Меню Рубрики

Причина близорукости нарушение в зрительной зоне коры больших полушарий

Глаз и связанные с ним проводящими путями отделы головного мозга представляют собой наиболее значимую и сложную из всех имеющихся у человека анализаторных систем. В ходе акта зрительного восприятия предметов и явлений окружающего мира человек получает информацию о форме, величине, цвете предметов и объектов, пространственном расположении, степени их удаленности. Именно информация, полученная посредствам органа зрения, чрезвычайно важна для жизнедеятельности человека. Значимость зрительной информации определяется ее большой информационной насыщенностью (через зрительный анализатор поступает 80–90 % всей информации), а также ее огромной ролью в осуществлении человеком различных видов деятельности.

Результативность протекания акта зрительного восприятия в значительной степени зависит от состояния зрительных функций (остроты зрения, поля зрения, цветоразличения и др.). Наибольшее влияние на результативность зрительного восприятия оказывают зрительные функции, которые называются базовыми. К основным базовым функциям зрения относятся: острота зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения, глазодвигательная функция и др. Нарушение любой из функций зрения неизбежно влечет за собой нарушения, как в ходе самого процесса, так и в результате зрительного восприятия.

Нарушения функций зрения может иметь врожденный и приобретенный характер. Нарушения функций зрения, обусловленные врожденными причинами (наследственными и внутриутробными), связаны с врожденными изменениями (аномалиями) развития, строения, расположения и функционирования различных глазных структур.

Нарушения функций зрения, имеющие приобретенный характер, могут быть вызваны такими причинами, как механическое повреждение одной из частей зрительного анализатора, протекание патологических процессов, неправильные условия воспитания и т. д.

Под влиянием различных причин (врожденные нарушения, болезни, травмы и т. д.) могут иметь место нарушения как одной, так и нескольких зрительных функций. Нарушения функций зрения, вызванные различными причинами, в специальной литературе называются нарушениями зрения. В свою очередь, нарушения зрения условно делятся на глубокие и неглубокие. К глубоким нарушениям относятся нарушения зрения, связанные со значительным снижением таких важнейших функций, как острота зрения и (или) поле зрения, имеющие ярко выраженную органическую детерминацию. В зависимости от глубины и степени нарушений данных зрительных функций может иметь место слепота или слабовидение. К зрительным нарушениям, так называемым неглубоким, относятся нарушения глазодвигательных функций (косоглазие, нистагм), цветоразличения (дальтонизм, дихромазия), нарушения характера зрения (бинокулярного зрения), остроты зрения, связанные с расстройствами оптических механизмов зрения (миопия, гиперметропия, астигматизм).

Острота зрения, является одной из важнейших базовых зрительных функций, обеспечивая различение формы мелких деталей и опознание предметов. Острота зрения обеспечивается за счет работы центральной части сетчатки, изобилующей нервными рецепторами, называемыми колбочками. Вследствие работы колбочек, расположенных в центре сетчатки, острота зрения является функцией центрального зрения.

Под остротой зрения понимается способность глаза воспринимать раздельно две точки при минимальном расстоянии между ними.

За нормальную остроту зрения, равную 1,0 (единицы), принято считать способность глаза различать детали объекта под углом зрения, равным одной минуте.

Острота зрения, как и любая другая функция, является величиной непостоянной. Острота зрения у детей развивается постепенно и дифференцировано. По данным В. П. Ермакова, острота зрения, равная 1,0, обнаруживается лишь у 5-10 % детей 3-летнего возраста, в 45–55 % случаев – у детей 7–8 лет, в 60 % случаев – у детей 9-10 лет, в 80 % – у 11-13-летних детей, в 90 % случаев – у 14-летних.

В то же время острота зрения может снижаться под влиянием различных неблагоприятных факторов (утомление, плохое освещение и др.).

Нарушение функции центрального зрения остроты зрения отрицательно сказывается на познавательной деятельности ребенка. Трудности различения мелких деталей, недостаточная способность различения линейных и угловых величин приводят к трудностям узнавания предметов и изображений, смешению сходных по форме изображений и предметов, что ведет к снижению скорости, полноты, точности восприятия, к затруднению формирования предметных и пространственных представлений, образных форм психического отражения – образной памяти, наглядно-образного мышления, воображения, нарушению соотношения образного и понятийного в мыслительной деятельности. Это в конечном итоге вызывает отставание в психическом развитии ребенка, несоответствие его возможностей требованиям, которые предъявляются новой ситуацией – ситуацией школьного обучения. Дети с трудом различают линии в тетрадях, обозначения на географических и исторических картах, объекты и их части при восприятии иллюстраций, что затрудняет учебную деятельность и не может не сказаться на формировании личности ребенка, в частности ситуации неуспеха приводят к формированию заниженной самооценки, комплексов неполноценности и пр.

Анализ статистических данных свидетельствует о том, что наиболее распространенными на сегодняшний день нарушениями функции центрального зрения остроты зрения являются нарушения, вызванные снижением преломляющей силы оптической системы глаза (рефракции), проявляющиеся в виде миопии (близорукости), гиперметропии (дальнозоркости), астигматизма (преломляющая оптическая система глаза отличается в различных меридианах). Анализ статистических данных свидетельствует о том, что приблизительно 80 % детей за период школьного обучения снизили показатели функции остроты зрения и приобрели так называемую школьную близорукость. Близорукость, относясь к рефракционным нарушениям, т. е. нарушениям, связанным с неправильным положением заднего фокуса по отношению к сетчатке (для близорукости характерно положение заднего главного фокуса перед сетчаткой), проявляется в снижении остроты зрения разной степени. Характерные проявления близорукости – понижение зрения вдаль при наличии относительно хорошего (в соответствии с возрастной нормой) зрения вблизи, улучшение зрения при прищуривании и при соответствующей коррекции, ухудшение зрения в сумерках. Различные по степени нарушения остроты зрения могут обусловливать возникновение близорукости разной степени: слабой (до 3,0), средней (3,0–6,0), сильной (6,0 и более). Скорость снижения остроты зрения обусловливает наличие различных видов близорукости: стабильной (до 0,5 в год), медленно прогрессирующей (0,1 в год), быстропрогрессирующей (более 1,0 в год). Кроме того, ложная близорукость, также характеризующаяся снижением остроты зрения, но вызванная спазмом аккомодации, обусловленным зрительным перенапряжением, психоэмоциональными сдвигами, наличием общих заболеваний, при неблагоприятных условиях может перейти в истинную.

Нарушение остроты зрения может быть вызвано также функциональными расстройствами зрительного аппарата. Нарушение зрения, связанное с ослаблением остроты зрения, происходящим без видимой анатомической причины, называется амблиопией. В настоящее время снижение остроты зрения в виде амблиопии является достаточно распространенным и встречается у 3 % от общего числа новорожденных.

Цветоразличение (цветовое зрение) является функцией центрального зрения и реализуется за счет работы колбочного аппарата. Так же как и острота зрения, данная функция развивается прижизненно.

Под цветоразличением понимается способность глаза воспринимать все многообразие цветов.

Способность человека воспринимать цветовую картину мира оказывает положительное влияние на развитие познавательной деятельности. Кроме того, цвет, визуально фиксируясь и длительное время, оставаясь в сознании человека, обладает большой эмоциональностью.

Измерение границы поля зрения производят по периметру. В норме поле зрения двух глаз равно по горизонтали 180 градусам, по вертикали 110 – для белого цвета и несколько ниже для красного, синего, зеленого. Поля зрения обоих глаз у человека частично совпадают, что имеет большое значение для восприятия глубины пространства.

Очень часто при снижении остроты зрения происходит нарушение данной функции, но бывают случаи самостоятельного нарушения поля зрения, которые носят различный характер и приводят к слепоте и слабовидению. В одних случаях отмечается равномерное (концентрическое) сужение поля зрения, в других – сужение в каком-либо участке: выпадение либо верхних, либо нижних, либо боковых частей поля зрения. Концентрическое сужение поля зрения может быть как небольшим, так и обширным – так называемое «трубочное зрение», что приводит к существенным затруднениям в любом виде деятельности (учебной, трудовой), а также в пространственной ориентации. Лица с сужением поля зрения до 10 градусов приравнивают к слепым, до 35 градусов – к слабовидящим.

Цветоощущение, или цветовое зрение, является функцией центрального зрения. Именно благодаря этой зрительной функции глаз, человека способен воспринимать все многообразие цветов.

Современными исследованиями доказано, что ощущение цвета возникает при воздействии на фоторецепторы сетчатки глаза электромагнитных колебаний, находящихся в области видимой части спектра.

В настоящее время существует несколько теорий, раскрывающих природу светового зрения. Согласно однокомпонентной теории все рецепторы возбуждаются на полный световой спектр. Согласно же трехкомпонентной теории, рецепторы, расположенные в области центра сетчатки, делятся на три группы, каждые из которых реагируют на красный, зеленый, синий цвета спектра. Согласно данной теории многообразие цветовых оттенков получается за счет смешивания трех цветов спектра (красного, зеленого, синего). Цветовое зрение в контексте данной теории зависит от соотношения силы возбуждения каждого вида рецепторов (колбочек).

Современными исследованиями доказано, что восприятие того или иного цвета зависит от длины излучения. Выделяют длинноволновые цвета (красный, оранжевый), средневолновые цвета (желтый, зеленый), коротковолновые цвета (голубой, синий, фиолетовый). Все многообразие цветов разделяется на две группы: ахроматические (белый, серый, черный), и хроматические (все цвета спектра). В свою очередь, хроматические цвета отличаются друг от друга по трем признакам: цветовому тону (цвету спектра), яркости (светлое, т. е. близости к белому), насыщенности (густоте, плотности цвета).

Известно, что человеческий глаз может различать до 500 различных оттенков ахроматических цветов, до 200 цветовых тонов, до 600 градаций каждого цветового тона по светлоте и 10 градаций различной насыщенности цветового тона.

Нарушения функции цветоразличения носят преимущественно врожденный характер и характеризуются возникновением трудностей восприятия, невозможностью различения одного из трех цветов (красного, зеленого, синего), что чаще всего приводит к смешению восприятия зеленого и красного цветов.

Приобретенные расстройства цветоразличения встречаются при заболеваниях сетчатки, зрительного нерва и центральной нервной системы. Приобретенные расстройства цветоразличения могут иметь место в одном или двух глазах и выражаются в нарушениях восприятия всех трех цветов или проявляются в видении предметов, окрашенных в какой-либо цвет.

Поле зрения, являясь функцией периферического зрения, обеспечивается деятельностью периферической части сетчатки и осуществляется за счет деятельности «палочкового» аппарата.

Под полем зрения понимается пространство, которое воспринимается одновременно при неподвижном (фиксированном) взгляде.

Нарушение функции периферического зрения поля зрения приводит к снижению способности обозревать предметы целостно, одновременно, во всех взаимосвязях и отношениях, охватывать взором дистантно расположенные объекты. Нарушение поля зрения затрудняет формирование целостного образа, повышает одномоментный (симультанный) характер зрительного восприятия, меняя его на последовательный (сукцессивный). Отрицательно влияя на целостность, одновременность восприятия, нарушение поля зрения снижает динамичность восприятия, что приводит к возникновению трудностей в пространственной ориентировке.

Встречаются изменения поля зрения, связанные с частичным его выпадением в центре или на периферии сетчатки глаза. Выпадение частей поля зрения называется скотомой. Наличие скотом обусловливает возникновение теней, пятен, кругов, овалов, дуг, что осложняет восприятие предметов, процесс чтения, письма и т. п.

Глазодвигательная функция, обеспечивающая движение глаз, и определяющая характер зрения, который, в свою очередь, влияет на качество восприятия предметов и явлений окружающего мира.

В норме человеку свойственно видеть двумя глазами одновременно. Такая способность получила название бинокулярного зрения, или пространственного зрения. Бинокулярное зрение возникает только тогда, когда изображение каждой части видимого предмета занимает в обеих сетчатках совершенно одинаковое положение, т. е. в случае попадания изображения на их идентичные точки. Клетки зрительной области коры больших полушарий, к которым приходят импульсы от идентичных точек обеих сетчаток, имеют тесную связь между собой. Их одновременное возбуждение позволяет четко видеть предмет. Именно в этом случае обеспечивается пространственное стереоскопическое восприятие окружающего мира, улучшается острота зрения, расширяется поле зрения. В случае же даже незначительного смещения изображение раздваивается становиться неясным. Одной из причин, вызывающих смещение изображения является нарушение глазодвигательных функций. Наиболее распространенными нарушениями глазодвигательного аппарата является косоглазие и нистагм.

Одним из наиболее распространенных видов косоглазия является содружественное, которое характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. При возникновении косоглазия в одном глазу вся зрительная нагрузка переносится на здоровый глаз, а больной глаз, перестав упражняться, постепенно престает функционировать. В результате косоглазия появляется понижение остроты зрения, развивается амблиопия косящего глаза, нарушается бинокулярность зрения, т. е. нарушается характер зрения. Под амблиопией понимается понижение зрения без видимой анатомической или рефракционной основы. Кроме того, педагог должен знать, что при амблиопии снижение остроты зрения обычно не корректируется оптическими средствами коррекции, что значительно затрудняет зрительное восприятие. По видам различают несколько видов амблиопии: дисбинокулярную, обскурационную, рефракционную и истерическую.

Дисбинокулярная амблиопия. Возникает в результате расстройства бинокулярного зрения. Понижение зрения развивается вследствие косоглазия. Дисбинокулярная амблиопия может быть двух видов: амблиопия с правильной (центральной) фиксацией (фиксирующий участок – центральная ямка сетчатки) и амблиопия с неправильной (нецентральной) фиксацией (фиксирующим становится любой другой участок сетчатки). Последняя встречается в 70–75 % случаев. При определении метода лечения важно учитывать вид дисбинокулярной амблиопии.

Обскурационная амблиопия. Развивается в результате помутнений оптических сред глаза (например, катаракты), преимущественно врожденных или рано приобретенных. Диагноз устанавливается, если низкое зрение сохраняется, несмотря на устранение помутнений и отсутствие анатомических изменений в заднем отделе глаза (после экстракции катаракты).

Рефракционная амблиопия. Понижение зрения вследствие аномалий рефракции, которые в данный момент не поддаются коррекции. При ношении правильно подобранных очков постепенно острота зрения может повыситься, вплоть до нормальной. Причиной возникновения этого типа амблиопии является постоянное и длительное проецирование на сетчатку глаза неясного изображения предметов внешнего мира при высокой дальнозоркости и астигматизме.

Анизометропия – неодинаковая рефракция обоих глаз, в результате которой наблюдается неодинаковая величина изображения предметов на сетчатках обоих глаз. Это препятствует слиянию обоих изображений в один зрительный образ.

Истерическая амблиопия. Возникает внезапно, чаще всего после какого-либо аффекта. Функциональные расстройства на почве истерии могут принимать характер ослабления или потери зрения. Эта форма амблиопии встречается довольно редко.

Все виды амблиопии по степени остроты зрения делятся на слабую (острота зрения 0,8–0,4), среднюю (острота зрения 0,3–0,2), высокую (острота зрения 0,1–0,05), очень высокую (острота зрения 0,04 и ниже) степени.

Амблиопия часто соседствует с косоглазием, которое зачастую является причиной возникновения амблиопии.

Термин «косоглазие» объединяет различные по происхождению и локализации поражения зрительной и глазодвигательной систем, вызывающие периодическое и постоянное отклонение (девиацию) глазного яблока. Различают мнимое, скрытое и истинное косоглазие.

Мнимое (кажущееся) косоглазие. Оптическая ось глаза, проходящая через центр роговицы, не совпадает со зрительной осью, которая соединяет центральную ямку сетчатки с рассматриваемым объектом (точка фиксации). Между ними образуется угол гамма – положительный или отрицательный. В первом случае зрительная ось пересекает роговицу к внутри, во втором – к наружи от центра. При большом угле гамма отклонение глазных яблок и создает впечатление о наличии косоглазия. Чаще встречается мнимое расходящееся косоглазие, связанное с положительным углом гамма. При мнимом косоглазии, кажется, что косят оба глаза одновременно к носу или к виску. Ложное представление о наличии косоглазия может быть обусловлено особенностями строения лицевого черепа. Вопрос о наличии косоглазия решается путем исследования бинокулярного зрения, которое отсутствует при истинном косоглазии и имеет место при мнимом.

Читайте также:  Вредно ли ходить без очков при близорукости

Гетерофория, или скрытое косоглазие. Ортофорией называется идеальное мышечное равновесие обоих глаз. Если при ортофории разобщить оба глаза (путем прикрывания одного из них ладонью или заслонкой), то глаза сохранят симметричное положение. Ортофория создает оптимальные возможности для бинокулярного слияния изображений рассматриваемого предмета и облегчает зрительную работу.

Значительно чаще, чем ортофория, встречается гетерофория, при которой сила глазодвигательных мышц неодинакова. Это обусловлено анатомическими и нервными факторами (особенности положения глазных яблок в глазнице, тонус глазодвигательных мышц и т. д.). В обычных условиях нарушение мышечного равновесия себя не проявляет. Если же выключить один глаз из акта зрения (закрыть его ладонью), то он отклонится в сторону мышц с более высоким тонусом, а при включении вновь возвратится в прежнее положение (установочное движение).

При скрытом косоглазии зрительная работа на близком расстоянии требует большего, чем обычно, нервно-мышечного напряжения, чтобы преодолеть тенденцию к отклонению одного из глаз. При этом могут даже возникать жалобы на головную боль, тошноту, быструю утомляемость, переходящую в диплопию (двоение). Возникновению указанных явлений способствуют общие заболевания и ослабленное состояние организма, умственное переутомление, длительная зрительная работа на близком расстоянии. Диагноз гетерофории основан на исключении условий для бинокулярного зрения. В отличие от истинного косоглазия при гетерофории сохраняется бинокулярное зрение.

Истинное косоглазие. Истинное косоглазие подразделяют на содружественное и паралитическое.

Содружественное косоглазие характеризуется постоянным или периодическим отклонением одного из глаз от совместной точки фиксации и нарушением функции бинокулярного зрения. Подвижность глаз во всех направлениях при этом свободна, угол отклонения правого и левого глаз равен как по величине, так и по направлению; косит чаще один глаз или оба глаза поочередно.

Косоглазие является не только косметическим дефектом, влияющим на психику и формирование характера детей, но и сопровождается большим функциональным недостатком. Ввиду отсутствия бинокулярного зрения наблюдается ограничение в восприятии внешнего мира, движении и ориентировке в пространстве.

Среди причин возникновения косоглазия наиболее частыми являются врожденные и приобретенные заболевания центральной нервной системы, общие детские и инфекционные заболевания, травмы в период новорожденности, а также многие патологические процессы, сопровождающиеся зрительным снижением зрения и слепотой. При сниженном зрении или слепоте одного глаза отклонение его возникает из-за отсутствия стимула к слиянию изображений (фузии).

В зависимости от того, в какую сторону отклонен глаз, различают внутреннее, или сходящееся, и наружное, или расходящееся, косоглазие, а также косоглазие кверху и книзу. В ряде случаев может быть одновременно горизонтальное и вертикальное отклонение глаз.

Сходящееся косоглазие (глаз косит в сторону носа) встречается в 10 раз чаще, чем расходящееся. Оно в 70–80 % случаев сочетается с дальнозоркой рефракцией. Поэтому принято считать, что не корригированная дальнозоркость является фактором, способствующим возникновению сходящегося косоглазия.

Расходящееся косоглазие сопровождается примерно в 60 % случаев близорукой рефракцией. Есть основания полагать, что близорукость может быть одним из факторов, способствующих возникновению расходящегося косоглазия.

Косоглазие бывает односторонним (монолатеральным) – косит постоянно один глаз – и двусторонним (альтернирующим) – попеременно косят оба глаза. При альтернирующем косоглазии зрение, как правило, достаточно высокое и одинаковое в обоих глазах. Монолатеральное косоглазие сложнее альтернирующего, так как при нем в результате постоянного отклонения одного глаза, отсутствия фузии довольно быстро развивается выраженная амблиопия. Поэтому в процессе лечения необходимо «перевести» монолатеральное косоглазие в альтернирующее.

Кроме того, различают косоглазие аккомодационное, частично аккомодационное и неаккомодационное. Данное деление зависит от состояния аккомодации (аккомодация – это способность глаза видеть хорошо и вдали, и вблизи). Возникновение аккомодационного косоглазия обусловлено некорригированной близорукостью и дальнозоркостью. Оно исчезает с помощью оптимальной очковой коррекции. Частично аккомодационное косоглазие характеризуется тем, что, в отличие от аккомодационного, не полностью исправляется очковой коррекцией. Неаккомодационное косоглазие не корригируется очками. Косоглазие может быть периодическим или постоянным.

Амблиопия и косоглазие меняют бинокулярный характер зрения на монокулярный (работа одним глазом) или альтернирующий (работа правым и левым глазом попеременно) и неизбежно влекут за собой снижение зрения, что обусловливает снижение скорости, точности, дифференцированности восприятия, а также трудности в определении цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов, выполнения практических действий в овладении измерительными навыками, в редуцировании некоторых свойств зрительного восприятия, в отставании формирования познавательных интересов и т. д.

Таким образом, нарушения базовых зрительных функций (первичные нарушения) приводят к своеобразию зрительного восприятия, реализующегося в условиях нарушенного зрения (вторичные нарушения).

источник

Как вы знаете, близорукость (миопия) характеризуется несоответствием оптической силы и длины глаза.

Лучи света, проходящие через роговицу и хрусталик в норме фокусируются на сетчатке глаза, что обеспечивает высокое зрение. При близорукости, нарушение зрения связано со сменой расположения фокуса изображения, который находится перед сетчаткой.

При близорукости зрение нарушается из-за неправильного положения фокуса, который находится перед сетчаткой, потому что глаз растет в длину.

Главной причиной близорукости является рост глазного яблока в длину. Оптика глаза остается в прежнем состоянии, соответсвенно, фокус изображения с ростом глаза все больше отстоит от сетчатки, близорукость прогрессирует.

Давайте разберемся вместе, почему может расти глаз, и каковы истинные причины близорукости?

До недавнего времени не было четкой классификации близорукости, которая бы учитывала все возможные причины этой сложной болезни. Слишком много факторов может влиять на рост глаза.

Результатом длительно научной работы коллектива кафедры офтальмологии РГМУ, под руководством академика Нестерова А.П., стала докторская работа с классификацией миопии по Лапочкину В.И. (патент МЗ РФ № от г.), по которой выделяется 4 типа близорукости в зависимости от вызывающих ее причин.

Аккомодативно-гидродинамический, первый тип миопии – самый благоприятный, составляет около 65% случаев. Причиной близорукости этого типа является нарушение режима зрительных нагрузок. Возникает в 10-12 лет от избыточной зрительной нагрузки, переутомление глазных мышц, плохое освещение, питание, небольшое повышение глазного давления.

Одна из причин близорукости — избыточные зрительные нагрузки в детском возрасте и неправильная гигиена труда, которые приводят к переутомлению глазных мышц, и глаз начинает расти в длину.

Причины миопии – избыточная зрительная нагрузка, переутомление глазных мышц, плохое освещение и питание, наследственность

Такая близорукость редко «уходит» за 3,0 — 4,0 диоптрии – специального лечения такие миопии не требуют. Можно тренировать упражнениями или медикаментозно цилиарную мышцу. Носить очки; контактные линзы или сделать лазерную коррекцию зрения, например, персонализированный Супер ЛАСИК или ФРК.

Склеро-дегенеративный, второй тип миопии возникает у 8-10% миопов – это один из самых неблагоприятных, быстропрогрессирующих случаев.

Слабость соединительной ткани делает слабой склеральную оболочку глаза, и он начинает расти в длину, достигая очень больших размеров и высокой степени близорукости.

«Вспомогательную» отрицательную роль играют хронические инфекции, ослабленный иммунитет, травмы, избыточные физические нагрузки. Лечение, как правило, хирургическое: 1 этап – склеропластика – чтобы остановить рост глаза. 2 этап – лазерная коррекция или замена хрусталика на искусственный при близорукости в 10,0D и выше.

Смешанный — третий тип близорукости, возникает 20-25% случаев и занимает промежуточное положение между 1 и 2 типами. Достигает степени в 7,0-8,0D и длинны глаза 26,0-27,0 мм.

В возникновении смешанного типа близорукости играют роль, как перенапряжение внутренних мышц глаза, вследствие зрительной нагрузки, так и слабость склеры, наследсвенность.

В плане лечения в ряде случаев можно проводить склеропластику для остановки роста глаза или обходиться без нее, в зависимости от скорости усиления близорукости. Затем можно от нее избавиться с помощью лазерной коррекции, если нет противопоказаний. В противном случае – ношение очков и контактных линз.

Дисгенетический — четвертый тип миопии, составляет 1-2% и вызывается офтальмогипертензией или ювенильной глаукомой.

Встречается редко, связан с нарушениями формирования глазного яблока во время развития плода в период беременности матери. Достигает 5,0-6,0D.

Склеропластики обычно не требует. Очень важно в таких случаях следить за уровнем внутриглазного давления и не пропустить развития юношеской глаукомы. При такой близорукости очень опасно делать лазерную коррекцию зрения, ввиду риска серьезных осложнений.

Повышенное глазное давление является причиной сложной формы близорукости. Важно вовремя определить такую миопию, чтобы не пропустить ювенильную глаукому.

Таким образом, мы с вами рассмотрели 4 варианта, как возникает близорукость, каждый из которых обусловлен своим причинами или их сочетанием.

Очень важно четко понимать, какой тип миопии у каждого пациента, потому что от этого зависит тактика дальнейшего лечения, долгосрочный прогноз, возможные осложнения близорукости для сетчатки и сосудов глаза и, наконец, метод коррекции, наиболее точно подходящий данному пациенту.

Как вы поняли, не всем пациентам с близорукостью можно проводить лазерную коррекцию зрения. Именно поэтому, рекомендуем вам обращаться за помощью в клиники, где диагностика и лечение миопии являются приоритетными направлениями в работе.

источник

Часть зрительного анализатора, преобразующего световые раздражения в нервные импульсы, это –

Установите соответствие между функцией глаза и оболочкой, которая эту функцию выполняет.

А) защита от механических и химических повреждений,

Б) снабжение глазного яблока кровью,

В) поглощение световых лучей,

Г) участие в восприятии света,

Д) преобразование раздражения в нервные импульсы.

Установите соответствие анализатора с некоторыми его структурами.

Установите соответствие между отделами анализатора и их структурами.

А) зрительная зона коры больших полушарий головного мозга,

Г) слуховая зона коры больших полушарий головного мозга,

Одна из причин близорукости —
1) нарушение в зрительной зоне коры больших полушарий
2) повреждение зрительного нерва
3) помутнение хрусталика
4) уменьшение способности хрусталика изменять кривизну

На рисунке изображен орган слуха человека.

Какой цифрой обозначен отдел, к потере эластичности которого ведут слишком громкие звуки?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
7.Светочувствительные рецепторы глаза — палочки и колбочки — находятся в оболочке

8.Начальным звеном обонятельного анализатора считают

1) нервы и проводящие нервные пути
2) рецепторы, расположенные на языке
3) нейроны коры больших полушарий головного мозга
4) чувствительные клетки с микроворсинками в носовой полости

1) не зависит от атмосферного
2) превышает атмосферное
3) соответствует атмосферному
4) меньше атмосферного

10.В какой доле коры головного мозга завершается переработка зрительной информации

1) в затылочной 2) в теменной 3) в височной 4) в лобной

11. От слуховых рецепторов в мозг передаются

1) звуковые волны
2) механические колебания
3) движения жидкости внутреннего уха
4) нервные импульсы

12. В какой доле коры больших полушарий головного мозга находится центр кожно-мышечного чувства у человека?

13. Зрение человека зависит от состояния сетчатки, так как в ней расположены светочувствительные клетки, в которых

1) образуется витамин А
2) возникают зрительные образы
3) черный пигмент поглощает световые лучи
4) формируются нервные импульсы

14.При выполнении сальто определить скорость своего вращения акробату помогают

1) мышечные рецепторы в руках
2) слуховые рецепторы в улитке
3) рецепторы в полукружных канальцах
4) кожные рецепторы на затылке

15.. Чем заполнена полость среднего уха у человека

1) лимфой 2) воздухом 3) тканевой жидкостью 4) соединительной тканью

16. К оптической системе глаза относится

1) сетчатка, белочная оболочка и роговица
2) зрачок, сосудистая и радужная оболочка
3) зрачок, слепое пятно, жёлтое пятно
4) роговица, хрусталик, стекловидное тело

17 . Во внутреннем ухе располагаются :

1) барабанная перепонка,
2) органы равновесия,
3) слуховые косточки,
4) все перечисленные органы.

18.Энергия световых лучей, проникших в глаз, вызывает нервное возбуждение

1) в хрусталике
2) в стекловидном теле
3) в зрительных рецепторах
4) в зрительном нерве

19. Полный и окончательный анализ внешних раздражителей происходит в:

1) рецепторах,
2) нервах проводниковой части анализатора,
3) корковом конце анализатора,
4) телах нейронов проводниковой части анализатора.

20.За зрачком в органе зрения человека располагается

1) сосудистая оболочка 2) стекловидное тело 3) хрусталик 4) сетчатка

1) рецептора, преобразующего энергию внешнего раздражения в энергию нервного импульса,
2) проводящего звена, передающего нервные импульсы в головной мозг,
3) участка коры головного мозга, в котором происходит обработка полученной информации,
4) воспринимающего, проводящего и центрального звеньев.

22.Рецепторы слухового анализатора расположены

1) во внутреннем ухе
2) в среднем ухе
3) на барабанной перепонке
4) в ушной раковине

23.Повреждение коры затылочных долей мозга вызывает нарушение деятельности органов

1) слуха 2) зрения 3) речи 4) обоняния

24. Части слухового анализатора расположены в

1) лобной доле 2) теменной доле 3) затылочной доле 4) височной доле

25 . Нервные импульсы передаются от органов чувств в мозг по:

1) двигательным нейронам,
2) вставочным нейронам,
3) чувствительным нейронам,
4) коротким отросткам двигательных нейронов.

26. Звуковой сигнал преобразуется в нервные импульсы в структуре, обозначенной на рисунке буквой

1) улитке
2) полукружных каналах
3) барабанной перепонке
4) слуховых косточках

27.Возникновение нервного возбуждения в колбочках сетчатки глаза обеспечивается

1) яркостью освещения
2) выпуклостью хрусталика
3) цветом радужной оболочки
4) целостностью зрительного нерва

28.В каком из мест кожа человека обладает наибольшей чувствительност ью?

29.Различение силы, высоты и характера звука, его направления происходит благодаря раздражению

1) клеток ушной раковины и передаче возбуждения на барабанную перепонку
2) рецепторов слуховой трубы и передаче возбуждения в среднее ухо
3) слуховых рецепторов, возникновению нервных импульсов и передаче их по слуховому нерву в мозг
4) клеток вестибулярного аппарата и передаче возбуждения по нерву в мозг

30.Зрительная зона у человека находится в доле коры больших полушарий головного мозга

1) затылочной 2) височной 3) лобной 4) теменной

31 .К органу, позволяющему человеку определить положение тела в пространстве, относитсятся

Читайте также:  Рецепт для лечения близорукости

1) улитка 2) мозжечок 3) полукружные каналы 4) мышечные рецепторы

31. В какую область коры больших полушарий поступают нервные импульсы от рецепторов слуха?

32.При чтении книг в движущемся транспорте происходит утомление мышц

1) изменяющих кривизну хрусталика
2) верхних и нижних век
3) регулирующих размер зрачка
4) изменяющих объем глазного яблока

33. При разрушении клеток височной доли коры больших полушарий головного мозга человек

1) не различает зрительных сигналов
2) теряет координацию движений
3) получает искажённое представление о форме предметов
4) не различает силы и высоты звука

34. Проводниковая часть зрительного анализатора

1) сетчатка 2) зрачок 3) зрительный нерв 4) зрительная зона коры головного мозга

35. В какой доле коры больших полушарий головного мозга расположены высшие центры кожного анализатора?

1) теменной 2) лобной 3) височной 4) затылочной

36.За барабанной перепонкой органа слуха человека расположены :

1) внутреннее ухо,
2) среднее ухо и слуховые косточки,
3) вестибулярный аппарат,
4) наружный слуховой прохо

37.Аналогом объектива фотоаппарата в органе зрения человека является

1) хрусталик 2) аккомодационные мышцы 3) роговица 4) сетчатка

38.Причиной врождённой дальнозоркости является:

1) увеличение кривизны хрусталика,
2) уплощённая форма глазного яблока,
3) уменьшение кривизны хрусталика,
4) удлинённая форма глазного яблока.

39. При разрушении клеток височной доли коры больших полушарий головного мозга человек

1) не различает зрительных сигналов

2) теряет координацию движений

3) получает искажённое представление о форме предметов

4) не различает силы и высоты звука

40 . Функция зрачка в организме человека состоит в

1) фокусировании лучей света на сетчатку
2) регулировании светового потока
3) преобразовании светового раздражения в нервное возбуждение
4) восприятии цвета

41. Периферическая часть зрительного анализатора

1) зрительный нерв 2) зрительные рецепторы 3) зрачок и хрусталик 4) зрительная зона коры

42 . Частью вестибулярного аппарата является

1) барабанная перепонка 2) слуховые косточки 3) внутреннее ухо 4) среднее ухо

43. При взлете и посадке самолёта рекомендуется делать глотательные движения, чтобы выровнять атмосферное давление между

1) внешней средой и внутренним ухом
2) средним и внутренним ухом
3) внешней средой и внутренним ухом
4) внешней средой и средним ухом

44.Анализ зрительных образов происходит в

1) месте перекреста зрительных нервов
2) слепом пятне
3) затылочной доле коры больших полушарий
4) палочках и колбочках сетчатки

45.Рецепторы кожной чувствительности расположены в

1) сальных железах 2) потовых железах 3) дерме 4) подкожной жировой клетчатке

46. Преобразование квантов света в нервные импульсы происходит в

1) роговице 2) сосудистой оболочке 3) сетчатке 4) стекловидном теле

47. В состав зрительного пигмента, содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки, входит витамин

48 . Изменения в полукружных каналах приводят к

1) нарушению равновесия 2) воспалению среднего уха 3) ослаблению слуха 4) нарушению речи

49. Зрение человека зависит от состояния сетчатки, так как в ней расположены светочувствительные клетки, в которых

1) образуется витамин А
2) возникают зрительные образы
3) черный пигмент поглощает световые лучи
4) формируются нервные импульсы

50.Проводниковая часть слухового анализатора –

1) улитка 2) слуховые косточки 3) слуховые нервы 4) слуховая труба

51.Цвет глаз человека определяется пигментацией :

1) сетчатки, 2) хрусталика, 3) радужной оболочки, 4) стекловидного тела.

1) является основной светопреломляющей структурой глаза,
2) определяет цвет глаз,
3) регулирует поток света, поступающего в глаз,
4) обеспечивает питание глаза.

53. Какой цифрой обозначена сетчатка глаза?

54. Часть зрительного анализатора, преобразующая световые раздражения в нервные импульсы, — это

1) белочная оболочка
2) палочки и колбочки
3) зрительная зона коры
4) стекловидное тело

55. Куда идёт нервный импульс от палочек и колбочек глаза?

1) в радужку 2) в хрусталик 3) в зрительный нерв 4) в слепое пятно

56.С помощью каких линз исправляется дальнозоркость?

1) А 2) Б 3) В 4) Г
57.Установите соответствие между функцией глаза и оболочкой, которая эту функцию выполняет.

А) защита от механических и химических повреждений,

Б) снабжение глазного яблока кровью,

В) поглощение световых лучей,

Г) участие в восприятии света,

Д) преобразование раздражения в нервные импульсы.

58.Установите соответствие анализатора с некоторыми его структурами.

59.Установите соответствие между отделами анализатора и их структурами.

А) зрительная зона коры больших полушарий головного мозга,

Г) слуховая зона коры больших полушарий головного мозга,

60.Установите, в какой последовательности лучи света должны передаваться в органе зрения к зрительным рецепторам .

1) хрусталик 2) роговица 3) зрачок 4 ) палочки и колбочки 5) стекловидное тело

61.Установите, в какой последовательности звуковые колебания передаются рецепторам органа слуха.

2) перепонка овального окна,

62.Установите последовательность прохождения света, а затем и нервного импульса через структуры глаза.

6) зрительная зона коры мозга.

63.Почему надо удалять ушную серу из наружного слухового прохода?

64.Почему человек слепнет, если у него нарушены функции зрительного нерва?

65.Выберите название отделов анализатора .Ответ запишите цифрами без пробелов.

Номер материала: 129815062024

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Низкая стоимость обучения

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Затылочная кора связана со зрением.

Состоит из двух основных зон: первичная (внизу), вторичная (вверху).

Первичная затылочная кора.

Принцип однозначного соответствия – каждой точке в поле зрения соответствует каждая точка в затылочной первичной коре.

Зрительная скотома – это слепые пятна, полоски, зоны.

Правосторонняя фиксированная гемианопсия.

Если поражена вся первичная зона – человек ослеп.

Слепота трех видов: периферическая (нарушение глаза), проводниковая (дефект в проводящих нервах), корковая или центральная слепота (непорядок в первичной зоне мозга).

Вторичная кора затылочной зоны.

Функции: хранилище зрительной памяти, центр зрительного восприятия.

Поражение вторичной коры: скотом нет;

Гештальт агнозия (нет узнавание целостных объектов) 90-100% поражения

предметная агнозия – предметы неправильно опознаются, допускаются ошибки. 60-70 % поражения

25-30% поражения – вверху поражено – симультанная агнозия (человек правильно воспринимает отдельные простые предметы и только по одному, дозированное восприятие), внизу – дискомфортная агнозия (человек нормально воспринимает несколько объекта, но только в условия комфортного виденья).

Из учебника:

Зрительные ощущения и восприятие связаны в первую очередь с функционированием зрительного анализатора. Затылочные отделы новой коры представляют собой корковый конец зрительного анализатора, поскольку здесь заканчиваются волокна, идущие от сетчатки глаза. Эти волокна сначала идут в составе зрительного нерва, частично перекрещиваются в хиазме, продолжая свой путь в зрительном тракте. Причем зрительный тракт правого полушария включает волокна, передающие возбуждение от левых половин зрительных полей и левого и правого глаза, зрительный тракт левого полушария, соответственно, — от правых половин полей зрения обоих глаз. Волокна зрительного тракта заканчиваются в наружном коленчатом теле, где начинается новый зрительный путь, который веером располагается внутри височной области — зрительное сияние (или пучок Грациоле) — и заканчивается в первичном поле затылочной коры. Зрительный нерв, зрительный тракт и зрительное сияние имеют соматотопическую организацию, в случае их поражения возникает выпадение определенных частей зрительного поля (гемеанопсии) или слепое пятно (скотома).

Первичные зоны затылочной коры расположены главным образом на медиальной поверхности мозга в виде треугольника, который направлен в глубь мозга, и занимают самую большую площадь по сравнению с другими первичными зонами. Они также имеют соматотопическую организацию, обладают модальной специфичностью и выполняют функцию приема и анализа зрительной информации, обеспечивая тем самым элементарные зрительные функции (остроту зрения и цветоощущение). Поражение первичных зон затылочной коры одного полушария не оказывает серьезного влияния на работу высших психических функций. Оно приводит лишь к частичным нарушениям полей зрения (гемеанопсиям или скотомам), которые затрудняют зрительное восприятие, но хорошо компенсируются как функциональной перестройкой сетчатки, так и движением глаз. Исключение составляет поражение первичных зон затылочной коры правого полушария (для правшей). В этом случае больной не замечает дефектов полей зрения и никак не компенсирует их движением глаз, относя недостатки зрения на счет предъявляемого материала (правосторонняя фиксированная гемеанопсия) /22, 41/. При менее грубых поражениях первичных зон затылочной коры возникает частичное выпадение зрительных функций в виде изменения цветоощущений и фотопсий (яркие вспышки, искры).

Вторичные отделы затылочной коры надстроены над первичными и значительно отличаются от последних как по строению, так и по выполняемым функциям. Они состоят из нейронов с короткими аксонами, которые не связаны непосредственно с волокнами, идущими от сетчатки, сохраняют модальную специфичность и осуществляют интегрирующую функцию, обеспечивая синтез зрительных раздражений в целостный зрительный образ.

Результаты клинических наблюдений показали, что при поражении вторичных зон затылочной коры нарушается интегральность восприятия целых зрительных комплексов, что приводит к возникновению феномена неузнавания реальных предметов и их изображений. Такое нарушение зрительного восприятия при поражении вторичных отделов затылочной коры представляет собой распад высшей организации зрительных процессов и называется «зрительная агнозия». Этот термин был предложен З. Фрейдом (1891). Для всех форм зрительных агнозий характерна относительная сохранность элементарных зрительных функций (остроты зрения, цветоощущения, поля зрения), но при этом нарушен гностический уровень работы зрительной системы. Изучением зрительных агнозий успешно занимались О. Зангвилл, А. Р. Лурия, Г. Л. Тэйбер и др. Но их исследования посвящены в основном описанию симптоматики нарушений при поражении вторичных зон затылочной коры, механизмы же этих нарушений пока еще изучены недостаточно /41/. Поэтому существующая классификация зрительных агнозий основана на том, что именно не воспринимает больной. Большинство авторов выделяют следующие шесть форм нарушения зрительного гнозиса /22, 41/.

Предметная агнозия — возникает при поражении нижней части вторичных зон затылочной коры. При этом нарушении больной может описать все признаки предмета, но не понимает смысл изображения в целом, не узнает предмет. В такой грубой форме предметная агнозия наблюдается лишь при одновременном поражении нижних отделов вторичных зон височной области левого и правого полушарий. В этом случае больной ведет себя как слепой, хотя и видит предметы. Он постоянно ощупывает их и ориентируется на слух. При одностороннем поражении данная агнозия проявляется при распознавании в затрудненных условиях (контурное, перечеркнутое, наложенное изображение).

Лицевая агнозия (прозопагнозия) возникает при поражении нижних отделов вторичных зон затылочной коры правого полушария. Больные не могут различать человеческие лица или их фотографии. При грубой форме лицевой агнозии не узнают мужские и женские лица, детские и взрослые, лица своих родных и близких.

Буквенная агнозия возникает при поражении нижних отделов вторичных зон затылочной коры левого полушария, на границе затылочной и височной коры (у правшей). Больные правильно копируют буквы, но не могут их узнать и назвать, в результате распадается навык чтения (первичная алексия).

Оптико-пространственная агнозия характерна для поражения верхних отделов вторичных зон затылочной коры и сопровождается нарушением ориентировки в пространственных признаках окружающей среды и изображений объектов (нарушается лево-правая ориентировка, самостоятельность рисунка, поскольку рисует все отдельно, иногда возникают трудности чтения букв с признаками «лево — право», например, «К» — «Я»). В грубых случаях нарушается ориентировка и в верхне-нижних координатах.

Симультанная агнозия характеризуется сужением объема зрительного восприятия, больной не может одновременно воспринимать два предмета, воспринимает только отдельные фрагменты изображения. Поэтому он не в состоянии поставить карандашом точку в центр круга, так как видит или круг, или карандаш.

Цветовая агнозия проявляется в том, что больные различают цвета, но не говорят, в какой цвет окрашены предметы. Они не могут назвать предметы определенного цвета, у них отсутствует обобщенное представление о цвете, и они затрудняются его классифицировать. Это связано с трудностями категоризации цветов, с образованием определенных цветовых групп.

Согласно теории системной динамической локализации высших психических функций, зрительное восприятие представляет собой сложную функциональную систему, включающую несколько компонентов, в организации которых принимают участие разные структуры мозга. Выделяют следующие уровни организации зрительных перцептивных процессов:

— анализ зрительной информации — обеспечивается первичными отделами затылочной коры;

— синтез зрительной информации в целостный зрительный образ — осуществляется вторичными отделами затылочной коры. Вторичные зоны являются аппаратами, осуществляющими исполнительную часть перцепторной деятельности, поэтому их поражение затрудняет зрительный синтез, но не лишает перцепторную деятельность направленного и осмысленного характера. Больной старается разобраться в значении фрагментов зрительной информации и может компенсировать свой дефект с помощью рассуждений;

— зрительно-пространственная организация — выполняется задними третичными зонами мозга. Включение внезрительных компонентов (кожно-кинестетические ощущения, вестибулярный анализатор) обеспечивает пространственный анализ зрительной информации;

— организация перцепторной деятельности — обеспечивается лобными отделами коры больших полушарий. При поражении лобных долей больные воспринимают и узнают простые изображения, буквы, читают слова и даже фразы, но страдает активная перцепторная деятельность. Больной заменяет адекватную оценку ситуации оценкой непосредственного впечатления.

Читайте также:  Что видит человек с сильной близорукостью

Процесс зрительного восприятия является сложной функциональной системой, опирающейся на совместную работу целого комплекса корковых зон, каждая из которых вносит собственный вклад в построение активной перцепторной деятельности

Дата добавления: 2015-06-04 ; Просмотров: 1686 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

К сенсорным, относительно элементарным видам зрительных нарушений относятся снижение (изменение) цветоощущения, фотопсии (ощущение ярких вспышек, искр), гемианопсии (выпадение части зрительного поля). При тотальном разрушении зрительного нерва наступает полная слепота соответствующего глаза – амавроз. При патологическом процессе, окружающем по периметру зрительный нерв, возможно проявление эффекта трубчатого зрения.

Данные нарушения связаны с патологией отдельных частей зрительного анализатора. Они непосредственно не связаны с высшими зрительными функциями, хотя и являются их основой.

Гностические зрительные нарушения называются зрительными агнозиями. Мунк впервые сделал это понятие предметом анализа (Мунк, 1881). В экспериментах на животных он показал, что удаление затылочной коры у собак приводит к возникновению корковой слепоты. Подопытные собаки могли обходить и перепрыгивать различные препятствия, но при этом игнорировали ряд объектов: они не обращали внимание на своего хозяина, миску с едой и т.п. Проанализировав результаты эксперимента, Мунк пришел к выводу, что у собак развилась «физическая» слепота, вызванная утратой приобретенного в ходе восприятия образа память, что привело к потере у собак способности узнавать то, что они видели. Несколько позже подобные нарушения зрительного восприятия были описаны как независимый синдром у людей с локальными нарушениями деятельности мозга. Такие нарушения З.Фрейд предложил обозначать термином «агнозия».

Зрительные агнозии были впервые описаны как нарушение многих видов восприятия зрительной информации, при сохранности зрительных ощущений. Они связаны с искажениями работы вторичных полей зрительного анализатора и примыкающим к ним третичным полям коры больших полушарий (18-е, 19-е и прилегающие к ним третичные поля). Итак, зрительные агнозии – это расстройства зрительного восприятия, возникающие при поражении корковых структур задних отделов больших полушарий и протекающие при относительной сохранности элементарных зрительных функций (остроты зрения, полей зрения и т.п.).

Разнообразие нарушений зрительно-перцептивной деятельности определяется парциальностью ее дефекта в отношении различных видов зрительного материала (реальные предметы, цвета, лица и т.д.) и различных уровней реализации зрительной перцепции как сложной целенаправленной деятельности, опирающейся на актуализацию сформировавшегося в онтогенезе прошлого опыта (актуализация зрительных представлений, целостное комплексное симультанное восприятие зрительных стимулов, возможность осознанной идентификации зрительно предъявляемых объектов и т.п.) (Рис. 6, 7,8). Между различными типами зрительных агнозий могут наблюдаться выраженные пересечения, т.к. соседние области мозга, выполняющие различные функции в переработке зрительной информации, при локальных поражениях мозга могут повреждаться одновременно. Отсутствие единой системы интерпретации зрительных агнозий приводит к различным принципам их классификации. При попытке их обобщения феноменологически выделяют шесть видов зрительных агнозий.

Предметная агнозия – возникает при поражении 18 и 19 полей (затылочная и затылочно-теменная зоны, хотя встречаются случаи и задневисочной локализации).

Она может быть охарактеризована либо как отсутствие процесса узнавания, либо как нарушение целостности восприятие предмета при возможном опознании отдельных его признаков или частей. Невозможность зрительной идентификации объекта внешне может проявляться как перечисление отдельных фрагментов предмета или его изображения (фрагментарность), так и

вычленение только отдельных признаков объекта, недостаточных для его полной идентификации. Соответствующими этим уровням проявления предметной агнозии примерами могут быть следующие: опознание изображения «очков» как «велосипеда», т.к. есть два круга; опознание «ключа» как «ножика» или «ложки» с опорой на выделенные признаки «металлическое» и «длинное». Таким образом, человек, правильно оценивая отдельные элементы предмета или его изображения, не может понять его смысла.

Предметная агнозия может иметь различную степень выраженности: от максимальной до минимальной. В тяжелых случаях (при двустороннем поражении 18-го и 19-го полей) нарушается зрительное узнавание отдельных реальных предметов и их изображений. В средних по тяжести случаях больные не узнают схематичные, контурные, перевернутые или наложенные изображения (в пробах Поппельрейтера), возникают затруднения в опознании предметов с недостающими признаками или зашумленных объектов. В более легких случаях увеличивается время тахистоскопического опознания. Иногда больные не могут представить себе, как выглядит тот или иной объект – дом, дерево и т.п. При односторонних поражениях затылочных отделов можно выделить различия в структуре зрительной предметной агнозии. Поражение левого полушария в большей мере проявляется нарушением восприятия объектов по типу перечисления отдельных деталей, в то время как патологический процесс в правом полушарии приводит к фактическому отсутствию акта идентификации.

Дифференциально-диагностическими признаками правополушарных предметных агнозий являются замедление процесса идентификации объектов, более точная оценка больным схематических изображений по сравнению с реалистическими, а также сужение объема зрительного восприятия.

Лицевая агнозия (прозопагнозия) – связана с поражением задних отделов правого полушария (правая нижне-затылочная область – нижние отделы «широкой зрительной сферы» – с тенденцией распространения вперед и к внутренней поверхности височной доли). В ряде публикаций указано на обязательность двухсторонних поражений. Это избирательный гностический дефект, он может иметь место при отсутствии предметной и других агнозий. Степень его выраженности различна: от нарушения запоминания лиц в специальных экспериментальных заданиях, через неузнавание знакомых лиц или их изображений (фотографий) до неузнавания самого себя в зеркале. При наличии лицевой агнозии, например, женщина, имеющая короткую стрижку, может быть принята за мужчину и т.п. Для распознания человека в таких случаях используются вспомогательные предметы – голос, запах духов, особенности жестикуляции, походки. Кроме того, возможно избирательное нарушение либо собственно лицевого гнозиса, либо запоминания лиц.

В тоже время у таких больных сохранена способность выполнения большинства мыслительных задач, которые требуют использования зрительной информации: например, такие люди могут читать и правильно называть предметы.

Предполагается, что механизмом данной агнозии является дефект узнавания индивидуализированных признаков, т.к. категориальное отношение к к образу сохраняется и лица с другими предметами не путаются. Данный вид зрительной агнозии можно обозначить как агнозию индивидуализированных признаков при сохранности категориального отношения к образу. Лицевая агнозия одна из ярких иллюстраций симцультанного способа обработки информации, свойственного правому полушарию. При повреждении правого полушария мозг переходит на сукцессивную, последовательную стратегию опознания, характерную для левого полушария.

В зарубежной нейропсихологии (И.М.Тонконогий, А.Пуанте) выделяют два отдельных подтипа лицевой агнозии: апперцептивную лицевую агнозию и ассоциативную лицевую агнозию.

Апперцептивная лицевая агнозия совпадает с описанием, приведенным выше. Она является расстройством самых ранних процессов в системе восприятия лиц. У таких больных представления о желаемом лице не возникают, и они неспособны производить выбор из изображений различных лиц. Они также не могут различать возрастные и гендерные признаки лиц. В тоже время у них отмечается некоторая способность к компенсации дефекта в виде возможность узнавать людей по голосу, одежде, походке, прическе и т.п.

Ассоциативная лицевая агнозия является расстройством связи между процессами восприятия лица и семантической информацией, которая хранится в памяти относительно этого человека. Перцептивная информация как правило имеет определенный смысл. Такой больной правильно определяет различия лиц на предложенных ему двух фотографиях, определяет их возрастные и гендерные характеристики. Однако он не может затем идентифицировать человека, привести любые сведения о его имени, занятиях, обстоятельствах, при которых они в последний раз виделись. При данной агнозии лицо как таковое воспринимается, но человек в нем не может вычленить того, что могло бы стать отличительным признаком.

Относительно возникновения лицевой агнозии предполагалось, что она связана с мозговыми поражениями, имеющими приобретенный характер в течение взрослой жизни и (или) в детстве. Но результаты последних исследований (А.П.Бизюк) позволяют предположить, что встречается и форма врожденной лицевой агнозии, которая в некоторых случаях носит даже наследственный характер.

Оптико-пространственная агнозия – возникает при поражении верхней части «широкой зрительной сферы» теменно-затылочной области мозга. Больной плохо ориентируется в пространственных признаках изображений или окружающей его реальности: не различает «право-лево», не разбирается в географических картах, показаниях циферблата часов, не может скопировать позу, не могут мысленно развернуть предмет на 90 0 или 180 0 (особенно при левополушарной локализации очага поражения). При рисовании сложных геометрических фигур или лиц не могут корректно расположить их фрагменты, не в состоянии скопировать предложенную позу, не распознают букв, имеющих пространственные признаки. В более грубых случаях нарушается ориентировка в координатах «верх-низ». В некоторых случаях больные не могут локализовать предметы в пространстве, осложняется оценка их удаленности и размера в результате чего страдает выполнение даже относительно простых бытовых действий (одевание, еда). При некоторых вариантах нарушений больные не узнают хорошо знакомые места. У части больных отмечается явление зрительной агнозии глубины,когда им не удается изобразительный перенос объемных предметов на двухмерную плоскость листа при котором необходим учет перспективы.

При односторонних поражениях теменно-затылочных отделов справа игнорируется левая часть пространства, которая как бы перестает существовать (синдром одностороннего левого игнорирования) (Рис. 9, 10). Возможная причина такого дефекта – невозможность симультанного синтеза информации, приходящей от левого и правого полуполей зрения. При двусторонних теменно-затылочных поражениях могут наблюдаться расстройства координации движений: руки человека начинают промахиваться мимо предметов, что и является вторичным дефектом праксиса (апрактоагнозия).

Буквенная агнозия – данный вид агнозии возникает при поражении границы между затылочной и височной долями левого полушария (нижней части «широкой зрительной сферы» слева). Больной, правильно копируя буквы, не может их назвать, т.к. они воспринимаются просто как рисунки без понимания их смысла. При этом отдельные фрагменты букв не связываются в отдельный образ знака. В ряде случаев больной смешивает близкие по написанию буквы, испытывает трудности при переходе от одного шрифта к другому. В менее грубых случаях человек может прочитать слово, обводя крупно написанные буквы пальцем. Аналогичная структура нарушения лежит в основе расстройства цветового гнозиса.

Цветовая агнозия – возникает при поражении левой затылочной доли и прилегающих к ней областей, но имеются данные о возможной вовлеченности и левого теменно-височного отдела (к настоящему времени получены также данные о расстройствах восприятия цвета при поражении правого полушария мозга). Она является наименее изученной.

Различают собственно цветовую агнозию и нарушения распознавания цветов (цветовую слепоту), что, в частности, может быть связано и с поражением сетчатки или наружного коленчатого тела. В случае цветовой агнозии больные правильно различают отдельные, основные цвета (например, на карточках), но не в состоянии соотнести цвет с определенным объектом, а также рассортировать объекты по цвету. У них теряется также способность различать цвета по оттенкам и идентифицировать редко встречаемые цвета (терракотовый, лиловый, цикламеновый, горчичный), забываются их ранее известные названия. Больной как правило не может сравнивать цвета, подбирать один цвет к другому, ранжировать цвета по оттенкам, вспомнить ранее показанные цвета Данный комплекс симптомов свидетельствует о включении в патологический процесс правого полушария.

Симультанная агнозия – возникает при двустороннем или правостороннем поражении затылочно-теменных отделов мозга. Причиной данного вида агнозии является «слабость» зрительных клеток, которые способны лишь на узколокальные возбуждения. Суть этого феномена в его крайнем выражении состоит в невозможности одновременного восприятия нескольких зрительных объектов или ситуации в комплексе. При этом воспринимается только один предмет или обрабатывается только одна оперативная единица зрительной информации, являющаяся в данный момент объектом внимания человека. Например, человек может воспринимать только отдельные части предмета или его изображения, причем сужения полей зрения не наблюдается. В другом случае больными правильно опознаются отдельные объекты и их детали в зрительном поле или на картинках, но они не могут установить связь между ними и понять смысл сюжета. Это сочетается с неспособностью чтения слов, но с сохранением чтения отдельных букв. Симультанная агнозия не всегда имеет отчетливую выраженность. В менее выраженных случаях наблюдаются только трудности в одновременном восприятии комплекса элементов с потерей каких-либо деталей или фрагментов.

Довольно часто симультанная агнозия сопровождается нарушением движений глаз и рассматривается в рамках синдрома Балинта, который описывается как самостоятельная патология при двусторонних поражениях затылочных долей. Он включает три симптома:

– психический паралич взора – больной не может взглянуть в определенном направлении, но если предмет случайно оказался в центре «нарушенного» внимания, то больной видит только его и не воспринимает расположенные рядом объекты;

– оптическую (окуломоторную) атаксию – неуправляемость взора (неспособность взять предмет под контроль зрения из-за непроизвольных скачков глаза, постоянно находящегося в движении), что приводит, например, к невозможности чтения, т.к. в поле зрения постоянно попадают посторонние слова;

– нарушение (сужение) зрительного внимания.

При этом не следует рассматривать это нарушение как обязательный или единственный механизм формирования агнозии. То, что феномен симультанной агнозии не находится в прямой связи с расстройствами регуляции взора, показывает самостоятельность более сложных уровней организации функции, их относительную независимость от состояния более простых звеньев зрительной системы.

В целом характер гностических зрительных нарушений довольно неоднороден. Характер агнозии зависит не только от расположения очага поражения, но и от степени вовлечения в патологический процесс комиссуральных волокон, объединяющих полушария.

Нарушение произвольных движений и действий – апроксии. Конструктивная апраксия: апрактоагнозия, пространственная апраксия. Основное – распад сложных пространственных синтезов, т.е. выполнение движений и действий в условиях пространственной ориентировки – дефекты локомоции (перемещения в пространстве, больной не может найти путь в палату), плохо ориентируется при движении на местности, нарушение при выполнении предметных действий, в которых требуется учёт пространственных отношений, апраксия одевания (при надевании вещь неправильно располагается по отношению к телу, трудности при попытке попасть в рукав — встречается обычно при поражении правого полушария), есть нарушения при выполнении бытовых действий (застилка кровати), затруднения при зрительно-конструктивных пробах (на рисование предмета имеющего пространственное расположение, копирование рисунка, пространственная перешифровка рисунка, рисование объектов относительно друг друга). Локализация повреждения — нижнетеменные области левого и правого полушария мозга.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *