Меню Рубрики

Рекомендованные упражнения при близорукости

Близорукость, или миопия, – одно из нарушений нормальной функции глаза по восприятию разноудаленных предметов.

При близорукости человек обычно хорошо видит предметы, расположенные вблизи от его глаз, на расстоянии до 30—40 см, но с трудом различает предметы, расположенные в нескольких метрах от него. Чем меньше расстояние от глаз до объекта, который больной близорукостью видит еще отчетливо, тем больше степень миопии.

Традиционным методом коррекции близорукости является назначение больному очков с вогнутыми линзами, которые позволяют сделать так, что фокус рассматриваемого предмета ложится на сетчатку глаза, а не перед ней, и поэтому рассматриваемый объект становится четко различимым.

Однако очки не лечат миопию – они только компенсируют дефект глаза. Часто со временем близорукость прогрессирует, и больному необходимо выписывать очки со все большим количеством диоптрий.

Однако в нетрадиционной медицине существуют методы, позволяющие не только остановить развитие близорукости, но и существенно повысить остроту зрения.

Одним из таких методов является комплекс специальных упражнений для глаз, регулярное и точное выполнение которых дает несомненный положительный результат. Для лечения миопии наиболее широко применяются несколько комплексов упражнений, разработанных разными авторами.

Необходимо помнить, что близорукость может развиваться и как наследственное, и как приобретенное заболевание.

При наследственном варианте заболевания у человека, один или оба родителя которого страдают близорукостью, очень высок риск развития ее в достаточно раннем возрасте. В таких условиях упражнения можно начинать выполнять, даже если еще нет заметных нарушений зрения или же они незначительны.

Это имеет особое значение, если в обыденной жизни человека есть место внешним факторам, воздействие которых дополнительно повышает вероятность развития близорукости, например работа, связанная с рассматриванием на близком расстоянии (редактором, корректором, научным сотрудником, часовщиком и т. п.). В этом случае можно порекомендовать выполнять комплекс упражнений, разработанных профессором Э.С.Аветисовым с соавторами.

пражнения этого комплекса при регулярном выполнении улучшают кровообращение глаз, укрепляют глазные мышцы, снимают напряжение.

  1. Упражнение 1. Исходное положение – сидя, с прямым позвоночником и приподнятой головой. На 3-5 с крепко зажмурить глаза, затем открыть на 3-5 с. Повторить 6-8 раз.
  2. Упражнение 2. Исходное положение – то же. Быстро моргать в течение 1-2 мин.
  3. Упражнение 3. Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. Смотреть прямо перед собой 2-3 с, поднять выпрямленную правую руку перед собой, отвести большой палец и фиксировать на нем взгляд на 3-5 с. Опустить руку. Выполнить 10—12 повторов.
  4. Упражнение 4. Исходное положение – то же. Поднять выпрямленную правую руку перед собой до уровня глаз и фиксировать взгляд на кончике указательного пальца. Затем, не отводя взгляда, медленно приближать палец к глазам, пока он не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.
  5. Упражнение 5. Исходное положение – то же. Указательный палец правой руки расположить на расстоянии 25—30 см от лица на уровне глаз, по срединной линии тела. На 3-5 с зафиксировать взгляд обоих глаз на кончике указательного пальца. Затем закрыть левый глаз ладонью левой руки и в течение 3-5 с смотреть на кончик пальца только правым глазом. Убрать ладонь и смотреть 3-5 с на палец двумя глазами. Ладонью правой руки прикрыть правый глаз и 3-5 с смотреть на палец только левым глазом. Убрать ладонь и смотреть на кончик пальца обоими глазами в течение 3-5 с. Повторить 6-8 раз.
  6. Упражнение 6. Исходное положение – то же. Полусогнутую правую руку отвести вправо. Не поворачивая головы, постараться увидеть боковым зрением указательный палец этой руки. Затем медленно перемещать палец справа налево, неотрывно следя за ним взглядом, а потом так же слева направо. Повторить 10—12 раз.
  7. Упражнение 7. Исходное положение – сидя в удобной позе. Закрыть глаза и кончиками пальцев обеих рук одновременно массировать веки круговыми движениями в течение 1 мин.
  8. Упражнение 8. Исходное положение – то же. Глаза полузакрыты. Тремя пальцами каждой руки одновременно нажать на верхние веки легким движением, оставаться в таком положении 1-2 с, затем убрать пальцы с век. Повторить 3-4 раза.

Достаточно широкое распространение, особенно за рубежом, получила система упражнений Бэйтса.

Метод Бэйтса основан на том, что аккомодация, или приспособление глаза к одинаково четкому видению разноудаленных объектов, осуществляется не только за счет изменения кривизны хрусталика глаза. По его мнению, большую роль в процессе аккомодации играют внешние мышцы глазного яблока, которые сокращаются, давят на глазное яблоко и меняют его форму из сферической в вытянутую.

Бэйтс считает, что основной причиной нарушений зрения является напряжение, усилие при попытке разглядеть какой-либо объект. Причиной же близорукости является усилие увидеть далеко расположенные объекты. Если человек длительное время выполняет работу, связанную с рассматриванием мелких предметов на близком расстоянии, то сразу четко увидеть удаленный предмет он не может и поэтому прилагает усилие, чтобы его рассмотреть.

При этом мозг дает команду мышцам глаза сократиться, и нормальная форма глазного яблока меняется. Оно становится более вытянутым, так как сокращающаяся мышца давит на него и как бы расплющивает, а такая форма глазного яблока и есть основная причина и признак близорукости.

Таким образом, зрение остается нормальным, пока глаза расслаблены. Восстановить нарушенное зрение можно, достигнув расслабления глаз. Именно на этом принципе и основана вся система упражнений Бэйтса, которая включает в себя три основных раздела: общее расслабление, динамическое расслабление и дополнительные методы, способствующие улучшению зрения.

Общее расслабление достигается применением пальминга. Этот прием был разработан и введен в использование именно Бэйтсом. Он достаточно несложен в исполнении и является самым простым способом достижения расслабления. Подробнее о пальминге мы расскажем в другой статье.

Динамическому расслаблению способствует выполнение упражнений по улучшению центральной фиксации.

Центральная фиксация – это способность глаза смотреть прямо на объект и видеть его при этом лучше всех остальных объектов. Она обеспечивается так называемым центром зрения, расположенным в центральной ямке сетчатки глаза, где сосредоточено наибольшее количество светочувствительных элементов сетчатки глаза и зрение является самым острым.

При миопии в результате постоянного напряжения глаз нормальное строение и функция центра зрения нарушаются, и он уже не является точкой, обеспечивающей самое острое зрение. Его чувствительность становится равной чувствительности любого другого участка сетчатки или даже меньшей. Поэтому человек уже не видит четче всего тот предмет, на который он прямо смотрит. Объекты, окружающие этот предмет, иногда видны даже лучше.

Поэтому Бэйтс предложил упражнения для тренировки центральной фиксации. Они основаны на утверждении, что при сознательном подражании глаза со сниженным зрением свойствам нормального глаза острота зрения улучшается.

Упражнения Бэйтса выполняются на специальной Ом-карте (рис. 1). Она представляет собой довольно сложный рисунок, и применялась для тренировки центральной фиксации еще в Древней Индии.

В центре рисунка изображен знак в виде причудливого иероглифа, в котором можно разглядеть слово «Ом». Упражнения на Ом-карте повышают чувствительность центральной ямки сетчатки глаз, улучшают кровообращение глаз и способствуют повышению остроты зрения.

  1. Упражнение 1. Ом-карту при выполнении этого упражнения можно установить на расстоянии от 0,3 до 3 м на уровне глаз. Зафиксировать взгляд на исходной точке знака в центре Ом-карты. Заметно, что эта точка кажется самой четкой частью знака. Затем необходимо медленно вести взгляд по знаку, постоянно обращая внимание на то, что самой четкой, более интенсивного черного цвета кажется та часть знака, на которую устремлен взгляд в данный момент. Повторить упражнение 3 раза. После этого заметить, что теперь весь знак кажется более темным, чем был до выполнения упражнения.
  2. Упражнение 2. Упражнение выполняется стоя. Ом-карта располагается на расстоянии от 0,3 до 1,5 м от лица. Центральный знак на Ом-карте окружен ломаной линией, похожей на схематичное изображение лепестков подсолнуха или лучей солнца. Зафиксировать взгляд на каком-либо участке этой линии, а затем перемещать его по отрезкам линии, двигая голову вместе с взглядом. На каждом углу, т. е. конце каждого отрезка, нужно делать мягкие моргания. При выполнении упражнения обратить внимание на то, что каждый отрезок линии, на который падает взгляд в данный момент, кажется чернее остальных.
  3. Упражнение 3. Выполняется на том же расстоянии от Ом-карты. Вокруг знака на карте нарисована окружность. Зафиксировать взгляд на определенной точке окружности и медленно продвигаться взглядом по окружности, одновременно двигая и голову. Повторить упражнение несколько раз. Затем закрыть глаза и постараться проделать то же, скользя взглядом по воображаемому образу окружности.
  4. Упражнение 4. Карманный вариант проверочной таблицы Сивцева (набор букв разного размера, расположенных в несколько строк по мере его убывания, используемый окулистами для проверки остроты зрения) держать в вытянутой руке на уровне глаз или поставить на стол на расстоянии до 90 см от лица при хорошем освещении. Выполнить упражнение по тренировке центральной фиксации, задерживая взгляд на отдельных, хорошо видимых буквах и отмечая их четкость. Затем создать условия тусклого освещения, например накрывшись покрывалом темного цвета или выключив электрический свет и оставив только зажженную свечу.

В этих условиях приблизить к лицу любую книгу с мелким шрифтом на расстояние около 25 см и прочитать 3 страницы. Тусклое освещение должно быть таким, чтобы на указанном расстоянии можно было разобрать шрифт, но чтение давалось бы с некоторым напряжением. Чередование центральной фиксации на проверочной таблице при хорошем освещении и чтение книги с напряжением при тусклом свете позволяют повысить остроту зрения.

  • Упражнение 5. Ежедневно несколько раз в день читать проверочную таблицу, установив ее на расстоянии от 3 до 6 м, при хорошем освещении и регулярно мягко моргая. Начинать упражняться лучше с расстояния в 3 м и постепенно его увеличивать, но так, чтобы при чтении не возникало напряжения. После чтения таблицы рекомендуется выполнить пальминг.
  • Упражнение 6. Во время прогулки или поездки в транспорте (на пассажирском месте) полезно регулярно следить взглядом за объектами, движущимися навстречу и мимо: проезжающими встречными машинами, прохожими. Необходимо всегда стараться, чтобы глаза были расслаблены, полуприкрыты, но не прищурены, а удаленные предметы рассматривались без напряжения.
  • Комплекс упражнений для исправления близорукости создан и М. Д. Корбетт. В своих упражнениях она рекомендует пользоваться проверочной таблицей, но использовать ее не для проверки зрения, чтобы узнать, сколько же строк можно увидеть. Применение проверочной таблицы основано на принципах узнавания, рассматривания уже знакомых букв и, следовательно, отсутствия напряжения глаз при ее рассматривании.

    Для выполнения этих упражнений необходимо постараться сформировать у себя чувство безразличия к этой таблице, разорвать привычную ассоциативную связь между таблицей и проверкой остроты зрения в кабинете врача. Только после этого выполняемые упражнения будут производить ожидаемый эффект.

    Однако у некоторых пациентов эта взаимосвязь сохраняется в сознании очень длительное время, что, естественно, тормозит прогресс в лечении близорукости этим методом. Для таких людей М. Д. Корбетт предлагает сделать проверочную таблицу самостоятельно.

    Для этого необходимы стандартный лист ватмана и несколько ненужных журналов и газет с заголовками разной величины, отпечатанными черной краской. В верхней части листа ватмана нужно приклеить строчкой какое-либо слово (или фразу), отпечатанное буквами высотой около 5 см. Отступив вниз 2,5 см, приклеить другое слово (или фразу), напечатанное буквами чуть меньшей высоты.

    Всего нужно сделать 20—25 таких строк, каждая из которых – слово из букв убывающей высоты, причем в последней, самой нижней, строке высота букв должна составлять не более 1 см. Учитывая размеры букв, получится, что в верхней строчке будет умещаться только одно или два слова, а в нижней – целое предложение. После создания этой таблицы нужно сделать ее точную копию на карточке, набрав на компьютере и отпечатав на принтере на листе бумаги формата A4 те же слова, сохраняя относительные размеры букв в строках и интервалы между строками.

    Перед работой с такой таблицей нужно провести небольшой сеанс соляризации, выполняя повороты головы с закрытыми глазами (подробнее об этом мы расскажем в другой статье). После соляризации необходимо сделать пальминг.

    Затем большой вариант проверочной таблицы нужно повесить в хорошо освещенном месте, сесть на расстоянии до 2 м от нее и приступить к выполнению упражнения. Для этого проверочную таблицу ручного формата нужно поднести близко к глазам, настолько, чтобы можно было видеть написанное.

    С этого расстояния прочитать верхнюю строку, затем вытянуть руку с карточкой перед собой и прочитать ту же строку с расстояния вытянутой руки. Повторить 2-3 раза чередование чтения с близкого расстояния и вытянутой руки. Затем бросить быстрый взгляд на верхнюю строку большой таблицы.

    Написанное в ней слово должно восприниматься четче. После этого закрыть глаза и сделать несколько небольших поворотов головы в стороны, глубоко дыша. Затем так же посмотреть на вторую строку таблицы ручного формата – близко к глазам, на расстоянии вытянутой руки, а через несколько повторов – на вторую строку большой проверочной таблицы.

    Затем закрыть глаза и кончиком носа постараться написать то, что видели, но представляя себе это более четко, чем они реально воспринимались. Затем открыть глаза и быстро взглянуть на вторую строку большой таблицы. Теперь она видна более четко.

    На первом занятии подобным образом нужно читать каждую последующую строчку таблицы до тех пор, пока они видны хорошо, без напряжения глаз. На следующем занятии будет заметен прогресс, а спустя некоторое время вы сможете без труда прочитать все строки таблицы с этого расстояния. Тогда нужно отодвинуть стул еще на полметра дальше от большой таблицы и повторять упражнение сначала.

    Главное условие – не торопиться усложнять задание, так как это может привести к возникновению напряжения глаз и не дать ожидаемого результата. Если правый и левый глаза имеют разную остроту зрения, то перед началом занятий необходимо их уравнять. Для этого более «сильный» глаз прикрывают ладонью или повязкой, а слабым выполняют те же упражнения, но с более близкого расстояния. При взгляде на большую проверочную таблицу всякий раз нужно не забывать делать глубокий вдох, а затем выдох. При использовании такого приема далеко расположенные объекты видны более четко.

    Для выполнения следующего упражнения по методу Корбетт нужно сделать еще одну таблицу.

    В итоге, если читать буквы в столбцах, получится фраза «Расслабление возвратит мне острое зрение». После того как тушь высохнет, эту таблицу нужно повесить в хорошо освещенном месте и еще раз прочитать получившуюся фразу, стоя близко к таблице. Таким образом, вы заранее знаете, какие буквы содержит проверочная таблица, и это исключает напряжение глаз при их рассматривании. Затем нужно провести соляризацию и пальминг, как описано в предыдущем упражнении.

    Читайте также:  Кто излечился от близорукости

    Для выполнения упражнения необходимо сесть на таком расстоянии от проверочной таблицы, чтобы хорошо видеть первую строку. Затем закрыть глаза, вспомнить фразу, написанную в таблице, и постараться вычислить буквы, составляющие вторую строку. Написать эти буквы носом на выдохе после предварительного вдоха, открыть глаза и бросить быстрый внимательный взгляд на эти буквы. Обычно они становятся видны четче. Если этого не происходит, то нужно снова закрыть глаза, представить буквы второй строки и написать их пальцем на ладони, а затем открыть глаза и быстро посмотреть на таблицу.

    Если и этот прием не даст ожидаемого результата, значит, расстояние между вами и таблицей слишком большое, и при чтении таблицы возникает напряжение глаз. Поэтому лучше подвинуть стул ближе к таблице, чтобы вы легко могли различить буквы первой строки. После того как вторая строка становится хорошо различимой, можно переходить к следующей. При переходе от одной строки к другой необходимо давать глазам отдохнуть, закрывая их и выполняя повороты головы в стороны.

    За одно занятие нужно проходить 4-5 строк и не задерживаться долго на полученном результате, стремясь улучшить его на следующем. Кроме того, при выполнении этого упражнения происходит аутотренинг. Многократно повторяемая во время выполнения упражнения фраза «Расслабление возвратит мне острое зрение» закрепляется в сознании пациента и дает дополнительный положительный результат.

    Упражнение «Меткий стрелок» выполняется с проверочной таблицей из предыдущего упражнения, т. е. фразой «Расслабление возвратит мне острое зрение».

    Таблицу расположить в хорошо освещенном месте, прочитать написанную в ней фразу с близкого расстояния. В качестве подготовки провести соляризацию и пальминг. Взять линейку длиной 1 м за края и приставить один конец близко к своему носу, а другой направить на верхнюю строку проверочной таблицы. Глядя на ближний конец линейки, нужно быстро моргнуть и сказать себе: «Приготовиться!»

    Бросить быстрый взгляд на дальний конец линейки, непрерывно моргая: это будет равносильно команде «Целиться!». А затем быстро перевести взгляд на букву Р в первой строке таблицы – команда «Огонь!».

    Затем закрыть глаза, глубоко дыша, дать глазам отдохнуть. После этого проделать все три этапа для букв В и О. Выполнив упражнение для первой строки, нужно сделать пальминг и перейти к следующей строке. Подобные упражнения можно выполнять на первых нескольких строках.

    М. Д. Корбетт рекомендует выполнять при близорукости упражнение на так называемой таблице «дебко». Она представляет собой рисунок, состоящий из двух черных линий, у каждого конца которых нарисовано по одной черной точке (рис. 2).

    Выполняя небольшие повороты головы, нужно скользить кончиком носа и взглядом по этим линиям от одной точки до другой. Выполнять эти повороты нужно до тех пор, пока не возникнет ощущение, что линии скользят в сторону, противоположную направлению взгляда в данный момент. Затем то же упражнение нужно выполнить для нижней части таблицы.

    Далее следует закрыть глаза и выполнять такие же повороты головы, скользя мысленным взглядом по представляемым линиям. После этого нужно открыть глаза и скользить взглядом по белому пространству между двумя линиями в верхней, а затем нижней части таблицы. Этот прием поможет лучше различать буквы при чтении на любом расстоянии.

    Следующее упражнение помогает улучшить зрение как при близорукости, так и при дальнозоркости.

    Его суть заключается в централизации зрения, а не просто его улучшении. Для выполнения понадобится проверочная таблица с фразой «Расслабление возвратит мне острое зрение».

    Таблицу нужно повесить в хорошо освещенном месте и еще раз прочитать написанную на ней фразу с близкого расстояния. Затем для подготовки выполнить соляризацию и пальминг.

    Нужно отойти от таблицы на расстояние, при котором буквы верхней строки хорошо виды без всякого напряжения для глаз. Выбрав первую букву верхней строки (Р), нужно переводить взгляд с белого пространства (чистого участка листа ватмана) справа от буквы на белое пространство слева от этой буквы, скользя взглядом по изображению самой буквы несколько раз.

    Таким образом, зрение как бы«притирается», «зашкуривается», не нужно прилагать усилий для рассматривания объекта. Тот же прием нужно повторить для букв В и О. Затем отодвинуть стул на такое расстояние от таблицы, чтобы эти буквы были различимы, но не четко, и закрыть глаза. С закрытыми глазами нужно вспомнить, восстановить перед мысленным взором точное изображение буквы Р на таблице.

    Направить нос в сторону белой поверхности слева от буквы, затем справа и таким образом сделать быстрые небольшие повороты головы, скользя мысленным взглядом по представляемой букве. Затем открыть глаза и провести тот же прием с той же буквой на таблице. При этом можно увидеть букву Р на таблице более четко.

    Все то же нужно повторить для букв В и О. При выполнении этого упражнения нужно обратить внимание на то, что когда взгляд обращен на белое пространство по одну сторону буквы, то она находится как бы в стороне от линии этого взгляда.

    При взгляде на белое поле по другую сторону этой буквы кажется, что она как бы ускользает в сторону от вашего взгляда, будто уходит со своего места и вы снова видите белое поле. Эта иллюзия должна обязательно возникать при выполнении описанного упражнения, так как она имеет большое значение в развитии нормального зрения.

    Такое «поведение» буквы называют раскачиванием, или челночным движением. После того как будет проведено раскачивание для всех трех букв первой строки, нужно закрыть глаза и написать эти три буквы носом. Затем открыть глаза, сделать глубокий вдох и прочитать написанное в таблице сверху вниз слово «расслабление». Оно может стать видимым более четко.

    Если это действительно так, то нужно прочитать всю фразу, написанную в таблице («Расслабление возвратит мне острое зрение»). Если же эти слова видны нечетко, то следует представить, что вы их читаете, мысленно определив, как они выглядят на таблице, ведь вы точно знаете, что там написано.

    Затем нужно прочитать подобным образом каждую горизонтальную строку таблицы, состоящую из трех букв. После каждой строки давать глазам отдых и делать пальминг.

    Во время пальминга можно вспоминать как можно больше слов, которые начинаются на каждую букву из этой строки. Чтение горизонтальных строк нужно продолжать, пока буквы видны хорошо, без напряжения. После окончания выполнения упражнения можно взять в руки резиновый мячик и поиграть им, ударяя о пол, о стену или подбрасывая и каждый раз ловя, и при этом обязательно нужно следить за ним взглядом.

    Р. С. Агарвал при близорукости рекомендует выполнять упражнение на вспоминание какой-либо буквы проверочной таблицы. В течение 5 с нужно смотреть на любую букву, непрерывно моргая. В это время буква запоминается. Затем закрыть глаза и попытаться вспомнить ее и создать ее мысленный образ, причем более четкий, чем при рассматривании.

    Во время такого воспоминания можно несколько раз открывать глаза и смотреть на букву, стараясь воссоздать более четкий мысленный образ. После выполнения упражнения зрение должно улучшиться. Это происходит, когда буква видна одинаково хорошо как с открытыми глазами, так и с закрытыми.

    Один из последователей учения У. Г. Бэйтса, М. Уиндолф в своей системе упражнений уделяет внимание технике аккомодации, или фокусировке зрения.

    Он разработал несколько упражнений для наружных мышц глаза – прямых и косых, сознательное управление которыми, по его мнению, способствует правильной фокусировке глаз на рассматриваемом объекте.

    По оценкам других ученых, такая идея не лишена смысла. М. Уиндолф считает, что при близорукости тренировки нормальной аккомодации должны заключаться в расслаблении косых мышц глаза и напряжении прямых. Расслабление косых мышц достигается приведенными выше упражнениями. А для напряжения, сжатия прямых мышц выполняются описанные ниже упражнения, которые должны подкрепляться самовнушением, волевыми командами. При этом упражнения должны выполняться без всякого напряжения.

    Еще одной особенностью этих упражнений является длительная тренировка для достижения результата, когда он внешне незаметен. Однако совместное выполнение упражнений и на расслабление, и на фокусировку быстрее приводит к улучшению зрения, чем только расслабление.

    Перед выполнением упражнений расслабить глаза, сделав пальминг. Необходимо также расслабить и все мышцы тела. Затем нужно взять какой-нибудь яркий предмет, например елочный шарик с блестками или конфету в фантике из фольги.

    Расположив ее перед собой, выполнять моргания или на несколько секунд закрывать глаза, добиваясь проблеска хорошего зрения обоими глазами путем центральной фиксации, т. е. более четкого видения центральной зоны рассматриваемого объекта, хотя проблеск хорошего зрения и не является обязательным перед выполнением этого упражнения.

    Затем, продолжая смотреть на объект и постепенно уменьшая размеры этой центральной зоны, сжимая прямые мышцы глаза, стараться втягивать глаза вглубь глазниц, но без напряжения. Необходимо представить, где расположены эти мышцы, и дать им команду сократиться, тянуть глазные яблоки назад. В это время нужно продолжать выполнять моргания и центральную фиксацию. После первой тренировки никаких изменений скорее всего заметно не будет.

    При следующих занятиях постарайтесь ощутить натяжение прямых мышц. При этом может возникнуть и неприятное болезненное ощущение, которое появляется при нагрузке на любые другие мышцы, ранее активно не тренированные. Оно напоминает, скорее, тупую головную боль, но быстро проходит после прекращения концентрации зрения на рассматриваемом объекте.

    источник

    Спорт – важнейшая составляющая для нормального развития человека. Разумные физические нагрузки позволяют укрепить здоровье, сбалансировать работу организма. При близорукости лечебная физкультура помогает приостановить снижение зрения, и оно заметно улучшается. Программу занятий ЛФК при миопии должен составлять специалист, это убережет вас от ненужного риска и позволит быстрее добиться положительных результатов.

    Миопия характеризуется дефектом зрения. Все расположенные вдали предметы близорукий человек видит нечетко или совсем размыто, так как картинка строится перед сетчаткой глаза, а не на ней. Если миопия врождённая, то ЛФК назначают только для общего укрепления здоровья. При приобретенной близорукости ЛФК помогает повысить зрение, особенно на начальной стадии патологии. Спорт и миопия вполне совместимы.

    Медицинские наблюдения за больными с близорукостью доказали, что комплекс конкретных физических упражнений улучшает работоспособность цилиарной мышцы, увеличивает запасы аккомодации, то есть помогает восстановить утраченное зрение. Лечебная физкультура при миопии полезна людям при любой стадии патологии. Главное – знать меру!

    Если у ребенка плохое зрение – это не повод для освобождения его от уроков физкультуры. Школьника просто определяют в группу с умеренной нагрузкой, в зависимости от степени миопии. Физкультура при близорукости полезна, если упражнения выполняются в спокойном ритме.

    Разрешенные виды спорта при слабой и средней миопии:

    • бег трусцой;
    • настольный теннис;
    • неинтенсивное плавание;
    • велосипедные прогулки;
    • спортивная ходьба;
    • катание на лыжах, коньках.

    Можно играть в подвижные игры, например бадминтон, настольный теннис, волейбол, лапту. Эти игры повышают остроту зрения. Так как глаза находятся в постоянном движении, наблюдая за мячом, который то приближается, то отдаляется. Близоруким людям физкультура помогает улучшить психоэмоциональное состояние. Занимаясь спортом с другими людьми, они общаются и забывают о своей проблеме.

    При миопии важно знать, какие виды спорта противопоказаны, какие упражнения делать нельзя. При прогрессирующей близорукости также, если наблюдаются изменения на глазном дне, следует максимально снизить физические нагрузки, чтобы еще больше не ухудшить зрение. Если существует угроза отслоения или разрыва сетчатки – занятия лечебной физкультурой проводить категорически запрещается. Никаких активных действий без разрешения врача!

    Приглашаем посмотреть видео, в котором доктор рассказывает при каком состоянии зрения разрешено заниматься спортом. А вы знали, что даже при твердой единице, занятия физкультурой не всегда разрешены?

    Пациентам со средней степенью миопии нужно избегать всевозможных соревнований, так как есть доля вероятности получить травму. Лучше играть в лапту или волейбол и другие спортивные игры на спортплощадке. Детям понравится бегать трусцой, прыгать в длину. Нужно следить за тем, чтобы люди с близорукостью не поднимали тяжести. Силовые упражнения им запрещены. Можно ли заниматься карате при близорукости, должен решать лечащий врач. Но лучше отказаться от спортивных единоборств.

    При миопии высокой степени запретов намного больше. Следует исключить занятия всеми видами борьбы, чтобы избежать ударов по голове, которые могут вызвать серьезные осложнения. Близорукость и бокс несовместимы. Силовые упражнения тоже запрещены, они могут привести к повышению артериального давления, за счет этого зрение стремительно падает.

    Стрельба и другие виды спорта, требующие сильного сосредоточения внимания, долгой фокусировки, людям с близорукостью не подходят. Лишняя нагрузка на глаза может вызвать осложнения. Нельзя заниматься аэробикой, акробатикой, все виды спорта, где нужны резкие движения, резкие повороты, динамичные прыжки тоже под запретом.

    При ярко выраженной миопии -8 D все физические упражнения и ЛФК противопоказаны, кроме легкой утренней зарядки, закаливания.

    Для укрепления мышечной системы глаза рекомендуется регулярно делать специальную зарядку для глаз. Несложная гимнастика улучшает обменные процессы в глазах, функции аккомодационного аппарата глаза (резкость зрения).

    Комплекс упражнений ЛФК при близорукости должен подбирать квалифицированный специалист, с учетом общего здоровья пациента и степени миопии.

    Перед тем как приступать к занятиям ЛФК, нужно обязательно проконсультироваться с офтальмологом. Выполнять упражнения рекомендуется на свежем воздухе или в хорошо проветренной комнате. Перед тренировкой нужно снять очки и сделать легкую разминку. Нужно правильно регулировать интенсивность выполнения упражнений, не забывать о перерывах. Увеличивать количество движений ЛФК нужно постепенно, с каждым разом усиливая нагрузку.

    Занятия лечебной физкультурой проводятся в течение 2 — 3 недель и совмещаются с зарядкой для глаз. В видео показан полный комплекс оздоровительной физкультуры для глаз, подходит детям и взрослым.

    Добиться отличных результатов, улучшить состояние всех систем организма помогает хорошее настроение и вера в успех. От занятий физкультурой нужно получать удовольствие, иначе ЛФК не поможет.

    Физические упражнения при миопии следует делать с особой осторожностью, если патология прогрессирует, это может привести к осложнениям.

    Как правило, человек с миопией сильно сутулится. Ведь чтобы разглядеть тот или иной предмет, он должен наклониться вперед, чтобы картинка была ясной. Постепенно это входит в привычку, осанка становится искривленной.

    Комплекс ЛФК составляют из разных упражнений для укрепления слабых мышц спины и брюшного пресса. Главное – помнить, что чрезмерные нагрузки приводят к резкому падению зрения. Перед тем, как начать лечение миопии с помощью занятий ЛФК в домашних условиях посетите кабинет ЛФК в поликлинике, чтобы врачи подобрали оптимальные упражнения для улучшения зрения.

    Читайте также:  Аппараты для улучшения зрения при близорукости

    Комплекс ЛФК упражнений для пресса:

    1. Приняв позу лежа на спине необходимо сделать несколько глубоких вдохов и выдохов таким образом, чтобы втягивался и выпячивался живот.
    2. В той же позе глубоко вдохните, задержите дыхание, потом резко втягивайте и расслабляйте живот, но без фанатизма.
    3. Лежа на полу, вытяните руки по швам. В таком положении несколько раз приподнимите голову. Затем, переместив руки за голову, нужно приподнимать и голову, и плечи.
    4. Завершающим этапом будет подтягивание согнутых ног к груди.
    5. Выполнять упражнения нужно плавно, без резких рывков.

    Упражнения ЛФК для укрепления мышц спины:

    1. Нужно встать на носки, немного походить с небольшим мешочком на голове.
    2. Стоя, свести за спиной пальцы на руках, прогнуться несколько раз.
    3. Держа руки на поясе, наклоняйтесь вперед с прямой спиной.
    4. Сидя на стуле, сцепите пальцы на затылке и с небольшим усилием наклоняйте ими голову вперед.

    В данном видео вы найдете эффективные упражнения для мышц спины. Они позволят вам сохранить красивую, здоровую осанку.

    Физическая культура для людей с приобретенной миопией имеет огромное значение, ведь это эффективный и безопасный способ восстановить зрение без вредных таблеток и опасных операций. Совместив ЛФК с зарядкой для глаз и придерживаясь правильного образа жизни, результат не заставит себя долго ждать.

    Желаем крепкого здоровья и хорошего зрения! Не забывайте нажимать на кнопки социальных сетей, сохраняйте статью в закладки.

    источник

    Специалисты рекомендуют делать гимнастику для глаз при близорукости и детям, и взрослым. Особенно важно ее делать тем, кто много времени работает за компьютером и другой аудиовизуальной техникой. Чаще всего риску ухудшения зрения подвержены дети и пожилые люди.

    Главное в выполнении упражнений — регулярность. Даже если заниматься регулярно, но не очень интенсивно, это принесет больше пользы, чем нерегулярная интенсивная гимнастика.

    Изначально нельзя давать глазам много нагрузки — постепенность даст зрительному аппарату привыкнуть к новой задаче. Занятия лучше начинать после еды. Уже спустя несколько недель будут видны первые результаты.

    Важно усилить кровоток, наполнить достаточным количеством кислорода ткани, а для этого можно выполнять несложные упражнения для зрения при близорукости. Чтобы улучшить кровообращение, достаточно регулярно выполнять следующие действия:

    1. Нужно подвигать глазами в разные стороны по прямой линии — влево и вправо, повторить несколько раз.
    2. То же самое упражнение выполнить, но глаза должны двигаться вверх и вниз.
    3. Подвигать глазами по часовой стрелке и против нее.
    4. Зажмуриться с силой на несколько секунд, а затем широко распахнуть глаза.
    5. Свести глаза вместе, смотря на свою переносицу.
    6. Несколько раз часто и быстро моргнуть.
    7. Необходимо наклеить на оконное стекло какую-либо маленькую метку или нарисовать точку и отойти на расстояние 1-1,5 метра. Нужно смотреть по очереди то на нарисованный объект, то на предмет, находящий за окном вдалеке.

    Гимнастика для глаз при миопии помогает тем, что восстанавливает и улучшает кровоснабжение глазных тканей, тренирует мышцы глаз, повышая остроту зрения.

    Существует зарядка, постоянное повторение которой поможет заметно улучшить состояние глазных мышц — они будут крепче и выносливее.

    1. Нужно открыть глаза и постараться нарисовать взглядом восьмерку, при этом не помогая себе головой. Это нужно делать медленно и плавно, не допускать резких движений. Достаточно повторить это упражнение 5-7 раз.
    2. Следует вытянуть вперед правую руку и поднять ее на уровень глаз. Несколько секунд надо смотреть на большой палец, а затем отвести медленно вправо, но глазами следить за пальцем. Голова должна быть расположена прямо. Затем стоит повторить этот пункт, но с другой рукой. Такой комплекс надо проделать 5-7 раз.
    3. Несколько секунд смотреть вдаль, а потом поднять руку так, чтобы палец был в тридцати сантиметрах от глаз. Нужно посмотреть на палец и перевести взгляд вдаль. Такое упражнение делается 10-15 раз.
    4. Поднять руку перед собой и расположить палец на расстоянии тридцати сантиметров. На его кончик надо смотреть в течение пяти секунд. Затем нужно закрыть левый глаз рукой, а правым смотреть в том же направлении. То же самое следует повторить, задействовав левый глаз и закрыв правый. Такое упражнение стоит повторить 10-12 раз.
    5. Нужно взять в руки карандаш и вместе с ним ее вытянуть. Рука должна двигаться из одной стороны в другую, а глаза при этом будут следить за карандашом. При этом голова двигаться не должна.
    6. Ноги поставить на ширину плеч, руки положить на пояс. Нужно неторопливо поворачивать голову в разные стороны, а взгляд устремлять по ходу движений влево, вправо. Следует проделать этот пункт упражнений по 20 раз в разные стороны.
    7. Необходимо пошире распахнуть глаза и прищуриться, а затем опустить веки. Нужно повторить такое действие 20 раз. Такое упражнение очень полезно для глаз и помогает видеть предметы, не напрягая зрение.

    Миопия – это повод начать упражнения для глаз как можно скорее, ведь чем раньше взяться за лечение, тем раньше и заметнее будет виден результат.

    Еще в древние времена монахи прикладывали к глазам самодельные пластинки с мелкими отверстиями. С помощью них они достигали расслабляющего эффекта и защищали зрение от снежной слепоты.

    В современном мире уже давно существуют очки с темными пластинками, в которых тоже есть небольшие отверстия. Профессор Дашевский А.Н. даже разработал специальную тренировку для остроты зрения с помощью частичного затуманивания.

    Секрет таких необычных очков прост – из-за отверстий в очках образовываются параллельные пучки, не вызывающие усилий глазных мышц, а на сетчатке образовывается более резкая картинка.

    Очки-тренажеры нужно носить по полчаса в день, выполняя обычные дела – во время чтения, просмотра телевизора, работы за компьютером. Обязательно наличие хорошего освещения.

    Важно избегать «застывания» взгляда – старайтесь смотреть не в одну точку, а двигать глазами. Иначе глазные мышцы будут слишком напряжены. Учащимся и операторам ЭВМ нужно пользоваться очками-тренажерами по 5-7 минут в течение каждого рабочего часа.

    Что касается эффективности – здесь уже давно ведутся споры. Одна группа людей считает, что очками-тренажерами надо пользоваться как можно чаще, а другая говорит, что толку от них нет.

    Очки-тренажеры – это медицинский прибор, у которого есть свои показания. Они хорошо тренируют зрительный аппарат. Еще одна способность тренажеров – оказывать релаксирующее действие, снимая усталость с напряженных мышц.

    В лечении любого заболевания важно придерживаться комплекса мер, направленных на борьбу с неприятными симптомами. Так и в лечении миопии — упражнения для восстановления зрения при близорукости помогут если использовать их в комплексе с другими приемами.

    Музыкальная терапия позволяет расслабиться полностью, улучшить ритм сна. Особенно полезна медленная музыка, слушая которую невольно закрываются глаза и достигается максимальная релаксация.

    Врачи давно говорят о пользе хромотерапии – лечении цветом. С помощью зрения информация о цвете передается в мозг. Те области мозга, которые отвечают за мышление, ответственны и за восприятие цветов. Рекомендуется использовать у себя дома цветные лампы, глядя на которые человек может расслабиться.

    Зеленый цвет помогает быстрее уснуть, действует успокаивающе и дает глазам отдохнуть. А желтый снимает утомление и повышает концентрацию внимания.

    Для того чтобы для улучшения зрения при близорукости принесли наибольший эффект, важно придерживаться правильного режима питания. Рацион с включением белков и углеводов, большим количеством витаминов принесет пользу не только для глаз. Витамины группы А, Е, С повышают качество зрения приблизительно на 10%.

    Из продуктов витамин А можно получить путем употребления яиц, моркови, желтого перца, авокадо. Витамина Е много в пшеницы, ржи, рыбе и орехах. В больших количествах витамин С присутствует в свежих фруктах.

    Если нет возможности их покупать или просто не сезон – можно получить витамин С из варенья и джемов, самостоятельно приготовленных. Особенно полезны заготовки из слив, апельсинов, черники и калины. Не зря основные препараты, рекомендуемые окулистами, содержат в себе чернику.

    Еще один действенный метод восстановления зрения – лечебная физкультура. Для того чтобы выполнять упражнения для лечения близорукости потребует коврик (зеленый или голубой) и большой предмет, который можно разглядеть без очков. Перед выполнением нужно измерить пульс, включить спокойную музыку и взять в руки выбранный предмет, например, мяч.

    Вот лишь некоторые упражнения, которые окажут благоприятное влияние на зрительный аппарат:

    • Стоя с мячом в руке нужно поднять руки через стороны вверх, а на вдохе потянуться и передать мяч в другую руку, а затем на выдохе опустить руки. Глаза должны быть устремлены на мяч, а голова при этом не поворачиваться. Повторять 6-8 раз.
    • Сидя на коврике, закрыть глаза и производить массаж задней поверхности шеи на протяжении 40-45 секунд.
    • Нужно бежать на месте в среднем темпе в течение 1-2 минут, периодически переходя на ходьбу.
    • Лежа на спине и согнув ноги, нужно сжать мяч и энергично на него давить на протяжении 10-15 секунд. Достаточно десяти раз повторений.
    • Стоя с мячом в правой руке, нужно подскакивать на двух ногах и при этом перебрасывать мячик из руки в руку. Такое упражнение выполняется в течение 20-30 секунд.
    • В положении стоя поднять руки вверх с глубоким вдохом, наклониться, расслабить руки и бросить их вниз на выдохе. Повторяется 5-6 раз.

    С полным комплексом лечебной физкультуры может ознакомить врач, который определит индивидуально допустимую нагрузку, учитывая степень близорукости.

    Кстати, физические упражнения при миопии средней степени тоже имеют действие, просто их выполнение подразумевает под собой меньшую нагрузку. Можно заниматься плаванием, спортивной ходьбой, бегом, художественной гимнастикой.

    Но нужно избегать той зарядки для улучшения зрения при близорукости, в которых присутствуют резкие движения головой. Даже наклоны туловища вперед стоит делать только сидя.

    Наблюдение врача и постоянная проверка зрения обязательна, ведь только квалифицированный специалист может оценить степень серьезности ситуации и дать правильные советы. Миопия – одно из состояний, которое человек может контролировать сам и не давать развиваться.

    Зрение очень важно, поэтому к нему надо относиться с особой заботой!

    Автор: Ирина Левченко, оптометрист,
    специально для Okulist.pro

    источник

    План:

    1. Введение.
    2. Миопия.
    3. Причины миопии.
    4. Лечение миопии.
    5. Занятия физической культурой и спортом при близорукости.
    6. Ограничения к занятиям физической культурой школьников по состоянию органа зрения.
    7. Основные противопоказания к занятиям спортом для лиц с близорукостью.
    8. Физическая культура для школьников с близорукостью.

    За последние десятилетия число лиц, страдающих близорукостью, значительно возросло. Люди в очках стали неотъемлемой приметой современной жизни: всего в мире очки носят около 1 миллиарда человек. Близорукость присуща в основном молодым. Так, по данным разных авторов, близорукость у школьников колеблется от 2,3 до 16,2% и более. У студентов вузов этот процент ещё выше. И хотя довольно большое значение в развитии миопии имеет наследственный фактор, он далеко не всегда является определяющим.

    Близорукость, миопия (от греческого «мио» – щуриться и «опсис» – взгляд, зрение), – один из недостатков рефракции глаза, в результате чего люди, страдающие им, плохо видят отдалённые предметы. Миопия чаще всего развивается в школьные годы, а также во время учёбы в средних и высших учебных заведениях и связана главным образом с длительной зрительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо, черчение), особенно при неправильном освещении и плохих гигиенических условиях. С введение информатики в школах и распространением персональных компьютеров положение стало еще более серьезным.

    Если вовремя не принять мер, то близорукость прогрессирует, что может привести к серьёзным необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения. И как следствие – к частичной или полной утрате трудоспособности.

    Развитию близорукости способствует также ослабление глазных мышц. Этот недостаток можно исправить с помощью специально разработанных комплексов физических упражнений, предназначенных для укрепления мышц. В результате процесс прогрессирования близорукости нередко приостанавливается или замедляется. Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось ещё недавно, в настоящее время признано неправильным. Однако и чрезмерная физическая нагрузка может оказать неблагоприятное влияние на здоровье близоруких людей.

    Первое упоминание о близорукости встречается у Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Он отметил, что при слабости щурящегося глаза к нему подносят близко то, что хотят увидеть. У Аристотеля впервые встречается и слово “миопс”, означавшее: закрывать глаза мигая, от которого произошел современный термин “миопия”.

    Миопия (близорукость) является сильной рефракцией, поэтому напряжение аккомодации в таких глазах не может улучшить изображения отдаленных предметов и миопы плохо видят вдаль и хорошо – на близком расстоянии.

    Принято выделять три степени миопии: слабую – до 3.0 дптр, среднюю – 6.0 дптр, высокую – свыше 6.0 дптр.

    По клиническому течению различают миопию не прогрессирующую и прогрессирующую.

    Прогрессирование миопии может протекать медленно и закончиться с завершением роста организма. Иногда миопия прогрессирует непрерывно. достигает высоких степеней (до 30.0-40.0 дптр.), сопровождается рядом осложнений и значительным снижением зрения. Такая миопия называется злокачественной – миопической болезнью. Не прогрессирующая миопия является аномалией рефракции. Клинически она проявляется снижением зрения вдаль, хорошо корригируется и не требует лечения. Благоприятно протекает и временно прогрессирующая миопия. Постоянно прогрессирующая миопия – всегда серьезное заболевание, являющаяся основной причиной инвалидности. связанной с патологией органа зрения.

    Клиническая картина миопии связана с наличием первичной слабости аккомодации, перенапряжением конвергенции и растяжением заднего сегмента глаза, происходящим после остановки роста глаза.

    Аккомодативная мышца в миопических глазах развита слабо, но так как при рассматривании близко расположенных предметов напряжения аккомодации не требуется, клинически это обычно не проявляется, однако по данным, способствует компенсаторному растяжению глазного яблока и увеличению близорукости.

    Несбалансированность слабой аккомодации со значительным напряжением конвергенции может привести к спазму ресничной мышцы, развитию ложной близорукости, которая со временем переходит в истинную. При миопии выше 6.0 дптр постоянное напряжение конвергенции, обусловленное близким расположением дальнейшей точки ясного зрения, является большой нагрузкой для внутренних прямых мышц, в результате чего возникает зрительное утомление – мышечная астенопия.

    Растяжение заднего сегмента глазного яблока приводит к анатомическим и физиологическим изменениям. Особенно резко, на зрительной функции сказываются нарушения в сосудистой и сетчатой оболочках. Следствием этих нарушений являются типичные для миопии изменения глазного дна.

    Причины миопии

    В развитии близорукости следует рассматривать следующие факторы.

    1. Генетический, несомненно, имеющий большое значение, так как у близоруких родителей часто бывают близорукие дети. Особенно наглядно это проявляется в больших группах населения. Так, в Европе число миопов среди студентов достигает 15%, а в Японии – 85%.

    Читайте также:  Гигиена зрения при близорукости

    2. Неблагоприятные условия внешней Среды, особенно при длительной работе на близком расстоянии. Это профессиональная и школьная миопия, особенно легко формирующаяся, когда развитие организма не завершено.

    3. Первичная слабость аккомодации, приводящая к компенсаторному растяжению глазного яблока.

    4. Несбалансированное напряжение аккомодации и конвергенции, вызывающее спазм аккомодации и развитие ложной, а затем и истинной миопии.

    При современном уровне развития офтальмологии нет единой, достаточно обоснованной научной концепции развития миопии. Участие приведенных выше факторов следует считать достаточно вероятным, но убедительных данных о преимущественном значении какого либо из них нет. По-видимому, разные виды миопии имеют различное происхождение, а их развитие обусловлено одним из факторов или имеет сложный генез.

    Лечение миопии

    В период роста организма миопия прогрессирует чаще, поэтому особенно тщательно следует проводить ее лечение в детском и юношеском возрасте. Обязательны рациональная коррекция, устранение спазмов ресничной мышцы и явлений астенопии. Рекомендуются специальные упражнения для тренировки ресничной мышцы.

    При высокой осложненной миопии, кроме того, показан общий щадящий режим: исключают физические напряжения (подъем тяжестей, прыжки и т. п.) и зрительные перегрузки. Назначают общеукрепляющее лечение и специальную терапию.

    Занятия физической культурой и спортом при близорукости

    Близорукость у детей школьного возраста нередко сочетается с такими заболеваниями, как ревматизм, рахит, хронический тонзиллит, нарушение опорно-двигательного аппарата и другими заболеваниями. При определении медицинской группы по физической культуре для детей с близорукостью учитываются острота зрения, рефракция и состояние глазного дна.

    Результаты исследования последних лет, особенно касающиеся механизмов происхождения близорукости, позволили по-новому оценить возможности физической культуры при этом дефекте зрения.

    Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось еще недавно, признано неправильным. Показана важная роль физической культуры в предупреждении миопии и в профилактике ее прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза.

    Ученые установили, что девушки 15-17 лет, имеющие близорукость средней степени, значительно отстают по уровню физической подготовленности от сверстниц. У них отмечается существенное снижение кровотоков в сосудах глаза и ослабление аккомодационной способности. Циклические физические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности (пульс 100-140 уд./мин.) оказывают благоприятное воздействие на гемодинамику и аккомодационную способность глаза, вызывая реактивное усиление кровотока в глазу через некоторое время после нагрузки и повышения работоспособности цилиарной мышцы. После выполнения циклических упражнений значительной интенсивности (пульс 180 уд./мин.), а также упражнений на гимнастических снарядах, прыжков со скакалкой, акробатических упражнений отмечаются выраженная ишемия глаз, сохраняющаяся длительное время, и ухудшение работоспособности цилеарной мышцы. Апробация методики физического воспитания детей с миопией средней степени с учетом указанных выше эффектов действия физических упражнений показала, что применение этой методики способствует профилактике прогрессирования миопии. Спустя год в экспериментальной группе рефракция уменьшилась в 37.2% случаев, осталась на прежнем уровне в 53.5% и увеличилась у 9.3%, тогда как в контрольной группе это наблюдалось в 2.4; 7.4 и 90.2% соответственно.

    Исследования ученых позволили установить, что снижение общей двигательной активности учащихся при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения общеразвивающего характера в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы оказывают положительное влияние на функции миопического глаза. На основе результатов, проведенных исследований разработана методика лечебной физкультуры для студентов и школьников с близорукостью и показана ее эффективность при применении в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования. Ю.И. Курпан обосновал методику физического воспитания учащихся, страдающих близорукостью.

    Особенность физического воспитания школьников и студентов, способствующего предупреждению близорукости и ее прогрессирования, состоит в том, что в занятия, помимо общеразвивающих упражнений, включают и специальные упражнения, улучшающие кровоснабжение в тканях глаза и деятельность глазных мышц, в первую очередь цилиарной мышцы.

    Физическая культура для учащихся с близорукостью

    Ведущее место в системе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ занимают уроки физической культуры.

    Обязательные занятия школьников физкультурой проводят в трех группах: основной, подготовительной и специальной.

    В основную группу не допускаются учащиеся с остротой зрения без коррекции ниже 0.5 на лучше видящем глазу, с гиперметропической или миопической рефракцией более 3 дптр.
    В подготовительной группе спортивные тренировки и соревнования исключены. Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения не допускаются к занятиям в этой группе.

    Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения, а также с хроническими и дегеративными заболеваниями глаз занимаются в специальной группе по индивидуальной программе.

    Отбор школьников в каждую из этих групп по состоянию органа зрения осуществляют в соответствии с инструкцией, приведенной в таблице далее (табл.1 Приложения 2).

    Для школьников, страдающих близорукостью и включенных в специальную группу, разработаны специальные упражнения типа лечебной физкультуры.

    Как уже отмечалось выше, значительная часть учащихся страдают близорукостью. По мере перехода в старшие классы отмечается тенденция к ее прогрессированию. Это вызвано, очевидно, большой зрительной нагрузкой, недостаточной двигательной активностью, нарушением гигиенических требований труда и быта.

    Учащиеся с близорукостью слабой степени входят в основную группу и могут заниматься физической культурой. Полезны занятия спортивными играми. Постоянное переключение зрения при игре в волейбол, баскетбол, теннис с близкого расстояния на далекое и обратно способствует усилению аккомодации и профилактики прогрессирования близорукости.

    При наличии близорукости средней степени, учащихся включают в подготовительную медицинскую группу. В программные требования для них целесообразно ввести некоторые ограничения: исключить прыжки с высоты более 1.5 м., упражнения, требующие большого и продолжительного физического напряжения. Степень нервно-мышечного напряжения и общая нагрузка при занятиях физической культурой должны быть несколько ниже, чем у студентов из основной медицинской группы.

    Для учащихся подготовительной медицинской группы наряду с учебными занятиями необходимо предусмотреть также самостоятельные занятия, включающие специальные упражнения для мышц глаз или занятия лечебной физкультурой.

    Студенты с близорукостью высокой степени (6.0 дптр и более) должны заниматься физической культурой только в специальной медицинской группе. Используются следующие формы физического воспитания:

    а) обязательные и факультативные занятия;
    б) самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, упражнения для повышения уровня общей и силовой выносливости, а также тренировку цилиарной мышцы. Кроме того можно рекомендовать и занятия лечебной физкультуры.

    Физические упражнения и спорт – это основные средства укрепления здоровья и поддержания хорошей работоспособности в любом возрасте, однако для людей страдающих заболеваниями глазного органа, необходимы специальные комплексы упражнений.

    Развитию близорукости способствует также ослабление глазных мышц. Этот недостаток можно исправить с помощью специально разработанных комплексов физических упражнений, предназначенных для укрепления мышц. В результате процесс прогрессирования близорукости нередко приостанавливается или замедляется. Так как у детей с высокой степенью близорукости наблюдается нарушение осанки, слабость мышечно-связочного аппарата, привычка чрезмерно наклонять голову и туловище при чтении и письме, целесообразно использовать корригирующие и дыхательные упражнения. Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось ещё недавно, в настоящее время признано неправильным. Однако и чрезмерная физическая нагрузка может оказать неблагоприятное влияние на здоровье близоруких людей. В Приложении 1 приведёны специальные физические упражнения, которые необходимо выполнять с целью профилактики появления и прогрессирования близорукости укрепления глазодвигательных мышц не реже 3-4 раз в неделю.

    Существует также общеразвивающие упражнения, которые можно сочетать с движениями глаз:

    При выполнении этих упражнений голову не поворачивать, движения глазами выполнять медленно.

    1. И. п. – лёжа на спине, руки в стороны, в правой руке теннисный мяч. Руки соединить впереди (по отношению к туловищу), передать мяч в левую руку. Вернуться в и. п. смотреть на мяч. Повторить 10-12 раз.
    2. И. п. – лёжа на спине, руки опущены вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку с мячом вверх (за голову) и, опуская её, передать мяч в другую руку. То же другой рукой. Смотреть на мяч. Повторить 5-6 раз каждой рукой. При поднимании руки – вдох, при опускании выдох.
      Мужчинам эти два упражнения можно выполнять с гантелью весом 1-3 кг.
    3. И. п. – лёжа на спине, руки в стороны. Выполнять скрестные движения прямыми руками. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Выполнять 15-20 сек. Дыхание произвольное.
    4. И. п. – сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги слегка подняты. Выполнять ими скрестные движения 15-20 сек. Смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.
    5. И. п. – то же. Одна нога несколько поднимается, другая опускается, затем наоборот. Смотреть на носок одной ноги. Выполнять 15-20 сек.
    6. И. п. – сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх – влево. То же левой ногой вверх – вправо. Смотреть на носок. Повторить 6-8 раз каждой ногой.
    7. И. п. – то же, прямая нога слегка поднята. Выполнять ею круговые движения в одном и другом направлении. Смотреть на носок. То же другой ногой. В течение 10-15 сек. каждой ногой.
    8. И. п. – стоя, держать гимнастическую палку вверх, прогнуться – вдох, опустить палку – выдох. Смотреть на палку. Повторить 6-8 раз.
    9. И. п. – стоя, держать гантели впереди. Круговые движения руками в одном и другом направлении 15-20 сек. Смотреть то на одну, то на другую гантель. Выполнять круговые движения 5 сек. в одном направлении, затем в противоположном.

    Занятия физкультурой при слабой степени близорукости

    Как уже отмечалось, люди, имеющие близорукость слабой степени, могут использовать разнообразные средства физкультуры и спорта. Исключение составляют только те, при которых возможны удары по голове, резкие сотрясения всего организма, общее большое и продолжительное напряжение занимающихся. К ним относятся бокс, борьба, прыжки в длину, высоту, в воду и с трамплина на лыжах, а также хоккей и регби.

    Лицам с близорукостью слабой степени необходимо ежедневно выполнять специальные упражнения, направленные на укрепление мышц, способствующих улучшению зрения. Следует во все комплексы включать упражнения «метка на стекле» для тренировки цилиарной мышцы. Рекомендуемый комплекс ежедневных упражнений:

    1. И. п. – стоя, кисти на затылке. 1-2 – поднять руки вверх, прогнуться, 3-4 – вернуться в и. п. Повторить 3-4 раза.
    2. И. п. – стоя или сидя. Медленные круговые движения головой по 8 раз в каждом направлении.
    3. Самомассаж затылка и мышц задней поверхности шеи в течение 1 мин.
    4. Круговые движения глазными яблоками. Выполнять медленно в различных направлениях в течение 40-45 сек.
    5. Закрыть глаза. Выполнять несильные надавливания пальцами на глазные яблоки в течение 25-30 сек.
    6. Упражнение «метка на стекле». Выполнять в течение 1-2 мин., тренируя мышцы каждого глаза в отдельности и обоих глаз вместе.
    7. Закрыть глаза и выполнять поглаживание век от носа к наружным углам глаз и обратно в течение 30-35 сек.
    8. Выполнять быстрые моргания в течение 15-20 сек.
    9. Посидеть с закрытыми глазами в течение 1 мин., выполнять брюшное дыхание.

    Физкультура при средней степени близорукости (от 3 до 6 диоптрий)

    Круг средств физкультуры и спорта, которые можно рекомендовать лицам с близорукостью средней степени, сужен по сравнению с теми, у кого миопия слабой степени. Они могут заниматься некоторыми видами спорта лишь при не прогрессирующей близорукости – бегом на средние и длинные дистанции, спортивной ходьбой, плаванием, парусным спортом, художественной гимнастикой, гимнастикой по программе III – II спортивных разрядов, лыжными гонками. Заключение о возможности занятий даже названными видами спорта должен сделать окулист.

    Важно помнить о том, что следует избегать упражнений с резкими движениями головой. Поэтому наклоны туловища вперёд лучше выполнять в положении сидя на полу. Комплексы упражнений для лиц с близорукостью слабой степени в полной мере могут использоваться и теми, у кого имеется миопия средней степени. Однако общую нагрузку каждый должен регулировать сам, изменяя исходные положения, облегчая или усложняя упражнения, уменьшая или увеличивая амплитуду движений в зависимости от самочувствия.

    Существуют ограничения к занятиям физической культурой школьников по состоянию органа зрения.

    Физкультура при высокой степени близорукости (свыше 6 диоптрий)

    Людям с высокой степенью близорукости не рекомендуются занятия спортом, но желательно выполнять ежедневно утреннюю гигиеническую гимнастику продолжительностью 8-10 мин. с включением в комплекс специальных упражнений для тренировки наружных и внутренних мышц глаз. Людям с близорукостью высокой степени нежелательны упражнения типа прыжков и соскоков, опорные прыжки через снаряды, кувырки и стойка на голове, упражнения на верхних рейках гимнастической стенки, прыжки с подкидного мостика, а также упражнения, требующие длительного напряжения зрения (продолжительная стрельба).

    Занятия лечебной гимнастикой продолжительностью до 10 мин. и физкультурную паузу необходимо выполнять ежедневно со средней нагрузкой.

    Лицам с близорукостью свыше 8 диоптрий с коррекцией зрения и без патологических изменений в глазу показаны только занятия лечебной физкультурой, которые желательно проводить ежедневно. Комплекс лечебной гимнастики должен содержать 10-12 общеразвивающих, дыхательных и корригирующих упражнений, выполняемых в медленном темпе без резких движений туловищем и с небольшой нагрузкой. Рекомендуется также ходьба в среднем темпе.

    Близорукость появляется и прогрессирует чаще всего в тех случаях, когда дети и взрослые нарушают нормальный режим зрительной работы, по много часов читают, особенно в положении лёжа, при плохом освещении или в движущемся транспорте, а также не выполняют рекомендуемых упражнений для глаз или занимаются противопоказанными видами спорта, превышая допустимый уровень физической нагрузки. (См. таблицу противопоказаний – Приложение 3)

    Как дополнение к теме, в Приложении 4 предлагается памятка для учащихся начальных классов для профилактики зрительного утомления и близорукости (автор метода Э.С. Аветисов).

    Список используемой литературы:

    1. Аветисов Э.С. Возвращение зрения. М., 1980.
    2. Аветисов Э.С., Ливадо Е.И., Курпан Ю.И. Занятия физкультурой при близорукости. – М., 1983
    3. “Глазные болезни”: Учебник. Под ред. Т.И. Ерошевского, А.А. Бочкаревой. — М.: Медицина 1983.
    4. Аветисов Э.С. “Близорукость”- М.: Медицина, 1986.
    5. Стив Шенкман «Можно ли жить без очков?», М:1992
    6. Джерри Фридман «Освободи свои глаза», М:1997
    7. Сайкина Е.Г., Фирилёва Ж.Е. Физкульт – привет минуткам и паузам! Сборник физкультурных упражнений для дошкольников: Учебно – методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. – СПб., 2004.
    8. Бахрах, И.И «Физическое воспитание детей школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья», М.:2006

    источник

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *