательные упражнения в лесу, в большом, изолированном от центральных улиц, городском парке.

Для девочек возрастом меньше 12 лет и нагрузка должна быть меньше.

По окончании занятий замерить пульс. 110-120 ударов свидетельствуют о малой, недостаточной или слишком растянутой во времени нагрузке. 140-150 ударов – нагрузка средняя. Учащение пульса до 150-170 говорит о том, что нагрузка была правильной. Но это касается только детей без пороков сердца или дыхания, так что будьте осторожны.

  1. Надеть прописанные очки и встать от окна в 40-50 см. На уровне глаз поставить на стекле метку размером 5-8 мм.
  2. Посмотреть на метку, а потом перевести взгляд на далёкий предмет на одной линии с этой меткой. Фиксировать взгляд попеременно на метке и на отдалённом предмете в течение 5-7 секунд. Упражнение повторять по 2 раза в день в течение месяца. Если аккомодационная способность глаз за это время не нормализуется, вернуться к выполнению упражнения через 10-12 дней, продолжать до появления положительного результата.
  3. Первые два дня занятия должны быть длительностью не более 3 минут. Следующие два дня – уже можно заниматься тренировкой 5 минут. Во все последующие дни – по 7 минут. Положительные результаты будут обязательно!
  4. После положительных сдвигов хорошо заняться игрой в пинг-понг. Быстрое прыганье целлулоидного мяча взад-вперёд и вправо-влево при соответствующих подачах ещё лучше разовьёт цилиарные мышцы глаза и поможет остановить прогрессирующую близорукость, если она к тому времени имела место. Хотя участия в соревнованиях, если степень миопии уже от минус 6 единиц, лучше избегать – учителя физкультуры в школах имеют на то соответствующие инструкции и полномочия. Но самостоятельные или под руководством учителя занятия спортом нужно продолжать.
  5. Кроме игры в настольный теннис, хорошо помогут в исправлении близорукости т.н. «штрафные» броски мячом в баскетбольную корзину ( прекрасный метод координации движений и оценки на глаз расстояния до объекта, соизмеримое с силой броска), верхние и нижние подачи в волейболе. Хорошо помогают также езда на велосипеде летом, лыжах зимой, пеший туризм, только исключением больших тяжестей в рюкзаке.

источник

Правильное распределение в течение дня занятий и отдыха в соответствующих норме санитарно-гигиенических условиях, отведение достаточного времени для прогулок и спорта, нормального сна создают оптимальные условия для работы органа зрения, благотворно влияют на организм и являются мерами профилактики близорукости. Также необходимо ежегодно проверять остроту зрения, следует следить за правильной посадкой во время чтения, письма.

Для профилактики близорукости необходимо:

соблюдать правильный режим освещения;

чередование зрительных и физических нагрузок;

делать гимнастику для глаз;

проходить офтальмологическую диагностику не реже одного раза в шесть месяцев;

питаться по сбалансированному меню, включающему белок, витамины и микроэлементы, такие как Zn, Mn, Cu, Cr и др.;

а также помнить, что глаза отдыхают при просмотре вдаль.

Академик Ю. А. Утехин разработал гимнастику «Зоркость». Научная подоснова гимнастики «Зоркость» в том, что два открытых глаза не могут работать центрами сетчаток одновременно, так как это вызвало бы двоение. Поэтому один глаз неизбежно перестает работать центром сетчатки, что вызывает снижение общей остроты зрения. В некоторых случаях оба глаза не работают центрами сетчаток. Соответственно если читать то одним, то другим глазом попеременно, то работающий глаз устанавливает свою сетчатку именно центром, ибо второй глаз ему не мешает.

Прежде всего необходимо отметить, что очки для выполнения упражнений должны быть слабее обычных очков на 3 диоптрии для детей и 2,5 диоптрии для подростков и взрослых. Если близорукость находится в пределах от 2,5 до 5 диоптрий, то заниматься гимнастикой «Зоркость» можно вообще без очков. Продолжительность чтения одним глазом подбирается индивидуально — от 15 до 30 минут, затем включается второй глаз, а первый выключается. Такое чтение можно продолжать несколько часов подряд. При этом одна из линз прикрывается подвижной шторкой из бумаги. Удобнее, конечно, заказать две пары одинаковых очков и, заклеив лейкопластырем правую линзу на одних очках и левую на других, менять очки в процессе тренировки. Глаз с большей степенью близорукости нужно тренировать дольше и активней, например, читая им 30 минут, а лучшим — 15. Чтобы повысить эффективность тренировок, нужно через каждые пять минут чтения 2-3 раза приблизить книгу от дальнейшей точки чтения на 10-15 см к глазу на очень короткое время. При этом не забывать продолжать активное чтение во время плавного приближения и кратковременного нахождения книги вблизи. Таким образом осуществляется своебразный массаж хрусталиковой мышцы, уменьшающий усталость. К такому режиму чтения следует привыкнуть и сделать его автоматическим. Для книги лучше использовать подставку, а освещение ее должно быть хорошим — лампой не менее 60-100 ватт с непрозрачным абажуром. Положительный эффект от таких упражнений вы почувствуете быстро. В начале тренировок максимальное расстояние от глаза до текста обычно составляет примерно 30 см. Постепенно зрение начнет улучшаться, и это расстояние увеличится.

Большое значение имеет самоконтроль: дважды в месяц нужно измерять максимальное расстояние, с которого вы еще разбираете текст без очков одним глазом — отдельно для правого и левого глаза — и записывать результаты в дневник. Чтобы данные были сопоставимы, при замерах пользуйтесь одним и тем же текстом при одинаковом освещении. Как только расстояние от глаза до книги в очках для тренировок превысит 38-40 см, значит пора идти к врачу, дабы сменить очки на более слабые.

Рассмотрим подробнее условия, необходимые для поддержания остроты зрения.

Условия учебной работы. Врачами-гигиенистами доказано, что все зрительные функции (острота зрения, контрастная чувствительность и др.) резко снижаются в условиях плохой освещенности. Наиболее благоприятной для работы зрительного анализатора является естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 лк. Основные гигиенические требования, предъявляемые к освещению, включают достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности. В солнечные дни избыток солнечных лучей создает на рабочем месте солнечные блики, слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от прямых солнечных лучей можно пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи. В пасмурные дни и осенне-зимний период, как правило, естественного света не хватает, поэтому для обеспечения оптимальной освещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение. Искусственными источниками света могут служить лампы накаливания и люминесцентные лампы. Согласно утвержденным нормам освещенность рабочих поверхностей лампами накаливания не должна быть меньше 150 лк, люминесцентными лампами — 300 лк.

Письменный или рабочий стол лучше всего поставить у окна, чтобы свет падал или прямо на стол, или слева (если стол стоит торцом к окну), иначе на рабочую поверхность будет падать тень от правой руки, и она окажется затемненной.

Таким образом, освещение рабочего места должно быть достаточным по уровню, мягким, без резких бликов и теней, ровным, приятным для глаз. Ярко-красные прозрачные абажуры быстрее утомляют глаза, чем матовые, зеленого или желтого цвета.

Физические упражнения. При чтении, письме, рисовании, конструировании, выполнении столярных и слесарных работ, помимо достаточной освещенности, соответствия мебели росту, правильной посадки за столом, очень важно соблюдать чередование этого вида деятельности с активным отдыхом, т. е. переключением на физические упражнения. Упражнения следует проводить через каждый час напряженной зрительной работы в течение 10—15 мин, лучше на свежем воздухе вне зависимости от времени года и погоды. Физическая нагрузка улучшает вентиляцию легких, кровоснабжение сердечной мышцы, вовлекает в динамическую работу различные группы мышц, уставшие от статической (сохранение неподвижности) позы, и в то же время расслабляются мышцы глаз, особенно при взгляде вдаль. Если выбежать на улицу на 10— 15 мин не удается, то при открытой форточке, фрамуге можно сделать несколько физических упражнений, постоять у окна, глядя вдаль.

Рабочая поза. Когда человек сидит он испытывает постоянную статическую нагрузку, связанную с длительным сохранением правильного положения тела и головы. Статическое усилие более утомительно, чем динамическое. Утомление мышц, удерживающих тело в равновесии при сидении, развивается довольно быстро, так как этим мышцам почти беспрерывно приходится противостоять действию силы тяжести, стремящейся вывести тело из равновесия. Неправильную поза, став привычной, закрепляется и приводит к мышечной асимметрии (одно плечо выше другого), нарушению осанки, а иногда и к искривлению позвоночника. Кроме того, наклоняясь из-за усталости близко к книге, увеличивается нагрузка на зрение, что способствует развитию близорукости.

Правильной посадкой при сидении считается такая, при которой туловище находится в вертикальном положении, голова слегка наклонена вперед, плечевой пояс горизонтален и параллелен краю стола, руки свободно лежат на столе, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и опираются всей ступней на пол или подставку, спина опирается в поясничной своей части на спинку стула.

Весьма существенным фактором является расстояние между глазами и рабочей поверхностью книги, тетради. Оно составляет 30—35 см (при прямой посадке глаза от книги должны быть удалены на расстояние согнутой в локте руки).

При утомлении органа зрения это расстояние уменьшается и вырабатывается, как говорят врачи офтальмологи, навык низко склоненной головы. Обнаружена прямая связь между степенью выраженности наклона головы при чтении и письме и нарушением зрения.

Просмотр телевизора. Как всякая зрительная работа, просмотр телепередач может привести к утомлению, особенно если проводится в неблагоприятных условиях. Напряжение зрения объясняется не какой-то особой спецификой телевидения, а скорее тем, что в течение дня к органу зрения предъявляются большие требования, и ежедневный просмотр телепередач может стать дополнительной нагрузкой на зрение.Для предупреждения утомления и зрительного напряжения при просмотре телепередач очень важны три условия: расстояние от зрителя до телевизора, освещение в комнате, качество изображения на экране.

Экспериментальные исследования показали, что наибольшее утомление и напряжение зрения у людей возникает при слишком близком расположении к экрану телевизора. Следует расположиться на кресле, стуле на расстоянии не ближе 1—2 м от черно-белого телевизора и 2—3 м от цветного. Сидеть дальше 5—5,2 м от телевизора не рекомендуется. Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего человека или чуть ниже.

Читайте также:  Витаминные капли для глаз для улучшения зрения при близорукости

Чтение. При чтении зрительное восприятие текста представляет собой быстрое различение очень большого числа мелких деталей. Глазам во время чтения приходится проделывать колоссальную работу, связанную с рассматриванием текста и с необходимостью движения глаз вдоль строки и от строки к строке. В работу включается аккомодационная мышца глаза и одновременно напрягаются внутренние прямые мышцы глаз, которые поворачивают глазные яблоки.

Движение глаз вдоль строки осуществляется с помощью остальных глазодвигательных мышц. При этом многочисленными исследованиями физиологов и психологов установлено: движение глаз по строке происходит не плавно и непрерывно, а скачками, после которых следует остановка.

Таким образом, чтобы избежать зрительного утомления при чтении, очень важно соблюдать следующие правила:

освещенность рабочего места должна быть хорошей (не менее 150 лк);

длительность непрерывной зрительной работы должна быть ограничена;

необходимо следить за правильной позой при чтении, исключающей значительное зрительное напряжение;

люди, имеющие близорукость, должны делать более частые перерывы, во время которых необходимо выполнять специальные упражнения, расслабляющие мышцы глаза, рекомендованные им врачом.

источник

Миопией страдает каждый третий житель планеты. Частота близорукости среди населения России и стран СНГ не только не имеет тенденции к снижению, но и повсеместно увеличивается.

Около трети учеников младшей школы страдают близорукостью и носят очки. Профилактика близорукости необходима для сохранения хорошего зрения.

Если посмотреть на учеников начальной школы, то, как минимум, треть из них будет носить очки. Зрительные нагрузки в школе, всевозможные компьютеры и гаджеты, провоцируют прогрессирование этого заболевания. А вместе с тем, как вы понимаете, растет и число серьезных осложнений, которые напрямую связаны с близорукостью.

Именно поэтому, профилактика близорукости становится важнейшим инструментом в борьбе с ее осложнениями и сохранением хорошего зрения.

При сильных нагрузках на близком расстоянии мышцы глаз находятся в постоянном напряжении, провоцируя рост глаза в длину, тем самым, увеличивая близорукость

Приводим вам ряд конкретных действий, которые необходимы для профилактики миопии у детей с раннего возраста:

  • Первые детские книги должны быть с крупными и четкими картинками, что позволяет избежать зрительного напряжения.
  • Комната ребенка должна быть светлой и хорошо освещенной. Нельзя допускать, чтоб ребенок играл с мелкими предметами, рассматривал картинки или рисовал при слабом освещении.
  • Приучайте ребенка писать, рисовать сидя за столом. При этом обязательно следите за осанкой ребенка. Расстояние от глаз до стола должно быть не меньше, чем расстояние от локтя ребенка до его кисти. Освещение стола должно быть достаточным. Не экономьте на настольных лампах и настенных светильниках.
  • Телевизор не рекомендуется смотреть детям младше 3-х лет. Более страшим деткам разрешается смотреть телевизор не более 30 мин подряд. И расстояние до телеэкрана должно быть не меньше 3-х его диагоналей. Все эти правила касаются и компьютеров.
  • Первые книги для самостоятельного чтения должны быть с крупным шрифтом. Не приучайте ребенка читать лежа и сами не подавайте дурной пример. Если очень хочется почитать перед сном, сядьте в кровати, подложив что-нибудь под спину. Важно, чтоб расстояние до книги было 33-35 см.
  • Не первом году жизни окулист должен осмотреть ребенка в первые три месяца жизни, затем в 6 и 12 месяцев. В годик ребенка обследуют с обязательным расширением зрачков и определением истинной рефракции. Детям из группы риска (миопия у близких родственников, ретинопатия недоношенных и т.д.) возможно потребуются более частые визиты к специалисту.
  • Важно и правильное питание для профилактики близорукости – для глаз полезны витамины А, С, каротин и кальций, содержащийся в молочных продуктах.

В профилактике близорукости важную роль играет создание комфортных условий для работы и учебы, а также, чередование зрительных нагрузок с отдыхом

Аккомодация – это процесс, позволяющий глазам фокусироваться на предметах, расположенных как на далеком, так и на близком расстоянии.

При значительной зрительной нагрузке аккомодационные мышцы находятся в постоянном напряжении. Развивается так называемый спазм аккомодации, который проявляется снижением зрения вдаль, имитируя появление или усиление близорукости. Если вовремя не снять спазм аккомодации, то постепенно развивается истинная близорукость.

Упражнения и гимнастику для глаз можно выполнять для профилактики близорукости прямо на рабочем месте.

Существует ряд упражнений для тренировки аккомодации и профилактики развития близорукости, выполнять которые можно даже сидя на рабочем месте. Например, можно рисовать в воздухе глазами различные геометрические фигуры. Наиболее популярна и проверена временем гимнастика для глаз, разработанная известным офтальмологом, профессором С.Э. Аветисовым. Подробнее об этом комплексе упражнений читайте в нашей статье «Гимнастика для глаз».

Важно знать, что гимнастика для глаз будет эффективной, если ее выполнять регулярно – как минимум дважды в день по 3-5 мин.

Здоровый образ жизни и активные виды спорта являются важным фактором в профилактике близорукости, особенно бег, плавание и велосипед.

Офтальмологи очень рекомендуют виды спорта, наиболее подходящие людям, страдающим с близорукостью или в качестве профилактики:

  • Плавание
  • Велосипед
  • Бег
  • Фитнес

Виды спорта, которые связаны с подъемом больших тяжестей, напротив, увеличивают риск развития и прогрессирования миопии.

Виды спорта, связанные с постоянным сотрясением головы, например, единоборства, прыжки в воду и т.п., значительно повышают риск развития осложнений близорукости, таких как разрывы и отслойка сетчатки. Вот почему очень важно вовремя проходить регулярные профилактические осмотры при близорукости у врача, включающие осмотр сетчатки с широким зрачком.

источник

ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РАЗВИТИЯ И ПРОГРЕССИРОВАНИЯ БЛИЗОРУКОСТИ

Правило 1. Любое зрительное напряжение (чтение, рисование, сборка конструктора) должно чередоваться с активным отдыхом (играми, физическими упражнениями).

Правило 2. Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть не менее 30-35 см. (Оно равно примерно длине руки от локтя до кончиков пальцев). Такое расстояние не требует значительного напряжения зрения и позволяет сидеть не наклоняясь. При чтении за столом, всегда нужно использовать подставку для книг.

Правило 3. Место для занятий должно быть достаточно освещено, находиться у окна, в вечернее время освещение рабочего места лампой не менее 60 ватт с непрозрачным колпаком. Свет должен падать с левой стороны для правшей, для левшей наоборот, освещать только рабочую поверхность, оставляя глаза в тени. Свет всегда должен быть мягким, не бьющим в глаза, но равномерно освещающим место занятий. Свет над классной доской (500 люкс) при занятиях всегда должен гореть. Окна в классах не должны быть закрыты занавесками и цветами.

Правило 4. Правильное положение ребенка при работе за компьютером:

Не сутулиться.
Не сидеть, положив ногу на ногу.
Сохранять прямые углы в локтевых, тазобедренных, коленных, голеностопных суставах. При необходимости использовать подставку для ног.
При работе на клавиатуре не держать руки на весу.
Следить, чтобы спинка стула поддерживала нижнюю часть спины.
Отрегулировать высоту стола, кресла, угол наклона и высоту подставки монитора, с учетом того, что центр монитора должен быть на 10-20 см. ниже уровня глаз, а расстояние от глаз до монитора 45-70 см.

Правило 5. Делать перерыв в занятиях 5-10 минут через каждые 30 минут. При прогрессировании миопии необходимо, чтобы на каждые 20-25 минут зрительной работы приходилось не менее 5 минут отдыха. При близорукости выше 6.0 диоптрий целесообразно сократить время непрерывной зрительной работы до 15 мин, а время отдыха увеличить до 10 мин.

Правило 6. Не рекомендуется читать / играть лежа, особенно на боку, так как в положении лежа нарушается правильная освещенность, чтение лежа способствует растяжению заднего полюса глаза. При чтении на боку глаза располагаются на разном расстоянии до рассматриваемого объекта, что приводит к зрительной утомляемости.

Правило 7. Нельзя читать при плохом освещении, в транспорте. Неустойчивое положение книги при движении транспорта затрудняет чтение, побуждает приближать текст к глазам, что способствует их быстрому утомлению.

Правило 8. Необходимо ограничить время, которое ребенок проводит у телевизора. Расстояние до экрана телевизора должно быть не менее 2,5 м. Чем младше ребенок, тем меньше времени он должен проводить у телевизора. Для детей 3-4 лет оно должно быть ограничено 15-20 минутами, 5-6 лет — не более 30 минут, до 14 лет — не более 1,5 часа, для школьников старших классов — не более 2 часов непрерывной зрительной работы. Комната при этом должна быть освещена.

Правило 9. Применять простое правило «20 — 20 — 20»: через каждые 20 минут работы за компьютером в течение 20 секунд моргать обоими глазами 20 раз. Такое упражнение существенно улучшает кровоток и облегчает работу глазных мышц.

Правило 10. Для тренировки остроты зрения, необходимо носить 1-2 раза в день по 30 минут очки с дырочками (перфорационные, очки-тренажеры), или смотреть в них телевизор, можно одевать их при работе с компьютером.

Правило 11. При работе в очках необходимо снимать их при чтении или письме вблизи и надевать их снова при зрительной работе вдаль (работа с доской и т.д.). Это обеспечивает правильную работу мышц глаз (при близорукости до – 3,0 диоприй).

Правило 12. Очки для дали должны быть подобраны с таким расчетом, чтобы каждый глаз видел лишь шесть-семь верхних строк проверочной таблицы, что соответствует 70-100 % зрения. Носить очки для дали следует постоянно, работать ВБЛИЗИ В НИХ НЕЛЬЗЯ!

Очки для работы подбираются индивидуально в зависимости от степени близорукости наличия астигматизма. Очки для работы подбираются для взрослых на 2,5 диоптрии меньше коррекции для дали, а для детей – на 3диоптрии меньше. При наличии астигматизма сферический компонент уменьшается на 2,5диоптрии, а астигматическая коррекция подбирается для работы вблизи.

Главное назначение очков — оптическая коррекция. Важнейшее их качество — чистота линз.

Правило 13. Необходимо исключить зрительные нагрузки за полчаса до сна, т.к. доказано, что спазм аккомодации во время сна не проходит.

Правило 14. Проводить тренировку на удаление текста от глаз (гимнастика «Зоркость»). Гимнастика выполняется попеременно левым и правым глазами. Для этого одну линзу очков прикрывают «шторкой» из бумаги или ткани. Заниматься гимнастикой следует именно в процессе труда, а не просто в отведенное для этого время. Если близорукость до 4 диоптрий, гимнастикой можно заниматься без очков. Если у учащегося близорукость одного глаза сильнее, чем другого, то и тренировать глаз с более выраженной близорукостью нужно дольше. Линия зрения при чтении и письме должна быть перпендикулярна середине плоскости страницы. Лучше выполнять тренировки со специальной подставкой для книг. Выполнять утром и вечером (см. гимнастику для глаз «Зоркость»).

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ «ЗОРКОСТЬ»

Одним из безусловных рефлексов, выработанных в процессе развития человеческого глаза, является тот факт, что импульс на аккомодацию (рассмотреть) и конвергенцию (свести зрительные оси), один. Поэтому, когда мы рассматриваем предмет вблизи, мы аккомодируем и конвергируем одновременно. При работе одним глазом выключается процесс конвергенции, пропорционально разгружается аккомодация, следовательно, зрительные нагрузки снижаются наполовину.

При близорукости от 2,5 до 4,0 диоптрий гимнастикой «Зоркость» можно заниматься без очков.

Если близорукость выше, в очках необходимо выполнять все зрительные нагрузки вблизи при хорошем освещении (лампа 60-75 ватт) на максимальном расстоянии и попеременно левым и правым глазами по 20-30 минут каждым. Прикрывать неработающий глаз можно шторкой из бумаги или другого материала. Упражнение лучше делать с подставкой для книг, укрепленной на высоте 15-20 см.

Вначале текст отодвигается на такое расстояние, когда видно плохо, но читать еще можно. Через какое-то время шрифт текста становится более четким, и тогда подставку с книгой можно отодвинуть еще на несколько миллиметров. Это упражнение надо делать в течение 5 минут. Затем, для того чтобы мышцы немного отдохнули, текст медленно приближается на максимально близкое расстояние на 2-3 минуты.

В начале тренировок расстояние от глаза до текста обычно не превышает 30 см. В процессе тренировок это расстояние следует довести до 40-45 см. Обычно на это уходит от одного до трех месяцев. Контролировать расстояние можно самому, соблюдая одни и те же условия: освещение (лампа 60-75 ватт) и одинаковый шрифт (газетный).

Расстояние измеряется линейкой от наружного угла глазницы до текста. Для самоконтроля рекомендуется делать ежедневные записи с указанием даты и расстояния. Если близорукость глаз неодинакова, то худший глаз придется тренировать дольше.

Задача заключается в том, чтобы максимальное расстояние до текста для обоих глаз стало бы одинаковым. Следует обратить внимание на то, что в таких случаях, читая двумя глазами, необходимо вести контроль расстояния до текста по худшему глазу.

Как только расстояние достигнет 40-45 см, необходимо проверить зрение у врача и выписать более слабые очки. У некоторых (по разным причинам) это расстояние сразу превышает 40 см. В этом случае необходимо, поработав 1-2 недели, срочно обратиться к лечащему врачу для уменьшения коррекции.

При очень высоких степенях близорукости и при осложненной миопии, разрешить заниматься гимнастикой может только лечащий врач.

Практика показала, что при занятиях гимнастикой «Зоркость» близорукость стабилизируется, а в некоторых случаях и уменьшается. Если же начать тренироваться тогда, когда близорукость только началась (промиопия), можно добиться таких результатов, когда очки будут просто не нужны.

А.П. Цамерян, врач офтальмолог-оптометрист высшей категории, к.м.н. Академик Академии медико-технических наук РФ

источник

Близорукость (офтальмологи называют ее словом миопия) – это нарушение зрения, при котором ухудшается способность различать удаленные предметы. Миопия даже небольшой степени причиняет дискомфорт и требует оптической коррекции, а сильная – заметно ухудшает качество жизни. К счастью, есть способы профилактики близорукости, которые помогут предотвратить ее появление и развитие.

При сильной близорукости человек не различает даже предметы на другом конце комнаты. При низком зрении приходится постоянно носить очки или линзы, либо решаться на операцию, которая стоит дорого и несет определенные риски. Поэтому лучше вовремя уделить время и внимание профилактике близорукости, чем потом искать пути решения возникшей проблемы. Врачами разработаны рекомендации, соблюдая которые, можно свести к минимуму риск ухудшения зрения. Профилактика миопии доступна каждому, нужно только не забывать о ней и не преуменьшать ее значение.

Очень остро стоит проблема ухудшения зрения у детей. Согласно статистике, за период школьного обучения процент учеников с разной степенью близорукости возрастает до 30%. Чаще всего миопия развивается именно у школьников. Это связано с очень высокой нагрузкой на глаза, которую испытывают дети в этот период. Очное обучение и выполнение домашних заданий занимают большую часть дня ребенка, и все это время его зрительный аппарат находится в напряжении.

После 18 лет рост глаза замедляется и постепенно прекращается, а вместе с ним останавливается и развитие близорукости. Во взрослом возрасте миопия начинается значительно реже.

Если не допустить ухудшения зрения до совершеннолетия, то велика вероятность, что «единица» сохранится до пожилого возраста, поскольку риск появления миопии в зрелости уже значительно меньше. Поэтому профилактика близорукости у детей и подростков особенно актуальна.

Родителям стоит уделять внимание несложным мерам по предотвращению патологии, начиная с самого раннего возраста детей.

Профилактика близорукости у детей имеет особое значение, как база для хорошего зрения в будущем. Различные меры применяются для детей разного возраста, поскольку в каждом периоде есть свои физиологические особенности и меняющиеся факторы окружающей среды.

Начинать заботиться о здоровье зрения малыша нужно еще до его рождения, в период беременности. Особенно важно это делать, если есть наследственный риск близорукости (один или оба родителя имеют данную патологию).

Для этого будущей маме нужно:

  • принимать фолиевую кислоту, которая входит в состав витаминных комплексов для беременных;
  • следить за поступлением в организм различных форм витамина B;
  • отказаться от алкоголя и табака в обязательном порядке;
  • не допускать воздействия рентгеновских лучей в период беременности.

Соблюдая эти рекомендации, можно снизить риск развития миопии у будущего ребенка.

После рождения необходимо принимать следующие меры по защите зрения малыша. Необходимы три обязательных визита к детскому офтальмологу в течение первого года жизни ребенка: в конце третьего месяца, затем в 6 месяцев и в годовалом возрасте. Если один или оба родителя имеют близорукость, врач может назначить дополнительные осмотры, пренебрегать которыми нельзя, поскольку важно динамическое наблюдение за ростом глазного яблока младенца.

Читайте также:  Внутричерепное давление и близорукость

Особое внимание следует уделить освещению в детской комнате. Нельзя допускать, чтобы малыш играл, рисовал или рассматривал книжки при недостаточном уровне освещенности, поскольку это увеличивает нагрузку на зрительный аппарат. Также во избежание зрительного утомления рекомендуется не показывать ребенку мультфильмы и не разрешать смотреть телевизор до трех лет, а детям старше трех лет ограничивать время просмотра 30 минутами.

Для школьников список рекомендаций увеличивается, поскольку нагрузка на глаза у них в разы больше, чем у дошколят. Вот памятка для профилактики близорукости у детей, которые учатся в школе:

  1. Правильно организованное рабочее место. Стол и стул должны быть подобраны по росту, чтобы ребенок мог сидеть с прямой спиной. Освещение должно быть достаточным, но не слишком интенсивным.
  2. Чтение с минимальной нагрузкой на глаза. Первые книги должны быть с крупным и четким шрифтом. Ребенка необходимо приучить к тому, что нельзя читать лёжа, особенно на боку. Огромное значение для предотвращения развития глазной патологии имеет поза и осанка.
  3. Письмо и рисование за столом. Как рисовать, так и писать ребенок должен только за рабочим столом в правильной позе с ровной осанкой. Расстояние от глаз до листа должно быть не менее 35 см.
  4. Смена деятельности. Нельзя допускать слишком длительной работы с фокусом зрения на близких предметах. Необходимо делать перерывы на активную деятельность, в том числе прогулки и подвижные игры.
  5. Спорт. Физическая активность, особенно на свежем воздухе, является отличной профилактикой близорукости.
  6. Регулярные визиты к офтальмологу для контроля состояния глаз школьника.

Этот комплекс мер по профилактике близорукости должен войти в стойкую привычку у ребенка.

Полезные советы по профилактике миопии у детей можно найти в этом видео:

Существуют универсальные способы профилактики близорукости, которые подходят для всех возрастов с некоторыми нюансами. Это гигиена зрения, правильное питание, прием витаминов, массаж и специальная гимнастика для глаз.

Зрительной гигиеной называется адекватное дозирование нагрузки и избегание неадекватного напряжения глаз. Поскольку рекомендации по гигиене зрения у детей и подростков для профилактики близорукости рассказано выше, здесь мы перечислим советы для взрослых людей.

  1. Не читать лежа, в транспорте и при тусклом свете, расстояние от книги – не менее 35 см.
  2. Обеспечить хорошую освещенность, особенно на рабочем месте.
  3. Не рекомендуется смотреть телевизор при полностью выключенном свете. Расстояние до экрана – не менее, чем 3 диагонали экрана.
  4. Работа за компьютером: монитор не менее чем в 40 см от глаз, читаемые шрифты – 12-14, не менее 5 минут перерыва на каждый час непрерывной работы. Если близорукость уже имеется, то перерывы должны быть не менее 10 минут.
  5. Если работа подразумевает более 4 часов перед монитором в день или концентрацию на мелких предметах, нужно не менее раза в год профилактически посещать офтальмолога.

Профилактика миопии у детей и взрослых также обязательно включает в себя правильное питание. Оно должно быть обогащено продуктами, содержащими полезные для зрения вещества:

  • Белок: нежирные сорта мяса – говядина, баранина, индейка, а также рыба, морепродукты, яйца;
  • Овощи: капуста белокочанная и цветная, брокколи, помидоры, морковь, свёкла, тыква, болгарский перец;
  • Зелень: различные сорта салата, зеленый лук, петрушка, шпинат.
  • Молочные и кисломолочные продукты;
  • Фрукты и ягоды: любые цитрусовые, дыня, хурма, персики, абрикосы, облепиха, черноплодная рябина, черника, смородина;
  • Напитки: зеленый чай, свежевыжатые овощные и фруктовые соки, отвар шиповника, боярышника, черничный морс.

Нельзя забывать и про правильный режим питания: есть в одно и то же время каждый день и не переедать на ночь.

Для поддержания здоровья глаз рекомендуется следить за поступлением в организм полезных для глаз витаминов и микроэлементов. Один-два раза в год можно курсами принимать витаминные комплексы, поскольку в холодный сезон их поступление с пищей ограничено. Особенно важно принимать витамины для профилактики миопии у школьников, поскольку растущий организм требует поддержки. Важнейшими для зрения являются витамины А, С и группы В.

Для профилактики близорукости, как у школьников, так и у взрослых, очень эффективны специальные упражнения для глаз. Врачами разработано несколько эффективных комплексов, призванных расслабить перенапряженные мышцы глаз, а также направленных на тренировку аккомодации, то есть способности глаза фокусироваться на различных предметах как вблизи, так и вдали.

Освоив и запомнив простые упражнения, можно повторять их в свободную минуту даже на рабочем месте или в школе. Особенно актуальны для офисных работников и школьников упражнения для цилиарной мышцы, поскольку ее спазм приводит к ложной близорукости, которая может перейти в истинную.

Вот основной рекомендуемый комплекс упражнений, эффективных как для предотвращения появления, так и для замедления прогрессирования близорукости:

  • Круговыми движениями мягко помассировать пальцами веки закрытых глаз;
  • Сделать несколько движений глазами вверх-вних, вправо-влево, из угла в угол;
  • Поставить перед глазами палец, затем найти глазами удаленный предмет позади него и смотреть попеременно на палец и на предмет, не переводя глаз, а только меняя фокус зрения;
  • Крепко зажмуриться на 3-5 секунд несколько раз подряд.

Базовые упражнения для профилактики близорукости очень просты и доступны для освоения даже ребенку дошкольного возраста.

Профилактика миопии – важная составляющая здорового образа жизни, которая помогает сохранить такую важную функцию организма, как зрение. Следуя несложным советам, изложенным выше, можно сохранить острое зрение на всю жизнь. Чтобы узнать больше о здоровье глаз, подпишитесь на обновления сайта и будьте в курсе всех новостей в области лечения и профилактики глазных заболеваний.

источник

Зрение человека — процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой , и позволяющий получать представление о величине, форме и цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними.

Из-за большого числа этапов процесса зрительного восприятия его отдельные характеристики рассматриваются с точки зрения разных наук — оптики , психологии , физиологии , химии . На каждом этапе восприятия возникают искажения, ошибки, сбои, но мозг человека обрабатывает полученную информацию и вносит необходимые коррективы. Эти процессы носят неосознаваемый характер и реализуются в многоуровневой автономной корректировке искажений. Так устраняются сферическая и хроматическая аберрации, эффекты слепого пятна , проводится цветокоррекция , формируется стереоскопическое изображение . В тех случаях, когда подсознательная обработка информации недостаточна, или же избыточна, возникают оптические иллюзии .

В процессе эволюции светочувствительные рецепторы адаптировались к солнечному излучению, достигающему поверхности Земли и хорошо распространяющемуся в воде морей и океанов. Земная атмосфера имеет значительное окно прозрачности только в диапазоне длин волн 300—1500 нм . В ультрафиолетовой области прозрачность ограничена поглощением ультрафиолета озоновым слоем и водой, в инфракрасной области — поглощением водой. Поэтому на сравнительно узкую видимую область спектра приходится более 40 % энергии излучения Солнца у поверхности.

Глаз человека чувствителен к электромагнитному излучению в диапазоне длин волн 400—750 нм. Сетчатка глаза чувствительна и к более коротковолновому излучению, но чувствительность глаза в этой области спектра ограничивается низкой прозрачностью хрусталика, защищающего сетчатку от разрушительного действия ультрафиолета.

В глазу человека содержатся два типа светочувствительных клеток: высокочувствительные палочки и менее чувствительные колбочки . Палочки функционируют в условиях относительно низкой освещённости и отвечают за действие механизма ночного зрения , однако при этом они обеспечивают только нейтральное в цветовом отношении восприятие действительности, ограниченное участием белого, серого и чёрного цветов. Колбочки работают при более высоких уровнях освещённости, чем палочки. Они ответственны за механизм дневного зрения , отличительной особенностью которого является способность обеспечения цветового зрения.

В сетчатке глаза человека есть три вида колбочек, максимумы чувствительности которых приходятся на красный , зелёный и синий участки спектра. Ещё в 1970-х годах было показано, что распределение типов колбочек в сетчатке неравномерно: «синие» колбочки находятся ближе к периферии, в то время как «красные» и «зеленые» распределены случайным образом, что было подтверждено более детальными исследованиями в начале XXI века. Соответствие типов колбочек трём «основным» цветам обеспечивает распознавание тысяч цветов и оттенков. Кривые спектральной чувствительности трёх видов колбочек частично перекрываются, что способствует явлению метамерии . Очень сильный свет возбуждает все 3 типа рецепторов, и потому воспринимается, как излучение слепяще — белого цвета.

Близорукость — аномалия рефракции глаза, при которой фокус перемещается вперед, а на сетчатку попадает уже расфокусированное изображение. При близорукости дальнейшая точка ясного зрения лежит в пределах 5 метров. Близорукость бывает ложной и истинной. В легких случаях далекие объекты размыты, в то время как близкие остаются четкими. В случаях высокой близорукости происходит значительное снижение зрения. Начиная приблизительно с −4 дптр, человеку необходимы очки и для дали, и для близкого расстояния, в противном случае рассматриваемый предмет нужно подносить очень близко к глазам. Однако именно ввиду того, что для хорошей резкости изображения близорукий человек подносит предмет близко к глазам, он способен различать более мелкие детали этого предмета, чем человек с нормальным зрением.

В подростковом возрасте близорукость часто прогрессирует. Прогрессия близорукости иногда принимает злокачественную форму, при которой зрение падает на 2—3 диоптрии в год, наблюдается растяжение склеры, происходят дистрофические изменения сетчатки. В тяжелых случаях возникает опасность отслойки перерастянутой сетчатки при физической нагрузке или внезапном ударе. Остановка прогрессии близорукости обычно наступает к 25—30 годам, когда перестает расти организм. При стремительной прогрессии зрение к тому времени падает до −25 диоптрий и ниже, очень сильно калеча глаза и резко нарушая качество зрения вдаль и вблизи, причем такие отклонения очень тяжело поддаются полноценному исправлению оптикой: толстые очковые стекла создают сильные искажения и уменьшают предметы визуально, отчего человек не видит достаточно хорошо даже в очках. В таких случаях лучшего эффекта можно добиться с помощью контактной коррекции.

Профилактика нарушения зрения у детей важна в любом возрасте, ведь орган зрения развивается и взрослеет вместе с ребенком! Воспринимая световые раздражения от чрезмерных усилий и напряжения, глаза утомляются и снижают эффективность своей работы. Офтальмологи предупреждают, что регулярное перенапряжение может привести к спазму глазных мышц, в результате чего глаза перестают отзываться на смену фокусного расстояния. Среди причин нарушения зрения у детей – наличие хронических заболеваний, нерациональное питание, наследственная предрасположенность, высокая зрительная нагрузка, длительное статическое напряжение, проблемы с позвоночником, несоблюдение режима дня, сокращение длительности ночного сна, неправильная организация занятий в домашних условиях и в образовательных учреждениях. Основной причиной нарушения гигиены зрения у дошкольников является телевизор. Серьезную нагрузку на органы зрения детей дает чтение. Процесс заключается в движении взгляда по строке, при котором совершаются остановки для восприятия и осмысления текста. Не секрет, что в настоящее время наиболее актуальной проблемой работы с компъютером является его воздействие на зрение детей и подростков. Неприятные ощущения в области глаз, как ощущение усталости, дискомфорта в виде пелены перед глазами, неясных очертаний предметов наблюдаются в разное время у 40-92%, а ежедневно у 10-40% пользователей. Доказано, что утомление развивается через 30 мин непрерывной работы за компъютером у каждого третьего старшеклассника и у каждого второго ребенка 7-9 лет. У детей с пониженной остротой зрения коэффициент утомляемости возрастает почти в 4 раза.

Правила предупреждения близорукости у детей:

1) ограничивать зрительные нагрузки при пользовании компъютером : не допускать детей до 2-х лет к компъютерным играм и просмотру телепередач, сократить длительность работы за компъютером детям после 10 лет до двух часов в день, обеспечив достаточную дистанцию до монитора компьютера – 40-60 см;

2) ограничивать зрительные нагрузки при пользовании телевизором:

не смотреть ТВ в полной темноте, держать включенной неяркую лампу с рассеянным светом, расположенную вне поля зрения взрослых и детей, смотрящих телевизор;

исключить бесконтрольный просмотр детьми телепередач; обеспечить расстояние до телевизионного экрана не ближе 2-3 метров; ограничить время просмотра телепередач на уроках до 10 мин. – в 1 классе, до 20 мин. в 3-4 классах, до 25 мин. в 5-7 классах, до 25 мин. – в 8-11 классах.

3)Соблюдать гигиенический регламент проведения занятий :

выполнения домашних заданий для учащихся в 1 классе — до 1 ч, во 2-м — до 1,5 ч, в 3-4 классах — до 2 ч, в 5-6 классах — до 2,5 ч, в 7 классе — до 3 ч, в 8-11 классах — до 4 ч.;

продолжительность непрерывной учебной деятельности школьников не должна превышать 7-10 мин. для учащихся 1-4 классов, 10-15 мин. — для учащихся 5-11 классов.

4) соблюдать гигиену чтения: запрещается читать в темноте, читать, держа книгу на близком расстоянии, смотреть в монитор в темной комнате без дополнительного освещения, читать или играть в компьютерные игры во время движения транспорта ;

выбирать печатные издания, предназначенные для детей соответствующего возраста, с четким шрифтом на белой бумаге;

создать оптимальные условия освещенности на рабочем столе ребенка дома и в образовательном учреждении ;

обеспечить правильную посадку ребенка во время занятий: расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 30-45 см у учащихся 1-4 классов и не менее 30-45 см – у обучающихся 5-11 классов; строго запрещается читать лежа, сгорбившись и в движущемся транспорте, это вредно для зрения;

вести активный образ жизни: физические нагрузки должны соответствовать возрасту детей; необходимо достаточное, не менее 3-4 часов, пребывание на свежем воздухе.

5) питаться правильно: организация здорового питания предусматривает употребление продуктов с высоким содержанием витаминов А и С. Это творог, мясо, кефир, рыба, морковь, яблоки, курага, черника, смородина, лимоны;

соблюдать режим дня с чередованием труда и отдыха .

Гимнастика для сохранения остроты зрения

1)Навести фокус. Вытянуть большой палец левой руки перед собой на уровне глаз на расстояние примерно 40 см. На 5-10 сек. сфокусировать взгляд на своем пальце, затем, найдя вдалеке точку смотреть на нее также 5-10 сек., затем снова на палец и вновь на отдаленную точку. Повторить 7-10 раз. 2) 2)Снять напряжение. Поместить большой и средний пальцы одной руки по обеим сторонам носа ближе к глазам, а указательным нажать между бровями. Далее тремя пальцами делать круговые движения в течение 1 мин. Повторить 4 раза.

3)Выполнить упражнение «сон». Выполняется после каждого упражнения. Ребенок закрывает глаза, потирает ладони друг об друга и кладет их на лицо. Сидит так, глубоко дыша, 1-2 мин.

Комплекс упражнений для профилактики зрительного утомления:

Упражнения выполняются сидя, в удобной позе: позвоночник прямой, глаза открыты, взгляд устремлен вперед. Продолжительность занятий 3-5 минут .

1)Взгляд направить влево – прямо, вправо – прямо, вверх – прямо, вниз — прямо без задержки (от 3до 10 раз).

2)Взгляд смещать по диагонали: влево – вниз — вправо, вправо – вверх — прямо, вправо — вниз – прямо, влево – вверх — прямо и постепенно увеличивать задержки в отведенном положении, дыхание произвольное, но надо следить, чтобы оно не задерживалось (3-10 раз).

3)Совершать круговые движения глаз: влево и вправо, вначале быстрее, потом как можно медленнее (от 1 до 10 кругов).

4)Смотреть на кончик носа, затем вдаль (от 5 до 7 раз).

5)Смотреть на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, а затем вдаль (от 5 до 10 раз).

6)Смотреть прямо перед собой пристально и неподвижно, стараясь видеть более ясно, затем моргнуть от 5 до 7 раз.

7)Массировать веки глаз, мягко поглаживая их указательным и средним пальцами в направлении от носа к вискам. Или: глаза закрыть и подушечками ладони, очень нежно касаясь проводить по верхним векам от висков к переносице и обратно (10 раз в среднем темпе).

8)Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий прикрыть ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (на 1 мин). Представить погружение в полную темноту. Открыть глаза (от 5 до 7 раз).

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *