Меню Рубрики

Упражнение мячом при близорукости

Эффективный способ приостановить прогрессирование — это упражнения при близорукости (миопии).

Миопия или близорукость, очень распространенное заболевание глаз в наше время, вызванная на сетчатке глаза аномалией рефракции.

Главная причина возникновения близорукости, является увеличение глазного яблока. Изображения, поступающие в глаза формируется, перед сетчаткой, в результате даже при небольшом расстоянии объекты становятся не четкие, расплывчатые.

При миопии (близорукости) человек видит предметы вблизи до 40 сантиметров от себя, все, что дальше обзор приобретает расплывчатость.

Как такового прямого лечения близорукости не существует, излечиться от данного заболевания не возможно, можно только приостановить его развитие. В любом случае лечение необходимо.

Для корректного лечения близорукости (миопии) следует посетить врача офтальмолога. Врач после определенных обследований, поставит точный диагноз и скорректирует лечение.

Специальные упражнения при миопии (близорукости) способны приостановить развитие заболевания. В специальный комплекс входят упражнения на: усиление мышц век, расслабление мышц глаз, снятие утомляемости, на улучшение кровообращения, смягчение зрительного процесса на коротком расстоянии, укрепление мышц обоих глаз, а также улучшение циркуляции внутриглазной жидкости.

Второй комплекс упражнений при близорукости построен в игровой форме с использованием различных мячей, (волейбольных, теннисных, баскетбольных), данная тренировка позволяет укрепить цилиарные мышцы глаз.

Предложенные упражнения при лечении миопии (близорукости) следует выполнять регулярно, что позволит намного быстрее приостановить развитие заболевания и улучшить зрение.

  1. Упражнение для усиления мышц век, улучшения кровообращения, расслабления мышц глаз:

Для начала расположитесь на стуле. На 3-5 секунд крепко зажмуриваем глаза, затем глаза открываем, также на 3-5 сек. – выполняем упражнение 6-8 раз.

  1. Для улучшения кровообращения при близорукости:

Упражнение будем выполнять так же из положения, сидя. В течение 1-2 мин. быстрое моргание глазами.

  1. Упражнение для снятия утомляемости, облегчения зрительной процесса на коротком расстоянии:

Стоя, палец правой руки размещаем посередине лица на расстоянии 25-30 см. Смотрим вдаль 2-3 сек., далее взгляд переводим на палец, на 3-5 сек – выполняем упражнение 10-12 раз.

  1. Для облегчения зрительного процесса на небольшом расстоянии:

Стоя, вытягиваем правую руку вперед в районе середины лица и начинаем приближать палец медленно пока он не станет, двоиться – 6-8 раз.

  1. Для расслабления мышц, улучшения кровообращения:

Для выполнения упражнения следует сесть на стул, закрыть глаза:

В течение минуты круговыми движениями массируем пальцами веки.

  1. Специальное упражнение для обоих глаз на укрепление мышц – бинокулярное зрение:

Упражнение, стоя, ориентир на расстоянии 25-30 см. от глаз. Обоими глазами смотрим на ориентир, 3-5 сек, далее, на 3-5 сек. левой ладонью прикрываем глаз, затем убрать ладонь, смотреть глазами на ориентир 3-5 сек, теперь на 3-5 секунд прикрыть ладонью правый глаз, убираем ладонь, смотрим обоими глазами, 3-5 сек, и отдыхаем.

  1. Для укрепления мышц глаза горизонтального действия и совершенствование их координации (в комплексе с массажем и самомассажем воротниковой зоны):

Упражнение, стоя. Отводим руку в правую сторону, неторопливо палец полусогнутой руки, перемещаем справа налево и не поворачивая головы, следим за пальцем, далее повторяем то же самое только слева направо – 10-12 раз.

  1. Для улучшения циркуляции внутриглазной жидкости:

Для выполнения упражнения нужно сесть на стул. Тремя пальцами каждой руки легонько нажимаем на верхние веки, на 1-2 сек., затем отдыхаем. Данное упражнение повторить 3-4 раза.

  1. Упражнение, сидя, указательными пальцами придерживаем кожу надбровных дуг. Не торопливо закрываем глаза, пальцами, удерживая кожу надбровных дуг, оказывая сопротивление мышцами – 6-8 раз.
  2. Сидя. II палец у наружного края глаза, III – на середине верхнего края орбиты, IV – у внутреннего угла глаза. Закрываем медленно глаза, оказываем небольшое сопротивление этому движению – упражнение повторить 8-10 раз.

  1. Упражнение выполняется с партнером. Становимся на расстоянии 5-7м. друг от друга. Мяч передаем от груди партнеру – вып-ем 12-15 раз.
  2. Передача мяча из-за головы – 10-12 раз.
  3. Передаем мяч одной рукой от плеча. Данное упражнение делаем каждой рукой по 7-10 раз.
  4. Обеими руками подбрасываем мяч вверх и необходимо его поймать – 7-8 раз.
  5. Одной рукой подбрасываем мяч, а другой его ловим или двумя – упражнение вып-ем 5-6 раз.
  6. Бросаем мяч об пол и ловим его одной или обоими руками – 6-7раз.
  7. Упражнение с теннисным мячом. Выполняем броски в стену теннисным мячом на расстоянии 5-8м. Каждой рукой выполняем броски по 6-8 раз.
  8. Упражнение, на броски в мишень теннисным мячом, выполняем по 6-8 раз каждой рукой.
  9. С расстояния 3-5м бросаем одной или обоими руками мяч в баскетбольное кольцо – упражнение выполняем 10-15 раз.
  10. Игра в бадминтон – 15-20 минут.
  11. Пасы футбольного мяча партнеру.

Специальные упражнения при миопии (близорукости) необходимо сочетать с общеразвивающими и дыхательными упражнениями.

источник

Результаты исследования последних лет, особенно касающиеся механизма происхождения близорукости, позволили по-новому оценить возможности физической культуры при этом дефекте зрения.

Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось еще недавно, признано неправильным. Показана важная роль физической культуры в предупреждении миопии и ее прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза.

И. В. Сухиненко (1980) установила, что девушки 15—17 лет, имеющие близорукость средней степени, значительно отстают по уровню физической подготовленности от сверстниц с эмметропией и гиперметропией. У них отмечается существенное снижение кровотока в сосудах глаза и ослабление аккомодационной способности. Циклические физические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности (пульс 100— 140 уд/мин) оказывают благоприятное воздействие на гемодинамику и аккомодационную способность глаз, вызывая реактивное усиление кровотока в глазу через некоторое время после нагрузки и повышение работоспособности цилиарной мышцы. После выполнения циклических упражнений значительной интенсивности (пульс 180 уд/мин и выше), а также упражнений на гимнастических снарядах, прыжков со скакалкой, акробатических упражнений отмечаются выраженная ишемия глаз, сохраняющаяся длительное время, и ухудшение работоспособности цилиарной мышцы. Апробация методики физического воспитания детей с миопией средней величины с учетом указанных выше эффектов действия физических упражнений показала, что применение этой методики способствует профилактике прогрессирования миопии: спустя год в экспериментальной группе рефракция уменьшилась в 37,2 % случаев, осталась на прежнем уровне в 53,5 % и увеличилась у 9,3 %, тогда как в контрольной группе это наблюдалось в 2,4; 7,4 и 90,2 % случаев соответственно.

Исследования Е. И Ливадо (1977) позволили установить, что снижение общей двигательной активности школьников при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения общеразвивающего характера в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы оказывают положительное влияние на функции миопического глаза. На основе результатов проведенных исследований разработана методика лечебной физкультуры для школьников с близорукостью и показана ее эффективность при применении в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования. Ю. И. Курпан (1975, 1979) обосновал методику физического воспитания студентов, страдающих близорукостью.

Особенность физического воспитания школьников и студентов, способствующего предупреждению близорукости и ее прогрессирования, состоит в том, что в занятия, помимо общеразвивающих упражнений, включают и специальные упражнения, улучшающие кровоснабжение в тканях глаза и деятельность глазных мышц, в первую очередь цилиарной мышцы.

Разработан комплекс упражнений [Аветисов Э. С., Ливадо Е. И., 1977], предназначенный для лиц, чья работа связана с длительным рассматриванием близко расположенных мелких объектов. Приводим примерный комплекс таких упражнений.

1. Исходное положение (и.п.) — сидя. Крепко зажмурить глаза на 3—5 с, а затем открыть на 3—5 с. Повторить 6—8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц.

2. И.п. — сидя. Быстро моргать в течение 1—2 мин. Упражнение способствует улучшению кровообращения век.

3. И.п. — стоя. Смотреть прямо перед собой 2—3 с, перевести взгляд на палец вытянутой правой руки, расположенный по средней линии лица на расстоянии 25—30 см от глаз, и смотреть на него 3—5 с, опустить руку. Повторить 10—12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

4. И.п. — стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенный по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6—8 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

5. И.п. — сидя. Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальца. Повторять в течение 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение век.

6. И.п. — стоя. Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25—30 см от глаз, смотреть двумя глазами на конец пальца 3—5 с, прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3—5 с, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3—5 с, расположить палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 25—30 см от глаз, смотреть обоими глазами на конец пальца 3—5 с, прикрыть ладонью правой руки правый глаз на 3—5 с, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3—5 с. Повторить 5—6 раз. Упражнение укрепляет мышцы обоих глаз (бинокулярное зрение).

7. И.п. — стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и, не двигая головой, следить глазами за пальцем; медленно передвигать палец полусогнутой руки слева направо и, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить 10—12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального действия и совершенствует их координацию.

8. И.п. — сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1—2 с снять пальцы с век. Повторить 3—4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

Способствуют улучшению работоспособности цилиарной мышцы следующие общие упражнения.

1. Передача мяча (волейбольный, баскетбольный, набивной) от груди к партнеру, стоящему на расстоянии 5—7 м. Повторить 12-15 раз.

2. Передача мяча партнеру из-за головы. Повторить 10—12 раз.

3. Передача мяча партнеру одной рукой от плеча. Повторить 7—10 раз каждой рукой.

4. Подбросить мяч обеими руками вверх и поймать. Повторить 7—8 раз.

5. Подбросить мяч одной рукой вверх, поймать другой (либо двумя). Повторить 8—10 раз.

6. Ударить с силой мяч об пол, дать ему подскочить и поймать одной или двумя руками. Повторить 6—7 раз.

7. Броски теннисного мяча в стену с расстояния 5—8 м. Повторить по 6—8 раз каждой рукой.

8. Броски теннисного мяча в мишень. Повторить по 6—8 раз каждой рукой.

9. Бросить теннисный мяч с таким расчетом, чтобы он отскочил от пола и ударился о стену, а затем поймать его. Повторить по 6—8 раз каждой рукой.

10. Броски мяча в баскетбольное кольцо одной и двумя руками с расстояния 3—5 м. Повторить 12—15 раз.

11. Верхняя передача партнеру волейбольного мяча. Выполнять в течение 5—7 мин.

12. Нижняя передача волейбольного мяча партнеру. Выполнять в течение 5—7 мин.

13. Подача волейбольного мяча через сетку (прямая нижняя, боковая нижняя). Повторить 10—12 раз.

14. Игра в бадминтон через сетку и без нее — 15—20 мин.

15. Игра в настольный теннис — 20—25 мин.

16. Игра в большой теннис у стенки и через сетку — 15— 20 мин.

17. Игра в волейбол — 15—20 мин.

18. Удары футбольным мячом по стенке и в квадраты с расстояния 8—10 м — 15—20 мин.

19. Передача футбольного мяча в парах (пас) на расстоянии 10—12 м — 15—20 мин.

20. Броски обруча вперед с приданием ему обратного вращения.

Ниже приведены общеразвивающие упражнения, выполняемые в сочетании с движениями глаз. При их выполнении рекомендуется голову не поворачивать, движения глазами выполнять медленно.

1. И.п. — лежа на спине, руки в стороны, в правой руке теннисный мяч. Руки соединить впереди, переложить мяч в левую руку. Вернуться в и.п. Руки соединить впереди, переложить мяч в правую руку. Вернуться в и.п. Смотреть на мяч. Повторить 10— 12 раз.

2. И.п. — лежа на спине, руки вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку вверх (за голову) и, опуская ее, переложить мяч в другую руку. То же другой рукой. Смотреть на мяч. Повторить 5—6 раз другой рукой. При поднимании рук — вдох, при опускании — выдох.

3. И.п. — лежа на спине, руки вперед — в стороны. Выполнять скрестные движения прямыми руками в течение 15—20 с. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Дыхание произвольное.

4. И.п. — то же. Махи одной ногой к разноименной руке. Повторить 6—8 раз каждой ногой. Смотреть на носок. Мах выполнять быстро. Во время маха — выдох.

5. И.п. — лежа на спине, в поднятых вперед руках держать волейбольный мяч. Махи ногой с касанием носком мяча. Повторить 6—8 раз каждой ногой. Смотреть на носок. Во время маха — выдох.

6. И.п. — лежа на спине, руки вперед. Выполнять скрестные движения руками, опуская и поднимая их. Следить за кистью одной, затем другой руки. Выполнять 15—20 с.

7. И.п. — лежа на спине, в правой руке, поднятой вперед, теннисный мяч. Выполнять рукой круговые движения вперед и назад в течение 20 с. Смотреть на мяч. Менять направление движения через 5 с.

8. И.п. — сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги слегка подняты. Выполнять скрестные движения 15—20 с. Смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.

9. И.п. — то же. Поочередно поднимать и опускать ноги. Выполнять 15—20 с. Смотреть на носок одной ноги.

10. И.п. — сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх—влево, вернуть в и.п. То же левой ногой вверх-вправо. Повторить 6—8 раз каждой ногой. Смотреть на носок.

11. И.п. — то же. Правую ногу отвести вправо, вернуть в и.п. То же другой ногой влево. Смотреть на носок. Повторить 6—8 раз каждой ногой.

12. И.п. — то же, прямая нога слегка приподнята. Выполнять круговые движения ногой в одном и другом направлении. То же другой ногой. Выполнять 10—15 с каждой ногой. Смотреть на носок.

13. И.п. — то же, но подняты обе ноги. Выполнять круговые движения в одном и другом направлении 10—15 с. Смотреть на носки.

14. И.п. — стоя, держать гимнастическую палку внизу. Поднять палку вверх, прогнуться — вдох, опустить палку — выдох. Смотреть на палку. Повторить 8—12 раз.

15. И.п. — то же. Присесть и поднять гимнастическую палку вверх, вернуться в и.п. Смотреть на палку. Повторить 8—12 раз.

16. И.п. — стоя, держать гантели впереди. Круговые движения руками в одном и другом направлении — 15—20 с. Смотреть то на одну, то на другую гантель. Выполнять круговые движения 5 с в одном направлении, затем 5 с в другом.

Читайте также:  Контактные линзы при близорукости плюсы и минусы

17. И.п. — то же. Одну руку поднимать, другую — опускать, затем наоборот — 15—20 с. Смотреть то на одну, то на другую гантель.

18. И.п. — стоя, гантели в опущенных руках. Поднять гантели вверх, затем опустить. Смотреть сначала на правую гантель, затем на левую. Вновь перевести взгляд на правую гантель. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 15—20 с. Менять направление движения глаз через 5 с.

19. И.п. — стоя, в вытянутой руке обруч. Вращать обруч в одну, затем в другую сторону 20—30 с. Смотреть на кисть. Выполнять одной и другой рукой.

20. И.п. — стоя, смотреть только вперед на какой-либо предмет. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 8—10 раз в каждую сторону.

21. И.п. — то же. Голову поднять, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 10 раз. Смотреть на какой-либо предмет.

Специальные упражнения чередуют с упражнениями для укрепления мышц шеи и спины, передней брюшной стенки, а также дыхательными упражнениями. Лицам с близорукостью высокой степени нежелательно назначать упражнения с продолжительными и напряженными переходами из положения сидя в положение лежа и обратно.

Подвижные игры — прекрасное средство тренировки организма и повышения эмоционального состояния играющих. Необходимо исключить игры, при которых имеется вероятность столкновения играющих, ударов по лицу и голове, а также игры, требующие большого напряжения и натуживания.

Желательно проводить игры с непродолжительным быстрым бегом (10—15 м), передачей и ловлей мяча, бросками в стену или мишень. На одном занятии можно использовать три-четыре игры, с повторениями каждой по 2—3 раза. Если занимающиеся устали, между отдельными играми рекомендуется выполнять дыхательные упражнения. Приводим перечень подвижных игр, которые можно использовать на занятиях физкультурой.

1. Эстафета с бегом, броском мяча в сторону с последующей ловлей мяча.

2. Эстафета с передачей мяча во встречных колоннах.

3. Игры с метанием мяча в мишень.

4. Игры с метанием мешочка с песком на стул либо в квадрат, начерченный на полу.

5. Игры с метанием теннисного мяча в корзину (ведро).

6. Игра в «челнок» с метанием набивного мяча.

Физическая культура для школьников с близорукостью. Ведущее место в системе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ занимают уроки физической культуры. Однако они не всегда обеспечивают нужное физическое развитие школьников, у которых отмечается состояние гиподинамии. В связи с этим особое значение приобретают дополнительные формы физического воспитания: утренняя гигиеническая гимнастика, гимнастика до уроков, физкультминутки на уроках, игры на переменах, внеклассные спортивные занятия. Различные формы физического воспитания необходимо использовать для перестройки двигательного режима ребенка, который в течение 4—5 ч сидит за партой. Снижение двигательной активности неблагоприятно влияет и на аккомодационный аппарат глаза.

Обязательные занятия школьников физкультурой проводят в трех группах: основной, подготовительной и специальной.

В основную группу не допускаются учащиеся с остротой зрения без коррекции ниже 0,5 на лучше видящем глазу, с гиперметропической или миопической рефракцией более 3 дптр.

В подготовительной группe основную программу физического воспитания осуществляют в течение 1 — 1,5 лет. Спортивные тренировки и соревнования исключены. Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6,0 дптр независимо от остроты зрения не допускаются к занятиям в этой группе.

Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6,0 дптр независимо от остроты зрения, а также с хроническими и дегенеративными заболеваниями глаз занимаются в специальной группе по индивидуальной программе.

Отбор школьников в каждую из этих групп по состоянию органа зрения осуществляют в соответствии с инструкцией, утвержденной Министерством здравоохранения СССР 15 ноября 1974 г. (табл. 40).

Для школьников, страдающих близорукостью и включенных в специальную группу, разработаны специальные упражнения типа лечебной физкультуры.

Учитывая, что физическая культура может не только способствовать замедлению или задержке прогрессирования уже имеющейся близорукости, но и препятствовать ее возникновению, целесообразно включать ряд специальных упражнений в общий комплекс физических упражнений для всех школьников, занимающихся в основной и подготовительной группах.

Специальные упражнения для глаз на уроке физкультуры необходимо выполнять вместе с общеразвивающими и корригирующими упражнениями. При выполнении многих общеразвивающих упражнений, особенно связанных с движениями рук, можно одновременно выполнять упражнения для цилиарной мышцы и наружных мышц глаза, фиксируя взгляд на кисти или удерживаемом предмете. Эти упражнения необходимо выполнять для того, чтобы функция аккомодационного аппарата не снижалась и адаптация к повышенной зрительной нагрузке проходила бы в более благоприятных условиях.

Кроме уроков физкультуры, необходим активный отдых для глаз на общеобразовательных уроках. Через 25—30 мин после начала урока школьникам предлагают быстро поморгать глазами в течение 20—30 с, затем закрыть глаза и посидеть спокойно 1 мин, откинувшись на спинку парты.

Особое внимание следует уделять школьникам 1—4-х классов, у которых в этот период глаза приспосабливаются к возрастающей зрительной нагрузке и вместе с тем резко снижается двигательная активность. В связи с этим на уроках физкультуры в 1—4-х классах для всех школьников, кроме общеразвивающих и корригирующих упражнений, рекомендуется включать 2—3 упражнения для глаз, способствующих укреплению аккомодационного аппарата. Школьникам младших классов с близорукостью, направленным в подготовительную или специальную группу, целесообразно рекомендовать, помимо уроков физкультуры, занятия лечебной физкультурой.

В 5—7-х классах школьникам, страдающим близорукостью до 6,0 дптр, при отсутствии патологических изменений на глазном дне разрешаются занятия физкультурой в достаточно полном объеме. Особую пользу им принесут уроки, на которых используются спортивные игры, плавание и туризм.

К школьникам с близорукостью более 6,0 дптр, занимающимся в 5—7-х классах, необходим индивидуальный подход. Если у таких школьников нет патологических изменений на глазном дне и близорукость не прогрессирует, то их можно допускать к занятиям в специальной группе, исключив упражнения высокой интенсивности, а также упражнения, связанные с сотрясением тела (прыжки, подскоки) или требующие большого напряжения (стойки, упоры, висы, подтягивания на перекладине, поднятие тяжестей).

В 8—10-х классах в связи с увеличением объема и интенсивности учебного процесса, дефицитом свободного времени, дальнейшим снижением двигательной активности значение физической культуры в профилактике близорукости и ее прогрессирования еще больше возрастает.

Для юношей с близорукостью до 6,0 дптр необходимо исключить упражнения на перекладине в программе по гимнастике, преодоление полосы препятствий, а также классическую борьбу. Занятия легкой атлетикой, лыжами, плаванием и спортивными играми проводятся без ограничений, исключаются силовые упражнения на перекладине, подтягивание и подъем из виса в упор, их можно заменить подъемом по канату с помощью ног.

Школьники старших классов с неосложненной близорукостью более 6,0 дптр могут заниматься в специальной группе или группе лечебной физкультуры. Для школьников с осложненной близорукостью рекомендуются индивидуальные занятия физической культурой, методику которых целесообразно определить совместно с опытным окулистом.

Занятия лечебной физкультурой включают как общеразвивающие, так и специальные упражнения в соотношении 1:2; 1:3.

Учитывая, что у лиц, страдающих близорукостью, чаще наблюдают нарушения осанки, слабость соединительно-тканевого аппарата, а также тенденция чрезмерно наклонять кпереди туловище и голову при зрительной работе на близком расстоянии, большое значение следует придавать упражнениям для укрепления мышц-разгибателей и корригирующим упражнениям.

Важную роль играют и дыхательные упражнения, усиливающие легочную вентиляцию, кровообращение, улучшающие окислительно-восстановительные процессы в организме. Кроме того, дыхательные упражнения служат средством периодического снижения физической нагрузки.

При построении методики лечебной физкультуры необходимо соблюдать все ее основные принципы:

• системность воздействия физических упражнений и последовательность их применения;

• длительное применение физических упражнений;

• постепенное увеличение физической нагрузки на протяжении как отдельной процедуры, так и всего лечебного курса;

• индивидуализация физических упражнений в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья занимающихся;

• сочетание общей и специальной тренировки во время курса лечения.

Курс лечебной физкультуры для школьников, страдающих близорукостью, целесообразно разделить на два периода — подготовительный и основной (тренировочный). Подготовительный период обычно продолжается 12—15 дней. Он характеризуется выполнением преимущественно общеразвивающих упражнений и постепенным увеличением специальной тренировки разгибателей головы и туловища. Особое внимание уделяют обучению правильному дыханию. Соотношение дыхательных и общеразвивающих упражнений должно быть сначала 1:1, затем 1:2.

Правильным следует считать полное дыхание с использованием всего дыхательного аппарата. Начинать обучение нужно с усвоения статического дыхания, а затем постепенно усложнять различные сочетания дыхания с движениями. Динамические дыхательные упражнения должны быть просты по построению, выполнять их следует свободно, без усилий.

К специальным упражнениям, выполняемым в этот период, относятся дыхательные и корригирующие упражнения, а также упражнения, укрепляющие своды стоп. Упражнения выполняются в следующих исходных положениях: лежа, сидя, стоя. Корригирующие упражнения в основном проводят в условиях разгрузки позвоночника — лежа. Темп выполнения упражнений медленный и средний. Используют гимнастические снаряды, палки, мячи, набивной мяч и др.

Помимо гимнастических упражнений, используют подвижные игры и отдельные элементы из спортивных игр для общеоздоровительных воздействий, а также повышения эмоционального тонуса, что имеет важное значение в детском возрасте. Спортивные игры проводятся в исходном положении сидя и стоя. В игры с передачей мяча или бросками мяча в баскетбольную корзину включают элементы соревнования.

Основной период длится 2,5 мес. На фоне общеразвивающих, дыхательных и корригирующих упражнений применяют специальные упражнения, укрепляющие наружные мышцы глаза и цилиарную мышцу. Эти упражнения должны быть строго дозированы. Вначале их повторяют 2 раза, а затем число повторений доводят до четырех-шести. Целесообразно выполнять упражнения для наружных мышц глаза одновременно с общеразвивающими упражнениями в исходном положении лежа или стоя у гимнастической стенки, наиболее оптимальном для сохранения правильной осанки.

По окончании курса лечения школьники получают индивидуальные рекомендации об общем и зрительном режиме, о проведении комплекса лечебной гимнастики. Важно, чтобы ребенок не прекращал выполнение рекомендованных ему упражнений дома. В школе от занятий физкультурой детей не освобождают.

Физическое воспитание студентов с близорукостью. Значительная часть студентов страдают близорукостью. По мере перехода на старшие курсы отмечается тенденция к ее прогрессированию. Это вызвано, очевидно, большой зрительной нагрузкой, недостаточной двигательной активностью, нарушением гигиенических условий труда и быта.

При распределении студентов с близорукостью в учебные группы для занятий физической культурой с учетом данных медицинского осмотра следует руководствоваться приведенными выше ограничениями к занятиям физической культурой школьников по состоянию органа зрения.

Используются следующие формы физического воспитания: обязательные и факультативные занятия; физкультурно-массовые мероприятия; самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, а также специальные упражнения для цилиарной мышцы.

Студенты с близорукостью слабой степени входят в основную группу и могут заниматься физической культурой в подготовительном отделении или в отделении спортивного совершенствования. Программные требования выполняются ими без ограничений. Полезны занятия спортивными играми. Постоянное переключение зрения при игре в волейбол, баскетбол, теннис с близкого расстояния на далекое и обратно способствует усилению аккомодации и профилактике прогрессирования близорукости.

При наличии близорукости средней степени студентов включают в подготовительную медицинскую группу, они должны заниматься физической культурой в подготовительном учебном отделении. Практические занятия с ними следует проводить отдельно от студентов основной медицинской группы. В программные требования для них целесообразно ввести некоторые ограничения: исключить прыжки с высоты более 1,5 м, упражнения, требующие большого и продолжительного физического напряжения. Степень нервно-мышечного напряжения и общая нагрузка при занятиях физической культурой должны быть несколько ниже, чем у студентов из основной медицинской группы.

Для студентов подготовительной медицинской группы наряду с учебными занятиями необходимо предусмотреть также самостоятельные занятия, включающие специальные упражнения для мышц глаз или занятия лечебной физкультурой.

Если нет возможности выделить студентов с близорукостью средней степени в самостоятельную группу, то их целесообразно разделить на две подгруппы: студентов с миопией 3,5—4,5 дптр включить в подготовительную группу, а студентов с близорукостью 5,0—5,5 дптр — в специальную медицинскую группу.

Студенты с близорукостью высокой степени (6,0 дптр и более) должны заниматься физической культурой только в специальном медицинском отделении. Используются следующие формы физического воспитания: а) обязательные и факультативные занятия; б) самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, упражнения для повышения уровня общей и силовой выносливости, а также тренировку цилиарной мышцы. Кроме того, можно рекомендовать и занятия лечебной физкультурой.

Лучше комплектовать группы из студентов одного курса (потока). Численность таких групп должна быть по 12 человек. Если нет возможности выделить студентов с близорукостью в самостоятельную группу, то их целесообразно объединить со студентами, страдающими заболеваниями органов дыхания.

Студенты с близорукостью до 8,0 дптр, у которых не выявлены патологические изменения на глазном дне, при хорошей физической подготовленности могут выполнять почти все упражнения из программы по физическому воспитанию для практически здоровых студентов. Помимо особенностей физического воспитания, на которые было указано выше, важно также учитывать, что для студентов этой группы, страдающих близорукостью, нежелательны упражнения на высоком и среднем бревне типа прыжков и соскоков, опорные прыжки через снаряды, кувырки и стойка на голове, упражнения на гимнастической стенке на высоте более 2 м, прыжки с подкидного мостика, прыжки в воду вниз головой, продолжительные упражнения со скакалкой, а также другие упражнения, при выполнении которых возможны падения и резкие сотрясения тела. В этой группе следует более широко использовать дыхательные и корригирующие упражнения, а также специальные упражнения для глаз.

Установлено, что занятия по физической культуре, проводимые 2 раза в неделю, не вызывают существенных изменений в физическом развитии студентов и что на протяжении большей части учебного года у них наблюдается явление гипокинезии. В связи с этим необходимы самостоятельные занятия физической культурой.

Рекомендуются следующие формы самостоятельных занятий:

• ежедневное выполнение утренней гигиенической гимнастики и процедур по закаливанию организма;

• выполнение общеразвивающих упражнений по заданию преподавателя;

• выполнение упражнений по улучшению аккомодационной способности.

Прежде чем приступить к организации самостоятельных занятий физической культурой, важно убедить студентов в их необходимости и пользе. Для наглядности используют результаты медицинского осмотра, антропометрических измерений и оценки физической подготовленности студентов.

При близорукости 8,5 дптр и более без нарушения состояния глазного дна студентам рекомендуют заниматься лечебной физкультурой. Помимо занятий лечебной гимнастикой, студентам необходимо проводить самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и процедуры по закаливанию организма.

Занятия лечебной гимнастикой проводят во внеучебное время групповым методом (по 6—8 человек в группе) не менее 2 раз в неделю. Продолжительность занятий от 15 до 30 мин в зависимости от состояния глаз и уровня физического развития студентов.

Занятия лечебной гимнастикой начинают с ходьбы и дыхательных упражнений. Затем следуют общеразвивающие упражнения для мышц конечностей и туловища с передачей предметов, перебрасывание набивного мяча массой 2—3 кг, несложные упражнения у гимнастической стенки, элементы танца, медленный бег на носках и другие упражнения. Завершают занятия медленной ходьбой, дыхательными упражнениями на расслабление мышц.

Читайте также:  Кто такой дальнозоркость и близорукость

На занятиях лечебной физкультурой необходимо полностью исключить все прыжковые упражнения, резкие движения туловищем, резкие наклоны туловища и приседания. Степень нервно-мышечного напряжения должна быть средней. Занятия не должны вызвать утомления, поэтому общеразвивающие упражнения чередуют с дыхательными.

Близорукость и занятия спортом. Физические упражнения и спорт — это основные средства укрепления здоровья и поддержания хорошей работоспособности в любом возрасте. Спорт отличают высокая эмоциональность, соревновательный характер, стремление к достижению наивысших результатов. Однако во время занятий многими видами спорта (особенно на уровне высоких достижений) спортсмены испытывают значительные по объему и интенсивности тренировочные нагрузки, от них требуется предельное напряжение физических и психических сил. В связи с этим очень важно правильно выбрать вид спорта для лиц с близорукостью и обеспечить систематический врачебный контроль за состоянием их органа зрения. Спортивные тренировки могут благотворно повлиять на состояние глаз при миопии и способствовать ее стабилизации, но в то же время могут оказать и весьма неблагоприятное воздействие на орган зрения и привести к осложнениям близорукостью. Все зависит от степени близорукости, состояния глаз, а также от специфики данного вида спорта и интенсивности спортивных нагрузок.

При неосложненной стационарной близорукости можно и полезно заниматься некоторыми видами спорта. Если занятия данным видом спорта несовместимы с ношением очков и возможны без оптической коррекции, то на время занятий очки разрешается снимать. В некоторых видах спорта требуется высокая острота зрения и в то же время пользоваться очками нельзя. В таких случаях целесообразна контактная коррекция.

При прогрессирующей миопии, особенно осложненной, противопоказаны виды спорта, связанные с большим физическим напряжением, быстрым перемещением тела и возможностью его сотрясения.

приведены основные противопоказания к занятиям спортом для лиц с близорукостью, а также даны рекомендации по использованию оптической коррекции во время спортивных занятий.

В системе медицинского обеспечения физкультурного движения важное место занимает проблема исследования анализаторных систем, прежде всего органа зрения. Особые трудности вызывает прогностическая оценка близорукости. Вследствие этого офтальмологи часто оказываются в затруднительном положении, когда изменение рефракции превышает допустимые градации, особенно у спортсменов высокой квалификации, при подготовке которых нередко используются предельные нагрузки. Важность этого вопроса для современного спорта заключается в том, что в последние годы в большом спорте все чаще встречаются спортсмены, страдающие близорукостью. В связи с этим появилась настоятельная необходимость уточнить тактику спортивного врача при данном виде патологии органа зрения.

Следует отметить, что рассматриваемая проблема имеет два аспекта: первый — близорукость и массовый спорт, второй — близорукость и большой спорт. По существующему положению при первичном врачебном осмотре к занятиям спортом не допускаются лица с близорукостью более 3,0 дптр, а в том случае, если миопия в процессе занятий спортом увеличились до 6,0 дптр, спортсмену рекомендуется прекратить занятия. Однако если на начальном этапе спортивной подготовки вопрос о недопуске к тренировкам лиц с близорукостью решается сравнительно просто, то вопрос о судьбе спортсменов олимпийского резерва, имеющих миопию, требует тщательного изучения. Мы считаем, что решать данный вопрос необходимо сугубо индивидуально. При этом важно учитывать спортивную квалификацию и перспективность спортсмена. Известно немало примеров, когда спортсмены с миопией средней степени с успехом защищали спортивную честь нашей Родины на международной арене. Так, близорукость не помешала тяжелоатлетам Ю. Власову и Ю. Зайцеву стать олимпийскими чемпионами, а фигуристу Ю. Овчинникову — призером чемпионата Европы. В настоящее время в составе сборных команд страны и резерва находятся спортсмены с близорукостью слабой и средней степени. Спортивным врачам необходимо обращать внимание на состояние органа зрения этих спортсменов и проводить необходимое восстановительное лечение. Офтальмологам следует обследовать их не реже одного раза в 3 мес. Вопрос о пользовании оптической коррекцией во время спортивных занятий и соревнований решают в зависимости от вида спорта и от того, какая коррекция является для спортсмена привычной. Спортивный врач должен в полной мере применять все средства профилактики прогрессирования близорукости, включая специальные упражнения для наружных и внутренних мышц глаза.

Приведенной выше таблицей следует руководствоваться прежде всего при решении вопроса о возможности занятий спортом начинающими спортсменами с близорукостью. Эта таблица может служить также ориентиром и при решении этого вопроса в отношении спортсменов высокого класса с использованием индивидуального подхода.

источник

(по Э.С. Аветисову, Е.И. Ливадо, Ю.И. Курпан, 1996)

•И.п. — стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «один-два» поднять руки через стороны вверх, потянуться — вдох, переложить мяч в левую руку; на счет «три» через стороны опустить —выдох. Смотреть на мяч, не поворачивая головы. Повторить 6— раз.

•И.п. — стоя. Держать руки с мячом впереди. Круговые движения руками. Смотреть на мяч, дыхание произвольное. Повторить 6— раз в каждом направлении.

•И.п. — стоя. Держать мяч впереди в согнутых руках. Сгибая ногу, коленом ударить по мячу. Повторить 8—0 раз каждой ногой.

•И.п. — стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «раз» сделать мах правой ногой вперед-вверх, мяч из правой руки в левую переложить под ногой; на счет «два» опустить ногу; на счет «три-четыре» то же, перекладывая мяч из левой руки в правую под левой ногой. Повторить 8—0 раз каждой ногой.

•Бег на месте в среднем темпе (варианты: бег на прямых ногах, поднимая высоко колени или сильно сгибая ноги в коленных суставах так, чтобы пятками касаться ягодиц) в течение 1— мин с последующим переходом на ходьбу.

•И. п. — сидя на полу, упор руками сзади, зажать мяч между стопами, ноги подняты. Круговые движения ногами, смотреть на мяч. Повторить 8—0 раз в каждом направлении.

•И. п. — лежа на животе, мяч сзади. На счет «раз» поднять руки с мячом, приподнять голову и плечи; на счет «два-три» держать; на счет «четыре» опустить руки. Повторить 8—10 раз.

•И. п. — лежа на животе, кисти рук на полу у плеч, мяч сдавливать стопами. На счет «раз» согнуть ноги в коленных суставах, распрямить руки, прогнуться, головой постараться коснуться мяча; на счет «два» вернуться в и. п. Повторить 8—10 раз.

Улучшение зрения по методу У. Бейтса

Для лечения близорукости американский офтальмолог Уильям Бейтс предлагает комплекс упражнений, который он разработал после ознакомления с методикой совершенствования зоркости индейцев. Главной причиной ухудшения зрения Бейтс считает психогенное напряжение, сопровождающееся напряжением наружных мышц глаза, усилением увидеть, разглядеть удаленные предметы. По мнению Бейтса, нормальное зрение можно выработать полным расслаблением и с помощью следующих упражнений.

•Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке — карандаш. По широкой амплитуде он двигается вправо, влево, вниз, вверх. Неотрывно следить за ним глазами.

•Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из верхнего правого угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего в правый нижний. Повторить не менее 50 раз.

•Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Резкие повороты головы вправо, влево. Взгляд направляется по ходу движения. Выполнить 40 поворотов.

•В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых. Повторить 15 раз.

•Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 40 раз.

•Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 с. Перевести взгляд на свои наручные часы. Повторить 15 раз.

Этот комплекс У. Бейтс рекомендует выполнять 2 раза в день в течение месяца, затем сделать перерыв на 2— недели, а потом начать все сначала. Такой режим работы глаз укрепляет мышцы, тренирует и массирует хрусталики, улучшает кровообращение и питание глаз.

Профилактика травматизма

Систематический медицинский контроль и соблюдение мер по предупреждению травматизма на занятиях физической культурой является одним из условий эффективного учебно-воспитательного процесса в школе для детей с ограниченными зрительными возможностями. Работу по гигиеническому воспитанию и обучению детей с нарушенным зрением следует проводить не только во время урока, но и после уроков: во время экскурсий, туристических походов, соревнований и пр. Надо объяснять детям о необходимости остерегаться всего, что может привести к травме, и проводить разъяснительную работу по охране остаточного зрения, соблюдению мер предосторожности на уроках по разделам: легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, плавание, подвижные и спортивные игры, туристические походы, спортивные соревнования и т. д.

Во время урока учителю следует постоянно контролировать самочувствие детей. Снижение работоспособности, нарушение координации движений, внимания, нистагм глаз, нечеткая речь являются признаком утомления. Дети становятся вялыми, жалуются на усталость, сонливость, боль в области лба и затылка, неосознанное стремление к отдыху. Эти явления наиболее выражены в конце учебного года.

Травмы при занятиях физической культурой и спортом с детьми с нарушенным зрением следует рассматривать как чрезвычайное происшествие. Как правило, они являются результатом неудовлетворительной профилактики травматизма. Причины связаны с состоянием мест занятий и одежды занимающихся; со слабой организацией и методикой проведения занятий; несоблюдением требований врачебного контроля; с отсутствием дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку, с неправильным поведением ученика при занятиях физическими упражнениями. Таким образом, создание условий, своевременная помощь детям со зрительной депривацией позволят избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для роста и развития личности каждого ребенка.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику основным зрительным функциям.

2. Дайте характеристику основным глазным заболеваниям, наиболее часто встречающимся у детей школьного возраста.

3. Как вы понимаете термин «ребенок с нарушением зрения»?

4. Охарактеризуйте особенности физического развития детей со зрительной депривацией.

5. Охарактеризуйте особенности психического развитие детей с нарушением зрения.

6. В чем заключается коррекционная направленность уроков физического воспитания детей с депривацией зрения?

7. Перечислите противопоказания при регулировании физической нагрузки детей школьного возраста с нарушением зрения.

8. При каких офтальмологических заболеваниях предусмотрены противопоказания и к каким видам физических упражнений?

9. Перечислите задачи (общие и коррекционные) физического воспитания детей с депривацией зрения.

10. Перечислите методы и методические приемы обучения детей с депривацией зрения двигательным действиям.

11. Какие сохранные функции необходимо развивать у незрячих и слабовидящих детей на уроках физического воспитания?

12. Какие ориентиры используют незрячие школьники в процессе физического воспитания?

13. В чем заключается коррекционная направленность подвижных игр?

14. Дайте характеристику структуры и содержания урока коррекционной направленности.

15. Перечислите формы повышения двигательной активности детей с депривацией зрения.

16. Перечислите особенности общения с детьми, имеющими зрительные нарушения

17. Перечислите условия предупреждения травматизма в процессе занятий физическими упражнениями.

18. В чем заключаются особенности регулирования физической нагрузки на уроках физкультуры, ритмики, ЛФК?

19. Существует ли разница в методике обучения двигательным действиям незрячих и слабовидящих детей?

1. Ермаков В.П., Якунин ГЛ. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрением. — М., 2000.

2. Демирчоглян Г.Г. Как сохранить и улучшить зрение. — Донецк, 1997.

3. Корбетт М.Д. Как обрести хорошее зрение без очков (перевод). —СПб., 1998.

4. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. — СПб., 1998.

5. Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. М., 2001.

6. Ростомашвили Л.Н. Реализация программы ЛФК для младших школьников с тяжелой патологией зрения. — СПб., 1997.

7. Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушенным зрением /Методические рекомендации для учителей, воспитателей, родителей. — СПб., 2001.

8. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. — М., 2000.

9. Хаксли О. Как вернуть зрение // Перевод с англ. — М., 1997.

10. Шкарлова СИ., Романовский В. Е. Близорукость, дальнозоркость, астигматизм. — Ростов-на-Дону; Феникс, 2000.

11. Шматко Н.Б. Дети с отклонениями в развитии /Методическое

пособие для педагогов и воспитателей массовых и спецучреждений и родителей. — М., 1997.

Дата добавления: 2017-02-28 ; просмотров: 429 | Нарушение авторских прав

источник

Близорукость или миопия – это распространенное заболевание, которое возникает из-аз аномалии рефракции на сетчатке зрительного органа. Чаще всего миопия формируется в результате увеличенного глазного яблока. Таким образом, картинка, поступающая на глаза, формируется перед сетчаткой. А поскольку ухудшается зрение , то отдаленные предметы размытые и нечеткие.

Польза упражнения для восстановления зрения по методу Жданова при близорукости состоит в том, что позволяет снять напряжение, покраснение и улучшить кроводвижение в глазном яблоке. Если выполнять гимнастику регулярно, то возможно даже улучшение зрительной функции. Но для получения пользы от упражнения их стоит выполнять комплексно. В день гимнастику проводить 2-3 раза.

Важно понимать, что близорукость чревата деформацией глазного яблока, а это приводит к развитию глаукомы(причины для развития этой болезни самые различные). Данное заболевание характеризуется отклонением от нормы глазного давления, что, в свою очередь, приводит к ухудшению зрения , истончению структур глаза, атрофии зрительного нерва, заболеваниям сетчатки. В результате человек лишается зрения, а в некоторых случаях и самого органа. Запущенные воспалительные процессы могут распространяться на глазницу, поражать прилегающие ткани вплоть до поражения мозга.Но на начальные симптомы, например непроизвольное закрытие одного или обоих век (блефароспазм), уже стоит обратить внимание. Первыми признаками блефароспазма могут быть непроизвольное увеличение количества моргания на одном или обоих глазах, или трудности для поддержания глаза в открытом виде.

Читайте также про методы лечения близорукости в статье.

Чтобы выполнить этот комплекс упражнений при близорукости, необходимо соблюдать следующий план:

  1. Принять исходное положение – сидя с прямо поставленной спиной и приподнятой головой. На 3-5 секунде крепко закрыть глаза, а открыть на 3-5 секунде. Выполнить 6-8 раз.
  2. Оставаться в прежней позиции, но только быстро моргать на протяжении 1-2 минуты.
  3. Теперь встать, расставить ноги на ширине плеч. Направить взгляд прямо в течение 2-3 секунд, а затем поднять прямую правую руку перед собой, отвести большой палец и сосредоточить взгляд на нем 3-5 секунд. Руку опустить, а упражнение повторять 10-12 раз.
  4. Оставаться в прежнем положении, поднять прямую правую руку до уровня органов зрения и зафиксировать взгляд на кончике указательного пальца. Не отводя взгляда, плавно прижать палец к глазам, пока не возникнет двоение. Выполнить 6-8 раз.
  5. Оставаться в прежнем положении, взять указательный палец и расположить его на дистанции 25-30 см от лица на уровне органов зрения. На 3-5 секунд зафиксировать взгляд на кончике пальца. Теперь ладонью прикрыть левый глаз и смотреть на кончик пальца правым глазом 3-5 секунд. Аналогичные действия проделать с левым глазом. Всего сделать 6-8 упражнений.
  6. Оставаться в прежнем исходном положение. Взять правую руки и согнуть ее на половину. Отвести руку вправо. Не двигая головой, необходимо боковым зрением увидеть указательный палец отведенной руки. Теперь палец плавно переместить справа налево и, не отрывая взгляда, следить за ними. Все то же проделать, двигаясь слева направо. Всего упражнение 10-12.
  7. Принять удобную позу в положении сидя. Закрыть глаза и кончиками пальцев двух рук одновременно выполнять массаж век круговыми движениями. Длительность массажа составляет 5 минут.
  8. Оставаться в исходном положении, полузакрыть глаза. Тремя пальцами каждой руки необходимо оказывать легкое давление на верхние веки. Задержать на 1-2 секунды, а затем пальцы убрать. Всего подходов 3-4.
Читайте также:  Близорукость у ребенка склеропластика

Этот метод основан на то, что аккомодация происходит не только из-за изменений кривизны хрусталика глаза. Как считал Бэйтс, в процессе аккомодации важная роль отведан внешним мышцам глазного яблока. При их сокращении происходит давление на глазное яблоко, в результате чего его форма из сферической меняется на вытянутую.

Читайте подробнее о заболеваниях сетчатки глаза по ссылке.

Для выполнения упражнения необходима специальная Ом-карта. Это сложный рисунок, который используется для тренировки центральной фиксации в Древней Индии. В центре картинки сосредоточен знак в виде интересного иероглифа. В нем можно разглядеть слово «Ом».

Выполняя упражнения на Ом-карте, удается повысить чувствительность центральной ямки сетчатки глаз, улучшить кровообращение органов зрения и повысить остроту зрения.

Для выполнения этого упражнения Ом-карта должна быть расположена на дистанции 0,3-3 м на уровне глаз. Закрепить взгляд на исходной точке знака по центру карты. Уже установлено, что эта точка является самой четкой частью иероглифа. Теперь плавно вести взгляд по знаку. Выполняя эти несложные действия, становится понятно, что самой четкой, более насыщенного черного цвета остается так часть знака, на которую обращен взгляд в данный момент. Выполнять упражнение 3 раза. После этого можно заметить, что теперь весь знак кажется довольно темным, чем был до.

О том почему падает зрение читайте тут.

Для выполнения этого упражнения необходимо стоять. Ом-карта будет находиться на дистанции 0,3-1,5 м от лица. Центральный знак на ней будет находиться в окружении ломаной линии, которая похожа на схематическое изображение лепестков подсолнуха или солнечных лучей.

Задержать взгляд на определённом участке данной линии, а после перемещаться по отрезкам линии, направляя голову вслед за взглядом. На каждом углу необходимо моргать. Выполняя такую гимнастику, стоит обратить внимание, что каждый отрезок линии, на котором останавливается взгляд, будет темнее всех остальных.

Выполнять его необходимо на той же дистанции от Ом-карты. Около знака на ней будет изображена окружность. Закрепить взгляд на конкретной точке окружности и медленно двигаться взглядом по окружности, при этом поворачивая голову. Повторить гимнастику несколько раз, затем закрыть глаза и выполнить все то же, водя глазами по воображаемой окружности.

Упражнение 4

Взять карманный вариант проверочной таблицы Сивцева.

Это набор из букв различного размера, которые помещены в несколько строк по мере убывания.

Держать таблицы на расстоянии вытянутой руки. Выполнять гимнастику по тренировке центральной фиксации, фиксируя взгляд на отдельных, но хорошо видимых элементах, отмечая их четкость. После этого необходимо сделать тусклым свет. Приблизить к лицу книгу, где мелкий шрифт на дистанции 25 см. прочитать 3 страницы.

Каждый день несколько раз читать проверочную таблицу. Она должна быть установлена на дистанции 3-6 м. При этом освещение должно быть качественное, а моргать нужно мягко. Начинать выполнять гимнастику с расстояния 3 м, а затем его плавно увеличивать, чтобы во время чтения отсутствовало напряжение.

Когда вы едите в транспорте или просто гуляете, то стоит следить взглядом за объектами, которые движутся навстречу и мимо.

Эта гимнастика была разработана известным американским специалистом С. Уиндолфом. Служит для создания условий правильной фокусировки глаз при рассматривании предметов на любой дистанции и исправления аккомодационных реакций мышц органа зрения.

Перед началом занятий важно выполнить расслабляющую гимнастику. Делать это можно с помощью яркого предмета. Отличным вариантом станет конфета, замотанная в яркую обмотку. Ее стоит расположить перед глазами на расстоянии вытянутой руки и вскользь глаза на нее, часто моргать.

Дальше проводить манипуляции с той же конфетой. Необходимо мысленно уменьшать ее размера, при не это не напрягаясь. Выполняется сжатие мышц глаз, при этом не переставая попутно фиксировать взгляд на центральной части объекта и время от времени моргать.

Этот специалист смог разработать собственный тренинг для эффективной борьбы с близорукостью. При выполнении упражнений для зрения используется проверочная таблица Сивцева. Суть методики сводится к тому, чтобы запоминать и распознавать буквы. Из-за этого возникающее напряжении при их рассматривании буде снижаться.

Первый этап – это правильный моральный настрой. Не стоит воспринимать имеющуюся таблицу, как проверочной шаблон для зрения. Применять ее стоит только как механизм для получения результата.

Если отыскать таблицу Сивцова не получилось, то выполнить такой инструмент можно своими руками.

Перед началом занятий Корбетт советует размять шейные мышцы. Для этого стоит воспользоваться поворотами головы с прикрытыми глазами. Делать это упражнение не быстро, а плавно. Затем выполнить пальминг (необходимо закрыть глаза и плотно прижать ладонями на несколько минут).

После этого необходимо взять таблицу классическую и расположить ее на дистанции 2 м от глаз. А таблицу, выполненную собственными руками, необходимо преподнести прямо к глазам.

Мини-таблицу расположить ближе до того расстояния, с которого можно без труда прочесть все буквы. Прочитать первую строчку и отдалить написанное, прочитать с максимальной дистанции вытянутой руки. Выполнить такие упражнения 2-3 раза, а затем быстро посмотреть на ту же строчу, но только в большой таблице.

Теперь можно остановиться, закрыть глаза и выполнить несколько поворотов головы в различные стороны. При этом дыхание должно быть максимально спокойным. Выполнять аналогичные мероприятия, но только уже для второй строки. Необходимо дойти до последней строчки. Но если вы испытывает дискомфорт, то перенапрягать глаза не нужно.

Уже через несколько дневных циклов человек сможет четко видеть большую таблицу.

Большую таблицу стоит расположить от себя на уровень 0,5-1 м. Провести вышеописанные мероприятия. Если имеются отличия остроты зрения у правого и левого глаза, то необходимо проводить гимнастику с каждым органом зрения по отдельности, закрывая один плотной светопроникающей повязкой.

Посмотреть какую нужно выполнять гимнастику для глаз при близорукости можно в материале.

Близорукость – это неприятный и распространённый недуг, как среди взрослых, так и детей. Бороться с ним необходимо на начальной стадии развития, чтобы предотвратить развитие тяжелых осложнений. Применять лечебную гимнастку для глаз стоит в комплексе с медикаментозной терапией. Это позволит получить максимальный и быстрый результат.

Рекомендуем вам также ознакомиться с таблицей для проверки зрения здесь.

источник

Миопия или близорукость – это нарушение рефракции глаза, при котором человек плохо различает предметы, расположенные на дальнем расстоянии.

Основная причина миопии – генетическая предрасположенность. При наследственном нарушении строения соединительной ткани возникает слабость заднего полюса глаза (склеры). Лучи света после преломления роговой оболочкой фокусируются перед сетчаткой. В результате четкого изображения на сетчатой оболочке не образуется.

Кроме наследственной предрасположенности причинами близорукости могут быть:

При близорукости возникает снижение остроты зрения вдаль, предметы становятся размытыми, пациент все время старается прищуриться. При длительном напряжении зрения возникает головная боль, боль в области бровей. При разном качестве зрения на обоих глазах боль может затрагивать только половину головы на стороне хуже видящего глаза. Зрение на близком расстоянии остается хорошим.

Около 20 лет назад миопия любой степени была показанием к ограничению физической активности. На сегодняшний день имеется ряд исследований, подтверждающих, что лечебная физкультура при миопии оказывает благоприятное влияние на орган зрения.

Исследование школьников и студентов со средней степенью близорукости и недостаточной физической активностью показало прогрессирование миопии за год более чем у 80% детей. В то же время, у школьников и студентов с нормальной двигательной активностью в течение года увеличение степени близорукости было обнаружено только в 10% случаев.

Циклические упражнения умеренной интенсивности (ускорение пульса до 140 ударов в минуту), такие как: ходьба, оздоровительное и лечебное плавание, при миопии ведут к улучшению кровотока глаз, активизируют работу мышц вокруг хрусталика. При регулярном выполнении упражнений повышается работоспособность, снимается спазм аккомодации, замедляется прогрессирование миопии.

Упражнения высокой интенсивности (при ускорении частоты сердечных сокращений выше 170 ударов в минуту): акробатическая гимнастика, прыжки со скакалкой, приводят к ухудшению кровоснабжения органа зрения. Возникает спазм артерий и капилляров, вызывающий ишемию мускулатуры глаза и сетчатки.

Для предупреждения развития и прогрессирования миопии необходимо выполнять общеукрепляющие упражнения в комплексе со специальной гимнастикой для глаз. Важно помнить, что положительный эффект достигается только при соблюдении принципов ЛФК:

  1. Системность. В упражнениях должны быть задействованы все отделы организма.
  2. Регулярность.
  3. Постепенное увеличение нагрузки.
  4. Сочетание с упражнениями для укрепления глазных мышц.

У пациентов с близорукостью слабой степени (до 3 диоптрий) ЛФК проводится в полном объеме. При быстро прогрессирующей миопии (более 1 диоптрии в год) исключаются спортивные соревнования, борьба, спортивная гимнастика, силовые упражнения и иные виды деятельности, связанные с высокой нагрузкой.

Пациенты с неосложненной близорукостью высокой степени (более 6 диоптрий) могут выполнять общеукрепляющую физкультуру умеренной интенсивности с обязательным контролем остроты зрения не менее 1 раза в год.

При развитии осложнений (дистрофии, разрывов сетчатки) ЛФК должна проводиться по индивидуальной программе. Из-за существующей опасности отслойки сетчатой оболочки и потери зрения таким пациентам разрешены только небольшие нагрузки, не увеличивающие внутриглазное давление.

При миопии любой степени противопоказаны:

  • бокс;
  • борьба;
  • тяжелая атлетика;
  • прыжки на лыжах с трамплина;
  • хоккей.

При миопии любой степени без осложнений разрешены:

  • стендовая стрельба;
  • стрельба из лука;
  • фехтование;
  • плавание;
  • гребля;
  • лыжные гонки;
  • биатлон;
  • спортивная ходьба;
  • бег на средние и длинные дистанции.

При миопии средней и слабой степени при отсутствии осложнений на глазном дне разрешены:

  • художественная гимнастика;
  • велоспорт;
  • конный спорт;
  • водное поло;
  • фигурное катание;
  • бег на коньках (шорт-трек);
  • большой теннис.

При миопии слабой степени без осложнений разрешены:

  • спортивная гимнастика;
  • современное пятиборье;
  • прыжки в воду;
  • бег на короткие дистанции.

Для укрепления мышц плечевого пояса используется физкультура с мячом:

  • передача от груди;
  • передача за голову поднятыми и согнутыми в локтях руками;
  • броски теннисным мячом в стену;
  • игра в волейбол, бадминтон, баскетбол.

Для укрепления мышц спины можно выполнять следующий комплекс упражнений:

  1. Лежа на спине, руки разведены в стороны. Теннисный мячик передается из одной руки в другую на уровне глаз, каждая рука при этом описывает полукруг.
  2. Выполнять перекрестное движение руками (руки скрещиваются на груди). Глаза следят сначала за одной рукой, потом за другой. Голова остается неподвижной.
  3. Лежа на спине делать махи ногами к разноименной руке. Взглядом следить за носком.
  4. Сидя с прямыми ногами и опорой на руки сзади. Ноги приподнять от пола и делать перекрестные махи. Смотреть сначала на одну стопу, затем на другую. Голову за глазами не поворачивать.
  5. Упражнение выполняется из такого же положения. Поднимать правую ногу вверх, затем влево, опустить. Повторить движение левой ногой.
  6. Из такого же положения поднять сначала одну ногу, совершить ею несколько круговых движений. Затем то же другой ногой. Взглядом следить за носками.

Для укрепления мышц шеи используется ЛФК:

  1. Стоя или сидя с прямой спиной делать наклоны головы вправо и влево.
  2. Стоя или сидя с прямой спиной. Наклоны головы вперед, затем возвращение в исходную позицию. Наклон головы назад (запрокидывание) делать не рекомендуется, чтобы избежать спазма сосудов шейного отдела позвоночника и нарушения кровотока головного мозга.
  3. Стоя или сидя с прямой спиной. Опустить голову на правое плечо, совершить движение вперед и полукругом до левого плеча. Затем – вперед и полукругом до правого плеча.
  4. Стоя или сидя с прямой спиной. Положить ладонь вытянутой вверх и согнутой в локтевом суставе правой руки на левое ухо. Медленно тянуть рукой голову к правому плечу до напряжения мышц шеи слева. Повторить то же с левой стороны.

Общеукрепляющие упражнения, действующие на весь организм:

  • плавание стилями “кроль”, “баттерфляй”, “на спине”;
  • бег средней интенсивности;
  • ходьба быстрым шагом;
  • катание на коньках (в том числе роликовых);
  • ходьба на лыжах.

Упражнения для глаз способствуют расслаблению мышц глазного яблока, улучшают кровообращение, облегчают работу на близком расстоянии. Гимнастика в сокращенном объеме должна выполняться каждый час при работе, требующей напряжения глаз (например, при работе с компьютером). В полном объеме гимнастика выполняется не менее одного раза в день утром после пробуждения или перед сном.

  1. Упражнение выполняется стоя, сидя или лежа на спине. Сильно зажмурить глаза на 5 секунд. Затем открыть и расслабить на 5 секунд. Повторить 10 раз.
  2. Быстро совершать мигательные движения глазами в течение 10 секунд.
  3. Смотреть на палец вытянутой руки. Медленно вести палец к носу, и смотреть на него, до тех пор, пока он изображение не начнет раздваиваться. Затем перемещать палец обратно.
  4. Глаза открыты. Медленно двигать глазами вверх, в сторону, вниз, в другую сторону. Мысленно нарисовать глазами квадрат, останавливая взгляд в каждом из его углов. Вращать глазами по кругу по часовой стрелке, против часовой стрелки. Повторить с закрытыми глазами.
  5. Посмотреть глазами на кончик носа (“скосить глаза”), затем – прямо. Повторить 10 раз.
  6. Упражнение выполняется сидя перед окном. На стекле нарисовать красную или черную точку диаметром 5 см. Смотреть сначала на точку в течение 5 секунд, потом – в окно на далеко расположенный объект (дерево, дом). Повторить 10 раз.
  7. Смотреть на палец вытянутой руки двумя глазами 3 секунды. Затем по очереди закрывать правый и левый глаз, а другим глазом смотреть на палец. Повторить 10 раз. Упражнение эффективно для восстановления бинокулярного (объемного) зрения, если имеется разная острота зрения в глазах.

После физкультуры проводится массаж плеч, воротниковой зоны, легкий массаж глаз. Круговыми движениями массируются веки (при закрытых глазах). Массаж производится без нажатия на глазное яблоко. Затем проводится точечный массаж в месте выхода зрительного нерва – в области бровей и крыльев носа.

Автор статьи: Татьяна, специалист для сайта glazalik.ru
Делитесь Вашим опытом и мнением в комментариях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *