Меню Рубрики

Школьные болезни сколиоз гастрит близорукость

Школа — не только храм науки, но и место, где ребёнок может сильно подорвать здоровье. Предлагаем «топ» школьных болезней и способы их профилактики.

По статистике, болями в спине страдает каждый третий школьник. Чаще всего неприятные ощущения вызывают спазмы в мышцах спины, реже — сколиоз, иногда — спондилолиз и спондилолистез, несращение дужек позвонков и их смещение соответственно.

  • Уменьшите вес рюкзака. Первоклассник, несущий в школу ранец в половину себя размером, — привычная картинка, в чём-то даже умилительная. Но по рекомендациям ВОЗ вес рюкзака должен быть не более 10–15% от веса ребёнка.
  • Подберите удобную обувь. Выбирайте модели, которые хорошо амортизируют, «дышат», не натирают и не жмут. Помните — ребёнку в этой обуви придётся ходить как минимум полдня. Лучший вариант: профилактическая ортопедическая обувь, но её нужно выбирать с врачом.
  • Снизьте уровень стресса. Школа — это всегда стресс, особенно для ребёнка, который только-только влился в новый коллектив. Приложите усилия, чтобы адаптация малыша к школе прошла быстро и спокойно, поддерживайте его, помогайте ему.
  • Научите ребёнка правильно сидеть. Купите домой специальные школьные парты, которые конструкционно «заставляют» малыша принять правильную позу: с прямой спиной, стопами на полу, прямым углом в районе колен.
  • Поощряйте физическую активность. Если ребёнок — домосед, его можно записать в какой-нибудь кружок или секцию по интересам. Ежедневные прогулки на свежем воздухе обязательны.

Каждый четвёртый школьник страдает от проблем, связанных со зрением. Наиболее распространены расстройства рефракции — дальнозоркость и близорукость, чуть реже встречается косоглазие, которое нередко сопровождается синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

  • Организуйте комфортное рабочее место для ребёнка. Настольная лампа — строго обязательна.
  • Ограничьте использование гаджетов. Увы, компьютеры и смартфоны «сажают» зрение. Впереди у ребёнка много лет учёбы и работы за ПК, поэтому чем меньше времени он в детстве будет проводить у гаджетов, тем лучше.
  • Обеспечьте малыша «глазными» витаминами. Глазам нужны витамины А, C, B1 и B2, B12, лютеин. Существуют специальные поливитаминные комплексы для укрепления здоровья глаз.
  • Научите ребёнка делать «гимнастику» для глаз. Кстати, вам это тоже будет полезно!

И даже хорошая столовая не гарантирует, что ребёнок не заболеет гастритом. Многие дети игнорируют здоровую пищу в угоду чипсам, сэндвичам, шоколадкам и газировке, многие дети не едят полноценно, а перекусывают на бегу. Всё это приводит к болезням ЖКТ.

  • Снизьте стресс. Чем больше человек нервничает, тем интенсивнее в его желудке вырабатывается соляная кислота.
  • Давайте еду с собой. Многие дети брезгуют школьной едой, но им с собой можно давать ланч — что-нибудь пусть холодное, но здоровое. Это лучше, чем есть сомнительные сосиски в тесте, купленные в ближайшем ларьке.
  • Бегите к врачу при первых признаках гастрита. Основные симптомы болезни — изжога, плохой аппетит, тошнота. Чем раньше вы их заметите и отведёте ребёнка к врачу, тем меньше будет последствий.

Школа — большой стресс. Именно в школе у детей, имеющих предрасположенность к нервным болезням, появляются все неврозы, психозы, тревожные расстройства, СДВГ, комплексы, неврологические нарушения. Ребёнок может конфликтовать со сверстниками или учителями, не понимать предмет, испытать первую влюблённость — факторов очень много.

Как помочь ребёнку?«Разгрузите» ребёнка. Современные родители уверены, что чем больше у ребёнка дел, тем лучше. После школы — кружки, после кружков — секции, после секций — домашняя работа. Но ребёнку нужен отдых, иначе его нервная система просо не выдержит.

  • Следите за его физическим здоровьем. Ребёнок (да и взрослый тоже) должен достаточно спать и хорошо питаться, гулять на свежем воздухе, заниматься любимыми хобби и спортом.
  • Установите дома доверительные отношения. Иногда ребёнок просто боится признаться в чём-то. Почему боится? Потому что думает: вы его накажете, высмеете, отмахнётесь от его проблем. Чтобы этого не случилось, нужно показывать ребёнку, что он вам важен.
  • Выясните причину стресса. Травля в школе или конфликт с преподавателем? Нужно понять, почему школа причиняет ребёнку такой стресс, и если иного выхода нет — подобрать другое учебное заведение.

В крупном городе отдельно взятый школьник может болеть простудой до 10 раз в год. Вдумайтесь в эту цифру — до 10 раз! ОРВИ считаются самой распространённой причиной пропусков занятий, и это неудивительно: сама школа способствует веерному заражению и появлению эпидемий.

  • Поставьте вакцину от гриппа. Сходите в поликлинику перед началом сезона болезней: займёт это 10 минут, зато ваш ребёнок перенесёт эпидемию без всяких проблем.
  • Приучайте ребёнка к гигиене. Огромное количество болезней возникает из-за того, что ребёнок тянет в рот немытые руки, ручки, яблоки. Можно выдавать школьнику влажные салфетки и гель-антисептик.
  • Занимайтесь профилактикой. Лучший способ уберечься от ОРЗ — укреплять иммунитет. Проводите побольше времени на свежем воздухе, правильно питайтесь, закаляйтесь, хорошо отдыхайте и пейте витамины.

источник

Школьные болезни – это отклонения в здоровье детей, возрастом от 7 до 17 лет, спровоцированные образовательной перегрузкой, нарушением условий учебного процесса, режима питания и стресса. Самыми распространенными болезням учеников являются близорукость, искривление позвоночника, гастрит и невроз.

Организм детей еще развивается, поэтому болезни прогрессируют быстрее, чем у взрослого человека. И при первом же их проявлении ребенка следует показать врачу.

С каждым годом детей со школьными недугами становится все больше и больше. Поэтому врачи настоятельно рекомендуют родителям более серьезно относиться к здоровью своих детей – каждый год проходить медосмотр в целях профилактики.

Нагрузка на спину у ученика гораздо больше, чем должна быть. Поэтому врачи рекомендуют регулярно выполнять любые физические упражнения. Даже ежедневная зарядка поможет предотвратить болезни спины и укрепить организм в целом.

Медицинские осмотры школьников наглядно демонстрируют широкую распространенность сколиоза, причиной которого является длительное сидение за партой в неправильной позе. Пока изменения незначительные, они мало заметны, но при прогрессировании сколиоза возникают сильные боли в спине, ограничения при движениях, а иногда и необходимость хирургической коррекции. Лечение болезней опорно-двигательного аппарата требует много времени, сил и обходится недешево. Гораздо проще регулярно проводить мероприятия по предупреждению аномального развития, в том числе искривления, позвоночника и костей таза. В первую очередь профилактика включает в себя правильную позу с прямой спиной во время письма и чтения, причем следить за позой необходимо не только в школе, но и дома в процессе выполнения домашних заданий, во время еды и прочих дел, которыми принято заниматься сидя. Важным фактором здоровья в данном случае является соответствие габаритов мебели росту ребенка. Сохранить и укрепить общее здоровье и состояние костно-мышечной системы ребенка помогают активные физические упражнения и подвижные игры.

8 из 10 детей имеют проблемы со спиной, а именно – искривление позвоночника. Виной такой статистики являются неправильная посадка за партой и очень тяжелые портфели, из-за которых мышцы спины сильно устают.

Существуют стандарты, которые определяют максимальный вес ранца учеников разных классов. Так для школьников 1–3 классов рюкзак должен весить не больше 2 кг, для 4–5 классов – не более 2,5 кг, для 6–7 классов – до 3,5 кг и для старшеклассников – не больше 4,5 кг. Но на практике, среднестатистический шестиклассник носит 4–5 кг, вместо максимальных 3,5 кг.

Другая не менее распространенная школьная болезнь близорукость. Уже в младших классах дети страдают на упадок зрения. По словам врачей-офтальмологов, каждому 5–6 ученику выписывают очки.

Есть несколько причин такого резкого ухудшения зрения.

В первую очередь, это перегрузка в школе. Дети много читают и пишут, их глаза постоянно напряжены. Да и дома еще ждет домашнее задание, на которое уходит не 2–3 часа, как должно быть, а все 4–5. У ребенка даже не остается времени на отдых, который ему необходим.

Еще одним фактором является освещение. Как правило, в школах оно плохое, особенно в непогоду. В идеале, свет должен быть естественным и падать слева. Но не все ученики могут сидеть возле окна. Тогда рекомендуют включать люминесцентные лампы. Но из-за недостатка финансов не все школы могут себе это позволить.

Чтение и письмо при слабом освещении вызывают дополнительное напряжение глазных мышц и являются факторами, провоцирующими снижение зрения.

К таким же результатам приводит чтение в положении лежа. Сохранить зрение помогает гимнастика, направленная на укрепление мышц, управляющих движениями глазных яблок. Для поддержания их тонуса достаточно регулярно выполнять активные движениями глазами из стороны в сторону, вверх и вниз, вращение в разных направлениях. Тренировки для хрусталика заключаются в попеременной фокусировке взгляда то на близко расположенном предмете, то на отдаленном.

Есть несколько упражнений для профилактики, которые нужно выполнять несколько раз в день.

• Жмурки. Сильно зажмурьте глаза, посчитайте до трех и откройте. Повторите 5-6 раз.

Круги. Закройте глаза и сделайте круговые движения. Сначала по часовой стрелке, потом против часовой. Сделайте по 5-6 кругов.

Стрелки. Сделайте движения глазами вверх, вниз, влево, вправо по диагонали. Затем закройте глаза и повторите. В каждую сторону следует сделать по 3-4 раза.

Расстояние между глазами и книгой (тетрадью, монитором) составляло не менее 30 см.

3.Кроме ухудшения зрения, дети подвержены еще и болезнями желудочно-кишечного тракта (далее ЖКТ). Статистика гласит, что около 45% учеников имеют проблемы с ЖКТ, особенно гастритом (воспаление слизистой оболочки желудка).Болезни ЖКТ возникают из-за нарушения режима питания. Дети настолько заняты, что времени полноценно поесть у них нет. Вредные перекусы на ходу еще более усугубляют ситуацию.

Профилактика заболеваний органов пищеварения заключается в частом регулярном питании свежее приготовленной пищей. Категорически не рекомендуются быстрые перекусы всухомятку, а тем более употребление чипсов и других продуктов быстрого приготовления и сладкие газированные напитки.. Ребенку необходимо рациональное питание. Это не только поможет избежать болезней ЖКТ, но и повысит иммунитет.

.Почти у 70% школьников явные или скрытые неврозы (психическое расстройство), которым характерны тревога, неспокойное состояние, плохой сон, резкие перепады настроения. Такое состояние вызывают нагрузки, несоответствующие академическим требованиям.Чтобы уберечь ребенка от неврозов, в первую очередь, необходимо войти в его положение и не терроризировать уборкой, мытьем посуды и т.д. Он и так пытается со всем справиться, но для этого ему нужно время. Обеспечь приятную и спокойную атмосферу, в которой ученик смог бы почувствовать себя в безопасности и забыть про все невзгоды.

Переутомление приводит к развитию вегетативных дисфункций, для предупреждения которых необходимо четкое соблюдение режима труда и отдыха, систематические занятия физической культурой и подвижный образ жизни. Для того чтобы утром не спешить и не подгонять себя и ребенка, все приготовления необходимо совершать вечером, чтобы утром иметь возможность спокойно собраться и накормить малыша завтраком. Следует интересоваться успехами первоклассника с самого его первого школьного дня, стараться адекватно оценивать его успехи, то есть акцентировать больше внимания не на результат, а на затраченные усилия. Если малыш старается, он заслуживает особой похвалы, если ленится, нужно подбодрить и воодушевить, а не ругать или наказывать. В течение первого школьного месяца желательно отказаться от просмотра с ребенком всех телевизионных передач. В крайнем случае, компромиссом сможет стать аудиосказка, которая, кстати, приучает воспринимать информацию на слух, тем самым облегчая процесс обучения в школе. И не забывать гулять с малышом, играть с ним, ведь он еще так мал.

Попытайся поговорить с ним, предложите помощь. Детям это важно, хотя и не говорят об этом.

Чтобы школьник был здоровым, ему следует:

– делать профилактику наиболее распространенных болезней

источник

В современной школе оставаться здоровым ребёнку нелегко – учебные нагрузки растут год от года. Несмотря на все старания чиновников от медицины и образования, заболевания у ребят всё равно появляются – и, к сожалению, частенько перерастают в хронические. Что же должны делать родители, чтобы помочь своим детям оставаться здоровыми?

Близорукость, сколиоз и гастрит – главные опасности, подстерегающие ребёнка на увлекательной дороге получения знаний. В младших классах большинство детей болеют простудными заболеваниями. По утверждению педиатров, полностью избежать проблемы нельзя – в этом возрасте иммунитет детей всё ещё формируется. Обязанность родителей — улучшать способность детского организма противостоять острым вирусным инфекциям с помощью правильного режима дня, занятий физкультурой, закаливания и витаминов.

В средних классах почётное первое место на «пьедестале» занимает гастрит, появляются проблемы с осанкой и зрением.

Многие родители считают, что искривление позвоночника происходит только из-за неправильного положения позвоночника при сидении за партой. Однако некоторые дети анатомически склонны к этому заболеванию. Определить, есть ли у вашего ребёнка такая проблема, может только врач.

Но существуют и другие моменты. Прежде всего, необходимо обратить внимание на портфель, с которым ребёнок ходит в школу.

1. Дипломаты, сумки через плечо и тому подобные новомодные изобретения в школьной жизни находятся под строжайшим запретом. Правильную осанку способен сохранить только классический ранец со шлейками, который равномерно распределяет нагрузку. Лучше, если он будет с усиленной физиологической спинкой, чтобы тяжесть учебников не оттягивала спину ребёнка назад. Очень хорошо, если у ученика младших классов будет два комплекта учебников — в школе и дома, чтобы ребёнок ходил налегке. В идеале в портфеле учащегося начальных классов должны лежать несколько конспектов и какая-нибудь перекуска.

2. Огромное значение имеет непосредственное количество килограммов, которые будет носить за плечами ваш ребёнок. Подходящие нормы разработаны педиатрами для каждого возраста. Вес рюкзака для младшего школьника должен составлять не более 2 кг. Ребята в средних классах вполне способны справиться с нагрузкой в 3-4 кг, а старшеклассники уже одолеют и пятикилограммовый барьер.

Читайте также:  Как скорректировать зрение при близорукости

Близорукость – вторая проблема, с которой сталкивается большинство детей и родителей в школьный период жизни. При рассадке детей за парты необходимо учитывать не только рост ребёнка. Конечно, детей повыше обычно садят на «камчатку», но если зрение у школьника плохое, мама, папа или близкие родственники страдают близорукостью (или были проблемы со зрением в детстве), учитель должен предоставить малышу место не первых партах.

Если окулист выписал ребёнку очки, необходимо убедить сына или дочь носить их. Иначе ваше чадо будет носить их только дома, а в школе снимать. Подберите вместе со школьником красивую и модную оправу, расскажите о том, что это стильный и элегантный аксессуар. Приведите примеры успешных и знаменитых людей, для которых очки являются частью имиджа – это поможет ребёнку перестать стесняться носить очки. Будьте терпеливы и последовательны в этом вопросе, убеждайте ребёнка и до конца стойте на своём, ведь коррекция зрения в старшем возрасте практически невозможна.

Практически каждый школьник к старшим классам «зарабатывает» серьёзные проблемы со стороны желудка, кишечника и поджелудочной железы. Гастрит – бич современной школы и встречается у каждого второго ученика. Если проконтролировать питание в начальных классах ещё возможно, то со старшеклассниками всё гораздо сложнее. Необходимость занятий с репетиторами, масса факультативов в последние годы учёбы мешают ребятам питаться, как положено. Однако полноценный обед необходим подростку не меньше, чем дополнительные занятия. Если повзрослевшее чадо уже не успевает поесть дома, пусть найдёт время на кафе или столовую, но не перекусывает на ходу.

Ещё одна важнейшая причина развития гастрита – психоэмоциональные срывы. Расстройства нервов способствуют нарушению работы пищеварительной системы. Гормональная перестройка в подростковом возрасте мешает толком контролировать бурные эмоции. Обязанность родителей – поддержать своих детей в этот непростой период, остаться для них другом и главным авторитетом.

источник

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемrin3957.narod.ru

Презентация по предмету «МХК, ИЗО, Черчение» на тему: «ШКОЛЬНЫЕ БОЛЕЗНИ Близорукость, нарушения осанки, неврастения и гастрит.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 ШКОЛЬНЫЕ БОЛЕЗНИ Близорукость, нарушения осанки, неврастения и гастрит

2 Причины школьных болезней — несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся; — несоблюдение элементарных гигиенических требований к организации учебного процесса; — чрезмерная интенсификация учебного процесса (увеличение темпа и объема учебной нагрузки); — неоправданно раннее начало дошкольного систематического обучения; — недостаточная осведомленность педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка; — недостаточная грамотность родителей в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья детей.

3 Данные, представленные медсестрой МОУ СОШ 5 1класс11 класс Зрение 6-7 очкариков на 100 человек10-11 очкариков на 100 человек Проблемы со щитовидной железой 1-2 ученика из учеников из 100 Нарушение осанки 9 учеников из учеников из 100 Заболеваемость сколиозом С 1-го по 11-й класс рост в 3,5 раза Сердечно-сосудистые заболевания С 1-го по 11-й класс рост в 2,7 раз Заболевания нервной системы С 1-го по 11-й класс рост в 1,8 раза.

4 Сколиоз- боковое искривление позвоночника

5 Статистика многочисленных исследований по выявлению сколиоза у детей свидетельствует, что эта деформация – одно из наиболее частых заболеваний опорно-двигательного аппарата, которое имеет тенденцию к прогрессированию и достигает высшей степени к окончанию роста детского организма. Тяжелые искривления позвоночника и грудной клетки значительно влияют на функции внутренних органов: — уменьшают объем плевральных полостей, — нарушают механику дыхания, что, в свою очередь: — ухудшает функцию внешнего дыхания, — снижает насыщение артериальной крови кислородом, — изменяет характер тканевого дыхания, — вызывает гипертензию в малом кругу кровообращения, — гипертрофию миокарда правой половины сердца – развитие симптомокомплекса легочно-сердечной недостаточности, объединенного названием «кифосколиотическое сердце»

6 Гастрит- это поверхностное воспаление стенки желудка, точнее, его слизистой оболочки Правила поведения при гастрите Гастрит диктует человеку строгие правила питания, заставляет прислушиваться к работе всего желудочно-кишечного тракта — от ротовой полости до печени. Больной гастритом должен осознать недопустимость курения, опасность алкоголя, особенно высокоградусного. При гастрите нельзя с пренебрежением относиться к экологически неблагоприятным факторам, а также вредным влияниям, связанным с работой больного. Пациенты, страдающие хроническим гастритом, дважды в год должны показаться врачу — в диспансере, на курорте, в поликлинике.

7 Близорукость (или миопия) — это недостаток преломляющей способности глаза, в результате которого фокус лежит впереди сетчатки. Факторы, характеризующие неблагоприятные условия зрительной работы на близком расстоянии: недостаточное освещение; неправильная посадка во время чтения и письма; нерациональная мебель в школе, на работе и дома; неправильный режим дня и другие гигиенические факторы. Различают три степени близорукости: слабая степень близорукости — до 3 диоптрий; средняя степень близорукости — от 3 до 6 диоптрий; высокая степень близорукости — свыше 6 диоптрий

9 Неврастения — заболевание из группы неврозов, при котором повышенная возбудимость сочетается с быстрой утомляемостью, снижением работоспособности, неустойчивым настроением. Главные симптомы: быстрое утомление при умственной работе, иногда доходящее до полной неспособности к ней; ослабление воли, упадок энергии; состояние возбуждения и беспокойства; бессонница; быстрая, несоразмерная с поводом раздражительность, и, наоборот, состояние угнетения, апатии и ипохондрии; Расстройства чувствительности, движения, пищеварения, кровообращения и друг. Причины неврастении наследственность; психическое переутомление вследствие чрезмерных умственных, особенно ночных занятий; постоянные волнения, связанные с погоней за заработком, с борьбой за существование; половые и спиртные из излишества; неудачи, горе, потери; истощение после инфекционных болезней

10 САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ Воздушно-тепловой режим в образовательных учреждениях. Относительная влажность в помещениях должна быть в пределах 40-60%. Необходимый воздушно-тепловой режим поддерживается качественным проветриванием. Важно следить за чистотой отверстий вытяжных каналов и нельзя их заклеивать. На каждой перемене необходимо проветривать классы, кабинеты. Световой режим в образовательных учреждениях. Освещенность помещений должна быть хорошей, причем необходимо максимально использовать естественное освещение. Гигиенически не допустимо ставить на окна цветы, украшать подоконники декоративными изделиями, закрывать плотными шторами. Необходимо следить за санитарным состоянием окон. Запыленность окон снижает уровень естественной освещенности на 40% и больше. Окраска интерьеров помещений должна быть спокойных тонов. Требования к санитарному содержанию образовательного учреждения. В учебных помещениях ежедневно после окончания уроков проводится влажная уборка с использованием соды, мыла или синтетических моющих средств, желательно при открытых окнах или фрамугах. Моют полы, протирают места скопления пыли, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы). Генеральную уборку с использованием моющих и дезинфицирующих средств проводят один раз в месяц Требования к оборудованию и содержанию кабинетов информатики. Компьютерные классы необходимо часто проветривать, желательна установка кондиционеров с увлажнением, аквариума, растений с широким листьями. На одно рабочее место с компьютером должно приходиться 6 кв.м. площади помещения. Компьютер необходимо размещать так, чтобы его тыльная сторона не «Глядела» в затылок впереди сидящего учащегося. Освещение должно быть ярким, но без ликов. На занятиях с использованием компьютеров следует использовать специальные рабочие стулья. Таким образом строгое соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения в значительной мере предотвращает влияние неблагоприятных факторов учебного процесса на состояние здоровья детей и подростков.

11 МЕТОДЫ «БОРЬБЫ» СО ШКОЛЬНЫМИ БОЛЕЗНЯМИ сохранение и укрепление здоровья школьников стало приоритетной задачей школы. В связи с этим представляется особенно важным: во-первых, изменить структуру и систему образования в соответствии с возрастными и функциональными особенностями ребенка, с учетом того, что, начиная с 1 сентября, 4 недели идет адаптация, февраль — важный, переломный этап учебного года, обучение в классе проходит так же тяжело, как и в первом, и так далее; во-вторых, изменить стандарт подготовки педагога: сегодняшний учитель — не просто специалист-предметник, это прежде всего человек, который работает с детьми; однако, к сожалению, мы сталкиваемся с такими учителями, которые могут быть замечательными специалистами, но совершенно не знают ребенка, которого обучают; в-третьих, ввести курс обучения родителей, подобный тем, что существует во всех цивилизованных странах. Безграмотные родители — это бич нашего общества: они без меры загружают своих детей; в наших силах что-то сделать, чтобы поднять уровень образования родителей (например, по телевидению можно организовать цикл передач, касающихся организации здоровья школьника, силами издательств и Министерства образования и Министерства здравоохранения можно выпустить брошюры для родителей, издать библиотеку для родителей, в которой они могли бы получить ответы на самые разные вопросы, касающиеся здоровья и образования детей и др.). Только в этом случае родители станут нашими союзниками.

12 Советы Советы родителям Зрение Нельзя позволять школьнику сидеть часами перед компьютером или телевизором. Норма для первоклассника — 30 минут. Для школьника постарше — 45 минут. А чтобы предотвратить ухудшение зрения, необходимо правильное освещение. При выполнении домашнего задания у ребенка на столе обязательно должна быть осветительная лампа, причем свет должен падать с левой стороны. Сколиоз Мебель для занятий нужно подбирать по возрасту в зависимости от роста вашего ребенка. И менять ее по мере того, как он взрослеет. Нельзя, чтобы ученик делал домашнее задание, сидя на стуле, с которого свисают ноги — они должны упираться в пол. Вредит осанке также слишком высокий или слишком низкий стол. Чтобы позвоночник был крепким, необходимо заниматься физкультурой, играть в подвижные игры на воздухе, плавать и кататься на лыжах. Желудочно-кишечный тракт Число болезней желудочно-кишечного тракта растет из-за нарушения режима питания, пристрастия к чипсам, газировке или перекусывания одними сладостями. Школьнику обязательно необходим горячий завтрак, обед и ужин. И главное — чтобы все это было своевременно.

13 Эндокринная система Для пополнения суточной дозы йода нужно употреблять продукты, которые его содержат: морепродукты (морская капуста, рыба, кальмары), а также дыня и репчатый лук. А при приготовлении пищи лучше использовать йодированную соль. Почки и мочеполовая система Дорогие родители, объясните девочкам, что ходить в брюках с заниженной талией можно только летом. У нас не жаркий юг. Большинство любительниц открывать спину и живот к 16 годам зарабатывают себе серьезные простудные заболевания — циститы, пиелонефриты, инфекции мочевых путей и половых органов. Кроме того, дети сейчас рано начинают взрослую жизнь и сталкиваются с половыми инфекциями. Не тяните с объяснениями о том, как правильно защититься. Вовремя отправляйте школьников к детским гинекологам и урологам. Нервная система Первоклассников не стоит записывать в дополнительные кружки — спортивные, интеллектуальные. Начинайте такие занятия либо за год до школы, либо со второго класса. Ведь начало учебы для ребенка и так сильный стресс. Необходимо следить за режимом дня школьника. Помните, что нагрузки умственные, физические и психологические должны соответствовать возрасту. Важно, чтобы дети больше бывали на улице и меньше сидели за компьютером и телевизором. 65% киевских школьников имеют патологию органов пищеварения — гастриты, гастродуодениты, язвенную болезнь желудка и 12-перстной кишки.

14 По современным представлениям, организм человека — это сложная самоорганизующаяся система, состоящая из ряда подсистем и органов, направленная на поддержание собственного постоянства, открытая для энергетического и информационного взаимодействия с окружающей средой. Повреждение органа или подсистемы обычно проявляются в виде признаков (симптомов) некоторой болезни, а вот рассогласования в работе подсистем, приводящие в конце концов к этим повреждениям, долгое время могут не иметь таких явных проявлений, которые в традиционной медицине относились бы к нездоровью. В этом принципиальная разница в понимании здоровья.

источник

К сожалению, здоровье современного школьника подвержено множеству негативных факторов, связанных с организацией процесса обучения. Кроме уже имеющихся врожденных патологий, приобретенных хронических заболеваний у детей 7-15 лет формируются болезни, обусловленные незнанием и нерациональным отношением к сохранению своего физического и психического благополучия.

Редкий выпускник школы не страдает хроническим заболеванием органов пищеварительной системы, приобретенным во время обучения. Подростки пренебрегают основами правильного питания и при отсутствии должного контроля взрослых быстро приобретают вредные пищевые привычки. Основными причинами развития воспалительных изменений желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) можно считать:

  • отягощенную наследственность;
  • высокую распространенность хеликобактер пилори — бактерии, вызывающей воспаление в тканях ЖКТ;
  • сниженные гигиенические навыки у детей;
  • переедание;
  • несбалансированность рациона;
  • злоупотребление фаст-фудом;
  • наличие хронических очагов инфекции (кариес, тонзиллит, синусит);
  • доступность «ларечной» пищи, свободная продажа булочек, сладких батончиков, конфет, газировки, сухариков в буфете, автоматах с едой;
  • частые перекусы, еда на улице, «на ходу»;
  • отказ от горячих обедов в школе;
  • несоблюдение режима приема пищи;
  • эмоциональные и умственные перегрузки.

Приходя из школы, дети могут не есть или перекусить «на бегу». Не соблюдается кратность приемов пищи, ребенок не желает или не успевает завтракать, не ест в школе. Нарушается ритм образования соляной кислоты, панкреатического сока, желчи, повышается кислотность, слизистая желудка становится подверженной разрушающему воздействию патогенных факторов.

Хронические болезни органов пищеварительной системы возникают или манифестируют чаще в школьный период. Поэтому для родителей важно организовать правильное питание для ребенка, привить гигиенические навыки, объяснить, какой вред наносят «неправильные» продукты. От этого зависит здоровье желудочно-кишечного тракта ребенка.

Нарушение осанки — частая ортопедическая проблема детей школьного возраста. Красивая ровная спина создает оптимальные условия для функционирования внутренних органов, повышает работоспособность. Искривление позвоночника может быть функциональным и не сопровождаться структурной деформацией позвонков.

Формируется патологическая осанка у школьников под воздействием следующих неблагоприятных факторов:

  • слабый мышечный корсет спины;
  • несоответствие школьной мебели росту ребенка;
  • неправильная посадка за партой в школе и дома;
  • малоподвижность;
  • дефицит витаминов и минералов;
  • высокий рост по сравнению со сверстниками, вызывающий сутулость;
  • длительное нахождение в статичной позе во время занятий;
  • плоскостопие и другие деформации стопы;
  • избыточный вес;
  • ношение тяжелых неортопедических рюкзаков и ранцев, сумок на одно плечо.
Читайте также:  Близорукость как можно вылечить у ребенка

Хроническое отклонение позвоночного столба вправо или влево со скручиванием позвонков вокруг своей оси — сколиоз — чаще встречается у детей среднего и старшего школьного возраста. Это тяжелое прогрессирующее заболевание, которое вызывает серьезную деформацию грудной клетки. Сколиотическое искривление приводит не только к косметическому дефекту, но и к нарушению работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Все подростки с подозрением на сколиоз должны наблюдаться у ортопеда.

Для того, чтобы осанка ребенка была правильной, необходимо подобрать соответствующую мебель для занятий дома, научить правильной посадке за столом. Рациональное питание, сбалансированное по микроэлементам и минералам, играет важную роль в профилактике болезней опорно-двигательного аппарата. Регулярные физические упражнения, занятия плаванием формируют мышечный корсет, удерживающий позвоночник от искривлений.

Болезнями, затрагивающими зрение детей в школьном возрасте, являются близорукость и астигматизм. Невозможность сфокусировать взгляд приводит к постоянному прищуриванию, нарушению положения головы, повышенной тревожности. К сбою в работе органа зрения могут привести следующие факторы:

  • предрасположенность к нарушению аккомодации и дегенеративным изменениям структур глаза;
  • недостаточная освещенность классных комнат, помещения, где ребенок делает уроки, читает;
  • необходимость выполнять домашние задания с помощью компьютера (поиск информации в интернете, написание текстов, подготовка презентаций);
  • чтение в неправильном положении, во время движения транспорта;
  • нарушение осанки;
  • длительный просмотр видео, страниц в интернете, игры в гаджетах, ноутбуках, стационарных компьютерах.

Для сохранения зрения у подростков важно организовать правильное освещение рабочего места. Лучи света должны падать с левой стороны для правшей и с правой для левшей. Расстояние от поверхности стола до глаз должно быть не менее 35 см. Правильная посадка за столом способствует сохранению остроты зрения, улучшает поступление кислорода к головному мозгу, что положительно влияет на когнитивные способности. Для коррекции близорукости необходима консультация окулиста, который даст рекомендации по подбору очков.

Предупреждает развитие миопии правильная осанка и ежедневное выполнение комплекса гимнастических упражнений, укрепляющих мышцы глаза. Для предотвращения прогрессирования снижения остроты зрения исключается физическое перенапряжение, поднятие тяжестей, длительный просмотр телевизора, гаджетов. И большую роль здесь играет строгий родительский контроль.

Хронические болезни у детей школьного возраста, такие как гастрит, гастродуоденит, сколиоз, близорукость часто возникают из-за неправильного режима дня, организации учебного процесса и досуга, возрастных и личностных особенностей подрастающего организма. Для сохранения здоровья детей родители и педагоги обязаны обеспечить школьникам соответствующие условия для гармоничного роста и развития.

источник

Современные школьники подвержены множеству болезней. Самыми распространёнными являются гастрит, близорукость и сколиоз. В этой статье расскажем, к чему готовиться родителям и как предотвратить все эти проблемы.

Можно школу ругать, можно хвалить, а цифры показывают одно: здоровый школьник — редкая птица, таких не больше 10% . Остальные болеют, причём большинство — не одной болезнью. Чаще всего к аттестату прилагается карточка, в которой фигурируют близорукость, гастрит и сколиоз. А ребёнок при этом уставший и задёрганный.

Существует один проверенный способ, который помогает справиться с последствиями школьных нагрузок. Называется он режимом. Соблюдать его трудно и скучно, но больше ничего не работает. Разберёмся, как режим спасёт от болезней.

Проблемы со зрением находятся в пятёрке худших школьных подарков. Можно написать, что детям необходимы перерывы в работе каждые 40 минут (как минимум), перед экраном компьютера нельзя проводить больше 20–40 минут в день, а в планшеты и смартфоны вообще не надо смотреть. Но мы же в реальном мире, где выполнить такие требования невозможно, особенно если речь идёт о подростках. Что же делать с глазами?

Организовать освещение и рабочее пространство. Хорошее освещение обязано быть на всех рабочих местах ребёнка, в школе и дома. Главное правило — глаза ребёнка не должны упираться в стену. Поставьте стол так, чтобы ребёнок мог в любой момент выглянуть в окно или хотя бы пройтись взглядом по комнате.

Купить правильную технику. Раз уж без гаджетов всё равно никуда, то не жалейте средств на хорошие экраны и удобное размещение. Ридеры, например, ничем не хуже обычных книг, по крайней мере, в старшей школе Текшева, Л. М. Гигиеническое обоснование использования ридеров в старшей школе. .

А вот использовать ноутбуки детям не рекомендуется: из-за невозможности подвинуть клавиатуру дети быстро устают и начинают сутулиться, наклоняться к экрану. Это портит и зрение, и осанку Степанова, М. И. Гигиенические аспекты использования ноутбука в обучении младших школьников. .

Не перегружать ребёнка. Поскольку бо́льшая часть обучения проходит над книжками, тетрадками или перед экранами, то и страдают от неё глаза. Когда растите будущего гения, держите нагрузку в рамках СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. .

Классы 1 2–4 5 6 7 8–9 10–11
Если учатся 5 дней 21 23 29 30 32 33 34
Если учатся 6 дней 26 32 33 35 36 37

В таблице выше приведена недельная нагрузка. Она включает в себя все занятия, в том числе домашние. Грубо говоря, даже выпускник не должен учиться больше, чем работают его родители. Вряд ли все смогут вписать репетиторов и дополнительные курсы в такую норму, но хотя бы держите её в голове, чтобы не сходить с ума, если ребёнок отказывается записываться на очередной кружок.

Осанка — это вертикальное положение тела человека в покое и при движении. Правильная осанка — это прямая спина, расправленные плечи, поднятая голова. Всё остальное — нарушения. Дети слишком много сидят, не меньше взрослых, а иногда и больше. Поэтому нарушения осанки есть у каждого второго школьника.

Постоянно напоминать ребёнку, что пора выпрямиться, бесполезно. Поверьте, это не поможет, вы можете только надоесть со своим бесконечным: «Сядь ровно».

Ваша задача — создать условия, при которых у ребёнка будет формироваться мышечный корсет, не дающий сутулиться.

  • Поставьте стол и стул, на котором сидеть будет удобно и без напоминаний. Сидя на стуле, ребёнок должен опираться на стопы, а ноги в коленях должны быть согнуты под прямым углом. Опустите руку сидящего ребенка вниз: локоть должен быть выше крышки стола на 5–6 см. Расстояние от столешницы до глаз — 30–35 см.
  • Купите рюкзак с твёрдой спинкой, который носится на обоих плечах. И не перегружайте его: вес содержимого ранца не должен быть больше 1,5 кг для первоклашек. В четвёртом классе можно брать с собой 2 кг, в шестом — 2,5 кг, в восьмом — 3,5 кг. После девятого класса и до конца школы носить на спине полагается не больше 4 кг. При этом сам рюкзак должен весить максимум 700 г СанПиН 2.4.7.1166-22.4.7.Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и профессионального начального образования. .
  • Запишите ребёнка в бассейн или попросите его делать зарядку с элементами йоги. Это необходимый минимум. Если ребёнок терпеть не может бассейн, его можно заменить на другой вид спорта (шахматы не считаются). Каким бы неспортивным ни был школьник, ходить на занятия придётся.

Многие уверены, что гастрит — это такая болячка, которая есть у всех, а виноваты в этом бутерброды, которые дети носят с собой в школу. Поэтому надо питаться в школьной столовой, обязательно супчиком.

Не будем отрицать пользу супа, но гастрит обедом не лечится. Главный виновник появления гастрита — бактерия Helicobacter pylori. Инфицированы ей, действительно, многие — до 70% всего населения. Болеют, конечно, меньше. То есть мало заразиться, нужно ещё создать такие условия, при которых бактерия начнёт своё чёрное дело.

Школа как раз такие условия и создаёт: ученики начальной школы жалуются на боли в 2,5 раза чаще, чем старшеклассники Бельмер, С. В., Гасилина, Т. В. Неоднозначные ответы на простые вопросы о хроническом гастродуодените у детей.

Откуда такое различие? Сильный стресс и резкое изменение образа жизни — это и есть те самые условия, которых ждёт бактерия.

Лучший способ уберечься от проблем с желудком — это не столовая, а плавная адаптация к школе.

Если ребёнок категорически против столовой, лучше придумайте, как его накормить полезной и вкусной едой, а не заставляйте ещё и есть через силу.

Описание синдрома появилось недавно, в конце XX века, и было связано с выгоранием на работе. Но дети не отстают: синдром хронической усталости выявляют и у них. Страдают от него старшеклассники в возрасте 15–18 лет, которым нужно совмещать учёбу с подготовкой к вузу и бурной социальной активностью.

Ребёнок, которому нужно выполнить все задания, дойти до репетитора, позаниматься хобби, а ещё посидеть в соцсети или поиграть во что-то, просто не успевает поспать и разгрузить мозг.

А потом появляются признаки синдрома: нехватка сил, постоянная усталость, ухудшение памяти. Потом возникают головные боли или боли в спине, обостряются все хронические заболевания, проявляется аллергия, которой раньше не было, приходит бессонница и депрессия.

Что делать? Не допускать этого. Балансировать нагрузку, разбавлять интеллектуальную активность умеренными тренировками, полноценно питаться и много спать.

Класс 1 2–4 5–7 8–9 10–11
Количество часов сна 10–10,5 (и ещё 2 часа) 10–10,5 9,5–10 9–9,5 8–9

Поскольку хроническая усталость подкрадывается к подросткам, это одновременно обнадёживает и пугает. Подростку нельзя установить жёсткий режим работы и отдыха, он может взбунтоваться. Но подросток достаточно вырос, чтобы понять, как важно думать о своём здоровье.

Часто болеющий ребёнок — кошмар всех родителей. Дети попадают в группу риска, потому что ОРВИ (а именно частые заболевания вирусными инфекциями переводят ребёнка в группу часто болеющих) передаётся от человека к человеку. А дети очень много контактируют с людьми. Свой класс, другие классы на переменах, общественный транспорт, группы в кружках и секциях — в итоге дети болеют в 1,5–3 раза чаще, чем взрослые.

Советы по укреплению иммунитета настолько банальны, что даже перечислять стыдно. Спать, гулять, заниматься спортом, правильно питаться, часто мыть руки, проветривать комнаты, больше времени проводить на улице. Добавить нечего, кроме того, что непонятно, почему всё перечисленное ещё не стало мейнстримом.

Дети и молодые люди в возрасте 5–17 лет должны заниматься ежедневно физической активностью от умеренной до высокой интенсивности не менее 60 минут.

Всемирная организация здравоохранения

Час — это минимум, причём час чистого бега или тренировки. Умеренная активность должна составлять не менее двух часов в день с учётом зарядки. Каким видом спорта заниматься — неважно. Лучше, конечно, быть на свежем воздухе. Но если у вас нет возможности каждый день добираться до хорошего парка, то лучше тренировка в зале, чем никакой тренировки вообще.

А что насчёт закаливания? Если гулять много и активно, носить лёгкую одежду, ходить дома только босиком (даже если вам кажется, что пол холодный), спать с открытой форточкой в любую погоду, не греть молоко или сок из холодильника, то никакие обливания холодной водой и моржевание не понадобятся. А ко всему вышеперечисленному можно привыкнуть постепенно и безболезненно.

источник

Чтобы сохранить здоровье школьникам, нужна большая работа родителей, учителей, врачей и самих детей. Тройка лидеров проблем со здоровьем у школьников неизменна, на первом месте среди детских болезней – заболевания органов пищеварения, на втором месте – системы кровообращения, и на третьем – заболевания нервной системы и органов чувств.

У подростков обычно ортопедическая патология на первом месте, офтальмологическая на втором эндокринологическая – на третьем. Из года в год это те акценты, на которые надо обращать внимание всем – врачам, учителям и родителям.

Режим, физическая активность и отдых

Сейчас есть много информации для родителей, но такие “киты”, которые помогут сохранить здоровье школьников, остаются – это режим дня, режим питания и полноценное питание, и физическая активность и отдых. В 90% сохранение здоровья детей зависит от родителей, как они организуют режим работы, питания и отдыха для своего ребенка, особенно первоклашек, то и будет в будущем, – продолжает врач. – Конечно, педагоги и медики помогут, но основная работа – это труд родителей, и они должны это осознавать. Родителям самим надо быть психологически готовыми, что режим дня ребенка с началом обучения меняется, у родителей – тоже. Маме и папе надо так организовать свое время, чтобы ребенку, особенно первоклашкам, было удобно и комфортно. Акцент таки сделаем на тех, кто впервые идет в школу. Очевидно, что родителям придется раньше вставать, больше времени уделять ребенку, урегулировать вопрос, как и кто забирает ее из школы, как с питанием будет, как достаточно погулять.

Эти моменты должны прежде всего осознать родители. Не надо паниковать, и не стоит воспринимать эти обязанности как негатив, тогда и ребенку будет спокойнее. Кстати, дети быстрее адаптируются к школе, чем их родители.

Клонится на одну сторону – будет сколиоз

Плавание, утренняя гимнастика, физическая активность обязательно должны быть в режиме дня ребенка – надо дозировать статическую нагрузку с динамической. – Интенсивный рост ребенка происходит в годы учебы в школе. Поэтому чтобы предотвращать проблемы с осанкой существуют требования о размерах парт в школах, и нужно постоянно пересаживать детей в классах, и это не только в школе надо делать, а и дома, – отмечает врач клиники современной ортопедии имени Лоскутова – https://medinua.com.

– И важно не пропустить начальных сигналов, когда начинаются проблемы. Часто приводят ребенка на осмотр – а там уже сколиоз. Но это можно было увидеть раньше. В частности, родителей должна насторожить привычка ребенка сидеть, перегнувшись на одну сторону. Я все-таки акцентирую внимание на том, что родители ребенка видят каждый день. – Родители могут увидеть на спинке, или когда ребенок стоит, или переодевается, или когда принимает душ, или когда заплетают косы девочке, что одно плечо немного выше, чем другое, или одна лопатка несколько выше, чем другая, позвоночник тоже должен быть ровным, а при нарушениях осанки видны какие-то отклонения.

Читайте также:  Рекомендуемые упражнения при близорукости

– Это простые вещи, которые родители могут увидеть. И когда родители приходят с детьми на профосмотры к педиатру, они могут акцентировать внимание врача именно на этих вопросах, есть или нет нарушения осанки, потому что медик лучше осведомлен в этих вопросах и поможет разобраться, в этом плане все в порядке у ребенка. Родители смотрите на простые вещи – как ребенок сидит за столом, чтобы он сидел ровно, чтобы не наклонялся слишком низко над столом, потому что тогда возникает вопрос, а может он плохо видит, эти моменты зрения и нарушения осанки очень связаны. Кроме того, замечайте как долго ребенок делает домашние задания – если долго сидит – надо подвигаться. Далее – рабочее место ребенка. Оно должно быть оборудовано для обучения, должна быть лампа на столе, проконтролируйте, чтобы свет падал слева – это надо учитывать, чтобы сохранить зрение.

Ожирение и гастриты

Среди офтальмологической патологии на первом месте стоит близорукость различной степени –Наиболее распространенной является близорукость легкой и средней степени. Потом идет нарушение аккомодации и на третьем месте – астигматизм. Среди ортопедических проблем больше нарушений осанки, затем идет сколиотическая осанка и на третьем месте – кифосколиотичная осанка. В эндокринологической патологии на первом месте – дети с диффузным эндемическим зобом 1 степени, дальше – ожирение разной степени и гипоталамический синдром пубертантного периода. Среди патологии органов пищеварения многие дети имеют функциональное нарушение моторики желчного пузыря. Это функциональное расстройство, но оно влияет на состояние здоровья. На втором месте – хронический гастродуоденит, и на третьем месте – гастриты.

Больше всего таких детей в средней школе, учитывая то, что у нас и больше школьников учится именно в средней школе, то больше этих болезней приходится именно на 5-9-е классы, отмечает педиатр. Например, количество гастритов увеличивается собственно к старшим классам. – Как не допустить этого? Прежде всего говорим о режиме питания – ребенок обязательно должен позавтракать, он не должна быть голодным, и имеет значение что ребенок ест. Небесполезна постоянная война с цветными газированными напитками, чипсами, жареным, сухариками. Детям это все подходит, но все это обогащенно вкусовыми добавками и консервантами, оно раздражает слизистую желудка и такая пища не проходит бесследно – это доказано и это должно быть аксиомой для ребенка. Чтобы убедить ребенка позавтракать, его время надо заинтересовать.

Например, можно в кашу добавить сухофрукты или свежие фрукты, также заинтересовать ребенка можно интересным бутербродом, не обязательно жарить, вместо пережаренных сырников, приготовьте полезную творожную запеканку, – надо родителям поработать, чтобы заинтересовать ребенка и дать ему полезную пищу. А привычки ребенка есть здоровую пищу надо формировать.

Потому что когда ребенку дают карманные деньги, и все друзья бегут в буфет или в магазин, то соблазнов много, и вы не проконтролируете, что покупает ребенок.

Очереди к окулисту стали большими

– Наши офтальмологи настаивают, что гаджеты не столь безопасны, как нас пытаются убедить неспециалисты в этом вопросе. – Если еще можно дискутировать о чтении сидя или лежа, то такая вещь как дозированная зрительная нагрузка не вызывает сомнений. Особенно подчеркиваем это учитывая детей, у которых есть спазм аккомодации, значит не все срабатывает и глаз устает. Если мы что-то делаем физически, мы же отдыхаем время от времени, не копаем с утра до вечера, не разгибаясь. Почему кто-то решил, что глазу не нужно отдыхать. Это тоже мышечный орган. Вы посидите в одной позе долго, ноги немеют, потом нарушается кровоснабжение, то почему кто-то думает, что глаза не устают.

Там также сосуды есть, нервы, это очень сложный орган. Достаточно лишь посмотреть на очередь к окулисту – у нас много детей обращаются к этим специалистам, многие дети носят очки. Если сравнить, как было 20 лет назад, то сейчас таких детей больше. Это не потому, что тогда очков не выпускали. Просто не было столько нужды, чтобы дети носили очки. Гаджеты теперь – это один из элементов нашей жизни, запретить их невозможно, но объяснять ребенку, что смотреть их можно целыми днями нужно, надо договариваться.

Ребенок низко склоняется над тетрадью, будет нарушение осанки и остроты зрения. Если будет нарушение осанки, это будет влиять на расположение органов в организме – это будет влиять на легкие, желудок, поджелудочную, печень, то есть проблемы с осанкой влиять и на функционирование других органов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

источник

Школьная пора одна из самых запоминающихся ступеней жизни человека. Первые знания, учителя, вечеринки, первое осознание самостоятельности и ответственности. В то же время школа – это период когда родителям стоит более пристально следить за состоянием здоровья детей. К сожалению около 30% школьников помимо знаний приобретают различные заболевания: кариес, заболевания сердечно — сосудистых и пищеварительных систем, ухудшение зрения и слуха, сколиоз, гастрит и список можно продолжать еще долго. И это помимо учета наследственности, экологии, образа жизни.

Рассмотрим наиболее распространенные «школьные» болезни.

Одним из самых распространенных заболеваний детей школьного возраста является невроз – невротическое расстройство. В основе заболевания – стресс, конфликты. Одно только это способно создать благодатную почву для развития негативных психических и физических симптомов, таких как заниженная самооценка, конфликты с внешним миром, эмоциональное неблагополучие, боли в животе, сердце, нарушение аппетита, сна, вегетативные нарушения и прочее.

По данным Министерства образования, за последние 50 лет учебная нагрузка на детей за месяц увеличилась на 100%. В то время как согласно нормам домашние задания обязаны даваться с учетом выполнения их за определенное время. Например, в первом классе на выполнение заданий дается час, во втором — до 1,5 часов, в третьем и четвертом — до 2-х часов. Прибавьте сюда дополнительные занятия во внешкольное время: музыка, уроки рисования, спортивные секции, иностранные языки и получается колоссальная нагрузка на детскую, еще неустойчивую, психику и растущий организм, требующий соответствующий возрасту режим дня, с отведением достаточного количества времени для сна, прогулок и физической активности.

ЛОР — заболевания все стремительнее прогрессируют среди населения, причем особенно среди детей. Для сравнения: в середине ХХ века аденоиды встречались у 4-16% детей, сегодня данная патология встречается более чем у 37% детей. Поэтому родителям решившим отдать ребенка в школу необходимо следить за процессом протекания ОРВИ, ОРЗ. Если в период адаптации частые простуды проходят без осложнений, значит, иммунитет строит свою защиту и в дальнейшем заболевания станут редкими. Если же и без того частые простуды приводят к осложнениям и перетеканию в более тяжелые состояния, стоит задуматься и отложить начало школьной жизни на некоторый срок.

Развитие близорукости так же в большинстве случаев, берет начало на школьной скамье, особенно, если имеется соответствующая наследственность. Школьники далеко не все и не всегда успевают делать уроки днем, в том числе и по причине дополнительных занятий. Поэтому приходиться справляться с заданиями при электрическом, искусственном свете, что приводит к перенапряжению глаз. А еще прибавим сюда телевизор и компьютер в качестве поощрения за положительные результаты в отметках и поведении. Поэтому стоит создать максимально возможное благоприятное освещение в школе и дома, обеспечить комфортное место для подготовки уроков и приучить ребенка выполнять гимнастику для глаз.

Сколиоз у учеников развивается, как правило, из-за мебели, которая приобретается исходя из количества, а не качества. И дети вынуждены приспосабливаться к стандартной высоте и структуре, плюс ко всему они вынуждены находиться практически в одной позе длительное время, перемены короткие, часы физической культуры сведены к минимуму, а зарядку в течение урока проводят далеко не все учителя. Стоит постараться внушить ребенку, что правильная осанка – это красиво. Возможно, некоторым тут помогут танцы. К тому же, когда спина согнута, организму недостает кислорода, снижается общее самочувствие.

Почему школьники часто страдают гастритом? Одна из основных причин – нерегулярное питание. Плюс ко всему само качество пищи, предоставляемое для школьного питания, зачастую оставляет желать лучшего. Деньги, которые родители дают на питание отправляются в копилку или же тратятся на такие «изыски» современности как кола и чипсы, на состав которых даже смотреть страшно. Не стоит игнорировать такие поступки ребенка. Старайтесь домашний рацион питания ребенка делать полезным и разнообразным, а в школу давать, изготовленные дома бутерброды с овощами, фрукты, сухофрукты, орехи, йогурты, сыр.

Разделите школьную ответственность вместе с вашим ребенком, ему одному она еще не под силу. Помогите ребенку наиболее комфортно влиться в новую для него жизнь.

источник

Автор: Андреев Николай Петрович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ «Ожулунская СОШ»
Населённый пункт: с.Ожулун Чурапчинского улуса
Наименование материала: статья
Тема: «Профилактика сколиоза и близорукости в школе»
Дата публикации: 10.01.2018
Раздел: среднее образование

советское время, нарушения у школьников осанки (сколиоз), зрения

многом определяется самой природой процесса обучения, требующего от детей и

подростков большой зрительной работы, нервного напряжения, сидячей рабочей

позы и ограничения двигательной активности.

По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет

хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные

результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно

нарушения в состоянии здоровья.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходимы

профилактические работы по устранению сколиоза и близорукости у школьников.

исследования: профилактика сколиоза и близорукости у

школьников является одной из социально значимых задач современной школы. В

устранению сколиоза и близорукости поможет повысить тонус мышц, улучшить

осанку, дыхание и окажет общеукрепляющее воздействие на организм школьника.

школьников МБОУ – Ожулунской СОШ.

профилактике сколиоза и близорукости.

Цель исследования: профилактика сколиоза и близорукости у школьников за

— раскрыть сущность профилактики сколиоза и близорукости;

— анализ медицинских осмотров за 2014 и 2015 учебные годы;

— на основе полученных данных разработать комплекс упражнений.

наиболее эффективным, если:

— систематически использовать комплекс упражнений по профилактике сколиоза и

— учитывать возрастные особенности учащихся, соответствовать их интересам и

— составление комплекса упражнений по профилактике сколиоза и близорукости;

— внедрение комплекса упражнений в образовательный процесс в Ожулунской

воздействия на него факторов физической и социальной среды.

На формирование осанки воздействуют различные факторы, но наиболее

сидячая рабочая поза учащихся и нехватка двигательной активности.

Начальные явления сколиоза могут быть обнаружены уже в раннем детстве,

но в школьном возрасте он проявляется наиболее выражено.

это сложная деформация позвоночника, характеризующаяся, в

первую очередь, боковым искривлением позвоночника.

Существует 4 степени сколиоза:

4. Угол искривления позвоночника более 80 градусов.

Лечение сколиоза имеет сложно прогнозируемый результат, эффективность

которого во многом зависит от самого больного.

При лечении сколиоза различают два вида лечения:

показана на всех этапах развития сколиоза, но более успешные результаты она

дает при начальных формах сколиоза.

позвоночника и приводящие его к перерастяжению.

Оперативное — назначается при значительном и быстро прогрессирующем

сколиозе и состоит в установке различного рода механических эндокорректоров,

Как правило, полностью исправить искривление в детском возрасте возможно

лишь при сколиозах 1-2 степени, когда нет выраженных необратимых изменений

в позвоночнике. При сколиозах 3-4 степеней можно добиться лишь остановки

Приведенные данные служат основанием строить профилактику нарушений

осанки и возникновения сколиозов у школьников не только путем оптимизации

школьно средовых условий обучения, но и через воздействие на детский организм

комплексу упражнений, направленных на совершенствование пространственно-

И первым шагом в этом направлении должен стать контроль за соответствием

школьной мебели росту учащихся, особенно в начальной школе. Приступая к этой

работе, важно знать, какую сидячую позу считают правильной.

Второе, чему должно уделяться внимание в профилактике нарушений осанки –

это контроль за позой учащихся во время занятий.

Немалую роль в профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у

школьников может сыграть их валеологическое воспитание, то есть научение

тому, как следует ходить, свободно сидеть, лежать во время сна, чтобы избежать

повреждений позвоночника и нарушения осанки.

Нарушения зрения, так же как и нарушения осанки у школьников относят к

традиционным школьно обусловленным заболеваниям. Среди нарушений зрения,

возникающих у детей после рождения, наиболее часто встречается близорукость,

причин установленной закономерности офтальмологи называют неблагоприятные

условия для зрительной работы во время школьных занятий в школе и дома. В

профилактику близорукости у школьников включают обеспечение рационального

освещения детских учреждений и рабочих мест в школе и дома, выполнение

определенных требований к объектам зрительной работы, выработку правильной

посадки детей во время занятий, соблюдение режима умственного труда и отдыха,

поскольку такой труд всегда сопряжен со зрительной нагрузкой.

Статистика свидетельствует о постоянном росте нарушений зрения среди

нарушения зрения. К 3-4 классу этот показатель увеличивается до 10%. В 7-8

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *