Меню Рубрики

Статистика людей с близорукостью во всем мире

Различные аномалии рефракционной способности глаза были неизменными спутниками человека на протяжении всей его биологической истории. Что касается человечества современного, то с какими только мнениями не столкнешься ныне. Проблема зрения успешно вписывается в канву «конца света», неведомой космической угрозы, ведомой экологической и военной. Все эти темы окружены невероятным изобилием мифов, равно как и тема сохранения здоровья в целом. Однако миф, составленный с применением научной методологии, обычно бывает наиболее прочным. Как ни парадоксально, сходная ситуация на протяжении длительного времени доминировала в области воззрений по поводу возникновения и развития самого, пожалуй, «классического», как всем кажется, расстройства зрения, а именно близорукости.

Чтобы понять место близорукости в современном мире с объективных позиций, следует обратить внимание на ряд ключевых моментов. Во-первых, людей становится все больше, поэтому неумолимо будет возрастать и количество проблем, связанных со зрением. Во-вторых, медицинская статистика сравнительно недавно коснулась тех уголков нашей планеты, где население столетиями пребывало в рамках традиционного жизненного уклада, предоставленное целиком и полностью лишь себе. В этой связи стоит отметить, что и на территории СНГ имеют место подобные регионы, не слишком превосходящие в основных показателях папуасские земли Новой Гвинеи. Из подобных областей не исходило никаких данных о заболеваемости, рождаемости, смертности и т.п. В-третьих: стремительная ломка традиционных укладов, пресловутая глобализация /от которой никуда, впрочем, не деться/ породила массу новых бед, принеся между тем не меньше пользы. И, в-четвертых: неоднородность биологической природы человека, как вида в своем семействе Hominidae. /ныне живет лишь один — Н. sapiens, остальные принадлежат к категории вымерших/. Эту предпосылку отметим особо.

Картина распространения близорукости в мире подобна мозаичному панно, сложенному данными из различных мест. Близорукость — расстройство, возникающее чаще всего в детском, подростковом возрасте, и склонное к постепенной прогрессии. Гораздо реже встречается близорукость врожденная, либо поздняя, возникающая в зрелом возрасте. Под словом «близорукость» чаще всего понимают именно миопию школьную. «Обычная» близорукость в стабилизировавшемся состоянии как правило, не превышает -10 Д, тогда как злокачественная, патологическая, стремительно прогрессирующая в отдельных, редких правда, случаях может и не остановиться, давая в Европейском регионе до 10% от общего количества случаев слепоты, а в среднем в мире — 20%.

Приведем статистические данные: среди выборочной совокупности населения в возрастной группе 20-25 лет близорукостью страдает до 95% жителей Японии, до 70% Тайваня, Южной Кореи, Катастрофическая ситуация складывается среди малых этнических групп зарубежного Севера, — до 88% людей указанного возраста ряда эскимосских племен и индейского населения Канады и Гренландии. Не выяснена до конца ситуация в некоторых слаборазвитых странах Юго-Восточной Азии и Индокитайского региона.

Средняя скорость прогрессии миопии также существенно различается в регионах. Наибольшая она в Сингапуре — до 1,5 Д в год.

Приведенные выше цифры ни в коем случае не служат цели устрашения читателя, их задача — дать более широкое представление о проблеме. Здесь мы сталкиваемся с очень серьезными, не до конца еще изученными особенностями существования крупных и малых популяций нашего биологического вида, их «генетическим грузом», а также многочисленными эффектами, возникающими в связи с качественным изменением их структуры в условиях современности. Известно ли вам, например, что знакомая очень многим людям старшего возраста дальнозоркость является, образно говоря, прерогативой европеоидной расы?

Что соотношение встречаемости близорукости и дальнозоркости в афроамериканской среде примерно одинаково, а в отдельных группах монголоидного населения /Тибет/, и тех же индейцев США старческая дальнозоркость была и остается большой редкостью? Так природа распорядилась. Однако, нельзя относить проблему близорукости к фатальным, сугубо генетическим и прочим предпосылкам. Как показали исследования последних лет, все обстоит гораздо сложнее.

Опять же, остановимся на известных фактах. Пусковым механизмом для развития близорукости служит спазм аккомодации — относительно устойчивое функциональное состояние недостаточной «настройки» глаза на предмет, находящийся на дальнем расстоянии. Глаз — система чрезвычайно динамичная, подвижная, о чем красноречиво говорят следующие цифры. Мускулатура органа зрения может оказывать на подчиненные структуры поистине колоссальные усилия — до 150 д на склеру со стороны внешнеглазных мышц, до 40 д. при саккадах / инстинктивных, малых, очень быстрых, незаметных внешне, «поисковых» движениях/. При длительной, упорной зрительной работе вблизи возникает эффект гистерезиса /»остаточной деформации»/ глазного яблока в его вытянутом состоянии. Вытянутое в длину вдоль горизонтальной оси, оно становится пригодным физиологически для рассматривания близких объектов. Это — естественная составляющая зрительного акта; любой, скажем, читающий печатный текст, глаз в эту минуту функционально близорук. Но близорукость ?

Известно, что увеличение длины глазного яблока на 1 мм соответствует обретению примерно трех «минусовых» диоптрий. Причем глаз может прогрессивно удлиняться только в дневное время, а вот ночью — никак. Задняя область склеры в норме имеет толщину около 1,35 мм. В случае тяжелой близорукости она может истончаться до 0,2 -0,5 мм. С изменением формы глазного яблока и, соответственно, внутреннего объема, сопряжено напрямую повышение внутриглазного давления. При интенсивной работе вблизи увеличивается температура глаза. Как связать воедино эти разрозненные, на первый взгляд, факты?

Представления о причинах возникновения близорукости менялись и дополнялись на протяжении весьма длительного времени. От примитивной причинно — следственности типа «много читал — глаза испортил» до кустарной «теории» о тяжкой карме человечества и его зрения в частности. Между тем огромный практический врачебный опыт неопровержимо доказал связь между близорукостью и возможностью отслоения сетчатки, дистрофическими изменениями ее, катарактой, глаукомой, рядом иных весьма опасных состояний. Разумеется, нельзя говорить о связи прямой, но определенные корелляции все же могут иметь место. Что касается табакокурения, например, то здесь все однозначнее — длительная «никотинизация» организма способствует повышению внутриглазного давления. Этот симптом, между прочим, входит в число наиболее характерных при глаукоме.

Итак, близорукость буквально проявляется в процессе вытягивания глазного яблока в длину. Конечно, процесс миопизации носит комплексный характер, однако факт стойкой деформации склеры непременно присутствует. Логически верно было бы предположить, что склера, которая столь слабо сопротивляется зрительным нагрузкам, обладает каким-то изъяном либо в своей «конструкции», либо в «конструктивном материале». Однако, анатомически глаз построен верно. Следовательно, в его строительстве на каком-либо из этапов эмбриогенеза было применено некачественное «сырье».

Научное объяснение такой подоплеки пришло сравнительно недавно, поразив всех своей простотой и одновременно затрагивая целый комплекс исключительно серьезных медико- биологических проблем современности.

Склера равно как и очень многие структуры человеческого организма, построена из соединительной ткани. Ее износоустойчивость /ткани в целом/ определяется содержанием ряда полипептидов, важнейшим значением из которых обладает белок коллаген. Между прочим, коллагена в организме насчитывается 19 типов. И каждый из них используется узкоспециально. Так вот исследования позволили вскрыть механизм возникновения тончайших нарушений в полинуклеотидных цепочках молекул ДНК и РНК, участие которых в синтезе белков определяет создание «неправильного» коллагена. Он-то и «портит» качество не только склеры, но и чрезвычайно широкого круга структур. Собирательный термин, описывающий подобные явления, — дисплазия соединительной ткани, — подразумевает наличие ряда симптомов, которые могут формировать синдромы, известные даже неспециалистам, например синдром Марфана. Подобные патологии, имеющие наследственную подоплеку, затрагивают, естественно, не только лишь одни глаза. Наблюдается нарушение опорно-двигательной функции из-за слабости хряща, диспозиции внутренних органов /к примеру, опущение почки/. Между тем дисплазия соединительной ткани «сама по себе» не является, строго говоря, болезнью. Это одна из фенотипических характеристик индивидуума, особенностей биологического порядка. Как любые генетические особенности, она имеет пока не до конца выясненные географические и популяционные границы.

Однако, нас интересует в данном случае прикладной аспект — каким образом можно бороться с этими явлениями. Логически напрашивается вроде бы два основных пути. Во-первых, можно попытаться с помощью скальпеля вернуть на место то, что сдвинулось по причине слабости соединительнотканной основы. Во-вторых, можно повлиять на качество соединительной ткани, внеся коррективы в метаболизм путем создания правильного, с точки зрения природы химического баланса в организме на уровне его элементного состава.

Пока додумывались до второго, первое пошло в ход с возрастающей интенсивностью. Именно с этой целью для лечения прогрессирующей близорукости была разработана группа методик, известная под названием склеропластики.

Что делать, если склера растягивается в длину? Совершенно верно, остановить ее в этом стремлении буквально, т.е. укрепив механически. Предполагалось введение в склеру полимерных нитей в плоскости вытяжения, наложение специальных бандажей на заднюю часть склеры и т.п. При этом, однако, не учитывалось, что прогрессия близорукости в большинстве случаев свойственна тому возрасту, когда формирование органа зрения еще не завершено. И потом, соединительной ткани, ослабленной и склонной к вытяжению, насильственное укрепление не даст ничего, кроме возможности дальнейшей деформации, причем в ту сторону, которая укреплению не подверглась. Глаз-то имеет в идеале сферическую форму. Последствия склеропластики поэтому могут привести к нарушению естественной геометрии глазного яблока, и следовательно, к таким нарушениям зрения, которые не в состоянии исправить никакие средства коррекции вроде очков. Прогрессия же близорукости продолжается далее.

В цивилизованном мире склеропластика давно исключена из арсенала методов борьбы с близорукостью. Но в нашей стране, и в Крыму в том числе, такие операции все еще проводятся. Искоренить их — одна из главных задач передовой офтальмологической общественности страны.

Диагностика дисплазии соединительной ткани и связанных с ней расстройств здоровья — задача очень непростая. Ключевое значение имеет диагностика ранняя, тем более что уже детскому возрасту бывает свойственен специфический набор жалоб. В этой связи стоит отметить, что диагностика биохимическая должна сопровождаться обследованием на аппаратах, подобных созданным нами вертеброметру и плантографу. Они служат целям определения состояния позвоночника и свода стопы соответственно /путем замеров/. Эти характеристики, вернее их отклонение от нормы, — важный диагностический материал. Ведь искривление позвоночника, а также плоскостопие может оказаться следствием дисплазии соединительной ткани и тем самым подтверждать общую концепцию роли соединительной ткани в развитии близорукости.

Допустим, имеются серьезные основания считать указанный синдром задействованным. Следующий ход в таком случае весьма прост; однако как долго пришлось ждать признания его правомерности. Речь идет об определении химического состава организма , определении содержания в нем микро- и макроэлементов.

«Химический состав» каждого вида живых организмов, будь то растение или животное, определен природой весьма твердо. Правильнее будет сказать, конечно, о содержании элементов, а не составе. Особенности метаболизма внутри каждой систематической группы, сформированные в эволюционном контексте, являются столь же неотъемлемыми характеристиками ее, как и внешний вид биообъекта, условия его обитания, пищевая база, и т.п. Другое дело, что поддерживать постоянство его нашим «братьям меньшим», будь то даже растение, куда проще, чем людям. Границы существования животных, в том числе родственных человеку приматов, тщательно выверены инстинктом. К питанию это относится в первую очередь. Достаточно узкий спектр продуктов, выработанный за исключительно долгий по нашим меркам срок, тем не менее, поставляет все те соединения и элементы, в которых имеется реальная необходимость. Никаких излишеств. «Недопоставки» бывают, но они, как это ни парадоксально, переносятся организмом легче, чем переизбыток.

Однако, ни для кого ни секрет, что современная пищевая база гражданина определяется его финансовыми возможностями. О какой природности речь! Либо ломящийся от изысков стол, либо однообразное блюдо, не содержащее никаких элементов, кроме углерода, водорода и кислорода. Это, конечно, шутка, но если обратиться к медицинской статистике периода последних десятилетий, станут очевидными тенденции к значительному росту разнообразных обменных нарушений. На самом деле причины тут гораздо сложней, играет роль непростая экологическая ситуация, накапливающийся «генетический груз».

Даже человеку непосвященному ясна связь между состоянием здоровья и содержанием отдельных химических элементов. Для чего, например, пьют глюконат кальция ? Для костей. Метаболизм — взаимосвязанный комплекс чрезвычайно сложных процессов, относящихся, по сути дела, ко всем типам химических реакций. Содержание того или иного элемента в норма специалистам известно. Известно также, какой элемент за что «в ответе». Говоря об органах зрения, следует указать, что негативно влияет на них недостаток все того же кальция, магния, витамина Д, которые необходимы для поддержания консистенции стекловидного тела. Недостаток цинка, меди может стать одним из многих факторов, провоцирующих отслоение сетчатки. Большое значение имеет поддержание физиологической нормы в содержании хрома, витамина А, а также оксида азота.

Обеспечить адекватную концентрацию макро- и микроэлементов можно, лишь предварительно изучив истинное положение дел. Как его узнать? Теоретически, через анализ крови. Но ведь состав крови постоянно меняется. Наиболее разумно и эффективно элементологические исследования выглядят, когда в качестве исходного материала берутся волосы. Содержание минеральных веществ в них отражает баланс, имеющий место во всем организме, поэтому пробы волос выступают как интегральный показатель минерального обмена.

Помимо элементологической ценности, имеют место и такие соображения. Главное состоит в том, что проба может быть получена без травмирования человека. Кроме того, для хранения материала не требуется специального оборудования.

Метод рентгенофлуоресцентного спектроскопирования позволяет выявить содержание всех тех элементов, которые играют сколь-нибудь существенную роль в метаболизме, и выяснить, чего «не хватает», а чего «слишком много». Однако составляя для человека свод оптимального содержания элементов — эталон-стандарт, следует руководствоваться не только данными спектрометра, и идеальными «литературными» цифрами. Индивидуальные особенности на то и называются индивидуальными, чтобы быть учтенными в таком деле, как организация правильного питания.

Обратим внимание: элементный состав организма корректируется в первую очередь употреблением необходимых продуктов питания, а не тем колоссальным количеством поливитаминных комплексов и добавок, которое можно увидеть в любой аптеке.

В современном лечении близорукости данные медицинской элементологии имеют очень серьезное значение. Как было упомянуто, восстановление элементного состава способствует облегчению последствий дисплазии соединительной ткани.

Обычно, когда в быту говорят об ухудшении зрения и испорченных глазах, наряду с избыточной интенсивностью чтения /просмотра телевизора, работы за компьютером/ упоминают еще и нервотрепку. Получается — поволновался достаточно сильно и долго, не расслабился вовремя, — зрение и упало.

Отчасти эта упрощенная позиция не лишена оснований. Роль нервной системы в человеческом организме выходит далеко за рамки школьного учебника анатомии и физиологии. Отметим очень важный аспект: нервная система в одной из первейших своих функциональных ипостасей определяет весь образ жизнедеятельности организма.

Причем неважно, инстинктивным образом или путем целенаправленной умственной работы. Ум — изобретение совсем новое с точки зрения эволюции, и по сей день мотивы работы его лежат в плоскости биологической и социальной, и даже такой продукт, как современная цивилизация, очень невелик в сравнении с естественной историей целого царства Zoа. /Животные/, наделенного нервной системой в том или ином виде.

О качестве связи органов зрения и нервной системы можно судить по нескольким важным фактам. Во-первых, глаз даже в самом своем совершенном понимании является одним из рецепторов, сенсоров, используемых нервной системой в целях обеспечения более полного контакта организма с окружающей средой. Во-вторых, согласно павловским представлениям, орган зрения является неотъемлемой частью зрительного анализатора, «главные», нейрональные структуры которого залегают в соответствующих областях головного мозга.

Замечательная в своем принципе зрительная система, со своими нервами, их хиазмой /перекрестом/ и определенными участками затылочной доли мозга, лишний раз подтверждает простую истину, в соответствии с которой все, что видит глаз без «мозговой» интерпретации — не более чем бессмысленная картинка. Неслучайно даже перевернутое изображение объекта, возникающее на сетчатке благодаря стараниям хрусталика как линзы и законам оптики, ставится «с головы на ноги» именно мозгом. Зрение бинокулярное вообще невозможно без сложной согласованной работы всего анализатора.

Тот возраст, в котором, как правило, начинает развиваться близорукость, чаще всего характеризуется некоторой неотработанностью зрительного акта, возникающей в условиях формирования баланса между инстинктивным и осмысленным мотивами использования глаза. В этой связи такое функциональное поначалу состояние, как спазм аккомодации, таит в себе самую серьезную угрозу. «Застывший» в пределах, наложенных обстоятельствами, глаз не желает перефокусировываться вдаль под давлением нервной системы. Часто, когда этому способствуют такие позитивные раздражители, как интересная книжка, компьютерная игра и т.д. Негативных также хватает с избытком — огрехи современной школы, повсеместная нервозность, мрачная семейная атмосфера.

В такой ситуации напрашивается единственный вывод — надо научить глаз видеть правильно. И потом — научить ребенка правильно обращаться со своим зрением.

источник

Известно давно: зрение – основной орган чувств человека. По различным данным, объем информации, получаемой посредством визуального восприятия, составляет 60-90 процентов. Благодаря глазам мы можем различать форму, цвет и размер, месторасположение объектов, расстояние до и между ними. Вот почему зрение играет важную функцию жизнеобеспечения человека.

Каким образом мы видим окружающий мир? Исходящий или рассеиваемый свет предметов образует световые волны. Преломляясь через роговицу и хрусталик глаза, пучок света фокусируется на сетчатке, состоящей из светочувствительных клеток – фоторецепторов. После этого происходит процесс формирования и передачи нервного импульса в кору головного мозга. Завершающим этапом служит обработка и преобразование головным мозгом полученной информации в зрительный образ.

Нарушение зрения или что такое близорукость

Явление преломления и фокусирования световых лучей называют рефракцией. В норме рефракция равна длине глазной оси, а световой пучок собирается на сетчатке. Это позволяет отчетливо распознавать разно удаленные предметы и носит название эмметропии.

Близорукость (по-научному миопия) – заболевание, при котором снижается способность человека хорошо видеть вдаль. При этом близкорасположенные предметы различаются четко и ясно. Для истинной миопии характерно изменение формы глазного яблока (его удлинение), а также фокусирование пучка света не на сетчатке, а перед ней. Вследствие таких изменений, нездоровый глаз не может преломлять свет должным образом, из-за чего четкость изображения значительно ухудшается.

Читайте также:  Слишком сильные очки при близорукости

Этиология близорукости

Долгое время считалось, что основная причина близорукости – «неправильные» гены, доставшиеся по наследству. Действительно, если оба родителя страдают данным заболеванием, вероятность «передачи» увеличивается в разы. Однако генетическая предрасположенность к глазным заболеваниям еще не является гарантом болезни.

Проведенные в 1960-е годы исследования в области близорукости несколько разъяснили ситуацию. Они показали: плохая генетика «срабатывает» лишь у однояйцевых близнецов, имеющих схожие ДНК. В остальных же случаях близорукость спровоцирована не только наследственным фактором. Реализуется ли генетическая информация, зависит, прежде всего, от образа жизни человека и нагрузки на его зрительный аппарат.

Помимо наследственности, среди причин возникновения миопии ученые выделяют:

  • неадекватные зрительные нагрузки
  • несбалансированное питание
  • неправильное положение при чтении, работе за компьютером
  • слабость мышц глазного яблока

Рост близорукости. Статистика стран мира

Миопия – явление прогрессирующее, которое зачастую приводит к патологическим изменениям органа зрения и полной слепоте. Количество людей, страдающих близорукостью, ежегодно увеличивается. Так, если в 2010 году эта цифра составляла 2 миллиарда человек по всему миру, то к 2020 году миопических людей ожидается на пол миллиарда больше. По предварительным прогнозам ученых, к 2050 году близорукими станет около половины населения земного шара, что приблизительно составит 5 миллиардов человек. При этом миопией высокой степени будет страдать почти 20% людей.

Развитие зрительного аппарата происходит на протяжении всего периода роста человека: размер глазного яблока постепенно увеличивается. Параллельно с этим может развиваться и близорукость. Чаще всего пик заболеваемости приходится на школьный возраст – 9-12 лет. На сегодняшний день миопическая эпидемия охватила уже свыше 80 миллионов детей, а экономические затраты на лечение составили почти 270 миллиардов долларов во всем мире.

Неутешительная картина и среди учащихся высших учебных заведений. Возьмем, к примеру, студентов вузов Восточной Азии, 20% которых имеет высокую степень близорукости. Половине из них грозит отслойка сетчатки, катаракта, глаукома и даже слепота. Если еще 60 лет назад близорукостью страдала лишь 1/5 часть населения Китая, то современная статистика шокирует: только 10% китайских подростков имеют хорошее зрение.

У американцев более удовлетворительная статистика. Благодаря «подкованности» в сфере близорукости, отмечаются относительно невысокие показатели заболеваемости среди детей — только 20% из них подвержены миопии. Та же ситуация и в Великобритании, хотя за последние полвека количество миопических глаз увеличилось вдвое.

В этой «гонке» лидирует Австралия, демонстрируя небольшой процент детской заболеваемости – около 16. А в России, к сожалению, миопия является основной глазной патологией, охватывая 28% детей дошкольного возраста. Для их лечения применяются всевозможные методы, включая физиотерапию, диету, лечебную гимнастику и мануальную терапию.

Причины роста близорукости

Несколько сотен лет назад немецкий астроном и оптик Иоганн Кеплер выдвинул предположение: рост близорукости связан с повышением уровня цивилизованности и образованности людей. Чем больше времени человек посвящал обучению, тем хуже становилось его зрение. К слову сказать, Кеплер сам страдал миопией, объясняя это большой любовью к книгам.

Связь между близорукостью и образованием нашла свое подтверждение в конце 20-го века в Израиле. Оказалось, что наиболее высокий процент миопических глаз у детей и подростков, которые посещают религиозные школы, проводя много времени за изучением священных текстов.

В начале 2000-х выяснилось: чтение и работа за компьютером не являются основными виновниками миопии. Через 7 лет были проведены исследования, участие в которых приняло полтысячи американских детей 8-9-ти лет с нормальным зрением. На протяжении 5-летнего периода ученые изучали их образ жизни, учитывая занятия спортом и время, проведенное вне 4-х стен. В результате у 20% детей, которые мало времени находились на улице, развилась миопия. К такому же итогу пришли позже в Австралии, исследовав 4000 детей школьного возраста.

Результаты этих исследований вполне закономерны. Так, естественный свет стимулирует выработку дофамина, благодаря которому форма глазного яблока остается неизменной. Дофамин – гормон-нейромедиатор, который продуцируется сетчаткой (в том числе) лишь под воздействием солнечного света. При его нехватке глазная ось удлиняется, что является одной из причин возникновения миопии.

В 1904 году в книге Генри Эдварда Джуллера «Офтальмологическая наука и практика» было написано, что для избавления от близорукости необходимо домашнюю обстановку сменить на уличную. «Таким образом мы пришли к тому, о чем знали еще сто лет назад» — указывает Wildsoet.

Нынешний рост близорукости объясняется тем, что дети слишком много времени проводят за компьютерами, забывая о пользе и необходимости прогулок на свежем воздухе. Длительное сидение за книгами и чрезмерное увлечение гаджетами – главные враги современного ребёнка. Например, у китайского школьника более ½ суток в неделю уходит на выполнение домашнего задания, в то время как американский ученик в среднем тратит около 5-6-ти часов. Этим (в том числе) объясняется столь разный уровень заболеваемости близорукостью в данных странах.

Методы коррекции близорукости

Лазерная, оптическая, медикаментозная и хирургическая коррекция – все это способы борьбы с миопией. Так, если самым радикальным методом является хирургический, то одним из самых доступных и популярных — контактная коррекция зрения. Ее преимущества налицо: это и невысокая стоимость линз, и удобство использования, и эстетика. По сравнению с очками, контактные линзы не дают бликов и искажения картинки, позволяют видеть ее в полной мере, с реальными формами и габаритами предметов.

Используя контактные линзы, не стоит бояться, что они замерзнут, запотеют или испачкаются как очки. При этом можно вести активный образ жизни и заниматься спортом.

Контактные линзы могут помочь даже на более поздних стадиях заболевания и «исправить» среднюю и высокую степень близорукости. В частности, при высокой степени миопии благодаря линзам достигается максимальная острота зрения.

Важно помнить: правильно подобранные контактные линзы способны исправить все погрешности глаза, в то время как неверная коррекция может усугубить ситуацию.

Линзы для замедления прогрессирования близорукости

Учеными из института Brien Holden Vision, специализирующегося на проблеме близорукости, обнаружено: развитие заболеваемости можно приостановить. И контактная коррекция зрения играет в этом не последнюю роль. Контактные линзы могут не только обеспечить комфорт и хорошее качество видения, но и замедлить прогрессирование миопии. Это безопасный и в то же время эффективный метод коррекции зрения.

Осознавая все преимущества метода, количество людей, использующих контактные линзы при близорукости, постоянно увеличивается. И, если с выбором контактных корректоров для взрослых проблем не возникает, то в случае с детской миопией ситуация сложнее.

Однако компания CooperVision позаботилась об этом, представив мягкие контактные линзы MiSight®. Это однодневные линзы, подходящие как детям, так и подросткам. При контактной коррекции зрения у детей младшего возраста они просто незаменимы. Благодаря конструкции линз с двойной фокусировкой поле зрения становится шире, качество изображения на сетчатке улучшается. Рост глазного яблока приостанавливается, что позволяет контролировать миопическую прогрессию.

Для подтверждения эффективности линз MiSight в борьбе с миопией, компания CooperVision провела исследования среди детей 8-12 лет. По итогу трехгодичного периода были получены положительные результаты, свидетельствующие о замедлении роста близорукости.

Как предотвратить миопию

При несвоевременном выявлении, появление близорукости в раннем возрасте влечет за собой вероятность пожизненного ухода за глазами. Вот почему важно как можно раньше обнаружить «врага». Каковы симптомы этого коварного заболевания? Основные из них – прищуривание и чувство напряжения в глазах. При близорукости также могут возникать головные боли и усталость глаз во время занятий спортом или вождения автомобиля.

Когда речь идет о детской миопии, родителям стоит внимательно отнестись к здоровью ребенка, если он: регулярно трет глаза, часто моргает, смотрит телевизор с близкого расстояния, плохо видит школьную доску, жалуется на усталость глаз и головные боли.

Что может помочь предотвратить появление миопии в детстве? Основываясь на исследованиях в области близорукости, ученый из Австралийского национального университета Ян Морган, подсчитал: для профилактики миопии ребенок должен около 3-х часов в день находиться под воздействием освещения мощностью 10 000 люкс. Столь сильную мощность не может обеспечить ни один искусственный свет — только естественный.

Кроме того, необходимо обеспечить ребенку: режим труда и отдыха, сбалансированное питание, оптимальную зрительную нагрузку. Крайне важным звеном является регулярная диагностика зрения.

Таким образом, при условии соблюдения всех вышеперечисленных пунктов, можно предотвратить возникновение и развитие близорукости. А компания «Офтальмооптика Холдинг» поможет Вам сохранить здоровье глаз на долгие годы.

источник

Офтальмологи предупреждают, что ежедневное пользование компьютером, планшетом и смартфоном ведет к увеличению длины глазного яблока и, как следствие, развитию близорукости (миопии), при которой предметы плохо различаются на дальнем расстоянии. Вместо приближающегося объекта человек видит размытое пятно: изображение формируется не на сетчатке глаза, а перед ней. Проблема заключается еще и в том, что заболевание часто фиксируется у детей дошкольного возраста и учеников младших классов, которые также становятся активными пользователями гаджетов дома и во время учебы.

По данным Национального научно-практического центра здоровья детей Минздрава РФ, в нашей стране нарушение зрения имеют 60% выпускников школ и 10% воспитанников детсадов. Французская оптическая компания Essilor, производитель высокотехнологичных линз для очков Crizal, провела исследование и выяснила, что каждый четвертый ребенок использует гаджеты более трех часов в день, четверо из 10 молодых людей до 35 лет — девять часов, столько же времени — треть людей в возрасте от 36 до 55 лет. Все они находятся в группе риска. Сохранить здоровье глаз призваны инновационные решения и технологии в области защиты, профилактики и коррекции зрения. К ним относятся, например, высокотехнологичные линзы для очков Crizal с технологией фильтрации света Light Scan, которая надежно блокирует излучаемые экранами гаджетов сине-фиолетовые лучи. Длительное воздействие этих лучей вызывает переутомление глаз, симптомами которого являются сухость, резь, ощущение песка в глазах, помутнение зрения, головная боль и боли в надбровных дугах. Регулярное перенапряжение глаз может со временем привести к ухудшению зрения. При этом защитные линзы пропускают полезный сине-голубой свет, который положительно влияет на настроение, память, работоспособность человека, участвует в процессах контроля сна и бодрствования.

В линзах Crizal реализованы и другие инновационные технологии: защита от ультрафиолетового света, царапин, бликов и ослепления ярким светом, а также пыле-, грязе- и водоотталкивающие свойства. Такие бонусы гарантируют долговечность очков и четкое и комфортное зрение в любой ситуации.

Несмотря на наличие доступных и современных способов защиты и коррекции зрения, специалисты все же советуют снизить влияние негативных факторов. Особенно это касается маленьких детей. Медики рекомендуют ограничить использование гаджетов одним часом в день для детей от двух до пяти лет. Именно в этом возрасте, как правило, формируется сильная привычка к девайсам.

Помимо активного использования цифровой техники, специалисты называют и другие возможные причины близорукости. Римский император Нерон, живший в первом веке, не пользовался гаджетами, однако, говорят историки, был близоруким. На приближенных и гладиаторские бои он взирал через огромный изумруд. Заболевание же известно еще с четвертого века до нашей эры, в своих трудах его упоминал древнегреческий ученый Аристотель (сам термин «миопия» происходит от греческого «прищуриваться»). Аристотель писал, что некоторые люди, чтобы лучше рассмотреть предметы, подносят их очень близко к глазам и прищуриваются. Так из-за чего же в древности у людей развивалась близорукость, если не было компьютеров и смартфонов?

Специалисты считают, что причиной могли стать генетические заболевания. Английские генетики, изучив зрение 280 пар разнояйцовых и 226 пар однояйцовых близнецов и сравнив их геномы, заключили, что близорукость является генетическим заболеванием, пишет журнал «Наука и жизнь» со ссылкой на западные источники. А ученые из Университета Дьюка (США) обнаружили ген RASGRF1, отвечающий за восприятие изображения и передающийся по наследству. Результаты исследования, в котором участвовало более 13 тыс. жителей Австралии, Великобритании и Нидерландов, опубликовал журнал Nature Genetics.

источник

На самые интересные вопросы отвечают квалифицированные врачи-офтальмологи:
— Что происходит со зрением? Есть какая-то статистика по тому, сколько людей нуждается в коррекции зрения?
— В коррекции нуждается большое количество людей: у трети из них астигматизм, у кого-то близорукость (миопия), у кого-то дальнозоркость. У людей старше 40 лет начинается пресбиопия — когда у человека появляются проблемы при чтении на близком расстоянии, чтобы читать вблизи ему нужны дополнительные очки.

— Почему? Уже понятны причины близорукости? Это наследственный фактор?

— До конца причины близорукости не известны, но, конечно, наследственность имеет значение. Доказано, что если у родителей есть близорукость, то у детей она тоже будет. Гены, которые отвечают за близорукость, более сильные, поэтому они доминируют и передаются. Но немало случаев, когда у родителей нет близорукости, а у детей она появляется. Это связано с присутствием всевозможных гаджетов в нашей жизни, потому что люди стали действительно очень много времени проводить за мониторами и экранами. То есть всё время зрение настроено на близкое расстояние, что создаёт предпосылку к развитию близорукости. Само слово «близорукость» означает, что предметы подносят руками близко к глазам. Это говорит о том, что близорукие люди плохо видят вдаль. А если человек с хорошим зрением всё время смотрит на близкое расстояние, то он провоцирует развитие близорукости.

— То есть, что близоруких становится больше, это уже статистически доказано?

— Да, статистически доказано. Особенно тщательно исследованы азиатские страны, потому что в Гонконге, Китае, на Тайване, в Малайзии людей с близорукостью больше, чем в Европе. В этих странах чуть ли не 70 % всего населения страдают близорукостью. Возможно, это особенности влияния урбанизации, особенности их письменности, потому что иероглифы намного сложнее для восприятия, чем наши буквы. Возможно, это связано с гормонами роста, с биохимическими процессами в организме, из-за которых растёт глаз. Когда глаз растёт, растёт и прогрессирует близорукость.

— Близорукость растёт из-за размера глаза?

— В норме глаз взрослого человека должен иметь длину 23,5, максимум 24 миллиметра. Если размер глаза больше чем 24 миллиметра, это уже означает, что глаз близорукий. И увеличение размера глаза на 1 миллиметр приводит к тому, что близорукость увеличивается где-то на 0,33 диоптрии.

— То есть у нас у всех растут глаза?

— У людей с детства растут глаза. Глаз должен перестать расти в 18–20 лет. Как правило, после этого возраста близорукость уже практически не прогрессирует. Её прогрессирование связано с другими факторами, а не с удлинением глазного яблока. Если в детстве, например в 12 лет, глазное яблоко у ребёнка достигает размера 24 миллиметра и начинает расти дальше и глазное яблоко становится, например, 24,5 миллиметра, появляется близорукость приблизительно 1,5 диоптрии. А почему глаз растёт, специалисты во всём мире ответить не могут. Есть разные теории, но они сводятся к одному: глаз растёт больше, чем это нужно, чтобы зрение было чётким.

— Повсеместная близорукость появилась только в XXI веке?

— Почему? Она была всегда. Миопия — это патология, которая известна ещё с древних времён. Но почему происходит прогрессирование миопии — однозначного ответа нет.

— Получается, что у какого-то процента людей глаз перестаёт расти в 20 лет?

— Да. При рождении он может иметь размеры вообще несколько меньшие. Кто-то рождается с более крупными глазами, кто-то рождается с менее крупными глазами. Например, почему у близоруких родителей дети рождаются близорукими? Потому что изначально именно на генетическом уровне им передаётся больший размер глазного яблока.

Центр лазерной медицины поможем вам «забыть об очках и контактных линзах». Мы предоставляем пациентам полный диапазон передовых и клинически испытанных технологий для коррекции зрения. Это гарантирует не только то, что прием офтальмолога станет для вас максимально эффективным, но и то, что дальнейшее лечение будет абсолютно безопасным. Все наши специалисты — это лучшие врачи-офтальмологи Марий Эл, Чувашии и Татарстана. Специалисты нашего Центра много лет успешно работают над освоением новых методов и технологий, гарантирующих пациентам максимальную безопасность, точность и надежность!

источник

Действие на мышцы глаз: Для глаз справедлив принцип: «Движение – жизнь!» Очки — тренажер Панкова – своеобразный «спортзал» для глаз. Аппарат Панкова тренирует мышцы зрачка и глазного яблока в…

Действие на кровоток: Квантовые очки Панкова оказывают полезное влияние на кровообращение. Они позволяют изменить в лучшую сторону характеристики крови и не допустить возникновение многих заболеваний. Схожим воздействием обладает только…

Действие на лимфоток: Лимфа выполняет важную роль в организме. Она позволяет очистить ткани от токсинов и продуктов отработки, а заодно – и от лишних белков, воды, солей. Также благодаря…

Действие на головной мозг: Нередки случаи, когда проблемы со зрением возникали не из-за терзания глаз, а вследствие неправильной работы зрительного центра головного мозга или сосудов. Ниже описано, как оказывают…

Действие на внутренние органы: Иридорефлексотерапия также легла в основу работы очков Панкова. Лечебные светодиоды трех цветов позволяют оказать влияние на различные органы. Они позволяют как провести профилактику заболеваний, которые…

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в мире 45 млн человек лишены зрения и еще 135 миллионов страдают различными дефектами зрения. По имеющимся прогнозам число слепых людей на нашей планете к 2020 году увеличится до 75 млн человек, а слабовидящих — до 200 млн человек. Каждые пять секунд в мире слепнет один взрослый человек, каждую минуту — ребенок. При этом в 75% случаев слепоту вызывают заболевания, которые можно вылечить на начальных стадиях или предотвратить с помощью профилактических мер.

В России, по данным независимых источников, каждый второй житель имеет какое-либо нарушение зрения. Число абсолютно слепых россиян на сегодняшний день составляет порядка 100 тыс. человек, инвалидов по зрению — около 600 тысяч. В общей сложности, по данным Российского научного общества офтальмологов, в России проживает более миллиона слепых и слабовидящих людей, из них детей -100%-х инвалидов по зрению — примерно 34 тысячи (данные на 2009 год). Основные причины заболеваний органа зрения — воспалительные заболевания (около 4 млн случаев); травмы (около 2 миллионов); близорукость (более 1,5 миллиона); глаукома (более 770 тысяч).

  • Проблемы со зрением есть у 30% жителей планеты.
  • Практически у каждого второго жителя России есть какое-либо нарушение зрения.
  • В мегаполисах какое-либо нарушение зрения — у 80% жителей.
  • Число инвалидов по зрению в России — до 500 тыс. человек.
  • нарушения зрения у детей, поступающих в школу, наблюдается у 4% первоклассников;
  • каждый четвертый в 6 классу средней школы становится близоруким. Врачи объясняют это тем, что в школе слишком большая нагрузка на мышцы глаза;
  • среди выпускников школ нарушения зрения – имеются уже у 40% подростков.

источник

  • По оценкам, около 1,3 млрд человек в мире живут с той или иной формой нарушения зрения.
  • Что касается зрения вдаль, легкие нарушения зрения отмечаются у 188,5 млн человек, от умеренных до тяжелых – у 217 млн, тогда как 36 млн человек поражены слепотой (1).
  • Что касается зрения вблизи, с такого рода нарушениями зрения живут 826 млн человек (2).
  • В глобальных масштабах основными причинами нарушения зрения выступают нескорректированные аномалии рефракции и катаракта.
  • Приблизительно 80% всех случаев нарушения зрения, отмечающихся в мире, считаются предотвратимыми.
  • Большинство людей с нарушениями зрения входят в возрастную группу старше 50 лет.

Согласно Международной классификации болезней 11 (2018 г.), нарушения зрения делятся на две группы: нарушение зрения вдаль и нарушение зрения вблизи.

  • легкое – острота зрения менее 6/12;
  • умеренное – острота зрения менее 6/18;
  • тяжелое – острота зрения менее 6/60;
  • слепота – острота зрения менее 3/60.
  • Острота зрения вблизи составляет менее N6 или M.08 с существующей коррекцией.

Качество жизни людей с нарушениями зрения зависит от многих различных факторов. Сюда относятся, например, наличие мер профилактики и лечения, доступ к восстановлению зрения (включая вспомогательные устройства, такие как очки или белые трости) и то, сталкивается ли человек с проблемами, связанными с недоступностью зданий, транспорта и информации.

По оценкам, во всем мире приблизительно 1,3 млрд человек живут с той или иной формой нарушения зрения вдаль или вблизи.

Что касается зрения вдаль, легкие нарушения зрения отмечаются у 188,5 млн человек, от умеренных до тяжелых – у 217 млн, тогда как 36 млн человек поражены слепотой (1). Что касается зрения вблизи, с такого рода нарушениями зрения живут 826 млн человек (2).

В связи с ростом и старением населения будет возрастать риск того, что нарушения зрения будут развиваться у все большего числа людей.

Между странами существуют определенные различия в том, что касается причин, вызывающих нарушения зрения. Например, доля нарушений зрения, которые могут быть вызваны катарактой, выше в странах с низким и средним уровнем дохода, чем в странах с высоким уровнем дохода. В странах с высоким уровнем дохода в большей степени распространены такие заболевания, как диабетическая ретинопатия, глаукома и возрастная дегенерация желтого пятна.

Причины нарушений зрения у детей значительно варьируются от страны к стране. Например, в странах с низким уровнем дохода одной из ведущих причин выступает врожденная катаракта, тогда как в странах с высоким уровнем дохода с большей вероятностью такой причиной становится ретинопатия недоношенных.

Приблизительно 80% случаев нарушения зрения, отмечающихся в мире, считаются предотвратимыми. Существуют эффективные меры, позволяющие предотвращать и лечить глазные болезни. Например, нескорректированные аномалии рефракции поддаются коррекции с помощью очков, а хирургическая операция по удалению катаракты может восстановить зрение. Кроме того, меры по восстановлению зрения эффективно способствуют улучшению функциональных возможностей у людей с необратимыми нарушениями зрения.

Руководством для деятельности ВОЗ служит публикация «Всеобщий доступ к здоровью глаз: глобальный план действий на 2014-2019 гг.», которая была согласована в резолюции, принятой на Всемирной ассамблее здравоохранения в 2013 г.

За последние несколько лет ВОЗ разработала и ввела в действие ряд инструментов для оказания помощи странам в оценке предоставления услуг офтальмологической помощи:

  • Инструмент для оценки услуг офтальмологической помощи
  • Инструмент для оценки диабета и диабетической ретинопатии
  • Инструмент для оценки услуг и систем реабилитации

Кроме того, ВОЗ ведет подготовку «Всемирного доклада о зрении». Этот доклад будет содержать рекомендации, в том числе посвященные обеспечению комплексной интегрированной офтальмологической помощи в странах. Ожидается, что это доклад будет способствовать формированию глобальной повестки дня в области зрения, и в том числе поможет государствам-членам снизить бремя глазных болезней, улучшить качество жизни людей с нарушениями зрения и достичь Целей в области устойчивого развития.

Библиография

2) Fricke, TR, Tahhan N, Resnikoff S, Papas E, Burnett A, Suit MH, Naduvilath T, Naidoo K, Global Prevalence of Presbyopia and Vision Impairment from Uncorrected Presbyopia: Systematic Review, Meta-analysis, and Modelling, Ophthalmology. 2018 May 9

источник

Введение Глава 1 Распространенность и структура миопии 1.1 Причины и механизм развития близорукости 1.2 Педагогические и психологические факторы профилактики близорукости 1.3 Школьная близорукость ее клинические проявления 16 1.4 Предупреждение развития близорукости Глава 2. Деятельность сестринского персонала по профилактике развития близорукости у детей младшего школьного возраста 2.1 Исследование состояния проблемы развития миопии в городе Новоуральске 2.2 Профилактическая программа Заключение Список литературы Приложения

У детской поэтессы Агнии Барто есть стихотворение о мальчике-лентяе, который решил притвориться плохо видящим и отправился к врачу за очками. Правда, симулянта, предвкушавшего послабления в школе, тут же раскусили и выпроводили прочь со словами: «Тут сидят не дурачки, не нужны тебе очки!» Стихотворение было написано в 70-х годах. Наверное, тогда оно было смешным: очкариков в школе водилось немного, друзья и учителя к ним относились покровительственно и действительно порой делали скидку на плохое зрение. Чтобы сейчас кто-то удивился очкам у ребенка? Увы, сегодня это воспринимается практически как норма. И что страшнее всего, почти каждый ребенок обречен медленно, но верно терять зрение.

Первое упоминание о близорукости встречается у Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.). Он отметил, что при слабости щурящегося глаза к нему подносят близко то, что хотят увидеть. У Аристотеля впервые встречается и слово «миопс», означавшее «закрывать глаза, мигая», от которого произошел современный термин «миопия».[4,c5]

Зрение одно из чувств восприятия, с помощью которого мы получаем информацию о внешних свойствах и их расположении в пространстве. Особенно важно наличие хорошего зрения для детей, поскольку снижение остроты зрения в той или иной степени препятствует полноценному развитию ребенка.[4,с18]

Школьный возраст является чрезвычайно важным периодом развития человека. На школьные годы приходиться несколько критических периодов развития организма. Именно на школьный период часто приходиться начало развития близорукости. Зачастую меры, направленные на предупреждение развития и снижение темпов прогрессирования миопии, оказываются неэффективны. Вероятная причина такого положения заключается в сложном комплексе причин, способствующих развитию близорукости. В тоже время, распространенные коррекционные меры имеют четкую адресацию к определенным подсистемам зрительного анализатора, которые не обязательно играют ведущую роль в процессе прогрессирования близорукости. Следовательно, поиск факторов, способствующих развитию миопии и разработка адекватных методов профилактики, является актуальной задачей настоящего времени.

Число пользователей компьютеров растет ежедневно, компьютер становится неотъемлемой частью нашей жизни. Современная система обучения уже от школьников требует свободного владения компьютером. При этом не стоит забывать, что чтение с экрана монитора не является физиологическим воздействием на наши глаза, а время пребывания за компьютером должно быть строго лимитировано.[4,c-90]

Цель работы: изучение эффективных способов профилактики близорукости специалистами со средним медицинским образованием у детей младшего школьного возраста.

1.Изучить литературу по теме исследования.

2.Выявить причины болезни миопии, возникающей у детей в младшем школьном возрасте.

3.Провести анализ деятельности специалистов со средним медицинским образованием в области профилактики миопии у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования – сохранение здоровья школьников.

Предмет исследования – профилактическая работа медицинской сестры в офтальмологическом кабинете

Методы исследования:

3.Анализ документальных источников

Педагогические и психологические факторы профилактики

Близорукости

Поскольку близорукость развивается в детском возрасте, родителям и учителям важно обращать внимание на поведение ребенка. Как правило, при близорукости ребенок жалуется на ухудшение зрения вдаль, прищуривается, делает ошибки при переписывании задания с доски в тетрадь. Во время выполнения домашнего задания низко наклоняется над столом. Иногда ребенок жалуется на потемнение в глазах, быстро возникающее чувство усталости, боли в глазах во время занятий, двоение букв и слов, расплывчатость написанного текста. Если школьник уже пользуется очками, то на прогрессирующий характер близорукости указывает ухудшение зрения в очках.

Использование очков на сегодняшний день все еще наиболее распространенный вид коррекции. Очки, по ценовому диапазону, являются самым демократичным видом коррекции. Самое же главное достоинство очков — они очень просты в использовании. Их действительно легко одеть и снять, они не требуют дополнительно особого ухода. Бывает и такое, что очкам нет альтернативы — часто именно очки могут быть показаны детям, а на ношение контактных линз есть свои ограничения. Если же не применять средства коррекции, близорукость может сильно прогрессировать. Прогрессировать болезнь может и в том случае, если очки подобраны неверно. Поэтому выписывать очки должен только специалист.

Но очки, не смотря на очевидные свои преимущества, имеет ряд недостатков. Очки существенно ограничивают боковое зрение, нарушают стереоскопический эффект и пространственное восприятие.

Очки — это инородный предмет на лице, что неизбежно доставляет множество проблем своему владельцу (они могут сползать, падать, запотевать, ограничивать в движении); кроме этого очки — потенциально травмоопасный предмет[7, с67]

Современные представления о возникновении и прогрессировании миопии у детей школьного возраста показывают, что в ее профилактике большое значение имеют правильное гигиеническое поведение и организация благоприятных условий зрительной работы. В соответствии с этим задача гигиенического обучения и воспитания заключается в следующем:

· Сообщить школьникам необходимые знания

· Привить им навыки путем преподавания основ гигиены на уроках

· Воспитательная работа в школе и дома.

Успешное решение этих задач возможно только при соответствующей гигиенической подготовке педагогов и родителей, в которой должны принять участие медицинские работники различных специальностей.[10, с10]

Важно методически верно, детально и наглядно объяснить первоклассникам правила посадки, какой должна быть поза при письме, чтении, обратить внимание детей на положение рук и ног, спины и головы, правильное расстояние от глаз книги или тетради. Немаловажное значение для охраны зрения имеет организация уроков и перемен.

Важен контроль за ношением очков. Умение убедить учеников различного возраста в необходимости ношения очков. Содержание и методика бесед с учениками различного возраста и их родителями о профилактике миопии. Необходимость тесного контакта с педагогами в работе по гигиеническому воспитанию детей.[8, с19]

Необходимо отметить, что если родители разносторонне развивают своего ребенка и у него есть какие-либо увлечения, кроме компьютера, то время пребывания в сети у него будет сокращено естественным путем, так как, помимо занятий в школе и подготовки домашнего задания, он должен успеть подышать свежим воздухом, посетить кружки и секции. Если же досуг подростка не организован, вероятность более длительного нахождения за компьютером и тесного общения с интернет-средой не исключена.

Непрерывная и бесконтрольная работа за компьютером опасна несколькими факторами: сидячим положением, нагрузкой на зрение, негативным влиянием на психику и нервную систему в целом.

Нагрузка на мышцы и суставы. Неудобное кресло, слишком высокий или слишком низкий стол, отсутствие спинки – все это может привести взрослого пользователя к остеохондрозу, а ребенка – к сколиозу. Важно, чтобы домашнее рабочее место ребенка было правильно организовано. Спинка должна быть такой, чтобы на нее можно было слегка откинуться (буквально на несколько градусов) – это разгружает позвоночник. Подлокотники должны располагаться так, чтобы на них можно было свободно опустить руки, расслабив локти и запястья, а кисти во время работы находились на одной оси с предплечьем (не загибаться к верху и не опускаться). Бедра должны располагаться под прямым углом к туловищу, колени должны быть согнуты тоже под прямым углом. Ноги должны плотно стоять на полу или на подставке.

Монитор должен быть расположен так, чтобы его середина находилась чуть ниже уровня глаз (примерно под углом 10 градусов), чтобы не уставала шея. Если ребенок много работает с клавиатурой, возможно, понадобится подставка под запястья (чтобы они не висели в воздухе) или эргономичная клавиатура из двух половинок, которые можно разместить, как удобно пользователю.

Во время перерывов и работы рекомендуется поддерживать хорошую осанку, выполнять упражнения на выпрямления позвоночника и для кистей рук.

Самая большая нагрузка при работе за компьютером приходится на органы зрения ребенка: возможно развитие близорукости. При этом играют роль характеристики самого оборудования, то, как обустроено рабочее место, и гигиенические привычки ребенка – вам нужно научить его автоматически следить за определенными правилами:

— расстояние до экрана должно быть не менее 60–70 сантиметров;

— на поверхности монитора не должно быть бликов света – ни от окна, ни от светильников. Хотя монитор сам светится, на рабочем столе должна быть включена лампа мощностью не более 60 Вт, и лучше, чтобы свет был слегка рассеянным;

— если нужно сочетать работу на экране с работой с печатным текстом, текст должен находиться по левую сторону от экрана и на расстоянии не менее 33 сантиметров от глаз (ребенок может поставить на стол локоть, и до кончиков пальцев выйдет примерно требуемое расстояние);

— в работе надо делать перерывы, во время которых лучше встать, подвигаться, а также сделать разминочную гимнастику для глаз;

— использовать монитор, программное обеспечение и настройки, безопасные для зрения: изображение не должно мигать, быть слишком мелким или слишком ярким. Программы и их настройки, принтеры и мышь должны быть отрегулированы так, чтобы ими было удобно пользоваться;

— поверхность экрана нужно раз в неделю очищать специальными салфетками, пропитанными особым средством для мониторов: малейшие пылинки или пятнышки увеличивают нагрузку на зрение.

Будьте примером для своих детей: подчеркивайте словом и действием, что компьютер – это рабочий инструмент, а не игрушка. При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесет, а вот польза будет неоценимой.

Профилактическая программа

Самая действенная профилактика — это правильный режим. Зрительные нагрузки для ребенка подбираются исходя из его возраста. Единовременно ребенку в возрасте 6-7 лет можно заниматься зрительной нагрузкой 15-20 минут, после чего должен следовать перерыв 10 минут, после 9-10 лет можно делать уроки около 30 минут, но не более и обязательно 10- минутный перерыв, чтобы органы зрения расслабились. Расстояние от глаз и до книжки не меньше 33 сантиметров. И книги для чтения лучше всего располагать во время занятий на подставке. Нельзя в раннем возрасте детей заставлять читать и писать, просто в силу хрупкого скелета малыш долго не может ровно сидеть и соблюдать нужную дистанцию, это в основном школьники младшего возраста. Часто дети лежа пишут и читают, чем только усугубляют свое положение. Чтоб такого не было, мебель должна соответствовать росту ребенка, чтобы ему было удобно держать осанку. Немаловажный фактор, влияющий на зрение, — освещение. Если ребенок — правша, то настольная лампа должна находиться с левой стороны, а если левша — то с правой.

Стол желательно расположить рядом с окном с источником естественного освещения. Немаловажным моментом профилактики для ребенка должно быть питание, включающее продукты с витамином А. И самое главное обязательное посещение окулиста, лучше всего — в конце учебного года.

1. Первичная профилактика:

· Оптимальное расстояние до книги или журнала 30-40 см. Это относится к любой работе, выполняемой на близком расстоянии;

· Регулярные перерывы во время чтения или иной работы на близком расстоянии;

· Идеальное освещение — это солнечный свет. В случае необходимости его следует дополнить искусственным освещением. Свет должен быть достаточно ярким, но не ослеплять;

Идеальное расстояние от экрана телевизора до глаз должно быть в пять раз больше диагонали телевизора. Таким образом, если диагональ вашего телевизора 80 см; необходимое расстояние до глаз смотрящего должно быть 4 метра;

· При чтении и письме, работе за компьютером необходимо соблюдать правильную посадку. Спина должна быть ровной и прямой, недопустима работа с постоянным наклоном головы в одну сторону. Нельзя читать в транспорте, лежа на спине или животе.

2. Вторичная профилактика:

· ограничение зрительных нагрузок;

· сбалансированное питание с необходимым количеством нужных витаминов);

· посещение окулиста 1 раз в год и выполнение всех его назначений.

Гимнастика для глаз
Все упражнения выполняются сидя, в течение 5-7 минут.
Упражнение 1. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклонившись вперед сделать выдох. Повторить 5-6 раз.
Упражнение 2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурит глаза и затем открыть веки. Повторить 5-6 раз.
Упражнение 3. Руки на пояс, повернув голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
Упражнение 4. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой. Повторить 5-6 раз.
Упражнение 5. Руки — вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следите глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох).Повторить 5-6 раз.
Упражнение 6. Смотреть прямо перед собой на дальний предмет 2-3 секунды, перевести взгляд на кончик носа, на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
Упражнение 7. Закрыть веки, в течение 30 секунд массировать их кончиками указательных пальцев.

Соблюдение требований гигиены зрения

Одна из важнейших задач родителей, воспитателей и педагогов – формирование зрительного рабочего расстояния. Минимально допустимое расстояние от глаз до книги, тетради – 25-30 см. В настоящее время чаще используются столы с горизонтальной поверхностью, а не парты с наклонной поверхностью.

Неудобство горизонтальных столов заключается в том, что при зрительной работе вблизи человек вынужден наклонять голову, а мышцы шеи детей еще развиты слабо и они не могут долго находиться в таком положении Голова опускается ниже, глаза слишком приближаются к предмету работы, аккомодационные мышцы глаза сильно напрягаются, и в результате при длительной зрительной работе происходит спазм аккомодации, приводящий в дальнейшем к близорукости.

Соблюдение норм освещенности нужно контролировать в образовательных учреждениях и дома (на рабочих столах – 300-500 люкс, на классной доске — 500 люкс, в кабинетах технического черчения и рисования — 500 люкс), исправность светильников, регулярность мытья оконных стекол. Нельзя размещать на подоконниках растения, закрашивать оконные стекла, затемнять окна деревьями. Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания. Спектр светоизлучения ламп должен быть белый, тепло-белый, естественно-белый. Чистку осветительной арматуры светильников необходимо проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год, и своевременно заменять перегоревшие лампы.

В целях охраны зрения непрерывная продолжительность зрительных нагрузок (чтения или письма) должна быть регламентирована – в 1-4 классах не должна превышать 7-10 минут, в 5-11 классах – 10-15 минут. При этом в середине занятия обязательно нужно проводить физкультминутки. Доказано положительное влияние физкультминуток на состояние органов зрения и формирование рефракции глаз (преломление световых лучей в оптической системе глаза). При этом улучшается мозговое кровообращение, укрепляется склера глаза.

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить гимнастику для глаз. Количество уроков с использованием технических средств обучения в течение недели не должно превышать: в начальных классах — 4, в средних и старших классах — 6.

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах — 1,5 часа, в 4-5 классах – 2 часа, в 6-8 классах — 2,5 часа, в 9 -11 классах – до 3,5 часа.

Зрительная работа в домашних условиях должна проходить с использованием верхнего света и настольной лампы 60-100 Вт; свет на рабочее место должен падать сверху и слева для правшей и сверху и справа — для левшей; от поверхности стола не должно быть отблесков. Нельзя читать лежа и в транспорте.

Рассмотрев условия, необходимые для формирования зрения, делаем вывод, что дети наиболее подвержены глазным заболеваниям. Следовательно, необходимо с начала рождения ребенка следить за его глазами и научить родителей уходу и профилактике глаз и систем связанными с ними.

Нужно пропагандировать профилактику глаз не только родителям, а всему населению, так как заболевания глаз начинаются не только в детстве. Необходимо создавать : буклеты, брошюрки, памятки, листовки.

Роль родителей важна, так как от них зависит, будет ли у ребенка хорошее зрение. И играет фактор наследственности, если родитель не уследил за ребенком, то может начаться поколение с той болезнью, которой заболел ребенок.

Образ жизни и окружающая среда – основные факторы здоровья, необходимо направить людей на понимание образа жизни и улучшению окружающей среды.

Таким образом, роль медицинской сестры в профилактике нарушения зрения у детей заключается в следующем:

· Ознакомление родителей с профилактикой

· Принятие мер по улучшению окружающей среды для детей

· Проведение бесед с детьми на тему « Профилактика зрениия »

· Проведение осмотров глаз у детей

· Разработка методических рекомендаций по уходу за ребенком

И в заключение следует добавить: многое, оказывается, зависит от нас самих. Глаза необходимо беречь с детства, ценить и оберегать этот важнейший и величайший дар природы на протяжении всей жизни, чтобы ощутить радость – радость ясного взора!

Список литературы

1.Абрамов В.Г. Основные заболевания глаз в детском возрасте и их клинические особенности.[Текст] – М., 1993. – 496 с.

2.Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В. Руководство по детской

офтальмологии.[Текст] – М., 1987. – С.26-129, 176-192.

3.Аветисов Э.С. Близорукость. – М., 2000. – 288с.

4.Бржевский В.В Невские горизонты-2010[Текст]В2т.-Т.2/СПГПМА.-СПб.:Политтехника-сервис,2010.-494с

5.Дорофеева Я.В. Близорукость у детей[Текст] // Да Сигна. – 2005. – №8. – С. 136

6.Журавлева Л.В. «Здоровое зрение мечта или реальность»[Текст]ОАО Новости105005гМосква2008-143с.

7.Петухов В.М., Медведев А.В. Особенности возникновения и прогрессирования школьной близорукости в условиях современного учебного процесса и её профилактика: учебно-метод. Пособие.[Электронный ресурс] — Самара, 2005. – 65 с.

8.Петухов В.М., Медведев А.В. Особенности возникновения и прогрессирования школьной близорукости в условиях современного учебного процесса и ее профилактика // Сборник материалов конференции «Современные подходы к диагностике и лечению миопии у детей».[Текст] – М., 2006. – 490с

10.Приказ Минздрава и медицинской промышленности Р.Ф.[Электронный ресурс] «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико – экономических нормативов» Режим доступа

11. Источник: Псковская Лента Новостей

Размеры мебели в зависимости от роста ребенка

Уровень заболеваемости детей и подростков

Дети от 0 до 14 лет включительно
Наименование классов и отдельных болезней 2016г. Число случаев Показатель на 1000
2016г. 2015г. 2016г.
Болезни глаза и его придаточных органов 151.8 189.2 182.6
Из них миопия 46.8 56.7 49.8
Дети от 15 до 17 лет включительно
Наименование классов и отдельных болезней 2016г. Число случаев Показатель на 1000
2016г. 2015г. 2014г.
Болезни глаза и его придаточных органов 172.8 332.8 287.2
Из них миопия 120.3 232.2 195.7

1 вариант (повторять не менее 6 раз в каждом направлении)

Упражнение 1. Двигайте глазами влево и вправо по прямой линии.

Упражнение 2. Повторите предыдущее упражнение, сменив направление на вверх-вниз.

Упражнение 3. Вращайте глазами по и против часовой стрелки.

Упражнение 4. Интенсивно зажмурьтесь, а затем широко распахните глаза.

Упражнение 5. Двигайте глазами по диагонали из нижнего левого угла в правый верхний и наоборот.

Упражнение 6. Сведите глаза к переносице .

Упражнение 7. Быстро и часто поморгайте.

Точечный массаж – оружие против близорукости

Средняя суточная продолжительность сна у детей и подростков

Возраст (лет) 1 — 3 3 — 7 8 — 11 15 — 16 17 — 19
Продолжительность сна, часы 13 — 14 10-11 9,5 — 10 7-8

комплексы упражнений для профилактики компьютерного зрительного синдрома

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз; посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх, направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Закрыть глаза, не напрягая глазных мышц, на счет 1-4; широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх — вправо — вниз — влево и в обратную сторону: вверх — влево — вниз — вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

“Весёлая неделька” гимнастика для глаз

— В понедельник, как проснутся,

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

— В среду в жмурки мы играем,

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

— По четвергам мы смотрим вдаль,

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

— В воскресенье будем спать,

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

Нашим глазкам жить нельзя!

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

Сидя на стуле, руки на коленях. Посмотрите на левое плечо. Затем посмотрите прямо. Теперь посмотрите на правое плечо. Постарайтесь справа увидеть как можно дальше. Посмотрите прямо.

(Движения повторяются по два раза в каждую сторону).

Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Медленно откиньте голову как можно больше назад! Как напрягается шея! Выпрямитесь! Легко стало, свободно дышится. Слушайте и делайте как я.

Сейчас медленно опустите голову вниз. Выпрямитесь. Шея расслаблена. Приятно. Хорошо дышится. Слушайте и повторяйте такие слова.

Вы успокоились, расслабились. Вам легко и приятно дышится.

Физкультминутка для глаз

(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Введение Глава 1 Распространенность и структура миопии 1.1 Причины и механизм развития близорукости 1.2 Педагогические и психологические факторы профилактики близорукости 1.3 Школьная близорукость ее клинические проявления 16 1.4 Предупреждение развития близорукости Глава 2. Деятельность сестринского персонала по профилактике развития близорукости у детей младшего школьного возраста 2.1 Исследование состояния проблемы развития миопии в городе Новоуральске 2.2 Профилактическая программа Заключение Список литературы Приложения

У детской поэтессы Агнии Барто есть стихотворение о мальчике-лентяе, который решил притвориться плохо видящим и отправился к врачу за очками. Правда, симулянта, предвкушавшего послабления в школе, тут же раскусили и выпроводили прочь со словами: «Тут сидят не дурачки, не нужны тебе очки!» Стихотворение было написано в 70-х годах. Наверное, тогда оно было смешным: очкариков в школе водилось немного, друзья и учителя к ним относились покровительственно и действительно порой делали скидку на плохое зрение. Чтобы сейчас кто-то удивился очкам у ребенка? Увы, сегодня это воспринимается практически как норма. И что страшнее всего, почти каждый ребенок обречен медленно, но верно терять зрение.

Первое упоминание о близорукости встречается у Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.). Он отметил, что при слабости щурящегося глаза к нему подносят близко то, что хотят увидеть. У Аристотеля впервые встречается и слово «миопс», означавшее «закрывать глаза, мигая», от которого произошел современный термин «миопия».[4,c5]

Зрение одно из чувств восприятия, с помощью которого мы получаем информацию о внешних свойствах и их расположении в пространстве. Особенно важно наличие хорошего зрения для детей, поскольку снижение остроты зрения в той или иной степени препятствует полноценному развитию ребенка.[4,с18]

Школьный возраст является чрезвычайно важным периодом развития человека. На школьные годы приходиться несколько критических периодов развития организма. Именно на школьный период часто приходиться начало развития близорукости. Зачастую меры, направленные на предупреждение развития и снижение темпов прогрессирования миопии, оказываются неэффективны. Вероятная причина такого положения заключается в сложном комплексе причин, способствующих развитию близорукости. В тоже время, распространенные коррекционные меры имеют четкую адресацию к определенным подсистемам зрительного анализатора, которые не обязательно играют ведущую роль в процессе прогрессирования близорукости. Следовательно, поиск факторов, способствующих развитию миопии и разработка адекватных методов профилактики, является актуальной задачей настоящего времени.

Число пользователей компьютеров растет ежедневно, компьютер становится неотъемлемой частью нашей жизни. Современная система обучения уже от школьников требует свободного владения компьютером. При этом не стоит забывать, что чтение с экрана монитора не является физиологическим воздействием на наши глаза, а время пребывания за компьютером должно быть строго лимитировано.[4,c-90]

Цель работы: изучение эффективных способов профилактики близорукости специалистами со средним медицинским образованием у детей младшего школьного возраста.

1.Изучить литературу по теме исследования.

2.Выявить причины болезни миопии, возникающей у детей в младшем школьном возрасте.

3.Провести анализ деятельности специалистов со средним медицинским образованием в области профилактики миопии у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования – сохранение здоровья школьников.

Предмет исследования – профилактическая работа медицинской сестры в офтальмологическом кабинете

Методы исследования:

3.Анализ документальных источников

Глава 1 Распространенность и структура миопии

Зрение дает людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, работы, отдыха, повседневной жизни. Кроме того, свет, воспринимаемый глазом, оказывает воздействие на кору головного мозга и подкорковые структуры, которые стимулируют выработку гормонов эндокринных желез и таким образом влияют не только на психическое, но и на физическое развитие ребенка.

По данным Минздрава, в России близорукостью страдает каждый четвёртый человек, а учитывая популярность гаджетов, с которыми дети, не расстаются часами, эта статистика может существенно ухудшиться. С каждым годом число таких детей растет. Поэтому специалисты придают большое значение профилактике и ранней диагностике нарушений зрения.

Основной причиной снижения зрения подрастающего поколения является миопия или близорукость. За последние 10 лет заболеваемость детей и подростков данной патологией выросла в 10 раз.

Тенденция к ухудшению зрения у школьников наблюдается много лет. Каждое последующее поколение показывает худшие результаты при тестировании остроты зрения, чем предыдущее. Во времена СССР это сперва объясняли тем, что дети слишком много читают, позже говорили, что они чересчур много времени проводят за просмотром телевизора. Сейчас во всем винят компьютеры и смартфоны. Во многом справедливо: рекомендаций, согласно которым ребенок не должен проводить за компьютером более 40 минут в день, никто не соблюдает. Ребенок работает за монитором и в школе, и дома, получая колоссальную нагрузку на зрение.

Каковы бы ни были причины, количество школьников, вынужденных пользоваться очками или линзами, стабильно растет. От близорукости на сегодняшний день страдает каждый третий учащийся. Она не только встречается в 10 раз чаще, чем в 90-е годы прошлого века, но и прогрессирует быстрее.

Миопия находится на втором месте среди причин детской инвалидности. Чем раньше начинается близорукость, тем быстрее ее прогрессирование и выше риск осложнений и инвалидизации. По данным ВОЗ, до 50% детского слабовидения и слепоты, обусловленных миопией, может быть предупреждено. [5, c18]

Уровень продаж очков в мире к 2018 году возрастет в стоимостном выражении до 131 млрд долл. США. Расширение клиентской базы оптических магазинов будет обусловлено увеличением нуждающихся в очках детей, особенно в странах с так называемыми развивающимися рынками, к которым относится и Россия. По информации ВОЗ, во всем мире от нарушений зрения страдают около 300 млн человек, 19 млн из них – дети. Согласно статистическим данным, в России снижение зрения наблюдается у каждого второго жителя. Если говорить про детей, то с близорукостью в 1-й класс приходят 5% учеников, к 11-му классу их становится 25–30%, а среди студентов, оканчивающих институт, эта цифра составляет уже 50–70 %.
Офтальмологи во многих странах отмечают, что с каждым годом детей с плохим зрением становится больше. Тенденция к ухуд

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *