Меню Рубрики

Как разработать глаз с близорукостью

В наше время более 30% населения задаются вопросом: как улучшить остроту зрения при близорукости. Реально ли это вообще? Если да, то как это сделать наиболее эффективно? Что может предложить современная медицина, и что предлагает накопленный опыт людей.

Улучшить зрение при близорукости и дальнозоркости возможно разными методами – от очков до операционного вмешательства. В домашних условиях помогут специальные упражнения.

В статье вы познакомитесь с различными методами улучшения зрения, чтобы близорукость перестала быть для вас непреодолимой проблемой. Выполняя рекомендации, проявив упорство и настойчивость, вы сможете и вовсе забыть об этой проблеме.

По статистике близорукостью страдает каждый третий человек на Земле. Эта патология рефракции глаза проявляется снижением остроты зрения вдаль. Близорукие люди плохо видят удаленные объекты, но хорошо видят объекты, расположенные на близком расстоянии.

В подавляющем большинстве случаев близорукость обусловлена несоответствием преломляющей силы оптической системы глаза длине его оси. При миопии параллельные лучи света, попадающие в глаз, фокусируются перед сетчаткой, а не на ее поверхности, как это происходит в здоровом глазу. В зависимости от причин, по которым это происходит, миопия классифицируется следующим образом:

  • осевая — когда преломляющая сила оптических сред глаза (роговицы, хрусталика, стекловидного тела) находится в пределах нормальных величин, но передне-задний размер его больше, чем в эмметропическом глазу;
  • рефракционная — когда при нормальном передне-заднем размере глаза преломляющая сила оптики больше, чем в эмметропическом глазу;
  • смешанная — и преломляющая сила оптики глаза, и его передне-задний размер превышают нормальные величины;
  • комбинированная — в случаях, когда преломляющая сила оптики глаза и его передне-задний размер не выходят за пределы величин, присущих эмметропическому глазу, но сочетаются в неудачных вариантах.

Миопия бывает врожденной или приобретенной. Врожденная миопия встречается редко, но является, как правило, осложненной, то есть, сопровождается аномалиями развития глаза и слабовидением (амблиопией) при отсутствии коррекции в период развития глаза ребенка или патологией, не поддающейся лечению.

Приобретенная миопия за последние годы стала встречаться все чаще, во многих случаях в силу ряда причин (например, в период роста организма) она может прогрессировать, приводя к дальнейшему ухудшению зрения. Близорукость признают прогрессирующей, если снижение зрения с каждым годом происходит на одну и больше диоптрий.

Выделяют три степени миопии:

  1. Слабая — до 3 диоптрий.
  2. Средняя — от 3,25 до 6 диоптрий.
  3. Высокая степень — свыше 6 диоптрий.

Степень миопии определяет количество диоптрий, на которое нужно уменьшить преломляющую силу глаза, чтобы он стал эмметропичным.

Обычно близорукость развивается при усиленном росте глазного яблока, поэтому прогрессирование миопии наблюдается, в основном, среди детей младшего возраста, а средний возраст, когда процесс стабилизируется, составляет приблизительно 18-20 лет.

Развитию близорукости способствует напряженная зрительная работа на близком расстоянии, чем объясняется весьма распространенное ухудшение зрения у детей в начальных классах школы. Некоторые научные исследования подтверждают взаимосвязь избыточного напряжения аккомодации с прогрессированием близорукости.

Их результаты лежат в основе выводов о том, что привычно избыточное напряжение аккомодации стимулирует развитие у ребенка ложной близорукости, при отсутствии своевременного лечения переходящей в истинную.

В последние годы продолжающееся увеличение объема зрительной работы, в том числе и с использованием дисплейного оборудования (компьютеры, электронные книги, мобильные телефоны и т.д.) привело к росту количества пациентов со спазмом аккомодации.

Физиологическая близорукость не приводит в дальнейшем к значительной потере остроты зрения, но если процесс не стабилизируется и глазное яблоко продолжает расти, возникает миопическая болезнь. С самой большой интенсивностью миопия прогрессирует у учащихся — обычно на стадии максимальных нагрузок на зрение, которые происходят параллельно с ростом организма.

Миопия высокой степени и особенно миопическая болезнь — это серьезное заболевание, приводящее к патологическим изменениям в сосудистой и сетчатой оболочках глаза, предрасполагающим к таким осложнениям, как отслойка сетчатки, что может привести к полной потере зрения.

Близорукость встречается очень часто. По статистике, более 1 млрд жителей планеты страдает близорукостью.Соответственно причины возникновения тоже различны. Выделим основные, наиболее часто встречающиеся.

Существуют разные гипотезы о механизмах развития и прогрессирования осевой миопии. К предполагаемым причинам относят избыточную аккомодацию, несогласованный рост глазных яблок в ответ на длительную зрительную работу вблизи. Данные некоторых исследований указывают на наличие генетического компонента среди факторов раннего начала миопии.

Например, установлено, что риск возникновения миопии у ребёнка близоруких родителей возрастает. У таких детей, даже если они не страдают миопией, длина глазного яблока больше, чем у их сверстников, имеющих родителей-эмметропов. При этом миопическая рефракция у них может и не определяться, так как увеличение передне-заднего размера глаз компенсируется преломляющими средами и структурами глаза (роговица, водянистая влага и стекловидное тело, хрусталик).

Вероятность наследования миопии в данном случае составляет 50-92%. Но так и не выявлены гены, структурная мутация в которых предположительно является причиной миопии или позволяет оценить семейный риск заболеваемости, а имеющиеся данные противоречивы. Механизм генетического наследования и регулирования данного заболевания многофакторный и сложный, и все еще остаётся до конца не выясненным.

По одной из гипотез, увеличение размеров глаза при миопии может быть связано с повышенным ВГД. Ее сторонники утверждают, что дети с миопией имеют более высокое ВГД, чем их ровесники с эмметропией. Но это мнение не подтверждено убедительными доказательствами.

Высказываются противоположные мнения относительно влияния аккомодационной способности глаза на прогрессирование миопии. Одни офтальмологи считают, что ее снижение может способствовать неконтролируемому росту глазного яблока. В таком случае ношение плюсовых очков при работе вблизи, облегчая работу глаза, препятствует дальнейшему развитию миопии.

Другие, напротив, винят в этом видят причину в избыточном объёме аккомодации. Тогда ношение положительной коррекции для работы вблизи может только усугубить ситуацию.

Большая задержка аккомодационного ответа также может быть связана с развитием близорукости. Она определяется при проведении скиаскопии. Задержка аккомодационного ответа — это разность в диоптриях между расстоянием от глаза до объекта и расстоянием, на котором нейтрализуется световой рефлекс.

Приемлемой считается задержка аккомодационного ответа до 0,75 дптр. Например, при рассматривании объекта с расстояния 25 см пациенту требуется аккомодация в 4 дптр, а рефлекс нейтрализуется с расстояния 33 см до глаза пациента, то есть глаз аккомодирует только в 3 дптр. Задержка аккомодационного ответа в данном случае составляет 1 дптр.

Существует мнение, что в случае, когда отсутствует оптическая коррекция миопии и тем самым ухудшается качество зрительного изображения, может развиваться так называемая «депривационная миопия» (от лат. deprivatio — потеря, лишение). В то же время, некоторые учёные утверждают, что коррекция миопии в детском возрасте может вызывать компенсаторный патологический рост глазного яблока.

Как известно, младенцы в норме имеют гиперметропическую рефракцию около 3-4 дптр. Главный фокус в этом случае находится за сетчаткой, что является одной из причин невысокой остроты зрения у маленьких детей. В ответ на имеющийся оптический дефокус глаз начинает расти, чтобы попадающие в него световые лучи фокусировались в нужном месте на сетчатке — в макуле.

При этом рефракция изменяется в сторону эмметропии — происходит эмметропизация. Имеются убедительные доказательства компенсаторного роста глазного яблока в ответ на так называемый ленс-индуцированный дефокус у различных видов животных, у которых он достигался искусственным созданием гиперметропии или миопии.

Миопический дефокус, при котором зрительный образ формируется перед сетчаткой, вызывает торможение роста глазного яблока у животных, однако у человека он не замедляет, а, наоборот, ускоряет прогрессирование миопии.

Поверхность роговицы у человека не имеет идеально сферической формы и равномерной толщины на всех участках. Это может приводить к дефокусировке зрительных образов не только в центральной области сетчатки (макуле), но и в периферической её части (периферическая ретинальная дефокусировка). Существует гипотеза, что эти периферические аметропии/аберрации также играют роль в развитии и прогрессировании миопии.

Последние исследования на животных показали, что наличие визуального сигнала от фовеа может быть не столь важным для нормального роста глазного яблока, как от периферической части сетчатки, способной регулировать процесс эмметропизации и вызывать миопию в ответ на неправильный зрительный сигнал.

Коррекция периферических аберраций может быть достигнута специально разработанными контактными линзами или при помощи ортокератологии.

В настоящее время ведутся исследования для определения оптимального периферического миопического дефокуса, что поможет сделать лечение, применяемое для его коррекции, более целенаправленным.

Большинство учёных соглашается, что факторы окружающей среды способствуют развитию миопии. По данным исследований, у детей, проводивших больше времени на открытом воздухе, реже наблюдалась миопическая рефракция, а проживающие в городах были более подвержены риску развития близорукости, чем живущие в пригороде. Оказалось, что это может играть даже более существенную роль, чем занятия физкультурой или спортом.

Проблема диагностирования этого заболевания у детей состоит в том, что они пока не осознают свои проблемы со зрением. Не понимают, что их зрение не такое хорошее, какое должно быть. Они могут свободно читать или выполнять работу на близком расстоянии. Однако видение удаленных объектов, таких как доска в классе, становится затрудненным.

Ребенок воспринимает это как нормальное явление и не говорит никому о существующей проблеме. Успеваемость в школе может снизиться, пока миопия не будет обнаружена и корригирована.

Детскую близорукость могут обнаружить такие симптомы:

  • ребенок щурится или хмурится;
  • часто жалуется на головные боли;
  • держит книги или иные предметы близко к лицу;
  • часто мигает или трет глаза.

Хотя признаки близорукости чаще всего обнаруживаются у детей школьного возраста, они могут также возникнуть у взрослых. Взрослые обычно остаются близорукими, если они страдали этой патологией с детства. В зрелом возрасте заболевание может возникнуть в результате определенных проблем со здоровьем, например, при наличии диабета.

Также риском появления миопии является зрительное перенапряжение. Оно возникает после длительной работы на близком расстоянии, такой как чтение, использование компьютера, вязание.

Несмотря на катастрофическое распространение миопии в мире, методов лечения этого заболевания на данный момент не существует. Все известные средства направлены лишь на замедление прогрессирования близорукости, но ни одно из них не способно вернуть эмметропическую рефракцию глазу или хотя бы остановить прогрессирование.

Поэтому в настоящее время близорукость входит в число важнейших социально-биологических проблем, а поиск возможностей стабилизации миопии является одной из главных задач офтальмологии.

Для ее решения используются различные методы, которые можно разделить на следующие категории:

  1. Лекарственные средства: воздействующие на аккомодацию (атропин, тропикамид, циклопентолат, пирензепин); гипотензивные препараты (тимолол, лабеталол, адреналин, пилокарпин).
  2. Хирургическое вмешательство (склеропластика).
  3. Оптическая коррекция (мягкие контактные линзы, ортокератология, очки).
  4. Нетрадиционные методы (метод Бейтса, очки-тренажеры, китайская медицина).

Поскольку близорукость формируется, как правило, в детском возрасте, самое пристальное внимание уделяется, прежде всего, ее профилактике и предупреждению прогрессирования у детей и подростков. Проводятся обследования, назначаются оптическая коррекция, медикаментозное, физиотерапевтическое и хирургическое лечение.

Все эти методы направлены на остановку развития близорукости, сохранение хороших зрительных функций и профилактику осложнений со стороны сетчатки. Нельзя оставлять без внимания прогрессирующую близорукость, так как со временем она может привести к необратимым изменениям центральных отделов сетчатки и ощутимому снижению зрения.

Поэтому необходимо не реже двух раз в год проходить осмотр у офтальмолога, с проверкой глазного дна. На результатах этих осмотров будет основываться выбор методов лечения.

Одним из простейших методов замедления прогрессирования миопии может оказаться увеличение времени пребывания детей на открытом воздухе. Хотя механизм действия его пока не изучен, этот способ может быть рекомендован в качестве профилактики развития миопии.

рассмотрим ряд методов, которые не требуют хирургического вмешательства и, при определенных условиях, достаточно эффективны.

Высказывалось предположение, что бифокальные или мультифокальные очки, обеспечивающие чёткое видение на различных дистанциях, могут уменьшить ретинальный дефокус и замедлить прогрессирование миопии. В клинических испытаниях в США, Финляндии, Дании проверялись различные степени аддидации от +1,0 до +2,0 дптр, а выборка составляла от 32 до 240 пациентов.

Ни в одном исследовании не было отмечено значимого снижения степени прогрессирования миопии. Прогрессивные очки имеют более привлекательный вид в сравнении с бифокальными, а также дают возможность хорошо видеть на различных дистанциях.

Исследование СОМЕТ (Сorrection of Myopia Evaluation Trial), в котором участвовали 469 детей разной национальности в возрасте 6-11 лет, выявило статистически достоверное, но клинически не значимое снижение прогрессирования миопии на 0,2±0,08 дптр за три года.

Основной эффект наблюдался в первый год ношения очков. Дополнительный анализ показал, что более значимый эффект отмечался у детей с большей задержкой аккомодации в комбинации с эзофорией вблизи (0,64±0,21 дптр), чрезмерным приближением текста к глазам при чтении (0,44±0,20 дптр) или исходной малой степенью миопии (0,48±0,15 дптр).

Более того, при назначении бифокальных и прогрессивных очков пациенты могут сталкиваться с трудностями в адаптации к ношению линз такого дизайна. Вместе с тем, ношение правильно подобранной оптической коррекции зачастую значительно улучшает качество зрения.

Режим ношения очков может варьироваться от постоянного ношения до использования их только для рассматривания объектов на определённом расстоянии. Проведенное в Финляндии исследование, в котором участвовали 240 школьников 9-11 лет, показало, что различия в изменении рефракции за три года были незначительными как среди тех, кто носил очки постоянно или для дали, так и среди не носивших их вообще.

Такие же результаты получили и учёные из США после трехлетнего наблюдения за 43 пациентами с миопией. При этом сравнивались группы носивших очки постоянно, носивших их вначале только для зрения вдаль, а затем перешедших на постоянный режим ношения, а также вообще не пользовавшихся очковой коррекцией.

Эти данные позволяют сделать вывод, что режим ношения очков не влияет на прогрессирование миопии.

По результатам одного простого слепого рандомизированного клинического исследования в США не было получено статистически достоверной разницы в замедлении миопии у носивших мягкие контактные линзы (МКЛ) (прогрессирование составило 0,36 дптр/год) и монофокальные очки (0,3 дптр/год).

Результаты трёхлетнего исследования воздействия ношения жёстких газопроницаемых контактных линз (ЖГПЛ) на прогрессирование миопии в сравнении с МКЛ показали статистически значимую разницу. Увеличение в группе ЖГПЛ составило 1,56±0,95 дптр, а в группе МКЛ — 2,19±0,89 дптр. Наибольший эффект отмечался в первый год ношения линз.

Кривизна роговицы была значительно меньше у использовавших ЖГПЛ (0,62+0,6 дптр), чем у пользовавшихся МКЛ (0,88±0,57 дптр). Однако различий в изменении передне-заднего размера глаз в обеих группах выявлено не было.

Хотя отдельные сообщения говорят о том, что применение МКЛ приводит к усилению прогрессирования миопии (так называемый феномен «наползания миопии»), клинические исследования дают основания для вывода об отсутствии существенного различия в ее прогрессировании между носившими МКЛ и очки. Ношение контактных линз имеет свои преимущества в сравнении с очками.

Они лучше обеспечивают периферическое зрение, не заметны для окружающих, дают большую свободу действий. Однако ношение контактных линз связано с определенными затруднениями, когда речь идет о детях, а нарушение правил их использования может повлечь за собой развитие инфекционных и аллергических осложнений.

Суть методики заключается в надевании на ночь контактной линзы особой формы, что приводит к уплощению роговицы и обеспечению чёткого зрения в течение дня без очков или контактных линз. Предполагается, что замедление прогрессирования миопии происходит вследствие создания периферического ретинального миопического дефокуса.

В результате ношения ортокератологических (ОК) линз происходит уплощение роговицы в центральной зоне, что увеличивает количество сферических аберраций. Они, в свою очередь, позволяют фокусироваться изображению объектов центрального зрения в области фовеа, в то время, как изображение предметов на периферии фокусируется перед сетчаткой.

Исследователи предполагают, что это может замедлять процесс осевого удлинения глазного яблока, тем самым замедляя развитие миопии.

В исследовании в Гонконге участвовали 35 детей в возрасте 7-12 лет, носивших ОК-линзы, и 35 — пользовавшихся монофокальными очками (контрольная группа). Было выявлено уменьшение темпов роста передне-заднего размера глаз в сравнении с контролем на 0,25 мм за два года. Недостатком этого исследования был ретроспективный отбор контрольной группы.

В другом исследовании, в котором участвовали 28 человек, сравнивали рост передне-заднего размера глаз за год у носивших ОК-линзы и МКЛ. В первой группе данный показатель был меньше на 0,16 мм. Но число участников было небольшим, а отсев составил около 30%.

Имеются предварительные результаты крупного исследования SMART (Stabilization of Myopia via Accelerated Reshaping Technologies), в котором оцениваются изменения глубины полости стекловидного тела в опытной группе (носящие ОК-линзы) и контрольной (пользующиеся МКЛ). Было отмечено меньшее прогрессирование миопии в первой группе, однако значимого различия в размерах глубины полости стекловидного тела не установлено.

До сих пор не имеется достаточных доказательств эффективности длительного применения ОК-линз в снижении степени прогрессирования миопии.

Для оценки эффективности данного метода необходимо проведение полноценного исследования.

Было проведено только одно слепое рандомизированнное исследование, включавшее 94 ребёнка. В нём сравнивались результаты пациентов, носивших коррекцию на 0,75 дптр слабее полной и носивших очки с полной коррекцией. В итоге прогрессирование за два года в группе с полной коррекцией составило 0,77 дптр, т. е., меньше, чем в группе с недокоррекцией — 1,0 дптр. Отмечается, что недокоррекция для дали может приближать ближайшую точку ясного видения.

Результатам вышеприведенного исследования противоречат данные двух нерандомизированных исследований, в которых сравнивалось прогрессирование миопии у носивших полную коррекцию и у пациентов с недокоррекцией миопии.

И все же в замедлении прогрессирования миопии рекомендуется полная коррекция аметропии. Однако достижение её не всегда возможно при высоких степенях близорукости и индивидуальной непереносимости полной коррекции.

В определенных случаях прибегают сначала к медикаментозному лечению. Если это не помогает, тогда уже к оперативному вмешательству. Рассмотрим некоторые, наиболее часто встречающиеся, случаи.

Данный препарат впервые предложен к применению Уэллсом в 19-м веке. В ходе эксперимента, проведенного на животных, был отмечен эффект замедления роста глазного яблока при его применении и, как следствие, стабилизация миопии. Последующие исследования подтвердили эффективность этого препарата в замедлении миопии у детей.

Читайте также:  Корректирующие линзы при близорукости

В первую очередь атропин вызывает паралич аккомодации и уменьшает влияние её избыточного напряжения на прогрессирование миопии. Он также влияет на выброс гормона роста и дофамина, что может приводить к замедлению роста глазного яблока.

Клинические исследования, проведенные доктором Shih в 1999 и 2000 годах, доказали эффективность применения сочетания 0,5%-ого раствора атропина и бифокальных очков. Прогрессирование миопии составило 0,04 дптр в год, тогда как в группе, применявшей 0,25% и 0,1% раствор атропина — 0,46 дптр.

При этом побочные эффекты в виде непереносимой светобоязни имели место только у двух пациентов, закапывавших 0,5%-ный атропин, а в остальных группах вообще не встречались.

Эффективность препарата в замедлении прогрессирования миопии подтвердилась и в рандомизированных контролируемых исследованиях в Тайване и Сингапуре. В одном из них сравнивался эффект от использования раствора атропина в различных концентрациях (0,1%, 0,25%, 0,5%). Наиболее эффективным признан 0,5%-ый раствор.

Проведенное в 2000-2003 годах исследование АТОМ (Atropine in the Treatment of Myopia study), в котором участвовали 400 детей из Сингапура в возрасте 6-12 лет, показало, что инстилляции 1%-го атропина на ночь в течение двух лет приводят к значительному снижению темпов прогрессирования миопии (на 77%).

В опытной группе передне-задний размер глаз пациентов практически не изменился, в то время, как в контрольной — увеличился на 0,39-0,48 мм.

Атропин хорошо переносился пациентами. Проведённая спустя 2-3 месяца после прекращения использования препарата электроретинография не показала значимых изменений функций сетчатки. Побочные эффекты от применения атропина включали в себя фотофобию (светобоязнь) и снижение остроты зрения вблизи.

Системные побочные эффекты не наблюдались. В случаях, когда препарат закапывали в оба глаза, назначались очки с прогрессивными линзами и фотохромным покрытием. После завершения лечения отмечалось возобновление прогрессирования миопии в опытной группе на −1,14± 0,8 дптр (для сравнения, в контрольной оно составило −0,38±0,39 дптр).

Тем не менее, за три года участия в исследовании (включая два года применения атропина) итоговое прогрессирование миопии в опытной группе было меньшим, чем в контрольной. Сферический эквивалент в первой группе составил −4,29±1,67 дптр, во второй −5,22±1,38 дптр.

Несмотря на результаты, подтверждающие эффективность атропина, еще предстоит точно определить механизм его воздействия на замедление прогрессирования миопии, установить и подробно изучить возможные побочные эффекты его применения, такие, как ультрафиолет-индуцированное повреждение хрусталика и сетчатки, влияние на психику и другие; определить оптимальную концентрацию и продолжительность применения препарата.

А до тех пор, пока не найдены ответы на эти вопросы, при назначении длительной лечебной атропинизации необходимо выбирать между результативностью научно доказанного метода стабилизации миопии и риском возникновения побочных эффектов.

Тропикамид вызывает расслабление цилиарной мышцы и блокирует аккомодацию. Он имеет более короткий период полураспада, чем атропин, и, соответственно, менее выраженные побочные действия. В одном исследовании, в котором участвовал 61 ребёнок в возраcте 6-16 лет, изучалось влияние инстилляций 0,4%-ного раствора тропикамида на течение миопии.

В результате было отмечено снижение степени прогрессирования миопии в среднем на 0,23 дптр (с 0,85 дптр до 0,62 дптр). К сожалению, эти данные не могут считаться достоверным подтверждением эффективности данного препарата из-за отсутствия в исследовании контрольной группы.

В другом исследовании участвовали 25 пар близнецов. Всем закапывали в глаза 1%-ый раствор тропикамида, но одна группа носила монофокальные очки, а другая — бифокальные. В результате не было выявлено существенных различий в прогрессировании миопии среди этих групп в течение трёх с половиной лет наблюдения.

Аналогичными тропикамиду свойствами обладает циклопентолат (цикломед). В Тайване было проведено исследование эффективности его 1%-го раствора. Было установлено снижение прогрессирования миопии на 0,3 дптр/год в сравнении с контрольной группой, но всё же менее выраженное, чем после применения атропина — 0,7 дптр/год.

Пирензепин относится к той же группе лекарств, что и атропин. Однако действие его на рецепторы более избирательно, в связи с чем он в меньшей степени вызывает мидриаз и циклоплегию.

С целью оценки эффективности данного препарата были проведены два мультицентровых двойных слепых плацебо-контролируемых исследования. Первое проводилось в Азии (Сингапур, Таиланд и Гонгконг), участвовали в нём 353 ребёнка в возрасте 6-12 лет.

В группе, где 2%-ый гель пирензепина применялся дважды в день, прогрессирование миопии составило в среднем 0,47 дптр/год, один раз в день — 0,7 дптр/год, в контрольной группе — 0,84 дптр/год. Второе исследование проводилось в США с участием 174 детей в возрасте 8-12 лет.

Результаты его были ещё более многообещающими: в группе, применявшей препарат два раза в день, в течение первого года прогрессирование составило 0,26 дптр, а в контрольной группе — 0,53 дптр.

При использовании 2%- го геля пирензепина в течение двух лет в опытной группе миопия увеличилась на 0,58 дптр, а в контрольной — на 0,99 дптр. Настораживает, что из-за побочных эффектов 13 человек (11%) выбыли из эксперимента в течение первого года и один — второго, а продолжить участие в эксперименте в течение второго года согласились только 84 из 174 пациентов.

Несмотря на достаточно веские аргументы в пользу эффективности данного препарата в замедлении прогрессирования близорукости, в настоящее время его использование затруднено из-за юридических и финансовых препятствий.

Изучалась эффективность двух бета-блокаторов (тимолол и лабеталол) при прогрессирующей миопии. Закапывание 0,5%-го или 0,25%-го раствора лабеталола дважды в день детям 6-14 лет в течение 2-4 месяцев привело к уменьшению миопии на 0,25 дптр в 68% случаев.

Однако эти данные трудно интерпретировать из-за отсутствия в исследовании контрольной группы. Другие аналогичные исследования также не включали контрольную группу или были не рандомизированы.

Результаты клинических исследований в Дании, сравнивавших применение 0,25%-го раствора тимолола и монофокальной очковой коррекции в течение двух лет, не показали значимых различий в остановке прогрессирования миопии, которое составило 0,59 дптр/год в первой группе и 0,57 дптр/год во второй.

Проводились также исследования эффективности адреналина и пилокарпина. Обобщая все известные результаты исследований, можно прийти к заключению, что в настоящее время не достаточно доказательств в поддержку гипотезы о том, что снижение ВГД может замедлить развитие миопии. При этом применение вышеперечисленных препаратов влечет риск развития серьезных побочных эффектов, таких, например, как бронхоспазм, у предрасположенных к этому людей.

Склеропластика — профилактическое оперативное вмешательство, разработанное около 80 лет назад в России, направленное на предотвращение дальнейшего растяжения склеры и удлинения глазного яблока. Суть операции заключается в искусственном укреплении этой оболочки имплантатами, вводимыми в область заднего полюса глаза.

За прошедшее время было предложено несколько методик его проведения. Однако большинство экспертов в западноевропейских странах и США признало склеропластику неэффективной, отказавшись от использования этого метода. Недостаточное количество убедительных данных о её безопасности и эффективности привело к тому, что склеропластика применяется в целях стабилизации миопии, в основном, в странах Восточной Европы и Азии.

Наряду с этим, результаты исследований, проводившихся в России, дают определенные основания говорить об эффективности метода. По различным данным, замедление темпа прогрессирования миопии наблюдается в 92-95% случаев. Но достоверность этих данных не достаточна, т.к. дизайн (методика) исследований отличается от современных мировых стандартов.

В зарубежных источниках начали появляться сообщения об успешных результатах применения метода склерального пломбирования заднего полюса глаза, схожего по своей сути со склеропластикой. У пациентов отмечается стабилизация роста глазного яблока в сравнении с контрольной группой, отсутствие серьёзных послеоперационных осложнений за пятилетний период наблюдения.

Очевидно, что существующее в современной офтальмологии расхождение, вплоть до диаметрально противоположных мнений, в оценках эффективности склеропластики не позволяет дать однозначный ответ на вопрос о целесообразности применения этого метода в лечении прогрессирующей миопии. Необходимо проведение полноценных исследований в рамках доказательной медицины.

Сегодня нетрадиционные методы лечения достаточно актуальны. Они представлены предложениями разных стран, разных подходов. Некоторые из них изложены ниже.

Термин «перцептивное обучение» описывает процесс, посредством которого выполнение определённых зрительных упражнений приводит к улучшению визуального восприятия. Гибкость зрительных функций мозга описана в различных исследованиях.

Технология «NeuroVision» — неинвазивная, индивидуально разрабатываемая для каждого пациента, доступная и интернете обучающая программа, основанная на зрительной стимуляции. Она способствует формированию межнейронных связей в корковом веществе головного мозга. Хотя данный метод показан для улучшения остроты зрения и контрастной чувствительности у взрослых с легкой степенью миопии, он не влияет на рефракцию глаза и его способность к аккомодации.

Проведенное пилотное исследование с участием 31 ребёнка в возрасте 7-9 лет показало повышение некорригированной остроты зрения и контрастной чувствительности.

Несмотря на это, NeuroVision не может применяться для замедления или предотвращения развития миопии, так как необходимы дополнительные исследования.

«EyeRelax» — похожий на микроскоп прибор, предназначенный для улучшения зрения при эмметропии, миопии и даже пресбиопии, а также для предотвращения ухудшения зрения при миопии и лечения амблиопии. Доказанной эффективности в замедлении прогрессирования миопии данный метод не имеет.

Представляют собой очки с чёрными непрозрачными линзами, имеющими множество мелких отверстий. Такие очки пропускают только когерентные лучи, имеющие одинаковую длину волны и синхронно происходящие максимумы и минимумы интенсивности света (или интерференции), а также повышают чёткость изображения на сетчатке.

Производители заверяют, что их использование улучшает зрение на 10-20-процентов и даже — вплоть до полного исчезновения миопии. Тем не менее, не существует доказательств замедления прогрессирования миопии с помощью таких очков.

Ещё в 1940 году У. Бейтс предположил, что чрезмерное напряжение экстраокулярных мышц может влиять на аккомодацию. Метод основывается на применении комплекса упражнений, который, по мнению автора, расслабляет глазные мышцы, улучшает цветовое зрение и глубину восприятия.

Считается, что зрительные тренировки могут скорректировать регулировку процесса аккомодации вегетативной нервной системой. Однако принципы, лежащие в основе методики, очень отличаются от традиционной трактовки этих вопросов официальной медициной и научного понимания проблем патогенеза аномалий рефракции.

На данный момент эффективность этого метода лечения не подтверждена клиническими исследованиями.

Упражнения для глаз «Qi Qong» были разработаны в 1950 году в Китае. Они основаны на предположении, что массаж различных акупунктурных точек вокруг глаз улучшает отток крови, расслабляет мышцы и снижает напряжение глаз. Ученики в большинстве китайских школ выполняют этот комплекс упражнений два раза в день по 10 минут.

В одном из нерандомизированных исследований 295 пациентам в Пекине с помощью пластыря к определённым точкам на теле приклеивали зёрна бальзамина, оказывавшие давящее воздействие на эти точки. По утверждению исследователей, это дало значительный лечебный эффект.

Данный метод относится к нетрадиционной медицине. В настоящее время достоверных данных, подтверждающих его эффективность в замедлении прогрессирования миопии, в научной литературе не встречается.

Если посмотреть на учеников начальной школы, то, как минимум, треть из них будет носить очки. Зрительные нагрузки в школе, всевозможные компьютеры и гаджеты, провоцируют прогрессирование этого заболевания. А вместе с тем, как вы понимаете, растет и число серьезных осложнений, которые напрямую связаны с близорукостью.

Именно поэтому, профилактика близорукости становится важнейшим инструментом в борьбе с ее осложнениями и сохранением хорошего зрения.

Профилактику близорукости надо проводить с самых первых дней жизни. При значительной зрительной нагрузке на близком расстоянии мышцы глаз находятся в постоянном напряжении, провоцируя рост глаза в длину. Чем длиннее глаз, тем степень миопии выше.

Приводим вам ряд конкретных действий, которые необходимы для профилактики миопии у детей с раннего возраста:

  • Первые детские книги должны быть с крупными и четкими картинками, что позволяет избежать зрительного напряжения.
  • Комната ребенка должна быть светлой и хорошо освещенной. Нельзя допускать, чтоб ребенок играл с мелкими предметами, рассматривал картинки или рисовал при слабом освещении.
  • Приучайте ребенка писать, рисовать сидя за столом. При этом обязательно следите за осанкой ребенка. Расстояние от глаз до стола должно быть не меньше, чем расстояние от локтя ребенка до его кисти. Освещение стола должно быть достаточным. Не экономьте на настольных лампах и настенных светильниках.
  • Телевизор не рекомендуется смотреть детям младше 3-х лет. Более страшим деткам разрешается смотреть телевизор не более 30 мин подряд. И расстояние до телеэкрана должно быть не меньше 3-х его диагоналей. Все эти правила касаются и компьютеров.
  • Первые книги для самостоятельного чтения должны быть с крупным шрифтом. Не приучайте ребенка читать лежа и сами не подавайте дурной пример. Если очень хочется почитать перед сном, сядьте в кровати, подложив что-нибудь под спину. Важно, чтоб расстояние до книги было 33-35 см.
  • Не первом году жизни окулист должен осмотреть ребенка в первые три месяца жизни, затем в 6 и 12 месяцев. В годик ребенка обследуют с обязательным расширением зрачков и определением истинной рефракции.
  • Важно и правильное питание для профилактики близорукости – для глаз полезны витамины А, С, каротин и кальций, содержащийся в молочных продуктах.

Для профилактики миопии и ее прогрессирования в любом возрасте наиболее значимую роль играет правильная организация зрительной нагрузки, так называемая гигиена зрения. Мы приводим несколько эффективных правил для профилактики близорукости у взрослых:

  1. Нельзя читать лежа, особенно на боку, так как при этом глаза находятся на разном расстоянии от текста.
  2. Не рекомендуется читать в транспорте, так как при постоянном движении глазам ежесекундно приходится фокусироваться на новое, изменившееся, расстояние, что сильно утомляет мышечный аппарат глаза.

источник

Близорукостью или миопией называют нарушение зрения, при котором человек начинает плохо видеть предметы, расположенные вдали, но при этом хорошо рассматривает их вблизи. Заболевание распространено среди людей, работа которых связана со зрительным напряжением. При ослабленной аккомодационной способности напряженная работа на близком расстоянии становится непосильной нагрузкой для глаз. Со временем без лечения ситуация только ухудшается, поэтому необходимо знать, как улучшить зрение при близорукости.

К основным факторам развития заболевания относятся неправильное развитие глаз (дефекты или преломляющая система), а также несоблюдение мер предосторожности, которые позволяют защитить зрительный анализатор. Несомненно, что на зрительную деятельность оказывают влияние наследственные причины. К другим факторам патологии относят:

  • поражение роговицы;
  • эндокринные патологии (сахарный диабет);
  • прием некоторых гипотензивных медикаментов, диуретиков, нейролептиков;
  • заболевания глазного яблока и хрусталика;
  • перенапряжение аппарата аккомодации (развивается ложная миопия);
  • условия труда: плохое освещение, работа за компьютером;
  • дефицит витаминов;
  • истончение склеры;
  • нарушение кровотока в глазу;
  • артериальная гипертензия;
  • слабый иммунитет;
  • недостаточное поступление калия и фосфора.

Первым признаком патологии является понижение зрения вдаль. Пациенты жалуются на быструю утомляемость глаз. При длительной работе приходится прищуриваться, чтобы разглядеть предметы вдали. Со временем присоединяются:

  • головная боль;
  • сильный дискомфорт: жжение, слезотечение и рези в глазах;
  • утомляемость;
  • нарушения глазного дна;
  • удлинение глазного яблока.

Чтобы миопия не привела к тяжелым осложнениям, среди которых отслойка сетчатки, при первых признаках необходимо обратиться к офтальмологу и пройти обследование. После установки диагноза врач пропишет комплекс мероприятий и препараты, которые помогут улучшить зрение при близорукости.

Чтобы приостановить течение патологии, рекомендуется снизить зрительную нагрузку и включить продукты питания, которые восполнят недостаток витаминов и микроэлементов, улучшающих остроту зрения:

  • хлеб грубого помола;
  • кисломолочные продукты;
  • морская рыба и морепродукты;
  • нежирное мясо;
  • зелень;
  • яйца;
  • свежие ягоды;
  • фрукты и овощи;
  • морская капуста;
  • растительное масло (можно заправлять салат из моркови).

Помогают улучшить зрение при близорукости лекарственные средства. Для быстрого восстановления ослабленной функции цилиарной мышцы прописывают Пилокарпин. Рекомендуют пациентам Мезатон, как одно из основных средств в комплексной терапии нарушенной аккомодации. Эти препараты в каплях применяют в периоды длительной напряженной работы или во время выполнения комплекса упражнений для цилиарной мышцы. При ложной близорукости применяют лекарства совместно с физиологическим «массажем» мышцы.

Медикаментозная терапия включает следующие группы средств:

  1. Влияющие на аккомодацию (Атропин).
  2. Укрепляющие склеры (аскорбиновая кислота, Аскорутин).
  3. Улучшающие кровоток: никотиновая кислота, Пентоксифиллин, Нигексин.
  4. Усиливающие обмен веществ в сетчатке: АТФ, рибофлавин.
  5. Противоаллергические средства.
  6. Рассасывающие препараты (Аминокопроновая кислота).

Для предупреждения осложнений назначают таблетки Кальция глюконата. Лекарство предупреждает кровоизлияние и оказывает противоаллергическое действие.

Улучшить зрение при близорукости можно с помощью специальных упражнений. Если работа или учеба пациента связана с длительным напряжением зрения, рекомендуют следующий комплекс, который выполняют в положении сидя:

  1. Зажмуриться на 5 секунд, а затем открыть глаза на 3 секунды. Повторить 8 раз. Упражнение укрепляет и расслабляет мышцы, улучшает кровоток.
  2. Очень быстро поморгать в течение двух минут.
  3. Посмотреть в верхний правый угол 5 секунд, затем 5 секунд в левый угол.
  4. Закрыть веки и массировать их пальцем круговыми движениями в течение минуты.
  5. Закрыть глаза и нажать пальцами на веки на 2 секунды. Повторяют 4 раза. Выполнение этого упражнения улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

Специальный комплекс в положении стоя:

  1. Смотреть вперед 2 секунды. Поднести палец к лицу на расстояние 30 см и посмотреть на него в течение 5 секунд. Повторить 12 раз.
  2. Посмотреть на палец вытянутой вперед руки. Медленно приближать палец к лицу и смотреть на него до тех пор, пока не начнет двоиться в глазах. Повторить 10 раз.
  3. Поднести палец левой руки на расстояние 30 см от глаз и смотреть на него 5 секунд двумя глазами. Прикрыть ладонью правый глаз на 3 секунды, затем убрать ладонь и продолжать смотреть на палец. То же проделать с левым газом. Повторить 5 раз для каждого.
  4. Поднести палец к лицу на 30 см, передвигать медленно его влево и вправо, при этом следить глазами. Повторить 10 раз.
  5. Посмотреть на какой-либо предмет прямо перед собой. Поднять голову, затем опустить, стараясь не изменять взгляда. Повторить 10 раз.

Комплексные упражнения:

  1. Руки в стороны. Передавать тенистый мячик (или любой другой) из одной руки в другую, при этом смотреть на мяч. Повторить 10 раз.
  2. Рекомендуется делать с гантелями 1– 3 кг (вес зависит от физической подготовки). Поднимать одну руку, а вторую опускать. Смотреть то на одну, то на другую руку. Выполнять в течение 1 минуты.
  3. Лечь на спину, руки в стороны. Делать скрестные движения руками 20 секунд, наблюдая за кистями.
  4. Лежа на спине отвести правую ногу на 5 секунд, вернуться в исходное положение. Затем отвести левую ногу на 5 секунд. Во время выполнения упражнения наблюдать за ногами. Повторить 8 раз.
  5. Лежа на спине выполнять круговые движения то одной, то другой ногой. Смотреть на носок ноги. Повторить каждой ногой 6 раз.
Читайте также:  Врожденная близорукость что делать

Лазерное воздействие на роговицу помогает улучшить зрение при близорукости. При воздействии лазерных лучей размягчается роговица, корректируется ее угол и увеличивается радиус кривизны. Таким образом формируют форму роговицы. После коррекции фокус попадающих лучей сосредоточен на сетчатке, и зрение начинает улучшаться. Процедуру назначают при близорукости высокой степени. В остальных случаях ее проводят по желанию пациента. Перед тем как повысить остроту зрения при близорукости лазером, проводят обследования и выявляют сопутствующие патологии. Противопоказаниями являются:

  • эндокринные болезни;
  • коллагенозы;
  • псориаз;
  • беременность и лактация;
  • глаукома и катаракта;
  • воспалительные заболевания глаз.

Не стоит спрашивать у работников магазинов оптики, можно ли улучшить зрение при миопии – сразу направляйтесь к врачу. Только после получения точных данных о состоянии каждого глаза пациенту прописывают рецепт на корректирующие линзы.

Хирургические вмешательства помогают улучшить зрение при близорукости. Выполняют следующие виды оперативных вмешательств:

  • кератомия – выравнивание роговицы посредством ее разрезания;
  • удаление прозрачного хрусталика;
  • склеропластика применяется при быстро прогрессирующей миопии.

Не стоит затягивать с посещением врача, так как улучшить остроту зрения при близорукости без консультации офтальмолога не получится. Важный этап коррекции – выполнение специальных упражнений для глаз. В комплекс также включают подвижные игры с мячом, эстафеты. Для школьников обязательно надо включить в режим утреннюю гимнастику. Полезный вид спорта при миопии – волейбол или баскетбол.

Для профилактики развития патологии новорожденного показывают офтальмологу. Ребенка надо научить правильно сидеть за столом, не разрешать долго засиживаться перед компьютером или телевизором. Подбирать малышу книги рекомендуют с крупными картинками и буквами. Очень важно обеспечить детям правильное освещение в комнате, особенно при выполнении уроков или другой деятельности, связанной с напряжением зрения.

Автор статьи: Липина, специалист для сайта glazalik.ru
Делитесь Вашим опытом и мнением в комментариях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

источник

Близорукость или миопия – это распространенное заболевание, которое возникает из-аз аномалии рефракции на сетчатке зрительного органа. Чаще всего миопия формируется в результате увеличенного глазного яблока. Таким образом, картинка, поступающая на глаза, формируется перед сетчаткой. А поскольку ухудшается зрение , то отдаленные предметы размытые и нечеткие.

Польза упражнения для восстановления зрения по методу Жданова при близорукости состоит в том, что позволяет снять напряжение, покраснение и улучшить кроводвижение в глазном яблоке. Если выполнять гимнастику регулярно, то возможно даже улучшение зрительной функции. Но для получения пользы от упражнения их стоит выполнять комплексно. В день гимнастику проводить 2-3 раза.

Важно понимать, что близорукость чревата деформацией глазного яблока, а это приводит к развитию глаукомы(причины для развития этой болезни самые различные). Данное заболевание характеризуется отклонением от нормы глазного давления, что, в свою очередь, приводит к ухудшению зрения , истончению структур глаза, атрофии зрительного нерва, заболеваниям сетчатки. В результате человек лишается зрения, а в некоторых случаях и самого органа. Запущенные воспалительные процессы могут распространяться на глазницу, поражать прилегающие ткани вплоть до поражения мозга.Но на начальные симптомы, например непроизвольное закрытие одного или обоих век (блефароспазм), уже стоит обратить внимание. Первыми признаками блефароспазма могут быть непроизвольное увеличение количества моргания на одном или обоих глазах, или трудности для поддержания глаза в открытом виде.

Читайте также про методы лечения близорукости в статье.

Чтобы выполнить этот комплекс упражнений при близорукости, необходимо соблюдать следующий план:

  1. Принять исходное положение – сидя с прямо поставленной спиной и приподнятой головой. На 3-5 секунде крепко закрыть глаза, а открыть на 3-5 секунде. Выполнить 6-8 раз.
  2. Оставаться в прежней позиции, но только быстро моргать на протяжении 1-2 минуты.
  3. Теперь встать, расставить ноги на ширине плеч. Направить взгляд прямо в течение 2-3 секунд, а затем поднять прямую правую руку перед собой, отвести большой палец и сосредоточить взгляд на нем 3-5 секунд. Руку опустить, а упражнение повторять 10-12 раз.
  4. Оставаться в прежнем положении, поднять прямую правую руку до уровня органов зрения и зафиксировать взгляд на кончике указательного пальца. Не отводя взгляда, плавно прижать палец к глазам, пока не возникнет двоение. Выполнить 6-8 раз.
  5. Оставаться в прежнем положении, взять указательный палец и расположить его на дистанции 25-30 см от лица на уровне органов зрения. На 3-5 секунд зафиксировать взгляд на кончике пальца. Теперь ладонью прикрыть левый глаз и смотреть на кончик пальца правым глазом 3-5 секунд. Аналогичные действия проделать с левым глазом. Всего сделать 6-8 упражнений.
  6. Оставаться в прежнем исходном положение. Взять правую руки и согнуть ее на половину. Отвести руку вправо. Не двигая головой, необходимо боковым зрением увидеть указательный палец отведенной руки. Теперь палец плавно переместить справа налево и, не отрывая взгляда, следить за ними. Все то же проделать, двигаясь слева направо. Всего упражнение 10-12.
  7. Принять удобную позу в положении сидя. Закрыть глаза и кончиками пальцев двух рук одновременно выполнять массаж век круговыми движениями. Длительность массажа составляет 5 минут.
  8. Оставаться в исходном положении, полузакрыть глаза. Тремя пальцами каждой руки необходимо оказывать легкое давление на верхние веки. Задержать на 1-2 секунды, а затем пальцы убрать. Всего подходов 3-4.

Этот метод основан на то, что аккомодация происходит не только из-за изменений кривизны хрусталика глаза. Как считал Бэйтс, в процессе аккомодации важная роль отведан внешним мышцам глазного яблока. При их сокращении происходит давление на глазное яблоко, в результате чего его форма из сферической меняется на вытянутую.

Читайте подробнее о заболеваниях сетчатки глаза по ссылке.

Для выполнения упражнения необходима специальная Ом-карта. Это сложный рисунок, который используется для тренировки центральной фиксации в Древней Индии. В центре картинки сосредоточен знак в виде интересного иероглифа. В нем можно разглядеть слово «Ом».

Выполняя упражнения на Ом-карте, удается повысить чувствительность центральной ямки сетчатки глаз, улучшить кровообращение органов зрения и повысить остроту зрения.

Для выполнения этого упражнения Ом-карта должна быть расположена на дистанции 0,3-3 м на уровне глаз. Закрепить взгляд на исходной точке знака по центру карты. Уже установлено, что эта точка является самой четкой частью иероглифа. Теперь плавно вести взгляд по знаку. Выполняя эти несложные действия, становится понятно, что самой четкой, более насыщенного черного цвета остается так часть знака, на которую обращен взгляд в данный момент. Выполнять упражнение 3 раза. После этого можно заметить, что теперь весь знак кажется довольно темным, чем был до.

О том почему падает зрение читайте тут.

Для выполнения этого упражнения необходимо стоять. Ом-карта будет находиться на дистанции 0,3-1,5 м от лица. Центральный знак на ней будет находиться в окружении ломаной линии, которая похожа на схематическое изображение лепестков подсолнуха или солнечных лучей.

Задержать взгляд на определённом участке данной линии, а после перемещаться по отрезкам линии, направляя голову вслед за взглядом. На каждом углу необходимо моргать. Выполняя такую гимнастику, стоит обратить внимание, что каждый отрезок линии, на котором останавливается взгляд, будет темнее всех остальных.

Выполнять его необходимо на той же дистанции от Ом-карты. Около знака на ней будет изображена окружность. Закрепить взгляд на конкретной точке окружности и медленно двигаться взглядом по окружности, при этом поворачивая голову. Повторить гимнастику несколько раз, затем закрыть глаза и выполнить все то же, водя глазами по воображаемой окружности.

Упражнение 4

Взять карманный вариант проверочной таблицы Сивцева.

Это набор из букв различного размера, которые помещены в несколько строк по мере убывания.

Держать таблицы на расстоянии вытянутой руки. Выполнять гимнастику по тренировке центральной фиксации, фиксируя взгляд на отдельных, но хорошо видимых элементах, отмечая их четкость. После этого необходимо сделать тусклым свет. Приблизить к лицу книгу, где мелкий шрифт на дистанции 25 см. прочитать 3 страницы.

Каждый день несколько раз читать проверочную таблицу. Она должна быть установлена на дистанции 3-6 м. При этом освещение должно быть качественное, а моргать нужно мягко. Начинать выполнять гимнастику с расстояния 3 м, а затем его плавно увеличивать, чтобы во время чтения отсутствовало напряжение.

Когда вы едите в транспорте или просто гуляете, то стоит следить взглядом за объектами, которые движутся навстречу и мимо.

Эта гимнастика была разработана известным американским специалистом С. Уиндолфом. Служит для создания условий правильной фокусировки глаз при рассматривании предметов на любой дистанции и исправления аккомодационных реакций мышц органа зрения.

Перед началом занятий важно выполнить расслабляющую гимнастику. Делать это можно с помощью яркого предмета. Отличным вариантом станет конфета, замотанная в яркую обмотку. Ее стоит расположить перед глазами на расстоянии вытянутой руки и вскользь глаза на нее, часто моргать.

Дальше проводить манипуляции с той же конфетой. Необходимо мысленно уменьшать ее размера, при не это не напрягаясь. Выполняется сжатие мышц глаз, при этом не переставая попутно фиксировать взгляд на центральной части объекта и время от времени моргать.

Этот специалист смог разработать собственный тренинг для эффективной борьбы с близорукостью. При выполнении упражнений для зрения используется проверочная таблица Сивцева. Суть методики сводится к тому, чтобы запоминать и распознавать буквы. Из-за этого возникающее напряжении при их рассматривании буде снижаться.

Первый этап – это правильный моральный настрой. Не стоит воспринимать имеющуюся таблицу, как проверочной шаблон для зрения. Применять ее стоит только как механизм для получения результата.

Если отыскать таблицу Сивцова не получилось, то выполнить такой инструмент можно своими руками.

Перед началом занятий Корбетт советует размять шейные мышцы. Для этого стоит воспользоваться поворотами головы с прикрытыми глазами. Делать это упражнение не быстро, а плавно. Затем выполнить пальминг (необходимо закрыть глаза и плотно прижать ладонями на несколько минут).

После этого необходимо взять таблицу классическую и расположить ее на дистанции 2 м от глаз. А таблицу, выполненную собственными руками, необходимо преподнести прямо к глазам.

Мини-таблицу расположить ближе до того расстояния, с которого можно без труда прочесть все буквы. Прочитать первую строчку и отдалить написанное, прочитать с максимальной дистанции вытянутой руки. Выполнить такие упражнения 2-3 раза, а затем быстро посмотреть на ту же строчу, но только в большой таблице.

Теперь можно остановиться, закрыть глаза и выполнить несколько поворотов головы в различные стороны. При этом дыхание должно быть максимально спокойным. Выполнять аналогичные мероприятия, но только уже для второй строки. Необходимо дойти до последней строчки. Но если вы испытывает дискомфорт, то перенапрягать глаза не нужно.

Уже через несколько дневных циклов человек сможет четко видеть большую таблицу.

Большую таблицу стоит расположить от себя на уровень 0,5-1 м. Провести вышеописанные мероприятия. Если имеются отличия остроты зрения у правого и левого глаза, то необходимо проводить гимнастику с каждым органом зрения по отдельности, закрывая один плотной светопроникающей повязкой.

Посмотреть какую нужно выполнять гимнастику для глаз при близорукости можно в материале.

Близорукость – это неприятный и распространённый недуг, как среди взрослых, так и детей. Бороться с ним необходимо на начальной стадии развития, чтобы предотвратить развитие тяжелых осложнений. Применять лечебную гимнастку для глаз стоит в комплексе с медикаментозной терапией. Это позволит получить максимальный и быстрый результат.

Рекомендуем вам также ознакомиться с таблицей для проверки зрения здесь.

источник

Близорукость, или миопия, – одно из нарушений нормальной функции глаза по восприятию разноудаленных предметов.

При близорукости человек обычно хорошо видит предметы, расположенные вблизи от его глаз, на расстоянии до 30—40 см, но с трудом различает предметы, расположенные в нескольких метрах от него. Чем меньше расстояние от глаз до объекта, который больной близорукостью видит еще отчетливо, тем больше степень миопии.

Традиционным методом коррекции близорукости является назначение больному очков с вогнутыми линзами, которые позволяют сделать так, что фокус рассматриваемого предмета ложится на сетчатку глаза, а не перед ней, и поэтому рассматриваемый объект становится четко различимым.

Однако очки не лечат миопию – они только компенсируют дефект глаза. Часто со временем близорукость прогрессирует, и больному необходимо выписывать очки со все большим количеством диоптрий.

Однако в нетрадиционной медицине существуют методы, позволяющие не только остановить развитие близорукости, но и существенно повысить остроту зрения.

Одним из таких методов является комплекс специальных упражнений для глаз, регулярное и точное выполнение которых дает несомненный положительный результат. Для лечения миопии наиболее широко применяются несколько комплексов упражнений, разработанных разными авторами.

Необходимо помнить, что близорукость может развиваться и как наследственное, и как приобретенное заболевание.

При наследственном варианте заболевания у человека, один или оба родителя которого страдают близорукостью, очень высок риск развития ее в достаточно раннем возрасте. В таких условиях упражнения можно начинать выполнять, даже если еще нет заметных нарушений зрения или же они незначительны.

Это имеет особое значение, если в обыденной жизни человека есть место внешним факторам, воздействие которых дополнительно повышает вероятность развития близорукости, например работа, связанная с рассматриванием на близком расстоянии (редактором, корректором, научным сотрудником, часовщиком и т. п.). В этом случае можно порекомендовать выполнять комплекс упражнений, разработанных профессором Э.С.Аветисовым с соавторами.

пражнения этого комплекса при регулярном выполнении улучшают кровообращение глаз, укрепляют глазные мышцы, снимают напряжение.

  1. Упражнение 1. Исходное положение – сидя, с прямым позвоночником и приподнятой головой. На 3-5 с крепко зажмурить глаза, затем открыть на 3-5 с. Повторить 6-8 раз.
  2. Упражнение 2. Исходное положение – то же. Быстро моргать в течение 1-2 мин.
  3. Упражнение 3. Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. Смотреть прямо перед собой 2-3 с, поднять выпрямленную правую руку перед собой, отвести большой палец и фиксировать на нем взгляд на 3-5 с. Опустить руку. Выполнить 10—12 повторов.
  4. Упражнение 4. Исходное положение – то же. Поднять выпрямленную правую руку перед собой до уровня глаз и фиксировать взгляд на кончике указательного пальца. Затем, не отводя взгляда, медленно приближать палец к глазам, пока он не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.
  5. Упражнение 5. Исходное положение – то же. Указательный палец правой руки расположить на расстоянии 25—30 см от лица на уровне глаз, по срединной линии тела. На 3-5 с зафиксировать взгляд обоих глаз на кончике указательного пальца. Затем закрыть левый глаз ладонью левой руки и в течение 3-5 с смотреть на кончик пальца только правым глазом. Убрать ладонь и смотреть 3-5 с на палец двумя глазами. Ладонью правой руки прикрыть правый глаз и 3-5 с смотреть на палец только левым глазом. Убрать ладонь и смотреть на кончик пальца обоими глазами в течение 3-5 с. Повторить 6-8 раз.
  6. Упражнение 6. Исходное положение – то же. Полусогнутую правую руку отвести вправо. Не поворачивая головы, постараться увидеть боковым зрением указательный палец этой руки. Затем медленно перемещать палец справа налево, неотрывно следя за ним взглядом, а потом так же слева направо. Повторить 10—12 раз.
  7. Упражнение 7. Исходное положение – сидя в удобной позе. Закрыть глаза и кончиками пальцев обеих рук одновременно массировать веки круговыми движениями в течение 1 мин.
  8. Упражнение 8. Исходное положение – то же. Глаза полузакрыты. Тремя пальцами каждой руки одновременно нажать на верхние веки легким движением, оставаться в таком положении 1-2 с, затем убрать пальцы с век. Повторить 3-4 раза.

Достаточно широкое распространение, особенно за рубежом, получила система упражнений Бэйтса.

Метод Бэйтса основан на том, что аккомодация, или приспособление глаза к одинаково четкому видению разноудаленных объектов, осуществляется не только за счет изменения кривизны хрусталика глаза. По его мнению, большую роль в процессе аккомодации играют внешние мышцы глазного яблока, которые сокращаются, давят на глазное яблоко и меняют его форму из сферической в вытянутую.

Бэйтс считает, что основной причиной нарушений зрения является напряжение, усилие при попытке разглядеть какой-либо объект. Причиной же близорукости является усилие увидеть далеко расположенные объекты. Если человек длительное время выполняет работу, связанную с рассматриванием мелких предметов на близком расстоянии, то сразу четко увидеть удаленный предмет он не может и поэтому прилагает усилие, чтобы его рассмотреть.

При этом мозг дает команду мышцам глаза сократиться, и нормальная форма глазного яблока меняется. Оно становится более вытянутым, так как сокращающаяся мышца давит на него и как бы расплющивает, а такая форма глазного яблока и есть основная причина и признак близорукости.

Таким образом, зрение остается нормальным, пока глаза расслаблены. Восстановить нарушенное зрение можно, достигнув расслабления глаз. Именно на этом принципе и основана вся система упражнений Бэйтса, которая включает в себя три основных раздела: общее расслабление, динамическое расслабление и дополнительные методы, способствующие улучшению зрения.

Общее расслабление достигается применением пальминга. Этот прием был разработан и введен в использование именно Бэйтсом. Он достаточно несложен в исполнении и является самым простым способом достижения расслабления. Подробнее о пальминге мы расскажем в другой статье.

Динамическому расслаблению способствует выполнение упражнений по улучшению центральной фиксации.

Центральная фиксация – это способность глаза смотреть прямо на объект и видеть его при этом лучше всех остальных объектов. Она обеспечивается так называемым центром зрения, расположенным в центральной ямке сетчатки глаза, где сосредоточено наибольшее количество светочувствительных элементов сетчатки глаза и зрение является самым острым.

При миопии в результате постоянного напряжения глаз нормальное строение и функция центра зрения нарушаются, и он уже не является точкой, обеспечивающей самое острое зрение. Его чувствительность становится равной чувствительности любого другого участка сетчатки или даже меньшей. Поэтому человек уже не видит четче всего тот предмет, на который он прямо смотрит. Объекты, окружающие этот предмет, иногда видны даже лучше.

Читайте также:  Капли для глаз для улучшения зрения при близорукости и астигматизме

Поэтому Бэйтс предложил упражнения для тренировки центральной фиксации. Они основаны на утверждении, что при сознательном подражании глаза со сниженным зрением свойствам нормального глаза острота зрения улучшается.

Упражнения Бэйтса выполняются на специальной Ом-карте (рис. 1). Она представляет собой довольно сложный рисунок, и применялась для тренировки центральной фиксации еще в Древней Индии.

В центре рисунка изображен знак в виде причудливого иероглифа, в котором можно разглядеть слово «Ом». Упражнения на Ом-карте повышают чувствительность центральной ямки сетчатки глаз, улучшают кровообращение глаз и способствуют повышению остроты зрения.

  1. Упражнение 1. Ом-карту при выполнении этого упражнения можно установить на расстоянии от 0,3 до 3 м на уровне глаз. Зафиксировать взгляд на исходной точке знака в центре Ом-карты. Заметно, что эта точка кажется самой четкой частью знака. Затем необходимо медленно вести взгляд по знаку, постоянно обращая внимание на то, что самой четкой, более интенсивного черного цвета кажется та часть знака, на которую устремлен взгляд в данный момент. Повторить упражнение 3 раза. После этого заметить, что теперь весь знак кажется более темным, чем был до выполнения упражнения.
  2. Упражнение 2. Упражнение выполняется стоя. Ом-карта располагается на расстоянии от 0,3 до 1,5 м от лица. Центральный знак на Ом-карте окружен ломаной линией, похожей на схематичное изображение лепестков подсолнуха или лучей солнца. Зафиксировать взгляд на каком-либо участке этой линии, а затем перемещать его по отрезкам линии, двигая голову вместе с взглядом. На каждом углу, т. е. конце каждого отрезка, нужно делать мягкие моргания. При выполнении упражнения обратить внимание на то, что каждый отрезок линии, на который падает взгляд в данный момент, кажется чернее остальных.
  3. Упражнение 3. Выполняется на том же расстоянии от Ом-карты. Вокруг знака на карте нарисована окружность. Зафиксировать взгляд на определенной точке окружности и медленно продвигаться взглядом по окружности, одновременно двигая и голову. Повторить упражнение несколько раз. Затем закрыть глаза и постараться проделать то же, скользя взглядом по воображаемому образу окружности.
  4. Упражнение 4. Карманный вариант проверочной таблицы Сивцева (набор букв разного размера, расположенных в несколько строк по мере его убывания, используемый окулистами для проверки остроты зрения) держать в вытянутой руке на уровне глаз или поставить на стол на расстоянии до 90 см от лица при хорошем освещении. Выполнить упражнение по тренировке центральной фиксации, задерживая взгляд на отдельных, хорошо видимых буквах и отмечая их четкость. Затем создать условия тусклого освещения, например накрывшись покрывалом темного цвета или выключив электрический свет и оставив только зажженную свечу.

В этих условиях приблизить к лицу любую книгу с мелким шрифтом на расстояние около 25 см и прочитать 3 страницы. Тусклое освещение должно быть таким, чтобы на указанном расстоянии можно было разобрать шрифт, но чтение давалось бы с некоторым напряжением. Чередование центральной фиксации на проверочной таблице при хорошем освещении и чтение книги с напряжением при тусклом свете позволяют повысить остроту зрения.

  • Упражнение 5. Ежедневно несколько раз в день читать проверочную таблицу, установив ее на расстоянии от 3 до 6 м, при хорошем освещении и регулярно мягко моргая. Начинать упражняться лучше с расстояния в 3 м и постепенно его увеличивать, но так, чтобы при чтении не возникало напряжения. После чтения таблицы рекомендуется выполнить пальминг.
  • Упражнение 6. Во время прогулки или поездки в транспорте (на пассажирском месте) полезно регулярно следить взглядом за объектами, движущимися навстречу и мимо: проезжающими встречными машинами, прохожими. Необходимо всегда стараться, чтобы глаза были расслаблены, полуприкрыты, но не прищурены, а удаленные предметы рассматривались без напряжения.
  • Комплекс упражнений для исправления близорукости создан и М. Д. Корбетт. В своих упражнениях она рекомендует пользоваться проверочной таблицей, но использовать ее не для проверки зрения, чтобы узнать, сколько же строк можно увидеть. Применение проверочной таблицы основано на принципах узнавания, рассматривания уже знакомых букв и, следовательно, отсутствия напряжения глаз при ее рассматривании.

    Для выполнения этих упражнений необходимо постараться сформировать у себя чувство безразличия к этой таблице, разорвать привычную ассоциативную связь между таблицей и проверкой остроты зрения в кабинете врача. Только после этого выполняемые упражнения будут производить ожидаемый эффект.

    Однако у некоторых пациентов эта взаимосвязь сохраняется в сознании очень длительное время, что, естественно, тормозит прогресс в лечении близорукости этим методом. Для таких людей М. Д. Корбетт предлагает сделать проверочную таблицу самостоятельно.

    Для этого необходимы стандартный лист ватмана и несколько ненужных журналов и газет с заголовками разной величины, отпечатанными черной краской. В верхней части листа ватмана нужно приклеить строчкой какое-либо слово (или фразу), отпечатанное буквами высотой около 5 см. Отступив вниз 2,5 см, приклеить другое слово (или фразу), напечатанное буквами чуть меньшей высоты.

    Всего нужно сделать 20—25 таких строк, каждая из которых – слово из букв убывающей высоты, причем в последней, самой нижней, строке высота букв должна составлять не более 1 см. Учитывая размеры букв, получится, что в верхней строчке будет умещаться только одно или два слова, а в нижней – целое предложение. После создания этой таблицы нужно сделать ее точную копию на карточке, набрав на компьютере и отпечатав на принтере на листе бумаги формата A4 те же слова, сохраняя относительные размеры букв в строках и интервалы между строками.

    Перед работой с такой таблицей нужно провести небольшой сеанс соляризации, выполняя повороты головы с закрытыми глазами (подробнее об этом мы расскажем в другой статье). После соляризации необходимо сделать пальминг.

    Затем большой вариант проверочной таблицы нужно повесить в хорошо освещенном месте, сесть на расстоянии до 2 м от нее и приступить к выполнению упражнения. Для этого проверочную таблицу ручного формата нужно поднести близко к глазам, настолько, чтобы можно было видеть написанное.

    С этого расстояния прочитать верхнюю строку, затем вытянуть руку с карточкой перед собой и прочитать ту же строку с расстояния вытянутой руки. Повторить 2-3 раза чередование чтения с близкого расстояния и вытянутой руки. Затем бросить быстрый взгляд на верхнюю строку большой таблицы.

    Написанное в ней слово должно восприниматься четче. После этого закрыть глаза и сделать несколько небольших поворотов головы в стороны, глубоко дыша. Затем так же посмотреть на вторую строку таблицы ручного формата – близко к глазам, на расстоянии вытянутой руки, а через несколько повторов – на вторую строку большой проверочной таблицы.

    Затем закрыть глаза и кончиком носа постараться написать то, что видели, но представляя себе это более четко, чем они реально воспринимались. Затем открыть глаза и быстро взглянуть на вторую строку большой таблицы. Теперь она видна более четко.

    На первом занятии подобным образом нужно читать каждую последующую строчку таблицы до тех пор, пока они видны хорошо, без напряжения глаз. На следующем занятии будет заметен прогресс, а спустя некоторое время вы сможете без труда прочитать все строки таблицы с этого расстояния. Тогда нужно отодвинуть стул еще на полметра дальше от большой таблицы и повторять упражнение сначала.

    Главное условие – не торопиться усложнять задание, так как это может привести к возникновению напряжения глаз и не дать ожидаемого результата. Если правый и левый глаза имеют разную остроту зрения, то перед началом занятий необходимо их уравнять. Для этого более «сильный» глаз прикрывают ладонью или повязкой, а слабым выполняют те же упражнения, но с более близкого расстояния. При взгляде на большую проверочную таблицу всякий раз нужно не забывать делать глубокий вдох, а затем выдох. При использовании такого приема далеко расположенные объекты видны более четко.

    Для выполнения следующего упражнения по методу Корбетт нужно сделать еще одну таблицу.

    В итоге, если читать буквы в столбцах, получится фраза «Расслабление возвратит мне острое зрение». После того как тушь высохнет, эту таблицу нужно повесить в хорошо освещенном месте и еще раз прочитать получившуюся фразу, стоя близко к таблице. Таким образом, вы заранее знаете, какие буквы содержит проверочная таблица, и это исключает напряжение глаз при их рассматривании. Затем нужно провести соляризацию и пальминг, как описано в предыдущем упражнении.

    Для выполнения упражнения необходимо сесть на таком расстоянии от проверочной таблицы, чтобы хорошо видеть первую строку. Затем закрыть глаза, вспомнить фразу, написанную в таблице, и постараться вычислить буквы, составляющие вторую строку. Написать эти буквы носом на выдохе после предварительного вдоха, открыть глаза и бросить быстрый внимательный взгляд на эти буквы. Обычно они становятся видны четче. Если этого не происходит, то нужно снова закрыть глаза, представить буквы второй строки и написать их пальцем на ладони, а затем открыть глаза и быстро посмотреть на таблицу.

    Если и этот прием не даст ожидаемого результата, значит, расстояние между вами и таблицей слишком большое, и при чтении таблицы возникает напряжение глаз. Поэтому лучше подвинуть стул ближе к таблице, чтобы вы легко могли различить буквы первой строки. После того как вторая строка становится хорошо различимой, можно переходить к следующей. При переходе от одной строки к другой необходимо давать глазам отдохнуть, закрывая их и выполняя повороты головы в стороны.

    За одно занятие нужно проходить 4-5 строк и не задерживаться долго на полученном результате, стремясь улучшить его на следующем. Кроме того, при выполнении этого упражнения происходит аутотренинг. Многократно повторяемая во время выполнения упражнения фраза «Расслабление возвратит мне острое зрение» закрепляется в сознании пациента и дает дополнительный положительный результат.

    Упражнение «Меткий стрелок» выполняется с проверочной таблицей из предыдущего упражнения, т. е. фразой «Расслабление возвратит мне острое зрение».

    Таблицу расположить в хорошо освещенном месте, прочитать написанную в ней фразу с близкого расстояния. В качестве подготовки провести соляризацию и пальминг. Взять линейку длиной 1 м за края и приставить один конец близко к своему носу, а другой направить на верхнюю строку проверочной таблицы. Глядя на ближний конец линейки, нужно быстро моргнуть и сказать себе: «Приготовиться!»

    Бросить быстрый взгляд на дальний конец линейки, непрерывно моргая: это будет равносильно команде «Целиться!». А затем быстро перевести взгляд на букву Р в первой строке таблицы – команда «Огонь!».

    Затем закрыть глаза, глубоко дыша, дать глазам отдохнуть. После этого проделать все три этапа для букв В и О. Выполнив упражнение для первой строки, нужно сделать пальминг и перейти к следующей строке. Подобные упражнения можно выполнять на первых нескольких строках.

    М. Д. Корбетт рекомендует выполнять при близорукости упражнение на так называемой таблице «дебко». Она представляет собой рисунок, состоящий из двух черных линий, у каждого конца которых нарисовано по одной черной точке (рис. 2).

    Выполняя небольшие повороты головы, нужно скользить кончиком носа и взглядом по этим линиям от одной точки до другой. Выполнять эти повороты нужно до тех пор, пока не возникнет ощущение, что линии скользят в сторону, противоположную направлению взгляда в данный момент. Затем то же упражнение нужно выполнить для нижней части таблицы.

    Далее следует закрыть глаза и выполнять такие же повороты головы, скользя мысленным взглядом по представляемым линиям. После этого нужно открыть глаза и скользить взглядом по белому пространству между двумя линиями в верхней, а затем нижней части таблицы. Этот прием поможет лучше различать буквы при чтении на любом расстоянии.

    Следующее упражнение помогает улучшить зрение как при близорукости, так и при дальнозоркости.

    Его суть заключается в централизации зрения, а не просто его улучшении. Для выполнения понадобится проверочная таблица с фразой «Расслабление возвратит мне острое зрение».

    Таблицу нужно повесить в хорошо освещенном месте и еще раз прочитать написанную на ней фразу с близкого расстояния. Затем для подготовки выполнить соляризацию и пальминг.

    Нужно отойти от таблицы на расстояние, при котором буквы верхней строки хорошо виды без всякого напряжения для глаз. Выбрав первую букву верхней строки (Р), нужно переводить взгляд с белого пространства (чистого участка листа ватмана) справа от буквы на белое пространство слева от этой буквы, скользя взглядом по изображению самой буквы несколько раз.

    Таким образом, зрение как бы«притирается», «зашкуривается», не нужно прилагать усилий для рассматривания объекта. Тот же прием нужно повторить для букв В и О. Затем отодвинуть стул на такое расстояние от таблицы, чтобы эти буквы были различимы, но не четко, и закрыть глаза. С закрытыми глазами нужно вспомнить, восстановить перед мысленным взором точное изображение буквы Р на таблице.

    Направить нос в сторону белой поверхности слева от буквы, затем справа и таким образом сделать быстрые небольшие повороты головы, скользя мысленным взглядом по представляемой букве. Затем открыть глаза и провести тот же прием с той же буквой на таблице. При этом можно увидеть букву Р на таблице более четко.

    Все то же нужно повторить для букв В и О. При выполнении этого упражнения нужно обратить внимание на то, что когда взгляд обращен на белое пространство по одну сторону буквы, то она находится как бы в стороне от линии этого взгляда.

    При взгляде на белое поле по другую сторону этой буквы кажется, что она как бы ускользает в сторону от вашего взгляда, будто уходит со своего места и вы снова видите белое поле. Эта иллюзия должна обязательно возникать при выполнении описанного упражнения, так как она имеет большое значение в развитии нормального зрения.

    Такое «поведение» буквы называют раскачиванием, или челночным движением. После того как будет проведено раскачивание для всех трех букв первой строки, нужно закрыть глаза и написать эти три буквы носом. Затем открыть глаза, сделать глубокий вдох и прочитать написанное в таблице сверху вниз слово «расслабление». Оно может стать видимым более четко.

    Если это действительно так, то нужно прочитать всю фразу, написанную в таблице («Расслабление возвратит мне острое зрение»). Если же эти слова видны нечетко, то следует представить, что вы их читаете, мысленно определив, как они выглядят на таблице, ведь вы точно знаете, что там написано.

    Затем нужно прочитать подобным образом каждую горизонтальную строку таблицы, состоящую из трех букв. После каждой строки давать глазам отдых и делать пальминг.

    Во время пальминга можно вспоминать как можно больше слов, которые начинаются на каждую букву из этой строки. Чтение горизонтальных строк нужно продолжать, пока буквы видны хорошо, без напряжения. После окончания выполнения упражнения можно взять в руки резиновый мячик и поиграть им, ударяя о пол, о стену или подбрасывая и каждый раз ловя, и при этом обязательно нужно следить за ним взглядом.

    Р. С. Агарвал при близорукости рекомендует выполнять упражнение на вспоминание какой-либо буквы проверочной таблицы. В течение 5 с нужно смотреть на любую букву, непрерывно моргая. В это время буква запоминается. Затем закрыть глаза и попытаться вспомнить ее и создать ее мысленный образ, причем более четкий, чем при рассматривании.

    Во время такого воспоминания можно несколько раз открывать глаза и смотреть на букву, стараясь воссоздать более четкий мысленный образ. После выполнения упражнения зрение должно улучшиться. Это происходит, когда буква видна одинаково хорошо как с открытыми глазами, так и с закрытыми.

    Один из последователей учения У. Г. Бэйтса, М. Уиндолф в своей системе упражнений уделяет внимание технике аккомодации, или фокусировке зрения.

    Он разработал несколько упражнений для наружных мышц глаза – прямых и косых, сознательное управление которыми, по его мнению, способствует правильной фокусировке глаз на рассматриваемом объекте.

    По оценкам других ученых, такая идея не лишена смысла. М. Уиндолф считает, что при близорукости тренировки нормальной аккомодации должны заключаться в расслаблении косых мышц глаза и напряжении прямых. Расслабление косых мышц достигается приведенными выше упражнениями. А для напряжения, сжатия прямых мышц выполняются описанные ниже упражнения, которые должны подкрепляться самовнушением, волевыми командами. При этом упражнения должны выполняться без всякого напряжения.

    Еще одной особенностью этих упражнений является длительная тренировка для достижения результата, когда он внешне незаметен. Однако совместное выполнение упражнений и на расслабление, и на фокусировку быстрее приводит к улучшению зрения, чем только расслабление.

    Перед выполнением упражнений расслабить глаза, сделав пальминг. Необходимо также расслабить и все мышцы тела. Затем нужно взять какой-нибудь яркий предмет, например елочный шарик с блестками или конфету в фантике из фольги.

    Расположив ее перед собой, выполнять моргания или на несколько секунд закрывать глаза, добиваясь проблеска хорошего зрения обоими глазами путем центральной фиксации, т. е. более четкого видения центральной зоны рассматриваемого объекта, хотя проблеск хорошего зрения и не является обязательным перед выполнением этого упражнения.

    Затем, продолжая смотреть на объект и постепенно уменьшая размеры этой центральной зоны, сжимая прямые мышцы глаза, стараться втягивать глаза вглубь глазниц, но без напряжения. Необходимо представить, где расположены эти мышцы, и дать им команду сократиться, тянуть глазные яблоки назад. В это время нужно продолжать выполнять моргания и центральную фиксацию. После первой тренировки никаких изменений скорее всего заметно не будет.

    При следующих занятиях постарайтесь ощутить натяжение прямых мышц. При этом может возникнуть и неприятное болезненное ощущение, которое появляется при нагрузке на любые другие мышцы, ранее активно не тренированные. Оно напоминает, скорее, тупую головную боль, но быстро проходит после прекращения концентрации зрения на рассматриваемом объекте.

    источник

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *