Меню Рубрики

У моего ребенка близорукость

Это не так. При длительном существовании не корригированной близорукости мозг ребенка привыкает к нечеткому изображению и даже при полной коррекции корковый зрительный анализатор не может анализировать мелкие детали. В результате острота зрения ребенка даже в очках снижается до 70-60%.

Кроме того, отсутствие коррекции способствует не работе, а, наоборот, ослаблению мышц глаз, что, в свою очередь, влечет дальнейшее развитие близорукости.

Итак, коррекция нужна. Другое дело – выбор вида коррекции.

Ведь сегодня существует большой арсенал средств для коррекции зрения.

Детям, из-за возможного дальнейшего изменения оптической силы глаз, подходят только временные виды коррекции, т.е. такие, которые можно отменить и вернуться к первоначальному анатомическому и оптическому состоянию глаза.

Это условие ограничивает выбор средства коррекции до трех – очки, мягкие контактные линзы и ночная коррекция.

Выбирать вид коррекции, которым будет пользоваться Ваш ребенок, надо с учетом степени близорукости, психологической готовности ребенка к коррекции и задачам, которые Вы ставите перед собой.

Для маленьких детей с небольшой степенью близорукости наиболее удобным видом коррекции являются очки. Отсутствие непосредственного контакта с глазом и необходимости строгого гигиенического ухода облегчают пользование очками. Однако они ограничивают свободу активного образа жизни, занятий спортом и иногда создают психологические проблемы для ребенка.

Кроме того, известно, очки не препятствуют дальнейшему развитию близорукости. Очки бьются, теряются и ломаются у детей довольно часто. Всегда рекомендуется иметь для ребенка несколько пар очков.

В последнее время врачи назначают детям мягкие контактные линзы все в более младшем возрасте. Связано это с улучшением материалом, из которых сделаны линзы. Мягкие контактные линзы хорошо психологически воспринимаются большинством детей, дают комфортное и высокое зрение даже при высоких степенях близорукости. Однако надо не забывать, что в мягких контактных линзах роговица испытывает определенное кислородное голодание, что является большим недостатком использования таких линз у детей.

Кроме того, для пользования контактными линзами ребенок должен быть хорошо организован, соблюдать правила гигиены, чистки линз и не бояться манипуляций с ними. Безусловно, при выборе для своего ребенка мягких контактных линз родители берут на себя дополнительные обязательства контроля за процессом, пользования и ухода, своевременной смены линз.

Надо помнить, что большую часть дня дети проводят в школе, где родители не могут проконтролировать чистоту рук и переносимость линз. Здесь приходится полагаться на сознательность ребенка.

В последнее десятилетие все более популярным становится ночная ортокератология – инновационный метод коррекции близорукости с помощью специальных линз. Этот метод применяется с 60-х годов прошлого столетия, однако особую популярность приобрел в начале 2000-х благодаря компьютеризации процесса их производства и разработке специальных высококислородопроницаемых материалов.

Линзы имеют специальный дизайн и используются в течение ночи. Утром на поверхности роговицы достигается эффект коррекции близорукости, который сохраняется в течение всего дня. Поэтому человек может прекрасно видеть без линз и очков на протяжении всего дня.

Это прекрасная опция для детей, т.к. весь процесс коррекции протекает ночью, когда ребенок находится дома под присмотром родителей. Но самое интересное, это то, что ночные ортокератологические линзы способны задержать, а в большинстве случаев и остановить прогрессию близорукости. Сегодня об этом действии ночных линз говорит весь офтальмологический мир. И это именно то, о чем мечтают все родители – не только корригировать близорукость, но и остановить процесс ее развития.

Впервые в Украине ортокератологические линзы (американской компании Парагон) были применены в 2005 году в офтальмологической клинике АИЛАЗ. За эти годы на базе клиники прошли свое обучение и успешно применяют методику врачи из более 40 клиник.

Каждый случай индивидуален и поэтому выбор вида коррекции предполагает обследование, беседу с ребенком и родителями, а затем принятие решения о виде коррекции.

Однажды подобрав коррекцию, ею невозможно пользоваться всю жизнь. Глаза ребенка динамично развиваются, а потому и обследование должно повторяться, в идеале – в одном и том же лечебном учреждении.

Выберите свою клинику, поинтересуйтесь, чтобы в ней были представлены все современные виды обследования и коррекции близорукости. Это гарантирует точность обследования и правильность решения в выборе наилучшего варианта коррекции для вашего ребенка.

Подробнее об ортокератологических линзах Парагон можно прочитать здесь.

Если у Вас возникли вопросы – пишите, я буду рада Вам помочь.

Аверьянова О.С. к.м.н., врач высшей категории. Клиника АИЛАЗ

источник

Сильная степень близорукости может стать причиной очень серьезного ухудшения зрения и даже слепоты. У детей такая форма патологии развивается не часто. Предотвратить ее можно при комплексном лечении. Узнаем, из-за чего возникает и как проявляется близорукость у детей, а также охарактеризуем стадии развития данного заболевания.

Все чаще близорукость диагностируется у детей, при этом совсем маленьких. По последним данным статистики, в нашей стране с миопией в первый класс приходит примерно 5% учеников.

К окончанию школы близоруких становится на 20-25% больше.

В лицеях и гимназиях примерно у 50% обучающихся наблюдаются признаки близорукости. При этом у 10-12% из них выявляется высокая степень данного дефекта рефракции. Такая тенденция характерна не только для России. Рост числа пациентов с миопией наблюдается по всему миру. В некоторых государствах Азии почти ⅔ населения страдают от близорукости.

С чем это может быть связано? Причин достаточно много. Одна из них — несвоевременно начатое лечение. Не всегда удается выявить миопию на ранней стадии, а она может стремительно прогрессировать. Узнаем, как проявляется близорукость у детей, по каким признакам родители могут догадаться, что у их ребенка ухудшается зрение.

Миопия — это дефект рефракции, проявляющийся в ухудшении зрения на дальней дистанции. Оптическая система глазного яблока при близорукости работает неправильно. Световые лучи, которые преломляются в ней, собираются не на центральной точке сетчатки, а в плоскости перед ней. Происходит это из-за слишком большого размера глаза и его вытянутости либо чрезмерной преломляющей способности роговицы и хрусталика.

При миопии больной не различает четких контуров. Получаемая мозгом картинка является размытой, расплывчатой. Человек с хорошим зрением видит окружающие его предметы в деталях. Близорукий может пройти мимо своего знакомого, не поздоровавшись, так как попросту не узнал его. Сильная близорукость мешает рассмотреть черты лица даже собеседника, который находится в метре от Вас. Таким образом, «хорошее зрение вблизи» — это достаточно условное определение миопии. При тяжелом протекании болезни пациент не может даже читать без очков. В результате ему приходится подбирать несколько средств коррекции. Охарактеризуем подробно степени миопии.

Все их три. Они также иногда называются стадиями, однако это не значит, что близорукость обязательно прогрессирует. У некоторых пациентов зрение при миопии не изменяется на протяжении всей жизни. С чем это связано, узнаем позже. Опишем степени аномалии рефракции, от которых зависит режим ношения корректирующей оптики:

1. Первая (слабая) — от −1 до −3 дптр. Эта форма миопии не доставляет сильного дискомфорта человеку. Он видит вполне хорошо и вблизи, и вдаль. Однако удаленные предметы лишены четких очертаний. Садиться за руль автомобиля без очков при таком зрении, конечно, нельзя. Детям также выписывается оптика. Носить ее приходится редко. При этом пренебрегать средствами коррекции не рекомендуется. Именно из-за этого зачастую близорукость в детском возрасте и прогрессирует.
2. Средняя — от −3 до −5-6 дптр. Человек видит отчетливо на расстоянии 30 см. Очки потребуется даже для просмотра телевизора. В оптике нет необходимости при чтении и работе за компьютером.


3. Высокая (сильная) — от −6 дптр. При этой степени близорукому приходится постоянно носить средства коррекции. Для дали и для близи используются разные очки и линзы. Даже читать и выполнять работу с близко расположенными от лица предметами без оптики невозможно. И это только часть проблем, которые возникают у больного с сильной миопией. Возрастает риск развития других тяжелых офтальмопатологий, которые могут привести к слепоте.

Основная теория развития миопии основана на том, что из-за особенностей строения соединительной ткани глаза она имеет склонность сильно растягиваться. Это приводит к увеличению длины переднезадней оси глазного яблока. Другими словами, он имеет слишком большой размер, диаметр. У здоровых людей он не превышает 24 мм, а у близоруких может составлять и 30 мм. При этом главная причина неправильного роста глаз — генетическая предрасположенность. Механизм передачи дефектного гена изучен не полностью, но сегодня точно доказано, что у ребенка разовьется миопия с вероятность в 15%, если отец у него близорукий. Риск появления этой аномалии рефракции у детей составляет 30%, если мама страдает от него. Если же миопия есть у обоих родителей, то можно с уверенностью на 50% сказать, что ребенок у них будут близоруким.

При этом приведенные данные являются общими. Нередко проблемы со зрением возникают и у людей, которые не имеют предрасположенности к заболеванию, то есть у их мам и пап близорукости не было. Это значит, что есть и другие причины развития этой патологии. Сегодня специалисты большое внимание при изучении данной проблемы уделяют двум факторам:

  • повышенной зрительной нагрузке;
  • недостатку естественного освещения.

При чтении или работе за монитором компьютера сильно напрягается цилиарная (ресничная) мышца, которая отвечает за искривление хрусталика и изменение его преломляющей силы. После перевода взгляда на удаленный предмет, эта мышца расслабляется. При этом циннова связка, участвующая в функционировании аккомодационного аппарата, напротив, приходит в состояние напряжения. Из-за длительной зрительной нагрузки может произойти спазм аккомодации, когда ресничная мышца остается напряженной даже при фокусировке вдаль. Еще это функциональное расстройство зрения называется «ложной близорукостью». Она может привести к развитию миопию истинной.

Офтальмологи отмечают, что пик заболеваемости близорукостью приходится на возраст 8-12 лет. В этот период увеличивается зрительная нагрузка. Детям приходится не только заниматься в школе, но и делать уроки дома. Компьютеры, гаджеты и телевизор еще больше нагружают глаза ребенка. Самые маленькие дети до 7 лет еще могут не испытывать этого влияния на органы зрения. Их не принуждают заниматься и читать. При возникновении усталости ребенок отвлекается, переключается на другую деятельность, что и спасает его от переутомления глаз.

Это не все причины, связанные с чрезмерной зрительной нагрузкой. Перечислим и другие факторы:

  • отсутствие гигиены зрения — невыполнение зарядки для глаз, чтение в темноте или при плохом освещении;
  • несбалансированное питание и нехватка витаминов и минералов, необходимых для развития глазных яблок;
  • неправильная осанка, что приводит к искривлению позвоночника, нарушению кровообращения и питания тканей, в том числе глазных, кислородом.

Увлечение компьютерными играми, общение в социальных сетях также увеличивают нагрузку на глазные мышцы. В школах на переменах дети не играют друг с другом, а смотрят в смартфоны.

Еще большую опасность для зрения эти факторы представляют при имеющейся близорукости или предрасположенности к ней. Возникает риск прогрессирования миопии, то есть резкого ухудшения зрения. Подробнее причины этого рассмотрим позже.

Американские ученые провели исследование с участием полутора тысяч детей в возрасте 8-9 лет. Продолжалось оно 5 лет, на протяжении которых изучался образ жизни испытуемых, включая время, проведенное вне дома, школы, то есть на свежем воздухе. Результаты показали, что у 20% детей, которые бывали на улице мало, развилась близорукость. Примерно к таким же выводам пришли и австралийские исследователи.

Известно, что естественный свет способствует выработке дофамина — вещества, благодаря которому форма глазных яблок не изменяется. Продуцируется данный гормон-нейромедиатор в том числе и сетчатой оболочкой глаза под воздействием солнечных лучей. При нехватке дофамина возрастает риск увеличения глазных яблок в длину, что, как было рассказано ранее, является одной из основных причин близорукости.

Данные исследования во многом объясняют рост числа детей с миопией. Сегодня они реже бывают на улице, предпочитая проводить свободное время дома за компьютером.

Есть три типа миопии по скорости развития дефекта рефракции и ухудшения зрения:

  • стационарная;
  • медленно прогрессирующая;
  • быстро прогрессирующая.

В первом случае показатель близорукости не изменяется на протяжении долгого времени. У некоторых людей первая стадия миопии сохраняется на всю жизнь. При медленном прогрессировании патологии зрение падает менее чем на 1 дптр в год. При быстром развитии дефекта рефракции показатель миопии ухудшается на 1 и более дптр в течение одного года.

К резкому ухудшению зрения при миопии могут привести самые различные факторы, которые не всегда связаны с глазами и глазными недугами:

  • зрительная нагрузка;
  • травмы глаз и головы;
  • инфекционные и воспалительные офтальмологические болезни;
  • ношение неправильно подобранной оптики или несоблюдение режима ее использования;
  • косоглазие;
  • астигматизм;
  • гормональные сбои.

Могут быть выявлены и другие причины. При прогрессировании близорукости важно установить провоцирующий фактор и по-возможности исключить его. Тяжелая форма миопии может привести к серьезным изменениям глазного дна, офтальмопатологиям, которые способны вызвать слепоту. Узнаем, как проявляется у детей высокая степень миопии.

Основной симптом любой формы миопии — это ухудшение зрения вдаль. Обратите внимание, как ребенок делает уроки, читает, смотрит телевизор. Если при взгляде вдаль он постоянно щурится, возможно, у него развивается миопия. Дети не всегда жалуются на свое состояние, родители не принимают никаких мер для профилактики болезни, что и приводит к прогрессированию патологии. Сильная близорукость проявляется и в других симптомах:

  • Головная боль. Если ребенок часто жалуется на этот признак, а также на усталость, слабость, запишите его на прием к офтальмологу. Из-за перенапряжения глазных мышц нарушается кровообращение. Это может привести к головной боли и сбою в работе всей нервной системы. Нередко этот симптом появляется при несоблюдении режима ношения оптики, предписанного врачом.
  • Боль в глазах. Если она сопровождается жжением, усталостью, сухостью, вероятнее всего, возник спазм аккомодации. Он развивается вследствие повышенной зрительной нагрузки.
  • Слезоточивость. У близоруких зрачок расширен сильнее, чем у людей с хорошим зрением. Из-за этого в глазное яблоко проникает больше световых лучей. Яркий свет способен вызвать слезотечение.
  • Изменение размеров глазной щели и выпячивание глазных яблок. Это не всегда заметно со стороны, но офтальмолог отмечает данный признак в ходе обследования. Глаза увеличиваются в размере и раздвигают веки, выступая немного вперед.

Как еще могут родители заметить, что у ребенка развивается близорукость? Следует обратить внимание на изменения в поведении:

  • он часто трет глаза руками;
  • постоянно отвлекается от уроков, сильно устает;
  • отказывается делать домашние задания или выполняет их некачественно, в результате чего успеваемость в школе падает.

При близорукости дети нередко болеют инфекционными офтальмологическими заболеваниями — блефаритом, конъюнктивитом, кератитом и пр. Из-за усталости в глазах и жжении больной трет их руками, заносит микробы на конъюнктиву или в мейбомиевые железы, что и приводит к различным воспалениям. Если Вы заметили какие-то тревожные симптомы, обязательно проверьте у ребенка зрение.

Вылечить близорукость в детском возрасте не получится. Лазерные и хирургические операции, которые помогают навсегда забыть о миопии, проводятся только по достижении человеком 18 лет. В детстве необходимо принимать все возможные меры, которые позволяют предотвратить прогрессирование дефекта рефракции. При миопии применяются следующие методы лечения:

  • ношение очков или контактных линз;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • гимнастика для расслабления глазных мышц;
  • витаминная терапия.

Комплексный подход поможет сохранить показатель зрения на одном уровне, а в 18 лет пациент запишется на лазерную коррекцию зрения. Если же не заниматься профилактикой этого заболевания, могут возникнуть другие проблемы со здоровьем глаз.

Нередко миопия становится причиной косоглазия. При этой патологии утрачивается бинокулярное зрение. Человеку сложно ориентироваться в пространстве. Страбизм может ограничить человека в той или иной деятельности.

Если говорить о сильной степени близорукости, то самым опасным ее последствием является разрыв и отслойка сетчатки. Из-за аномального роста глазного яблока сетчатая оболочка, которая не растет, растягивается и находится в постоянном натяжении. Со временем она истончается. Разрыв внутренней оболочки глаза могут спровоцировать:

  • тяжелая физическая нагрузка;
  • травма головы или глаз;
  • гормональный сбой;
  • воспалительное глазное заболевание.

Если разрыв и отслоение сетчатки не вылечить сразу, зрение будет стремительно ухудшаться. Возможно развитие дистрофических процессов. Неблагоприятный исход — слепота.

Перечислим кратко основные рекомендации, которым должны следовать родители и дети при миопии, особенно высокой степени. Итак, офтальмологи советуют:

  • носить средства коррекции в том режиме, который определил окулист;
  • 2-3 раза в день делать зарядку для глаз;
  • правильно организовывать рабочее пространство;
  • питаться полезными продуктами;
  • принимать витамины для глаз;
  • чаще бывать на свежем воздухе, заниматься физкультурой;
  • посещать ежегодно офтальмолога, а при высокой степени миопии — не менее 2-х раз в год.

источник

Добрый день! У моего ребенка высокая прогрессирующая близорукость + астигматизм + амблиопия (-6 правый и -3 левый). Наблюдались в МНТК Федорова, Ясный взор. Говорят, что нужно аппаратное лечение. Но стоимость этого лечения очень уж высока! Около 40 тыс. — 10 сеансов (плеоптика, вакуумный массаж, ортоптика, фотостимулиция, электрофорез). Делать нужно 4 раза в год. Подскажите пожалуйста, если в Химках кабинет при поликлинике, где можно эти аппараты пройти дешевле или бесплатно. Территориально живем в старых Химках «Гранд» . В поликлинике, где прикреплены. Читать далее →

Сходили на осмотр к окулисту. Врач долго смотрела его глаза через линзу, из чего я сразу поняла что есть проблема. И в результате врач сказала такую фразу- у ребенка зрение ни плюс (должно быть плюс) ни минус. То есть никакого запаса дальнозоркости нет, это значит возможно развитие близорукости У меня самой очень высокая близорукость. Я переживаю. Не хочу чтобы сын в очках ходил. Кому то говорили тоже самое? Из рекомендаций не смотреть телевизор Читать далее →

Читайте также:  Как испортить зрение близорукость

Прогрессирующая миопия, или близорукость, наиболее часто встречается и интенсивно прогрессирует у детей в школьные годы. Принято считать, что основной причиной является чрезмерная зрительная нагрузка (чтение, компьютер). Подробно изучен патогенез, характер морфологических изменений, возникающих в зрительном аппарате при этом заболевании. Без ответа остаются вопросы, почему в целом при одинаковой нагрузке у одних детей развивается близорукость, а у других — нет, у одних она подвергается коррекции или даже регрессу, у других прогрессирует год за годом. Читать далее →

У сына обнаружилось падение зрения,так называемая «ложная близорукость» или спазм аккомодации + астигматизм. В районной пол-ке нам сразу хотели выписать очки для постоянного ношения. Врач тамошняя не внушает доверия и я записала ребенка в центр детский по зрению. Там его обследовали и вот вынесли диагноз. Врач настаивает на очках на время лечения постоянного ношения +0,75. Мы сейчас проходим лечение на аппаратах. Я в замешательстве. Сама очкарик с рождения и долгое время одевала очки только перед теликом, дома с уроками, ну. Читать далее →

Всем привет! сразу вопрос — у кого у деток есть проблемы со зрением? как это влияет на их развитие, носят ли они очки? чего вообще ждать дальше. Подробности о нашем случае под кат. Читать далее →

ГОД НАЗАД У РЕБЕНКА 6 ЛЕТ ОБНАРУЖИЛИ БЛИЗОРУКОСТЬ -1 ВЫПИСАЛИ ОЧКИ, НО ЧЕРЕЗ ГОД РЕБЕНОК И В ОЧКАХ СТАЛ ВИДЕТЬ ПЛОХО. ОКУЛИСТ НЕ ВЫПИСЫВАЕТ ОЧКИ С БОЛЬШИМИ ДИОПТРИЯМИ ГОВОРЯ ЧТО ПРИ ПРОВЕРКИ ГЛАЗА У РЕБЕНКА -1. ЧТО ДЕЛАТЬ Читать далее →

в год у ребенка 0,5дптр дальнозоркости. сказали, малый запас. надо +2. грозит близорукость, у кого такое было? что делали? и как скоро ребенок стал близорук. оч переживаю. сама в очках. знаю, как намучалась. но хотя бы это настигло позже, не в раннем детстве.откликнитесь Читать далее →

Давно мы не были у нее с Вероничкой. В итоге зрение на больном глазу улучшилось, уже 0.9( в декабре было 0.7). Но проверив на аппарате зрение, установили что на здоровом глазу начинает развиваться близорукость, пока там зрение 1, но какой-то спазм сосудов уже есть. Короче от амблиопии и астигматизма приходим к близорукости. Нет слов, вот и постоянный контроль врача. Наша лечение никогда не закончится. Пока очки полностью отписали, но приписали капли на ночь, любимый Аист, упражнение , которое и взрослому человеку. Читать далее →

У ребенка резко ухудшилось зрение с +1 до -5. Проверяли в поликлинике по м/ж. Они как-то в шоке немного. Ничего не назначили, сказали будем наблюдать. Куда можно поехать перепровериться в Москве? В Морозовскую или в Федоровскую ?? С чем это может быть связано? (Наследственность плохая , у меня астигматизм, близорукость и дистрофия сейчатки и несколько операций) . Или это последствия генетики (у нас все органы немного не там и не такие и так функционируют)? Или надо бежать МРТ делать? Читать далее →

были на приеме в 2 года. Окулист ничего не сказала, кроме как приучайте ребенка к очкам, в ноябре будет подбирать стекла. В октябре у нас стояло H 0,5 и H 0,5 Сегодня М 1.9 — 2.0 и М 1.5 H 0,75 и H.05 Смешанный астигматизм (2) вот что два не поняла. Что у нас. Читать далее →

Дорогие мамочки! Очень переживаю из-за глазок своего сыночка. Нам 3 года. Начали проходить мед.осмотр в садик. В поликлинике врач офтальмолог выявил близорукость -3. Я попросилась дать нам направление в областную больницу, т.к. мы наблюдаемся у нейроофтальмолога с рождения (мы недоношенные, в анамнезе ретинопатия 1 ст.). Прокапали капли атропин 0,3% в течении 5 дней и поехали на консультацию. Нейроофтальмолог поставила нам дальнозоркость +4. Врач после просмотренных анализом задавала вопросы «А почему вы решили обратиться?», «Что вас беспокоило в ребенке?». Нас на. Читать далее →

Девчонки,подскажите пожалуйста,где можно полечить глазки ребенку(близорукость) на аппаратах в Московской области(территориально живем в Ногинском районе)ничего не могу найти!Ранее 2 раза в год лечились Читать далее →

Своего третьего ребенка рожала в 36. Сейчас дочке 2,8. Ребенка смотрели в роддоме, смотрел окулист в 1 год, никаких проблемм не замечали(может их и не было). Последний год мы заметили только то, что она близко подносит некоторые предметы к глазкам, чтобы их рассмотреть.В 2 года окулист говорит, что у ребенка близорукость, веду платно- врожденная близорукость — 10 ( затем подтвердили еще 3 специалиста). На данный момент носим только очки -6,5 почти постоянно. Милые мамы поделитесь опытом, где лучше наблюдаться с. Читать далее →

У ребенка снижается зрение… Мы привыкли связывать этот факт с чрезмерной нагрузкой на глаза. Под запрет попадают компьютер и телевизор, в черный список отправляется чтение. Однако все эти ограничения малоэффективны — зрение продолжает падать, ребенок вынужден носить очки и терпеть малоприятные медицинские процедуры… В памяти всплыли давние события. Зима, порывы ледяного ветра — и я, захлебывающая слезами из-за того, что меня не пускают к любимой бабушке, которую, почему-то, положили на сани и куда-то везут. Взрослым не до меня — похороны. Читать далее →

1. «Не пей холодную воду, а то горло заболит». — Горло болит не от холодной воды, а от невысказанных эмоций/мыслей. Если ребенку рот не затыкать тогда, когда он говорит, кричит, плачет, а также не ругать его за его слова, эмоции и способы их выражения, то горло болеть не будет. 2. «Не балуйся с едой.» — Дети вообще не умеют баловаться. Они познают мир и физические свойства предметов, в том числе и еды. 3. «Не смотри так близко, а то глаза. Читать далее →

Материнская любовь не слепа, она просто ужасно близорука:) Мать первые несколько лет держит ребенка за руку и до конца жизни держит в руках его сердце. Если эволюция действительно существует, почему у матерей до сих пор не выросло лишней пары рук? Мать — это единственное божество, которое почитают во всех религиях. Читать далее →

Стереотипы воспитания ребёнка и психосоматика 1. «Не пей холодную воду, а то горло заболит». — Горло болит не от холодной воды, а от невысказанных эмоций/мыслей. Если ребенку рот не затыкать тогда, когда он говорит, кричит, плачет, а также не ругать его за его слова, эмоции и способы их выражения, то горло болеть не будет. 2. «Не балуйся с едой.» — Дети вообще не умеют баловаться. Они познают мир и физические свойства предметов, в том числе и еды. 3. «Не смотри. Читать далее →

Всем привет! Девочки, у меня такой вопрос, может кто-то сталкивался. Читать далее →

В 1 год проводятся:Общий клинический анализ мочи и крови – для исключения анемии (которая может быть следствием неправильного питания малыша);Взвешивание и ростометрия – показатели физического развития;Обязательный осмотр врачом – педиатром, дается разрешение на проведение плановых прививок;Осмотр неврологом для оценки нервно-психического развития малыша;Детский хирург должен исключить хирургическую патологию;Ортопед-травматолог – для выявления и профилактики отклонений со стороны костно-мышечной системы;Офтальмолог, или окулист – для исключения признаков развития близорукости и других нарушений зрения ребенка;Оториноларинголог, или ЛОР – для исключения проблем своего профиля;Стоматолог – проводит осмотр полости рта и дает рекомендации по уходу. Читать далее →

1. «Не пей холодную воду, а то горло заболит». — Горло болит не от холодной воды, а от невысказанных эмоций/мыслей. Если ребенку рот не затыкать тогда, когда он говорит, кричит, плачет, а также не ругать его за его слова, эмоции и способы их выражения, то горло болеть не будет. Читать далее →

1. «Не пей холодную воду, а то горло заболит». — Горло болит не от холодной воды, а от невысказанных эмоций/мыслей. Если ребенку рот не затыкать тогда, когда он говорит, кричит, плачет, а также не ругать его за его слова, эмоции и способы их выражения, то горло болеть не будет. 2. «Не балуйся с едой.» — Дети вообще не умеют баловаться. Они познают мир и физические свойства предметов, в том числе и еды. 3. «Не смотри так близко, а то глаза. Читать далее →

Девочки, добрый день! Сегодня была у врача, моему сыну поставили дальнозоркость, ему 5 месяцев. И сказали, что такие малыши находятся в зоне риска на близорукость. Сказали не смотреть телевизор и компьютер до 3 лет и есть ораньжевое и творог. В общем и вся профилактика. Сидеть и ждать испортится у ребенка зрение или нет -не мое. Может есть какие то упражнения или еще что-то? Кто нибудь сталкивался с такой проблемой? Читать далее →

Почему у ребенка падает зрение? Определенного ответа на этот вопрос на сегодняшний день не существует. Говорится о большой нагрузке на глаза из-за чрезмерного увлечения телевизором и компьютером. Упоминают о том, что читать нужно, только сидя за столом, а не лежа на диване. И мы стараемся уберечь зрение ребенка, поставив целый ряд запретов и ограничений. Не читай лежа! За компьютером не более 20 минут в день! Мультик — только один в день, и тот короткий. Включи свет! Не вздумай читать под. Читать далее →

Были вчера у окулиста. Смотрели глазное дно.Это кошмар! Кажется мне не хватит никаких нервов на этих врачей. Сначала закапывали в глаза — тянули во все стороны ! Так всё грубо! Я бы сама лучше это сделала намного аккуратнее и безболезнее для сына. Потом стали смотреть глазное дно, опять тянули.Сынок плачет. Вижу, что ему больно, говорю » Вы ему сейчас глаз порвёте». А они мне » не волнуйтесь, не порвём».И ещё не хотели давать нам с мужем ребенка держать! Медсестру стали. Читать далее →

ребенку год. были сегодня у окулиста, закапали нам в глазки и сказали 30 минут в коридоре стоять,в итоге простояли больше 50минут. она посмотрела и сказала что есть предрасположенность к близорукости. но у меня что у мужа все со зрением хорошо, только у мамы моей близорукость и то очки одевает когда тв смотрит и читает.но пока ничего такого не сказала просто тв не смотреть ему и в 2 года придти.есть у нас возможность что у нас близорукость не подтвердиться.просто щас у. Читать далее →

Девочки привет, паникую — у меня близорукость, осложненная астигматизмом. -6,5. Ходила два раза к окулистам. Один говорит рожай сама, а другая вчера сказала не рискуй, зачем тебе ЕР, типа разрежут, вытащат, и ты здоровая и ребенок. Я растерялась, не уверена, что могу взять на себя такую ответственность и рожать сама. А КС как то страшновато, боюсь операций и сложного послеродового периода и ребенка хочу видеть. Чего делать то? Может зря я по поводу КС паникую?Спасибо девочки, мне советы ваши помогают. Читать далее →

Прогулка на воздухе является лучшим средством укрепления здоровья, повышения иммунитета. Читать далее →

ஜ═•Молодые Мамочки•═ஜ Стереотипы воспитания ребёнка и психосоматика 1. «Не пей холодную воду, а то горло заболит». — Горло болит не от холодной воды, а от невысказанных эмоций/мыслей. Если ребенку рот не затыкать тогда, когда он говорит, кричит, плачет, а также не ругать его за его слова, эмоции и способы их выражения, то горло болеть не будет. 2. «Не балуйся с едой.» — Дети вообще не умеют баловаться. Они познают мир и физические свойства предметов, в том числе и еды. 3. Читать далее →

Врачей начали проходить еще до года. И вот на этой неделе заканчиваем. Остался только стоматолог — завтра пойдем. Все же 8 зубов и 9 на подходе. Прошли: НСГ, узи ЖКТ — это из-за запоров, ЛОР, окулист, невролог, ортопед, хирург, ЭКГ, анализ крови и мочи, психотерапевт, педиатр, пробу Манту, ККП — вроде никого не забыла. Все без отклонений, только у окулиста узнали, что нет детских плюсов у ребенка (вроде как это риск близорукости). У Дани наоборот, долго были плюсы, а потом. Читать далее →

Откуда это вообще взялось подвешивать малым детям игрушки в коляску? В СССР подвешивали? Европа научила? В Америке так делают? Кто в курсе откуда такая мода? Бабушка пришла и возмутилась, почему у нас у ребенка в коляске ничего не висит?! У других висит и другие играют! А наша бедная. Почему мы ей ничего не подвешиваем? У нас с рождения висела дуга над кроватью и столиком с игрушками, кончилось это все тем что она стала тянуть игрушки к себе и разглядывать «глазами. Читать далее →

В отделение офтальмологии Детской поликлиники Литфонда поступил новый аппарат «Макдэл-09» для лечение и профилактики у детей и подростков: • близорукости (миопии), • аккомодационных нарушений, • амблиопии (ленивый глаз), • косоглазия, • зрительного утомления, • реабилитация и профилактика осложнений после кераторефракционных операций. Лазерная стимуляция «Макдэл-09» воздействует на цилиарную мышцу, в результате улучшается питание тканей, снимается спазм аккомодации, лечится слабость аккомодации, которая является одной из основных причин развития близорукости. Комплексы аппаратного лечения составляются для каждого ребенка индивидуально и могут включать в себя. Читать далее →

Привет всем,я Маша мне 17,детей у меня нет, да и не замужем я ! Очень хочу ребенка но понимаю что еще слишком рано..А с другой то стороны сколько людей сейчас рожают и в 15-16и они счастливы . Почему я не могу быть одной из этих счастливых людей?! У меня есть парень ему почти 19, он тоже хочет ребенка ,но ему еще идти в армию, да и нормальной работы нет(чтоб доход позволял содержать семью).Я вроде это все понимаю,но всегда когда он мне. Читать далее →

Девочки,ребенку 13 лет выписали очки от близорукости,где можно не дорого заказать?а то в линзмастер до 3000 доходят ценымодераторы,простите если не туда написала. Читать далее →

Добрый вечер, девочки дорогие! Нам на мед. осмотре перед годиком окулист поставил риск близорукости. Хочу обратиться к тем, у кого был подобный диагноз и нормализовалось ли потом зрение? Я так понимаю, риск означает маленький запас дальнозоркости. Есть ли шанс, что зрение не будет сильно падать и у ребенка в итоге будет нормальное зрение?Плохой наследственности нет, у меня и мужа и у наших родителей нет близорукости. Читать далее →

Сколько ваши детки смотрят телевизор в день? Читать далее →

источник

Существует множество факторов, которые приводят к развитию близорукости:

Генетический фактор. Считается, что если у родителей нет миопии, то риск её возникновения у детей около 6 %. В случае, когда один из родителей плохо видит вдаль, то риск около 25 %, когда оба родителя миопы риски возрастают практически на 50%.

Малое пребывание на свежем воздухе в дошкольном и школьном возрасте, продолжительная работа вблизи (уроки, игры на смартфоне, планшете или компьютере).

Раса. Согласно исследованиям, миопия быстрее прогрессирует у азиатов, а распространённость у детей достигает 80%.

Возраст и пол. Наиболее значительным фактором риска близорукости является низкий запас дальнозоркости у детей. В дошкольном возрасте близорукость находят лишь в 2% случаев. Не пренебрегайте профилактическими обследованиями у детей, так как чем раньше проявится миопия, тем большую тенденцию к прогрессированию и больший минус она будет иметь, а для ребенка это означает препятствие нормальному развитию. Доказано, что близорукость прогрессирует быстрее у девочек.

В развитых странах уровень близорукости выше, выявлена зависимость от уровня образования и благосотояния.

Признаки ухудшения зрения:

Ребёнок не видит на расстоянии или не может чётко прочитать надпись достаточных размеров, придвигается к экрану телевизора или приближает текст.

Любые изменения в зрительном поведении ребенка в сравнении с прошлым требуют консультации профессионала.

Коварство заболевания заключается в том, что заболевание может никак не проявляться. Зрение может снижаться постепенно, а дети не знают что такое «видеть хорошо» и часто не жалуются на снижение зрения. Своевременное обращение к офтальмологу может помочь Вашему ребёнку снова обрести способность видеть или остановить прогрессирование близорукости у детей.

Врожденная миопия менее частая причина и занимает в структуре близорукости лишь 2%. Причиной развития заболевания могут стать заболевания матери во время беременности, проблемы во время родов, генетические заболевания в которых высокая миопия является одним из симптомов отдельного синдрома (Альпорта, Дауна, Марфана). Наиболее часто приобретенная близорукость стартует в школьном возрасте (20%).

Рефракционная или осевая близорукость

Оптической системой глаза, а именно роговицей – первой оптической линзой в нашем глазу, является слишком крутой и сильной, что не дает лучам «долететь» до сетчатки. Осевая миопия возникает из-за увеличения передне-задней оси глаза.

Ложная близорукость (псевдомиопия) и спазм аккомодации у детей

Главной причиной ложной миопии у детей с нормальной оптикой является переутомление глаз из-за долгой активности вблизи: чтения, непрерывного пользования компьютера/планшета/смартфона. Это состояние часто описываю как спазм аккомодации. При обследовании грамотный доктор выявит это состояние в случаи, когда до расширения зрачка был незначительный минус, который ушел после закапывания капель и способность максимально видеть вдаль была восстановлена. При отсутствии изменений остроты зрения проходить курсы аппаратного лечения или профилактически капать капли расширяющие зрачок не имеет смысла!

Читайте также:  Как корректировать дальнозоркость при близорукости

Осложнённая или патологическая (дегенеративная)

Часто это миопия высокой степени, при которой увеличена осевая длина глаза. Больше информации Вы можете прочесть, перейдя по ссылке

Прогрессирующая или стабильная

Обычно скорость прогрессирования миопии 0.25-0.5 диоптрий в год. Злокачественной близорукостью по обыкновению принять считать ту, что прогрессирует больше 1 диоптрии за 1 год.

источник

Просто в Инете встречается инфа о том, что принудительное расслабление мышцы, а именно это происходит при атропинизации, приводит к ее скорейшей деградации. Во-вторых аропин, который нам прописали действительно устаревший препарат и имеет целый ряд побочных эффектов. А врач, к которой мы обращаемся других нам порекомендовать не желает.

Спасибо за ссылочки. Прочитала обе статьи, и попыталась понять насколько смогла .
Я хоть и человек с ученой степенью, но совсем в другой области и через термины продиралась ой как долго. Но тем не менее спасибо.
Из этих статей я поняла, что
1) нежелание закапывать детям атропин, который по сути является ядом есть не только у меня.
2) врач должна была предупредить о всех неприятных моментах атропина и даже назначить темные очки, ничего этого не было сделано.
3) самой оптимальной дозой считается три дня атропинизации, нам назначили почему-то 7 дней.
4) в настоящее время ищут более безопасные и удобные лекарства заменяющие атропин, но они более слабого действия, и атропин пока по-прежнему актуален.

Верно ли я все поняла? Потому что терминология ух.

Дело как раз в том, что врач который нас консультирует считается одним из лучших специалистов и работает в самом лучшем областном офтальмологическом центре в детском отделении.
Но это женщина глубоко пенсионного возраста, на мой взгляд не признающая современных достижений, да и муж говорит, что именно она его и консультировала 20 лет назад.
Все назначения были такими же. Так что за 20 лет ничего не изменилось в лучшую сторону? Потому что мужу ничего на пользу не пошло, была только регрессия. Не очень значитльная, но была.

Наша окулист (из детской поликлиники) на все мои вопросы, выходящие за пределы таблицы, выписывает мне направление именно в этот центр. А коммерческим клиникам я не очень доверяю. Сталкивалась не раз, что основная цель выкачать денег и побольше на совершенно не нужные исследования. Вот поэтому я и ищу информацию, чтобы не попадаться на развод денег. Вот сейчас сынуля отдохнет в доме отдыха (2 недели без компьютера и телевизора), а я за это время должна принять решение о дальнейших действиях.

И все же я не поняла, почему пишут о трех днях золотого стандарта, а назначают 7 дней?

Romana, у меня у самой лет с 12 спазмоаккомодация и сейчас по-тихоньку влезает близорукость, капали мне атропин единожды для более тщательной проверки. На деле хватает правильной дозы — одного раза. и ни в коем случае не надо соглашаться на 7 дневный курс. Мне все это дело проделывали в Гельм-Гольца в Москве — она до сих пор считается лучше детской клиникой в СНГ. За один раз все увидели и поставили 100% диагноз.

Есть одна хорошая процедура, которая на деле может помочь. На окно клеется красная точка диаметром 0,5 см. Ребенок встает у окна ровно на 5 минут. Смотрит на точку, фокусируется, потом сквозь нее вдаль, фокусируется на произвольной точке вдали и так несколько раз.
Это реально помогает и занимает ровно 5 минут ежедневно.

Удачи

Ребенок видит 3/4 строчки, ставят -2,75/2,5.
Год назад видел 1/2 строчки, ставили -3,5/3,25. После массажа спины антисколизного стал видеть 2/3 строчки. Всего через 15 процедур.

По поводу распечатать статью не прокатит. Я пыталась поговорить об альтернативах. Поскольку в прошлом году собирала информацию, но она мне сказала, что то типа «вы что варч? Вы пришли ко мне на консультацию, значит делайте что я вам гшоворю».
Сейчас занимиаюсь поисками другого врача.

я совершенно согласна и говорила лишь о том, что мне ставили диагноз после атропина. Но в моем случае это сделали на фоне одной только процедуры. И врач из Гельм-Гольца подтвердил тогда, что одной процедуры абсолютно достаточно для выявления диагноза.

Спасибо, gylvy, Marusenka
gylvy, жду с нетерпением совета вашего окулиста.

Я пока дите отправила в дом отдыха с бабушкой. Обзваниваю знакомых в поиске рекомендаций врача.
А что подразумевается под коррекцией? Очки мы ведь одевать не планируем.

gylvy, огромное спасибо за такой развернутый ответ.
Это очень важно для меня, спасибо!
Насчет щурится. Да это присутствует, когда смотрит телевизор. Но я ему купила дырчатые очки (не знаю правильное название), в них утверждает что видит хорошо. Но это и заметно, так как С первой парты видит при хорошем освещении.
Вот отдохнет в доме отдыха и пойдем к другому врачу. Я надеюсь, что я найду к кому.

Климентина Спасибо! А не подскажете, какой у Вас «минус» , и как самоощущение после операции? Нам сказали, что показания к склеропластике — падение зрения более, чем на 1 диоптрию в год. У моего сына упало на 1,5.

Еще слышала такое мнение, что за рубежом нашей исторической родини склеропластические операции давно признаны неэффективными и даже опасными. Девочки, кто живет не на территории бывшего СССР, отзовитесь, пожалуйста!

Анонс статьи:
В наше время близорукость можно назвать «молодеющим» заболеванием. Сегодня пик заболевания близорукостью приходится на детей в возрасте 9 лет. Детская близорукость неоднородна. Примерно до 4 лет речь идет о врожденном заболевании, от 4 до 6-7 лет — о рано приобретенной («предшкольной») миопии.

Очень-очень жалко видеть маленьких деток в очках, это и неудобно — часто разбиваются.
Мамочки! не приучайте детей к компьютерам и телевизорам, лучше побольше гуляний на свежем воздухе и подвижных игр!

У меня дома нет телевизора и в планах приобретения нет.
Но комп есть, правда, но никаких игр, и мультов по минимуму.

Рекомендации родителям по восстановлению зрения у детей

Очень много исследований в области офтальмологии посвящено профилактике нарушений зрения и их лечению у детей. Чтобы правильно определить стратегию борьбы с нарушениями зрения, необходима, прежде всего, правильная теоретическая база. Как известно, критерием истины является практика. Знакомство с последней наводит на грустные размышления. Все предлагавшиеся меры показали себя крайне неэффективными. С каждым годом доля детей с нарушениями зрения все растет и растет. Не помогают ни детально разработанные правила зрительной работы, ни усилия врачей. В чем дело? Согласно теории Бэйтса, человек не может видеть с совершенным зрением того, что он не видел прежде. «Когда глаз смотрит на незнакомый объект,пишет Бэйтс,он всегда более или менее напрягается, чтобы увидеть его. При этом всегда появляется аномалия рефракции. Когда ребенок смотрит на незнакомые надписи или фигуры на доске, удаленные географические карты, схемы или рисунки, ретиноскоп всегда показывает, что они стали миопиками, хотя их зрение при других обстоятельствах может быть абсолютно нормальным. То же самое происходит и со взрослыми при разглядывании ими удаленного незнакомого объекта».

Прикладывая усилие увидеть удаленные объекты, глаза ребенка становятся миопическими. Если дать этому процессу продолжаться достаточно длительное время, школьник обязательно станет миопиком настолько прочно в нем укореняется привычка напрягаться при зрении вдаль. Одновременно, некоторые дети сильно напрягаются, старательно выводя в тетради новые для них закорючки, читая незнакомые буквы и слова, рисуя какие-нибудь каракули. Усилие увидеть в ближней точке приводит к возникновению гиперметропии. Если усилие увидеть в ближней или дальней точке приводит к ассимметричным изменениям в форме глазного яблока или ассиммметричному напряжению мышц глаза появляется та или иная форма астигматизма или косоглазия. «Когда. глаз смотрит на знакомый объект,продолжает свою мысль Бэйтс,эффект совершенно иной. Удается не только рассмотреть его без напряжения, но в последующем снижается и усилие, прикладываемое при рассматривании незнакомых объектов. Эти данные обеспечивают нас методом преодоления психического напряжения, которому подвергаются дети при современной системе образования. Невозможно увидеть что-либо идеально в момент, когда мозг находится под напряжением. Если дети смогут расслабиться во время смотрения на знакомые объекты, они смогут (иногда на невероятно короткие периоды времени) сохранить это расслабление и при взгляде на незнакомые объекты».

Ребенку надо научиться расслаблять свои глаза и психику всеми возможными средствами. Тот факт, что при взгляде на знакомые объекты психика и глаза человека до некоторой степени расслабляются, лег в основу предложенного Бэйтсом чрезвычайно простого и чрезвычайно эффективного упражнения на улучение зрения детей. В исполнении этого упражнения в условиях школы обольшую помощь могут оказать учителя. Так, когда система Бэйтса была внедрена в ряде школ Гранд-Форкса и Нью-Йорка, тренировкой зрения детей, по сути дела, занимались сами учителя. Для этого они на каждом уроке выделяли всего 5-10 минут для работы с проверочной таблицей. Сами учителя также занимались этими упражнениями, что позволило многим из них восстановить свое зрение. Суть упражнений сводится к следующему [16, р.180-181].

Проверочная таблица (например, таблица Сивцева) вешается на стену классной комнаты, и каждый день дети читают про себя мельчайшие буквы, которые они могут увидеть со своих мест, каждым глазом по отдельности и обоими глазами вместе. В первом случае один глаз закрывается ладонью руки таким образом, чтобы избежать давления на глазное яблоко. Делать это упражнение надо, как минимум, один раз в день. Детей с заметно плохим зрением следует поощрять к более частому чтению проверочной таблицы. Упражнение не отнимает много времени и достаточно, чтобы улучшить зрение всех детей через одну неделю или устранить все аномалии рефракции через несколько месяцев, год и более того. Р.С.Агарвал рекомендует отводить на это упражнение хотя бы 5 минут и перед началом занятий в школе. Не рекомендуется в это дело вмешивать детей, носящих очки, поскольку они обязаны находиться под попечением врача и тренировка, пока они носят очки, даст им мало чего или вообще окажется бесполезной. Хотя это и не обязательно, большой помощью было бы ведение записей, отражающих зрение каждого ученика в момент введения системы и далее через любые удобные интервалы времени ежегодно или почаще. Записи могут производиться учителем и должны включать в себя имя и возраст учеников, зрение каждого проверяемого глаза с расстояния 5 метров и дату. Обычно после начала регулярных занятий на проверочной таблице ухудшение зрения прекращается. Более того, согласно утверждениям Бэйтса, оно улучшается практически у всех детей. Зрение, которое было ниже нормального, улучшалось в большинстве случаев до нормального уровня, в то время как дети, имевие нормальное зрение, за которое принимается зрение в 5/5, улучшили его до 5/4-5/2,5. При этом удалось не только избавиться от миопии, но и улучшить зрение для близких объектов. Бэйтс утверждает, что за 8 лет применения его системы учителями школ удалось снизить уровень миопии среди детей с 6% до менее чем 1%. Более подробно результаты применения системы Бэйтса в школах описаны в главе 7. При выполнении этого упражнения нет никакой необходимости учить детей основам физиологии глаза и т.д., которые по возрасту своему мало что поймут из рассказанного вами. Важно только избегать ошибок при использовании проверочной таблицы. Типичной ошибкой, например, является ее снятие со стены после завершения упражнений из-за боязни, что дети выучат таблицу наизусть и займутся просто угадыванием букв. Этим самым разрушается вся цель упражнения, заключающаяся в даче глазам ежедневных упражнений по зрению вдаль со знакомыми объектами. Надо давать возможность детям, выходя из класса на переменке, смотреть на эту таблицу вблизи. Они довольно заинтересованно относятся к этому упражнению. Прежде всего, их интересует, что же было на следующей (после последней строки, которую они смогли разглядеть) строке. Тогда, вернувшись на свои места и зная, какие там буквы, им будет легче увидеть эти строки и улучшить четкость предыдущих. Здесь они воспользуются мысленным представлением и воспоминанием. Единственная ваша задача это предостеречь детей от приложения усилия при разглядывании строк. Не стоит бояться, что дети выучат таблицу. Даже если это произойдет, ничего страшного не случится. Единственным результатом этого будет то, что ребенок перестанет прикладывать какое-либо усилие увидеть буквы, поскольку он знает, какие из них там находятся. Таким образом, он будет использовать расслабленное смотрение, которое действительно позволит ему видеть эти буквы. Убедиться в том, что дети действительно видят эти буквы довольно легко достаточно поменять проверочную таблицу на другую с другими буквами, но такого же размера. Если ребенок будет по-прежнему смотреть расслабленно на эту таблицу, он успешно справится с ней. Не заставляйте детей прочитать столько-то строк сегодня. Никакого принуждения не должно быть. Пусть читают столько строк, сколько смогут прочесть.

Упражнение с проверочной таблицей родители могут применять и дома. Поскольку, как пишет М.Д.Корбетт, дети избегают проверочной таблицы, где им не удается показать хорошего зрения из-за обычного страха, внушаемого школьным врачом, не используйте при тренировке зрения детей отдельные буквы. Вместо этого сделайте таблицу из каких-нибудь слов, подобную таблице с вырезанными из журналов заколовками. Подберите слова, соответствующие возрасту ребенка. М.Д.Корбетт рекомендует заниматься с этой таблицей в следующем порядке [47, р.72-74].

Повесьте таблицу на стенку, к которой ребенок часто обращается лицом, например, в обеденной комнате. Если же заниматься во время приема пищи сложно, то повесьте таблицу напротив его кровати или на стене кухни против двери, через которую он обычно входит. Она должна висеть на хорошем освещении. Ваша задача заключается в том, чтобы превратить упражнения с таблицей в «легкую игру для зрения». В первый раз позвольте ребенку выбрать расстояние, с которого он может увидеть слова. Предупредите его, что особо стараться не надо. Помогайте ему в чтении. Пообещайте ему, что «в один прекрасный день он увидит все это без какого-либо труда.» После того, как ребенок прочитает 2-3 строки, позвольте ему подойти поближе и прочитать следующую строку. Не обращайте внимания на то, что он запоминает эти строки. Знакомые объекты легко разглядеть, следовательно, вы преподносите ему урок расслабленного смотрения. Воспоминание помогает зрению. Не надо думать, что без принуждения ваш ребенок не захочет смотреть. Глаза хотят видеть, они жаждут зрения. Если ребенок упирается и не хочет смотреть на таблицу, то причиной этого является, скорее, напряжение, вызванное принуждением, нежели его плохое зрение. Следите также, чтобы ребенок не применял каких-либо ухищрений, пытаясь увидеть. Помогайте ребенку ознакомиться со словами на таблице и хвалите его за каждое новое достижение. Не стоит подозревать его в том, что он не видит таблицу, а всего лишь вспоминает ее. Когда он будет вспоминать ее в момент, когда глаза отдыхают на каком-то слове, он увидит его. Когда через несколько недель его интерес к таблице угаснет, было бы хорошо вновь стимулировать его внимание, повесив новый набор слов. Предупредите его о нежелательности для глаз избегать какого-либо изменения. Но не делайте таких изменений слишком быстро, так как именно знакомство объектов, которые он рассматривает, является тем, что учит его расслабленному смотрению. Когда он не сможет уверенно прочитать какое-нибудь слово, покажите ребенку, какая удивительная вещь происходит с его зрением, когда он проделает пальминг, «напишет носом» это слово, четко и правильно, и затем с глубоким дыханием снова взглянет на него. Этот способ заметно улучшит на некоторое время зрение ребенка и послужит для него мощным стимулом к дальнейшим занятиям.

Приведенные упражнения с проверочной таблицей не единственное, которые вы можете использовать для улучшения зрения детей. Вам надо задействовать весь арсенал приемов и рекомендаций, описанных в предыдущих главах. Однако здесь надо сделать несколько замечаний. Зрение детей нуждается в особом внимании. Вместе с тем, усвоение ими ряда упражнений, которые мы привели ранее, дается с определенным трудом, а некоторые так и не удается освоить в связи с их малым возрастом. Поэтому обучение детей системе Бэйтса носит специфический характер. Требуется некоторая модификация упражнений, придание им игрового характера и т.д. Рассмотрим некоторые рекомендации на этот счет. В описанном ниже упражнении вы увидите, каким образом достигается упрощение сути упражнения для ребенка, не знающего еще алфавита. Ценность же упражнения от подобного упрощения практически не падает, поскольку в нем сохранены все исходные принципы и цели упражнения. В других случаях вам надо будет поступать аналогичным образом, если ребенок еще не знает букв. Р.С.Агарвал в качестве одного из упражнений для трехлетнего дальнозоркого ребенка рекомендовал следующее упражнение [8, р. 133].

Возьмите лист белой бумаги и нарисуйте на нем тушью ряды черных букв «Е», размер которых должен уменьшаться сверху вниз (от 8 сантиметров в верхней части таблицы до 1,0 сантиметра в нижней ее части). Буква при этом должна смотреть в разных местах в разных направлениях вверх, вниз, влево, вправо. Пусть ребенок читает эту таблицу с расстояний от 3 до 6 метров от нее. Попросите его мягко моргать всякий раз, когда он называет в каком направлении смотрит буква «Е». В этом упражнении использованы абстрактные символы (для ребенка это не буква «Е», а совершенно ничего не значащий символ-рисунок). В правой части таблицы Сивцева находятся кружочки различных размеров с разрывом в разных местах сверху, сбоку или по бокам. Вы можете использовать эту часть таблицы Сивцева для тренировки зрения детей.

Читайте также:  Как избавления от близорукости

Есть символы и другого типа. Они используются в специальных таблицах для проверки остроты зрения детей. Эти таблицы бывают в любом глазном кабинете. На них изображены различные грибочки, самолетики и другие рисунки. С подобными таблицами вы можете сделать интересное упражнение, разработанное К.Хакетт и рекомендуемое ее в тех случаях, когда требуется использование воспоминания, принципа знакомства объектов и т.д.

Соляризация детей дается довольно легко, если того позволяет возраст. Однако очень маленькие дети, которых еще носят на руках, конечно, не понимают, что такое соляризация и как ее делать. Тогда Р.С.Агарвал рекомендует соляризовать их глаза следующим образом [8, р.136].

Возьмите ребенка таким образом, чтобы солнечные лучи падали ему на лицо. Затем начните мягко качать его на солнечном свету.

Некоторые рекомендации относительно предупреждения КОСОГЛАЗИЯ у детей мы привели в разделе 4.5. Сказанное дополним советом М.Д.Корбетт о том, как следует поступать в случае уже имеющегося косоглазия маленького ребенка. Она советует приложить все усилия, чтобы все, что приковывает его внимание, происходило со стороны, противоположной направлению кошения глаз ребенка. Так, если у ребенка левый глаз косит внутрь, то все, что привлекает его интерес должно происходить с левой стороны от него. Надо,например, почаще качать ребенка к зеркалу слева от него. Кроме этого, необходимо по несколько раз в день прокачивать ребенка через яркий солнечный свет (как в упражнении N 113), а затем делать ему своими руками пальминг, посадив ребенка к себе на колени и оперев его спинку на себя. При этом раскачивайте и убаюкивайте его так, как этого ему хочется. Глаза детей находятся еще в стадии своего развития, поэтому в этот период вы многое можете сделать для улучшения их зрения.

Обучая детей системе тренировки зрения, постарайтесь все упражнения превратить в забавные развлечения-игры, чтобы реенок сам стремился к их выполнению. Очень интересные игры для детей, направленные на улучшение зрения, предлагает Р.С.Агарвал в своей книге «Йога идеального зрения» [10, р.146]. Среди них следующие:

1. Различные упражнения располагаются в определенном порядке (карточки с их названиями и необходимые для их выполнения принадлежности) и участники игры переходят от одного упражнения к другому как только прозвучит колокольчик (каждые две-пять минут). Упражнения на выбор: большие повороты, малые повороты, пальминг, шитье, письмо, увеличение насыщенности белых центров букв в газете, то же самое с использованием карточки с сантиметровым отверстием, концентрация на пламени свечи с отсчитыванием 100 дыханий, чтение мелкого шрифта с использованием белых строк, центральная фиксация на Ом-карте.

2. Пять участников игры водят хоровод с песнями вокруг табуреточки, на которой стоит свеча. Затем они садятся и начинают читать мелкий шрифт. После этого все повторяется.

3. Эта игра очень полезна при обучении детей новой терминологии. Каждому из участников игры даются имена, такие как, например, Сетчатка, Миопия, Гиперметропия, Астигматизм, Пресбиопия, Хрусталих, Роговица, Радужка, Макула, Зрачок, Глазное яблоко и т.д. Ведущий рассказывает какую-нибудь историю, в которой содержались бы эти имена. Услышав свое имя, участник игры встает, делает круг и садится.

4. Поставьте стулья, числом на один меньше, чем число участников игры. У каждого стула (рядом, на самом стуле или сбоку) расположены необходимые для выполнения какого-либо упражнения предметы или просто даны названия упражнений. Этими упражнениями могут быть: центральная фиксация на проверочной таблице, чтение «Основных сведений о зрении», чтение мелкого шрифта, моргание на белых строках, чтение при свете свечи, моргание на зеркале, моргание на двух указательных пальцах, чтение проверочной таблицы вдали, мысленное раскачивание и т.д. Участники игры движутся по кругу вокруг стульев, стуча мячами по полу. Когда прозвучит колокольчик, их задача успеть занять места на стулья. После этого они приступают к исполнению упражнений.

Очень подробные рекомендации по улучшению зрения детей содержатся в работе М.Д.Корбетт «Упражнения йоги для зрения» [49, р.168-184]]. В основном это советы, касающиеся своевременного выявления нарушений зрения у новорожденных и малолетних детей (дошкольников, как правило) и их лечению. Приведем здесь основные положения ее рекомендаций и некоторые из разработанных М.Д.Корбетт упражнений.

1. ПЕРВОПРИЧИНА НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ ДЕТЕЙ с момента их поступления в школу, согласно мнения практически всех последователей Бэйтса, заключается в принудительном характере обучения в школе. Это вызывает сильное психическое напряжение у детей. До школы у ребенка никто не спрашивал, видит ли он воздушный змей в небе. Для него это не имело никакого значения. Но с приходом в школу дети вынуждены разглядывать маленькие удаленные, незнакомые им буквы. Их иногда принуждают к этому лио учителя, либо родители.Вблизи же им приходится разглядыать такие же незнакомые буквы и знаки. Ребенок начинает напрягать свои глаза. Зрение постепенно ухудшается. В ряде случаев учитель может выглядеть для детей «злой и нехорошей тетенькой, которая все время ругается». Это влечет за собой дополнительное психическое напряжение. Указанные причины определяют направленность практически любых ваших действий по отношению к ребенку. Не заставляйте его учиться пусть он сам захочет этого. Для этого превратите все занятия с ним в веселые игры, в развлечения. Ребенок не должен испытывать в процессе учебы принуждения.

2. Постарайтесь пораньше выявить ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ у своего ребенка. Обратите внимание, как смотрит ваш ребенок, особенно после обеденного сна (ПРИМ.АВТ.: Корбетт в данном случае ведет речь о детях в возрасте около трех лет, когда у них уже сформировалось бинокулярное зрение). Если один его глаз открывается неполностью, если для того, чтобы посмотреть на вас, он поворачивает голову, если он медленно мигает, прежде чем взять игрушку, которую попросил, ложась спать, у вас есть основания для того, чтобы начать беспокоиться о зрении своего малыша. В теплое время года проследите, с какой стороны лица он загорел больше. Обычно, когда один глаз слабее другого, ребенок с этой стороны чаще подставляет лицо солнцу, и оно больше загорает со стороны слабого глаза. Теперь нарисуйте на листочке в нерегулярном порядке (в беспорядке) разных животных или птиц, знакомых ребенку, например, кур и уток. Теперь пусть он закроет один глаз ладонью, как в пальминге, а другим глазом смотрит на рисунок. Попросите его, указывая сначала на кур, потом на уток, назвать птицу. Сделайте то же самое с другим глазом. Если один глаз слаее, чем другой, то ребенок замешкается на некоторое время, прежде чем назовет правильный ответ. Конечно, в любом случае вам надо проконсультироваться у специалиста.

3. Что касается грудничков, то Корбетт обращает внимание на то, что современные мамаши совсем мало их укачивают. Если учесть, что это производит большой расслабляющий эффект на детей (подобно «раскачиванию медведя» или большим поворотам для взрослых), то очевидно, что это следует считать одним из неблагоприятных факторов их развития вообще, а не только глаз.

4. Начинайте с возраста около двух лет обучать детей пальмингу и соляризации. Превратите это в игру. Пальминг, например, можно будет «вклинить» в правила гигиены, прививая его вместе с ними в качестве привычки. Приобщите ребенка к его исполнению после пробуждения или, когда сажаете его на горшок. Последнее, кстати, через расслабление будет способстовать лучшему освобождению кишечника.

5. Если у ребенка один глаз слабее, чем другой, и ему врачом прописано ношение повязки поверх сильного глаза, то постарайтесь, чтобы у ребенка не развился комплекс неполноценности. Одевайте ему повязку лишь в определенные часы, кога у вас есть время поиграть с ним и сама игра не требует от него большой остроты зрения. Лучшее время для таких игр после утреннего туалета и после обеденного сна.

6. С трех лет ребенка можно обучить следующему упражнению.

УПРАЖНЕНИЕ N 114 («РАСКАЧИВАНИЕ МАЯТНИКА»)

Если дома есть настенные часы, то поставьте ребенка перед ними, а сами встаньте позади него. Просуньте свои руки под его руками и скрестите их у него на груди. Приподнимите его, не сжимая, над полом на несколько сантиметров и раскачиайте его в ритме маятника, напевая какую-нибудь знакомую ему мелодию или считая считалку. Если у вас нет настенных часов, то скажите ребенку, что он то корзинка для продуктов, и вы идете с ним на рынок. Делайте это упражнение перед окном. Следите за тем, чтобы реенок держал своб голову свободно она должна колебаться в ту же сторону, что и его руки, но в сторону противоположную, колебанию его ног. Это упражнение в последующем перейдет для него в «раскачивание медведя».

7. А это упражнение очень помогает при КОСОГЛАЗИИ и весьма напоминает упражнения N 91 и упражнение N 92 из раздела 4.5. Ознакомьтесь с ними, прежде чем приступите к нему.

УПРАЖНЕНИЕ N 115 («МИШКА В ЗЕРКАЛЕ»)

Поставьте ребенка спиной к зеркалу, например, от платяного шкафа на расстоянии около 1 метра от него таким образом, чтобы он мсог увидеть вас в зеркале, если обернется к нему. Прикройте его прямосмотрящий глаз и спрячьте у себя за спиной игрушку, например, плюшевого мишку. Если у ребенка конвергентное (сходящееся) косоглазие и, например, левый глаз смотрит внутрь, то ребенку надо будет постараться увидеть вас в зеркале, смотря поверх своего левого плеча. Если же у него диергентное (расходящееся) косоглазие и, например, левый глаз косит наружу, то ему надо будет постараться увидеть вас в зеркале через правое плечо. Теперь он, делая повороты тела, типа больших поворотов, должен успеть увидеть игрушку, которую вы буквально на секунду показываете ему в зеркале (показывайте игрушку не при каждом повороте ребенка, а время от времени). При этом ребенок должен объявить: «Мишка!» Когда он раза три, четыре или пять (в зависимости от возраста) праильно заметит игрушку, то он выиграл. С вас конфетка, пирожное или просто поцелуй.

8. Теперь вам надо будет обучить ребенка ПАЛЬМИНГУ. Коретт отмечает, что у ребенка для пальминга слишком мало тем для представлений и воспоминаний и слишком много информации для обмена. Поэтому ребенок редко когда способен заниматься пальмингом более пяти минут подряд. Он начинает вертеться, нервничать и раздражаться гораздо больше, чем взрослый, который провел в темной комнате более часа. Поэтому поступите следующим образом. Пусть ребенок закроет глаза как в пальминге, а вы читайте ему в это время какую-нибудь сказку. Лучше всего приучить ребенка к тому, что сказку он получит только во время пальминга. Сам того не поозревая, ребенок получит от этого двойную пользу, поскольку он сможет (а часто так и бывает) отправиться с героями сказки в мысленное путешествие. Воображение (мысленное представление) ребенка при этом заработает на поную мощь. В хорошую погоду после игры со своими друзьями можно поелать пальминг и на улице, дочитывая ему конец сказки. Если у вас мало времени, то приучайте ребенка делать пальминг во время прослушивания радиопередачи, которая ему интересна.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПАЛЬМИНГА ДЛЯ ДЕТЕЙ:

3. благоприятное время исполнения.

9. Постарайтесь добиться от учителей разрешения делать детям с плохим зрением (да и с хорошим тоже) пальминг во время зачитки какого-нибудь иллюстративного материала. Помимо улучшения зрения это положительно скажется на запоминанииуслышанного и, как следствие, успеваемости учеников.

10. Теперь несколько советов на тему, как повысить результативность ваших упражнений с ребенком. Любая игра должна следовать за выполнением предварительной соляризации (2 минуты) и пальминга (тоже в течение 2-х минут). Если ребенок трет глаза во время выполнения упражнений, то остановите игру и попросите его некоторое время глубоко дышать через нос, сказав, что это отгоняет от его глаз пылинки.

Рекомендации М.Д.Корбетт дополним советами К.Хакетт, которая в своей книге [56, р.554-272] также уделила большое внимание восстановлению зрения детей.

1. Внушите, прежде всего, своему ребенку сильное желание избавиться от очков. Найдите повод, который послужил бы для него стимулом. Например, объясните ему, что летчику нужно острое зрение (если ваш ребенок хочет стать им). Желание ребенка намного ускорит его прогресс.

2. Ваше поведение также должно способствовать улучшению зрения ребенка. Не ждите быстрых результатов. Не принуждайте ребенка ни к чему. Определите, кто в семье лучше справляется с работой ребенка на улучшение зрения. Часто бывает, что один из родителей делает это лучше, чем другой. Хвалите дейте за малейшее продвижение вперед, сколь малым бы оно ни было. Для них подобный стимул имеет гораздо больший вес, чем для взрослых.

3. В зависимости от вида нарушения зрения следуйте соответствующим разделам. При этом учтите все приведенные выше и ниже рекомендации.

4. При обучении ребенка соляризации и пальмингу полезно запомнить, что для его возраста более приемлем определенный порядок (режим) их исполнения, нежели выполнение их в любые свободные моменты времени. Было бы хорошо делать их до или после завтрака, после обеда и непосредственно перед сном. Если ребенку нравится их делать в другое время, то пусть будет так, как он хочет этого. Если ребенку не нравится делать пальминг или соляризацию, то будьте настойчивы, но не заставляйте его делать их, иначе он просто возненавидит свои занятия на улучшение зрения. Лучше найдите какой-нибудь стимул, вознаграждение, форму похвалы своему ребенку.

5. Многим детям нравятся малые и большие повороты, осоенно если делать их под музыку.

6. При тренировке аккомодации маленьких детей используйте вместо букв или цифр карточки с изображениями различных животных, растений, предметов и т.п. Вместо смотрения на удаленные буквы и их называние для них полезнее упражнение по копированию букв, расположенных вдали. При этом ребенок смотрит на удаленные буквы и копирует их у себя на листочек бумаги в том же порядке. Можно также разместить вдали планшет с изображениями различных объектов. Ребенок должен выбрать в колоде уменьшенных копий этих изображений, которую он держит в своей руке (а еще лучше разбросанных по столу, чтобы развить подвижность зрения) карточку с изображением, которое он увидел вдали. Пусть он раскладывает их у себя на столе в том же порядке, что и на планшете.

7. Если вы хотите улучшить зрение своего ребенка, то подберите ему соответствующие игрушки и игры. Полезна любая игрушка, которая прыгает, вертится, катится и т.д., т.е., игрушка, которая движется. Она будет способствовать развитию подвижности глаз детей. Полезны любые игры с использованием мяча. Они прекрасно развивают подвижность глаз. Целесообразно исключить игры, способствующие пристальному смотрению шашки, шахматы, головоломки и т.д.

8. Попросите учителя посадить своего ребенка достаточно близко, чтобы он мог смотреть без напряжения и, если это возможно, без очков. Пусть он разрешает ему также время от времени выглядывать в окно, чтобы сменить фокусировку глаз, а также разрешит время от времени делать пальминг.

9. Занимайтесь профилактикой неправильных зрительных привычек у своих детей. Учите их периодически моргать, не горбиться, не давайте смотреть пристально, просите чаще менять фокусировку глаз с ближнего на дальний объект и обратно и т.д. Обучите своего ребенка правильным методам просмотра кинофильмов и телепередач (см.главу 5).

10. Пусть ребенок, если у него нормальное зрение, приыкнет делать некоторые из описанных ранее упражнений в качестве профилактических мер. Знать все их ему нет необходимости. Приучите его, например, перемещать время от времени свой взгляд от ближнего объекта к дальнему и обратно. Пусть он периодически делает малые повороты или короткие покачивания. Стимулируйте его делать по несколько минут в день большие повороты после выполнения домашней работы и т.д.

11. Было бы очень хорошо, если в улучшении зрения ваших детей были бы заинтересованы и учителя школы, где они учатся. Пусть они разрешают детям время от времени вставать со своих мест, подходить к окну и делать соляризацию, пальминг и большие повороты. Постоянное принуждение сохранять свое внимание на чем-либо, что является делом обычным для школы, вредно для зрения. Обычно у детей это вызывает пристальное смотрение на объект внимания. Пусть глаза детей научатся перемещаться. Надо также научить детей перемещать свой взгляд вслед за движением кончика ручки или карандаша, которым они рисуют (см.главу 5). Обучайте их потихоньку с помощью учителей правильным приемам чтения (см.главу 5).

Следуя указанным выше рекомендациям, вы не только сохраните зрение своих детей, но и сами избавитесь от многих проблем, которые могут у вас возникнуть в последующем в связи с ухудшением зрения ваших любимых чад.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *