Меню Рубрики

Если у ребенка склонность к близорукости

Прежде всего родителям полезно знать, как должно в норме развиваться у ребенка зрение. Это поможет заметить отклонения от нормы и вовремя показать малыша офтальмологу. Так, с первых дней жизни ребенок уже видит очертания предметов, а с 2-3 недель пытается зафиксировать взгляд на крупных предметах, которые находятся от него на расстоянии вытянутой руки. В это время у новорожденного может быть транзиторная, или временная близорукость, которая постепенно самостоятельно проходит. И в 1 месяц малыш уже может устойчиво фиксировать взгляд на маме и, увидев ее, проявлять положительные эмоции. Родители должны понимать, что малыш рождается с дальнозоркостью +4 -+3 диоптрии, которая постепенно самостоятельно к 3 годам уменьшается, так как растет глазное яблоко. 100%-ное зрение, или, как говорят офтальмологи, единица, появляется перед школой — к 6-7 годам.

Формирование бинокулярного, или объемного зрения заканчивается еще позже – к 15 годам. В этом возрасте мозг уже хорошо совмещает и анализирует картинки, которые получены им от каждого глаза, и превращает их в объемное изображение. Потому до этого возраста ребенок может испытывать трудности с определением точного расстояния до предмета.

В то же время у все большего числа дошкольников вместо положенной по норме дальнозоркости обнаруживается близорукость.

— В чем причина этого нарушения, и как к нему относиться?

— Прежде всего, близорукость – это не болезнь, а особенность строения глаза, — считает Виктор Макаров, хирург-офтальмолог Детской клиники Европейского медицинского центра, кандидат медицинских наук. – Это нарушение зрения вдаль, при котором ребенок не может четко различить детали предмета на дальнем расстоянии. И чаще всего причиной близорукости является увеличение глазного яблока по передне-задней оси, проще говоря, увеличенное глазное яблоко. Например, увеличение размера глаза на 0,5 мм влечет за собой увеличение близорукости почти на 1 диоптрию.

Основная теория развития близорукости исходит из того, что ее причина – особенности строения соединительной ткани (склеры) глазного яблока. Она может сильно растягиваться. Огромную роль здесь играет генетика. Предрасположенность к близорукости передается по наследству, но механизм ее передачи до конца пока еще не изучен. Точно доказано: если папа близорукий, то с вероятностью 15% близорукость разовьется и у детей; если близорукость есть у мамы – вероятность появления близорукости у детей составляет 30%; если близорукость у обоих родителей, дети будут близорукими в 50% случаев. То есть изначально на генетическом уровне детям передается больший размер глазного яблока. Правда, у детей родителей со 100%-ным зрением тоже может развиться близорукость. Здесь в дополнение к генетическим механизмам играют роль недостаток или избыток света, большая зрительная нагрузка. В этих случаях связки и хрусталик перенапрягаются, что плохо отражается на зрении.

— А какова роль других факторов, например, раннего знакомства с гаджетами?

— Научных и экспериментальных доказательств того, что они плохо влияют на зрение, нет. Если честно, влияние гаджетов на зрение не изучено. И рекомендации по поводу того, что не надо слишком рано подпускать ребенка к телевизору или планшету, с точки зрения офтальмологии серьезных оснований под собой не имеют. Тут скорее чисто психологическая мотивировка. Да и на первом году жизни телевизор вряд ли заинтересует малыша. От перенапряжения глаза оберегает сама природа: у ребенка еще нет усидчивости, он не может сконцентрироваться надолго на чем-то одном. Потому от силы он будет смотреть телевизор 2-3 минуты. Так что противопоказаний к просмотру телевизора нет. Так, на первом году жизни малыш может смотреть телевизор в общей сложности 15-30 минут в день, после 2-х лет – до 1,5 часов в день и далее с каждым годом продолжительность просмотра может увеличиваться на полчаса. В «хронометраж» входят и время работы на компьютере, планшете, других гаджетах, а также время, затраченное на рисование, лепку и другую подобную деятельность на близком расстоянии.

Проблемы возникают из-за того, что глаз работает на строго фиксированном расстоянии. Глаз вынужден работать на строго фиксированном расстоянии, хрусталик находится в постоянном напряжении, так как он не расслабляется, глаз устает. Потому каждые минимум полчаса надо обязательно делать перерывы хотя бы по 10-15 минут. Иначе можно простимулировать развитие близорукости. То же самое касается и чтения книги.

Совет: чтобы глаз мог расслабиться, во время отдыха ребенок должен активно двигаться, переводить взгляд вдаль, вбок, посмотреть себе под ноги. Недаром ведь врачи советуют детям как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Во время прогулки ребенок постоянно переводит взгляд с одного заинтересовавшего его предмета на другой, то вправо, то влево, то вдаль, благодаря этому глаз то расслабляется, то напрягается, то есть тренируется.

В советские времена считалось, что пока близорукость не будет 3 диоптрии, корректировать ее не надо. Кроме того, рекомендовалось прописывать детям более слабые очки, чтобы глаз окончательно не растренировался. Такой подход уже устарел. Общемировая тенденция – индивидуальный подход к каждому ребенку и стремление к 100%-ной коррекции зрения.

— Это вопрос познания этого мира. Надо стремиться к тому, чтобы ребенок видел окружающий мир во всех его деталях и красках, — говорит Виктор Макаров. – Исходя из этого, желательно корректировать даже слабую близорукость до 3 диоптрий.

Надо понимать, что ни очки, ни обычные линзы прогрессирование близорукости не останавливают, так как не влияют на размер глаза. Размер же глаза, как и размер ноги, закладывается генетически.

Как считает наш эксперт, не остановит развитие близорукости и обычная гимнастика для глаз.

— Лучше эти полчаса погулять с малышом. Эффект будет тот же, если не больше. Ведь во время активной прогулки к тканям организма и головному мозгу увеличивается приток кислорода и их работа улучшается. Эффективно работает также гимнастика по методике Норбекова. Но это 3 часа ежедневных упражнений. Причем делать ее надо пожизненно. Как только человеку надоедает такой гимнастикой заниматься, близорукость возвращается. Мало кто из детей такое выдержит.

Чтобы избавиться от близорукости, нужна лазерная коррекция зрения. Но и здесь есть важный нюанс. Лазер должен изменить кривизну роговицы, сделать ее более плоской. Если же близорукость прогрессирует, значит глазное яблоко продолжает расти, а с его ростом изменяется и кривизна роговицы. Лазер в этом случае исправит положение ненадолго. Близорукость обязательно вернется, потребуется повторное вмешательство. Потому при прогрессирующей близорукости лазерная коррекция зрения противопоказана.

— Лазерную коррекцию можно делать, если зрение стабильно в течение хотя бы 5 лет, — считает наш эксперт. – Причем рекомендуется делать операцию после 18 лет. Например, если в 11 лет близорукость перестала расти, то в 16 лет делать лазерную коррекцию еще нельзя, надо дождаться 18 лет. Если близорукость остановилась, допустим, в 14 лет, то лазерную коррекцию можно делать в 19 лет, как раз после «остановки» пройдет 5 лет.

Совсем маленьким детям корректировать слабую близорукость смысла нет.

— До 3-х лет малыш не испытывает необходимости в восприятии изображений, которые находятся вдалеке, — говорит Виктор Макаров. – Ему важнее то, что находится вблизи. А в 3 года уже нужно надевать очки, потому что ребенку надо познавать мир во всем разнообразии. Контактные линзы надевают детям при очень сильной близорукости в 9-10 диоптрий и больше. В этом случае стекла очков будут толстыми и тяжелыми, ребенку будет неудобно, он будет их скидывать. Линзы должен подбирать специалист. Рекомендуются однодневные, так как они гигиеничнее. В других случаях для детей предпочтительны очки, ведь иной малыш не дает даже нос или уши почистить, не то что в глаза что-то вставить. Но если мама найдет общий язык с крохой, то у нее все получится.

Сегодня одним из методов, с помощью которого можно остановить прогрессирующую близорукость, являются ночные линзы. Рост глаза можно остановить только при помощи механического воздействия. Твердые линзы воздействуют на роговицу, благодаря чему меняется ее кривизна. Утром линзы снимают, и весь день зрение у ребенка будет 100%-ным.

— Детям ночные линзы показаны с любого возраста, — говорит Виктор Макаров. – Чем раньше их надеть, тем раньше остановится близорукость. Если после 18 лет близорукость не прогрессирует, можно делать лазерную коррекцию зрения. Правда, опять надо учесть несколько важных обстоятельств. Ночные линзы эффективны только при близорукости до -6 диоптрий. Также эти линзы довольно часто дают воспалительные осложнения за счет того, что они сдавливают роговицу, а во время сна человек не чувствует, попала ли пылинка под линзу. Поэтому надо очень строго соблюдать правила гигиены, каждый раз тщательно мыть руки перед тем, как дотронуться до линз, при малейшем ощущении дискомфорта линзы надо тут же снять и тщательно промыть. Лучше не надевать их при легком недомогании, например, при насморке.

Как ясно из слов эксперта, ни капли, ни таблетки на прогрессирование близорукости не всегда влияют.

— Я всегда говорю: «Прочитайте внимательно аннотацию». В ней написано, что подобные препараты улучшают работу сетчатки. При прогрессирующей близорукости доктор может назначить их, если есть изменения в сетчатке.

Первый раз принести ребенка на осмотр к офтальмологу надо в 1 месяц. Это поможет выявить серьезные врожденные нарушения. Потом офтальмолог должен осмотреть малыша в 3 и 6 месяцев. Нужно оценить, как созрели сосуды на глазном дне и как развивается глаз. В эти периоды определяют пределы дальнозоркости, что позволяет понять, нет ли у ребенка склонности к близорукости. В 1 год офтальмолог должен посмотреть, как развивается глаз в динамике и сравнить эти данные с теми, что были раньше. Затем показаться малыша офтальмологу надо в 2 года, когда глаза интенсивно развиваются. В 3 года дети уже умеют говорить, и можно проверить остроту зрения по таблицам с картинками. После 3 лет ребенка надо показывать офтальмологу раз в год.

Родителей должно насторожить, если:

  • В 1 месяц ребенок плохо фиксирует взгляд;
  • Ребенок не интересуется игрушками и обращает внимание только на те, которые ему вкладывают в ручку;
  • С трудом узнает своих родных;
  • Подносит предметы близко к лицу, чтобы рассмотреть их;
  • У малыша косоглазие.

Заметив эти симптомы, малыша надо обязательно показать офтальмологу.

Компьютер детям не игрушка
В два года он управляется с компьютерной мышью лучше, чем с ложкой, в три начинает осваивать виртуальный мир видеоигр, а в пять готов к путешествию по Cети. Как вести себя взрослым: радоваться за компьютерного гения или волноваться? Родительский стан раскололся на две части. Читать далее

Зрение ребенка
Какие вопросы чаще всего задают врачу-офтальмологу молодые родители? В первую очередь их волнует, насколько хорошо видит ребенок и что такое косоглазие. Как понять, что со зрением малыша все в порядке? Читать далее

Искусственный разум: детская гаджетозависимость
По данным некоммерческой организации Common Sense Media (США) 39% детей в возрасте от 2 до 4 лет умеют пользоваться электронными девайсами, включая планшеты и смартфоны. «Гаджетозависимость» – актуальная для современных детишек проблема. Яркий ее знак – громкие протесты ребенка при попытке оторвать его от мобильного устройства или ноутбука. Побочные эффекты – раздражительность, агрессивность, нарушение сна, снижение аппетита – родители обычно реже замечают в суматошном ритме будней. А ведь проявиться «гаджетозависимость» может в любом возрасте, даже в самом раннем. Читать далее

источник

Близорукость (или миопия) – это патология, при которой человек плохо видит далеко расположенные предметы. Заболевание может проявиться в любом возрасте. При первых признаках развития болезни нужно обратиться к врачу.

Проблемы со зрением возникают у каждого второго человека. При миопии глаз имеет удлиненную форму, а изображение формируется перед сетчаткой (у людей с хорошим зрением изображение фокусируется в сетчатке).

О развитии заболевания говорят, когда острота зрения имеет показатель ниже 1.

В медицине принято выделять 3 степени близорукости:

Точные причины, почему проявляется заболевание, до сих пор не выяснены. Специалисты называют факторы риска, способствующие развитию миопии. У новорожденных это:

недоношенность (в 50% случаев развиваются глазные болезни);

врожденная аномалия глаз (причины — наличие серьезных заболеваний у матери во время беременности, гипоксия плода, нехватка питательных веществ в период развития плода);

Миопия (близорукость) у ребенка в 1, 2, или 3 года может проявиться из-за:

неправильного режима дня (неполноценный сон, отсутствие прогулок на свежем воздухе).

Маленькие дети рождаются дальнозоркими (в 90% случаях), но по мере взросления зрение приходит в норму.

Развитие патологии возможно с самого рождения, поэтому родители должны знать, какие признаки свидетельствуют о проблеме.

При наличии наследственного фактора риска возникновения близорукости матери необходимо следить за глазами новорожденного или грудничка: нет ли подозрительных выделений, покраснения, косоглазия. К концу 4 месяца малыш умеет задерживать взгляд на одном месте.

Если он не реагирует на яркую игрушку, которую ему протягивает мать (не улыбается, не пытается взять ее и пр.), это повод обратиться к врачу.

Пока малыш не умеет говорить, понять, что его тревожит, маме сложно. Однако если он все время беспокоен, боится остаться один, неактивный (не стремится познавать окружающий мир), это может свидетельствовать о наличии миопии (он плохо видит то, что его окружает).

В старшем возрасте (2-3 года) дети могут жаловаться на постоянную усталость глаз. Если малыш щурится, когда смотрит вдаль — это первый признак патологии. Родители могут наблюдать, как он близко подносит книгу к глазам или садится возле телевизора. Это повод посетить офтальмолога.

Существуют методы проверки зрения с полугодовалого возраста. Для этого стоит обратиться в специальную клинику, где, помимо офтальмолога, присутствует врач-психолог.

Прежде чем начать осмотр, врач проконсультирует родителей по всем вопросам. Чем раньше родители заметят проблемы с глазами у детей, тем легче будет скорректировать зрение, выяснить причину и, возможно, вылечить заболевание. Чем дети старше, тем сложнее остановить развитие близорукости.

Вам также будет полезно узнать дополнительную информацию о заболевании:

Обнаружить миопию может врач-офтальмолог во время планового осмотра, который назначает врач-педиатр. Первый прием у окулиста – в три месяца, второй – в год и т. д., каждые полгода.

При диагностике заболевания врач может расспросить мать о беременности и родах, перенесенных заболеваниях, о наличии наследственного фактора и пр.

На приеме врач проведет наружный осмотр, определит положение и форму глазного яблока, размер роговицы, оценит состояние хрусталика, глазного дна.

Во время осмотра окулист может обнаружить пигментацию и кровоизлияние в глазу, атрофические изменения, отслойку сетчатки (при высокой степени близорукости) и пр. При каждом последующем приеме сравниваются старые и новые показатели.

Основная задача врача – остановить развитие миопии и снизить риск появления осложнений.

Существуют следующие методы для сохранения зрения:

Одним из эффективных методов сохранения и профилактики зрения является гимнастика. Существуют несколько видов упражнений для глаз, в том числе рассчитанных на дошкольников, с чтением стихов.

Такую гимнастику можно повторять до 5 раз в день. Выполнение упражнений снимает усталость и напряжение с глаз, способствует тренировке мышц. Подобрать гимнастику должен врач-окулист.

Коррекция зрения подразумевает подбор очков. При слабой степени миопии очки не назначаются, при средней степени используются только для дали, при высокой врачи выписывают две пары очков: для дали и для работы вблизи.

Стоит помнить о том, что очки не лечат заболевание и могут нанести вред, если подобраны неправильно. Они не способствуют прогрессии близорукости.

На свое усмотрение врач может назначить глазные капли (например, Атропин) для уменьшения напряжения глазных мышц. При близорукости полезно принимать комплексные витамины (основные витамины — А, Д, кальций, каротин). Они помогают поддерживать зрение, дети реже жалуются на усталость глаз.

При обнаружении у детей близорукости родители задают вопрос: какова вероятность прогрессии болезни? Если сохраняется слабая или средняя миопия – это хороший прогноз: она легко корректируется очками.

Если высокая степень близорукости, то ее сложно корректировать (в этом случае болезнь может прогрессировать). Если пациент не носит по назначению врача очки, это может привести к появлению косоглазия.

Если близорукость прогрессирует или имеет врожденный характер, могут возникнуть осложнения – это может привести к сильному снижению зрения.

Читайте также:  Витамины профилактика при близорукости

Меры профилактики требуется соблюдать при отсутствии проблем и при заболевании. К ним относятся:

активные физические упражнения;

выполнение зарядки для глаз;

соблюдение расстояния от глаз до книги (письменного стола и пр.) – 40 см.

Заниматься с дошкольниками рекомендуется не более 30 минут подряд, далее требуется смена деятельности. Чтобы снять напряжение с глаз, можно попросить малыша посмотреть в окно (3-5 минут) или посидеть с закрытыми глазами (прижать к ним ладони) – 1-2 мин.

Когда он рисует, необходимо следить за тем, чтобы он сидел прямо (это полезно как для зрения, так и для формирования правильной осанки). Стол и стул должны соответствовать его росту.

О причинах возникновения и методах диагностики миопии у детей до 3 лет и старше узнаете из следующего видео-ролика:

Основная задача родителей — с первого года жизни малыша проявлять особое внимание к его глазам, стараться приучать его соблюдать профилактические меры для сохранения зрения. При обнаружении проблемы срочно обратиться к офтальмологу.

источник

Нарушение зрения — распространенная офтальмологическая патология. Встречается у детей школьного возраста, связана с увеличением зрительных нагрузок. Наблюдается часто врожденная аномалия.

Болезнь разной степени тяжести: от слабой до высокой. Сопровождается часто астигматизмом. Провоцирует развитие неправильная форма глазного яблока, которое удлиняется, вытягивается. Изображение предметов фокусируется не на сетчатке глаза, а перед. Предметы видятся нечеткими, размытыми.

Выявляется заболевание у детей 9 — 12 лет, к 15 годам более 30% страдает от нарушения рефракции. Это не просто оптический дефект зрения, легко исправляемый очками. Если аномалия есть у одного из родителей, у малыша возрастает шанс унаследования патологии.

Правильно подобранное, своевременное лечение, профилактические меры, помогают бороться с болезнью.

Любая форма офтальмологической болезни может быть врожденной, приобретенной и наследственной.

Наследственная форма приобретается со временем. При близорукости родителей вероятность развития недуга возрастает на 30%. Детки составляют группу риска, их зрительному аппарату важно уделять особое внимание уже с ранних лет. Предрасположенность — дополнительный фактор риска.

Для малышей с наследственным риском развития болезни важно тщательное соблюдение гигиенических норм с первого года жизни: правильное расстояние до монитора, книжки; физические упражнения, глазная гимнастика; сбалансированное здоровое питание, витамины.

Школьная учеба связана с переутомлением, зрительными нагрузками, недостатком витаминов, физической активности, прогулок на свежем воздухе. Предрасположенность приводит к тому, что уже в школьные годы приходится носить очки, проводить лечение.

Врожденная близорукость означает, что уже при рождении было удлиненное глазное яблоко. Малыши рождаются с небольшой степенью дальнозоркости около 2,5 D, запасом для роста глазного яблока. К 10 годам школьник выходит на нормальное зрение.

Причины врожденной формы связаны с болезнями во время беременности матери, недостатком витаминов, гипоксией плода, другими факторами.

Врожденная и приобретенная формы. Отличия. Врожденная — стабильна, не прогрессирует, держится на уровне. Приобретенная — усиливается быстро в школьные годы, приводя к различным глазным заболеваниям.

Дети, не отягощенные различными наследственными рисками, все равно по окончанию школы имеют целый набор подростковых проблем. Снижение зрения, изменение осанки, проблемы с пищеварительным трактом – все взаимосвязано, приводит к развитию болезней. Типичный возраст для развития недуга – от 7 до 13 лет.

После 13 лет наступает время бурного роста. Глазное яблоко не успевает за размерами черепа. Если аномалия возникла до 13 летнего возраста, то глазное яблоко быстро удлиняется, увеличивается степень близорукости. Подростковый возраст – благоприятный период для возникновения недуга.

Школьникам необходимы минералы, витамины, кальций, так как все силы тратятся на обучение, а физических нагрузок мало. В начальную школу поступает до 3% детей с патологией, а уже среди выпускников их уже 25%.

Ложная форма — следствие спазма аккомодации, напряжения ресничной мышцы. Это временное явление проходит при расслаблении глазных мышц. Этого не происходит, не принимаются никакие меры, ложная постепенно превращается в полноценную. Результат постоянных зрительных нагрузок.

Глазам необходимо регулярно отдыхать, расслабляться. Если появились жалобы на расплывчатую картинку, усталость глаз, необходима срочная консультация офтальмолога, который установит степень заболевания, составит режим дня, что поможет ограничить зрительные нагрузки.

По характеру развития различают следующие виды аномалии:

  • Физиологическая – возникает при усиленном росте глазного яблока. Степень увеличивается до прекращения роста глаза, не прогрессирует дальше.
  • Хрусталиковая – результат сильного увеличения преломления хрусталика, на фоне изменений ядра линзы. Можно встретить малышей с центральной катарактой после сахарного диабета, длительного приема лекарственных препаратов.
  • Патологическая – возникает из-за усиленного роста длины глазного яблока. Зрение ежегодно снижается до нескольких диоптрий. Течение болезни прогрессирующее.

В зависимости от механизма возникновения болезнь бывает:

  • Рефракционная – нормальное увеличение преломления хрусталика, размер глаза;
  • Осевая – при ненарушенной рефракции, увеличении длины глаза более чем на 25 мм;
  • Смешанная.

Различают следующие степени тяжести миопии:

  • Слабая – меньше 3 D;
  • Средняя – от 3,25 до 6,0 D;
  • Высокая – больше 6 D.

к содержанию ↑

Прогрессирующая форма возникает во время быстрого роста организма – тело малыша активно растет, следующий школьный год усиливает зрительные нагрузки. При увеличении степени более чем на 1D в течение года, ее называют прогрессирующей.

Если не приступить вовремя к лечению, то она достигнуть может к 18 летнему возрасту 10D. Требуется лечение прогрессирующей близорукости, она привести может к потере трудоспособности, инвалидности. Детям с нарушениями зрения запрещены занятия спортом, так как они могут стать причиной отслоения сетчатки.

Прогрессирующая близорукость встречается у новорожденных — врожденная, наследственная. Первая развивается в результате недоразвития, заболеваний в антенатальном периоде. Наблюдается у перенесших легкую форму ретро-лентальной фиброплазии.

Причина развития болезни заключается в значительном удлинении оси глаза: вместо 22—23 мм достигает 30—32 мм и больше. Определяют размер с помощью эхоофтальмографа. При прогрессировании близорукости более 1 D ежегодно, ее считают злокачественной.

Прогрессирующая близорукость сопровождается патологическими изменениями зрительного нерва, сетчатки, стекловидного тела, периферии глазного дна в виде кистевидной дегенерации сетчатки, множеством мелких дефектов круглой, овальной, щелевидной формы.

Остановить прогрессирующую патологию можно с помощью лазерокоагуляции сетчатки. Лазер обладает высокой точностью. Используется для укрепления сетчатки — создания сращений между сетчаткой, сосудистой оболочкой глаза. Процедура занимает не более 15 минут, проводится без госпитализации, под местной капельной анестезией, исключает болезненные ощущения.

Остановить развитие прогрессирующей формы помогает надежный, эффективный хирургический метод – склеропластики, направленный на укрепление внешней оболочки глаза, на увеличение количества сосудов, питающих задний полюс глазного яблока, улучшающих кровоснабжение.

Оставлять без внимания прогрессирующую аномалию нельзя. Со временем она может привести к существенному снижению зрения, необратимым изменениям сетчатки.

На протяжении первых 18 лет жизни происходит формирование систем, органов растущего организма. Меняется вес, рост, пропорциональность частей тела, параметры внутренних органов, цвет волос.

Не исключение зрительный аппарат. Наиболее уязвимы у малышей аккомодационные мышцы глаз, они слабо развиты, недостаточно укреплены.

Дети живут в век компьютеров, планшетов, мобильных устройств, игровых приставок, телевизоров, которыми пользуются активно, их глазные мышцы не имеют шансов окрепнуть. Также их окружают неблагоприятная экология, несбалансированное питание, отсутствие профилактических мер.

Именно поэтому так распространена детская близорукость. По статистике к 10 годам каждый третий начинает видеть расплывчато, нечетко, а к 16 годам имеет стойкую миопию.

Глазное яблоко в норме – форма шара, покрытая сетчатой оболочкой. Изображения воспринимают нейронно-сенсорные рецепторы, передают центральной нервной системе. Таким образом человек анализирует, принимает визуальные образы.

Когда меняется форма глазного яблока, страдает четкое зрительное восприятие окружающих предметов. Патологии характерны вытяжение глазного яблока, из-за чего до зрительных рецепторов сетчатки не доходят световые волны, излучаемые предметами, что создает смазанное очертание изображения.

При растяжении глазного тела по горизонтали, уплощении его, у малыша возникает потребность подносить поближе к глазам руки с рассматриваемым предметом. Развиваемая близорукость у детей дошкольного возраста, остается незамеченной.

Родителям следует быть внимательными, чтобы заметить действия, совершаемые для лучшего рассмотрения изображения: прищуриваются; подходят к экрану телевизора ближе; низко наклоняют к книге голову; оттягивают внешний угол глаза.

У ребенка от зрительного перенапряжения начинает болеть голова, он жалуется на резь, быстро устает. Это тревожные симптомы надвигающейся болезни, требуется консультация врача-офтальмолога.

Детское нарушение рефракции причины имеет разные в зависимости от вида миопии.

Врожденная высокая степень у детей первого года жизни развивается по причине: недоношенности; внутриутробного инфицирования; родившихся с болезнью Дауна или Марфана; имеющих патологию роговицы, хрусталика, легко растягивающуюся ослабленную глазную оболочку.

Причины, приводящие к развитию приобретенной формы: плохая освещенность помещения; длительная зрительная нагрузка; злоупотребление компьютерными играми; продолжительное времяпрепровождение перед телевизором; несоблюдение расстояния между текстом, глазами; чтение во время движения.

Причиной развития могут стать:

  • сколиоз,
  • сахарный диабет,
  • рахит,
  • плоскостопие,
  • родовая травма позвоночника,
  • инфекционный гепатит,
  • туберкулез,
  • скарлатина,
  • пиелонефрит,
  • корь,
  • дифтерия,
  • хронический тонзиллит или гайморит.

Любое заболевание увеличивает шансы приобретения дефектов зрения у детей близоруких родителей.

Причины развития недуга у детей дошкольного, раннего школьного возраста значительно шире. Девочки чаще мальчиков болеют.

  • неполноценное питание,
  • недостаток в рационе питания витаминов, цинка, магния, кальция;
  • переутомление;
  • ослабленный иммунитет;
  • недостаток прогулок, двигательной активности;
  • длительный прием лекарственных средств;
  • плохая экология;
  • болезни.

к содержанию ↑

Наследственный тип диагностируется у малыша специалистами на протяжении первого года жизни. Увеличивается риск развития заболевания, если родителя страдают близорукостью. На прогрессирование влияет увеличение слабой склеры, ее высокая растяжимость.

Риск заболевания распространен широко среди недоношенных детей. Развитию способствуют: детская глаукома; врожденная патология хрусталика, роговицы; сидром Дауна или Марфана; слабость, повышенная растяжимость склеры; генетическая предрасположенность; недоношенность, другие патологические заболевания.

В некоторых случаях врожденная патология не получает дальнейшего развития. Болезнь не опасна при отсутствии генетической предрасположенности. У большинства врожденная патология неуклонно прогрессирует при отсутствии соответствующего лечения.

Прогрессирующая врожденная миопия сопровождается развитием астигматизма, блуждающим взглядом, отсутствием фокусировки. Больной видит на сетчатке одновременно несколько изображений, здоровый глаз воспринимает фокус только одного предмета. Новорожденные малыши имеют временную миопию.

Быстрый рост развития заболевания происходит среди школьников из-за увеличения зрительной нагрузки. Причиной становится бесконтрольное времяпрепровождение школьника за экраном телевизора, компьютером; недостаточная гигиена зрения; отсутствие в еде достаточного количества полезных веществ.

Близорукость – распространенная детская проблема. Причинами развития которой, являются: неправильный образ жизни, нездоровые привычки, наследственность, быстрый рост детского организма; нагрузки в школьные годы.

Если у родителей миопия, то они обязаны внимательно следить за зрительной системой ребенка: проходить своевременно медосмотры, пища должна содержать минеральные вещества, микроэлементы, витамины, правильно организовывать нагрузки.

Необходимо разобрать симптомы проявления отклонения от нормы. Врожденную патологию выявить при прохождении планового осмотра у детского офтальмолога.

У школьников о развитии патологии говорят признаки:

  • сморщивание лба;
  • прищуривание глаз;
  • моргание;
  • низкий наклон головы при рисовании, работе с книгами;
  • рассматривание игрушек на близком расстоянии.

При этом отчетливо видны предметы, расположенные вблизи, хуже – удаленные; появляется дискомфорт, неприятная резь; беспокоит головная боль; происходит утомление зрительной системы.

Миопия слабой степени – снижение на дальних расстояниях четкости изображения предметов. Серьезных последствий для здоровья такое состояние не имеет. Для недопущения дальнейшего развития важно подкорректировать его. Не обязательно постоянно носить очки при слабой степени.

При миопии средней степени нарушается видение далеко расположенных предметов. При прогрессирующей — постоянно уменьшается расстояние. Рекомендуется постоянное ношение очков.

Высокая степень резко снижает четкую видимость далеко расположенных предметов, увеличивает размер глаз ребенка. Может также проявляться ложная миопия, спазм аккомодации. От истинной отличается обратимостью процесса. Вовремя не выявить, не лечить болезнь, ложная легко перерастет в истинную близорукость.

Несвоевременное скорригирование миопии приводит к нарушению бинокулярного зрения, развитию косоглазия, возникновению амблиопии. Неблагоприятными осложнениями является отслойка стекловидного тела, способствующая развитию кровоизлияния, отслойке сетчатки.

Трудность диагностики заболевания заключается в непонимании детьми своего состояния — насколько хорошо они видят окружающие предметы, неспособности объяснить родителям это состояние. В результате снижается школьная успеваемость, истинная проблема заболевания для родителей долгое время остается незамеченной.

При выявлении симптомов ухудшения зрения вдаль необходимо принять срочные меры для обследования зрительной системы.

На приеме врачу следует рассказать о течение беременности, родов; о заболеваниях, перенесенных ребенком; о первых признаках снижения зрения; об условиях, длительности зрительных нагрузок; о генетической предрасположенности.

Осматривая глаза новорожденного, врач определяет их величину, форму, положение глазных яблок, смотрит на то, как ребенок фиксирует взгляд на ярких игрушках, оценивает состояние хрусталика, передней камеры, роговицы.

Наличие миопии у детей 3 лет, определяется путем проверки остроты зрения вдаль, вблизи, с корригирующими стеклами или без них. Ухудшение зрения с плюсовой линзой, улучшение с минусовой говорит о наличии нарушений.

Следующим этапом диагностируется клиническая рефракция с помощью рефрактометрии, скиаскопии после предварительно проведенной атропинизации.

УЗИ помогает определить вид – осевая или рефракционная, выполняется измерение переднего размера глаза.

Для исключения ложной близорукости определяется запас, объем аккомодации. В случае его выявления маленькому пациенту необходима консультация детского невролога, состояние присуще детям с повышенной нервной возбудимостью, астенией, вегето-сосудистой дистонией.

Для детей разного возраста используют различные диагностические методики, позволяющие установить неполноценность зрения, форму, степень, этиологию.

Методы диагностики у детей от года до трех лет. Визуальный врачебный осмотр, малыши не могут рассказать, как, что они видят. Существуют такие методы диагностики, как: биомикроскопия – оценивается состояние конъюнктивы, роговицы, глазного дна, хрусталика, передней глазной камеры.

Метод выявляет опухолевые образования, ранения, мельчайшие инородные частицы. Далее следует прямая офтальмоскопия – обследование состояния сетчатки, центральной артерии, сосудов, зрительных нервов, области желтого пятна, других структур.

Скиаскопия – проведение теневой пробы. Обследование выполняется с помощью офтальмологических зеркал, выявляет вид преломляющей силы оптической системы.

Компьютерная рефрактометрия – определяет степень рефракции, устанавливает тип астигматизма.

Ультразвуковое сканирование – выявление новообразований, инородных предметов, кровоизлияния, рубцов, отслойки сетчатки. Ультразвуковые волны помогают уточнить вид, измерить передний размер глаза.

Методы диагностики для детей старше трех лет. Используются все вышеперечисленные методы, добавляются: проверка с помощью таблиц остроты зрения; исследование ближнего, дальнего зрения с помощью корригирующих стекол, без них; обследование внутриглазной полости, глазного дна с помощью широкопольных фундус – линз.

Авторефрактометрия – автоматически рассчитывается рефракция глаза.

Методы обследования школьников. В школьном возрасте значительно увеличивается нагрузка на зрительный аппарат, центральную нервную систему, психику, иммунную систему, что приводит к стрессам, травматизму, вирусным инфекциям, ухудшению остроты зрения, спазму аккомодации.

Офтальмологические осмотры школьников позволяют своевременно диагностировать нарушения работы зрительной системы, выявлять ложную близорукость. Спазм аккомодации – обратимый процесс, вовремя оказанная медицинская помощь помогает расслабить спазмированные глазные мышцы, вернуть четкость, остроту зрения.

Наиболее опасна для здоровья прогрессирующая близорукость.

У дошкольников аномалия приобретенная. Исключение – не выявленная в раннем сроке врожденная форма заболевания. Часто остается незамеченной близорукость для родителей. При отсутствии систематических офтальмологических осмотров невозможно выявить развитие патологии.

Среди школьников нарушение рефракции – самая распространенная патология. Причем в начальной школе болезнь лишь у 3%, к окончанию школы показатель увеличивается до 25%. Этот факт врачи связывают с увеличением зрительной нагрузки плюс часы, проведенные за компьютерами, планшетами.

При этом отклонения развиваются не только у детей, имеющих наследственные факторы, но и у здоровых. Заболевание школьников офтальмологи называют – школьной близорукостью.

Суть заболевания достаточно проста. В здоровом глазу световые лучи проецируют изображение предмета непосредственно на сетчатку глаза. При увеличении длины глазного яблока световые лучи чрезмерно преломляются, изображение располагается перед сетчаткой, а не на ней. В результате изображение получается расплывчатым.

Если же этот предмет приблизить к глазам, то световые лучи проецируются как положено на сетчатку, изображение становится четким.

Близорукость развивается чаще в возрасте от 7 до 13 лет, когда увеличивается зрительная нагрузка. Но вполне возможно обнаружить близорукость у годовалого ребенка. Это врожденное отклонение. К его развитию склонны дети с генетической предрасположенностью, недоношенные.

Уже с первых месяцев жизни такие малыши должны находиться под наблюдением офтальмолога. Это стабильная форма патологии, ее необходимо выявлять своевременно, чтобы глаз развивался надлежащим образом. Близорукость у детей до года осложниться может амблиопией, косоглазием.

Причины развития у грудничков: генетическая предрасположенность; повышенная слабость, растяжимость склеры; врожденная глаукома; недоношенность; врожденная патология роговицы, хрусталика; синдром Дауна или Марфана.

Нарушение функционирования глазной мышцы, которая обеспечивает в норме возможность четкого рассмотрения предметов независимо от расстояния – ложная форма. При спазме аккомодационной мышцы снижается острота зрения.

Читайте также:  Что такое детская близорукость

Проявляется у школьников. Способствует этому зрительная нагрузка, плохое освещение рабочего места, ослабление тонуса шейных, спинных мышц, неправильный распорядок дня, физическая форма, несбалансированное питание, несоблюдение правил гигиены зрения, психологическая неуравновешенность ребенка.

Проявляется ухудшением остроты зрения, сильными головными болями, болями в области висков, лба, глаз, быстрой утомляемостью. Имеет обратимый характер, лечение — восстанавливает зрение. При позднем обнаружении, неквалифицированном лечении стать может истинной близорукостью.

Цель лечения – замедление процесса, остановка на одном уровне, не дать заболеванию развиваться. Для эффективного лечения применяют различные методики в зависимости от степени, возраста малыша.

При снижении зрения ежегодно не более чем на 0,5 диоптрий, помогает консервативное лечение: правильно подобранные очки, линзы; четкое соблюдение гигиены зрения; специальная гимнастика; здоровая сбалансированная пища; правильно составленный режим нагрузок, отдыха.

Очки – проверенный метод исправления близорукости средней степени. Для малышей разработаны специальные очки, закрепляющиеся надежно на голове, чтобы их случайно или намеренно не уронить, не сломать.

Выбирать только с малышом, тщательно, для него большое значение имеет цвет, размер, форма оправы. Если не понравятся, носить не будет. Школьникам носить очки мешает их стеснительность. Все зависит от родителей, они должны мягко, грамотно объяснить, зачем необходимы очки.

Когда прогрессирует болезнь, лечение требует кардинальных методов, просто носить очки как при слабой, средней степени недостаточно.

Эффективный современный способ – аппаратное лечение. Назначается курсом, останавливает развитие. Существуют различные методы аппаратного лечения, способные в безопасной, игровой форме работать с детским глазом.

Курс лечения подбирает офтальмолог индивидуально. Используются следующие виды: вакуумный массаж; электростимулирующие аппараты; инфракрасная лазерная терапия. Параллельно рекомендуется массаж шейного отдела позвоночника, для улучшения кровообращения.

Другой эффективный метод лечения — зарядка для глаз. Гимнастические упражнения позволяют снять усталость, улучшить кровоснабжение, питание тканей, убрать спазмы мышц.

Зарядка для глаз – четко сбалансированный комплекс упражнений, помогающий улучшить зрение. Главное выполнять упражнения. Через время зрение улучшится. Эффективный метод, помогающий остановить прогрессирование патологии.

Частью комплексного лечения близорукости является сбалансированное питание, витамины. Витамины обязательны в рационе питания. Витамины А, Д, кальций, каротин – главные составляющие лечебных комплексов.

Успешное лечение невозможно без использования различных медикаментов. При слабой степени назначают медпрепараты, в состав которых входит лютеин. Остановить процесс прогрессирования болезни помогают витаминно-минеральные, сосудорасширяющие препараты. Начальная стадия успешно лечится препараты, улучшающими кровообращение сетчатки.

Если болезнь прогрессирует, возникают осложнения, назначается склеропластика. Широко применяется лазерная хирургия, эффективно предупреждающая отслойку сетчатки.

Если миопия не прогрессирует, развивается без осложнений, прогноз в отношении восстановления зрения благоприятный. Такая близорукость отлично поддается очковой коррекции. При высокой степени повысить остроту зрения не удается. Наихудший вариант – прогрессирующая болезнь, приводящая к дегенеративным изменениям сетчатки.

Важную профилактическую роль имеет соблюдение правил гигиены зрения: правильная организация рабочего места; сбалансированность зрительных нагрузок; препятствование формированию патологических привычек.

Успешно предотвратить развитие поможет полноценный сон, сбалансированное питание, занятия спортом, пребывание на свежем воздухе, ежедневное выполнение зарядки.

Родителям следует помнить, их маленькому чаду сложно заметить ухудшение зрения. Профилактические меры играют важную роль в прогнозе. Осмотры окулиста проходить каждые полгода детям с генетической предрасположенностью.

источник

Близорукость у детей – дефект зрения, обусловленный несоответствием оптической силы роговицы переднезадней оси глазного яблока, что приводит к фокусировке изображения перед сетчаткой, а не на ней самой. При близорукости дети хорошо видят близкие объекты, а отдаленные – плохо; жалуются на зрительное утомление, головные боли. Обследование детей с близорукостью включает оценку остроты зрения, офтальмоскопию, скиаскопию, авторефрактометрию, УЗИ глаза. Лечение близорукости у детей проводится комплексно с помощью очковой или контактной коррекции, оптических упражнений, медикаментозной терапии, ФТЛ, ИРТ; при необходимости – склеропластики.

Близорукость у детей (миопия) – одно из наиболее распространенных заболеваний зрительной системы в детской офтальмологии. К 15-16 годам близорукость обнаруживается у 25-30% детей. Близорукость у ребенка чаще выявляется в возрасте 9-12 лет, а в подростковом периоде происходит ее усиление. При близорукости параллельные лучи света, идущие от далеких предметов, фокусируются не на сетчатке, а перед ней, что приводит к нечеткости, смазанности, расплывчатости изображения.

Около 80-90% доношенных младенцев рождаются гиперметропами с «запасом дальнозоркости» +3,0+3,5 D. Это объясняется коротким переднезадним размером глазного яблока у новорожденного (17–18 мм). По мере роста ребенка происходит рост, а вместе с этим – изменение преломляющей силы глаза. Постепенно гиперметропия становится меньше, приближаясь к нормальной (эмметропической) рефракции, а во многих случаях (при недостаточном «запасе дальнозоркости» +2,5 и менее D) она переходит в миопию – близорукость у детей.

Близорукость у детей может быть наследственной, врожденной и приобретенной. Предрасположенность к близорукости выше у тех детей, чьи родители (один или оба) также имеют миопию. В этом случае говорят о наследственной близорукости у детей.

Предпосылкой врожденной близорукости у детей служит слабость склеры и ее повышенная растяжимость, что приводит к неуклонному прогрессированию миопии. Кроме этого, данная форма близорукости часто встречается у недоношенных детей, а также детей, страдающих врожденной патологией роговицы или хрусталика, врожденной глаукомой, синдромом Дауна, синдромом Марфана и др. Врожденная близорукость обычно выявляется у детей первого года жизни.

Приобретенная близорукость у детей возникает и прогрессирует в школьные годы в связи с возросшей зрительной нагрузкой, ранним обучением письму и чтению, несоблюдением гигиены зрения, бесконтрольным использованием компьютера или просмотром телевизора, недостатком микроэлементов и витаминов в пище, быстрым ростом ребенка. Способствовать развитию близорукости у детей могут родовые травмы позвоночника, рахит, инфекции (тонзиллит, гайморит, туберкулез, корь, дифтерия, скарлатина, инфекционный гепатит) и сопутствующие заболевания (аденоиды, сахарный диабет и др.), нарушения опорно-двигательной системы (сколиоз, плоскостопие).

С учетом характера развития миопии различают физиологическую, лентикулярную (хрусталиковую) и патологическую близорукость у детей.

Физиологическую близорукость обусловливает усиленный рост глаза, наблюдающийся у детей. Степень физиологической миопии увеличивается до момента окончания роста глазного яблока и в дальнейшем не прогрессирует. Такой вид близорукости у детей относят к стационарной: она не приводит к значительному ухудшению зрения и инвалидности.

При лентикулярной близорукости у детей имеет место чрезмерное увеличение преломляющей силы хрусталика при изменениях его ядра. Хрусталиковая близорукость часто встречается у детей с врожденной центральной катарактой и сахарным диабетом, а также при поражении хрусталика вследствие приема некоторых медикаментов.

Патологическая близорукость у детей (миопическая болезнь) развивается при чрезмерном росте глазного яблока в длину и характеризуется прогрессирующим снижением остроты зрения до нескольких диоптрий в год. Такая форма близорукости у детей протекает наиболее злокачественно и часто приводит к инвалидности по зрению.

По непосредственным механизмам возникновения близорукость у детей может быть осевой (в случае увеличения переднезаднего размера глаза >25 мм и нормальной рефракции), рефракционной (при увеличении преломляющей силы и нормальной переднезадней длине глаза) и смешанной (при сочетании обоих механизмов).

По силе выраженности различают близорукость у детей слабой (до -3,0 D), средней (до -6,0 D) и высокой степени (свыше -6,0 D).

Врожденную близорукость у ребенка раннего возраста можно выявить только при плановом осмотре детского офтальмолога.

У более старших детей о наличии близорукости позволяет задуматься привычка щурить глаза, морщить лоб, часто моргать, подносить игрушки близко к глазам, низко наклонять голову при рисовании или чтении. При этом близко расположенные предметы ребенок видит хорошо, а удаленные — хуже. Типичны жалобы детей на дискомфорт и резь в глазах, быстрое зрительное утомление, головную боль.

При своевременно не скорригированной близорукости у детей нарушается бинокулярное зрение, развивается расходящееся косоглазие и амблиопия. Наиболее серьезными осложнениями прогрессирующей миопии служат отслойка стекловидного тела, изменения сетчатки, приводящие к кровоизлияниям и ее отслойке.

От истинной миопии у детей следует отличать ложную близорукость (или спазм аккомодации), обусловленную нарушением функционирования глазных мышц и сопровождающуюся утратой возможности поддержания четкого видения предметов. Такое состояние потенциально обратимо, однако если своевременно не принять надлежащие меры, спазм аккомодации у детей перерастет в истинную близорукость.

При выявлении признаков ухудшения зрения вдаль, родители, педагоги или педиатр должны принять меры к обследованию состояния зрительной функции ребенка.

В процессе наружного осмотра глаз ребенка детский офтальмолог обращает внимание на форму, величину и положение глазных яблок, фиксацию взгляда на ярких игрушках. В процессе биомикроскопии и офтальмоскопии оценивается состояние роговицы, передней камеры глаза, хрусталика, глазного дна.

Наличие близорукости у детей с 3-летнего возраста уточняется путем проверки остроты зрения вблизи и вдаль, без корригирующих стекол и с ними. Улучшение зрения с минусовой и ухудшение с плюсовой линзой свидетельствует о миопии. На следующем этапе исследуется клиническая рефракция с помощью скиаскопии и рефрактометрии после предварительной атропинизации.

С помощью УЗИ глаза определяется вид близорукости у детей (рефракционная или осевая), производится измерение переднезаднего размера глаза.

Для исключения ложной близорукости у детей определяется объем и запас аккомодации. При выявлении спазма аккомодации ребенку необходима консультация детского невролога, поскольку данное состояние часто встречается у детей с вегето-сосудистой дистонией, астенией, повышенной нервной возбудимостью.

Тактика лечения близорукости у детей определяется ее степенью, прогрессированием и наличием осложнений. При увеличении близорукости не более чем на 0,5 D в год, возможна выжидательная тактика. В остальных случаях для лечения близорукости у детей применяется комплекс методов (физиотерапевтических, оптических, аппаратных, медикаментозных).

В первую очередь ребенку производится подбор очков или контактных линз (детям старшего возраста). При близорукости слабой или средней степени очки используются только для дали, необходимости в их постоянном ношении нет. В случае миопии высокой степени или ее прогрессирующем характере, требуется носить очки постоянно.

Немедикаментозные методы лечения близорукости у детей включают общеукрепляющий режим, сбалансированное питание, зрительную гимнастику, аппаратное лечение (вакуумный массаж, лазеротерапию, электростимуляцию, тренировку аккомодации и конвергенции и др.), массаж шейно-воротниковой зоны, электрофорез, иглорефлексотерапию.

В порядке медикаментозного лечения близорукости у детей проводится назначение витаминно-минеральных комплексов, сосудорасширяющих препаратов (никотиновой кислоты, пентоксифиллина), инстилляции глазных капель, улучшающих питание глаза.

При прогрессировании или высокой степени близорукости у детей показано хирургическое лечение – склеропластика, препятствующая дальнейшему растяжению склеры. Лазерная коррекция зрения при миопии проводится по достижении пациентом 18 лет.

Если близорукость у детей не прогрессирует и протекает без осложнений, прогноз в отношении зрения благоприятный – такая миопия хорошо поддается очковой коррекции. При миопии высокой степени даже в условиях коррекции острота зрения часто остается пониженной. Наихудший прогноз для зрительной функции имеет прогрессирующая близорукость у детей, приводящая к дегенеративным изменениям в сетчатке.

Важную роль в предупреждении близорукости у детей играет соблюдение гигиены зрения: дозированность зрительных нагрузок, правильная организация рабочего места школьника, профилактика патологических зрительных привычек. Для правильного развития зрения полезен достаточный сон, полноценное питание, пребывание на свежем воздухе, занятия спортом. Дети с близорукостью должны обследоваться у окулиста каждые полгода.

источник

Близорукость называют болезнью цивилизации. С приходом в нашу жизнь компьютеров и высоких технологий, оказывающих серьезную нагрузку на органы зрения, миопия значительно «помолодела», и все большему количеству детей офтальмологи ставят такой диагноз в самом раннем возрасте. Почему это происходит и можно ли вылечить близорукость у ребенка, мы расскажем в этой статье.

Близорукость — это аномальное изменение зрительной функции, при котором изображение, которое видит ребенок, фокусируется не на сетчатке непосредственно, как это должно быть в норме, а перед ней. Визуальные образы не достигают сетчатки по ряду причин — глазное яблоко слишком вытянуто в длину, лучи света преломляются более интенсивно. Независимо от первопричины, ребенок воспринимает мир несколько расплывчатым, ведь на саму сетчатку изображение не попадает. Вдали он видит хуже, чем вблизи.

Однако если ребенок подносит предмет ближе к глазам или пользуется отрицательными оптическими линзами, изображение начинает формироваться непосредственно на сетчатке, и предмет становится хорошо виден. Миопия может быть различной по классификации, но практически всегда она является заболеванием, в той или иной степени обусловленным генетически. Основные виды глазного недуга:

  • Врожденная близорукость. Встречается очень редко, она связана с патологиями развития зрительных анализаторов, которые произошли еще на стадии закладки органов внутриутробно.
  • Миопия высокой степени. При таком глазном недуге степень выраженности нарушений зрения находится на уровне выше 6,25 диоптрий.
  • Комбинационная миопия. Обычно это близорукость незначительной степени, но при ней обычного преломления лучей не происходит в силу того, что преломляющие способности глаза находятся в дисбалансе.
  • Спазматическая миопия. Это расстройство зрения называют также ложным или псевдоблизорукостью. Ребенок начинает видеть изображение расплывчатым из-за того, что ресничная мышца приходит в повышенный тонус.
  • Транзиторная близорукость. Такое состояние является одним из видов ложной миопии, возникает на фоне употребления определенных лекарственных средств, а также при сахарном диабете.
  • Ночная преходящая миопия. При таком расстройстве зрения малыш днем все видит абсолютно нормально, а с наступлением темноты рефракция нарушается.
  • Осевая близорукость. Это патология, при которой рефракция развивается из-за нарушения длины оси глаз в большую сторону.
  • Осложненная близорукость. При этом расстройстве зрительной функции в силу анатомических дефектов органов зрения происходит нарушение рефракции.
  • Прогрессирующая близорукость. При этой патологии степень расстройства зрения постоянно увеличивается, поскольку задний отдел глаза перерастягивается.
  • Оптическая миопия. Это расстройство зрения также называют рефракционным. При нем в самом глазу нет никаких нарушений, но имеются патологии в оптической системе глаза, при которой преломление лучей становится чрезмерным.

Несмотря на обилие видов патологии, в офтальмологии различают патологические и физиологические нарушения зрения. Так, физиологическими видами считают осевую и рефракционную близорукость, а патологическим нарушением — только осевую.

Физиологические проблемы обусловлены активным ростом глазного яблока, становлением и совершенствованием зрительной функции. Патологические проблемы без своевременного лечения могут привести ребенка к инвалидности.

Детская близорукость в большинстве случаев излечима. Но время и усилия, которые придется на это затратить, прямо пропорциональны степени заболевания. Всего в медицине различают три степени миопии:

  • близорукость слабой степени: потеря зрения до – 3 диоптрий;
  • средняя миопия: потеря зрения от — 3,25 диоптрий до – 6 диоптрий;
  • миопия высокой степени: потеря зрения более – 6 диоптрий.

Односторонней миопия бывает реже, чем двусторонней, когда проблемы рефракции касаются обоих глаз.

Практически все новорожденные малыши имеют более короткое глазное яблоко, чем у взрослых, а потому врожденная дальнозоркость — это физиологическая норма. Глаз малыша растет, и эту дальнозоркость врачи часто называют «запасом дальнозоркости». Этот запас выражается в конкретных числовых значениях — от 3 до 3,5 диоптрий. Этот запас пригодится ребенку в период усиленного роста глазного яблока. Этот рост происходит в основном до 3 лет, а полное формирование структур зрительных анализаторов завершается приблизительно к младшему школьному возрасту — в возрасте 7-9 лет.

Запас дальнозоркости расходуется постепенно, по мере роста глаз, и в норме ребенок перестает быть дальнозорким к окончанию детского сада. Однако если у ребенка при рождении этот «запас», данный природой, недостаточен и составляет примерно 2,0-2,5 диоптрий, то врачи говорят о возможном риске развития миопии, так называемой угрозе близорукости.

Заболевание может быть унаследованным, если мама или папа, или оба родителя страдают от близорукости. Именно генетическую предрасположенность принято считать основной причиной развития отклонения. Необязательно, что при рождении у ребенка будет миопия, но она с огромной долей вероятности начнет давать о себе знать еще в дошкольном возрасте.

Если ничего не делать, не оказывать коррекции и помощи ребенку, близорукость будет прогрессировать, что однажды может стать причиной потери зрения. Следует понимать, что падение зрения всегда обусловлено не только генетическими факторами, но и факторами внешними. Неблагоприятными факторами считается избыточная нагрузка на органы зрения.

Такую нагрузку дают длительный просмотр телевизора, игры за компьютером, неправильная посадка за столом во время творчества, а также недостаточное расстояние от глаз до объекта.

У недоношенных детей, родившихся раньше назначенного акушерского срока, риск развития близорукости в несколько раз выше, поскольку зрение малыша не успевает «дозреть» внутриутробно. Если же при этом есть генетическая предрасположенность к слабому зрению, миопия практически неизбежна. Врожденная патология может сочетаться со слабыми способностями склеры и повышенным внутриглазным давлением. Без генетического фактора такое заболевание довольно редко прогрессирует, но исключать такой вероятности полностью нельзя.

Читайте также:  Признаки зрения при близорукости

В подавляющем большинстве случаев миопия развивается к школьному возрасту, и на возникновение отклонений по зрению влияют не только наследственность и неблагоприятные внешние факторы, но и недостаточность питания, богатого кальцием, магнием, цинком.

Сопутствующие заболевания могут также повлиять на развитие близорукости. К таким недугам относят сахарный диабет, синдром Дауна, частые острые респираторные заболевания, сколиоз, рахит, травмы позвоночника, туберкулез, скарлатина и корь, пиелонефрит и многие другие.

Обратить внимание на то, что ребенок стал хуже видеть, родители должны как можно раньше. Ведь ранняя коррекция приносит положительные результаты. Жалоб у ребенка не будет, даже если его зрительная функция ухудшилась, а сформулировать проблему словами для малышей практически невозможно. Однако мама и папа могут обратить внимание на некоторые особенности поведения ребенка, ведь при нарушении функции зрительного анализатора, который дает львиную долю представлений о мире, поведение разительно меняется.

Малыш может часто жаловаться на головную боль, на усталость. Он не может долго рисовать, лепить или собирать конструктор, поскольку испытывает усталость от необходимости постоянно концентрировать зрение. Если ребенок видит что-то интересное для себя, он может начинать прищуриваться. Это основной признак близорукости. Дети постарше, чтобы облегчить себе задачу, начинают оттягивать руками внешний уголок глаза в сторону или вниз.

Малыши, которые стали видеть хуже, очень низко наклоняются над книгой или альбомом для рисования, стараясь «приблизить» к себе изображение или текст.

Ребенок до года перестает интересоваться беззвучными игрушками, которые от них удаляют на метр и более. Поскольку кроха не может их нормально разглядеть, а мотивации в этом возрасте еще не достаточно. Любые подозрения родителей достойны того, чтобы быть проверенными специалистом-офтальмологом на внеплановом осмотре.

Первично глазки ребенка осматривают еще в родильном доме. Такой осмотр позволяет установить факт грубых врожденных пороков развития органов зрения, таких, как врожденная катаракта или глаукома. Но установить предрасположенность к близорукости или сам ее факт на этом первом осмотре возможным не представляется.

Близорукости, если она не связана со врожденными пороками зрительного анализатора, свойственно постепенное развитие, а потому так важно обязательно показывать ребенка окулисту в отведенные сроки. Плановые посещения должны осуществляться в 1 месяц, в полгода и год. Недоношенным карапузам рекомендуется посетить офтальмолога еще и в 3 месяца.

Выявить близорукость можно начиная с полугода, поскольку в это время врач получает возможность более полно оценивать способность детских органов зрения к нормальной рефракции.

Диагностика начинается с внешнего осмотра. И у грудничка, и у ребенка постарше доктор оценивает положение и размерные параметры глазных яблок, их форму. После этого врач устанавливает способность малыша внимательно следить за фиксированным и движущимся предметом, фиксировать взгляд на яркой игрушке, постепенно удаляясь от карапуза, и оценивая, с какого расстояния малыш перестает воспринимать игрушку.

Для детей от полутора лет используют таблицу Орловой. В ней нет букв, которые ребенок дошкольного возраста еще не знает, нет сложных изображений. Она состоит из знакомых и простых символов — слоника, лошадки, уточки, машинки, самолета, грибка, звездочки.

Всего в таблице 12 рядов, в каждом последующем сверху вниз размер картинок уменьшается. Слева в каждом ряду латинской «D» отмечается расстояние, с которого малыш в норме должен видеть картинки, а справа латинской «V» обозначена острота зрения в условных единицах.

Нормальным зрением считается, если ребенок видит с расстояния 5 метров картинки в десятой сверху строке. О близорукости может говорить уменьшение этого расстояния. Чем меньше расстояние от глаз ребенка до листа с таблицей, при котором он видит и называет картинки, тем сильнее и выраженней миопия.

Проверить зрение с помощью таблицы Орловой можно и в домашних условиях, для этого достаточно распечатать ее на листе формата А 4 и повесить на уровне глаз малыша в комнате с хорошим освещением. Перед тем как проводить тестирование или отправляться на прием к окулисту, обязательно следует показать ребенку эту таблицу и рассказать, как называются все предметы на ней изображенные, чтобы малыш без затруднений смог назвать словами то, что видит.

Если ребенок слишком мал, чтобы можно было проверить его зрение с помощью таблиц, или при тестировании обнаружились некоторые отклонения от нормы, врач обязательно обследует органы зрения ребенка с помощью офтальмоскопа.

Он внимательно рассмотрит состояние роговицы и передней камеры глазного яблока, а также хрусталика, стекловидного тела, глазного дна. Многим формам близорукости свойственны определенные визуальные изменения в анатомии глаза, доктор обязательно их заметит.

Отдельно нужно сказать о косоглазии. Близорукости часто сопутствует такая хорошо различимая патология, как расходящееся косоглазие. Небольшое косоглазие может быть вариантом физиологической нормы у детей раннего возраста, но если к полугоду симптомы не прошли, ребенка обязательно следует обследовать у глазного врача на предмет миопии.

Скиаскопия или теневая проба проводится при помощи главного орудия окулиста — офтальмоскопа. Доктор размещается на расстоянии одного метра от маленького пациента и при помощи прибора освещает ему зрачок красным лучом. Во время движений офтальмоскопа на освещенном красным светом зрачке появляется тень. При переборе линз с различными оптическими свойствами врач с большой точностью устанавливает наличие, характер и степень выраженности близорукости.

Ультразвуковая диагностика (УЗИ) позволяет сделать все необходимые замеры — длину глазного яблока, переднезадний размер, а также установить, нет ли отслоек сетчатки и других осложняющих патологий.

Лечение при миопии должно быть назначено как можно скорее, поскольку заболеванию свойственно прогрессировать. Само по себе нарушение зрения не проходит, ситуация обязательно должна находиться под контролем врачей и родителей. Миопия незначительной легкой степени хорошо корректируется даже при лечении в домашних условиях, которое представляет собой лишь комплекс рекомендаций — массаж, гимнастика для глаз, ношение медицинских очков.

Более сложные формы и стадии близорукости нуждаются в дополнительной терапии. Прогнозы врачей довольно оптимистичные — даже серьезные формы миопии можно откорректировать, падение зрения удается остановить и даже вернуть ребенку нормальную способность видеть. Правда, такое становится возможным только в том случае, если лечение началось как можно раньше, пока структуры глаза не претерпели необратимых изменений.

Выбор терапевтической меры — дело врача, тем более что есть, из чего выбирать — на сегодняшний день существует несколько способов коррекции близорукости.

Редко врачи останавливаются только на одном способе, поскольку наилучшие результаты показывает только комплексное лечение. Восстановить зрение, исправить нарушение можно при ношении очков и контактных линз, методами лазерной коррекции. В некоторых случаях врачам приходится прибегать к рефракционной замене хрусталика и имплантации факичных линз, выравниванию роговицы глаза хирургическим путем (операция кератотомия) и замене части пораженной роговицы на трансплант (кератопластика). Эффективно также лечение на специальных тренажерах.

Аппаратное лечение в некоторых случаях позволяет избежать хирургического вмешательства. Оно окутано ореолом слухов и различных мнений: от восторженных до скептических. Отзывы о таких методиках тоже весьма различны. Однако вред такого способа коррекции никем официально не доказан, а о пользе все чаще говорят даже сами врачи-офтальмологи.

Суть аппаратного лечения заключается в том, чтобы активизировать собственные возможности организма и восстановить утраченное зрение через воздействие на пораженные части глаза.

Аппаратная терапия не доставляет маленьким пациентам болевых ощущений. Она является допустимой, с точки зрения безопасности. Это комплекс физиопроцедур, которые малыш с близорукостью будет проходить в несколько курсов на специальных приборах. При этом воздействие будет различным:

  • магнитостимуляция;
  • стимуляция электрическими импульсами;
  • стимуляция лазерными лучами;
  • фотостимуляция;
  • оптические тренировки аккомодации;
  • тренировки глазных мышц и зрительного нерва;
  • массаж и рефлексотерапия.

Понятно, что грубые пороки развития органов зрения, серьезные заболевания, такие, как катаракта или глаукома, аппаратным методом не лечат, поскольку требуется обязательная хирургическая операция. Но близорукость, дальнозоркость и астигматизм хорошо поддаются коррекции таким способом. Причем именно лечение близорукости считается наиболее успешным с применением специальных аппаратов.

Для терапии используют несколько основных видов аппаратов. Это макулостимуляторы, вакуумные массажеры для глаз, линейка по Коваленко, аппарат «Синоптофор», приборы для стимуляции цветовыми фотопятнами и лазером.

Многочисленные отзывы об аппаратном лечении касаются в основном стоимости таких процедур и длительности эффекта. О том, что сеансы — удовольствие недешевое, твердят все родители, как и о том, что стойкий эффект от аппаратного лечения достигается только при систематических повторениях курсов лечения.

После одного-двух курсов появившийся эффект улучшения может исчезнуть уже через пару месяцев.

Лечение близорукости медикаментами назначается тогда, когда ребенок находится в послеоперационном периоде после хирургического вмешательства на глазах, а также для устранения ложной или транзиторной миопии. Обычно используются глазные капли «Тропикамид» или «Скополамин». Эти препараты действуют на ресничную мышцу, практически парализуя ее. За счет этого снижается спазм аккомодации, глаз расслабляется.

Пока идет лечение, ребенок еще хуже начинает видеть вблизи, читать, писать, работать за компьютером ему будет довольно сложно. Но курс обычно длится около недели, не больше.

Есть у этих препаратов и еще одно малоприятное действие — они увеличивают внутриглазное давление, что нежелательно для детей с глаукомой. А потому самостоятельное использование таких капель недопустимо, обязательно требуется назначение лечащего врача-окулиста.

Для улучшения питания сред глаза в составе комплексного лечения нередко назначается препарат «Тауфон». Несмотря на то что производители указывают минимальный возраст для применения — 18 лет, эти глазные капли получили достаточно широкое распространение в педиатрической практике. Почти всем деткам с близорукостью доктора назначают препараты кальция (обычно «Глюконат кальция»), средства, улучшающие микроциркуляцию в тканях («Трентал»), а также витамины, особенно витамины А, В 1, В 2, С, РР.

Очки при миопии помогают нормализовать рефракцию. Но выписывают их деткам только при слабой и средней степенях заболевания. На высокой стадии миопии очки неэффективны. Стекла очков при близорукости обозначаются числом со знаком «-».

Подбором очков занимается врач-окулист. Он будет подносить ребенку различные стекла до тех пор, пока малыш не увидит десятую строчку тестовой таблицы с расстояния 5 метров. В зависимости от степени выраженности недуга, врач рекомендует носить очки в определенное время. Если у ребенка слабая степень, то очки нужно носить только тогда, когда нужно рассмотреть предметы и объекты, расположенные вдалеке. В остальное время очки не носят. Если пренебречь этим правилом, близорукость будет лишь прогрессировать.

При средней степени близорукости очки предписывается носить во время обучения, чтения, рисования. Достаточно часто, чтобы не усугубить потерю зрения от постоянного использования медицинских очков, врачи рекомендуют таким детям носить бифокальные очки, верхняя часть линз которых на несколько диоптрий выше, чем нижняя. Таким образом, при взгляде вверх и вдаль ребенок смотрит через «лечебные» диоптрии, а читает и рисует через линзы, которые имеют меньшие числовые значения.

Контактные линзы более удобны, чем очки. Психологически их ношение более легко воспринимается детками, чем ношение очков. С помощью линз можно корректировать не только легкую и среднюю степень нарушения зрения, но и высокую миопию. Линзы более плотно прилегают к роговице, это уменьшает возможные погрешности в преломлении света, которые возникают при ношении очков, когда глазки ребенка могут отдаляться от линзы-стеклышка.

Часто родители озадачиваются вопросом, с какого возраста можно носить линзы детям. Обычно это рекомендуется делать по достижении ребенком возраста 8 лет. Мягкие дневные или жесткие ночные линзы должен назначить врач. Лучше всего для детского возраста подходят линзы одноразовые, которые не нуждаются в тщательной гигиенической обработке перед повторным использованием.

При выборе многоразовых линз родители должны быть готовы к тому, что за ними потребуется очень пристальный уход, чтобы не инфицировать органы зрения малыша.

Жесткие ночные линзы днем не носят, их применяют только в ночное время, когда ребенок спит. При этом утром их снимают. Механическое давление на роговицу, которое линзы оказывают за ночь, помогает роговице «выпрямляться», и днем ребенок видит почти нормально или нормально. У ночных линз довольно много противопоказаний, и врачи до сих пор не сошлись в едином мнении, полезны ли такие средства коррекции для детского организма.

Это довольно широко применяющийся метод при близорукости. При слабой и средней стадиях недуга, а также при высокой степени с потерей зрения до 15 диоптрий процедура дает видимые положительные результаты. Однако следует хорошо понимать, что коррекция не лечит зрение, а всего лишь позволяет компенсировать его потерю.

Процедура длится всего несколько минут. Обезболивание достигается с применением глазных капель. Во время коррекции часть искривленной роговицы будет убрана, это позволит выровнять ее слой, и привести к нормальным значениям оптические способности глаза преломлять лучи. После коррекции ребенку запрещено тереть глазки руками, умываться грязной водой, перенапрягать зрение и заниматься физическими упражнениями.

Хирургическое лечение близорукости показано при сложных и тяжелых формах глазной патологии. Важным условием для того чтобы предложить родителям операцию для ребенка, является прогресс нарушения. Если малыш теряет в год примерно 1 диоптрию, то это безусловное показание к операции.

Наиболее частым вмешательством считается замена хрусталика. Собственный пораженный хрусталик ребенка под местной анестезией заменяют на линзу, которую вживляют в капсулу хрусталика. Любые операции, которые проводятся на органах зрения при миопии, имеют одну цель — укрепить заднюю часть глаза, чтобы остановить падение зрения. При помощи изогнутой иглы в заднюю часть глаза вводят специальный гель или размягченную хрящевую ткань, чтобы лишить склеру возможности растягиваться.

Склеропластика позволяет остановить падение зрительной функции примерно у 70% оперируемых малышей. Им показано дальнейшее комплексное лечение, в том числе ношение очков, аппаратное лечение (по желанию родителей), медикаменты, которые назначит доктор.

При многих формах миопии врачи рекомендуют обучить детей ежедневной гимнастике для глаз. Она включает в себя упражнения на круговые и осевые движения глазными яблоками, рассматривание близких и удаленных предметов. Наиболее интересной и эффективной для детей, при которой исправляется нарушение зрения, является гимнастика по методу профессора Жданова.

Необязательно ежедневно делать полный комплекс упражнений, предусмотренных методикой. Достаточно всего 10-15 минут в день, чтобы сделать с ребенком в игровой форме 2-3 упражнения. При легкой миопии такая гимнастика позволяет остановить дальнейшее падение зрения и даже скорректировать его без какого-либо другого лечения.

Всемирная организация здравоохранения считает, что специфической профилактики близорукости не существует. Ведь при имеющейся наследственной предрасположенности, заболевание развивается порой независимо от внешних факторов.

Однако спасти зрение большинству детей и избежать высокой степени близорукости все-таки можно.

Также нужно соблюдать простые и важные правила:

  • Детям до годовалого возраста не нужно подвешивать игрушки слишком близко к лицу. Расстояние до погремушек и мобиля должно быть не менее 45-50 см.
  • Детям с полутора лет нужно прививать полезную привычку держать все предметы, которые нужно разглядывать (книги, рисунки, игрушки) на расстоянии не менее 30 сантиметров от глаз. Читать лежа нельзя, как и пользоваться мобильным телефоном, рассматривая что-то на его экране во время ходьбы или во время поездки на транспорте.
  • Дошкольникам, школьникам и подросткам нужно обеспечить правильное освещение рабочего пространства, где ребенок играет, читает, рисует, делает домашнее задание. Для этого нужно не только купить хорошую настольную лампу, но и позаботиться о фоновом освещении всей комнаты.
  • Глаза ребенка не должны переутомляться. У здорового малыша при долгом сидении за компьютером зрительные анализаторы испытывают усталость уже через два часа. У деток с близорукостью этот временной промежуток еще меньше — он составляет всего 35-45 минут. Понятно, что полностью избежать нагрузок на глаза не получится, особенно у школьника. Но при чтении или письме, а также во время работы перед монитором компьютера, нужно каждые 20-30 минут делать паузы на 5-10 минут, чтобы переключиться на другую деятельность, не требующую значительного зрительного сосредоточения.
  • Питание ребенка должно быть богато витаминами, сбалансировано.

Отчего у ребенка «портятся» глаза? Этот видео-ролик поможет вам разобраться.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *