Меню Рубрики

Освещение рабочего места при близорукости

Правильное распределение в течение дня занятий и отдыха в соответствующих норме санитарно-гигиенических условиях, отведение достаточного времени для прогулок и спорта, нормального сна создают оптимальные условия для работы органа зрения, благотворно влияют на организм и являются мерами профилактики близорукости. Также необходимо ежегодно проверять остроту зрения, следует следить за правильной посадкой во время чтения, письма.

Для профилактики близорукости необходимо:

соблюдать правильный режим освещения;

чередование зрительных и физических нагрузок;

делать гимнастику для глаз;

проходить офтальмологическую диагностику не реже одного раза в шесть месяцев;

питаться по сбалансированному меню, включающему белок, витамины и микроэлементы, такие как Zn, Mn, Cu, Cr и др.;

а также помнить, что глаза отдыхают при просмотре вдаль.

Академик Ю. А. Утехин разработал гимнастику «Зоркость». Научная подоснова гимнастики «Зоркость» в том, что два открытых глаза не могут работать центрами сетчаток одновременно, так как это вызвало бы двоение. Поэтому один глаз неизбежно перестает работать центром сетчатки, что вызывает снижение общей остроты зрения. В некоторых случаях оба глаза не работают центрами сетчаток. Соответственно если читать то одним, то другим глазом попеременно, то работающий глаз устанавливает свою сетчатку именно центром, ибо второй глаз ему не мешает.

Прежде всего необходимо отметить, что очки для выполнения упражнений должны быть слабее обычных очков на 3 диоптрии для детей и 2,5 диоптрии для подростков и взрослых. Если близорукость находится в пределах от 2,5 до 5 диоптрий, то заниматься гимнастикой «Зоркость» можно вообще без очков. Продолжительность чтения одним глазом подбирается индивидуально — от 15 до 30 минут, затем включается второй глаз, а первый выключается. Такое чтение можно продолжать несколько часов подряд. При этом одна из линз прикрывается подвижной шторкой из бумаги. Удобнее, конечно, заказать две пары одинаковых очков и, заклеив лейкопластырем правую линзу на одних очках и левую на других, менять очки в процессе тренировки. Глаз с большей степенью близорукости нужно тренировать дольше и активней, например, читая им 30 минут, а лучшим — 15. Чтобы повысить эффективность тренировок, нужно через каждые пять минут чтения 2-3 раза приблизить книгу от дальнейшей точки чтения на 10-15 см к глазу на очень короткое время. При этом не забывать продолжать активное чтение во время плавного приближения и кратковременного нахождения книги вблизи. Таким образом осуществляется своебразный массаж хрусталиковой мышцы, уменьшающий усталость. К такому режиму чтения следует привыкнуть и сделать его автоматическим. Для книги лучше использовать подставку, а освещение ее должно быть хорошим — лампой не менее 60-100 ватт с непрозрачным абажуром. Положительный эффект от таких упражнений вы почувствуете быстро. В начале тренировок максимальное расстояние от глаза до текста обычно составляет примерно 30 см. Постепенно зрение начнет улучшаться, и это расстояние увеличится.

Большое значение имеет самоконтроль: дважды в месяц нужно измерять максимальное расстояние, с которого вы еще разбираете текст без очков одним глазом — отдельно для правого и левого глаза — и записывать результаты в дневник. Чтобы данные были сопоставимы, при замерах пользуйтесь одним и тем же текстом при одинаковом освещении. Как только расстояние от глаза до книги в очках для тренировок превысит 38-40 см, значит пора идти к врачу, дабы сменить очки на более слабые.

Рассмотрим подробнее условия, необходимые для поддержания остроты зрения.

Условия учебной работы. Врачами-гигиенистами доказано, что все зрительные функции (острота зрения, контрастная чувствительность и др.) резко снижаются в условиях плохой освещенности. Наиболее благоприятной для работы зрительного анализатора является естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 лк. Основные гигиенические требования, предъявляемые к освещению, включают достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности. В солнечные дни избыток солнечных лучей создает на рабочем месте солнечные блики, слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от прямых солнечных лучей можно пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи. В пасмурные дни и осенне-зимний период, как правило, естественного света не хватает, поэтому для обеспечения оптимальной освещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение. Искусственными источниками света могут служить лампы накаливания и люминесцентные лампы. Согласно утвержденным нормам освещенность рабочих поверхностей лампами накаливания не должна быть меньше 150 лк, люминесцентными лампами — 300 лк.

Письменный или рабочий стол лучше всего поставить у окна, чтобы свет падал или прямо на стол, или слева (если стол стоит торцом к окну), иначе на рабочую поверхность будет падать тень от правой руки, и она окажется затемненной.

Таким образом, освещение рабочего места должно быть достаточным по уровню, мягким, без резких бликов и теней, ровным, приятным для глаз. Ярко-красные прозрачные абажуры быстрее утомляют глаза, чем матовые, зеленого или желтого цвета.

Физические упражнения. При чтении, письме, рисовании, конструировании, выполнении столярных и слесарных работ, помимо достаточной освещенности, соответствия мебели росту, правильной посадки за столом, очень важно соблюдать чередование этого вида деятельности с активным отдыхом, т. е. переключением на физические упражнения. Упражнения следует проводить через каждый час напряженной зрительной работы в течение 10—15 мин, лучше на свежем воздухе вне зависимости от времени года и погоды. Физическая нагрузка улучшает вентиляцию легких, кровоснабжение сердечной мышцы, вовлекает в динамическую работу различные группы мышц, уставшие от статической (сохранение неподвижности) позы, и в то же время расслабляются мышцы глаз, особенно при взгляде вдаль. Если выбежать на улицу на 10— 15 мин не удается, то при открытой форточке, фрамуге можно сделать несколько физических упражнений, постоять у окна, глядя вдаль.

Рабочая поза. Когда человек сидит он испытывает постоянную статическую нагрузку, связанную с длительным сохранением правильного положения тела и головы. Статическое усилие более утомительно, чем динамическое. Утомление мышц, удерживающих тело в равновесии при сидении, развивается довольно быстро, так как этим мышцам почти беспрерывно приходится противостоять действию силы тяжести, стремящейся вывести тело из равновесия. Неправильную поза, став привычной, закрепляется и приводит к мышечной асимметрии (одно плечо выше другого), нарушению осанки, а иногда и к искривлению позвоночника. Кроме того, наклоняясь из-за усталости близко к книге, увеличивается нагрузка на зрение, что способствует развитию близорукости.

Правильной посадкой при сидении считается такая, при которой туловище находится в вертикальном положении, голова слегка наклонена вперед, плечевой пояс горизонтален и параллелен краю стола, руки свободно лежат на столе, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и опираются всей ступней на пол или подставку, спина опирается в поясничной своей части на спинку стула.

Весьма существенным фактором является расстояние между глазами и рабочей поверхностью книги, тетради. Оно составляет 30—35 см (при прямой посадке глаза от книги должны быть удалены на расстояние согнутой в локте руки).

При утомлении органа зрения это расстояние уменьшается и вырабатывается, как говорят врачи офтальмологи, навык низко склоненной головы. Обнаружена прямая связь между степенью выраженности наклона головы при чтении и письме и нарушением зрения.

Просмотр телевизора. Как всякая зрительная работа, просмотр телепередач может привести к утомлению, особенно если проводится в неблагоприятных условиях. Напряжение зрения объясняется не какой-то особой спецификой телевидения, а скорее тем, что в течение дня к органу зрения предъявляются большие требования, и ежедневный просмотр телепередач может стать дополнительной нагрузкой на зрение.Для предупреждения утомления и зрительного напряжения при просмотре телепередач очень важны три условия: расстояние от зрителя до телевизора, освещение в комнате, качество изображения на экране.

Экспериментальные исследования показали, что наибольшее утомление и напряжение зрения у людей возникает при слишком близком расположении к экрану телевизора. Следует расположиться на кресле, стуле на расстоянии не ближе 1—2 м от черно-белого телевизора и 2—3 м от цветного. Сидеть дальше 5—5,2 м от телевизора не рекомендуется. Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего человека или чуть ниже.

Чтение. При чтении зрительное восприятие текста представляет собой быстрое различение очень большого числа мелких деталей. Глазам во время чтения приходится проделывать колоссальную работу, связанную с рассматриванием текста и с необходимостью движения глаз вдоль строки и от строки к строке. В работу включается аккомодационная мышца глаза и одновременно напрягаются внутренние прямые мышцы глаз, которые поворачивают глазные яблоки.

Движение глаз вдоль строки осуществляется с помощью остальных глазодвигательных мышц. При этом многочисленными исследованиями физиологов и психологов установлено: движение глаз по строке происходит не плавно и непрерывно, а скачками, после которых следует остановка.

Таким образом, чтобы избежать зрительного утомления при чтении, очень важно соблюдать следующие правила:

освещенность рабочего места должна быть хорошей (не менее 150 лк);

длительность непрерывной зрительной работы должна быть ограничена;

необходимо следить за правильной позой при чтении, исключающей значительное зрительное напряжение;

люди, имеющие близорукость, должны делать более частые перерывы, во время которых необходимо выполнять специальные упражнения, расслабляющие мышцы глаза, рекомендованные им врачом.

источник

Близорукость (офтальмологи называют ее словом миопия) – это нарушение зрения, при котором ухудшается способность различать удаленные предметы. Миопия даже небольшой степени причиняет дискомфорт и требует оптической коррекции, а сильная – заметно ухудшает качество жизни. К счастью, есть способы профилактики близорукости, которые помогут предотвратить ее появление и развитие.

При сильной близорукости человек не различает даже предметы на другом конце комнаты. При низком зрении приходится постоянно носить очки или линзы, либо решаться на операцию, которая стоит дорого и несет определенные риски. Поэтому лучше вовремя уделить время и внимание профилактике близорукости, чем потом искать пути решения возникшей проблемы. Врачами разработаны рекомендации, соблюдая которые, можно свести к минимуму риск ухудшения зрения. Профилактика миопии доступна каждому, нужно только не забывать о ней и не преуменьшать ее значение.

Очень остро стоит проблема ухудшения зрения у детей. Согласно статистике, за период школьного обучения процент учеников с разной степенью близорукости возрастает до 30%. Чаще всего миопия развивается именно у школьников. Это связано с очень высокой нагрузкой на глаза, которую испытывают дети в этот период. Очное обучение и выполнение домашних заданий занимают большую часть дня ребенка, и все это время его зрительный аппарат находится в напряжении.

После 18 лет рост глаза замедляется и постепенно прекращается, а вместе с ним останавливается и развитие близорукости. Во взрослом возрасте миопия начинается значительно реже.

Если не допустить ухудшения зрения до совершеннолетия, то велика вероятность, что «единица» сохранится до пожилого возраста, поскольку риск появления миопии в зрелости уже значительно меньше. Поэтому профилактика близорукости у детей и подростков особенно актуальна.

Родителям стоит уделять внимание несложным мерам по предотвращению патологии, начиная с самого раннего возраста детей.

Профилактика близорукости у детей имеет особое значение, как база для хорошего зрения в будущем. Различные меры применяются для детей разного возраста, поскольку в каждом периоде есть свои физиологические особенности и меняющиеся факторы окружающей среды.

Начинать заботиться о здоровье зрения малыша нужно еще до его рождения, в период беременности. Особенно важно это делать, если есть наследственный риск близорукости (один или оба родителя имеют данную патологию).

Для этого будущей маме нужно:

  • принимать фолиевую кислоту, которая входит в состав витаминных комплексов для беременных;
  • следить за поступлением в организм различных форм витамина B;
  • отказаться от алкоголя и табака в обязательном порядке;
  • не допускать воздействия рентгеновских лучей в период беременности.

Соблюдая эти рекомендации, можно снизить риск развития миопии у будущего ребенка.

После рождения необходимо принимать следующие меры по защите зрения малыша. Необходимы три обязательных визита к детскому офтальмологу в течение первого года жизни ребенка: в конце третьего месяца, затем в 6 месяцев и в годовалом возрасте. Если один или оба родителя имеют близорукость, врач может назначить дополнительные осмотры, пренебрегать которыми нельзя, поскольку важно динамическое наблюдение за ростом глазного яблока младенца.

Особое внимание следует уделить освещению в детской комнате. Нельзя допускать, чтобы малыш играл, рисовал или рассматривал книжки при недостаточном уровне освещенности, поскольку это увеличивает нагрузку на зрительный аппарат. Также во избежание зрительного утомления рекомендуется не показывать ребенку мультфильмы и не разрешать смотреть телевизор до трех лет, а детям старше трех лет ограничивать время просмотра 30 минутами.

Для школьников список рекомендаций увеличивается, поскольку нагрузка на глаза у них в разы больше, чем у дошколят. Вот памятка для профилактики близорукости у детей, которые учатся в школе:

  1. Правильно организованное рабочее место. Стол и стул должны быть подобраны по росту, чтобы ребенок мог сидеть с прямой спиной. Освещение должно быть достаточным, но не слишком интенсивным.
  2. Чтение с минимальной нагрузкой на глаза. Первые книги должны быть с крупным и четким шрифтом. Ребенка необходимо приучить к тому, что нельзя читать лёжа, особенно на боку. Огромное значение для предотвращения развития глазной патологии имеет поза и осанка.
  3. Письмо и рисование за столом. Как рисовать, так и писать ребенок должен только за рабочим столом в правильной позе с ровной осанкой. Расстояние от глаз до листа должно быть не менее 35 см.
  4. Смена деятельности. Нельзя допускать слишком длительной работы с фокусом зрения на близких предметах. Необходимо делать перерывы на активную деятельность, в том числе прогулки и подвижные игры.
  5. Спорт. Физическая активность, особенно на свежем воздухе, является отличной профилактикой близорукости.
  6. Регулярные визиты к офтальмологу для контроля состояния глаз школьника.

Этот комплекс мер по профилактике близорукости должен войти в стойкую привычку у ребенка.

Полезные советы по профилактике миопии у детей можно найти в этом видео:

Существуют универсальные способы профилактики близорукости, которые подходят для всех возрастов с некоторыми нюансами. Это гигиена зрения, правильное питание, прием витаминов, массаж и специальная гимнастика для глаз.

Читайте также:  Туман перед глазами при близорукости

Зрительной гигиеной называется адекватное дозирование нагрузки и избегание неадекватного напряжения глаз. Поскольку рекомендации по гигиене зрения у детей и подростков для профилактики близорукости рассказано выше, здесь мы перечислим советы для взрослых людей.

  1. Не читать лежа, в транспорте и при тусклом свете, расстояние от книги – не менее 35 см.
  2. Обеспечить хорошую освещенность, особенно на рабочем месте.
  3. Не рекомендуется смотреть телевизор при полностью выключенном свете. Расстояние до экрана – не менее, чем 3 диагонали экрана.
  4. Работа за компьютером: монитор не менее чем в 40 см от глаз, читаемые шрифты – 12-14, не менее 5 минут перерыва на каждый час непрерывной работы. Если близорукость уже имеется, то перерывы должны быть не менее 10 минут.
  5. Если работа подразумевает более 4 часов перед монитором в день или концентрацию на мелких предметах, нужно не менее раза в год профилактически посещать офтальмолога.

Профилактика миопии у детей и взрослых также обязательно включает в себя правильное питание. Оно должно быть обогащено продуктами, содержащими полезные для зрения вещества:

  • Белок: нежирные сорта мяса – говядина, баранина, индейка, а также рыба, морепродукты, яйца;
  • Овощи: капуста белокочанная и цветная, брокколи, помидоры, морковь, свёкла, тыква, болгарский перец;
  • Зелень: различные сорта салата, зеленый лук, петрушка, шпинат.
  • Молочные и кисломолочные продукты;
  • Фрукты и ягоды: любые цитрусовые, дыня, хурма, персики, абрикосы, облепиха, черноплодная рябина, черника, смородина;
  • Напитки: зеленый чай, свежевыжатые овощные и фруктовые соки, отвар шиповника, боярышника, черничный морс.

Нельзя забывать и про правильный режим питания: есть в одно и то же время каждый день и не переедать на ночь.

Для поддержания здоровья глаз рекомендуется следить за поступлением в организм полезных для глаз витаминов и микроэлементов. Один-два раза в год можно курсами принимать витаминные комплексы, поскольку в холодный сезон их поступление с пищей ограничено. Особенно важно принимать витамины для профилактики миопии у школьников, поскольку растущий организм требует поддержки. Важнейшими для зрения являются витамины А, С и группы В.

Для профилактики близорукости, как у школьников, так и у взрослых, очень эффективны специальные упражнения для глаз. Врачами разработано несколько эффективных комплексов, призванных расслабить перенапряженные мышцы глаз, а также направленных на тренировку аккомодации, то есть способности глаза фокусироваться на различных предметах как вблизи, так и вдали.

Освоив и запомнив простые упражнения, можно повторять их в свободную минуту даже на рабочем месте или в школе. Особенно актуальны для офисных работников и школьников упражнения для цилиарной мышцы, поскольку ее спазм приводит к ложной близорукости, которая может перейти в истинную.

Вот основной рекомендуемый комплекс упражнений, эффективных как для предотвращения появления, так и для замедления прогрессирования близорукости:

  • Круговыми движениями мягко помассировать пальцами веки закрытых глаз;
  • Сделать несколько движений глазами вверх-вних, вправо-влево, из угла в угол;
  • Поставить перед глазами палец, затем найти глазами удаленный предмет позади него и смотреть попеременно на палец и на предмет, не переводя глаз, а только меняя фокус зрения;
  • Крепко зажмуриться на 3-5 секунд несколько раз подряд.

Базовые упражнения для профилактики близорукости очень просты и доступны для освоения даже ребенку дошкольного возраста.

Профилактика миопии – важная составляющая здорового образа жизни, которая помогает сохранить такую важную функцию организма, как зрение. Следуя несложным советам, изложенным выше, можно сохранить острое зрение на всю жизнь. Чтобы узнать больше о здоровье глаз, подпишитесь на обновления сайта и будьте в курсе всех новостей в области лечения и профилактики глазных заболеваний.

источник

Представьте, что электричества не существует, а старинные методы освещения – свечи и лампы – вам по какой-то причине недоступны. Не нужно обладать буйным воображением, чтобы понимать: в этом случае вы «потеряете» большую часть суток (и, наконец-то, начнете как следует высыпаться). Вам просто нечего будет делать вечерами – да уже сразу после сумерек! Эта маленькая фантазия помогает понять, что все мы окружены искусственным освещением, при котором занимаемся буквально всем – от готовки и игр с детьми до учебы, работы и чтения. Но при этом искусственное освещение так основательно слилось с образом жизни цивилизованного человека, что мы его уже просто не замечаем. А ведь искусственное освещение является одним из главных факторов, влияющих на зрение.

Самый лучший свет для зрения – разумеется, естественный солнечный. Но и тут есть свои нюансы: так, смотреть на яркое солнце без темных очков не рекомендуется, а долгое пребывание на палящем солнце без защиты глаз может привести к нарушению зрения и способствовать развитию различных . Наиболее здоровый вариант – это чуть рассеянный дневной белый свет . Но даже днем далеко не всегда такого света достаточно: во-первых, если вы находитесь в помещении, степень освещенности в течение дня меняется из-за перемещения солнца относительно вашей стороны здания; во-вторых, в зимний период (захватывая позднюю осень и раннюю весну) свет в наших широтах вообще слишком тусклый для полноценного освещения. Поэтому в дневное время естественный свет часто используется лишь как фоновый, который обязательно нужно дополнять местным искусственным освещением. Тут мы приближаемся к главному вопросу: какое искусственное освещение наиболее полезно для зрения?

Лампы накаливания или люминисцентные

Как и следовало ожидать, люди еще не изобрели идеального искусственного освещения. Чаще всего споры о пользе/вреде для зрения касаются выбора между традиционными лампами накаливания и люминисцентными лампами дневного света, — и в этих спорах нет победителей. Все дело в том, что в чем-то лампы накаливания превосходят люминисцентные лампы – и наоборот; обе технологии не дают идеального эффекта. Главное достоинство ламп накаливания состоит в том, что они не мерцают, а значит, не дают нагрузки на глаза. Свет таких ламп распространяется равномерно и плавно, пульсация полностью отсутствует. Недостатком ламп накаливания является низкая экономичность и экологичность, а также желтый оттенок и слабая интенсивность света. Главным достоинством ламп дневного света можно назвать белый свет высокой интенсивности, подходящий для освещения больших помещений, офисов, учебных классов и т.д., главным недостатком – мерцание, пусть и незаметное для невооруженного глаза. Лампы дневного света старого образца мерцали совершенно очевидно – и это было заметно, теперь такой проблемы нет, но мерцание все равно присутствует и теоретически может негативно влиять на ваше зрение, хотя убедительных доказательств этого пока не получено.

Что касается оттенка света , то в последнее время разгорелась настоящая дискуссия о том, какой именно свет более предпочтителен для зрения, — совершенно белый или желтый. Считается, что белый свет более эргономичен, он повторяет оттенок дневного света, поэтому для глаз полезнее. С другой стороны, существует противоположное мнение, которое состоит в том, что в белом дневном свете присутствуют естественный желтый оттенок, который отсутствует в люминисцентных лампах. Поэтому от чересчур белого света глаза устают, а человек чувствует себя некомфортно. Окончательной ясности по этому вопросу пока нет, а специалисты советуют пользоваться светом того оттенка, который комфортен лично для вас. Совершенно определенно вредными для глаз являются лишь холодные оттенки света – особенно синий.

Слишком тусклое освещение портит зрение и заставляет вас засыпать на ходу, слишком яркое освещение утомляет (распространенный симптом – головная боль из-за перенапряжения глазных мышц). Оптимальный вариант – умеренно-интенсивное освещение, при котором вам все прекрасно видно, но глазам все еще комфортно. Для достижения такого эффекта можно воспользоваться несложным приемом – сочетать общий и местный источник света . Общий свет должен быть рассеянным, ненавязчивым, местный свет должен быть на 2-3 порядка интенсивнее общего. Очень желательно, чтобы местный свет был регулируемым и направленным. При общем свете вы можете общаться, отдыхать, заниматься домашними делами или работой, не напрягающей зрение. Если же ваша деятельность требует вовлечения глаз, зрения, вы можете включить местное освещение, подобрать интенсивность (для чтения – одна, – другая и т.д.).

Очень вредны для зрения выразительные световые блики ; именно поэтому специалисты по освещению часто критикуют интерьерную моду на глянцевые поверхности, стекло и зеркала: такие элементы как раз и дают заметные блики. Блики отвлекают внимание, напрягают зрение, мешают фокусироваться на выбранном объекте. Поэтому очень желательно, чтобы поверхности в помещении были светлыми, но матовыми: такие поверхности отражают свет, но не создают бликов.

В целом, наиболее полезным для зрения вариантом является комбинирование различных методов освещения – вплоть до того, чтобы вы иногда давали отдых глазам, освещая комнату, например, свечой или открытым огнем камина. Используйте интенсивный свет только в том случае, если это необходимо для работы или чтения, в остальных случаях предпочитайте рассеянный общий свет естественного желтоватого оттенка. Помните, что лампы изначально расчитаны на применение в светильниках, поэтому очень желательно наличие плафона или абажура как минимум из матового стекла. Освещайте свое жилое и рабочее пространство с умом: в некоторых случаях уместнее всего слабая подсветка, в других требуется четко направленный яркий свет, а иногда достаточно и маломощной лампочки под плотным абажуром.

Освещение исключительно важно для здоровья человека. С помощью зрения человек получает подавляющую часть информации (около 90 %), поступающей из окружающего мира.

С точки зрения безопасности труда зрительная способность и зрительный комфорт чрезвычайно важны. Очень много несчастных случаев происходит, помимо всего прочего, из-за неудовлетворительного освещения или из-за ошибок, сделанных рабочим, по причине трудности распознавания того или иного предмета или осознания степени риска, связанного с обслуживанием станков, транспортных средств, контейнеров и т. д. Свет создает нормальные условия для трудовой деятельности.

В зависимости от источника света подразделяется на естественное, искусственное и совмещенное.

Естественное освещение разделяется на боковое (световые проемы в стенах), верхнее (прозрачные перекрытия и световые фонари на крыше) и комбинированное (наличие световых проемов в стенах и перекрытиях одновременно). Величина освещенности Е в помещении от естественного света небосвода зависит от времени года, времени дня, наличия облачности, а также доли светового потока Ф от небосвода, которая проникает в помещение. Эта доля зависит от размера световых проемов (окон, световых фонарей); светопроницаемости стекол (сильно зависит от загрязненности стекол); наличия напротив световых проемов зданий, растительности; коэффициентов отражения стен и потолка помещения (в помещениях с более светлой окраской естественная освещенность лучше) и т. д.

Естественный свет лучше по своему спектральному составу, чем искусственный, создаваемый любыми источниками света. Кроме того, чем лучше естественная освещенность в помещении, тем меньше времени приходится пользоваться искусственным светом, а это приводит к экономии электрической энергии. Для оценки использования естественного света введено понятие коэффициента естественной освещенности (КЕО) и установлены минимальные допустимые значения КЕО — это отношение освещенности Е в внутри помещения за счет естественного света к наружной освещенности Е н от всей полусферы небосклона, выраженное в процентах:

КЕО не зависит от времени года и суток, состояния небосвода, а определяется геометрией оконных проемов, загрязненностью стекол, окраской стен помещений и т. д. Чем дальше от световых проемов, тем меньше значение КЕО (рис. 1).

Минимальная допустимая величина КЕО определяется разрядом работы: чем выше разряд работы , тем больше минимально допустимое значение КЕО. Например, для I разряда работы (наивысшей точности) при боковом естественном освещении минимально допустимое значение КЕО равно 2 %, при верхнем — 6 %, а для III разряда работы (высокой точности) соответственно 1,2 % и 3 %. По характеристике зрительской работы труд учащихся можно отнести ко второму разряду работы, и при боковом естественном освещении в аудитории, лаборатории на рабочих столах и партах должен обеспечиваться КЕО = 1,5 %.

Рис. 1. Распределение КЕО при различных видах естественного освещения: а — одностороннее боковое освещение; 6 — двустороннее боковое освещение; в — верхнее освещение; г — комбинированное освещение; 1 — уровень рабочей поверхности

При недостатке освещенности от естественного света используют искусственное освещение, создаваемое электрическими источниками света. По своему конструктивному исполнению искусственное освещение может быть общим, общим локализованным и комбинированным (рис. 2).

При общем освещении все места в получают свет от обшей осветительной установки. В этой системе источники света распределены равномерно без учета расположения рабочих мест. Средний уровень освещения должен быть равен уровню освещения, требуемого для выполнения предстоящей работы.

Рис. 2. Виды искусственного освещения: а — общее; б — общее локализованное; в — комбинированное

Эти системы используются главным образом на участках, где рабочие места не являются постоянными.

Такая система должна соответствовать трем фундаментальным требованиям. Прежде всего, она должна быть оснащена антибликовыми приспособлениями (сетками, диффузорами, рефлекторами и т. д.). Второе требование заключается в том, что часть света должна быть направлена на потолок и на верхнюю часть стен. Третье требование состоит в том, что источники света должны быть установлены как можно выше, чтобы свести ослепление до минимума и сделать освещение как можно более однородным (рис. 3).

Общая локализованная система освещения предназначена для увеличения освещения посредством размещения ламп ближе к рабочим поверхностям. Светильники при таком освещении часто дают блики, и их рефлекторы должны быть расположены таким образом, чтобы они убирали источник света из прямого поля зрения работающего. Например, они могут быть направлены вверх.

Комбинированное освещение наряду с общим включает местное освещение (местный светильник, например настольная лампа), сосредотачивающее световой поток непосредственно на рабочем месте. Использование местного освещения совместно с общим рекомендуется применять при высоких требованиях к освещенности.

Рис. 3. Схема размещения светильников при общем освещении

Применение одного местного освещения недопустимо, т. к. возникает необходимость частой переадаптации зрения, создаются глубокие и резкие тени и другие неблагоприятные факторы. Поэтому доля общего освещения в комбинированном должна быть не менее 10 %:

Кроме естественного и искусственного освещения может применяться их сочетание, когда освещенности за счет естественного света недостаточно для выполнения той или иной работы. Такое освещение называется совмещенным. Для выполнения работы наивысшей, очень высокой и высокой точности в основном применяют совмещенное освещение, т. к. обычно естественной освещенности недостаточно.

Читайте также:  Лазерная коррекция глаз близорукость

Кроме того, искусственное освещение подразделяется на несколько видов: рабочее, аварийное, эвакуационное, дежурное, охранное.

Рабочее освещение предназначено для выполнения производственного процесса.

Аварийное освещение — для продолжения работы при аварийном отключении рабочего освещения. Для аварийного освещения используются лампы накаливания, для которых применяется автономное питание электроэнергией. Светильники функционируют все время или автоматически включаются при аварийном отключении рабочего освещения.

Эвакуационное освещение — для эвакуации людей из помещения при аварийном отключении рабочего освещения. Для эвакуации людей уровень освещения основных проходов и запасных выходов должен составлять не менее 0,5 лк на уровне пола и 0,2 лк на открытых территориях.

Кроме минимально-допустимой величины КЕО и доли общего освещения в комбинированном освещении в соответствии с нормами устанавливается величина минимально-допустимой освещенности Е min (это основной нормируемый параметр). Величина Е min зависит от разряда работы. Разряды работы делят на четыре подразряда в зависимости от светлоты фона и контраста между деталями (объектами различения) и фоном. Например, для 1-го разряда работы (наивысшей точности) устанавливаются следующие значения минимальной освещенности (табл. 1).

Таблица 1. Нормы освещенности при искусственном освещении по СНиП 23-05-95

Подразряд зрительной работы

При системе комбинированного освещения

При системе общего освещения

Примечание: характеристика зрительной работы — наивысшей точности;наименьший эквивалентный размер объекта — менее 0,15 мм.

Как видно из таблицы, Е min отличаются для различных систем освещения. При комбинированном искусственном освещении, как более экономичном, нормы выше, чем при общем. Действительно, с помощью светильника местного освещения, расположенного вблизи рабочего места, необходимую освещенность можно обеспечить при меньших затратах электрической энергии.

Нормативные требования к освещению жилых и общественных зданий определены в Санитарно-эпидимиологических правилах и нормативах СанПиН 2.2.1/1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», которые введены с 15.06.2003 г. Некоторые данные из указанных норм (извлечения из СанПиН 2.2.1/1278-03) для учреждений общего образования, начального, среднего и высшею специального образования, а также для жилых помещений, приведены ниже в табл. 2.

Меловые доски следует применять только зеленого или светло-зеленого цвета.

Таблица 2. Нормы освещенности по СанПиН 2.2.1/1278-03 (для образовательных учреждений)

Боковое естественное освещение, КЕО , %

Искусственное освещение, Е мин , лк

Классные комнаты, кабинеты, аудитории общеобразовательных школ, школ интернатов, средних специальных и профессионально-технических учреждений, лаборатории, учебные кабинеты физики, химии, биологии и прочие

Аудитории, учебные кабинеты, лаборатории в техникумах и высших учебных заведениях

Кабинеты информатики и вычислительной техники

Учебные кабинеты технического черчения и рисования (рабочие чертежные доски, рабочие столы)

Мастерские по обработке металлов и древесины

Кабинеты и комнаты преподавателей

Примечание: прочерк означает отсутствие предъявляемых требований

Каждый вид деятельности требует определенного уровня освещенности на том участке, где эта деятельность осуществляется. Обычно, чем сильнее затруднено зрительное восприятие, тем выше должен быть средний уровень освещенности.

Рис. 4. Зависимость остроты зрения от возраста

Представленные в табл. 1 уровни освещенности установлены для нормального зрения. С возрастом острота зрения человека снижается (рис. 4) и это требует повышения уровня освещения.

Кроме требований хорошей освещенности рабочее место должно иметь равномерную освещенность. Во всяком случае, не должно быть значительной разницы в освещенности различных участков рабочего места для того, чтобы не требовалось частой переадаптации зрения.

Приспособление глаза к различению объекта осуществляется за счет трех процессов:

  • аккомодация — изменение кривизны хрусталика глаза таким образом, чтобы изображение предмета оказалось в плоскости сетчатки глаза (при изменении кривизны хрусталика происходит изменение величины фокусного расстояния — осуществляется «наводка на фокус»);
  • конвергенция — поворот осей зрения обоих глаз так, чтобы они пересекались на рассматриваемом объекте;
  • адаптация — приспособление глаза к данному уровню освещения.

Процесс адаптации заключается в изменении площади зрачка. При адаптации глаза кроме изменения площади зрачка происходят другие процессы. Например, при увеличении яркости происходит подавление палочек и уменьшение количества светочувствительного вещества в колбочках, а при высоких яркостях — частичном экранировании нервных окончаний клетками пигментного эпителия, находящегося в глубине сетчатки. При адаптации глаза к малым яркостям происходят обратные явления.

Хорошо известно, что при переходе из светлого помещения в темное способность различать детали возникает медленно, и, наоборот, при выходе из темного помещения в светлое первоначально возникает состояние ослепленности.

При переходе от больших освещенностей к практической темноте процесс адаптации происходит медленно и заканчивается за 1. 1,5 часа. Обратный процесс идет быстрее и длится 10. 15 минут. В обоих случаях речь идет о полной переадаптации зрения; при изменении яркости не более чем в 5. 10 раз переадаптация происходит практически мгновенно.

Поэтому, поверхности книги и тетради, с которыми в данный момент осуществляется работа, должны иметь одинаковую освещенность. Подсветка с помощью небольшого светильника только поверхности тетради приведет к различию в освещенности тетради и книги. Частое обращение к последней потребует постоянной адаптации зрения, что в конечном счете приведет к быстрому зрительному утомлению, снижению работоспособности, общему утомлению, психическому напряжению. Письменный стол должен располагаться в хорошо освещенном месте, желательно у окна. Человек за письменным столом должен располагаться лицом или левым боком к окну (для левшей — правым боком) для того, чтобы избежать образования тени от тела или руки человека. Светильник искусственного освещения должен располагаться относительно тела человека аналогичным образом. Светильники должны располагаться над рабочим местом вне запретного угла, равного 45° (рис. 5). Кроме того, конструкция светильника должна исключать ослепление человека лучами, отраженными от рабочей поверхности (рис. 6, а). Для этого арматура светильника должна предусматривать направление прямых лучей, исходящих от источника, под иными углами, исключающими попадание отраженного луча в глаз человека (рис. 6, б).

Рис. 5. Схема установки светильников

Рис. 6. Правильный выбор конструкции светильника: а — ослепление отраженными лучами; б — исключение ослепления отраженными лучами

Почему сильное различие в освещенности отдельных участков помещения или различных помещений может привести к травме?

При переходе из хорошо освещенного участка или помещения на плохо освещенный участок требуется некоторый промежуток времени для адаптации глаза к низкой освещенности. В этот период человек плохо видит. Это может привести к тому, что человек споткнется, упадет, наткнется на какой-либо предмет и т. д. и получит травму. Особенно большая опасность возникает при очень сильной разнице в освещенности — более чем 20. 30 раз, что требует значительного времени для глубокой переадаптации глаза, в течение которого человек очень плохо видит или не видит вообще.

Поэтому, если освещенность в помещении и коридоре, в который осуществляется выход из помещения, сильно различается, необходимо улучшить освещение в коридоре. Для снижения вероятности получения травмы указанные выше обстоятельства особенно важно учитывать на лестничных клетках и других травмоопасных местах.

Обратите внимание на следующее:

  • при большем контрасте требуется меньшая освещенность; поэтому на рабочем месте желательно обеспечить большой контраст между объектом и фоном, на котором расположен объект; с темными предметами лучше работать на светлом фоне, а со светлыми — на темном фоне. Это позволит при меньшем значении освещенности успешно выполнять работу и снизить зрительное утомление;
  • если изменить контраст объекта с фоном путем, например, изменения коэффициента отражения фона нельзя, необходимо увеличивать освещенность на рабочем месте;
  • правильная организация освещения и условий для выполнения зрительных работ — залог сохранения хорошего зрения на долгие годы.

Известно, что поверхности голубых тонов, а также очень темные поверхности воспринимаются человеком как «отступающие», т. е. представляются расположенными дальше, чем в действительности. Это иногда ведет к кажущемуся увеличению размеров помещения. Красные тона, наоборот, представляются «выступающими». Некоторые цвета, например светло-фиолетовые, оказывают на человека раздражающее действие и способствуют очень быстрому утомлению. Другие же, в частности зеленый, дают противоположный результат. Субъективное восприятие человеком таких внешних факторов внешней среды, как температура, шум и другие, даже запахи, в определенной степени зависит от цветности поверхностей, находящихся в поле зрения.

Психофизиологическое воздействие на человека цветности источников излучения и цвета поверхностей помещения обязательно нужно учитывать при цвето-световом оформлении интерьера. Например, для комнат отдыха, спален лучше применять ЛИ и цветовое оформление выполнять в мягких успокаивающих, например желто-зеленых, тонах. Наоборот, в помещениях, в которых должна осуществляться работа, лучше применять люминесцентные лампы, а цветовое оформление выполнять в светлых, бодрящих тонах, стимулирующих активную деятельность.

Следует обратить внимание на то, что психофизиологическое воздействие цвета на человека учитывается как весьма важный фактор, определяющий вопросы безопасности (например, окраска автомобилей, знаков безопасности, опасных участков, трубопроводов, баллонов и т. д.). Следует отметить, что цвет имеет также и субъективно-индивидуальную сторону воздействия на эмоциональную сферу человека.

Для того чтобы обеспечить условия, необходимые для зрительного комфорта, в системе освещения должны быть реализованы следующие предварительные требования:

  • однородное освещение;
  • оптимальная яркость;
  • отсутствие бликов;
  • соответствующая контрастность;
  • правильная цветовая гамма;
  • отсутствие стробоскопического эффекта или мерцания света.

Блесткость (чрезмерная слепящая яркость) — свойство светящихся поверхностей с повышенной яркостью нарушать условия комфортного зрения, ухудшать контрастную чувствительность или оказывать одновременно оба эти действия.

Колебания светового потока также оказывают влияние на работоспособность, развивая утомление и снижая точность выполнения производственных операций.

Важно рассматривать свет на рабочем месте, руководствуясь не только количественными, но и качественными критериями. Первым шагом здесь будет изучение рабочего места; точности, с которой должны выполняться работы; объем работы; степень перемещений рабочего при работе и т. д. Свет должен включать компоненты как рассеянного, так и прямого излучения. Результатом этой комбинации должно стать тенеобразование большей или меньшей интенсивности, которое должно позволить рабочему правильно воспринимать форму и положение предметов на рабочем месте. Раздражающие отражения, которые затрудняют восприятие деталей, должны быть устранены, так же как и чрезмерно яркий свет или глубокие тени.

Руководитель проекта — учитель физики Егорова Лидия Рушановна

Как портится зрение за время учёбы? Мы проанализировали данные районной поликлиники. Из них следует, что у значительного числа выпускников с ослабленным зрением, оно падает за время учебы в школе:

Мы так же составили сравнительный графикснижения зрения за время учебы в школе № 2 по годам: за 2007 и 2008 гг — 2007 год — 2008 год

19,4% 15,6% 15,9% 11,6% Школа № 1 Школа № 4 Школа № 3 Школа № 2 Диаграмма нарушения зрения по школам города

При близорукостиизображение приходится не на определенную область сетчатки, а расположено в плоскости перед ней. Поэтому оно воспринимается нами как нечеткое.

При дальнозоркости изображение приходится не на определенную область сетчатки, а расположено в плоскости за ней. Что и приводит к нечеткости изображения.

Влияние освещенности помещения на здоровье учеников Измерения с помощью прибора созданного учениками для определения освещенности (устройство прибора, справочные материалы.)

Схема прибора для измерения освещенности Прибор состоит из подставки, кнопки, микроамперметра, полупроводникового датчика (фоторезистора — прибора, сопротивление которого зависит от освещенности) и крышки для него.

Электрическая схема В p-n переходе при облучении светом возникает электродвижущая сила и образуется электрическое поле

В приборе применены полупроводниковые фотоэлементы, создающие ЭДС и преобразующие энергию излучения в энергию электрического тока. Поле p-n-перехода заставляет неосновные носители полупроводников перемещаться через контакт. Между полупроводниками устанавливается разность потенциалов, равная фотоЭДС. Сила тока зависит от интенсивности падающего света и сопротивления нагрузки(микроамперметра). То есть она прямо пропорциональна освещенности.

Мы провели сравнение освещенности от запыленной и чистой лампы:

При прочих равных условиях освещенность от запыленной лампы оказалась меньше, чем от чистой

Результаты измерения освещенности в кабинетах школы: хорошая средняя плохая

Факторы, влияющие на снижение остроты зрения Наследственность; Последствие перенесенных болезней; Несоблюдение требований гигиены зрения. Зрение портится из-за плохой освещенности. Причинами плохой освещенности являются: — Неисправные лампы или использование ламп меньшей мощности Грязные, покрытые пылью лампы Шторы в пол-окна Большое количество высоких цветов на окнах Плохая освещенность кабинета № 30 заключается в том, что стена корпуса начальных классов закрывает свет во второй половине дня. Даже на переменах глаза не отдыхают!

Другое требование гигиены зрения — соблюдение расстояния наилучшего зрения

Берегите зрение. Морковь — содержит витамин А, необходимый для глаз. Черника — существенно улучшает зрение.

Здоровый образ жизни, отсутствие вредных привычек, занятия спортом способствуют сохранению зрения В России курит каждый шестой школьник! А ведь современный досуг приносит часто куда более вреда, чем самый напряженный умственный и даже тяжелый физический труд. Тут и алкоголь, и наркотики, и табакокурение, что способно вызвать сильнейшие интоксикации организма и непредсказуемо повлиять на орган зрения. А неправильное питание? Так что любое безапелляционное утверждение типа «Много читал — глаза испортил» следует подвергать самому серьезному сомнению.

Рекомендации: заведующим кабинетами: Следить за наличием неработающих ламп и устранять этот недостаток. Проводя генеральную уборку в классе, не забывать о светильниках. Выбирая красивые шторы, не забывать, что окно в классе служит для освещения рабочих мест. Не злоупотреблять большим количеством цветов на подоконнике. При выборе цвета для окраски стен, особенно в кабинетах с плохой освещенностью, отдавать предпочтение светлым тонам.

Рекомендации: — Ученикам, не зависимо от возраста, мы советуем давать возможность глазам отдыхать через 30 — 40 минут работы, когда мышцы глаз напряжены. — Следить за освещенностью рабочего места дома. — Не наклоняться низко (ближе вытянутой руки) над книгой. — Вести здоровый образ жизни. — Если же зрение стало снижаться, то консультации врача, упражнения для глаз позволят остановить этот процесс.

Российское государство проявляет неустанную заботу о здоровье учащихся, обеспечении безопасных и высококачественных условий обучения, ликвидации профессиональных заболеваний и производственного травматизма.

Читайте также:  Дадут ли права с близорукостью

Дальнейшее улучшение условий обучения требует улучшения качества контроля над соблюдением действующих норм по технике безопасности.

В правилах, нормах, инструкциях, стандартах и других документах, установленных в законном порядке, изложены требования техники безопасности, подлежащие выполнению в процессе проектирования, строительства и эксплуатации сооружений.

Глаз – важнейший из наших органов чувств. На долю зрения приходится до 90% информации, поступающей в нервную систему человека из внешнего мира. Недаром А. М. Горький, которому пришлось несколько дней во время бо­лезни пробыть с повязкой на глазах, писал о своем состоянии так: «Ничто не может быть страшнее, как потерять зрение,- это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира». Зрение – какая важная тема. Но также интересно, почему у некоторых моих одноклассников хорошее зрение, и на какой бы парте они не сидели, видят они хорошо, а почему, те, кто раньше хорошо видел, теперь носит очки? Может быть, дело в неправильной посадке или плохом освещении? Меня заинтересовала эта проблема, и я решила ею заняться.

Научные исследования показывают, что 95% младенцев рождается с нормальным зрением. Но очень малый процент их достигает пожилого возраста со зрением, какое можно было считать нормальным. Быстрое ухудшение зрения — один из самых серьезных дефектов современной цивилизации.

Приближенный процент ненормального зрения среди лиц разного возраста по стране представлен в нижеследующей таблице 1.

Процент лиц с недостатками зрения

Наиболее ранимые возрастные группы школьников — дети первых двух лет обучения и дети в возрасте 10-12 лет. Это связано со школьной нагрузкой и периодом полового созревания, т.е. периодом создания и формирования функциональных биологических систем организма. К концу обучения в школе доля здоровых детей составляет не более 10%, частота нарушения функций органов зрения увеличивается в 4,5 раза.

У детей, обучающихся в 1 классах, состояние зрения ухудшается в 2 раза.
Специфическим раздражителем для зрительного анализатора, в состав которого входят сетчатка, зрительные пути и зрительный центр в затылочной доле мозга, является свет. Световые лучи, идущие от предметов, оптической системой глаза фокусируются в центральной ямке сетчатки, вызывая зрительные ощущения.
Чтение, письмо и другая работа, выполняемая на близком расстоянии, связаны с высокой нагрузкой на глаза. При длительном воздействии такой нагрузки, происходит нарушение зрения, возникают болезненные ощущения.

Профилактика близорукости заключается в укреплении здоровья растущего организма. Приобщение к физкультуре и спорту, организация режима дня школьника, витаминизированное питание, правильная посадка и другие факторы, которые считаются «мелочами» – хорошая бумага, темные чернила, качественный мел, хорошая доска, вовремя сделанная гимнастика для глаз (см. Приложение), достаточная освещённость школьного кабинета – все это помогает сохранить здоровое зрение.

Самым неблагоприятным обстоятельством, затрудняющим чтение в школе, является несоответствующее освещение. Во многих школах, домах, учреждениях освещенность много ниже рекомендуемой и значительно ниже освещенности на открытом воздухе, к которой человеческий глаз приспосабливался в течение многих тысячелетий.

Важнейшее значение в гигиене зрения имеет характер освещения в рабочем помещении. Постоянный недостаток света при работе может спровоцировать развитие заболеваний органов зрения. Лучшим видом освещения, конечно, является естественное. В классную комнату должно попадать как можно больше солнечного света. Все, что мешает его поступлению, необходимо устранить. Окна должны быть свободны от всяких предметов. Не рекомендуется ставить на подоконники горшки с цветами – их лучше размещать на низких ступенчатых подставках перед окнами или в настенных кашпо. Оконные стекла необходимо систематически очищать от грязи и пыли, а в холодное время года не допускать их замерзания и запотевания. Много света поглощают и занавески, даже из самого тонкого материала, поэтому в дневные часы они должны быть полностью раздвинуты. Во время чтения или другой работы, связанной с напряжением зрения, не следует бояться включать искусственное освещение в дополнение к недостаточному естественному. Вреда для зрения от этого не будет.
В пасмурные дни и в осенне-зимнее время при чтении и письме нельзя ограничиваться одним общим освещением помещения, необходимо пользоваться и дополнительным освещением рабочего места. Мощность ламп в настольных светильниках должна быть не менее 40–60 Вт. Но и слепящая яркость открытых, ничем не защищенных ламп вредна для зрения. Поэтому пользоваться такими лампами не рекомендуется.
Доказано, что лучшие условия для зрительной работы создают люминесцентные светильники: создаваемый ими характер освещения снижает зрительное напряжение, отдаляет наступление утомления и повышает работоспособность. Такие лампы создают мягкий рассеянный свет при почти полном отсутствии теней, а спектр их излучения ближе к спектру дневного света.

Целью работы было исследовать влияние освещения рабочего места учащихся на остроту зрения. Для этого мною были исследованы на достаточность освещенности кабинеты в нашей школе.

Объектами исследования были кабинеты: № 32 – немецкий язык, № 35 – математика; № 23 – географии; № 34 – химия, биология; № 26 – русский язык, № 24 – физика.

Кабинеты по ряду параметров отвечают гигиеническим нормам. Цветовое оформление помещений создает комфортность (нет ярких цветовых контрастов и пестроты, которые утомляют зрение; панели выкрашены в светло-зеленые).

При изучении характера освещения кабинета я измеряла площадь окон, полового покрытия, рассчитывала коэффициент заглубления, чтобы составить полную картину естественной освещенности. Для расчёта искусственной освещённости мне потребовались данные о том, сколько в кабинете лампочек, и какая у них мощность. Полученные значения сравнивали с гигиеническими нормами. Естественное освещение учебных помещений, осуществляемое через световые проемы окон, характеризуется коэффициентом естественного освещения (КЕО). Санитарно-эпидемиологическими правилами устанавливаются предельно допустимые КЕО.

Освещение помещений светом неба (прямым или отражённым), проникающим через световые проёмы в наружных ограждающих конструкциях.

Освещение помещений искусственным светом с помощью электрических ламп – газозарядных,

люминесцентных или накаливания.

Освещение, при котором недостаточное естественное дополняется искусственным.

Основные нормативы, влияющие на освещённость:

1) расположение здания и ориентация окон;

2)достаточный коэффициент естественной освещенности

З) достаточный световой коэффициент (Ксв);

4) достаточный коэффициент заглубления (К).

Косвенные показатели, влияющие на уровень естественной освещённости:

1)Размер, конфигурация и оборудование окон, их санитарное состояние

2)Размер простенков, высота расстояния от потолка до верхнего края окна;

3)Окраска интерьера помещения;

4)Расстановка и окраска мебели;

5)Расстояние от школы до высотного здания, расположенного вблизи, расстояние до деревьев, кустарников.

Введение в исследовательскую работу:

Сейчас мы постараемся не только проверить достаточность освещённости школьного помещения, но и проанализировать результаты, и поговорим о том, какие меры нужно принять для устранения каких-либо недостатков.

Освещённость школьного кабинета – это один из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья детей и подростков, от этого будет зависеть, то, насколько комфортно будет учителю и ученикам.

Лампы дневного света — у них световой спектр ближе к естественному свету.

Но, безусловно, естественный свет лучше, ведь он оказывает тонизирующее и укрепляющее воздействие на организм, повышает общую сопротивляемость заболеваниям, создаёт условия, необходимые для нормального роста и развития детей. Световой режим нельзя рассматривать в отрыве от охраны зренья . В школах должно быть обеспеченно естественное и искусственное освещение, отвечающее современным гигиеническим нормам и правилам.

Это необходимое условие сохранения общей и зрительной работоспособности и предупреждения быстрого утомления глаз и расстройств зрения.

Необходимо следить за санитарным состоянием окон. Учитывая, что запылённость окон снижает уровень естественного освещения на 40 % и больше, а замерзание на 60-80%. Мыть окна нужно 1-2 раза в месяц изнутри и не менее 3 раз в год снаружи. Давайте вдумаемся в эти цифры, все ли окна в кабинетах школы регулярно моются не только с внутренней, и с внешней стороны? Следит ли кто-нибудь за тем, замерзают окна в кабинетах или нет?

И предпринимают ли какие-нибудь меры, ведь вдумайтесь, если даже в кабинете достаточно естественной освещённости, а окна на зиму замерзают, то в худшем случае мы можем потерять почти весь солнечный свет равный примерно 80%, а если к тому же окна грязные, то всего ничего останется для нас. На освещённость в школьном кабинете влияет и растительность.

Гигиенически недопустимо ставить на окна цветы, украшать их декоративными изделиями (макраме и т.д.), закрывать плотными шторами.

Окраска интерьеров помещений должна быть спокойных тонов. Недопустимо применение в интерьере тёмных цветов; а вот красный цвет можно использовать только в качестве сигнальных обозначений.

Согласно исследованиям дети разного возраста предпочитают для оформления классов разные цветовые гаммы. Желательный цвет стен в нашей школе трудно рассчитать, ведь у нас в одном кабинете занимаются как малыши (5класс), так и старшеклассники (11класс).Но ведь по гигиеническим нормам для учеников младших классов необходимы «тёплые тона» (оранжевый и жёлтый), для средних классов рекомендованы оттенки зелёного, а вот для старших классов «холодные тона» (голубой, серый).

А на окна лучше вешать тюль, она пропускает больше света, чем шторы (так, как она менее плотная, но каждый кабинет нужно рассматривать в отдельности, ведь если в кабинете превышены нормы естественной освещенности, то нужно вешать не тюль, а плотные шторы).

Обои классной комнаты должны быть светлыми, не отвлекать внимание учащихся от занятий.

Вообще, очень много факторов влияют на освещённость в классе.

И для каждого кабинета должно подбираться всё лучшее.

Часть 1. Исследование кабинетов

Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные, восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, информатики

источник

Миопией страдает каждый третий житель планеты. Частота близорукости среди населения России и стран СНГ не только не имеет тенденции к снижению, но и повсеместно увеличивается.

Около трети учеников младшей школы страдают близорукостью и носят очки. Профилактика близорукости необходима для сохранения хорошего зрения.

Если посмотреть на учеников начальной школы, то, как минимум, треть из них будет носить очки. Зрительные нагрузки в школе, всевозможные компьютеры и гаджеты, провоцируют прогрессирование этого заболевания. А вместе с тем, как вы понимаете, растет и число серьезных осложнений, которые напрямую связаны с близорукостью.

Именно поэтому, профилактика близорукости становится важнейшим инструментом в борьбе с ее осложнениями и сохранением хорошего зрения.

При сильных нагрузках на близком расстоянии мышцы глаз находятся в постоянном напряжении, провоцируя рост глаза в длину, тем самым, увеличивая близорукость

Приводим вам ряд конкретных действий, которые необходимы для профилактики миопии у детей с раннего возраста:

  • Первые детские книги должны быть с крупными и четкими картинками, что позволяет избежать зрительного напряжения.
  • Комната ребенка должна быть светлой и хорошо освещенной. Нельзя допускать, чтоб ребенок играл с мелкими предметами, рассматривал картинки или рисовал при слабом освещении.
  • Приучайте ребенка писать, рисовать сидя за столом. При этом обязательно следите за осанкой ребенка. Расстояние от глаз до стола должно быть не меньше, чем расстояние от локтя ребенка до его кисти. Освещение стола должно быть достаточным. Не экономьте на настольных лампах и настенных светильниках.
  • Телевизор не рекомендуется смотреть детям младше 3-х лет. Более страшим деткам разрешается смотреть телевизор не более 30 мин подряд. И расстояние до телеэкрана должно быть не меньше 3-х его диагоналей. Все эти правила касаются и компьютеров.
  • Первые книги для самостоятельного чтения должны быть с крупным шрифтом. Не приучайте ребенка читать лежа и сами не подавайте дурной пример. Если очень хочется почитать перед сном, сядьте в кровати, подложив что-нибудь под спину. Важно, чтоб расстояние до книги было 33-35 см.
  • Не первом году жизни окулист должен осмотреть ребенка в первые три месяца жизни, затем в 6 и 12 месяцев. В годик ребенка обследуют с обязательным расширением зрачков и определением истинной рефракции. Детям из группы риска (миопия у близких родственников, ретинопатия недоношенных и т.д.) возможно потребуются более частые визиты к специалисту.
  • Важно и правильное питание для профилактики близорукости – для глаз полезны витамины А, С, каротин и кальций, содержащийся в молочных продуктах.

В профилактике близорукости важную роль играет создание комфортных условий для работы и учебы, а также, чередование зрительных нагрузок с отдыхом

Аккомодация – это процесс, позволяющий глазам фокусироваться на предметах, расположенных как на далеком, так и на близком расстоянии.

При значительной зрительной нагрузке аккомодационные мышцы находятся в постоянном напряжении. Развивается так называемый спазм аккомодации, который проявляется снижением зрения вдаль, имитируя появление или усиление близорукости. Если вовремя не снять спазм аккомодации, то постепенно развивается истинная близорукость.

Упражнения и гимнастику для глаз можно выполнять для профилактики близорукости прямо на рабочем месте.

Существует ряд упражнений для тренировки аккомодации и профилактики развития близорукости, выполнять которые можно даже сидя на рабочем месте. Например, можно рисовать в воздухе глазами различные геометрические фигуры. Наиболее популярна и проверена временем гимнастика для глаз, разработанная известным офтальмологом, профессором С.Э. Аветисовым. Подробнее об этом комплексе упражнений читайте в нашей статье «Гимнастика для глаз».

Важно знать, что гимнастика для глаз будет эффективной, если ее выполнять регулярно – как минимум дважды в день по 3-5 мин.

Здоровый образ жизни и активные виды спорта являются важным фактором в профилактике близорукости, особенно бег, плавание и велосипед.

Офтальмологи очень рекомендуют виды спорта, наиболее подходящие людям, страдающим с близорукостью или в качестве профилактики:

  • Плавание
  • Велосипед
  • Бег
  • Фитнес

Виды спорта, которые связаны с подъемом больших тяжестей, напротив, увеличивают риск развития и прогрессирования миопии.

Виды спорта, связанные с постоянным сотрясением головы, например, единоборства, прыжки в воду и т.п., значительно повышают риск развития осложнений близорукости, таких как разрывы и отслойка сетчатки. Вот почему очень важно вовремя проходить регулярные профилактические осмотры при близорукости у врача, включающие осмотр сетчатки с широким зрачком.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *