Меню Рубрики

Наука приносит сладкие плоды даже таким людям которые по своей близорукости

ГЕОРГИЙ СЕДОВ

Он стремился к Северному полюсу. Он хотел достичь этой точки не ради славы и рекордов, но во имя науки и человечества, во имя народа своего. А подготовкой к его бескорыстному подвигу была вся предыдущая жизнь.

Г.Я. Седов родился на Кривой Косе (ныне поселок СедовоНовоазовского района Донецкой области) в бедной семье. В домике Седовых навсегда поселилась нужда. Поэтому, когда соседские мальчишки, ровесники Георгия, пошли в школу, отец оставил его дома: платить за учение было нечем. Но тяга к знаниям была столь велика, что Седов взялся изучать грамоту с помощью своих товарищей, а потом окончил школу лучшим учеником.

Случайно достал Георгий мореходную книгу елизаветинских времен. С жадностью читал и перечитывал, пока не выучил почти наизусть. Увидев у Седова эту книгу, заезжий моряк рассказал ему о чудесных путешествиях в дальние моря, об интересных встречах с людьми в чужестранных землях. А еще сообщил он, что в Ростове-на-Дону есть Мореходные классы, в которых готовят штурманов дальнего плавания.

Восемнадцати лет Георгий Седов ушел из дома. Он подался в Ростов. В Мореходные классы принимали без экзаменов, но курс обучения был настолько суровым и жестким, что немногие выдерживали чрезмерное напряжение. Седову же было трудно вдвойне. Ему приходилось жить на средства, которые он зарабатывал во время летних каникул. Нанимался матросом на парусный бот. Испытывая огромные лишения, питаясь буквально чаем и хлебом, Георгий все-таки выдержал. Через три года он блестяще сдал экзамены и получил диплом штурмана дальнего плавания.

Однако получить место на кораблях дальнего плавания было не так-то просто. Пришлось возить керосин на пароходике из Батуми в Ростов и Мариуполь. И вот, казалось бы, осуществилась мечта о дальних странствиях — Седова берут капитаном торгового корабля, направляющегося в Константинополь. Но по приходе туда грек-хозяин продал корабль. Довелось капитану вместе со всей командой добираться в Одессу на попутном транспорте.

Поскольку подходящей работы не было – помогли блестящие способности. С помощью своих новых друзей, в том числе и известного гидрографа генерала Дриженко, в 1901 году сдал экзамены за Морской корпус. Это было редчайшим явлением, поскольку к таким экзаменам допускались только дворяне, и Седову постоянно давали понять, что он «неполноценный» морской офицер.

С 1902 года Г.Я. Седов участвует в гидрографических работах в Северном Ледовитом океане. Именно в это время Георгий Яковлевич пришел к окончательному решению – посвятить себя исследованию Арктики: «Полюс! К нему стремились лучшие люди. Они знали: изучение Северного полюса необходимо человечеству для того, чтобы понять природу многих земных явлений. Это научное исследование стало бы вровень с великими мировыми открытиями. Оно явилось бы еще одной ступенью в познании человеком природы».

Народ не забыл выдающегося подвига своего сына. Именем Седова названы залив и пик на Новой Земле, архипелаг у Северной Земли, мыс на Земле Франца-Иосифа, а также поселок у Азовского моря, где он родился.

АЙВАЗОВСКИЙ

Звучит, как шёпот ласковой, тёплой волны, устало набегающей на морской берег, выстланный галькой, волны, в которой плещется прощальный луч закатного солнца.

И Небо, и Море сделали свой выбор, определив сердце и руку, способные воссоздать их жизнеописание, во всей его глубинной сути. В какой момент это произошло? Когда небесный луч заронил зерно гениальности в сердце маленького мальчика, самозабвенно играющего на скрипке? Ведь уже тогда в его маленьком сердце разгоралась пламенная, всепоглощающая любовь к живописи. И нет ничего случайного в этом мире – было избрано достойное сердце. И небо, и море, обе эти сущности, ни секунды не бывают статичными, замершими, они дышат и меняются постоянно, неуловимо для глаза человеческого. Каким тончайшим внутренним зрением нужно обладать, чтобы впитав сердцем удивительное мгновение их сокровенной жизни, перенести это впечатление на полотно. Перенести, опираясь на память и чувствознание сердца, ибо невозможно рисовать с натуры блеск молнии и шёпот морской волны. Айвазовский очень тонко чувствовал грань, разделяющую эти две высокие сущности, и доминирующее над всем состояние неба. Он всегда начинал создавать картину именно с неба, стараясь перенести его состояние и настроение на полотно за один сеанс, дабы не потерять ту сокровенную нить, которая определит весь строй картины.

Принято считать, что Айвазовский прожил мирную, спокойную, без потрясений жизнь. Но кто знает, какие бури бушевали в сердце его? Какой девятый вал прокатился через его творящее сердце?! Ибо невозможно создать ничего гениального, не пережив это в сердце своём, не пропустив это через живое, сопереживающее сердце!

Глядя на полотна Айвазовского, трудно предположить размеренную и спокойную внутреннюю жизнь. Это как прилив и отлив, как шторм и штиль. Он не просто художник-маринист, а живописец неба и моря, причём первого не в меньшей степени, чем второго. На его полотнах небо живёт удивительной, яркой жизнью, и море вторит ему, создавая удивительный по своему наполнению дуэт красок и настроения. Чудесна палитра Айвазовского. Протяни руку – и ты коснёшься тёплой, нежной волны. Ощущение на лице брызг, разбивающейся о скалы волны, столь реально. И небо, грозное небо, заставляющее задуматься о вечном. Его лик, неуловимо меняющийся, то шепчет морю о радости единого Бытия, и тогда прозрачный, живой воздух пронизан солнечными нитями; то бросает в бездну испытаний, заставляя море поднять из своей пучины всё тёмное, грозное. Айвазовский проник в саму глубинную суть неба и моря, одухотворяя на своих полотнах эти две великие сущности.

Говорят, всё гениальное просто. И эта простота, несущая в себе истинную красоту, как магнит притягивает любое чуткое сердце, заставляя его сопереживать, ибо творчество великого живописца напитано поистине высокими, космическими энергиями, оно понятно и непреодолимо притягательно! Оно несёт в себе радость и понимание необходимости внутреннего совершенствования. Оно рождает в сердце чувство восхищения и огромной благодарности великому мастеру-живописцу Неба и Моря.

* Л. Калинина – искусствовед.

ИСТОРИЮ ДЕЛАЮТ ЛЮДИ

Аркадий Кириллович не доглядел трагедию до конца, позже узнал – какой-то немец на костылях с криком кинулся из толпы в огонь, его бросился спасать солдат-татарин. Горящие стены обрушились, похоронили обоих.

В каждом нерастраченные запасы человечности. Историю делают люди.

Бывший гвардии капитан стал учителем и одновременно закончил заочно пединститут.

Школьные программы ему внушали: ученик должен знать биографии писателей, их лучшие произведения, идейную направленность, должен уметь по заданному трафарету определять литературные образы. И кто на кого влиял, кто о ком как отзывался, кто представитель романтизма, а кто критического реализма. Одного не учитывали программы – литература-то показывает человеческие отношения, где благородство сталкивается с подлостью, честность со лживостью, великодушие с коварством, нравственность противостоит безнравственности. Отобранный и сохраненный опыт человеческого общежития!

Ты возмутился хозяйкой Ваньки Жукова, жалующегося в письме к деду: «Взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать». Но не странно ли – ты совсем не возмущаешься, когда знакомый старшеклассник просто так, походя, ради удовольствия отпускает затрещину пробегающему мимо малышу. Сильный на твоих глазах обижает слабого потому только, что он сильный. Достойный ли ты человек, если относишься к этому равнодушно?

Вы прочитали роман Толстого «Воскресение», давайте пофантазируем: что, если бы Нехлюдов от внутренней трусости или стыда отвернулся от Кати Масловой? Как бы он жил дальше? Женился? Обзавелся семьей? Был бы спокоен.

Литература помогла Аркадию Кирилловичу завязать в школе сложное соперничество за достоинство: кто чувствовал в себе силу, выискивал случай кинуться на защиту слабого; слабый гордился собой, если мог сказать нелестную правду в глаза сильному; невиновный сносил наказание за чужие грехи молча, но горе тому, кто трусливо допустит, чтоб за его вину наказали другого.

Во всем этом, да, было много игры и много показного. Но можно ли сомневаться, что со временем у детей показное благородство не станет привычкой, а игра – жизнью? В последние годы даже инспектора гороно публично отмечали – ученик сто двадцать пятой школы своим поведением завидно отличался от учеников других школ.

Аркадий Кириллович верил, что от него идут в большую жизнь духовно красивые люди, не способные ни сами обижать других, ни мириться с обидчиками, не терпящие подлости и обмана, сознающие свое моральное превосходство. И те, с кем будут они сталкиваться, невольно начнут оглядываться на себя. В любом человеке таятся запасы человечности. Аркадий Кириллович ни на минуту не забывал перемешанную толпу бывших врагов перед горящим госпиталем, толпу, охваченную общим страданием. И безызвестного солдата, кинувшегося спасать недавнего врага, тоже помнил.

Он верил – каждый из его учеников станет запалом, взрывающим вокруг себя лед недоброжелательства и равнодушия, освобождающим нравственные силы. Историю делают люди. Он, Аркадий Кириллович Памятнов, рядовой педагог, вносит в историю свой скромный вклад.

Он верил сам и заставлял верить других. К нему тянулись, к его слову прислушивались, его совета искали не только ученики, но и их родители.

*Владимир Фёдорович Тендряко́в (1923-1984) – русский советский писатель, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах современной ему жизни, острых проблемах советского общества, о жизни в деревне.

М.Б. БАРКЛАЙ-ДЕ-ТОЛЛИ

Когда размышляешь о судьбах великих людей, то поневоле начинаешь испытывать какое-то смешанное чувство. С одной стороны, поражаешься грандиозным открытиям, гениальным прозрениям, непреклонной воле, непоколебимой верности своему призванию.

Начинаешь думать о чудесном вмешательстве каких-то сверхъестественных сил, одаривших избранного глубоким умом, необыкновенным трудолюбием, неугасимой страстью и необычайной проницательностью. Но, с другой стороны, испытываешь щемящую в сердце боль, оттого что многие великие люди беспрестанно терпели невзгоды, томились в одиночестве, лишённые сочувствия и поддержки, жестоко упрекаемые теми, кому они искренне служили. Помните титана Прометея, который украл у олимпийских небожителей огонь? Как же отблагодарили люди своего спасителя? Они тотчас забыли его, и глаза прикованного к скале героя слезились от едкого дыма костров, на которых варилась похлёбка. Легенда о Прометее отражает драматизм реальной действительности.

10 июня 1812 года многотысячная армия Наполеона пересекла границу России. 3ахватчики были уверены в своей быстрой победе. Русскими войсками командовал Михаил Богданович Барклай-де-Толли, происходивший из древнего шотландского рода. Он хорошо знал о несокрушимой мощи французской армии, считал, что сражаться с врагом сейчас – это самоубийство, поэтому решил отступать. Решил отступать, несмотря на то, что этому противилась его честь, несмотря на то, что многие боевые соратники упрекали его в трусости. Как же трудно было тогда главнокомандующему, который носил иноземную фамилию, чем давал повод для самых вздорных подозрений.

Ходили слухи, что он изменник, что у Наполеона служат его родственники и, дескать, это они склонили Барклая к предательству. Полководец терпел. «Главное на войне не погибнуть с честью, а победить», – твердил он и упрямо, не обращая внимания на возмущённый ропот, постепенно переросший в общее негодование, отступал.

Маршалы Наполеона первыми почувствовали опасность: французские полки таяли в безбрежных русских просторах, ведь нужно было оставлять гарнизоны в захваченных городах, охранять дороги; силы дробились, армия растягивалась. А русские, не воюя, не теряя своих солдат, планомерно отступая, накапливали силы для решающего сражения.

К Москве подошла только половина французской армии. Наконец-то наступил миг решающей битвы! Но триумфу Барклая не суждено было наступить: пришёл приказ о его отставке. Нетрудно представить, что творилось в эту минуту в душе полководца: его, взвалившего на себя непосильную ношу позорного отступления, лишили славы победного сражения.

Дорожная карета Барклая остановилась неподалёку Владимира. Он направился было к дому станционного смотрителя, но путь ему преградила огромная толпа. Послышались оскорбительные выкрики, угрозы. Пришлось адъютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете. Что же утешило старого солдата, на которого обрушился несправедливый гнев толпы? Возможно, вера в правоту своего решения: именно эта вера даёт человеку силы идти до конца, даже если приходится идти в одиночку. И ещё, может быть, Барклая утешила надежда. Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей

толпы и глотает горькие слёзы.

ПОСЛЕДНИЙ ПОДВИГ

Всякий раз, когда я встречаю мальчишку, заботящегося только о своем благополучии и удобствах, я вспоминаю о тех благородных людях, кто всегда был готов пожертвовать самой жизнью для спасения других.

Ты, наверное, слышал о знаменитом советском лётчике Валерии Чкалове. Это он первым в мире пролетел из Москвы в Америку без посадки через Северный полюс. Но ты, возможно, не знаешь, какой подвиг совершил этот бесконечно мужественный человек в последнюю минуту своей жизни.

Чкалов был военным лётчиком-испытателем. Он первым подымал в воздух новые образцы боевых машин – разведчики, истребители, скоростные и тяжёлые бомбардировщики – и проверял, как они ведут себя в полёте.

Ранним утром 15 декабря 1938 года Чкалов испытывал только чтовыпущенный заводом истребитель. Набрав высоту, лётчик начал постепенно увеличивать скорость, бросать машину вниз и снова взмывать кверху, делать резкие развороты и «мёртвые петли».

Как всегда, когда в воздухе был Чкалов, на лётном попе возле ангаров собралось много зрителей, любовавшихся мастерством лётчика.

И вдруг могучий рёв мотора неожиданно прервался…. Ещё перебой и ещё…. И мотор смолк. Самолёт пролетел по инерции сотню-другую метров и пошёл к земле, быстро теряя высоту.

Чкалову было не впервой побеждать смертельную опасность. Его опыт и мастерство лётчика-испытателя, его неизменное хладнокровие давали возможность посадить машину и не на бетонную дорожку аэродрома. И на этот раз Чкалов мгновенно оценил обстановку и направил падающую машину на ближайший к аэродрому пустырь. Но вдруг он увидел, что там бежит по снегу маленькая девочка в красном пальтишке. Неужели ей суждено погибнуть под рухнувшей сверху тяжёлой машиной?!

И в эти последние секунды Валерий Чкалов принял решение, такое же благородное и мужественное, какой была вся его жизнь.

Резко изменив направление, Чкалов бросил несущийся к земле самолёт в сторону, туда, где на пути виднелись кирпичные здания мастерских…

Так Чкалов совершил свой последний подвиг. Пожертвовав жизнью, он спас неизвестную маленькую девочку от неминуемой гибели.

Вспоминается мне и последний подвиг прославленного героя Гражданской войны Яна Фабрициуса. В последние минуты жизни он думал не о себе.

К медленно погружавшемуся в море самолёту подлетела моторная лодка.

— Товарищ комкор, прыгайте скорее сюда! – закричали с неё.

— Здесь женщина с ребёнком. Спасайте сначала их! – ответил Фабрициус и подал в окно пятилетнюю девочку. Затем он вытолкнул через то же окно потерявшую сознание мать ребёнка.

В этот момент наполнившийся водой самолёт перевернулся. Тяжёлая машина камнем пошла ко дну, и спасти Фабрициуса уже не удалось…

Этот пример благородной отваги, мужества и любви к людям вспоминается всякий раз, когда сталкиваешься с мелким эгоизмом, заботой о собственном удобстве в ущерб окружающим.

Не всякий человек способен, конечно, отдать жизнь за другого. Но постоянно помнить о других людях, уметь жертвовать своим благополучием в пользу слабейшего обязан каждый, кто хочет с достоинством и по праву называть себя человеком.

И учиться этому надо смолоду.

НАУКА ФОРМИРУЕТ ЛИЧНОСТЬ

Оставляя пока в стороне все материальные выгоды, которые мы получаем от науки, обратим внимание на ту её сторону, которая доставляет нам внутреннее удовлетворение и служит главной причиной нашего духовного развития. Цель изучения наук и переработки тех сведений, которые они доставляют, есть формирование в нас личности, именно личности, то есть совокупности таких идей и убеждений, которые бы составили собой неотъемлемую принадлежность нашего «я». Каждый человек представляет собой независимое и обособленное целое. Быть цельным, быть самостоятельной единицей, то есть иметь своё действительно своим, – идеал образованного человека. Наука требует внимания и сосредоточения, а это вовсе не сразу дается. Наука требует любви к изучаемому предмету, а это требует воспитания. Хороший, истинный ученик – это уже самостоятельный человек.

Но приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность, можно лишь путем долгого и упорного изучения наук. Имея свои убеждения, мы становимся в определённое отношение к окружающим людям, к обществу, к государству, и это уже должно доставить нам большое удовлетворение. Да, кроме того, одно чистое знание без всякого употребления его на выработку миросозерцания уже служит для человека источником высоких наслаждений.

Но наука приносит «сладкие плоды» даже таким людям, которые по своей близорукости не ждут от неё духовного удовлетворения. Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды, и в их осознании достижение известного «образования» всегда соединяется с получением материальных преимуществ. В этом случае «плоды учения» ещё более очевидны. Раз человек достиг известного положения в обществе, если он обеспечил себе безбедное существование, то «сладкий плод» учения становится для него прямой реальной действительностью. Но можно нередко встретить таких людей, которые, по своей ли вине или просто из-за дурных условий существования, не получив в молодости достаточного образования, вступили в жизнь без всяких познаний и подготовки для деятельности в качестве полезного члена общества. Эти люди, если они не испытали всех трудностей первых лет учения по своей лености, всегда упрекают самих себя и начинают «учиться» уже в зрелых годах. Пока не сделаются образованными, они не могут рассчитывать на те выгоды и ту пользу, которые другие люди получают после многих лет труда и лишений ради образования.

Вместе с теми, кому мешали раньше учиться внешние обстоятельства, они, начиная заниматься, с удовольствием переносят все трудности учения и думают вместе с поэтом, который, «погубив много жизни на разные забавы», с сожалением говорил:

Грустно думать, что напрасно

Выгоду образования можно сравнить с урожаем на земле крестьянина. Ранней весной он начинает свои полевые работы и трудится всё лето, несмотря на страшно изнуряющую жару, в поле, где нет ни одного дерева, которое бы могло скрыть его под свою тень. Но честно потрудившегося крестьянина ожидает удовольствие отдыха и полного материального достатка на круглый год.

*Алексей Фёдорович Ло́сев (1893-1988) – русский философ, антиковед и переводчик, видный деятель советской культуры. Профессор, доктор филологических наук

Читайте также:  При близорукости изображение предмета фокусируется позади сетчатки

ЖЕМЧУЖИНА СИБИРИ

«Святое море», «святое озеро», «святая вода» – так называли Байкал с незапамятных времен и коренные жители, и русские, пришедшие на его берега уже в XVII веке, и путешествующие иноземцы, преклоняясь пред его величественной, неземной тайной и красотой. Это поклонение Байкалу и диких людей, и людей для своего времени просвещенных было одинаково полным, захватывающим, несмотря на то, что у одних, прежде всего, затрагивало мистические чувства, а у других – эстетические и научные. Человека всякий раз брала оторопь при виде Байкала, потому что он не вмещался ни в духовные, ни в материалистические представления человека: Байкал лежал не там, где что-то подобное могло бы находиться, был не тем, что могло бы в этом и любом другом месте быть, и действовал на душу не так, как действует обычно «равнодушная» природа.

Со временем Байкал обмерили и изучили, применив для этого в последние годы даже и глубоководные аппараты. Он обрел определенные размеры и по ним стал сравним: его сравнивают то с Каспием, то с Танганьикой. Вычислили, что он вмещает в себя пятую часть всей пресной воды на нашей планете, объяснили его происхождение, предположили, как могли зародиться в нем нигде больше не существующие виды животных, рыб и растений и как сумели попасть в него виды, существующие за многие тысячи километров в других частях света. Не все эти объяснения и предположения согласуются даже и между собой. Байкал не столь прост, чтобы так легко можно было лишить его таинственности и загадочности, но по своим физическим данным он поставлен на соответствующее ему место в ряду величин описанных и открытых. И он стоит в этом ряду. потому лишь, что сам-то он, живой, величественный и нерукотворный, ни с чем несравнимый и ни в чем нигде неповторимый, знает свое собственное извечное место и свою собственную жизнь.

Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы — часть их. Бессмысленно сравнивать льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью. Чаще всего попытки сравнения в таких случаях происходят от нашего нежелания или неумения увидеть и почувствовать единственность и неслучайность картины, трепетного и тревожного ее существования.

И все-таки у Природы как целого, как единого творца есть свои любимцы. Таков, вне всякого сомнения, и Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири. Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. Байкал славен и свят другим — своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, духом самородной воли и притягательных испытаний.

*Валентин Григорьевич Распу́тин (1937-2015) – русский писатель, публицист, общественный деятель. Один из наиболее значительных представителей «деревенской прозы».

РЯДОМ – ЧЕРЕЗ ВЕКА

О собаках написано много книг. Человеку всегда, во все времена приносили помощь четвероногие помощники.

Собака – самое необыкновенное существо, прошедшее рядом с человеком долгую дорогу через века. Мы при всем своем разном отношении к собакам редко когда задумываемся об историческом значении шагания у ноги человека этого замечательного животного.

Много веков эти два существа идут по пути исторической эволюции бок о бок. Они неразрывно связаны, практически не могут обходиться друг без друга, и в психологическом понятии не только зависимы, но и не могут просто существовать один без другого. И чем более высокого интеллектуального и духовного уровня достигает человек в своем эволюционном прогрессе, тем ему более необходимо общение и присутствие другого, не похожего на него существа. Собака воплощает в себе часть представительства дикой природы. Человек уже не обитает в пещерах, не одевается в шкуры, не зависит от успеха охоты и вообще свое существование не ставит в зависимость от природных условий. Человек прошел длительный путь совершенствования и прогресса, но стал ли он от этого другим? Это все тот же человек, которому в тяжелую душевную минуту, чтобы обрести внутреннее равновесие, необходимо положить ладонь на голову безмолвно присутствующего четвероногого друга и увидеть в ответ глубокий преданный взгляд карих глаз.

И как же бывает несправедлив человек к четвероногому товарищу. Как только собаки не служили своему кумиру, одевая и кормя его охотой, развлекая и веселя его своими проделками, отдавая жизнь на поле брани или на столе экспериментатора во имя спасения все той же человеческой жизни, служа вьючным, ездовым и мясным скотом. Ни одно животное в мире рядом с человеком не освоило столько профессий, как собака. И все это только за право жить или находиться рядом со своим кумиром, за право умереть, глядя на него или получить жалкую подачку из его рук.

Собака представляет собой уникальное природное существо. Ему нет равного в животном мире. Только собака способна добровольно положить свою жизнь на жертвенный алтарь дружбы, не требуя взамен ничего. Собачья признательность не ослабевает никогда. Это существо каждый раз расстается со своим хозяином как навсегда и встречает его даже после минутной разлуки точно так же, как если бы он вернулся из небытия.

Нам обязательно возразят, что существуют, дескать, собаки агрессивные, откровенно злые и способные укусить руку, дающую кусок. Существуют. Характер собаки так же разнообразен, как и у человека. Есть собаки ленивые, самоотверженные, умные и глупые. Встречаются среди них агрессивные и коварные. Но и за это в ответе только человек. Собака, как в зеркале, отражает натуру человека, ею владеющего. Владелец собаки всегда получает того питомца, которого желает заполучить или же которого он не хотел бы заполучить. Человек сам как бы является границей в формировании собачьего интеллекта. Чем больше общение собаки с людьми, чем больше времени она проводит в людском сообществе, тем совершеннее ее умственные способности, ее разумность и сообразительность.

*Олег Малов – известный охотничий литератор.

источник

Из предложений 9-11 выпишите синонимы.

(1)Оставляя пока в стороне все материальные выгоды, которые мы получаем от науки, обратим внимание на ту её сторону, которая доставляет нам внутреннее удовлетворение и служит главной причиной нашего духовного развития. (2)Цель изучения наук и переработки тех сведений, которые они доставляют, есть формирование в нас личности, именно личности, то есть совокупности таких идей и убеждений, которые бы составили собой неотъемлемую принадлежность нашего «я». (3)Каждый человек представляет собой независимое и обособленное целое. (4)Быть цельным, быть самостоятельной единицей, то есть иметь своё действительно своим,&nbsp— идеал образованного человека. (5)Но приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность, можно лишь путём долгого и упорного изучения наук. (6)Имея свои убеждения, мы становимся в определённое отношение к окружающим людям, к обществу, к государству, и это уже должно доставить нам большое удовлетворение. (7)Да, кроме того, одно чистое знание без всякого употребления его на выработку миросозерцания уже служит для человека источником высоких наслаждений.

(8)Но наука приносит «сладкие плоды» даже таким людям, которые по своей близорукости не ждут от неё духовного удовлетворения. (9)Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды, и в их осознании достижение известного «образования» всегда соединяется с получением материальных преимуществ. (10)В этом случае «плоды учения» ещё более очевидны. (11)Если человек достиг известного положения в обществе, если он обеспечил себе безбедное существование, то «сладкий плод» учения становится для него прямой реальной действительностью. (12)Но можно нередко встретить таких людей, которые, по своей ли вине или просто из-за дурных условий существования, не получив в молодости достаточного образования, вступили в жизнь без всяких познаний и подготовки для деятельности в качестве полезного члена общества. (13)Эти люди, если они не испытали всех трудностей первых лет учения по своей лености, всегда упрекают самих себя и начинают «учиться» уже в зрелых годах. (14)Пока не сделаются образованными, они не могут рассчитывать на те выгоды и ту пользу, которую другие люди получают после многих лет труда и лишений’ ради образования.

(15)Вместе с теми, кому мешали раньше учиться внешние обстоятельства, они, начиная заниматься, с удовольствием переносят все трудности учения и думают вместе с поэтом, который, «погубив много жизни на разные забавы», с сожалением говорил:

(16)Грустно думать, что напрасно

(17) Выгоду образования можно сравнить с урожаем на земле крестьянина. (18)Ранней весной он начинает свои полевые работы и трудится всё лето, несмотря на страшно изнуряющую жару, в поле, где нет ни одного дерева, которое бы могло скрыть его под свою тень. (19)Но честно потрудившегося крестьянина ожидает удовольствие отдыха и полного материального достатка на круглый год.

(9)Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды, и в их осознании достижение известного «образования» всегда соединяется с получением материальных преимуществ. (10)В этом случае «плоды учения» ещё более очевидны. (11)Если человек достиг известного положения в обществе, если он обеспечил себе безбедное существование, то «сладкий плод» учения становится для него прямой реальной действительностью.

В предложении «Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды, и в их осознании достижение известного «образования» всегда соединяется с получением материальных преимуществ» употреблены синонимы «выгоды и «преимущества».

В ответе пишите так, как в предложении. Так будет меньше ошибок.

Ответ: выгодыпреимуществ или выгодапреимущество

источник

Природа наделила человека умом, способным развиваться и познавать, сердцем, преклоняющимся на доброе и злое, и волей, выбирающей цели и способы стремлений. Заложенные в основе нашего существа идеи говорят нам о том высоком призвании, к которому назначен человек, и они являются главным двигателем всего духовного совершенствования. Напрасно бы мы стали говорить против того, что человек предназначен для чего-то более высокого, чем его земная жизнь. Мы не в силах привести достаточные для этих мыслей доказательства, а если бы и привели, то внутреннее наше убеждение, наше сердце было бы против. Но то обстоятельство, что мы имеем в своем распоряжении такие способности, какие не знает ни одно живое существо, еще не значит, что поставленные нами цели можно достигнуть сразу. Сами по себе наши природные способности, не собранные в одно целое и не направленные к одному, почти всегда теряют свое значение и не приносят той пользы, какой бы можно было от них ожидать. Главная трудность духовного развития в том и заключается, что из всей массы человеческих стремлений и сил, данных для их удовлетворения, нужно выбирать только те, которые не противоречат моральным требованиям и которые отвечают нашему сознанию человеческого достоинства. Труден и длинен путь, ведущий к мудрости, то есть добродетели в соединении с умом, но чем труднее этот путь, чем больше удалось человеку преодолеть препятствий, тем приятней становится для него жизнь, тем большие его ожидают награды. (Приступ): Эта мысль как нельзя лучше выражена греческим ритором Исократом, который, сам испытав трудность «учения» и познав его пользу, оставил нам свое изречение: «Корень учения горек, но плоды его сладки». Оно так соответствовало действительности, так было справедливо, что с течением времени обратилось прямо в поговорку. Живучесть этого изречения всецело зависит от того, что оно, безусловно, истинно. Почему же начало учения всегда сопряжено с такими трудностями, почему «корень учения» никогда не бывает сладким? (частьПарафразис отсутствует).

(Причина): Рассматривая этот вопрос, мы должны принять во внимание, что «учение» почти всегда начинается нами еще в детском возрасте. Силы наши, с которыми мы приступаем к изучению первоначальных предметов, далеко не соответствуют серьезности (для детского, конечно, ума) этих последних.

Учащийся, ранее живший только простыми восприятиями извне, не обрабатывая их серьезно в своем сознании, теперь должен производить соответствующие действия в уме надвоспринятым, он обязан уметь, при понимании связи между данными предметами, находить эту последнюю между другими предметами, ему еще незнакомыми. До начала учения ребенок без всякого ущерба для себя пользуется механической памятью, но в начале такая память уже не играет столь большой роли. Здесь, как говорят, нужна смекалка. А этой-то смекалки не хватает у многих детей, что доставляет им большие трудности при учении.

Но если мы глубже проникаем в психику ребенка, который сидит в тесной комнате и с трудом разбирает слова, водя пальцем по букварю, то нам еще ясней станет причина неприятностей, связанных с первыми опытами школьника. Ум его, как уже сказано выше, не привык мыслить в собственном значении этого слова; всякому же предмету для того, чтобы ребенок его мыслил, сознавал, нужно, разумеется, войти сначала в сознание, и вот это-то «вхождение» и есть другая причина весьма многочисленных страданий для дитяти. Нужен для учения ум, который бы мог верно схватывать слышанное или прочитанное, нужна память, правда, и механическая, но больше всего рассудочная, ибо только при наличности последней возможно основательно усвоить многочисленные науки, наконец, нужна воля, которая могла бы заставить просидеть нужное время за книгой и выучить то, что положено. А какой у ребенка ум, какая воля? Взрослый человек имеет возможность принудить себя, остановить внимание на известном предмете, выбрать из него все существенное и запомнить; у ребенка же такой способности нет, он еще не выработал тех приемов, которые необходимы при изучении для каждого. Это недостаточное развитие способностей служит нередко камнем преткновения для начального образования ребенка. Каждый из нас может припомнить не один случай из своего детства, когда какое-нибудь арифметическое правило или какая-нибудь задача служили для нас причиной многочисленных слез и неприятностей для наших родителей.

Недостаток духовных сил, который обусловливает собой «горечь» учения, сопровождается еще одним обстоятельством, намного со своей стороны увеличивающим неприятности первых лет умственной работы ребенка. Это именно – мелочность и неинтересность получаемых им в первой школе сведений и непонимание им пользы элементов науки и искусства. Что науки для ребенка не могут быть интересными, это видно из того, что он не может их приложить к своей жизни. Случается, конечно, что ребенок интересуется какими-нибудь предметами в школе и сидит за книгой, находя себе удовольствие в занятиях, но это уже исключение; что правильно для человека талантливого от природы, то не всегда приложимо ко всем остальным людям. Да и тот, кто в раннем уже детстве начинает сам, безо всякого принуждения заниматься науками, едва ли может сознавать всю пользу усидчивого труда, не говоря уже о тех детях, которые ничем особенным не отличаются. Как может быть приятно учение ребенку при таких обстоятельствах, когда вместо веселых игр на воздухе и ласк окружающих родных, ему приходится зубрить неизвестно для чего скучные и непонятные правила, когда его так тянет побегать, порезвиться и оставить противную комнату с трудными книгами и строгим наставником? Учение же непреклонно требует своего: без прилежания не будет познаний, без повторения они будут слабы, без упражнений в них ребенок будет неопытен, без упорного труда не будет в состоянии приступить к другим, более серьезным наукам. Многие даже так и оставляют учение, потому что они не в силах заставить себя заниматься. Способности у них, безусловно, есть, на что указывает проявление их вне школы, но у этих детей нет прилежания, нет воли, чтобы овладеть собою и заставить себя исполнять ученические обязанности. Все это вполне ясно объясняет, почему начало учения сопряжено с большими неприятностями и затруднениями для учащегося.

Но не всегда учение доставляет только одни неприятности. В сущности, эти неприятности ничтожны, ибо они только присущи детскому возрасту и, если говорить о них, принимая во внимание все вообще, что приходится человеку испытать в жизни, то незначительность их станет еще более ясной и понятной. Человек, одолевший трудности начала учения и не истративший для него всей своей энергии, в конце концов придет к убеждению, что «плоды учения» приятны и полезны так, как говорит разбираемая нами поговорка.

Оставляя пока в стороне все материальные выгоды, которые мы получаем от науки, обратим внимание на ту ее сторону, которая доставляет нам внутреннее удовлетворение и служит главною причиной нашего духовного развития. Цель изучения наук и переработки тех сведений, которые они доставляют, есть сформирование в нас личности, то есть совокупности таких идей и убеждений, которые бы составили собой неотъемлемую принадлежность нашего «я». Каждый человек представляет собой нечто независимое и обособленное целое. Быть цельным, быть самостоятельной единицей, то есть иметь Свое действительно своим – идеал образованного человека. Но приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность, можно лишь путем долгого и упорного изучения наук. Имея свои убеждения, мы становимся в определенные отношения к окружающим людям, к обществу, к государству, и это уже должно доставить нам большое удовлетворение. Да, кроме того, чистое знание, без всякого употребления его на выработку миросозерцания, уже оно одно служит для человека источником высоких наслаждений. Но наука приносит «сладкие плоды» даже таким людям, которые по своей близорукости не ждут от нее духовного удовлетворения. Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды и преимущества, и в их сознании достижение известного «образования» всегда соединяется с достижением материальных успехов. В этом случае «плоды учения» еще более очевидны. Раз человек достиг известного положения в обществе, если он обеспечил себе безбедное существование, то «сладкий плод» учения становится для него прямой реальной действительностью. Можно нередко встретить таких людей, которые, по своей ли вине, или просто благодаря дурным условиям существования, не получив в молодости достаточного образования, вступали в жизнь без всяких познаний и подготовки для деятельности в качестве полезного члена общества. Эти люди, если они не испытали всех трудностей первых лет учения по своей лености и несамодеятельности, всегда упрекают самих себя и начинают «учиться» уже в зрелых годах. До тех пор, пока не сделаются образованными, они не могут рассчитывать на те выгоды и ту пользу, которые другие люди получают после многих лет труда и лишений ради образования.

Читайте также:  Какими каплями лечат близорукость

Вместе с теми, которым мешали раньше учиться внешние обстоятельства, они, начиная заниматься, с удовольствием переносят все трудности учения и думают вместе с поэтом, который, «погубив много жизни на разные забавы», с сожалением говорит:

Грустно думать, что напрасно

(частьПротивноеотсутствует).

(Подобие): Выгоду образования можно сравнить с урожаем на земле крестьянина. Ранней весной начинает он свои полевые работы и трудится все лето, несмотря на страшно изнуряющую жару на поле, где нет ни одного дерева, которое бы могло скрыть его под свою тень. Но честно потрудившегося крестьянина ожидает удовольствие отдыха и полного довольства на круглый год.

Тяжел и многотруден посев первых стараний учащегося, но будущий урожай настолько заманчив, настолько он много дает обещаний, что «корень учения» всяким должен переноситься с полным терпением и добросовестностью.

(Пример): Примеров того, как вознаграждаются прилежные занятия, в истории мы можем найти немало. Освистанный своими согражданами, косноязычный, не подававший никаких надежд грек Демосфен после упорного труда и стараний превращается в великого оратора Греции. Петр Великий, воспитание которого мало чем отличалось от воспитания предшествующих ему московских царей, познавши необходимость «учения», сам сначала сделался таким человеком, каким хотел сделать своих подданных. При нем русское войско, испытав «горечь учения» (оно почти все было перебито при Нарве), пожало и его «сладкие плоды» после Полтавского сражения. Чуждающийся всего иностранного и не желающий учиться у других, современный Китай мало чем отличается от прежнего Китая, в то время как Япония, вполне предавшаяся европеизации, которая была порой так же трудна для ее жителей, как реформы Петра для русских, пожинает теперь плоды своего учения все более и более развиваясь, как в культурном, так и в политическом отношении.

(Свидетельство): Один мыслитель сказал: «Ничто на свете не может так убедительно повлиять, как добровольно выраженная признательность». И действительно, какое доказательство может быть лучше того, какое представляет собой изречение авторитетного лица, на собственном опыте проверившего истинность своих слов.

…Многие истины, которые выражены в пословицах, можно оспаривать. Из них «корень учения горек, но плоды его сладки» есть та, которая меньше всего подлежит какому-то ни было оспариванию или сомнению. (Заключение): Отсюда вывод один. Мы обладаем великими средствами к духовному развитию; одним из этих средств является наука. «С умом ведь все люди Гераклиты», – сказал Карамзин. Обязанность каждого – использовать данные ему силы и способности на пользу просвещения и последовать призыву нашего первого философа и ученого Ломоносова, который 150 лет тому назад сказал вдохновенными стихами современному ему юношеству:

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

(Публикуется по изданию:Михальская А.К. Основы риторики. М., 1996)

Если написание хрии вызывает непреодолимые затруднения, студент может создать текст-рассуждение с опорой на приведенные ниже схемы дедуктивного и индуктивного доказательства избранного тезиса (Львов М.Р. Риторика.М., 1995).

Схема дедуктивного рассуждения

тезис, гипотеза ► ► ► развитие тезиса ► ► ► выводы, предложения
аргументы разных типов

Схема индуктивного рассуждения

цель рассуждения ► ► ► накопление фактов, их сравнение, анализ, обобщение ► ► ► Выводы

В качестве примера ниже приведены тексты, построенные по типу рассуждения, студентки III курса филологического факультета заочной формы обучения А. Гладких и студентки II курса магистратуры химического факультета дневной формы обучения К. Бортник (тексты публикуются в корректорской правке автора данного пособия).

В нашей стране растет потерянное поколение(2004)

В телепередаче М. Швыдкого «Культурная революция» была задана тема «В нашей стране растет потерянное поколение». Действительно ли это так? А если и так, то как и когда это случилось? И разве может быть так, что все поколения сменяли друг друга, шли своим чередом, а одно поколение вдруг потерялось?

Уже 13 лет нынешнее поколение живет не в Советском Союзе. Перемены, произошедшие в стране, перевернули все представления о жизни, многие ценности потеряли свое значение, изменилось мышление человека, а тот, кто не смог приспособиться к новой жизни, можно сказать, «остался за бортом». В России, рискну предположить, настало смутное время. Вся история заново переосмыслилась, белое стало черным, черное – белым.

Оказалось, что революция затормозила развитие нашей страны (это, может быть, и верно), что было бы лучше, если б Вторую мировую войну выиграла Германия (с чем я в корне не согласна) и что настоящие герои есть те, кто ездит в черных «мерседесах» с пистолетом за пазухой.

На свободу вырвалось все, что упорно запрещалось в нашем государстве. Оказалось, что секс в нашей стране все-таки есть! Он заполонил все: и книжные прилавки, и телевизионные экраны, и еще не окрепшие умы подрастающего поколения. Выяснилось, что люди, ранее именовавшиеся спекулянтами, теперь называются бизнесменами, являются цветом общества и героями нашего времени.

Всю историю советского периода «перекопали» и пересмотрели заново незашоренным взглядом. Обнаружилось много темных пятен и трагических событий. Личности, прежде признававшиеся великими, были враз скинуты с пьедесталов.

И в этом хаосе росло целое поколение! Когда вся страна была занята копанием в своем прошлом и принятием решения, каким путем и под чьим руководством пойти, оно видело все это. Каким оно должно было стать, если государство о нем забыло? В нашей стране детей как будто не существует…

Что мы видим, переключая каналы телевизора? Г. Явлинский как-то заметил: «Страшно оставить ребенка один на один с телевизором». Если ребенок с малых лет наблюдает, как взрослые, вполне симпатичные дяди пьют и расхваливают пиво, то мы в итоге к его 16-17 годам, вероятнее всего, можем получить молодого алкоголика. Пивной алкоголизм пострашнее водочного. Достаточно попасть на какой-либо молодежный праздник, чтобы заметить, что каждый второй без бутылки пива не обходится.

Ю. Энтин однажды сказал: «Я уже давно понял, что в нашей стране детей нет. Детство у них заканчивается лет в 10-11. Стихи мои им не нужны, им больше нравятся стихи типа «ням-ням-ням-ням, покупайте «Микоян».

Ребенок с самого раннего детства должен видеть, что его окружает красивый мир. Так куда же делись наши красивые и добрые мультфильмы? Почему, включая канал FOXKIDS, мы видим ужасных уродцев с искаженными от злобы лицами? Куда деться от засилья американщины? Порой создается впечатление, что нас хотят уничтожить, медленно и скрыто воздействуя на наш разумначиняя с детства, вынуждая смотреть подобный развлекательный мусор. «Приключения Электроника» и «Гостья из будущего» уже не увлекают наших детей. Гарри Поттер – вот это герой!

Наши телеэкраны заполонили третьесортные американские боевики, герои которых – психически нездоровые люди, напрочь лишенные чувства самосохранения. Что можно вынести из просмотра таких фильмов? Что жизнь человеческая ничего не стоит? Что очень легко убить человека, что если ты убиваешь, значит, ты – герой?

Мы потерялись как нация, мы перестали говорить нашим детям, что мы живем в великой стране. Мы с восторгом глядим на американскую жизнь, полностью отвергая и понося свою. А американцы наивно полагают, что фашистов победили они… Наше же подрастающее поколение (хочется надеяться, что меньшая его часть) уже и не знает, что была война и, что особенно важно, эту войну выиграли его предки. Многие современные молодые люди не знают, что такое Бухенвальд, Освенцим, Бабий Яр… Неужели мы породили Иванов, не помнящих родства? В погоне за деньгами, благополучием мы научили их ценить лишь материальные блага. Но как быть с душой? Нравственность, духовность, честность – разве эти понятия потеряли свою ценность?

Проследив наш путь развития (а может быть, духовной деградации?) после 1991 года, неужели мы придем к неутешительному выводу, что сегодняшнее поколение действительно потеряно?

Недавно Ксения Собчак выступила в защиту своего поколения, сказав, что сейчас у молодежи больше шансов пробиться в жизни, достичь каких-либо высот. Можно с этим и согласиться, но вся проблема в том и состоит, что, кроме вышеперечисленного, молодежи ничего другого не надо. Ведь говоря о том, что в России растет потерянное поколение, мы понимаем под этим не то, что ему деться некуда, а то, что оно потеряло духовные ориентиры в этой жизни, забыла свои корни.

В своей тетралогии «Братья и сестры» Ф. Абрамов сказал: «Главный-то дом человек в душе у себя строит. И этот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет. Крепче всех кирпичей и алмазов».

Невозможно идти вперед, порвав все связи с прошлым. Мы связаны с нашими предками, мы двигаемся вперед благодаря их завоеваниям, победам, поражениям и ошибкам. В России растет потерянное поколение. Только как его найти? Оно уже сформировало свои собственные взгляды на жизнь под влиянием внешних факторов. Но как бы не хотелось, чтобы оно превратилось в сына-манкурта, которому мать кричала: «Чей ты? Как твое имя? Вспомни свое имя. »

Мы – не потерянное поколение! (2009)

Десятки передач и статей кричат о том, что в России выросло потерянное поколение. Если бы не возраст людей, которые об этом говорят, я решила бы, что это новое веяние моды – уличить молодежь в безнравственности, праздности, тупости и прочих пороках. Хотя нет, это не мода, это старая добрая традиция. Так уж повелось, что поколение старшее хулит поколение младшее, не видя его, не вникая в его проблемы, не пытаясь помочь, но усердно разводя руками и повторяя: «Они потеряны». Господа, может быть, это вы потерялись?

Я не знаю, каким мерилом нас меряют, но для меня очевиден факт. О нашем поколении судят не по массе нормальных людей, ценящих культуру, уважающих память предков, отдающих дань упорству и труду, с помощью которых можно чего-то добиться в жизни. В нас хотят видеть и видят только пошлую серую жижу, ничего не понимающую, обычных травоядных, просто существующих без ориентиров, без корней, без морали, но с гламуром. «Пошлость воинственна, она заметнее», – писал классик (Чехов), да разве есть желание в этой серой жиже видеть золотники? Молодые успешные, умные, талантливые люди – это, видимо, не о нас. Нам доказывают, что мы – худшие.

Я не противница критики, отнюдь, но не люблю ложь и усреднение. Это не вопль моего юношеского максимализма, потому что каждый день я вижу вокруг себя десятки умных, интересных и достойных людей. Мы знаем нашу историю, возможно не в датах, но в целом точно; мы связаны с нашими корнями, нам важна семья; мы любим искусство; мы умеем отличать американскую требуху от тех же американских шедевров; мы не теряли нравственных ориентиров и морали. Упоминая наше ужасное поколение, забывают сказать о молодых ученых, спортсменах, талантливых артистах, да просто о тех молодых людях, которые живут рядом, за которых не приходится краснеть и верится, что будущее с такими людьми будет точно не хуже нашего настоящего. Наши достоинства умаляют, сгребая всех под одну гребёнку.

Вы знаете, кто выиграл Всероссийские Олимпиады по естественным наукам? Вы знаете, что такое «Студенческая театральная весна»? Вы слышали об успехах наших юниоров? Слышали ли вы фамилии и достижения молодых ученых? Подобных вопросов можно задать сотню, а ответы на них найти только на задворках вездесущего Интернета.

Поверьте, мы не пустоголовые всеядные и мы устали от того, что нам навязывают обратное. Подростки и мои одногодки давно не смотрим «ящик», потому что там нет ничего интересного. Я уверена в том, что дети с радостью посмотрели бы и советские сказки, и мультфильмы, и «Ералаш», но сегодня это не популярно (так решили серьезные люди), именно в этом я вижу причину того, что Гарри Поттер – кумир. Это произошло не из-за увлечения иностранщиной, просто среди резни на телеэкране появился мальчик-волшебник с одной старой истиной на новый лад: добро побеждает зло. Нам скармливают всякую чепуху отечественного и заграничного производства: книги, фильмы. Настоящий шедевр русского кинематографа за многие годы, настолько глубокий, насыщенный смыслом фильм «Остров» Павла Лунгина показывали дважды и оба раза почему-то глубокой ночью… И примеров таких можно привести множество.

Зато на запросы о молодом поколении в поисковиках можно прочесть: «армия Базаровых», «бездельники», «им ничего не надо» и прочее, прочее, прочее. Бесспорно, даже самый громкий голос в поддержку молодых будет задушен шквалом негатива.

Перечислять, какие мы, бессмысленно – нас нужно видеть, причем смотреть без предубеждения. Гораздо легче судить обо всем поколении, наблюдая за шайкой малолетних алкоголиков у ларька или лоботрясов, до которых нет и никогда не было дела их же родителям; проще читать криминальные сводки и ужасаться, чем выйти на улицу и оглядеться; гораздо убедительнее звучат факты безликой статистики, нежели действия людей.

Важные персоны, озабоченные проблемами молодежи, двуличны, потому что за дискуссиями и дебатами о нашей пропащей судьбе они не готовы и не хотят эти самые проблемы решать. А ведь они действительно есть и их гораздо больше, чем озвучивается! В своё время «родители» закрывали глаза на цензуру, реформы культуры и образования, тогда они тревогу не били, а теперь, когда мы пожинаем плоды такого попустительства, нам говорят, что мы – серость. Бороться с причинами серости, видимо, нужно только теперь, когда «поколение потерялось». Парадокс, одним словом. А что было сделано для того, чтоб мы стали не такими, как нас видят, не поглощали бессмысленной видеопродукции, не читали глупых книг, не внимали тому, о чем «мужики-то не знают»? Я боюсь ответа на этот вопрос. Страшнее то, что «воз и ныне там».

В сложившейся ситуации мне вспоминается замечательное произведение Тургенева «Отцы и дети»: «Настоящие столкновения – те, в которых обе стороны до известной степени правы». Почему? Потому что Тургенев высказал одну самую замечательную истину: нет поколений хороших и плохих, но есть неспособность принципиальных и авторитетных (а порой зашоренных, консервативных) Кирсановых понять молодых, горячих Базаровых, которые в конечном счете не нигилисты, а просто люди с иными взглядами.

Мне искренне хочется верить в то, что однажды наши «самоустранившиеся родители» снимут шоры с глаз, вынут беруши и увидят в своих детях, которые пока что посылают SOS в никуда, соратников, а не экспериментальный материал и плесень. Может быть, тогда не будет потерянных детей и потерявших их родителей. Только тогда возникнет другая проблема: соратник будет готов помочь, будет готов действовать, главное – не обмануться, главное – чтоб до реальных действий успели дорасти наши отцы.

источник

Задания A29 по русскому языку

1. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.

(2)–Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.

(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию.

(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы

(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.

(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте. а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию.

(19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У

неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага. (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить. »

(27)–Да, он очень вырос, твой Родион, ты права. – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.

(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.

Читайте также:  Можно ли заниматься самбо с близорукостью

*Леонид Максимович Леонов (1899–1994) – русский писатель, общественный деятель.

1) В предложениях 17, 18, 20, 22 перечислены последовательные действия персонажей.

2) В предложениях 3–5 представлено рассуждение.

3) Предложения 8–9 включают описание.

4) Предложения 24–26 содержат повествование.

2. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

(1)Какое же зеркало жизни наш язык! (2)Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым. (3)Всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо, больше того — он вберёт и чужестранные слова и научит их плодить новые формы (не клонировать!) от устаревших и заёмных слов. (4)Беда только, что всё это идёт порой в безобразном, безграмотном смешении.(5)Так, за короткий срок сумели обрусеть и даже размежеваться по значению такие привычные в среде спорта слова, как «фанатик» и «фанат», а теперь и «фан», и даже религиозный фанатизм приобретает иную окраску. (6)Были когда-то «поклонники», даже «клакёры» (франц.) театральные, а теперь фанатики размежевались с «фанатами». (7)Есть ещё футбольные фанаты (не «болельщики»), эстрадные.(8)Даже старомодное «приватный», когда-то редко встречаемое в обыденной речи, в словаре В. Даля толкуемое как «частный», «личный», «особенный», «домашний» («приват-доцент», «приватная беседа»), мы сумели так национализировать, что слово «приватизация» даже в бытовом, всегда чутком на оттенки языке приобрело пренебрежительное звучание, став «приХватизацией». (9)А ведь известно, что слово, герой, явление, попавшие в народный язык, в фольклор, анекдот, становятся уже «нашими», «свойскими», как остроумные словечки из фильмов Данелия, Рязанова, Гайдая.(10)Всюду языковое разноцветье. (11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.(13)Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика. (14)Откуда пришли эти «крутые», «прикольные», «крыши», «клёвые»? (15)Их источник ясен. (16)Но почему они расцветают среди вполне приличной молодежи, звучат с экрана, пестрят в печати?(17)Этот разговор может продолжить каждый, кто радеет за наш язык. (18)Он ведь и сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный». (19)Только портим его мы сами, забывая о том, что он живой, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой, канцелярскими изысками, несовместимой мешаниной.

* Таисия Васильевна Жарова (родилась в 1923 году), член Союза журналистов, ветеран Великой Отечественной войны. Основная тема творчества — судьба русского языка.

1) Предложения 1—4 включают элементы описания.

2) В предложениях 13—16 представлено рассуждение.

3) Предложение 12 содержит вывод рассуждения.

4) В предложениях 5—9 приводятся примеры к утверждению, высказанному в 4 предложении.

3. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

(1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо — не те условия. (2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений?

честь сегодня заменена более

(5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?

(7)Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П Чехова. (8) В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. (10)Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. (11)Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. (12)А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. (13)«Я Поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными — . такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, — писал он в Академию наук. — И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению. о сложении с меня звания почётного академика». (14)А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.

(15)Убеждения, конечно, вещь необходимая. (16)Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. (17)Оно не подтверждено никаким документом, справкой. (18)Просто слово. (19)Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. (20)Да мало ли ещё что. (21)Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. (22)Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. (23)Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство — слово, дано было слово.

1) Предложение 4 подтверждает суждение, высказанное в 3 предложении.

2) В предложениях 8—9 представлено повествование.

3) В предложениях 15—17 представлено рассуждение.

4) Предложение 19 содержит описательный фрагмент.

4. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

(1)Оставляя пока в стороне все материальные выгоды, которые мы получаем от науки, обратим внимание на ту её сторону, которая доставляет нам внутреннее удовлетворение и служит главной причиной нашего духовного развития. (2)Цель изучения наук и переработки тех сведений, которые они доставляют, есть формирование в нас личности, именно личности, то есть совокупности таких идей и убеждений, которые бы составили собой неотъемлемую принадлежность нашего «я». (3)Каждый человек представляет собой независимое и обособленное целое.

(4)Быть цельным, быть самостоятельной единицей, то есть иметь своё действительно своим, — идеал образованного человека. (5)Но приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность, можно лишь путём долгого и упорного изучения наук. (6)Имея свои убеждения, мы становимся в определённое отношение к окружающим людям, к обществу, к государству, и это уже должно доставить нам большое удовлетворение. (7)Да, кроме того, одно чистое знание без всякого употребления его на выработку миросозерцания уже служит для человека источником высоких наслаждений.

(8)Но наука приносит «сладкие плоды» даже таким людям, которые по своей близорукости не ждут от неё духовного удовлетворения. (9)Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды, и в их осознании достижение известного «образования» всегда соединяется с получением материальных преимуществ. (10)В этом случае «плоды учения» ещё более очевидны. (11)Если человек достиг известного положения в обществе, если он обеспечил себе безбедное существование, то «сладкий плод» учения становится для него прямой реальной действительностью. (12)Но можно нередко встретить таких людей, которые, по своей ли вине или просто из-за дурных условий существования, не получив в молодости достаточного образования, вступили в жизнь без всяких познаний и подготовки для деятельности в качестве полезного члена общества. (13)Эти люди, если они не испытали всех трудностей первых лет учения по своей лености, всегда упрекают самих себя и начинают «учиться» уже в зрелых годах. (14)Пока не сделаются образованными, они не могут рассчитывать на те выгоды и ту пользу, которую другие люди получают после многих лет труда и лишений’ ради образования.

(15)Вместе с теми, кому мешали раньше учиться внешние обстоятельства, они, начиная заниматься, с удовольствием переносят все трудности учения и думают вместе с поэтом, который, «погубив много жизни на разные забавы», с сожалением говорил:

(16)Грустно думать, что напрасно Была нам молодость дана!

(17) Выгоду образования можно сравнить с урожаем на земле крестьянина. (18)Ранней весной он начинает свои полевые работы и трудится всё лето, несмотря на страшно изнуряющую жару, в поле, где нет ни одного дерева, которое бы могло скрыть его под свою тень. (19)Но честно потрудившегося крестьянина ожидает удовольствие отдыха и полного материального достатка на круглый год. (По Л. Ф. Лосеву)

1) В предложениях 1—3 представлено рассуждение.

2) Предложение 5 подтверждает суждение, высказанное в 4 предложении.

3) В предложениях 9—10 содержится обоснование высказанного в предложении 8 суждения.

4) Предложение 18 содержит описательный фрагмент.

5. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни.

В пустыне мрачной я влачился.

(3)Чего же не хватало пушкинскому герою — споров, театров и выставок? (4)Что это значит — духовная жажда?(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность — не образованность, а духовность.

(8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми?

(9)Да потому, что само по себе чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека — это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника — ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство — все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19) Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать. (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные — назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте. (С. Соловейчик)

1) В предложениях 6—8 представлено рассуждение.

2) В предложении 10 содержится определение понятия.

3) Предложение 13 содержит описательный фрагмент.

4) В предложениях 20—22 объясняется суждение, высказанное в предложении 19 текста.

6. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

(1)Идёшь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша: «Концерт Zемфиры». (2) Рядом кинотеатр приглашает тебя на просмотр новой ленты под названием «Шиzа».

(3)Захочется перекусить, а на дверях ресторана красуется «Бiблiотека». (4)Придёшь домой, берёшь газету, глядь — на первой странице сообщение «Кур$ валют».

(5)Включаешь телевизор, чтобы отвлечься, но и тут назойливо рекламируются охранные системы «Аllигатор». (6) В смятении подходишь к окну, видишь на стене соседнего дома приглашение на «Ве4ер отдыха» и теперь только понимаешь, что тебя обложили со всех сторон.

(7)Обогащается или портится природная речь благодаря заимствованиям — вопрос непростой и неоднозначный. (8)Языковая стихия берёт из окружающего мира всё, что ей потребно, и выбрасывает на берег лишнее. (9)Но когда сплошь и рядом в кириллические устоявшиеся написания внедряются латинские и иные графические символы, то это ведёт не к обогащению языка, а к нарушению его функционирования, к размыванию веками устанавливавшихся норм. (10)Англо- и иноязычными словами в их натуральном написании сегодня пестрят страницы прессы, эти слова вторгаются в текст, наводняют рекламу. (11)Но одно дело, когда просто употребляется лексика на латинице, и совсем другое, если чужие буквы оказываются внутри слова, ломают его изнутри. (12)Любой юрист подтвердит, что это нарушение гораздо более тяжкое. (13)Модная певица и производители автосигнализаций, вернее — их агенты по рекламе, используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне за оригинальностью. (14)Им кажется: внимание потенциальных потребителей легче привлечь необычным графическим начертанием имени или названия фирмы. (15)Дескать, наш глаз невольно цепляется за неправильное сочетание.

(16)Расчёт, вероятно, оправдывается, но насколько велика его отдача? (17)На мой взгляд, подобный подход к формированию имиджа является довольно поверхностным, примитивным, а главное — становится банальным.(18)Варианты Zемфира (равно как и ГЛЮК’OZA) И «Аllигатор» есть выпендрёж и ненужное искажение письменной формы. (19)Применяя иностранные слова, не стоило заниматься порчей языка. (20) Великий и могучий Алфавит, подаренныйнам славянскими святыми Кириллом и Мефодием, принесён в жертву золотому тельцу. (21)Реальная жизнь, увы, приводит нам примеры такого рода, и не пришлось бы в близком будущем констатировать свершившийся факт словами Татьяны Бек: «До свидания, алфавит».(По С. Казначееву)

1) В предложении 6 содержится вывод из того, что сказано в предложениях 1—5.

2) В предложениях 7—9 представлено рассуждение.

3) Предложения 14—15 подтверждают содержание предложения 13.

4) В предложении 17 содержится элемент описания.

7. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

(1)Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. (2)Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (3)На освещенном мощными огнями теплоходе. (4)И в этом туманном мире возникли усталые созвездия.

(5)Я вышел из рубки на крыло мостика. (6)Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. (7)Я поднял к глазам бинокль. (8)В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы — распушённые ветром мокрые комочки. (9)Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.

(10) Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. (11)Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. (12)И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13)Это не опишешь. (14)Это возвращает в детство. (15)И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России.

(16)И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. (17)3а именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. (18)Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. (19)И как проста русская песня, так проста живопись.

(20)И в наш сложный век, когда искусство миpa мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, — в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства — будить и освещать в соплеменнике чувство родины.

(21)Пускай наших пейзажистов не знает заграница. (22)Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. (23) Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья. (24)А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. (25)Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины.

1) Предложение 1 содержит элемент описания.

2) В предложениях 5, 7, 8 перечислены происходящие друг за другом события.

3) Предложение 13 содержит вывод из того, о чём говорится в предложениях 11—

4) В предложениях 22—24 представлено рассуждение.

8. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

(1)Когда-то один древний китайский философ сказал, что молодое деревце легко гнётся от ветра и не ломается во время сильной бури. (2)А вот большое дерево, куда более крепкое, не гнётся, но буря его может сломать. (3)И все невзгоды, все бури, каждый прожитый год бережно хранят древесные кольца.

(4)Я часто сравниваю себя с таким деревом: внутри меня такие же кольца — мои прожитые годы. (5)Я тоже, как дерево, храню в себе слои отжитого: где-то в самой глубине ясные, чёткие круги детства, а дальше, нарастая и нарастая, откладывалась юность, зрелость, круг за кругом, делая меня крепче, избавляя от слабости, податливости и в то же время делая всё более уязвимым и сухим. (6)Смешное детство! (7)Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрашивая будущее яркими мечтательными мазками. (8)Вот кольцо последнего года войны, последнего боя, последнего марша на танках. (9)А это кривое кольцо очень долгого года несчастной любви, метаний. (10)Каждый новый круг обнимает всё прошлое, расходится вширь; кажется, и жизнь расширяется, захватывая всё новые пространства. (11)Каждый круг будто волна, которая разбегается во все стороны, всё дальше от сердцевины, от моей человеческой сути.

(12)Только в отличие от дерева отпечатки лет не сохранились с такой чёткостью, годы слились, иные и вовсе стали неразличимы. (13)А потому жизнь дерева кажется мне завидно цельной: каждый год неукоснительно менялась листва, наращивалось новое кольцо ствола — немножко толще, немножко тоньше, — но и корни, и листва делали своё дело, и дело это откладывалось зримым слоем. (14)В дереве не было впустую прожитых лет. (15)Все эти годы, что я шагал по свету, мечтал, воевал, ссорился, кому-то завидовал, ревновал, искал славы, отчаивался, ленился, писал не то, что хотел, — оно неустанно изготавливало из солнца кислород, листву, древесину. (16)Оно тоже страдало (от жары, от жучков, от ранних морозов), но оно никогда не отчаивалось, не совершало ошибки.

(17)Кольца моей жизни — рассказ о прошлом. (18)Кольца — это автобиография человека. (19)Я разглядываю этот срез, словно картину, испытывая смутную тоску по своей жизни, далёкой от такой же ясности, от простых и тихих радостей земли. (20)Мне уже невозможно дойти до такого совершенства. (21)Как же прожить жизнь, чтобы не жалеть о сделанных ошибках, чтобы сохранить себя, выстоять в невзгодах и испытаниях? (22)По-моему, стоит вспомнить знаменитые строки Фета: «Учись у них — у дуба и берёзы. » (По Д. Гранину*)* Даниил Александрович Гранин (родился в 1919 году), русский

советский писатель и общественный деятель. Основная тема творчества — поэзия научно-технического творчества, поиск истинных ценностей человеческой жизни.

1) Предложения 4—11 содержат элементы описания.

2) В предложениях 15—16 перечислены последовательные события.

3) В предложениях 17—22 представлено рассуждение.

4) Предложение 22 содержит ответ на вопрос, заданный в предложении 21. Ответ: 2

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *