Меню Рубрики

Конспект близорукость и дальнозоркость

У человека с хорошим, нормальным зрением глаз в ненапряженном состоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке глаза (рис. 98, а). Иначе обстоит дело у людей, страдающих близорукостью и дальнозоркостью.

Близорукость — это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу собираются не на сетчатке, а ближе к хрусталику (рис. 98, б). Изображения удаленных предметов поэтому оказываются на сетчатке нечеткими, расплывчатыми. Чтобы на сетчатке получилось резкое изображение, рассматриваемый предмет необходимо приблизить к глазу.

Расстояние наилучшего зрения для близорукого глаза меньше 25 см. Поэтому люди с подобным недостатком зрения вынуждены читать текст, располагая его близко к глазам.

Близорукость может быть обусловлена двумя причинами: 1) избыточной оптической силой глаза; 2) удлинением глаза вдоль его оптической оси. Развивается она обычно в школьные годы и связана, как правило, с продолжительным чтением или письмом, особенно при недостаточном освещении и неправильном расположении источника света.

Дальнозоркость — это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу сходятся под таким углом, что фокус оказывается расположенным не на сетчатке, а за ней (рис. 98, в). Изображения удаленных предметов на сетчатке при этом снова оказываются нечеткими, расплывчатыми.

Поскольку дальнозоркий глаз не способен сфокусировать на сетчатке даже параллельные лучи, то еще хуже он собирает расходящиеся лучи, идущие от близкорасположенных предметов. Поэтому дальнозоркие люди плохо видят и вдали, и вблизи.

Расстояние наилучшего зрения для дальнозоркого глаза больше 25 см. Люди с подобным недостатком зрения при чтении текста располагают его дальше от своих глаз. Этим и объясняется название «дальнозоркость».

Дальнозоркость может быть обусловлена либо понижением оптической силы глаза, либо уменьшением длины глаза вдоль его оптической оси.

Дальнозоркостью страдает большинство новорожденных, однако по мере роста ребенка глазное яблоко несколько увеличивается, и этот недостаток зрения исчезает. В пожилом возрасте у людей может развиться так называемая старческая дальнозоркость. Объясняется это тем, что мышцы, сжимающие хрусталик, с возрастом ослабевают, и способность аккомодации уменьшается. Этому же содействует и уплотнение хрусталика, постепенно теряющего способность сжиматься.

Близорукость и дальнозоркость исправляют (компенсируют) применением линз.

Первые очки появились в конце XIII в. Их изобретение стало великим благом для людей с недостатками зрения.

Какие же линзы следует применять в очках для исправления близорукости и дальнозоркости?

При близорукости изображение удаленного предмета получается внутри глаза перед сетчаткой. Чтобы оно отодвинулось от хрусталика и переместилось на сетчатку, следует применять очки с рассеивающими (вогнутыми) линзами (рис. 99, а). Такие линзы имеют отрицательную оптическую силу. Поэтому если врач-окулист выписывает пациенту очки, оптическая сила которых равна, например, –2 дптр, то это означает, что тот близорук.

При дальнозоркости все обстоит иначе. Теперь изображение оказывается за сетчаткой, и для его перемещения на нее применяют очки с собирающими (выпуклыми) линзами (рис. 99, б). Оптическая сила таких линз положительна. Поэтому выписывание очков, оптическая сила которых равна, например, +3 дптр, означает, что пациент дальнозорок.

. 1. Что такое близорукость? Какими причинами она обусловлена? С помощью каких линз исправляют близорукость? 2. Что такое дальнозоркость? Какими причинами она обусловлена? С помощью каких линз исправляют дальнозоркость? 3. В магазине в отделе «Оптика» имеются в продаже очки: +2 дптр, –0,25 дптр, –4 дптр, +1,5 дптр. Какие недостатки зрения исправляют эти очки? 4. Как изменяется расстояние наилучшего зрения у близоруких и дальнозорких людей?

источник

В настоящее время у немногих людей имеется 100% зрение, что обусловлено развитием многочисленных гаджетов. Около них они проводят большое количество времени, в особенности, молодежь. Теперь даже маленьких детей можно встретить на улице в очках. В то же время нельзя полностью исключать и наследственный фактор. Однако тот факт, что все больше людей носит очки, линзы, а также делает различные операции по коррекции зрения, не может не волновать. Не менее интересным будет вопрос – какова физика дальнозоркости и близорукости?

На медицинском языке такое заболевание органов зрения именуется гиперметропией. В этом случае человек лучше видит отдаленные предметы, а вот близкое окружение кажется ему размытым.

Но если уровень дальнозоркости высокий, то и дальние предметы тоже будут выглядеть размыто.

При нормальном зрении лучи света фокусируются в определенной зоне сетчатки, но при данной патологии это происходит за ее пределами. Причинами такого явления могут быть:

  • Укороченная форма глазного яблока.
  • Роговица либо хрусталик слабо преломляют поток лучей.

Что касается степени дальнозоркости, то она может быть:

  • слабой (менее +2,4 D);
  • средней (от +2,4 до +4 D);
  • высокой (более +4 D).

Что такое близорукость и дальнозоркость простыми словами уже было рассмотрено, теперь стоит поближе узнать о ее степени. Острота зрения при слабой гиперметропии остается почти без изменений и проявляется лишь головной болью при долгой работе с близкими предметами. Поэтому для чтения желательно пользоваться специальными очками.

Средняя степень уже начинает себя проявлять: видимость дальнего окружения отличная, но в ходе работы вблизи в скором времени возникает чувство дискомфорта.

При высокой степени патологии очень трудно разглядеть как близкие, так и дальние предметы.

Данная патология тоже имеет свое название среде медицинских специалистов – миопия. Причем это довольно распространенное заболевание, которое поражает многих людей по всему миру. В этом случае человек не может рассмотреть предметы, расположенные вдали от него. В то же время все ближайшее окружение можно хорошо разглядеть, вплоть до мелких деталей.

Что касается физики дальнозоркости и близорукости, то в последнем случае она немного иная. При миопии фокусировка лучей производится не на сетчатке, а перед ней. Поэтому дальние предметы кажутся размытыми.

Факторы, которые провоцируют развитие близорукости, следующие:

  • глазное яблоко удлиненной формы;
  • сильная степень преломления светового потока хрусталиком либо роговицей;
  • слабость аккомодационной мышцы (именно она ответственна за удержание хрусталика);
  • долгая работа вблизи (продолжительное нахождение перед компьютером либо другим устройством, чтение при слабом источнике освещения или в транспорте).

Угроза от близорукости состоит в том, что органы зрения постоянно испытывают напряжение, из-за чего часто появляются головные боли. А в темное время суток труднее ориентироваться на улице либо управлять транспортным средством. Но самая серьезная угроза – это отслоение сетчатки.

Как и при дальнозоркости глаз, у близорукости тоже может быть несколько разновидностей:

Врожденная близорукость – явление довольно редкое, которое встречается примерно у 3 % новорожденных. У таких младенцев еще в утробе матери глазное яблоко приобретает удлиненную форму. В остальных случаях заболевание начинает развиваться у школьников.

Что касается наследственной формы, то здесь все связано с пороком в синтезе белка коллагена (передается по наследству), необходимого для формирования склеры. При этом если у одного из родителей близорукость, то риск развития миопии у ребенка составляет 45%. Если заболеванию подвержены оба родителя, то риск уже выше – 83%.

Нарастающей близорукостью страдают в основном дети школьного возраста, а у них нагрузка на глаза очень большая. При этом зрение ухудшается в среднем на 1 диоптрию в год. Такое состояние требует постоянного наблюдения со стороны специалиста.

В отношении зрения и глаз, близорукость и дальнозоркость имеют некоторые сходства. Так у миопии тоже различают несколько степеней:

  • слабая – менее -3,5 D;
  • средняя – от -3,5 до -6,5 D;
  • сильная – более -6,5 D.

Помимо этого, миопия может быть истиной, что обусловлено особенностями строения глаза. Также существует и ложная миопия, которая связана со спазмом аккомодации. В этом случае изменений анатомического строения не наблюдается.

О том, что такое дальнозоркость или гиперметропия мы имеем представление, с близорукостью (миопией) тоже ознакомились. Но может ли у человека возникнуть близорукость и дальнозоркость одновременно? Что характерно, в офтальмологической практике были и такие сложные случаи. И причина такого состояния кроется в неравномерном напряжении глазных мышц.

Но помимо этого, причинами могут быть и другие факторы:

  • Неровная поверхность роговицы.
  • Смешанная форма астигматизма либо возрастная дальнозоркость (пресбиопия).
  • Нарушение работы центральной нервной системы.
  • Проблемы в работе головного мозга.

При обнаружении каких-либо проблем со зрением, необходимо посетить офтальмолога и получить консультацию по поводу своего состояния и дальнейших действий.

После того как диагноз будет окончательно установлен, врач определяется с видом корректирующей терапии. С точки зрения физики, очки от близорукости и дальнозоркости отличаются высокой эффективностью. Собственно за счет этого многие люди, у которых проблемы со зрением, предпочитают именно эти оптические инструменты. При этом «отрицательные» стекла показаны пациентам с миопией. Для исправления гиперметропии необходимы очки с собирающими линзами (знак плюс).

Однако лечение близорукости или дальнозоркости проводится не только с помощью применения оптических инструментов. Стабилизировать зрение можно и прочими методами.

В частности, не меньшей эффективностью отличаются медицинские препараты, рассчитанные для глаз. Они способствуют укреплению и расслаблению мышечной структуры органов зрения. Также они позволяют стимулировать кровообращение, процессы обмена, происходящие в сетчатке и глазном яблоке.

Высокой эффективностью отличаются таблетки «Трентал» и никотиновая кислота. Но кроме этого, для лечения патологии используют капли «Мезатон», «Тауфон», «Квинакс», «Вита-Йодурол», а также витаминные комплексы.

Как мы теперь знаем, главное отличие дальнозоркости и близорукости – плюс, минус перед значением диоптрий в корректирующих линзах. Но устранить подобный дефект можно и при помощи физиотерапевтических процедур, которые тоже приносят существенную пользу. И это не только комплекс специальных упражнений для органов зрения. Причем эффективность такой гимнастики зависит от ее регулярности – ее необходимо делать ежедневно, по несколько раз.

Также сюда могут входить магнитная и лазерная стимуляция, электропунктура и электростимуляция. А если заболевание принимает прогрессирующие формы, то поможет процедура склеропластики.

Восстановительную терапию следует проводить, по рекомендациям офтальмологов, раз в четыре месяца. В группе риска находятся люди с наследственной предрасположенностью к дефектам зрения. Также об этом стоит задуматься и тем, кто вынужден большую часть времени проводить за компьютером.

Самые популярные разновидности хирургического лечения при дальнозоркости:

  • Термокератопластика.
  • Замена хрусталика.
  • Лансектомия.

Термокератопластика представляет собой довольно старый способ коррекции физики дальнозоркости. К тому же он обладает некоторыми особенностями, из-за чего может подойти не всем пациентам. Глазная роговица подвергается воздействию нагретой микроскопической иглы. Это вызывает повреждение верхнего слоя, зато в период регенерации роговица начинает стягиваться. Благодаря этому происходит искусственное изменение преломления светового потока. Однако регенерация роговицы проходит очень долго, а пациенты испытывает существенный дискомфорт.

Замена хрусталика делается только пациентам старше 40 лет, когда снижение остроты зрения обусловлено возрастными изменениями. На роговице делается небольшой надрез, после этого изношенный хрусталик разрушается под воздействием ультразвука и вместо него помещается новая линза. Сама операция занимает не боле 15-20 минут, чего нельзя сказать о реабилитационном периоде, который довольно продолжителен. Причем пациентам придется привыкать к новому фокусу в глазах.

Лансектомия – это новая корректирующая методика, которую рекомендуется проводить пациентам с высокой степенью гиперметропии. Сама процедура напоминает процесс замены хрусталика. Вместо хрусталика ставится интраокулярная линза с заранее подобранными параметрами в зависимости от индивидуальных особенностей человека.

Поскольку сама физика дальнозоркости и близорукости различна, то и применяемые методики хирургического воздействия тоже будут отличаться.

  • Кератотомия – такая операция может быть показана пациентам со слабым отклонением в сторону близорукости (от -0,5 до -6 дптр.). Для исправления сложной патологии используются разные способы кератотомии. В то же время многие специалисты рекомендует воздержаться от подобного оперативного вмешательства, если показатели зрения менее -1,5 дптр. В противном случае в послеоперационный период невозможно избежать развития дальнозоркости.
  • Кератомилез – показанием для проведения данной процедуры является миопия менее -6 дптр.
  • Экстримлазерная коррекция – по сути, это та же операции кератотомии, но она выделена отдельно. Ее главное отличие – использование лазера для испарения тканей роговицы вместо хирургического ножа. Такой процедурой можно корректировать миопию до -6 дптр.
  • Удаление прозрачного хрусталика. Выполнение данной процедуры связано с высокими рисками развития послеоперационных осложнений. Тем не менее с ее помощью можно исправить близорукость до -20 дптр.

Все операции по коррекции неправильной физики дальнозоркости и близорукости отличаются тем, что, по сути, представляют собой косметические изменения.

То есть процедуры не имеют строгих медицинских противопоказаний. Единственные ограничения – это возможности пациента и его желание.

источник

МКОУ «Цебаринская СОШ» Цунтинского района Республики Дагестан

« Близорукость. Дальнозоркость. Очки»

Учитель физики : Абакаров Рамазан Курамагомедович.

Тема урока:Близорукость. Дальнозоркость. Очки дата: 20.04.2018 г.

Создать условия для усвоения понятий: близорукость, дальнозоркость,

раскрыть сущность причин нарушений зрения и гигиенических правил по уходу за глазами.

формировать умения наблюдать, сопоставлять и делать выводы;

продолжать развивать логическое мышление;

продолжать формировать представление о единстве понятий окружающего мира.

воспитывать бережное отношение к своему здоровью, раскрыть вопросы гигиены зрения;

продолжать вырабатывать ответственное отношение к учёбе.

Оборудование: компьютер, мультипроектор, раздаточный материал

Добрый день! Я рад видеть вас. Надеюсь, что вы готовы к активной работе на уроке

Мы начинаем наш урок с выполнения заданий на подготовку к итоговой аттестации.

1.Чему равна оптическая сила системы двух линз, одна из которых имеет фокусное расстояние F1 = -20 см, а другая – оптическую силу Д2 = 5 дптр?

2.Оптическая сила системы линз равна Д = 2,5 дптр. Чему равно фокусное расстояние собирающей линзы, если вторая линза имеет оптическую силу Д2 = -4,5 дптр

Знаменитый академик Г. Ландау сказал: «Без повторения нет глубины».

И сегодня мы повторим некоторые ключевые моменты прошлого урока, на котором мы изучали строение глаза.

3. Проверка знаний учащихся

Хрусталик – прозрачное тело, напоминающее двояковыпуклую линзу, которая фокусирует лучи света на сетчатку.

Сетчатка — нервные окончания, которые выстилают глазное дно.

Радужная оболочка — цветная часть глаза. Помогает регулировать количество света, которое попадает в глаз.

Роговица — прозрачное переднее «окошко» глаза. Роговица пропускает и преломляет свет в глаз.

Зрачок -отверстие в радужке, через которое проходит свет в глаз.

Стекловидное тело — прозрачная, желеобразная масса, которая заполняет середину глаза

2.Задание на сопоставление: у каждого на партах карточки с заданиями.

Человеческий глаз можно сравнить с фотоаппаратом. Найдите черты сходства между фотоаппаратом и оптической системой глаза.

Читайте также:  Сколько диоптрий может быть близорукость

Отверстие для прохождения света

3. Индивидуальное задание. Один ученик у доски

Постройте и охарактеризуйте изображение предмета на сетчатке глаза:

Как передаётся изображение в мозг?

Аккомодация- это способность глаза приспосабливаться…

2. Явление, при котором наблюдаемый предмет нам кажется не таким,

каков он есть на самом деле называется

3.Расстояние наилучшего зрения-

4. Поле зрения увеличивается благодаря

5. Первый аппарат, с помощью которого удалось получить изображения различных объектов была

6. Диаметр зрачка может меняться

( проверка индивидуального задания у доски)

II . Изучение нового материала

Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье дают человеку глаза. С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение и цвет. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении. Все это делает глаза ценнейшим органом в системе органов чувств. Глаза дают человеку более 90% всей информации об окружающем. Поэтому любые нарушения — это плохо для человека.

Мотивация и целеполагание.

Ребята, а сейчас я вас попрошу плотно сомкнуть веки и не открывать их до моей команды. Представьте себе на несколько секунд, что вы оказались в царстве вечной тьмы. А теперь откройте глаза….. Не правда ли, как прекрасен мир, который мы можем видеть!
Но всегда ли мы это ценим и понимаем?
Почему у многих людей возникают проблемы со зрением, и как их предупредить?
Обо всем этом мы поговорим сегодня на уроке

Откройте тетради и запишите тему урока .

У каждого на столах таблицы. Заполнять в течение объяснения темы .

Профилактика нарушения зрения

2.Удлиннение глаза вдоль его оптической оси.

2. Хирургическое вмешательство

Рассмотреть схему нормального глаза

Глаз в ненапряжённом состоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке глаза.

1.Механизм близорукости — учитель.

Близорукость (миопия) — это дефект глаз, при котором параллельные лучи после преломления в глазу собираются не на сетчатке, а ближе к хрусталику. (запись в тетради).

Расстояние наилучшего зрения для близорукого глаза меньше 25 см. Поэтому люди с подобным недостатком зрения вынуждены читать текст, располагая его близко к глазам.
Развивается миопия обычно в школьные годы и связана, как правило, с продолжительным чтением или письмом, особенно при недостаточном освещении и неправильном расположении источника света. Установлено, что в младших классах близоруких немного, но их становится больше в средних и старших классах. Чаще всего дефект зрения развивается к 16—18 годам. Близорукость почти никогда не проявляется у людей, ведущих образ жизни, требующий наблюдения отдалённых предметов (моряки).

Причин близорукости может быть две. Первая – удлиненное глазное яблоко при нормальной преломляющей силе глаза. Другая причина – слишком большая оптическая сила оптической системы глаза (более 60 диоптрий) при нормальной длине глаза (24 мм). И в первом, и во втором случаях изображение от предмета не может сфокусироваться на сетчатку, а находится внутри глаза.

2. Причины развития близорукости. — учитель

(плохое освещение, чтение, лежа, неправильная поза, когда расстояние до книги менее 25см, длительное пребывание у экранов ТВ, компьютера, частые инфекц. заболевания, наследственный фактор)

Для коррекции близорукости используют очки с рассеивающими линзами, имеющими отрицательную оптическую силу D o D O > 0. В результате пучок лучей параллельных главной оптической оси, сходятся в одной точке сетчатки, как и для нормального глаза.

4. Профилактика близорукости и дальнозоркости.

Мышцы глаза ученика за один учебный день испытывает такую же нагрузку, какую испытывают мышцы его рук и тела , если он пытался бы поднять и удержать над головой штангу весом предназначенного для среднего профессионала-атлета. Чтобы спасти глаза от перенапряжения, необходима специальная гимнастика, которая восстанавливает зрение.

Закрыть глаза, сильно напрягая мышцы, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз и посмотреть в даль.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор, до усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза и посмотреть вдаль.

Не поворачивая головы делать медленно круговые движения глазами вверх- вправо- вниз- влево и обратную сторону. Затем посмотреть вдаль

Учитель : Итак, обобщим изученный материал о дефектах зрения
1. Симптомы нарушения зрения

Близорукость (нечётко видят удалённые предметы

Дальнозоркость (плохо видят близко расположенные предметы)

2.Причины нарушения зрений

Лучи фокусируются не достигая сетчатки

источник

Дальнозоркость и близорукость — самые частые нарушения зрения у человека. Основной причиной этих заболеваний являются анатомические особенности органов зрения, которые отличаются при миопии и гиперметропии. Каково же строение нашего глаза в данных случаях и отчего это зависит? Расскажем подробней в статье.

Глаз человека — сложнейшая оптическая система. Наше глазное яблоко по форме похоже на шар диаметром в норме примерно 23-25 мм. Свет, отраженный от окружающих предметов, поступает в глаз, проходит через роговицу и хрусталик и проецируется на сетчатку. Светочувствительные клетки, расположенные на ней, обрабатывают информацию и передают в определенные участки мозга по зрительному нерву.

За точную фокусировку света на сетчатке отвечает хрусталик — естественная двояковыпуклая линза, с помощью цилиарной мышцы он способен менять свою кривизну. При взгляде на удаленные объекты он уплощается, а при видении вблизи становится более выпуклым и сильней преломляет свет. Такое свойство хрусталика менять преломляющую силу, а также фокусную точку глаза, называется аккомодацией.

При видении на дальние или ближние расстояния изменяется также размер самого глазного яблока, за это отвечают специальные мышцы. Чтобы рассмотреть предмет вблизи, глаз немного вытягивается, и, наоборот, округляется при взгляде на далекие объекты. При наличии патологий в органах зрения световые лучи могут фокусироваться за сетчаткой, отчего возникает дальнозоркость, либо перед ней, что ведет к близорукости. Рассмотрим подробней строение глаза при этих двух заболеваниях.

При дальнозоркости человек размыто видит предметы, расположенные вблизи, ему трудно прочитать текст, выполнить работу с мелкими деталями, зато он ясно и четко различает объекты на дальних расстояниях. При миопии же, наоборот, для ближнего зрения характерно высокое качество, а вот предметы на удалении уже расплываются.


Близорукость и дальнозоркость различаются еще и тем, что миопия чаще всего обусловлена генетической предрасположенностью и проявляется в раннем детском возрасте, тогда как патологическая гиперметропия (в отличие от физиологической, присущей всем людям при рождении) начинает развиваться обычно после 40-45 лет (возрастная дальнозоркость). Это неизбежный процесс для всех людей.

При данной патологии оптический фокус находится не точно на сетчатке, а за ней. Причин этому может быть несколько:

  • укороченный размер глазного яблока. В норме у человека этот орган имеет диаметр 23-25 мм. При его слишком малом размере (19-22 мм) фокус «уходит» за глаз, минуя сетчатку;
  • слишком плоская роговица, которая обладает низкой преломляющей способностью;
  • смещение хрусталика вперед, что приводит к неправильной фокусировке световых лучей. Он вынужден постоянно напрягаться, чтобы сосредоточиться на предмете вблизи;
  • аномалии хрусталика: микрофакия (слишком маленький его размер), афакия (полное отсутствие хрусталика) или же расположение этой естественной линзы на ненадлежащем месте (смещение).

Физиологическая дальнозоркость присуща всем людям при рождении. Младенец появляется на свет, имея слабую степень гиперметропии примерно 2-4 диоптрии. Это объясняется тем, что органы зрения новорожденного развиты еще не полностью, и размер глазного яблока составляет всего 17-18 мм. По мере роста детского организма растут и глаза. В норме к первому году жизни степень дальнозоркости должна составлять не более 2,5 диоптрий, постепенно снижаясь, и, при отсутствии патологий, гиперметропия должна пройти к 14-летнему возрасту.

Дальнозоркость распознать гораздо сложней, чем близорукость, особенно при слабых и средних степенях. По сути, наши глаза сами борются с гиперметропией, постоянно напрягая цилиарную мышцу, что позволяет человеку видеть предметы одинаково хорошо на разных расстояниях. Но вот к 40-45 годам, когда мышца ослабевает в связи с возрастом и не в состоянии работать в полную силу, проявляется пресбиопия, называемая также старческой дальнозоркостью. При этом больше преимуществ имеют люди, страдающие небольшими степенями миопии — происходит компенсация минусовых диоптрий плюсовыми, и видимость вблизи даже немного улучшается. Тем же, у кого было нормальное до этого зрение, начинают носить очки или линзы со знаком «плюс».

Основные изменения в глазах при пресбиопии происходят с хрусталиком. Начинается его возрастная дегенерация: он становится неэластичен, ядро уплотняется, падает аккомодация. В результате таких преобразований хрусталик теряет способность к увеличению радиуса кривизны при рассмотрении близко расположенных предметов, и их приходится отодвигать все дальше от глаз.

При сильных степенях дальнозоркости нечеткое зрение диагностируется как вблизи, так и на очень далекие расстояния, и при такой форме гиперметропии существует риск развития глаукомы. Слишком короткая ось или смещение хрусталика вперед может привести к частичной блокировке дренажных путей, через которые отводится внутриглазная жидкость, что способствует увеличению давления в глазном яблоке и повышает риск возникновения глаукомы.

В отличие от дальнозоркости, при миопии, наоборот, глазное яблоко имеет увеличенный размер, причем выделяют два вида близорукости.
Если удлинена глазная ось — расстояние от края роговицы до сетчатки, то такая миопия называется осевой. Если же роговица имеет чрезмерно выпуклую форму, то лучи света преломляются слишком сильно, и этот вид называется рефракционной близорукостью. Обычно они сочетаются между собой.

Миопия представляет большую опасность для здоровья глаз, чем дальнозоркость. Это заболевание начинает развиваться, как правило, с началом обучения в школе, когда зрительные нагрузки у ребенка резко возрастают. В это же время его организм интенсивно растет, увеличиваются в размерах все органы, в том числе и глаза. Слишком резкий рост по переднезадней оси может сопровождаться нарушениями: растягивается сетчатка вследствие увеличения глазного яблока, а это чревато ее отслоением или разрывом. В этот период родителям важно обращать внимание на состояние зрения ребенка и при тревожных симптомах обратиться к офтальмологу. От своевременной диагностики зависит успешная коррекция и лечение близорукости.

При наличии этой патологии раньше было запрещено рожать естественным путем, так как в момент родов сильно повышается внутриглазное и артериальное давление, и глаза испытывают большое напряжение, что нередко приводит к разрыву или отслойке сетчатой оболочки. Сейчас беременным женщинам с миопией высоких степеней делается лазерная коагуляция сетчатки, которая позволяет укрепить ее и прочно соединить с сосудистой оболочкой, поэтому риск повреждений практически отсутствует.
В детском возрасте также разрешена единственная операция на глазах для приостановления прогрессирующей близорукости, которая называется склеропластика. Позади глазного яблока прикрепляется небольшая полоска биоткани, которая укрепляет склеру и не дает ей растягиваться. Однако ни один способ не дает абсолютной гарантии приостановки развития миопии.

Бывает и так, что у человека одновременно наблюдаются миопия и гиперметропия. Это может проявляться из-за следующих факторов:

  • искривленная форма роговицы;
  • пресбиопия;
  • наличие астигматизма;
  • нарушения в зрительном центре головного мозга и прочие.

В случае пресбиопии происходит снижение эластичности хрусталика глаза, падает его способность к аккомодации. При развитии возрастной дальнозоркости на фоне небольшой миопии это происходит незаметно для человека, но вот при высоких степенях близорукости приходится носить либо две пары очков, либо сложные мультифокальные контактные линзы, так как зрение нечеткое на разных расстояниях.

Астигматизм бывает миопический, гиперметропический и смешанный, когда у человека присутствуют близорукость и дальнозоркость. Чаще всего они бывают на разных глазах, но при осложнениях эти дефекты могут наблюдаться одновременно на одном из них.

При астигматизме глаза быстро устают, так как находятся в постоянном напряжении. Лучше всего от него избавляться с помощью микрохирургических операций, которые вернут четкость зрения вблизи и вдали.

Существует несколько способов вернуть хорошее зрение, изменив поверхность роговицы или заменив в глазу хрусталик на искусственный — интраокулярную линзу. Эта процедура называется ленсэктомия. Операции ЛАСИК и ЛАСЕК, которые выполняются с помощью эксимерного лазера, позволяют придать роговице такую форму, что световые лучи при прохождении через нее будут фокусироваться точно на сетчатку. Такие операции выполняются в клиниках всего мира на современном офтальмологическом оборудовании и гарантируют высокую четкость зрения на долгие годы.


Таким образом, современная медицина способна вернуть хорошее зрение даже при самых сложных нарушениях зрения, важно лишь вовремя диагностировать патологию и обратиться к специалисту за помощью.

источник

Учитель: Елакова Галина Владимировна.

Место работы: МБОУ «СОШ №7» г. Канаш Чувашской Республики

Урок по теме: « Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость. Цвета тел».

— Сформировать у учащихся понятия: «бинокулярное зрение», «угол зрения», «аберрация», «близорукость», «дальнозоркость», «аккомодация глаза», «слепое пятно». Объяснить принцип действия собирающей и рассеивающей линзы.

-Развить экспериментальные умения, творческие способности учащихся.

— Развить умения наблюдать, сравнивать, анализировать условия заданий, проводить анализ и оценку работы одноклассников, выдвигать гипотезы.

— Продолжить работу по формированию научных взглядов и убеждений;

Продолжение формирования политехнических умений: проведение простых экспериментов, выполнение измерений, пользование таблицами.

— Обращение внимания на гигиену зрения и указание элементарных мер предосторожности по сохранения зрения.

Формат урока: Урок систематизации и обобщения.

Оборудование к уроку: компьютер, презентация « Глаз и зрение», модель глаза, таблица, линзы, приборы L – микро «Геометрическая оптика».

Приветствие, проверка к готовности к уроку, сообщение темы и целей урока.

2. Повторение изученного материала. Фронтальный опрос.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление изученного материала. Физкультминутка.

6. Подведение итогов урока.

Учитель: Вопрос о глазе и зрении всегда у всех вызывает большой интерес. Сначала воспользуемся таблицей и моделью глаза.

Роль сетчатки: светочувствительный слой, на нем получается действительное изображение, обратное изображение. В результате процессов, происходящих в мозгу, мы все окружающее нас воспринимаем в прямом виде. Еще в начале 20-х годов американец А. Стрэтон и в 1961 г. профессор Калифорнийского института, доктор Ивин Муд надел плотно прилегающие к лицу специальные очки, через которые видел все так, как на матовом стекле фотоаппарата. Несколько дней он, проходя десятки шагов, ощущал симптомы морской болезни, путал левую сторону с правой, верх и низ. А потом, хотя очки по-прежнему были перед глазами, снова увидел все таким, каким видят все люди. Ученый снова обрел свободу движений и способность к быстрой ориентировке. В своих очках он проехал на мотоцикле по самым оживленным улицам Лос– Анджелеса, водил автомобиль. А затем Муд снял очки – и мир вокруг него опять перевернулся. Пришлось ждать еще несколько дней, пока вошло в норму. Эксперимент еще раз подтвердил, что воспринимаемые зрением образы попадают в мозг не такими, какими их передает на сетчатку оптическая система глаза. Зрение – это сложный психологический процесс, зрительные впечатления согласуются с сигналами, получаемыми другими органами чувств. Требуется время, прежде чем вся эта сложная система настроится и начнет функционировать нормально.

Читайте также:  Кем была открыта близорукость

Учитель: Вы никогда не задумывались над тем, что если зрачок глаза работает как собирающая линза, то все предметы мы должны видеть перевернутыми! Впервые правильное построение хода лучей в глазу удалось выполнить в начале 17 века великому астроному И. Кеплеру.

Опыт: Возьмите серебряную бумажку от шоколадки и проколите в ней маленькое отверстие. Посмотрите через него, поднеся бумажку ближе к глазу, на какой-нибудь ярко освещенный текст, поместив и его ближе к бумажке. Скажите, что вы должны были увидеть?

Ответ: Как в камере – обскура текст должен быть увеличенным и перевернутым. Но наш мозг уже привык к тому, что должен переворачивать изображения, полученные через хрусталик, и старательно это делает! В данном случае мы видим прямой, не перевернутый текст. И еще! Угол зрения человека намного больше, чем нам кажется. События, происходящие под углом 90° в обе стороны от нас, оказывается, могут фокусироваться независимо от нас нашим подсознанием.

Опыт: «Действие оптической системы глаза».

На экране размещают два осветителя, дающие параллельные световые пучки. Напротив них с помощью полосок магнитной резины закрепляют рисунок глаза. Рассказывают о его основных частях и их назначении. В том месте, где изображен хрусталик, устанавливают собирающую линзу с фокусным расстоянием 14 см. Включают осветители и наблюдают, как их световые потоки фокусируются хрусталиком на изображение сетчатки. Полосками магнитной резины частично перекрывают световой поток, идущий за линзой, модулируя действие зрачка.

Роль зрачка: Зрачок сужается при ярком свете и расширяется при уменьшении освещенности. Кроме изменения размеров зрачка, в глазу при изменении освещенности происходят и другие процессы, поэтому, чтобы глаз приспособился к темноте или к яркому свету, требуется некоторое время. (Например: когда входят в затемненный зал кинотеатра, то первое время глаза ни чего не видят). Изображение на сетчатке получается в результате совместного действия всех преломляющих сред глаза, в том числе и хрусталика. Хрусталик, изменяя кривизну(оптическую силу), дает лишь возможность получать отчетливое изображение на сетчатке как удаленных предметов, так и близких. Размеры изображения на сетчатке связаны с углом зрения.

Например: Органы зрения очень разнообразны. Большинство членистоногих имеют много глаз, ориентированных по всем направлениям. Каждый такой глаз, имеющий форму очень узкой и глубокой воронки, в которой воспринимающий аппарат расположен глубоко на дне, видит только в одном определенном направлении; недостаток такого глаза – его ничтожная светосила: к воспринимающему аппарату поступит очень узкий пучок света. Поэтому, например, раки не отличаются остротой зрения. У насекомых отдельные глазки направлены в разные стороны и весь глаз велик по сравнению с размерами насекомого, их поле зрения оказывается значительным.

У рыб глаза отличаются плоской роговицей и шаровидным хрусталиком. Аккомодация глаза у рыб достигается перемещением хрусталика. Среди глубоководных рыб встречаются рыбы с огромными телескопическими глазами, способными улавливать очень слабый свет. Глазное яблоко у этих рыб принимает удлиненную форму, роговица выпуклая, хрусталик и зрачок имеют большие размеры. Шарообразный хрусталик не может аккомодировать путем изменения его кривизны и поэтому аккомодация у рыб осуществляется приближением и удалением хрусталика от сетчатки, т.е. так, как производится установка на фокус в фотоаппаратах.

У земноводных роговица глаза очень выпуклая. Аккомодация глаз осуществляется, как у рыб, перемещением хрусталика.

Аккомодация у пресмыкающихся происходит не только за счет перемещения хрусталика, но и путем изменения его формы.

Птицы обладают очень острым зрением. Глазное яблоко у птиц очень больших размеров и своеобразного строения, благодаря которому увеличивается поле зрения.

Глаза высокоорганизованных животных по строению подобны глазу человека, только обладают большой светосилой. Однако поле зрения оказывается меньшим. Иногда этот недостаток компенсируется большой подвижностью глаз: животные могут им вращать (хамелеон). Например, у зайца глаза расположены по бокам головы, что дает обзор свыше 180°.

Органы некоторых животных способны улавливать инфракрасные лучи. Змеи обладают своеобразными термолокаторами, которые могут реагировать на разность температур в 0,001°С.

У человеческого глаза основное преломление происходит на внешней поверхности роговицы. Поэтому из всех преломляющих сред роговица имеет наибольшую оптическую силу, порядка 40 дптр. Оптическая сила хрусталика 16 – 20 дптр, влаги передней камеры и стекловидного тела 3 – 5 дптр.

Размеры изображения на сетчатке связаны с углом зрения и поэтому предметы, которые видим под одинаковыми углами зрения, кажутся одинаковыми по размеру. (Например: Солнце, Луна и монетка). Дело в том, что яркие предметы нам кажутся больше, чем на самом деле, из-за явления иррадации, когда сильное раздражение окончаний зрительного нерва, на которых оказалось яркое изображение, передается соседним участкам сетчатки. Звезды нам кажутся яркими точками потому, что мы их видим из-за больших расстояний под очень малыми углами зрения. Для увеличения размеров изображения на сетчатке нужно увеличивать угол зрения. Для этого и уменьшают расстояние от глаза до рассматриваемого предмета. Чем ближе находится рассматриваемый предмет, тем больше его изображение на сетчатке глаза.

Вопрос: В каком случае хрусталик должен стать более выпуклой линзой: при рассматривании близких или удаленных предметов?

Ответ: От источника света, находящегося близко, в глаз попадают сильно расходящиеся пучки и, для того чтобы их собрать на сетчатку, хрусталик должен стать более выпуклой линзой, чем при удаленном источнике света.

Вопрос: Если предмет находится на расстоянии ближе того, на котором мы держим книгу при чтении, усилие, которое вынужден делать глаз, чтобы изменить кривизну хрусталика, для него вредно. Поэтому нельзя ли обойти это препятствие: рассматриваемый объект поместить близко к глазу, но избавить глаз от излишнего напряжения?

Ответ: Для этого между предметом и глазом нужно поместить собирающую линзу – лупу, которая выполнит часть работы хрусталика. Наиболее рационально помещать предмет в фокальной плоскости лупы; тогда после лупы пучки света от каждой точки получаются параллельными, а в параллельных пучках здоровый глаз видит без аккомодации; поэтому при таком положении лупа не «портит зрения».

В книге Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена» есть такое место: «… Вдруг мне в голову пришла блестящая мысль. Изо всей силы я ударил себя кулаком по правому глазу. Из глаза, конечно, так и посыпались искры, и порох в то же мгновение вспыхнул». Какой физический смысл имеет выражение: «Из глаз посыпались искры»?

Ответ: При любом раздражении зрительного нерва возникает ощущение света.

Вопрос: Может ли на сетчатке невооруженного глаза образоваться изображение предмета, равное по величине самому предмету?

В рассказе В. Одоевского «Городок в табакерке» есть такое место: « тут Мишка заметил, что над ними был свод… Перед ним был другой свод, только поменьше; потом третий, еще меньше; четвертый, еще меньше и так все другие своды, чем дальше, чем меньше…» Вопрос: Почему одинаковые по размерам своды казались мальчику неодинаковыми?

Ответ: Чем дальше предмет находится от наблюдателя, тем под меньшим углом зрения рассматривает его глаз, тем меньшим он представляется.

Вопрос: Когда оптическая сила глаза больше: при рассматривании близких или далеких предметов?

Ответ: при рассматривании близких предметов.

Опыт: Слепое пятно в глазу.

Учитель: этот опыт впервые был поставлен в 1668 году физиком Э. Мариоттом. Таким образом он развлекал придворных короля Людовика IV . Мариотт сажал двух человек на расстоянии 2 метров друг против друга и просил их рассматривать некоторую точку сбоку,- тогда каждому казалось, что у его противника нет головы. Слепое пятно есть в каждом глазу у каждого человека. Это нечувствительная к свету область на сетчатке, здесь из глаза выходит зрительный нерв. Слепые пятна в двух глазах находятся симметрично в разных местах, и при зрении они незаметны. Диаметр слепого пятна около 2 мм, что соответствует полю зрения 6°. Это значит, что человек с расстояния 1 м может не увидеть предмета диаметром 10 см, если его изображение проектируется на слепое пятно. Таким образом, в поле нашего зрения есть область, которую мы совершенно не видим. Наличие «слепого» пятна объясняется так: это то место сетчатки, где зрительный нерв вступает в глазное яблоко и еще не разделен на мелкие разветвления, чувствительные к свету. Мы не замечаем «дыры» в поле нашего зрения в силу долговременной привычки. Воображение услужливо заполняет это место подробностями окружающего фона. Как известно, даже трещина на очках после нескольких дней их ношения глаз привыкает и практически не замечает.

Эксперимент: Держите рисунок на расстоянии 30 см от вашего правого глаза, закрыв левый, и смотрите на крестик, расположенный слева на рисунке. Медленно приближайте рисунок к глазу, не прекращая смотреть на крестик. Непременно наступает момент, когда черный круг справа бесследно исчезнет, хотя обе окружности будут отчетливо видны.

Велико ли «слепое» пятно? Велико, или нет, но когда вы смотрите на небо, то на нем остается невидимым пространство, равное по площади 120 дискам полной Луны!

Учитель: Глаз человека – эта оптическая система. Лучи света, попадающие в глаз, преломляются на поверхности роговицы и хрусталика. Особая мышца может менять форму хрусталика и поэтому хрусталик может увеличивать или уменьшить кривизну, фокусное расстояние. Оптическую систему глаза можно рассматривать как собирающую линзу с переменным фокусным расстоянием, проецирующую изображение на сетчатку. Если предмет находится очень далеко, изображение получается на сетчатке глаза без напряжения мышцы хрусталика (когда глаз смотрит вдаль, он находится в расслабленном состоянии). Когда же рассматривается предмет, находящийся вблизи, происходит сжатие хрусталика и уменьшение фокусного расстояния настолько, что плоскость получаемого изображения снова совмещается с сетчаткой. У некоторых людей глаза в расслабленном состоянии создают изображение предмета не на сетчатке, а перед ней. В результате изображение предмет «расплывается». Такие люди не могут видеть четко удаленные предметы, но зато хорошо видят предметы, находящиеся вблизи. Это наблюдается, если велика ширина глаза или хрусталик слишком выпуклый (имеет большую кривизну). В этом случае четкое изображение предмета формируется не на сетчатке, а перед ней. Этот недостаток называется близорукостью (иначе миопия). Близоруким людям необходимы очки с рассеивающими линзами. Пройдя через такую линзу, лучи света фокусируются хрусталиком точно на сетчатку. Поэтому близорукий человек, вооруженный очками, может рассматривать удаленные предметы, как и человек с нормальным зрением. Другие люди хорошо видят далекие предметы, но не могут различить те, что находятся вблизи. У них в расслабленном состоянии четкое изображение удаленных предметов получается за сетчаткой. В результате изображение предмет «расплывается». Это возможно, когда ширина глаза недостаточно большая или хрусталик глаза плоский, тогда человек видит удаленные предметы четко, а близкие плохо. Этот недостаток зрения называется дальнозоркостью. Особой формой дальнозоркости является старческая дальнозоркость или пресбиопия. Она возникает потому, что с возрастом снижается эластичность хрусталика, и он уже не сокращается так хорошо, как у молодых людей. Дальнозорким людям можно помочь с помощью очков с собирающими линзами.

Близорукость и дальнозоркость могут быть не только врожденными, но и приобретенными. Например, близорукость может развиваться из-за недостаточной освещенности или вследствие плохой привычки книгу при чтении близко подносят к глазам.

Опыт «Дефекты зрения». Используется та же установка, что и в предыдущих опытах. Ученикам напоминают роль хрусталика. Затем линзу, имитирующую хрусталик, заменяют линзой с фокусным расстоянием 7см. Наблюдают, что теперь свет фокусируется перед сетчаткой. На самой сетчатке наблюдается расплывчатое пятно. Сообщают, что подобный дефект глаза называют близорукостью.

Затем повторяют опыт, поместив на изображение хрусталика собирающую линзу с фокусным расстоянием 20см. В этом случае свет будет сфокусирован за изображением сетчатки. На самой сетчатке вновь появится размытое пятно. Сообщают, что такой дефект зрения называют дальнозоркостью.

Способ борьбы с этими дефектами основан на размещении перед хрусталиком еще одной линзы, которая изменила бы положение плоскости фокусировки сведение светового пучка за хрусталиком. Устанавливая на экран перед линзой хрусталика, использованной на последнем этапе опыта, поочередно другие линзы из набора, наблюдают, как они влияют на положение точки фокусировки света внутри глаза. Этим моделируют процедуру подбора очков на приеме у окулиста.

Эксперимент: «Дырки в руке». Сверни в тонкую трубочку лист бумаги (из тетради) и посмотри в нее правым глазом на свою руку. Левый глаз тоже должен оставаться открытым!
Подожди пару секунд.

Через пару секунд ты увидешь, что в твоей руке дырка! В чем дело? Каждый глаз видит свою картинку, а мозг старательно совмещает их. Таким образом формируется объемное зрение, и мы можем различать на каком расстоянии от нас находятся разные предметы. Твой левый глаз видит окружающие руку предметы, правый — видит только маленький участок твоей руки, а мозг сопоставляет эти картинки.

Опыт: Хроматическая аберрация. Хроматическую аберрацию, которая является причиной появления цветных полос на краях изображений, даваемых линзами, можно показать двумя способами.

Первый способ. На экран устанавливают осветитель с максимальным расхождением светового пучка. На пути света размещают собирающую линзу с фокусным расстоянием 20см. Границы светового пучка должны примерно совпадать с краями линзы. В этом случае хроматическую аберрацию наблюдают по появлению на краях пучка, прошедшего через линзу, красноватого оттенка.

Второй способ. Используется та же установка. Свет осветителя пропускают через красный светофильтр. На экране замечают то место, где будет сфокусирован световой пучок. Повторяют опыт с синим светофильтром. Обращают внимание на несовпадение точек фокусировки красного и синего света, что свидетельствует о зависимости фокального расстояния линзы от частоты световой волны.

История изобретения очков.

Ученик: Самые старые очки были найдены в гробнице древнеегипетского фараона Тутанхамона. Это были два тончайших спила изумруда, соединенных бронзовыми пластинками в виде оправы. В древней Греции на острове Крит были найдены оптические линзы из шлифованного горного хрусталя, которые также можно было использовать для исправления недостатков зрения. Римский император Нерон часто смотрел гладиаторские бои через отшлифованный изумруд. Предполагается, что он или использовал оптическую линзу из изумруда для коррекции зрения, или же защищался с помощью изумруда от солнечного света. Увеличение букв шаровидным куском стекла описал 900 лет тому назад арабский ученый Альгазен. Только в X веке появилось научное сочинение из области оптики. Альгазену удалось установить, что эффект видения предметов вызывается внешними световыми лучами, приходящими в глаз от предметов. Именно этого ученого следует считать одним из первых предшественников создателей очковой оптики. Впервые линзы для научных целей применил францисканский монах Роджер Бэкон (1214 – 1294). В 1240 г. труд Альгазена был переведен на латинский и западноевропейские монахи стали изготавливать полукруглые стеклянные линзы. Эти линзы располагали прямо на поверхности текста рукописи. При этом получали значительное увеличение букв или рисунка. Благодаря этим линзам стареющие монахи с плохим зрением вновь обрели способность к чтению.

Читайте также:  При каком зрении постоянно носить очки при близорукости

Ученик: «Цвет способен на все: он может успокоить и возбудить, он может создать гармонию или вызвать потрясение. От него можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу» — так говорил французский ученый Жак Вьено.

Гениальную картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван» чуть не погубил сумасшедший, который ударом ножа распорол холст картины в Третьяковской галерее. Картина, казалась, была ранена насмерть, краски облупились, по лицу Ивана Грозного прошел рваный разрез. Картину спасали лучшие реставраторы: терпеливо, нитка за ниткой склеивали они драгоценный холст и добились чуда: рваные края разреза срослись как живое тело. Восстанавливать живопись должен был сам Репин. Однако, со времени написания полотна прошло много времени, и художник постарел. Он с годами будто бы стал замечать недостатки картины, которых раньше не видел. Год от году она нравилась ему все меньше и меньше. Он втайне укорял себя за пренебрежение к фиолетовым оттенкам и все тверже убеждался в том, что лицо Ивана Грозного он пережелтил. Репин рад был случаю исправить «ошибки». Он стал заново писать лицо Грозного, налегая, однако, на холодные фиолетовые тона. Чем дальше продвигалась работа, тем сильнее росло беспокойство окружающих. На глазах у всех художник портил свою картину. А когда он, довольный, отошел от станка, стало ясно: картина была погублена. Художника умоляли вернуться к своим старым краскам, но Репин только смеялся. Тогда решили смыть все репинские исправления, а другой художник по репродукциям, памяти восстановил картину в прежнем виде. Много лет назад над странностями Репина призадумался один физиолог: «Почему от многих картин художника, написанных в старости, на чужбине, веет холодом лиловых тонов?» Он проследил, как меняются глаза пожилых людей, и нашел, что под старость хрустально-прозрачная среда глаза понемногу желтеет. Значит, многие старики начинают глядеть на мир, как сквозь слабое желтое стекло. А ведь желтое стекло потому и желто, что легко пропускает желтые и красные лучи, а фиолетовые и синие поглощает. Смотрит художник на картину пожелтевшими глазами. Сверкают синие краски на полотне. Рвутся с холста и не могут пробиться сквозь желтую среду глаза.

С похожим явлением все мы встречаемся каждый вечер! Вечером при свете электрической лампочки. Картины и весь окружающий нас домашний мир меняют свои цвета. В свете электрических ламп много красных, оранжевых и желтых. Поэтому в свете электрических ламп, глаза как бы стареют… Впрочем, это беда не одних пожилых людей: все мы каждый вечер попадаем в их положение. В этом легче всего убеждаешься на рассвете, когда немощно желтыми кажутся фонари, побеждаемые блеском солнечного света.

Илья Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».

«Нарушение цветового восприятия». Большинство аварий происходит на перекрестках. В сумерки количество происшествий резко возрастает. На любом перекрестке есть светофор. В вечерние часы из-за понижения освещенности происходит перераспределение основной нагрузки с колбочек (цвет) на палочки (свет), так как они более чувствительны. Пик аварий приходится как раз на то время, когда одни из чувствительных клеток не включились, а другие уже не работают. Не редко происходят ночные аварии. Водитель, который едет по трассе, внезапно увидев огни светофора из-за “ передозировки” информации может принять его за обычный фонарь (увидит огни белым). Поэтому для светофоров подбирают специальный режим задержки, чтобы глаза успели привыкнуть к цвету (Типичный светофор для городского участка с плотным движением дает зеленый свет в течение 50 секунд, желтый – 5 секунд и красный – 25 секунд). Если долго смотреть на яркие источники зрительной информации, так же возникает цветовая иллюзия. Именно поэтому на картинах большинства художников солнце белого цвета. Особенности нашего зрения таковы (в сетчатке глаза есть три типа цветочувствительных клеток – колбочек; максимум чувствительности одних приходится на синий цвет, других – на зеленый, третьих – на красный; в зависимости от уровня раздражения каждого типа колбочек мы воспринимаем тот или иной цвет), что если порог насыщения всех цветовых каналов пройден, то они как бы перестают работать, и для восприятия остается только белый цвет.

Учитель: Подведём итог нашему уроку. Глаз – достаточно сложно устроенный оптический прибор, наделённый природой большими полномочиями. Наша задача с вами, зная особенности работы и строения глаза не ухудшать его природные возможности. Но если это всё-таки неизбежно мы должны придумать, как подлечить постаревший и уставший глаз.

( Презентация) Упражнение №1. Наберите в рот холодной воды и полоскайте ею до тех пор, пока вода не согреется. Холодная вода во рту стимулирует кровообращение в области лица, носа, глаз и укрепляет органы зрения. Ополаскивание глазных яблок водой действует как массаж глазных мускулов и кровеносных сосудов.

Упражнение №2. Сядьте в позу лотоса на стул или на пол. Направьте взгляд в левый нижний угол глаза и переведите взгляд вперёд. Попытайтесь зафиксировать глазные яблоки в каждом положении на несколько секунд. Повторите это упражнение 3-5 раз.

Упражнение №3. Движение глаз в стороны и вверх и вниз. Оставаясь в той же позе, поверните глазные яблоки насколько возможно влево, а затем вправо. Повторите это упражнение 3-5 раз. Затем, то же самое проделайте вверх, вниз. Дайте глазам немного отдохнуть.

Упражнение №4. Вращательные движения глаз. Сидя в той же позе, направьте взгляд в нижний левый угол, затем влево, затем наверх, затем вправо и, после, в нижний правый угол и снова в нижний левый угол.

1) Для глаз очень вредно чтение при плохой освещённости (N=300 лк /кв. м), в неправильной позе, частая и продолжительная работа на компьютере. Это связано с тем, что глаза воспринимают на мониторе множественные точки, а не целое изображение. Кроме того, монитор постоянно мерцает, что ещё больше утомляет глаз. После работы на компьютере некоторое время надо дать глазам отдых (вообще ничего не смотреть!).
2) Если зрение всё-таки падает, нужно обязательно обратиться к офтальмологу для своевременной коррекции зрения (очки или контактные линзы). Для детей это очень важно, так как позволяет не только лучше видеть, но и даёт возможность глазу правильно развиваться.
3) Морковь в рационе помогает лучше видеть в темноте. Дело в том, что витамин А, которым богата морковь, помогает эффективнее работать палочкам сетчатки. При глазных болезнях полезно также есть капусту и другие зелёные листовые овощи.

Учитель: На этом пути ещё много не открыто. Хочу напомнить, дорогу осилит идущий.

1. Кац Ц.Б. «Биофизика на уроках физики»: Кн. для учителя: Из опыта работы. — 2-е издание, перераб. – М: Просвещение, 1988.

2. Перышкин А.В. и др.: Преподавание физики в 6-7 кл. средней школы: Пособие для учителя, М.: издательство «Просвещение», 1985.

3. Тульчинский М.Е. «Качественные задачи по физике в средней школе». Пособие для учителей. Изд. 4-е, переработ. и доп. М., «Просвещение», 1972.

http: // class — fizika . ru / sren1.html ;

http: // class — fizika . ru / sren 8 .html ;

http: // class — fizika . ru / sren 3 .html ;

http: // class — fizika . ru / sren 4 .html ;

http: // class — fizika . ru / ocla.html

5. Ланина И.Я. «Не уроком единым»: Развитие интереса к физике. – М.: «Просвещение», 1991г.

источник

Естественная детская дальнозоркость. У новорожденного роговица и хрусталик более выпуклы, а размер их почти такой же, как у взрослых. В естественных условиях, т. е. в растянутом состоянии, радиус кривизны передней поверхности хрусталика примерно вдвое меньше, чем у взрослых. Расстояние между передними поверхностями роговицы и хрусталика, т. е. между границами основных переломляющих сред, также меньше, чем у взрослых. Все это обусловливает более сильное преломление лучей. Вместе с тем у новорожденного передне-задний диаметр глаза примерно на 25% короче, чем у взрослых. В результате параллельные лучи, несмотря на более сильное преломление, сходятся позади сетчатки, а чтобы они сошлись на сетчатке, необходимо дополнительное усиление преломления путем аккомодации (рис. 48, 1). Иными словами, глаз ребенка может быть назван дальнозорким.


Рис. 48. Глаз новорожденного: 1 — естественная дальнозоркость (лучи от удаленной точки сходятся на сетчатке при увеличении кривизны хрусталика); 2 — кажущаяся близорукость (лучи от точки, расположенной на расстоянии 5 см, сходятся на сетчатке при максимальном увеличении кривизны хрусталика)

Кажущаяся близорукость. Естественная детская дальнозоркость не препятствует, однако, ясному видению на расстоянии 4-6 см, т. е. более близком, чем это возможно не только для дальнозоркого, но и для нормального глаза взрослого. Такая кажущаяся близорукость объясняется очень большой силой аккомодации, превышающей 20D и связанной со способностью хрусталика принимать при сокращении ресничной мышцы почти шарообразную форму (рис. 48, 2).

В течение первых лет жизни передне-задний диаметр глаза быстро растет, достигая к 1 1 /2 годам 92%, а к 3 годам 94% диаметра глаза взрослого человека. Соответственно уменьшается детская дальнозоркость. Она окончательно исчезает в школьном возрасте. Это означает, что в течение всего дошкольного возраста ребенок аккомодирует, следовательно, напрягает зрение, даже тогда, когда смотрит вдаль.

Кажущаяся близорукость также сохраняется в течение всего дошкольного возраста. Даже в 7-летнем возрасте расстояние до ближайшей точки ясного видения, как правило, не превышает 6-7 см. Поэтому, когда ребенок дошкольного возраста старательно рисует или внимательно рассматривает, он так низко склоняет голову, что легко принять его за близорукого.

В последующие годы эластичность хрусталика все заметней уменьшается, что ведет к падению силы аккомодации, а тем самым и к удалению от глаза ближней точки ясного видения.

Близорукость. Близорукость чаще всего связана с увеличением передне-заднего диаметра глаза. В близоруком глазу параллельные лучи сходятся не на сетчатке, а впереди нее. На сетчатке сойдутся лучи, исходящие от более близких предметов. При сильной близорукости дальняя точка ясного видения может находиться на расстоянии меньше 25 см от глаза. У взрослого при ее отстоянии на 25 см ближняя точка находится в 7 см от глаза, а при отстоянии дальней точки на 10 см ближняя находится на расстоянии 5 см. Для исправления близорукости применяют очки с вогнутыми стеклами, которые, уменьшая преломление, позволяют лучам, идущим от удаленных предметов, сходиться на сетчатке (рис. 49).


Рис. 49. Схема аккомодации близорукого глаза: 1 — без аккомодации (параллельные лучи пересекаются впереди сетчатки); 2 — самая дальняя точка ясного видения (без аккомодации); 3 — ближняя точка ясного видения (при максимальной аккомодации); 4 — исправление зрения при помощи вогнутых стекол

У детей не кажущаяся, а настоящая близорукость выявляется, как правило, лишь после трехлетнего возраста. Чаще всего близорукость передается по наследству. Однако она может быть и приобретенной. Развитию близорукости способствует усиленное напряжение органа зрения во время занятий, рассматривания картинок, вышивания и др., особенно если не соблюдаются гигиенические требования к посадке, освещению помещений, к учебным и наглядным пособиям. Близорукость чаще развивается у ослабленных детей.

Близорукость может резко изменить поведение и даже характер ребенка. Он становится рассеянным, близко подносит предметы к глазам, прищуривается, горбится, жалуется на головные боли, боли в глазах, на то, что предметы перед глазами расплываются. Некоторые дети при сосредоточенном рассматривании предметов, особенно при утомлении, начинают косить глазами. Все это не должно пройти мимо внимания воспитателя. При подозрении на близорукость ребенка надо направить к офтальмологу, т. е. врачу по глазным болезням.

Детей с плохим зрением обычно во время занятий сажают ближе к источнику света и к столу воспитателя. Воспитатели должны следить за тем, чтобы выписанные детям очки были правильно подогнаны к глазам, а заушины очков удобно и плотно держались за ушами. При постоянном перекашивании, сползании очков они могут сказаться бесполезными и даже вредными, а потому при выявлении дефектов очки надо, отдавать оптику для исправления. Дети, которым выписаны очки, обязательно должны пользоваться ими. В противном случае близорукость будет быстро прогрессировать.

Дальнозоркость. При дальнозоркости человек ясно видит более или менее удаленные предметы, что объясняется уменьшенным передне-задним диаметром глазного яблока. В дальнозорком глазу параллельные лучи сходятся позади сетчатки. Чтобы они сошлись на сетчатке, глаз должен аккомодировать. Иными словами, без аккомодации дальнозоркий глаз вообще не может ясно видеть. Поскольку сила аккомодации частично используется при установке глаза на даль, ее остающейся силы недостаточно для ясного видения близких предметов. Поэтому при дальнозоркости ближняя точка ясного видения всегда отстоит от глаза на большее расстояние, чем при нормальном зрении. Для исправления дальнозоркости необходимо усилить преломление при помощи очков с двояковыпуклыми стеклами (рис. 50). У детей дошкольного возраста дальнозоркость выявляется редко.


Рис. 50. Схема аккомодации дальнозоркого глаза: 1 — без аккомодации (параллельные лучи пересекаются позади сетчатки); 2 — частичная аккомодация при смотрении вдаль; 3 — при максимальной аккомодации лучи от точки, находящейся в 25 см от глаза, пересекаются позади сетчатки; 4 — исправление зрения при помощи выпуклых стекол

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *