Меню Рубрики

К возникновению близорукости может привести повышение уровня обмена веществ

При выполнении заданий А1–А10 выберите один правильный ответ.

А1. В скелете человека неподвижно соединены следующие кости:

1) плечевая и локтевая;
2) ребра и грудина;
3) мозгового отдела черепа;
4) грудного отдела позвоночника.

А2. При свертывании крови:

1) гемоглобин превращается в оксигемоглобин;
2) растворимый белок фибриноген превращается в нерастворимый фибрин;
3) образуются гормоны и другие биологически активные вещества;
4) уменьшается содержание гемоглобина в крови.

А3. К возникновению близорукости может привести:

1) повышение уровня обмена веществ;
2) чтение текста лежа;
3) повышенная возбудимость нервной системы;
4) чтение текста на расстоянии 30–35 см от глаз.

А4. Внутренняя среда организма представлена:

1) клетками тела;
2) органами брюшной полости;
3) кровью, межклеточной жидкостью, лимфой;
4) содержимым желудка и кишечника.

А5. К освобождению энергии в организме приводит:

1) образование органических соединений;
2) диффузия веществ через мембраны клеток;
3) окисление органических веществ в клетках тела;
4) разложение оксигемоглобина до кислорода и гемоглобина.

А6. И нервная, и мышечная ткани обладают:

1) проводимостью;
2) сократимостью;
3) возбудимостью;
4) воспроизведением.

А7. Газообмен между наружным воздухом и воздухом альвеол у человека называется:

1) тканевым дыханием;
2) биосинтезом;
3) легочным дыханием;
4) транспортом газов.

А8. В желудке человека повышает активность ферментов и уничтожает бактерии:

1) слизь;
2) инсулин;
3) желчь;
4) соляная кислота.

А9. Концентрация глюкозы в крови нарушается при недостаточности функции:

1) щитовидной железы;
2) надпочечников;
3) поджелудочной железы;
4) гипофиза.

А10. Первая доврачебная помощь при артериальном кровотечении состоит в:

1) наложении шины;
2) наложении жгута;
3) обработке раны йодом;
4) воздействии холодом.

При выполнении заданий В1–В3 выберите три правильных ответа. В задании В4 установите соответствие.

В1. Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечнополосатой:

1) состоит из многоядерных волокон;
2) состоит из вытянутых клеток с овальным ядром;
3) обладает большей скоростью и энергией сокращения;
4) составляет основу скелетной мускулатуры;
5) располагается в стенках внутренних органов;
6) сокращается и расслабляется медленно, ритмично, непроизвольно.

В2. В тонком кишечнике происходит всасывание в кровь:

1) глюкозы;
2) аминокислот;
3) глицерина;
4) гликогена;
5) клетчатки;
6) гормонов.

В3. Частями среднего уха являются:

1) ушная раковина;
2) улитка;
3) молоточек;
4) вестибулярный аппарат;
5) наковальня;
6) стремечко.

В4. Установите соответствие между видом иммунитета и его признаками.

1. Передается по наследству, врожденный.
2. Возникает под действием вакцин.
3. Приобретается при введении в организм лечебной сыворотки.
4. Формируется после перенесенного заболевания.
5. Различают активный и пассивный.

А. Естественный.
Б. Искусственный.

Задание С. Дайте полный развернутый ответ на вопрос: какая существует связь между органами кровообращения, дыхания и пищеварения?

Укажите последовательность передачи звуковых колебаний к рецепторам слухового анализатора.

А. Наружное ухо.
Б. Перепонка овального окна.
В. Слуховые косточки.
Г. Барабанная перепонка.
Д. Жидкость в улитке.
Е. Слуховые рецепторы.

При выполнении заданий А1–А10 выберите один правильный ответ.

А1. У млекопитающих и человека в венах большого круга кровообращения течет кровь:

1) насыщенная углекислым газом;
2) насыщенная кислородом;
3) артериальная;
4) смешанная.

А2. Наложение шины на сломанную конечность:

1) уменьшает ее отек;
2) замедляет кровотечение;
3) предупреждает смещение сломанных костей;
4) препятствует проникновению микроорганизмов в место перелома.

А3. У человека в связи с прямохождением в процессе эволюции:

1) сформировался свод стопы;
2) когти превратились в ногти;
3) срослись фаланги пальцев;
4) большой палец противопоставлен всем остальным.

А4. Процессы жизнедеятельности, происходящие в организме человека, изучает:

1) анатомия;
2) физиология;
3) экология;
4) гигиена.

А5. Кровь, лимфа и межклеточное вещество – разновидности ткани:

1) нервной;
2) мышечной;
3) соединительной;
4) эпителиальной.

А6. Выделительную функцию в организме человека и млекопитающих животных выполняют:

1) почки, кожа и легкие;
2) тонкий и толстый кишечник;
3) печень и желудок;
4) слюнные и слезные железы.

А7. Артериальная кровь у человека превращается в венозную в:

1) печеночной вене;
2) капиллярах малого круга кровообращения;
3) капиллярах большого круга кровообращения;
4) лимфатических сосудах.

А8. Первичной мочой называется жидкость, поступающая:

1) из кровеносных капилляров в полость капсулы почечного канальца;
2) из полости почечного канальца в прилежащие кровеносные сосуды;
3) из нефрона в почечную лоханку;
4) из почечной лоханки в мочевой пузырь.

А9. Дышать следует через нос, так как в носовой полости:

1) происходит газообмен;
2) образуется много слизи;
3) имеются хрящевые полукольца;
4) воздух согревается и очищается.

А10. Нервным импульсом называют:

1) электрическую волну, бегущую по нервному волокну;
2) длинный отросток нейрона, покрытый оболочкой;
3) процесс сокращения клетки;
4) процесс, обеспечивающий торможение клетки-адресата.

При выполнении заданий В1–В3 выберите три правильных ответа. В задании В4 установите соответствие.

В1. По артериям большого круга кровообращения у человека кровь течет:

1) от сердца;
2) к сердцу;
3) насыщенная углекислым газом;
4) насыщенная кислородом;
5) быстрее, чем в других кровеносных сосудах;
6) медленнее, чем в других кровеносных сосудах.

В2. Витамины – это органические вещества, которые:

1) в ничтожно малых количествах оказывают сильное влияние на обмен веществ;
2) участвуют, например, в процессах кроветворения и свертывания крови;
3) содержатся только в овощах и фруктах;
4) уравновешивают процессы образования и отдачи тепла;
5) являются в организме источником энергии;
6) поступают в организм, как правило, вместе с пищей.

В3. К центральной нервной системе относят:

1) чувствительные нервы;
2) спинной мозг;
3) двигательные нервы;
4) мозжечок;
5) мост;
6) нервные узлы.

В4. Установите соответствие между типом отростков нейрона и их строением и функциями.

1. Обеспечивает проведение сигнала к телу нейрона.
2. Снаружи покрыт миелиновой оболочкой.
3. Короткий и сильно ветвится.
4. Участвует в образовании нервных волокон.
5. Обеспечивает проведение сигнала от тела нейрона.

Задание С. Дайте полный, развернутый ответ на вопрос: какие особенности строения кожи способствуют снижению температуры тела?

Укажите последовательность движения крови по большому кругу кровообращения у человека.

А. Левый желудочек.
Б. Капилляры.
В. Правое предсердие.
Г. Артерии.
Д. Вены.
Е. Аорта.

Выделяют две основные группы причин, способствующих возникновению и прогрессированию близорукости:

Факторы, характеризующие общее состояние организма:

перенесенные заболевания и хронические заболевания, способствующие появлению вегетативной дистонии, ведут к ослаблению аккомодационной способности глаза. В результате снижается острота зрения сначала на близком расстоянии, а затем и вдаль.

наследственность. Доказано, что когда оба родителя близоруки, то у половины детей близорукость появляется до 18 лет. Если у обоих родителей зрение в норме, близорукость появляется только у 8% детей. Считается, что наследственные факторы определяют ряд дефектов в синтезе белка соединительной ткани (коллагена), необходимого для строения оболочки глаза склеры.

Факторы, характеризующие неблагоприятные условия зрительной работы на близком расстоянии:

неблагоприятные факторы внешней среды, такие как: недостаточное освещение и неправильная посадка во время чтения и письма, особенно при длительной работе на близком расстоянии (профессиональная и школьная миопия);

нерациональная мебель в учебной или рабочем помещении, а также дома;

неправильный режим дня, например, напряженная зрительная работа с близко расположенными предметами: чтение, письмо, вышивание, техническое моделирование и т. д. А также недостаток в рационе питания различных микроэлементов (таких, как Zn, Mn, Cu, Cr и др.), необходимых для синтеза склеры, может способствовать прогрессированию близорукости.

Несмотря на некоторую обособленность данного фактора, по сравнению с остальными, следует упомянуть, что:

неправильная коррекция или отсутствие коррекции зрения при первом появлении близорукости ведет к дальнейшему перенапряжению органов зрения и способствует прогрессированию близорукости, а иногда развитию амблиопии (синдром ленивого глаза), косоглазия. Если для работы на близком расстоянии используются не верно подобранные (слишком «сильные») очки или контактные линзы — это провоцирует перенапряжение мышцы глаза и способствовать увеличению близорукости.

Всё же основной причиной близорукости считается слабость цилиарной мышцы, которая возникает в результате неблагоприятных условий зрительной работы. Рост глазного яблока является своего рода приспособительным актом, направленным на обеспечение возможности длительной работы на близком от глаз расстоянии. Близорукость возникает потому, что глаз увеличивается переднезаднем направлении. Ось глаза оказывается слишком большой по сравнению с его преломляющей силой – осевая близорукость или же преломляющая система оказывается слишком сильной – рефракционная близорукость.

Состояние, при котором увеличение степени миопии происходит в год на одну и более диоптрий – считается прогрессирующей близорукостью. Миопия наиболее интенсивно прогрессирует детей в школьные годы, в период наиболее интенсивных зрительных нагрузок. Параллельно с этим идёт активный рост организма (и глаза, в частности). В ряде случаев удлинение глазного яблока в переднезаднем направлении может принимать патологический характер, вызывая ухудшение питания тканей глаза, разрывы и отслоение сетчатки, помутнение стекловидного тела. Поэтому лицам с близорукостью не рекомендуется работа, связанная с подъемом тяжестей, при согнутом положении тела с наклоном головы вниз, а также занятия спортом, требующие резкого сотрясения тела (прыжки, бокс, борьба и др.), так как это может привести к отслоению сетчатки и даже слепоте. Прогрессирование близорукости постепенно приводит к необратимым изменениям центральных отделов сетчатки и существенному снижению остроты зрения. При обнаружении периферических дистрофий сетчатки, приводящих к ее отслойке, у лиц с близорукостью проводится лазерокоагуляция сетчатки.

Важно при первых признаках близорукости срочно обратится к офтальмологу. Отсутствие коррекции миопии или коррекция неправильно подобранными очками или линзами может привести к быстрому ухудшению зрения и развитию прогрессирующей близорукости.

Тест по теме «Анализаторы» представлен в двух вариантах.

1. Глаз человека от пыли и соринок защищен

1) хрусталиком 2) бровями 3) веками и ресницами 4) радужной оболочкой

2. Возникновению близорукости способствует чтение

2) текста в движущемся транспорте

3) текста, расположенного от глаз на расстоянии 30—35 см

3. Зрительные рецепторы у человека расположены в

1) хрусталике 2) стекловидном теле 3) сетчатке 4) зрительном нерве

4. Нервные импульсы в органе слуха человека возникают

1) в улитке 2) в среднем ухе 3) на барабанной перепонке

4) на перепонке овального окна

5. К возникновению близорукости может привести

1) повышение уровня обмена веществ 2) чтение текста лежа

3) повышенная возбудимость нервной системы 4) чтение текста на расстоянии 30—35 см от глаз

6.В какой доле коры больших полушарий головного мозга
находится зрительная зона у человека?

1)затылочной 2)височной 3)лобной 4)теменной

7.Проводниковая часть зрительного анализатора

1)сетчатка 2) зрачок 3)зрительный нерв 4) зрительная зона коры головного мозга

8. Изменения в полукружных каналах приводят к

1) нарушению равновесия 2) воспалению среднего уха

3)ослаблению слуха 4) нарушению речи

1. Какова причина возникновения близорукости?

2) повреждение зрительного нерва

3) нарушение в зрительной зоне коры головного мозга

4)уменьшение способности хрусталика изменять кри визну

2. Приспособленность хрусталика глаза человека к близ кому и дальнему видению предметов состоит в

1) способности передвигаться в глазной камере

2) эластичности и способности изменять форму благо даря ресничной мышце

3) том, что он имеет форму двояковыпуклой линзы

4) расположении перед стекловидным телом

3. Различение силы, высоты и характера звука, его направ ления происходит благодаря раздражению

1) клеток ушной раковины и передаче возбуждения на бара банную перепонку

2) рецепторов слуховой трубы и передаче возбуждения в среднее ухо

3) слуховых рецепторов, возникновению нервных импульсов и передаче их по слуховому нерву в мозг

4) клеток вестибулярного аппарата и передаче возбуждения по нерву в мозг

4. В состав зрительного пигмента, содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки, входит витамин

5. Рецепторы слухового анализатора расположены

1) во внутреннем ухе 2) в среднем ухе 3) на барабанной перепонке 4) в ушной раковине

6. В какую область коры больших полушарий поступают
нервные импульсы от рецепторов слуха?

7. Зрачок находится в центре оболочки:

1) белочной 2) роговицы 3) сетчатки 4) радужной

8. Слуховые косточки усиливают колебания:

1) мембран улитки 2) барабанной перепонки

3) полукружных каналов 4) перепонки овального окна

9. За барабанной перепонкой органа слуха человека расположены:

2) среднее ухо и слуховые косточки

4) наружный слуховой проход

10. Установите, в какой последовательности световые сигна лы передаются к зрительным рецепторам:

В) палочки и колбочки на сетчатке;
Г) зрачок;

11. Установите соответствие анализатора с некоторыми его структурами.

Причины возникновения близорукости до конца не изучены, однако установлены некоторые факторы, позволяющие отнести человека к так называемой группе риска.

Наследственность. Оказывается, что при условии близорукости обоих родителей у половины детей данное заболевание появляется до 18 лет. Если у обоих родителей зрение в норме, близорукость появляется только у 8% детей. Считается, что наследственные факторы определяют ряд дефектов в синтезе белка соединительной ткани (коллагена), необходимого для строения наружной плотной оболочки глаза — склеры.

Неправильное питание. Недостаток в рационе питания различных микроэлементов (таких как цинк, марганец, медь, хром и др.), необходимых для развития тканей склеры, может способствовать прогрессированию близорукости. Исследователи заявляют, что если рацион питания включает большое количество углеводов, в частности, много хлеба, у детей значительно повышается уровень инсулина, чрезмерное количество которого приводит к растяжению глазного яблока в длину, что и вызывает возникновение близорукости.

Перенапряжение глаз. Длительные и интенсивные зрительные нагрузки на близком расстоянии, плохое освещение рабочего места, неправильная посадка при чтении и письме, чрезмерное увлечение телевизором и компьютером — все это отрицательно сказывается на остроте зрения. Как правило, появление близорукости совпадает по срокам с началом школьного обучения. Работа с компьютером заставляет глаза сильно напрягаться.

Человеческий глаз во многом сходен с фотоаппаратом. Чтобы сделать четкий снимок изображения на экране, которое состоит из мерцающих точек, ему нужно постоянно менять фокус. Такая настройка требует больших затрат энергии и повышенного расхода главного зрительного пигмента. У близоруких людей этого пигмента тратится больше, чем у тех, кто видит нормально, поэтому глаза оказываются в крайне неблагоприятных условиях.

Неправильная коррекция. Отсутствие коррекции зрения при первом появлении близорукости ведет к дальнейшему перенапряжению органов зрения и способствует прогрессированию заболевания, а иногда — к развитию амблиопии (синдрома ленивого глаза) и даже косоглазию. Если для работы на близком расстоянии используются неправильно подобранные (слишком сильные) очки или контактные линзы, это провоцирует перенапряжение мышцы глаза и способствует дальнейшему ухудшению зрения.

Слабость глазных мышц. Развитие близорукости во многом зависит от недостаточно развитой аккомодационной мышцы глаза, которая изменяет кривизну хрусталика, обеспечивая способность ясно видеть предметы на разных расстояниях. Длительное перенапряжение этой мышцы также может привести к близорукости.

источник

Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. Человек» 1 вариант.

Часть 1 При выполнении заданий этой части укажите 1 цифру, которая обозначает выбранный вами ответ

А 1. Какие кости в скелете человека соединены неподвижно?

1.плечевая кость и локтевая; 2. рёбра и грудина;

3. мозгового отдела черепа; 4. грудного отдела позвоночника.

А 2. При свёртывании крови

1.гемоглобин превращается в оксигемоглобин;

2. Растворимый белок фибриноген превращается в нерастворимый фибрин;

3. Образуются гормоны и другие, биологически активные вещества;

4. Уменьшается содержание гемоглобина в крови.

А 3. К возникновению близорукости может привести

1.повышение уровня обмена веществ; 2. чтение текста лёжа;

Читайте также:  Изменения зрительного нерва при близорукости

3. повышенная возбудимость нервной системы; 4. чтение текста на расстоянии 30-35 см от глаз.

А 4. Внутренняя среда организма образована

1 . клетками тела; 2 . органами брюшной полости;

3. кровью, межклеточной жидкостью, лимфой; 4. содержимым желудка и кишечника.

А 5. К освобождению энергии в организме приводит

1.образование органических соединений;

2. диффузия веществ через мембраны клеток;

3. окисление органических веществ в клетках тела;

4. разложение оксигемоглобина до кислорода и гемоглобина.

А 6. В ротовой полости ферменты слюны расщепляют

1. белки; 2. крахмал; 3. жиры; 4. целлюлозу.

А 7 .Газообмен между наружным воздухом и воздухом альвеол у человека называется

1.тканевым дыханием; 2. биосинтезом; 3. лёгочным дыханием; 4. транспортом газов.

А 8. В желудке человека повышает активность ферментов и уничтожает бактерии

1.слизь; 2. инсулин; 3. желчь; 4. соляная кислота.

А 9. В затылочной доле коры головного мозга находится

1. моторная зона; 2. слуховая зона;

3. зона обонятельной чувствительности 4. зрительная зона.

А 10. Первая доврачебная помощь при артериальном кровотечении состоит в

1.наложении шины; 2. наложения жгута;

3. обработка раны йодом; 4. воздействием холодом.

А 11. Какая кровь у млекопитающих животных и человека течёт в венах большого круга кровообращения

1. насыщенная углекислым газом; 2. насыщенная кислородом;

3. артериальная; 4. смешанная.

А 12. Наложение шины на сломанную конечность

1. уменьшает её отёк; 2. замедляет кровотечение;

3. предупреждает смещение сломанных костей;

4. препятствует проникновению микроорганизмов в место перелома.

А 13. У человека в связи с прямохождением в процессе эволюции

1. сформировался свод стопы; 2. когти превратились в ногти;

3. срослись фаланги пальцев; 4. большой палец противопоставляется всем остальным.

А 14. Какая наука изучает процессы жизнедеятельности, происходящие в организме человека?

1.анатомия; 2. физиология; 3. экология; 4. гигиена.

А 15 . Кровь, лимфа и межклеточное вещество – разновидности ткани

1.нервной; 2. мышечной; 3. соединительной; 4. эпителиальной.

А 16. Выделительную функцию в организме человека и млекопитающих животных выполняют

1.почки, кожа и лёгкие; 2. толстая и прямая кишка;

3. печень и желудок; 4. слюнные и слёзные железы.

А 17 .Артериальная кровь у человека превращается в венозную в

1.печёночной вене; 2. капиллярах малого круга кровообращения;

3. капиллярах большого круга кровообращения; 4. лимфатических сосудах.

А 18. Первичная моча – это жидкость, поступившая

1.из кровеносных капилляров в полость капсулы почечного канальца;

2. из полости почечного канальца в прилежащие кровеносные сосуды;

3. из нефрона в почечную лоханку;

4. из почечной лоханки в мочевой пузырь.

А 19. Дышать следует через нос, так как в носовой полости

1.происходит газообмен; 2. образуется много слизи;

3. имеются хрящевые полукольца; 4. воздух согревается и очищается.

А 20. Нервным импульсом называют

1.электрическую волну, бегущую по нервному волокну;

2. длинный отросток нейрона, покрытый оболочкой;

3. процесс сокращения клетки;

4. процесс, обеспечивающий торможение клетки-адресата.

Часть 2. При выполнении заданий В1 – В3 в ответы запишите номера трёх элементов, относящихся к правильному ответу.

В 1. Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечнополосатой

1 .состоит из многоядерных волокон; 2 . состоит из вытянутых клеток с овальным ядром;

3 . обладает большей скоростью и энергией сокращения;

4. составляет основу скелетной мускулатуры; 5 . располагается в стенках внутренних органов;

6 . сокращается медленно , ритмично, непроизвольно.

В 2. В тонком кишечнике происходит всасывание в кровь

1.глюкозы; 2. аминокислот; 3. глицерина; 4 гликогена; 5. клетчатки; 6. гормонов.

В 3. В среднем ухе расположены

1.ушная раковина; 2. улитка 3. молоточек;

4. вестибулярный аппарат; 5. наковальня; 6. стремечко.

В 4 При выполнении задания установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Выпишите в таблицу буквы выбранных ответов.

передаётся по наследству, врождённый.

возникает под действием вакцин.

приобретается при введении в организм лечебной сывороткой.

формируется после перенесённого заболевания.

различают активный и пассивный.

В5. Установите, в какой последовательности звуковые колебания должны передаваться к рецепторам слухового анализатора.

Б) перепонка овального окна.

Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. Человек» Вариант 2

Часть 1 При выполнении заданий этой части укажите 1 цифру, которая обозначает выбранный вами ответ

А 1. Рахит развивается при недостатке витамина 1. D ; 2. B 12 3. С; 4. А

А 2. Барьерная роль печени в организме человека состоит в том, что в ней

1.образуется желчь; 2. обезвреживаются ядовитые вещества;

3. образуется гликоген; 4. гликоген превращается в глюкозу.

А 3. Первичная моча по своему составу сходна с

1. лимфой 2. Вторичной мочой 3. межклеточным веществом 4. Плазмой крови

А 4. Для оказания первой доврачебной помощи при переломе костей конечности пострадавшему надо

1.наложить жгут выше места перелома; 2. сделать холодный компресс;

3. наложить давящую повязку; 4. зафиксировать повреждённую конечность с помощью шины.

А 5. По чувствительному нерву нервные импульсы направляются

1.из головного мозга в спинной; 2. из спинного мозга в головной;

3. в центральную нервную систему; 4. к исполнительному органу.

А 6. Утолщённая стенка левого желудочка сердца обеспечивает передвижение крови

1.по малому кругу кровообращения; 2. по большому кругу кровообращения;

3. из левого предсердия в левый желудочек; 4. из правого предсердия в левое предсердие.

1.яды, выделяемые возбудителями; 2. ослабленных возбудителей;

3. готовые антитела; 4. убитых возбудителей.

А 8. В свёртывании крови участвуют

1.эритроциты; 2. лимфоциты; 3. лейкоциты; 4. тромбоциты.

А 9. Кожа выполняет выделительную функцию с помощью

1.волос; 2. капилляров; 3. потовых желез; 4. сальных желез.

А 10. В сером веществе спинного мозга расположены

1.тела вставочных и двигательных нейронов; 2. длинные отростки двигательных нейронов;

3. короткие отростки чувствительных нейронов; 4. тела чувствительных нейронов.

А 11. Согревание воздуха в дыхательных путях происходит благодаря тому, что

1.их стенки выстланы ресничным эпителием;

2.в их стенках располагаются железы, выделяющие слизь;

3. в их стенках разветвляются мелкие кровеносные сосуды;

4. у человека в лёгких воздух поступает медленно.

А 12. Скопление тел нейронов вне центральной нервной системы образуют

1.нервы; 2. нервные узлы; 3 спинной мозг; 4. вегетативную нервную систему.

А 13. Рефлексы в организме животного и человека осуществляются с помощью

1.ферментов; 2. гормонов; 3. витаминов; 4. рефлекторных дуг.

А 14. Значение дыхания состоит в обеспечении организма

1.энергией; 2. строительным материалом;

3. запасными питательными веществами; 4. витаминами.

А 15. Мягкую ткань между телом и шиной помещают для того, чтобы

1. шина не давила на повреждённый участок и не вызывала боли;

2. избежать инфицирования места перелома; 3 . согреть повреждённую часть тела;

4. к повреждённому участку тела поступало больше кислорода.

А 16. Затылочная кость соединяется с теменной

1.подвижно; 2. неподвижно; 3. полуподвижно; 4. с помощью сустава.

А 17. Отсутствие витаминов в пище человека приводит к нарушению обмена веществ, так как они участвуют в образовании

1. углеводов; 2. нуклеиновых кислот; 3. ферментов; 4. минеральных солей.

А 18. Проводниковая часть зрительного анализатора –

1.сетчатка; 2. зрачок; 3. зрительный нерв; 4. зрительная зона коры головного мозга.

А 19. Лейкоциты человека, в отличие от эритроцитов,

1.передвигаются пассивно с током крови; 2. способны активно передвигаться;

3. не могут проникать сквозь стенки капилляров; 4. передвигаются с помощью ресничек.

А 20. Самое высокое давление крови у человека в

1.капиллярах; 2. крупных венах; 3. аорте; 4. мелких артериях.

Часть 2. При выполнении заданий В1 – В3 в ответы запишите номера трёх элементов, относящихся к правильному ответу.

В 1. Неправильная осанка может привести к

1.смещению и сдавливанию внутренних органов;

2. нарушению кровоснабжения внутренних органов;

3. растяжению связок в тазобедренном суставе;

4. нарушению мышечного и связочного аппарата стопы;

5. деформации грудной клетки;

6. увеличению содержания минеральных веществ в костях.

В 2. Витамины – это органические вещества, которые

1.оказывают сильное влияние на обмен веществ в ничтожно малых количествах;

2. влияют на превращение глюкозы в гликоген;

3. входят в состав ферментов;

4. уравновешивают процессы образования и отдачи тепла;

5. являются в организме источником энергии;

6. поступают, как правило, в организм вместе с пищей.

В 3. Людям необходима растительная пища, так как в ней содержится

1.все аминокислоты, необходимые для синтеза белков;

2. все жирные кислоты, необходимые для организма;

3. много витаминов и минеральных веществ;

4. антитела и различные ферменты;

5. клетчатка и другие вещества, улучшающие работу кишечника;

6. гормоны роста, необходимые человеку.

В 4 При выполнении задания установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Выпишите в таблицу буквы выбранных ответов.

обеспечивает проведение сигнала к телу нейрона

снаружи покрыт миелиновой оболочкой.

короткий и сильно ветвится.

участвует в образовании нервных волокон.

обеспечивает проведение сигнала от тела нейрона.

В 5. Установите, в какой последовательности осуществляется преломление лучей света в оптической системе глаза человека.

Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. Человек»

Данная контрольная работа выполнена в форме тестов позволяет проверить знания и умения учащихся класса за весь курс биологии 8 класса,структура теста позволяет использовать его при подготовке учащихся к прохождению итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ. К контрольной работе приложены критерии оценки знаний и норма оценок.

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Низкая стоимость обучения

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Одно из самых распространенных офтальмологических заболеваний — миопия (близорукость) характеризуется рефракционной аномалией зрительной системы, при которой изображение рассматриваемого объекта транслируется не на сетчатку глаза, а фокусируется перед ней.

Дело в том, что фокусирование картинки из-за более сильного преломления световых лучей не доходит до сетчатой оболочки, что является причиной плохого видения предметов на дальних расстояниях, при этом человек с близорукостью хорошо видит вблизи.

Одна из главных причин возникновения миопии — изменение размеров глазного яблока, оно становится увеличенным. В связи с этим меняется и расстояние от сетчатки до роговицы. Если у человека со здоровым зрением оно составляет в среднем 23,5 мм, то у пациента страдающего такой аномалией оно больше на несколько мм (индивидуальный показатель). Каждый дополнительный мм нароста дает рефракционный показатель в – 3 дптр.
В офтальмологической практике различают три степени развития близорукости:

  • Слабая — длина глазного яблока увеличена на 1,5 мм, показатель зрения –3 дптр. В целом человек видит хорошо, предметы вдали немного размыты;
  • Средняя — длина глазного яблока больше на 3 мм, появление близорукости с показателем от –3 до –6 дптр. Именно поэтому в зрительной системе происходит истончение и растяжение сосудов, человек расплывчато видит предметы, находящиеся на расстоянии более 30 см от него.
  • Тяжелая — в зрительной системе происходят серьезные аномалии, показатели зрения становятся выше –6 дптр. При таком возникновении близорукости глазные сосуды становятся чрезмерно тонкими, что приводит к осложнениям и возможной слепоте. Человек не может разглядеть даже пальцы на вытянутой руке.

Специалисты также различают два типа миопии по способу ее возникновения: врожденную и приобретенную. Причинами появления близорукости при рождении могут стать сбои внутриутробного развития зрительной системы. Приобретенная патология связана, как правило, с воздействием на глаза самых разных неблагоприятных факторов.

Если показатели рефракции изменяются более чем на –1 диоптрию в год, то патология считается прогрессирующей.
Если же значительных, резких изменений у пациента не происходит, специалисты ставят диагноз: «стационарная близорукость». Как правило, аномалию корректируют с помощью очков или контактных линз.
Существуют также временная или транзиторная патология. Причины такой близорукости: беременность, сахарных диабет или прием некоторых лекарственных средств.

Для того, чтобы назначить правильное лечение, офтальмологу необходимо выявить природу заболевания, поскольку от устранения причины близорукости будет зависеть эффективность результата. Существует целый ряд наиболее распространенных факторов возникновения близорукости, к ним относятся:

  • Наследственная предрасположенность пациента. Так, если оба родителя страдают миопией, то вероятность ее проявления у ребенка будет составлять 50%.
  • Травмы во время рождения. Например, сотрясение мозга, механические повреждения зрительной системы.
  • Повышенное внутричерепное и внутриглазное давление.
  • Авитаминоз, в особенности нехватка в организме витаминов групп В и С, дефицит важнейших для правильного функционирования зрительной системы микроэлементов: марганца, цинка, магния, меди. Все эти компоненты влияют на формирование и развитие здоровых глаз.
  • Регулярное перенапряжение глазных мышц, их ослабление. Недостаточно развитая аккомодационная мышца может менять кривизну хрусталика, это и является весомой причиной развития разных степеней близорукости.
  • Сопровождающие рефракционные патологии, к примеру, астигматизм, а также другие глазные заболевания, такие как косоглазие.
  • Высокая нагрузка на зрительную систему, которая связана с их напряженной работой за компьютером, чтением, шитьем, просмотром телевизора и прочим.
  • Плохое освещение (не только приглушенное, но чрезмерно яркое).
  • Инфекционные заболевания и гормональные сбои, влияющие напрямую на развитие близорукости.
  • Неправильно подобранные средства коррекции зрения.

Отсутствие лечения и коррекции при выявлении близорукости. Это может стать фактором разрушения способности к аккомодации и привести к полной слепоте.

Помимо вышеописанных факторов, причиной близорукости может стать нестабильное психологическое состояние, сильный стресс. Есть научно доказанный факт, что люди, которые не могут принять будущего, либо напротив представляют его в мельчайших деталях, в результате имеют рефракционные отклонения, близорукость в том числе.

Такая физио-психологическая связь обусловлена непрерывным страхом перед будущим. Как правило, люди, живущие «сегодняшним днем», исходя из результатов исследования, гораздо реже имеют проблемы со зрением.

Аккомодация — это способность зрительных органов быстро фокусироваться на видимом предмете. Данную функцию в зрительной системе выполняют поперечные и продольные глазные мышцы. Во время их спазмирования происходит изменение формы глазного яблока, что в свою очередь влечет изменение места положения хрусталика (двояковыпуклой естественной линзы). В результате зрительные органы напрягаются, происходит искажение изображения, развитие временной близорукости.


Аккомодационный спазм может возникать при долгой концентрации зрения на миниатюрных предметах, расположенных на близком расстоянии (к примеру, долгое использование гаджета).

Читайте также:  Близорукость развивается при увеличении кривизны хрусталика

Еще одной причиной появления близорукости могут стать склеротические изменения природной двояковыпуклой линзы (хрусталика). Чаще всего, проявляются у пожилых людей и связаны с возрастными изменениями в организме. Происходит ухудшение функционирования зрительного аппарата, утрачивание эластичности хрусталика, потеря тонуса и ослабление глазодвигательных мышц, уменьшение скорости нервных импульсов. Один из способов лечения миопии — хирургическое вмешательство путем разрушения хрусталика и его замены на имплантат. Процедура длится не более получаса, абсолютно безболезненна и не требует госпитализации. Врачу необходимо сделать микроскопический надрез роговицы, с помощью пучка лазерных лучей совершить разрушение хрусталика, извлечь получившуюся сниженную массу и установить искусственную линзу.

Нередко причиной близорукости является кератоконус — аномалия при которой роговичная оболочка становится слишком тонкой и приобретает конусообразные очертания, что, безусловно, является фактором для неправильного преломления световых лучей, они попадают на тело хрусталика в искаженном виде.

Причиной миопии может стать и несбалансированный прием пищи пациентом. Поскольку организм в целом и зрительный аппарат испытывают дефицит полезных микроэлементов необходимых для правильного функционирования.
Так, ученые выяснили, что если ребенок с раннего возраста употребляет в пищу много хлебобулочных изделий, содержащих быстрые углеводы, то риск появления близорукости гораздо выше, чем, если бы он проводил много времени за чтением или просмотром телевизора. Такие же результаты выявились у испытуемых, поедающих много кондитерских изделий.

Дело в том, большой объем простых углеводов, а также рафинированных продуктов в рационе становится причиной для развития миопии из-за вымывания химических веществ, которые незаменимы в физиологических и биологических процессах поддержания зрительной системы на должном уровне.
Помимо прочего, употребление простых углеводных продуктов вызывает рост массы тела и повышенный выброс инсулина (антагонист гормона роста) гормональной системой. Переизбыток этого элемента способствует растяжению глазного яблока в длину, что и является причиной близорукости и может привести к серьёзному ухудшению зрения.

Помимо вышеописанных факторов возникновения миопии, причиной может стать общее истощении организма после сильного утомления и недостатка витаминов и минералов, а также ослабление синтеза ферментов при низком иммунитете и ряде хронических заболеваний. Именно поэтому при выявлении миопии у пациента, специалисты тщательно подходят к лечению основного заболевания.

Как показывает офтальмологическая практика, рефракционная патология, чаще всего, возникает у детей дошкольного возраста и может прогрессировать до достижения совершеннолетия, либо исчезнуть при полностью сформировавшейся зрительной системе.
Факторы появления миопии у детей схожи с причинами ее возникновения у взрослых. Помимо прочего, офтальмологи выделяют отдельную категорию детей: преждевременно родившиеся младенцы.
Организм недоношенного ребенка не успел закончить свое развитие, зрительная система не является исключением, поэтому примерно у 95% детей наблюдается близорукость.

Также причина ее возникновения — чрезмерной быстрый рост организма. Костные структуры не получают должного количества важных витаминов и микроэлементов. А ускоренный рост становится причиной деформации глазного яблока, что объясняется изменением формы глазных впадин.
У школьников в большинстве случаев миопия связана с большими нагрузками на глаза, когда появляется необходимость проводить много времени за учебниками и тетрадями. Именно поэтому родители должны следить за освещением рабочего места ребенка, ограничивать использование мобильных устройств, компьютера и прочих гаджетов. Научить ребенка делать перерывы и гимнастику для глаз каждые полчаса в процессе обучения.

Важно понимать, что своевременное выявление аномалии и ее надлежащие лечение обеспечат в дальнейшем комфортный процесс жизнедеятельности. Для этого необходимо регулярно посещать кабинет офтальмолога: не реже одного раза в год взрослым и два раза в год детям. Ведь показатели зрения могут меняться как в лучшую, так в худшую сторону. Специалист проведет комплексное обследование зрительной системы, выявит актуальные параметры, даст важные рекомендации, назначит лечение, подберет корректирующие зрение средства (очки или контактные линзы).

источник

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Око-плюс. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Близорукость — это состояние, при котором только близкие объекты могут быть хорошо видны. Оно происходит, когда световые лучи, которые проникают в область глаза, сосредотачивается перед сетчаткой, а не непосредственно на ней. Больным, страдающим от миопии, нужны очки или контактные линзы, или корректирующая лазерная хирургия, чтобы видеть удаленные объекты хорошо. В некоторых ситуациях миопия является наследственным заболеванием. Поскольку существует большее расстояние между роговицей (другими словами «окном», которое охватывает переднюю часть глаза) и сетчаткой (светочувствительным слоем на задней части глаза), изображения, как правило, сосредоточены в передней части сетчатки, а не на самой сетчатке. В других случаях близорукость является результатом несоответствия между длиной глаза и способностью хрусталика глаза сфокусировать изображение в нужном месте. Опять же, это заставляет изображения сосредоточиться на передней части сетчатки, что приводит к близорукости.

В настоящее время близорукость является наиболее распространенной формой проблемы зрения во многих странах мира. По данным исследования в школьные годы около 20% учащихся страдают от близорукости, а во время учебы в ВУЗЕ этот показатель значительно выше и достигает 40%. В некоторых случаях генетические факторы играют определенную роль в появлении состояния. Несколько поколений одной семьи может иметь данную проблему. Нечасто у близоруких людей развиваются дополнительные проблемы со зрением, такие как отслоение сетчатки или дегенеративные процессы в ней. Близорукость увеличивает риск развития других глазных заболеваний, таких как глаукома. Осложнения могут возникнуть после терапии близорукости. Например, больные, которые не должным образом заботятся о своих линзах, могут заработать язвы роговицы или инфекции.

Больные могут плохо иметь плохое зрение в связи с тем, что передний глазной участок начинает преломлять световые лучи и направлять их на задние глазные поверхности, называемые сетчаткой. Миопия появляется, когда физическая длина глаза больше оптической длины. Это создает трудности для глаза фокусировать световые лучи конкретно на области сетчатки. При условии, что световые лучи не будут четко фокусироваться на сетчатке, изображения, которые видит человек, могут быть размытыми.Близорукость имеет одинаковое влияние на представителей мужского и женского пола. Пациенты, имеющие семейную историю недуга, более вероятно могут наблюдать ее появление в последующих поколениях. Большинство глаз с состоянием близорукости являются здоровыми, но у малого числа больных с осложненными видами близорукости развиваются дегенеративные процессы в сетчатке.

Человек, страдающий от близорукости, четко различает объекты крупного плана, но дальние объекты у него размыты. Щурясь, он будет стремиться сделать далекие объекты более ясными. Близорукость часто впервые замечается у детей и подростков школьного возраста. Дети часто не могут читать с доски, но они могут с легкостью читать книги. Близорукость становится хуже в годы активного роста.

Людям, которые являются близорукими, нужно часто менять очки или контактные линзы. При этом миопия обычно останавливает прогрессирование по мере того, как человек перестает расти в своих ранних двадцатых.

Прочая симптоматика включает:

— чрезмерное напряжение глаз;
— редко боли в голове.

Чтобы понять близорукость, необходимо вначале узнать, как работает глаз. Миопия является рефракционным нарушением, вызванным несовершенством строения глаза. Последнее изменяет путь, в котором глаз фокусирует световые лучи, которые проходят в него.

Это может произойти, когда:

— Глазное яблоко больше, чем обычно.
— Роговица более изогнута, чем при нормальном состоянии.

Когда происходит любой из этих дефектов, он изменяет точку фокусировки глаза так, что лучи света фокусируются в передней части сетчатки, а не на ней. Это делает объекты на расстоянии размытыми. Макросъемка объектов в целом по-прежнему выглядит четкой, поскольку световые лучи входят в глаза под небольшим углом, так что они фокусируются на сетчатке должным образом. Близорукость может быть результатом чрезмерного удлинения глаза, которое не компенсируется, потому что у близоруких лиц по неизвестным причинам внутренний хрусталик больше не может уменьшаться путем прореживания и растяжения.

Миопия, как полагают, является также результатом сочетания генетической предрасположенности и факторов окружающей среды, таких как обширные тесные работы. Часто состояние развивается в детстве и продолжает ухудшаться до начала взрослой жизни. В некоторых случаях миопия стабилизируется в этот момент из-за отсутствия других факторов стресса или, потому что тело прекращает рост. Многие эксперты считают близорукость наследственной, но недавние исследования показали, что некоторые профессии имеют более высокие уровни влияния на вероятность появления близорукости.

Например, одно из исследований было проведено на военно-морском флоте среди подводников, которые были затоплены в течение нескольких месяцев в то время, и проводили свои дни в тех местах, где максимальное расстояние просмотра было 3 метра. Проведенный опыт показал увеличение близорукости в течение этих длительных периодов заключения. Генетике еще предстоит основательно изучить все факторы предрасположенности к состоянию близорукости.

Дети, рожденные от двух близоруких родителей, имеют более высокий риск для этого условия, но у некоторых болезнь может и не наступить. У других детей развивается миопия, даже если ни один из родителей не является близоруким. Поэтому экологические факторы не стоит сбрасывать со счетов, они могут также привести к прогрессированию близорукости. Чрезмерное чтение, использование компьютера и работы с повышенной зрительной фокусировкой являются общими примерами внешних факторов, которые могут способствовать возникновению близорукости.

Лица, которые выполняют задачи, связанные с использованием глаз на близких объектах, такие как чрезмерное чтение или работа за компьютером, могут иметь более высокий риск для развития близорукости.

Различные эксперименты показали, что распространенность миопии возрастает по отношению к грамотности населения. В частности, азиатские народы имеют очень высокую частоту близорукости, в некоторых азиатских странах отчетность ВОЗ показала от 70 до 90 процентов населения, страдающего от миопии.

Для некоторых близоруких лиц, особенно тех, у кого -6.00 диоптрий или более, близорукость может быть фактором риска для других глазных недугов и патологий. В целом, риск этих осложнений возрастает по мере того, как степень тяжести близорукости увеличивается.

На основании дополнительных факторов, таких как общее здоровья глаз, лечащий глазной врач будет в состоянии быстрее определить индивидуальный риск пациента.

Осложнения, которые могут быть связаны с миопией, включают:

— Отслойку сетчатки глаза.
— Глаукому.
— Полная потеря зрения.

Выделяют три степени миопии:

— слабая – до 3 диоптрия;
— средняя – от 3.25 до 6 диоптрий;
— высокая – от 6 диоптрий.

Близорукость разделяют на прогрессирующую и не прогрессирующую.

— Прогрессирующая близорукость — это когда в год требуется повышать диоптрии больше чем на одну, при этом могут возникнуть осложнения (отслойка сетчатки глаза, дистрофия сетчатки глаза, разрыв сетчатки, слепота), которые требуют хирургического вмешательства.
— Не прогрессирующая миопия — классический вариант, при котором патология легко поддается коррекции и не требует иного лечения.

Люди с близорукостью, как правило, способны видеть удаленные объекты немного лучше, щурясь при этом, что уменьшает сферическую аберрацию (степень, в которой световые лучи, падающие на глазной хрусталик, искажается при преломлении). Все методы лечения близорукости имеют ту же цель: обеспечить более четкое зрение вдаль. Оправы, контактные линзы и хирургическое вмешательство, а также сочетание этих методов, могут быть использованы для лечения близорукости.

— Очки и контактные линзы являются самыми известными методами терапии состояния миопии. Линзы предназначены для переориентирования света на область сетчатки. Отрицательные (вогнутые) линзы с соответствующим рецептом врача могут исправить близорукость.

Некоторые опыты показывают, что люди с миопией, которые используют коррекцию расстояния крупным планом при выполнении задач, могут в конечном итоге повысить степень тяжести их близорукости. Некоторые офтальмологи снижают коррекции расстояния для близких задач, которые могут уменьшить степень миопии, развивающуюся впоследствии.

— В зависимости от степени близорукости, могут быть использованы иные методы. Лазерная коррекция, также известная как глазная LASIK-хирургия, является самой популярной хирургией, используемой для лечения близорукости. В этой процедуре форма роговицы меняется с помощью лазера. Альтернативой процедуры LASIK является фоторефракционная кератэктомия (ФРК для краткости), которая также включает в себя изменение формы роговицы. Предписания обычно изменяются наиболее быстро в возрасте от 7 до 18 лет. Некоторые эксперты полагают, что это обусловлено сочетанием растущего организма и энергичных школьных занятий (то есть, чрезмерного чтения), что повышает степень концентрации внимания на естественной системе фокусирования глаза и вызывает миопию. Как правило, близорукость можно контролировать и зрение может быть значительно улучшено с помощью корректирующих линз. Рефракционная хирургия также будет неплохим вариантом для многих взрослых.

Как полагают некоторые специалисты по уходу за глазами, каждый человек может сделать что-то, чтобы замедлить прогрессирование близорукости. Хотя нет никаких убедительных доказательств эффективности профилактических мер, было высказано предположение, что данные меры предосторожности и привычки могут снизить уровень миопии, который развивается у человека.

— Чтение книжных материалов на расстоянии 30-35 см от глаз.
— Наличие хорошего освещения в комнате или офисном помещении.
— Предварительная консультация с врачом до возникновения серьезных симптомов и осложнений.
— Регулярное посещение врача-офтальмолога при наличии потенциальных повышенных факторов риска миопии.
— Практикование большого количества перерывов или кратковременного отдыха во время интенсивной работы за компьютером.

Данные меры не могут быть 100 %-ной гарантией того, что болезнь никогда себя не проявит. Тем не менее, они в значительной степени снизят вероятность приобретения близорукости и помогут улучшить самочувствие и общее состояние здоровья любого человека.

Среди нарушений зрения близорукость является самым частым заболеванием.

Для людей с такой патологией проблематично разглядеть вывески магазинов, номера автомобилей, а при чтении книгу приходится держать близко к глазам.

В «техническом» плане причина близорукости кроется в том, что изображение объектов, на которые смотрит близорукий человек, проецируется не на сетчатку глаза, а перед ней (в свою очередь при дальнозоркости проекция лежит перед сетчаткой).

Болезнь поддается корректировке при помощи хирургического вмешательства и с помощью медицинской оптики, но офтальмологи наблюдают тенденцию роста больных миопией: это связано в основном с тем, что современный человек слишком мало времени уделяет тренировке глаз и большое количество времени проводит перед экраном монитора, телевизором и с мобильными устройствами.

Итак, в данной статье попробуем разобраться, какова причина развития близорукости у человека.

  • Основные симптомы близорукости
  • Близорукость: это минус или плюс?
  • Причины
  • Степени
  • Ложная близорукость и ее симптомы
  • Полезное видео

Ошибочно полагать, что данное заболевание глаз возникает только у любителей компьютерных игр, офисных работников и у любителей смотреть телевизор.

Если у вас близорукость, симптомы могут быть следующими:

  • удаленные объекты видно очень плохо или видны только их размытые очертания;
  • в сумерках и при недостаточном освещении люди с миопией ориентируются хуже;
  • глаза сильно утомляются, так как близоруким людям приходится напрягать глазные мышцы, чтобы рассмотреть удаленные объекты;
  • со временем могут возникать головные боли и болевые ощущения в лобной доле над глазницами;
  • при миопии глаза приобретают светло-синий оттенок из-за нарушениях в структуре склеры (со временем склера при миопии истончается);
  • человек часто щурится;
  • в некоторых случаях для миопии характерно повышенное слезоотделение;
  • при миопии тяжелой степени возможно расширение глазной щели из-за увеличения размеров глазных яблок.

Иногда (особенно у детей и молодых людей) миопия протекает без симптомов, но когда возникают явные проблемы со зрением – может быть поздно пытаться исправить её с помощью линз, очков и стандартной гимнастики.

Читайте также:  Какая концепция управления маркетингом способствует возникновению маркетинговой близорукости

Теперь разберемся, близорукость — это минус или плюс?

В нормальном состоянии изображения предметов, которые видит человек, проецируется непосредственно на сетчатку глаза и видится четким и оформленным.

При близорукости для смещения проекции с переднего плана назад к сетчатке могут использоваться очки или контактные линзы, которые в офтальмологии обозначаются знаком «минус», и чем ниже диоптрическое значение оптики – тем сильнее заболевание у ее владельца.

«Минусовые» контактные линзы и линзы очков имеют вогнутую форму.

Действительно ли заболевание – ложное или имеет место миопия, можно только при обследовании у офтальмолога, который также расскажет правильные методы улучшения зрения в конкретном случае.

Говоря о том, каковы же причины близорукости, следует отметить, что одной из главных считается переутомление глазных мышц, в результате чего они начинают деградировать и теряют способность обеспечивать необходимое для правильной фокусировки зрения усилие.

В этом плане на глаза негативно влияет компьютер и чтение при недостаточном освещении.

Также причины возникновения миопии могут проявляться как наследственное заболевание – в этом случае дефекты склеры передаются от родителей к детям, при этом если заболевание диагностировано у обоих родителей, шанс передать эту болезнь ребенку составляет около 80%.

Если миопия только у отца или матери – шанс ребенка родиться с наследственной миопией составляет всего 1:4.

Иногда миопия носит смешанный характер – когда плохое состояние склеры по причине наследственности в детстве усугубляется чрезмерными нагрузками, напряжением и переутомлением.

Обычно это служит показанием к лазерной коррекции, хотя некоторые родители предпочитают не подвергать хирургическим операциям на глаза детей и используют для исправления такого дефекта линзы или очки для близорукости.

Очень редко данная болезнь развивается вследствие повышенного глазного давления, которое в свою очередь является нарушением формирования глазного яблока еще до рождения ребенка.

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Око-плюс. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Среди больных миопией такая причина нарушения зрения встречается всего у 2% пациентов.

Улучшение зрения при близорукости в данном случае происходит с помощью медикаментозных методов, а операция показана только при серьезных нарушениях зрения и увеличения степени близорукости.

Анатомо физиологические причины близорукости можно объяснить тем, что при расстройстве рефракции глаза лучи света объединяются впереди сетчатки глаза, что также может послужить возникновению миопии.

Миопия делится по степеням развития болезни, и в целом выделяют три из них:

  • высокая (от -6 до -15 диоптрий);
  • средняя (от -3 до -6 диоптрий)
  • слабя (до -3 диоптрий).

В данном случае подразумевается, что при мои -4 назначаются линзы или очки диоптрической силы от -5 и ниже, после чего по прошествии времени пациенту выписывают линзы с более сильным диоптрическим показателем.

От степени близорукости зависит не только диоптрическая сила оптики, но и ее вид, а также продолжительность использования очков или линз.

Например, при миопии 1 степени (слабой) очки необходимо носить всего несколько часов в день, тогда как высокая степень предполагает ношение оптики постоянно и снятие её только на ночь (исключение составляют ночные линзы для коррекции зрения).

Иногда при всех симптомах миопии обследование у офтальмолога не показывает наличие у пациента близорукости. Это означает наличие у человека ложной близорукости (или спазма аккомодации). Речь идет о приспособлении мышц глазного яблока к окружающим условиям.

С точки зрения физиологии ложная близорукость представляет собой такую последовательность процессов:

  • при фокусировании взгляда на близкорасположенных объектах хрусталик глаза не сокращается, за счет чего его преломляющая сила увеличивается;
  • в таком состоянии мышцы, отвечающие за сокращение хрусталика (в частности – ресничная мышца) в течение долгого времени находятся в напряженном состоянии;
  • мышца испытывает спазм, при наличии которого дальнейшее ее напряжение приводит к нарушению нервной регуляции и кровообращения в ней;
  • в результате мышцы переутомляются, и человек испытывает все симптомы, характерные для близорукости: повышенное утомление при рассматривании удаленных предметов, усталость и резь в глазах).

Обычно ложной миопией страдают люди, которым часто приходится проводить большое количество времени перед монитором компьютера.

Это относится также к любителям почитать в темноте при свете фонарика или тем, кто не соблюдает нормы гигиены зрения при чтении книг, газет и журналов (другими словами, держат печатное издание ближе, чем на 50 сантиметров от глаз).

В самом глазном яблоке, склере и роговице при этом никаких физиологических изменений и нарушений не происходит, но глаз пытается адаптироваться к новым, непривычным для себя условиям, вследствие чего и проявляются характерные признаки близорукости.

Узнать подробнее о том, что такое миопия и каковы её причины, можно узнать из этого видео:

Несмотря на то, заболевание успешно лечится, необходимо своевременно проходить обследование для того, чтобы выяснить причины миопии и суметь справиться с прогрессирующей болезнью.

В противном случае (средняя и близорукость высокой степени) не остается другого выхода, кроме оперативного вмешательства в виде лазерной коррекции или необходимости постоянного использования корригирующей оптики.

К сожалению, близорукость у детей – это очень частое нарушение зрения. Как правило, она начинает формироваться в 7 лет, а к 15 годам имеется у 25-30% всех детей. Причем, имеют место случаи как врожденной, так и приобретенной близорукости.

К формированию близорукости могут привести следующие факторы:

  • Генетическая предрасположенность;
  • Низкий вес при рождении или недоношенность;
  • Родовая травма;
  • Врожденные аномалии развития хрусталика или роговицы;
  • Несоблюдение правил гигиены зрения: чтение лежа или при недостаточном освещении, постоянное зрительное переутомление, долгое просиживание у телевизора или компьютера;
  • Недостаточное поступление с едой витамином и микроэлементов, необходимых для развития органа зрения (особенно витамин А и С).

Также про миопию можно прочитать здесь.

Выделяют несколько видов миопии (близорукости):

  • Физиологическая. Обусловлена усиленным ростом глаза, в результате чего меняется его ось. В определенный период времени такая миопия имеется у каждого ребенка. Когда кости глазницы и глазное яблоко полностью сформировались, физиологическая миопия бесследно исчезает;
  • Лентикулярная. Возникает, когда преломляющая способность хрусталика чрезмерно увеличивается. Такая миопия встречается у детей с врожденными аномалиями развития глазного яблока;
  • Патологическая. Обусловлена тем, что ось глаза удлиняется и глаз приобретает слегка вытянутую форму. В результате этого изображение после преломления не достает до сетчатки и фокусируется перед ней.

Во время диагностики остроты зрения офтальмологи выделяют 3 степени близорукости:

  1. Слабая степень миопии (до 3 диоптрий) проявляется головными болями и повышенной утомляемостью глаз. Предметы, которые находятся далеко, выглядят расплывчатыми, смазанными. Слабая степень миопии характерна для детей, которые долго находятся за компьютером;
  2. Близорукость средней степени – это отклонение, при котором острота зрения колеблется от -3 до -6 диоптрий. Больной ощущает дискомфорт, поэтому необходимо носить очки или контактные линзы. Ребёнок практически не видит предметы, которые находятся далеко от него. Пациент может рассмотреть объект, только когда сильно прищурится. На этой стадии миопия быстро прогрессирует;
  3. Высокая степень близорукости – это снижение остроты зрения до -30 диоптрий. Ребёнок не в состоянии рассмотреть предметы, которые его окружают, даже с помощью самых сильных очков. У пациента часто болит голова, быстро устают глаза. Третья стадия заболевания грозит отслойкой сетчатки и полной слепотой.

Если у ребёнка средняя или слабая миопия, то очки применяют только для дали. Обязательно носить очки должны дети с высокой степенью близорукости. Близорукость у детей школьного возраста может корректироваться с помощью контактных линз.

Как известно, при миопии человек отчетливо видит вблизи, и расплывчато – вдали. Именно поэтому второе название миопии – близорукость.

Чтобы лучше разглядеть какие-то объекты, дети начинают щуриться, часто моргать или хмурить лоб, а так же низко наклоняются к столу во время письма или рисования.

При тяжелой миопии ребенок старается как можно ближе к себе подвинуть игрушки и другие предметы. Дети более старшего возраста могут пожаловаться на головокружение, головную боль, постоянное чувство переутомления.

Если родители вовремя не обратят внимания на такие симптомы, близорукость будет прогрессировать и вызовет ряд осложнений: расходящееся косоглазие, отслойка стекловидного тела.

Чем раньше ребенок будет всесторонне обследован, тем больше шансов сохранить зрения. Стандартное обследование включает в себя следующее:

  • Определение остроты зрения по таблицам. Для детей старшего возраста, знающих буквы и умеющих читать, используются таблица Сивцева. А вот для совсем маленьких пациентов (начиная с 3 лет) используют таблицы Орловой, на которых вместо букв изображены фигурки, хорошо знакомые каждому ребенку;
  • Исследование рефракции (преломления) путем рефрактометрии и скиаскопии;
  • Биомикроскопия. Позволяет оценить состояние роговой оболочки и ряд других важных параметров;
  • Офтальмоскопия. Позволяет исследовать глазное дно и судить о состоянии сетчатки, зрительного нерва и ретинальных сосудов.

Корректировать миопию в детском возрасте можно только с помощью очков и контактных линз (Про выбор контактных линз можно почитать здесь).

Подбор очков осуществляется только офтальмологом. Если имеет место близорукость легкой степени, то очки используются, как говорят офтальмологи, «для дали»: во время просмотра телевизора, посещения кино, зоопарка и т.д.

Что касается контактных линз, то их рекомендуется использовать, начиная со среднего школьного возраста. Это связано с тем, что контактные линзы требуют особенного ухода, а маленькому ребенку будет непросто освоить все правила их эксплуатации.

Оперативное лечение близорукости (например, лазерную коррекцию), можно проводить только по достижении 20-летнего возраста. Это связано с тем, что именно к этому возрасту (+/- 1 год) глазное яблоко перестает расти.

Про методы восстановления зрения при миопии можно подробнее прочитать здесь.

Схему лечения определяет лечащий врач, который учитывает степень миопии, скорость прогрессирования заболевания и риск осложнений. Основная цель лечения близорукости у детей – остановить развитие заболевания, так как полностью избавится от миопии невозможно. Лечение должно быть комплексным: медицинские препараты, физиотерапия, гимнастика для глаз при близорукости у детей. Если отклонения минимальные, то лечение проводится дома.

Для лечения слабой миопии назначают витаминные комплексы с лютеином: Окувайт Лютеин, Витрум-Вижн и т. д. Для предотвращения дальнейшего развития близорукости используют витаминные комплексы с витамином РР и Трентал (если отсутствуют кровотечения).

Для уменьшения объёма внутриглазной влаги, нормализации давления сосудов и расширения зрачка назначают Ирифрин. Препарат в форме капель запрещено использовать пациентам с заболеваниями щитовидки и сахарным диабетом.

Чтобы остановить дистрофию глазного дна, используют Викасол, Аскорутин, Эмоксипин. Лекарственные средства нормализуют обменные процессы и кровоснабжение в сетчатой оболочке. Также для лечения миопии применяют рассасывающие препараты, например, Фибринолизин, Коллализин.

Для лечения слабой близорукости используют народные рецепты:

  • Возьмите по 20 г василька и очанки, залейте водой (500мл) и прокипятите. Профильтруйте и принимайте по 70 мл 3 раза в сутки;
  • Смешайте 190 г алоэ (листья), по 40 г василька и очанки, 500 г мёда. Томите на пару 60 минут. Употребляйте по 10 мл 3 раза в сутки перед приёмом пищи;
  • Возьмите 2-х литровую банку ягод бузины, засыпьте их сахаром и поставьте в солнечное место на 3 суток. Принимайте по 7 мл сока 3 раза за 24 часа.

Улучшить зрение и общее состояние организма можно с помощью черники, смородины, винограда.

Миопия у детей корректируется с помощью очков, которые нужно правильно подобрать.

Если миопия быстро прогрессирует, то пациент должен носить очки постоянно, так как они снижают напряжение мышц глаз и замедляют развитие болезни.

Это правило необходимо соблюдать и на последней стадии близорукости. На 1 и 2 стадии носить очки нужно только для дальнего зрения.

Если степень зрительного отклонения одинакова в обоих глазах, то применяются очки, но если разница выше 2 диоптрий, то рекомендуется использовать линзы. Это относится к пациентам от 8 до 10 лет, детки младшего возраста могут носить только очки.

Для пациентов со слабой миопией подходят очки с линзами от 0.5 до 0.75 диоптрий, которые расслабляют ресничные мышцы. Также для этой цели существует компьютерная программа, которая способствует расслаблению спазмированной мускулатуры.

В составе комплексного лечения используют физиотерапию, благодаря ей укрепляются глазные мышцы, улучшается кровоснабжение тканей глаза. С помощью аппаратного лечения можно остановить развитие миопии, восстановить чёткое зрение при слабой степени заболевания.

На сегодняшний день разработано множество аппаратов и специальных игровых программ, которые способны корригировать миопию:

  • Инфракрасная терапия. Основана на излучении инфракрасного спектра в непосредственной близости от глазного яблока. Помогает снимать спазм аккомодации, а так же улучшает обменные процессы внутри глаза;
  • Вакуумный массаж. Позволяет существенно улучшить гидродинамические свойства глаза за счет улучшения циркуляции внутриглазной жидкости и местного кровообращения;
  • Электростимуляция. На глазное яблоко воздействуют токами малой интенсивности, в результате чего повышается проводимость нервных импульсов;
  • Лазерная терапия. Отлично стимулирует нервный аппарат глаза, улучшает аккомодационную способность;
  • Занятия на амблиокоре. По сути этот аппарат является видеокомпьютерным аутотренингом. Ребенку предлагается посмотреть мультфильм, а в это время специальные датчики сканируют данные о функционировании глаза.

Рассмотрим некоторые методики подробнее.

Лазеротерапия – это популярная методика физиотерапии, при которой на повреждённый глаз воздействуют усиленным световым потоком.

Во время процедуры используется низкоинтенсивный лазер, оздоравливающее действие которого значительно:

  • Благотворно влияет на клеточные оболочки;
  • Стимулирует циркуляцию внутриглазной жидкости;
  • Восстанавливает кровоток даже в самых мелких сосудах глаза;
  • Устраняет воспаление.

Лазерный луч проходит через зрачок и воздействует на ресничную мышцу. Ребёнок в это время находится в специальных очках и видит вспышки красного цвета. Благодаря этой процедуре повышается острота зрения, укрепляется ресничная мышца.

Электростимуляция – это второй популярный метод лечения астигматизма, при котором используется переменный электрический ток.

Электрический импульс воздействует на глазное яблоко, в результате улучшается кровоток в ресничной мышце и сетчатке, останавливаются дистрофические процессы.

Лечебное действие оказывает стержень с электродом, который поочерёдно прикладывается к внешнему уголку обоих глаз. Ребёнок не ощущает боли, а просто видит мигающую световую точку. Силу тока врач подбирает индивидуально для каждого пациента.

Для лечения миопии также используют инфракрасную терапию (воздействие на глазное яблоко инфракрасного излучения) и вакуумный массаж (повышает гидродинамику глаза, активирует работу цилиарной мышцы). Врач подбирает подходящий курс лечения.

Даже когда вы знаете, как лечить близорукость у детей, проще предотвратить заболевание, нежели лечить. Сохранить здоровье органа зрения помогут следующие рекомендации:

  • Строго следите затем, чтобы ребенок придерживался всех норм гигиены зрения;
  • Организовывайте досуг своего малыша таким образом, чтобы в нем было как можно больше прогулок и игр на свежем воздухе;
  • Сводите к минимуму игры на компьютере и просмотр телевизионных передач;
  • Включите в рацион ребенка побольше свежих фруктов и овощей, чтобы организм не испытывал дефицит витаминов и микроэлементов;
  • В режиме дня должно быть отведено достаточно места для сна и отдыха;
  • Во время подготовки уроков следите за тем, чтобы через каждые 30-40 минут непрерывной работы делал перерыв и давал глазам отдохнуть. С этой целью очень полезно выполнять специальную гимнастику.

Подробнее про профилактику близорукости можно прочитать здесь.

  1. Лечение косоглазия у детей
  2. Профилактика близорукости — предотвращаем болезнь
  3. Методы восстановления зрения при близорукости
  4. Комплексы упражнений при близорукости
  5. Что такое спазм аккомодации у детей и как его лечить

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *