Меню Рубрики

На каком из рисунков правильно показано исправление близорукости

Автор — профессиональный репетитор, автор учебных пособий для подготовки к ЕГЭ Игорь Вячеславович Яковлев

Темы кодификатора ЕГЭ: глаз как оптическая система.

Глаз — удивительно сложная и совершенная оптическая система, созданная природой. Сейчас мы в общих чертах узнаем, как функционирует человеческий глаз. Впоследствии это позволит нам лучше понять принципы работы оптических приборов; да, кроме того, это интересно и важно само по себе.

Мы ограничимся рассмотрением лишь самых основных элементов глаза. Они показаны на рис. 1 (правый глаз, вид сверху).

Рис. 1. Строение глаза

Лучи, идущие от предмета (в данном случае предметом является фигура человека), попадают на роговицу — переднюю прозрачную часть защитной оболочки глаза. Преломляясь в роговице и проходя сквозь зрачок (отверстие в радужной оболочке глаза), лучи испытывают вторичное преломление в хрусталике. Хрусталик является собирающей линзой с переменным фокусным расстоянием; он может менять свою кривизну (и тем самым фокусное расстояние) под действием специальной глазной мышцы.

Преломляющая система роговицы и хрусталика формирует на сетчатке изображение предмета. Сетчатка состоит из светочувствительных палочек и колбочек — нервных окончаний зрительного нерва. Падающий свет вызывает раздражение этих нервных окончаний, и зрительный нерв передаёт соответствующие сигналы в мозг. Так в нашем сознании формируются образы предметов — мы видим окружающий мир.

Ещё раз взгляните на рис. 1 и обратите внимание, что изображение разглядываемого предмета на сетчатке — действительное, перевёрнутое и уменьшенное. Так получается потому, что предметы, рассматриваемые глазом без напряжения, расположены за двойным фокусом системы роговица-хрусталик (помните случай 2f’ a>2f’ /> для собирающей линзы?).

То, что изображение является действительным, понятно: на сетчатке должны пересекаться сами лучи (а не их продолжения), концентрируя световую энергию и вызывая раздражения палочек и колбочек.

Насчёт того, что изображение является уменьшенным, тоже вопросов не возникает. А каким же ему ещё быть? Диаметр глаза равен примерно 25 мм, а поле нашего зрения попадают предметы куда большего размера. Естественно, глаз отображает их на сетчатке в уменьшенном виде.

Но вот как быть с тем, что изображение на сетчатке является перевёрнутым? Почему же тогда мы видим мир не вверх ногами? Здесь подключается корректирующее действие нашего мозга. Оказывается, кора головного мозга, обрабатывая изображение на сетчатке, переворачивает картинку обратно! Это установленный факт, проверенный экспериментами.

Как мы уже сказали, хрусталик — это собирающая линза с переменным фокусным расстоянием. Но зачем хрусталику менять своё фокусное расстояние?

Представьте себе, что вы смотрите на приближающегося к вам человека. Вы всё время чётко его видите. Каким образом глазу удаётся это обеспечивать?

Чтобы лучше понять суть вопроса, давайте вспомним формулу линзы:

В данном случае — это расстояние от глаза до предмета, — расстояние от хрусталика до сетчатки, — фокусное расстояние оптической системы глаза. Величина является неиз
менной, поскольку это геометрическая характеристика глаза. Следовательно, чтобы формула линзы оставалась справедливой, вместе с расстоянием до разглядываемого предмета должно меняться и фокусное расстояние .

Например, если предмет приближается к глазу, то уменьшается, поэтому и должно
уменьшаться. Для этого глазная мышца деформирует хрусталик, делая его более выпуклым и уменьшая тем самым фокусное расстояние до нужной величины. При удалении предмета, наоборот, кривизна хрусталика уменьшается, а фокусное расстояние возрастает.

Описанный механизм самонастройки глаза называется аккомодацией. Итак, аккомодация — это способность глаза отчётливо видеть предметы на различных расстояниях. В процессе аккомодации кривизна хрусталика меняется так, что изображение предмета всегда оказывается на сетчатке.

Аккомодация глаза совершается бессознательно и очень быстро. Эластичный хрусталик может легко менять свою кривизну в определённых пределах. Этим естественным пределам деформации хрусталика отвечает
область аккомодации — диапазон расстояний, на которых глаз способен чётко видеть предметы. Область аккомодации характеризуется своими границами -дальней и ближней точками аккомодации.

Дальняя точка аккомодации (дальняя точка ясного видения) — это точка нахождения предмета, изображение которого на сетчатке получается при расслабленной глазной мышце, т. е. когда хрусталик не деформирован.

Ближняя точка аккомодации (ближняя точка ясного видения) — это точка нахождения предмета, изображение которого на сетчатке получается при наибольшем напряжении глазной мышцы, т. е. при максимально возможной деформации хрусталика.

Дальняя точка аккомодации нормального глаза находится на бесконечности: в ненапряжённом состоянии глаз фокусирует параллельные лучи на сетчатке (рис. 2 , слева). Иными словами, фокусное расстояние оптической системы нормального глаза при недеформированном хрусталике равно расстоянию от хрусталика до сетчатки.

Ближняя точка аккомодации нормального глаза расположена на некотором расстоянии от него (рис. 2 , справа; хрусталик максимально деформирован). Это расстояние с возрастом увеличивается. Так, у десятилетнего ребёнка см; в возрасте 30 лет см; к 45 годам ближняя точка аккомодации находится уже на расстоянии 20–25 см от глаза.

Рис. 2. Дальняя и ближняя точки аккомодации нормального глаза

Теперь мы переходим к простому, но очень важному понятию угла зрения. Оно является ключевым для понимания принципов работы различных оптических приборов.

Когда мы хотим получше рассмотреть предмет, мы приближаем его к глазам. Чем ближе предмет, тем больше его деталей оказываются различимыми. Почему так получается?

Давайте посмотрим на рис. 3 . Пусть стрелка — рассматриваемый предмет, — оптический центр глаза. Проведём лучи и (которые не преломляются) и получим на сетчатке изображение нашего предмета — красную изогнутую стрелочку.

Рис. 3. Предмет далеко, угол зрения мал

Угол называется углом зрения. Если предмет расположен далеко от глаза, то угол зрения мал, и размер изображения на сетчатке также оказывается малым.

Рис. 4. Предмет близко, угол зрения велик

Но если предмет расположить ближе, то угол зрения увеличивается (рис. 4 ). Соответственно увеличивается и размер изображения на сетчатке. Сравните рис. 3 и рис. 4 — во втором случае изогнутая стрелочка оказывается явно длиннее!

Размер изображения на сетчатке — вот что важно для подробного разглядывания предмета. Сетчатка, напомним, состоит из нервных окончаний зрительного нерва. Поэтому чем крупнее изображение на сетчатке, тем больше нервных окончаний раздражается идущими от предмета световыми лучами, тем больший поток информации о предмете направляется по зрительному нерву в мозг — и, следовательно, тем больше подробностей мы различаем, тем лучше мы видим предмет!

Ну а размер изображения на сетчатке, как мы уже убедились из рисунков 3 и 4 , напрямую зависит от угла зрения: чем больше угол зрения, тем крупнее изображение. Поэтому вывод: увеличивая угол зрения, мы различаем больше подробностей рассматриваемого объекта.

Вот почему мы одинаково плохо видим как мелкие объекты, пусть и находящиеся рядом, так и крупные объекты, но расположенные далеко. В обоих случаях угол зрения мал, и на сетчатке раздражается небольшое число нервных окончаний. Известно, кстати, что если угол зрения меньше одной угловой минуты (1/60 градуса), то раздражается лишь одно нервное окончание. В этом случае мы воспринимаем объект просто как точку, лишённую деталей.

Итак, приближая предмет, мы увеличиваем угол зрения и различаем больше деталей. Казалось бы, оптимального качества видения мы достигнем, если расположим предмет максимально близко к глазу — в ближней точке аккомодации (в среднем это 10–15 см от глаза).

Однако мы так не поступаем. Например, читая книгу, мы держим её на расстоянии примерно 25 см. Почему же мы останавливаемся на этом расстоянии, хотя ещё имеется ресурс дальнейшего увеличения угла зрения?

Дело в том, что при достаточно близком расположении предмета хрусталик чрезмерно деформируется. Конечно, глаз ещё способен чётко видеть предмет, но при этом быстро утомляется, и мы испытываем неприятное напряжение.

Величина см называется расстоянием наилучшего зрения для нормального глаза. При таком расстоянии достигается компромисс: угол зрения уже достаточно велик, и в то же время глаз не утомляется ввиду не слишком большой деформации хрусталика. Поэтому с расстояния наилучшего зрения мы можем полноценно созерцать предмет в течении весьма долгого времени.

Напомним, что фокусное расстояние нормального глаза в расслабленном состоянии равно расстоянию от оптического центра до сетчатки. Нормальный глаз фокусирует параллельные лучи на сетчатке и поэтому может чётко видеть удалённые предметы, не испытывая напряжения.

Близорукость — это дефект зрения, при котором фокусное расстояние расслабленного глаза меньше расстояния от оптического центра до сетчатки. Близорукий глаз фокусирует параллельные лучи перед сетчаткой, и от этого изображения удалённых объектов оказываются размытыми (рис. 5 ; хрусталик не изображаем).

Рис. 5. Близорукость

Потеря чёткости изображения наступает, когда предмет находится дальше определённого расстояния. Это расстояние соответствует дальней точке аккомодации близорукого глаза. Таким образом, если у человека с нормальным зрением дальняя точка аккомодации находится на бесконечности, то у близорукого человека дальняя точка аккомодации расположена на конечном расстоянии перед ним.

Соответственно, ближняя точка аккомодации у близорукого глаза находится ближе, чем у нормального.

Расстояние наилучшего зрения для близорукого человека меньше 25 см. Близорукость корректируется с помощью очков с рассеивающими линзами. Проходя через рассеивающую линзу, параллельный пучок света становится расходящимся, в результате чего изображение бесконечно удалённой точки отодвигается на сетчатку (рис. 6 ). Если при этом мысленно продолжить расходящиеся лучи, попадающие в глаз, то они соберутся в дальней точке аккомодации .

Рис. 6. Коррекция близорукости с помощью очков

Таким образом, близорукий глаз, вооружённый подходящими очками, воспринимает параллельный пучок света как исходящий из дальней точки аккомодации. Вот почему близорукий человек в очках может отчётливо рассматривать удалённые предметы без напряжения в глазах. Из рис. 6 мы видим также, что фокусное расстояние подходящей линзы равно расстоянию от глаза до дальней точки аккомодации.

Дальнозоркость — это дефект зрения, при котором фокусное расстояние расслабленного глаза больше расстояния от оптического центра до сетчатки.

Дальнозоркий глаз фокусирует параллельные лучи за сетчаткой, отчего изображения удалённых объектов оказываются размытыми (рис. 7 ).

Рис. 7. Дальнозоркость

На сетчатке же фокусируется сходящийся пучок лучей. Поэтому дальняя точка аккомодации дальнозоркого глаза оказывается мнимой: в ней пересекаются мысленные продолжения лучей сходящегося пучка, попадающего на глаз (мы увидим это ниже на рис. 8 ). Ближняя точка аккомодации у дальнозоркого глаза расположена дальше, чем у нормального.Расстояние наилучшего зрения для дальнозоркого человека больше 25 см.

Дальнозоркость корректируется с помощью очков с собирающими линзами. После прохождения собирающей линзы параллельный пучок света становится сходящимся и затем фокусируется на сетчатке (рис. 8 ).

Рис. 8. Коррекция дальнозоркости с помощью очков

Параллельные лучи после преломления в линзе идут так, что продолжения преломлённых лучей пересекаются в дальней точке аккомодации . Поэтому дальнозоркий человек, вооружённый подходящими очками, будет отчётливо и без напряжения рассматривать удалённые предметы. Мы также видим из рис. 8 , что фокусное расстояние подходящей линзы равно расстоянию от глаза до мнимой дальней точки аккомодации.

Звоните нам: 8 (800) 775-06-82 (бесплатный звонок по России) +7 (495) 984-09-27 (бесплатный звонок по Москве)

Или нажмите на кнопку «Узнать больше», чтобы заполнить контактную форму. Мы обязательно Вам перезвоним.

источник

На рисунке приведена шкала электромагнитных волн. Определите, к какому виду излучения относятся области 1, 2 и 3.

1) 1 — рентгеновское излучение; 2 — гамма-излучение; 3 — радиоизлучение

2) 1 — радиоизлучение; 2 — гамма-излучение; 3 — рентгеновское излучение

3) 1 — гамма-излучение; 2 — рентгеновское излучение; 3 — радиоизлучение

4) 1 — радиоизлучение; 2 — рентгеновское излучение; 3 — гамма-излучение

Поскольку частоты излучения в области 1 меньше частот, соответствующих инфракрасному излучению, то область 1 относится к радиоизлучению. Частоты излучения области 2 соответствует рентгеновскому излучению, а частоты излучения области 3 больше, чем соответствующие рентгеновскому излучению, следовательно, излучение области 3 относится к области гамма-излучения.

Правильный ответ указан под номером 4.

К электромагнитным волнам относятся:

A) волны на поверхности воды;

Электромагнитная волна — это возмущение электромагнитного поля, распространяющееся в пространстве. Волны на поверхности воды относятся к механическим волнам. Радиоволны и световые волны относятся к электромагнитным волнам.

Правильный ответ указан под номером 4.

На рисунке показаны положения главной оптической оси линзы (прямая а), предмета S и его изображения S1. Согласно рисунку

1) линза является собирающей

2) линза является рассеивающей

3) линза может быть как собирающей, так и рассеивающей

Читайте также:  Ложная близорукость нужны ли очки

4) изображение не может быть получено с помощью линзы

Изображение получилось прямым и уменьшенным. Прямое изображение при помощью собирающей линзы возможно получить только в том случае, если предмет расположен между фокусом и линзой. Однако в таком случае изображение получится увеличенным. Следовательно, данное изображение невозможно получить с помощью собирающей линзы. С помощью рассеивающей возможно получить такое изображение.

Правильный ответ указан под номером 2.

На ри­сун­ке по­ка­за­ны по­ло­же­ния глав­ной оп­ти­че­ской оси линзы (прямая a) пред­ме­та S и его изоб­ра­же­ния S1. Со­глас­но рисунку

1) линза яв­ля­ет­ся собирающей

2) линза яв­ля­ет­ся рассеивающей

3) линза может быть как собирающей, так и рассеивающей

4) изоб­ра­же­ние не может быть по­лу­че­но с по­мо­щью линзы

Изображение по­лу­чи­лось пря­мым и увеличенным. Дан­ное изоб­ра­же­ние можно получить, если рас­по­ло­жить со­би­ра­ю­щую линзу слева от предмета.

Правильный ответ указан под номером 1.

К электромагнитным волнам относятся

Правильным ответом является

Электромагнитная волна — это возмущение электромагнитного поля, распространяющееся в пространстве. Звуковые волны относятся к механическим волнам. Радиоволны и инфракрасные лучи относятся к электромагнитным волнам.

Правильный ответ указан под номером 3.

Явление дисперсии света объясняет

Дисперсия — это зависимость показателя преломления вещества в зависимости от частоты света. Солнечное затмение объясняется периодическим движением Земли вокруг Солнца, а Луны вокруг Земли. А образование радуги — дисперсией света в атмосфере.

Правильный ответ указан под номером 1.

Явление дисперсии света используется

А. Для разложения света в спектр при прохождении солнечного луча через призму.

Б. Для изменения хода светового луча в перископе.

Дисперсия — это зависимость показателя преломления вещества в зависимости от частоты света. Явление дисперсии света используется для разложения света в спектр при прохождении солнечного луча через призму. Изменения хода светового луча в перископе основывается на явлении отражения.

Правильный ответ указан под номером 1.

Изображение предметов на сетчатке глаза человека является

2) действительным уменьшенным

Поскольку основная «линза» глаза — хрусталик, является собирающей линзой, изображение на сетчатке получается действительным. Кроме того, вследствие строения глаза изображение всегда получается перевёрнутым и уменьшенным, при обработке мозг переворачивает изображение.

Правильный ответ указан под номером 2.

Изображение предмета в рассеивающей линзе

1) действительное увеличенное

2) действительное уменьшенное

Изображение предмета в рассеивающей линзе всегда мнимое и уменьшенное.

Правильный ответ указан под номером 4.

На рисунке дан график колебаний электрического тока. Период колебаний соответствует расстоянию между точками

Периодом колебаний называется время, за которое величина возвращается в состояние с той же фазой и отклонением от положения равновесия. Следовательно, период колебаний электрического тока соответствует расстоянию между точками АВ.

Правильный ответ указан под номером 2.

На ри­сун­ке приведена схема хода лучей внут­ри глаза. Ка­ко­му дефекту зре­ния (дальнозоркости или близорукости) со­от­вет­ству­ет приведенный ход лучей и какие линзы нужны для очков в этом случае?

1) близорукости, для очков тре­бу­ет­ся собирающая линза

2) близорукости, для очков тре­бу­ет­ся рассеивающая линза

3) дальнозоркости, для очков тре­бу­ет­ся собирающая линза

4) дальнозоркости, для очков тре­бу­ет­ся рассеивающая линза

Из ри­сун­ка видно, что изоб­ра­же­ние фокусируется не на сетчатке, а ближе к хрусталику, следовательно, близ­кие предметы че­ло­век будет ви­деть лучше чем далёкие. Для очков тре­бу­ет­ся рассеивающая линза.

Правильный ответ указан под номером 2.

На рисунке приведена шкала электромагнитных волн. Определите, к какому виду излучения относятся электромагнитные волны с частотой 5·10 3 ГГц.

1) только к радиоизлучению

2) только к рентгеновскому излучению

3) к радиоизлучению и инфракрасному излучению

4) к ультрафиолетовому и рентгеновскому излучению

Из рисунка ясно, что электромагнитные волны с частотой 5·10 3 ГГц относятся к радиоизлучению и инфракрасному излучению.

Правильный ответ указан под номером 3.

Луч света падает на плоское зеркало. Угол между падающим лучом и отражённым увеличили на 20°. Угол между зеркалом и отражённым лучом

При этом угол между зеркалом и отражённым лучом уменьшился на 10°.

Правильный ответ указан под номером 3.

Объясните, пожалуйста, почему. Я не могу понять..

Угол падения равен углу отражения. На рисунке угол γ + α — это угол между падающим и отражённым лучом (γ = α). Угол между зер­ка­лом и отражённым лучом — угол β.

Предмет находится на расстоянии 4F от собирающей линзы. Изображение предмета в линзе будет

3) действительным увеличенным

4) действительным уменьшенным

Построим изображение при этом один луч пустим параллельно главной оптической оси, а второй — через оптический центр.

Таким образом, изображение получается действительным и уменьшенным.

Правильный ответ указан под номером 4.

К электромагнитным волнам относятся

Правильным ответом является

К электромагнитным волнам относятся радиоволны и инфракрасные лучи. Звуковые волны относятся к механическим колебаниям.

Правильный ответ указан под номером 3.

Изображение предметов на сетчатке глаза является

4) действительным перевёрнутым

Хрусталик — это собирающая линза. Изображение предметов на сетчатке глаза является действительным перевёрнутым.

Правильный ответ указан под номером 4.

На рисунке приведена шкала электромагнитных волн. Определите, к какому виду излучения относятся электромагнитные волны с частотой З · 10 3 ГГц.

1) только к радиоизлучению

2) только к рентгеновскому излучению

3) к радиоизлучению и инфракрасному излучению

4) к ультрафиолетовому и рентгеновскому излучению

Волны данной частоты относятся к к радиоизлучению и инфракрасному излучению.

Правильный ответ указан под номером 3.

На рисунке изображены точечный источник света L, предмет K и экран, на котором получают тень от предмета. По мере удаления предмета от источника света и приближения его к экрану

1) размеры тени будут уменьшаться

2) размеры тени будут увеличиваться

3) границы тени будут размываться

4) границы тени будут становиться более чёткими

По мере удаления предмета от источника света и приближения его к экрану размеры тени будут уменьшаться. Границы тени не будут ни размываться, ни становиться более чёткими.

Правильный ответ указан под номером 1.

По мере уда­ле­ния пред­ме­та от ис­точ­ни­ка света и при­бли­же­ния его к экра­ну раз­ме­ры тени будут умень­шать­ся И ГРАНИЦЫ ТЕНИ БУДУТ СТАНОВИТЬСЯ БОЛЕЕ ЧЕТКИМИ.

По условию источник точечный, границы света и тени от таких источников всегда резкие.

По международному соглашению длина волны, на которой суда передают сигнал бедствия SOS, равна 600 м. Частота передаваемого сигнала равна

Длина волны связана с частотой через скорость света соотношением:

.

Откуда находим частоту передаваемого синала:


Правильный ответ указан под номером 4.

На каком из рисунков правильно показан ход луча, проходящего через стеклянную пластину, находящуюся в воздухе?

При переходе из оптически менее плотной среды в оптически более плотную луч приближается к перпендикуляру к поверхности, т. е. угол преломления становится меньше угла падения.

При обратном переходе наблюдается отклонение луча от нормали. При этом луч может выйти из среды под нулевым углом, т. е. перпендикулярно границе среды, только если он падает под таким же нулевым углом. Таким образом, ход луча верно изображён на рисунке 2.

Правильный ответ указан под номером 2.

На ри­сун­ке изоб­ражён ход па­да­ю­ще­го на линзу луча. Ходу про­шед­ше­го через линзу луча со­от­вет­ству­ет пунк­тир­ная линия

Луч, пу­щен­ный под углом к глав­ной оп­ти­че­ской оси после про­хож­де­ния через со­би­ра­ю­щую линзу, пойдёт в точку пе­ре­се­че­ния па­рал­лель­но­го луча, про­хо­дя­ще­го через центр линзы и фо­каль­ной плос­ко­сти. Эта точка на­хо­дит­ся выше точки пе­ре­се­че­ния па­да­ю­ще­го луча и линзы, по­это­му после пре­лом­ле­ния он пойдёт вверх под углом к глав­ной оп­ти­че­ской оси.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 4.

Из воздуха на поверхность воды падает луч света. Под слоем воды располагается стекло. Известно, что показатель преломления стекла больше показателя преломления воды. На каком рисунке правильно изображён ход светового луча?

При переходе из оптически менее плотной среды в оптически более плотную луч приближается к перпендикуляру к поверхности, т. е. угол преломления становится меньше угла падения. При этом луч может выйти из среды под нулевым углом, т. е. перпендикулярно границе среды, только если он падает под таким же нулевым углом. Таким образом, ход луча верно изображён на рисунке 3.

Правильный ответ указан под номером 3.

На тон­кую со­би­ра­ю­щую линзу па­да­ет луч света. В каком на­прав­ле­нии луч пойдёт после вы­хо­да из линзы?

Луч, пущенный под углом к главной оптической оси после прохождения через собирающую линзу, пойдёт в точку пересечения параллельного луча, проходящего через центр линзы и фокальной плоскости. Эта точка находится выше точки пересечения падающего луча и линзы, поэтому после преломления он пойдёт вверх под углом к главной оптической оси.

Правильный ответ указан под номером 1.

На рисунках показана тонкая собирающая линза, находящаяся на линии AA’, и её главная оптическая ось (горизонтальная пунктирная линия). Ход луча света 1 через эту линзу изображён

1) правильно только на рис. 1

2) правильно только на рис. 2

3) правильно и на рис. 1, и на рис. 2

4) неправильно и на рис. 1, и на рис. 2

Анализируйте качественный ход лучей.

Луч, пущенный под углом к главной оптической оси и проходящий через центр линзы, не изменит направления. Поэтому ход луча на рис. 1 верен.

Луч, пущенный под углом к главной оптической оси, после прохождения через линзу, пойдёт в точку пересечения параллельного луча, проходящего через центр линзы, и фокальной плоскости. Это означает, что ход луча на рис. 2 верен.

Правильный ответ указан под номером 3.

На рисунках показана тонкая рассеивающая линза, находящаяся на линии AA’, и её главная оптическая ось (горизонтальная пунктирная линия). Ход луча света 1 через эту линзу изображён

1) правильно только на рис. 1

2) правильно только на рис. 2

3) правильно и на рис. 1, и на рис. 2

4) неправильно и на рис. 1, и на рис. 2

Луч, пущенный под углом к главной оптической оси рассеивающей линзы, должен отклониться от неё, т. е. угол наклона должен увеличиваться. Поэтому ход луча на рис. 1 неверен.

Луч, пущенный параллельно оптической оси рассеивающей линзы, должен рассеиваться так, чтобы продолжение этого луча попадало в фокус линзы, поэтому ход луча на рис. 2 неверен.

Правильный ответ указан под номером 4.

Предмет ABCD отражается в плоском зеркале. Изображение A1B1C1D1 этого предмета в зеркале правильно показано на рисунке

В плоском зеркале пересекаются все лучи испытывают только отражение без преломления, а продолжения лучей пересекаются симметрично относительно самих лучей, поэтому изображение получается прямое и повёрнутое в противоположную сторону.

Правильный ответ указан под номером 4.

Изображение предмета в плоском зеркале

1) действительное, перевёрнутое, увеличенное

2) действительное, прямое, в натуральную величину

3) мнимое, перевёрнутое, увеличенное

4) мнимое, прямое, в натуральную величину

В плоском зеркале пересекаются не сами лучи, а их продолжения, поэтому изображение мнимое. Все лучи испытывают только отражение без преломления, а продолжения лучей пересекаются симметрично относительно самих лучей, поэтому изображение получается прямое и в натуральную величину.

Правильный ответ указан под номером 4.

На рисунке изображены оптическая ось ОО1 тонкой линзы, предмет А и его изображение А1, а также ход двух лучей, участвующих в формировании изображения.

Согласно рисунку фокус линзы находится в точке

1) 1, причём линза является собирающей

2) 2, причём линза является собирающей

3) 1, причём линза является рассеивающей

4) 2, причём линза является рассеивающей

Поскольку параллельный луч после преломления прошёл через точку 2 на оптической оси, фокус расположен в точке 2. Причём линза является собирающей, поскольку луч отклонился в сторону главной оптической оси.

Правильный ответ указан под номером 2.

На каком из приведённых ниже ри­сун­ков пра­виль­но по­стро­е­но изоб­ра­же­ние пред­ме­та в плос­ком зеркале?

Каждая точка отраженного и ей соответствующая точка по­лу­чен­но­го изоб­ра­же­ния долж­ны быть рав­но­уда­ле­ны от плос­ко­сти зеркала. Это усло­вие со­блю­да­ет­ся толь­ко во вто­ром случае.

Правильный ответ указан под номером 2.

На каком из приведённых ниже ри­сун­ков пра­виль­но по­стро­е­но изоб­ра­же­ние пред­ме­та в плос­ком зеркале?

Каждая точка отраженного, и, ей соответствующая, точка по­лу­чен­но­го изоб­ра­же­ния долж­ны быть рав­но­уда­ле­ны от плос­ко­сти зеркала. Это усло­вие со­блю­да­ет­ся толь­ко в тре­тьем случае.

Читайте также:  Офтан катахром при близорукости отзывы

Правильный ответ указан под номером 3.

На ри­сун­ке по­ка­за­но плос­кое зер­ка­ло З и то­чеч­ный ис­точ­ник S. Изображение этого источника

1) находится на рас­сто­я­нии 1,5 м от S

2) находится на рас­сто­я­нии 3 м от S

3) находится на рас­сто­я­нии 4 м от S

Изображение точки S будет вы­гля­деть так, как изоб­ра­же­но на ри­сун­ке справа, причём рас­сто­я­ние от зер­ка­ла до изоб­ра­же­ния равно рас­сто­я­нию от пред­ме­та до зеркала. Таким образом, изоб­ра­же­ние этого ис­точ­ни­ка на­хо­дит­ся на рас­сто­я­нии 3 м от S.

Правильный ответ указан под номером 2.

На ри­сун­ке по­ка­за­но плос­кое зер­ка­ло З и то­чеч­ный ис­точ­ник S. Изображение этого источника

1) находится на рас­сто­я­нии 2 м от S

2) находится на рас­сто­я­нии 3 м от S

3) находится на рас­сто­я­нии 4 м от S

Изображение точки S будет вы­гля­деть так, как изоб­ра­же­но на ри­сун­ке справа, причём рас­сто­я­ние от зер­ка­ла до изоб­ра­же­ния равно рас­сто­я­нию от пред­ме­та до зеркала. Таким образом, изоб­ра­же­ние этого ис­точ­ни­ка на­хо­дит­ся на рас­сто­я­нии 4 м от S.

Правильный ответ указан под номером 3.

На каком из приведённых ниже ри­сун­ков пра­виль­но по­стро­е­но изоб­ра­же­ние де­ре­ва в вер­ти­каль­но рас­по­ло­жен­ном плос­ком зеркале?

При от­ра­же­нии в зер­ка­ле каж­дая точка от­ра­же­ния на­хо­дит­ся на таком же рас­сто­я­нии от плос­ко­сти зеркала, как и со­от­вет­ству­ю­щая ей точка предмета. Такое изоб­ра­же­ние при­ве­де­но на ри­сун­ке 2.

Правильный ответ указан под номером 2.

На каком из приведённых ниже ри­сун­ков пра­виль­но по­стро­е­но изоб­ра­же­ние со­бач­ки в вер­ти­каль­ном плос­ком зеркале?

При от­ра­же­нии в зер­ка­ле каж­дая точка от­ра­же­ния на­хо­дит­ся на таком же рас­сто­я­нии от плос­ко­сти зеркала, как и со­от­вет­ству­ю­щая ей точка предмета. Такое изоб­ра­же­ние при­ве­де­но на ри­сун­ке 1.

Правильный ответ указан под номером 1.

За то­чеч­ным ис­точ­ни­ком света S на рас­сто­я­нии l = 0,2 м от него по­ме­сти­ли кар­тон­ный круг диа­мет­ром d = 0,1 м. Какой диа­метр имеет тень от этого круга на экране, на­хо­дя­щем­ся на рас­сто­я­нии L = 0,4 м за кругом? Плос­ко­сти круга и экра­на па­рал­лель­ны друг другу и пер­пен­ди­ку­ляр­ны линии, про­хо­дя­щей через ис­точ­ник и центр круга.

Свет рас­про­стра­ня­ет­ся прямолинейно. По­стро­им луч, ко­то­рый будет со­еди­нять точку, на­хо­дя­щу­ю­ся на гра­ни­це тёмной об­ла­сти с ис­точн­иком света (см. рис.), по­лу­чим прямоугольный треугольник. Рас­смот­рим прямоугольные тре­уголь­ни­ки и они подобны:

Сторона равна по­ло­ви­не искомого диаметра, следовательно, диа­метр равен 0,3 м.

Правильный ответ указан под номером 2.

За то­чеч­ным ис­точ­ни­ком света S на рас­сто­я­нии l = 0,1 м от него по­ме­сти­ли кар­тон­ный круг диа­мет­ром d = 0,15 м. Какой диа­метр имеет тень от этого круга на экране, на­хо­дя­щем­ся на рас­сто­я­нии L = 0,2 м за кругом? Плос­ко­сти круга и экра­на па­рал­лель­ны друг другу и пер­пен­ди­ку­ляр­ны линии, про­хо­дя­щей через ис­точ­ник и центр круга.

Свет рас­про­стра­ня­ет­ся прямолинейно. По­стро­им луч, ко­то­рый будет со­еди­нять точку, на­хо­дя­щу­ю­ся на гра­ни­це тёмной об­ла­сти с ис­точн­ком света (см. рис.), по­лу­чим прямоугольный треугольник. Рас­смот­рим прямоугольные тре­уголь­ни­ки и они подобны:

Сторона равна по­ло­ви­не искомого диаметра, следовательно, диа­метр равен 0,45 м или 45 см.

Правильный ответ указан под номером 3.

На ри­сун­ке по­ка­за­ны со­би­ра­ю­щая линза, её глав­ная оп­ти­че­ская ось О1О2, ход луча АА1А2 (до и после линзы), а также прямая СС1, про­хо­дя­щая через оп­ти­че­ский центр линзы. В какой из обо­зна­чен­ных на ри­сун­ке точек на­хо­дит­ся фокус линзы?

4) ни в одной из ука­зан­ных точек

Параллельные лучи, про­хо­дя­щие через линзу схо­дят­ся в фо­каль­ной плоскости линзы. Луч, про­хо­дя­щий через оп­ти­че­ский центр линзы не преломляется. Таким образом, точка пе­ре­се­че­ния прямых A1A2 и CC1 на­хо­дит­ся в фо­каль­ной плоскости линзы, значит, точка 1 — фокус линзы.

Правильный ответ указан под номером 2.

А фокус линзы разве не находится на оптической оси?

Точка 1 расположена на оптической оси.

На ри­сун­ке по­ка­за­ны рассеивающая линза, её глав­ная оп­ти­че­ская ось О1О2, ход луча АА1А2 (до и после линзы), а также прямая СС1, про­хо­дя­щая через оп­ти­че­ский центр линзы. В какой из обо­зна­чен­ных на ри­сун­ке точек на­хо­дит­ся фокус линзы?

4) ни в одной из ука­зан­ных точек

Параллельные лучи, про­хо­дя­щие через линзу схо­дят­ся в фо­каль­ной плос­ко­сти линзы, также в фо­каль­ной плос­ко­сти могут схо­дит­ся про­дол­же­ния этих лучей. Луч, про­хо­дя­щий через оп­ти­че­ский центр линзы не преломляется. Таким образом, точка пе­ре­се­че­ния пря­мых A1A2 и CC1 на­хо­дит­ся в фо­каль­ной плос­ко­сти линзы, значит, точка 1 — фокус линзы.

Правильный ответ указан под номером 2.

Луч света пе­ре­хо­дит из стек­ла в воздух, пре­лом­ля­ясь на гра­ни­це раз­де­ла двух сред (см. рисунок). Какое из на­прав­ле­ний 1–4 со­от­вет­ству­ет пре­лом­лен­но­му лучу?

При переходе из более оптически плотной среды в менее оптически плотную угол преломления больше угла падения, следовательно, преломлённому лучу соответствует луч под номером 4.

Правильный ответ указан под номером 4.

Котёнок бежит к плос­ко­му зер­ка­лу З со ско­ро­стью V = 0,2 м/с. Само зер­ка­ло дви­жет­ся в сто­ро­ну котёнка со ско­ро­стью u = 0,05 м/с (см. рисунок). С какой ско­ро­стью котёнок при­бли­жа­ет­ся к сво­е­му изоб­ра­же­нию в зеркале?

Представим сна­ча­ла более про­стой случай: пусть котёнок бежит к зеркалу, но зер­ка­ло неподвижно. Изоб­ра­же­ние котёнка будет при­бли­жать­ся к зер­ка­лу с той же по мо­ду­лю скоростью, что и котёнок. Значит, котёнок при­бли­жа­ет­ся к сво­е­му отражению со ско­ро­стью равной сумме его ско­ро­сти и ско­ро­сти его отражения.

Пусть те­перь зеркало дви­жет­ся к котёнку со ско­ро­стью u = 0,05 м/с. Перейдём в си­сте­му отсчёта, где зер­ка­ло неподвижно, в этой си­сте­ме отсчёта ско­рость котёнка на­прав­ле­на к зер­ка­лу и равна Значит, котёнок при­бли­жа­ет­ся к сво­е­му отражению со ско­ро­стью 2 · 0,25 м/с = 0,5 м/с.

Правильный ответ указан под номером 1.

Котёнок бежит к плос­ко­му зер­ка­лу З со ско­ро­стью V = 0,3 м/с. Само зер­ка­ло дви­жет­ся в сто­ро­ну от котёнка со ско­ро­стью u = 0,05 м/с (см. рисунок). С какой ско­ро­стью котёнок при­бли­жа­ет­ся к сво­е­му изоб­ра­же­нию в зеркале?

Представим сна­ча­ла более про­стой случай: пусть котёнок бежит к зеркалу, но зер­ка­ло неподвижно. Изоб­ра­же­ние котёнка будет при­бли­жать­ся к зер­ка­лу с той же по мо­ду­лю скоростью, что и котёнок. Значит, котёнок при­бли­жа­ет­ся к сво­е­му отражению со ско­ро­стью равной сумме его ско­ро­сти и ско­ро­сти его отражения.

Пусть те­перь зеркало дви­жет­ся от котёнка со ско­ро­стью u = 0,05 м/с. Перейдём в си­сте­му отсчёта, где зер­ка­ло неподвижно, в этой си­сте­ме отсчёта ско­рость котёнка на­прав­ле­на к зер­ка­лу и равна Значит, изоб­ра­же­ние котёнок при­бли­жа­ет­ся к сво­е­му отражению со ско­ро­стью 2 · 0,25 м/с = 0,5 м/с.

источник

Если дальняя точка глаза бесконечно удалена, то такой глаз называют нормальным или эмметропическим. При этом глаз хорошо различает предметы и вдали, и вблизи. Это означает, что оптический аппарат глаза (роговица и хрусталик) имеют фокусное расстояние, равное длине оси глаза, и фокус в этом случае попадает точно на сетчатку. При эмметропии изображение от далеко расположенных предметов фокусируется в центральной ямке сетчатки – наиболее чувствительной области воспринимающего аппарата глаза. Несовпадение дальней точки с бесконечно удаленной называют аметропией глаза.

Глазу свойственны три основных недостатка:

  • миопия (близорукость), при которой лучи от бесконечно удаленного точечного источника фокусируются перед сетчаткой (рис. 2.6 а).
  • гиперметропия (дальнозоркость), при которой истинный фокус лучей от бесконечно удаленного предмета лежит за сетчаткой (рис. 2.6 б).
  • астигматизм, при котором преломляющая способность глаза различна в разных плоскостях, проходящих через его оптическую ось.

Рис. 2.6. Фокусировка параллельного пучка близоруким и дальнозорким глазом.

Причин близорукости может быть две. Первая – удлиненное глазное яблоко при нормальной преломляющей силе глаза. Другая причина – слишком большая оптическая сила оптической системы глаза (более 60 диоптрий) при нормальной длине глаза (24 мм). И в первом, и во втором случаях изображение от предмета не может сфокусироваться на сетчатку, а находится внутри глаза. На сетчатку попадает только фокус от близко расположенных к глазу предметов, то есть дальняя точка глаза приближается от бесконечности на конечное расстояние (рис. 2.7 а).


а) близорукий глаз

б) дальнозоркий глаз

Рис. 2.7. Коррекция близорукости.

Чтобы скорректировать близорукость, нужно при помощи очков построить изображение бесконечно удаленной точки в том месте, которое глаз может видеть без всякого напряжения, то есть в дальней точке. Для исправления близорукости используются отрицательные очки (рис. 2.7 б), которые строят изображение бесконечно удаленной точки перед глазом.

Близорукость может быть врожденной, однако чаще всего она появляется в детском и подростковом возрасте, причем по мере роста глазного яблока в длину близорукость увеличивается. Истинной близорукости, как правило, предшествует так называемая ложная близорукость – следствие спазма аккомодации. В этом случае при применении средств, расширяющих зрачок и снимающих напряжение ресничной мышцы, зрение восстанавливается до нормы.

Дальнозоркость вызывается слабой оптической силой оптической системы глаза для данной длины глазного яблока (либо короткий глаз при нормальной оптической силе, либо малая оптическая сила глаза при нормальной длине). Поскольку дальнозоркий глаз обладает относительно слабой преломляющей способностью, чтобы сфокусировать изображение на сетчатке, увеличивается напряжение мышц, изменяющих кривизну хрусталика, то есть глазу приходится аккомодироваться. Но даже и этого бывает недостаточно, чтобы рассмотреть предметы вдали. При рассматривании близко расположенных предметов напряжение еще больше возрастает: чем ближе предметы к глазу, тем все дальше за сетчатку уходит их изображение (рис. 2.8 а).

Скорректировать дальнозоркость можно при помощи положительных очков (рис. 2.8.б), которые строят изображение бесконечно удаленной точки за глазом.


а) дальняя точка

б) коррекция

а) дальняя точка

б) коррекция
Рис. 2.8. Коррекция дальнозоркости.

У новорожденного глаз немного сдавлен в горизонтальном направлении, поэтому у глаза есть небольшая дальнозоркость, которая проходит по мере роста глазного яблока.

При небольшой дальнозоркости зрение вдаль и вблизи хорошее, но могут быть жалобы на быструю утомляемость, головную боль при работе. При средней степени дальнозоркости зрение вдаль остается хорошим, а вблизи – затруднено. При высокой дальнозоркости плохим становится зрение и вдаль, и вблизи, так как исчерпаны все возможности глаза фокусировать на сетчатке изображение даже далеко расположенных предметов.

Аметропия глаза выражается в диоптриях как величина, обратная расстоянию от первой поверхности глаза до дальней точки (рис. 2.7 а), рис. 2.8 а)), выраженной в метрах:

, (2.3)

Оптическая сила линзы, необходимая для коррекции близорукости или дальнозоркости, зависит не только от величины аметропии, но и от расстояния от очков до глаза. Контактные линзы располагаются вплотную к глазу, поэтому их оптическая сила равна аметропии.

Например, если при близорукости дальняя точка находится перед глазом на расстоянии 50 см, то , то есть для исправления такой близорукости нужны отрицательные очки с оптической силой .

Слабая степень аметропии считается до 3 диоптрий, средняя – от 3 до 6 диоптрий и высокая степень – свыше 6 диоптрий.

Причина астигматизма лежит либо в неправильной, несферичной форме роговицы (в разных сечениях глаза, проходящих через ось, радиусы кривизны неодинаковы), либо в нецентричном по отношению к оптической оси глаза положении хрусталика. Обе причины приводят к тому, что для различных сечений глаза фокусные расстояния оказываются неодинаковыми.

При астигматизме в одном глазу сочетаются эффекты близорукости, дальнозоркости и нормального зрения. Может, например, случиться, что для вертикального сечения фокусное расстояние равно нормальному, а для горизонтального – больше нормального. Тогда глаз окажется в горизонтальном сечении близоруким и не сможет видеть ясно горизонтальных линий на бесконечности, а вертикальные будет четко различать. На близком расстоянии благодаря аккомодации глаз прекрасно различит вертикальные линии, а горизонтальные будут расплывчатыми.

Астигматизм чаще всего является врожденным, но может стать следствием операции или глазной травмы. Кроме дефектов зрительного восприятия, астигматизм обычно сопровождается быстрой утомляемостью глаз, понижением зрения и головными болями.

Исправление астигматизма возможно при помощи цилиндрических (собирательных или рассеивающих) линз. Астигматизм обычно сочетается с другими дефектами зрения – близорукостью или дальнозоркостью, поэтому астигматические очки содержат чаще всего и сферические, и цилиндрические элементы.

источник

1. Как изменится освещенность поверхности, перпендикулярной лучам света от точечного источника, при увеличении расстояния от источника в 2 раза?

А. Не изменится. Б. Уменьшится в 2 раза. В. Увеличится в 4 раза.

Г. Уменьшится в 4 раза. Д. Увеличится в 2 раза.

2. Каким должен быть угол падения светового луча, чтобы отраженный луч составлял с падающим угол 50°?

3. Перед вертикально поставленным плоским зеркалом стоит человек. Как изменится расстояние между человеком и его изображением, если человек приблизится к плоскости зеркала на 1 м?

А. Уменьшится на 2 м. Б. Уменьшится на 1 м. В. Уменьшится на 0,5 м.

Г. Не изменится. Д. Среди ответов А—Г нет правильного.

4. При переходе луча света из первой среды во вторую угол падения равен 60°, а угол преломления 30°. Чему равен относительный показатель преломления второй среды относительно первой?

А. 0,5. Б.. В. . Г. 2.

Д. Среди ответов А—Г нет правильного.

5. Показатели преломления относительно воздуха для воды, стекла и алмаза соответственно равны 1,33, 1,5 и 2,42. В каком из этих веществ предельный угол полного отражения при выходе в воздух имеет минимальное значение?

А. В воде. Б. В стекле. В. В алмазе. Г. Во всех трех веществах одинаковое.

Д. Ни в одном веществе полного отражения не будет.

6. На рисунке 1 изображены стеклянные линзы. Какие из них являются собирающими?

А. 1, 2, 3, 4 и 5. Б. Только 1, 2, 3 и 4. В. Только 2, 3 и 4. Г. Только 3 и 4. Д. Только 3.

7. На рисунке 2 представлен ход лучей света через линзу, MN — главная оптическая ось линзы. Какая из точек, отмеченных на рисунке, является главным фокусом линзы?

8. На рисунке 3 показано положение линзы, ее главной оптической оси, главных фокусов и предмета MN. Где находится изображение предмета, создаваемое линзой?

А. В области 1. Б. В области 2. В. В области 3. Г. В области 4. Д. В области 5.

9. На рисунке 4 показано положение главной оптической оси линзы, ее главных фокусов и предмета MN. Какое изображение предмета получится?

А. Действительное, уменьшенное. Б. Действительное, увеличенное.

В. Мнимое, уменьшенное. Г. Мнимое, увеличенное.

10. С помощью линзы на экране получено действительное изображение электрической лампочки. Как изменится изображение, если закрыть правую половину линзы?

А. Исчезнет правая половина изображения. Б. Исчезнет левая половина изображения.

В. Изображение сместится влево. Г. Изображение сместится вправо.

Д. Изображение останется па том же месте, но будет менее ярким.

11. На каком расстоянии обычно помещается предмет по отношению к линзе-объективу с фокусным расстоянием F в фотоаппарате?

источник

Миопия, или близорукость, является серьезной проблемой для многих детей. Снижение зрения на дальнем расстоянии мешает детям в повседневной жизни, в том числе во время обучения в школе. По мере того как дети растут, у многих из них происходит и прогрессирование близорукости, поэтому проблема с течением времени только усиливается.

Почему ребенку необходимо хорошее зрение?

Считается, что появление миопии у детей и ее увеличение с возрастом, в основном, обусловлено генетической предрасположенностью. Дети наследует склонность к развитию миопии от своих родителей. Кроме генетического фактора, на развитие миопии влияет интенсивная зрительная нагрузка на близких расстояниях (чтение, работа за компьютером и др.).

Если глазные мышцы, ответственные за фокусирование зрения на близких расстояниях, долго остаются напряженными при выполнении работы вблизи, то они уже не могут полностью расслабиться при взгляде вдаль, когда не требуется их напряжение. В результате глаз постоянно находится в напряженном состоянии, что также способствует развитию миопии.

Ниже показана примерная связь между величиной близорукости и остротой зрения без очков и линз:

Количество строк, которые видны
в таблице для проверки зрения

1 строка из 10 (видны только Ш и Б)

-2.0D без очков или линз, ребенок не получает более 50% зрительной информации , которая необходима ему не только для правильного развития и хорошей успеваемости, но и для активной и безопасной жизни вне школы (на улице, игровой площадке, спортивной секции). Поэтому очень важно вовремя обнаружить начальную близорукость и своевременно и правильно подобрать средство коррекции — очки или контактные линзы.

Какие средства используются для исправления близорукости?

Лекарственная терапия

Очки с неполной коррекцией

Некоторые глазные врачи подбирают более слабые очки для коррекции близорукости, в надежде на снижение нагрузки при фокусировке вблизи, как одной из причин прогрессирования близорукости. Клинические исследование не подтвердили эту идею, не было найдено статистически значимой разницы между теми, кто пользовался полной коррекцией и теми, кто носил более слабые очки. Два других исследования показали, что недостаточная коррекция близорукости фактически приводит к увеличению скорости её прогрессирования.

Таким образом, неполная коррекция близорукости не подтверждается исследованиями, как метод для замедления прогрессирования близорукости у детей. Она также имеет серьезный недостаток: нечеткое зрение вдаль, особенно если были подобраны только одни очки для дали.

Бифокальные и Мультифокальные очки

При коррекции близорукости очками с бифокальными, бифокальными сферопризматическими (БСПО) и прогрессивными (мультифокальными) линзами с помощью одних очков подбирается полная коррекция для дали и более слабая для близи.

Такие очки призваны уменьшить напряжение аккомодации, что необходимо для устойчивого зрения во время работы вблизи. Возможность использования одних очков значительно упрощает жизнь ребенка в школе, ему отлично видно, что написано на доске и при этом, он не снимая очков не испытывает затруднения при чтении и письме. Однако такие очки не всегда удобны вне класса, во время занятий физкультурой, на перемене, на улице. Область зрения для близи может мешать ребенку во время активных и подвижных игр.

Также как и в случае неполной коррекции, современные исследования не показали статистически достоверного положительно влияния бифокальных и мультифокальных очков на рост близорукости у детей.

Мягкие контактные линзы становятся все более популярным способом коррекции зрения у детей и подростков. Дети отдают предпочтение контактным линзам, а не очкам. Занятия спортом, подвижные игры – это типичные ситуации, когда контактные линзы намного удобнее. Кроме того, они более безопасны, так как не могут при ударе разбиться и повредить глаза. Контактные линзы обеспечивают неограниченное поле зрения (так необходимое при занятиях спортом), тогда как поле зрения в очках ограничено рамкой оправы. Очень часто подростки предпочитают контактные линзы очкам, поскольку не хотят выделяться таким образом среди сверстников.

Какие мягкие контактные линзы предпочтительнее для ребенка?

Оптимальный выбор для коррекции зрения у детей — однодневные контактные линзы, особенно для детей 7-12 лет. Такие контактные линзы не требуют никакого ухода: утром надевается новые линзы, а вечером использованные выбрасываются. Однодневные контактные линзы считаются самым «гигиеничным» и безопасным способом ношения мягких контактных линз. Для более старшего возраста, когда ребёнок уже осознает необходимость тщательного ухода за линзами и бережного отношения к ним, могут быть рекомендованы линзы частой плановой замены (1-2х недельной или ежемесячной). Очень важно выбирать линзы, обладающие максимальной кислородной проницаемостью, из современных силикон-гидрогелевых материалов.

Жесткие газопроницаемые контактные линзы

Жесткие контактные линзы рекомендуются детям в тех случаях, когда мягкие контактные линзы не могут дать нужного эффекта – астигматизм высокой степени, кератоконус. Жесткие линзы требуют периода привыкания, так как при первом надевании они недостаточно комфортны (глаз их ощущает как инородное тело).

Могут ли контактные линзы способствовать прогрессированию или наоборот стабилизации близорукости?

До сих пор распространено мнение, что близорукие дети могут стать более близоруким, если они будут пользоваться контактными линзами, а не очками. Но исследования показывают, что существенной разницы в прогрессии близорукости, увеличение длины глаза или увеличение кривизны роговицы между двумя группами детей пользующихся контактными линзами и обычными очками – нет.

Исследователи пришли к выводу, что близорукие дети, которые носят контактные линзы, не подвергаются большему риску, чем близорукие дети, которые пользуются очками. Также не получено убедительных данных, свидетельствующих о том, что обычные контактные линзы могут замедлять прогрессирование близорукости.

Ортокератология. Корнеорефракционная терапия («Ночные» линзы)

Ортокератология или корнеорефоракционная терапия – это метод, который применяется и у взрослых и у детей для изменения формы и оптических свойств роговицы с помощью специальных контактных линз. Линзы надеваются вечером на время сна и снимаются утром, чтобы без линз ясно видеть на протяжении всего следующего дня, а вечером линзы надеваются вновь. Эффект не является постоянным. Если прекратить пользоваться «ночными» линзами, через несколько дней зрение вернется к исходной степени близорукости. Эффект «ночных» линз отчасти схож с результатом рефракционных (лазерных) операций, однако отличается полной обратимостью и возможностью внесения изменений для достижения лучшего результата.

Наряду с мягкими контактными линзами, это метод тоже используется для коррекции близорукости у детей и подростков. Детям нравится, что в течение дня они могут заниматься любыми видами спорта без ограничений (в том числе и плаванием и контактными видами спорта), при этом они не должны волноваться о своих очках или контактных линзах. Родители положительно оценивают тот факт, что ребенок использует «ночные» линзы только дома, под контролем родителей, а вне дома он отлично видит без каких либо средств коррекции зрения. Появляется все больше данных о том, что ортокератология позволяет замедлить прогрессирование близорукости, и это является основной причиной, по которой родители детей с близорукостью обращаются за подбором ортокератологических контактных линз.

В каком возрасте ребенок уже может пользоваться контактными линзами?

Контактные линзы по медицинским показаниям подбираются даже на первом году жизни. Например, при высокой врожденной близорукости или после удаления врожденной катаракты, когда искусственный хрусталик ставить еще рано из-за маленького размера глазного яблока. Надевание, снимание и уход за контактными линзами в этом возрасте осуществляется родителями.

В дошкольном и раннем школьном периоде контактная коррекция может быть назначена врачом при высокой степени близорукости, дальнозоркости, астигматизме). Дети 7-8 лет уже могут самостоятельно надевать контактные линзы, но уход за линзами контролируется все равно родителями.

По желанию ребенка линзы обычно подбираются с 12-14 лет (в зависимости от готовности ребенка следовать инструкциям по правилам ношения и ухода за линзами).

В ряде исследований было показано, что закапывание в глаза атропина приводит к снижению скорости прогрессирования миопии (за счет полного «выключения» мышц глаза, отвечающих за фокусирование). Однако лечение миопии атропином не является общепризнанной методикой из-за необходимости длительного, многолетнего примененияи возможных побочных эффектов. Закапывания атропина вызывает не только неспособность к работе в близи, но и расширение зрачка, увеличивается светочувствительность глаз, снижается способность детей к учебе в школе и к занятиям спортом. Кроме того, постоянно расширенный зрачок выглядит необычно, что для некоторых детей может стать проблемой, так как дети, как правило, не любят выделяться среди друзей подобными особенностями.

Как контролировать зрение ребенка?

Существует определенное расписание, в каком возрасте ребенок должен быть осмотрен детским офтальмологом. Режим осмотров назначается в поликлинике по месту жительства. Тем не менее, родители должны внимательно следить за изменением зрения у детей. Если Ваш ребенок стал прищуриваться, рассматривая отдаленные предметы; при чтении низко склоняется над книгой, наклоняет голову вбок; быстро устает; часто трет глаза; жалуется на боль или двоение в глазах – в этом случае необходимо обратиться к врачу и проверить зрение. Близорукость может повлиять на поведение и даже характер ребенка. Он становится рассеянным, начинает испытывать трудности в учебе. Он плохо видят, что написано на доске, не разбирает задание, стесняется подойти и посмотреть, или спросить учителя. И зачастую ни учителя, ни родители не связывают плохую успеваемость с плохим зрением. От огромных перегрузок страдают и ученики старших классов. Ведь глазам приходится испытывать значительные нагрузки. Сонливость, головные боли, хроническая усталость могут быть связаны и с проблемами зрения.

Мы имеем огромный положительный опыт подбора контактных линз детям и подросткам. Успешность ношения контактных линз в первую очередь зависит от тщательного обследования, возможности большого выбора различных типов контактных линз, скрупулезного обучения маленьких пациентов и их родителей. После успешного подбора линз дети регулярно посещают врача для контрольного наблюдения за близорукостью и состоянием здоровья глаз.

источник

Популярные записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *