Для лечения суставов наши читатели успешно используют Око-плюс. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…
В зависимости от возраста ребенка, дальнозоркость может являться не дефектом, а нормой. Но если четкость зрения не восстанавливается, то нужна коррекция и помощь медиков.
При дальнозоркости изображение формируется за сетчаткой глаза, из-за этого ребенок получает размытую картинку предмета, который располагается на расстоянии 20-40 см от него.
Чаще всего заметить проблемы со зрением можно в возрасте 5-7 лет, когда ребенок начинает учиться.
Есть три степени дальнозоркости:
- Гиперметропия слабой степени обоих глаз. Этот зрительный дефект считается нормой. Ребенок хорошо видит на близком расстоянии, только у него быстро устают глаза, начинает болеть голова. В коррекции пациент не нуждается. С развитием ребенка строение глаз изменяется, укрепляются мышцы и проходят вышеперечисленные симптомы. При слабой степени у детей не требуется лечение, но если до 7 лет патология не исчезает, то нужно обратиться в больницу.
- Гиперметропия средней степени. Для детей старше 8 лет считается патологией, в младшем возрасте – нормой. Дефект требует коррекции, поскольку отклонения составляют 2-5 диоптрий. Ребенок хорошо видит вдаль, но вблизи изображение затуманено.
- Гиперметропия высокой степени. Патология проявляется тем, что ребенок плохо видит вдаль и вблизи. Отклонение составляет свыше 5 диоптрий. Ребенку постоянно нужно носить очки или контактные линзы.
Дальнозоркость присуща всем новорожденным. К 3-4 годам она обычно самостоятельно проходит, но если патологию диагностировали у грудничка, то желательно в 2 года показать ребенка врачу.
В норме дальнозоркость не должна превышать 3 диоптрия, но если при комплексном обследовании дальнозоркость у детей 1 года составляет выше 5 диоптрий, нужно начинать лечение, поскольку после шести лет у ребенка появятся серьезные проблемы со зрением.
Детская дальнозоркость может возникать по таким причинам:
- Нарушение анатомического строения глаза, например, углубленность хрусталика, неправильная его форма, короткая глазная ось или недостаточное искривление роговицы. Этот вид патологии называется врожденная дальнозоркость.
- Наследственная предрасположенность.
- Повышенное внутриглазное давление (глаукома).
- Неправильное питание беременной, вредные привычки матери во время беременности.
В один год офтальмолог должен обследовать глаза ребенка с помощью специальных приборов.
Врожденная дальнозоркость у детей может пройти, спустя 3 месяца после рождения, поскольку глазные органы у ребенка до года стремительно развиваются. Но если патология останется, то нужен постоянный медицинский контроль. Обычно речь идет о гиперметропии высокой степени.
Дальнозоркость у детей до года еще называют физиологической. Она является нормой, причиной выступает укороченный размер глазного яблока. Такая особенность строения глаз присуща всем новорожденным в возрасте до 2 месяцев. Патология проходит сама и не требует лечения.
Симптоматика зависит от степени дальнозоркости, чем она выше, тем тяжелее симптомы:
- При слабой степени возникают головные боли, головокружения, быстро устают глаза.
- При средней степени ребенок капризный, он плохо спит, его беспокоят воспалительные заболевания глаз, такие как блефарит или конъюнктивит. Острота зрения на близком расстоянии снижена, хотя на дальней дистанции он все видит четко.
- При высокой степени теряется острота зрения вблизи и вдали.
Дети не могут долго сосредотачиваться на одной работе, они раздражительны, становятся замкнутыми из-за проблем со зрением. Иногда они ощущают жжение и чувство песка в глазах.
Воспалительные заболевания слизистой появляются из-за того, что ребенок постоянно трет глаза из-за усталости, он может занести инфекцию.
Лечением дальнозоркости у детей занимается офтальмолог. Если в вашей детской больнице нет такого специалиста, можно обратиться к педиатру.
Определить дальнозоркость можно при наблюдении за детьми. При наличии патологии они всегда рассматривают картинки в книгах на вытянутом расстоянии. Дети медленно читают, кроме того, они не любят это делать, но с удовольствием рассматривают вывести и плакаты на стенах.
Обследование у окулиста предполагает использование специальной таблицы, по которой врач определяет остроту зрения, кривизну роговицы и ее размер. На этом этапе можно выявить пресбиопию – патологию, при которой ребенок не видит мелкий шрифт или предметы на близком расстоянии.
Диагностику стоит проходить раз в год.
Другие методы обследования:
- визометрия – процедура по определению остроты зрения при помощи таблиц Сивцева или Головина;
- авторефрактометрия – метод компьютерной диагностики для определения рефракции глаза;
- скиаскопия – метод выявления рефракции глаза.
Реже назначают аккомодацию или бинокулярность зрения.
Можно ли вылечить дальнозоркость у ребенка? Да, если вовремя обратиться к врачу. В раннем возрасте до 4 лет заметить патологию тяжело, поскольку ребенок не может описать своих ощущений. Но уже в 5-6 лет можно заподозрить проблемы со зрением.
В дошкольный и школьный период увеличиваются нагрузки, поэтому патология стремительно развивается. Если упустить этот момент, то поможет только коррекция.
Даже если у грудничка дальнозоркость 2,5-3 диоптрия, в лечении кроха не нуждается. Все лечебные процедуры возможны по достижению им годовалого возраста.
Дальнозоркость у детей 3 лет самостоятельно проходит ближе к 4-6 годам, но если улучшений не наблюдается, то нужно переходить к лечению. В противном случае, к 10 годам у ребенка существенно снизится острота зрения и ему придется постоянно носить очки или линзы.
Кардинальные методы не используют. Если степень дальнозоркости в 1-3 года высокая, то применяют аппаратные методики. Они включают:
- вакуумный массаж;
- магнитотерапию;
- ультразвук;
- электростимуляцию;
- лазеротерапию.
Могут применяться и другие процедуры для улучшения обменных процессов.
Аппаратные методики абсолютно безболезненны. Они проходят в игровой форме, поэтому дети легко их переносят. Проводить аппаратное лечение можно не чаще 3-5 раз в год.
Очки в таком возрасте не выписывают. Они не только не принесут результата, но могут навредить.
Чтобы восстановить остроту зрения без лечебных процедур, нужно обеспечить ребенка витаминами. Обязательно включайте в рацион свежие фрукты (бананы, персики, абрикосы, черносливы), овощи (морковь, томаты, капусту, горох), чернику, шиповник, сухофрукты и грецкие орехи. Ребенок нуждается в витаминах А и С, а также в калии.
Полезно давать малышу лекарственные средства в виде БАДов. Они улучшают метаболизм и ускоряют развитие глазных органов, что влияет на уменьшение патологии.
Лечение дальнозоркости у детей этой возрастной группы обязательно начинают с коррекции зрения. Ребенку даже при слабой степени гиперметропии нужно носить плюсовые очки, около +1D. Их нужно надевать только во время чтения, игры на компьютере или просмотра телевизора. Постоянно носить очки не стоит.
Линзы можно надевать только в подростковом возрасте.
Совместно с коррекцией, применяют аппаратное лечение и ЛФК для глаз. Как лечить дальнозоркость у детей при помощи упражнения?
Гимнастика для глаз выглядит так:
- Нужно принять положение сидя. Сначала посмотреть вперед, затем сделать поворот головы вправо и вернуться в исходное положение. При этом перемещать взгляд следом за движениями головы. Аналогично нужно повернуть голову влево. Повторить по 5-10 раз в каждую сторону.
- В положении сидя нужно вытянуть руку на расстоянии 30 см от глаз и выставить указательный палец. Сначала необходимо посмотреть на него в течение 30 сек., а затем сфокусировать взгляд на отдаленный предмет на 20-30 сек. Повторить так до 10 раз.
- Нужно принять положение сидя, выставить правую руку на уровне глаз, ладонь должна находиться на расстоянии 50 см от лица. Затем делать круговые движения пальцами по часовой стрелке, потом нужно поменять руку и вращать пальцами за часовой стрелкой. Следует повторить 7 раз.
Полезно чередовать чтение и рисование, при этом попеременно задействовать каждый глаз. Подробнее про коррекцию зрения у детей →
Дальнозоркость у детей старше 6 лет проявляется тем, что слабый (дальнозоркий) глаз поначалу напрягается, чтобы нормально видеть, но это ведет лишь к спазмам глазной мышцы из-за длительного перенапряжения. С семи лет лечащий врач выписывает очки с собирательными линзами. Также используют аппаратные методики, витаминотерапию и ЛФК.
Лазерную хирургию применяют только по достижению ребенка 16 лет.
В редких случаях, когда степень гиперметропии высокая и развивается косоглазие и другие осложнения, показана микрохирургия. В ходе операции удаляют хрусталик и ставят на его место искусственный. После оперативного вмешательства ребенок хорошо видит на любое расстояние. Подробнее про хирургические операции на глазах →
Меры профилактики важны не только для тех, у кого диагностировали дальнозоркость в возрасте до 3 лет, но и для абсолютно здоровых детей.
- Во избежание осложнений показывайте ребенка офтальмологу не реже 1 раза в год.
- Обеспечьте малышу правильный образ жизни. Ребенку важны активные игры на свежем воздухе, а также сбалансированное питание. Растущий организм должен ежедневно получать суточную дозу витаминов для зрения.
- Приучайте ребенка к ежедневной гигиене глаз.
- Запрещайте длительный просмотр телевизора и игры на компьютере. Ограничьте эти увлечения по времени, максимум до 1-2 ч. в день.
- Следите за тем, чтобы ребенок долго не сидел за уроками. Чтение и письмо должно чередоваться с активными играми.
- Обеспечьте хорошее освещение: свет должен падать на письменный стол с левой стороны.
- Делайте с ребенком гимнастику для глаз.
Предупредить болезнь легче, нежели избавиться от нее.
Дальнозоркость у детей – не безобидное заболевание. Если ребенок рождается с высокой степенью отклонений и зрение не приходит в норму в течение первых лет жизни, то нужно срочно обращаться к офтальмологу. У ребенка может развиться косоглазие или синдром «ленивого глаза», который характеризуется значительным ухудшением зрения одного глаза.
Автор: Оксана Белокур, педиатр,
специально для Okulist.pro
Близорукость является наиболее частой причиной снижения зрения вдаль у детей, причем в 27,4 % случаев итогом развития заболевания становится ранняя инвалидность.
Признаком истинной миопии, как отмечает oбaглaза.ру, считается увеличение переднезаднего размера пораженного глаза. Первые симптомы возможных проблем — постепенное ухудшение остроты зрения.
Причины возникновения болезни
Различают следующие основные причины отклонений от нормы:
- наследственная предрасположенность к аномалии – дети, родившиеся в семье с одним или обоими близорукими родителями, болеют гораздо чаще;
- длительный зрительный контакт с близкого расстояния, когда аккомодация ослаблена, приводит к развитию школьной (профессиональной) миопии;
- ослаблению склеры с последующим нарушением аккомодации вызывается различными интоксикациями, инфекционными процессами, эндокринными нарушениями или обменными патологиями.
Указанные причины вызывают необратимые аномалии структуры глаз:
- утончение склеры;
- разрушение стекловидного тела (деструкцию);
- нарушения макулярной области;
- изменения глазного дна;
- патологии сетчатки;
- сосудистые кровоизлияния;
- резкое ухудшение остроты зрения, с трудом поддающееся лечебной коррекции.
Периодически у детей, страдающих от миопии, случается непроизвольный спазм аккомодации, в такие моменты больные делаются более близорукими, чем обычно.
Для лечения суставов наши читатели успешно используют Око-плюс. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…
Оbaglaza.ru предупреждает, что если вовремя не подкорректировать патологию ношением индивидуально подобранных очков, то последствия могут быть печальными: возможны искажения объемного зрения, есть риск появления косоглазия или даже амблиопии (полная необратимая слепота при длительном бездействии глаза).
Широко используется следующие решения проблемы близорукости:
- лютеинсодержащие препараты, которые следует принимать систематически (к примеру, Лютеин Комплекс Детский);
- стимуляция обменных процессов глазного яблока аппаратным воздействием: в домашних условиях, например, широко используют очки Сидоренко, которые посредством сочетания фонофореза, инфразвука, цветоимпульсивной терапии и пневмомассажа позволяют добиться желаемого положительного результата;
- коррекция отклонений очками или, что комфортнее, контактными линзами;
- прием медпрепаратов для снятия спазмов аккомодации (Мидриацил, Ирифрин и пр.);
- упражнения для домашней тренировки конвергенции и аккомодации или в условиях лечебного заведения;
- оперативное хирургическое вмешательство:
- радикальные восстанавливающие операции используют только для взрослых и в очень серьезных случаях;
- для лечения детей используют склеропластику, позволяющую замедлить прогресс заболевания, в ходе такой операции производится трансплантация фасции бедра или собственной хрящевой ткани, твердой мозговой оболочки или трупной склеры — это позволяет улучшить обменные процессы глаза, как поясняет обаглаза.ру.
Противопоказаниями к хирургическому вмешательству являются любые воспалительные процессы или кровоизлияния в сетчатке. В большинстве случаев достаточной мерой может быть ношение очков. Отличной альтернативой являются контактные линзы, так как позволяют больному выглядеть естественно и лучше нормализуют зрение. К тому же они намного лучше подходят пациентам с высокой степенью миопии или разновеликой близорукостью (показатели различны для обоих глаз).
Основным методом предупреждения появления патологии является создание правильных гигиенических условий для школьных или домашних занятий. Для своевременного выявления болезни на раннем этапе надо проводить массовые осмотры детей. При выявлении симптомов заболевания следует оперативно проводить грамотную и своевременную коррекцию.
Способы гигиенической профилактики близорукости:
- не рассматривать долго предметы вблизи;
- не держать голову в наклоненном вниз состоянии;
- поддерживать глаза лютеинсодержащими и витаминными комплексами;
- лечить сопутствующие заболевания и санировать инфекции;
- подбирать соответствующий шрифт и должное качество печатных изданий;
- обеспечивать соответствующее нормам адекватное освещение в школе, детском саду;
- выполнять правильное размещение разноростовых парт в школе;
Обаглазa.рy напоминает о необходимости рационального сочетания режима труда и отдыха, проведения гимнастики для глаз в перерывах между работой за компьютером.
Тщательный выбор лечебного заведения крайне важен в этой ситуации, тем более, если речь касается несовершеннолетних пациентов. Очень важно своевременно выявить болезнь, выбрать правильную тактику лечения, поэтому предпочтительней обращаться в клиники, где есть не только современное оборудование и чуткий персонал, но и именно детская специализация.
—>
источник
Дальнозоркость у детей часто диагностируют с рождения, но все отклонения исчезают к 10 годам. Это обусловлено тем, что у ребенка короткое глазное яблоко, и свет не может правильно фокусироваться на сетчатке. По мере взросления у детей глазное яблоко увеличивается до нормы.
Дальнозоркость по-научному называют гиперметропией. Это состояние характеризуется аномальным преломлением световых лучей, которое фокусирует изображение на области за сетчаткой. При дальнозоркости человеку не удается рассмотреть ближайшие объекты, а восприятие дальних предметов остается нормальным.
Новорожденные имеют дальнозоркость около 3 диоптрий. К трем годам, когда зрительная система развивается, аномалия составляет уже только 1-1,5 диоптрии. Однако некоторые дети рождаются с высокой степенью патологии, которая не смягчается с годами. Им нужна специальная коррекция и регулярные консультации офтальмолога.
Виды гиперметропии:
- слабая (до 3 диоптрий);
- средняя (до 5 диоптрий);
- высокая (больше 5 диоптрий).
Показывать ребенка окулисту нужно сразу после рождения. При нормальных показателях второй осмотр проводят в полгода, а третий в год. Нормой считается отклонение не более 2,5 диоптрии у годовалого ребенка.
Наблюдаться у окулиста нужно обязательно, так как лишь своевременная диагностика и коррекция патологий помогают избежать осложнений вроде амблиопии и косоглазия.
Список причин детской дальнозоркости довольно обширный, поэтому зачастую точно установить факторы риска не удается. Зрительная система начинает развиваться уже после зачатия, и повлиять на нее может все: диета матери, экология, стресс, наследственность.
Наследственность при развитии дальнозоркости у ребёнка играет важную роль. Когда у родителей есть болезни зрительной системы, риск возникновения патологии у ребенка повышается. Однако даже здоровые родители должны показывать ребенка офтальмологу.
Причиной ухудшенного зрения у ребенка может стать укороченное глазное яблоко, либо недостаточная преломляющая способность одного или обоих глаз. Иногда эти факторы сочетаются.
Часто гиперметропия передается на генном уровне. Недостаток преломляющей способности становится причиной дальнозоркости у детей крайне редко. Это обусловлено тем, что способность хрусталиков преломлять свет, как правило, ослабевает с годами.
Даже у ребенка, который еще не читает и толком не разговаривает, родители могут заметить симптомы гиперметропии. Ухудшение зрения в той или иной степени отражается на поведении.
Как определить возможную дальнозоркость у детей:
- постоянное потирание глаз руками;
- частое моргание;
- крепкое зажмуривание, затем широкое открывание глаз;
- низкое склонение над столом при работе с мелкими деталями (паззл, конструктор);
- подсаживание к экрану при просмотре телевизора;
- при рассмотрении игрушек поднесение их близко к лицу;
- частые блефариты, конъюнктивиты;
- головные боли;
- раздражительность;
- повышенная утомляемость;
- отказ от чтения, рисования и других занятий, при которых напрягаются глаза.
При возникновении одного или нескольких симптомов нужно проконсультироваться с офтальмологом. Причина странного поведения ребенка может заключаться в дальнозоркости или другой патологии, требующей лечения.
Современные методы диагностики позволяют исследовать зрительную систему в любом возрасте. Сложность заключается в том, что ребенок не может оставаться неподвижным, поэтому врачи часто получают ложные результаты.
Профилактические обследования нужно осуществлять в роддоме, регулярно в течение первого года жизни, а при нормальных показателях ежегодно до семи лет.
Методы диагностики дальнозоркости:
- ретиноскопия (изучение сетчатки и ее сосудов при помощи света без красной части спектра);
- биомикроскопия (бесконтактная диагностика при помощи щелевой лампы, которая помогает обследовать структуры переднего отрезка глаза);
- офтальмоскопия (осмотр глазного дна, который дает возможность рассмотреть сетчатку, сосуды, диск зрительного нерва).
Даже подрастающий ребенок не может заметить, что у него понижено зрение, так как считает такое виденье нормальным. Поэтому нужно внимательно наблюдать за детьми в период развития и регулярно посещать окулиста.
Хорошее зрение очень важно для правильного развития малыша. Зрительные нарушения, в особенности дальнозоркость, плохо влияют на ориентирование в пространстве, социальные навыки, координацию движений, обучение, моторику движений, глазодвигательную моторику.
Вторичным результатом запущенного дефекта зрения нередко становится психологический дисбаланс и проблемы в поведении. Эти осложнения не зависят от причин гиперметропии.
Период активного развития зрительной системы ребенка приходится на 2-3 года жизни. В этот период проще диагностировать и лечить отклонения зрительной системы. Если своевременно назначить адекватное лечение, шансы вернуть нормальное зрение повышаются.
Главным метод лечения дальнозоркости — очковая коррекция. При средней и высокой гиперметропии очки носят постоянно. Если начинать лечение с 2 лет, проводя терапию 3-4 раза в год, можно полностью восстановить зрительную функцию к 3 годам.
Выбрав неправильные очки, можно сильно навредить зрению ребенка. При слишком частом ношении очков у ребенка развиваются сильные головные боли и дискомфорт.
При своевременной терапии удается полностью избавиться от гиперметропии в 85% случаев.
Лечение гиперметропии у детей заключается в использовании плюсовых оптических систем. Такие очки фокусируют изображение на сетчатке, а не как при дальнозоркости – за ней.
У детей 5-6 лет зрительная система еще формируется, поэтому им также нужны плюсовые очки. Детям постарше назначают полную оптическую коррекцию, так как их органы зрения уже сформированы.
Очки помогают эффективно обеспечить лечение дальнозоркости и профилактику ухудшения зрения в будущем.
При слабой гиперметропии очки для постоянного ношения не назначают. Использовать оптическую систему следует при чтении, письме, просмотре телевизора и подобных занятиях. При средней и высокой дальнозоркости для правильной стабилизации зрения и снятия напряжения в глазах очки следует носить постоянно.
Когда незначительную дальнозоркость у детей выявляют на ранней стадии, требуется временная очковая коррекция. Этого вполне хватает для устойчивой стабилизация зрения.
Высокая степень дальнозоркости, возможно, потребует ношения очков на протяжении всей жизни. При детской гиперметропии назначают очки по силе ниже степени дальнозоркости. Это оправдано тем, что помогает стимулировать рост глазного яблока и уменьшать патологию.
Зачастую ребенок отказывается носить очки из-за дискомфорта и странных новых ощущений. Уговорить малыша носить очки сложно, но это выполнимая задача.
Следует найти какого-нибудь персонажа в мультфильме, который также носит очки. Если в окружении имеются люди, носящие очки, можно ставить их в пример. Ситуацию удается обыграть на игрушках, можно надеть очки на любимого мишку ребенка, и похвалить его за взрослый и умный вид.
Если нужно уговорить школьника, следует упоминать об очках, как о стильном аксессуаре. Можно показать мировых звезд, которые носят очки.
Аппаратное лечение назначают при снижении остроты зрения, астенопии (зрительная утомляемость), косоглазии, синдроме «ленивого глаза», которые сочетаются с гиперметропией.
Плеоптика – раздел офтальмологии, который изучает способы и методы лечения функциональной недоразвитости органов зрения. Преимущество аппаратной стимуляции заключается в том, что она осуществляется не прицельно и не требует расширения зрачка. Это позволяет тренировать аккомодацию и применять неприцельные методы у детей.
Влияние аппаратного лечения:
- улучшение микроциркуляции в тканях;
- повышение гемодинамики;
- ускорение метаболизма;
- повышение активность ДНК и РНК, каталазы;
- оптимизация трофических процессов.
Аппаратные методы лечения дальнозоркости у детей имеют игровой характер. Активизация рецепторов сетчатки осуществляется за счет изменения размеров и цветов объектов, ярких вспышек.
- Крестики. Ребенок перемещает кружок по разноцветной шахматной доске. В процессе клетки меняют размеры и окраску. Стимулирует нейроны зрительного анализатора.
- Паучок. Рассматривание спиральных и радиальных решеток, которые переплетаются и меняют цвет. Так активизируют рецепторы полей сетчатки. Воздействие на световые и темновые каналы осуществляется за счет использованиях разных фонов.
- Рельеф. Метод основан на изображениях с резкими перепадами света и тени. Направлен на лечении амблиопии.
- Контур. Ребенок должен дорисовывать определенные изображения. При этом дозируется нагрузка на глаза, что позволяет повысить остроту зрения и формировать бинокулярную функцию.
- Цветок. Упражнение заключается в поиске определенного символа среди других символов, которые изображены на лепестках цветка.
Компьютерные версии упражнений позволяют заинтересовать ребенка мультимедийной игрой, произвести необычные зрительные стимуляции, задействовать движения и звуки, осуществить мощное избирательное воздействие, наладить связь между зрительной и другими сенсорными системами.
Компьютерные технологии дают возможность подстроить параметры лечения под интеллектуальный уровень пациента. Комплексное лечение дальнозоркости помогает восстановить зрение при воздействии курсами (раз в 3-4 месяца).
Амблиопия или синдром «ленивого глаза» — зрительная патология, при которой один глаз видит лучше другого. Часто амблиопия является осложнением запущенной детской дальнозоркости.
Отклонение развивается, когда ребенок фокусирует зрение на объекте, напрягая здоровый глаз, а второй все больше расслабляется. Когда зрение одного глаза сильно ухудшается, мозг пытается блокировать дискомфорт, что может привести к полной слепоте. В этом случае очковая коррекция неэффективна, ребенку требуется индивидуальная терапия, при которой слабоактивный глаз будет постоянно стимулироваться.
Сходящееся косоглазие – еще одно тяжелое осложнение дальнозоркости у детей. Для рассмотрения объектов ребенок может поочередно напрягать разные глаза, что постепенно приводит к развитию косоглазия.
Ребенок со здоровой зрительной системой фокусируется синхронно обоими глазами, воспринимая полную и объемную картинку. При хаотичном напряжении глаз зрение слабеет, исчезает объемность. Ребенок видит плоскую картинку.
Любые зрительные нагрузки должны осуществляться только при правильном освещении (верхний свет). Нужны настольные лампы с 7-100 ВТ, дневные не рекомендованы.
Зрительные нагрузки можно чередовать с активными занятиями и подвижным отдыхом. Следует проводить гимнастику для глаз (20-30 минут после сильной зрительной нагрузки). При дальнозоркости нужно тренировать аккомодацию: гимнастика, компьютерная коррекция, лекарства, стимуляция лазером.
Очень важно сбалансировать питание. Ребенок должен получать достаточно белка, витаминов и ценных микроэлементов (хром, цинк, медь, марганец). Для общего укрепления можно делать массаж, заниматься плаванием, практиковать контрастный душ.
Родители должны помнить, что дальнозоркость у детей является нормой, поэтому не стоит волноваться раньше времени. При должном лечении патология исчезает ближе к 3 годам.
источник
v0•• Естественная детская дальнозоркость. У новорожденного роговица и хрусталик более выпуклы, а размер их почти такой же, как у взрослых. В естественных условиях, т. е. в растянутом состоянии, радиус кривизны передней поверхности хрусталика примерно вдвое меньше, чем у взрослых. Расстояние между передними поверхностями роговицы и хрусталика, т. е. между границами основных переломляющих сред, также меньше, чем у взрослых.
Рис. 46. Круг рассеяния. Лучи от точки а сходятся позади сетчатки в точке fli.
Рис. 47. Схема аккомодации нормального глаза:
/ — ход лучей при смотрении вдаль (без аккомодации); 2— ход лучей при максимальной аккомодации; зачерненная часть хрусталика обозначает увеличение его выпуклости.
Рис. 48. Глаз новорожденного:
I — естественная дальнозоркость (лучи от удаленной точки сходятся на сетчатке при увеличении кривизны хрусталика); 2 — кажущаяся близорукость (лучи от точки, расположенной на расстоянии 5 см, сходятся на сетчатке при максимальном увеличении кривизны хрусталика).
Все это обусловливает более сильное преломление лучей. Вместе с тем у новорожденного передне-задний диаметр глаза примерно на 25% короче, .чем у взрослых. В результате параллельные лучи, несмотря на более сильное преломление, сходятся позади сетчатки, а чтобы они сошлись на сетчатке, необходимо дополнительное усиление преломления путем аккомодации (рис. 48, /). Иными словами, глаз ребенка может быть назван дальнозорким.
Кажущаяся близорукость. Естественная детская дальнозоркость не препятствует, однако, ясному видению на расстоянии 4— 6 см, т. е. более близком, чем это возможно не только для дально-
зоркого, но и для нормального глаза взрослого. Такая кажущаяся близорукость объясняется очень большой силой аккомодации, превышающей 20D и связанной со способностью хрусталика принимать при сокращении ресничной мышцы почти шарообразную форму (рис. 48, 2).
В течение первых лет жизни передне-задний диаметр глаза быстро растет, достигая к Г/а годам 92%, а к 3 годам 94% диаметра глаза взрослого человека. Соответственно уменьшается детская дальнозоркость. Она окончательно исчезает в школьном возрасте. Это означает, что в течение всего дошкольного возраста ребенок аккомодирует, следовательно, напрягает зрение, даже тогда, когда смотрит вдаль.
Кажущаяся близорукость также сохраняется в течение всего дошкольного возраста. Даже в 7-летнем возрасте расстояние до ближайшей точки ясного видения, как правило, не превышает 6— 7 см. Поэтому, когда ребенок дошкольного возраста старательно рисует или внимательно рассматривает, он так низко склоняет голову, что легко принять его за близорукого.
В последующие годы эластичность хрусталика все заметней уменьшается, что ведет к падению силы аккомодации, а тем самым и к удалению от глаза ближней точки ясного видения. ^Близорукость. Близорукость чаще всего связана с увеличением передне-заднего диаметра глаза. В близоруком глазу параллельные лучи сходятся не на сетчатке, а впереди нее. На сетчатке сойдутся лучи, исходящие от более близких предметов. При сильной близорукости дальняя точка ясного видения может находиться на расстоянии меньше 25 см от глаза. У взрослого при ее отстоянии на 25 см ближняя точка находится в 7 см от глаза, а при отстоянии дальней точки на 10 см ближняя находится на расстоянии 5 см.-Для исправления близорукости применяют очки с вогнутыми стеклами, которые, уменьшая преломление, позволяют лучам, идущим от удаленных предметов, сходиться на сетчатке (рис. 49).
У детей не кажущаяся, а настоящая близорукость выявляется, как правило, лишь после трехлетнего возраста. Чаще всего близорукость передается по наследству. Однако она может быть и приобретенной. Развитию близорукости способствует усиленное напряжение органа зрения во время занятий, рассматривания картинок, вышивания и др., особенно если не соблюдаются гигиенические требования к посадке, освещению помещений, к учебным и наглядным пособиям. Близорукость чаще развивается у ослабленных детей.
Близорукость может резко изменить поведение и даже характер ребенка. Он становится рассеянным, близко подносит предметы к глазам, прищуривается, горбится, жалуется на головные боли, боли в глазах, на то, что предметы перед глазами расплываются. Некоторые дети при сосредоточенном рассматривании предметов, особенно при утомлении, начинают косить глазами. Все это не должно
Рис..49. Схема аккомодации близорукого глаза:
/— без аккомодации (параллельные лучи пересекаются впереди сетчатки); г—самая дальняя точка ясного видения (без аккомодации): 3— ближняя точка ясного видения (при.максимальной аккомодации);
4 — исправление зрения при помощи вогнутых стекол.
Рис. 50, Схема аккомодации дальнозоркого глазаг
/ — без аккомодации (параллельныелучипересекаются позади сетчатки); 2—частичная аккомодация присмотрениивдаль; 3 — при максимальной аккомодации лучи от точки, находящейся в 25см отглаза, пересекаются позадисетчатки;
4 — исправление зрения при помощи выпуклых стекол.
пройти мимо внимания воспитателя. При подозрении на близорукость. ребенка надо направить к офтальмологу, т. е. врачу по глазным болезням.
Детей с плохим Прением обычно во время занятий сажают ближе к источнику света и к столу воспитателя. Воспитатели должны следить за тем, чтобы выписанные детям очки. были правильно по—догнаны к глазам, а заушины очков удобно и плотно держались за ушами. При постоянном перекашивании, сползании очков они могут оказаться бесполезными и даже вредными, а потому при выявлении дефектов очки надо отдавать оптику для исправления. Дети, которым выписаны очки, обязательно должны пользоваться ими. В противном случае близорукость будет быстро прогрессировать. . .
Дальнозоркость. При дальнозоркости человек ясно видит более или менее удаленные предметы, что объясняется уменьшенным передне-задним диаметром глазного яблока. В дальнозорком глазу параллельные лучи сходятся позади сетчатки. Чтобы они сошлись на сетчатке, глаз должен аккомодировать. Иными словами, без аккомодации дальнозоркий глаз вообще не может ясно видеть. Поскольку сила аккомодации частично используется при установке глаза на даль, ее остающейся силы недостаточно для ясного видения близких предметов. Поэтому при дальнозоркости ближняя точка ясного видения всегда отстоит от глаза на большее расстояние, чем при нормальном зрении. Для исправления дальнозоркости необходимо усилить преломление при помощи очков с двояковыпуклыми стеклами (рис. 50). У детей дошкольного возраста дальнозоркость выявляется редко.
Восприятие света и цвета
Светочувствительный аппарат глаза. Луч света, пройдя через оптические среды глаза, пронизывает сетчатку и попадает на ее наружный слой (рис. 51). Здесь находятся рецепторы зрительного анализатора. Это особые, чувствительные к свету клетки—палочки и колбочки (см. цв. табл.). Чувствительность палочек необычайно велика. Они дают возможность видеть в сумерки и даже ночью, но без различения цвета, так как возбуждаются лучами почти всего видимого спектра. Чувствительность колбочек по крайней мере в 1000 раз меньше. Они приходят в состояние возбуждения лишь при достаточно сильном освещении, но зато позволяют различать цвета.
Вследствие низкой чувствительности колбочек различение цветов к вечеру становится все более затруднительным и в конце концов исчезает.
В сетчатке человеческого глаза на площади примерно 6— 7 кв. см насчитывают около 7 млн. колбочек и около 130 млн. палочек. Распределены они в сетчатке неравномерно. В центре сетчатки, как раз против зрачка, находится так называемое желтое пятно с углублением посредине — центральной ямкой. Когда человек рассматривает деталь какого-нибудь предмета, ее изображение попадает на центр желтого пятна. В центральной ямке имеются только колбочки (рис. 52). Здесь их диаметр по крайней мере вдвое меньше, чем в других участках сетчатки, и на 1 кв. мм их количество достигает 120—140 тыс., что способствует более ясному и отчетливому видению. По мере удаления от центральной ямки на-. чинают встречаться и палочки, сначала небольшими группами, а потом все в большем количестве, а колбочек становится меньше. Так, уже на расстоянии 4 мм от центральной ямки на 1 кв. мм приходится около 6 тыс. колбочек и 120 тыс. палочек.
Рис. 51 0 , т. е. одной угловой минуте. Этот угол и принято считать за норму остроты зрения. Острота зрения несколько меняется в зависимости от силы освещения.-Однако и при одной и той же освещенности она может значительно меняться. Она увеличивается под влиянием тренировки, если, например, человеку приходится иметь дело. с тонким .различением мелких предметов. При утомлении острота зрения понижается.
Пространственное зрение
, ; Бинокулярное зрение/У большинства животных каждый глаз имеет свое отдельное поле зрения. Человек значительную часть полей зрения обоих глаз видит одновременно и правым и левым глазом, что значительно улучшает зрительную оценку расстояний и позволяет видеть объемную форму предметов.
. При бинокулярном зрении оба глаза должны быть всегда точно установлены на один и тот же пункт поля зрения, чтобы изображение каждой части видимого предмета занимало в обеих сетчатках совершенно одинаковое положение, иными словами, чтобы попадало на их идентичные, т. е. тождественные, точки (рис. 53)^ Клетки зрительной области коры больших полушарий, к которым;
приходят импульсы от идентичных точек обеих, сетчаток, тесно связаны между собой. Их одновременное возбуждение позволяет четко видеть предмет. Стоит слегка надавить сбоку глазное яблоко и тем самым несколько сместить его, как изображение раздваивается, становится неясным. Это происходит потому, что изображение поп-адает на неидентичные точки обеих сетчаток.
Установка глаза на ту или иную точку поля зрения обеспечивается шестью мышцами, которые одним концом прикрепляются к глазнице, а другим — к определенным участкам поверхности глазного яблока. Оно вращается в различном направлении в зависимости от того, какие из этих мышц сокращаются.
У новорожденного движения обоих глаз часто бывают недостаточно согласованны. Иногда движение одного глаза отстает от движения другого, и ребенок косит глазами; мало того, один глаз может .даже остаться неподвижным. Наблюдая за ребенком, можно обнаружить, что его как бы безучастный взгляд по временам оживляется. Это происходит в тот момент, когда оба глаза согласованно фиксируют какой-то предмет и ребенок ясно его видит. Если предмет медленно передвигается, ребенок пытается следить за ним глазами, а при неудаче начинает вращать глаза во все сторонь;, проявляя беспокойство, которое проходит, как только взор снова упадет на предмет. Через несколько дней после рождения-движения обоих глаз становятся хорошо согласованными. Однако во вре—.мя сна согласованность еще долгое время может нарушаться. ^^’уКосоглазие. Нарушения согласованного движения глазных яблок, а также дефекты оптической системы одного или двух глаз могут привести к устойчивому косоглазию. Сначала оно бывает заметным только при утомлении или сосредоточенном рассматривании какого-либо предмета, а в дальнейшем усиливается и становится’постоянным. Острота зрения косящего глаза резко снижается, ухудшается возможность правильно определять расстояние между предметами, их размеры, объем.
У детей косоглазие чаще всего появляется на 2—3-м году жиз лста vrm^ivJ 41/1^11^1 w k^^im/i.
изображение пунктов А и Б падает на идентичные точки обеих сетчаток, обозначенные одинаковыми цифрами.
сируемую точку поля зрения с центральной ямкой желтого пятна, идут параллельно. По мере приближения предмета правый глаз поворачивается влево, а левый — вправо. Чем ближе предмет к глазу, тем больше становится угол между зрительными осями. Если один предмет находится в 20—30 см от глаза, а другой—сзади первого в 2—3 м от глаза, можно наблюдать интересное явление двоения. Когда человек смотрит двумя глазами на ближний предмет, дальний двоится; при переводе зрения на дальний, двоится ближний предмет. Это происходит потому, что изображение нефиксируемой точки попадает не на идентичные точки сетчатки, как это показано на схеме (рис. 54). При фиксации ближней точки изображение дальней оказывается в правом глазу левее центральной ямки, а в левом — правее ее. В этом нетрудно убедиться, если прикрывать рукой то один, то другой глаз: исчезает точка на стороне закрытого глаза. При фиксации дальней точки получается обратная картина: изображение ближней точки в правом глазу правее, а в левом — левее центральной ямки. Если закрыть один глаз, исчезнет точка на стороне, противоположной закрытому глазу.
Двоение точек, находящихся ближе или дальше той, на которую направлен взор, не только не мешает видению, но в некоторой мере облегчает определение расстояния от точек до глаза, а главное, дает возможность различать рельеф предмета, видеть его объемно. Как известно, расстояние между зрачками глаз около 60 мм. Следовательно, при бинокулярном зрении, особенно когда предмет не плоский и находится недалеко, человек видит его с двух разных позиций, а следовательно, неодинаково. Если, н-апример, держать перед собой закрытую книгу так, чтобы один глаз видел только корешок, то другой будет видеть, помимо корешка, сильно скошенную поверхность обложки (рис. 55). При таком частичном несоответст-
вии полей зрения должно было бы легко возникать двоение из-за непопадания на идентичные точки сетчатки тех лучей, которые исходят от более близких или более далеких участков видимого предмета. Предположим, человек смотрит на точку А поверхности, одна часть которой вогнута, а другая—выпукла (рис 56). Нетрудно заметить, что лучи от точки Б достигают обеих сетчаток левее центральной ямки, лучи -от точки В — правее ее, а от точки Г лучи попадают лишь в один глаз. Таким образом, вместо резкого двоения, изображенного на схеме рисунка 54, здесь двоение несколько менее выражено, так как лучи попадают на точки сетчатки, мало удаленные от идентичных точек. Подобное двоение воспринимается как небольшое изменение (увеличение или уменьшение) расстояни-я от’ глаза.
Уже в первые годы жизни образуются многочисленные условные связи, на основании которых» степень несоответствия отдельных участков изображения предмета на сетчатке позволяет судить об объемном рельефе фигуры. Дети 3—4 лет уже видят форму предметов объемно и легко отличают на расстоянии круг от шара, квадрат от куба, треугольник от пирамиды или конуса, хотя названий геометрических фигур они не знают.
Характерная особенность глазных яблок — их непрерывные движения. Даже если человек пристально смотрит на какую-нибудь точку, зрительные оси обоих глаз незначительно смещаются» то в одном, то в другом направлении. Полное прекращение движений глазного яблока приводит к тому, что каждая колбочка находится под непрерывным, одинаковым воздействием световых лучей и очень быстро теряет чувствительность вследствие адаптации к раздражению. При мелких, но непрерывных движениях глазного яблока на каждую отдельную колбочку воздействуют лучи, исходящие от меняющихся точек рассматриваемого предмета — то от светлых, то от темных. При этих условиях в течение длительного времени может сохраняться достаточно высокая чувствительность рецепторов сетчатки, необходимая для четкого зрения. Эта характерная особенность глаз хорошо выражена уже у новорожденных, но у них движения правого и левого глаза плохо координированы.
Гигиена зрения V
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
источник
При дальнозоркости ребенок не может четко различать близкие предметы. Зрение же вдаль остается нормальным. Другое название дальнозоркости – гиперметропия. Когда родители пытаются самостоятельно подобрать очки от дальнозоркости, то можно еще больше испортить зрение и спровоцировать развитие глазных патологий.
В раннем детском возрасте дальнозоркость считается нормальным явлением. Она не является поводом для беспокойства врачей. В это же время происходит бурное развитие организма и особенно органа зрения. Параллельно идет формирование правильного соотношения между составляющими частями глазного яблока.
К 4 годам гиперметропия у детей исчезает полностью. Предельный возраст, когда различается граница между нормой и болезнью – 6 лет. И если после этого возраста этот дефект зрения сохраняется, назначается эффективное лечение.
Важность терапевтических мер объясняется тем, что уже в 1 классе нагрузки на зрительную систему возрастают. Они будут вызывать дальнейшее усиление гиперметропии.
Нормальной и естественной считается гиперметропия, при которой она не преодолевает порог 3 дптр. Такое падение остроты зрения компенсируется внутренними резервами организма. При обнаружении высокой силы отклонения рефракции применяется коррекция.
Гиперметропия у пациентов школьного возраста, особенно после 8 лет коварна. Дети, страдающие этим нарушением, не могут полноценно учиться, у них накапливается усталость, они полноценно не отдыхают, плохо спят. Родители же списывают это на обычные детские капризы и не спешат обращаться к врачу.
Часто диагностика зрения не обнаруживает дальнозоркость. Визит к специалисту помогает решить данную проблему. Он проверит четкость зрения на разных расстояниях. При диагностике способности четко видеть важно дифференцировать гиперметропию от косоглазия.
Безоперационное лечение глаз за 1 месяц.
Если гиперметропию не лечить, она спровоцирует нарушение эвакуации жидкости внутри глаза. Это увеличит вероятность развития глаукомы в молодом возрасте.
Основное проявление детской дальнозоркости – неспособность четко видеть предметы, расположенные вблизи. Чтобы это сделать, он напрягает зрение.
При несильной дальнозоркости (до 2 дптр) деятельность глазных мышц компенсируется хорошей сократительной способностью и эластичностью глазной линзы. При условии, что цилиарная мышца сокращается, глазная линза имеет выпуклую форму, а центр преломления фиксируется на сетчатой оболочке. Таким образом, ребенок хорошо видит на разных расстояниях. Длительное напряжение глаз приводит к болезненности в области головы, усталости, утомляемости глаз, нервозности. Такие дети часто отстают в учебе.
При степени рефракции от 2 до 5 дптр врач обнаруживает у ребенка среднюю степень дефекта. Эти дети отлично видят вдаль, однако способность четко отличать предметы, находящиеся вдали, постепенно утрачивается.
При среднеразвитой гиперметропии малыши не способны длительно концентрировать внимание на выполнении одной задачи. Старшие (после 9 лет) отмечают, что им в глаз «насыпали песка».
При выраженной дальнозоркости (более 5 дптр) пациенты плохо видят вдали и вблизи. Происходит поражение зрительного отдела мозга, потому что сюда не поступает нормальное изображение, и клетки не могут правильно развиваться. Это приводит к амблиопии («синдром ленивого глаза»). Если у ребенка дальнозоркость, полное исправление зрения невозможно (его острота не достигает 100 процентов в очках). Продолжительно развивающаяся выраженная гиперметропия приводит к формированию косоглазия.
Главнейшая причина прогрессирования гиперметропии – физиологические особенности организма. В глазном яблоке происходят процессы развития, и небольшая дальнозоркость у малыша – вполне естественное явление. К 3-летнему возрасту острота зрения обычно достигает своего нормального развития.
Факторы формирования дальнозоркости средней и высокой степени следующие:
- Некоторые анатомические отклонения в строении глазного яблока . Это укороченная глазная ось, малая кривизна роговицы, аномальное расположение глазной линзы и нарушение его формы.
- Неблагоприятная семейная расположенность . Это бывает, когда у обоих родителей имеются нарушения зрения в виде гиперметропии. К врожденной дальнозоркости приводит нерациональное питание во время гестации, нервные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка.
Обнаружение деткой дальнозоркости возможно в больнице. Измерение остроты зрения проводится с помощью лекарственного расширения зеницы. Глазная линза при этом расслабляется и показывает правильное значение гиперметропии. Визиты к специалисту нужно планировать ежегодно.
В диагностике заболевания важно замечать изменения в поведении ребенка: он быстро устает, замыкается в себе, у него ухудшается настроение. Внимательные родители могут заметить, что малыш рассматривается книжки на дальнем расстоянии. Читают дальнозоркие дети медленно, однако охотно разглядывают вывески и плакаты.
Методы обследования дальнозоркости у малышей:
Вовремя начатое лечение замедляет развитие болезни и нормализует остроту зрения. Дети до 1 года не нуждаются в терапии, т.к. они имеют физиологическую гиперметропию. Ведь дальнозоркость у грудничка физиологическая. Все лечебные процедуры проводятся только тогда, когда ребенку будет больше одного года, если улучшений нет. При гиперметропии высокой степени применяют такие аппаратные способы лечения дальнозоркости:
- вакуум-массаж;
- магнитотерапию;
- лечение глаза ультразвуком;
- электростимуляцию глаза;
- лечение лазером.
Все аппаратные методики лечения абсолютно не вызывают боли. Их специфика такова, что их можно проводить даже в игровой форме. Это повышает результативность лечения. Аппаратную терапию можно проводить до 3 раз в год. Очки не назначают: они могут только навредить.
Для восстановления зрения врачи рекомендуют включать в рацион больше свежих фруктов. Особенно полезны бананы, чернослив, орехи, морковь, томаты, горох. Полезно давать биологически активные добавки, улучшающие зрение.
Терапия гиперметропии и синдрома ленивого глаза (скрытой дальнозоркости) проводится путем назначения очков соответствующей силы. Они выписываются для постоянного ношения. Силу очков подбирают так, чтобы она была ниже гиперметропии. Эта мера оправдана, потому что стимулирует рост структур глаза и препятствует прогрессированию дальнозоркости.
Наиболее распространенным методом коррекции дальнозоркости является ношение очков. Имеют ряд недостатков: затрудняют физическую деятельность, сползают, пачкаются. В последнее время детям все чаще назначают контактные линзы.
Микрохирургическую операцию делают при высоких степенях гиперметропии, осложненной косоглазием. В ходе манипуляции удаляется хрусталик и устанавливается искусственный. После такого вмешательства ребенок будет видеть четко на любом расстоянии.
Лазерную коррекцию при гиперметропии проводят по достижении пациентов 18-летнего возраста.
На начальных стадиях развития патологии применяют терапевтическую гимнастику. Упражнения рекомендуется делать ежедневно: они помогут излечиться от дальнозоркости. Упражнения корректируют работу глазной мускулатуры, усиливают снабжение органа зрения кровью.
Вот некоторые эффективные упражнения для глаз:
- Исходное положение – сидя. Отвести взгляд вдаль, повернуть голову вправо, возвратиться обратно. Взгляд вести вслед за движениями головы. Повторить до 10 раз.
- В сидячем положении вытянуть руку примерно на 30 см, выставить большой или указательный палец. Смотреть на него полминуты, потом на такое же время перевести взгляд на предмет, находящийся вдалеке. Проделать 10 раз.
- Принять сидячее положение, поместить правую руку на уровень органа зрения, ладонь – примерно на 0,5 м от лица. Осуществлять кругообразные движения пальцами в направлении часовой стрелки и смотреть на них, не отрывая головы. Затем сменить конечность, вращать пальцем в другом направлении. Проделать 7 раз.
Предупреждение дальнозоркости включает такие меры:
- Посещать глазного врача ежегодно.
- Обеспечить ребенку правильный режим дня. Для него важны подвижные игры, полноценное питание. В рационе должно быть адекватное количество витаминов.
- Ребенок следует приучить к гигиене глаз.
- Нельзя позволять ему длительно просматривать телевизор, работать за компьютером.
- Чтение, письмо обязательно должны сочетаться с активными видами деятельности;
- Нужно следить за правильным освещением письменного стола.
- Нужно регулярно делать гимнастику для глаз.
Больше полезных данных содержится в таких видеороликах:
Гиперметропия, или дальнозоркость – далеко нелегкое заболевание. К глазному врачу нужно идти сразу же, если после рождения зрение не нормализовалось. Косоглазие и синдром ленивого глаза являются осложнениями, отрицательно влияющими на способность четко видеть окружающий мир.
Плохое зрение значительно ухудшает качество жизни, лишает возможности видеть мир таким, каким он есть. Не говоря о прогрессировании патологий и полной слепоте.
МНТК «Микрохирургии глаза» опубликовал статью о безоперационном восстановлении зрения до 90%, это стало возможно благодаря.
источник
В отличие от миопии дальнозоркость не всегда — заболевание. Практически все люди рождаются с небольшой степенью гиперметропии, которая впоследствии исчезает. Из-за этого дальнозоркость патологического характера сложно распознать в самом начале ее развития. Узнаем основные причины дальнозоркости у детей и когда она считается нормой.
При дальнозоркости человек плохо видит вблизи. Происходит это из-за нарушения преломляющей способности глаза. Это случается по причине изменения формы роговицы, глазного яблока или ухудшения работы мышц глаза, отвечающих за фокусировку. При дальнозоркости ось глазного яблока укорочена. Световые лучи не могут попасть на центральную точку сетчатки и сформировать на ней качественное изображение. Если ось глаза изменяется относительно нормы, картинка формируется за сетчатой оболочкой или перед ней. В таких случаях диагностируются дальнозоркость и близорукость соответственно. При гиперметропии недостаточная длина переднезадней оси глазного яблока не приводит к искажению изображения, его размытости при взгляде вдаль. Но когда человек смотрит на предметы, находящиеся рядом с ним, лучи света падают на сетчатку под более острым углом, оказываясь за сетчаткой. В результате картинка получается нечеткой.
При этом такая характеристика соответствует только гиперметропии начальной и средней степеней. При патологии, проявляющейся в отклонении более чем в 4 диоптрии, зрение ухудшается на всех дистанциях. Связано это с постоянным напряжением глаз.
Так выглядит патологический процесс, именуемый дальнозоркостью. Однако это состояние зрения может носить физиологический характер, то есть не являться болезнью. Проявляется гиперметропия зачастую в детском возрасте. О детской дальнозоркости, ее причинах, видах и стоит рассказать подробнее.
Порядка 90% всех новорожденных являются дальнозоркими. Это считается нормальным, так как связано данное состояние с небольшим размером глаз младенцев. Переднезадняя ось глазного яблока короче, чем у взрослого человека с хорошим зрением, по причине чего изображение и оказывается за сетчаткой. Оказывается, норма дальнозоркости у детей сразу после рождения — 4-5 диоптрий. В младенческом возрасте ребенок этого не замечает, а впоследствии не помнит. Примерно через 2-3 года этот показатель становится меньше. Дальнозоркость у детей в 3-4 года уже не превышает 3 диоптрий. К 6-7 годам у детей можно зафиксировать гиперметропию в 2 диоптрии, что примерно соответствует начальной форме гиперметропии, которая не требует подбора средств коррекции. Уже к 14 годам дальнозоркость исчезает. Иногда легкая степень до 1-2 диоптрий сохраняется до 18-20 лет. До этого возраста организм человека растет, что приводит к увеличению оси глазного яблока и изменению преломляющей способности глаза в лучшую сторону. Если после 18-20 лет дальнозоркость сохраняется и прогрессирует, можно говорить о наличии патологии.
Детская физиологическая дальнозоркость — это не заболевание, а состояние глаз, сопровождающееся нарушениями зрения. Глаза человека растут до 18 лет, но, как правило, дальнозоркость диагностируется намного раньше — в 6-7 лет. В этом возрасте становятся заметными симптомы врожденной гиперметропии — офтальмологической патологии, требующей лечения и коррекции.
Диагностировать врожденную дальнозоркость у детей до 3 лет очень сложно. Болезнь проявляется в возрасте 4 лет и позже. Обычно обнаружить гиперметропию удается на первом школьном медицинском осмотре или медосмотре перед поступлением в школу. В некоторых случаях дальнозоркость у детей обнаруживается до 2 лет в ходе тщательного обследования. Так как данный дефект рефракции часто обусловлен генетической предрасположенностью, родители должны уже с 2-3 лет ежегодно записывать малыша на прием к окулисту. Если хотя бы один родитель страдает от гиперметропии, скорее всего, ребенок тоже столкнется с этой патологией.
Причинами дальнозоркости у детей становятся отклонения в строении органов зрения. Глазное яблоко может быть не развито, то есть быть слишком маленьким, или иметь очень плоскую роговицу. Иногда дети рождаются с патологиями хрусталика — афакией и микрофакией. В первом случае хрусталик отсутствует, а во втором отмечается остановка его развития и роста. Такие заболевания являются достаточно редкими. Зачастую врожденная дальнозоркость — это следствие медленного роста глаз. Причины этого точно не установлены.
Основной симптом дальнозоркости — это плохое зрение вблизи. Проблема заключается в том, что ребенок дошкольного возраста не понимает, что размытые картинки при просмотре книги или журнала свидетельствуют об отклонении зрения. Заметить первые признаки дальнозоркости могут родители. Если ребенок отодвигает от лица книгу или картинку, часто трет глаза и быстро устает, его нужно показать окулисту.
Когда ребенок пойдет в школу, нагрузка на глаза увеличится многократно, а признаки дальнозоркости станут более явными. Тогда и сам школьник сможет пожаловаться на усталость, боль в глазах, головные боли, головокружение и другие симптомы зрительного дискомфорта. Не стоит объяснять эти жалобы обычной усталостью. При наличии хотя бы одного из вышеперечисленных признаков болезни следует проверить у ребенка остроту зрения. Сделать это можно дома, чтобы убедиться в наличии проблемы, после чего все равно нужно записаться к специалисту.
При возникновении подозрений на дальнозоркость можно воспользоваться специальным тестом на определение гиперметропии. Тест представляет собой таблицу с буквами. Если ребенок еще не умеет читать, то вместо плаката с буквами в интернете можно скачать или загрузить тест, в котором оптотипами являются фигуры, животные и другие понятные детям изображения. Тест на дальнозоркость называется дуохромным. Таблица разделена на две половины — красную и зеленую. Загрузить ее можно прямо на компьютере, не распечатывая. Необходимо только установить оптимальную яркость экрана и усадить ребенка напротив него на расстоянии одного метра. Один глаз во время проверки зрения прикрывается рукой, вторым ребенок должен рассматривать символы, которые он видит на экране. Так проверяются оба глаза. Если проверяемый называет безошибочно буквы на красном фоне, ошибаясь при определении оптотипов на зеленой половине таблицы, у него развивается близорукость. Когда хорошо видны буквы на зеленом фоне, а на красном они расплываются, у ребенка — дальнозоркость.
Такой тест не поможет самостоятельно определить степень гиперметропии и тем более ее причины. После самостоятельной проверки зрения с отрицательными ее результатами нужно пройти обследование.
Дальнозоркость можно вылечить с помощью нескольких методов: аппаратной терапии, очковой и контактной коррекции, гимнастики для глаз. До 18-летнего возраста не назначается лазерная корректировка зрения. В ходе такой процедуры роговице придается правильная форма, за счет чего изменяется ее преломляющая сила. Такой метод считается самым эффективным, так как позволяет навсегда или на долгие годы отказаться от средств коррекции. Однако в детском возрасте проводить данную процедуру бессмысленно. Роговая оболочка все равно изменит свою форму по мере роста ребенка, в результате чего итоги операции будут нивелированы.
Невозможность проведения лазерной коррекции не является такой уж и серьезной проблемой. Дальнозоркость у детей достаточно легко лечится и безоперационными методами.
Подбор очков для детей при гиперметропии несколько отличается от выбора и способа использования очковых линз во взрослом возрасте. Многое зависит от степени дефекта рефракции. На начальной стадии гиперметропии очки вообще могут не понадобиться, либо назначаются линзы с небольшим набором диоптрий. Такие очки носить постоянно не нужно. Ребенок должен надевать их во время чтения и просмотра телевизора. Оптическая сила в линзах примерно на 1 диоптрию меньше, чем реальный показатель дальнозоркости. Так средства коррекции будут стимулировать работу глазных мышц, способствуя их укреплению.
Средняя и высокая степени гиперметропии в детском возрасте требуют назначения оптики для постоянного ношения. Очки также оснащены несколько заниженными диоптриями. Выписываются они в разном возрасте. Даже в 3 года ребенку может быть назначена оптика. Это случается, когда гиперметропия прогрессирует.
Детей сложно заставить носить очки, поэтому необходимо их как-то заинтересовать в этом. В 8-10 лет очковые линзы можно будет заменить контактными линзами. В этом возрасте ребенок сможет самостоятельно их надевать и снимать, а также ухаживать за ними.
Аппаратные методы терапии помогают предотвратить дальнейшее прогрессирование дальнозоркости, укрепить глазные мышцы и повысить остроту зрения. При аппаратной терапии больному назначается электро-, цвето- и лазеростимуляция. Электростимуляция предполагает воздействие на глаза электрическим током, благодаря чему нормализуется кровообращение, ускоряется обмен веществ, укрепляется цилиарная мышца, стимулируется работа зрительного нерва.
Цветоимпульсная терапия — это лечение с помощью специальных очков со встроенными излучателями света. При лазерной терапии используется прибор, который направляет на сетчатку луч лазера, улучшающий ее состояние. Лазерная стимуляция также направлена на нормализацию кровообращения и укрепление глазных мышц.
Все аппаратные методы безболезненные, но имеют противопоказания. Назначается подобная терапия курсами, продолжительность которых составляет порядка 7-10 дней.
Зарядка для глаз помогает восстановить зрение после нагрузки на глаза. Систематическое выполнение глазных упражнений при дальнозоркости обеспечивает защиту от ее дальнейшего развития, а иногда и помогает снизить степень аномалии рефракции. Есть несколько самых распространенных упражнений, которые подходят детям в том или ином возрасте.
1. Зарядка для глаз «пишите носом». Для выполнения задания нужно наклонить голову к столу, представив, что нос — это карандаш. Движениями головы необходимо нарисовать воображаемую картинку. Смотреть при этом нужно на кончик носа. Длится тренировка 2-3 минуты. Можно повторить ее несколько раз, делая небольшие перерывы.
2. Второе упражнение выполняется следующим образом: ребенок вытягивает руки вперед, раздвинув пальцы. Далее он должен смотреть на предметы в комнате через просветы между пальцами. Затем начинаются повороты головы в разные стороны. Взгляд должен быть все это время устремлен в одну точку. Упражнение делается правильно, если возникает ощущение, что рука движется параллельно с головой.
3. Наблюдение за движущимися предметами. Это задание лучше выполнять на улице во время прогулки с ребенком, который должен наблюдать за птицами или бегущей собакой, отвлекаясь на другие предметы. Родители легко могут провести это упражнение в форме игры.
Гимнастику для глаз следует делать ежедневно по 2-3 раза, иначе она не принесет пользы.
Если не лечить и не корректировать гиперметропию, есть риск возникновения косоглазия и амблиопии. При этих патологиях один глаз частично или полностью выпадает из процесса зрения. Такие заболевания требуют длительного лечения и не всегда вылечиваются окончательно. Также дальнозоркость может стать причиной инфекционных и воспалительных заболеваний глаз.
источник