Меню Рубрики

Физика очки для дальнозоркости и близорукости

У человека с хорошим, нормальным зрением глаз в ненапряженном состоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке глаза (рис. 98, а). Иначе обстоит дело у людей, страдающих близорукостью и дальнозоркостью.

Близорукость — это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу собираются не на сетчатке, а ближе к хрусталику (рис. 98, б). Изображения удаленных предметов поэтому оказываются на сетчатке нечеткими, расплывчатыми. Чтобы на сетчатке получилось резкое изображение, рассматриваемый предмет необходимо приблизить к глазу.

Расстояние наилучшего зрения для близорукого глаза меньше 25 см. Поэтому люди с подобным недостатком зрения вынуждены читать текст, располагая его близко к глазам.

Близорукость может быть обусловлена двумя причинами: 1) избыточной оптической силой глаза; 2) удлинением глаза вдоль его оптической оси. Развивается она обычно в школьные годы и связана, как правило, с продолжительным чтением или письмом, особенно при недостаточном освещении и неправильном расположении источника света.

Дальнозоркость — это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу сходятся под таким углом, что фокус оказывается расположенным не на сетчатке, а за ней (рис. 98, в). Изображения удаленных предметов на сетчатке при этом снова оказываются нечеткими, расплывчатыми.

Поскольку дальнозоркий глаз не способен сфокусировать на сетчатке даже параллельные лучи, то еще хуже он собирает расходящиеся лучи, идущие от близкорасположенных предметов. Поэтому дальнозоркие люди плохо видят и вдали, и вблизи.

Расстояние наилучшего зрения для дальнозоркого глаза больше 25 см. Люди с подобным недостатком зрения при чтении текста располагают его дальше от своих глаз. Этим и объясняется название «дальнозоркость».

Дальнозоркость может быть обусловлена либо понижением оптической силы глаза, либо уменьшением длины глаза вдоль его оптической оси.

Дальнозоркостью страдает большинство новорожденных, однако по мере роста ребенка глазное яблоко несколько увеличивается, и этот недостаток зрения исчезает. В пожилом возрасте у людей может развиться так называемая старческая дальнозоркость. Объясняется это тем, что мышцы, сжимающие хрусталик, с возрастом ослабевают, и способность аккомодации уменьшается. Этому же содействует и уплотнение хрусталика, постепенно теряющего способность сжиматься.

Близорукость и дальнозоркость исправляют (компенсируют) применением линз.

Первые очки появились в конце XIII в. Их изобретение стало великим благом для людей с недостатками зрения.

Какие же линзы следует применять в очках для исправления близорукости и дальнозоркости?

При близорукости изображение удаленного предмета получается внутри глаза перед сетчаткой. Чтобы оно отодвинулось от хрусталика и переместилось на сетчатку, следует применять очки с рассеивающими (вогнутыми) линзами (рис. 99, а). Такие линзы имеют отрицательную оптическую силу. Поэтому если врач-окулист выписывает пациенту очки, оптическая сила которых равна, например, –2 дптр, то это означает, что тот близорук.

При дальнозоркости все обстоит иначе. Теперь изображение оказывается за сетчаткой, и для его перемещения на нее применяют очки с собирающими (выпуклыми) линзами (рис. 99, б). Оптическая сила таких линз положительна. Поэтому выписывание очков, оптическая сила которых равна, например, +3 дптр, означает, что пациент дальнозорок.

. 1. Что такое близорукость? Какими причинами она обусловлена? С помощью каких линз исправляют близорукость? 2. Что такое дальнозоркость? Какими причинами она обусловлена? С помощью каких линз исправляют дальнозоркость? 3. В магазине в отделе «Оптика» имеются в продаже очки: +2 дптр, –0,25 дптр, –4 дптр, +1,5 дптр. Какие недостатки зрения исправляют эти очки? 4. Как изменяется расстояние наилучшего зрения у близоруких и дальнозорких людей?

источник

В настоящее время у немногих людей имеется 100% зрение, что обусловлено развитием многочисленных гаджетов. Около них они проводят большое количество времени, в особенности, молодежь. Теперь даже маленьких детей можно встретить на улице в очках. В то же время нельзя полностью исключать и наследственный фактор. Однако тот факт, что все больше людей носит очки, линзы, а также делает различные операции по коррекции зрения, не может не волновать. Не менее интересным будет вопрос – какова физика дальнозоркости и близорукости?

На медицинском языке такое заболевание органов зрения именуется гиперметропией. В этом случае человек лучше видит отдаленные предметы, а вот близкое окружение кажется ему размытым.

Но если уровень дальнозоркости высокий, то и дальние предметы тоже будут выглядеть размыто.

При нормальном зрении лучи света фокусируются в определенной зоне сетчатки, но при данной патологии это происходит за ее пределами. Причинами такого явления могут быть:

  • Укороченная форма глазного яблока.
  • Роговица либо хрусталик слабо преломляют поток лучей.

Что касается степени дальнозоркости, то она может быть:

  • слабой (менее +2,4 D);
  • средней (от +2,4 до +4 D);
  • высокой (более +4 D).

Что такое близорукость и дальнозоркость простыми словами уже было рассмотрено, теперь стоит поближе узнать о ее степени. Острота зрения при слабой гиперметропии остается почти без изменений и проявляется лишь головной болью при долгой работе с близкими предметами. Поэтому для чтения желательно пользоваться специальными очками.

Средняя степень уже начинает себя проявлять: видимость дальнего окружения отличная, но в ходе работы вблизи в скором времени возникает чувство дискомфорта.

При высокой степени патологии очень трудно разглядеть как близкие, так и дальние предметы.

Данная патология тоже имеет свое название среде медицинских специалистов – миопия. Причем это довольно распространенное заболевание, которое поражает многих людей по всему миру. В этом случае человек не может рассмотреть предметы, расположенные вдали от него. В то же время все ближайшее окружение можно хорошо разглядеть, вплоть до мелких деталей.

Что касается физики дальнозоркости и близорукости, то в последнем случае она немного иная. При миопии фокусировка лучей производится не на сетчатке, а перед ней. Поэтому дальние предметы кажутся размытыми.

Факторы, которые провоцируют развитие близорукости, следующие:

  • глазное яблоко удлиненной формы;
  • сильная степень преломления светового потока хрусталиком либо роговицей;
  • слабость аккомодационной мышцы (именно она ответственна за удержание хрусталика);
  • долгая работа вблизи (продолжительное нахождение перед компьютером либо другим устройством, чтение при слабом источнике освещения или в транспорте).

Угроза от близорукости состоит в том, что органы зрения постоянно испытывают напряжение, из-за чего часто появляются головные боли. А в темное время суток труднее ориентироваться на улице либо управлять транспортным средством. Но самая серьезная угроза – это отслоение сетчатки.

Как и при дальнозоркости глаз, у близорукости тоже может быть несколько разновидностей:

Врожденная близорукость – явление довольно редкое, которое встречается примерно у 3 % новорожденных. У таких младенцев еще в утробе матери глазное яблоко приобретает удлиненную форму. В остальных случаях заболевание начинает развиваться у школьников.

Что касается наследственной формы, то здесь все связано с пороком в синтезе белка коллагена (передается по наследству), необходимого для формирования склеры. При этом если у одного из родителей близорукость, то риск развития миопии у ребенка составляет 45%. Если заболеванию подвержены оба родителя, то риск уже выше – 83%.

Нарастающей близорукостью страдают в основном дети школьного возраста, а у них нагрузка на глаза очень большая. При этом зрение ухудшается в среднем на 1 диоптрию в год. Такое состояние требует постоянного наблюдения со стороны специалиста.

В отношении зрения и глаз, близорукость и дальнозоркость имеют некоторые сходства. Так у миопии тоже различают несколько степеней:

  • слабая – менее -3,5 D;
  • средняя – от -3,5 до -6,5 D;
  • сильная – более -6,5 D.

Помимо этого, миопия может быть истиной, что обусловлено особенностями строения глаза. Также существует и ложная миопия, которая связана со спазмом аккомодации. В этом случае изменений анатомического строения не наблюдается.

О том, что такое дальнозоркость или гиперметропия мы имеем представление, с близорукостью (миопией) тоже ознакомились. Но может ли у человека возникнуть близорукость и дальнозоркость одновременно? Что характерно, в офтальмологической практике были и такие сложные случаи. И причина такого состояния кроется в неравномерном напряжении глазных мышц.

Но помимо этого, причинами могут быть и другие факторы:

  • Неровная поверхность роговицы.
  • Смешанная форма астигматизма либо возрастная дальнозоркость (пресбиопия).
  • Нарушение работы центральной нервной системы.
  • Проблемы в работе головного мозга.

При обнаружении каких-либо проблем со зрением, необходимо посетить офтальмолога и получить консультацию по поводу своего состояния и дальнейших действий.

После того как диагноз будет окончательно установлен, врач определяется с видом корректирующей терапии. С точки зрения физики, очки от близорукости и дальнозоркости отличаются высокой эффективностью. Собственно за счет этого многие люди, у которых проблемы со зрением, предпочитают именно эти оптические инструменты. При этом «отрицательные» стекла показаны пациентам с миопией. Для исправления гиперметропии необходимы очки с собирающими линзами (знак плюс).

Однако лечение близорукости или дальнозоркости проводится не только с помощью применения оптических инструментов. Стабилизировать зрение можно и прочими методами.

В частности, не меньшей эффективностью отличаются медицинские препараты, рассчитанные для глаз. Они способствуют укреплению и расслаблению мышечной структуры органов зрения. Также они позволяют стимулировать кровообращение, процессы обмена, происходящие в сетчатке и глазном яблоке.

Высокой эффективностью отличаются таблетки «Трентал» и никотиновая кислота. Но кроме этого, для лечения патологии используют капли «Мезатон», «Тауфон», «Квинакс», «Вита-Йодурол», а также витаминные комплексы.

Как мы теперь знаем, главное отличие дальнозоркости и близорукости – плюс, минус перед значением диоптрий в корректирующих линзах. Но устранить подобный дефект можно и при помощи физиотерапевтических процедур, которые тоже приносят существенную пользу. И это не только комплекс специальных упражнений для органов зрения. Причем эффективность такой гимнастики зависит от ее регулярности – ее необходимо делать ежедневно, по несколько раз.

Также сюда могут входить магнитная и лазерная стимуляция, электропунктура и электростимуляция. А если заболевание принимает прогрессирующие формы, то поможет процедура склеропластики.

Восстановительную терапию следует проводить, по рекомендациям офтальмологов, раз в четыре месяца. В группе риска находятся люди с наследственной предрасположенностью к дефектам зрения. Также об этом стоит задуматься и тем, кто вынужден большую часть времени проводить за компьютером.

Самые популярные разновидности хирургического лечения при дальнозоркости:

  • Термокератопластика.
  • Замена хрусталика.
  • Лансектомия.

Термокератопластика представляет собой довольно старый способ коррекции физики дальнозоркости. К тому же он обладает некоторыми особенностями, из-за чего может подойти не всем пациентам. Глазная роговица подвергается воздействию нагретой микроскопической иглы. Это вызывает повреждение верхнего слоя, зато в период регенерации роговица начинает стягиваться. Благодаря этому происходит искусственное изменение преломления светового потока. Однако регенерация роговицы проходит очень долго, а пациенты испытывает существенный дискомфорт.

Замена хрусталика делается только пациентам старше 40 лет, когда снижение остроты зрения обусловлено возрастными изменениями. На роговице делается небольшой надрез, после этого изношенный хрусталик разрушается под воздействием ультразвука и вместо него помещается новая линза. Сама операция занимает не боле 15-20 минут, чего нельзя сказать о реабилитационном периоде, который довольно продолжителен. Причем пациентам придется привыкать к новому фокусу в глазах.

Лансектомия – это новая корректирующая методика, которую рекомендуется проводить пациентам с высокой степенью гиперметропии. Сама процедура напоминает процесс замены хрусталика. Вместо хрусталика ставится интраокулярная линза с заранее подобранными параметрами в зависимости от индивидуальных особенностей человека.

Поскольку сама физика дальнозоркости и близорукости различна, то и применяемые методики хирургического воздействия тоже будут отличаться.

  • Кератотомия – такая операция может быть показана пациентам со слабым отклонением в сторону близорукости (от -0,5 до -6 дптр.). Для исправления сложной патологии используются разные способы кератотомии. В то же время многие специалисты рекомендует воздержаться от подобного оперативного вмешательства, если показатели зрения менее -1,5 дптр. В противном случае в послеоперационный период невозможно избежать развития дальнозоркости.
  • Кератомилез – показанием для проведения данной процедуры является миопия менее -6 дптр.
  • Экстримлазерная коррекция – по сути, это та же операции кератотомии, но она выделена отдельно. Ее главное отличие – использование лазера для испарения тканей роговицы вместо хирургического ножа. Такой процедурой можно корректировать миопию до -6 дптр.
  • Удаление прозрачного хрусталика. Выполнение данной процедуры связано с высокими рисками развития послеоперационных осложнений. Тем не менее с ее помощью можно исправить близорукость до -20 дптр.
Читайте также:  Причины близорукости могут стать

Все операции по коррекции неправильной физики дальнозоркости и близорукости отличаются тем, что, по сути, представляют собой косметические изменения.

То есть процедуры не имеют строгих медицинских противопоказаний. Единственные ограничения – это возможности пациента и его желание.

источник

Цели урока:

  • Обучающие: изучить строение, оптическую систему и основные свойства глаза; установить причины близорукости и дальнозоркости; научиться различать линзы, применяемые в очках для исправления близорукости и дальнозоркости.
  • Развивающие: развитие речевых навыков, теоретического мышления; умение выражать мысли вслух; развитие внимания и любознательности; повышение интереса к изучаемому предмету.
  • Воспитательные: формирование у детей толерантного осознания; воспитание умения выслушивать товарища, уважать мнение оппонента; развитие стремления к познанию.

Оборудование и пособия: таблица «Строение глаза»; учебник биологии для 8-го класса «Человек» (на каждой парте); диапроектор; диапозитивы «глаз. Дефекты зрения и их исправление»; обучающие карточки-памятки (на каждой парте); портрет И. Кеплера; карточки-задания «Проверочный тест», индивидуальные карточки; наглядные плакаты; магнитная доска, стенгазета «Вот такие бывают глаза!»; приложение.

План урока

№ п/п Этапы Время, мин Приемы и методы
Организационный 1 I – 2 I Приветствие, проверка готовности к уроку, благоприятный настрой учащихся на восприятие материала урока, запись темы урока.
Подготовка к усвоению новых знаний (актуализация знаний). 5 I – 7 I Фронтальный опрос. Одновременно для сильных учеников письменное индивидуальное задание, для слабых – тест.
Объяснение новой темы. 23 I Вступительное слово учителя. Беседа. Сообщения учащихся. Фронтальный ученический эксперимент. Объяснение учителя. Запись на доске и в тетрадях.
Первичная проверка изучаемого материала 2 I – 3 I Фронтальный опрос.
Закрепление изученного материала. 5 I Кратковременный тест.
Подведение итогов урока, выставление оценок. 2 I Запись домашнего задания в дневник.

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, благоприятный настрой учащихся на восприятие материала, запись темы урока в рабочие тетради.

II. Подготовка к усвоению новых знаний (актуализация знаний)

Фронтальный опрос (для среднего звена класса):

  1. Что называют линзой?
  2. Чем отличаются выпуклые линзы от вогнутых линз? (использование наглядной таблицы).
  3. Какую точку называют главным фокусом линзы?
  4. Что называют оптической силой линзы? (запись на доске)

Одновременно для сильных учащихся – индивидуальные карточки (решение задач на определение оптической силы линзы или системы линз), для слабых учащихся – тест (на индивидуальных карточках).

  1. Чему равна оптическая сила системы двух линз, одна из которых имеет фокусное расстояние F1 = -20 см, а другая – оптическую силу Д2 = 5 дптр?
  2. Оптическая сила системы линз равна Д = 2,5 дптр. Чему равно фокусное расстояние собирающей линзы, если вторая линза имеет оптическую силу Д2 = -4,5 дптр?
  3. Оптическая сила линзы 0,5 дптр. Что это за линза и чему равно фокусное расстояние этой линзы?
  4. Фокусное расстояние линзы 10 см. Чему равна оптическая сила этой линзы? Назовите, какая это линза?
  5. Оптическая сила системы линз равна Д = 4,5 дптр. Чему равна оптическая сила собирающей линзы, если первая линза имеет оптическую силу Д1 = -1,5 дптр? Назовите первую линзу?
  1. Какой буквой обозначается главный фокус линзы?
    а) F; б) О; в) Д.
  2. В каких единицах измерения дается оптическая сила линзы?
    а) мм; б) кг; в) дптр; г) А.
  3. Фокусное расстояние линзы F = -20 см. Какая это линза?
    а) собирающая; б) рассеивающая.
  4. Оптическая сила линзы Д = 2 дптр. Какая это линза?
    а) собирающая; б) рассеивающая.

III. Объяснение новой темы

Вступительное слово учителя:

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность,
И небо – в чашечке цветка!

Человека окружает удивительный мир, богатый красками, звуками, запахами. Мы воспринимаем его то с восхищением, а то, и с опаской.

Информация о происходящем в окружающей среде мы получаем через органы чувств – зрения, слуха, осязание, вкуса и обоняния.

Тема нашего урока «Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость. Очки» (запись на доске). Цель урока: изучить строение, оптическую систему и основные свойства глаза; установить причины близорукости и дальнозоркости; научиться различать линзы, применяемые в очках для исправления близорукости и дальнозоркости.

План изучения темы (записан на доске):

  1. Значение зрения в жизни.
  2. Строение органа зрения.
  3. Оптическая система глаза.
  4. Близорукость и дальнозоркость.
  5. Офтальмологические приборы (очки и контактные линзы).
  6. Гигиена зрения.
  7. Калейдоскоп фактов.
  8. Подведение итогов.

В процессе урока вам предстоит заслушать заранее подготовленные краткие сообщения ваших одноклассников.

Сообщение 1 (ученик):

Глаз – это орган, который можно сравнить с окном в окружающий мир.

Всегда ли можно доверять тому, что мы видим? Все мы видим?

Мы живем в удивительно мире света. Свет доставляет радость всем. Внешний мир мы видим благодаря зрению. Орган зрения играет огромную роль в жизни человека. Символом жизни и вечной юности, всегда был и останется солнечный свет. Свет – это электромагнитная волна длиной излучения от 400 до 760 нм. Другие волны не вызывают зрительных ощущений. Наши глаза чувствительны только к определенному, сравнительно узкому интервалу длин волн. Более 90% информации об окружающем мире мы получаем с помощью зрения.

Глаз обладает свойствам адаптации – способностью менять свою чувствительность в зависимости от величины светового потока. Глаз очень чувствительный аппарат. «Наши глаза способны различать тончайшие оттенки цветов — они воспринимают голубизну морской волны и зарево заката, золото осеннего листа и палитру Левитан» — писал в книге «Бионика» И.Б. Литинецкий. (репродукция Левитана).

Учитель: смотреть на мир и видеть его красоту большое счастье. И это счастье человеку дают глаза.

Познакомимся со строением глаза (таблица «Строение глаза», термины записаны на доске). Глаз человека состоит из глазного яблока, соединенного зрительным нервом с головным мозгом, и вспомогательного аппарата (веки, слезные органы и мышцы, двигающие глазное яблоко).

Глазное яблоко защищено плотной оболочкой, называемой склерой. Передняя (прозрачная) часть склеры называется роговицей. За роговицей расположена радужная оболочка, которая у людей может иметь различный цвет. В радужный оболочке есть небольшое отверстие – зрачок. Диаметр зрачка может изменяться от 2 до 8 мм, уменьшаясь на свету и увеличиваясь в темноте. За зрачком расположено прозрачное тело, напоминающее двояковыпуклую линзу – хрусталик. Хрусталик окружен мышцами, прикрепляющими его к склере. За хрусталиком расположено стекловидное тело. Задняя часть склеры – глазное дно — покрыто сетчатой оболочкой (сетчаткой). Она состоит из тончайших волокон, устилающих глазное дно и представляющих собой разветвленные окончания зрительного нерва.

Как возникают и воспринимаются глазом изображения различных предметов? (диапроектор, диапозитивы).

Свет, преломляясь в оптической системе глаза, которую образуют роговица, хрусталик и стекловидное тело, дает на сетчатке действительное, уменьшенные и обратные изображения предметов. Попав на окончания зрительного нерва, свет раздражает эти окончания. Эти раздражения передаются в мозг, и у человека появляются зрительные ощущения: он видит предметы.

Изображение предмета, возникающее на сетчатке глаза, является перевернутым. Первым это доказал, построив ход лучей в оптической системе глаза, был немецкий астроном И. Кеплер (Портрет учёного). Вся эта система аналогична оптической системе собирающей линзы (таблица «оптическая система линзы» на доске).

Но почему тогда же мы видим предметы неперевернутыми? Процесс зрения непрерывно корректируется мозгом. (Учебник биологии «Человек», 8 класс, иллюстрация «Строение зрительного аппарата»). В свое время английский поэт Уильям Блейк подметил:

Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум.

Человеческий глаз представляет собой устройство, принцип действия которого повторен в фотоаппарате.

Глаз приспособлен к работе в различных условиях: при различной удаленности предметов, как на близкое, так и на более дальнее расстояние (благодаря аккомодации) различной интенсивности освещения (благодаря адаптации). (Термины «аккомодация», «адаптация» на магнитную доску). При рассмотрении близко расположенных предметов хрусталик становится более выпуклым, радиус кривизны его поверхности уменьшается, а, следовательно, увеличивается оптическая сила (Д = 1/F на магнитную доску).

Чувствительность глаза к свету может меняться в миллиарды раз, благодаря изменению диаметра зрачка.

Приспособляемость глаза может вызвать иллюзии – наблюдаемый предмет нам таким, каков он есть на самом деле. (Термин «иллюзия зрения» на магнитную доску плакаты).

У человека два глаза. Какое преимущество дает зрение двумя глазами?

Во-первых, мы можем различить расстояние между предметами. Это позволяет видеть предмет объемным, а не плоским. Во-вторых, увеличивает поле зрения. (Учебник биологии «Человек», 8-й класс, стр. 76-77иллюстрация).

В процессе развития организма могут возникнуть отклонения от нормы, вследствие чего нарушаются основные условия наилучшего зрения, так как хрусталик теряет эластичность, способность менять свою кривизну. Эти отклонения называются дефектами зрения. Изображение близко расположенных предметов расплывается – развивается дальнозоркость. Другой дефект зрения – близорукость, когда люди, наоборот, плохо видят удаленные предметы. (Диапроектор, диапозитив «Дефекты зрения», таблица «Близорукость. Дальнозоркость»).

Причиной дальнозоркости и близорукости могут быть и врожденные изменения глазного яблока. При близорукости изображение предмета фиксируется перед сетчаткой и поэтому воспринимается как расплывчатое. При дальнозоркости изображение предмета фиксируется за сетчаткой и тоже воспринимается как расплывчатое.

«По долговременном течениях наших дней
Тупеет зрение ослабленных очей.
Велика сердцу скорбь, лишиться чтенья книг:
Скучнее вечной тьмы, тяжелее вериг!
Тогда противен день, веселее досада!
Одна лишь нам Стекло в сей бедности отрада.
Оно способствуем искусная руки
Подать нам зрение умеет через очки!»
(М.В. Ломоносов)

Очки были изобретены до Ломоносова, и мы знаем, что с их помощью человек корректирует свое зрение, т.е. исправляет близорукость и дальнозоркость.

Сообщение 2 (ученик):

«Мы век проводим за трудами дома
И только в праздник видим мир в очки».
(И.В.Гете «Фауст»)

Изображение оптических стекол в средние века открыло огромные возможности. Увеличительные стекла захватили воображение. Через них рассматривали мелкие предметы. Потребовалось немало усилий, чтобы простейшие линзы превратились в современные бинокли, микроскопы, телескопы и другие оптические приборы, наконец, просто в очки (плакаты).

Очки – простейший медицинский прибор. Близорукость и дальнозоркость исправляют (компенсируют) применением линз. Сейчас вместо очков часто используют контактные линзы, сделанные из особой прозрачной пластмассы. Они накладываются на веко непосредственно, на глазное яблоко. Контактные линзы не требуют никакой оправы, не запотевают, незаметны. Существуют до 80 типов очков различного назначения.

Учитель: Какие же линзы следует применять в очках?

При близорукости необходимо изображение предмета отодвинуть от хрусталика и переместить на сетчатку. Для этого применяют линзы вынутые – рассеивающие свет с отрицательной оптической силой.

При дальнозоркости изображение предмета за сетчаткой перемещают с помощью линз выпуклых – собирающих свет. Оптическая сила таких линз — положительная. (Таблица «Линзы, применяемые в очках для исправления близорукости и дальнозоркости»).

IV. Первичная проверка изучаемого материала:

Ответьте на следующие вопросы:
Врач-окулист выписывает пациенту очки, оптическая сила которых равна +2 дптр. Какой недостаток зрения исправляют эти очки? (дальнозоркость).

Если человек близорук, то какие очки ему необходимы: +1,5 дптр или -1,5 дптр? (-1,5 дптр)

V. Объяснение новой темы (Продолжение):

Глаз – это живой оптический прибор. Мышцы глаза ученика за один учебный день испытывает такую же нагрузку, какую испытывают мышцы его рук и торса, если он пытался бы поднять и удержать над головой штангу весом предназначенного для среднего профессионала-атлета. Чтобы спасти глаза от перенапряжения, необходима специальная гимнастика, которая восстанавливает зрение.

Простейшие упражнения можно использовать в любых условиях, в том числе и в школе, где глаза устают больше всего.

Выполним все вместе некоторые из упражнений:

  1. Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори это 4-6 раз.
  2. Поглаживай в течение 30 секунд веки кончиками (подушечками) пальцев.
  3. Делай круговые движения глазами: налево – вверх — направо – вниз — направо – вверх — налево — вниз.
  4. Вытяни вперед руку. Следи взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. Повтори 3 раза.

В этом случае важно правильно их хранить и регулярно мыть теплой водой с мылом. Ведь от очков теперь зависит твое зрение!

Читайте также:  Для чего нужны очки при близорукости

И главное, если у тебя нарушено зрение, необходимо строго выполнять предписание врача-окулиста. Хорошо подобранная оправа очков украшает лицо, делает его привлекательнее.

Для нормального формирования зрения и его сохранение необходимо соблюдать простые правила:

  1. читать, писать в хорошем освещенном помещении;
  2. нельзя читать в транспорте, лежа располагать тексты ближе или дальше 30-35 см от глаз;
  3. очень вредно смотреть на слишком яркий свет;
  4. чаще бывать на свежем воздухе;
  5. оберегать глаза от ударов;
  6. в пищу употребляй витамин А.

Глаз человека – это тонкий и ценный инструмент. Берегите зрение с детства!

А сейчас обратимся к калейдоскопу интересных факторов:

Сообщение 3. (ученик):

Во многих славянских языках есть слово «око». Когда-то оно было единственным словом для названия органа зрения. От него в разное время образовались новые слова: очки, окунь.

Сообщение 4. (ученик):

В XVI веке появилось слово «глаз». Как считают многие ученые, это слово потреблялось в переносном смысле и означало: «камешек».

Сообщение 5. (ученик):

Глаз человека различает 7 тысяч оттенков различных цветов.

А также глаза не мерзнут. Это потому, что они не имеют нервных окончаний, чувствительных к холоду. Наоборот, в кончиках пальцев, носа этих точек очень много, поэтому эти места, прежде всего и сильнее всего чувствуют холод.

Сообщение 6. (ученик):

Самая богатая водой ткань человеческого тела — стекловидное тело глаза – содержит 99% воды. Самая бедная – зубная эмаль – 0,2 % воды.

Сообщение 7. (ученик):

Еще одним дефектом зрения является цветная слепота. Глаз не способен различать красный и зеленый цвета. Этот случай впервые описал английский химик Дальтон, отсюда и произошло название – дальтонизм. Для многих профессий он несуществен, но для водителя, машиниста железной дороги, лоцмана крайне важно отличать красный цвет от зеленого.

Учитель: Спасибо за интересные сообщения. Итак, проведем краткий обзор изученного материала. Сегодня на уроке мы говорили о значении зрения в нашей жизни. Изучили строение оптической системы и свойства глаза. А так же узнали с помощью, каких линз можно исправлять близорукость и дальнозоркость.

Все это мы изучили благодаря биологии, истории, литературы, и конечно физики.

VI. Закрепление изученного материала:

Как мы освоили новый изученный материал, нам поможет узнать кратковременный проверочный тест.

  1. Какая часть глазного яблока является двояковыпуклой линзой?
    а) хрусталик; б) роговица
  2. На какой части глазного яблока образуется изображение предмета?
    а) на сетчатке; б) на роговице
  3. Способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и так и на более далёком расстоянии:
    а) адаптацией; б) аккомодацией; в) иллюзией зрения
  4. При близорукости применяют очки
    а) с рассеивающими линзами; б) с собирающими линзами
  5. При дальнозоркости применяют очки
    а) с рассеивающими линзами; б) с собирающими линзами.

(Работа выполняется на отдельных листах, которые сдаются для проверки учителю. Одновременно запись проводится на полях в рабочей тетради ученика, для того чтоб самостоятельно оценить и проанализировать свою работу).

Работа проводиться с целью самоконтроля самими учениками своих работ (Подобная форма работы ребятам знакома, так как проводится регулярно). Проверяются первичные знания учащихся по изученной теме:

  • дано пять правильных ответов – оценка «5»
  • дано четыре правильных ответа – оценка «4»
  • три правильных ответа – оценка «3»
  • два и менее правильных ответа – оценка «2»

VII. Поведение итогов урока, выставление оценок.

Каждому ученику вручаются памятки «Гимнастика для глаз» и «Как уберечь глаз от травмы»

Домашнее задание: § 37,38 (для желающих стр.148 учебника №149)

  1. Громов С.В.Физика: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / С.В. Громов, Н.А. Родина. – М .: Просвещение, 2002
  2. Лукашик В.Н. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М .: Просвещение, 2002 .
  3. Демченко Е.А. Нестандартные уроки физики 7-11 классы. – Волгоград, 2002.
  4. Кирик Л.А. Физика – 9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. Илекса, 2003
  5. Юный эрудит. – М.: №2, 2003.
  6. Физика в школе. – М.: школа – Пресс, № 6/91, № 2/97.
  7. Энциклопедический словарь нового физика / сост. В.А. Чуянов. Педагогика — Пресс, 1998.
  8. Биология в школе. – М.: Школа – Пресс, № 8/93, № 1/95.
  9. Медицинская энциклопедия / сост. М.П. Обрамян. – М.: Медицина, т.3 1983 .

источник

МКОУ «Цебаринская СОШ» Цунтинского района Республики Дагестан

« Близорукость. Дальнозоркость. Очки»

Учитель физики : Абакаров Рамазан Курамагомедович.

Тема урока:Близорукость. Дальнозоркость. Очки дата: 20.04.2018 г.

Создать условия для усвоения понятий: близорукость, дальнозоркость,

раскрыть сущность причин нарушений зрения и гигиенических правил по уходу за глазами.

формировать умения наблюдать, сопоставлять и делать выводы;

продолжать развивать логическое мышление;

продолжать формировать представление о единстве понятий окружающего мира.

воспитывать бережное отношение к своему здоровью, раскрыть вопросы гигиены зрения;

продолжать вырабатывать ответственное отношение к учёбе.

Оборудование: компьютер, мультипроектор, раздаточный материал

Добрый день! Я рад видеть вас. Надеюсь, что вы готовы к активной работе на уроке

Мы начинаем наш урок с выполнения заданий на подготовку к итоговой аттестации.

1.Чему равна оптическая сила системы двух линз, одна из которых имеет фокусное расстояние F1 = -20 см, а другая – оптическую силу Д2 = 5 дптр?

2.Оптическая сила системы линз равна Д = 2,5 дптр. Чему равно фокусное расстояние собирающей линзы, если вторая линза имеет оптическую силу Д2 = -4,5 дптр

Знаменитый академик Г. Ландау сказал: «Без повторения нет глубины».

И сегодня мы повторим некоторые ключевые моменты прошлого урока, на котором мы изучали строение глаза.

3. Проверка знаний учащихся

Хрусталик – прозрачное тело, напоминающее двояковыпуклую линзу, которая фокусирует лучи света на сетчатку.

Сетчатка — нервные окончания, которые выстилают глазное дно.

Радужная оболочка — цветная часть глаза. Помогает регулировать количество света, которое попадает в глаз.

Роговица — прозрачное переднее «окошко» глаза. Роговица пропускает и преломляет свет в глаз.

Зрачок -отверстие в радужке, через которое проходит свет в глаз.

Стекловидное тело — прозрачная, желеобразная масса, которая заполняет середину глаза

2.Задание на сопоставление: у каждого на партах карточки с заданиями.

Человеческий глаз можно сравнить с фотоаппаратом. Найдите черты сходства между фотоаппаратом и оптической системой глаза.

Отверстие для прохождения света

3. Индивидуальное задание. Один ученик у доски

Постройте и охарактеризуйте изображение предмета на сетчатке глаза:

Как передаётся изображение в мозг?

Аккомодация- это способность глаза приспосабливаться…

2. Явление, при котором наблюдаемый предмет нам кажется не таким,

каков он есть на самом деле называется

3.Расстояние наилучшего зрения-

4. Поле зрения увеличивается благодаря

5. Первый аппарат, с помощью которого удалось получить изображения различных объектов была

6. Диаметр зрачка может меняться

( проверка индивидуального задания у доски)

II . Изучение нового материала

Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье дают человеку глаза. С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение и цвет. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении. Все это делает глаза ценнейшим органом в системе органов чувств. Глаза дают человеку более 90% всей информации об окружающем. Поэтому любые нарушения — это плохо для человека.

Мотивация и целеполагание.

Ребята, а сейчас я вас попрошу плотно сомкнуть веки и не открывать их до моей команды. Представьте себе на несколько секунд, что вы оказались в царстве вечной тьмы. А теперь откройте глаза….. Не правда ли, как прекрасен мир, который мы можем видеть!
Но всегда ли мы это ценим и понимаем?
Почему у многих людей возникают проблемы со зрением, и как их предупредить?
Обо всем этом мы поговорим сегодня на уроке

Откройте тетради и запишите тему урока .

У каждого на столах таблицы. Заполнять в течение объяснения темы .

Профилактика нарушения зрения

2.Удлиннение глаза вдоль его оптической оси.

2. Хирургическое вмешательство

Рассмотреть схему нормального глаза

Глаз в ненапряжённом состоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке глаза.

1.Механизм близорукости — учитель.

Близорукость (миопия) — это дефект глаз, при котором параллельные лучи после преломления в глазу собираются не на сетчатке, а ближе к хрусталику. (запись в тетради).

Расстояние наилучшего зрения для близорукого глаза меньше 25 см. Поэтому люди с подобным недостатком зрения вынуждены читать текст, располагая его близко к глазам.
Развивается миопия обычно в школьные годы и связана, как правило, с продолжительным чтением или письмом, особенно при недостаточном освещении и неправильном расположении источника света. Установлено, что в младших классах близоруких немного, но их становится больше в средних и старших классах. Чаще всего дефект зрения развивается к 16—18 годам. Близорукость почти никогда не проявляется у людей, ведущих образ жизни, требующий наблюдения отдалённых предметов (моряки).

Причин близорукости может быть две. Первая – удлиненное глазное яблоко при нормальной преломляющей силе глаза. Другая причина – слишком большая оптическая сила оптической системы глаза (более 60 диоптрий) при нормальной длине глаза (24 мм). И в первом, и во втором случаях изображение от предмета не может сфокусироваться на сетчатку, а находится внутри глаза.

2. Причины развития близорукости. — учитель

(плохое освещение, чтение, лежа, неправильная поза, когда расстояние до книги менее 25см, длительное пребывание у экранов ТВ, компьютера, частые инфекц. заболевания, наследственный фактор)

Для коррекции близорукости используют очки с рассеивающими линзами, имеющими отрицательную оптическую силу D o D O > 0. В результате пучок лучей параллельных главной оптической оси, сходятся в одной точке сетчатки, как и для нормального глаза.

4. Профилактика близорукости и дальнозоркости.

Мышцы глаза ученика за один учебный день испытывает такую же нагрузку, какую испытывают мышцы его рук и тела , если он пытался бы поднять и удержать над головой штангу весом предназначенного для среднего профессионала-атлета. Чтобы спасти глаза от перенапряжения, необходима специальная гимнастика, которая восстанавливает зрение.

Закрыть глаза, сильно напрягая мышцы, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз и посмотреть в даль.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор, до усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза и посмотреть вдаль.

Не поворачивая головы делать медленно круговые движения глазами вверх- вправо- вниз- влево и обратную сторону. Затем посмотреть вдаль

Учитель : Итак, обобщим изученный материал о дефектах зрения
1. Симптомы нарушения зрения

Близорукость (нечётко видят удалённые предметы

Дальнозоркость (плохо видят близко расположенные предметы)

2.Причины нарушения зрений

Лучи фокусируются не достигая сетчатки

источник

Дальнозоркость и близорукость — самые частые нарушения зрения у человека. Основной причиной этих заболеваний являются анатомические особенности органов зрения, которые отличаются при миопии и гиперметропии. Каково же строение нашего глаза в данных случаях и отчего это зависит? Расскажем подробней в статье.

Глаз человека — сложнейшая оптическая система. Наше глазное яблоко по форме похоже на шар диаметром в норме примерно 23-25 мм. Свет, отраженный от окружающих предметов, поступает в глаз, проходит через роговицу и хрусталик и проецируется на сетчатку. Светочувствительные клетки, расположенные на ней, обрабатывают информацию и передают в определенные участки мозга по зрительному нерву.

За точную фокусировку света на сетчатке отвечает хрусталик — естественная двояковыпуклая линза, с помощью цилиарной мышцы он способен менять свою кривизну. При взгляде на удаленные объекты он уплощается, а при видении вблизи становится более выпуклым и сильней преломляет свет. Такое свойство хрусталика менять преломляющую силу, а также фокусную точку глаза, называется аккомодацией.

При видении на дальние или ближние расстояния изменяется также размер самого глазного яблока, за это отвечают специальные мышцы. Чтобы рассмотреть предмет вблизи, глаз немного вытягивается, и, наоборот, округляется при взгляде на далекие объекты. При наличии патологий в органах зрения световые лучи могут фокусироваться за сетчаткой, отчего возникает дальнозоркость, либо перед ней, что ведет к близорукости. Рассмотрим подробней строение глаза при этих двух заболеваниях.

Читайте также:  Глазные капли за компьютером близорукость

При дальнозоркости человек размыто видит предметы, расположенные вблизи, ему трудно прочитать текст, выполнить работу с мелкими деталями, зато он ясно и четко различает объекты на дальних расстояниях. При миопии же, наоборот, для ближнего зрения характерно высокое качество, а вот предметы на удалении уже расплываются.


Близорукость и дальнозоркость различаются еще и тем, что миопия чаще всего обусловлена генетической предрасположенностью и проявляется в раннем детском возрасте, тогда как патологическая гиперметропия (в отличие от физиологической, присущей всем людям при рождении) начинает развиваться обычно после 40-45 лет (возрастная дальнозоркость). Это неизбежный процесс для всех людей.

При данной патологии оптический фокус находится не точно на сетчатке, а за ней. Причин этому может быть несколько:

  • укороченный размер глазного яблока. В норме у человека этот орган имеет диаметр 23-25 мм. При его слишком малом размере (19-22 мм) фокус «уходит» за глаз, минуя сетчатку;
  • слишком плоская роговица, которая обладает низкой преломляющей способностью;
  • смещение хрусталика вперед, что приводит к неправильной фокусировке световых лучей. Он вынужден постоянно напрягаться, чтобы сосредоточиться на предмете вблизи;
  • аномалии хрусталика: микрофакия (слишком маленький его размер), афакия (полное отсутствие хрусталика) или же расположение этой естественной линзы на ненадлежащем месте (смещение).

Физиологическая дальнозоркость присуща всем людям при рождении. Младенец появляется на свет, имея слабую степень гиперметропии примерно 2-4 диоптрии. Это объясняется тем, что органы зрения новорожденного развиты еще не полностью, и размер глазного яблока составляет всего 17-18 мм. По мере роста детского организма растут и глаза. В норме к первому году жизни степень дальнозоркости должна составлять не более 2,5 диоптрий, постепенно снижаясь, и, при отсутствии патологий, гиперметропия должна пройти к 14-летнему возрасту.

Дальнозоркость распознать гораздо сложней, чем близорукость, особенно при слабых и средних степенях. По сути, наши глаза сами борются с гиперметропией, постоянно напрягая цилиарную мышцу, что позволяет человеку видеть предметы одинаково хорошо на разных расстояниях. Но вот к 40-45 годам, когда мышца ослабевает в связи с возрастом и не в состоянии работать в полную силу, проявляется пресбиопия, называемая также старческой дальнозоркостью. При этом больше преимуществ имеют люди, страдающие небольшими степенями миопии — происходит компенсация минусовых диоптрий плюсовыми, и видимость вблизи даже немного улучшается. Тем же, у кого было нормальное до этого зрение, начинают носить очки или линзы со знаком «плюс».

Основные изменения в глазах при пресбиопии происходят с хрусталиком. Начинается его возрастная дегенерация: он становится неэластичен, ядро уплотняется, падает аккомодация. В результате таких преобразований хрусталик теряет способность к увеличению радиуса кривизны при рассмотрении близко расположенных предметов, и их приходится отодвигать все дальше от глаз.

При сильных степенях дальнозоркости нечеткое зрение диагностируется как вблизи, так и на очень далекие расстояния, и при такой форме гиперметропии существует риск развития глаукомы. Слишком короткая ось или смещение хрусталика вперед может привести к частичной блокировке дренажных путей, через которые отводится внутриглазная жидкость, что способствует увеличению давления в глазном яблоке и повышает риск возникновения глаукомы.

В отличие от дальнозоркости, при миопии, наоборот, глазное яблоко имеет увеличенный размер, причем выделяют два вида близорукости.
Если удлинена глазная ось — расстояние от края роговицы до сетчатки, то такая миопия называется осевой. Если же роговица имеет чрезмерно выпуклую форму, то лучи света преломляются слишком сильно, и этот вид называется рефракционной близорукостью. Обычно они сочетаются между собой.

Миопия представляет большую опасность для здоровья глаз, чем дальнозоркость. Это заболевание начинает развиваться, как правило, с началом обучения в школе, когда зрительные нагрузки у ребенка резко возрастают. В это же время его организм интенсивно растет, увеличиваются в размерах все органы, в том числе и глаза. Слишком резкий рост по переднезадней оси может сопровождаться нарушениями: растягивается сетчатка вследствие увеличения глазного яблока, а это чревато ее отслоением или разрывом. В этот период родителям важно обращать внимание на состояние зрения ребенка и при тревожных симптомах обратиться к офтальмологу. От своевременной диагностики зависит успешная коррекция и лечение близорукости.

При наличии этой патологии раньше было запрещено рожать естественным путем, так как в момент родов сильно повышается внутриглазное и артериальное давление, и глаза испытывают большое напряжение, что нередко приводит к разрыву или отслойке сетчатой оболочки. Сейчас беременным женщинам с миопией высоких степеней делается лазерная коагуляция сетчатки, которая позволяет укрепить ее и прочно соединить с сосудистой оболочкой, поэтому риск повреждений практически отсутствует.
В детском возрасте также разрешена единственная операция на глазах для приостановления прогрессирующей близорукости, которая называется склеропластика. Позади глазного яблока прикрепляется небольшая полоска биоткани, которая укрепляет склеру и не дает ей растягиваться. Однако ни один способ не дает абсолютной гарантии приостановки развития миопии.

Бывает и так, что у человека одновременно наблюдаются миопия и гиперметропия. Это может проявляться из-за следующих факторов:

  • искривленная форма роговицы;
  • пресбиопия;
  • наличие астигматизма;
  • нарушения в зрительном центре головного мозга и прочие.

В случае пресбиопии происходит снижение эластичности хрусталика глаза, падает его способность к аккомодации. При развитии возрастной дальнозоркости на фоне небольшой миопии это происходит незаметно для человека, но вот при высоких степенях близорукости приходится носить либо две пары очков, либо сложные мультифокальные контактные линзы, так как зрение нечеткое на разных расстояниях.

Астигматизм бывает миопический, гиперметропический и смешанный, когда у человека присутствуют близорукость и дальнозоркость. Чаще всего они бывают на разных глазах, но при осложнениях эти дефекты могут наблюдаться одновременно на одном из них.

При астигматизме глаза быстро устают, так как находятся в постоянном напряжении. Лучше всего от него избавляться с помощью микрохирургических операций, которые вернут четкость зрения вблизи и вдали.

Существует несколько способов вернуть хорошее зрение, изменив поверхность роговицы или заменив в глазу хрусталик на искусственный — интраокулярную линзу. Эта процедура называется ленсэктомия. Операции ЛАСИК и ЛАСЕК, которые выполняются с помощью эксимерного лазера, позволяют придать роговице такую форму, что световые лучи при прохождении через нее будут фокусироваться точно на сетчатку. Такие операции выполняются в клиниках всего мира на современном офтальмологическом оборудовании и гарантируют высокую четкость зрения на долгие годы.


Таким образом, современная медицина способна вернуть хорошее зрение даже при самых сложных нарушениях зрения, важно лишь вовремя диагностировать патологию и обратиться к специалисту за помощью.

источник

Если дальняя точка глаза бесконечно удалена, то такой глаз называют нормальным или эмметропическим. При этом глаз хорошо различает предметы и вдали, и вблизи. Это означает, что оптический аппарат глаза (роговица и хрусталик) имеют фокусное расстояние, равное длине оси глаза, и фокус в этом случае попадает точно на сетчатку. При эмметропии изображение от далеко расположенных предметов фокусируется в центральной ямке сетчатки – наиболее чувствительной области воспринимающего аппарата глаза. Несовпадение дальней точки с бесконечно удаленной называют аметропией глаза.

Глазу свойственны три основных недостатка:

  • миопия (близорукость), при которой лучи от бесконечно удаленного точечного источника фокусируются перед сетчаткой (рис. 2.6 а).
  • гиперметропия (дальнозоркость), при которой истинный фокус лучей от бесконечно удаленного предмета лежит за сетчаткой (рис. 2.6 б).
  • астигматизм, при котором преломляющая способность глаза различна в разных плоскостях, проходящих через его оптическую ось.

Рис. 2.6. Фокусировка параллельного пучка близоруким и дальнозорким глазом.

Причин близорукости может быть две. Первая – удлиненное глазное яблоко при нормальной преломляющей силе глаза. Другая причина – слишком большая оптическая сила оптической системы глаза (более 60 диоптрий) при нормальной длине глаза (24 мм). И в первом, и во втором случаях изображение от предмета не может сфокусироваться на сетчатку, а находится внутри глаза. На сетчатку попадает только фокус от близко расположенных к глазу предметов, то есть дальняя точка глаза приближается от бесконечности на конечное расстояние (рис. 2.7 а).


а) близорукий глаз

б) дальнозоркий глаз

Рис. 2.7. Коррекция близорукости.

Чтобы скорректировать близорукость, нужно при помощи очков построить изображение бесконечно удаленной точки в том месте, которое глаз может видеть без всякого напряжения, то есть в дальней точке. Для исправления близорукости используются отрицательные очки (рис. 2.7 б), которые строят изображение бесконечно удаленной точки перед глазом.

Близорукость может быть врожденной, однако чаще всего она появляется в детском и подростковом возрасте, причем по мере роста глазного яблока в длину близорукость увеличивается. Истинной близорукости, как правило, предшествует так называемая ложная близорукость – следствие спазма аккомодации. В этом случае при применении средств, расширяющих зрачок и снимающих напряжение ресничной мышцы, зрение восстанавливается до нормы.

Дальнозоркость вызывается слабой оптической силой оптической системы глаза для данной длины глазного яблока (либо короткий глаз при нормальной оптической силе, либо малая оптическая сила глаза при нормальной длине). Поскольку дальнозоркий глаз обладает относительно слабой преломляющей способностью, чтобы сфокусировать изображение на сетчатке, увеличивается напряжение мышц, изменяющих кривизну хрусталика, то есть глазу приходится аккомодироваться. Но даже и этого бывает недостаточно, чтобы рассмотреть предметы вдали. При рассматривании близко расположенных предметов напряжение еще больше возрастает: чем ближе предметы к глазу, тем все дальше за сетчатку уходит их изображение (рис. 2.8 а).

Скорректировать дальнозоркость можно при помощи положительных очков (рис. 2.8.б), которые строят изображение бесконечно удаленной точки за глазом.


а) дальняя точка

б) коррекция

а) дальняя точка

б) коррекция
Рис. 2.8. Коррекция дальнозоркости.

У новорожденного глаз немного сдавлен в горизонтальном направлении, поэтому у глаза есть небольшая дальнозоркость, которая проходит по мере роста глазного яблока.

При небольшой дальнозоркости зрение вдаль и вблизи хорошее, но могут быть жалобы на быструю утомляемость, головную боль при работе. При средней степени дальнозоркости зрение вдаль остается хорошим, а вблизи – затруднено. При высокой дальнозоркости плохим становится зрение и вдаль, и вблизи, так как исчерпаны все возможности глаза фокусировать на сетчатке изображение даже далеко расположенных предметов.

Аметропия глаза выражается в диоптриях как величина, обратная расстоянию от первой поверхности глаза до дальней точки (рис. 2.7 а), рис. 2.8 а)), выраженной в метрах:

, (2.3)

Оптическая сила линзы, необходимая для коррекции близорукости или дальнозоркости, зависит не только от величины аметропии, но и от расстояния от очков до глаза. Контактные линзы располагаются вплотную к глазу, поэтому их оптическая сила равна аметропии.

Например, если при близорукости дальняя точка находится перед глазом на расстоянии 50 см, то , то есть для исправления такой близорукости нужны отрицательные очки с оптической силой .

Слабая степень аметропии считается до 3 диоптрий, средняя – от 3 до 6 диоптрий и высокая степень – свыше 6 диоптрий.

Причина астигматизма лежит либо в неправильной, несферичной форме роговицы (в разных сечениях глаза, проходящих через ось, радиусы кривизны неодинаковы), либо в нецентричном по отношению к оптической оси глаза положении хрусталика. Обе причины приводят к тому, что для различных сечений глаза фокусные расстояния оказываются неодинаковыми.

При астигматизме в одном глазу сочетаются эффекты близорукости, дальнозоркости и нормального зрения. Может, например, случиться, что для вертикального сечения фокусное расстояние равно нормальному, а для горизонтального – больше нормального. Тогда глаз окажется в горизонтальном сечении близоруким и не сможет видеть ясно горизонтальных линий на бесконечности, а вертикальные будет четко различать. На близком расстоянии благодаря аккомодации глаз прекрасно различит вертикальные линии, а горизонтальные будут расплывчатыми.

Астигматизм чаще всего является врожденным, но может стать следствием операции или глазной травмы. Кроме дефектов зрительного восприятия, астигматизм обычно сопровождается быстрой утомляемостью глаз, понижением зрения и головными болями.

Исправление астигматизма возможно при помощи цилиндрических (собирательных или рассеивающих) линз. Астигматизм обычно сочетается с другими дефектами зрения – близорукостью или дальнозоркостью, поэтому астигматические очки содержат чаще всего и сферические, и цилиндрические элементы.

источник

Популярные записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *