Меню Рубрики

Укажите способ образования близорукости

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Око-плюс. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Человеческие глаза уже давно считаются великим природным даром. Их красота описана поэтами, в глазах философов они были отмечены как мерило органических сил, а для физиков глаз — это самый совершенный оптический прибор, созданный природой. Но иногда приходится сталкиваться с ухудшением «работы» органов зрения, поэтому очень важно знать, как устроен человеческий глаз, понимать и знать его структуру, чтобы определить причины заболеваний и методы лечения.

Глаз обладает совершенным строением и обеспечивает цветное объемное зрение

Глаз является одним из самых важных чувств, дающих около 80% информации об окружающей среде. Путем анализа сигналов, принимаемых через глаза, мозг участвует в восприятии информации всего на десятую свою часть.

Изображение на сетчатке переворачивается «вверх ногами» по причине физической конструкции глаза. В первые дни жизни человеческий мозг учится видеть правильное изображение, затем делая это автоматически. Это означает, что новорождённый ребенок видит мир «вверх ногами» и через некоторое время начинает видеть нормально.

Согласно законам физики, изображение предмета в глазу переворачивается

Человеческий глаз – очень сложный и многогранный «механизм», представляющий собой некую вселенную, состоящую из многих элементов, каждый из которых решает свои функциональные и оперативные задачи. Самая главная задача глаза — обработка и передача зрительной информации, что обеспечивается слаженной работой всех элементов органа зрения.

Глазное яблоко имеет форму, похожую на шар, который имеет диаметр около 24 мм и располагается в передней части глазницы. Глазное яблоко заполнено в большей части так называемым стекловидным аморфным веществом под давлением, благодаря чему оно сохраняет свою сферическую форму. Кроме того, оно окружено шестью мышцами, благодаря чему глаз может двигаться.

Глаз состоит из трех слоев (оболочек):

Включает в себя переднюю и заднюю часть. Передняя часть представлена роговицей, которая занимает намного меньшую площадь, чем склера. Роговица имеет форму выпуклого стекла наручных часов.

Роговица — прозрачная оболочка глаза, так как она пропускает свет к сетчатке глаза, однако при этом просто «напичкана» нервными окончаниями, которые отвечают за «роговичный» рефлекс (если что-либо попадает на роговицу, это вызывает мгновенное прикрытие века).

Как уже упомянуто выше, наружная оболочка глаза состоит из таких частей: передней, которую представляет роговица и задней части или, как ее еще называют, склера, состоящая из «пучка» коллагеновых волокон и не обладающая кровеносными сосудами.

Склеру можно назвать каркасом для глаза, так как благодаря ей глаз имеет округлую форму. Наружная часть склеры прикрыта конъюнктивой, а лимбом — неглубоким желобом около 1 мм шириной, склера объединяется с прозрачной роговицей. Белочная оболочка глаза представлена своеобразным сеточным строением, как раз через эти отверстия проходят «проводки» нейронов, в целом формирующие зрительный нерв.

Формирование зрения

На белом фоне склеры можно разглядеть артерии, а вены находятся в более глубоких слоях оболочки глаза, вследствие этого их можно увидеть только с помощью специального оборудования.

Сосудистая оболочка (хориоидеа) глаза носит такое название по причине наличия огромного количества сосудов. Кроме того, самая первостепенная задача рассматриваемой оболочки — снабжение питательными веществами всех слоев сетчатки, в которых находятся важнейшие элементы для зрения — палочки и колбочки.

Переднюю часть оболочки представляет радужка, в центре которой расположен зрачок — через него попадает свет и достигает сетчатки. Именно зрачок определяет и контролирует подачу света в глаз (играет роль, подобную затвору в камере). Размер зрачка меняется благодаря работе мышечных волокон, которые расположены в радужке.

Затем ресничное тело трансформируется в собственно саму сосудистую оболочку, состоящую из пучка сосудов разных размеров. Мощная сеть кровеносных сосудов как раз и характеризует хориоидею, причем сосуды расположены не хаотично, а в определенном порядке — капилляры размещены внутри, практически рядом с сетчаткой, а снаружи идут уже более крупные сосуды.

Схема строения глаза

Хориоидеа является самым большим пространством сосудистого тракта в глазном яблоке и пролегает от цилиарного тела, вплоть до диска зрительного нерва. Цилиарные артерии насыщают кровью сосудистую оболочку через вортикозные вены глаза.

По причине того, что хориоидеа не имеет нервных окончаний, любые патологические изменения и процессы могут протекать безболезненно. А симптомы недуга можно обнаружить только когда болезнь проявит себя внешне, особенно это ярко характеризует поражения желтого пятна. В данном случае очень важно при малейших отклонениях обратиться за помощью к специалисту.

Теперь вы сами можете настроить диоптрии для своих глаз.

Диагностируются патологии хориоидеи с помощью офтальмоскопии (визуальное исследование), ультразвуковым методом, а также флюоресцентной ангиографией оцениваются сосуды (исследование структуры оболочки), их состояние, возникновение новообразований.

Главной и важной функцией средней оболочки глаза является фильтр тепловой энергии, которая возникает во время абсорбции светового луча; регулирование температуры глазного яблока и контроль над внутриглазным давлением.

Называется также сетчатой оболочкой (сетчаткой), является самой внутренней из имеющихся трех оболочек глазного яблока. Сетчатка сама по себе прозрачная, доходит до зрачка и прилегает к сосудистой оболочке.

Сетчатая оболочка состоит из 2 частей: наружной (насыщенной пигментом) и внутренней. Светочувствительные элементы (колбочки и палочки) расположены в заднем отделе внутренней части сетчатки. Колбочки и палочки преобразуют световой сигнал и передают его дальше в мозг.

Естественно, речь идет о слизистой оболочке глаза. Оболочка, которая покрывает внешнюю поверхность глазного яблока и внутреннюю часть века, называется конъюнктивной или слизистой оболочкой.

Слизистая поверхность глаза делится на конъюнктиву века и конъюнктиву глазного яблока. Когда веки открыты, то слизистая оболочка как бы образует два свода. У некоторых людей иногда наблюдается рудиментарное образование – так называемое третье веко, которое располагается в углу глаза.

При открытом веке конъюнктива образует некий мешок с широким разрезом, размер которого соответствует размеру открытой глазной щели. Так вот, слеза не только увлажняет глаз, но и питает и очищает глаз от вредных бактерий, мелкого мусора, песка, пыли. Из сосудов лица кровеносные сосуды идут в конъюнктиву, а из подчелюстных лимфатических узлов — проходят лимфатические сосуды.

«Проводки» тройничного нерва — это сверхчувствительные нервы слизистой оболочки глаза, которые отвечают за чувствительность тканей лица, этим объясняется болезни конъюнктивы при гайморитах, патологических изменениях десен, зубов, горла, фарингитах.

Кроме того, неприятные ощущения могут сопровождаться выделениями, в том числе и гнойными, это зависит от причины воспаления и площади пораженного участка. Острое течение воспалительного процесса характеризуется кровоизлияниями.

Слезная железа находится в верхнем углу с обеих сторон глазницы. Данный орган постоянно секретирует жидкость – слезу, главная задача которой — очистка поверхности глаза от грязи и ее увлажнение.

Несколько слов заслуживают брови. Брови – это две изогнутые складки кожи, покрытые короткими волосками. Благодаря мимическим мышцам лица, брови имеют возможность двигаться.

Данный недуг характеризуется неправильным распознаванием цветов. Название этой патологии происходит от имени врача, который впервые описал это заболевание — Джон Долтон.

Чаще всего расстройство проявляется в неправильном восприятии красного, зеленого и коричневого цветов. Страдают дальтонизмом в основном мужчины со светлым цветом глаз. Большинство людей даже не понимают своего недуга, потому что видят другие цвета и соответствующий фокус для них является правильным.

Это наиболее распространенная патология органа зрения. Встречается в основном у детей. Близорукость характеризуется тем, что человек вблизи видит «как под микроскопом», а вот вдаль «изображение» расплывается. Для улучшения остроты зрения «близорукие» пользуются очками или контактными линзами.

Люди с дальнозоркостью отлично видят отдаленные предметы, но могут плохо видеть вблизи или же одинаково хорошо видеть как вдаль, так и близкие предметы, но при этом испытывать головные боли и быструю утомляемость. Как правило, данная патология развивается с возрастом и является закономерной. Поэтому если в молодости у человека была близорукость, то к пятидесяти годам его зрение «выровняется».

источник

Вопрос-Ответ → Раздел «Языки и гуманитарные предметы» → Тема «русский язык ЕГЭ»
1. BolychevtsevaLA
2. SenkinaVS
3. SolinMV
4. GryaznovaAA2
5. LogachevaZV
6. PetrovaTV
7. PrudnikovaAS
8. VazhovaNM
9. DevetyarovTM
10. ShterentalDV
11. TrifonovaEF2
12. TochilinaEN
13. AvetisyanAS3
14. UhitelEU
15. BlinnikovaAV
16. PaziiII
17. OschepkovAI
18. BaitsurEV
19. AlikinaUI
20. KlimachevaSN
21. DeshevyhNV
22. DubasovaON
23. SemenovaES3
24. BogachevMB
25. MutafianGS
26. LunevNN
27. ElizarovaNE2
28. KanailovaAO
29. GoldaevaAA
30. GuschinaMU
31. BespalovaII
32. MyasnikovEV
33. PolitovaLG
34. MolyavinaEV
35. KudryavtsevaAV4
36. BezborodovAM2
37. RezunEA
38. MarkinaIV3
39. VengrzhanovskayaIV
40. GolovinDV3
41. AnisimovaEI3
42. BalabanovaON2
43. ZyablikovSS
44. BogdanovMS
45. NyrovaNN
46. KutsenkoOV
47. OleshkevichUV
48. VerchenkoEN
49. UsherovichGU
50. KulaginAM
51. IvanovRA
52. YurtaevSS
53. BarsukovAP
54. KrasnovAA4
55. AmosovBA
56. IvanovaLS2
57. KolpakovaIV2
58. NaumochkinaAM

1. Укажите способ образования слова НАСЛЕДНИКУ
2. Укажите способ образования слова БЛИЗОРУКОСТИ

3.Укажите способ образования слова ЗАКОНОМЕРНОСТЬ
4.Укажите способ образования слова ОБНОВЛЕНИЕ

5.Укажите способ образования слова ИЗБРАНИЕ

6.Укажите способ образования слова ИЗВЕСТНОСТЬ

7.Определите способ образования слова САМОНАДЕЯННО

8.Определите способ образования слова ВЫСТУПЛЕНИЯ

9.Определите способ образования слова УНИЧТОЖЕНИЕ

10.(26)Сейчас, конечно, не художественная литература формирует наш языковой вкус. (27)Тон задают теперь в первую очередь телевидение и радио. (28)Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. (29)А современным дикторам нравится американская интонация.

Из предложений 26 – 29 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

11.Укажите способ образования слова БЕСПОМОЩНО

12.Укажите способ образования слова УГРОЗА

13.(3)Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля
Карла ХII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут – и турки сразу же выбросят белый флаг.

Из предложения 3 выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.

14.(6)Они во многом хитрее и практичнее взрослых и искренне убеждены, что взрослые существуют лишь для удовлетворения их потребностей. (7)Всё возрастающих. (8)Дети хотят быстрее вырасти.

Из предложений 6 – 8 выпишите слово, которое образовано приставочным способом.

15.Определите способ образования слова ПРОЯВЛЕНИЕ

16. (39)…Плетёнкин хмуро намыливал руки. (40)Он подумал, что обязательно встретит её и вернёт ей двести, нет, не двести, а все пятьсот рублей…

Из предложений 39 – 40 выпишите слово, образованное приставочным способом.
17. (44)Дочка сидела на крыльце
и ела землянику, которую он нарвал в овраге перед самым селом.
– (45)Вкусно, миленькая?

Из предложений 44 – 45 выпишите слово, образованное приставочным способом.

18.Укажите способ образования слова УГЛУБЛЕНИЕ

19. (34)Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной рухнула земля и я оказался на краю бездонной пропасти.

Из предложения 34 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

источник

(1)Оставляя пока в стороне все материальные выгоды, которые мы получаем от науки, обратим внимание на ту её сторону, которая доставляет нам внутреннее удовлетворение и служит главной причиной нашего духовного развития. (2)Цель изучения наук и переработки тех сведений, которые они доставляют, есть формирование в нас личности, именно личности, то есть совокупности таких идей и убеждений, которые бы составили собой неотъемлемую принадлежность нашего «я». (3)Каждый человек представляет собой независимое и обособленное целое. (4)Быть цельным, быть самостоятельной единицей, то есть иметь своё действительно своим, — идеал образованного человека. (5)Но приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность, можно лишь путём долгого и упорного изучения наук. (6)Имея свои убеждения, мы становимся в определённое отношение к окружающим людям, к обществу, к государству, и это уже должно доставить нам большое удовлетворение. (7)Да, кроме того, одно чистое знание без всякого употребления его на выработку миросозерцания уже служит для человека источником высоких наслаждений.

(8)Но наука приносит «сладкие плоды» даже таким людям, которые по своей близорукости не ждут от неё духовного удовлетворения. (9)Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды, и в их осознании достижение известного «образования» всегда соединяется с получением материальных преимуществ. (10)В этом случае «плоды учения» ещё более очевидны. (11)Если человек достиг известного положения в обществе, если он обеспечил себе безбедное существование, то «сладкий плод» учения становится для него прямой реальной действительностью. (12)Но можно нередко встретить таких людей, которые, по своей ли вине или просто из-за дурных условий существования, не получив в молодости достаточного образования, вступили в жизнь без всяких познаний и подготовки для деятельности в качестве полезного члена общества. (13)Эти люди, если они не испытали всех трудностей первых лет учения по своей лености, всегда упрекают самих себя и начинают «учиться» уже в зрелых годах. (14)Пока не сделаются образованными, они не могут рассчитывать на те выгоды и ту пользу, которую другие люди получают после многих лет труда и лишений’ ради образования.

(15)Вместе с теми, кому мешали раньше учиться внешние обстоятельства, они, начиная заниматься, с удовольствием переносят все трудности учения и думают вместе с поэтом, который, «погубив много жизни на разные забавы», с сожалением говорил:

(16)Грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана!

(17) Выгоду образования можно сравнить с урожаем на земле крестьянина. (18)Ранней весной он начинает свои полевые работы и трудится всё лето, несмотря на страшно изнуряющую жару, в поле, где нет ни одного дерева, которое бы могло скрыть его под свою тень. (19)Но честно потрудившегося крестьянина ожидает удовольствие отдыха и полного материального достатка на круглый год.
(По Л. Ф. Лосеву)

Пояснение.
Существительное «близорукость» образовано от прилагательного «близорукий» с помощью суффикса ОСТЬ.

(1)Любите ли вы литературу так, как люблю её я? (2)То есть любите ли вы читать книги?

(3)Затратное занятие. (4)Но это как посмотреть. (5)Есть книги, не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а удлиняющие её. (6)Словно побывал в местах, где никогда не был, сошёлся с людьми, с которыми никогда бы не пересёкся, они стали близкими, часто ближе друзей, реальнее друзей, откровеннее самых близких людей.

(7)Человек узнаёт из книг то, что он уже знал о себе, но не знал, что знает.

(8)Есть и другие. (9)Потраченное на них время вычеркнуто из жизни. (10)Будто просидел три часа на бесполезном собрании. (11)После таких книг становишься только глупее.

(12)Вечная проблема выбора. (13)Электронные версии толстых журналов немного облегчают жизнь. (14)Можно спокойно полистать, присмотреться, принюхаться. (15)Но полиграфия нынче быстрая, книгу издают за две-три недели. (16)А в «толстяках» редакционный цикл — полгода, а то и больше. (17)Ничего удивительного, что многие писатели предпочитают не связываться с журналами, а сразу несут рукопись в издательство. (18)Так и получается: заходишь в любой книжный — глаза разбегаются. (19)Хочется купить всё. (20)Как голодный перед колбасной витриной. (21)Но уже знаешь, что не всё съедобное. (22)А что съедобное и что несъедобное? (23)На обложках рейтинговые звёзды не вытиснены. (24)А те, что вытиснены, враньё. (25)Плавали, знаем, успели распробовать.

(26)Экспансия коммерческой литературы сужает круг потенциальных читателей, которых в России осталось не так уж много. (27)Казалось бы, что за беда? (28)Читают — и пусть себе. (29)Всё лучше, чем пьянствовать. (30)Но не так-то всё просто.

(31)Есть книги, без которых можно спокойно прожить. (32)Есть телевизор, есть газеты, есть компьютерные стрелялки. (33)А есть книги, без которых жить трудно. (34)И если в юности не попалась книга, перепахавшая душу, читатель для литературы потерян. (35)Он будет жевать литературный попкорн в полной уверенности, что читает книгу, не подозревая о том, что она всего лишь похожа на книгу, а к животворной литературе никакого отношения не имеет. (36)И таких читателей становится всё больше.

(37)Но неужели всё так безнадёжно? (38)Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся утешаться нетленной классикой? (39)К счастью, нет. (40)Поразительная закономерность. (41)Живая книга чудом пробивается к читателю. (42)И диктат рынка ей не слишком большая помеха.
(По В. Иванову)

Пояснение.
Слово «закономерность» образовано от слова «закономерный» суффиксальным способом.

(1)Наукой заниматься трудно. (2)Это хорошо знает тот, кто посвятил ей жизнь. (3) Научное призвание всегда связано с большой долей риска и смелости, поскольку учёный взваливает на свои плечи заведомо трудную ношу и обязан проявлять поистине изощрённое терпение в своей работе, не говоря уже о ежедневно переживаемой им драме личной борьбы с интеллектуальной темнотой во имя достижения ясности. (4)Научная мысль примечательна тем, что она является одним из организующих начал человеческой психики и направлена на сохранение, постоянное обновление, исправление, пересмотр результатов своей деятельности. (5)Именно поэтому она предполагает смелость, постоянство, упорство, что и придаёт будничному труду учёного подлинный драматизм.

(6)Наукой заниматься не только трудно. (7)Наукой заниматься необходимо. (8)Исследовательская деятельность — мудрый педагог — воспитывает личность, развивает память и наблюдательность, точность и тонкость мышления. (9) По-моему, чем больше людей получают навыки исследования, тем лучше обществу. (10)При помощи ума человек может не только познать мир, но может своей волей изменять среду обитания, создавать новое качество, не существовавшее до того в природе.

(11)Наукой заниматься не только необходимо. (12)Наукой заниматься [. ]. (13)Во-первых, потому, что прёодолённая трудность приносит маленькое, но достаточно сильное, яркое счастье, вызывает желание повторить собственный подвиг и вновь испытать сладость победы. (14)Во-вторых, потому, что исследовательская деятельность придаёт смысл повседневности. (15)В-третьих, потому, что настоящий учёный получает удовольствие от самой черновой, собственноручно выполняемой работы.

(16)Предмет познания неисчерпаем не только для разума, но и для нашей любви, наших чувств. (17)«Почему вы всю жизнь занимаетесь червями?» — спросили одного учёного. (18)«Червяк такой длинный, а жизнь такая короткая», — ответил он. (19)Давно прозвучали эти слова, и вот недавно в одном из городков Австралии открыли Музей червей, там посетителям предлагают почувствовать себя в роли червяка, проползти по лабиринту, побыть «внутри» червяка. (20)Вы хотели бы посетить этот музей? (21)Хотели бы сводить туда своих детей? (22)Вы гордились бы этим музеем, если бы он был в вашем городе, рассказывали бы о нём своим гостям? (23)А вы подумайте, ведь началось всё с любви исследователей-одиночек к своим предметам исследования.

(24)Труд и любовь. (25)Труд и удовольствие. (26)Труд и радость от труда, сразу же — радость, не тогда, когда плоды и результаты, а радость до вызревания плодов, в трепетном ожидании их и выращивании.

(27)Наукой приятно заниматься потому, что она, как зонтик над головой, уберегает от мелких, въедливых, обвальных неприятностей, не позволяя им властвовать душой. (28)Обида на товарища, сказавшего не то или не так, критика со стороны начальства, скандал в семье, непонятное недомогание — любой негативный фактор теряет силу, как только мы погружаемся в мир собственных исследований. (29)Даже самый искусный мозг не способен одновременно классифицировать накопленный материал и накопленные неприятности. (30) В этом плане наука целебна для здоровья. (31)Наука помогает пережить даже беду, поскольку хоть и на короткий срок, но сильно и крепко овладевает пострадавшим сознанием.
(По В. Харченко)

Пояснение.
Образовано от глагола ОБНОВЛЯТЬ при помощи суффикса.

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился.

(3)Чего же не хватало пушкинскому герою — споров, театров и выставок? (4)Что это значит — духовная жажда?

(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность — не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что само по себе чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека — это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника — ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство — все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19) Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать. (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные — назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте.

Пояснение.
В предложении 11 «В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника — ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту» приставочно-суффиксальным способом образовано слово «собеседник»: приставка со-, суффикс -ик-.

(1)Во время командировки я поскользнулся на обледеневшей лестнице и сильно повредил руку. (2)3апястье распухло, делать было нечего: пришлось идти на приём к хирургу. (3)Так я,
житель большого областного города, оказался в обычной районной больнице. (4) Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещенном чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. (5)Кого тут только не было! (6)Пожилые женщины, лица которых раскраснелись от духоты, хмурые старики, старшеклассницы, визгливо кричащие, что пройдут вне очереди, потому что им всего-навсего нужно поставить штамп. (7) Грудные дети плакали на руках измученных ожиданием мам, которые устало их качали и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета.

(8)Время шло, а приём всё не начинался. (9)И терпение людей лопнуло. (10)Вначале послышался какой-то глухой ропот, который, будто спичка сухие ветки, поджёг общее недовольство. (11)Дети, как по сигналу, в один голос заплакали, и уже не ропот, а возмущённо-жалобный вой наполнил весь коридор.

(12)«Господи, зачем я здесь!» — думал я, глядя на этих людей. (13)Разбуженная в руке боль запылала с удвоенной силой, голова закружилась. (14)Ждать стало невмоготу, я решил действовать. (15)Твёрдым шагом я подошёл к окошечку регистратуры, тихо, но властно постучал в стекло. (16)Полная женщина взглянула на меня поверх очков, я жестом попросил её выйти в коридор. (17)Когда она вышла, я протянул ей талон к врачу и пятьдесят рублей.

— (18)Мне нужно срочно попасть на приём к хирургу. (19)Пожалуйста, устройте!

(20)Женщина молча взяла мой талон, деньги положила в карман халата.

— (21)Отойдите все от дверей, отойдите! — проворчала она и, пройдя сквозь толпу людей, будто нож сквозь студень, вошла в кабинет. (22)Через минуту она вышла и кивнула мне головой:
— (23)Сейчас вас вызовут!

(24)Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряжения, разбрызгивала пучки жёлтенького света, запах чего-то несвежего и затхлого забивал лёгкие. (25)Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук измученной мамы мальчик в синей кофточке. (26)Я погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на меня. (27)Я улыбнулся. (28) Молодая мама усадила его на место.

— (29)Потерпи; маленький, потерпи, скоро мы пойдём! (ЗО)Инвалид уронил костыль и, беспомощно водя руками,пытался поднять его с пола. (31)Я закрыл глаза. (32)Дверь распахнулась, и медсестра звонко крикнула:
— (ЗЗ)Никитин, на приём!

(34)Люди закрутили головами, спрашивая, кто здесь Никитин. (35)Я, не шевелясь, стоял в стороне.

(38)Медсестра недоумённо пожала плечами и сказала:
— (39)Ну, тогда, кто первый по очереди, заходите!

(40)К двери бросилась молодая мама с ребёнком. (41)Я отошёл к окну. (42)Сыпал редкий снег, потемневшее небо, похожее на затянутую льдом реку, низко висело над землёй, и сквозь него летели голуби. (43)Из кабинета врача вышла молодая мама с малышом, тот посмотрел на меня и помахал мне перебинтованной ручкой.

— (44) Не подошёл ещё Никитин? (45) Ну, тогда следующий по очереди.
(По К. Акулинину)

Пояснение.
Способ образования суффиксальный: слово ОЖИДАНИЕ образовано от глагола «ожидать» при помощи суффикса -ни-. Этот суффикс образует существительные со значением «действие или состояние, названное глаголом» (рисовать — рисова-ние, молча-ние, наказа-ние, пе-ние).

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

Словообразование Автор: Владыкина Е.Л., учитель русского языка и литературы

Словообразование — раздел русского языка, в котором изучаются основные способы образования слов, словообразовательный разбор

Основные способы образования слов Приставочный: с-ыграть играть Суффиксальный: молод-ость молодой Приставочно-суффиксальный: под-окон-ник окно Бессуффиксный: бег бежать, тишь тихий

Сложение: диван-кровать; самовар сам, варить Переход одной части речи в другую: сущ. присутствующие в зале прич. присутствующие ребята

При словообразовательном разборе определяется способ образования слова и выделяется только та морфема, при помощи которой оно образовано

Чтоб выполнить разбор, поставь слово в начальную форму, опираясь на лексическое значение данного слова, найди то, от которого оно образовано. Подберезовик береза

Выполни словообразовательный разбор Обновление Дрожь Бездушный Медленно Пароходный

ответ Обновление обновлять Дрожь дрожать Бездушный душа Медленно медленный Пароходный пароход

Тест 1. Укажите способ образования слова размышлениями (из предл. 2) (2)В романах, повестях, рассказах автор непременно – порою даже непроизвольно – делится своим жизненным опытом, своими размышлениями, страданиями и надеждами.

2. Из предложений 13-15 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом (13)В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец. (14)А как же Пушкин? (15)Какая непоправимая и бессмысленная гибель…

3. Из предложений 7-8 выпишите слова, образованные приставочным способом. (7)Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8)Тот же самый орел, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет.

4.Из предложения 7 выпишите слово, которое образовано приставочно-суффиксальным способом (7)Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда проливал потихоньку слезы о том, что я вышел на свет не такой, как все.

5.Укажите способ образования слова собеседника ( в предл. 11) (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту.

6.Укажите способ образования слова близорукости (в предл. 8) (8)Но наука приносит «сладкие плоды» даже таким людям, которые по своей близорукости не ждут от нее духовного удовлетворения.

7.Из предложений 2-4 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом (2)Мы мчались от берегов Исландии к Норвегии. (3)На освещенном мощными огнями теплоходе. (4) И в этом туманном мире возникли усталые созвездия…

ответы 1. Суффиксальный 2. Бессмысленная 3. Выступает, вышел 4. Потихоньку 5. Приставочно-суффиксальный 6. Суффиксальный 7. Созвездия

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Низкая стоимость обучения

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Задания В1 укажите способ образование слова изречение (предложение 22)

В1. Укажите способ образование слова ИЗРЕЧЕНИЕ (предложение 22).

(22) Есть такое знаменитое изречение: «Терпение красиво».

В2. Из предложения 14-15 выпишите слово, образованное ПРИСТАВОЧНЫМ способом.

(14)Чтобы справиться со своими обязанностями, человек должен обладать благородной душой, полной лучших качеств. (15) Но почему, даже обладая добродетельными качествами, человек совершает безнравственные поступки?

В3. Из предложения 22-23 выпишите слово, образованное ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫМ способом.

(8) Весь мир, прозрачно- лучезарный, лежал у твоих ног ранним голубым апрелем, обогревая добротой, радостью ожиданием любви.

В5. Из предложения 12-13 выпишите слово, образованное ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫМ способом.

(12) Привыкнув на все вещи смотреть с худой стороны, ты поневоле будешь несчастлив. (13) Верь также мне, что мы во всех почти случаях жизни сами бываем орудием собственного нашего счастия или злоключения».

В6. Из предложения 31-33 выпишите слова, образованные ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫМ способом.

Они вывалились из теснины города и вышли на крутую высоту с просторной открытой далью. (32) Река горела на солнце. (33) слева лежало Замоскворечье, ослепляя жёлтым блеском стёкол, почти под ногами в Москву- реку вливалась Яуза, справа за ней высились резные контуры Кремля, а ещё дальше пламенели на солнце пять червонно-золотых куполов храма Христа Спасителя.

В7. Укажите способ образование слова ОГОРЧЕНИЕ (предложение 17).

(17) Писатель Н. Телешов вспомнил о забавном огорчении, которое вызывала у его современника, другого русского писателя начала века, Л. Андреева ( пока он был молод и ещё не успел прославиться ), его собственная фамилия.

(17) Шум — дерзкий и разочаровывающий, кичливый и пустой, самоуверенный и поверхностный, беспощадный и лживый.

Укажите способ образования слова ИЗРЕЧЕНИЕ (предложение 22).

(22)Есть такое знаменитое изречение: «Терпение красиво».

В11. Укажите способ образования слова ЗАКОНОМЕРНОСТЬ (предложение 16).

(16)Мнение – это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание – это, повторно, понимание закономерности.

В12. Укажите способ образования слова ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (предложение 1).

(1)С выходом в серии «Жизнь замечательных людей» книги Марка Гейзера о Маршаке представление о знаменитом поэте у массового читателя должно измениться.

В13. Из предложения 17 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

(17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.

В15. Из предложений 2 — 3 выпишите прилагательное, образованное от глагола

2) Мне кажется, что я слышу, как растет на полях трава, я ощущаю каждую травинку, с маху сдергиваю пропотелые сапоги и босиком выбегаю на рыжий песчаный берег.

3) Снова стою над рекой и бросаю лесные шишки в синюю тугую воду.

В16. Из предложения 6 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В18. Из предложений 5 – 6 выпишите слово, образованное приставочным способом.

В19. Укажите способ образования слова ОТОБРАЛ (предложение 8)

(1)Какое же зеркало жизни наш язык! (2)Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым.

В23. Из предложений 4–5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В26. Укажите способ образования слова ИЗБРАНИЕ.

В29. Из предложений 13-15 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

(13) Ах, как хотелось мне сцапать ту макаронину, не ложкой, нет, с ложки она соскользнет обратно, шлепнется в котелок, рукою мне хотелось ее сцапать – и в рот! (14) Если бы жизнь до войны не научила меня сдерживать свои порывы и вожделения, я бы, может, так и сделал: схватил, заглотил, и чего ты потом со мной сделаешь? (15) Ну, завезешь по лбу ложкой, ну, может, пнешь и скажешь «Шакал!»

(56) Я уверен, лунные кратеры – застывшие взгляды великих. (57) Вот очи Пушкина, а здесь глаза Блока, дальше – взор Бунина, а прямо перед тобой – Маяковского; Луна – музей любви человека. (58) Но чтобы попасть в этот музей, нужно любить так, чтобы сгорать, как метеорит, с ума сходить, как вулкан!

В31. Из предложений 5-7 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

(6) Можно стать безжалостным, но как возможно, познавши истину, отбросить её?

(14)Чтобы справиться со своими обязанностями, человек должен обладать благородной душой, полной лучших качеств. (15)Но почему, даже обладая добродетельными качествами, человек совершает безнравственные поступки?

(29)Молодой в те годы польский языковед Ежи Курилович стал всесторонне анализировать звуки этого языка.

В35. Из предложений 22-23 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

(22)И я подумал: как по-разному может сложиться судьба солдата. (23)Даже если он пал смертью храбрых.

(8)Весь мир, прозрачно-лучезарный, лежал у твоих ног ранним голубым апрелем, обогревая добротой, радостью, ожиданием любви.

В38. Выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Можно стать безжалостным, но как возможно, познавши истину, отбросить её?

В40. Из предложений 1-23 выпишите слова, образованные неморфологическим способом.

(1) Мамы давно уже нет. (2)А я все еще мысленно говорю: (3)«Прости меня, мама. ». (4)Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у нее сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы уважали меня. (5)Я и в самом деле старался спасти ее от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить ее нечастые просьбы. (6)А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. (7)Многое мы, увы, осознаем запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. (8)Случалось, забывал позвонить в назначенный час. (9)«Я понимаю, как ты занят!» (10)Иногда раздражался по пустякам. (11)«Я понимаю, как ты устал!» (12)Она все стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для нее подчас выше истины. (13)Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! (14)Поздно.

(15)«Берегите матерей!» — провозгласил в поэме один маститый поэт. (16)Хорошо было бы добавить: (17)«Берегите матерей так, как они берегут нас!» (18)Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. (19)Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. (20)Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: (21)«Не отдает ли нам мать последнее? (22)Не отдает ли то, без чего не может выжить на земле человек?»

(23)Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот.

В42. Из предложений 18–19 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

18) Впервые я читал книгу, под которой не мог нащупать дна. (19) Каким-то образом возникло ощущение моря.

4)Вскоре после вечера Анны Павловны Анна Михайловна вернулась в Москву, прямо к своим богатым родственникам Ростовым, у которых она стояла в Москве и у которых с детства воспитывался и годами живал ее обожаемый Боренька, только что произведенный в армейские и тотчас же переведенный в гвардейские прапорщики. (5)Гвардия уже вышла из Петербурга 10-го августа, и сын, оставшийся для обмундирования в Москве, должен был догнать ее по дороге в Радзивилов.

В44. Из предложений 5 — 7 выпишите слово, образованное переходом одной части речи в другую.

5) Когда всеведущий обыватель бубнит, что дурацкое дело нехитрое, то, как вы сами понимаете, речь идет не о любви, а совсем о другом. (6)

природу в движении, красоту добра и самоотверженности — целый мир.

(4) Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок. Тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию.

В48. Определите способ образования слова БЕЗОБЛАЧНЫЙ (предложение 7).

(12)Нет, книга не стала хуже, она по-прежнему исполняет своё назначение, она так же терпеливо и доброжелательно учит человека, передаёт ему бережно собранную нашими предками мудрость.

(4) Клюквенный морс очень полезен.

В53. Из предложения 5-8 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевой суффиксации).

(5)Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах. (6) В жёлтом электрическом свете течёт и течёт молчаливая людская река. (7)К вечеру наглядишься, наслушаешься, устанешь, еле бредёшь. (8)Снова – метро, его подземелья.

(22) И я подумал: как по-разному может сложиться судьба солдата. (23) Даже если он пал смертью храбрых.

В4. Укажите способ образование слова ОЖИДАНИЕМ (предложение 8).

В8.Из предложения 17 выпишите слово, образованное ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫМ способом.

В10. Укажите способ образования слова ПРИМЕРНО (предложение 12).

(12)Примерно так начинается разговор обеспокоенных родителей с педагогами и психологами.

В14. Укажите способ образования слова узнавание (предложение 33).

33)Телефонистом владела радость узнавания нового большого город.

В17. Из предложений 4–5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

(4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию.

(5)Настя слала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

В20. Из предложений 1 – 2 выпишите слово, которое образовано приставочным способом.

В21. Из предложений 17–18 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

– (17)Только я по-своему читаю. (18)Меня, брат, никакой сочинитель не проведет.

В22. Из предложений 18–19 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

(18) Впервые я читал книгу, под которой не мог нащупать дна. (19) Каким-то образом возникло ощущение моря.

(4)Вскоре после вечера Анны Павловны Анна Михайловна вернулась в Москву, прямо к своим богатым родственникам Ростовым, у которых она стояла в Москве и у которых с детства воспитывался и годами живал ее обожаемый Боренька, только что произведенный в армейские и тотчас же переведенный в гвардейские прапорщики. (5)Гвардия уже вышла из Петербурга 10-го августа, и сын, оставшийся для обмундирования в Москве, должен был догнать ее по дороге в Радзивилов.

В24. Из предложений 4–5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В25. Укажите способ образования слова БЛИЗОРУКОСТИ.

В27. Укажите способ образования слова ЗАКОНОМЕРНОСТЬ.

В 28. Укажите способ образования слова ОБНОВЛЕНИЕ.

В30. Из предложений 56-58 выпишите слово, образованное приставочным способом

(5) Обвальное сквернословие вообще, по-видимому, спутник кризисных времен. (6) Историк и мыслитель 17 века дьяк Иван Тимофеев среди пороков и грехов, которые привели к едва не погубившей Россию Смуте, упоминал и «зловонное произношение языком и устами матерных скверных слов». (7) В наши дни сквернословие существует в различных проявлениях, как бы выступает в нескольких ипостасях.

В32. Из предложения 6 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В33. Из предложений 14-15 выпишите слово, образованное ПРИСТАВОЧНЫМ способом.

В34. Укажите способ образования слова ВСЕСТОРОННЕ (предложение 29).

В36. Укажите способ образования слова ОЖИДАНИЕМ (предложение 8).

В37. Укажите способ образования слова УЗНАВАНИЕ (предложение 33).

(33) Телефонистом владела радость узнавания нового большого города. (34) Это чувство

В39. Укажите способ образования слова НЕНУЖНОСТЬ (предложение 2).

(2) И запахи, которые были чем-то иным до того, как мы их вдохнули, пугают своей ненужностью.

В41. В1-1Из предложений 17–18 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

17)Только я по-своему читаю. (18)Меня, брат, никакой сочинитель не проведет.

В43. Из предложений 4–5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Любовь — прекраснейшее состояние в нашей жизни, помогающее понять себя и других,

В45. Из предложений 4-5 впишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом

В46. Из предложения 6 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

(6)Можно стать безжалостным, но как возможно, познавши истину, отбросить её?

В47. Определите способ образования слова БЕЗЖАЛОСТНО (предложение 7).

(7) А еще больше огорчало, когда мы вообще не видели здания, недавно высящегося на берегу, но безжалостно снесенного под тем предлогом, что вид его из-за безнадзорности и запустения стал безобразен.

(7) В такую безоблачную погоду приятно отправиться на прогулку в лесную чащу.

В49. Определите способ образования слова ОТКЛАДЫВАНИЯ (предложение 22).

(22) Но я неверно сказала, что промежуток откладывания своих дел в надежде «наверстать» оказывается для них только пустым и потерянным временем.

В50. Из предложения 12 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В51. Из предложения 22-23 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

(22)Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьих страданий не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. (23) Жалким и беспомощным встречает он такое испытание.

В52. Определите способ образования слова КЛЮКВЕННЫЙ (предложение 4).

Словообразование — раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

Слово состоит из основы и окончания. В основу водят: приставка, корень суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание — части слова.

В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание, а в неизменяемых — только основа.

Основа — это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.

Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.

2. Неизменяемые слова окончаний не имеют.

При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица — изменяются окончания.

Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога иди вместе с ним) — падеж и число ; у прилагательных, причастий, некоторых местоимений — падеж, число, род ; у глаголов в настоящем и будущем времени — лицо и число. а в прошедшем времени — род и число .

Окончание может быть нулевым. то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова. В именительном падеже нулевое окончание (как любое другое в косвенных падежах) означает, что существительное конь, орёл употреблены в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, 2-го склонения.

В основе самостоятельного слова можно выделить значимые части слова: приставку, корень, суффикс .

Корень — это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.

  • Однокоренные слова могут относиться к одной части речи или к разным.
  • Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значения (омонимичные) корни. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.
  • Слов, состоящих из корня и окончания, в русском языке сравнительно немного; большинство основ слов состоит из корня и суффикса; корня, приставки и суффикса.
  • Некоторые корни в «свободном» виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями:

    — ня — — занять, нанять, отнять;

    — сяг — — присяга, досягать, посягать;

    — й — — войти, отойти, пройти, зайти.

    В слове может быть один корень или два корня.

    Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

    Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением.

  • Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, под-, над-, пере- и др.). Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.
  • Приставки могут быть многозначными. Так, приставка при- обозначает приближение, присоединение, неполноту действия, нахождение вблизи чего-либо.
  • Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются: восторгаться, восхищаться, достать, затевать, пасмурный, обожать, исчезать и др.

    Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже — предложений, которые для нового слова являются исходными .

    Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно—суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую .

    При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия .

    Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи.

    Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.

    Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами -ник, -й (е), -ок. глаголы с суффиксом -ся. наречия в приставкой по- и суффиксами -и, -ому, -ему.

    Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс.

    Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова .

    Сложными называются слова, имеющие в своем составе два (и более) корня. Они образуются. как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные о и е .

    1. В качестве соединительной гласной может выступать и. пятилетний .
    2. Сложные слова могут быть без соединительной гласной.
  • Сложение целых слов: диван-кровать, лётчик-испытатель;
  • Сложением основ слов без соединительных гласных (стенгазета, спортплощадка, автозавод ) или соединительными гласными о и е (снегопад, тепловоз, землекоп );
  • С помощью соединительных гласных о и е. соединяющих часть основы слова с целым словом: новостройка, железобетон, хлебозаготовка, декоративно-прикладной ;
  • Сложение основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, головокружительный ;
  • Слиянием слов: вечнозелёный, высокочтимый, сорвиголова, нижеподписавшиеся.

    Многие слова образуются путем сложения сокращенных основ исходных слов. В результате образуются сложносокращенные слова.

    Сложносокращенные слова образуются:

  • сложением слогов или частей слов полного названия: колхоз (коллективное хозяйство), ликбез (ликвидация безграмотности), спецкор (специальный корреспондент);
  • сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет), ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства);
  • сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение), МХАТ (Московский Художественный академический театр);
  • смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).

    Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов: вуз — вузовец; колхоз — колхозный — колхозник.

    Доклады и сообщения по русскому языку

    К теме: ЭТИМОЛОГИЯ

    У слов, как и у людей, есть своя история, своя судьба. Они могут иметь родственников, богатую родословную, и, напротив, быть круглыми сиротами. Слово может рассказать нам о своей национальности, о своих родителях, о своём происхождении.

    Этимология — раздел науки о языке, изучающий происхождение слов. Этимология изучает также все изменения, которые происходят в жизни слов. А изменения в языке происходят постоянно: появляются новые слова, новые значения у давно знакомых слов, а иногда даже и такое случается, что слово изменяет вдруг своё звучание. Например, слова пчела, бык и букашка произошли, оказывается, от одного и того же слова бучать. Сейчас это слово ушло из языка, всеми забылось, а когда-то оно было знакомо каждому и употреблялось в значении «жужжать», «гудеть». И сегодня никому не придёт в голову назвать быка, пчелу и букашку словами-родственниками, хотя этимологически это так и есть.

    Некоторые слова изменили не звучание, а смысл. Например, словом гость мы называем сегодня человека, который пришёл нас навестить, а в давние времена так называли приезжего купца (это таких гостей в сказке А. Пушкина звал к себе царь Салтан).

    Когда-то слово лихой имело значение «плохой», «дурной», а в наши дни оно употребляется в почти противоположном значении — «удалой», «смелый».

    Ещё один пример. Сегодня у слова зараза есть 2 значения: оно обозначает ругательство, а также употребляется в значении «источник инфекционного заболевания». Но в конце XVIII века слово зараза употребляли для обозначения «прелести», «привлекательности».

    Одним словом, очень интересная эта наука — этимология! И часто так бывает, что история происхождения какого-нибудь слова оказывается увлекательнее иной детективной истории.

    О происхождении некоторых слов, а также устойчивых словосочетаний (они называются фразеологизмами) в нашем языке вы узнаете, прочитав следующие страницы.

    У наших предков слово ладонь звучало когда-то совсем по-другому: долонь. И значение у слова было такое: обращенная к долу (то есть вниз, к земле) сторона руки. Со временем в слове долонь произошла перестановка звуков, и оно стало звучать иначе: лодонь. А затем (под влиянием господствующего в литературном языке аканья) безударная гласная о в слове перешла в а: ладонь. Так получилось современное написание и произношение этого знакомого всем нам слова.

    Однако родственные слова до сих пор живут в языке в своём первоначальном виде: долина (низина), подол (низ одежды), Подольск (город в низине реки).

    Всем знакомо и понятно это слово — казалось бы, оно самое что ни на есть обыкновенное. Но и у него есть интересная история.

    Прибыло оно к нам из Голландии, совершив путешествие через 2 моря, вместе с самим зонтиком, который по-голландски называется «зоннедек», что значит «покрышка» или «закрытие от солнца». Но слово «зоннедек» оказалось крайне неудобно и непривычно для нашего произношения. Поэтому его начали переделывать на русский лад: стали произносить по образцу уже существующих в языке слов бантик, кантик.

    Так из зоннедек получился зонтик. Получившееся слово даже стало вести свою самостоятельную жизнь. Когда хотят сказать о зонтике большого размера, то его изменяют опять же по образцу: бантик — бант, кантик — кант, зонтик — зонт. В итоге получилось слово зонт, как видите, ещё меньше похожее на заимствованное у голландцев зоннедек.

    Конечно, вы не раз катались на деревянных лошадках или в лодочках каруселей, но, наверное, не задумывались, почему, кроме обычных сидений, на карусели есть деревянные лошадки и лодочки? А лодочки и лошадки попали на карусель совсем не случайно.

    Несколько столетий назад, в пору Средневековья, существовали пышные рыцарские праздники — турниры. Вооружённые рыцари, закованные в железо, верхом на могучих конях вступали в единоборство друг с другом. Часто такие рыцарские поединки заканчивались смертью, но в этом не видели ничего особенного, и даже не считали такой исход преступлением. Французский король Генрих II однажды тоже решил принять участие в рыцарском турнире и посостязаться со знаменитым рыцарем Монгомери в силе и ловкости. Турнир этот состоялся в 1559 году, и на нём король Генрих II был смертельно ранен. С тех пор рыцарские турниры были запрещены. Вместо них стали устраивать торжественные скачки по кругу. Такие скачки назвали «карусель» (от итальянских слов карола — хоровод и селла — седло), что буквально означает «хоровод в седле».

    Самые блестящие карусели устраивали в Париже во времена царствования короля Людовика XIV. Перед королевским дворцом Тюильри проезжали пышно разодетые всадники со своими роскошными дамами. Они делились на партии, съезжались и разъезжались, образуя красивые фигуры.

    Во времена французской революции 1789 года были изобретены более доступные для простого народа карусели — вертящиеся сооружения с лошадками и лодочками. В таком виде карусель сохранилась до наших дней.

    Когда мы что-то очень медленно делаем, про нас говорят: «Тянет канитель». Выражение это пришло из недалёкого прошлого, когда на Руси в рукоделии применялась для вышивания металлическая нить. Мастерам стоило большого труда вытягивать такую нить из раскалённой проволоки. Эта нить и называлась «канитель». Вышивать ею тоже было очень трудной, медленной и кропотливой работой. Тогда же и родилось выражение тянуть канитель. Теперь уже никто и не знает, как выглядела канитель, и не вышивают рукодельницы таким способом давно, а выражение в языке сохранилось.

    Репа — самый древний овощ на Руси. Наши предки любили и сырую, и варёную, и пареную репу. Блюдо из репы приготовить было быстро и очень легко. С тех пор и пошло выражение проще пареной репы. Так говорят о том, что просто сделать.

    Ижица — старинное название последней буквы древне-славянской азбуки.

    Как же связана эта буква с угрозой наказания? Ведь прописать ижицу — значит «проучить, наказать», а также «сделать внушение кому-нибудь».

    Возникло такое выражение в старой школярской среде, в бурсацком обиходе. А дело всё в том, что в древнесла-вянской азбуке были 3 очень коварные буквы: фита, ять и ижица — они стали символами трудности письма. Писались эти буквы в нескольких словах (или в нескольких десятках слов), которые надо было запомнить, заучить, зазубрить. «От фиты подвело животы», — говорили в старину ученики, овладевающие премудростями грамоты. Фитой назвали в ту пору школьного грамотея, заумника, неимоверными усилиями овладевшего сложными навыками. А о лодырях говорили так: «Фита да ижица — к ленивому плеть ближится». Прописать ижицу буквально значило «выпороть розгами за невыученное».

    Любопытно, что и по своему внешнему изображению ижица напоминала перевёрнутый кнут или пучок розог. Отсюда, по всей вероятности, и возникло шутливо-ироническое прописать ижицу.

    Со временем это выражение вышло за пределы школярского жаргона и приобрело более общее значение: «жестоко наказать кого-нибудь, проучить». Теперь оно обычно употребляется как выражение угрозы и является синонимом к фразеологизмам: показать, где раки зимуют; показать кузькину мать.

    «Садись, ведь в ногах правды нет», — так издавна говорят в русском народе.

    Существуют разные версии происхождения этого выражения. Знаток народного языка и толкователь русских крылатых выражений, С. Максимов связывает словосочетание правда в ногах со средневековым судебным русским обычаем, который назывался правёж. Правёж — даже не суд, а скорее расправа с должником, при которой того били по босым ступням и пяткам или же заставляли стоять на снегу без сапог и лаптей. В то время и появились такие поговорки, как искать правду в ногах; душа согрешила, а ноги виноваты; дай срок, не сбей с ног и некоторые другие.

    Со временем правёж ушёл в прошлое, но память о нём осталась в народной речи, в её живом употреблении, а выражение в ногах правды нет даже стало шутливым. Действительно, в старину человек, который пришёл в дом и стоял, переминаясь с ноги на ногу, не знал, с чего начать, напоминал должника на правеже. Вот тогда и приходила на выручку шутливая поговорка, которая приглашала гостя присесть и начать неторопливую беседу: садись, в ногах правды нет, то есть «нечего церемониться, сядем рядком да поговорим ладком». Многие привычные для нас выражения на самом деле связаны с древними и давно забытыми обычаями, поверьями и обрядами.

    В глубокой древности слово для людей было не просто обозначением предметов и понятий — оно было символом. Люди были уверены, что слово обладает магической силой, что им можно и зло предотвратить, и удачу призвать. Хотите узнать, почему, например, мясо коровы мы не называем словом Коровина? И откуда вообще взялось слово говядина? И что общего у слова говядина со словом каравай?

    В языке древних индоевропейцев для обозначения любого скота было одно слово — говядо. А слово корова имело смысл «рогатая говядо». И коров в те давние времена выращивали люди вовсе не для получения мяса и молока, а для жертвоприношений своим богам. И только когда люди стали употреблять в пищу коровье молоко, они заменили в ритуалах жертвоприношений реальное животное на выпеченную из теста рогатую фигуру — коровай. Считалось, что такая жертва должна принести счастье и благополучие, поэтому приговаривали так:

    Теперь трудно и поверить, что слова корова и каравай вообще как-то связаны друг с другом. А на самом деле так от слова корова образовалось слово каравай.

    Предполагают, что из всех перечисленных слов самым древним является рукавицы. На древность этого слова указывает его распространение во всех или почти во всех славянских языках — в польском, словацком, чешском, болгарском и сербохорватском.

    Слово рукавица составлено из 2 корней: первый корень определить легко — это рука, второй — известен у нас в глаголе вить. Получается, рукавица — значит «обвивающая руку». Интересно, что во многих славянских языках существует слово ногавица — название для специальной одежды на ногу, то есть «обвивающая ногу». В словацком языке ногавицы — это «брюки, штаны», поляки и чехи называют ногавицами «штанины», в словенском языке ногавицы — это «чулки или носки». И в памятниках древнерусской письменности часто встречаются оба слова — ногавицы и рукавицы.

    А вот со словом перчатки история другая. Сначала в языке использовалось словосочетание перстяные или перста-тые рукавицы (такое название можно найти в Смоленской грамоте 1229 года). Со временем словосочетание заменилось одним словом перчатки, но везде хорошо просматривается старый корень перст, то есть «палец». Перчатки — это рукавицы с перстами (с пальцами).

    А вот по поводу происхождения слова варежки существует даже не одна версия. Например, М. Фасмер считал, что слово варежки и известное в русских говорах слово вареги образовались из сочетания варяжские рукавицы. Другая версия (закреплённая в Этимологическом словаре русского языка под редакцией Н. Шанского) рассказывает о том, что слова вареги и варежки производятся от древнерусских глаголов варити и варовати, употреблявшихся в значении «охранять, защищать». Но существует также и ещё более простое объяснение происхождения этих слов. Если обратиться к широкому кругу названий рукавиц, известных в областных русских говорах, то среди этих названий, оказывается, есть много слов, связанных с процессами обработки шерсти и изготовления рукавиц. Вот эти названия: вязанки, плетёнки, валеги (валеные рукавицы), катанки (катаные рукавицы). Сюда же относятся и вареги, варежки, образованные по названию процесса — варить (то есть кипятить). Дело в том, что готовые вязаные изделия из шерсти заваривали в кипятке, чтобы они стали более прочными и тёплыми. Получается, что варежки — это «варёные рукавицы». В словаре Даля приведена такая поговорка: «Нужда рукавицу с варьгой сроднила». Что она означает? Оказывается, в русском языке были широко распространены когда-то специальные названия для верхних рукавиц и для нижних. Конечно, чаще всего такие названия встречаются на Севере, на Урале и в Сибири — там, где нередко носят 2 пары рукавиц сразу. Существуют такие местные названия: вёрх-ницы, верхоньки, исподки. А в некоторых местностях рукавицами называют верхние кожаные или суконные рукавицы, а варьгами, варежками — нижние, вязаные. Отсюда, видимо, и выражение, записанное Далем.

    В известной поговорке не красна изба углами, а красна пирогами прилагательное красный значит «хороший, приятный». А такие устаревшие выражения, как красная птица, красный зверь означают «лучшая птица» или «лучший зверь», то есть «самые хорошие и дорогие, предпочитаемые охотниками птица или зверь». Даль в своём словаре писал так: «Красная дичь, высокая, все виды бекасов, также козуля, лебедь, глухарь и прочие; красный зверь — это медведь, волк, лиса, рысь и прочие».

    В современном русском языке сохранилось много свидетельств о древнем значении слова красный. Прежде всего это, конечно, постоянный эпитет в народнопоэтической речи: красна девица, песни слова красные. Красный здесь означает «красивый, прекрасный, приятный». В стихотворении Н. Некрасова «Крестьянские дети» есть строки, в которых слово красный употребляется в этом значении:

    Играйте же, дети, растите на воле,

    На то вам и красное детство дано.

    В старинных названиях красные ворота, красный угол прилагательное красный означает «разукрашенный» и «почётный, парадный». То же самое значение заключено и в собственных названиях Красное село и Красная площадь.

    Значения «лучший, приятный», «красивый, украшенный» были самыми первыми значениями прилагательного красный.

    Для обозначения цвета применялось совсем другое слово — червонный. Так было и в древнерусском языке, и в украинском, и в белорусском. И только с XVIII века в словарях русского языка появилось новое, цветовое значение прилагательного красный. Оно стало его основным значением. Древнее, первичное значение, сохраняется только в устойчивых выражениях и оборотах.

    В XIX веке у прилагательного красный появилось ещё одно значение — «революционный». В названии Красное знамя оно распространилось в европейских языках во время революции 1848 года. Вскоре в этом значении слово прочно укрепилось и в русском языке.

    Сейчас, в современном русском языке, прилагательное красный — не только очень выразительное, но и многозначное слово.

    Что обозначает слово пигалица? У этого слова есть 2 значения. Пигалицей называют небольшую птичку, чибиса. Но пигалицей часто называют и человека небольшого роста, незаметного. Учёные считают, что это звукоподражательное слово — то есть оно возникло в языке как звукоподражание крику чибиса. А чибис кричит так: пи-ги, ки-ги!

    «Доклады и сообщения по русскому языку» В.А. Крутецкая. Дополнительные материалы, полезная информация, интересные факты. Начальная школа.

    источник

  • Читайте также:  Может ли поступить с близорукостью в академию мвд

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *