Меню Рубрики

Комплекс упражнений с мячом для лечения близорукости

(по Э.С. Аветисову, Е.И. Ливадо, Ю.И. Курпан, 1996)

•И.п. — стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «один-два» поднять руки через стороны вверх, потянуться — вдох, переложить мяч в левую руку; на счет «три» через стороны опустить —выдох. Смотреть на мяч, не поворачивая головы. Повторить 6— раз.

•И.п. — стоя. Держать руки с мячом впереди. Круговые движения руками. Смотреть на мяч, дыхание произвольное. Повторить 6— раз в каждом направлении.

•И.п. — стоя. Держать мяч впереди в согнутых руках. Сгибая ногу, коленом ударить по мячу. Повторить 8—0 раз каждой ногой.

•И.п. — стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «раз» сделать мах правой ногой вперед-вверх, мяч из правой руки в левую переложить под ногой; на счет «два» опустить ногу; на счет «три-четыре» то же, перекладывая мяч из левой руки в правую под левой ногой. Повторить 8—0 раз каждой ногой.

•Бег на месте в среднем темпе (варианты: бег на прямых ногах, поднимая высоко колени или сильно сгибая ноги в коленных суставах так, чтобы пятками касаться ягодиц) в течение 1— мин с последующим переходом на ходьбу.

•И. п. — сидя на полу, упор руками сзади, зажать мяч между стопами, ноги подняты. Круговые движения ногами, смотреть на мяч. Повторить 8—0 раз в каждом направлении.

•И. п. — лежа на животе, мяч сзади. На счет «раз» поднять руки с мячом, приподнять голову и плечи; на счет «два-три» держать; на счет «четыре» опустить руки. Повторить 8—10 раз.

•И. п. — лежа на животе, кисти рук на полу у плеч, мяч сдавливать стопами. На счет «раз» согнуть ноги в коленных суставах, распрямить руки, прогнуться, головой постараться коснуться мяча; на счет «два» вернуться в и. п. Повторить 8—10 раз.

Улучшение зрения по методу У. Бейтса

Для лечения близорукости американский офтальмолог Уильям Бейтс предлагает комплекс упражнений, который он разработал после ознакомления с методикой совершенствования зоркости индейцев. Главной причиной ухудшения зрения Бейтс считает психогенное напряжение, сопровождающееся напряжением наружных мышц глаза, усилением увидеть, разглядеть удаленные предметы. По мнению Бейтса, нормальное зрение можно выработать полным расслаблением и с помощью следующих упражнений.

•Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке — карандаш. По широкой амплитуде он двигается вправо, влево, вниз, вверх. Неотрывно следить за ним глазами.

•Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из верхнего правого угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего в правый нижний. Повторить не менее 50 раз.

•Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Резкие повороты головы вправо, влево. Взгляд направляется по ходу движения. Выполнить 40 поворотов.

•В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых. Повторить 15 раз.

•Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 40 раз.

•Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 с. Перевести взгляд на свои наручные часы. Повторить 15 раз.

Этот комплекс У. Бейтс рекомендует выполнять 2 раза в день в течение месяца, затем сделать перерыв на 2— недели, а потом начать все сначала. Такой режим работы глаз укрепляет мышцы, тренирует и массирует хрусталики, улучшает кровообращение и питание глаз.

Профилактика травматизма

Систематический медицинский контроль и соблюдение мер по предупреждению травматизма на занятиях физической культурой является одним из условий эффективного учебно-воспитательного процесса в школе для детей с ограниченными зрительными возможностями. Работу по гигиеническому воспитанию и обучению детей с нарушенным зрением следует проводить не только во время урока, но и после уроков: во время экскурсий, туристических походов, соревнований и пр. Надо объяснять детям о необходимости остерегаться всего, что может привести к травме, и проводить разъяснительную работу по охране остаточного зрения, соблюдению мер предосторожности на уроках по разделам: легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, плавание, подвижные и спортивные игры, туристические походы, спортивные соревнования и т. д.

Во время урока учителю следует постоянно контролировать самочувствие детей. Снижение работоспособности, нарушение координации движений, внимания, нистагм глаз, нечеткая речь являются признаком утомления. Дети становятся вялыми, жалуются на усталость, сонливость, боль в области лба и затылка, неосознанное стремление к отдыху. Эти явления наиболее выражены в конце учебного года.

Травмы при занятиях физической культурой и спортом с детьми с нарушенным зрением следует рассматривать как чрезвычайное происшествие. Как правило, они являются результатом неудовлетворительной профилактики травматизма. Причины связаны с состоянием мест занятий и одежды занимающихся; со слабой организацией и методикой проведения занятий; несоблюдением требований врачебного контроля; с отсутствием дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку, с неправильным поведением ученика при занятиях физическими упражнениями. Таким образом, создание условий, своевременная помощь детям со зрительной депривацией позволят избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для роста и развития личности каждого ребенка.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику основным зрительным функциям.

2. Дайте характеристику основным глазным заболеваниям, наиболее часто встречающимся у детей школьного возраста.

3. Как вы понимаете термин «ребенок с нарушением зрения»?

4. Охарактеризуйте особенности физического развития детей со зрительной депривацией.

5. Охарактеризуйте особенности психического развитие детей с нарушением зрения.

6. В чем заключается коррекционная направленность уроков физического воспитания детей с депривацией зрения?

7. Перечислите противопоказания при регулировании физической нагрузки детей школьного возраста с нарушением зрения.

8. При каких офтальмологических заболеваниях предусмотрены противопоказания и к каким видам физических упражнений?

9. Перечислите задачи (общие и коррекционные) физического воспитания детей с депривацией зрения.

10. Перечислите методы и методические приемы обучения детей с депривацией зрения двигательным действиям.

11. Какие сохранные функции необходимо развивать у незрячих и слабовидящих детей на уроках физического воспитания?

12. Какие ориентиры используют незрячие школьники в процессе физического воспитания?

13. В чем заключается коррекционная направленность подвижных игр?

14. Дайте характеристику структуры и содержания урока коррекционной направленности.

15. Перечислите формы повышения двигательной активности детей с депривацией зрения.

16. Перечислите особенности общения с детьми, имеющими зрительные нарушения

17. Перечислите условия предупреждения травматизма в процессе занятий физическими упражнениями.

18. В чем заключаются особенности регулирования физической нагрузки на уроках физкультуры, ритмики, ЛФК?

19. Существует ли разница в методике обучения двигательным действиям незрячих и слабовидящих детей?

1. Ермаков В.П., Якунин ГЛ. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрением. — М., 2000.

2. Демирчоглян Г.Г. Как сохранить и улучшить зрение. — Донецк, 1997.

3. Корбетт М.Д. Как обрести хорошее зрение без очков (перевод). —СПб., 1998.

4. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. — СПб., 1998.

5. Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. М., 2001.

6. Ростомашвили Л.Н. Реализация программы ЛФК для младших школьников с тяжелой патологией зрения. — СПб., 1997.

7. Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушенным зрением /Методические рекомендации для учителей, воспитателей, родителей. — СПб., 2001.

8. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. — М., 2000.

9. Хаксли О. Как вернуть зрение // Перевод с англ. — М., 1997.

10. Шкарлова СИ., Романовский В. Е. Близорукость, дальнозоркость, астигматизм. — Ростов-на-Дону; Феникс, 2000.

11. Шматко Н.Б. Дети с отклонениями в развитии /Методическое

пособие для педагогов и воспитателей массовых и спецучреждений и родителей. — М., 1997.

Дата добавления: 2017-02-28 ; просмотров: 430 | Нарушение авторских прав

источник

К УТОМЛЕНИЮ (Демирчоглян Г.Г, 1997)

1. И. п. — сидя. Крепко зажмурить глаза на 3—5 с, а затем открыть их на 3—5 с. Повторить 6—8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.

2. И. п. — сидя. Быстрые моргания в течение 1 мин. Способствует улучшению кровообращения.

3. И. п. стоя. 1) Смотреть прямо перед собой 2—3 с; 2) поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 25—30 см от глаз; 3) перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3—5 с; 4) опустить руку. Повторить 10—12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

4. И. п. — сидя 1) Смотреть прямо перед собой 2—3 с; 2) перевести взгляд на кончик носа на 3—5 с. Повторить 6—8 раз. Упражнение развивает способность продолжительное время удерживать взгляд на близких предметах.

5. И. п. — сидя. 1) Закрыть веки; 2) массировать их круговыми движениями пальцев. Повторять в течение 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

6. И.п. — стоя. 1) Отвести правую руку в сторону; 2) медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить 10—12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального действия и совершенствует их координацию.

7. И. п. — стоя. 1) Поднять правую руку вверх; 2) медленно передвигать палец полусогнутой руки сверху вниз и снизу вверх, не двигая головой, следить за пальцем. Повторить 10—12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаза вертикального действия и совершенствует их координацию.

8. И. п. — сидя. 1) Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко; 2) спустя 1—2 с снять пальцы с век. Повторить3—4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

9. И. п. — сидя, голова неподвижна. 1) Вытянуть полусогнутую руку вперед и вправо; 2) производить рукой на расстоянии 40—50 см от глаз медленные круговые движения по часовой стрелке и следить при этом глазами за кончиком пальца; 3) проделать то же упражнение, сменив правую руку на левую, и совершая ею круговые движения против часовой стрелки. Упражнение развивает координацию движений глаз и способствует укреплению вестибулярного аппарата. Повторить 3—6 раз.

10. И. п. — сидя. «Пальминг». Быстро потрите ладони друг о тдруга в течение 5—10 с, положите теплые ладони на закрытые глаза. Длительность 20 с. Упражнение на расслабление.

С. Багайка (2001) при пальминге рекомендует не концентрировать внимание на глазах, а мысленно представить предметы, окрашенные в черный цвет (платье из бархата, черная шляпа и т. д.). Достаточно трех таких мысленных картин. Чем дольше вам удастся удерживать черное пятно, тем более эффективными окажутся упражнения.

(по Э.С. Аветисову, Е.И. Ливадо, Ю.И. Курпан, 1996)

И.п. — стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «Один-два» поднять руки через стороны вверх, потянуться — вдох, переложить мяч в левую руку; на счет «три» через стороны опустить — выдох. Смотреть на мяч, не поворачивая головы. Повторить 6—8 раз.

И.п. — стоя. Держать руки с мячом впереди. Круговые движения руками. Смотреть на мяч, дыхание произвольное. Повторить6—8 раз в каждом направлении.

И.п. — стоя. Держать мяч впереди в согнутых руках. Сгибая ногу, коленом ударить по мячу. Повторить 8—10 раз каждой ногой.

И.п. — стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «раз» мах правой ногой вперед-вверх, мяч из правой руки в левую переложить под ногой; на счет «два» опустить ногу; на счет «три-четыре» то же, перекладывая мяч из левой руки в правую под левой ногой. Повторить 8—10 раз каждой ногой.

Бег на месте в среднем темпе (варианты: бег на прямых ногах, поднимая высоко колени или сильно сгибая ноги в коленных суставах так, чтобы пятками касаться ягодиц) в течение 1—2 мин с последующим переходом на ходьбу.

И.п. — сидя на полу, упор руками сзади, зажать мяч между стопами, ноги подняты. Круговые движения ногами, смотреть на мяч. Повторить 8—10 раз в каждом направлении.

И.п. — лежа на животе, мяч сзади. На счет «раз» поднять руки с мячом, приподнять голову и плечи; на счет «два-три» держать; на счет «четыре» опустить руки. Повторить 8—10 раз.

И.п. — лежа на животе, кисти рук на полу у плеч, мяч сдавливать стопами. На счет «раз» согнуть ноги в коленных суставах, распрямить руки, прогнуться, головой постараться коснуться мяча; на счет «два» вернуться в и. п. Повторить 8—10 раз.

источник

Эффективный способ приостановить прогрессирование — это упражнения при близорукости (миопии).

Миопия или близорукость, очень распространенное заболевание глаз в наше время, вызванная на сетчатке глаза аномалией рефракции.

Главная причина возникновения близорукости, является увеличение глазного яблока. Изображения, поступающие в глаза формируется, перед сетчаткой, в результате даже при небольшом расстоянии объекты становятся не четкие, расплывчатые.

При миопии (близорукости) человек видит предметы вблизи до 40 сантиметров от себя, все, что дальше обзор приобретает расплывчатость.

Как такового прямого лечения близорукости не существует, излечиться от данного заболевания не возможно, можно только приостановить его развитие. В любом случае лечение необходимо.

Для корректного лечения близорукости (миопии) следует посетить врача офтальмолога. Врач после определенных обследований, поставит точный диагноз и скорректирует лечение.

Специальные упражнения при миопии (близорукости) способны приостановить развитие заболевания. В специальный комплекс входят упражнения на: усиление мышц век, расслабление мышц глаз, снятие утомляемости, на улучшение кровообращения, смягчение зрительного процесса на коротком расстоянии, укрепление мышц обоих глаз, а также улучшение циркуляции внутриглазной жидкости.

Второй комплекс упражнений при близорукости построен в игровой форме с использованием различных мячей, (волейбольных, теннисных, баскетбольных), данная тренировка позволяет укрепить цилиарные мышцы глаз.

Предложенные упражнения при лечении миопии (близорукости) следует выполнять регулярно, что позволит намного быстрее приостановить развитие заболевания и улучшить зрение.

  1. Упражнение для усиления мышц век, улучшения кровообращения, расслабления мышц глаз:

Для начала расположитесь на стуле. На 3-5 секунд крепко зажмуриваем глаза, затем глаза открываем, также на 3-5 сек. – выполняем упражнение 6-8 раз.

  1. Для улучшения кровообращения при близорукости:
Читайте также:  Упражнения для восстановления зрения при близорукости по жданову отзывы

Упражнение будем выполнять так же из положения, сидя. В течение 1-2 мин. быстрое моргание глазами.

  1. Упражнение для снятия утомляемости, облегчения зрительной процесса на коротком расстоянии:

Стоя, палец правой руки размещаем посередине лица на расстоянии 25-30 см. Смотрим вдаль 2-3 сек., далее взгляд переводим на палец, на 3-5 сек – выполняем упражнение 10-12 раз.

  1. Для облегчения зрительного процесса на небольшом расстоянии:

Стоя, вытягиваем правую руку вперед в районе середины лица и начинаем приближать палец медленно пока он не станет, двоиться – 6-8 раз.

  1. Для расслабления мышц, улучшения кровообращения:

Для выполнения упражнения следует сесть на стул, закрыть глаза:

В течение минуты круговыми движениями массируем пальцами веки.

  1. Специальное упражнение для обоих глаз на укрепление мышц – бинокулярное зрение:

Упражнение, стоя, ориентир на расстоянии 25-30 см. от глаз. Обоими глазами смотрим на ориентир, 3-5 сек, далее, на 3-5 сек. левой ладонью прикрываем глаз, затем убрать ладонь, смотреть глазами на ориентир 3-5 сек, теперь на 3-5 секунд прикрыть ладонью правый глаз, убираем ладонь, смотрим обоими глазами, 3-5 сек, и отдыхаем.

  1. Для укрепления мышц глаза горизонтального действия и совершенствование их координации (в комплексе с массажем и самомассажем воротниковой зоны):

Упражнение, стоя. Отводим руку в правую сторону, неторопливо палец полусогнутой руки, перемещаем справа налево и не поворачивая головы, следим за пальцем, далее повторяем то же самое только слева направо – 10-12 раз.

  1. Для улучшения циркуляции внутриглазной жидкости:

Для выполнения упражнения нужно сесть на стул. Тремя пальцами каждой руки легонько нажимаем на верхние веки, на 1-2 сек., затем отдыхаем. Данное упражнение повторить 3-4 раза.

  1. Упражнение, сидя, указательными пальцами придерживаем кожу надбровных дуг. Не торопливо закрываем глаза, пальцами, удерживая кожу надбровных дуг, оказывая сопротивление мышцами – 6-8 раз.
  2. Сидя. II палец у наружного края глаза, III – на середине верхнего края орбиты, IV – у внутреннего угла глаза. Закрываем медленно глаза, оказываем небольшое сопротивление этому движению – упражнение повторить 8-10 раз.

  1. Упражнение выполняется с партнером. Становимся на расстоянии 5-7м. друг от друга. Мяч передаем от груди партнеру – вып-ем 12-15 раз.
  2. Передача мяча из-за головы – 10-12 раз.
  3. Передаем мяч одной рукой от плеча. Данное упражнение делаем каждой рукой по 7-10 раз.
  4. Обеими руками подбрасываем мяч вверх и необходимо его поймать – 7-8 раз.
  5. Одной рукой подбрасываем мяч, а другой его ловим или двумя – упражнение вып-ем 5-6 раз.
  6. Бросаем мяч об пол и ловим его одной или обоими руками – 6-7раз.
  7. Упражнение с теннисным мячом. Выполняем броски в стену теннисным мячом на расстоянии 5-8м. Каждой рукой выполняем броски по 6-8 раз.
  8. Упражнение, на броски в мишень теннисным мячом, выполняем по 6-8 раз каждой рукой.
  9. С расстояния 3-5м бросаем одной или обоими руками мяч в баскетбольное кольцо – упражнение выполняем 10-15 раз.
  10. Игра в бадминтон – 15-20 минут.
  11. Пасы футбольного мяча партнеру.

Специальные упражнения при миопии (близорукости) необходимо сочетать с общеразвивающими и дыхательными упражнениями.

источник

Нормальное зрение называют соразмерным, или эмметропическим. Близорукие люди (миопы) видят близкие предметы хорошо, далекие — плохо, а дальнозоркие (гиперметропы),

наоборот. Почти две трети всего человечества имеют дальнозоркость или близорукость, то есть обладают аметропическими глазами.

У близоруких людей вследствие повышенной силы преломляющих сред из-за увеличенного размера глазного яблока лучи света от далеких предметов фокусируются впереди сетчатки. В результате в области желтого пятна не получается ясного изображения,

отдаленные предметы видны расплывчатыми. Зато лучи света от близких предметов в близоруком глазе сходятся точно на сетчатке и дают четкое изображение без напряжения или с минимальным напряжением при аккомодации. Близорукие люди могут часами

читать, работать с очень мелкими деталями, не чувствуя утомления зрения.

Эти упражнения можно выполнять как в домашних условиях, так и на свежем воздухе. Приготовьте место для занятия: постелите коврик, поставьте цветной предмет (лучше зеленого или голубого цвета), на который будете смотреть, выполняя отдельные упражнения. Это могут быть мяч, ваза, чашка и другие предметы, которые хорошо видны без очков. Посчитайте пульс, включите музыку, возьмите волейбольный мяч и начинайте.

  • • Исходное положение: стоя, держать мяч в правой руке. На счет 1-2 поднять руки через стороны вверх, потянуться — вдох, переложить мяч в левую руку; на счет 3-4 руки через стороны опустить — выдох. Смотреть на мяч, не поворачивая головы. Повторить 6-8 раз.
  • • Исходное положение: стоя, держать руки с мячом впереди.

Круговые движения руками. Смотреть на мяч, дыхание произвольное. Повторить по 6-8 раз в каждом направлении.

  • • Исходное положение: стоя, держать мяч сзади. На счет 1 отвести плечи назад — вдох; на счет 2 наклониться вперед, прогнувшись (спина прямая), руки отвести назад — выдох. Смотреть на неподвижный предмет, находящийся на уровне головы. Повторить 10-12 раз.
  • • Исходное положение: то же. На счет 1 присесть, мячом коснуться пола, туловище держать прямо; на счет 2 вернуться в исходное положение, смотреть на неподвижный предмет на уровне головы. Повторить 10-16 раз.
  • • Исходное положение: стоя, держать мяч в правой руке.

Круговые движения тазом, мяч перекладывать из одной руки в другую по кругу. Повторить 8-10 раз в каждом направлении.

  • • Исходное положение: стоя, держать мяч впереди в согнутых руках. Сгибая ногу, коленом ударить по мячу. Повторить 8-10 раз каждой ногой.
  • • Исходное положение: стоя, держать мяч в правой руке. На счет 1 сделать мах правой ногой вперед-вверх, мяч из правой руки в левую переложить под ногой; на счет 2 опустить ногу; на счет 3-4 — то же, перекладывая мяч из левой руки в правую под левой ногой. Повторить 8-10 раз каждой ногой.
  • • Исходное положение: стоя, прижать мяч ко лбу. Надавливать лбом на мяч (не сильно!) 8-10 раз, затем мяч прижать к затылку и вновь 8-10 раз надавливать на мяч. Повторить 2-3 раза.
  • • Исходное положение: сидя, закрыть глаза и выполнять самомассаж задних мышц шеи в течение 40-45 с.
  • • Выполнить упражнения по методике «Метка на стекле» (см. приложение), в течение 1-2 мин.
  • • Бег на месте в среднем темпе (варианты: выбрасывая прямые ноги вперед или назад, поднимая высоко колени или сильно сгибая ноги в коленных суставах так, чтобы пятками касаться ягодиц) в течение 1-2 мин. с последующим переходом на ходьбу.
  • • Исходное положение: стоя, поднять руки вверх — вдох, опустить — выдох. Повторить
  • • Исходное положение: сидя на полу, сделать упор руками сзади, зажать мяч между стопами, ноги подняты. Круговые движения ногами. Смотреть на мяч. Повторить 8-10 раз в каждом направлении.
  • • Исходное положение: сидя на полу, сделать упор руками сзади. Не отрывая рук и стоп от пола, трижды сгибать и разгибать ноги, подавая туловище вперед, затем сесть. Повторить 4-6 раз.
  • • Исходное положение: то же. На счет 1 приподнять таз, голову назад, прогнуться; на счет 2 вернуться в исходное положение. Повторить 8- 10 раз.
  • • Исходное положение: лежа на спине, зажать мяч между стопами. На счет 1 поднять ноги и коснуться мячом пола за головой; на счет 2 вернуться в исходное положение. Повторить
  • 6-8 раз.
  • • Исходное положение: лежа на спине, согнуть ноги, коленями сжать мяч. Ритмично надавливать на мяч в течение 10-15 с. Повторить 10-15 раз.
  • • Упражнение то же, но стопы оторваны от пола. Повторить 8-10 раз.
  • • Исходное положение: лежа на спине, держать мяч впереди. Поднять голову и плечи, сесть и вновь лечь. Глазами следить за мячом. Повторить 8-10 раз.
  • • Исходное положение: лежа на животе, держать мяч сзади. На счет 1 поднять руки с мячом, приподнять голову и плечи; на счет 2-3 держать, на счет 4 опустить руки. Повторить
  • • Исходное положение: лежа на животе, положить кисти на пол около плеч, мяч сдавливать стопами. На счет 1 согнуть ноги в коленных суставах, распрямить руки, головой постараться коснуться мяча; на счет 2 вернуться в исходное положение. Повторить 8-10 раз.
  • • Исходное положение: встать на четвереньки. На счет 1 выгнуть спину, голову опустить (руки не сгибать!); на счет 2 спину прогнуть, голову поднять. Повторить 10-12 раз.
  • • Исходное положение: то же. На счет 1 выпрямить и отвести назад прямую правую ногу и поднять вверх левую руку, прогнуться — вдох; на счет 2 вернуться в исходное положение; на счет 3-4 то же другой ногой и рукой. Повторить по 4-5 раз каждой ногой.
  • • Исходное положение: сидя, ноги врозь, мяч держать в руках. Круговые движения туловищем. При наклоне туловища мячом тянуться вперед, при разгибании отводить руки с мячом вверх и назад. Повторить по 5-6 раз в каждом направлении.
  • • Исходное положение: то же, мяч прижать к животу. Выпячивать брюшную стенку, давить ею на мяч, затем втягивать. Повторить 10- 12 раз.
  • • Исходное положение: стоя на коленях, держать мяч впереди. На счет 1 поднять мяч вверх, отвести как можно больше назад туловище, голову и руки, прогнуться; на счет 2 сесть на пятки, руки опустить. Повторить 8-10 раз.
  • • Исходное положение: стоя, держать мяч в правой руке. Выполнять подскоки на двух ногах, мяч перебрасывать из одной руки в другую. Выполнять в течение 20-30 с.
  • • Исходное положение: стоя, наклонить туловище вперед, мяч в опущенных руках. На счет 1 повернуть туловище вправо, руки вправо; на счет 2 то же влево, смотреть на мяч. Повторить 5-6 раз в каждую сторону.
  • • Исходное положение: стоя. На счет 1 поднять руки вверх -глубокий вдох; на счет 2 наклонить туловище, расслабленные руки бросить вниз — выдох. Повторить 5-6 раз.

Приведенный комплекс рассчитан на 25-30 мин. После выполнения последнего упражнения посчитайте пульс и примите душ.

источник

• И. п. – стоя. Держать мяч вправой руке. На счет «один‑два» поднять руки через стороны вверх, потянуться – вдох, переложить мяч в левую руку; на счет «три» через стороны опустить – выдох. Смотреть на мяч, не поворачивая головы. Повторить 6–8 раз.

• И. п. – стоя. Держать руки с мячом впереди. Круговые дви­жения руками. Смотреть на мяч, дыхание произвольное. Повторить 6–8 раз в каждом направлении.

• И. п. – стоя. Держать мяч впереди в согнутых руках. Сги­бая ногу, коленом ударить по мячу. Повторить 8–10 раз каждой ногой.

• И. п. – стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «раз» сделать мах правой ногой вперед‑вверх, мяч из правой руки в ле­вую переложить под ногой; на счет «два» опустить ногу; на счет «три‑четыре» то же, перекладывая мяч из левой руки в правую под левой ногой. Повторить 8–10 раз каждой ногой.

• Бег на месте в среднем темпе (варианты: бег на прямых но­гах, поднимая высоко колени или сильно сгибая ноги в коленных суставах так, чтобы пятками касаться ягодиц) в течение 1–2 мин с последующим переходом на ходьбу.

• И. п. – сидя на полу, упор руками сзади, зажать мяч между стопами, ноги подняты. Круговые движения ногами, смотреть на мяч. Повторить 8–
10 раз в каждом направлении.

• И. п. – лежа на животе, мяч сзади. На счет «раз» поднять руки с мячом, приподнять голову и плечи; на счет «два‑три» дер­жать; на счет «четыре» опустить руки. Повторить 8–10 раз.

• И. п. – лежа на животе, кисти рук на полу у плеч, мяч сдав­ливать стопами. На счет «раз» согнуть ноги в коленных суставах, распрямить руки, прогнуться, головой постараться коснуться мяча; на счет «два» вернуться в и. п. Повторить 8–10 раз.

Улучшение зрения по методу У. Бейтса

Для лечения близорукости американский офтальмолог Уильям Бейтс предлагает комплекс упражнений, который он раз­работал после ознакомления с методикой совершенствования зорко­сти индейцев. Главной причиной ухудшения зрения Бейтс считает психогенное напряжение, сопровождающееся напряжением наруж­ных мышц глаза, усилением увидеть, разглядеть удаленные предме­ты. По мнению Бейтса, нормальное зрение можно выработать пол­ным расслаблением и с помощью следующих упражнений.

• Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке – карандаш. По широкой амплитуде он двигается вправо, влево, вниз, вверх. Неотрывно следить за ним глазами.

• Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из верхнего правого угла комнаты в ле­вый нижний, из левого верхнего в правый нижний. Повторить не менее 50 раз.

• Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Резкие повороты головы вправо, влево. Взгляд направляется по ходу движения. Вы­полнить 40 поворотов.

• В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых. Повторить 15 раз.

• Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 40 раз.

• Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 с. Перевести взгляд на свои наруч­ные часы. Повторить 15 раз.

Этот комплекс У. Бейтс рекомендует выполнять 2 раза в день в течение месяца, затем сделать перерыв на 2–3 недели, а потом начать все сначала. Такой режим работы глаз укрепляет мышцы, тренирует и массирует хрусталики, улучшает кровообращение и пи­тание глаз.

4. Комплекс упражнений
для развития физических качеств глухих детей круговым методом

Читайте также:  Двояковогнутые линзы носят при близорукости
Содержание Дозировка Время отдыха между станциями
Станция 1. Бег на прямых ногах 10 м 1 раз 15–20 с
Станция 2. Выпрыгивание из полуприседа, сопровождая взмахом рук вверх 6–8 раз 20–25 с
Станция 3. Поднимание прямых ног вверх, лежа на спине, руками держаться за нижнюю перекладину гимнастической лестницы 8–10 раз 25–30 с
Станция 4. Лазание по гимнастической лестнице вверх–вниз разноименным способом, руки согнуты 1 раз 20–25 с
Станция 5. Махи правой (левой) ногой вперед до уровня пояса, стоя боком к месту опоры 8–10 раз 15–20 с
Станция 6. Прыжки через гимнастическую скамейку, стоя боком и продвигаясь вперед по всей длине 4–8 прыжков 25–30 с
Станция 7. Лежа на животе, руки впереди прямые, поднимание набивного мяча вверх 6–8 раз 35–50 с

Цель – ознакомление детей с водой. Количество игроков – 6–15.

Инвентарь – легкий яркий мяч.

Инструкция. В мелкой части бассейна по­плавками отмечается круг диаметром 5–6 м. В кругу размещаются дети, выполняющие роль нырков. За кругом – столько же охотников. Охотники перебрасывают друг другу мяч и неожиданно для нырков бросают мяч в круг, стараясь попасть в кого‑нибудь из них. Един­ственное спасение для нырков – проворно погрузиться с головой под воду.

Методические указания. Каждое попадание мяча выводит нырка из круга. Игра проводится на время, через 5 мин нырки и охотники ме­няются местами.

Развивается ориентировка в пространстве, пре­одоление страха пе­ред водной средой, быстрота реакции, точность движений при бросках и лов­ле мяча, дифферен­цировка усилий.

Делай, как я»

Цели: знакомство с водой, освоение спосо­бов передвижения в воде, преодоление стра­ха перед водой.

В игре могут участвовать от 4 до 15 детей одновременно, в зависимости от их умения плавать.

Инструкция. Играющие располагаются в одну шеренгу в воде вдоль торцевого бор­тика бассейна спиной к нему, педагог – на противоположной стороне. По команде ше­ренга детей начинает передвигаться в сто­рону ведущего, проныривая под разделителя­ми дорожек и повторяя те движения, которые демонстрирует педагог (ходьба, бег, ходьба с наклоном вперед и попеременными гребка­ми, прыжки и др.). Побеждает участник, до­пустивший наименьшее количество ошибок.

Методические указания. Подбор «команд» осуществляется дифференцированно, в зави­симости от особенностей заболевания детей.

Цель – обучение детей погружению в воду и ориентировании под водой.

Инвентарь – 10–15 цветных тарелочек или других тонущих предметов.

Инструкция. На дно неглубокого бассейна бросают яркие тарелочки, которые хорошо видны в воде. По сигналу дети ныряют и стараются набрать за определенное время (30 с) как можно больше тарелочек. Побеждает набравший наибольшее количество тарело­чек.

Вариант. Можно разбрасывать по дну таре­лочки разного цвета, тогда ныряльщики по­лучают задание собрать тарелочки опреде­ленного цвета.

Методические указания. Следует обратить особое внимание на обеспечение безопасно­сти игроков.

Резиновый мячик»

Цель – обучение детей вдоху и выдоху. Количество игроков: 4–10.

Инвентарь – резиновые мячи (или другие не­тонущие предметы).

Инструкция. Игра проводится на мелкой ча­сти бассейна (водоема). Каждому участнику раздается по мячу (или другому нетонуще­му предмету). По команде дети кладут мячи на воду и дуют на них, пытаясь отогнать как можно дальше за один выдох. Выигрывает тот, чей мяч отплыл дальше всех. То же за­дание выполняется подряд 3–5 раз.

Методические указания. Во время игры не­обходимо обеспечить безопасность детей.

Цель – обучение детей свободному передви­жению в воде.

Играют две команды по 4–8 человек с рав­ным количеством мальчиков и девочек.

Инструкция. Команды строятся в колонну по одному. Перед командами через каждые 3 м устанавливается по три буйка на якоре. По сигналу первые номера плывут вперед, зигзагообразно обходя препятствия на сво­ем пути, и по прямой возвращаются назад. Коснувшись рукой вторых номеров, они по­сылают их в путь и т. д. Побеждает коман­да, закончившая эстафету первой. Методические указания. Команды должны быть примерно равны по силам.

Коррекционно‑­развивающая направленность. Быстрота реакции, внимание, ориенти­ровка в пространстве, управление направ­лением и скоростью передвижения, согла­сованность движений рук, ног и дыхания, развитие дыхатель­ной мускулатуры

Цель – обучение детей свободному передви­жению в воде.

В игре одновременно могут участвовать от 8 до 20 человек.

Инвентарь – яркие буйки (на якоре) по ко­личеству соревнующихся команд.

Инструкция. Соревнуются несколько команд по 4–8 человек в каждой, с рав­ным количеством девочек и мальчиков в командах. Дети заходят в воду по пояс и выстраиваются за линией старта парами – девочки, стоя сзади, держат мальчиков за пояс. Перед каждой ко­мандой, на расстоянии 10 м, устанавли­вают цветные буйки. По сигналу на старт выходят первые пары от каждой команды. Мальчики плывут, транспорти­руя девочек, как на буксире. Девочки ру­ками держатся за пояс плывущего, уси­ленно работая ногами. Обогнув буйки, «буксиры» возвращаются назад и каса­нием руки посылают на старт следую­щую пару. Побеждает команда, первой закончившая дистанцию.

Методические указания. Игра‑эстафета отличается большой интенсивностью, поэтому инструктору необходимо тща­тельно следить за соблюдением правил техники безопасности и состоянием де­тей.

Развивается быстрота движений, координация и согла­сованность действий партнеров, развитие скоростно‑силовых качеств.

5. Упражнения для коррекции искривлений позвоночника
у детей с умственной отсталостью

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 143 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

(по Э.С. Аветисову, Е.И. Ливадо, Ю.И. Курпан, 1996)

  • И.п. — стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «один-два»
    поднять руки через стороны вверх, потянуться — вдох, переложить
    мяч в левую руку; на счет «три» через стороны опустить — выдох.
    Смотреть на мяч, не поворачивая головы. Повторить 6—8 раз.
  • И.п. — стоя. Держать руки с мячом впереди. Круговые дви
    жения руками. Смотреть на мяч, дыхание произвольное. Повторить
    6—8 раз в каждом направлении.
  • И.п. — стоя. Держать мяч впереди в согнутых руках. Сги
    бая ногу, коленом ударить по мячу. Повторить 8—10 раз каждой
    ногой.
  • И.п. — стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «раз»
    сделать мах правой ногой вперед-вверх, мяч из правой руки в ле
    вую переложить под ногой; на счет «два» опустить ногу; на счет
    «три-четыре» то же, перекладывая мяч из левой руки в правую под
    левой ногой. Повторить 8—10 раз каждой ногой.
  • Бег на месте в среднем темпе (варианты: бег на прямых но
    гах, поднимая высоко колени или сильно сгибая ноги в коленных
    суставах так, чтобы пятками касаться ягодиц) в течение 1—2 мин
    с последующим переходом на ходьбу.
  • И. п. — сидя на полу, упор руками сзади, зажать мяч между
    стопами, ноги подняты. Круговые движения ногами, смотреть на мяч.
    Повторить 8—10 раз в каждом направлении.
  • И. п. — лежа на животе, мяч сзади. На счет «раз» поднять
    руки с мячом, приподнять голову и плечи; на счет «два-три» дер
    жать; на счет «четыре» опустить руки. Повторить 8—10 раз.
  • И. п. — лежа на животе, кисти рук на полу у плеч, мяч сдав
    ливать стопами. На счет «раз» согнуть ноги в коленных суставах,
    распрямить руки, прогнуться, головой постараться коснуться мяча;
    на счет «два» вернуться в и. п. Повторить 8—10 раз.

^ Профилактика травматизма
Систематический медицинский контроль и соблюдение мер по предупреждению травматизма на занятиях физкультурой является одним из условий эффективного учебно-воспитательного процесса в школе для детей с ограниченными зрительными возможностями. Работу по гигиеническому воспитанию и обучению детей с нарушенным зрением следует проводить не только во время урока, но и после уроков: во время экскурсий, туристических походов, соревнований и пр. Надо объяснять детям о необходимости остерегаться всего, — что может привести к травме, и проводить разъяснительную работу по охране остаточного зрения, соблюдению мер предосторожности на уроках по разделам: легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, плавание, подвижные и спортивные игры, туристические походы, спортивные соревнования и т. д.

Во время урока учителю следует постоянно контролировать самочувствие детей. Снижение работоспособности, нарушение координации движений, -внимания, нистагм глаз, нечеткая речь являются признаком утомления. Дети становятся вялыми, жалуются на усталость, сонливость, боль в области лба и затылка, неосознанное стремление к отдыху. Эти явления наиболее выражены в конце учебного года.

Травмы при занятиях физической культурой и спортом с детьми с нарушенным зрением следует рассматривать как чрезвычайное происшествие. Как правило, они являются результатом неудовлетворительной профилактики травматизма. Причины связаны с состоянием мест занятий и одежды занимающихся; со слабой организацией и методикой проведения занятий; несоблюдением требований врачебного контроля; с отсутствием дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку, с неправильным поведением ученика при занятиях физическими упражнениями.

источник

План:

  1. Введение.
  2. Миопия.
  3. Причины миопии.
  4. Лечение миопии.
  5. Занятия физической культурой и спортом при близорукости.
  6. Ограничения к занятиям физической культурой школьников по состоянию органа зрения.
  7. Основные противопоказания к занятиям спортом для лиц с близорукостью.
  8. Физическая культура для школьников с близорукостью.

За последние десятилетия число лиц, страдающих близорукостью, значительно возросло. Люди в очках стали неотъемлемой приметой современной жизни: всего в мире очки носят около 1 миллиарда человек. Близорукость присуща в основном молодым. Так, по данным разных авторов, близорукость у школьников колеблется от 2,3 до 16,2% и более. У студентов вузов этот процент ещё выше. И хотя довольно большое значение в развитии миопии имеет наследственный фактор, он далеко не всегда является определяющим.

Близорукость, миопия (от греческого «мио» – щуриться и «опсис» – взгляд, зрение), – один из недостатков рефракции глаза, в результате чего люди, страдающие им, плохо видят отдалённые предметы. Миопия чаще всего развивается в школьные годы, а также во время учёбы в средних и высших учебных заведениях и связана главным образом с длительной зрительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо, черчение), особенно при неправильном освещении и плохих гигиенических условиях. С введение информатики в школах и распространением персональных компьютеров положение стало еще более серьезным.

Если вовремя не принять мер, то близорукость прогрессирует, что может привести к серьёзным необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения. И как следствие – к частичной или полной утрате трудоспособности.

Развитию близорукости способствует также ослабление глазных мышц. Этот недостаток можно исправить с помощью специально разработанных комплексов физических упражнений, предназначенных для укрепления мышц. В результате процесс прогрессирования близорукости нередко приостанавливается или замедляется. Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось ещё недавно, в настоящее время признано неправильным. Однако и чрезмерная физическая нагрузка может оказать неблагоприятное влияние на здоровье близоруких людей.

Первое упоминание о близорукости встречается у Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Он отметил, что при слабости щурящегося глаза к нему подносят близко то, что хотят увидеть. У Аристотеля впервые встречается и слово “миопс”, означавшее: закрывать глаза мигая, от которого произошел современный термин “миопия”.

Миопия (близорукость) является сильной рефракцией, поэтому напряжение аккомодации в таких глазах не может улучшить изображения отдаленных предметов и миопы плохо видят вдаль и хорошо – на близком расстоянии.

Принято выделять три степени миопии: слабую – до 3.0 дптр, среднюю – 6.0 дптр, высокую – свыше 6.0 дптр.

По клиническому течению различают миопию не прогрессирующую и прогрессирующую.

Прогрессирование миопии может протекать медленно и закончиться с завершением роста организма. Иногда миопия прогрессирует непрерывно. достигает высоких степеней (до 30.0-40.0 дптр.), сопровождается рядом осложнений и значительным снижением зрения. Такая миопия называется злокачественной – миопической болезнью. Не прогрессирующая миопия является аномалией рефракции. Клинически она проявляется снижением зрения вдаль, хорошо корригируется и не требует лечения. Благоприятно протекает и временно прогрессирующая миопия. Постоянно прогрессирующая миопия – всегда серьезное заболевание, являющаяся основной причиной инвалидности. связанной с патологией органа зрения.

Клиническая картина миопии связана с наличием первичной слабости аккомодации, перенапряжением конвергенции и растяжением заднего сегмента глаза, происходящим после остановки роста глаза.

Аккомодативная мышца в миопических глазах развита слабо, но так как при рассматривании близко расположенных предметов напряжения аккомодации не требуется, клинически это обычно не проявляется, однако по данным, способствует компенсаторному растяжению глазного яблока и увеличению близорукости.

Несбалансированность слабой аккомодации со значительным напряжением конвергенции может привести к спазму ресничной мышцы, развитию ложной близорукости, которая со временем переходит в истинную. При миопии выше 6.0 дптр постоянное напряжение конвергенции, обусловленное близким расположением дальнейшей точки ясного зрения, является большой нагрузкой для внутренних прямых мышц, в результате чего возникает зрительное утомление – мышечная астенопия.

Растяжение заднего сегмента глазного яблока приводит к анатомическим и физиологическим изменениям. Особенно резко, на зрительной функции сказываются нарушения в сосудистой и сетчатой оболочках. Следствием этих нарушений являются типичные для миопии изменения глазного дна.

Причины миопии

В развитии близорукости следует рассматривать следующие факторы.

1. Генетический, несомненно, имеющий большое значение, так как у близоруких родителей часто бывают близорукие дети. Особенно наглядно это проявляется в больших группах населения. Так, в Европе число миопов среди студентов достигает 15%, а в Японии – 85%.

2. Неблагоприятные условия внешней Среды, особенно при длительной работе на близком расстоянии. Это профессиональная и школьная миопия, особенно легко формирующаяся, когда развитие организма не завершено.

3. Первичная слабость аккомодации, приводящая к компенсаторному растяжению глазного яблока.

4. Несбалансированное напряжение аккомодации и конвергенции, вызывающее спазм аккомодации и развитие ложной, а затем и истинной миопии.

При современном уровне развития офтальмологии нет единой, достаточно обоснованной научной концепции развития миопии. Участие приведенных выше факторов следует считать достаточно вероятным, но убедительных данных о преимущественном значении какого либо из них нет. По-видимому, разные виды миопии имеют различное происхождение, а их развитие обусловлено одним из факторов или имеет сложный генез.

Читайте также:  Может ли пройти близорукость у подростков

Лечение миопии

В период роста организма миопия прогрессирует чаще, поэтому особенно тщательно следует проводить ее лечение в детском и юношеском возрасте. Обязательны рациональная коррекция, устранение спазмов ресничной мышцы и явлений астенопии. Рекомендуются специальные упражнения для тренировки ресничной мышцы.

При высокой осложненной миопии, кроме того, показан общий щадящий режим: исключают физические напряжения (подъем тяжестей, прыжки и т. п.) и зрительные перегрузки. Назначают общеукрепляющее лечение и специальную терапию.

Занятия физической культурой и спортом при близорукости

Близорукость у детей школьного возраста нередко сочетается с такими заболеваниями, как ревматизм, рахит, хронический тонзиллит, нарушение опорно-двигательного аппарата и другими заболеваниями. При определении медицинской группы по физической культуре для детей с близорукостью учитываются острота зрения, рефракция и состояние глазного дна.

Результаты исследования последних лет, особенно касающиеся механизмов происхождения близорукости, позволили по-новому оценить возможности физической культуры при этом дефекте зрения.

Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось еще недавно, признано неправильным. Показана важная роль физической культуры в предупреждении миопии и в профилактике ее прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза.

Ученые установили, что девушки 15-17 лет, имеющие близорукость средней степени, значительно отстают по уровню физической подготовленности от сверстниц. У них отмечается существенное снижение кровотоков в сосудах глаза и ослабление аккомодационной способности. Циклические физические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности (пульс 100-140 уд./мин.) оказывают благоприятное воздействие на гемодинамику и аккомодационную способность глаза, вызывая реактивное усиление кровотока в глазу через некоторое время после нагрузки и повышения работоспособности цилиарной мышцы. После выполнения циклических упражнений значительной интенсивности (пульс 180 уд./мин.), а также упражнений на гимнастических снарядах, прыжков со скакалкой, акробатических упражнений отмечаются выраженная ишемия глаз, сохраняющаяся длительное время, и ухудшение работоспособности цилеарной мышцы. Апробация методики физического воспитания детей с миопией средней степени с учетом указанных выше эффектов действия физических упражнений показала, что применение этой методики способствует профилактике прогрессирования миопии. Спустя год в экспериментальной группе рефракция уменьшилась в 37.2% случаев, осталась на прежнем уровне в 53.5% и увеличилась у 9.3%, тогда как в контрольной группе это наблюдалось в 2.4; 7.4 и 90.2% соответственно.

Исследования ученых позволили установить, что снижение общей двигательной активности учащихся при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения общеразвивающего характера в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы оказывают положительное влияние на функции миопического глаза. На основе результатов, проведенных исследований разработана методика лечебной физкультуры для студентов и школьников с близорукостью и показана ее эффективность при применении в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования. Ю.И. Курпан обосновал методику физического воспитания учащихся, страдающих близорукостью.

Особенность физического воспитания школьников и студентов, способствующего предупреждению близорукости и ее прогрессирования, состоит в том, что в занятия, помимо общеразвивающих упражнений, включают и специальные упражнения, улучшающие кровоснабжение в тканях глаза и деятельность глазных мышц, в первую очередь цилиарной мышцы.

Физическая культура для учащихся с близорукостью

Ведущее место в системе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ занимают уроки физической культуры.

Обязательные занятия школьников физкультурой проводят в трех группах: основной, подготовительной и специальной.

В основную группу не допускаются учащиеся с остротой зрения без коррекции ниже 0.5 на лучше видящем глазу, с гиперметропической или миопической рефракцией более 3 дптр.
В подготовительной группе спортивные тренировки и соревнования исключены. Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения не допускаются к занятиям в этой группе.

Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения, а также с хроническими и дегеративными заболеваниями глаз занимаются в специальной группе по индивидуальной программе.

Отбор школьников в каждую из этих групп по состоянию органа зрения осуществляют в соответствии с инструкцией, приведенной в таблице далее (табл.1 Приложения 2).

Для школьников, страдающих близорукостью и включенных в специальную группу, разработаны специальные упражнения типа лечебной физкультуры.

Как уже отмечалось выше, значительная часть учащихся страдают близорукостью. По мере перехода в старшие классы отмечается тенденция к ее прогрессированию. Это вызвано, очевидно, большой зрительной нагрузкой, недостаточной двигательной активностью, нарушением гигиенических требований труда и быта.

Учащиеся с близорукостью слабой степени входят в основную группу и могут заниматься физической культурой. Полезны занятия спортивными играми. Постоянное переключение зрения при игре в волейбол, баскетбол, теннис с близкого расстояния на далекое и обратно способствует усилению аккомодации и профилактики прогрессирования близорукости.

При наличии близорукости средней степени, учащихся включают в подготовительную медицинскую группу. В программные требования для них целесообразно ввести некоторые ограничения: исключить прыжки с высоты более 1.5 м., упражнения, требующие большого и продолжительного физического напряжения. Степень нервно-мышечного напряжения и общая нагрузка при занятиях физической культурой должны быть несколько ниже, чем у студентов из основной медицинской группы.

Для учащихся подготовительной медицинской группы наряду с учебными занятиями необходимо предусмотреть также самостоятельные занятия, включающие специальные упражнения для мышц глаз или занятия лечебной физкультурой.

Студенты с близорукостью высокой степени (6.0 дптр и более) должны заниматься физической культурой только в специальной медицинской группе. Используются следующие формы физического воспитания:

а) обязательные и факультативные занятия;
б) самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, упражнения для повышения уровня общей и силовой выносливости, а также тренировку цилиарной мышцы. Кроме того можно рекомендовать и занятия лечебной физкультуры.

Физические упражнения и спорт – это основные средства укрепления здоровья и поддержания хорошей работоспособности в любом возрасте, однако для людей страдающих заболеваниями глазного органа, необходимы специальные комплексы упражнений.

Развитию близорукости способствует также ослабление глазных мышц. Этот недостаток можно исправить с помощью специально разработанных комплексов физических упражнений, предназначенных для укрепления мышц. В результате процесс прогрессирования близорукости нередко приостанавливается или замедляется. Так как у детей с высокой степенью близорукости наблюдается нарушение осанки, слабость мышечно-связочного аппарата, привычка чрезмерно наклонять голову и туловище при чтении и письме, целесообразно использовать корригирующие и дыхательные упражнения. Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось ещё недавно, в настоящее время признано неправильным. Однако и чрезмерная физическая нагрузка может оказать неблагоприятное влияние на здоровье близоруких людей. В Приложении 1 приведёны специальные физические упражнения, которые необходимо выполнять с целью профилактики появления и прогрессирования близорукости укрепления глазодвигательных мышц не реже 3-4 раз в неделю.

Существует также общеразвивающие упражнения, которые можно сочетать с движениями глаз:

При выполнении этих упражнений голову не поворачивать, движения глазами выполнять медленно.

  1. И. п. – лёжа на спине, руки в стороны, в правой руке теннисный мяч. Руки соединить впереди (по отношению к туловищу), передать мяч в левую руку. Вернуться в и. п. смотреть на мяч. Повторить 10-12 раз.
  2. И. п. – лёжа на спине, руки опущены вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку с мячом вверх (за голову) и, опуская её, передать мяч в другую руку. То же другой рукой. Смотреть на мяч. Повторить 5-6 раз каждой рукой. При поднимании руки – вдох, при опускании выдох.
    Мужчинам эти два упражнения можно выполнять с гантелью весом 1-3 кг.
  3. И. п. – лёжа на спине, руки в стороны. Выполнять скрестные движения прямыми руками. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Выполнять 15-20 сек. Дыхание произвольное.
  4. И. п. – сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги слегка подняты. Выполнять ими скрестные движения 15-20 сек. Смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.
  5. И. п. – то же. Одна нога несколько поднимается, другая опускается, затем наоборот. Смотреть на носок одной ноги. Выполнять 15-20 сек.
  6. И. п. – сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх – влево. То же левой ногой вверх – вправо. Смотреть на носок. Повторить 6-8 раз каждой ногой.
  7. И. п. – то же, прямая нога слегка поднята. Выполнять ею круговые движения в одном и другом направлении. Смотреть на носок. То же другой ногой. В течение 10-15 сек. каждой ногой.
  8. И. п. – стоя, держать гимнастическую палку вверх, прогнуться – вдох, опустить палку – выдох. Смотреть на палку. Повторить 6-8 раз.
  9. И. п. – стоя, держать гантели впереди. Круговые движения руками в одном и другом направлении 15-20 сек. Смотреть то на одну, то на другую гантель. Выполнять круговые движения 5 сек. в одном направлении, затем в противоположном.

Занятия физкультурой при слабой степени близорукости

Как уже отмечалось, люди, имеющие близорукость слабой степени, могут использовать разнообразные средства физкультуры и спорта. Исключение составляют только те, при которых возможны удары по голове, резкие сотрясения всего организма, общее большое и продолжительное напряжение занимающихся. К ним относятся бокс, борьба, прыжки в длину, высоту, в воду и с трамплина на лыжах, а также хоккей и регби.

Лицам с близорукостью слабой степени необходимо ежедневно выполнять специальные упражнения, направленные на укрепление мышц, способствующих улучшению зрения. Следует во все комплексы включать упражнения «метка на стекле» для тренировки цилиарной мышцы. Рекомендуемый комплекс ежедневных упражнений:

  1. И. п. – стоя, кисти на затылке. 1-2 – поднять руки вверх, прогнуться, 3-4 – вернуться в и. п. Повторить 3-4 раза.
  2. И. п. – стоя или сидя. Медленные круговые движения головой по 8 раз в каждом направлении.
  3. Самомассаж затылка и мышц задней поверхности шеи в течение 1 мин.
  4. Круговые движения глазными яблоками. Выполнять медленно в различных направлениях в течение 40-45 сек.
  5. Закрыть глаза. Выполнять несильные надавливания пальцами на глазные яблоки в течение 25-30 сек.
  6. Упражнение «метка на стекле». Выполнять в течение 1-2 мин., тренируя мышцы каждого глаза в отдельности и обоих глаз вместе.
  7. Закрыть глаза и выполнять поглаживание век от носа к наружным углам глаз и обратно в течение 30-35 сек.
  8. Выполнять быстрые моргания в течение 15-20 сек.
  9. Посидеть с закрытыми глазами в течение 1 мин., выполнять брюшное дыхание.

Физкультура при средней степени близорукости (от 3 до 6 диоптрий)

Круг средств физкультуры и спорта, которые можно рекомендовать лицам с близорукостью средней степени, сужен по сравнению с теми, у кого миопия слабой степени. Они могут заниматься некоторыми видами спорта лишь при не прогрессирующей близорукости – бегом на средние и длинные дистанции, спортивной ходьбой, плаванием, парусным спортом, художественной гимнастикой, гимнастикой по программе III – II спортивных разрядов, лыжными гонками. Заключение о возможности занятий даже названными видами спорта должен сделать окулист.

Важно помнить о том, что следует избегать упражнений с резкими движениями головой. Поэтому наклоны туловища вперёд лучше выполнять в положении сидя на полу. Комплексы упражнений для лиц с близорукостью слабой степени в полной мере могут использоваться и теми, у кого имеется миопия средней степени. Однако общую нагрузку каждый должен регулировать сам, изменяя исходные положения, облегчая или усложняя упражнения, уменьшая или увеличивая амплитуду движений в зависимости от самочувствия.

Существуют ограничения к занятиям физической культурой школьников по состоянию органа зрения.

Физкультура при высокой степени близорукости (свыше 6 диоптрий)

Людям с высокой степенью близорукости не рекомендуются занятия спортом, но желательно выполнять ежедневно утреннюю гигиеническую гимнастику продолжительностью 8-10 мин. с включением в комплекс специальных упражнений для тренировки наружных и внутренних мышц глаз. Людям с близорукостью высокой степени нежелательны упражнения типа прыжков и соскоков, опорные прыжки через снаряды, кувырки и стойка на голове, упражнения на верхних рейках гимнастической стенки, прыжки с подкидного мостика, а также упражнения, требующие длительного напряжения зрения (продолжительная стрельба).

Занятия лечебной гимнастикой продолжительностью до 10 мин. и физкультурную паузу необходимо выполнять ежедневно со средней нагрузкой.

Лицам с близорукостью свыше 8 диоптрий с коррекцией зрения и без патологических изменений в глазу показаны только занятия лечебной физкультурой, которые желательно проводить ежедневно. Комплекс лечебной гимнастики должен содержать 10-12 общеразвивающих, дыхательных и корригирующих упражнений, выполняемых в медленном темпе без резких движений туловищем и с небольшой нагрузкой. Рекомендуется также ходьба в среднем темпе.

Близорукость появляется и прогрессирует чаще всего в тех случаях, когда дети и взрослые нарушают нормальный режим зрительной работы, по много часов читают, особенно в положении лёжа, при плохом освещении или в движущемся транспорте, а также не выполняют рекомендуемых упражнений для глаз или занимаются противопоказанными видами спорта, превышая допустимый уровень физической нагрузки. (См. таблицу противопоказаний – Приложение 3)

Как дополнение к теме, в Приложении 4 предлагается памятка для учащихся начальных классов для профилактики зрительного утомления и близорукости (автор метода Э.С. Аветисов).

Список используемой литературы:

  1. Аветисов Э.С. Возвращение зрения. М., 1980.
  2. Аветисов Э.С., Ливадо Е.И., Курпан Ю.И. Занятия физкультурой при близорукости. – М., 1983
  3. “Глазные болезни”: Учебник. Под ред. Т.И. Ерошевского, А.А. Бочкаревой. — М.: Медицина 1983.
  4. Аветисов Э.С. “Близорукость”- М.: Медицина, 1986.
  5. Стив Шенкман «Можно ли жить без очков?», М:1992
  6. Джерри Фридман «Освободи свои глаза», М:1997
  7. Сайкина Е.Г., Фирилёва Ж.Е. Физкульт – привет минуткам и паузам! Сборник физкультурных упражнений для дошкольников: Учебно – методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. – СПб., 2004.
  8. Бахрах, И.И «Физическое воспитание детей школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья», М.:2006

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *