Меню Рубрики

Методика дашевского для лечения близорукости отзывы

В век компьютеров и мобильных гаджетов люди много времени проводят перед монитором, забывая дать отдых глазам. В результате появляется ощущение рези, песка, усталости, зрение стремительно ухудшается. Помочь могут специальные комплексы упражнений, наиболее известным из которых является гимнастика для глаз по Аветисову.

Многие выдающиеся ученые и врачи исследовали нарушения зрения, среди них и наш соотечественник Эдуард Сергеевич Аветисов, посвятивший много лет изучению близорукости и косоглазия. В результате своей работы он разработал комплексную методикудля укрепления и развития всех структур глаза, в основе которой лежит тренировка аккомодационной способности хрусталика.

Хрусталик — это крошечная прозрачная линза, которая преломляет лучи света и фокусирует их на чувствительной нервной ткани сетчатки. С помощью мышц он может изменять радиус кривизны своей поверхности, обеспечивая оптимальное преломление в разных условиях. Таким образом, глаз по-разному воспринимает предметы, расположенные рядом с человеком и в отдалении. Этот процесс и называется аккомодацией.

По ряду причин хрусталик теряет способность адекватно реагировать на изменение расстояний. Спазм аккомодации приводит к ухудшению зрения, особенно на больших расстояниях. В офтальмологии эту патологию называют близорукостью.

Разработано несколько комплексов упражнений для коррекции и улучшения аккомодации глаза — это системы Утехина, Дашевского, Аветисова — Мац. Каждая из них эффективна и способна предотвратить ухудшение зрения, а в некоторых случаях даже улучшить его. Но все они требуют специального оборудования, большого числа линз с разной оптической силой и медицинских знаний для правильной организации процесса. В классическом варианте эти тренировки проходят в клинических условиях под контролем врача.

Но возможность сохранить и улучшить зрение должна быть доступна каждому человеку. Для этого был разработан ряд физкультурных упражнений, которые теперь носят имя доктора Аветисова.

Зарядка для глаз по Аветисову тренирует и укрепляет глазные мышцы, а также улучшает кровоснабжение всех структур органа. Основной упор сделан на тренировку аккомодации хрусталика при взгляде на разноудаленные предметы.

Физкультура может служить как профилактикой близорукости, так и общеукрепляющей терапией для зрительной системы. Можно использовать ее для отдыха в промежутках между напряженной работой за компьютером или чтением.

Максимально эффективна гимнастика Аветисова для детей. Глаза ребенка еще достаточно пластичны и легко отзываются на корректирующую терапию. В юном возрасте намного проще «накачать» мышцы цилиарного тела, управляющие хрусталиком, и «научить» их правильным движениям.

У взрослых методика в основном используется в качестве профилактической меры против появления или усиления близорукости. Достаточно часто наблюдается реальное улучшение зрения, но это не является основной целью гимнастики и не может быть гарантировано.

Эффективность метода выше при коррекции приобретенных патологий. Если ухудшение зрительного восприятия врожденное, упражнения с высокой долей вероятности не смогут повлиять на его причины.

Пользу от применения комплекса можно увеличить в разы, если сочетать гимнастику с правильным питанием и здоровым образом жизни в целом. Важно соблюдать режим освещения и чередовать периоды работы и отдыха, не давая глазам чрезмерно утомляться.

Как любая другая тренировка, зарядка Аветисова может быть эффективна только при условии регулярного выполнения. Выраженные улучшения наблюдаются лишь спустя 6−9 месяцев систематических тренировок. Результат не может быть быстрым, ведь и проблема появилась не за пару дней.

Систему разрабатывал профессиональный офтальмолог, посвятивший не один год своей жизни изучению физиологии зрительной системы и механизмов зрения. Это дает определенные гарантии, что все упражнения тщательно продуманы и действительно оказывают оптимальное положительное воздействие.

Помимо этого, следует отметить простоту и доступность техники. Проводить тренировку можно в любое время, в любом месте, с любым начальным уровнем подготовки. Не требуются специальные приборы, сложное оборудование, определенное место. Продолжительность всего занятия составляет не более 10 минут.

Систематическое выполнение зарядки не только укрепляет глаза и благотворно влияет на зрение, но и улучшает работу мозга, повышает внимание, концентрацию, дисциплину человека.

Автор методики утверждает, что чем раньше человек приступит к занятиям, тем эффективнее они будут. Лучше всего начинать тренировать глаза уже в детском возрасте. Комплекс обеспечивает нормальное формирование зрительной системы, помогает избежать будущих проблем.

  • длительная работа за компьютером. Зарядка дает отдых уставшим глазам и бережет от развития компьютерного синдрома.
  • прогрессирующая близорукость. Упражнения укрепляют мышцы цилиарного тела, предупреждая дальнейшее ухудшение зрения на больших расстояниях.
  • хроническая усталость глаз. Гимнастика улучшает кровообращение, приводит в тонус все структуры органа.

Не следует выполнять упражнения для глаз Аветисова при любых физических повреждениях глаза, отслоении сетчатки, воспалительных процессах, а также после оперативного вмешательства. В этих случаях не рекомендуется искусственно стимулировать кровоток, а также активно сокращать мышцы органа.

Упражнения разделены на три подгруппы, каждая из которых оказывает определенное воздействие на структуры глаза. Рекомендуется соблюдать порядок, начинать с первого комплекса, переходя затем ко второму и третьему.

Основные правила выполнения:

  • Зарядку следует делать ежедневно, утром и вечером, а также в течение дня по мере необходимости.
  • Все упражнения выполняются спокойно, медленно, вдумчиво, с прямой спиной и ровным дыханием. Важно держать осанку, так как это способствует обильному кровоснабжению головного мозга и глаз, соответственно.
  • Начинать занятия следует с 4−5 повторов каждого движения, постепенно доводя эту цифру до 10−15 раз, когда организм привыкнет к нагрузке.
  • Не следует перенапрягать глаза. Если появились неприятные ощущения, необходимо сделать паузу и дать себе отдохнуть.

Задания этой группы подготавливают глаза к нагрузке, улучшают питание всех структур органа, стимулируют движение внутриглазной жидкости. Выполнять их следует в положении сидя.

  1. Крепко зажмурьтесь, подождите 3 секунды, снова откройте глаза, в течение 3 секунд смотрите перед собой. Повторите цикл 4−5 раз.
  2. В течение 15−20 секунд моргайте так быстро, как сможете. После этого 10−15 секунд отдохните, не моргайте. Сделайте 3−4 повтора.
  3. Помассируйте закрытые глаза указательными пальцами. Легкие круговые движения помогут мышцам расслабиться.
  4. Слегка надавите на закрытое веко тремя пальцами на несколько секунд. 3−4 надавливания снимут напряжение с глубоких мышц, вращающих глазное яблоко.
  5. Придавите указательными пальцами кожу в середине бровей, так чтобы при закрытии глаза ощущалось сопротивление. 5−6 раз медленно моргните, преодолевая его.

Эти прекрасно расслабляющие манипуляции можно делать вместе или по отдельности в любой момент, когда ощущается усталость или резь в глазах, например, между упражнениями второй и третьей групп.

Упражнения выполняются сидя, в исходном положении взгляд направлен вперед. При движении глаз голова должна оставаться на месте не поворачиваясь. Каждый пункт в описании соответствует одному циклу, который необходимо повторять от 5 до 15 раз, в зависимости от уровня подготовки.

Все перемещения взгляда следует выполнять медленно, обязательно фиксируясь на мгновение в конечных точках и обращая внимание на все, что находится между ними. Не спешите, выполняя упражнения.

  1. Посмотрите максимально вверх, затем медленно опустите глаза вниз.
  2. Переведите взгляд влево, стремясь увидеть левое ухо, после чего плавно переместите точку фокусировки вправо и постарайтесь увидеть правое ухо.
  3. Поднимите глазамаксимально вверх влево, опустите взгляд вниз вправо. Сделайте нужное количество повторов, затем смените диагональ.
  4. Описывайте взглядом круги разного диаметра, от самых мелких до максимально возможных. Выполните подход с вращением по часовой стрелке, потом измените направление и повторите.

Когда глаза привыкнут к нагрузке, вы можете добавлять дополнительные фигуры для движения глаз. Например, можно перемещать взгляд по квадрату, ромбу, восьмерке, знаку бесконечности, пятиконечной звезде. Любые непривычные движения мышц полезны.

Эти упражнения следует выполнять стоя, выпрямив спину. Каждый из циклов может выполняться в трех вариантах: двумя глазами, только левым и только правым глазом. Неактивный глаз нужно прикрывать ладонью или плотной бумагой, но не зажмуривать. Каждый цикл выполняйте 10−15 раз. Упражнения не должны напрягать глаза, следите, чтобы мышцы лица были расслаблены.

  1. Вытяните перед собой руку с зажатым карандашом так, чтобы он располагался вертикально. Вместо карандаша можно поднять вверх один палец. Посмотрите на него в течение нескольких секунд. После этого переведите взгляд вдаль, на горизонт, и также задержитесь.
  2. Снова вытяните руку, поднимите один палец. Плавно приближайте руку к лицу, пока не коснетесь пальцем носа, затем также плавно отведите обратно. Взгляд все время сосредоточен на пальце. Таким образом, мы следим за предметом, расстояние до которого постоянно изменяется, и хрусталик вынужден подстраиваться, чтобы четко видеть.
  3. Найдите чистое, прозрачное окно, выходящее на улицу, и на уровне глаз нарисуйте на нем темную точку небольшого диаметра. Переводите взгляд с точки на какой-нибудь отдаленный предмет за окном и обратно. Занимайтесь 5−7 минут, это прекрасно тренирует аккомодацию и расслабляет глаза.

Эффективность регулярных упражнений по системе Аветисова давно не нуждается в доказательствах. Ее рекомендуют своим пациентам многие окулисты. Сотни людей оставляют положительные отзывы в Сети, получивв отличные результаты на своем опыте.

Окулист порекомендовала мне гимнастику Аветисова в сочетании со специальными каплями для снятия спазма аккомодации. Занималась около месяца, дальше видеть не стала, но картинка стала ощутимо более четкой и общее ощущение в глазах изменилось. Вернее, я совсем перестала их чувствовать, хотя раньше постоянно была усталость, резь. И головные боли пропали. Буду продолжать заниматься, верю, что зрение может стать лучше!

Еще со школы у меня прогрессирующая близорукость, всегда много читала, да и за компьютером время провожу. Когда в 20 лет зрение начало стремительно ухудшаться, я стала делать специальную зарядку для глаз. Сейчас мне 26, удается удерживать стабильный минус. Когда бросаю занятия, снова падает, но тут же спохватываюсь и наверстываю упущенное. Возможно, если регулярнее заниматься, зрение улучшится, хотя у меня пока не получилось.

С помощью гимнастики Аветисова исправили младшему ребенку миопию. Хорошо, что врач сразу посоветовал эти упражнения, потому что чем раньше их начать делать, тем больше эффект от лечения. Теперь сын ходит без очков и продолжает заниматься сам.

Таким образом, зрительная гимнастика Аветисова, направленная на развитие аккомодационной способности глаза и профилактику застойных явлений, помогает и детям, и взрослым. Простая и доступная методика не только стабилизирует зрение, но и оказывает благоприятное воздействие на общее самочувствие человека.

источник

Для определения устойчивости аккомодации наиболее сильную, отрицательную линзу, при которой достигнута максимальная острота зрения, оставляют перед глазом на 3—5 мин. При достаточной устойчивости аккомодации острота зрения не изменится.
На рис. 25 на оси абсцисс отложено время в минутах, на оси ординат — острота зрения. При устойчивости аккомодации линия горизонтальная, при неустойчивости — кривая, которая падает наклонно.

Тренировку аккомодации производят монокулярно ежедневно в течение 15 мин (по 7—8 мин для каждого глаза). Находят наиболее сильную линзу, какую глаз может преодолеть. После этого приступают к тренировке цилиарной мышцы, приставляя все более сильные отрицательные линзы. Когда с помощью линзы острота зрения повысится до 1,0, линзу снимают и сразу же вновь ставят перед глазом. Острота зрения будет ниже, но время восстановления до 1,0 будет меньше. Эту процедуру повторяют до тех пор, пока время восстановления остроты зрения до 1,0 не станет близким к нулю. Только после этого можно использовать более сильные линзы, чтобы в конце курса лечения достичь возрастной нормы РА.

Измерение резерва и лечебная тренировка конвергенции и дивергенции для дали (А. И. Дашевский, 1940). Резерв конвергенции (РК) определяют для каждого глаза отдельно на расстоянии 3—5 м, то есть при выключении аккомодации. Ставят церед одним открытым глазом красное стекло, а перед другим — призму, основанием обращенную к виску. Исследуемый видит две лампы — красную и белую. При силе призмы в 10—12 ? (призменных диоптрий) (а иногда не выше чем при 1—3 ?) оба изображения сливаются в одно вследствие вызванного фузионным рефлексом дополнительного сокращения внутренней прямой мышцы глаза, перед которым поставлена призма.
Затем добавляют 2—4 ?, снова добиваются слияния изображений и так поступают до тех пор, пока будет найдена наиболее сильная призма, еще преодолеваемая дополнительной фузионной конвергенцией.

Для определения устойчивости конвергенции эту призму оставляют перед глазом на 5 мин, снимая и ставя через каждую минуту. При неустойчивой конвергенции с каждой минутой сила преодолеваемых призм уменьшается. Откладывая на оси абсцисс время в минутах, а на оси ординат силу призм в диоптриях, преодолеваемых через каждую минуту, получают при устойчивой конвергенции горизонтальную линию, а при неустойчивой — падающую кривую, (рис. 26). Таким же образом определяют резерв дивергенции (РД), только призмы должны быть обращены основанием к глазу. Фузионный резерв—это сумма резервов конвергенции и дивергенции.

Одновременно с тренировкой аккомодации надо проводить тренировку конвергенции с помощью призм для повышения ее резервов и устойчивости: у детей — до 40—50 ?, у взрослых — до 30—35 ?, у пожилых — до 20—25 ?.

Силу полученной при определении РК призмы увеличивают на 2—3 ?; исследуемый пытается слить оба изображения в одно. Когда это ему удастся, нужно добиться, чтобы слияние наступало быстро. Так увеличивают силу призм до возрастной нормы РК. Во избежание утомления нельзя форсировать усиление призм.

Точно так же проводят тренировку дивергенции, только призмы ставят основанием к носу (здесь нельзя увеличивать силу призмы больше 4—5 Д для каждого глаза).

М. М. Золотарева, О. И. Мороцкая и Р. Е. Воднева (1970) подтвердили многолетние наблюдения нашей клиники, заключающиеся в том, что восстановление РА влечет за собой улучшение состояния конвергенции, после чего достаточно нескольких дней упражнений с призмами, чтобы РК восстановился до нормы.

Метод дивергентной дезаккомодации (А. И. Дашевский, 1973). Становясь отрицательной, конвергенция переходит в дивергенцию, которая должна рефлекторно вызвать ослабление аккомодации (дивергентная дезаккомодация).

Искусственную дивергенцию обоих глаз можно легко вызвать, приставляя призмы основанием к носу. Лучи света, проходящие через призму, отклоняются к ее основанию. Чтобы лучи света снова могли попасть на корреспондирующие точки в центральных ямках желтых пятен, оба глаза поворачиваются кнаружи. А. И. Дашевский (1973) предложил вызывать с помощью дивергентной дезаккомодации рефлекторное расслабление спазма аккомодации, ослабляя этим псевдомиопию.

Определяют остроту зрения и степень миопии (субъективным методом). Если острота зрения низкая, пробу надо проводить на половинном расстоянии от ящика Рота, повышая ее до 0,5, затем снова — с расстояния 5 м.

Читайте также:  Гимнастика для глаз при близорукости распечатать

Перед каждым глазом (без отрицательной коррекции) ставят призмы силой в 1—2 ?, обращенной основанием к носу, чем вызывается дивергентная дезаккомодация. Через доли минуты (редко через несколько минут) острота зрения повышается, и силу призм можно увеличить (обычно до 2—3 ?, но не более 4 Д для каждого глаза) до достижения максимального повышения остроты зрения.

Ежедневно повторяют эту процедуру, что приводит к постепенному снятию псевдомиопии и повышению остроты зрения нередко до 1,0.
Такой же эффект дают дивергирующие призмы и во время занятий на близких расстояниях. Для этого в пробную оправу кроме призм ставят на ъб& глаза линзу силой в +3,0 Д. Эта линза необходима, чтобы читать с расстояния 33 см шрифт № 1 таблицы Головина — Сивцева для близкого расстояния без включения хрусталиковой аккомодации. Имеющийся спазм аккомодации обусловит положение редуцированной таким образов дальнейшей точки ясного зрения ближе чем 33 см. Следует найти это положение, после чего расположить текст дальше на несколько миллиметров до появления признаков легкого затуманивания знаков текста. Благодаря дивергентной дезаккомодации спазм начинает ослабевать. Ожидают улучшения видимости до отличного чтения шрифта № 1, вновь отодвигают текст и опять ожидают улучшения. Дальнейшие подобные тренировки (малыми шагами) приведут к расслаблению спазма.

Упражнения для дали и близкого расстояния с помощью дивергентной дезаккомодации являются активным методом рефлекторного расслабления аккомодации и её спазма, полностью соответствующим новейшим взглядам на покой аккомодации как на состояние активного равновесия антагонистов в составе цилиарной мышцы. Эффективность дивергентной дезаккомодации следует увеличить, применяя метод микрозатуманивания.

Метод затуманивания («стеклянный атропин»). Исследуют каждый глаз отдельно. В пробную оправу вставляют линзу силой в +4,0 Д и предлагают смотреть на таблицу для исследования остроты зрения на близком расстоянии (25 см). Определяют остроту зрения. Через 10—12 мин в ту же оправу вставляют линзу на 0,5 Д слабее, после чего убирают первую линзу. Уменьшают силу линз до тех пор, пока острота зрения не восстановится до исходного уровня! Отличие самой сильной линзы, с которой была достигнута исходная острота зрения (иногда и более высокая), от +4,0 Д соответствует силе снятого затуманиванием спазма аккомодации.

А. И. Дашевский (1962) предложил применять метод затуманивания не с диагностической, а с лечебной целью. Этот метод лечения получил название «стеклянного атропина».

С каждой сменой линз наступает все большая релаксация аккомодации; на 8—10 мин ставят самую сильную (положительную) линзу, с которой острота зрения равна 0,1, после чего заменяют ее более слабой на (0,5—1,0 Д меньше). С ослаблением силы линз острота зрения повышается. Смену линз также производят через каждые 5— 10 мин. Упражнения заканчивают после достижения максимально возможной остроты зрения. Сейчас вместо этого метода применяют более быстро действующий метод микрозатуманивания и дивергентной дезаккомодации.

Одним из элементов лечения методом «стеклянного атропина» является назначение очков с положительными линзами для постоянного ношения. Раньше назначали очки с такими положительными линзами, чтобы острота зрения снижалась до 0,1—0,3. В настоящее время при свежих спазмах назначают очки для постоянного ношения с силой стекол +0,5 Д, дающие небольшое затуманивание.
Лечение «стеклянным атропином» можно также проводить в домашних условиях, надевая во время прогулки очки с силой стекол +4,0, +3,0, +2,0 и +1,0 Д на 10—20 мин, меняя их от сильных к более слабым (модификация метода «стеклянного атропина» Н. И. Пильман и А. М. Ольгиной).

Метод оптического микрозатуманивания (А. И. Дашевский, 1973) заключается в том, что затуманивание постепенно усиливают, начиная с линзы силой в +0,25 Д, добавляя не больше чем по +0,25 Д. При таком методе возможно использование «автофокусировки» глаза. Когда линза силой в +0,25 Д слегка затуманивает зрение, гораздо легче возникает стимул к соответственному расслаблению аккомодации, чем при большом затуманивании более сильными линзами.

Лечение спазма аккомодации оптическим микрозатуманиванием заключается в следующем. В пробную оправу ставят призмы силой в 2 Д (основанием к носу) и добавляют сферическую отрицательную коррекцию, повышающую остроту зрения, уже несколько улучшившуюся от действия призм до 1,0. Затем добавляют +0,25 Д, после чего острота зрения несколько снижается. Ожидают, пока она восстановится вновь. Убирают и сразу же вновь ставят эту линзу в оправу. Зрение опять снижается, но восстанавливается до 1,0 быстрее, чем раньше. Описанную процедуру повторяют до тех пор, пока восстановление остроты зрения до 1,0 станет почти моментальным.

Только после этого, оставив +0,25 Д в оправе, уменьшают имеющуюся в пробной оправе отрицательную коррекцию и снова удаляют и ставят линзу силой в +0,25 Д до очень быстрого восстановления остроты зрения до 1,0. Так делают каждый раз до тех пор, пока не отпадет надобность в отрицательной коррекции, то есть восстановится эмметропия. Теперь, чтобы узнать, нет ли гиперметропии, усиливают положительную линзу с +0,25 Д до +0,5 Д и выше по такой же методике.

Метод оптического микрозатуманивания для дали особенно эффективен у детей младшего возраста, которые еще не могут освоить методику тренировок дистантным микрозатуманиванием. Его следует применять при свежем спазме аккомодации в глазном кабинете под контролем врача или сестры.

Метод дистантного микрозатуманивания для дали (А. И. Дашевский, 1973). Исследование производят без отрицательной коррекции. Надев очки с 2 Д (основанием к носу), пациент приближается к таблице до тех пор, пока не увидит 10-ю строку. При низкой остроте зрения можно читать другие строки, соответствующие более низкой остроте зрения —0,6 —0,7 и т. д. Не рекомендуется подходить к таблице ближе чем на 3 м. Прочитав строку, надо слегка отклониться или отступить кзади, чтобы увидеть буквы слегка размытыми, как бы затуманенными. Их еще можно прочесть, но они кажутся менее четкими, их контуры слегка расплываются. Отступить кзади настолько, чтобы ухудшение видимости было самым минимальным. Поэтому говорят не о затуманивании, а о микрозатуманивании.

Стимулируемое этим весьма малым ухудшением видимости тест-объекта расслабление спазма аккомодации, как акт автофокусировки глаза, приводит к восстановлению остроты зрения. Если при оптическом микрозатуманивании «шаг» равен +0,25 Д, то при дистантном он может составлять и 0,01 Д. Это очень важно при лечении полустойких и стойких спазмов.

Если микрозатуманивание букв было действительно небольшим, то видимость их улучшается очень быстро. Пациенту надо научиться самому определять такое самое малое расстояние, на которое он должен отодвинуться от таблицы, при котором время восстановления отличной видимости тест-объекта будет весьма малым.

После того как буквы 10-й или другой выбранной пациентом строки снова стали хорошо видны, надо опять отодвинуться, чтобы получить новое микрозатуманивание, но уже на несколько большем отдалении от таблицы. Так поступают до тех пор, пока 10-я строка не будет свободно видимой с расстояния 5 м (это редко достигается одной тренировкой при свежих спазмах, чаще необходимы ежедневные тренировки по несколько раз в день).

Следует проверить, насколько устойчиво достигаемое небольшое улучшение зрения. Для этого пациент должен закрыть на 2—3 с глаза и затем, открыв их, проверить, видна ли выбранная для тренировки строка. Если она видна хорошо — определенный результат достигнут. На следующий день острота зрения может снова ухудшиться — нужны еще систематические тренировки. Если же строка не видна, значит эффект еще очень нестойкий. При этом надо несколько раз повторить такую тренировку, чтобы добиться хорошего результата.
Дистантное микрозатуманивание для близкого расстояния (А. И. ДашевскиЗ, 1973). Для тренировки остроты зрения на близком расстоянии следует пользоваться очками (при свежих спазмах + 3,0 Д).

Читаемый текст отодвигают на наибольшее расстояние, на котором он еще хорошо виден. После того как пациент прочтет несколько слов, текст отодвигают чуть дальше с тем, чтобы получить некоторое ухудшение его видимости (самое минимальное). Получив такое мирозатуманивание, ожидают, пока зрение восстановится и видимость снова будет хорошей. Если микрозатуманивание было действительно небольшим, то видимость улучшается очень быстро.

В том случае, если видимость не улучшилась, тренировку начинают сначала и текст отодвигают на меньшее расстояние. Как только буквы становятся опять четко различимыми, снова отодвигают текст от глаз, чтобы получить новое микрозатуманивание букв уже на новом расстоянии. После нового улучшения видимости букв вновь увеличивают расстояние между текстом и глазами (каждый раз очень немного — только для получения наименьшего микрозатуманивания) и т. д. Так ежедневно повторяют эти упражнения по 5—7 мин не менее 4—5 раз в день до тех пор, пока расстояние текста от глаз не составит 33 см. После этого упражнения продолжают для закрепления результата.

Надо выработать привычку отодвигать текст от глаз до появления микрозатуманивания, и все занятия (у школьников — подготовка домашних заданий, внеклассное чтение) проводить в очках, выписанных с этой целью. В таких случаях эффект будет более быстрым и устойчивым.

Для тренировок удобно пользоваться общепринятой таблицей Сивцева для близкого расстояния или предложенной нами специальной таблицей. В 33 см от глаз определяют остроту зрения для каждого глаза в очках, в которых к коррекции до 1,0 (для дали) добавляют +3,0 Д. Затем определяют бинокулярную остроту зрения на этом же расстоянии.

Начинают дистантное микрозатуманивание с того, что придвигают к глазам таблицу, пока не станет хорошо различимым текст для более высокой остроты зрения (на 0,1). Например, был хорошо виден шрифт для остроты зрения 0,5. Приближают таблицу, пока не станет виден следующей шрифт для остроты зрения 0,6. Отодвигают таблицу (от глаз, пока не ухудшится видимость текста. Как только текст стал хорошо различимым, снова отодвигают таблицу (или отклоняют кзади голову), чтобы получить новое микрозатуманивание уже на большем расстоянии. Так постепенно расстояние увеличивают до 33 см.

Затем таблицу снова приближают к глазам, пока не станет хорошо видимым следующий текст для более высокой (на 0,1) остроты зрения, и повторяют такую же тренировку. Так постепенно переходят к наименьшему шрифту таблицы, соответствующему остроте зрения 1,0 для расстояния в 33 см (с линзой в +3,0 Д).

Если один глаз близорук, а другой нет, тренировку следует производить только для глаза с пониженным зрением. При этом другой глаз должен быть открытым, но его прикрывают белым щитком под углом 45°.

Если же глаза близоруки в разной степени, тренировать надо лучший по зрению глаз (при двух открытых глазах). После достижения эффекта переходят к тренировке второго глаза, прикрыв первый белым щитком под углом в 45°.

Разработанная нами (А. А. Ватченко, 1976) таблица содержит 10 строк с буквами, соответствующими остроте зрения для расстояния 33 см от № 1 (остроту зрения—0,1) до № 10 (острота зрения 1,0). По сравнению с таблицей Сивцева шрифты нумерованы в обратном порядке, то есть порядковые номера увеличиваются по мере повышения остроты зрения. Вместо текста даны отдельные буквы, чтобы уменьшить элемент распознаваемости.

Как показал опыт, расположение букв в ограниченных друг от друга прямоугольниках позволяет с большей точностью определить остроту зрения.

Тренируясь с помощью этих таблиц, пациент сам отмечает успех своих занятий по мере перехода на более мелкие шрифты.
Смешанное оптико-дистантное микрозатуманивание для дали и для близкого расстояния (модификация А. А. Ватченко, 1974). Для дали—это комбинация подбора полной отрицательной коррекции не для 5 м, а для 4 м и последующей тренировки путем отодвигания пациента от таблицы с тем, чтобы в результате эта же коррекция давала остроту зрения, равную 1,0, уже для расстояния 5 м вместо 4 м. Затем уменьшают отрицательную коррекцию на 0,25 Д и повторяют тренировку к расстоянию в 5 м от того места, с которого при уменьшенной коррекции видна 10-я строка таблицы (обычно где-то в области 4 м). При этом соблюдаются все правила тренировки микрозатуманивания для дали (см. выше).

При смешанном оптико-дистантном микрозатуманивании для близкого расстояния надо подбирать такую коррекцию, чтобы микрозатуманивание для близкого расстояния (шрифт № 1 таблицы Головина — Сивцева для близкого расстояния или № 10 нашей таблицы) начинать с дальнейшей точки ясного зрения в 25 см от глаз и отодвигать постепенно текст до 33 см.

При миопии до 1,0 Д следует ставить в пробной оправе линзы силой в +3,0 Д (впереди призмы силой в 2 Д, обращенной основанием к носу). Для различных степеней миопии необходимо ставить следующие линзы: при лож+ ной миопии в 0,5 Д — +3,5 Д; 1,0 Д — +3,0 Д; 2,0 Д — +2,0 Д; 3,0 Д — +1,0 Д; 5,0 Д — -1,0 Д; 6,0 Д — —2,0 Д.

При такой коррекции, когда сумма степеней ложной миопии и применяемой для тренировки коррекции равна 4,0 Д, тренировки надо начинать с расстояния 25 см от глаз и заканчивать на расстоянии 33 см с расслаблением спазма на 1,0 Д. Затем уменьшают силу линзы каждый раз на 1,0 Д, и дальнейшая точка ясного зрения вновь оказывается на расстоянии 25 см. Тренировка в конце концов приводит к чтению текста с расстояния 33 см в линзах силой в +3,0 Д (эмметропия).
Этот метод смешанного микрозатуманивания особенно полезен при полустойких и стойких спазмах.

Облегчающие тренировку правила при оптико — дистантном микрозатуманивании (А. А. Ватченко, 1974).

    1. Весьма важен уже упомянутый выше фактор времени: каждый раз при увеличении расстояния от глаз до таблицы должно пройти не более 3—5 с до полного восстановления остроты зрения (правило трех секунд). Чем меньше микрозатуманивание, тем меньше при нем острота зрения будет отличаться от 1,0 и скорее будет наступать полное восстановление зрения.

2. Если «прояснение» наступает медленно, надо вернуться в положение, при котором микрозатуманивание исчезает за 3 с (правило непрерывного движения). Невозможность при повторных попытках отодвигаться дальше означает, что для данного момента исчезла способность расслабления спазма аккомодации вдаль. Это — сигнал к прекращению в данном сеансе тренировки микрозатуманиванием вдаль и переходу после 1-минутного перерыва к тренировке на близком расстоянии.

Читайте также:  Свежевыжатые соки при близорукости

3. Когда тренирующийся отходит на расстояние до 5 м от таблицы и острота зрения (1,0) у него сохраняется, он должен закрыть глаза и затем снова проверить остроту зрения. Обычно она снижена. Пациент вновь подходит вперед, но острота зрения у него составляет 1,0 уже не с 4 м, а с расстояния, более близкого к 5 м. Каждый раз это расстояние надо уменьшать и, наконец, открыв глаза, пациент видит соответствующую остроте зрения 1,0 строку с 5 м. С этого момента разрешается вновь уменьшить коррекцию на 0,25 Д для дальнейшей тренировки.

  • 4. При неподдающихся или плохо поддающихся тренировке микрозатуманиванием для дали старых спазмах аккомодации А. И. Дашевский (1973) рекомендует применять следующий прием. Если пациенту при дистантном микрозатуманивании для дали больше не удается отойти дальше от таблицы, приставляют линзу силой в —0,25 Д, острота зрения улучшается, а после снятия линзы обычно удается несколько увеличить расстояние. В ряде случаев помогает поочередная смена линз силой в ±0,25 Д. Этот прием полезен, когда заторможенность зрительных рефлексов проявляется в какие-то отдельные периоды лечения и эффективность микрозатуманивания временно прекращается.
  • Исследование резерва относительной аккомодации, стойкости напряжения цилиарной мышцы для близкого расстояния и ее тренировка по Э. С. Аветисову.

    • 1. Относительную аккомодацию определяют (Э. С. Аветисов с соавт., 1971) по таблице Головина — Сивцева для близкого расстояния. Полностью корригируют аметропию и предлагают пациенту читать текст № 4 указанной таблицы, расположенной в 33 см от глаз. В оба гнезда оправы в дополнение к линзам, исправляющим аметропию, поочередно ставят отрицательные линзы возрастающей силы, начиная с 0,5 Д, до тех пор, пока еще возможно чтение. Максимальной силы отрицательные линзы, с которыми еще возможно чтение, определяют запас относительной аккомодации. Средние величины запаса относительной аккомодации по К. А. Мац (1973) следующие: в 8—10 лет — 3,0 Д, в 11— 12 лет —4,0 Д, в 13—20 лет — 5,0 Д.

      2. Исследование стойкости напряжения цилиарной мышцы (Э. С. Аветисов и Н. Я. Вилина, 1970) проводят монокулярно. Субъективно выявляется минусовая коррекция, после чего определяют остроту зрения по таблице для близкого расстояния с 33 см. Затем добавляют стекло силой в +3,0 Д. Если испытуемый через некоторое время вновь читает ту же строку таблицы для близкого расстояния, то в оправу помещают стекло силой в +3,5 Д, затем +4,0 Д и т. д. Показателем пробы является максимальной силы стекло, преодолеваемое пациентом в течение 10 мин. По стойкости напряжения цилиарной мышцы различают три формы псевдомиопии — стойкую (+3,5 Д), относительно стойкую (+4,0 Д) и нестойкую (+4,5 Д и выше).

    • 3. Тренировку цилиарной мышцы при зрении на близком расстоянии (Э. С. Аветисов и К. А. Мац, 1969) производят следующим образом. От величины максимальной силы плюсового и минусового стекол, с которыми еще возможно чтение с расстояния 33 см, отнимают 0,5—1,0 Д. Полученные величины характеризуют субмаксимальную нагрузку для цилиарной мышцы.

    После коррекции аметропии обоих глаз соответствующими стеклами начинают чтение со стеклами силой в 0,5 Д. Силу постепенно увеличивают на 0,5—1,0 Д и доводят до определяющей субмаксимальную величину положительной части относительной аккомодации. Чтение с каждым новым стеклом длится 3—5 мин. Затем силу последнего минусового стекла постепенно уменьшают на 1,0 Д, оставляя каждое из них примерно на 1 мин, и после этого начинают приставлять плюсовые стекла. Силу последних постепенно увеличивают до субмаксимальной величины отрицательной части относительной аккомодации. Чтение с каждым новым стеклом длится также 3—5 мин.
    Первые 3 дня тренировку проводят 1 раз, а остальные — 2 раза.

    Упражнения на аккомодотренере (Ю. 3. Розенблюм, К. А. Мац, Н. И. Лохтина, 1975). Для проведения этих упражнений необходимо изготовить простой прибор. Он представляет собой кусок плотного картона или фанеры, имеющей форму ракетки (размером примерно 20 X 10 см). В нижней части (над рукояткой) имеется горизонтальная цель, в которую вставлена линейка длиной 50—60 см. Вертикально расположенная ракетка должна свободно перемещаться по линейке. На передней поверхности ракетки нанесена буква «с» высотой примерно 2 мм.

    Упражнения проводят следующим образом. Пациент надевает очки, полностью исправляющие степень аметропии, с добавлением линз силой в +3,0 Д и приставляет к одному глазу (другой глаз прикрыт) линейку прибора. Затем медленно перемещает ракетку по направлению к глазу до тех пор, пока буква «с» не станет расплывчатой и похожей на букву «о». После этого он начинает медленно отодвигать ракетку от глаза, пока буква «с» не начнет расплываться. Как только это произойдет, ракетку вновь надо приблизить к глазу, затем снова отодвинуть и т. д. Упражнения повторяют в течение 10 мин для каждого глаза с интервалом в 10—20 мин. Необходимо следить за тем, чтобы знак на ракетке был хорошо освещен. Смысл приставления к глазу дополнительной линз силой в +3,0 Д состоит в редукции дальнейшей точки ясного видения и обеспечении более полного расслабления цилиарной мышцы.

    Тренировка «вблизь — вдаль» (Ы. Ю. Мандель, 1969, 1976). Ы. Ю. Мандель (1976) проводила тренировку глазных мышц у 86 учащихся с миопией от 1,0 до 5,0 Д и спазмом аккомодации от 1,0 до 3,0 Д, астенопическими жалобами и неустойчивой эргографической кривой (по II или III типу). Об этом методе она впервые сообщила в 1969 г.

    Упражнения заключаются в тренировке на эргографе по 5—10 мин в течение 10—15 дней; в упражнениях для глазных мышц в виде сопряженных 5—10-кратных движений по кругу в ту и другую сторону; в тренировках аккомодации и конвергенции, которые состоят в том, что школьник 5—10 раз поочередно смотрит вдаль через окно и на карандаш, лежащий в вытянутой вперед руке, и, продолжая фиксировать взгляд на карандаше, приближает его постепенно к глазу до расстояния 10 см.

    В результате тренировок у всех больных исчезли астенопические жалобы: у 46 — спазм аккомодации исчез, у 40 он уменьшился. Эргограмма нормализовалась у 40 и улучшилась у 46 школьников.

    Тренировка «объект на оконном стекле — дальний объект» (Э. С. Аветисов, 1969). Пациент в очках, соответствующих степени псевдомиопии, становится на расстоянии 25—30 см от оконного стекла, на котором на уровне глаз прикреплена круглая метка диаметром 2—3 мм. Вдали на линии взора, проходящей через эту метку, он намечает какой-то предмет для фиксации, затем поочередно переводит взор с метки на стекле на этот предмет. Упражнения проводятся ежедневно по 2 раза в день в течение 15— 20 дней. Первые 3 дня продолжительность каждого упражнения составляет 3 мин, последующие 3 дня — 5 мин и остальные дни — 7 мин. К. А. Мац и Н. И. Лохтина рекомендуют этот метод в качестве дополнительного к основному лечению.
    Тренировки способствуют прекращению прогрессирования миопии.

    Метод «раскачки» (В. В. Волков, Л. Н. Колесникова, 1972). Л. Н. Колесникова выявила группу больных со спазмом аккомодации, у которых на фоне общего лечения, тренировок цилиарной мышцы РА устойчивость аккомодации, объем приходили к норме, а визуальные данные оставались низкими. Такое состояние расценивалось автором как остаточные явления спазма аккомодации, связанные с инертностью зрительного анализатора к внешним стимулам.

    Для лечения таких больных применяют метод «раскачки», состоящий в следующем. В пробную оправу перед каждым глазом помещают стекло силой в +0,75 Д. Пациент смотрит на таблицу. Через 3—5 мин острота зрения должна несколько повыситься. Эти стекла заменяют сферическими отрицательными силой в —0,75 Д и оставляют их в оправе на 20—30 с. За счет перестройки аккомодации больной отчетливо видит 10-ю строку. Затем в ту же оправу на 2— 3 мин вставляют сферические стекла силой в +0,5 Д (—0,75 Д убирают), заменяют их на —0,5 Д (на 20—15 с) и т. д. В заключение на протяжении 5—7 мин больной продолжает смотреть на таблицу без стекол.
    Обычно уже после первого упражнения острота зрения заметно повышается, однако через 1—2 мин она снижается. Упражнения повторяют еще 2—3 раза. Такие сеансы проводят ежедневно в течение 7—10 дней.

    Глазная эргография для близкого расстояния (Э. С. Аве- тисов с соавт., 1968—1972) и для дали (В. В. Волков, 1974). Принцип эргографии основан на приближении к глазу экрана с одиночным знаком (оптотип Ландольта, соответствующий остроте зрения 0,6 для расстояния 30 см) до того момента, пока разрез в кольце станет ясным, после чего отодвигают знак, пока разрез в кольце снова станет различимым, и повторяют эти упражнения несколько раз в течение 10 мин.

    Различают четыре типа эргограмм (Э. С. Аветисов): I — ближайшая и ближняя точки ясного видения на всем протяжении либо сохраняют свое положение, либо приближаются к глазу испытуемого; II — волнообразная эргограмма с большими волнами, незначительными (На) и значительными (Иб) изменениями амплитуды; III — ступенчатая эргограмма с постепенным удалением ближайшей и ближней точек ясного видения от глаза; IV — атипические формы кривых.

    При изучении работоспособности цилиарной мышцы для дали по В. В. Волкову производят эргографическое исследование изменений положения дальнейшей и дальней точек ясного видения с применением редуцирующей линзы (+3,0 Д),.переводящей дальнейшую точку на расстояние 33 сц от глаза. Эргограммы для дали характеризуют устойчивость аккомодации при зрении вдаль.

    Тренировка на синоптофоре (СНвика, 1970). СНэика модифицировал синоптофор таким образом, что при слиянии изображений получалось впечатление, что изображения несколько отдаляются от правого, а затем от левого глаза пациента, что приводило к некоторой релаксации спазма аккомодации.

    Лечебная физкультура для близоруких. Э. С. Аветисов, В. Н. Мошков и Е. И. Ливадо (1974) изучили влияние физических упражнений на аккомодацию и выработали методику лечебной физкультуры для лиц, страдающих близорукостью.

    Рекомендуются укрепляющие упражнения, дыхательные и дополнительно для наружных мышц глаз, а также самомассаж глазных яблок. Физические упражнения способствуют улучшению работоспособности цилиарной мышцы.

    источник

    Вы здесь » Форум сайта «Образовательный проект Леонида Некина» » Глаза » Упражнениями удалось восстановить зрение с -5,5 до -1,5

    О восстановлении зрения мной:
    Мои родители близоруки со школы (с их детства) и говорили что и у меня генетическая предрасположенность к плохому зрению. Я 20 лет носил очки и интуитивно верил, что тело, что зрение можно восстановить, но не знал как и лениво искал методы. По книге Бэйтса что-то начал делать. Зрение у меня изменилось (я не смог понять = хуже стало или лучше) я этого побоялся и 5 лет после этого не экспериментировал.
    Меня вдохновил на восстановление зрения В.Г. Жданов из Новосибирска (последователь метода Бэйтса). Я спросил себя «А что может плохого случится, если я подвигаю глазами?» и не обнаружив ничего в этом плохого, не ожидая результатов стал настойчиво ежедневно экспериментировать, делать упражнения на подвижность глаз, моргать!, не реже 1 раза в неделю делать соляризацию, пальминг, читать в «пиратских очках», приближать и удалять читаемый текст и др. …Начало восстановления зрения совпало с ежегодной РДТ (Разгрузочно-Диетическая Терапия = не ем около 20 дней еду + пью разбавленный сок 1:5 вода ).
    Зрение проблесками возвращалось примерно так: близорукость -5,5; -5, (-4,5), -4,8, (-4,4), -4, (-3,7), -3,9, (-3,3), -3,1, (-3,5) , -3,5, (-3,2), -2,7, (-2,5), -3,1, (-2,4), -2,5, (-2,4), -2,2 . В 3 месяц зрение плавало от -2,5 до -2. В 4 месяц от -2 до (-1,5). В 5 месяц от -2
    до -1.
    Через 2 недели ежедневного деланья упражнений на подвижность глаз у меня перестали уставать глаза. Раньше я мог ложиться спать, т.к. устали глаза и из-за этого больше нечего делать, теперь же я ложился спать когда была «общая усталость».
    Когда от упражнений очень уж болели мышцы глаз, я на 1-2 дня прекращал делать гимнастику на подвижность, а потом снова помаленьку начинал.
    На 2 месяце восстановления моё зрение перестало плавно восстанавливаться при тех же упражнениях (гимнастика, соляризация, пальминг) и я начал искать новое и «ставить опыты» над собой.
    Замечу что я верю в Бога (и в Бога –отца и в Аллаха и в Дао и в Ишвару и Вишну и …). Для меня Иисус, Будда и Кришна = братья. Я считаю верным утверждение «Бог помогает тому, кто сам себе помогает».
    Я не курящий трезвенник (трезвенник полгода к моменту начала упражнений), человек спокойный, в чём то радостный. К тому времени уже 15 лет ежегодно практиковал РДТ. Замечу, что я очень мало смотрю ТВ.
    Во время восстановления зрения я всегда работал за компьютером (ЖК монитор) примерно 3-7 дней в неделю. В 1-3 месяцы в очках, а с 4 мес. я работал за компьютером без очков. Всё дальше отодвигая монитор.
    Я не могу вспомнить только что увиденную букву. Я почти не делал упражнений с таблицами. Кроме чтения проверочной таблицы.
    Чётко я вижу только буквы мелкого шрифта. Буквы на проверочной таблице я читаю, но чётко не вижу (это скорее всего проявление астигматизма).
    Начиная с 2 месяца и до сейчас я читаю мелкий шрифт (шрифт Ариал,10 или Times New Roman-кегль12 распечатанный на лазерном принтере 16 страниц на листе). Читал и читаю от 1 до 12 страниц в день. Я прочитал М.В, Мухину и понял что мне надо восстанавливать Центральную Фиксацию.
    1 и 2 месяц не делал упражнений на центральную фиксацию. В 3 и 4 месяце я делал упр. на ЦФ и ванночки «по-своему».
    С 3 месяца около 10 раз в неделю плескаю из ладоней холодную воду на закрытые глаза.
    На 5 месяце восстановления когда я застрял на близорукости в (-1,5). Я проанализировал и понял что моей основной проблемой теперь является астигматизм.
    Потом я принял рабочую гипотезу что астигматизм не уходит из-за отсутствия расслабления. Что любопытно = то зрение, которое у меня сейчас без очков = именно оно астигматичное моё со мной в очках и было всю жизнь )). Возможно что я уже привык плохо видеть…
    Вначале стал часто надавливать на астигматичные точки = что-то изменилось, но не смог понять в лучшую или худшую сторону. Стал чаще делать соляризацию. Стал больше читать при свете, а не в тёмном угле, как я это делал раньше. Ввел больше пальминга (например через день пальминг перед сном).. Прошёлся по лесу ночью. Ощутимо не сдвинулось.
    При анализе на 5 месяце заметил, что хуже вижу тонкие буквы, ухудшилось сумеречное зрение. И вообще с утра бывало что вижу хуже чем вечером.
    Один из экспериментов был = можно ли восстановить зрение без витаминов? На 5 месяце я сдался = стал принимать витаминный комплекс «Алфавит» из-за незаживающей раны на губе + болели дёсны + нервно-судорожное подрагивание ноги + желание есть после того как поел = это мои личные симптомы авитаминоза.
    Был случай = поехал на дачу и там копал огород в неправильной позе (тело под наклоном). В результате заболела поясница (радикулит) + верхняя часть спины = зрение ухудшилось на (-0,4)

    Читайте также:  Можно ли восстановить зрение при близорукости у детей

    Итог примерно такой = из восстановленных (-4) было
    (-2,0) восстановлено расслаблением (соляризация, пальминг, представление мышц расслабленными-размягчёнными, «размягчение», упражнения с горячей/холодной водой).
    (-1) восстановлено массаж + гимнастика на подвижность глаз
    (-1) упражнениями на ЦФ + вспоминание + представление + раскачивание
    Остались (-1,5) которые то ли астигматичные, то ли смирение = привычка видеть плохо, то ли ресницы перекрывают область зрения, то ли ем много, то ли взгляд рассеянный, то ли ленюсь делать все упражнения, то ли ещё что… ))

    источник

    Разработанный Дашевским А.И. метод дистантного микрозатуманивания для лечения дальнозоркости и близорукости более легок в практической реализации, чем метод “стеклянного атропина”, и может быть использован для самостоятельного восстановления зрения дома без помощи окулиста.

    Рассмотрим далее более детально применение этого метода для устранения близорукости.

    Как известно, причиной близорукости, согласно альтернативной теории зрения У.Г.Бейтса, является излишнее постоянное напряжение (спазм) косых глазных мышц, мешающее глазу восстановить свою естественную шарообразною форму, необходимую для четкого зрения вдаль. В отличие от Бейтса, предлагающего устранять напряжение мышц глаза с помощью разнообразных расслабляющих упражнений, Дашевский предложил расслаблять эти мышцы, используя естественные глазные рефлексы.

    Для тренировок используют общепринятую таблицу Сивцева для проверки остроты зрения:

    О том, как сделать самостоятельно полноразмерную таблицу Сивцева, написано здесь.

    Допустим, острота вашего зрения составляет 0,5. Таблицу следует расположить (или отойти от нее) на таком расстоянии, чтобы вы четко видели буквы из строки, соответствующей остроте зрения 0,6 (дальше работает только с этой строкой). Прочитав эту строку, слегка отклонитесь или отступите назад, чтобы увидеть буквы немного размытыми (затуманенными): буквы еще можно читать, но вы их видите менее четкими, их контуры немного расплываются. Отступить назад следует настолько, чтобы это ухудшение видимости было наименьшим. Поэтому в этом случае речь идет не о затуманивании, а о микрозатуманивании.

    Микрозатуманивание вызывает расслабление спазма аккомодации как следствие естественного рефлекса автофокусировки глаза при ухудшении видимости рассматриваемого предмета. В зависимости от величины смещения глаз от таблицы автофокусировка глаз выполняется или мгновенно, или наступает в течение 2-5 секунд. (Если после смещения назад в течение нескольких секунд не наступило восстановление остроты зрения, это значит, что вы сместились слишком далеко). Если при оптическом затуманивании (метод “стеклянного атропина”) “шаг” равен +0,25 Д, то при дистантном микрозатуманивании он может составлять и 0,01 Д. Это имеет большое значение при снятии стойких спазмов.

    Чем меньшей была величина микрозатуманивания букв, тем быстрее будет улучшаться их видимость. Со временем каждый человек может научиться сам определять такое минимальное смещение от таблицы, при котором время восстановления отличной видимости букв соответствующей строки будет весьма малым.

    Как только буквы снова стали хорошо видимыми, опять отодвигаемся от таблицы (или отклоняем назад голову), чтобы получить новое микрозатуманивание уже на большем расстоянии. Таким способом понемногу увеличиваем расстояние от таблицы до 5 м.

    После этого подходим к таблице Сивцева на такое расстояние, пока четко не увидим буквы следующей строки для более высокой (на 0,1) остроты зрения (в нашем случае 0,7), и повторяем те же самые действия уже с этой строкой. Так поэтапно переходим к строке таблицы, соответствующей остроте зрения 1,0 для расстояния 5 м.

    В случае дальнозоркости улучшение зрения также происходит поэтапно с тем лишь различием, что микрозатуманивание достигается не отдалением, а приближением глаз к таблице.

    Работа с полноразмерной таблицей Сивцева по методу дистантного микрозатуманивания не совсем удобна, особенно в небольшой по размеру комнате.

    Значительно проще и эффективней проводить тренировки по восстановлению зрения на изобретенном А.И.Дашевским глазном тренажере “Микротуман”:

    “Микротуман” — это оптико-механический прибор, в котором:

    • оптическая часть (линза +3 дптр) уменьшает обычное для исследования остроты зрения расстояние с 5 метров до 33,3 см;
    • механическая часть обеспечивает плавное изменение расстояния между экраном (таблицей) и глазом, а также очень малые перемещения экрана вдоль проградуированной (в диоптриях и сантиметрах) рейки-основания.

    “Микротуман” хорошо восстанавливает зрение при:

    • Близорукости (миопии);
    • Прогрессирующей близорукости;
    • Ранней (не возрастной) дальнозоркости;
    • Амблиопии (ленивый глаз);
    • Послеоперационной коррекции остроты зрения.

    Против усталости глаз и для лечения возрастной дальнозоркости (пресбиопии) более эффективен другой глазной тренажер А.И.Дашевского – “Тонус”, использующий феномен призм для восстановления зрения.

    К великому сожалению, с недавних пор глазной тренажер “Микротуман” больше не выпускается.

    P.S. Если вам больше по душе воспринимать информацию через видео, можете посмотреть мой видеоролик на тему этой статьи:

    источник

    Всем нам, к сожалению, не понаслышке знакомо понятие «компьютерный зрительный синдром». Покраснение глаз, сухость и слезоточивость, затуманенность в глазах, «песок» – да мало ли что еще вы можете чувствовать, проведя несколько часов один на один с монитором без двигательной активности глазных мышц!

    Читайте внимательно — и скоро узнаете, что это за приспособление

    К счастью, прогресс не стоит на месте, и сегодня уже существует множество средств против усталости глаз и компьютерного зрительного синдрома. Один из них – пиратские очки, о которых мы уже когда-то говорили. Еще одно эффективное средство – антиочки, но сейчас речь тоже не о них.

    Сегодня речь пойдет об одном интересном изобретении – методе призм, который по-научному называется методом дивергентной дезаккомодации.

    А открыл это явление ни кто иной, как А.Дашевский, тот самый, которому принадлежит открытие метода микрозатуманивания – читайте о нем здесь, не пожалеете! Чтобы понять суть этого процесса, вспомним, что происходит с глазами во время зрительной работы:

    – аккомодация – процесс «настройки» глаза на четкое зрение вблизи. Если верить Бейтсу, за него отвечают внешние глазные мышцы, которые изменяют форму глазного яблока от круглого к продолговатому и наоборот.– конвергенция – сведение осей глаз в одну точку, за которое отвечают внутренние глазные мышцы.Стоит ли говорить, что процессы аккомодации и конвергенции неразрывно связаны между собой, ведь сокращение одних глазных мышц обязательно оказывает определенное влияние на другие?

    Очень просто! Зрительное напряжение наступает от того, что человек долго сводит зрительные оси в одну точку, напрягая глазные мышцы. Значит… нужно просто развести их в сторону! Просто, да не очень, ведь разведение мышц в сторону, или дивергенция, – неестественно для наших глаз.

    Чтобы смоделировать это состояние, Дашевский предложил использовать специальные призмы.

    На рисунке видно, как призмы изменяют направление лучей: человек видит раздвоенный предмет. В ответ на такое неестественное состояние мозг дает команду на сокращение внешних глазных мышц так, чтобы раздвоенное изображение как можно быстрее слилось в одно.

    Рефлекторное разведение в сторону зрительных осей собственно и приводит к расслаблению косых глазных мышц (деаккомодации) и уменьшению деформации глазного яблока. Вот в чем суть открытия Дашевского.

    Обратите внимание! Разведение происходит рефлекторно, то есть человеку не нужно сознательно делать упражнения, направленные на снятие зрительного напряжения. Согласитесь, это хорошая новость!

    Метод Дашевского нашел интересное воплощение, которым стал тренажер для глаз «Тонус». Это приспособление, по размеру как обычная карманная расческа, состоит из трех разных по силе призм, которые объединены в полимерном корпусе.

    Чтобы заниматься на этом простом тренажере, не нужны специальные условия. Достаточно иметь вблизи один освещенный предмет, что вполне реально и дома, и на работе, и на природе и т.д.

    • Усталость глаз, в том числе при работе за компьютером.

    • Возрастная дальнозоркость.• Астигматизм.• Нарушение бинокулярного зрения.• Косоглазие.• Спазмы аккомодации.

    Уже через 1-2 недели тренировок по Дашевскому, по заверениям разработчиков, будут заметны результаты лечения. А если вы по роду деятельности вынуждены проводить много времени за компьютером, всего 3-4 минуты работы с глазным тренажером «Тонусом» будет достаточно, чтобы избавиться от симптомов усталости в глазах.

    В эпоху глобальной компьютеризации вряд ли стоит пренебрегать возможностью лишний раз позаботиться о глазах, не так ли?

    источник

    Зависит все от врожденных особенностей, в том числе от наследственности (сестра-врач-говорит, что это зависит от слабости соединительной ткани, а окулист еще говорила, что у сына слабые сосуды).

    У моего сына зрение начало падать как раз во втором классе, и почти как у Вас, в конце второго класса было уже -2,5. Мы лечили всем, чем только предлагали (Дашевского, правда, не пробовали, я даже не знаю, что это такое): капали капли (расслабляющие мышцы, и улучшающие питание глаза, и еще какие-то), ходили на разные аппараты («лазер», светотерапия) и процедуры в поликлинику, делали упражнения, резко сократили почти до нуля всю нагрузку на глаза (осталось только чтение — его мы сократили как могли, но совсем не уберешь, и компьютер только на информатике в школе — у них информатика была уже во 2 классе). Не помогли ничего Сначала более-менее зрение не быстро, в конце 5 класса было -3.25. Но тут он начал расти, и зрение начало падать уже гораздо быстрее. за 5 месяцев (в октябре следующего учебного года) уже стало -4.25. В июне уже -6 один глаз, -6.75 второй (до закапывания) и -5.5 и 6.0 после закапывания Сына направили на операцию склеропластики. После операции уже прошло почти 3 года (ну и растет он уже не так быстро), ттт зрение пока почти не падает (-6.0 и -6.5 намеряли последний раз, осенью-надо вот еще сходить, проверить его) Хотя сейчас я совсем не могу с ним справиться и он постоянно норовит читать ночами статьи в интернете

    Но у меня у сестры так же сильно падало зрение. Так что у нас в этом плане наследственность плохая. Только в ее время склеропластику не делали, так у нее зрение падало-падало, а потом притормозило. А когда она поступила в институт, у нее опять зрение начало падать (от нагрузок). В итоге у нее порядка -7.

    В общем, надо 2 раза в год проверять зрение, попробовать консервативное лечение, какое где предложат (моему мужу, по его словам, в детстве очень помогли как раз те аппараты, на которые ходил мой сын безрезультатно, и еще ему помогли какие-то таблицы, на которые надо было смотреть через специальные очки). Но если зрение будет продолжать падать — особенно в полростковом возрасте может быстро падать — то можно сделать склеропластику. Она не дает 100% гарантии, но может приостановить падение зрения. Или даже совсем остановить. (у племянника сделали склеропластику, когда у него было -3, один глаз так и остался -3, а второй упал до -6).
    И, конечно, делать каждый день физкультуру для глаз, резко сократить все нагрузки на глаза, спорт на свежем воздухе (окулист сказала, что при прочих равных здоровые сосуды=хорошее питание глаза=зрение будет падать меньше). НО не желательно поднимать тяжести и длительные нагрузки вниз головой.
    Да, и еще, надо иметь в виду, что операцию не сделаю сразу, как назначат. Это минимум несколько месяцев на сбор обследований и анализов (везде очереди, даже если делать платно), потом очередь на собственно операцию. Мы делали обследование в Федоровской клинике (потому что там сделали все быстро, а в Морозовской мы 2 месяца потеряли на ожидание узи, так и не сделали, и платно то же самое), а операцию (бесплатно) наоброт делали в морозовской, потому что там очереди на операцию всего с месяц, а в Федоровской на полгода.

    Отредактировано: Наташа Р в 19 мая 2013, 23:18

    *
    Sюзер
    » обо мне «
    дневник
    Сообщений: 4116
    Регистрация: 23.09.10
    г. Тольятти

    Майя 31.05.2010
    Роман 05.09.2016

    мне кажется сейчас единицы школьников имеют 100% зрение

    сама прошла через ухудшение во 2-3 классах, лечили постоянно, укрепляли, процедуры всякие, капли-магниты. Пол класса их проходило, но как-то без толку, кому-то операции делали, у кого-то само падение остановилось. У меня упало до -6, у подружки моей до -3-3,5 и остановилось, у мужа -2-2,5 кажется было (он лазерную коррекцию делал потом уж). Как повезет, плюс качество процедур и упражнений, ну и наследственность У мужа и подруги очкариков в семье нет, у меня пол-семьи )

    дочки-матери
    Sюзер
    » обо мне «
    дневник
    Сообщений: 2197
    Регистрация: 10.10.08
    Самарская обл.

    Две лучшие девочки

    *
    Sюзер
    » обо мне «
    дневник
    Сообщений: 544
    Регистрация: 15.10.03
    Московская область

    Федор
    Тимофей

    , У нас тоже за два года на три диоптрии Рекомендовали проверить еще смещение в шейном отделе и массаж воротниковой зоны.

    Склеропластику мне делали в 10 классе. Ничего болезненного и страшного. Просто лучше как можно позже прибегать к этому методу, организм растет, все меняется. Т.ч. чем старше, тем лучше.

    Мой очки одел легко, думает что стал еще красивее))) Но у нас вся семья в очках.

    Отредактировано: Jet K в 20 мая 2013, 07:04

    источник

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *