Меню Рубрики

Профилактика близорукости в начальной школе

Соблюдайте требования гигиены зрения!

Данные многочисленных исследований говорят, что более 50 % современных школьников страдают близорукостью. С твердой закономерностью увеличивается количество детей с нарушениями зрения от младших классов к старшим. Увеличивается не только процент близорукости учащихся, но и степень близорукости.

Профилактика нарушений зрения детей во многом зависит от учителей и родителей, задача которых правильно организовать режим дня младшего школьника (учебного дня в школе: организация уроков и перемен; занятий и отдыха во внешкольное время), чтобы избежать зрительного и умственного переутомления и обеспечить полноценную и достаточную двигательную активность.

Наиболее распространенными формами нарушения зрения в детском возрасте являются – спазм аккомодации и близорукость.

Спазмом аккомодации (ложной близорукостью) является чрезмерное напряжение циллиарной (глазной) мышцы, при котором нарушается способность глаза четко различать предметы, находящиеся на разном удалении от него. «Усталость глаз» чаще всего бывает вызвана спазмом аккомодации. Основная его причина — зрительное перенапряжение при работе на близком расстоянии (чтении, работе за компьютером, длительном просмотре телевизора). Развитию спазма способствуют плохое освещение рабочего места, частые и длительные просмотры телевизора и компьютерные игры, отсутствие распорядка дня, недостаточное пребывание на свежем воздухе, поздний отход ко сну, нерациональное питание и общее ослабление здоровья. По данным некоторых исследований каждый шестой школьник страдает этим нарушением зрения. При этом ребенок может жаловаться на ухудшение зрения, головные боли и боль в глазах, ощущение рези и жжения, глаза могут краснеть и слезиться.

Близорукость характеризуется тем, что лучи света после прохождения через преломляющие среды глаза (роговица, хрусталик) фокусируются не на сетчатке как должно быть в норме, а перед ней. При этом хорошая острота зрения может быть только вблизи, а удаленные предметы видны плохо и расплывчато. В развитии близорукости, помимо наследственной предрасположенности, немаловажное значение имеет длительное перенапряжение органа зрения при работе вблизи, чтении, работе за компьютером и т.п., особенно в условиях плохого освещения. При ослабленном аккомодационном аппарате (спазмированной глазной мышце), напряженная зрительная работа становиться для глаза непосильной, и организм вынужден так изменить оптическую систему глаз, чтобы приспособить его к работе вблизи без напряжения аккомодации. Это достигается удлинением переднезадней оси глаза в период его роста, в результате чего лучи света перестают фокусироваться на сетчатке.

Первые симптомы близорукости

Первым признаком близорукости является ухудшение зрения вдаль. Вначале снижение зрения может быть временным, обратимым (спазм аккомодации). Поэтому очень важно вовремя заметить нарушение зрения и не дать ему перерасти в истинную осевую близорукость. Для этого нужно РЕГУЛЯРНО ПРОВЕРЯТЬ ЗРЕНИЕ У РЕБЕНКА.

Школьники при появлении близорукости нередко жалуются на дискомфорт, резь в глазах и нечеткое видение предметов. Такие дети плохо различают буквы и цифры на доске, низко наклоняются над столом при письме, стараются сесть поближе к телевизору, на первые ряды в кинотеатре, нарушается также ориентация в сумерках. Из-за постоянного напряжения зрения ребенок быстрее утомляется.

Что нужно делать, чтобы избежать возникновения близорукости

1. Соблюдать требования гигиены зрения.

  • Зрительная работа должна проходить только при хорошем освещении, с использованием верхнего света и настольной лампы не менее 60-100 Вт. Свет на рабочем месте должен падать сверху и слева.
  • Книжку или тетрадку нужно держать на расстоянии 40 см от глаз. Замерьте это расстояние и покажите ребенку, как он должен сидеть. Контролируйте его пока не убедитесь, что у него выработалась привычка правильно работать на близком расстоянии.
  • Не позволяйте своему ребенку читать лежа! При этом трудно обеспечить правильное освещение, и работа глаз затрудняется. Чтение и игры на игровых приставках и телефонах во время езды в транспорте вредно для глаз,так как вибрация и недостаток света вызывают сильное утомление!
  • За компьютером младший школьник может проводить не более 15 -20 минут в день. Если нужно провести больше времени, необходимо каждые 15 минут делать перерывы.
  • Для детей дошкольников общая продолжительность просмотра телевизионных программ не должна превышать 30-40 минут в день. В более старшем возрасте можно разрешать смотреть телевизор не более 1,5-3 часов в день, но непрерывно не более 1,5 часов. Не следует разрешать смотреть телевизор детям до трех лет, так как только к этому возрасту глаз ребенка из дальнозоркого при рождении, становиться нормально видящим, с остротой зрения равной «единице».
  • Если у вашего старшего ребенка – близорукость, не следует учить младших детей чтению раньше 5 лет, отдавать в школу до 7 лет. Цилиарная (глазная) мышца формируется к 7-8 годам, и среди тех, кто пошел в школу до 7 лет, близорукостью страдают в три раза больше детей, чем среди тех, кто пошел в школу после семи.

2. Укрепляйте организм ребенка, обеспечьте ему полноценную физическую активность и рациональное питание.

  • Закаляйте ребенка, чтобы он меньше болел. Обеспечьте ему регулярное и достаточное по продолжительности пребывание на свежем воздухе. Пусть занимается спортом – бегает, плавает, играет в теннис, футбол, бадминтон. Все виды спорта, в которых низка вероятность травм головы – полезны для глаз.
  • Обеспечьте своего ребенка полноценным сбалансированным питанием, в котором достаточно белковой пищи (рыба, нежирное мясо, яйца, творог и .т.п.), а также продуктов богатых кальцием (молочные продукты, сыры, орехи, кунжут, бобовые, капуста, сельдерей) и содержащих витамины А,Е,С, селен.

Что делать, если близорукость уже возникла?

  • Небольшая близорукость (до 2-3 диоптрий) – это не трагедия. Основная задача лечения близорукости – остановить или замедлить прогрессирующее ухудшение зрения и предотвратить осложнения близорукости (разрывы и отслойка сетчатки, дистрофия сетчатки).

Профилактика прогрессирования близорукости должна быть комплексной и включает следующие мероприятия:

1. Общее укрепление организма, адекватный режим двигательной активности. Физические упражнения способствуют как общему укреплению организма, так и укреплению глазной мышцы. Особенно полезны для тренировки глазной мышцы спортивные занятия, которые обеспечивают переключение зрения с близкого расстояния на далекое и обратно (теннис, волейбол, баскетбол, плавание)

2. Функциональные тренировки и аппаратное лечение, видеотренажеры, комьпьютерные программы «Relax», «Русский щит» особенно подходят для детей.

3. Медикаментозное устранения спазма аккомодации. В дополнение к перечисленным методам офтальмологи широко применяют специальные глазные капли, воздействующие на группу волокон глазной мышцы, отвечающую за зрение вдаль (при близорукости она ослаблена). Обычно такие капли назначают курсами осенью и весной в периоды максимальной зрительной нагрузки.

4. Гимнастика для глаз

Когда назначают очки?

Мнение, что ношение очков и контактных линз способствует усилению близорукости, как показали исследования в Европе и США, является ошибочным.

Отсутствие очковой коррекции при первых проявлениях близорукости ведет к дальнейшему перенапряжению органа зрения и способствует её прогрессированию, а иногда и развитию амблиопии ( синдрома «ленивого глаза»).

источник

Вот уже в который раз, начиная новый учебный год, встречая нарядных радостных первоклассников, я вижу тревожные глаза их мам. Как адаптируется ребёнок к школе? Не заболеет ли? Сохранится ли у него интерес к учёбе? Эти вопросы не дают покоя и мне. Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения является одной из самых важных задач. Успешность обучения и воспитания школьников во многом зависит от состояния здоровья. Например, среди учащихся начальных классов нарушение осанки достигает 62,4%, к окончанию школы половина выпускников близоруки.

Мишина Н.В., учитель начальных классов, МКОУ Тимоновская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов Солнечногорского района Московской области

Вот уже в который раз, начиная новый учебный год, встречая нарядных радостных первоклассников, я вижу тревожные глаза их мам. Как адаптируется ребёнок к школе? Не заболеет ли? Сохранится ли у него интерес к учёбе? Эти вопросы не дают покоя и мне. Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения является одной из самых важных задач. Успешность обучения и воспитания школьников во многом зависит от состояния здоровья. Например, среди учащихся начальных классов нарушение осанки достигает 62,4%, к окончанию школы половина выпускников близоруки. Современные научные исследования показали, что на развитие близорукости влияют различные причины. Плохое освещение в школе, качество питания (недостаточное количество витаминов в пище), недостаточная физическая активность, общее состояние здоровья, перенесённые заболевания. Развитию близорукости способствует то, что в большинстве семей мало внимания уделяется вопросам гигиены, в частности режиму дня. Больше всех нарушают его первоклассники. Сон у них длится на два часа меньше необходимого времени, при этом многие не спят днём. Вечер, как правило, дети проводят за просмотром телевизионных передач. Много времени дети проводят, играя в компьютерные игры. В результате эмоциональной перегрузки они долго не могут уснуть. А на выполнение домашних заданий тратят вдвое больше времени. Подвижные игры и прогулки на свежем воздухе у них составляют всего 2 ч, т.е. на 1,5ч. меньше нормального. Только пятая часть детей делает по утрам зарядку. При таких нарушениях режима дня ухудшаются условия для нормального развития детей. Учебные занятия школьников сопряжены с усиленной работой глаз. Поэтому учитель должен заботиться об охране зрения учащихся, добиваться правильного и достаточного освещения в классе. Он следит за тем, чтобы солнечные лучи могли свободно проникать в класс через всю площадь окна. На подоконник разрешается ставить только невысокие цветы. Не следует завешивать окна занавесками: это допускается лишь на короткое время, когда необходимо оградить глаза детей от прямых лучей солнца. Окна ничем не нужно заслонять, ребята должны время от времени смотреть вдаль. Это является хорошим отдыхом для глаз.

Для сохранения хорошего зрения учитель должен следить за правильной осанкой детей. Кратковременные перерывы во время уроков способствуют не только лучшему усвоению учебного материала, но и снижают общее и зрительное утомление. Для снятия зрительного утомления в середине каждого урока нужно делать 3-5 минутные паузы для выполнения упражнений.

1.Верх-вниз,влево-вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево — вправо. Зажмурившись, снять напряжение. считая до десяти. 2.Круг. Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. 3.Квадрат. Представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний.

4.Рисование носом.
Посмотреть на таблицу и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достаёт до таблицы. Нужно записать своим носом выбранный элемент.

5.На море. –Чертим кончиком пальца правой руки линию горизонта слево-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо. Повторить справо-налево. –Чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо. Повторить движения в другую сторону. –Чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо. Повторить движения в другую сторону.

Современная система обучения предполагает проведение занятий в режиме ближнего зрения (рисование, аппликация, конструирование и др.), что способствует поддержанию зрительной и общей утомлённости детей, что способствует понижению зрительно-координаторной функции. Предупреждение последствий утомления является периодическое выполнение таких упражнений, которые сопровождаются движениями глазами и головой по различным траекториям.

1. Упражнения с сигнальными метками.

В различных уголках класса, на потолке фиксируются (подвешиваются) привлекающие внимание яркие зрительные, сигнальные метки.

Это могут быть игрушки или красочные картинки. Располагать их рекомендуется в равноудалённых участках комнаты, например в четырёх углах потолка.

Игрушки (картинки) целесообразно подбирать с таким расчётом, чтобы они составили единый зрительно-игровой сюжет, например сюжет из известной сказки.

Один раз в две недели сюжет рекомендуется менять на новый.

С целью повышения эффективности этих упражнений по активизации чувства координации и равновесия их следует выполнять только в положении стоя. Учитель периодически даёт соответствующие команды и под счёт «раз-два-три –четыре дети быстро поочерёдно фиксируют взгляд на указанных зрительных точках, сочетая при этом движения головой, глазами и туловищем. Продолжительность выполнения упражнения 1,5 – 2мин.

2. Выполнение упражнений по схеме зрительно-двигательных траекторий. На ней с помощью стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультурных минуток: вверх-вниз, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по восьмёрке.

Схема траекторий рисуется на одной из боковых стен класса в максимально возможную величину. Можно выполнить её и на потолке. Каждая траектория изображается разным цветом. Это делает схему яркой и привлекающей внимание. Упражнение выполняется коллективно и только стоя. Для индивидуального пользования есть соответствующие плакаты. Выполнение упражнений, физкультурных минуток в учебном процессе повышает уровень физического и психического развития детей, их здоровья, а также является одним из условий для построения занятий в режиме диалога и коллективного сотрудничества.

источник

Близорукость (офтальмологи называют ее словом миопия) – это нарушение зрения, при котором ухудшается способность различать удаленные предметы. Миопия даже небольшой степени причиняет дискомфорт и требует оптической коррекции, а сильная – заметно ухудшает качество жизни. К счастью, есть способы профилактики близорукости, которые помогут предотвратить ее появление и развитие.

При сильной близорукости человек не различает даже предметы на другом конце комнаты. При низком зрении приходится постоянно носить очки или линзы, либо решаться на операцию, которая стоит дорого и несет определенные риски. Поэтому лучше вовремя уделить время и внимание профилактике близорукости, чем потом искать пути решения возникшей проблемы. Врачами разработаны рекомендации, соблюдая которые, можно свести к минимуму риск ухудшения зрения. Профилактика миопии доступна каждому, нужно только не забывать о ней и не преуменьшать ее значение.

Очень остро стоит проблема ухудшения зрения у детей. Согласно статистике, за период школьного обучения процент учеников с разной степенью близорукости возрастает до 30%. Чаще всего миопия развивается именно у школьников. Это связано с очень высокой нагрузкой на глаза, которую испытывают дети в этот период. Очное обучение и выполнение домашних заданий занимают большую часть дня ребенка, и все это время его зрительный аппарат находится в напряжении.

Читайте также:  Очки для просмотра телевизора при близорукости

После 18 лет рост глаза замедляется и постепенно прекращается, а вместе с ним останавливается и развитие близорукости. Во взрослом возрасте миопия начинается значительно реже.

Если не допустить ухудшения зрения до совершеннолетия, то велика вероятность, что «единица» сохранится до пожилого возраста, поскольку риск появления миопии в зрелости уже значительно меньше. Поэтому профилактика близорукости у детей и подростков особенно актуальна.

Родителям стоит уделять внимание несложным мерам по предотвращению патологии, начиная с самого раннего возраста детей.

Профилактика близорукости у детей имеет особое значение, как база для хорошего зрения в будущем. Различные меры применяются для детей разного возраста, поскольку в каждом периоде есть свои физиологические особенности и меняющиеся факторы окружающей среды.

Начинать заботиться о здоровье зрения малыша нужно еще до его рождения, в период беременности. Особенно важно это делать, если есть наследственный риск близорукости (один или оба родителя имеют данную патологию).

Для этого будущей маме нужно:

  • принимать фолиевую кислоту, которая входит в состав витаминных комплексов для беременных;
  • следить за поступлением в организм различных форм витамина B;
  • отказаться от алкоголя и табака в обязательном порядке;
  • не допускать воздействия рентгеновских лучей в период беременности.

Соблюдая эти рекомендации, можно снизить риск развития миопии у будущего ребенка.

После рождения необходимо принимать следующие меры по защите зрения малыша. Необходимы три обязательных визита к детскому офтальмологу в течение первого года жизни ребенка: в конце третьего месяца, затем в 6 месяцев и в годовалом возрасте. Если один или оба родителя имеют близорукость, врач может назначить дополнительные осмотры, пренебрегать которыми нельзя, поскольку важно динамическое наблюдение за ростом глазного яблока младенца.

Особое внимание следует уделить освещению в детской комнате. Нельзя допускать, чтобы малыш играл, рисовал или рассматривал книжки при недостаточном уровне освещенности, поскольку это увеличивает нагрузку на зрительный аппарат. Также во избежание зрительного утомления рекомендуется не показывать ребенку мультфильмы и не разрешать смотреть телевизор до трех лет, а детям старше трех лет ограничивать время просмотра 30 минутами.

Для школьников список рекомендаций увеличивается, поскольку нагрузка на глаза у них в разы больше, чем у дошколят. Вот памятка для профилактики близорукости у детей, которые учатся в школе:

  1. Правильно организованное рабочее место. Стол и стул должны быть подобраны по росту, чтобы ребенок мог сидеть с прямой спиной. Освещение должно быть достаточным, но не слишком интенсивным.
  2. Чтение с минимальной нагрузкой на глаза. Первые книги должны быть с крупным и четким шрифтом. Ребенка необходимо приучить к тому, что нельзя читать лёжа, особенно на боку. Огромное значение для предотвращения развития глазной патологии имеет поза и осанка.
  3. Письмо и рисование за столом. Как рисовать, так и писать ребенок должен только за рабочим столом в правильной позе с ровной осанкой. Расстояние от глаз до листа должно быть не менее 35 см.
  4. Смена деятельности. Нельзя допускать слишком длительной работы с фокусом зрения на близких предметах. Необходимо делать перерывы на активную деятельность, в том числе прогулки и подвижные игры.
  5. Спорт. Физическая активность, особенно на свежем воздухе, является отличной профилактикой близорукости.
  6. Регулярные визиты к офтальмологу для контроля состояния глаз школьника.

Этот комплекс мер по профилактике близорукости должен войти в стойкую привычку у ребенка.

Полезные советы по профилактике миопии у детей можно найти в этом видео:

Существуют универсальные способы профилактики близорукости, которые подходят для всех возрастов с некоторыми нюансами. Это гигиена зрения, правильное питание, прием витаминов, массаж и специальная гимнастика для глаз.

Зрительной гигиеной называется адекватное дозирование нагрузки и избегание неадекватного напряжения глаз. Поскольку рекомендации по гигиене зрения у детей и подростков для профилактики близорукости рассказано выше, здесь мы перечислим советы для взрослых людей.

  1. Не читать лежа, в транспорте и при тусклом свете, расстояние от книги – не менее 35 см.
  2. Обеспечить хорошую освещенность, особенно на рабочем месте.
  3. Не рекомендуется смотреть телевизор при полностью выключенном свете. Расстояние до экрана – не менее, чем 3 диагонали экрана.
  4. Работа за компьютером: монитор не менее чем в 40 см от глаз, читаемые шрифты – 12-14, не менее 5 минут перерыва на каждый час непрерывной работы. Если близорукость уже имеется, то перерывы должны быть не менее 10 минут.
  5. Если работа подразумевает более 4 часов перед монитором в день или концентрацию на мелких предметах, нужно не менее раза в год профилактически посещать офтальмолога.

Профилактика миопии у детей и взрослых также обязательно включает в себя правильное питание. Оно должно быть обогащено продуктами, содержащими полезные для зрения вещества:

  • Белок: нежирные сорта мяса – говядина, баранина, индейка, а также рыба, морепродукты, яйца;
  • Овощи: капуста белокочанная и цветная, брокколи, помидоры, морковь, свёкла, тыква, болгарский перец;
  • Зелень: различные сорта салата, зеленый лук, петрушка, шпинат.
  • Молочные и кисломолочные продукты;
  • Фрукты и ягоды: любые цитрусовые, дыня, хурма, персики, абрикосы, облепиха, черноплодная рябина, черника, смородина;
  • Напитки: зеленый чай, свежевыжатые овощные и фруктовые соки, отвар шиповника, боярышника, черничный морс.

Нельзя забывать и про правильный режим питания: есть в одно и то же время каждый день и не переедать на ночь.

Для поддержания здоровья глаз рекомендуется следить за поступлением в организм полезных для глаз витаминов и микроэлементов. Один-два раза в год можно курсами принимать витаминные комплексы, поскольку в холодный сезон их поступление с пищей ограничено. Особенно важно принимать витамины для профилактики миопии у школьников, поскольку растущий организм требует поддержки. Важнейшими для зрения являются витамины А, С и группы В.

Для профилактики близорукости, как у школьников, так и у взрослых, очень эффективны специальные упражнения для глаз. Врачами разработано несколько эффективных комплексов, призванных расслабить перенапряженные мышцы глаз, а также направленных на тренировку аккомодации, то есть способности глаза фокусироваться на различных предметах как вблизи, так и вдали.

Освоив и запомнив простые упражнения, можно повторять их в свободную минуту даже на рабочем месте или в школе. Особенно актуальны для офисных работников и школьников упражнения для цилиарной мышцы, поскольку ее спазм приводит к ложной близорукости, которая может перейти в истинную.

Вот основной рекомендуемый комплекс упражнений, эффективных как для предотвращения появления, так и для замедления прогрессирования близорукости:

  • Круговыми движениями мягко помассировать пальцами веки закрытых глаз;
  • Сделать несколько движений глазами вверх-вних, вправо-влево, из угла в угол;
  • Поставить перед глазами палец, затем найти глазами удаленный предмет позади него и смотреть попеременно на палец и на предмет, не переводя глаз, а только меняя фокус зрения;
  • Крепко зажмуриться на 3-5 секунд несколько раз подряд.

Базовые упражнения для профилактики близорукости очень просты и доступны для освоения даже ребенку дошкольного возраста.

Профилактика миопии – важная составляющая здорового образа жизни, которая помогает сохранить такую важную функцию организма, как зрение. Следуя несложным советам, изложенным выше, можно сохранить острое зрение на всю жизнь. Чтобы узнать больше о здоровье глаз, подпишитесь на обновления сайта и будьте в курсе всех новостей в области лечения и профилактики глазных заболеваний.

источник

Миопией страдает каждый третий житель планеты. Частота близорукости среди населения России и стран СНГ не только не имеет тенденции к снижению, но и повсеместно увеличивается.

Около трети учеников младшей школы страдают близорукостью и носят очки. Профилактика близорукости необходима для сохранения хорошего зрения.

Если посмотреть на учеников начальной школы, то, как минимум, треть из них будет носить очки. Зрительные нагрузки в школе, всевозможные компьютеры и гаджеты, провоцируют прогрессирование этого заболевания. А вместе с тем, как вы понимаете, растет и число серьезных осложнений, которые напрямую связаны с близорукостью.

Именно поэтому, профилактика близорукости становится важнейшим инструментом в борьбе с ее осложнениями и сохранением хорошего зрения.

При сильных нагрузках на близком расстоянии мышцы глаз находятся в постоянном напряжении, провоцируя рост глаза в длину, тем самым, увеличивая близорукость

Приводим вам ряд конкретных действий, которые необходимы для профилактики миопии у детей с раннего возраста:

  • Первые детские книги должны быть с крупными и четкими картинками, что позволяет избежать зрительного напряжения.
  • Комната ребенка должна быть светлой и хорошо освещенной. Нельзя допускать, чтоб ребенок играл с мелкими предметами, рассматривал картинки или рисовал при слабом освещении.
  • Приучайте ребенка писать, рисовать сидя за столом. При этом обязательно следите за осанкой ребенка. Расстояние от глаз до стола должно быть не меньше, чем расстояние от локтя ребенка до его кисти. Освещение стола должно быть достаточным. Не экономьте на настольных лампах и настенных светильниках.
  • Телевизор не рекомендуется смотреть детям младше 3-х лет. Более страшим деткам разрешается смотреть телевизор не более 30 мин подряд. И расстояние до телеэкрана должно быть не меньше 3-х его диагоналей. Все эти правила касаются и компьютеров.
  • Первые книги для самостоятельного чтения должны быть с крупным шрифтом. Не приучайте ребенка читать лежа и сами не подавайте дурной пример. Если очень хочется почитать перед сном, сядьте в кровати, подложив что-нибудь под спину. Важно, чтоб расстояние до книги было 33-35 см.
  • Не первом году жизни окулист должен осмотреть ребенка в первые три месяца жизни, затем в 6 и 12 месяцев. В годик ребенка обследуют с обязательным расширением зрачков и определением истинной рефракции. Детям из группы риска (миопия у близких родственников, ретинопатия недоношенных и т.д.) возможно потребуются более частые визиты к специалисту.
  • Важно и правильное питание для профилактики близорукости – для глаз полезны витамины А, С, каротин и кальций, содержащийся в молочных продуктах.

В профилактике близорукости важную роль играет создание комфортных условий для работы и учебы, а также, чередование зрительных нагрузок с отдыхом

Аккомодация – это процесс, позволяющий глазам фокусироваться на предметах, расположенных как на далеком, так и на близком расстоянии.

При значительной зрительной нагрузке аккомодационные мышцы находятся в постоянном напряжении. Развивается так называемый спазм аккомодации, который проявляется снижением зрения вдаль, имитируя появление или усиление близорукости. Если вовремя не снять спазм аккомодации, то постепенно развивается истинная близорукость.

Упражнения и гимнастику для глаз можно выполнять для профилактики близорукости прямо на рабочем месте.

Существует ряд упражнений для тренировки аккомодации и профилактики развития близорукости, выполнять которые можно даже сидя на рабочем месте. Например, можно рисовать в воздухе глазами различные геометрические фигуры. Наиболее популярна и проверена временем гимнастика для глаз, разработанная известным офтальмологом, профессором С.Э. Аветисовым. Подробнее об этом комплексе упражнений читайте в нашей статье «Гимнастика для глаз».

Важно знать, что гимнастика для глаз будет эффективной, если ее выполнять регулярно – как минимум дважды в день по 3-5 мин.

Здоровый образ жизни и активные виды спорта являются важным фактором в профилактике близорукости, особенно бег, плавание и велосипед.

Офтальмологи очень рекомендуют виды спорта, наиболее подходящие людям, страдающим с близорукостью или в качестве профилактики:

  • Плавание
  • Велосипед
  • Бег
  • Фитнес

Виды спорта, которые связаны с подъемом больших тяжестей, напротив, увеличивают риск развития и прогрессирования миопии.

Виды спорта, связанные с постоянным сотрясением головы, например, единоборства, прыжки в воду и т.п., значительно повышают риск развития осложнений близорукости, таких как разрывы и отслойка сетчатки. Вот почему очень важно вовремя проходить регулярные профилактические осмотры при близорукости у врача, включающие осмотр сетчатки с широким зрачком.

источник

Глаза – самые неподготовленные к учебным нагрузкам органы ребенка, поступающего в школу. Учебный труд младших школьников связан с усиленной работой зрительного аппарата, которая предполагает чрезвычайно высокий уровень зрительных нагрузок, интенсивное овладение чтением, письмом, счетом. Зрительный анализатор у детей младшего школьного возраста практически не получает целенаправленного оздоровительного воздействия. В результате возникает риск приобретения, так называемой, школьной формы близорукости. Если вовремя не принять меры, то близорукость быстро прогрессирует и приводит к значительной потере зрения.

В деле охраны зрения детей, важную роль играет создание условий в учебной деятельности, своевременное выявление отклонения зрения, ношение очков и, конечно, профилактика.

Наблюдая за учащимися, я отметила, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями зрения. Хотя делается немало, с точки зрения соблюдения санитарно-гигиенических норм учебного процесса,чтобы его сохранить, это и физкультминутки на каждом уроке, пересадка учащихся каждое полугодие, а в отдельных случаях, и каждую четверть, беседы по профилактике близорукости, соблюдение зрениесберегающих правил при чтении и письме.

Последние годы я практикую в ходе учебных занятий проведение специальных зрительных упражнений и игр для тренировки и укрепления мышц глаза, физкультминутки через каждые 10–15 минут занятий. Систематическая работа дает хорошие результаты. Вместе со школьным врачом мы констатируем, что в классе снизилась динамика развития близорукости у детей, у части детей зрение стабилизировалось, близорукость, не прогрессирует миопия. С результатами нашей работы знакомлю родителей, проконсультировавшись с врачом даю рекомендации о том, как, какими средствами можно бороться за хорошее зрение в семье. Для этого использую комплект плакатов о здоровом и гармоничном развитии учащихся, а так же знакомлю с комплексом упражнений для глаз.

Упражнения для глаз. Упражнения для тренировки мышц глаза.

По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.

Читайте также:  Очки диоптрии близорукость высокая степень

Вот некоторые элементы этой гимнастики:

· Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

· Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

· Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.

· Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.

· Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.

· Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.

· Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

Сильное впечатление на меня произвела методика по охране и укреплению здоровья детей В.Ф. Базарного. Некоторые элементы его технологии я стала вводить в учебные занятия.

1. Бумажные офтальмотренажеры

• Разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами.

• На листе ватмана изображаются цветные фигуры (зигзаги, овалы, восьмерки, спирали и другие). Толщина линий – один сантиметр.

Детям предлагаются следующие задания:

1) Найди глазами две пирамидки.

2) Сосчитай, сколько во всех пирамидках красных колец, зеленых, черных и других

3) Сколько у пирамидок красных колпачков, коричневых, зеленых, желтых и других?

4) Сколько всего колец у пирамидок?

5) Сколько всего колпачков?

6) Сложи пирамидки в две группы. В первой группе на две (в два раза) пирамидки больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?

Этот вид упражнения можно использовать довольно часто, меняя лишь варианты заданий.

3. Тарелки с разноцветными кружками

Детям предлагаются следующие задания:

а) Найди две одинаковые тарелки.

б) Найди тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.

в) Сколько всего красных, зеленых, синих кружков на всех тарелках?

4. Схема зрительно-двигательных траекторий

С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток:

вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке, по восьмерке. Каждая траектория отличается от других цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание.

Упражнение выполняется стоя, руки на поясе, плечи развернуты. Плакат находится впереди вверху, укреплен над доской.

Благодаря этим упражнениям у детей повышается работоспособность, активизируется чувство зрительной координации, развиваются зрительно-моторная реакция, различительно-цветовые функции.

Для профилактики близорукости, укрепления глазодвигательных мышц на уроках во время проведения физкультминуток я также использую различные упражнения:

— упражнения под музыкальное сопровождение;

Упражнение с речитативом «Ах, как долго мы писали»

Ах, как долго мы писали, ( Поморгать глазами).

Посмотрите все в окно, ( Посмотреть влево – вправо).

Ах, как солнце высоко. ( Посмотреть вверх).

Мы глаза сейчас закроем,( Закрыть глаза ладошками).

В классе радугу построим, (Посмотреть по дуге вверх) —

Вверх по радуге пойдем, (вправо и вверх – влево).

А потом скатимся вниз, ( Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись.( Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).

Ребята приехали на дачу собирать урожай. Исходное положение – основная стойка или сидя на стуле, руки на парте. Все упражнения сопровождаются движением глаз.

«Капуста» — мягкие круговые движения глаз по кругу, глазами «рисуем» капусту. Ребята должны сорвать два кочана капусты, упражнение выполняем 2 раза.

«Морковка» -круговые движения глаз вверх – налево -вниз – направо – наверх. глазами «рисуем» морковку. Ребятам нужно сорвать пять морковок, упражнение выполняем 5 раз.

«Огурец» — полукруг вверху справа — налево, полукруг снизу слева – направо,

глазами «рисуем» огурец. Нужно сорвать три огурца, упражнение выполняем 3 раза.

Исходное положение – сидя на стуле, руки согнуты к плечам, ладонями вперед, пальцы вместе –«крылышки». Руки – это «цветочки», глаза – «бабочка»

«Бабочка» летит с правого цветка на левый – «рисуем» полукруг вверху справа – налево.

«Бабочка» порхает над цветком и садится на него – моргаем глазами пять раз.

«Гусеница» ползет от правого к левому «цветку» — «рисуем» глазами полукруг снизу справа – налево. Повторяем в другую сторону – «рисуем» глазами полукруг снизу слева – направо.

Выглянуло «солнышко». Глазами« рисуем»лучи солнца– от носа, вправо – вверх, вправо – вниз. И в другую сторону ,влево – вверх, влево – вниз.

Игру можно повторить 2 – 3 раза.

Профилактика зрительного утомления и близорукости

(памятка для учащихся начальных классов) Автор метода Э.С.Аветисов

Долго тянется урок –Много мы читали.

Не поможет тут звонок,Раз глаза устали.

Глазкам нужно отдыхать,Знай об этом каждый.

Упражнений ровно пять,Все запомнить важно.

Упражнение один – На край парты книги сдвинь.

Сидя, откинься на спину парты, сделай глубокий вдох, затем наклонись вперед на крышку парты, сделай выдох.

Упражнение такое Повтори пять раз за мною.

Упражнение два – Тренируй свои глаза.

Откинувшись на спинку парты, прикрой веки, крепко зажмурить глаза, открой глаза.

Занимаемся все сразу, Повтори четыре раза,

Упражнение три. Делай с нами, не спеши.

Сидя, положи руки на пояс, поверни голову направо, посмотри на локоть правой руки, поверни голову налево, посмотри на локоть левой руки, вернись в исходное положение.

Повторите пять раз, Расслабляя мышцы глаз.

Упражнение четыре Потратить нужно много силы.

Сидя, смотри перед собой, посмотри на классную доску 2 – 3 сек. Вытяни палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5 – 20 см от глаз. Переведи взгляд на конец пальца и посмотри на него 3 – 5 сек., после чего руки опусти.

Повторить 5 – 6 раз, Все получится у вас.

Упражнение пять Нужно четко выполнять.

Сидя, вытяни руки вперед, посмотри на кончики пальцев. Подними руки вверх –вдох, следи глазами за руками, не поднимая головы, руки опусти (выдох).

Находясь в постоянном поиске, изучая литературу,меня заинтересовал комплекс игровых упражнений, предлагаемый кандидатом педагогических наук С.В. Бондаренко. Эти упражнения я с успехом использовала на уроках. В основу игр положены два ведущих принципа тренировки глаза (по профессору Э.С. Аветисову):

• первый – «раскачка» аккомодации (способность глаза ясно видеть предметы, находящиеся от него на различных расстояниях);

• второй – релаксация (уменьшение напряжения) основных функциональных структур зрительного аппарата.

Эти упражнения способны снимать зрительное напряжение и утомление, расслабляя наружные и внутренние мышцы глаза, улучшать кровообращение глаза и циркуляцию внутриглазной жидкости. Помогают направленно повышать уровень зрительной выносливости, то есть выносливости к зрительному утомлению.

Данный игровой материал желательно применять комплексно, используя игры и восстановительного, и тренирующего воздействия. Это связано с особенностями процесса адаптации зрительного анализатора детей младшего школьного возраста к учебному труду. В начале учебного года, в первой четверти, доминируют специальные восстановительные игры в соотношении 2:1, в остальных учебных четвертях данное соотношение изменяется в сторону преобладания специально тренирующих игр в соотношении 3:1. Специальные зрительные игры применяют только после упражнений, повышающих зрительную активность детей.

Специально-восстановительные зрительные игры

Игру проводят в положении сидя после напряженной работы. По указанию учителя учащиеся закрывают глаза, прикрывая их ладонями, и опускают головы. Учитель называет цвета, а играющие стремятся с закрытыми глазами «увидеть» в чем-то заданный цвет (синее небо, зеленая трава, желтое солнце и так далее). Выборочно опросив детей о том, что же они увидели, учитель называет другой цвет.

Отвечая учителю, который подходит к детям и касается их плеча, учащиеся сохраняют исходное положение.

Длительность одного цикла игры (каждого цвета) – 15–20 сек., общая продолжительность игры – 1 мин.

Организуют игру после нагрузок, требующих как зрительного напряжения, так и статико-динамических напряжений мышц кисти. Учащиеся часто моргают, проговаривая текст: «Вы, метелки, усталость сметите, мы еще заниматься хотим до звонка. Глазки нам хорошо освежите, нам в учебный мир окунуться пора».

Проговаривание сочетают с быстрым (для снятия статического напряжения) сгибанием-разгибанием пальцев, кистей. Длительность выполнения – 6–8 секунд, повторить 2–3 раза.

Игроки крепко зажмуриваются на 3–4 сек. В это время учитель изменяет расположение находящихся на столе, на доске, на парте предметов. Открыв по сигналу глаза, дети стремятся найти изменения. Учитель выборочно спрашивает их, какие изменения они заметили. Зажмуриваясь, дети максимально напрягают веки. Общая длительность игры – 1,5 мин.

Специально-тренирующие зрительные игры

Играть целесообразно на тех уроках, где зрительная нагрузка наиболее высокая. Учащиеся стоят в колоннах, руки на поясе, плечи отведены назад, спина прямая, взгляд устремлен вперед вверх. Учитель располагается впереди сбоку. Он включает электрический фонарик и «выпускает зайку» на прогулку. «Зайка» бегает в разных направлениях по стенам и потолку классной комнаты. Учащиеся, поймав глазами «зайку», сопровождают его, стремясь не выпустить из поля зрения, не поворачивая при этом головы, а максимально используя лишь амплитуду работы глазодвигательных мышц. Учитель отмечает самых старательных «охотников».

Учащиеся свободно стоят перед учителем, который вращает подвешенный на нити длиной 50–70 см теннисный мяч (лучше всего желтый). Темп вращения нарастающий – от медленного к среднему. Учащиеся сопровождают глазами все перемещения мяча, вращая глазами с возможно большей амплитудой.

Направление вращения мяча периодически изменяется. В игре отмечают наиболее старательных игроков.

• Описание остальных игр можно посмотреть в // «Физкультура в школе». 1993. № 2.

Примечательно, что предлагаемый игровой материал способствует и концентрации внимания учащихся, а это позволяет оптимально переключать их на последующую учебную деятельность.

Использование гимнастики для глаз, элементов технологии В.Ф. Базарного, специальных восстановительных и специально тренирующих игровых упражнений С.В. Бондаренко привело к значительному улучшению зрения у младших школьников. Если в первом классе на конец учебного года 91,7% учащихся имели 100%-ное зрение, то в конце четвертого класса 100%-ная острота зрения была у всех учеников.

Хочется пожелать тем, кто начнет применять эти технологии: «Опыт ценнее любых учителей. Не переживайте, если у вас что-то не получится, не опускайте руки, попробуйте еще раз, и вы добьетесь успеха».

1. Из опыта работы по технологии Базарного В.Ф. // «Начальная школа», 1990. – № 6; 1996. – № 11.

2. Бондаренко С.В. «Тренируем зрение» // «Физкультура в школе», 1993. – № 2.

3. Аветисов Э.С. Возвращение зрения. М., 1980.

источник

Профилактика близорукости для детей — это меры, о которых надо знать всем родителям, независимо от того, есть ли у ребенка проблемы со зрением. Это связано с тем, что в мире все больше людей вынуждены носить очки и линзы для коррекции зрения. Статистика утверждает: близорукостью страдает каждый третий человек на планете. Если вовремя не начать лечение, это грозит не только ухудшением качества жизни, но и инвалидностью.

Современные дети особенно подвержены риску заработать близорукость. Поэтому родителям стоит заботиться о гигиене зрения ребенка еще с раннего дошкольного возраста.

Близорукость (миопия) — одно из самых распространенных детских заболевания. Чаще всего выявляется у детей среднего школьного возраста. Однако нередкими стали случаи ухудшения зрения и у дошкольников, которые испытывают сильные нагрузки на зрение.

Миопия — это нарушение (дефект) зрения, при котором человек хорошо видит предметы вблизи, но расплывчато на дальнем расстоянии. Требует обязательной коррекции, без чего будет прогрессировать и вызывать осложнения.

Близорукость относится к тем заболеваниям, которые невозможно вылечить. Можно скорректировать и остановить ухудшение, но вернуть зрение уже не получится. Поэтому важно не только регулярно проверять детское зрение, но и знать, какие причины вызывают близорукость.

Наследственная предрасположенность. Если у мамы и папы слабое зрение, то риск появление миопии у ребенка достигает 50%. Таким детям надо не пропускать визиты к офтальмологу и тщательно проводить профилактику близорукости.

Образ жизни. Сюда относится слабая физическая активность и большие зрительные нагрузки вблизи (чтение, компьютер, работа с мелкими предметами).

Некоторые заболевания повышают риск развития близорукости: травмы головы или позвоночника, неправильная осанка, проблемы с щитовидкой и детские инфекции.

У дошкольников одним из факторов риска стало раннее развитие. У малышей зрение еще не приспособилось для работы на близком расстоянии. Поэтому раннее обучение чтению, письму, работа за столом с мелкими предметами (при чрезмерном увлечении) приводит к тому, что ребенок начинает хуже видеть.

К сожалению, изменения в глазном яблоке необратимы. Полностью вылечить близорукость уже не удастся, но методы коррекции помогают избежать более серьезных проблем со зрением.

Для того чтобы близорукость не прогрессировала, ребенку назначают очки или контактные линзы. В зависимости от степени заболевания, могут прописать их носить постоянно или только во время чтения и работы за компьютером. Врачи могут порекомендовать и глазную гимнастику, но серьезные дефекты зрения она не исправит.

В зависимости от степени нарушения и осложнений также назначают:

медикаментозное лечение (глазные капли, витамины, сосудорасширяющие препараты);

склеропластику — оперативное лечение близорукости. Показана при высокой степени миопии или ее прогрессирующей форме;

физиотерапию — массаж, лазеротерапия, электрофорез и др.

Зрительный аппарат у детей постоянно развивается, поэтому лазерную коррекцию зрения детям до 18-20 лет не назначают. Иногда она может быть проведена при таких заболеваниях, как анизометропия, косоглазие, амблиопия.

Профилактика близорукости у детей нужна и тем, кто видит хорошо, и тем, кто уже носит очки. Причем придерживаться этих правил надо не только с началом школьной жизни, а с самого рождения. Тогда у ребенка будет больше шансов сохранить хорошее зрение или, по крайней мере, снизить наследственный фактор.

Читайте также:  Что делать если есть близорукость

Меры профилактики:

С самого рождения комната ребенка должны быть достаточно светлой и хорошо освещенной.

Книги для самых маленьких должны быть качественными: с большим шрифтом и четкими картинками.

В первый год жизни ребенка необходимо посетить офтальмолога в 3, 6 и 12 месяцев.

Полноценное питание играет большую роль для растущего организма, в том числе и для профилактики миопии у детей. Для здоровья глаз необходимы витамины А, В, С, лютеин, каротин, кальций. Поэтому обязательно в детском рационе должны присутствовать молочные продукты, яблоки, цитрусовые, черника, черная смородина, клюква, свиная печень, яйца, сливочное масло, рыба, овощи, зелень.

Детям до трех лет стоит ограничить время возле экранов до минимума (есть рекомендации совсем исключить телевизор и гаджеты до 3 лет), после 3 лет допустимая норма — 30 минут в день, для школьников — 1,5 часа.

В любом возрасте ребенок должен много двигаться и проводить время на свежем воздухе. Прогулки и активные игры вне помещения способны снизить риск развития близорукости и могут приостановить ее прогрессию. Это связано с благоприятным воздействием дневного света на глаза и возможностью смотреть вдаль, а не только перед собой.

Защищать глаза от ультрафиолета. Прямые солнечные лучи способствуют развитию близорукости, поэтому для защиты от солнца детям надо носить солнцезащитные очки и широкополые панамы.

Стол ребенка должен стоять у окна, свет должен падать с правой стороны, в вечернее время необходимо обязательно включать дополнительное освещение — настольные лампы 60-100 Вт. Мебель должны соответствовать росту ребенка.

При выполнении любых работ за столом, необходимо приучать ребенка держать ровно спину. Расстояние от глаз до стола равняется длине от локтя ребенка до его кисти.

Избегайте чрезмерного напряжения глаз. Чем ближе тетрадь, книга, мелкие предметы, тем сильнее напрягаются глаза для фокусировки. Оптимальным считается расстояние в 30 см. При чтении, выполнении домашних заданий, просмотре мультфильмов надо делать 10-минутные перерывы каждые 30-40 минут.

Нельзя читать лежа и при поездках в транспорте, так как это приводит к переутомлению глаз.

Для профилактики близорукости врачи рекомендуют заниматься бегом, плаванием, велоспортом, теннисом. Эти виды спорта помогают тренировать глазные мышцы.

Нелишним будет делать и простую зарядку для глаз. Всего несколько минут в день помогут снять перенапряжение глаз и потренировать мышцы.

Чаще всего близорукость у детей развивается с началом школьной жизни. В это время возрастают учебные нагрузки, поэтому для детей очень важно правильно распределить время между уроками и отдыхом и обеспечить им активный досуг. Для сохранения зрения стоит особенно уделить внимание:

занятиям спортом и ежедневным прогулкам на улице;

хорошему освещению рабочего места;

следить за количеством зрительной нагрузки и вовремя делать перерывы на отдых.

Вам может быть интересно: Всего 3 минуты в день для идеального лица. Гимнастика подходит всем и не отбирает много времени.

источник

Зрение человека — процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой , и позволяющий получать представление о величине, форме и цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними.

Из-за большого числа этапов процесса зрительного восприятия его отдельные характеристики рассматриваются с точки зрения разных наук — оптики , психологии , физиологии , химии . На каждом этапе восприятия возникают искажения, ошибки, сбои, но мозг человека обрабатывает полученную информацию и вносит необходимые коррективы. Эти процессы носят неосознаваемый характер и реализуются в многоуровневой автономной корректировке искажений. Так устраняются сферическая и хроматическая аберрации, эффекты слепого пятна , проводится цветокоррекция , формируется стереоскопическое изображение . В тех случаях, когда подсознательная обработка информации недостаточна, или же избыточна, возникают оптические иллюзии .

В процессе эволюции светочувствительные рецепторы адаптировались к солнечному излучению, достигающему поверхности Земли и хорошо распространяющемуся в воде морей и океанов. Земная атмосфера имеет значительное окно прозрачности только в диапазоне длин волн 300—1500 нм . В ультрафиолетовой области прозрачность ограничена поглощением ультрафиолета озоновым слоем и водой, в инфракрасной области — поглощением водой. Поэтому на сравнительно узкую видимую область спектра приходится более 40 % энергии излучения Солнца у поверхности.

Глаз человека чувствителен к электромагнитному излучению в диапазоне длин волн 400—750 нм. Сетчатка глаза чувствительна и к более коротковолновому излучению, но чувствительность глаза в этой области спектра ограничивается низкой прозрачностью хрусталика, защищающего сетчатку от разрушительного действия ультрафиолета.

В глазу человека содержатся два типа светочувствительных клеток: высокочувствительные палочки и менее чувствительные колбочки . Палочки функционируют в условиях относительно низкой освещённости и отвечают за действие механизма ночного зрения , однако при этом они обеспечивают только нейтральное в цветовом отношении восприятие действительности, ограниченное участием белого, серого и чёрного цветов. Колбочки работают при более высоких уровнях освещённости, чем палочки. Они ответственны за механизм дневного зрения , отличительной особенностью которого является способность обеспечения цветового зрения.

В сетчатке глаза человека есть три вида колбочек, максимумы чувствительности которых приходятся на красный , зелёный и синий участки спектра. Ещё в 1970-х годах было показано, что распределение типов колбочек в сетчатке неравномерно: «синие» колбочки находятся ближе к периферии, в то время как «красные» и «зеленые» распределены случайным образом, что было подтверждено более детальными исследованиями в начале XXI века. Соответствие типов колбочек трём «основным» цветам обеспечивает распознавание тысяч цветов и оттенков. Кривые спектральной чувствительности трёх видов колбочек частично перекрываются, что способствует явлению метамерии . Очень сильный свет возбуждает все 3 типа рецепторов, и потому воспринимается, как излучение слепяще — белого цвета.

Близорукость — аномалия рефракции глаза, при которой фокус перемещается вперед, а на сетчатку попадает уже расфокусированное изображение. При близорукости дальнейшая точка ясного зрения лежит в пределах 5 метров. Близорукость бывает ложной и истинной. В легких случаях далекие объекты размыты, в то время как близкие остаются четкими. В случаях высокой близорукости происходит значительное снижение зрения. Начиная приблизительно с −4 дптр, человеку необходимы очки и для дали, и для близкого расстояния, в противном случае рассматриваемый предмет нужно подносить очень близко к глазам. Однако именно ввиду того, что для хорошей резкости изображения близорукий человек подносит предмет близко к глазам, он способен различать более мелкие детали этого предмета, чем человек с нормальным зрением.

В подростковом возрасте близорукость часто прогрессирует. Прогрессия близорукости иногда принимает злокачественную форму, при которой зрение падает на 2—3 диоптрии в год, наблюдается растяжение склеры, происходят дистрофические изменения сетчатки. В тяжелых случаях возникает опасность отслойки перерастянутой сетчатки при физической нагрузке или внезапном ударе. Остановка прогрессии близорукости обычно наступает к 25—30 годам, когда перестает расти организм. При стремительной прогрессии зрение к тому времени падает до −25 диоптрий и ниже, очень сильно калеча глаза и резко нарушая качество зрения вдаль и вблизи, причем такие отклонения очень тяжело поддаются полноценному исправлению оптикой: толстые очковые стекла создают сильные искажения и уменьшают предметы визуально, отчего человек не видит достаточно хорошо даже в очках. В таких случаях лучшего эффекта можно добиться с помощью контактной коррекции.

Профилактика нарушения зрения у детей важна в любом возрасте, ведь орган зрения развивается и взрослеет вместе с ребенком! Воспринимая световые раздражения от чрезмерных усилий и напряжения, глаза утомляются и снижают эффективность своей работы. Офтальмологи предупреждают, что регулярное перенапряжение может привести к спазму глазных мышц, в результате чего глаза перестают отзываться на смену фокусного расстояния. Среди причин нарушения зрения у детей – наличие хронических заболеваний, нерациональное питание, наследственная предрасположенность, высокая зрительная нагрузка, длительное статическое напряжение, проблемы с позвоночником, несоблюдение режима дня, сокращение длительности ночного сна, неправильная организация занятий в домашних условиях и в образовательных учреждениях. Основной причиной нарушения гигиены зрения у дошкольников является телевизор. Серьезную нагрузку на органы зрения детей дает чтение. Процесс заключается в движении взгляда по строке, при котором совершаются остановки для восприятия и осмысления текста. Не секрет, что в настоящее время наиболее актуальной проблемой работы с компъютером является его воздействие на зрение детей и подростков. Неприятные ощущения в области глаз, как ощущение усталости, дискомфорта в виде пелены перед глазами, неясных очертаний предметов наблюдаются в разное время у 40-92%, а ежедневно у 10-40% пользователей. Доказано, что утомление развивается через 30 мин непрерывной работы за компъютером у каждого третьего старшеклассника и у каждого второго ребенка 7-9 лет. У детей с пониженной остротой зрения коэффициент утомляемости возрастает почти в 4 раза.

Правила предупреждения близорукости у детей:

1) ограничивать зрительные нагрузки при пользовании компъютером : не допускать детей до 2-х лет к компъютерным играм и просмотру телепередач, сократить длительность работы за компъютером детям после 10 лет до двух часов в день, обеспечив достаточную дистанцию до монитора компьютера – 40-60 см;

2) ограничивать зрительные нагрузки при пользовании телевизором:

не смотреть ТВ в полной темноте, держать включенной неяркую лампу с рассеянным светом, расположенную вне поля зрения взрослых и детей, смотрящих телевизор;

исключить бесконтрольный просмотр детьми телепередач; обеспечить расстояние до телевизионного экрана не ближе 2-3 метров; ограничить время просмотра телепередач на уроках до 10 мин. – в 1 классе, до 20 мин. в 3-4 классах, до 25 мин. в 5-7 классах, до 25 мин. – в 8-11 классах.

3)Соблюдать гигиенический регламент проведения занятий :

выполнения домашних заданий для учащихся в 1 классе — до 1 ч, во 2-м — до 1,5 ч, в 3-4 классах — до 2 ч, в 5-6 классах — до 2,5 ч, в 7 классе — до 3 ч, в 8-11 классах — до 4 ч.;

продолжительность непрерывной учебной деятельности школьников не должна превышать 7-10 мин. для учащихся 1-4 классов, 10-15 мин. — для учащихся 5-11 классов.

4) соблюдать гигиену чтения: запрещается читать в темноте, читать, держа книгу на близком расстоянии, смотреть в монитор в темной комнате без дополнительного освещения, читать или играть в компьютерные игры во время движения транспорта ;

выбирать печатные издания, предназначенные для детей соответствующего возраста, с четким шрифтом на белой бумаге;

создать оптимальные условия освещенности на рабочем столе ребенка дома и в образовательном учреждении ;

обеспечить правильную посадку ребенка во время занятий: расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 30-45 см у учащихся 1-4 классов и не менее 30-45 см – у обучающихся 5-11 классов; строго запрещается читать лежа, сгорбившись и в движущемся транспорте, это вредно для зрения;

вести активный образ жизни: физические нагрузки должны соответствовать возрасту детей; необходимо достаточное, не менее 3-4 часов, пребывание на свежем воздухе.

5) питаться правильно: организация здорового питания предусматривает употребление продуктов с высоким содержанием витаминов А и С. Это творог, мясо, кефир, рыба, морковь, яблоки, курага, черника, смородина, лимоны;

соблюдать режим дня с чередованием труда и отдыха .

Гимнастика для сохранения остроты зрения

1)Навести фокус. Вытянуть большой палец левой руки перед собой на уровне глаз на расстояние примерно 40 см. На 5-10 сек. сфокусировать взгляд на своем пальце, затем, найдя вдалеке точку смотреть на нее также 5-10 сек., затем снова на палец и вновь на отдаленную точку. Повторить 7-10 раз. 2) 2)Снять напряжение. Поместить большой и средний пальцы одной руки по обеим сторонам носа ближе к глазам, а указательным нажать между бровями. Далее тремя пальцами делать круговые движения в течение 1 мин. Повторить 4 раза.

3)Выполнить упражнение «сон». Выполняется после каждого упражнения. Ребенок закрывает глаза, потирает ладони друг об друга и кладет их на лицо. Сидит так, глубоко дыша, 1-2 мин.

Комплекс упражнений для профилактики зрительного утомления:

Упражнения выполняются сидя, в удобной позе: позвоночник прямой, глаза открыты, взгляд устремлен вперед. Продолжительность занятий 3-5 минут .

1)Взгляд направить влево – прямо, вправо – прямо, вверх – прямо, вниз — прямо без задержки (от 3до 10 раз).

2)Взгляд смещать по диагонали: влево – вниз — вправо, вправо – вверх — прямо, вправо — вниз – прямо, влево – вверх — прямо и постепенно увеличивать задержки в отведенном положении, дыхание произвольное, но надо следить, чтобы оно не задерживалось (3-10 раз).

3)Совершать круговые движения глаз: влево и вправо, вначале быстрее, потом как можно медленнее (от 1 до 10 кругов).

4)Смотреть на кончик носа, затем вдаль (от 5 до 7 раз).

5)Смотреть на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, а затем вдаль (от 5 до 10 раз).

6)Смотреть прямо перед собой пристально и неподвижно, стараясь видеть более ясно, затем моргнуть от 5 до 7 раз.

7)Массировать веки глаз, мягко поглаживая их указательным и средним пальцами в направлении от носа к вискам. Или: глаза закрыть и подушечками ладони, очень нежно касаясь проводить по верхним векам от висков к переносице и обратно (10 раз в среднем темпе).

8)Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий прикрыть ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (на 1 мин). Представить погружение в полную темноту. Открыть глаза (от 5 до 7 раз).

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *