Меню Рубрики

Как рисовать если близорукость

Причиной возникновения миопии, по Бейтсу, является усилие увидеть удаленные объекты. Усвоить твердо этот факт вот I-е, что стоит сделать близорукому человеку. Усилие увидеть прикладывают часто люди, привыкшие длительное время создавать работу на близком расстоянии.

Если в последующем у них появляется необходимость в зрении вдаль, они не имеют возможность сразу же верно сфокусироваться на удаленных объектах. Тогда они начинают пристально глядеть на них, пытаясь их разглядеть.

При этом нервные импульсы от мозга прежде всего напрягают косые мышцы глаз, что в последующем приводит к деформации глазного яблока и ухудшению зрения. Иным же удается избежать этого, т.к. они при переводе взгляда с ближнего объекта на далекий тут же расслабляются (или продолжают сохранять расслабление). Если же удаленный объект не виден четко, то они перемещают собственный взгляд на иные, чаще всего, размещенные более близко объекты.

Отметим, что лечение миопии, как и лечение иных видов нарушения зрения требует внимательного взаимоотношения ко всему организму в целом, его укрепления ч/з диету, дыхание и т.д.

Специфические рекомендации на этот счет приведены в соответствующих разделах книжки. Периодически связь м/у состоянием зрения и деятельностью иных органов человека носит скрытый подтекст.

Мысль о подобной связи и в голову не может прийти ортодоксальным врачам. Между делом, многовековой опыт индийской народной системы лечения Аюрведы раскрывает отдельные подобные «секретные» связи.

Так, Аюрведа утверждает, что люди, страдающие хронической простудой и запорами оказываются более предрасположенными к миопии.

Близорукому стоит твердо усвоить следующие «правила поведения» для глаз:

  1. Научитесь иногда моргать и удерживать глазки в расслабленной манере. При этом глазки часто бывают полузакрыты, однако не путайте это с прищуриванием глаз. Прищуривание – вечно напряжение. Избегайте напряжения глаз.
  2. Практикуйте центральную фиксацию на Ом-карте и проверочной таблице Сивцева на дистанциях от 30 см до 1,5 м.
  3. Читайте с некоторым напряжением мелкий шрифт при слабом освещении (к примеру, при свете свечи). Как видно, напряжение в ближней точке приводит к гиперметропии. Так, при напряжении в ближней точке случается или снижение, или исчезновение миопии. Чтение мелкого шрифта при тусклом освещении на протяжении в достаточной степени долгого времени с небольшим напряжением приносит определенное улучшение в зрении вдаль у миопиков.

Р.С.Агарвал приводит в собственной книжке историю одного мальчика, который мог с 6 м разглядеть только пятую строку в проверочной таблице, которую человек с нормальным зрением увидел с в 2,5 раз большего расстояния.

Занятие пальмингом принесло ему незначительное облегчение, т.к. он так толком и не сумел натренироваться мысленному представлению. Тогда ему порекомендовали читать мелкий шрифт по 10-15 мин. к ряду при тусклом освещении, а после кидать быстрые непродолжительные взгляды на светлые центры букв на проверочной таблице в 6 метрах от него.

Наступило быстрое улучшение зрения. Он сумел при этом просто прочитать те же строки, что читал человек с нормальным зрением. Повторные тренировки привели к постоянному улучшению зрения.

Полезность чтения мелкого шрифта в такой степени очевидна, что Агарвал рекомендует заниматься этим при свете свечи или при другом тусклом освещении на протяжении даже некоторого количества часов каждый день.

Хотя чаще встречается рекомендация создавать это упражнение от некоторого количества мин. до получаса в день, в среднем же 10-15 мин.

Зачастую при этом указывается на потребность читать «достаточное время», имея в виду, вероятнее всего, время, достаточное, чтоб появилось усилие увидеть в ближней точке, что ведет к производству гиперметропии, нейтрализующей миопию. Отмечается к тому же, что если при чтении на тусклом свету мелкого шрифта используется центральная фиксация, улучшение зрения длится дольше.

Почти все вышеперечисленные советы отыскали свое воплощение в упражнении для близоруких, рекомендованных Р.С.Агарвалом в собственной книжке «Йога идеального зрения».

Практикуйте центральную фиксацию при помощи проверочной таблицы ручного формата, держа ее в руке или на расстоянии до 90 см при хорошем освещении.

Позже прочтите 3 страницы текста из какой-либо книжки, держа ее при тусклом освещении на таком расстоянии, чтоб читать было непросто, т.е. нужно было читать с напряжением. Чередуйте центральную фиксацию на таблице и чтение при тусклом свете.

Чтоб сделать себе «тусклое освещение», вы имеете возможность укрыться покрывалом черного цвета так, чтоб свет под ним позволял осуществлять чтение мелкого шрифта, расположенного на расстоянии около 25 см с некоторым трудом.

  • Ежедневно почаще читайте проверочную таблицу с расстояния от 3-х до 6 м при хорошем освещении, не забывая о мягком моргании. Начинать лучше с 3-х м., мало-помалу увеличивая дистанцию. Сочетайте чтение таблицы с пальмингом, делая его и как отдельное упражнение. При чтении таблицы возможно создавать разные покачивания (повороты), мало-помалу сокращая их амплитуду и обращая интерес на движенье таблицы в сторону, противоположную вашему повороту
  • Избегайте усилий при взгляде на удаленные объекты
  • Наблюдайте за движением объектов по сторонам от вас в ходе прогулки или вождения машины

При работе с проверочной таблицей вам нужно обратить особое интерес на то, чтоб вы не пользовались ею, как пишет М.Д.Корбетт, с целью убедиться, «сколько же строк вы на ней можете увидеть».

Если вы будете пробовать это создавать, вы неминуемо начнете напрягать зрение. Потому, рекомендует М.Д.Корбетт, вам нужно добиться отношение безразличия к тому, что вы мечтаете увидеть.

Поднесите карточку ручного формата так рядом к глазам, как это лишь возможно, чтоб вы имели возможность еще ее видеть. Прочтите верхнюю строку на ней с этого расстояния, позже прочтите ее на расстоянии вытянутой руки, чередуя подобное чтение на близком и более далеком расстоянии 2-3 раза.

После с высокой скоростью посмотрите на верхнее слово на дальнем листе бумаги. Оно должно стать четче. Закройте глазки и сделайте малые повороты головой, глубоко дыша. После посмотрите несколько раз на вторую строку карточки ручного формата на близком расстоянии, позже на расстоянии вытянутой руки и, наконец, посмотрите на вторую строку вдалеке.

Сейчас закройте глазки и «напишите носом» то, что вы увидели, однако буквы при этом представляйте в более четком виде, чем вы их увидели в действительности. Снова взгляните на ту же строку вдалеке. Она обязана быть видна лучше.

Продолжайте процесс чтения вниз до тех пор пока это вероятно без любых дискомфортных чувств: сперва читаем карточку ручного формата близко, позже ее же на расстоянии вытянутой руки и, наконец, бросаем взгляд на лист с наклеенными фразами вдалеке.

Не забывайте о потребности глубоко дышать и вечно отдыхать (чтоб поддерживать глазки в ходе их работы в расслабленном состоянии) при переходе от одной строки к иной, делая повороты головой, а после и «послание носом» м/у строками. Этого в достаточной степени для вашего I-го занятия.

На следующем занятии с этой же дистанции вы можете продвинуться слегка далее вниз по строкам шрифта. Наступит день, когда с этой же дистанции вы увидите их все. Тогда вы можете отодвинуть собственный стул на полметра назад.

Не двигайтесь назад чересчур с большой скоростью (до этого времени), иначе вас подстережет усилие, которое помешает работе. Это упражнение на безусильное видение, вероятно, является вашим первым опытом такого смотрения, т.к. даже в очках глазки прикладывают усилие, чтоб увидеть.

Лучших результатов с этой же дистанции возможно достичь, если вы представите, что ваши глазки это кисти художника и вы проводите ими линию белой краски под словами. Это позволяет сосредотачивать интерес на чистом (пустом) фоне, что не влечет за собою никакого усилия.

Причиной, по которой используется карточка ручного формата, смотря сперва на строку на ней на таком близком расстоянии, какое это лишь вероятно, а после на ту же строку вдалеке, является то, что в этом случае все это производится без психического напряжения, что позволяет и в ходе зрения избежать напряжения. Глаз будет, т.о., запоминать ощущение расслабленного видения, и в вас начнет формироваться привычка правильного зрения.

Найдите лист беловатого ватмана длиной в 0,5-0,6 м. Нарисуйте на нем строки букв в описанном ниже порядке (сверху вниз). Если у вас нет для этого кисти, сделайте себе тампон из куска хлопчатобумажной ткани на ручке и окуните его в темные чернила (стоит, тушь).

Потренируйтесь в рисовании букв этим тампоном, до того как до конца зафиксируете их на листе ватмана. Нарисуйте верхнюю строчку Р В О высотой в 7,5 сантиметра, последующую строку А О С высотой в 5 сантиметров, третью строку С З Т высотой в 4,5 сантиметра, последующую строку С В Р высотой в 3,5 сантиметра, Л Р О в 2,5 сантиметра, А А Е в 2 сантиметра, Б Т З слегка менее предыдущей, Л И Р в 1,3 сантиметра, Е Т Е слегка менее предыдущей, Н М Н высотой в 0,6 сантиметра, И Н И еще меньшей высоты и, наконец, Е Е Е высотой около 0,3 сантиметра.

Не надо заботиться чересчур об аккуратности и совершенстве собственного рисунка. Тут главное построить основу для исполнения формирующих ваше зрение упражнений, в которых исключалось бы всякое напряжение.

Пускай тушь хорошенько подсохнет, а после повесьте лист с буквами на стену на хорошем освещении. Стоя рядом к написанным буквам, прочтите слова, образованные ими сверху вниз: Расслабление вернет мне острое зрение .

Сейчас вы понимаете, какие там буквы, и имеете возможность, так, вспомнить их, не подвергая глазки проверке. Приготовьте их к упражнению, сделав соляризацию (подставив глазки под солнце или иной источник света), пальминг и повороты.

Сядьте после напротив таблицы на таком расстоянии, с которого верхняя строка видна четко. Снова закройте глазки и, уже зная, какие там слова, мысленно вычислите, какие буквы обречены быть на II-й строке.

«Напишите» их носом и, выдыхая воздух, забранный вами после глубокого вдоха, откройте глазки и проскользните взглядом (и вниманием) под ними. Возможно они выявятся четче проблеском. Если они не будут четче, то закройте опять глазки и указательным пальцем напишите эти буквы на собственной ладони. После, выдыхая, снова посмотрите на буквы.

Если и это окажется безрезультатным, то поднесите собственный стул слегка более близко, чтоб цель возможно было добиться легким, а не напряженным зрением. Вероятно наградой вам будет ряд прекрасных проблесков улучшенного зрения.

Не забывайте при переходе от одной строки к иной закрывать глазки и создавать повороты головой из стороны в сторону. Продолжайте эти мелкие повороты головой и в ходе смотрения на таблицу. Идите вниз по таблице, состоящей из 5 слов, вспоминая каждую строку, до того как кинуть на нее взгляд.

Если вы будете создавать это расслабленно, не пытаясь напрячь зрение, то вы, вероятно, одолеете половину строк на этом листе. Не останавливайтесь на достигнутом чересчур долго. Проходите по 4-5 строк за любой урок и превышайте свое достижение в другой раз.

Это упражнение, кроме обучения зрения безусильному видению, достаточно помогает как упражнение на самовнушение. Фраза Расслабление вернет мне острое зрение , повторенная немало раз за время исполнения упражнения, служит примером использования методов аутотренинга в улучшении зрения.

источник

Сегодня, в век информационных технологий, пожалуй, каждый второй ребенок с детства получает возможность доступа к различным гаджетам. Через время это дает о себе знать, когда заболевание миопии настигает ваше чадо. Легче предупредить, чем лечить. Существует множество традиционных методов профилактики. Вам не стоит игнорировать рекомендациями специалистов.

Если же всё-таки болезнь настигла, то возникает вопрос: как лечить близорукость у подростков? Можно ли полностью вылечить это заболевание? Ответ будет положительный, если вы вовремя обнаружите недуг и прибегнете к одному из предлагаемых, эффективных для конкретного случая, методов лечения.

В статье вы познакомитесь с обзорной информацией о причинах и симптомах близорукости, современными возможностями диагностики и методами лечения. Вашему вниманию предложен также комплекс профилактических мер.

Близорукость (миопия) – глазное заболевание, при котором человек плохо различает предметы, расположенные на дальнем расстоянии. При рассмотрении предметов вблизи (чтении, работе на близких расстояниях) близорукий человек проблем не испытывает, а отдалённые предметы теряют чёткость.

При миопии параллельные лучи света, проходя сквозь преломляющие среды глаза – роговицу, хрусталик и стекловидное тело, фокусируются не на сетчатке, а перед ней. В итоге изображение получается расплывшимся.

Близорукие подростки плохо видят то, что написано на доске. Причем многие дети стесняются своего заболевания и не носят корректирующие очки или линзы. В результате плохое зрение становится причиной отставания в учебе и плохой успеваемости.

Это напрасная жертва, так как вылечить близорукость можно и без операции. Однако борьба с этим дефектом зрения под силу только людям с большой силой воли, ведь исправление близорукости подразумевает применение целого комплекса мер лечебной терапии в течение долгого времени.

Главной опасностью века являются технические находки. Когда вы дарите чаду в юном возрасте планшет, ПК, вместе с этим можете презентовать и миопатию. И через время будете удивляться, откуда взялись проблемы со зрением, признаки школьной близорукости.

Многие современные специалисты солидарны с мнением, что миопатия является побочным эффектом прогрессирования технологий. Дело в том, что с юного возраста глазки подвержены сверхнормальной нагрузке из-за созерцания экранов компьютеров, телефонов и телевизоров. На это уходит большая доля общего времени, еще плюсуются школьные нагрузки. В классе требуется читать информацию на доске, заниматься рисованием, писать.

Комплекс таких нагрузок нередко влечет за собой сбои в функционировании системы зрения. Отсюда результат — многие подростки вынуждены носить линзы или очки. Постепенно развивается недуг. Изначально он может быть ложным и вызываться спазмированием.

Аккомодация, вызванная постоянным напряжением, если ее проигнорировать и исключить лечение, приведет к истинной миопии. Но справедливости ради стоит сказать, что не всегда вина за появление близорукости лежит на новых технологиях. Недуг может быть врожденным, передаваться по наследству. Однако чаще всего развитие и прогрессирование влечет именно бесконтрольная нагрузка на глаза подростка в процессе школьного обучения и дома. Вывод логичен — позволяйте глазам своевременно отдыхать.

Сегодня ученные все больше склоняются к тому, близорукость – это побочный эффект технологического прогресса. Так как глаза уже с детского возраста подвергаются чрезмерным зрительным нагрузкам, благодаря компьютерам, телефонам и телевизору. Ведь на них тратится немало времени в жизни.

Плюс школа, где нужно читать с доски, рисовать и писать. Все это в комплексе часто приводит к сбою зрительной системы и уже в подростковом возрасте достаточно много детей ходит в очках или линзах.

Казалось, при чем тут телевизор или компьютер? Все дело в том, что рассматривание мелких и двигающихся предметов на экране, заставляет глаза напрягаться, это приводит к изменению преломляющей силы и росту их оси. Что и является основной причиной развития детской близорукости.

Читайте также:  Упражнения для восстановления зрения при близорукости жданов

Сначала болезнь может быть ложная, вызванная спазмом аккомодации по причине постоянного напряжения глаз, а если этого вовремя не заметить, то истинная. Конечно, заболевание может быть врожденным или наследственным, но зачастую к их развитию и прогрессированию приводят неконтролируемые нагрузки на зрение дома и в школе.

Близорукость возникает из-за несоответствия силы оптической системы глаза и его длины. Основными причинами являются:

  • Неправильная (удлинённая) форма глазного яблока. В норме длина переднезадней оси глазного яблока у взрослого человека – 24 мм. При близорукости она может достигать 30 мм.
  • Слишком сильное преломление световых лучей оптической системой глаза – роговицей или хрусталиком.
  • Слабость аккомодационной мышцы, удерживающей хрусталик. Хрусталик, эластичный и гибкий, с помощью этой мышцы изгибается и наводит фокус, благодаря чему мы видим чётко как вблизи, так и вдали – это так называемый процесс аккомодации.
  • К развитию миопии (часто это проявляется в школьном возрасте) приводит длительная работа на близком расстоянии: чрезмерное увлечение компьютерами и прочими гаджетами, неправильное освещение, чтение в транспорте и так далее.

Особое внимание следует уделить детям – ведь ребенок зачастую не может четко обрисовать проблему, чувствует дискомфорт, раздражается, капризничает. Если малыш часто трет глаза руками, щурится, когда надо рассмотреть предметы, находящиеся на удалении, старается поднести книгу или тетрадь поближе к глазам, – стоит немедленно посетить офтальмолога

Согласно причинам возникновения мы можем миопии разделить на несколько видов. Среди них выделяются:

Встречается редко – в 2% случаев, ребёнок рождается с уже увеличенным в размере относительно нормы глазным яблоком. В подавляющем большинстве случаев миопия проявляется в школьном возрасте.

По наследству передаются дефекты в синтезе белка соединительной ткани (коллагена), необходимого для строения оболочки глаза склеры. Ослабление ткани склеры приводит к увеличению размера глазного яблока и, как следствие, — к развитию близорукости. Если оба родителя близоруки, риск развития у ребёнка миопии составляет 80%, если один — 40%.

Если зрение ухудшается более чем на одну диоптрию в год, это — прогрессирующая близорукость, требующая особого внимания и лечения. Миопия наиболее интенсивно прогрессирует у детей в школьные годы, когда зрительные нагрузки особенно велики.

Миопия может быть истинной, то есть вызванной особенностями строения глаза, и ложной — когда зрение ухудшается из-за нарушений аккомодации, а анатомических изменений — удлинения глазного яблока — при этом не происходит.

Ее еще называют «псевдомиопией» или спазматической близорукостью, развивается при повышенном тонусе ресничной мышцы. Если привести тонус ресничной мышцы в норму, хорошее зрение к человеку сразу же возвращается.

Или близорукость подростков, возникает следствие профессиональной деятельности. Дети вынуждены много времени проводить за книгами, компьютером. От этого появляется ослабленная аккомодация.

Это означает, что глаз ребенка уже не может подстраиваться под существующие изменения и сильно устает. И эта усталость равносильна хронической, просто отдых уже не помогает.

Или сумеречная появляется после того, как возникает недостаток света. На это реагирует глаз, который имеет эмметропическую рефракцию. Световые лучи фокусируются в этом случае на сетчатке, однако глаз на это никак не реагирует, он не напрягается. В результате человек просто неспособен различить удаленные предметы.

Врачи устанавливают такую разновидность болезни, если степень ее уже зашкаливает за 6,25 диоптрий. Осевая близорукость развивается, если у человека очень большая оптическая ось глаза.

В клинической практике принято говорить о трех возможных вариантах степени близорукости в зависимости от того насколько сильно ухудшилось зрение

  1. Слабая степень близорукости характеризуется нарушением зрения до 3 диоптрий.
  2. Средняя степень диагностируется, если зрение нарушено в рамках от 3,25 до 6 диоптрий.
  3. Высокая степень устанавливается врачом, если диоптрии превышают цифру 6. Максимальная может достигать 30 диоптрий.

По своей сути миопия слабой степени является скорее особенностью зрения, нежели заболеванием. Состоит эта особенность в нарушении рефракции в пределах 3 диоптрий.

При этом необходимо помнить, что близорукость слабой степени способна прогрессировать. Пожалуй, в этом заключается главная опасность этой формы патологии. Нередко по прошествии всего нескольких лет она усугубляется до средней, а то и высокой степени.

На этапе появления и развития близорукости у подростков важнейшим аспектом становится своевременная диагностика и остановка тенденций к ухудшению.

Особенно тщательно нужно следить за детьми в возрасте 10-ти, 13-ти и 17-ти лет, так как современная миопия характеризуется скачкообразным протеканием. Прогрессирование близорукости именно в эти годы обусловлено увеличением нагрузки на глаза в периоды школьного обучения, подготовки и поступления в ВУЗ.

  • Чтобы не проморгать миопию в эти периоды необходимо в неформальной обстановке следить за качеством зрения подростка.
  • Развивающаяся близорукость проявляется в виде симптомов:
  • Прищуривания в попытках рассмотреть детали, находящиеся на расстоянии.
  • Головных болей в области висков и надбровья.
  • Близкого расположения к глазам книг, телефона или других предметов.
  • Частого мигания или потирания глаз.

Любые глазные заболевания сопровождаются головной болью, и близорукость не исключение. Голова начинает болеть вследствие усталости глаз. Чтобы что-то рассмотреть детально, человек вынужден сильно напрягать зрение. Головная боль может в этом случае появиться и у здорового человека.

Глаза человека с близорукостью сильно и часто устают. Особенно это касается ситуаций, когда нужно сильно напрягать зрительные мышцы, чтобы что-то рассмотреть. Кроме этого, близорукие люди жалуются на усталость глаз во время занятий спортом и при вождении автомобиля.

Общая физическая мышечная усталость касается и глаз. В этом случае снижается тонус мышц, которые держат глазное яблоко. В результате изображение формируется не на глазной сетчатке, а перед ней, и человек начинает плохо видеть. Хорошо, если это явление временное, и хорошее зрение возвращается к человеку после отдыха.

Для постановки максимально точного диагноза проводится комплексная диагностика зрительной системы, включающая в себя:

  • определение остроты зрения;
  • измерение рефракции (способности оптической системы глаза преломлять световые лучи);
  • измерение внутриглазного давления;
  • ультразвуковые исследования внутренних структур глаза (в том числе в непрозрачных средах);
  • диагностирование внутренних патологий;
  • исследование формы и преломляющей силы роговицы;
  • исследование поля зрения;
  • обследование состояния сетчатки и зрительного нерва.

Такая всеобъемлющая оценка состояния зрительной системы необходима для понимания, какие методы лечения будут оптимальны в каждом конкретном случае.

Применяются следующие методы:

  1. Оптическая коррекция.
  2. Медикаментозное лечение (как правило, капли и витамины).
  3. Функциональная аппаратная терапия.

Распространенный способ исправления близорукости у подростков – оптический. Офтальмолог поможет подобрать правильные очки или контактные линзы для создания зрительным органам более комфортных условий работы. Вопрос о необходимости ношения очков при близорукости обсуждался на этой странице.

Применяя оптическую коррекцию с учетом выполнения других обязательных рекомендаций врача, уже через 1-2 года можно наблюдать стабилизацию и полную остановку процесса падения зрения. Вопреки известному мнению очки не обязательно приходится носить всю жизнь. После правильного лечения к ним обычно не возвращаются.

Что же касается медикаментозного лечения, то оно направлено на укрепление и одновременное расслабление глазных мышц. Это дает очень качественный эффект, так как у близорукого подростка они напряжены достаточно долгое время.

Могут назначаться препараты, укрепляющие склеру, улучшающие кровообращение, стимулирующие обмен веществ и разгружающие аккомодацию. Такое лечение проводят 2 раза в год.

Лечение в данном случае будет направлено на то, чтобы расслабить глазные мышцы, потому что у подростка, больного миопатией, они находятся в постоянном напряжении. Индивидуально подбираются специальные лекарства, которые способствуют укреплению склеры, стимулируют функцию нормального кровообращения, провоцируют расслабление аккомодации.

Аппаратная коррекция близорукости подразумевает комплекс лечебных и восстановительных мероприятий, направленных на повышение работоспособности и снижение утомляемости зрительных органов. Здесь могут использовать световую стимуляцию, магнитную, квантовую, а также другие виды терапии.

Комплекс физиотерапевтических процедур включает в себя набор специальных упражнений, способствующих устранению глазного перенапряжения, и аппаратную терапию. Специалист может предложить подростку, страдающему недугом, световую, статико-динамическую, лазерную, магнитную и электростимуляцию.

Такие процедуры сложно назвать страшными, они не вызывают болевых ощущений. Такая терапия способствует улучшению работы всего организма.

В исключительных случаях допускается и хирургическое вмешательство, направленное на изменение формы роговицы с целью обеспечения правильного преломления лучей. Благодаря этому улучшается четкость видения вдаль.

Применение склеропластики целесообразно в том случае, если близорукость развивается чрезмерно стремительно. Ее применяют для того, чтобы замедлить неконтролируемую быструю утрату зрения у подростка. Данное вмешательство само не оказывает влияние на качество зрения. Однако часто оно выполняется в тандеме со специальной коррекцией.

Несвоевременное лечение миопии может со временем усугублять положение, приводя к отслоению сетчатки или неконтролируемому росту глазных яблок. Вылечить эти нарушения будет гораздо сложнее нежели провести элементарную коррекцию образа жизни с профилактической целью.

Общеизвестно, что улучшить зрение лучше всех растений помогает черника – в ней содержатся много полезных витаминов и микроэлементов для глаз. Запасайтесь плодами растения на круглый год, предварительно заморозив их. Ежедневно съедайте по 2-3 столовые ложки лечебного сырья, пережевывая их тщательно.

Народная медицина рекомендует от близорукости следующие рецепты:

Пять столовых ложек хвои залейте пол-литра кипятка и томите в течение двадцати минут; оставьте отвар на ночь, а утром профильтруйте. Принимайте состав три раза в день после еды в течение тридцати дней по ложке столовой.

Измельчите и перемешайте одну столовую ложку крапивы двудомной и три ст. ложки плодов рябины; возьмите четыре столовых ложек полученной смеси и залейте 8 стаканами крутого кипятка, настаивать 2 часа, профильтруйте.

Пейте отвар в теплом виде три или четыре раза в сутки по половинке стакана тридцать дней подряд, далее через каждые полмесяца нужно прерываться на пять дней; для улучшения вкуса можете добавить немного свежего меда.

Гимнастика для глаз при близорукости оказывает терапевтическое воздействие за счет того, что все упражнения помогают восстановить и улучшить кровоснабжение тканей глаза, натренировать мышцы глаз и повысить таким образом остроту зрения. Гимнастика при близорукости (миопии) наиболее эффективна, если используется в комплексе с медикаментозным, коррекционным и физиотерапевтическим лечением.

Регулярное выполнение описанной ниже зарядки для глаз при близорукости постепенно приведет к значительному улучшению состояния глазных мышц – они станут более крепкими и выносливыми.

  1. Упражнение 1. Откройте глаза и попытайтесь нарисовать ими восьмерку в воздухе. Делайте это медленно и плавно, не совершая резких движений. Повторить 5-7 раз.
  2. Упражнение 2. Вытяните вперед правую руку, поднимите ее до уровня Ваших глаз. На протяжении нескольких секунд смотрите на большой палец. Затем начните плавно отводить руку вправо, не отрывая при этом глаз от зафиксированной точки. Голову нужно держать прямо. Повторить это же упражнение с левой рукой. Сделать комплекс 5-7 раз.
  3. Упражнение 3. На протяжении нескольких секунд смотрите прямо перед собой вдаль, а затем поднимите руку таким образом, чтобы палец находился в 30 см от глаз. Посмотрите на него, а затем снова вдаль. Повторить упражнение 10-15 раз.
  4. Упражнение 4. Поднимите руку и снова расположите палец в 30 см от глаз. Смотрите на его кончик в течение 5 секунд. Затем закройте левый глаз, а правым продолжайте смотреть. После этого откройте левый, закройте правый и повторите упражнение при миопии. Сделать 10-12 раз.
  5. Упражнение 5. Вытяните вперед руку с карандашом. Двигайте его из стороны в сторону, следя за ним глазами. Голова при выполнении упражнения должна оставаться неподвижной.
  6. Упражнение 6. Поставьте ноги на ширину плеч, а руки – на пояс. Медленно поворачивайте голову влево и вправо, устремляя взор по ходу движения. Повторить эти упражнения при близорукости по 20 раз в каждую сторону.
  7. Упражнение 7. Широко распахните глаза, затем прищурьтесь, а после опустите веки. Повторите 20 раз. Данное упражнение для глаз при миопии очень полезно и направлено на то, чтобы человек мог видеть любые объекты без прищуривания.

Для того чтобы упражнения из комплекса гимнастики для глаз при миопии действовали более эффективно, необходимо подобрать и оптимальный режим питания: сбалансированный рацион с белками и углеводами и достаточное количество витаминов для глаз. Витамины группы А, Е, С в общем комплексе употребления способствуют повышению зрения (в среднем) приблизительно на десять процентных точек.

  • Витамины группы А содержатся в яйцах, моркови и желтом перце с авокадо.
  • Витамины группы Е – в проростках пшеницы, ржи, в орехах и рыбе.
  • Витамин С в больших количествах содержится в свежих фруктах и, если в ближайшем магазине нет свежих фруктов, можно использовать варенья и джемы, приготовленные самостоятельно.

В качестве основного сырья можно использовать сливы, апельсины и особенно богата витамином С – калина и черника. Препараты, изготовленные из черники, являются основными рекомендациями окулистов на первых этапах миопии, и, если употреблять их параллельно с исполнением упражнений для глаз от близорукости – это может иметь очень хороший результат.

Основная рекомендация для диеты при близорукости – содержание в продуктах достаточного количества протеина. К этой группе относятся мясо, рыба и яйца. При этом следует ограничить потребление животных жиров. Поэтому предпочтение стоит отдать диетическим продуктам: говядине, кролику, птице, морепродуктам. Лучше готовить их на пару, запекать в духовке или тушить.

К «защитной» пище относятся и другие продукты:

  • Хлеб грубого помола. Откажитесь от сдобных плюшек в пользу цельнозерновой или отрубной выпечки.
  • Вегетарианские супы. В качестве основы можно использовать легкий рыбный или куриный бульон.
  • Овощи. Налегайте на витамин Д, содержащийся в дарах природы желтого цвета. Кроме моркови и болгарского перца на пользу зрению пойдет шпинат, петрушка и зеленый лук. Не забудьте о морской капусте.
  • Овсяная и гречневая крупы. Эти каши лучше всего подходят для гарнира, а вот с макаронными изделиями нужно быть осторожнее. Баловать себя спагетти из твердых сортов пшеницы можно не чаще раза в неделю.
  • Сухофрукты. Курага, изюм и чернослив станут отличными заменителями вредных конфет и шоколада.
  • Кисломолочные продукты. Кефир и натуральный йогурт помогают работе кишечника, усиливая защитные ресурсы организма.
  • Из напитков врачи рекомендуют зеленый чай и свежевыжатые соки. Рацион можно разбавить отварами из шиповника и боярышника, морсами из клюквы и смородины.

В категорию вредных продуктов попали:

  • сахар (лучше заменить стевией);
  • копчености и колбаса;
  • домашние разносолы;
  • острые и соленые блюда;
  • крепкий черный чай, какао, кофе;
  • газированные напитки;
  • алкоголь;
  • фаст-фуд.

Блюдами из «опасного» списка лучше не злоупотреблять. Если вы совсем не можете обойтись без солененьких хрустящих огурчиков либо чашки ароматного кофе, постарайтесь постепенно снизить их употребление. Устраивайте себе «разгрузочные дни наоборот» — раз в месяц можно побаловать себя.

Если у вас близорукость, во время комплексного лечения соблюдайте режим дня – чередование отдыха и труда, приучайте себя к длительным прогулкам на свежем воздухе; переходите на сбалансированное питание, богатое микроэлементами и витаминами. Родители должны заниматься своим чадом с момента рождения.

Подвешивание разноцветных игрушек и гирлянд с шариками следует производить с учетом их расстояния от глаз и правильно разместить по цвету. Гирлянды подвешиваются на расстоянии вытянутой руки малыша от глаз, чтобы он доставал шарики кончиками пальцев.

При несоблюдении всех правил, рекомендуемых врачом-офтальмологом, у ребенка могут развиться близорукость и даже косоглазие. Ежегодно у всех детей проверяется острота зрения и рефракция, даются рекомендации о правильной посадке в детском саду, дома и в школе во время чтения, лепки, рисования, письма.

Так как в подростковом возрасте с самоорганизацией, равно как и с самоконтролем, зачастую присутствуют некоторые трудности, лечение проводить сложнее, поэтому родителям потребуется строго и ответственно контролировать зрительные нагрузки.

Читайте также:  Диагностика близорукости у офтальмолога

Меры, способствующие сохранению хорошего зрения, должны включать:

Ограничение доступа к Персональному Компьютеру, просмотру телевизора, даже если этого сложно будет добиться на первых порах. Например, проводить время у телевизора разрешается лишь по выходным, когда отсутствуют школьные занятия. Около компьютера можно находиться не более тридцати минут. Возможно, все же потребуется заниматься с ним дольше, тогда подросток должен делать перерыв каждые четверть часа.

Близорукость у детей развивается, когда чадо в процессе работы с учебником или тетрадью скукоживается над ними. Следует приучать удерживать ровную спинку. Следите, чтоб книжки, тетрадки находились в удалении не меньше сорока сантиметров от глазок.

Таким образом, глазные яблоки будут в меньшей степени подвергаться деформированию. Чтобы не развивалась так называемая школьная классическая близорукость, ребенок должен следить за этим.

Лечение детей и профилактика практически бесполезны без мероприятий, направленных на укрепление организма. Речь идет о рациональной закалке, посещении спортивных секций. Увлеченность спортом, исключающим вероятность получения травм головы. Занятия детей плаванием, теннисом, бегом являются не только профилактикой, но и не исключают лечение проблем со зрением. У детей, крепких в физическом плане, реже возникают проблемы с глазами.

Поддержание растущего организма витаминным рационом. В меню детей в обязательном порядке должны быть творожные продукты, кисломолочные напитки, мясо рыбы, говядина, овощи, особенно морковь. Для детей являются полезными зелень и ягоды. Лечение не должно исключать получение поливитаминов и микроэлементов в должном объеме, также важен кальций, Д-витамин и фосфор.

Следование несложным советам по профилактике миопии позволит надолго наслаждаться красками окружающего мира на 100 %. Чтобы близорукость не смогла нарушить Вашу жизнь или жизнь вашего ребенка, обратите внимание на следующие рекомендации.

Читая книгу или работая за компьютером, держите спину прямо. Монитор при этом должен находиться на 10 см выше уровня глаз. В качестве меры профилактики близорукости у детей в школе должны несколько раз в год менять расположение рабочих мест. Так ребенок не привыкнет смотреть на доску под одним углом.

Одним из главных условий предупреждения миопии является недопущение чрезмерного напряжения глаз. Поэтому при выполнении любой работы на близком расстоянии следите, чтобы книга, тетрадь или монитор компьютера были удалены от ребенка на 30-40 см.

При чтении зрительные оси глаз сводятся и фиксируются на тексте. Чем ближе объект, тем больше усилий мы прилагаем для фокусировки на нем и тем ближе сходятся глазные оси. Это приводит к спазму аккомодации и может вызывать временную близорукость, которая способна перерасти в постоянную.

Длительная работа с близкими предметами негативно сказывается на здоровье глаз ребенка, повышая риск миопии. Их мышцы находятся в постоянном тонусе, зрачок практически не меняет свою ширину, хрусталик перенапряжен. Кроме того, при долгой работе за монитором мы начинаем реже моргать.

Чтобы этого не допустить, делайте перерывы в работе каждый 40 минут. Для ребенка младшего школьного возраста недопустимо проводить перед монитором или экраном телевизора более полутора часов в день.

Привычка развлекать себя чтением по дороге на работу или домой может пагубно сказаться на здоровье Ваших глаз. Из-за неровностей дорожного покрытия книга или телефон постоянно будут находиться в легкой тряске, из-за чего аппарату аккомодации придется ежесекундно подстраиваться под изменяющийся фокус.

Это приведет к быстрому переутомлению глаз и, как следствие, развитию миопии. Особенно опасны такие перегрузки для ребенка, поскольку его зрительный аппарат находится на этапе формирования. Чтение лежа в кровати также недопустимо.

В таком положении кровеносные сосуды шеи оказываются пережатыми, и глаза не получают достаточного питания. Кроме того, если Вы читаете лежа на боку, один край книги более отдален от глаз, чем другой, что намного усложняет фокусировку.

Для профилактики и предупреждения чрезмерного напряжения глаз очень важным является достаточное освещение. При этом самыми полезными для нашего зрительного аппарата являются лучи солнца. Устраивая рабочее место ребенка, поставьте стол справа от окна – так свет будет падать под нужным углом.

Подоконник должен быть свободным, а шторы – легкими, чтобы лучи беспрепятственно проходили в комнату. Если Вам предстоит выполнять зрительную работу в вечернее время, обеспечьте себе равномерное освещение, сочетая общий свет с настольной лампой.

Важно помнить, чрезмерно яркий свет также способствует развитию миопии, как и недостаточность освещения. Когда в глаза бьют прямые лучи, мы начинаем щуриться, а зрачок постоянно сужен и напряжен. Поэтому в безоблачный летний день важно носить солнцезащитные очки и головные уборы с широкими полями или козырьком. Кроме того, такая мера защиты убережет Вас и Вашего ребенка не только от близорукости, но и от теплового удара.

Зрение ребенка с началом учебной деятельности испытывает колоссальные перегрузки. К тому же многие дети, возвращаясь из школы, сразу приступают к выполнению домашней работы, а вечер коротают за видеоиграми. «Заложниками» компьютера становятся и многие взрослые.

Проводя за монитором весь рабочий день, вечером мы «отдыхаем», просматривая любимые сайты или телепередачи. В таких условиях риск развития близорукости становится очень высоким. Чтобы этого не допустить, проводите свободное время на свежем воздухе.

Очень полезными средствами предупреждения миопии являются такие игры, как бадминтон или теннис – они помогают тренировать мышцы глаза.

источник

Современные специалисты разработали множество способов, направленных на значительное улучшение зрения при близорукости и дальнозоркости, а также на исправление или уменьшение косоглазия и астигматизма в том случае, если эти две аномалии не очень сильно выражены (к сожалению, при их высокой степени помогает только оперативное вмешательство). Как делать упражнения для улучшения зрения самому и научить им ребенка, рассказывает офтальмолог Марина Ильинская.

ВАЖНО! Если к моменту начала лечения ваш ребенок уже носил очки, то при любых вариантах зрительной гимнастики используете очки с линзами на одну-две диоптрии слабее, чем те, которые ему выписали. Если их сила изначально не превышает 1 диоптрию, все упражнения надо выполнять без очков!

Быстро включает в активную работу аккомодационный аппарат, тренирует все его элементы и тем самым значительно улучшает зрение в короткие сроки. Как она выполняется?

Для начала проделайте упражнение сами, чтобы потом подробно объяснить ребенку технику его выполнения.

  1. Отойдите от окна на 1 метр.
  2. Вытяните вперед одну руку, повернутую ладонью к себе, и внимательно рассмотрите рисунок кожи на ладони.
  3. Теперь переведите взгляд на оконную раму и столь же внимательно рассмотрите ее мелкие детали.
  4. Далее взгляните за окно, но на расстояние не более 50 метров. Если там стоит дерево, как следует рассмотрите его ветки.
  5. Затем переместите взгляд на 100 метров вдаль. Если там есть дом, рассмотрите его окна и балконы.
  6. И только после этого взгляните далеко в небо — словно смотрите за горизонт, в бесконечность.
  7. Поэтапно верните взгляд на ладонь, рассматривая в обратном порядке дом, дерево, раму.

Повторите упражнение: ладонь, рама, дерево, дом, небо. И обратно: небо, дом, дерево, рама, ладонь. Каждый раз на 5–10 секунд фиксируйте взгляд на объекте, заставляя аккомодационный аппарат включаться на требуемом расстоянии. Далее «поскакали через ступеньку»: ладонь — дерево, рама — дом, небо — дерево, дом — рама и обратно. Движение глаз плавно по «ступенькам» проводится 3 минуты и столько же примерно должны двигаться глаза скачкообразно через «ступеньку». Но закончить гимнастику необходимо обязательно плавно: небо, дом, дерево, рама, ладонь.

Упражнение для получения стойкого эффекта улучшения зрения необходимо делать каждый час при длительных зрительных нагрузках, например, выполнении домашних уроков, работе с компьютером.

Гимнастика подходит для детей с пяти лет. Но чем младше ребенок, тем больше ему потребуется помощи от взрослого, чтобы освоить упражнение. Детям постарше достаточно объяснить, что упражнение поможет улучшить зрение и позволит больше никогда не носить очки, а затем на собственном примере показать, как выполняется гимнастика.

Для начала активно потрите ладони друг о друга до тех пор, пока не почувствуете, что они хорошо нагрелись. Далее закройте оба глаза или одной ладонью, или двумя (это не имеет значения для достижения результата). Прикрыв глаза веками и не убирая ладони, начните глазами рисовать в пространстве цифры от 1 до 10 и обратно, причем размах движений глазных яблок должен быть максимальным.

Всего такая гимнастика займет не более 2 минут. Но после ее окончания, убрав от лица ладони и открыв глаза, вы приятно удивитесь тому, насколько четким, контрастным и цветным стал окружающий мир.

Освоив упражнение, объясните ребенку, как его правильно выполнять. Первое время советую делать гимнастику вместе с ребенком, а затем достаточно будет просто напоминать о ней.

«Цифровая гимнастика» необходима в первую очередь при наличии больших зрительных нагрузок, особенно школьникам, имеющим проблемы с глазами. Например, при многочасовом сидении за уроками по вечерам нужно проделывать упражнение ежечасно. Для взрослых же добавлю: за счет того, что «Цифровая гимнастика» значительно улучшает кровоснабжение глаз, она очень полезна при катаракте, глаукоме, заболеваниях сетчатки как часть комплексной терапии. А в сочетании со «Ступенчатой гимнастикой» она великолепно снимает так называемый компьютерный зрительный синдром.

Направлена на улучшение остроты зрения.

Возьмите обычный лист бумаги и остро отточенным черным карандашом нарисуйте на одной линии 10 черных точек с интервалами между ними около 5 мм. При очень плохом зрении интервал можно увеличить до 7 мм, но не более. Поставьте лист перед глазами на расстоянии 40 см. Вы должны четко видеть все точки и иметь возможность их пересчитать. Теперь попросите помощника медленно отодвигать лист с точками от ваших глаз, останавливаясь каждые 20 см. Как только вы перестали четко видеть все точки, и они слились в сплошную линию, дальше отодвигать лист не нужно. Замерьте расстояние от глаз до листа бумаги и запишите его. После этого некоторое время перемещайте лист с точками то ближе, то дальше от глаз, но не превышайте пока записанное расстояние. Гимнастику полезно выполнять в течение 3-5 минут не менее 3-4 раз ежедневно.

Это упражнение в комплексной терапии эффективно и быстро повышает остроту зрения.

Обучите ребенка правильному выполнению упражнения и внесите его в список обязательных. Его нужно делать не реже трех раз в день. Расстояние от глаз до слияния точек в одну сплошную линию необходимо замерять не чаще чем раз в 7–10 дней, отмечая достижения.

«Точечная гимнастика» также помогает улучшить зрение вблизи всем людям старше 40 лет, страдающим затруднениями при чтении. Техника выполнения та же самая, но начинать считать точки необходимо не с расстояния в 40 см от лица, а с того, на котором вы можете их увидеть (скажем, 50–70 см). Далее старайтесь пересчитывать точки на расстоянии меньшем, чем то, на котором вы увидели их четко в начале упражнения. Постепенно вы заметите, что перестали уставать при работе с обычным текстом.

Эта методика подходит не только для детей школьного возраста, но и для взрослых. Она помогает при спазме аккомодации, повышает остроту зрения, снимает компьютерный синдром.

Делать такое упражнение довольно просто. Сядьте на стул перед окном. Опустите взгляд на колени, внимательно на них посмотрите, и начните медленно поднимать глаза вверх, фиксируя взглядом и рассматривая по нескольку секунд все интересные объекты, которые вы заметите, в том числе расположенные за окном: дома, деревья, облака, небо. Перенесите взгляд на верх оконной рамы и карниз. После этого столь же постепенно опустите глаза, рассматривая все попадающиеся на пути предметы и по возможности четко фиксируя их детали. Повторите движение глаз по дуге три раза подряд. Окончив упражнение, трижды зажмурьте глаза и широко их откройте. Затем объясните ребенку, как выполнять гимнастику, усадив его на стул рядом с собой.

Эта гимнастика великолепно подходит людям, по много часов работающим за компьютером и страдающим выраженным зрительным утомлением. Ведь в конце дня, проведенного у монитора, вы наверняка замечали, что к вечеру зрение нарушается, затуманивается и вам становится труднее четко видеть вдаль. «Зрительная дуга» наряду со «Ступенчатой гимнастикой» и с «Цифровой гимнастикой» помогает устранить эту проблему в краткие сроки.

Упражнение необходимо повторять несколько раз в день, особенно при регулярных длительных нагрузках на глаза.

источник

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Рефракционная аномалия, не позволяющая хорошо разглядеть предметы, находящиеся вдали, называется миопия или близорукость – зрительная патология, когда принятое органом зрения изображение не достигает сетчатки, а располагается перед ней, что лишает его четкости. Для получения четкого изображения нужно вернуть его на сетчатку. Это достигается разными способами: ношением очков и контактных линз, оперативным путем, с это же целью разработаны упражнения для улучшения зрения при близорукости. Эффективность тренировки глазных мышц для возвращения остроты зрения люди заметили очень давно, когда еще не были изобретены очки. Безусловно, скорректировать зрение с помощью линз или очков гораздо проще, зрительная гимнастика требует приложения определенных усилий. Однако близорукость обычно прогрессирует. И, чтобы избежать этого, упражнения при близорукости просто необходимы. Они не исключают ношения очков или контактных линз и вполне сочетаются с разными консервативными методами коррекции зрения. С помощью комплекса упражнений несомненно можно притормозить развитие заболевания, а иногда и улучшить зрение, поскольку их ежедневное выполнение способствует тренировке глазных мышц, в частности – цилиарной, ответственной за аккомодацию, улучшает кровоток в сосудистой оболочке и укрепляет соединительную ткань оболочки глазного яблока – склеру.

Упражнения при близорукости для детей в принципе ничем не отличаются от гимнастики для взрослых, просто из предложенных комплексов нужно выбрать упражнения попроще, которые ребенок сможет повторить за Вами и запомнить, сократить количество повторов. Детская гимнастика для глаз делается не более семи-восьми минут. Для зрения полезна любая двигательная активность – ребенку нужно побольше гулять на свежем воздухе, прыгать, бегать, поменьше времени проводить у телевизора и монитора компьютера. Когда ребенок рисует или пишет, сидя за столом, обязательно нужно следить за его осанкой, приучать его держать спину прямо. Неправильное положение за столом войдет в привычку и нанесет непоправимый вред здоровью ребенка, в том числе и зрению.

Читайте также:  Причины развития близорукости у школьников

В подростковом возрасте, когда организм перестраивается, меняется гормональный фон, одновременно увеличиваются зрительные нагрузки: ребенок начинает больше читать, школьные задания занимают гораздо более продолжительное время, кроме того, современные дети ищут интересующую их информацию в интернете, досуг тоже проводят у монитора, играя в игры, читая электронные книги, общаясь в социальных сетях, и близорукость часто прогрессирует. Упражнения для лечения близорукости у подростков особенно актуальны.

Комплекс упражнений при близорукости практически не имеет противопоказаний (их не делают в первые полгода после офтальмологических операций, при отслоении сетчатки, острых травмах глаза) и ограничений по возрасту, главным критерием выбора занятий для ребенка является простота и доступность задания, которое он может разучить. Подростки запросто могут делать любые упражнения для взрослых, главное – суметь убедить их в необходимости гимнастики для глаз. При близорукости высокой степени перед выполнением зрительной гимнастики стоит пройти обследование и проконсультироваться с офтальмологом.

Гимнастика для укрепления мускулатуры глаза разных авторов включает однотипные упражнения, очень напоминающие известные с древних времен асаны индийских йогов и практики тибетских монахов для сохранения и улучшения остроты зрения, обобщенные и дополненные. Кстати, психологическая подоплека гимнастики для глаз современными авторами тоже позаимствована у древних. Также хочется отметить, что гимнастика подходит не только близоруким людям, а и дальнозорким, и с астигматизмом. С ее помощью можно избавиться от сухости в глазах, усталости, другого дискомфорта после длительного зрительного напряжения.

[1], [2]

Первым из современных, т.е. уже знакомых с очками и фотоаппаратами, офтальмологов, предложивших гимнастику для глаз, был американский врач Уильям Бейтс. Его методу уже почти 200 лет. Все остальные (Норбеков, Жданов, Шичко и другие) – его последователи, пропагандирующие метод Бейтса или обобщившие его опыт, немного изменив последовательность упражнений и интерпретировав их по-иному.

Основное упражнение для расслабления мышц глаз при близорукости –пальминг (palm – в переводе с английского ладонь). Целители, исповедующие разные принципиальные духовные начала, используют ладони издавна для диагностики и лечения. Мы сами часто непроизвольно прижимаем их к больному месту и ощущаем некоторое облегчение и успокоение. Считается, что они обладают целительной энергией.

С помощью ладоней можно расслабить мускулатуру усталых глаз. Делается это следующим образом: накладываем кисти рук со сведенными вместе пальцами крест-накрест одну на другую ладошками к глазницам. Скрещенные пальцы располагаются посередине лба, а ямки немножко «присобранных» ладошек находятся над глазами. Нос располагается между ними, ноздри не зажимаются, дыхание свободное. Если открыть глаза, то под ладонями должна быть абсолютная тьма. Локти для удобства опирают на стол. Сидеть нужно с прямой спиной в удобной не напряженной позе. Пальминг должен по времени занимать от трех до пяти минут. Мысли должны быть приятными и умиротворяющими, расслабленными, как и мышцы лица.

Перед тем, как убирать руки, рекомендуется насколько раз поочередно энергично зажмуриться и расслабить мышцы век. Затем, убрав ладошки с глаз, но их не открывая, покрутить немного головой и глазными яблоками под закрытыми веками, убирая закрепощенность и восстанавливая кровоснабжение. В довершение рекомендуется без фанатизма потереть глаза кулачками и, глубоко вдохнув, их открыть. Такую релаксацию можно делать без ограничения по нескольку раз в течение дня. Даже этого упражнения достаточно, чтобы повысить остроту зрения.

Глазную мускулатуру тренируют не более трех раз за день, обязательно перед приемом пищи, без очков и контактных линз. Во время упражнений движения выполняются только глазными яблоками, плавно и неторопливо, голову необходимо держать прямо, в нейтральном положении, она и лицо остаются неподвижными.

Примерный комплекс упражнений:

  • предварительно быстро поморгав, три-четыре раза поднять зрачки до упора вверх и опустить вниз, поморгать несколько секунд;
  • столько же раз провести зрачками до упора в одну сторону, затем – в другую, поморгать;
  • диагональные движения зрачками: из правого верхнего угла в левый нижний (три-четыре раза), поморгать, и – наоборот, поморгать;
  • рисуем движением зрачков прямоугольник сначала слева-направо, моргаем, затем рисуем в противоположном направлении и снова моргаем;
  • дважды в каждую сторону рисуем движениями зрачков круг, начиная с верхней точки и в нее же возвращаясь, между сменой направлений и закончив упражнения, моргаем глазами;
  • рисуем зрачками радугу (выпуклый полукруг), затем, поморгав, ее воображаемое отражение (вогнутый полукруг);
  • затем овал, ромб, змейку, не забывая поморгать глазами после каждого рисунка;
  • затем более сложные фигуры – знак доллара, горизонтально и вертикально расположенный, также можно сводить глаза к переносице, зажмуривать и расширять, выписывать глазами восьмерки и бантики.

Комплекс не обязательно выполнять сразу весь целиком, можно выбрать несколько упражнений, перенагружать мышцы не следует. Упражнения можно делать как просто глядя перед собой, так и накрыв глаза руками (под пальмингом).

В дополнение к упражнениям для укрепления глазных мышц возвращению остроты зрения способствует световое воздействие на сетчатку глазного яблока (соляризация). Эта процедура оказывает благотворное влияния на глазные структуры и кровообращение в сосудистой оболочке глаза. Естественный источник света – солнце воздействует на орган зрения наиболее эффективно.

  • в момент, когда солнце всходит или закатывается за горизонт, становимся лицом к нему с открытыми глазами и наблюдаем за появлением (исчезновением) светила;
  • днем становимся с закрытыми глазами, подняв лицо к солнцу и поворачиваем примерно 20 раз голову из стороны в сторону (заниматься можно на улице и перед окном в помещении);
  • для выполнения данного упражнения размещаемся таким образом, чтобы на один закрытый глаз падала тень, на другой – солнечный свет, и покачиваем телом с небольшой амплитудой, попадая то на теневую сторону, то на солнечную (20-25 покачиваний);
  • это упражнение выполняется у водоема – взгляд необходимо сфокусировать на солнечном отражении на воде.

Используя искусственное освещение от обычной электрической лампочки или зажженной свечи тоже можно делать соляризацию. Например, 5-7 секунд в темной комнате смотреть на пламя свечи или свет лампочки, затем поморгать, и повернуться в одну сторону не только взглядом, но и всем корпусом, затем в другую (повторить примерно 20 раз), проводя глазами по горящей свече. После соляризации рекомендуется выполнить пальминг с последующим комплексом упражнений, им же и завершить тренировку.

[3], [4]

На основании разработок Уильяма Бейтса, обобщив и соединив по-своему уже известные упражнения в комплекс, российский физик В.П.Жданов начал пропагандировать данный альтернативный метод оздоровления и возвращения утраченных зрительных функций. По его утверждению, с помощью этих упражнений самому Жданову удалось нормализовать свое зрение, избавившись от дальнозоркости. В дополнение к гимнастике рекомендуется использовать биологически активные добавки для нормализации зрительной функции.

Упражнения в комплексе по Жданову не отличаются новизной, он рекомендует начинать комплекс с пальминга, проделав всю последовательность, вновь закрыть глаза руками, и повторить те же упражнения под пальмингом. Расслаблением же и закончить.

Упражнения выполняются плавно и в медленном темпе, только глазами. Не следует переутомляться, при ухудшении самочувствия, прекратив, сократить в следующий раз количество упражнений.

Лечение естественным и искусственным светом также приветствуется. Можно его сочетать с упражнениями. Тогда нужно начинать с соляризации, затем – пальминг и гимнастика, укрепляющая зрительную мускулатуру. Заканчиваем пальмингом.

Эффективным методом тренировки аккомодации (быстрого приспосабливания глаз различать предметы на разных расстояниях) считается упражнение «метка на стекле». Перед его выполнением не нужно снимать корректирующие зрение очки (контактные линзы). Авторство этого упражнения принадлежит профессору Э.С.Аветисову.

Яркая метка должна быть наклеена на уровне глаз человека, который будет делать это упражнение, на оконное стекло. Если в семье несколько человек будут заниматься гимнастикой, то можно наклеить насколько меток разного цвета, на соответствующих уровнях. Метка должна быть небольшая от трех до пяти миллиметров в диаметре. За окном необходимо определить дальний объект, находящийся на прямой, которая проходит к нему от глаза через метку. Упражнение выполняется так: фиксируем взгляд примерно на две секунды на метке, следующие две секунды переводим его на отдаленный объект за окном. Выполняется это упражнение на протяжении семи минут, чередуя взгляды вдаль с взглядами на метку. Продолжительность первых двух-трех занятий должна быть не более пяти минут, затем время увеличивают. Делать его рекомендуется не менее двух раз в день, каждым из глаз по отдельности и двумя глазами вместе.

[5], [6], [7], [8]

Этого автора тоже скорее можно отнести к популяризаторам и продолжателям метода Уильяма Бейтса. Никаких новых упражнений он не изобрел, выбрав несколько в свой комплекс и по-своему интерпретировав. Психологическая подоплека также не нова – человек выздоравливает, начиная активно тренироваться и ощущая, как к нему возвращается здоровье и энергия.

Для выполнения гимнастики, укрепляющей зрительную мускулатуру, необходима спокойная обстановка. Человек сидит с прямой спиной и развернутыми плечами, голову держит ровно и смотрит прямо перед собой. Во время выполнения упражнений она должна быть неподвижна, работают только глаза. Психологический настрой – позитивный, исключительно на выздоровление.

Комплекс включает следующие упражнения:

  • поднять зрачки глаз вверх и вообразить себе продолжение этого движения до позиции – взгляд вертикально на потолок, голову при этом не поднимать;
  • опустить зрачки вниз и вообразить себе продолжение этого движения до позиции – взгляд вертикально на пол, как бы сквозь себя;
  • отвести зрачки до упора налево, мысленно продолжив их движение до уха;
  • то же движение вправо;
  • рисуем движением зрачков бабочку: по диагонали из нижнего угла слева ведем зрачки в верхний угол справа, опускаем их вертикально в нижний угол справа и по диагонали ведем в верхний угол слева; затем в обратной последовательности: из нижнего угла справа по диагонали ведем зрачки в верхний угол слева, опускаем вертикально вниз и по диагонали ведем в верхний угол справа; моргаем (выполняя это упражнение, нужно стараться нарисовать бабочку покрупнее);
  • выписываем зрачками знаки бесконечности в одну сторону, затем зеркально, моргаем;
  • это упражнение особенно полезно при миопии: ставим перед собой указательный палец и, неотрывно глядя на его кончик обоими глазами, прикасаемся им к кончику носа, затем расслабляем взгляд, глядя вперед; сводим взгляд к переносице, опять расслабляемся глядя вперед; сводим зрачки в точку на середине лба между бровями; расслабляем взгляд, глядя вперед (при этом мы видим боковым расслабленным зрением предметы, расположенные по сторонам, зрачками не двигая); это упражнение повторяют в комплексе семь-восемь раз;
  • указательными пальцами обеих рук коснуться кончика носа и сфокусировать на них оба зрачка, затем медленно разводим пальцы по горизонтали каждый в свою сторону, по-прежнему каждый глаз держит в фокусе свой палец, однако, не следует разводить в стороны зрачки, нужно пользоваться боковым зрением (повторяют несколько раз, не перенапрягая глаза);
  • открыв глаза, выполняем движения зрачками по окружности большого циферблата, фиксируя взгляд на каждой цифре, в одну сторону, затем – в другую; повторить, запрокинув голову и глядя вверх (от тренировки к тренировке стараясь увеличить окружность);
  • повторяем то же самое с закрытыми глазами.

[9], [10]

Основным расслабляющим мускулатуру глаза упражнением является пальминг. Его можно делать сколь угодно часто как перед и после занятий зрительной гимнастикой, так и просто для снятия усталости глаз в процессе работы, особенно, за компьютером. Даже за 15-20 секунд Ваши глаза отдохнут и придут в норму, хотя, конечно, гораздо эффективнее продолжительность выполнения не менее трех минут.

Еще одно эффективное упражнение для расслабления мускулатуры глаз, а также шейной, что очень важно для обеспечения нормального кровоснабжения органов зрения. Сесть, расслабиться, закрыть глаза, представить себя с носом, как у Буратино. Начинаем рисовать или писать кончиком носа что угодно, не торопясь и не перенапрягаясь. Это упражнение с удовольствием делают и дети.

[11], [12]

Общая двигательная активность, занятия любым видом спорта, танцами уменьшают вероятность развития близорукости. Для профилактики развития близорукости, а также дальнозоркости, избавления от утомления глаз можно использовать комплексы упражнений, разработанных профессором Аветисовым. Зрительная гимнастика выполняется медленно или в среднем темпе, стараясь соблюдать наибольшую возможную амплитуду движений зрачками. В начале занятий делают по три-пять повторов, постепенно наращивая количество до восьми-десяти.

Упражнения, активизирующие процесс питания, дыхания тканей глаза, а также – циркуляцию слезной жидкости, выполняются сидя:

  • крепко зажмурить левый глаз, задержав его от трех до пяти секунд, открыть и зажмурить правый, повторять по очереди;
  • быстро поморгать примерно десять секунд, сделать паузу на то же время, повторить не менее трех раз;
  • нежно массажировать каждый закрытый глаз подушечкой пальца с той же стороны в течение одной минуты круговыми движениями;
  • кончиками трех пальцев каждой руки легонько надавливать две-три секунды на глазное яблоко с той же стороны (по три-четыре раза);
  • зафиксировать на месте кожу надбровных дуг указательными пальцами с каждой стороны и закрывать глаза шесть-восемь раз, оказывая пальцами сопротивление этому процессу.

Для повышения аккомодационной способности глаза автор рекомендует делать следующие упражнения:

  • стоя посмотреть две-три секунды перед собой, после этого сфокусировать взгляд в течение пяти секунд на большом пальце руки, расположенном напротив кончика носа примерно в 30 сантиметрах от него, расслабиться и опустить руку (повторить десять раз);
  • стоя, вытягиваем руку перед лицом и фокусируем взгляд на указательном пальце, через три-пять секунд, не отводя глаза, сгибаем руку в локте, не торопясь, приближаем его к кончику носа, пока палец визуально не начнет раздваиваться (повторяем от шести до восьми раз);
  • вытянуть на уровне глаз одну руку с поднятым большим пальцем, зафиксировав на нем взгляд на три-пять секунд, затем прикрыв другой рукой соответствующий глаз, сгибать и разгибать вытянутую руку еще столько же времени, меняя расстояние от глаз до пальца, поменять руки и повторить (сделать каждой рукой от шести до восьми раз).

Данные тренировки считаются профилактическими. Как более эффективные упражнения для глаз при близорукости позиционируются тренировочные комплексы Уильяма Бейтса и его последователей. Однако разделение гимнастики для зрения на профилактическую и лечебную достаточно условное. Можно выбрать комплекс упражнений себе по душе (существуют и другие методики, кроме описанных выше). Главное – делать их систематически, учитывая нюансы выполнения. Основным препятствием к излечению, как свидетельствуют авторы комплексов и отзывы людей, которым удалось вылечиться, являются наша инертность и лень.

Рекомендации как вылечить близорукость в домашних условиях включают не только упражнения, но и общую двигательную активность, психологический настрой на победу и сбалансированный рацион питания, включающий продукты, полезные для зрения.

[13], [14], [15], [16]

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *