Меню Рубрики

Школьные формы патологии близорукость

Нарушение зрения — распространенная офтальмологическая патология. Встречается у детей школьного возраста, связана с увеличением зрительных нагрузок. Наблюдается часто врожденная аномалия.

Болезнь разной степени тяжести: от слабой до высокой. Сопровождается часто астигматизмом. Провоцирует развитие неправильная форма глазного яблока, которое удлиняется, вытягивается. Изображение предметов фокусируется не на сетчатке глаза, а перед. Предметы видятся нечеткими, размытыми.

Выявляется заболевание у детей 9 — 12 лет, к 15 годам более 30% страдает от нарушения рефракции. Это не просто оптический дефект зрения, легко исправляемый очками. Если аномалия есть у одного из родителей, у малыша возрастает шанс унаследования патологии.

Правильно подобранное, своевременное лечение, профилактические меры, помогают бороться с болезнью.

Любая форма офтальмологической болезни может быть врожденной, приобретенной и наследственной.

Наследственная форма приобретается со временем. При близорукости родителей вероятность развития недуга возрастает на 30%. Детки составляют группу риска, их зрительному аппарату важно уделять особое внимание уже с ранних лет. Предрасположенность — дополнительный фактор риска.

Для малышей с наследственным риском развития болезни важно тщательное соблюдение гигиенических норм с первого года жизни: правильное расстояние до монитора, книжки; физические упражнения, глазная гимнастика; сбалансированное здоровое питание, витамины.

Школьная учеба связана с переутомлением, зрительными нагрузками, недостатком витаминов, физической активности, прогулок на свежем воздухе. Предрасположенность приводит к тому, что уже в школьные годы приходится носить очки, проводить лечение.

Врожденная близорукость означает, что уже при рождении было удлиненное глазное яблоко. Малыши рождаются с небольшой степенью дальнозоркости около 2,5 D, запасом для роста глазного яблока. К 10 годам школьник выходит на нормальное зрение.

Причины врожденной формы связаны с болезнями во время беременности матери, недостатком витаминов, гипоксией плода, другими факторами.

Врожденная и приобретенная формы. Отличия. Врожденная — стабильна, не прогрессирует, держится на уровне. Приобретенная — усиливается быстро в школьные годы, приводя к различным глазным заболеваниям.

Дети, не отягощенные различными наследственными рисками, все равно по окончанию школы имеют целый набор подростковых проблем. Снижение зрения, изменение осанки, проблемы с пищеварительным трактом – все взаимосвязано, приводит к развитию болезней. Типичный возраст для развития недуга – от 7 до 13 лет.

После 13 лет наступает время бурного роста. Глазное яблоко не успевает за размерами черепа. Если аномалия возникла до 13 летнего возраста, то глазное яблоко быстро удлиняется, увеличивается степень близорукости. Подростковый возраст – благоприятный период для возникновения недуга.

Школьникам необходимы минералы, витамины, кальций, так как все силы тратятся на обучение, а физических нагрузок мало. В начальную школу поступает до 3% детей с патологией, а уже среди выпускников их уже 25%.

Ложная форма — следствие спазма аккомодации, напряжения ресничной мышцы. Это временное явление проходит при расслаблении глазных мышц. Этого не происходит, не принимаются никакие меры, ложная постепенно превращается в полноценную. Результат постоянных зрительных нагрузок.

Глазам необходимо регулярно отдыхать, расслабляться. Если появились жалобы на расплывчатую картинку, усталость глаз, необходима срочная консультация офтальмолога, который установит степень заболевания, составит режим дня, что поможет ограничить зрительные нагрузки.

По характеру развития различают следующие виды аномалии:

  • Физиологическая – возникает при усиленном росте глазного яблока. Степень увеличивается до прекращения роста глаза, не прогрессирует дальше.
  • Хрусталиковая – результат сильного увеличения преломления хрусталика, на фоне изменений ядра линзы. Можно встретить малышей с центральной катарактой после сахарного диабета, длительного приема лекарственных препаратов.
  • Патологическая – возникает из-за усиленного роста длины глазного яблока. Зрение ежегодно снижается до нескольких диоптрий. Течение болезни прогрессирующее.

В зависимости от механизма возникновения болезнь бывает:

  • Рефракционная – нормальное увеличение преломления хрусталика, размер глаза;
  • Осевая – при ненарушенной рефракции, увеличении длины глаза более чем на 25 мм;
  • Смешанная.

Различают следующие степени тяжести миопии:

  • Слабая – меньше 3 D;
  • Средняя – от 3,25 до 6,0 D;
  • Высокая – больше 6 D.

к содержанию ↑

Прогрессирующая форма возникает во время быстрого роста организма – тело малыша активно растет, следующий школьный год усиливает зрительные нагрузки. При увеличении степени более чем на 1D в течение года, ее называют прогрессирующей.

Если не приступить вовремя к лечению, то она достигнуть может к 18 летнему возрасту 10D. Требуется лечение прогрессирующей близорукости, она привести может к потере трудоспособности, инвалидности. Детям с нарушениями зрения запрещены занятия спортом, так как они могут стать причиной отслоения сетчатки.

Прогрессирующая близорукость встречается у новорожденных — врожденная, наследственная. Первая развивается в результате недоразвития, заболеваний в антенатальном периоде. Наблюдается у перенесших легкую форму ретро-лентальной фиброплазии.

Причина развития болезни заключается в значительном удлинении оси глаза: вместо 22—23 мм достигает 30—32 мм и больше. Определяют размер с помощью эхоофтальмографа. При прогрессировании близорукости более 1 D ежегодно, ее считают злокачественной.

Прогрессирующая близорукость сопровождается патологическими изменениями зрительного нерва, сетчатки, стекловидного тела, периферии глазного дна в виде кистевидной дегенерации сетчатки, множеством мелких дефектов круглой, овальной, щелевидной формы.

Остановить прогрессирующую патологию можно с помощью лазерокоагуляции сетчатки. Лазер обладает высокой точностью. Используется для укрепления сетчатки — создания сращений между сетчаткой, сосудистой оболочкой глаза. Процедура занимает не более 15 минут, проводится без госпитализации, под местной капельной анестезией, исключает болезненные ощущения.

Остановить развитие прогрессирующей формы помогает надежный, эффективный хирургический метод – склеропластики, направленный на укрепление внешней оболочки глаза, на увеличение количества сосудов, питающих задний полюс глазного яблока, улучшающих кровоснабжение.

Оставлять без внимания прогрессирующую аномалию нельзя. Со временем она может привести к существенному снижению зрения, необратимым изменениям сетчатки.

На протяжении первых 18 лет жизни происходит формирование систем, органов растущего организма. Меняется вес, рост, пропорциональность частей тела, параметры внутренних органов, цвет волос.

Не исключение зрительный аппарат. Наиболее уязвимы у малышей аккомодационные мышцы глаз, они слабо развиты, недостаточно укреплены.

Дети живут в век компьютеров, планшетов, мобильных устройств, игровых приставок, телевизоров, которыми пользуются активно, их глазные мышцы не имеют шансов окрепнуть. Также их окружают неблагоприятная экология, несбалансированное питание, отсутствие профилактических мер.

Именно поэтому так распространена детская близорукость. По статистике к 10 годам каждый третий начинает видеть расплывчато, нечетко, а к 16 годам имеет стойкую миопию.

Глазное яблоко в норме – форма шара, покрытая сетчатой оболочкой. Изображения воспринимают нейронно-сенсорные рецепторы, передают центральной нервной системе. Таким образом человек анализирует, принимает визуальные образы.

Когда меняется форма глазного яблока, страдает четкое зрительное восприятие окружающих предметов. Патологии характерны вытяжение глазного яблока, из-за чего до зрительных рецепторов сетчатки не доходят световые волны, излучаемые предметами, что создает смазанное очертание изображения.

При растяжении глазного тела по горизонтали, уплощении его, у малыша возникает потребность подносить поближе к глазам руки с рассматриваемым предметом. Развиваемая близорукость у детей дошкольного возраста, остается незамеченной.

Родителям следует быть внимательными, чтобы заметить действия, совершаемые для лучшего рассмотрения изображения: прищуриваются; подходят к экрану телевизора ближе; низко наклоняют к книге голову; оттягивают внешний угол глаза.

У ребенка от зрительного перенапряжения начинает болеть голова, он жалуется на резь, быстро устает. Это тревожные симптомы надвигающейся болезни, требуется консультация врача-офтальмолога.

Детское нарушение рефракции причины имеет разные в зависимости от вида миопии.

Врожденная высокая степень у детей первого года жизни развивается по причине: недоношенности; внутриутробного инфицирования; родившихся с болезнью Дауна или Марфана; имеющих патологию роговицы, хрусталика, легко растягивающуюся ослабленную глазную оболочку.

Причины, приводящие к развитию приобретенной формы: плохая освещенность помещения; длительная зрительная нагрузка; злоупотребление компьютерными играми; продолжительное времяпрепровождение перед телевизором; несоблюдение расстояния между текстом, глазами; чтение во время движения.

Причиной развития могут стать:

  • сколиоз,
  • сахарный диабет,
  • рахит,
  • плоскостопие,
  • родовая травма позвоночника,
  • инфекционный гепатит,
  • туберкулез,
  • скарлатина,
  • пиелонефрит,
  • корь,
  • дифтерия,
  • хронический тонзиллит или гайморит.

Любое заболевание увеличивает шансы приобретения дефектов зрения у детей близоруких родителей.

Причины развития недуга у детей дошкольного, раннего школьного возраста значительно шире. Девочки чаще мальчиков болеют.

  • неполноценное питание,
  • недостаток в рационе питания витаминов, цинка, магния, кальция;
  • переутомление;
  • ослабленный иммунитет;
  • недостаток прогулок, двигательной активности;
  • длительный прием лекарственных средств;
  • плохая экология;
  • болезни.

к содержанию ↑

Наследственный тип диагностируется у малыша специалистами на протяжении первого года жизни. Увеличивается риск развития заболевания, если родителя страдают близорукостью. На прогрессирование влияет увеличение слабой склеры, ее высокая растяжимость.

Риск заболевания распространен широко среди недоношенных детей. Развитию способствуют: детская глаукома; врожденная патология хрусталика, роговицы; сидром Дауна или Марфана; слабость, повышенная растяжимость склеры; генетическая предрасположенность; недоношенность, другие патологические заболевания.

В некоторых случаях врожденная патология не получает дальнейшего развития. Болезнь не опасна при отсутствии генетической предрасположенности. У большинства врожденная патология неуклонно прогрессирует при отсутствии соответствующего лечения.

Прогрессирующая врожденная миопия сопровождается развитием астигматизма, блуждающим взглядом, отсутствием фокусировки. Больной видит на сетчатке одновременно несколько изображений, здоровый глаз воспринимает фокус только одного предмета. Новорожденные малыши имеют временную миопию.

Быстрый рост развития заболевания происходит среди школьников из-за увеличения зрительной нагрузки. Причиной становится бесконтрольное времяпрепровождение школьника за экраном телевизора, компьютером; недостаточная гигиена зрения; отсутствие в еде достаточного количества полезных веществ.

Близорукость – распространенная детская проблема. Причинами развития которой, являются: неправильный образ жизни, нездоровые привычки, наследственность, быстрый рост детского организма; нагрузки в школьные годы.

Если у родителей миопия, то они обязаны внимательно следить за зрительной системой ребенка: проходить своевременно медосмотры, пища должна содержать минеральные вещества, микроэлементы, витамины, правильно организовывать нагрузки.

Необходимо разобрать симптомы проявления отклонения от нормы. Врожденную патологию выявить при прохождении планового осмотра у детского офтальмолога.

У школьников о развитии патологии говорят признаки:

  • сморщивание лба;
  • прищуривание глаз;
  • моргание;
  • низкий наклон головы при рисовании, работе с книгами;
  • рассматривание игрушек на близком расстоянии.

При этом отчетливо видны предметы, расположенные вблизи, хуже – удаленные; появляется дискомфорт, неприятная резь; беспокоит головная боль; происходит утомление зрительной системы.

Миопия слабой степени – снижение на дальних расстояниях четкости изображения предметов. Серьезных последствий для здоровья такое состояние не имеет. Для недопущения дальнейшего развития важно подкорректировать его. Не обязательно постоянно носить очки при слабой степени.

При миопии средней степени нарушается видение далеко расположенных предметов. При прогрессирующей — постоянно уменьшается расстояние. Рекомендуется постоянное ношение очков.

Высокая степень резко снижает четкую видимость далеко расположенных предметов, увеличивает размер глаз ребенка. Может также проявляться ложная миопия, спазм аккомодации. От истинной отличается обратимостью процесса. Вовремя не выявить, не лечить болезнь, ложная легко перерастет в истинную близорукость.

Несвоевременное скорригирование миопии приводит к нарушению бинокулярного зрения, развитию косоглазия, возникновению амблиопии. Неблагоприятными осложнениями является отслойка стекловидного тела, способствующая развитию кровоизлияния, отслойке сетчатки.

Трудность диагностики заболевания заключается в непонимании детьми своего состояния — насколько хорошо они видят окружающие предметы, неспособности объяснить родителям это состояние. В результате снижается школьная успеваемость, истинная проблема заболевания для родителей долгое время остается незамеченной.

При выявлении симптомов ухудшения зрения вдаль необходимо принять срочные меры для обследования зрительной системы.

На приеме врачу следует рассказать о течение беременности, родов; о заболеваниях, перенесенных ребенком; о первых признаках снижения зрения; об условиях, длительности зрительных нагрузок; о генетической предрасположенности.

Осматривая глаза новорожденного, врач определяет их величину, форму, положение глазных яблок, смотрит на то, как ребенок фиксирует взгляд на ярких игрушках, оценивает состояние хрусталика, передней камеры, роговицы.

Наличие миопии у детей 3 лет, определяется путем проверки остроты зрения вдаль, вблизи, с корригирующими стеклами или без них. Ухудшение зрения с плюсовой линзой, улучшение с минусовой говорит о наличии нарушений.

Следующим этапом диагностируется клиническая рефракция с помощью рефрактометрии, скиаскопии после предварительно проведенной атропинизации.

УЗИ помогает определить вид – осевая или рефракционная, выполняется измерение переднего размера глаза.

Для исключения ложной близорукости определяется запас, объем аккомодации. В случае его выявления маленькому пациенту необходима консультация детского невролога, состояние присуще детям с повышенной нервной возбудимостью, астенией, вегето-сосудистой дистонией.

Для детей разного возраста используют различные диагностические методики, позволяющие установить неполноценность зрения, форму, степень, этиологию.

Методы диагностики у детей от года до трех лет. Визуальный врачебный осмотр, малыши не могут рассказать, как, что они видят. Существуют такие методы диагностики, как: биомикроскопия – оценивается состояние конъюнктивы, роговицы, глазного дна, хрусталика, передней глазной камеры.

Метод выявляет опухолевые образования, ранения, мельчайшие инородные частицы. Далее следует прямая офтальмоскопия – обследование состояния сетчатки, центральной артерии, сосудов, зрительных нервов, области желтого пятна, других структур.

Скиаскопия – проведение теневой пробы. Обследование выполняется с помощью офтальмологических зеркал, выявляет вид преломляющей силы оптической системы.

Компьютерная рефрактометрия – определяет степень рефракции, устанавливает тип астигматизма.

Читайте также:  Упражнения для глаз при близорукости и усталости глаз

Ультразвуковое сканирование – выявление новообразований, инородных предметов, кровоизлияния, рубцов, отслойки сетчатки. Ультразвуковые волны помогают уточнить вид, измерить передний размер глаза.

Методы диагностики для детей старше трех лет. Используются все вышеперечисленные методы, добавляются: проверка с помощью таблиц остроты зрения; исследование ближнего, дальнего зрения с помощью корригирующих стекол, без них; обследование внутриглазной полости, глазного дна с помощью широкопольных фундус – линз.

Авторефрактометрия – автоматически рассчитывается рефракция глаза.

Методы обследования школьников. В школьном возрасте значительно увеличивается нагрузка на зрительный аппарат, центральную нервную систему, психику, иммунную систему, что приводит к стрессам, травматизму, вирусным инфекциям, ухудшению остроты зрения, спазму аккомодации.

Офтальмологические осмотры школьников позволяют своевременно диагностировать нарушения работы зрительной системы, выявлять ложную близорукость. Спазм аккомодации – обратимый процесс, вовремя оказанная медицинская помощь помогает расслабить спазмированные глазные мышцы, вернуть четкость, остроту зрения.

Наиболее опасна для здоровья прогрессирующая близорукость.

У дошкольников аномалия приобретенная. Исключение – не выявленная в раннем сроке врожденная форма заболевания. Часто остается незамеченной близорукость для родителей. При отсутствии систематических офтальмологических осмотров невозможно выявить развитие патологии.

Среди школьников нарушение рефракции – самая распространенная патология. Причем в начальной школе болезнь лишь у 3%, к окончанию школы показатель увеличивается до 25%. Этот факт врачи связывают с увеличением зрительной нагрузки плюс часы, проведенные за компьютерами, планшетами.

При этом отклонения развиваются не только у детей, имеющих наследственные факторы, но и у здоровых. Заболевание школьников офтальмологи называют – школьной близорукостью.

Суть заболевания достаточно проста. В здоровом глазу световые лучи проецируют изображение предмета непосредственно на сетчатку глаза. При увеличении длины глазного яблока световые лучи чрезмерно преломляются, изображение располагается перед сетчаткой, а не на ней. В результате изображение получается расплывчатым.

Если же этот предмет приблизить к глазам, то световые лучи проецируются как положено на сетчатку, изображение становится четким.

Близорукость развивается чаще в возрасте от 7 до 13 лет, когда увеличивается зрительная нагрузка. Но вполне возможно обнаружить близорукость у годовалого ребенка. Это врожденное отклонение. К его развитию склонны дети с генетической предрасположенностью, недоношенные.

Уже с первых месяцев жизни такие малыши должны находиться под наблюдением офтальмолога. Это стабильная форма патологии, ее необходимо выявлять своевременно, чтобы глаз развивался надлежащим образом. Близорукость у детей до года осложниться может амблиопией, косоглазием.

Причины развития у грудничков: генетическая предрасположенность; повышенная слабость, растяжимость склеры; врожденная глаукома; недоношенность; врожденная патология роговицы, хрусталика; синдром Дауна или Марфана.

Нарушение функционирования глазной мышцы, которая обеспечивает в норме возможность четкого рассмотрения предметов независимо от расстояния – ложная форма. При спазме аккомодационной мышцы снижается острота зрения.

Проявляется у школьников. Способствует этому зрительная нагрузка, плохое освещение рабочего места, ослабление тонуса шейных, спинных мышц, неправильный распорядок дня, физическая форма, несбалансированное питание, несоблюдение правил гигиены зрения, психологическая неуравновешенность ребенка.

Проявляется ухудшением остроты зрения, сильными головными болями, болями в области висков, лба, глаз, быстрой утомляемостью. Имеет обратимый характер, лечение — восстанавливает зрение. При позднем обнаружении, неквалифицированном лечении стать может истинной близорукостью.

Цель лечения – замедление процесса, остановка на одном уровне, не дать заболеванию развиваться. Для эффективного лечения применяют различные методики в зависимости от степени, возраста малыша.

При снижении зрения ежегодно не более чем на 0,5 диоптрий, помогает консервативное лечение: правильно подобранные очки, линзы; четкое соблюдение гигиены зрения; специальная гимнастика; здоровая сбалансированная пища; правильно составленный режим нагрузок, отдыха.

Очки – проверенный метод исправления близорукости средней степени. Для малышей разработаны специальные очки, закрепляющиеся надежно на голове, чтобы их случайно или намеренно не уронить, не сломать.

Выбирать только с малышом, тщательно, для него большое значение имеет цвет, размер, форма оправы. Если не понравятся, носить не будет. Школьникам носить очки мешает их стеснительность. Все зависит от родителей, они должны мягко, грамотно объяснить, зачем необходимы очки.

Когда прогрессирует болезнь, лечение требует кардинальных методов, просто носить очки как при слабой, средней степени недостаточно.

Эффективный современный способ – аппаратное лечение. Назначается курсом, останавливает развитие. Существуют различные методы аппаратного лечения, способные в безопасной, игровой форме работать с детским глазом.

Курс лечения подбирает офтальмолог индивидуально. Используются следующие виды: вакуумный массаж; электростимулирующие аппараты; инфракрасная лазерная терапия. Параллельно рекомендуется массаж шейного отдела позвоночника, для улучшения кровообращения.

Другой эффективный метод лечения — зарядка для глаз. Гимнастические упражнения позволяют снять усталость, улучшить кровоснабжение, питание тканей, убрать спазмы мышц.

Зарядка для глаз – четко сбалансированный комплекс упражнений, помогающий улучшить зрение. Главное выполнять упражнения. Через время зрение улучшится. Эффективный метод, помогающий остановить прогрессирование патологии.

Частью комплексного лечения близорукости является сбалансированное питание, витамины. Витамины обязательны в рационе питания. Витамины А, Д, кальций, каротин – главные составляющие лечебных комплексов.

Успешное лечение невозможно без использования различных медикаментов. При слабой степени назначают медпрепараты, в состав которых входит лютеин. Остановить процесс прогрессирования болезни помогают витаминно-минеральные, сосудорасширяющие препараты. Начальная стадия успешно лечится препараты, улучшающими кровообращение сетчатки.

Если болезнь прогрессирует, возникают осложнения, назначается склеропластика. Широко применяется лазерная хирургия, эффективно предупреждающая отслойку сетчатки.

Если миопия не прогрессирует, развивается без осложнений, прогноз в отношении восстановления зрения благоприятный. Такая близорукость отлично поддается очковой коррекции. При высокой степени повысить остроту зрения не удается. Наихудший вариант – прогрессирующая болезнь, приводящая к дегенеративным изменениям сетчатки.

Важную профилактическую роль имеет соблюдение правил гигиены зрения: правильная организация рабочего места; сбалансированность зрительных нагрузок; препятствование формированию патологических привычек.

Успешно предотвратить развитие поможет полноценный сон, сбалансированное питание, занятия спортом, пребывание на свежем воздухе, ежедневное выполнение зарядки.

Родителям следует помнить, их маленькому чаду сложно заметить ухудшение зрения. Профилактические меры играют важную роль в прогнозе. Осмотры окулиста проходить каждые полгода детям с генетической предрасположенностью.

источник

и профессиональные заболевания педагогов.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье шукольников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что, по данным Минздравсоцразвития и Госкомэпиднадзора, в России прпрактически здоровы лишь 14 % детей, 50 % имеют функциональные отклонения, 35-40 % — хронические заболевания. В общей системе мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей на долю здравоохранения приходится 40 %, семьи и школы — 60%.

Еще на заре развития всеобуча было замечено, что школа может оказать весьма неблагоприятное влияние на развитие, здоровье детей и подростков. Причем, данную проблему остро чувствовали и ставили сами педагоги. В частности, Генрих Песталоцци в начале 19 века указывал, что в традиционных условиях обучения происходит своеобразное «удушение» развития ребенка, в том числе «убийство» его здоровья. Постепенно в общественное сознание стали входить такие понятия как «школьная близорукость», «школьные сколиозы». К сожалению, это не было подвергнуто глубокому научному исследованию и особенно с позиций анализа закладывающихся технологий учебно-познавательной деятельности в плане их адекватности потребностям и естественным установкам развивающегося организма.

Это привело к тому, что в настоящее время мы уже имеем дело с «эпидемией» школьных форм патологии. Например, из каждых 1000 детей в процессе дошкольно-школьного воспитания и обучения нарушения осанки приобретают 500-600, близорукость — 400-500, отклонения в сердечно-сосудистой системе — 300-400, нервно-психических дисфункций 200-300 и т. д. Более того, стали появляться все новые термины, отражающие сугубо педагогическую природу возникновения патологии школьников, в частности, «дидактоневроз».

К выводу о том, что переход детей к режиму школьного обучения вызывает глубокие функциональные нарушения в их организме (нарушения подвижности нервных процессов, угнетение вегетативных функций, рост заболеваемости и др.) в настоящее время пришли и медики, и гигиенисты и физиологи.

Безопасность страны находится в тесной причинно-следственной связи с суммарным потенциалом здоровья детей и подростков.

Сохранение здоровья будущих поколений является одной из первоочередных задач государства. В статье 70 Закона РФ о здравоохранении отражено «Детям, находящимся на воспитании в детских учреждениях и обучающихся в школах обеспечиваются все необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья и гигиенического воспитания». Сложившаяся в настоящее время в стране ситуация со здоровьем школьников указывает, с одной стороны, на обесцененность важной политической установки общества, с другой — на неотложную необходимость изучения истоков формирования школьных форм патологии с целью разработки педагогических программ предупреждения. Школа является идеальным местом для проведения профилактических и оздоровительных программ.

Заболевания позвоночника, как и функциональные его нарушения, условно определяют термином «дефекты позвоночника», что составляет важный раздел патологии детского возраста. Они обусловлены особенностями формирования и развития опорно-двигательного аппарата, ребенка, а также влиянием на эти процессы физического воспитания и двигательной активности.

Возникновение заболеваний и повреждений позвоночника в детском возрасте связано с целым рядом анатомических и функциональных особенностей опорно-двигательного аппарата, и в частности позвоночника.

Формирование (анатомическое и функциональное) позвоночника заканчивается к 20-22 годам. В процессе роста и развития ребенка достигают определенной зрелости такие основные функции позвоночного столба, как опора, защита и движение. Каждая из этих функций осуществляется благодаря сложному взаимодействию структурных элементов позвоночника — позвонков, межпозвоночных дисков, связочно-суставного аппарата и мышц. Позвоночник и связанные с ним структуры играют ведущую роль в поддержании и сохранении вертикальной позы человека.

Во внутриутробном периоде развития позвоночник ребенка имеет одну общую дугу искривления в передне-заднем направлении — тотальный кифоз. К моменту рождения у ребенка в горизонтальном положении сохраняется лишь один участок позвоночника с кривизной — это крестцо-копчиковый кифоз. Остальные физиологические изгибы начинают формироваться уже после рождения ребенка.

Приподнимание и удерживание головы из положения лежа на животе способствует формированию шейного лордоза в первые месяцы жизни. Шейный лордоз продолжает формироваться при ползании на животе и на четвереньках под влиянием работы мышц спины.

Переход ребенка в положение сидя и сохранение этой позы способствует формированию грудного кифоза (5-6 мес.). Поясничный лордоз возникает под действием мышц, обеспечивающих сохранение вертикальной позы, т. е. выпрямляющих позвоночник, и подвздошно-поясничных (8-10 мес.).

Наиболее уязвимое место — 7 шейный и 1 поясничный позвонки, испытывающие наибольшую нагрузку.

В детском возрасте позвоночник ребенка не только осуществляет все свойственные ему функции, но и находится в условиях постоянного развития. Химический состав и строение связочного аппарата позвоночника и межпозвоночных дисков обуславливают высокую эластичность и подвижность позвоночника. Вместе с тем эти особенности в связи с недостаточностью общей и силовой выносливости мышц приводят к нестабильности позвоночника, возникновению и прогрессированию функциональных нарушений и деформации.

Важную роль в нормальном развитии позвоночника играет рациональное физическое воспитание, которое должно способствовать развитию общей и силовой выносливости мышц туловища и конечностей, создавая основу вертикальной позиции человеческого тела. Физические упражнения в сочетании с динамической нагрузкой и статическими усилиями обеспечивают формирование правильной осанки, воспитание которой является одной из ведущих задач педагогов и медицинских работников.

источник

Многие школьники, начиная с самых ранних классов, начинают сталкиваться с первыми патологиями зрения – близорукостью или астигматизмом. Многие родители задаются вопросом “Какова причина недуга?” Обычно это связывают с повышенной нагрузкой на органы зрения, характерной для данного периода. В среднем данное заболевание отмечают только у 3% детей при вступлении в учебное заведение и у 25% – после выпуска. О том, что это за болезнь, как она формируется, и как правильно ее диагностировать и в дальнейшем лечить, расскажет данный материал.

Близорукость (миопия) – это патология зрения, при которой глаз имеет удлиненную форму. Лучи света при близорукости фокусируются перед сетчаткой. В результате этого человек, страдающий данным недугом, хорошо видит только близкорасположенные предметы. Для того же, чтобы увидеть объекты, отдаленные от него, нередко приходится использовать корректирующую оптику.

Диагностировать у ребенка близорукость можно уже в возрасте 8-ми лет, когда полностью завершаются процессы формирования органов зрения.

Однако именно в этот период нагрузка на глаза из-за учебного процесса существенно увеличивается, в результате чего миопия развивается у детей младшего и среднего школьного возраста в каждом четвертом случае. Болезнь проявляется как у тех, кто имеет наследственную предрасположенность к недугу, так и у тех, в чьих семьях такой патологии не было.

Также иногда у детей школьного возраста развивается ложная миопия. Она появляется в результате спазма аккомодации – переутомления глаза при длительной работе с объектами на близком расстоянии – книгами, тетрадями и прочим.

Однако, поскольку здесь нет изменения длины фокуса, при снятии самого спазма такая миопия очень быстро проходит. Однако если данную болезнь своевременно не диагностировать и не лечить, она также может привести к последствиям, не менее серьезным, нежели обыкновенная миопия. Как ложная, так и истинная близорукость с годами только прогрессируют, в то время, как возможность мягкой коррекции зрения снижается. Именно по этой причине многие школьники выпускаются уже с серьезными проблемами зрения, которые в разы снижают качество их жизни.

Для того чтобы избежать таких результатов очень важно внимательно отнестись к вопросам гигиены зрения у ребенка и при появлении первых же симптомов болезни обратиться к врачу.

Основной причиной возникновения миопии у детей школьного возраста является увеличение длины глаза, при которой смещается точка фокуса. Привести к таким изменениям могут следующие факторы:

  • Наследственность;
  • Невыполнение требований по гигиене зрения;
  • Переутомление;
  • Общее ослабление организма;
  • Повышенная нагрузка на глаза, длительная работа с предметами на малом расстоянии (учебниками, тетрадями, другими обучающими материалами).
Читайте также:  Кто родился с врожденной близорукостью

Сопроводительными факторами, влияющими, прежде всего, на динамику болезни, являются: недостаточное освещение рабочего места ребенка, использование учебных пособий с мелким или нечетким шрифтом, длительная работа с компьютером или портативными устройствами – ноутбуком, планшетом.

Как минимизировать нагрузку на глаза во время работы за компьютером и другими гаджетами читайте тут.

В большинстве случаев к развитию миопии у детей школьного возраста приводит несколько факторов одновременно, к примеру, наследственность, ослабленность организма, работа в мало освещённом помещении. Однако нередко для развития недуга достаточно и одной причины.

Признаки миопии у школьников, в особенности младших, более заметны родителям или же учителям, которые работают с ребенком. Они могут проявляться следующим образом:

  • Ребенок испытывает проблемы при рассмотрении далеко расположенных предметов.
  • Он часто низко наклоняется над тетрадями и книгами.
  • Школьник не может разобрать то, что написано на доске, если сидит далеко от нее (к примеру, на задних партах), в результате чего нередко допускает ошибки в работе, у него в этот период может падать успеваемость.
  • При миопии могут наблюдаться головные боли или повышенная утомляемость. Также школьник может жаловаться на усталость глаз после длительной работы.

Необходимо помнить, что в большинстве случаев школьник ещё не осознает свою проблему, потому вряд ли обратиться к родителям за помощью.

Между тем, болезнь будет прогрессировать в то время, как ее можно легко скорректировать с помощью линз и профилактических упражнений. Именно потому так важно в этом возрасте особое внимание уделять проблемами зрения малыша и при первых подозрениях на миопию обращаться к специалисту.

При подозрении на миопию, ребенка необходимо направить на обследование к врачу-офтальмологу. Специалист для получения полной информации о состоянии глаз ребенка назначит такие исследования:

  1. Визуальный осмотр глаз;
  2. Проверка остроты зрения вблизи и вдаль при помощи специальных таблиц с корректирующими линзами и без них;
  3. УЗИ глаза для выявления вида близорукости;
  4. Рефрактометрия и скиаскопия для определения клинической рефракции.

В том случае, если у врача возникли подозрения на ложную близорукость, ребенку может быть назначена дополнительная диагностика у невропатолога для исключения спазма аккомодации. После того, как ребенок пройдет обследование, офтальмолог сможет проанализировать состояние его глаз и дать точное заключение с рекомендациями.

Решение об избрании методов лечения миопии врач может только на основе диагностики, выявив основную причину болезни, индивидуальные особенности анатомии глаза школьника, а также проверив ребенка на наличие сопутствующих заболеваний, отягощающих течение близорукости.

В зависимости от результатов диагностики ребенку могут быть назначены такие лечебные мероприятия:

  • Вакуумный массаж;
  • Ношение очков или же контактных линз для коррекции зрения;
  • Массаж шейного отдела позвоночника;
  • Электростимуляция и другие методы аппаратного лечения.

В сложных случаях миопии ребенку может быть назначена инфракрасная лазерная терапия. Что же до лазерной коррекции, то она не назначается пациентам до 18-ти лет.

Также ребенка, у которого была диагностирована миопия, ставят на диспансерный учет в поликлинике, ему необходимо раз в полгода навещать специалиста и проходить осмотр, дабы врач мог отследить динамику заболевания.

Ребенку для более эффективного лечения также может быть назначена специальная гимнастика для глаз, дополнительные рекомендации по гигиене зрения, а также прием витаминов и специальных минералов.

Во многих случаях своевременно оказанная помощь позволяет если не избавиться от миопии у школьника, то замедлить развитие болезни. Положительный эффект от лечения наблюдается в подавляющем большинстве случаев.

В том случае, если миопия не была у ребенка своевременно определена и не были предприняты меры для предупреждения данного заболевания, болезнь может давать следующие осложнения:

  • Снижение остроты зрения;
  • Развитие симптома «ленивого глаза»;
  • Дегенеративные изменения сетчатки;
  • При высокой степени миопии – более тяжелые заболевания: отслойка или разрыв сетчатки.

Однако именно в школьный период их легче всего предупредить, потому столь важным шагом является изучение динамики миопии, позволяющее спрогнозировать дальнейшее течение заболевания.

В большинстве случаев осложнения при близорукости проявляются уже во взрослом возрасте, реже – к концу школы.

В большинстве случаев развитие близорукости в школьном возрасте можно предупредить. Для этого важно соблюдать основные рекомендации по профилактике зрения. В их комплекс входят:

  • Соблюдение гигиены зрения;
  • Наполнение рациона продуктами, необходимыми для правильного формирования органов зрения;
  • Соблюдение режима дня;
  • Гимнастика для глаз;
  • Профилактика патологических зрительных привычек.

В профилактике близорукости очень важно уделять внимание следующим особенностям организации учебного процесса:

  • уровню освещения в учебных классах;
  • качественной печати учебников, использованию в них адекватных шрифтов;
  • правильному распределению нагрузки в школе.

Особое внимание профилактическим мерам нужно уделить тем, у кого есть наследственная предрасположенность к миопии. Для этого очень важно знакомить ребенка с требованиями по гигиене зрения еще до поступления в школу, в таком случае шансы предупредить болезнь у вас возрастут.

Для каких видов заболеваний подходят мягкие линзы длительного ношения?

Как воздействуют на глаз торические линзы для астигматизма читайте тут.

В настоящее время миопия среди детей школьного возраста является достаточно распространенным явлением. Однако при своевременной диагностике, лечении, а также принятии профилактических мер на данном этапе с ней можно справиться и предупредить развитие близорукости в будущем. В противном случае вы обречете ребенка на постоянное ношение очков для зрения, а затем уже применение контактной оптики.

источник

Близорукость среди школьников встречается очень часто – считается, что около трети всех выпускников школ страдают подобным нарушением зрения. Среди врачей-офтальмологов даже существует отдельное понятие – «школьная близорукость». Подобная статистика понятна – нагрузка на глаза ребенка при поступлении его на учебу сильно увеличивается, причем речь идет не только о напряженных занятиях в школе, но и о выполнении домашних заданий после нее. В связи с этим крайне актуальным становится вопрос борьбы с близорукостью и методов предупреждения данного заболевания.

Миопия (еще одно название близорукости) – проблема очень хорошо изученная, а поэтому информация о механизме ее развития доступна и распространена. Дети с такой патологией хорошо видят предметы, расположенные вблизи, а вот с далеко расположенными объектами возникают проблемы — отсутствует четкость изображения. Физиологически причина может крыться в двух состояниях оптической системы глаза:

  • глазное яблоко имеет удлиненную форму;
  • или роговица глаза наделена слишком сильной преломляющей способностью.

Из-за таких нарушений изображение фокусируется не на сетчатке, а перед ней, следовательно, сфокусироваться на предметах, расположенных вдали ребенку не удается.

Деформация формы глаза может быть как следствием генетической предрасположенности, так и чрезмерных зрительных нагрузок, что и имеет место во время обучения в школе.

Теоретически близорукость может появиться абсолютно в любом возрасте, но чаще всего это происходит именно в период с 7 до 14-ти лет. Причем стать жертвой сильной нагрузки рискуют не только дети с генетической предрасположенностью, но и полностью здоровые.

Причины миопии в школьном возрасте предельно понятны: дети рано начинают проводить много времени за книгами и письмом, что для не полностью сформировавшейся зрительной системы большой стресс. Кроме этого реалии таковы, что школьники с ранних лет начинают пользоваться мобильными телефонами, часто увлекаются компьютерными играми и просто длительным нахождением перед мониторами разного рода (речь идет как о телевизорах, так и о времяпровождении в сети интернет).

Как же подобные нагрузки воздействуют на глаза? Глазная система в своем нормальном состоянии отлично воспринимает предметы, расположенные на определенном расстоянии, а вот для получения точной информации о близкорасположенных объектах глазу приходится напрягаться – использовать фокусирующий аппарат (хрусталик изменяет форму под деформацией глазных мышц). Вследствие продолжительных по времени и частных нагрузок мышцы попросту не могут расслабиться, приняв исходное положение, — такое явление носит название спазма аккомодации. Симптомы такого спазма аналогичны симптомам миопии, но это называют ложной близорукостью. К конкретным причинам данного состояния можно отнести:

  • плохое освещение рабочего места;
  • нарушения тонуса спинных и шейных мышц;
  • неправильный рацион питания;
  • значительная нагрузка на глаза из-за длительной фокусировки на близкорасположенных предметах;
  • нарушения в психологической сфере;
  • долгое воздействие яркого света;
  • неправильный распорядок дня и слишком долгое нахождение за компьютером;
  • пренебрежение соблюдением правил глазной гигиены.

Если своевременно не выявить ложную миопию у ребенка и не принять соответствующих мер, то глазу приходится подстраиваться под новые условия, что приводит к развитию анатомической истинной близорукости. Стоит обратить внимание на тот факт, что данный процесс практически никогда не стоит на месте – без лечения миопия постоянно прогрессирует.

В чем же заключается лечение близорукости и возможно ли восстановить нормальное зрение у ребенка? – эти вопросы беспокоят любого родителя, у которого ребенок заболел миопией. Стоит сказать, что для устранения данной проблемы существует множество способов, которые в первую очередь направлены на остановку прогрессирования болезни и предотвращение возникновения серьезных осложнений. О восстановлении функций речь заходит уже потом, когда ситуация стабилизировалась.

При лечении близорукости у школьников нормальным темпом выздоровления считается не более 0,5 диоптрии за год. Самые распространенные рекомендации для пациентов с таким диагнозом – это носить прописанные очки, вести правильный образ жизни, соблюдать режим работы и отдыха и делать упражнения в рамках программы зрительной гимнастики.

Рассмотрим подробнее гимнастику для глаз – значение данного метода сложно переоценить. Правильно подобранные упражнения позволяют укрепить мышцы и контроль над ними, что помогает не только при лечении, но для профилактики близорукости. Специалистами разработано множество упражнений, в их числе:

  • в положении сидя необходимо неспеша переводить взгляд с потолка на пол, после – справа налево;
  • на протяжении 20-ти секунд необходимо быстро моргать;
  • круговые движения глазами при закрытых веках в разные направления – это и вышеперечисленные упражнения необходимы для тренировки внешних мышц;
  • для тренировки внутренних глазных мышц стоит воспользоваться методом «метка на стекле» — ребенок становится на расстоянии 30-ти сантиметров от стекла (окна), на котором прикреплена круглая метка диаметром в несколько миллиметров. За стеклом на более дальнем расстоянии располагается другой предмет. Задание ребенка – переводить глаз с точки на объект за стеклом, тем самым тренируя механизм фокусировки.

Также школьникам с миопией положена специальная лечебная физическая нагрузка – комплекс упражнений также назначается врачом в индивидуальном порядке.

На сегодняшний день также существует масса аппаратных способов устранения проблемы близорукости:

  • лазерная терапия;
  • лазерная терапия инфракрасного типа;
  • рефлексотерапия;
  • электрическая стимуляция;
  • комплексы видеотренинга;
  • вакуумный массаж и прочие.

Программа лечения составляется на индивидуальной основе в зависимости от возраста, степени прогрессирования болезни и общего состояния здоровья (иногда назначается хирургическое вмешательство). Тщательный подход позволяет специалистам достичь максимально положительных результатов лечения.

Комплекс профилактических мероприятий полностью определяется возможными причинами возникновения близорукости у школьников. Так, первоочередной задачей родителей становится обеспечение снижения нагрузки на зрительную систему. Во время выполнения заданий на дому нужно обеспечить нормальные условия для работы – соответствующие росту ребенка стол и стул, правильное и не слишком яркое освещение, расстояние от глаз до объекта фокусировки (например, книги) не должно быть меньше 33-ех сантиметров. Очень важно объяснить ребенку, что во время чтения или письма нужно делать небольшие перерывы каждую четверть часа (иногда достаточно просто посмотреть вдаль, расфокусировав взгляд, или часто поморгать).

Также стоит контролировать время нахождения за компьютером или у телевизора.

Согласно рекомендациям врачей-офтальмологов, учащимся младших классов можно заниматься у монитора не более 15-ти минут в день, а детям в возрасте старше 10-ти лет – не более полутора часа, но с обязательными перерывами. С телевизором дело обстоит иначе. Так, при соблюдении расстояния до экрана в 2,5 метра, младшим школьникам можно разрешать проводить за просмотром до часа, с возрастом это время увеличивается до нескольких часов.

Также в качестве мер профилактики рекомендуется:

  • правильное питание, обеспечение организма ребенка всеми необходимыми витаминами и минералами;
  • соблюдение режима дня, полноценный отдых;
  • периодические визиты к офтальмологу для проверки зрения;
  • прогулки на свежем воздухе.
Читайте также:  Инвалидность по близорукости показания

источник

Большинство первоклассников видят хорошо. Почему же к концу первого года обучения в школе среди учеников выделяются дети, у которых снизилось зрение? Чаще всего это связано с развитием близорукости (миопии).

Близорукость или миопия (от греч. Myo-щурю иops – глаз) – это вид рефракции, при которой параллельные лучи фокусируются перед сетчаткой, а на сетчатке образуются круги светорассеяния. Но далеко не у всех школьников младших классов, предъявляющих жалобы на постепенное снижение зрения вдаль, диагностируется близорукость. В некоторых случаях к врачу обращаются дети, страдающие нарушениями аккомодации или псевдомиопией. Такие пациенты плохо видят вдалеке, а иногда еще и вблизи, но при проведении специализированного обследования с расширением зрачка(циклоплегией) не имеют миопической рефракции.

Причины близорукости у детей

Можно сказать, что такие нарушения предшествуют появлению истинной миопии. Чаще всего это дети близоруких родителей, астеничные, со слабым физическим развитием. Для многих из них даже небольшая зрительная нагрузка, плохие условия освещенности, малоподвижный образ жизни, стресс, частые ОРВИ являются пусковым механизмом указанных нарушений. Помощь, оказанная на этом этапе, может предотвратить школьную миопию или задержать время ее появления.

Записаться на прием к детскому офтальмологу в ОПТИК СИТИ

Частота проявления близорукости среди учеников начальной школы составляет около 6-8%. Начинаясь с незначительного ухудшения зрения, миопия постепенно прогрессирует, достигая максимального значения к двадцатилетнему возрасту. Причем близорукость, манифестирующая уже в начальных классах, склонна к быстрому прогрессированию. Ученики зачастую не предъявляют жалоб, особенно, если сидят на первых партах. Поэтому родители в отсутствии диспансерного наблюдения обращаются за помощью только тогда, когда острота зрения снижена уже достаточно сильно.

Весь период обучения в школе постепенно увеличивается число близоруких детей. Особенно быстро растет она в периоды активного роста ребенка. У девочек такой период наступает в 8,5-11 лет, у мальчиков в 13-15 лет. Длительная работа на близком расстоянии, злоупотребление электронными источниками информации особенно в неблагоприятных гигиенических условиях, уменьшение времени пребывания на свежем воздухе характерна для данной возрастной категории. Повышение тонуса аккомодации в течение длительного времени ведет к постепенному истощению и приспособлению зрительного аппарата к работе вблизи без напряжения, что достигается удлинением оси глаза. Эти механизмы запускают прогрессирование миопии. Постепенное увеличение размеров глазного яблока приводит к снижению зрения в назначенных ранее очках, что требует их замены. Процент школьников, с миопией различной степени к средней школе достигает 25-30%, и вырастает до 50% в профильных учебных заведениях, гимназиях и лицеях.

Подобрать очки ребенку в ОПТИК СИТИ

Различают слабую миопию до -3,0Д, среднюю от -3,0Д до -6,0Д и высокую свыше -6,0Д. По степени прогрессирования выделяют стационарную, медленнопрогрессирующую(до -0,75Д в год) и быстропрогрессирующую(более -1,0Д в год). Течение миопии может осложняться развитием изменений на глазном дне, что приводит к существенным ограничениям в молодом трудоспособном возрасте и значительным нарушениям зрения в пожилом возрасте.

Отдельно выделяют поздноприобретенную миопию, которая может проявиться у старших школьников и студентов ВУЗов. Так как период активного физиологического роста в это время уже заканчивается, причиной развития миопии считают несоразмерность зрительной нагрузки и функционального состояния зрительной системы. Чаще всего она имеет стационарный характер и незначительно прогрессирует. Данный вид миопии характерен для лиц, занятых мелкой работой, программистов, экономистов, менеджеров. — т.е. пользователей персональных компьютеров, которые много времени проводят за мониторами компьютеров.

Как же не дать миопии прогрессировать или уменьшить скорость ее роста? Над этим вопросом долгие годы трудятся врачи-офтальмологи всех стран. Разработаны различные методики очковой и контактной коррекции, медикаментозная терапия, оперативные методы лечения, тренировочные аппаратные методики. Становится все более актуальной правильная организация рабочего места, деление времени непрерывной работы на дробные части, использование зрительной гимнастики и активный образ жизни. Только комплексный подход к изменениям при прогрессировании миопии может предотвратить или замедлить ее прогрессирование.

Аппаратное лечение миопии в ОПТИК СИТИ

Евгения Голубева,
детский офтальмолог ОПТИК СИТИ

источник

Близорукость – самый частый диагноз, который выставляют офтальмологи детям и подросткам школьного возраста. Иногда нарушения зрения обнаруживаются случайно, на профилактическом осмотре, а иногда ребенок сам отмечает, что стал хуже видеть, и сообщает об этом родителям. Будет полезно узнать о самых современных средствах лечения миопии и о мерах профилактики ее возникновения.

Основной симптом близорукости – снижение остроты зрения по отношению к предметам, расположенным вдали. Это происходит от того, что световые лучи фокусируются перед сетчаткой глаза, а не на ней. Например, школьник может отметить, что находясь на задних партах, он нечетко видит что написано на доске, испытывает трудности, пытаясь разглядеть ценники в магазине.

Также возможно возникновение следующих симптомов:

  • боль в глазах, вызванная перенапряжением глазных мышц, возникающая под вечер;
  • головные боли;
  • ощущения тумана перед глазами.

Отдельно стоит выделить ложную близорукость у детей школьного возраста или псевдомиопию. Она возникает из-за спазма цилиарной мышцы глаза. Ложная близорукость имеет такие же симптомы, как и истинная, но не требует медикаментозного лечения или хирургического вмешательства. Отличить одно заболевание от другого поможет только профессиональное обследование у врача.

Выделяют следующие возможные причины близорукости:

  • недостаточная освещенность рабочего места у ребенка;
  • хроническое переутомление;
  • слишком сильная нагрузка на зрительный аппарат;
  • привычка длительное время проводить перед компьютером или телевизором;
  • слишком скудное питание, ярко выраженный авитаминоз.

В настоящее время у большинства детей имеются различные электронные девайсы. Их неправильная эксплуатация может привести к ухудшению зрения. Например, многие школьники подросткового возраста активно используют для чтения электронные книги. Но если сделать экран слишком тусклым или слишком ярким, настроить слишком мелкий шрифт – глаза будут перенапрягаться.

В развитии близорукости большое значение имеет наследственный фактор. Также проблемы со зрением часто имеют недоношенные дети, родившиеся раньше 36 недели беременности. Зачастую близорукость у них диагностируется еще до наступления школьного возраста.

Для лечения миопии у детей и подростков врачи используют препараты различных групп:

  • Средства, улучшающие кровоснабжение внутри глаза. Это глазные капли «Эмоксипин», таблетки «Трентал». Они рассасывают мелкие кровоизлияния, защищают глаза от вредного ультрафиолетового воздействия, укрепляют сосуды, предотвращают кислородное голодание тканей.
  • Средства, улучшающие внутреннюю микроциркуляцию внутриглазной жидкости. Они способствуют более эффективному оттоку жидкости, расширяют зрачок и сужают кровеносные сосуды конъюнктивы. К ним относят капли «Ирифрин», «Мезатон».

Также лечение производится каплями «Тауфон». Они восстанавливают клеточные мембраны тканей глаза, обеспечивают их питательными веществами, ускоряют восстановительные процессы. Большое значение имеет прием препаратов кальция. Кальций укрепляет глазные мышцы, и тем самым тормозит развитие болезни.

Лечение ложной близорукости осуществляется циклоплегическими препаратами, например, каплями «Атропин» или «Тропикамид». Они воздействуют на особые рецепторы, расположенные в цилиарной мышце и радужной оболочке. В результате происходит расслабление мышцы и расширение зрачка.

источник

По статистике, с диагнозом «Близорукость» оканчивают школу около 50% российских выпускников, при этом в начальных классах таких детей — 8-10%.
У офтальмологов даже появился специальный термин «школьная близорукость».
Нужно ли мириться с тем, что вместе со знаниями ваш ребёнок получает плохое зрение?

Близорукость, или миопия, — это заболевание, при котором человек очень плохо различает предметы, расположенные на расстоянии. Как правило, развивается она именно в школьные годы — от 7 до 15 лет. Причин её развития несколько, в том числе и наследственная предрасположенность, но основным фактором офтальмологи признают длительную зрительную нагрузку.
Современные дети уже с дошкольного возраста испытывают повышенные нагрузки на зрение.

Таковы реалии: дети рано учатся читать и писать, мало гуляют на свежем воздухе, а любимым развлечением стали компьютеры, смартфоны и другие гаджеты — и в результате глаза находятся в постоянном напряжении. В школе с каждым годом нагрузки возрастают, как и увлечение общением в социальных сетях, компьютерными играми. А детская зрительная система, которая находится в процессе формирования до 18 лет, не приспособлена к таким испытаниям.

Каким образом зрительное перенапряжение у школьников приводит к появлению близорукости? Дело в том, что зрительный аппарат человека не приспособлен изначально к работе на близких расстояниях. Чтобы чётко различать предметы вблизи, задействуется так называемый фокусировочный механизм. В него входит хрусталик глаза, который с помощью внутриглазных мышц изгибается, изменяет форму и таким образом «наводит фокус» на близкие объекты.

Когда мы смотрим вдаль, мышцы, удерживающие хрусталик, расслабляются, он принимает исходное положение.
Благодаря механизму фокусировки мы видим хорошо и вблизи, и вдали.
При длительной работе вблизи происходит перенапряжение фокусировочной системы глаза. Мышцы, удерживающие хрусталик, находятся в напряжении и не могут расслабиться. Это явление называется спазмом аккомодации. Симптомы схожи с близорукостью, поэтому его называют ложной близорукостью.

Чем опасен спазм аккомодации? Если не снять зрительное перенапряжение, глаз начинает подстраиваться к создавшейся ситуации, глазное яблоко удлиняется, что приводит к уже истинной, или анатомической, близорукости. Коварство этого процесса в том, что, однажды начавшись, он продолжается. При растяжении глазного яблока склера — плотная оболочка глаза — становится менее прочной и растягивается, а значит, близорукость прогрессирует.

Как мы уже говорили, зрительная система школьника формируется вплоть до старших классов, она подвижна и чувствительна к негативным факторам. Родители должны понимать, что оставлять зрение школьника без внимания ни в коем случае нельзя, даже если, на первый взгляд, предпосылок к ухудшению зрения нет.

Школьная близорукость не возникает внезапно, она развивается от полугода до полутора лет, и у родителей есть время принять меры. Если вы заметили, что ребёнок стал быстро утомляться при чтении, низко наклоняет голову, прищуривается — срочно идите к врачу-офтальмологу. Детская зрительная система гибкая, и если вовремя начать лечение, можно избежать развития близорукости или минимизировать её степень. Остановить прогрессирование близорукости в школьном возрасте — важнейшая задача, поскольку близорукость высоких степеней помимо снижения остроты зрения влечёт за собой и другие проблемы, например с сетчаткой.

Самый действенный способ предотвратить проблемы — взять за правило регулярно, как минимум раз в год, показывать ребёнка офтальмологу. Врач сможет разобраться в причине снижения зрения школьника, а это можно сделать только по результатам диагностики. Для назначения правильного лечения важно определить, истинная близорукость или ложная, то есть вызванная спазмом аккомодации.

Родителям видится простой выход: если ребёнок жалуется на зрение, офтальмолог определяет остроту зрения, прописывает очки и — проблема решена. Однако не всегда очки принесут пользу, они могут даже навредить! Дело в том, что если не снять зрительное перенапряжение, глаз будет приспосабливаться к сложившейся ситуации, реагируя увеличением глазного яблока. В этом случае очки закрепляют сложившуюся ситуацию и только вредят организму. Спазм аккомодации требует терапевтического лечения, курс аппаратных процедур подбирает врач.

Нужны ли очки при истинной близорукости? Зависит это от многих обстоятельств. Если ребенка в младших классах посадят за первую парту, его родители будут следить за режимом, постоянно водить на аппаратные процедуры, то могут и не понадобиться.

К счастью, современная детская офтальмология предлагает действенные меры, чтобы предотвратить развитие или остановить прогрессирование близорукости. При ложной близорукости одной из составляющих терапии являются курсы аппаратного лечения. Процедуры нормализуют работу фокусировочной системы, расслабляя, а после тренируя её. Существуют аппараты, работающие с центрами в коре головного мозга, помогающие приостановить ухудшение зрения. В комплексе процедур врач назначит массаж воротниковой зоны.

Школьнику с близорукостью необходимо наблюдение, поэтому посещать врача нужно два-три раза в год, чтобы определить, происходит ли у ребенка удлинение глазного яблока, и если это происходит, то как активно.
В детском возрасте очень многие глазные заболевания лечатся при помощи щадящих методов. Однако усилий одних офтальмологов недостаточно. Порой родители не отдают отчёт в том, что неправильная посадка при пистме и чтении, чрезмерное увлечение компьютером, чтение книг лёжа — самые распространенные причины ухудшения зрения.

Уже с младшего школьного возраста нужно привить ребёнку полезные зрительные привычки: правильно сидеть за рабочим столом, не читать в транспорте, делать перерывы каждые 30 минут работы (для младших школьников — 20—25 минут), выполнять гимнастику для глаз. И самое главное — ограничивайте время, проведённое детьми за компьютерами и прочими гаджетами!

Для младших школьников норма — 10-15 минут в день, для учеников средних классов — 20-25 минут. Больше проводите времени с детьми на свежем воздухе. Это, кстати, полезно и самим взрослым.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *